Гуманитарные операции при чрезвычайных ситуациях

Глава российского МЧС в Швейцарии

Владимир Пучков прибыл в Швейцарию 23 апреля с двухдневным визитом. За это время возглавляемая им российская делегация успела посетить базу спасателей Air Zermatt в кантоне Вале и другие высокогорные объекты гражданской обороны.

В программу визита входила встреча с главой Швейцарского агентства развития сотрудничества (ШАРС) Мартином Дахинденом и руководителем Федеральной службы гражданской защиты Швейцарии Вилли Шоллем, а также выступление Владимира Пучкова на генеральной ассамблее Международной организации гражданской обороны (МОГО).

Нам удалось вчера встретиться с главой российского МЧС и задать ему несколько вопросов.

Наша Газета.ch: Владимир Андреевич, Ваш визит сегодня подходит к концу, наверно, уже можно подводить первые итоги. Каковы результаты поездки?

Обратите внимание

Вчера мы провели переговоры с главой ШАРС Мартином Дахинденом. Во всех официальных мероприятиях также принимал участие руководитель Федеральной службы гражданской защиты Швейцарии (FOCP) Вилли Шолль. Мы подвели итоги многолетней совместной работы России и Швейцарии в сфере проведения гуманитарных операций, «сверили часы» и определили направления дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.

А в чем заключается сотрудничество России и Швейцарии в этой области?

Мы проводим совместные гуманитарные операции, обмениваемся информацией, согласовываем место и время проведения международных миссий. Кроме того, у нас подписано соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления гуманитарных операций – это является залогом дальнейшего развития.

Во время встречи шла речь о вопросах, касающихся поддержки людей, вынужденных покинуть территорию Сирии. В этом регионе МЧС России по поручению президента Владимира Путина осуществляет крупномасштабную гуманитарную операцию. Мы доставляем грузы не только на территорию Сирии, но и в соседние страны – Иорданию, Палестину и другие.

Кроме того, мы занимаемся эвакуацией людей, которые хотят покинуть зону конфликта – как россиян, так и граждан других стран.

Вчера мы также обсудили перспективы дальнейшей совместной работы. Господин Шолль предложил продолжить обучение российских специалистов по вопросам управления рисками и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Для нас это, конечно, представляет интерес, потому что, осуществляя совместные проекты, мы учимся друг у друга, готовя высококвалифицированных специалистов, которые могут выполнять сложные работы в зонах возникновения чрезвычайных ситуаций.

Во время визита вы посещали и горные объекты. Какой опыт швейцарцев можно было бы взять на вооружение российским спасателям?

Вчера мы побывали в кантоне Вале, где нам рассказали о способах организации защиты населения, работе систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, связанных с природными явлениями, в частности, наводнениями.

Мы смогли визуально оценить все потенциально опасные участки – ледники и зоны оползней.

Важно

Обсудили со швейцарскими специалистами формы и методы работы по защите населения в этих условиях, по организации систем не только мониторинга, но и прогнозирования, способах информирования граждан.

Там же мы изучили опыт работы авиационно-спасательного подразделения, причем с профессиональной точки зрения – в состав нашей делегации входит заместитель председателя общественной организации «Российский союз спасателей» (РосСоюзСпас) Сергей Щетинин. Конечно, нам интересен опыт наших швейцарских коллег по организации системы реагирования и оказания помощи людям, которые проживают в горных условиях или отдыхают на горнолыжных курортах.

Кроме того, для российских специалистов представляет интерес внедрение современных форм финансового обеспечения деятельности спасательных подразделений – взаимодействие со страховыми компаниями, специальными фондами, в которых граждане Швейцарии участвуют на добровольной основе.

И, конечно, мы обсудили многие технические детали – эвакуация людей из трещин и расщелин, поиск пострадавших под лавинами, применение авиации в мероприятиях по эвакуации альпинистов со «стенки» в сложных условиях, а также другие узкопрофессиональные вопросы, которые интересны и швейцарским, и нашим специалистам.

Сейчас готовится соглашение между РосСоюзСпасом и нашими швейцарскими коллегами о взаимодействии в области поиска и спасения пострадавших и внедрения всех современных отечественных разработок. Мы предложили нашим коллегам российские технологии, оснащение и экипировку.

И они проявили интерес?

Сам факт подписания соглашения свидетельствует о том, что эти наработки представляют для них интерес. Нужно отметить, что службы спасения разных стран работают в тесном взаимодействии, осуществляя гуманитарную миссию.

Их задача – оказать помощь человеку, который оказался в беде, поэтому, конечно, их работа должна быть высокоэффективной.

Именно международная координация и кооперация всех усилий – техники, экипировки, оснащения, подготовки профессиональных спасателей – является залогом динамичного развития всех служб.

Существует ли программа обмена опытом между российскими и швейцарскими спасателями, подобная ежегодным курсам, которые проводились для российских военных в Андерматте?

Совет

У МЧС России существует совместная программа со швейцарскими коллегами. Наши специалисты проходят обучение в центрах на территории Швейцарии.

Вчера мы дополнительно обсудили все вопросы с господином Шоллем и пригласили наших коллег из Федеральной службы гражданской защиты для участия в международной выставке «Комплексная безопасность», которая будет проходить 20-23 мая в Москве. Там будут представлены все новейшие мировые разработки и технологии.

На выставку приедут и производители, и специалисты, работающие в области безопасности жизнедеятельности населения. Это будет знаковое мероприятие, которое позволит нам, в частности, на качественно новом уровне развивать российско-швейцарские отношения в области спасательного дела.

Меняется ли со временем определение «чрезвычайных ситуаций» и вместе с этим – Ваши обязанности и поле деятельности?

Все, что касается нормирования  в области чрезвычайных ситуаций в России, определяется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Президентом РФ определены все основные задачи подразделений, которые работают в этой области.

Сегодня можно сказать, что в России сформирована одна из лучших нормативно-правовых баз, которая охватывает все вопросы чрезвычайных ситуаций.

Мы рассматриваем весь комплекс опасностей и угроз для человека – в природной, техногенной и биолого-социальной сфере, нарушения привычной среды обитания, работы систем энергетики, транспорта и коммуникаций.

Сегодня в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая действует на всех уровнях.

Чрезвычайная ситуация требует реализации полномочий органов государственной власти, привлечения профессиональных служб – спасателей, пожарных, энергетиков, коммунальщиков, дорожных служб.

Например, в прошлом году, когда мы ликвидировали последствия падения челябинского метеорита, были задействованы органы управления и силы спасателей и Приволжского, и Уральского регионов.

Обратите внимание

Мы сформировали мощную группировку на территории Челябинской области, но по плану взаимодействия работали все органы управления и подразделения соседних субъектов. Это позволило в короткие сроки минимизировать потери, оказать помощь пострадавшим, восстановить инфраструктуру и нормальную систему жизнедеятельности населения.

Совсем недавно главнокомандующий вооруженными силами Швейцарии Андре Блаттманн призвал швейцарцев запасаться водой, дровами и консервами. Он говорил об этом в связи с ситуацией на Украине и возможной дестабилизацией обстановки в Европе. Как Вы прокомментируете такой призыв?

Это его право делать любые заявления в пределах его компетенции. Мое личное мнение – этот совет не совсем к месту и времени. Хотя многие швейцарцы живут в домах с каминами, поэтому запас дров никогда не помешает (смеется).

Возвращаясь к ситуации на Украине – расширились ли функции МЧС России в свете последних событий?

МЧС России работает в плановом режиме. На территории Крымского полуострова уже сформированы главные управления МЧС Республики Крым и Севастополя.

Мы приняли в свой состав все пожарно-спасательные и другие службы, провели мероприятия по техническому оснащению и перевооружению основных подразделений, которые выполняют широкий круг задач по профилактике и тушению пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи гражданам, попавшим в ДТП.

Кроме того, на наши подразделения на территории Крымского полуострова возложена задача оказания помощи при получении и распределении гуманитарных грузов и поддержке многодетных семей. Вместе с другими специалистами мы обеспечиваем устойчивую работу всех экономически важных и потенциально опасных объектов.

Мы провели работы по обеспечению защиты пансионатов, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей от природно-техногенных рисков.

В целом можно констатировать, что инфраструктура Крыма готова к проведению курортного сезона, и все вопросы безопасности и жизнедеятельности жителей приморских регионов и гостей решаются на уровне мировых стандартов.

Сегодня Вы принимали участие в генеральной ассамблее Международной организации гражданской обороны (МОГО), штаб-квартира которой находится в Женеве. Были ли там приняты какие-то важные решения?

За последние годы эта организация динамично развивается и получила новый импульс по реализации проектов по разминированию местности, внедрению новых форм и методов по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Важно

Под флагом МОГО проводятся гуманитарные операции, осуществляется система мер по поддержке населения в зонах чрезвычайных ситуаций и катаклизмов, а также решаются все задачи по подготовке и обучению органов управления, специалистов и подразделений гражданской защиты.

Сегодня в должности Генерального секретаря МОГО утвержден Владимир Кувшинов, более 20 лет проработавший в системе МЧС России

Сегодня на генеральную ассамблею был вынесен вопрос об укреплении кадрового потенциала, и в должности Генерального секретаря МОГО утвержден Владимир Кувшинов, более 20 лет проработавший в системе МЧС России.

Это профессионал, который в течение долгих лет занимается вопросами международного чрезвычайного гуманитарного реагирования, и я уверен, что в его лице МОГО получит интеллигентного опытного дипломата и профессионального спасателя.

Кроме того, я выступил с докладом, в котором идет речь об организации целого ряда новых гуманитарных проектов.

Во-первых, мы предложили под эгидой МОГО создать филиал Национального центра управления в кризисных ситуациях в Женеве, и правительство РФ запланировало на это средства.

Мы также предложили сформировать центры управления во всех странах-участницах организации. Это позволит координировать деятельность всех служб, которые занимаются гуманитарными проблемами.

Кроме того, мы выступили с идеей создания так называемых модульных систем профилактики реагирования, направленных на выполнение оперативных задач по оказанию помощи населению в зонах чрезвычайных ситуаций. Это направление позволит продвигать российские технологии в других странах.

Совет

Еще одно наше предложение касается дополнительных мер по подготовке специалистов в странах-участницах МОГО при поддержке российских экспертов.

Мы также готовы продолжить наше участие в действующих совместных проектах, в частности, по разминированию местности в Сербии и развитию российско-сербского гуманитарного центра.

Я думаю, что решения, которые были сегодня приняты генеральной ассамблеей МОГО, будут способствовать развитию всей системы гражданской защиты, координации усилий всех стран и внедрению новых современных подходов к вопросу безопасности жизнедеятельности населения.

Источник: http://nashagazeta.ch/node/17546

Мчс россии провело за 20 лет порядка 300 гуманитарных операций за рубежом

Мчс россии провело за 20 лет порядка 300 гуманитарных операций за рубежом, помощь получили около 140 стран мира. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе МЧС по случаю Всемирного гуманитарного дня, отмечаемого сегодня. В этом году он проходит под лозунгом «Распространим гуманность в мире».

«С начала 1993 года по настоящее время проведено около 300 зарубежных операций гуманитарной направленности.

За этот период, в том числе, было осуществлено 264 операции по доставке гуманитарных грузов в такие страны, как США, Куба, Никарагуа, Венесуэла, Сирия, Ливия, Кения, Мозамбик, Мадагаскар, Алжир, Ливан, Тунис, Палестина, Израиль, Иордания, Вьетнам, Япония, Китай, Шри-Ланка, Непал, Таиланд, Йемен, Украина, Сербия и многие другие», — сказали в МЧС.

Читайте также:  Гидроакустические помехи. определение. виды. частотный спектр.

География российской гуманитарной помощи традиционно широка. Она охватывает различные страны мира, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, военных конфликтов. «Всего около 140 государств», — уточнил представитель ведомства.

«По линии МЧС оказывается гуманитарная помощь ряду зарубежных государств через целевые взносы РФ в профильные международные организации на основе договоренностей, достигнутых МЧС России», — добавили в ведомстве.

Так, за счет взносов РФ в фонды международных организаций с 2005 года осуществлено более 130 гуманитарных операций, оказана помощь населению около 35 зарубежных государств, а общее количество доставленных грузов составляет более 300 тыс. тонн.

На сегодняшний день, по мировым оценкам, МЧС России является одной из самых передовых и сильных чрезвычайных служб в мире. Российские спасатели готовы к оперативному выполнению своих профессиональных задач в сжатые сроки в любой точке Земного шара.

«С 2012 года МЧС России доставляет в Сирию гуманитарную помощь для пострадавшего в ходе непрекращающихся вооружённых конфликтов сирийского населения.

Одновременно с этим для сирийских беженцев, находящихся на территории Ливана и Иордании, также обеспечена доставка необходимой и востребованной помощи», — напомнили в ведомстве. Кроме того, МЧС реализует проекты по гуманитарному содействию Кубе, Иордании, Тунису и Камеруну.

Они включают подготовку квалифицированных кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гуманитарную поставку лабораторного оборудования, тренажерных комплексов, снаряжения, технических средств обучения.

«В 2014 году МЧС России во взаимодействии с Всемирной продовольственной программой ООН передало африканским странам 130 КАМАЗов для транспортировки гуманитарной помощи. В этом году планируется поставка ещё 88 автомобилей», — сообщили в МЧС.

tass.ru

Источник: https://www.discred.ru/news/mchs_rossii_provelo_za_20_let_porjadka_300_gumanitarnykh_operacij_za_rubezhom/2015-08-19-14864

Médecins Sans Frontières | Практический словарь гуманитарного права

Катастрофа является неожиданным событием естественного происхождения (климатического, сейсмического или по иным физическим причинам) или антропогенного (аварийного или сознательного), противостоять которому можно только с применением мер исключительного характера. Международным правом не предусмотрена какая-либо правовая защита защита отдельных лиц в подобной ситуации.

Напротив, национальным органам власти предоставляются более широкие полномочия для борьбы с катастрофами, что может на время приостановить действие некоторых индивидуальных прав. Организация мероприятий по оказанию помощи и поддержание порядка лежат в таких случаях на национальных учреждениях по ликвидации последствий стихийных бедствий.

Также нередки случаи сотрудничества между государствами.

Для применения норм гуманитарного права необходимо, чтобы катастрофа была вызвана ситуацией вооруженного конфликта. Таким образом, важно различать стихийные бедствия и катастрофы, являющиеся следствием человеческой деятельности.

Обратите внимание

Несмотря на то, что последствия катастроф в том, что касается непосредственных нужд, схожи, методы действий и прав на вмешательство очень отличаются.

Для применения норм гуманитарного права следует также избегать использования таких терминов, как «кризис» или «гуманитарная катастрофа», если есть возможность применить более точные определения, так как они описывают ситуацию, не устанавливая права, регулирующего положение жертв или организаций по оказанию помощи.

Цель гуманитарного права – не допустить, чтобы война повлекла за собой стихийные бедствия.

Оно запрещает нанесение ущерба природной среде, имуществу, необходимому для выживания населения, а также установкам и сооружениям, заключающим в себе опасные силы, таким как плотины, ядерные и химические установки (что может нанести ущерб природной среде и, следовательно, принести вред здоровью или ограничить возможности выживания населения) и пр. Подобные нападения, провоцирующие крупномасштабные катастрофы и перемещения населения, являются военными преступлениями.

объекты, находящиеся под защитой

Гуманитарное право, применяемое к ситуациям конфликта, предусматривает также роль государственных организаций гражданской обороны, работающих бок о бок с организациями по оказанию помощи с тем, чтобы помочь населению преодолеть прямые последствия катастроф и обеспечить условия, необходимые для выживания гражданского населения (ЖПI, ст. 61).

Гуманитарный кризис и гуманитарная катастрофа

  • Применимые нормы международного права зависят не от объема потребностей, а от контекста и причин катастрофы, естественных или связанных с конфликтом. Таким образом, в гуманитарном праве чрезвычайно важно правильно квалифицировать ситуацию. Такая квалификация является определяющей в определении прав и обязанностей различных действующих лиц. Гуманитарное право применимо только в случае конфликта.
  • Слова «кризис» или «гуманитарная катастрофа» не являются юридическими терминами. Осознанно или неосознанно они применяются для описания драматизма ситуации, воздерживаясь от указания причин. Это позволяет ограничить ответные действия рамками материальной помощи и избегать каких-либо определенных обязательств, которые последовали в результате квалификации ситуации. Например, геноцид в Руанде в 1994 году в течение многих месяцев квалифицировался как «гуманитарный кризис». Действительно, признание факта геноцида обязало бы государства действовать для прекращения этих действий в соответствии с Конвенцией 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

Так, Резолюция Совета Безопасности № 929, принятая в разгар геноцида в июне 1994 года, невзирая на соответствующие заявления в предшествующих текстах (S/RES/925 от 8 июня 1994 года), подчеркнула, что «масштабы гуманитарного кризиса в Руанде представляют собой угрозу для мира и безопасности в регионе» (S/RES/929 от 22 июня 1994 г.).

За последние годы увеличился как масштаб природных катастроф, так и количество жертв.

Постоянный прирост городского населения на протяжении второй половины прошлого века, особенно в развивающихся странах, где демографический взрыв привел к ухудшению условий жизни, только усилил последствия таких катастроф.

Чтобы улучшить потенциал государств и помочь им в подготовке и реагировании, Организация Объединенных Наций и Международная федерация Красного Креста недавно пересмотрели свои стратегии, директивы, а также инструменты.

а. Заместитель Генерального секретаря по гуманитарным вопросам и Координатор чрезвычайной помощи

Должность заместителя Генерального секретаря по гуманитарным вопросам и координатора чрезвычайной помощи – это высокий пост в Управлении по координации гуманитарных вопросов (УКГВ). Сейчас этот пост занимает Валери Амос, вступившая в должность 1-го сентября 2010 года по назначению Генерального секретаря ООН.

Она отвечает за координацию всех чрезвычайных ситуаций, требующих гуманитарного вмешательства ООН, что включает как природные катастрофы, так и гуманитарные кризисы, произошедшие по вине человека.

Важно

Исполняя обязанности заместителя Генерального секретаря по гуманитарным вопросам и координатора чрезвычайной помощи, она координирует деятельность по оказанию чрезвычайной помощи на правительственном, межправительственном и неправительственном уровнях.

Канцелярия Координатора по гуманитарным вопросам

b. Международная консультативная группа по вопросам поисково-спасательных операций (ИНСАРАГ)

Международная консультативная группа по вопросам поисково-спасательных операций (ИНСАРАГ) представляет собой межправительственную сеть, занимающуюся вопросами поисково-спасательных работ (ПСР) в городах и реагированием на возникающие чрезвычайные ситуации.

Группа ИНСАРАГ была создана в 1991 году по следам инициативы международных поисково-спасательных команд, пришедших в 1988 году на помощь Армении, пострадавшей от землетрясения. Организация Объединенных Наций взяла на себя функцию секретариата ИНСАРАГ для усиления международного участия и координации.

С тех пор ИНСАРАГ принимала участие в оказании помощи во время землетрясений (Индонезия в 2004 году, Гаити в 2010 году), а также при обрушении сооружений (Иран в 2004, Индонезия в 2009).

Деятельность ИНСАРАГ определяется Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №57/150 от 27 февраля 2003 года «Повышение эффективности и укрепление координации международной помощи при проведении поисково-спасательных операций в городах».

Она состоит в повышении эффективности подготовки и проведения операций, а также взаимодействия между международными поисково-спасательными отрядами (ПСО), работающими в зоне чрезвычайной ситуации; в продвижении деятельности, направленной на совершенствование подготовленности в области проведения поисково-спасательных работ в странах, наиболее подверженных стихийным бедствиям, а также в развитии признанных на международном уровне процедур и систем для устойчивого взаимодействия между национальными ПСО, работающими на международной арене.

В Группу входят три региональные группы (Африка/Европа/Ближний Восток, Северная и Южная Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион) и Секция по поддержке полевых мероприятий (FCSS), входящая в состав Отдела аварийно-спасательных служб Женевского отделения Управления ООН по координации гуманитарных вопросов.

Каждая группа проводит оценку ущерба и потребностей, уточняет и устанавливает приоритеты для запроса международной помощи, облегчает иммиграционные процедуры для международного персонала по оказанию чрезвычайной помощи, и указывает государственный орган, отвечающий за координацию оказания международной помощи.

c. Международная стратегия уменьшения опасности бедствий (МСУОБ)

В декабре 1999 года Организация Объединенных Наций учредила Международную стратегию уменьшения опасности бедствий с целью улучшить готовность к стихийным бедствиям, сократить ущерб, наносимый стихией – землетрясениями, наводнениями, засухой и циклонами – благодаря превентивным мерам.

Совет

В 2001 году мандат МСУОБ был расширен, что сделало МСУОБ в рамках системы ООН центром координации деятельности, направленной на уменьшение опасности стихийных бедствий.

МСУОБ координирует усилия по снижению риска бедствий, проводит кампанию для улучшения осведомленности о пользе от снижения риска бедствий, выступает за увеличение инвестиций в поддержку мер по уменьшению опасности бедствий, информирует население, предоставляя практические инструменты и услуги, такие как сайт « Preventionweb », посвященный снижению рисков бедствий, или публикации с примерами оптимальных видов практики, оценки рисков по странам и аналитические доклады о мерах по уменьшению опасности бедствий, содержащие анализы рисков и мировых тенденций.

а. Руководство по внутригосударственному содействию и регулированию международной помощи при чрезвычайных ситуациях и помощи в проведении первичных восстановительных работ

Для оказания помощи в случае стихийных бедствий гуманитарным организациям требуется согласие соответствующего государства.

Случается, что гуманитарные организации сталкиваются с отказом государственных властей.

Но и помимо таких исключительных ситуаций на пути международной помощи в случае природных катастроф часто встают бюрократические препоны, вызванные нарушением работы местных органов администрации.

Чтобы облегчить проведение гуманитарных операций и прояснить роль пострадавших государств и международных гуманитарных структур, Международная Федерация обществ Красного Креста подготовила пакет рекомендаций, призванных помочь государствам улучшить свою законодательную базу по вопросам чрезвычайных ситуаций.

В 2007 году на XXX Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца после шести лет исследований и полутора лет официальных консультаций с государствами и национальными обществами Красного Креста было принято «Руководство по внутригосударственному содействию и регулированию международной помощи при чрезвычайных ситуациях и помощи в проведении первичных восстановительных работ» (Руководство по ВСРМП).

Руководство не является обязательным к применению.

Обратите внимание

Оно опирается на уже существующие международные инструменты, среди которых резолюции 46/182 (1992) и 57/150 (2003) Генеральной Ассамблеи ООН, «Меры по ускорению оказания международной помощи 1977 года» и «Хиогская рамочная программа действий 2005 года».

Данное Руководство призвано оказать помощь государствам, заинтересованным в совершенствовании своей нормативной базы до наступления чрезвычайной ситуации, чтобы облегчить оказание международной помощи.

Международная федерация Красного Креста в интересах Руководства принимает следующее определение чрезвычайной ситуации (ЧС): «серьезное нарушение нормального функционирования общества, представляющее значительную и широко распространенную угрозу человеческой жизни, здоровью или окружающей среде, возникающее в результате различных аварий, человеческой деятельности или влияния природных факторов, развивающееся внезапно или в результате длительного процесса, но не являющееся вооруженным конфликтом».

В Руководстве сформулирован ряд рекомендаций, подтверждающих суверенитет государств и роль сторон, оказывающих помощь. Вместе с тем в Руководстве содержится призыв ослабить меры юридического и административного контроля на государственном уровне.

Читайте также:  Безопасность потенциально опасных объектов

Среди основных рекомендаций можно выделить следующие:

  • Первоочередной обязанностью пострадавших государств является обеспечение снижения риска ЧС, оказания помощи при ЧС и проведения восстановительных работ на начальном этапе на своей территории;
  • Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца как дополняющие деятельность государственных органов в гуманитарной области играют ключевую роль в оказании поддержки на местном уровне;
  • Стороны, оказывающие помощь, и их сотрудники должны действовать в соответствии с национальным законодательством и применимыми положениями международного права, координировать свои действия с местными властями и уважать человеческое достоинство пострадавших в результате ЧС во все времена;
  • Стороны, оказывающие помощь, должны гарантировать, что предоставляемая ими помощь при ЧС и проведении восстановительных работ на начальном этапе соответствует принципам гуманности, нейтральности и беспристрастности;
  • С целью минимизировать негативное трансграничное воздействие и максимизировать эффективность любой международной помощи, которая может потребоваться, всем государствам необходимо создать систему оперативного обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, в том числе о надвигающихся опасностях, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, с другими государствами и гуманитарными организациями;
  • Государствам следует принять комплексную правовую, законодательную и организационную платформу, а также разработать систему планирования для предотвращения ЧС, уменьшения негативного воздействия ЧС, готовности к ЧС, помощи при ЧС и ликвидации последствий ЧС, которые полностью учитывали бы вспомогательную роль национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
  • Международному сообществу, включая доноров, региональные и прочие соответствующие структуры, следует поддерживать развивающиеся государства, структуры гражданского общества и Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца с целью повышения их собственной готовности к ЧС, способности предупреждать ЧС, реагировать на ЧС и снижать негативные последствия ЧС собственными силами;
  • Оказание помощи при ЧС или проведение восстановительных работ на начальном этапе может быть предпринято только при согласии пострадавшего государства и, как правило, на основании его обращения;
  • Пострадавшему государству следует без промедления принять решение о необходимости обращения за помощью при ЧС или проведении восстановительных работ на начальном этапе и своевременно сообщить о своем решении;
  • Развертывание вооруженных сил для целей оказания помощи при ЧС или проведенияпервичных восстановительных работ может осуществляться только в соответствии с запросом или с прямого согласия пострадавшего государства после предварительного рассмотрения сопоставимых альтернатив в виде применения гражданских средств;
  • В свою очередь пострадавшие государства должны сократить сроки, сборы и ограничения на въезд для сотрудников, на ввоз имущества и оборудования и содействовать структурам по оказанию помощи в получении необходимого юридического статуса на пострадавшей территории.

В Руководстве также предусматривается добавление в национальное законодательство стран типового закона относительно облегчения и регулирования международной помощи при чрезвычайных ситуациях и помощи в проведении восстановительных работ (по обновлению на август 2011 года). Также на вебсайте МККК на страницах, посвященных Руководству, размещена юридическая база данных национальных законодательств по чрезвычайным ситуациям.

@ www.unisdr.org

www.preventionweb.net

http://www.ifrc.org/en/

Введение в Руководство по внутригосударственному содействию и регулированию международной помощи при чрезвычайных ситуациях и помощи в проведении первичных

восстановительных работ https://www.ifrc.org/PageFiles/41203/introduction-guidelines-ru.pdf

Проект «Сфера», Гуманитарная хартия и минимальные стандарты, применяемые при оказании гуманитарной помощи. Гемпшир, 2011. Руководство доступно по ссылке http://www.sphereproject.org/resources/download-publications/?search=1&keywords=&language=Russian&type=0&category=22

BRAUMAN R., L’Action humanitaire, Flammarion, « Dominos », Paris, 1995, 127 p.

DOMBROWSKY W.R., “Lessons learned? Disasters, rapid change and globalization”, Revue internationale de la Croix-Rouge, Volume 89, Numéro 866, juin 2007, pp.271-277

FIDLER D. P., « Governing catastrophes: security, health and humanitarian assistance », Revue internationale de la Croix-Rouge, Volume 89, Numéro 866, juin 2007, pp 247-270.

PERRIN P., « Stratégie de l’assistance médicale dans les situations de catastrophe », Revue internationale de la Croix-Rouge, n° 791, septembre-octobre 1991, p. 523-535.

HARDCASTLE R. J. et CHUA A. T. L, « Assistance humanitaire : pour un droit à l’accès aux victimes des catastrophes naturelles », Revue internationale de la Croix-Rouge, n° 832, 1998, p. 633-655.

WorldDisastersReport 2010, focusonurbanrisk, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, с.220. Доклад доступен по ссылке http://www.ifrc.org/Global/Publications/disasters/WDR/WDR2010-full.pdf

Источник: https://slovar-gumanitarnogo-prava.org/content/article/4/katastrofa/

Гуманитарные операции на Балканах- уникальный опыт МЧС России

16 декабря Косовские сербы получили гуманитарную помощь из России. Ее доставка оказалась скандальной из-за трехдневной блокады колонны российского МЧС на границе центральной Сербии и Косова солдатами из миссии Евросоюза. Вопрос решился на саммите Россия–ЕС в Брюсселе.

Отправной точкой участия России в международных гуманитарных операциях можно считать 10 февраля 1993  года. В этот день первый автотранспортный конвой МЧС России из 20 КАМАЗов прибыл из подмосковного Ногинска в столицу бывшей Югославии город Белград и присоединился к крупнейшей гуманитарной операции, проводимой под эгидой ООН.

Российская автотранспортная группа за время работы в Югославии перевезла более 100 000 тонн гуманитарных грузов, что обеспечило выживание 200 000 человек мирного населения. Специальным оперативным проектом МЧС России в 1995–1996 годах стала миссия в рамках Международной конференции по бывшей Югославии.

Важно

В начале 1996 года краинские сербы стали массово покидать Хорватию. Для большинства из них угроза гибели стала реальностью. Россия оперативно начала поставку в лагеря беженцев жизненно необходимой гуманитарной помощи: продовольствия, теплой одежды, медикаментов.

Зимой речной танкер «Натали», зафрахтованный МЧС России, проделав путь от украинского порта Измаил до Белграда, доставил в блокированную Сербию 5750 тонн топлива для поддержания тепла на объектах здравоохранения и детских учреждениях.

В апреле 1999 года Россия, Швейцария, Греция и Австрия экстренно начали поставку гуманитарной помощи.

Эта операция, получившая название «Фокус», стала новым словом в практике чрезвычайного гуманитарного реагирования.

В рамках этой операции в Берене была развернута международная группа планирования и координации, а из России на Балканы было доставлено 2 автотранспортных отряда по 30 автомобилей КАМАЗ в каждом.

В мае 1999 года Правительством России было принято решение об организации и финансировании участия Российской Федерации в международной гуманитарной операции ООН на Балканах.

Данный документ был принят в целях оказания чрезвычайной гуманитарной помощи населению Союзной Республики Югославии, пострадавшему в результате ракетно-бомбовых ударов, нанесенных по территории этого государства. Распоряжением Правительства Российской Федерации по этому вопросу, в частности, поручалось, Минфину выделить МЧС России до 24,8 млн.

рублей из резервного правительственного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. И до 794,5 тыс. долларов США за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1999 год по разделу “Международная деятельность” на экономическую и гуманитарную помощь другим государствам.

Совет

Выделенные Правительством Российской Федерации средства пошли на оплату закупки грузов гуманитарной помощи, одного комплекта мобильного госпиталя, доставки этих грузов, а также групп российских специалистов, техники и оборудования в Союзную Республику Югославию.

Также из этих средств профинансировано до 10 рейсов самолетов МЧС России для доставки в Республику Македонию грузов гуманитарной помощи, предназначенных для беженцев из Союзной Республики Югославии, а также расходов по обеспечению работы мобильного госпиталя в течение 60 суток.

Этим же распоряжением Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено совместно с МЧС России определить маршруты, механизм доставки и передачи грузов гуманитарной помощи, порядок использования российских автотранспортных отрядов, авиации и мобильного госпиталя, а также конкретные сроки выполнения этих мероприятий с учетом сложившейся тогда обстановки на Балканах. МИД России также было поручено оказать содействие МЧС России в проведении переговоров с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев и руководством Всемирной продовольственной программы.

За счет выделяемых средств МЧС России было поручено осуществить с привлечением российского национального корпуса чрезвычайного реагирования закупку грузов гуманитарной помощи и мобильного госпиталя, доставку этих грузов и мобильного госпиталя, а также групп российских специалистов, техники и оборудования в Союзную Республику Югославию и Республику Македонию.

За счет этих же средств была обеспечена работа мобильного госпиталя в течение 60 суток. По истечении этого срока госпиталь передан югославской стороне. Распоряжением Правительства Российской Федерации предусматривалась оплата работы двух автотранспортных отрядов общей численностью до 100 автомобилей.

В 1999 году в разгар войны на Балканах МЧС России успешно справилось с задачей по доставке гуманитарного груза в Белград.

С 1993 по 2011 года МЧС России многократно оказывало гуманитарную помощь гражданскому населению Сербии.

В апреле 2008 года для сербского населения Косово грузовыми самолетами Ил-76 МЧС России в Белград было  доставлено 160 тонн продовольственных товаров, включая мясные и рыбные консервы, детское питание, рисовую крупу, сахар, а также медикаменты и дезинфицирующие средства. Общая стоимость этой гуманитарной помощи тогда составила около 40 млн. рублей.

В 2000 году Россия выиграла тендер на гуманитарное разминирование в Косово. Во время этой операции пиротехники Центра «Лидер» и 179-го спасательного центра проявили себя как профессионалы высочайшего класса. За полтора года работы ими было извлечено и обезврежено более 3 тысяч взрывоопасных предметов, разминировано 500 тысяч кв.м. земли, уничтожено более 20 тысяч опасных объектов.

В марте 2002 года  – в крае Косово (Югославия) приступил к работе сводный отряд разминирования МЧС России. За время работы (март-декабрь) саперы проверили в общей сложности более 234 тыс. кв. м территории, обезвредив 467 противопе­хотных и 17 противотанковых мин, а также 109 других взрывоопасных пред­метов.

Обратите внимание

 7 декабря МЧС отправило в Сербию очередную партию гуманитарной помощи. В среду большая колонна из 40 машин повезла в страну одеяла, продукты питания, электростанции, кухонную утварь, мебель. Общий вес груза составляет 284 тонны.

Маршрут: Ногинск-Калуга–Брянск, затем Киев (Украина)-Черновцы (Украина), затем Бистрица (Румыния)-Алба-Юлия (Румыния), и уже после-Ниш (Сербия)-Косовская Митровица. В ноябре этого года самолетом МЧС России Ил-76 в Сербию были доставлены сахар, консервы, компактные печи и некую посуду. Общий вес груза был 36 тонн.

В конце августа для тушения природных пожаров МЧС направило в Сербию самолет-амфибию Бе-200 и вертолет Ми-26. А в октябре в сербском городе Ниш был открыт российско-сербский Центр по чрезвычайным ситуациям на Балканах.

 Константин Качалин

Источник: http://www.mchsmedia.ru/focus/item/5050271/5150145

Международное гуманитарное право в конфликтах не международного зарактера 2015г

1. Гуманитарная деятельность

2. МГП в конфликтах не международного характера

3. Раненные и больные

4. Задержанные

5. Гуманитарное покровительство

6. Зоны безопасности

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок

В процессе гуманитарной деятельности на международной арене между ее субъектами и объектами осуществляется сотрудничество, которое получило название международного гуманитарного сотрудничества.

Важная составляющая гуманитарной деятельности — гуманитарная помощь . Она обычно оказывается в случае бедствий и, часто, при миротворческих операциях.

Гуманитарная помощьэто помощь, оказываемая на добровольной основе населению при чрезвычайных ситуациях различного характера, без стремления к какой-либо финансовой или политической выгоде с целью облегчения тягот и лишений пострадавших.

Важной особенностью гуманитарной помощи является безвозмездность ее предоставления пострадавшим, благотворительный порядок этой формы содействия.

Читайте также:  Рапорт на продление отпуска

Гуманитарная помощь преследует следующие основные цели:

обеспечить спасение и выживание наибольшего числа людей, пострадавших при стихийном бедствии, техногенной катастрофе или вооруженном конфликте, сохранить их здоровье, насколько это возможно, в условиях чрезвычайной ситуации;

— восстановить экономическую самостоятельность всех групп населения и работу служб жизнеобеспечения в кратчайшие сроки, уделяя особое внимание наиболее нуждающимся;

  • отремонтировать и восстановить пострадавшую инфраструктуру и возродить экономическую деятельность .

Гуманитарная помощь, как правило, включает,

во-первых , безвозмездное снабжение пострадавших различными материальными ресурсами, продовольствием, медикаментами,

во-вторых , — их обеспечение некоторыми необходимыми услугами

Оказание чрезвычайной международной помощи при бедствиях заключается в предоставлении пострадавшей стране, странам пострадавшего региона или непосредственно пострадавшему населению предметов первой необходимости.

В международной практике проведения гуманитарных операций выделяется шесть основных направлений действий, степень важности и приоритет которых варьируются по иерархии и масштабам.

Но в целом эти направления действий можно считать базовыми:

— поиск и спасение;

— предоставление убежища;

— обеспечение питанием;

— снабжение питьевой водой;

— медицинское и социальное обеспечение;

— защита от насилия и запугивания.

Субъектами гуманитарной помощи являются организации системы ООН, другие международные гуманитарные организации, страны-доноры.

Последние являются решающим звеном системы гуманитарной помощи, поскольку именно их материальные и финансовые ресурсы служат ее источником.

При внезапно возникшей чрезвычайной ситуации гуманитарная помощь, прежде всего, преследует цели материальной и неотложной медицинской помощи во имя спасения и сохранения человеческих жизней.

Кроме того, она позволяет пострадавшим удовлетворить свои основные потребности в медицинском обслуживании, крове, одежде, воде и пище, включая средства для ее приготовления

В случае возникновения гражданского или международного конфликта, целью гуманитарной помощи является не только обеспечение, но и защита гражданского населения, которая осуществляется чаще всего под эгидой соответствующих структур ООН и во взаимодействии с Международным Комитетом Красного Креста в соответствии с международными соглашениями.

Во всех этих случаях формирование, доставка, распределение и доведение гуманитарной помощи до нуждающихся осуществляется, путем проведения

гуманитарных операций.

Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их жестокость придают особое значение распространению на них определенных гуманитарных норм.

Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г.

Статья 3 содержит минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, внесудебное осуждение или наказание.

Важно

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения.

Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов , а потери среди гражданского населения — 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов .

Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах:

  • во время войны в Корее военные потери составили 16 , а гражданские — 84 процента ;
  • в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов,
  • в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов.

Принудительное перемещение населения может иметь место только по соображениям его безопасности.

Учреждения и памятники культуры должны щадиться; это относится и к религиозным объектам.

Во внутренних конфликтах такие учреждения и объекты зачастую подвергаются массовому разрушению .

Поощряется участие гражданских лиц в сборе раненых и больных и в оказании им помощи.

Если население страдает из-за отсутствия необходимого снабжения, то, с согласия государства, в таком снабжении может оказываться иностранная помощь на одинаковых для всего населения началах.

Стороны в конфликте обязаны принимать все необходимые меры к розыску и спасению раненых, которым обеспечивается гуманное обращение, включая медицинскую помощь.

Медицинский персонал, служители церкви подлежат уважению и защите.

Медицинские учреждения и транспорт не могут быть объектом нападения (вспомним захват дудаевцами больницы в Буденновске и превращение больных в заложников ).

Покровительство прекращается в случае использования медицинского учреждения или транспорта в военных целях.

Для обозначения медицинского учреждения используются те же знаки, что и в международном конфликте .

В конфликте немеждународного характера употребление термина «военнопленный» неверно юридически и политически. Здесь речь идет о «задержанных», которые статусом военнопленного не обладают.

Тем не менее за ними предусмотрены определенные права. Общие условия содержания и работы, которая может носить принудительный характер, должны в принципе соответствовать тем, которыми пользуется местное население.

Условия содержания мест заключения в общем аналогичны тем, что предусмотрены для лагерей военнопленных и интернированных в международных конфликтах: удаление от места боев, медицинская помощь. Допускается переписка, которая может быть ограничена.

В момент окончания задержания принимаются меры к обеспечению безопасности освобождаемых.

Мирное население подвергается особому риску во внутренних конфликтах.

Во внутренние конфликты вовлекается значительное число подростков.

Второй Дополнительный протокол предусматривает запрещение привлечения детей до 15 лет к участию в вооруженных конфликтах. Как известно, в Чечне это положение не соблюдалось.

Если, тем не менее, подросток все же принимал участие и был задержан, ему предоставляются необходимые гарантии, включая возможность продолжить образование .

Принудительное перемещение населения может иметь место только по соображениям его безопасности. Учреждения и памятники культуры должны щадиться; это относится и к религиозным объектам. Во внутренних конфликтах такие учреждения и объекты зачастую подвергаются массовому разрушению.

Что же касается методов и средств ведения военных действий, то здесь, следует руководствоваться соответствующими нормами международных конфликтов.

Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения.

Совет

Такие соглашения заключаются через посредничество Международного Комитета Красного Креста или державы-покровительницы. Типовое соглашение такого рода приложено к первой Женевской конвенции.

Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей возможно объявление «незащищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, расположенные вблизи от линии фронта).

Они могут стать объектом оккупации противником без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и демилитаризованные зоны.

Участие России в международном гуманитарном сотрудничестве возведено сегодня в ранг государственной политики.

Интегрирование МЧС России в деятельность аналогичных структур мирового сообщества — процесс объективно закономерный и необходимый.

Оно позволяет изыскивать эффективные пути решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осваивать международный опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сводить к минимуму масштабы последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий, где первостепенным является фактор своевременности и профессионализма действий привлекаемых сил. ,

Домашнее задание

§ 13 стр.63-69

Источник: https://multiurok.ru/files/miezhdunarodnoie-ghumanitarnoie-pravo-v-konfliktakh-nie-miezhdunarodnogho-zaraktiera-2015gh.html

Службы гуманитарной поддержки и логистики | World Food Programme

Поскольку вооруженные конфликты, массовое перемещение населения и стихийные бедствия наносят все более тяжелый урон, гуманитарная интервенция остается краеугольным камнем глобального управления.

Посвятив борьбе с кризисами более пяти десятилетий, Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП ООН) накопила огромный опыт и потенциал в цепочке поставок, инженерно-проектных работах и телекоммуникациях в чрезвычайных ситуациях, причем такой опыт и потенциал часто приобретались в самых сложных условиях.

Такой опыт позволяет ВПП ООН нарастить свой потенциал, чтобы также содействовать готовности к чрезвычайным ситуациям, среднесрочным и долгосрочным усилиям в области развития в зависимости от местной обстановки.

Обратите внимание

В условиях ограниченного финансирования и высоких ожиданий эффективности от гуманитарного сообщества требуются согласованные действия по упорядочиванию процессов и объединению ресурсов.

 Тесно сотрудничая с партнерами из частного сектора, ВПП ООН предоставляет доступ к активам и функциональным возможностям другим гуманитарным организациям, позволяя им быстрее спасать больше жизней при более низких затратах и уронах для окружающей среды.

Благодаря глобальному спросу ВПП ООН на продовольствие, товары и услуги, мы можем предложить конкурентные рыночные цены, своевременную доставку и обеспечение эффективности затрат для наших партнеров. 

Кроме того, ВПП ООН руководит Кластерами гуманитарной логистики и телекоммуникаций, помогая координировать гуманитарное реагирование. Совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) мы руководим Кластером продовольственной безопасности.

В качестве ведущего учреждения ВПП ООН координирует крупномасштабные гуманитарные операции от имени гуманитарного сообщества. Кластеры гуманитарной логистики и телекоммуникаций облегчают доступ к общим логистическим и телекоммуникационным услугам.

Кластер продовольственной безопасности координирует деятельность в сфере продовольственной безопасности во время гуманитарных кризисов, решая проблемы наличия, доступа и использования продовольствия.

  • Специализированное питание для детей, вода, средства гигиены, мобильные склады, транспортные средства и оборудование для телекоммуникаций в чрезвычайных ситуациях — все это ВПП ООН может предоставить партнерам.
  • ВПП ООН предоставляет склады для хранения различных продуктов питания и предметов помощи: от семейных палаток до оборудования для приготовления пищи. Все это может храниться на складах гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций (СГПООН), в рамках сети из шести стратегически центров гуманитарной помощи ВПП ООН в подверженных бедствиям регионах или на сотнях других складов ВПП ООН в удаленных районах. При необходимости ВПП ООН также обеспечивает хранение термочувствительных продуктов (к примеру, таких как лекарства) в холодильных камерах.
  • ВПП ООН сотрудничает с местными, региональными и глобальными сетями поставщиков услуг океанского, наземного и воздушного транспорта для доставки жизненно необходимой продовольственной помощи и предметов помощи в рамках собственных операций, а также для партнеров.
  • По запросу партнеров по гуманитарной деятельности ВПП ООН разворачивает телекоммуникации и направляет ИТ-специалистов для создания необходимых каналов связи в труднодоступных местах, позволяя гуманитарным работникам продолжать предоставлять жизненно важную поддержку людям, которым мы служим.
  • В более чем 15 странах ВПП ООН обеспечивает срочные пассажирские авиаперевозки для доставки гуманитарных работников в труднодоступные районы, из-за отсутствия дорожной инфраструктуры, небезопасных условий или невозможности воспользоваться услугами гражданской авиации. Служба гуманитарных воздушных перевозок ООН (UNHAS) позволяет гуманитарным работникам и поставщикам добраться до изолированных или недоступных сообществ и семей, нуждающихся в помощи.
  • В качестве отдельной услуги или опции пакета услуг ВПП ООН сотрудничает с местными компаниями или нанимает местных работников для обеспечения надлежащего хранения, а также погрузки и разгрузки продуктов питания и предметов помощи в более чем 75 странах.
  • ВПП ООН является ведущим агентством по оказанию инженерных услуг во время гуманитарных операций. По запросу ВПП предоставляет услуги в данной сфере правительствам, НПО и агентствам ООН. В частности, речь идет об услугах по созданию и восстановлению инфраструктуры: от восстановления взлетно-посадочных полос и реконструкции мостов, до создания инфраструктуры готовности к чрезвычайным ситуациям и экологичных энергетических решений.
  • Благополучие гуманитарных работников — одно из важнейших условий осуществления гуманитарных операций и обеспечения помощи людям, которым мы служим. Мы обеспечиваем необходимую вакцинацию сотрудников на местах их деятельности, размещение в полевых гостевых лагерях и используем новую методологию для проведения удаленной оценки эргономики рабочих условий.
  • Комплексное планирование, обеспечение и доставка гуманитарной помощи

Источник: https://ru1.wfp.org/humanitarian-support-and-services

Ссылка на основную публикацию