Государственная научно-техническая программа «безопасность»

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 2

Рекомендовано к печати Бюро Научного советаГосударственной научно-технической программы Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф ( ГНТП Безопасность) и Научным советом Международного института безопасности сложных технических систем.  [16]

Особое значение имеют расходы на науку игосударственные научно-технические программы, предназначенные для поддержки фундаментальных исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, а также для финансирования архивных учреждений.  [17]

На 1996 г. в России действует 41государственная научно-техническая программа.

Среди них можно выделить как особо важные: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники финансируется целевым назначением Министерством науки и технологий РФ из средств Федерального бюджета.  [18]

Обратите внимание

Важнейшим вопросом, рассматриваемым в сборнике, является информационное обеспечениегосударственных научно-технических программ.  [19]

Одним из центральных является вопрос повышения уровня и актуальности нашихгосударственных научно-технических программ.

На общесоюзном уровне они должны быть основным инструментом реализации приоритетных направлений научно-технического прогресса.

В них четко следует отразить основные цели государства в конкретном выражении, их масштабность, конечные сроки достижения, крупные этапы реализации.  [20]

Прогрессивное налогообложение должно также стимулировать трудовые коллективы в выполнении работ по госзаказам игосударственным научно-техническим программам.  [21]

Работы по проектам АЭС с отечественными реакторами ВВЭР нового поколения начались в 1989 г. в рамкахгосударственной научно-технической программы Экологически чистая энергетика.  [22]

Следует подчеркнуть, что аналогов таких программ в 1992 г. в России не имелось, за исключениемгосударственной научно-технической программы Стройпрогресс-2000, связанной, в основном, с совершенствованием малоэтажного строительства.  [23]

Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе несколькихгосударственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.  [24]

Важно

Необходимость ускорения научно-технического прогресса требует интеграции управления им на основе выработки единой стратегии научно-технического развития страны, исходя из состава и структуры целей и проблем в рассматриваемой области и ориентации на намеченные результаты вгосударственных научно-технических программах.  [25]

В 1989 году в Миннефтегазстрое была разработана концепция по широкому внедрению водо-угольного топлива в СССР. Эта концепция и разделГосударственной научно-технической программы ( ГНТП) Экологически чистая энергетика — Экологически чистое водо-утольнос топливо, его транспортирование и использование в энергетике был направлен Миннефтегазстро-ем в Совет Министров СССР.  [26]

В ходе выполнения плановых НИР, входящих в разделы государственных программ, отчеты по выполненным этапам работ представляются в региональные статистические управления. Оттуда информация поступает в органы, координирующие выполнениегосударственных научно-технических программ.  [27]

В результате проведенной координационной работы тематика ИНКО-КОПЕРН И КУС-1996 / 97 совпадает с приоритетами, зафиксированными вроссийских государственных научно-технических программах.  [28]

Идет поиск гибких форм хозрасчета на предприятии, на территории, развитие кооперации, аренды, индивидуальной трудовой деятельности.

Успех дела, с учетом проведения в жизнь кардинальной экономической реформы, следует искать в направлении разработки и осуществлениякрупных государственных научно-технических программ, программ структурной перестройки по приоритетным научным направлениям и социальной направленности развития.  [29]

В России реализуется комплексная программа освоения нетрадиционных источников энергии. Программа была разработана на 1991 — 2005 гг., она предусматривала доведение доли нетрадиционных источников энергии к 2000 г. до 0 8 % объема внутреннего энергопотребления.

Государственная научно-техническая программа Экологически чистая энергетика определяет направление и темпы развития фотоэлектрических преобразователей.

Конкретные вопросы развития нетрадиционных видов энергетики решаются в рамках федеральной целевой программы Топливо и энергия, подпрограммы Энергообеспечение районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а также мест проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока за счет использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива. В России около 45 % жилищ отапливается печами. В настоящее время в РФ около 70 % территории с населением 10 млн человек относится к зоне децентрализованного энергоснабжения. Выработка электроэнергии в таких регионах производится, в основном, на бензиновых и дизельных генераторах малой мощности. Резкий рост стоимости привозного органического топлива делает удаленные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока РФ перспективными для развития нетрадиционных источников энергии.  [30]

Страницы:      1    2    3

Источник: https://www.ngpedia.ru/id328469p2.html

Технологическая безопасность

Поиск Лекций

Виды ноосферной безопасности

Безопасность — это система регулируемых общественных отношений по поводу реализации и защиты основных прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов личности, общества и государства; обеспечения стабильно устойчивого функционирования и развития социально-экономической и общественно-политической структур, государственного устройства, институтов власти и управления, достижения мира и согласия.

Систематизация общих вопросов безопасности проводится в рамках Государственной научно-технической программы «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (ГНТП «Безопасность»). Направления этой программы фактически определяют составляющие компоненты ноосферной безопасности: технологический, экологический, информационной, экономический, энергетический, социально-гуманитараный.

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку.

Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Объектами экологической безопасности являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Политика экологической безопасности — целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности.

Система экологической безопасности — совокупность законодательных, медицинских и биологических мероприятий, направленных на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными нагрузками, а также естественными внешними нагрузками.

Совет

Экологическая безопасность достигается системой мероприятий (прогнозирование, планирование, заблаговременная подготовка и осуществление комплекса профилактических мер), обеспечивающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов развития промышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

Методы обеспечения экологической безопасности:

1) Методы контроля качества окружающей среды:

Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много — мало», «часто — редко» и др.) или частично количественные.

2) Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

3) Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

4) Методы управления качеством окружающей среды.

В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникших экологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная.

Согласно первой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем и ресурсосберегающих технологий.

В рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий.

Обратите внимание

Вторая концепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, что позволит найти допустимую величину возмущения — нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

Технологическая безопасность

Технологическая безопасность — обеспечение устойчивости высоких технологий при осложнениях, возникающих в связи с неблагоприятными тенденциями или конкретными событиями в государстве.

Одним из ведущих принципов обеспечения промышленной безопасности является предупреждение инцидентов путем осуществления превентивных действий направленных на недопущение и/или ограничение негативных последствий техногенных аварий и катастроф.

Среди этих действий, вероятно, важнейшими выступают экспертиза промышленной безопасности производственных объектов и прогнозирование развития реализовавшихся инцидентов.

В основе указанных действий лежат сбор, анализ и синтез объективной информации о текущем состоянии промышленной безопасности на конкретном производственном объекте, административном районе, регионе.

Многочисленность разноименных факторов, предметная интегрированность, размытость информации и нормативных характер принимаемых решений в области проблем промышленной безопасности диктуют необходимость выработки единообразных подходов к созданию методологического инструментария специалистов в области безопасности техногенной деятельности человека.

С учетом анализа фундаментальных и прикладных проблем безопасности техногенной среды, направлений и перспектив развития ведущих отраслей машиностроения прочность, ресурс и безопасность машин и конструкций становятся одними из актуальных направлений технического развития по мере роста рабочих параметров высокорисковых объектов и общего повышения потенциальной опасности сложных систем «человек — машина — среда». Постановка указанных проблем связана с комплексным анализом безопасности техногенной сферы и перспективами развития машиностроения.

При анализе безопасности техногенной сферы следует серийность соответствующих потенциально опасных объектов. Наиболее тяжелые аварийные ситуации возникают на уникальных объектах — единичных и многосерийных.

Число однотипных атомных энергетических реакторов составляет 1 — 10 при их общем числе в эксплуатации 450 — 500, число однотипных ракетно-космических систем обычно составляет от 3 — 5 до 50 — 80.

Важно

Среднесерийные потенциально опасные объекты исчисляются сотнями и тысячами, а крупносерийные — десятками и сотнями тысяч (автомобили, сельскохозяйственные машины, станки).

В соответствии с изложенным интегральные экономические риски, определяемые произведением единичных рисков на число объектов, оказываются сопоставимыми как для глобальных, так и для объектовых катастроф. Ущербы от единичных катастроф глобального и объектового масштаба отличаются на 8 — 10 порядков, риски на 4 — 6 порядков, а интегральные ущербы на 1 — 3 порядка.

Важным мероприятием по обеспечению безопасности технологических процессов является проведение профилактических испытаний как при первичном освидетельствовании производственного оборудования и средств защиты, так и в процессе их эксплуатации с целью выявления их соответствия требованиям безопасности (по прочности, надежности, а для средств защиты по защитным свойствам).

Надежность работы оборудования является одним из важных показателей безопасности производств. Этот показатель необходимо всегда учитывать при выборе (разработке нового) стандартного оборудования, при построений технологических систем или отдельных установок потенциально опасных производств.

Существуют различные критерии оценки надежности оборудования — долговечность, ремонтопригодность и т. д.

С точки зрения безопасности процесса интерес представляет оценка надежности оборудования по времени безотказного выполнения заданных функций, нарушения которых могут быть причиной возникновения аварийной ситуации.

Для обеспечения высокого уровня безопасности технологических процессов и благоприятных условий труда на производстве необходимо использовать все методы и средства, включая технические, организационные, правовые и экономические.

Нежелание работников на производстве руководствоваться действующими требованиями безопасности технологических процессов, не использование средств индивидуальной защиты и т.п. может сформировать необоснованный риск, как правило, приводящий к травмам и формирующий предпосылки аварий на производстве.

Совет

Технологическая безопасность как объект системы безопасности техногенной сферы в настоящее время стала важной составной частью безопасности оборонного комплекса не только в военное, но и в мирное время.

Военно-техническое сотрудничество гражданского и военного промышленного производства вытекает из «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» как на стадии создания образцов военной техники новых и новейших поколений с использованием научно-технических достижений в гражданском секторе, так и на стадии конверсии военного производства и военной техники.

Для мирового сообщества фактически назрела прямая необходимость унифицированного формирования науки, техники, технологий, экономики, культуры и философии безопасности техногенной сферы. Ее отличительной особенностью становятся единые принципы, критерии, нормы и законы анализа, регулирования, обеспечения и повышения безопасности.

Таким образом, все мероприятия по обеспечению безопасности технологических систем должны базироваться на строго научном подходе и быть направлены на разработку новых безопасных технологий и радикальное устранение многочисленных источников аварий и катастроф на существующих химико-технологических объектах.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s18643t4.html

Научно-техническая безопасность России

2000 № 3 (122)

Обозреватель — Observer Военно-политические проблемы

Научно-техническая безопасность России

М.Арсентьев,член-корреспондент Академии качества Российской Федерации,полковник

В соответствии с утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.

«Концепцией национальной безопасности», отражающей совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей, более подробно рассмотрим в настоящей статье содержание ее научно-технической составляющей.

Ключевым звеном, обеспечивающим интенсивное развитие экономики, является научно-техническая сфера, поскольку ее основная функция, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.

Через научно-техническую сферу экономика влияет на науку, стимулируя научные исследования в направлениях, результаты исследований в которых позволяют экономике развиваться динамично и способствуют повышению конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Наука, в свою очередь, стимулирует те отрасли экономики в которых возможна практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных исследований.

Среди основных национальных интересов России в области научно-технических отношений можно отметить следующие:

 преодоление кризиса в науке, прекращение распада ведущих научных школ и научно-технических комплексов, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований, находящихся на мировом уровне;

 сохранение достигнутого мирового уровня и научного превосходства, особенно в отраслях, наиболее важных для обеспечения экономического и научно-технического прогресса, а также обеспечения военной безопасности страны;

 сохранение кадровой основы научного потенциала страны, противодействие оттоку научных сил за границу, систематическое воспроизводство научных кадров (прежде всего на приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки), создание им соответствующих научной квалификации условий жизни и повышение престижа научной деятельности;

 развитие материально-технической базы отечественной науки, отвечающей современным мировым стандартам;

 создание и использование соответствующего современным условиям механизма финансирования науки на основе сочетания целевых государственных расходов (при приоритете за фундаментальными науками и военными НИОКР) с возрастающей долей частного финансирования научных исследований прикладного характера;

 обеспечение качественно нового уровня включения россий-ской науки и техники в мировой научно-технический процесс в интересах наращивания научно-технического и экономического потенциала страны, а также решения глобальных экологических и иных проблем.

Восстановление научно-технических связей России с другими странами СНГ.

Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.

Внутренние угрозы:

 утрата приоритетов научно-технической политики;

 разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;

 снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;

 возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;

 утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.

Внешние угрозы:

 разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;

 стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;

 расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.

Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической.

Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер.

Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.

Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука становится все более технологизированной, а технология — научно-фундированной».

Обратите внимание

Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п.

Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.

Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное — это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.

Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.

Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:

 возвращение к стабильному экономическому развитию;

 обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;

 выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.

Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.

Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей между республиками бывшего СССР, обеспечение конкуренто-способности российских научных и технологических достижений на мировом рынке

Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:

 должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;

 должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);

 заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.

Научно-техническая безопасность — один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.

Источник: http://militaryarticle.ru/obozrevatel/2000-obozrevatel/13143-nauchno-tehnicheskaja-bezopasnost-rossii

Целевые научно-технические программы как форма финансовой поддержки инноваций в России на государственном и региональном уровнях. Обзор текущей литературы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОР 2005 – 26

ЦЕЛЕВЫЕ научно-технические программы как форма финансовой поддержки инноваций в России на государственном и региональном уровнях.

Обзор текущей литературы.

ТЕМЫ:

1. Государственная научная политика в условиях рыночной экономики. Наука в структуре общественного производства России.

Современное состояние и развитие научно-технических ресурсов России и механизмы их эффективного использования. Приоритеты и перспективы развития важнейших направлений научных исследований.

Научно-техническое прогнозирование в России. Научно-техническая безопасность России.

2. Процессы развития и формирование секторов научной деятельности в условиях рынка (академическая наука, заводской сектор науки, наука в вузе, отраслевая наука, малый исследовательский сектор). Структура и размещение научного потенциала. Научно-технические комплексы. Технопарки и технополисы. Развитие региональных научных центров.

8. Финансовая, инвестиционная и налоговая политика в области инновационного бизнеса.

При обсуждении проблемы государственного участия в улучшении инновационного климата в России, первая и почти единственная проблема, которая находится в центре внимания, это недостаточное финансирование со стороны государства (3).

Важно

Но это только одна сторона проблемы и при этом преувеличенная, поскольку важен не только объем выделенных средств, но и как, кому и на каком основании каких механизмов эти средства выделяются. Здесь же ситуация не однозначна.

Другая сторона проблемы состоит в недостаточном использовании государством косвенных рычагов стимулирования научно-инновационной деятельности, которые являются основным методом создания благоприятного инновационного климата в развитых странах мира.

Это прежде всего нормативно-правовое регулирование участия различных институтов в инновационном процессе, распределение прав на создаваемую интеллектуальную собственность, а также налоговое регулирование.

Среди финансовых механизмов государственного участия в создании благоприятного инновационного климата можно выделить два ключевых:

1) система государственных научно-технических программ различного уровня;

2) специально созданные фонды.

В 2003 г. на государственные программы приходилось 14% финансирования из средств государственного бюджета по строке «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу».

При этом исполнение бюджета по программам было хуже, чем по базовому финансированию науки: в среднем уровень исполнения бюджета по программам составлял около 60%, тогда как по базовому финансированию – более 80%. Одновременно и сами программы были равнозначны и слишком многочисленны – их было значительно больше, чем в развитых странах.

Таким образом, для вновь возникающих программ – а именно к ним относятся программы по созданию и стимулированию инноваций, – свободных средств практически не оставалось.

Совершенствование системы финансирования должно начинаться с реструктуризации системы приоритетов научно-технологического развития.

Приоритет должен быть отдан развитию страны не на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области наиболее приоритетных базовых наукоемких и высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, являющихся наиболее существенными и прогрессивными двигателями развития национальной экономики (5). Инвестиции и факторы производства являются только средствами реализации научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

В соответствии с новыми приоритетными направлениями (3) необходима реорганизация системы формирования федеральных целевых программ, включая Федеральные целевые научно-технические программы (ФЦНТП), которые призваны обеспечить научный задел по приоритетным направлениям и научную базу остальных ФЦП отраслевого характера. При реализации выбранных программ отбор исполнителей проектов должен производиться на основе тендеров и финансироваться на контрактной основе, что в свою очередь создаст благоприятные условия для развития конкурентной среды.

Совет

Что же касается процедур формирования федеральных программ в зонах традиционной ответственности государства (2), то здесь можно, в первую очередь, отметить, что не должна быть линейной (или прямолинейной) система целей при формировании программ, направленных на удовлетворение государственных нужд.

Новое поколение программ в зонах традиционной ответственности государства должно быть основано на большей системности подхода, обеспечивающего рамки для участия рыночных сил и инициативы снизу при определении целей программ.

Необходима максимальная корреляция целей и задач данной роли государства с другими целями государственной инновационной и технологической политики (например, целью повышения конкурентоспособности промышленности).

Поэтому цели и задачи даже таких программ, как программы и разработки новых систем вооружений должны учитывать и другие цели государства и общества, отдавая приоритет разработкам и технологиям двойного назначения. Последнее, в частности.

означает, что задачи перед наукой должны ставиться так, чтобы новые знания, которые генерируются в результате их решения, создавали и формировали родовые (предконкурентные) технологии, которые могли бы получить развитие при решении широкого круга технологических задач в разных областях деятельности. Ведь мы не настолько богаты, чтобы тратить деньги дважды на решение сходных научных и технологических проблем.

Не стала пока катализатором для научного сообщества и предпринимательской среды ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения».

Сам процесс формирования проблем и задач, которые должны решаться в рамках программ, в которых участвует государство, должен носить интерактивный и (по возможности) максимально открытый характер. Он должен быть основан на выработке согласованных решений в результате действия активных и соответствующим образом организованных информационных потоков «сверху» и «снизу».

К настоящему времени намечено разработать и выполнить федеральную инновационную программу, включающую целевые программы по реализации критических технологий (из перечня, утвержденного Правительственной комиссией по научно-технической политике РФ) (5):

— информационно-коммуникационные системы;

— лазерные технологии;

— композиты;

— биотехнологии на основе биоинженерии;

— энергосберегающие технологии межотраслевого назначения;

— технологии обеспечения безопасности продукции, производственных объектов.

Обратите внимание

В состав этих программ войдут как инновационные проекты из действующих программ, так и новые проекты, по которым имеется научно-технический задел мирового уровня.

Реализация инновационных программ позволит, по предварительной оценке, увеличить в 2-2,5 раза выпуск принципиально новой продукции (в настоящее время объем ее выпуска составляет всего 2,1 млрд. руб. – 0,15% общего объема промышленной продукции), повысить конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Государственные программы поддержки малого бизнеса могут рассматриваться в качестве временной альтернативы (3). Такие программы должны иметь высокий уровень селективности, осуществляться на конкурсной основе и поддерживать в первую очередь высокорисковые, первоначальные стадии разработки технологических инноваций на малых предприятиях.

В рамках программ целесообразно поддерживать те исследования, тематика которых признана приоритетной на государственном уровне. Финансирование малых фирм не должно быть одинаковым на всех этапах их становления и развития. Целесообразно разделить поддержку на два основных этапа.

На первом этапе государство финансирует разработку новых продуктов или технологий, которая должна заканчиваться созданием прототипа изделий, продуктов или технологий. Второй этап заключается в подготовке продуктов и технологий к коммерциализации.

Здесь финансирование должно осуществляться на паритетной основе с заинтересованными промышленными предприятиями. Зарубежный опыт показывает, что необходимо вводить ограничения на участие одних и тех же малых фирм в конкурсах проектов.

В противном случае такие программы монополизируются небольшой группой малых предприятий, которые из года в год получают гранты на финансирование инновационной деятельности. Подобная опасность уже очевидно просматривается при анализе перечня фирм, получавших финансовую поддержку от Фондов Содействия и РФТР.

При создании инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, инкубаторов, инновационно-технологических центров) только последние годы стали использоваться рыночные подходы, в том числе финансирование на паритетной основе (3).

Пока же масштабы сформированной инфраструктуры не соответствуют даже тем низким инновационным запросам, которые существуют в стране. Косвенные меры стимулирования не способствуют созданию благоприятных условий для развития партнерских отношений между наукой и бизнесом, между малыми инновационными предприятиями и промышленностью.

Государственные инициативы пока еще фрагментарны и несистемны, а поэтому нередко неэффективны.

Перспективным является паритетное финансирование с привлечением средств регионов и внебюджетных источников. Государство не должно брать на себя то, что могут финансировать сами промышленные предприятия, а только в определенных случаях стимулировать развитие отраслей через программную поддержку исследований и разработок.

Важно

В основе формирования региональной инновационной политики лежит так называемая теория создания благоприятных условий среды для нововведений (4).

Ее центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом – передача инноваций и технологий (т.н. трансфер технологий).

В условиях общеэкономического кризиса активизация инновационной деятельности в регионе может быть обеспечена только при поддержке на региональном и муниципальном уровнях на основе разработки эффективной программы региональной инновационной политики.

Целесообразно рекомендовать региональным и местным органам власти установить норматив расходов на поддержку инновационной деятельности из бюджетов развития (3).

Катализатором развития инфраструктуры должно стать также более эффективное использование государственной собственности.

Быструю отдачу можно получить путем передачи неиспользуемых производственных площадей и ресурсов под создание инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов.

При поддержке инновационной инфраструктуры государственные средства целесообразно направлять на конкретные проекты, а не в организации или в конкретные территории в целом.

В новых условиях хозяйствования наиболее прогрессивной формой управления инвестиционно-инновационной деятельностью (ИИД) в регионе является разработка региональной инвестиционной программы (РИП), основанной на методологии программно-целевого планирования (1).

Совет

Предоставление льгот инвесторам, кредиторам и реципиентам является наиболее значимым фактором активизации инвестиционной деятельности в регионе, т.к. стимулирует привлечение инвестиционных ресурсов и расширение портфеля проектов.

При этом необходимо учитывать социальную ситуацию в регионе и риск ее ухудшения вследствие отвлечения части бюджетных средств от финансирования социальной сферы. Отбор инвестиционных проектов для включения в их программы должно быть конкурсным.

В составе органов управления инвестиционным процессом в регионе должны располагать ресурсами и правами их использования и иметь в своем составе штатных и внештатных специалистов по риск-менеджменту, инвестиционному проектированию, маркетингу, оценке имущества и бизнеса.

В регионе должны быть сформированы 3 системообразующие сегмента инвестиционного рынка:

1) рынок материальных ресурсов инвестиционного процесса (строительные и конструкционные материалы, техническое и технологическое оборудование и пр.);

2) рынок подрядных работ;

3) рынок долгосрочных финансовых ресурсов для финансирования инвестиционного процесса.

Головной организацией, обеспечивающей ИИД в регионе должен стать Координационный совет при зам. главы администрации, который должен рассматривать самые главные, принципиальные проблемы ИД в регионе.

Все текущие вопросы и задачи должно решать Агентство содействия инвестициям, учреждаемое совместно администрациями региона и муниципальных образований.

Оно же осуществляет решения, принятые Координационным советом.

Обратите внимание

Для активизации инвестиционного процесса в регионе важно развивать различные формы коллективного инвестирования. При коллективном инвестировании риск ложится на самих инвесторов.

От коллективного инвестирования выигрывает все развитие региона, т.к.

увеличение потока инвестиций в экономику создает условия для экономического роста, роста налоговых поступлений, а значит улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. БАБЕНКОА.И. Управление инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе: автореф. дис. … канд экон. наук. – М., 2005. – 24 с.

2. ГОЛИЧЕНКО О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития // Инновации. – 2003. — № 6. – С. 25 – 32.

3. ЛЕВЧАЕВ П.А., АНТРОПОВ Р.А. Формы финансовой поддержки и стимулирования инноваций в России // Формирование инновационной модели развития региона: материалы респ. науч.-практ. конф. (16 – 17 мая 2003 г.). – Саранск, 2003. — Ч. 1. – С. 79 – 82.

4. НУРЕТДИНОВ Р.Р. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития // Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в условиях рыночной экономики: материалы V межвуз. науч.-практ. конф. (21 – 23 апр. 2004 г.). – Казань, 2004. – С. 129 – 133.

5. ПЕТРОВ А.В. Инновации и инновационные процессы: основные понятия и классификация // Совершенствование предпринимательской деятельности и ее правового обеспечения. – М., 2005. – Вып. 4. – С. 258 – 262.

2.10.2005. Составители: Крюкова Н.Ю., Остертаг Т.Н.

  1. Обзор

    За нашей спиной в обстановке полной информационной блокады готовится не просто принятие ювенальной юстиции: Форсайт-проект «Детство 2030» — это еще круче,

  2. Закон

    Аннотация: В настоящий выпуск справочника включены правовые и нормативные документы федерального уровня, определяющие и регламентирующие научно- техническую деятельность.

  3. Курсовая

    Проблемы стимулирования экономического роста на данный момент остаются очень актуальными. Мировая экономика находится в стадии рецессии. США угрожает большой бюджетный дефицит, Европа продолжает ликвидировать последствия природных

  4. Документ

    — средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются инновационными предприятиями (ИП), региональными органами управлениями;

  5. Программа курса

    Учебно-методическое обеспечение курса «Инвестиционный менеджмент» для бакалавров и магистров всех форм обучения — программа, конспект лекций , тесты, задачи, вопросы к экзамену и пр.

Источник: https://refdb.ru/look/2154297.html

«Инфекции и биологическая безопасность» ГНТП «Новые методы оказания медицинской помощи»

В соответствии с Положением о порядке разработки и выполнения научно-технических программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г.

№ 961, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (далее — ГКНТ) совместно с государственным заказчиком Министерством здравоохранения Республики Беларусь, проводит открытый конкурс научно-технических проектов заданий государственной научно-технической программы «Новые методы оказания медицинской помощи», 2016-2020 годы, подпрограммы «Инфекции и биологическая безопасность», включенной в перечень государственных научно-технических программ на 2016-2020 гг., утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2016 г- № 153.

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии» как головная организация-исполнитель подпрограммы «Инфекций и биологическая безопасность» принимает проекты заданий на конкурс и их рассмотрение научно-техническим советом.

Участниками конкурса могут быть юридические лица независимо от форм организации и собственности, зарегистрированные в установленном порядке и имеющие научно-технический и кадровый потенциал, соответствующее материально-техническое обеспечение, необходимое для разработки требуемой научно-технической продукции.

Важно

Проекты заданий, рекомендуемые научно-техническим советом для включения в подпрограмму, должны предусматривать разработку инноваций, основанных на новейших отечественных и зарубежных научных достижениях, результатах, полученных при выполнении государственных программ научных исследований, и к началу освоения в производстве соответствовать требованиям экологической безопасности и международных стандартов, по своим технико-экономическим характеристикам соответствовать лучшим мировым аналогам или превышать их, быть конкурентоспособными, расширять экспортные возможности производителей вновь освоенной продукции, созданной на основе разработанных инноваций.

Материалы оформляются в соответствии с приказом ГКНТ от 25.05.2015 г. № 158 «Об утверждении примерных форм документов по разработке и выполнению научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных программ».

Проекты заданий должны быть представлены в четырех отдельно прошитых экземплярах и направлены в государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии», 220114, г. Минск, ул. Филимонова, 23, тел.: +375(17) 268 04 39, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов.

У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Направленные на конкурс материалы не возвращаются.

Материалы принимаются до 25 марта текущего года.

Информация по подпрограмме «Инфекции и биологическая безопасность», размещена на сайте www.belriem.by

Источник: https://www.vsmu.by/profcom-vsmu/profcom-vsmu-struct/151-uchastie-v-konkursakh-proektov/3062-infektsii-i-biologicheskaya-bezopasnost-gntp-novye-metody-okazaniya-meditsinskoj-pomoshchi.html

Ссылка на основную публикацию