Мчс россии и подводные потенциально опасные объекты
/4 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 1 (51) УДК 681.518.22: 621.039
Мчс россии и подводные потенциально опасные объекты
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
А.И. Вялышев
Аннотация
Представлена история развития работ с подводными потенциально опасными объектами в МЧС России. Описаны виды подводных потенциально опасных объектов в акваториях Российской Федерации. Приведены результаты работ по созданию специализированных технических средств для обследования объектов.
Ключевые слова: подводные потенциально опасные объекты; радиация; химическое загрязнение; мониторинг; чрезвычайная ситуация; система оперативного контроля акваторий; передача информации.
Emercom of Russia and Potentially Hazardous Underwater Objects
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
A. Vyalyshev
Abstract
The paper describes the EMERCOM of Russia activities dealing with potentially hazardous underwater objects. The types of potentially hazardous underwater objects in the waters of the Russian Federation are described. The results of efforts to develop specialized technical means for inspection of such objects are presented.
Key words: potentially hazardous underwater objects; radiation; chemical pollution; monitoring; emergency situation; system of operating control of water areas; information transfer.
Проблема безопасности затопленных потенциально опасных объектов впервые открыто прозвучала после трагедии с атомной подводной лодкой «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море в 1989 году вследствие пожара на борту. Реактор затонувшей АПЛ был заглушен, однако оставались торпеды с ядерными боеголовками.
30 ноября 1992 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина был создан Комитет по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве Российской Федерации (КОПРОН).
На Комитет были возложены задачи по предотвращению экологических катастроф на морях и других водных акваториях, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами.
В первую очередь необходимо было решить проблему с АПЛ «Комсомолец».
В 1994 году в результате преобразования федеральных органов исполнительной власти КОПРОН был упразднен, а его функции переданы вновь образованному Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). После успешно проведенных МЧС России в 1995-1996 годах работ по локализации торпед с ядерными боеголовками на АПЛ «Комсомолец» стал вопрос о других потенциально опасных объектах, затопленных в акваториях Российской Федерации.
Основой для постановки задач стала книга «Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях Российской Федерации» (так называемая «Белая книга») [1], вышедшая под эгидой Администрации Президента Российской Федерации в 1993 году, в которой впервые были представлены данные о таких захоронениях в морях Российской Федерации в послевоенное время. Помимо затопленных радиоактивных отходов была известна информация о затопленном трофейном немецком химическом оружии в Балтийском море.
С целью получения полной информации об опасных подводных объектах в морях Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.
2001 № 486 «О совершенствовании деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах» на МЧС России было возложено ведение реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта).
В том же постановлении было определено создание специальной службы при МЧС России с возложением на эту службу функций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
Позднее эти положения вошли в задачи МЧС России, утвержденные Указом Президента
Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2002 г.
№ 124 «О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации» под термином «подводные потенциально опасные объекты» понимаются суда, иные плавсредства, космические и летательные аппараты, в том числе их элементы, и другие технические средства, а также боеприпасы, элементы оборудования и установки, полностью или частично затопленные во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации в результате аварийных происшествий или захоронений, содержащие ядерные материалы, радиоактивные, химические отравляющие, взрывчатые и другие опасные вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/mchs-rossii-i-podvodnye-potentsialno-opasnye-obekty
Составлен реестр потенциально опасных подводных объектов
Согласно архивным данным, на затопленных в период Второй мировой войны в российской части Финского залива объектах могут находиться опасные для людей и экологии материалы, в том числе бесследно исчезнувшее химическое оружие, которое готовилось фашистской Германией для уничтожения Ленинграда. Специалисты МЧС взяли в общей сложности 130 проб морской воды и донных отложений. Данные экспресс-анализа показали превышение предельно допустимых концентраций нефтепродуктов в придонном слое воды в 5-10 раз.
Потенциальная опасность затопленных и затонувших объектов состоит в том, что вследствие коррозионных процессов в морской воде металлические оболочки со временем могут разрушиться и опасные вещества попадут в воду.
Места захоронений взрывчатых веществ более доступны и, как правило, отмечены на морских навигационных картах. Изучаются сейчас также места захоронений радиоактивных отходов. Здесь опасность могут представлять реакторные отсеки атомных подводных лодок, находящиеся в заливах архипелага Новая Земля, и радиоизотопные энергетические установки, затопленные возле острова Сахалин.
«Сложность предупреждения чрезвычайных ситуаций с подводными потенциально опасными объектами состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев не определена юридическая принадлежность объекта, неизвестно его техническое состояние, отсутствуют необходимая документация и критерии потенциальной опасности, — говорит директор Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России Михаил Фалеев. — В реестр подводных потенциально опасных объектов входят материалы, представляемые МЧС России соответствующими федеральными органами исполнительной власти, собственниками объектов и другими официальными источниками».
Пока не вошли в реестровую книгу около 4000 единичных объектов, находящихся во внутренних водах России, потенциальная опасность которых будет рассмотрена после получения дополнительной информации.
Составленный специалистами МЧС реестр сегодня содержит сведения об объектах, находящихся в Балтийском, Баренцевом, Белом, Карском, Охотском, Черном и Японском морях и российском секторе Тихого океана. В Балтийском, Черном, Карском и Японском морях затоплено в общей сложности 6,5 тысячи тонн обычных боеприпасов.
Проводились экспедиции МЧС и по морям Дальнего Востока. Специалистами были обследованы пять районов в северной части Японского моря, заливе Петра Великого и в центральной части Охотского моря. Проведенный анализ проб не выявил загрязнения придонной воды и донных отложений тяжелыми металлами, отравляющими веществами и продуктами их трансформации.
Вместе с тем в двух обследованных районах было отмечено возрастание концентрации цезия-137 в донных осадках. Однако специалисты МЧС считают, что в настоящее время данные загрязнения не представляют опасности, т. к. они ниже предельно допустимых концентраций в три раза.
Что касается результатов исследования дна Черного моря, то, по словам Михаила Фалеева, обнаруженное в некоторых местах повышенное содержание цезия-137 и стронция-90 обусловлено радиоактивным выпадением из атмосферы продуктов испытаний ядерного оружия, а также поступлением в море продуктов аварийного выброса на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Мониторинг опасных объектов стал носить системный характер, и в случае реальной угрозы для природы и человека он будет основой для принятия государством адекватных мер по устранению опасности.
На дне самого глубокого озера в мире, Байкала, обнаружены 472 подводных потенциально опасных объекта.
В ходе трех экспедиций, к которым привлекались сотрудники МЧС, Института океанологии РАН и Лимнологического института Сибирского отделения РАН, было обследовано в общей сложности 426 квадратных километров акватории озера Байкал — Малое море, Баргузинский и Чивыркуйский заливы, а также порт Байкал. Затонувшие объекты в основном находятся на глубинах до 100 метров.
Пятилетняя программа работ по очистке акватории Байкала, как ожидается, будет разработана совместно с территориальными органами исполнительной власти до 1 января 2005 года, а в первом квартале будущего года пройдет конференция по экологической безопасности этого озера.
У нас есть уникальное оборудование: специально для таких экспедиций создана лаборатория с автономным телеуправляемым подводным комплексом «Аква-ЧС», куда входят телеуправляемый подводный аппарат и спуско-подъемное устройство.
«Этот комплекс позволяет проводить осмотровые и технологические операции с ППОО на глубинах до 500 метров, — рассказывает Михаил Фалеев.
— Также есть лаборатории с мобильным комплексом оборудования для радиационного и химического контроля акваторий и модульная лаборатория поиска и обследования потенциально опасных подводных объектов».
Источник: https://rg.ru/2004/12/09/spasateli-reestr.html
Классификация потенциально опасных объектов и использование их в области экологического экстремизма
Для обеспечения безопасности на территории определенного региона необходимо определиться с предприятиями, которые являются потенциально опасными в плане возникновения чрезвычайных ситуаций.
Данную работу следует проводить, ориентируясь на классификацию опасных производственных объектов, которая выделяет следующие типы объектов:
- радиационно опасные;
- химически опасные;
- пожароопасные и пожаровзрывоопасные;
- биологически опасные.
Нередко предприятия несут в своей производственной деятельности не один вид опасности, а несколько. В этом случае, в первую очередь учитывают наиболее серьезный фактор опасности.
Наиболее многочисленными среди радиационно опасных объектов являются ядерные реакторы, классифицируемые по нескольким признакам: по назначению, по энергетическому спектру, по виду замедлителя, по теплоносителю, по конструктивному исполнению, по обогащению топлива, по агрегатному состоянию топлива.
Наибольшую опасность представляют энергетические реакторы, которые обладают огромными мощностями. Менее опасными являются графитовые реакторы.
К объектам, представляющим радиационную опасность, следует отнести также предприятия по добыче урана, ядерно-топливные производства, хранилища радиоактивных материалов, а также транспорт, использующий ядерную энергию в качестве движущей силы.
Химически опасные объекты классифицируются в зависимости от тех токсических веществ, которые применяются на производстве. С этой целью было проанализировано порядка семи сотен токсических веществ, имеющих наибольшее распространение. Из этого списка было выделено несколько десятков сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ, — ред.), которые несут в себе наибольшую опасность для человека.
При попадании в окружающую среду, СДЯВ образуют определенную зону поражения, в которую входит не только зона непосредственного воздействия, но и территория, на которую загрязнение может перенести ветер.
Территория поражения зависит от нескольких факторов: вида отравляющего вещества, объема, попавшего в окружающую среду вещества, рельефа местности, показателей ветра и другого.
На степень опасности химического объекта влияет объем хранящегося на складе СДЯВ.
К пожаровзрывоопасным объектам относятся объекты, на которых используются легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ — ред.), горючие газы и пыль. Показателями их опасности являются температура вспышки и самовоспламенения, а также нижние концентрационные пределы распространения пламени.
К ЛВЖ относят жидкости с температурой вспышки до 610С, которые воспламеняются при воздействии на них источника тепла в течение менее 30 сек., и способные самостоятельно гореть после того, как источник воспламенения будет убран.
Горючие газы имеют способность образовывать с воздухом газовоздушные смеси, которые взрываются или воспламеняются при температуре менее 550С.
К взрывоопасной пыли относятся микрочастицы с нижним концентрационным пределом воспламенения не более 65 г/м3.
Среди биологически опасных объектов выделяют фармацевтические и медицинские предприятия, а также объекты микробиологической промышленности.
В зависимости от масштабов вероятных аварий потенциально опасные объекты делятся на 5 классов:
- 1 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации федерального или трансграничного масштаба;
- 2 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации регионального масштаба;
- 3 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации территориального масштаба;
- 4 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации местного масштаба;
- 5 класс – объекты, аварийные ситуации на которых могут вызвать чрезвычайные ситуации локального масштаба.
Основываясь на данной классификации, органами МЧС разрабатывается перечень объектов, подлежащих учету с целью создания безопасных условий прилегающей к предприятию территории.
Следует отметить, что возникновение аварийной ситуации влечет за собой определенную социальную напряженность. Это объясняется обеспокоенностью социальных слоев проблемой загрязнения окружающей среды.
На фоне этого нередко проявляются явления, присущие так называемому экологическому экстремизму – радикальному общественному взгляду, пропагандирующему кардинальное воздействие на объекты, ухудшающие экологическую обстановку.
Такая агрессия может спровоцировать крупномасштабные чрезвычайные ситуации ввиду того, что на потенциально опасных объектах используются представляющие серьезную угрозу вещества.
Характерные особенности экологического экстремизма:
- Глобальность проявляется масштабными территориями, которые чаще всего выходят за границы отдельного государства. По этой причине устранение проявлений экологического экстремизма – это задача всего мирового сообщества.
- Тесное взаимодействие с другими проявлениями экстремистской направленности. Нередко экологический экстремизм является лишь инструментом для достижения цели других экстремистских форм.
Для России вопрос противодействия экологическому экстремизму стоит особо остро по причине существующей нестабильной ситуации в политической и экономической сферах.
Экстремистская направленность данного течения заключается в возможности его использования для достижения политических целей. В целях пропаганды данного течения нередко применяют средства массовой информации, в частности интернет-средства. А для популяризации используются призывы к борьбе за экологическое благополучие.
Выходит, что потенциально опасные объекты представляют собой не только угрозу техногенного плана, но и являются своеобразным инструментом политического воздействия в руках экстремистских объединений.
Тем не менее, осуществленный анализ говорит о высокой значимости проводимых в данном направлении мероприятий в плане противодействия угрозам, как техногенного плана, так и политического.
Источник: https://1cert.ru/stati/klassifikatsiya-potentsialno-opasnykh-obektov-i-ispolzovanie-ikh-v-oblasti-ekologicheskogo-ekstremizma
Управление безопасностью потенциально опасных объектов тема диссертации и автореферата по ВАК 05.13.01, кандидат технических наук Третьяков, Петр Андреевич
В современных условиях негативные факторы техногенного, природного и террористического характера представляют одну из наиболее реальных угроз для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, повышения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности и международного престижа Российской Федерации [123].
Негативное воздействие этих факторов становится все более масштабным и оказывает ощутимое влияние на социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности страны.
Федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления развернуты работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению защищенности потенциально опасных объектов инфраструктуры и безопасности населения от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений [112 — 117].
В настоящее время идет изменение приоритетов в обеспечении безопасности от традиционных — защиты жизни и имущества, к новым — обеспечению устойчивости и непрерывности основных бизнес процессов в организациях и на объектах. Наряду с традиционными целями — защита жизни и защита материальных активов — появляются новые цели:
• защита нематериальных активов (интеллектуальная собственность, данные, информация);
• оптимизация инвестиций;
• снижение операционных затрат;
• управление рисками.
Решать эти вопросы без развития электронных систем безопасности с использованием информационных технологий становится невозможным. Все большей популярностью у разработчиков пользуются системы безопасности с открытой архитектурой, которые позволяют не только использовать преимущества новейших сетевых технологий, но и надежно защищать передаваемые данные.
В распределенных системах управления безопасностью основное внимание уделяется решению глобальной задачи множеством взаимодействующих узлов.
При этом обязательно имеется глобальная концептуальная модель процесса обеспечения безопасности объекта, глобальный критерий успеха, а распределяются ресурсы, знания, управление и ответственность.
Основным направлением согласованного взаимодействия распределенных систем управления безопасностью с открытой архитектурой остается координация. Координирование означает воздействие на подсистемы нижнего уровня, которое заставляет их действовать согласованно.
В общем случае координация осуществляется для достижения общей цели функционирования и выполняется вышестоящей системой. Успех в решении этой задачи оценивается по отношению к общей, глобальной цели, поставленной перед системой.
Так как распределенные системы действуют так, чтобы достичь своих собственных индивидуальных целей, то между ними возникает конфликт, на разрешение которого и направлена координация.
Таким образом, координацию в распределенных системах безопасности с открытой архитектурой можно представить как частный случай правила согласования решений [64].
Современные системы безопасности — это сложные комплексы, состоящие из сотен и тысяч компонентов самых разных производителей, установленных на больших территориях.
Интеграция всей имеющейся техники в единую систему до сих пор решалась лишь частично — в рамках отдельных специализированных подсистем: охранной, пожарной, системы контроля доступа или видеонаблюдения.
При этом давно назрела необходимость не только организации эффективного взаимодействия компонентов, формально принадлежащих какой-либо из указанных специализированных подсистем, но и организовать гибкий и оперативный доступ самых разных служб к интересующей их информации непосредственно на рабочих местах [42].
Необходимость оценки эффективности управления комплексными системами безопасности (КСБ) возникает в связи с широким распространением в коммерческих и государственных структурах интегрированных систем технической безопасности и жизнеобеспечения [31].
Обеспечение безопасности населения на региональном уровне в течение последних десятилетий вошло в разряд наиболее приоритетных проблем, решаемых как административными органами, так и учеными многих развитых стран.
На реализацию перспективных идей в этой области направлен комплекс правительственных и отраслевых программ США, учитывающих одновременно требования предупреждения техногенных аварий и катастроф, а также ограничения (или недопущения) экологической «составляющей», их возможных последствий.
В Европе широко распространение получили нормативные документы, регламентирующие контроль и управление текущей обстановкой в регионах со значительным сосредоточением опасных промышленных объектов.
В Российской Федерации разработка подобных программ обеспечения безопасности является важнейшей функцией Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РФ, федеральных надзорных органов (Госгор-технадзора, Госатомнадзора, Госсанэпиднадзора и т.д.) и целого ряда других инстанций [31].
Важнейшей задачей координации в распределенных системах безопасности является управление безопасностью. Начальным звеном управления в региональной системе является объект, среди которых выделяется класс потенциально опасных объектов, где экологическая составляющая безопасности является важнейшей.
Актуальность разработки принципов управления безопасностью потенциально опасных объектов вызвана появлением новых технологий, в том числе, утилизации вооружений.
Цель диссертационной работы — обеспечение оперативности реагирования для предотвращения или ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах на примере объекта уничтожения химического оружия на основе научно-обоснованных решений управления безопасностью потенциально опасных объектов.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
— анализ проблем обеспечения безопасности потенциально опасных объектов с выделением задачи исследования;
— моделирование безопасности потенциально опасных объектов с оценкой моделей аварийных ситуаций на химически опасных объектах;
— разработка и исследование структуры и функций системы комплексного экологического мониторинга на примере объекта уничтожения химического оружия;
— разработка алгоритмов принятия решений при аварии на объекте уничтожения химического оружия;
— анализ принципов построения и функционирования системы комплексной безопасности на объекте уничтожения химического оружия;
— разработка принципов организации единой диспетчерской службы для оперативного реагирования при чрезвычайной ситуации на потенциально опасных химических объектах;
— разработка и исследование алгоритмов управления комплексной безопасностью и разработка информационно-управляющей системы безопасностью объекта уничтожения химического оружия.
Объектом исследования являются модели систем безопасности потенциально опасных объектов, методы обеспечения экологической безопасности потенциально опасных химических объектов на примере объекта уничтожения химического оружия.
Предметом исследования являются методы и алгоритмы принятия решений при управлении безопасностью потенциально опасных объектов, методы оперативного обеспечения органов, отвечающих за безопасность с использованием информационных технологий.
Методы исследований в работе применялись теоретические и экспериментальные методы исследований.
При определении ранжирования территорий по группам безопасности использовались статистические и экспертные оценки.
Для моделирования аварийных ситуаций на объектах уничтожения химического оружия применялись методы описания неоднородных явлений в атмосфере, методы оценки предельно-допустимых концентраций отравляющих веществ, разработка алгоритмов принятия решений и принципов специального программного обеспечения управления безопасностью с использованием ЕДДС велась на основе структурного анализа системы комплексного экологического мониторинга потенциально опасных объектов.
Достоверность и обоснованность полученных в работе результатов и выводов подтверждена внедрением информационно-управляющей системы комплексной безопасности на объекте уничтожения химического оружия.
Расчет и анализ ряда показателей безопасности потенциально опасных объектов основаны на принятых в МЧС России методиках, а также на положениях теории статистического анализа, теории вероятностей и фундаментальных основах построения вычислительных и информационных распределенных систем.
Достоверность экспериментальных результатов основана на большом объеме экспериментального материала Приволжского и Уральского федеральных округов в рамках задач МЧС России.
Научная новизна работы заключается в разработке научно-обоснованных решений управления безопасностью потенциально опасных объектов, обеспечивающих оперативность реагирования для предотвращения или ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, а именно:
— предложены модели систем безопасности потенциально опасных объектов на примере объекта уничтожения химического оружия;
— уточнены модели аварийных ситуаций на химически опасных объектах на основе ГИС технологий;
— предложена структура системы комплексного экологического мониторинга на объекте уничтожения химического оружия с введением элементов принятия управляющих решений безопасностью при чрезвычайных ситуациях;
— разработаны алгоритмы и программный комплекс управления безопасностью объектом уничтожения химического оружия;
— предложена методика использования единой диспетчерской службы как элемента интеграции функций системы комплексной безопасности.
Практическая ценность и реализация результатов работы.
Предложены рекомендации для защиты персонала и населения в сани-тарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий объекта уничтожения химического оружия в г. Камбарка Удмуртской Республики.
Создана и внедрена информационно-управляющая система комплексной безопасности объекта уничтожения химического оружия.
Работа выполнялась в соответствии с Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 года № 1098 и планами НИОКР МЧС России «Разработка комплекса мер по обеспечению безопасности населения России, проживающего вблизи химически опасных объектов» (п. 50 федеральной программы) и тематического плана НИОКР МЧС России п. 4.15 «Автоматизированные системы объединенной системы оперативно-диспетчерского управления субъекта Российской Федерации».
Работа выполнялась в Центрах мониторинга и прогнозирования Удмуртской Республики, Свердловской области и Ижевском государственном техническом университете.
Вся работа в целом, а также ее отдельные части могут быть использованы на потенциально опасных объектах России с участием ведомств, отвечающих за безопасность территорий, в том числе МЧС России.
Апробация работы. Отдельные этапы работы обсуждались и были представлены на научно-практической конференции «Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций» (г. Екатеринбург, 2001 г.), Всероссийской конференции «Проблемы уничтожения химического оружия» (г. Камбарка Удмуртской Республики, 2002 г.
), на Всероссийской конференции «Проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций» г. Тамбов 2003 г., на совместном заседании Совета безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного Совета Российской Федерации г. Екатеринбург 2004 г.
, Международной научно-практической конференции «Проблемы создания и повышения эффективности единых дежурно-диспетчерских служб на базе единого телефонного номера 01» (г. Москва, 2005 г.).
Публикации. Основные научные результаты по теме диссертации опубликованы в 15 научных работах, в том числе: 6 статей в журналах и сборниках, 8 тезисов докладов на научно-технических конференциях.
Структура диссертационной работы.
Диссертация содержит введение, 4 главы и заключение, список использованных литературных источников, содержащих 132 наименований и приложения.
Источник: http://www.dissercat.com/content/upravlenie-bezopasnostyu-potentsialno-opasnykh-obektov