Глубоководные подводные аппараты. обитаемые и необитаемые.

На дно океана: топ-5 российских глубоководных аппаратов

Прошедший в конце июня Международный военно-морской салон дал множество интересных новостей. Среди них были сообщения о разработках российских специалистов в области строительства глубоководных аппаратов. Сайт телеканала «Звезда» собрал пять самых интересных исследовательских и спасательных глубоководных аппаратов, которые используются Военно-морским флотом РФ.

Глубоководный аппарат «Русь» и его модернизированная версия «Консул»

Первым глубоководным аппаратом третьего поколения, построенным в России, стал аппарат «Русь». Ему долгое время принадлежал рекорд по погружению среди российских аппаратов. Он смог опуститься на 6180 метров.

Аппарат принадлежит ВМФ РФ и предназначен для проведения исследований и подводных работ. Он может выполнять подводные технические работы с помощью манипуляторного устройства, обследовать подводные сооружения и объекты, доставлять на грунт или поднимать на поверхность предметы массой до 200 кг.

Обратите внимание

Кроме того, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально со скоростью до 3 узлов.

На его борту находятся: гидроакустический комплекс с антенными устройствами, специализированный манипуляторный комплекс, забортная телекамера в прочном боксе, станция звукоподводной связи. Аппарат оборудован надежной системой безопасности. Впервые в мире предусмотрен отстрел нижней части аппарата при его аварийном прилипании к илу или грунту дна.

Российские специалисты разработали модернизированную версию аппарата, который получил название «Консул» от слов «конкреции сульфида». Хоть аппарат и схож с батискафом проекта «Русь» по основным характеристикам, но предназначен для проведения геолого-геофизических исследований морского шельфа. «Консул» 14 мая 2011 года смог опуститься на глубину 6270 м.

Батискафы «Мир-1» и «Мир-2»

Два российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата внесли огромный вклад в исследование мирового океана и озера Байкал. Батискафы могут погружаться до 6 км.

В настоящее время аппарат «Мир-1» находится в качестве экспоната в калининградском Музее Мирового океана, а «Мир-2» базируется на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

«Миры» использовались во время экспедиции к затонувшей атомной подлодке «Комсомолец». Тогда аппараты 70 раз опускались на глубину 1700 м. В 2000 году опускались к АПЛ «Курск», чтобы установить причину гибели субмарины.

С применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» в период 1987 по 1991 год проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, а 2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был размещён Российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям.

АС-30

Военно-морской флот России использует глубоководные аппараты проекта 1855 шифр «Приз».

Одним из самых современных аппаратов этой серии считается аппарат АС-30. Недавно он прошел модернизацию, в ходе которой на нем полностью было заменено морально устаревшее специальное оборудование на системы цифрового поколения.

Важно

В отличие от «Миров» этот в задачу аппарата не входят научные и океанографические исследования, он предназначен для спасения экипажей с аварийных подводных лодок путем стыковки к аварийным выходам подлодок.

Эксперты считают аппараты этого проекта самыми эффективными аппаратами спасения в российском флоте.

Аппарат был оснащен телекамерами, манипуляторами способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки. Он обладает специальным устройство для стыковки с комингс-площадкой подводной лодки, через которую подводники покидают аварийную субмарину.

АС-34

Еще один аппарат этой серии АС-34 находится в строю ВМФ РФ. Он располагается на борту спасательного судна «Георгий Титов». Модернизация, которую недавно прошел АС-34, позволила продлить срок службы батискафа до 2032 года.

Корпус спасательного судна выполнен из титана. И хотя рабочая глубина СГА 500 метров, но при необходимости аппарат может опускаться и на глубину 1000 метров и эвакуировать подводников с аварийной лодки при повышенной задымленности, и с повышенным давлением. Второй отсек АС-34 используется как барокамера. Данный аппарат может принять на борт до 20 подводников.

Обычно экипаж батискафа – три человека. Запас кислорода для работы трех человек рассчитан на 120 часов. На ситуацию со спасенными людьми – на 10 часов.

Бестер-1

Еще одним новейшим глубоководным спасательным аппаратом является АС-40 «Бестер-1». В прошлом году он заступил на боевое дежурство во Владивостоке. Уникальный батискаф, превосходящий зарубежные аналоги, способен с глубины более 700 метров «сухим» путем эвакуировать экипаж терпящей бедствие подводной лодки.

Он находится на борту головного спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов», не имеющего ограничений по мореходности.

Отличительной особенностью «Бестера» является также то, что он быстро может стать мобильным. По словам экспертов, аппарат может использоваться не только с борта «Игоря Белоусова», но и с других спасательных судов, после того как будет оперативно переброшен грузовым самолетом на любой из флотов.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201707121549-v8fk.htm

Обитаемые подводные аппараты

В составе флота Института океанологии состояли пять обитаемых подводных аппаратов — два типа «Мир» с глубиной погружения до 6 км, два типа «Пайсис», способные опускаться на 2 км, и аппарат «Аргус» для работ на глубине до 600 м.

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «МИР-1» и «МИР-2» были построены в Финляндии на фирме «Rauma-Repola» в 1987 году.

Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН им.П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года.

Совет

В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубины 6170м («МИР-1 «) и 6120м («МИР-2»).

Аппараты были установлены на судне обеспечения «Академик Мстислав Келдыш», построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с ГОА «МИР». Только за 1987-2005 гг. проведено 35 экспедиции в Атлантический, Тихий и Индийский океаны с применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2», а также 16 экспедиций с применением ГОА «Пайсис VII» и «Пайсис XI» (1977-1991).

Проведен обширный комплекс научных исследований в различных районах Атлантического и Тихого океанов, характеризующихся гидротермальной активностью на дне. Это — районы 26oс.ш. Срединно-Атлантического хребта (САХ), Брокен Спур (24 градуса с.ш.

САХ), 14o 45'. САХ, районы Лао и Манус — юго-западная часть Тихого океана, вулканы Пийпа в Беринговом море и Лоихи в районе Гавайских островов, залив Монтерей, район Гуаймас в Калифорнийском заливе, 21oс.ш.

Восточно- Тихоокеанского поднятия (ВТП).

В этих районах обследованы большие площади дна океана, сложенные полиметаллическими рудами. «Черные курильщики», выносящие горячую массу из недр оканической коры, окружены гигантскими геологическими постройками, сложенными сульфидами металлов, содержащими высокий процент железа, марганца, никеля, меди, цинка, кобальта и других металлов.

В процессе погружений ГОА «МИР» исследован необычный животный мир гидротерм, рождение и жизнь которого связаны с бактериальным хемосинтезом при полном отсутствии солнечного света. Это явление получило название хемобиос в отличие от фотобиоса — процесса зарождения жизни, в котором источником энергии является солнечная радиация.

С помощью аппаратов «МИР» проводились работы на затонувшей атомной подводной лодке «Комсомолец».

Осуществлялся многолетний радиационно-океанологический мониторинг в районе гибели лодки и на самом корпусе лодки, был проведен комплекс уникальных подводно-технических работ по герметизации носовой части лодки с целью снижения выхода радионуклидов из корпуса в случае возникновения утечек радиации. В течение 8 экспедиций сделано более 80 погружений ГОА «МИР» на АЛЛ «Комсомолец», лежащую на дне на глубине 1700 метров.

В 1991 и 1995гг. с помощью аппаратов «МИР» производились съемки кинофильмов на легендарном затонувшем судне «Титаник», лежащем на глубине 3800 метров.

Обратите внимание

В процессе погружений обследован корпус «Титаника», который во время аварии развалился на две части, лежащие на расстоянии 600 метров друг от друга, приведены уникальные киносъемки.

В результате работ были созданы широкоформатный фильм IMAX «TITANICA» и голивудский художественный фильм «TITANIC».

В 2003 году состоялось вручение приза «Подводный Оскар» заведующему Лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов ИО РАН доктору технических наук Анатолию Михайловичу Сагалевичу Академией подводных наук и искусств США по номинации «Наука». Это самый престижный приз в мире, вручаемый за подводные работы. В России это первый «Подводный Оскар».

В рамках исследования Арктического бассейна в июле-августе 2007 года выполнены погружения аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса. Погружения на Северном полюсе имеют как научное, так и большое историческое значение, ибо аппараты «Мир» выполнили впервые в истории подледные погружения на глубину 4300 метров.

В ходе уникальной научно-исследовательская экспедиции на озеро Байкал в июле-августе 2008 года глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» совершили 52 погружения, благодаря которым учеными был совершен ряд важных открытий, обнаружены нефтеносные породы, сейсмогенные грунты, а также новые микроорганизмы.

Технические характеристики обитаемых глубоководных аппаратов МИР

  • Рабочая глубина погружения 6000 метров
  • Запас энергообеспечения 100 квт-час
  • Запас жизнеобеспечения 246 чел.-час
  • Максимальная скорость 5 узлов
  • Запас плавучести (с поверхности) 290 кг
  • Сухой вес 18.6 тонн
  • Длина 7.8 м
  • Ширина (с боковыми двигателями) 3.8 м
  • Высота 3 м
  • Экипаж 3 человека

Источник: https://ocean.ru/index.php/component/k2/item/173-obitaemye-podvodnye-apparaty

Проекты автономных необитаемых подводных аппаратов семейства «Клавесин»

Для решения некоторых задач могут применяться различные дистанционно управляемые системы с комплексом необходимого оборудования. Так, для исследования морского дна и изучения донных объектов могут применяться автономные необитаемые подводные аппараты.

Системы этого класса активно разрабатываются отечественными предприятиями. В последние годы силами нескольких организаций были созданы несколько подобных комплексов. Два из них относятся к семейству под названием «Клавесин».

АНПА «Клавесин-1Р»

Первым представителем нового семейства стал аппарат «Клавесин-1Р». По имеющимся данным, автономный необитаемый подводный аппарат «Клавесин-1Р» был разработан Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН, г. Владивосток).

Целью проекта было создание специального средства, пригодного для выполнения различных задач на разных глубинах. Разработка велась как в интересах научных организаций, так и для соответствующих структур военного ведомства. Проектом предусматривалась возможность изучения окружающей обстановки и отдельных объектов при помощи набора бортового оборудования.

Важно

Аппарат получил автоматизированную систему управления с возможностью получения новых команд с пульта управления.
АНПА «Клавесин-1Р» перед спуском в воду. Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ruИсходя из требований и предполагаемых особенностей применения, авторы проекта использовали некоторые отработанные идеи и решения.

В частности, внешне изделие «Клавесин-1Р» напоминает торпеду немного увеличенных габаритов. Все основные агрегаты помещены внутри цилиндрического корпуса. Головная часть аппарата прикрыта полусферическим обтекателем, в корме имеется сужающийся агрегат, на котором находится т.н. движительный комплекс. Длина «Клавесина-1Р» составляет 5,8 м, диаметр корпуса – 900 мм.

Масса аппарата в воздухе – 2,5 т.АНПА «Клавесин-1Р» имеет прочный корпус, обеспечивающий работу всех агрегатов на больших глубинах. Характеристики конструкции обеспечивают погружение на глубины до 6 км. Аппарат оснащается четырьмя электродвигателями, расположенными на колонках кормовой части корпуса. Каждый из них вращает свой гребной винт.

Имеющиеся силовые агрегаты позволяют развивать скорость до 1,5 м/с (2,9 узла). Аккумуляторные батареи дают дальность хода до 300 км.Подводный аппарат получил автоматизированную программную систему управления. В ходе подготовки к погружению в автоматику изделия загружается программа, по которой в дальнейшем осуществляется работа.

При этом предусматривается возможность коррекции загруженной программы. Для этого комплекс управления, размещенный на борту судна-носителя, может использовать гидроакустический канал связи. После обновления программы АНПА «Клавесин-1Р» сразу может приступать к требуемым действиям.
Аппарат на испытаниях. Фото Svpressa.

ruНа борту подводного аппарата имеется набор различного оборудования, предназначенного для обследования окружающих объектов и сбора необходимых сведений.

В разных частях прочного корпуса монтируются гидролокаторы бокового обзора, электромагнитный искатель, цифровая видеокамера со средствами обработки сигнала, акустический профилограф, а также датчики температуры и электропроводности забортной воды.

Основным средством наблюдения за окружающим пространством, способным работать в различных условиях и использоваться для обнаружения разных объектов, является гидроакустический локатор бокового обзора. Имеется возможность использования высокочастотного и низкочастотного режима работы станции. Низкочастотный режим позволяет вести обзор полосы шириной 800 м.

При использовании колебаний высокой частоты ширина полосы сокращается до 200 м.Прочая бортовая аппаратура позволяет производить различные измерения и определять параметры окружающей среды. Также может выполняться батиметрическое исследование водоемов и их дна, акустическое зондирование донного грунта или видеосъемка обнаруженных объектов.

При помощи бортового оборудования «Клавесин-1Р» может как находить, так и обследовать различные объекты, расположенные на дне. Возможно изучение точечных и протяженных объектов.
Пульт управления комплекса «Клавесин-1Р». Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ruУправление работой подводного аппарата производится при помощи пульта, располагаемого на борту судна-носителя.

Совет

Оборудование пульта позволяет проводить предварительную подготовку перед погружением, в том числе вводить рабочую программу, контролировать работу всех систем, получать некоторые данные, а также корректировать заданную программу и передавать обновленные указания аппарату.

Проект АНПА «Клавесин-1Р» был разработан в середине прошлого десятилетия, и вскоре был доведен до сборки опытной техники с последующими ее испытаниями. Позже опытный образец использовался в различных операциях, целью которых было проведение исследований или поиск некоторых объектов.

Известно, что в ходе испытаний прототип совершал погружения в Японском море, а также опускался в Курильско-Камчатский глубоководный желоб. Опытная эксплуатация велась в районах Арктики. Так, в 2007 году аппарат «Клавесин-1Р» вошел в состав научного оборудования, используемого полярной экспедицией «Арктика-2007». Носителем комплекса стал атомный ледокол «Россия».

Позже АНПА нового типа использовался в поисковой операции в Охотском море. Целью этих работ был поиск затонувшего радиоизотопного источника.В конце 2008 года отечественные средства массовой информации опубликовали некоторые подробности исследовательской работы в арктических морях. Видеокамера аппарата позволила операторам увидеть разных обитателей морского дна, часть которых впоследствии не удалось опознать даже специалистам. Тем не менее, исследование морской фауны не являлось задачей операторов комплекса.
Изображение объекта, полученное при помощи аппаратуры «Клавесина-1Р». Фото ИПМТ ДВО РАН / Imtp.febras.ruВ ходе испытаний комплекс «Клавесин-1Р» подтвердил расчетные характеристики, а кроме того, улучшил некоторые показатели. Так, во время одного из погружений была достигнута глубина 6083 м. В 2008 году аппарат прошел государственные испытания, по результатам которых был рекомендован к полноценной эксплуатации. По разным данным, к настоящему времени автономный необитаемый подводный аппарат несколько раз использовался для различных исследований в разных морях.

Читайте также:  Безопасность информационная российской федерации

АНПА «Клавесин-2Р-ПМ»

Вероятно, по результатам испытаний и эксплуатации подводного аппарата «Клавесин-1Р» было принято решение о создании новой системы этого класса, предназначенной для эксплуатации специальными структурами военно-морского флота. В 2009 году министерство обороны сформировало требования к новому АНПА и выбрало разработчика.

19 мая 2009 года был подписан договор между военным ведомством и Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». К настоящему времени новый проект был доведен до стадии испытаний в море.Второй проект автономного необитаемого подводного аппарата получил название «Клавесин-2Р-ПМ». По имеющимся данным, новая разработка имеет те же цели и задачи, что и ее предшественник.

При этом АНПА второй модели должен отличаться немного увеличенными габаритами и иным составом бортового оборудования. За счет этого появляется возможность повысить эффективность поисковых работ и исследований морского дна.
Общий вид АНПА «Клавесин-2Р-ПМ». Фото Hisutton.comИмеются некоторые сведения о конструкции аппарата «Клавесин-2Р-ПМ».

Согласно этим данным, основным агрегатом изделия является рама прямоугольного сечения, предназначенная для установки всех основных систем. На ней монтируется электронная аппаратура, силовая установка, блоки плавучести и т.д. В корме также имеется движительный комплекс, состоящий из четырех двигателей с винтами. Защита от воды осуществляется при помощи прочного корпуса.

Корпус имеет цилиндрическую форму с обтекаемыми носовой и кормовой частями. На верхней поверхности корпуса предусматривается выступ-надстройка большой длины и малой высоты.Длина АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» достигает 6,5 м, диаметр корпуса – 1 м. Масса примерно равна 3,7 т. Скоростные параметры аппарата, по разным данным, примерно равны характеристикам предшественника.

Обратите внимание

При этом дальность хода была сокращена до 50 км. Прочность корпуса позволяет совершать погружения на глубину до 6 км. Несколько месяцев назад сообщалось, что аппарат уже смог совершить погружение на глубину 500 м.Точный состав бортового оборудования нового подводного аппарата неизвестен.

Вероятно, было решено сохранить общую архитектуру предыдущего проекта, но при этом повысить эффективность работы путем использования аппаратуры новых моделей с улучшенными характеристиками. Также заявлено повышение автономности в сравнении с АНПА «Клавесин-1Р».

Подобные данные могут говорить о сохранении существующих принципов управления, благодаря чему работа должна осуществляться по заранее составленной программе с возможностью ее корректировки в любой момент.
Новый аппарат с разных ракурсов. Фото Hisutton.comК настоящему времени опытная техника типа «Клавесин-2Р-ПМ» вышла на испытания.

Началу проверок предшествовало появление некоторых документов, раскрывающих подробности проекта. В частности, в феврале этого года ЦКБ МТ «Рубин» объявило запрос предложений о страховании опытной техники нового типа. Через месяц после этого планировалось выбрать компанию, которой предстояло застраховать два опытных подводных аппарата.

Также в документе указывалось, что строительство техники выполнялось в г. Санкт-Петербург, а проведение испытаний планируется в Санкт-Петербурге и в Крыму, на Черном море. Страховая стоимость одного АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» определялась в 300 млн рублей.В начале июня 2016 года руководство ЦКБ МТ «Рубин» рассказало о скором завершении работ по новому проекту.

Из опубликованных данных следовало, что к настоящему времени опытные образцы вышли на испытания и проверяются в акватории Черного моря. Также отмечалось, что в ходе этого этапа проверок «Клавесин-2Р-ПМ» сможет достичь глубины около 500 м. Погружение на большие глубины на используемом полигоне Черного моря попросту невозможно.

В обозримом будущем специалисты промышленности и флота должны будут завершить все необходимые работы по проекту «Клавесин-2Р-ПМ». После этого опытная техника, пройдя государственные испытания, может быть принята на вооружение военно-морского флота. Ранее в открытом доступе появлялись некоторые сведения о возможном применении новой техники. Автономные необитаемые подводные аппараты будут включены в состав бортового оборудования атомных подлодок, модернизируемых по проекту 949АМ. Кроме того, они станут штатным средством изучения обстановки АПЛ специального назначения БС-64 «Подмосковье» проекта 09787.

***

Разработка перспективных автономных подводных аппаратов позволяет дать флоту и научным организациям новые комплексы, способные осуществлять наблюдение и разведку в различных районах Мирового океана на разных глубинах. Обеспечивается возможность наблюдения за обстановкой при помощи гидроакустических локаторов, а также некоторой другой аппаратуры.

При приближении на минимальное расстояние новые аппараты могут использовать видеокамеры. Важным преимуществом новых отечественных разработок является возможность автономной работы без постоянного управления с борта носителя.
Предполагаемая архитектура аппарата «Клавесин-2Р-ПМ». Рисунок Hisutton.

Важно

comК настоящему времени один из аппаратов семейства «Клавесин» прошел все необходимые испытания и был рекомендован к полноценной эксплуатации. Два прототипа АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» в настоящее время проходят проверки, которые в будущем позволят определить их реальное будущее.

При отсутствии серьезных проблем и соблюдении нужных темпов испытания могут быть завершены в течение нескольких следующих месяцев. Благодаря этому в скором будущем военно-морской флот сможет получить новое специальное оборудование, упрощающее решение некоторых специальных задач.

Тем не менее, в связи со специфическим предназначением новой техники, подробности ее эксплуатации будут оставаться тайной в течение длительного времени.По материалам сайтов:http://imtp.febras.ru/http://ckb-rubin.ru/http://i-mash.ru/http://tass.ru/

http://hisutton.com/

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/101467-proekty-avtonomnyh-neobitaemyh-podvodnyh-apparatov-semeystva-klavesin.html

Вмф рф закупает канадские батискафы

Военно-морской флот России впервые получит обитаемые подводные комплексы на основе аппаратов зарубежного производства. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный представитель ВМФ, до конца текущего года будет закуплено два канадских батискафа АРС-600, способных работать на глубине до 1,5 тыс. м. В 2016 и 2017 годах армия должна получить еще по одному такому комплексу.

— Они будут работать совместно с необитаемыми подводными аппаратами и смогут дополнять друг друга. Использоваться будут исключительно для проведения спасательных операций, — пояснил представитель военного ведомства.

Мобильные глубоководные комплексы АРС-600 создадут на основе аппаратов Deep Worker канадской компании Nuytco Research. Их приспособлением для нужд российской армии займется петербургское ООО «ДайвТехноСервис». Как отметил гендиректор этой фирмы Владимир Каганский, в итоге комплекс будет сильно отличается от оригинала.

— Мы получаем аппараты без оборудования и оснащаем их с учетом специфичных требований Минобороны, — рассказал Каганский.

1

По его словам, используемые сейчас в ВМФ обитаемые подводные аппараты весят по 40 т, поэтому для их подъема и спуска нужны дополнительные средства. АРС-600 в двухместной модификации весит чуть более 3 т и может использоваться с любого судна, где есть подходящий кран.

Можно также транспортировать комплекс при помощи любого военного вертолета — в этом случае аппарат просто сбрасывается в море. На глубине он будет проводить осмотр аварийного объекта, передавая изображение с гидролокатора и камер высокого разрешения на поверхность в течение восьми часов.

Техника такого класса поступит на российский флот впервые, пояснил Владимир Каганский.

Кроме спасательных, АРС-600 можно задействовать в контртеррористических операциях, в работах с затонувшими боевыми кораблями и самолетами. Гидролокатор аппарата дает возможность обнаруживать взрывные устройства.

— Взрывчатки в море много, до сих пор остаются затонувшие корабли, перевозившие боезапас. Многие из них уничтожались в районах судоходных трасс.

Во время учений часто происходит утеря торпедного и минного оружия, в море падают авиационные бомбы, — рассказывает капитан третьего ранга в запасе Андрей Николаев.

Совет

Эксперт также отметил, что необитаемые подводные аппараты уступают обитаемым в точности получаемых данных и возможностях оперативного реагирования на изменение ситуации.

2

Трехмерное изображение, полученное с гидролокатора, выглядит весьма условно — как пояснили на предприятии, только натренированный человек сможет распознать, что именно находится в области обследования. По словам Владимира Каганского, четыре специалиста ВМФ прошли обучение по использованию аппарата в ЦНИИ имени Крылова. Теперь они могут обучать других сотрудников.

Андрей Николаев полагает, что аппарат комплекса АРС-600 еще предстоит испробовать на палубе корабля — без этого сложно в полной мере оценить эффективность его использования.

— Хотя общее отношение к этим аппаратам — как к игрушке, это надежное и интересное устройство. Но на вооружение его примут только после испытаний в составе корабельных комплексов, — отметил Андрей Николаев.

Стоимость одного комплекса АРС-600, согласно документам по развитию ВМФ (имеются у «Известий»), — около 310 млн рублей. Уже готово два аппарата — одноместной и двухместной модификации, рассказывает Каганский. По его словам, один из них обеспечивал безопасность погружения президента Владимира Путина в Финский залив прошлым летом.

3

— Такие аппараты есть у англичан, у голландцев. Обычно в этих странах они не стоят на вооружении, а привлекаются для проведения операций, — сказал Юрий Горев, представитель компании «Тетис Про».

Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров отметил, что зарубежная техника понадобилась для того, чтобы впоследствии строить такие аппараты в России.

— Например, мы закупаем вертолетоносцы «Мистраль» ради тех технологий, которые там заложены, чтобы их освоить и строить аналоги у себя. То же и здесь — посмотреть, изучить, сравнить и перенять опыт, — считает он.

Представитель «ДайвТехноСервис» подтвердил, что существует возможность освоить производство такого подводного аппарата в России.

— В перспективе, я думаю, это реально — открыть производство по лицензии в России, — отметил Каганский.

4

Компания Nuytco Research из Ванкувера строит необычные подводные аппараты под прозаическим названием «Глубоководный рабочий» (Deep Worker).

Необычность их в том, что эти машины по размерам, кругу решаемых задач и своим способностям занимают промежуточное положение между жёсткими скафандрами для водолазных работ и двух— трёхместными исследовательскими глубоководными аппаратами, подобными американскому Alvin или российскому «Миру».

Инженеры компании, разработавшие Deep Worker в 1990-х годах, полагают, что их детище удачно совмещает достоинства тех и других видов подводной техники, и в то же время нивелирует их недостатки. Возможно, что авторам субмарины действительно удалось нащупать «золотую середину».

Обратите внимание

Канадские машины активно используют американские учёные и, как ни странно, специалисты NASA. В воздухе робот весит 1,3 тонны, если в корпусе использован по большей части алюминий; и 1,75 тонны, если основной материал — сталь.

Компания-производитель предлагает своим клиентам выбор между более тяжёлой, но сравнительно недорогой, стальной субмариной и алюминиевым её аналогом, который, соответственно, дороже. Во всём остальном — это совершенно одинаковые подлодки.

Рабочая глубина Deep Worker составляет внушительные для такого небольшого аппарата 600 метров. Полезный груз — 114 килограммов (это, главным образом, сам пилот).

5

Системы жизнеобеспечения рассчитаны на 106 часов, так что в случае чего — есть шанс дождаться помощи. Впрочем, о безопасности скажем чуть ниже.

Аппарат полностью автономен. Благодаря малым размерам, он может использоваться для научных исследований или подводных работ (ремонтных и тому подобных) в местах, недоступных для традиционных научных подлодок.

Вместе с тем, человек может погружаться на этой машине глубже, чем в скафандре и тем более — в акваланге, и проводить на месте работ куда больше времени. В кабине поддерживается нормальное атмосферное давление и декомпрессии не требуется.

Малые размеры аппарата хороши ещё и тем, что его легко транспортировать на небольшом трейлере, а для спуска на воду может служить сравнительно небольшой кран, что сильно расширяет диапазон судов, с которых можно применять Deep Worker.

Его главный инструмент — две механические «руки», на которые можно устанавливать разнообразные «кисти». «Руки» эти превосходят в подвижности руки человека. Здесь применено псевдоконическое соединение звеньев манипулятора, дающее много степеней свободы. Для привода манипуляторов применена гидравлическая система, работающая на окружающей машину морской воде.

6

Важно

При этом по сравнению с известными аналогами в этой гидросистеме развиваются сравнительно небольшие давления, но прокачиваются большие объёмы воды. Благодаря этому, небольшие утечки из гидравлических контуров не сильно влияют на работоспособность системы.

Длина «рук» у машины может меняться в зависимости от задачи, а их конструкция предусматривает лёгкое и быстрое добавление дополнительных звеньев прямо на палубе «материнского» корабля.
Вся гидравлика в «руках» упрятана внутрь их гладких корпусов, так что за кораллы или какие-нибудь конструкции ничего не зацепится.

Подводная лодка была разработана так, чтобы сделать её управление настолько интуитивным, насколько возможно. Дабы пилот субмарины и рабочий/исследователь в одном лице мог бы посвятить внимание основной задаче.

Две педали этого аппарата качаются сразу в двух перпендикулярных направлениях каждая.

Благодаря этому пилот управляет всеми перемещениями подлодки с помощью одних только ног. Руки остаются свободными для управления манипуляторами и другими системами корабля. А также — для научных записей. Педаль под правой ногой отвечает за движение вперёд-назад и повороты. Левая педаль управляет движением по вертикали, а также движением боком. Это уникальное решение для подводных аппаратов.

7

Максимальную скорость в 4 узла машине обеспечивают четыре винта с электроприводом по 1 лошадиной силе каждый. Два из них поворачиваются и дают машине возможность двигаться по вертикали или смещаться боком, словно крабу.

Многими функциями аппарата пилот управляет простым прикосновением к чувствительному компьютерному дисплею. На случай отказа электроники предусмотрено механическое управление всеми жизненно важными системами подлодки.

На случай непредвиденных поломок здесь предусмотрено отсоединение тяжёлой рамы с кислотными аккумуляторами — кабина при этом взмывает вверх, как воздушный шарик.

Есть и связь с судном, которое во время работы постоянно излучает в воду «реперный» звуковой сигнал. Каждые две секунды акустический приёмопередатчик, установленный на Deep Worker, посылает сигналы на различных частотах. В них зашифрованы глубина и пространственное положение субмарины относительно судна.

Читайте также:  Аэромобильная группировка: задачи, назначение, авиационное обеспечение

8

9
10

11

12

13

14

[источники]источники

http://www.diveservice.ru/news.php?id=290 http://izvestia.ru/news/564466

http://www.robotov.net/catalog/enduse/113/sort/date

Еще что нибудь про подводные аппараты для вас:  Россия вырвалась вперед в военных  подводных технологиях, а вот хроники подвига — Пожар подо льдами, или вот Сюркуф — человек и корабль. А вот о том, что бывают Подводные авианосцы вы наверное и не знали. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=42048

Источник: https://masterok.livejournal.com/1639636.html

Самый глубоководный аппарат

13.11.2011 19:58

По заказу Министерства торговли и промышленности России началось проектирование батискафа, способного погружаться на глубину одиннадцать тысяч метров, до сих пор не покоренную человечеством.

Ни один существующий сегодня глубоководный аппарат не способен плавать так глубоко – максимальной глубиной для них (российского «Мира» тоже) считается 6.5 тысяч метров.

Этот проект должен быть реализован на протяжении 2009–2016 годов в рамках ой целевой программы «Развитие морской гражданской техники».

Совет

Согласно подсчетам заказчика, стоимость проекта, в том числе проектирование и разработка обитаемого батискафа, составляет 63 миллиона рублей.

Местом базирования этого глубоководного аппарата будет научно-исследовательское судно, создание которого тоже в данное время разрабатывается.

Экипаж батискафа составят 2–3 ученых, максимальная глубина погружения планируется 11 тысяч метров, предельное водоизмещение — 33 тонны. Аппарат будет способен находиться под водой на протяжении трех суток.

Одновременно с заказом на самый глубоководный аппарат Министерство торговли и промышленности РФ разместило заказ на проектирование научно-исследовательского судна, которое будет носителем обитаемого глубоководного аппарата. Экипаж НИС — 80 человек, в трюме судна будет размещен запас горючего и пищи и горючего для ста суточных автономных походов.

В заказе представители Минпрома России отметили, что создание подобного комплекса должно ««утвердить авторитет России в качестве великой морской державы и одновременно лидера в глубоководном судостроении».

В министерстве убеждены, что этот аппарат может быть возведен на верфях, принадлежащих Объединенной судостроительной корпорации. Но в самой ОСК данное высказывание не комментируют, объясняя, что не в курсе происходящего.

ТЗ проекта требует, чтобы батискаф был оснащен новейшей навигационной и радиотехнической аппаратурой, надежной и современной системой безопасности.

Кроме всего прочего, этот комплекс предоставит возможность значительно увеличить количество программ отечественных научных исследований, позволяя осуществлять самые сложные операции на предельно большой глубине.

— Обитаемые глубоководные аппараты обладают очень широкой областью применения – от сбора информации и проведения различных научных измерений, и до работ, связанных с ликвидацией последствий аварий под водой и прокладкой подводных коммуникационных или технологических систем.

Обратите внимание

Создание батискафа, который сможет погружаться на шесть километров, сегодня стоит в среднем 50 миллионов долларов, а в данном случае речь идет об 11 километрах – сообщил Анатолий Сагалевич, завлабораторией глубоководных аппаратов при институте океанологии Российской академии наук.

Он полагает, что перед тем, как приступать к созданию новых глубоководных аппаратов, нужно до конца использовать те, которые имеются.

— Наши «Миры» признаны лучшими аппаратами во всем мире, и все же большой очереди на их использование не заметно, — утверждает ученый.

— На содержание судна «Академик Келдыш», являющегося базой для двух аппаратов «Мир», в день уходит 40 тысяч долларов, что составляет 15 миллионов долларов за год.

Возможно, в государственном масштабе это не так и много, но если учесть то обстоятельство, что наша лаборатория двадцать лет ищет себе работу самостоятельно, то цифры выглядят не такими уж и маленькими.

В Министерстве торговли и промышленности отмечают, что кроме научного использования, Мировой океан сейчас активно применяется для прокладки в нем нефте- газодобывающих трубопроводов, кабельных трасс и различных платформ, поэтому новый самый глубоководный аппарат без работы точно не останется.

Сегодня только некоторые государства обладают глубоководными аппаратами:

У России имеются «Мир-1» и «Мир-2» (глубина погружения до 6.5 тысяч метров), у Франции — Nautile (6 тысяч метров), у Японии — «Шинкай-6500» (с рекордной глубиной 6527 метров), у Китая – копия «Мира», которая уже прошла испытания на глубине 5 тысяч метров.

— Уже имеется аппарат, который может погружаться на 6.5 тысяч метров, что позволит исследовать 98% площади дна Мирового океана.

Поэтому создание аппаратов, которые смогут опускаться на 11 тысяч метров – нецелесообразная затея, — сетует Сагалевич.

— Люди уже побывали на такой глубине — например, французы в 1960 году опускались на дно Марианской впадины, к тому же ничего заслуживающего внимания, кроме осадочных пород, там не обнаружили.

Ни советская, ни российская промышленность никогда не производили таких аппаратов. Даже «Миры» были построены в Финляндии — компанией Rauma-Repola Oceanics.

— Российское судостроение не в состоянии сегодня построить подобный аппарат, — говорит Алексей Безбородов, гендиректор агентства InfraNews.

— Этот корпус – это не просто болванка с иллюминатором, сделанная из титана — это корпус, который может выдерживать колоссальное давление, и построить такой аппарат – не очень большая проблема. Основная проблема заключается в судне, которое должно обеспечивать работу этого аппарата.

А такие суда наша промышленность никогда не строила. Даже во времена СССР практически весь отечественный глубоководный флот был заграничным: от «Юрия Гагарина» до «Мстислава Келдыша».

Источник: http://news-mining.ru/news/samyy_glubokovodnyy_apparat/

Автономные необитаемые подводные аппараты «Клавесин»

АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» объявило запрос предложений по страхованию двух автономных необитаемых подводных аппаратов «Клавесин-2Р-ПМ». Максимальная цена контракта составляет 48 млн рублей.

Автономный необитаемый подводный аппарат типа «Клавесин-1Р» разработки Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН), 2007 год (с) Свободная Пресса / svpressa.ru

Аппараты «Клавесин-2Р-ПМ» будут застрахованы на время:

проведения судостроительных и монтажных работ (Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 90);

проведения испытаний (Санкт-Петербург, Республика Крым, акватория Черного моря);

транспортировки по территории России.

Договор должен покрывать риски гибели и повреждения вследствие ошибок в проектировании, а также при постройке, спуске на воду, проведении ходовых испытаний.

Важно

Договор перевозки судна должен быть заключен «с ответственностью за все риски». Кроме того, будут застрахованы риски возникновения дополнительных расходов при выполнении судостроительных работ.

Страховая стоимость одного аппарата составляет 300 млн рублей.

Заявки на участие в запросе предложений можно подавать до 24 февраля. Итоги планируется подвести 9 марта, следует из документации закупки.

Согласно прилагаемой тендерной документации, АНПА «Клавесин-2Р-ПМ» создается ЦКБ МТ «Рубин»

в целях исполнения своих обязательств по государственному контракту № 748/31/664ПМ-2009/27-09 от 19.05.2009 с Министерством обороны Российской Федерации.

АНПА

включает каркас (несущую раму), его движительный комплекс, контейнеры с аппаратурой и аккумуляторными батареями, дополнительным оборудованием и блоками плавучести;

Размеры АНПА по проекту:

длина —  около 6 500 мм,

диаметр — около 1 000 мм;

Вес в воздухе — около 3 700 кг,

Максимальная дальность хода — около 50 км,

Глубина погружений — около 2000 м, (при проведении испытаний в соответствии с глубинами испытательного полигона на Черном море — около 500 м.).

Комментарий bmpd.

Автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) типа «Клавесин-2Р» создаются ЦКБ МТ «Рубин» совместно с Институтом проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН, Владивосток), и, по известным сведениям, являются дальнейшим развитием разработанного указанным институтом АНПА «Клавесин-1Р». Согласно публиковавшейся ранее открытой тендерной документации, АНПА «Клавесин-2Р» войдут в состав комплекса оборудования модернизированных атомных подводных лодок проекта 949АМ и переоборудованной атомной подводной лодки специального назначения проекта 09787 БС-64 «Подмосковье».

Согласно официальным данным ИПМТ ДВО РАН, АНПА «Клавесин-1Р», созданный также по заказу Министерства обороны России, представляет собой глубоководный многоцелевой комплекс, оснащенный современными средствами автономной и гидроакустической навигации и связи, реконфигурируемой системой управления, целевой аппаратурой для выполнения поисково-обследовательских работ, съемки и картографирования морского дна. Прошел экспериментальные испытания в Японском море и Курильско-Камчатском глубоководном желобе, опытную эксплуатацию на континентальном шельфе в Арктике и при поиске затонувшего радиоизотопного источника в Охотском море.

В 2007 году АНПА«Клавесин-1Р» использовался с борта атомного ледокола «Россия» в полярной экспедиции «Арктика-2007», и завершил Государственные испытания в 2008 году.

Для

АНПА «Клавесин-1Р» ИПМТ ДВО РАН заявляет следующие характеристики:

длина —  около 5 800 мм,

диаметр — около 900 мм;

Вес в воздухе — около 2500 кг,

Максимальная дальность хода — до 300 км,

Глубина погружений — до 6000 м  (максимальная достигнутая — 6083 м)Скорость хода — до 1,5 м/секАвтономность — до 120 часовАппарат способен выполнять заданную миссию в режиме программного управления и с коррекцией программы по гидроакустическому каналу связи с борта.

Передача команд на борт аппарата и телеинформации обратно осуществляется с помощью гидроакустической системы связи.

Автономный необитаемый подводный аппарат типа «Клавесин-1Р» разработки Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИПМТ ДВО РАН) (с) ИПМТ ДВО РАН

Источник: https://bmpd.livejournal.com/1733357.html

Автономный обитаемый подводный аппарат нового поколения

Одним из первых подводных технических средств для выполнения подводно-технических, поисковых и аварийно-спасательных работ под водой стали обитаемые подводные аппараты (ОПА), по сути миниатюрные подводные лодки. Такой аппарат полностью автономен, имеет собственную энергетическую установку.

Управляет аппаратом пилот, находящийся внутри аппарата. Из отечественных наиболее известны глубоководные аппараты «Мир‑1» и «Мир-2». В ВМФ России ОПА широко применялись в качестве рабочих (пр. 1839 и 18392 – все выведены из состава ВМФ и списаны) и применяются в качестве спасательных (пр. 1837, 1855 и 18270).

Большинство ОПА, существовавших до недавнего времени, имели довольно значительные массогабаритные характеристики, в частности массу до 50 т. При этом энерговооружённость этих аппаратов и время непрерывного нахождения их на глубине невелики.

Однако прогресс не стоит на месте, и в середине текущего десятилетия специалистами канадской компании Nuytco Research Ltd. создан компактный АОПА (автономный обитаемый подводный аппарат) DeepWorker (DW), обладающий весьма выдающимися техническими характеристиками несмотря на небольшую массу – от 2 до 3 т.

Совет

Это стало возможным прежде всего за счёт применения современных аккумуляторных батарей большой ёмкости и мощности, эффективных движителей постоянного тока, а также современных конструкционных материалов.

При проектировании аппарата компания Nuytco Research уделяла особое значение эффективности использования, удобству управления, безопасности применения и простоте технического обслуживания. ООО «Дайвтехно­сервис» является эксклюзивным официальным представителем компании Nuytco Research Ltd. на территории России.

АОПА DeepWorker способен выполнять не только поиск и обследование подводных объектов, но и работы на них.

Для этого на аппарате устанавливается различное навесное оборудование, применяемое для подводно-технических работ: мощные многофункциональные манипуляторы (рабочий с 6 степенями свободы, предназначенный для выполнения тонких точных операций на объекте, и фиксирующий с 4 степенями свободы и схватом, обеспечивающим крепление за конструкции объекта и удержание АОПА в необходимом для работы положении, а также выполнение грузоподъёмных операций), многолучевой эхолот, профилограф, датчики мониторинга окружающей среды, оборудование для инспектирования протяжённых коммуникаций, приборы неразрушающего контроля (толщинометры, датчики катодного потенциала и др.), пилы, резаки и т. п. Многими функциями АОПА DeepWorker пилот управляет простым прикосновением к чувствительному компьютерному дисплею. На случай отказа электроники предусмотрено механическое управление всеми жизненно важными системами аппарата.

Благодаря сферической форме купола обзор пилоту в переднем секторе вполне достаточен для управления навесным оборудованием и ориентации в пространстве. Для детализации обзора в носу на раме аппарата установлена широкоугольная видеокамера.

Подобные видеокамеры могут устанавливаться на различных местах корпуса для обеспечения обзора практически в любом секторе.

Вывод изображений от ТВ-камер осуществляется на дисплей, располагающийся перед пилотом, как поочерёдно от каждой камеры, так и одновременно от нескольких камер.

Погружение на рабочую глубину (600–1000 м) занимает 20–30 мин. Такое же время занимает всплытие. Кроме того, аппарат оснащается системой стабилизации отстояния от грунта.

Обратите внимание

Связь с обеспечивающим судном производится при помощи гидроакустической станции звукоподводной связи в подводном положении и при помощи УКВ-радиостанции в надводном положении.

В кабине пилота поддерживается нормальное атмосферное давление, поэтому декомпрессия после работы под водой не требуется. Для обеспечения жизнедеятельности пилота в автоматическом режиме поддерживается оптимальный состав газовой среды в прочном корпусе. Основная система жизнеобеспечения имеет двойное резервирование.

В аварийной ситуации пилот может сбросить балластный груз или, в крайнем случае, блоки аккумуляторных батарей и опорную раму с навесным оборудованием. Все основные узлы аппарата имеют простой доступ, благодаря чему техническое обслуживание и ремонт не вызывают затруднений.

Размещение DeepWorker на палубе судна не требует большого пространства. Крепление аппарата к палубе осуществляется оттяжками (талрепами) за его раму. Еще одно важное преимущество аппарата DeepWorker – его мобильность.

Благодаря относительно небольшому весу и габаритам аппарат может без проблем перевозиться любым видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, авиационным (на внешней подвеске вертолётов типа Ка-27, КА-32, Ка-62, Ми-8, Ми-14, Ми-26, Ми-38) и в морском 20-футовом контейнере.

Существует версия АОПА Dual DeepWorker, рассчитанная на двух пилотов. Эта комплектация аппарата предназначена как для выполнения основных, наиболее сложных задач, так и для учебных целей.

АОПА Dual DeepWorker оснащается двумя комплектами органов управления. По сути это два одноместных аппарата, соединённых параллельно. Все элементы конструкции одиночного аппарата оставлены без изменений.

В двухместном варианте увеличивается эффективность использования аппарата.

Важно

Все вышеперечисленные достоинства аппаратов DW, а также опыт их использования в интересах ВМС США и Канады, позволяют сделать вывод о перспективности использования аппаратов в поисково-спасательном обеспечении ВМФ, при выполнении сложных спасательных операций подразделениями МЧС, управлениями АСПТР и бассейновыми аварийно-спасательными управлениями Министерства транспорта России при освоении континентального шельфа России.   

Читайте также:  Приборы химической, биологической разведки и контроля: виды и назначение

АОПА Dual DeepWorker может эффективно использоваться для океанографических, геологических и археологических изысканий, геологоразведочных, поисковых и аварийно-спасательных работ, экологического мониторинга водной среды и инспектирования коммуникаций.

Современные малогабаритные АОПА имеют значительные перспективы использования в качестве эффективного средства выполнения широкого спектра работ на глубинах до 1000 м, являясь серьёз­ной альтернативой применяемым в настоящее время телеуправляемым необитаемым подводным аппаратам (ТНПА) обследовательского класса, рабочим телеуправляемым аппаратам (РТПА) лёгкого рабочего класса и жёстким водолазным скафандрам (ЖВС) HS-1200/2000, являющимся «привязными» – связанными с поверхностью кабель-тросом. Общий недостаток ТНПА, РТПА и ЖВС – необходимость наличия судна-носителя, оснащённого системой динамического позиционирования. Не стоит забывать о том, что кабель-трос ТНПА, РТПА или ЖВС может запутаться и даже оборваться при выполнении работ в сложных условиях или из-за недостаточной подготовки пилота ЖВС (оператора ТНПА).

При этом необходимо подчеркнуть, что вопросы практического применения АОПА особенно актуальны для России с её большой территорией и огромными водными пространствами.

По состоянию на начало 2012 года изготовлено 24 аппарата DeepWorker. Их общая наработка составляет около 13 000 часов, больше половины из которых проведено на глубинах от 300 м. За время работ не было зафиксиро­вано ни одного аварийного случая или происшествия.

ООО «Дайвтехносервис» готово выполнить поставку АОПА DeepWorker и Dual DeepWorker в необходимой для заказчика комплектации и с поддержанием официальной гарантии изготовителя аппаратов.

По окончании гарантийного срока осуществляется послегарантийное техническое обслуживание (авторский надзор).

Следует отметить, что специалисты ООО «Дайвтехносервис» принимают активное участие в организации и проведении подготовки экипажей АОПА.

199155, Россия, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, д. 18, корп. 2, лит. АТел.: +7 (812) 350-95-44, 498-88-99, 323-90-34

E-mail: office@diveservice.ru, http://www.diveservice.ru

Источник: https://dfnc.ru/c108-novosti-2-1/avtonomnyj-obitaemyj-podvodnyj-apparat-novogo-pokoleniya/

Глубоководные работы с применением жестких водолазных скафандров

читать свежий номер журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» №5 (37) 2015 >>

скачать статью в pdf>> 

ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛУБОКОВОДНЫХ РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЖЕСТКИХ ВОДОЛАЗНЫХ СКАФАНДРОВ

Жесткие водолазные скафандры (ЖВС, Atmospheric Diving Suits) находятся в постоянной эксплуатации ВМС различных стран и коммерческих организаций с 1980-х годов.

Военно-морские силы США, Италии, Франции, Японии, Турции оценили преимущества ЖВС перед традиционными водолазными глубоководными комплексами и комплексами телеуправляемых аппаратов рабочего класса при проведении спасательных операций и подводно-технических работ.

Основные преимущества систем ЖВС:

  • возможность переброски/доставки комплекса ЖВС любым видом транспорта, включая авиационный;
  • возможность работать с минимально оборудованного судна (или иного плавсредства);
  • быстрое (несколько часов) развертывание и свертывание (мобилизация/демобилизация);
  • возможность обеспечения практически 24-часовой работы (при наличии сменных пилотов). Отсутствие необходимости декомпрессии позволяет поднимать скафандр на поверхность только для перезарядки АКБ системы жизнеобеспечения, перезарядки химического поглотителя СО2 и смены пилота, что при наличии тренированной команды технических специалистов возможно проделать за несколько минут;
  • присутствие человека непосредственно на месте работ, что позволяет произвести оценку ситуации в реальном времени, а при необходимости – прибегнуть к импровизации.

Оценив преимущества систем ЖВС, руководство Военно-морского флота РФ в ходе программы экстренного восстановления аварийно-спасательной службы после трагедии АПЛ «Курск» закупило четыре комплекта (восемь скафандров) типа Hardsuit, которые вместе с новыми на тот момент для отечественного флота телеуправляемыми подводными аппаратами рабочего класса (РТПА) составили костяк аварийно-спасательных сил на флотах РФ.

Компания ЗАО «НПП ПТ «Океанос» является единственной в Европе компанией, имеющей высококлассных техников и сертифицированных пилотов ЖВС Hardsuit (в том числе нового поколения – Hardsuit Quantum), и на протяжении многих лет ведет от лица производителя авторский надзор, осуществляя обслуживание, необходимый ремонт, модернизацию и полную техническую поддержку находящихся на вооружении глубоководных систем ЖВС.

Высокий уровень специалистов ЗАО «НПП ПТ «Океанос» неоднократно подтверждался и отмечался, в том числе и зарубежными ведущими специалистами данного профиля.

Средства обеспечения глубоководных аварийно-спасательных работ

В настоящее время задачи проведения аварийно-спасательных и подводно-технических работ на глубинах свыше 100 м возлагаются на следующие системы:

  1. Обитаемые подводные аппараты (ОПА);
  2. Необитаемые телеуправляемые подводные аппараты рабочего класса (РТПА);
  3. Глубоководные водолазные комплексы и водолазы-глубоководники (ГВК);
  4. Жесткие водолазные скафандры (ЖВС).

Вкратце опишем специфику, преимущества и недостатки каждой системы.

К преимуществам ОПА относится большая (для большинства аппаратов) рабочая глубина, достаточно высокая автономность, непосредственное присутствие человека на месте работ для оценки ситуации (а иногда – и для столь необходимого импровизированного решения неожиданной проблемы).

Спасательные ОПА (например, западные проекты PRMS или Remora, или созданные в СССР пр. 1855 «Приз» и пр. 1827 «Бестер» и их модификации) имеют возможность (при успешной стыковке) переводить спасаемых из терпящей бедствие ПЛ в спасательный аппарат «по сухому», без необходимости выхода в воду.

Манипуляторные комплексы отечественных аппаратов обеспечивают и выполнение целого ряда работ.

Совет

К недостаткам спасательных ОПА можно отнести необходимость использования мощного судна обеспечения (своевременная мобилизация которого крайне затруднительна), высокая стоимость как создания, так и эксплуатации таких аппаратов, необходимость постоянных тренировок личного состава, подготовки и повышения уровня квалификации персонала (что весьма сложно обеспечить в условиях нормальной ротации военнослужащих ВМФ). Размеры аппаратов и крайне ограниченная обзорность делают невозможным применение их в сложных условиях малой видимости, узостях, на сильных течениях и т.д. Также необходимо наличие дополнительных резервных аварийно-спасательных глубоководных средств для обеспечения безопасности самого аппарата (всем памятны история аппарата АС-28 и целый ряд аналогичных ситуаций с отечественными и зарубежными ОПА).

РТПА на сегодняшний день – лидирующая подводная система при производстве аварийно-спасательных и подводно-технических работ. Представляя собой мощную (до 250 л.с.

) силовую платформу с промышленными манипуляторами, видеокамерами, системами позиционирования, освещения и возможностью монтажа навесного оборудования по требованию заказчика, рабочие ТПА способны выполнять широкий диапазон работ.

Например, один из наиболее совершенных аппаратов, РТПА Schilling HD компании FMC Technologies Schilling Robotics имеет следующие характеристики:

  • Рабочая глубина: до 4000 м
  • Размеры: 3 x 1,7 x 2 м
  • Мощность основного привода: 150 л.с.
  • Мощность вспомогательного привода (привод навесных инструментов): 40–75 л.с.
  • Вес в воздухе: 3700 кг
  • Манипуляторы (стандартно): 1 х 7-функциональный, 200 кгс; 1 x 5-функциональный, 250 кгс.

Являясь весьма крупными аппаратами, РТПА требуют применения специализированных судов (однако меньшего размера, чем в случае с ОПА). С другой стороны, большинство судов обеспечения буровых платформ имеют возможность размещения РТПА (или уже имеют РТПА на борту), что дает преимущества в скорости мобилизации аппаратов при возникновении аварии.

К недостаткам РТПА относят большие габариты (что исключает работу в стесненных условиях), необходимость высокого уровня практической подготовки личного состава, ограниченный обзор. К преимуществам – наличие мощных силовых систем, позволяющих использовать гидравлические и иные инструменты, мощные манипуляторы, осветительные системы и др.

Являясь наиболее традиционным способом проведения водолазных работ, водолазный труд при этом остается наиболее рискованным и дорогим. С развитием подводных технологий задач, которые может выполнить только водолаз, остается все меньше и меньше.

Примером тому могут служить освоение и эксплуатация глубоководных месторождений нефти и газа (1500 м и более), где используется только робототехника.

Проведение глубоководных водолазных операций рискованно само по себе, даже не учитывая риск, которому подвергается водолаз в ходе непосредственной работы.

Воздействие высоких давлений на организм, компрессия и декомпрессия, проживание в стесненных условиях на протяжении нескольких недель, развитие специфичных водолазных заболеваний и другие вредные факторы приводят к стремлению обойтись без труда водолазов.

Преимущества использования водолазов: возможность работы в стесненных условиях и при плохой видимости (так как доступны тактильные ощущения), возможность непосредственно анализировать ситуацию на месте работ и принимать своевременные решения.

Обратите внимание

К недостаткам можно отнести наибольшие для рассматриваемых систем затраты на строительство самого ГВК и строительство/переоборудование судна-носителя, невозможность быстрой мобилизации, высокие эксплуатационные расходы, невозможность продолжительной непрерывной работы и прочие факторы, связанные с тем, что мы имеем дело с тяжелым физическим трудом людей в крайне опасной среде.

Изначально ЖВС создавались как средство объединения преимуществ ОПА (отсутствие необходимости декомпрессии, защита от факторов внешней среды, мобильность без расхода физических сил, присутствие человека на месте работ) с преимуществами водолаза-глубоководника (применение любого инструмента, высокая обзорность, высокая мобильность и ловкость, возможность работы в сложных условиях). Получившаяся в итоге система в высшей степени отвечает требованиям для аварийно-спасательной системы – она высокомобильна, не требует применения специальных приписанных к ней судов, обладает высокими экономическими показателями.

С точки зрения применения ЖВС имеет смысл обратиться к опыту ведущих мировых компаний и проводимых ими работ. Особую роль в таких работах играет компания Phoenix International (США), начавшая коммерческие работы с применением ЖВС в 2003 году по всему миру.

Являясь компанией-оператором по проведению ПТР мирового класса и имея в своем распоряжении глубоководные водолазные комплексы, РТПА, крановые суда и баржи и т.д.

, компания Phoenix на тендерной основе была выбрана правительством США для осуществления популярного в Америке принципа совместной работы гражданских специалистов и военных структур – GOPO (Government Owned, Privately Operated – «Принадлежит государству, работает частным образом»).

Суть принципа в том, что гражданская компания (в данном случае – Phoenix) получает в свое распоряжение сложные технические системы (в нашем случае системы ЖВС, принадлежащих ВМС США) и обязуется поддерживать их в полностью исправном состоянии, проводить обслуживание, ремонты, модернизации, обучение персонала и т.д.

Компании предоставляется право использовать оборудование для коммерческих работ, но при этом при получении извещения от ВМС она обязана предоставить в крайне сжатый срок (например, в случае с аппаратом АС-28 этот срок составил 12 часов) полностью готовый к работе и мобилизованный комплекс в сопровождении технического и управляющего персонала.

Таким образом, с государства снимается бремя по обслуживанию и содержанию техники и подготовке персонала (что очень важно для флота, имеющего естественную ротацию специалистов), при этом ВМС уверены, что в необходимый момент в их распоряжении будут полностью готовые к работе системы с персоналом, получившим максимально возможную подготовку и опыт в ходе многочисленных практических работ.

Как показывает конкретный опыт применения ЖВС, данный принцип функционирует весьма успешно. Получив коммерческий успех с использованием государственных скафандров, компания к настоящему моменту приобрела (сначала в лизинг, а потом выкупила) и свои собственные два комплекта ЖВС (четыре скафандра).

Важно

За прошедшие годы компания Phoenix провела более 90 коммерческих работ по всему земному шару, от Средиземноморья и Мексиканского залива до Мадагаскара и Южно-Африканских морей, длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев и с рабочими глубинами от 30 до более 300 метров.

По мере накопления опыта стало возможным привлечение ЖВС ко все более сложным и тяжелым видам ПТР, особенно в области подводного строительства и обустройства нефтегазовых месторождений.

Совместное использование ЖВС и РТПА

Как показал опыт проведения практических работ с использованием ЖВС, наилучшие результаты достигаются при совместном использовании ЖВС и ТПА (РТПА).

В этом случае за РТПА остается роль платформы обеспечения – аппарат обеспечивает освещение, видеодокументирование и наружный обзор места работ, подает и принимает инструменты, является силовым приводом для ручного гидравлического инструмента, манипулирует тяжелыми объектами и т.п.

Пилот ЖВС осуществляет общее руководство работами, обеспечивает «тонкие» манипуляции, проникает внутрь пространственных конструкций и способен работать в более сложных условиях.

Безопасность ЖВС обеспечивается экипажем РТПА, а недостающая РТПА гибкость и маневренность компенсируются высокими маневренными свойствами и относительно малыми размерами ЖВС. Например, компания Phoenix провела целый ряд работ именно в такой конфигурации и сообщает о высокой эффективности и высоких показателях безопасности при проведении работ.

Модернизация ЖВС

Столь интенсивное практическое использование ЖВС Hardsuit привело к естественной потребности увеличения его функциональных возможностей.

Производитель Hardsuit, международная компания OceanWorks International (Канада-США) выпустила на рынок новое поколение жестких скафандров – Hardsuit Quantum.

Совет

В ходе глубокой модернизации ЖВС получила новый двигательный комплекс – в отличие от старых двигателей постоянной частоты со сложным механизмом винтов изменяемого шага, на скафандре устанавливаются бесщеточные двигатели увеличенной мощности с винтами фиксированного шага.

Это изменение не только увеличило мощность скафандра практически в два раза, но и на порядок сократило длительность обслуживания и ремонта – именно обслуживание сервоприводов лопастей ВИШ было наиболее трудоемким и технически сложным этапом при ТО ЖВС.

Выводы

Жесткий водолазный скафандр Hardsuit, особенно с учетом последних модернизаций, успешно зарекомендовал себя на практике как на коммерческом рынке, так и в области аварийно-спасательного дела.

По утверждению компании Phoenix, лучших результатов при работе им удалось добиться, используя ЖВС вместе с ТПА рабочего класса.

В этом случае пилот ЖВС брал на себя руководство операцией на месте, выполнение тонких и сложных работ, использовал зрительное и тактильное восприятие, способность к импровизации, оставляя ТПА роль «рабочей лошади» – силовой и инструментальной платформы большой мощности.

Очевидно, что совместная работа с РТПА (мощность которого 150–250 л.с.) требует большого опыта, филигранной техники и идеальной согласованности действий, что достигается исключительно в ходе продуманных и интенсивных тренировок и большого объема совместных практических работ.

Не следует ожидать удовлетворительных результатов от пилотов и поверхностных групп обеспечения, имеющих возможность выполнять тренировочные спуски только в ходе учений и подобных редких событий.

Экономически эффективным решением данной проблемы может и должна стать подготовка экипажей в многофункциональных учебно-тренировочных комплексах, которые позволяют отработать сложные взаимодействия подводной техники в полностью контролируемых условиях, с имитацией течений, ограниченной видимости и моделированием подводной обстановки на месте предполагаемых работ.

ЗАО «НПП ПТ «ОКЕАНОС»194295, Россия, г. Санкт-Петербург,ул. Есенина, 19/2тел. +7 812 292 37 16

www.oceanos.ru

Источник: https://oceanos.ru/news/144

Ссылка на основную публикацию