Федеральный закон 294-фз о защите прав юридических лиц и предпринимателей

Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ФЗ 294

Описываемый нами сегодня федеральный закон действует с 2008 года. Действующая редакция документа претерпела последние изменения от 1 января 2017 года. В настоящее время разработаны некоторые поправки, которые еще не вступили в силу (как и в случае с ФЗ №275). Далее мы подробно разберем данный акт, и постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы граждан.

Фз 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Основным назначением этого закона является регулирование отношений между государственными уполномоченными органами и индивидуальными предпринимателями или организациями в ходе в проведения проверок (как ФЗ 167 регулирует осуществление страховых выплат пенсионерам).

Положения акта указывают на то, что при проведении проверок, вне зависимости от их характера, обе стороны имеют определенные права и несут обязанности. Именно в этом и заключается юридический смысл закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также читайте о последних изменениях в законе о мошенничестве: нова/я редакция ст 159 УК РФ тут:

Плюс, в новой редакции ФЗ урегулирован полный порядок проведения проверок (как плановых так и внеплановых), в частности в следующих моментах:

— изменена процедура документарной проверки;

— порядок оформления итогов проверок;

— надзор, учет, регламент;

Обратите внимание

— права ИП и ЮЛ в процессе проверок стали расширенными.

Помимо этого акта, документов регулирующих данный процесс нет. Поэтому рекомендуем ознакомиться с текстом с последними комментариями на сайтах «Консультант+» или «Гарант».

Краткое содержание и изменения

Что касается последних изменений 294 федерального закона  о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относительно деятельности государственных органов, то главным новшеством является конечно расширение предмета проводимых проверок. Теперь в него входят и объекты культурного наследия, которым пользуются организации или граждане в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Об этом говорит 10 статья настоящего закона.

Если говорить в более общем смысле, то уполномоченный государственный орган (административный, муниципальный или исполнительный) при наличии достаточных оснований может организовать проверку деятельности субъекта. Принимать подобное решение должны служащие, к которым поступили данные о возможных нарушениях. Это касается именно внеплановой проверки.

Относительно плановых (рейдовых) мероприятий можно отметить, что таковые проводятся по определенному графику, с обязательным предупреждением субъекта (ст. 13.2 часть 1).

Порядок и основание их проведения могут дополняться также и некоторыми региональными актами. К примеру, налоговые акции (сроки, распоряжение о начале и т.д.) обычно устанавливаются на региональном уровне.

Закон 294 ФЗ с последними изменениями содержится на выше указанных тематических ресурсах.

ФЗ 294 журнал учета проверок юридического лица

Помимо выше описанного, данный Фз 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также обязывает субъектов вести журнал учета проверок. Это правило распространяется на всех независимо от формы организации.

Форма журнала периодически утверждается Правительством России. При фиксации информации следует указывать следующие элементы: дата, номер, обнаруженные и задокументированные нарушения, номер предписания и т.д.

В конце уполномоченное лицо должно проставить свою подпись.

ФЗ 294 разъяснения и комментарии

«Фз 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» действующая редакция гласит, что большинство специалистов совершенно обосновано полагают, что изменение некоторых положений привело к своеобразному выравниванию статуса сторон правоотношения.

Глава 3 (ФЗ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) лишний раз подчеркивает это суждение. Т.е. у предпринимателей появилось намного больше прав и возможностей их применения по сравнению с прошлым порядком. При этом, деятельность органов стала более регламентированной, т.к. каждое действие (постановление, уведомление и т.д.

) имеет свой строгий порядок. Официальный комментарий к закону пока не подготовлен, но можно найти тексты для старой редакции.

Ответственность за нарушение

Ответственность за нарушение несут именно грубые нарушения, которые допускает субъект в ходе проверки, либо если чинятся препятствия к проведению таковой. Ответственность в данном случае может иметь неоднородный характер, вплоть до уголовного наказания.

Судебная практика

Однозначно что-либо сказать по данному поводу невозможно, т.к. процент решений суда в пользу одной сторон примерно одинаковый. В большинстве случаев на стороне государственного регулирования оказываются Роспотребнадзор или прокуратура (прокурорская). Реже, такие органы как полиция, МЧС и пр.

Перечень документов для подачи иска

Судебная практика показывает, что инициаторами процесса могут также выступать и субъекты. Соответственно, в таких случаях следует подать иск, который, в первую очередь должен быть составлен должным образом.

Во-вторых, должен сопровождаться следующими документами:

  • копия журнала,
  • сведения о допущенных должностными лицами нарушениях,
  • копия устава,
  • копия паспорта подающего иск,
  • квитанцией по уплате государственной пошлины.

Данный перечень является не полным и в отдельных случаях может потребоваться дополнение к нему.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

(7

Источник: https://atc-assist.ru/zakon/fz-294-o-zashhite-prav-yuridicheskix-lic-i-individualnyx-predprinimatelej.html

Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей

Защита прав предпринимателей – это относительно молодое направление в политике России.

Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства.

Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

Скачать Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей с последними изменениями

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения. 

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это: 

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». 

Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя. 

Кроме того, проверки подразделяются на: 

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки). 

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это: 
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 
     
Читайте также:  Пожарная безопасность что это такое

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия. 

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля. 

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней. 
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают: 

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны: 

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя. 

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.

1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право: 

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ. 

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ). 

Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает: 

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. 

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке.

Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством.

Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

Источник: https://pravovedus.ru/library/laws/federalnyy-zakon-o-zashchite-prav-individualnykh-predprinimateley/

Федеральный закон №294 о защите прав юридических лиц

В процессе коммерческой деятельности все юридические лица и индивидуальные предприниматели рано или поздно сталкиваются с различными ревизиями государственных органов. Учитывая уровень коррупции в России, можно говорить о том, что такие проверки часто связаны с извлечением материальной выгоды инспекторами надзорных инстанций, и даже имеют «заказной» характер.

Последствия таких ревизий могут быть самые разные: от финансовых проблем до подрыва деловой репутации юрлица на рынке. В начале 2000-х годов ситуация обострилась до предела, это связано с тем, что на фоне экономического развития рост коммерческих организаций достиг своего пика. Прокуратура РФ ежегодно получала множество жалоб о неправомерных действиях должностных лиц.

Внезапные инспекции и практически неограниченный объем полномочий проверяющих порождал огромные штрафы для компаний, и, как правило, неофициальные.

Важно

Но в 2008 году наконец завершилась работа над новым Федеральным законом (ФЗ), направленного на защиту прав не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок за №294-ФЗ.

Благодаря ему появились официальные способы, позволяющие организациям отстаивать свои интересы.

Читайте также:  Заболевания пожарных: скрытая опасность и угроза здоровью

Однако читать об этих методах в нормативных актах и применять их на деле – две большие разницы.

На практике предпринимателям не хватает ни теоретических знаний федеральных законов, ни практического опыта сотрудничества с контролирующими органами.

Столкнувшись с несправедливостью в ходе проверок, они, как и прежде, обращаются за советом к адвокатам. Однако их помощь всегда связана со значительными расходами и записью на прием в строго отведенное время.

Но есть и другой выход: бесплатная онлайн консультация профессионального юриста в любое время суток, семь дней в неделю.

Попав в непростую ситуацию, достаточно кратко ввести свой вопрос в окошко обратной связи, и дежурный специалист ответит на него через пару минут.

Права в случае проверки деятельности

Федеральный закон за №294-ФЗ содержит исчерпывающий перечень прав, которыми обладают коммерсанты при осуществлении контрольных ревизий в их компаниях:

  • присутствовать на ревизии лично и давать пояснения, если это необходимо;
  • получать информацию относительно предмета проверки от инспекторов и иных лиц;
  • знакомиться с итогами инспекции;
  • письменно заявлять о своем отношении к порядку и результатам инспекции, а также к действиям проверяющих лиц;
  • обжаловать работу госслужащих, если они повлекли ущемление законных прав юридического лица или индивидуального предпринимателя (как имущественных, так и нематериальных, например, нарушение деловой репутации) во внесудебной форме или судебных инстанциях;
  • привлекать Уполномоченного по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующего субъекта страны.

С 01 июля следующего года статья федерального закона №294-ФЗ, связанная с вышеперечисленными правами, будет дополнена еще двумя нормами:

  • право на ознакомление с информацией и документацией, которые надзорные учреждения получили в рамках межведомственного сотрудничества;
  • право на представление информации и документации, запрашиваемых в рамках межведомственного сотрудничества для направления в надзорные органы.

Также в нем нет ни слова о защите чести, достоинства и деловой репутации, поэтому, чтобы узнать варианты их восстановления, необходимо обратиться к другим источникам, например, ГК России.

Методы защиты прав

Все жители нашей страны: граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать любые, но при этом только законные способы для защиты своих благ и интересов, в том числе и при восстановлении чести, достоинства и деловой репутации своей фирмы и самого себя. Об этом говорится в Конституции страны. Но как узнать, что же это за способы?

Часть из них (общие методы) содержатся в ГК, но для коммерсантов, которые убеждены, что их имущественные интересы ущемлены в ходе инспекций, наибольшую ценность представляет ФЗ за №294.

В соответствии с этим федеральным законом (ФЗ), организации имеют возможность отстаивать свои интересы при проведении проверок государственными инстанциями двумя способами:

  • в административном порядке (его еще называют внесудебным);
  • в судебных органах.

Внесудебный порядок

Все органы управления в стране образуют систему исполнительной власти.

Административные варианты защиты материальных и неимущественных благ (чести, достоинства, деловой репутации) граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц основаны на письменном обращении к представителям органов исполнительной власти с целью организации проверки действий должностных лиц на соответствие федеральным и местным законам.

На основании такой жалобы уполномоченные государственные служащие проверяют действия и решения сотрудников подведомственных им учреждений на предмет соответствия всем источникам права.

Возможные варианты последствий таких проверок:

  • отмена документов, признанных незаконными, нецелесообразными;
  • приостановление документов, признанных незаконными, нецелесообразными;
  • наложение мер дисциплинарной ответственности на виновных лиц;
  • оставление в силе актов контролирующих органов ввиду их соответствия закону.

Существуют также другие способы защиты прав во внесудебном порядке, однако применяются они гораздо реже ввиду их неэффективности. К ним относятся, например, митинги, демонстрации и забастовки.

Судебный порядок

Передача спорного вопроса в судебный орган в случае безрезультатного использования возможных альтернативных методов имеет двоякое значение: с одной стороны, решение (постановление) суда имеет общеобязательных характер для всех участников спора.

Поэтому, убедив судью в своей правоте, можно быть уверенным, что должностные лица исполнят его предписания.

Совет

С другой же стороны, судопроизводство – долгий и сложный процесс, требующий максимального терпения у представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Помимо этого, не стоит забывать об оплате госпошлины и расходов, обусловленных явкой на процесс представителей государства, которые следует оплатить в случае проигрыша. Сейчас эти суммы имеют размеры, являющиеся значительными для любой фирмы.

Если честь и достоинство человека, а деловая репутация юридического лица и индивидуального предпринимателя были нарушены, каждый из них может обратиться в определенные инстанции:

  • Судебные органы общей юрисдикции;
  • Конституционный суд. Этот орган имеет особый правовой статус, поскольку только ему предоставлено право рассматривать спорные вопросы, связанные:
    • с нарушением положений Конституции как государственными служащими, так и обычными гражданами;
    • с противоречиями конституционных положений, которые содержат федеральные законы и иные нормативные источники.

В конституционную судебную инстанцию имеют право обратиться не только юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность, но также иные объединения и юрлица, для которых извлечение прибыли не является основной целью создания.

Восстановление нематериальных благ

Всем известно, что помимо материальных благ, любой человек обладает более важными правами и благами, называемые неимущественными. Самыми важными среди них являются репутация в обществе, честь, достоинство.

То же относится и к юрлицам, однако в силу своей природы они не могут иметь честь и достоинство, но для них эти два правовых определения заменяет деловая репутация.

Но федеральный закон под №294-ФЗ не устанавливает способы восстановления законных интересов нематериального характера, поэтому, чтобы их узнать, необходимо обратиться к другим нормативным источникам.

Основные правила защиты перечисленных выше неимущественных благ содержатся в Гражданском кодексе, который признан важнейшим федеральным законом в сфере большинства правоотношений. Все правила о восстановлении чести и достоинства человека, изложенные в этом ФЗ, применимы к юрлицам и предпринимателям, осуществляющим коммерческую деятельность индивидуально.

Хотя ни один федеральный закон не содержит прямого указания на защиту деловой репутации предпринимателей, последние, руководствуясь Конституцией, имеют возможность требовать:

  • устранения возникшего правонарушения;
  • возмещения возникших денежных трат;
  • возмещения ущерба, нанесенного репутации. Это вполне логично, ведь в 2005 году Верховный суд пояснил, что деловая репутация компании – непременное условие ее успешной деятельности.

Перечисленные права могут применять и обычные физические лица для восстановления умаленных чести и достоинства. Помимо всего прочего, у них есть шанс взыскания с нарушителя компенсации за свои моральные переживания.

Только человек, способный проявлять различные психологические эмоции, может испытывать нравственные и душевные мучения от умаления достоинства, поэтому к фирмам это право неприменимо.

Определенный способ восстановления должен избираться исходя из природы каждого правонарушения.

Обратите внимание

Однако нельзя забывать, что, как для компенсации нравственных страданий, так и возмещения вреда, нанесенному деловой репутации, прежде всего необходимо установить доказать суду существование связи между действиями обвиняемого и их последствиями.

Источник: http://PravPotrebitel.ru/zakonodatelstvo/fz-294-o-zashhite-prav-yuridicheskix-lic.html

Разъяснение особенностей Федерального закона «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, вступающего в силу с 01.07.2009 года

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Новым Федеральным законом № 294-ФЗ существенно расширен перечень мероприятий по контролю.

Так, с 01 июля 2009 года в перечень мероприятий по контролю будут включены действия проверяющих органов по рассмотрению документов, по обследованию используемых предпринимателями при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и перевозимых грузов.

Как и прежде основанием для проведения мероприятий по контролю является приказ или распоряжение. Вместе с тем, в новом законе появился ряд уточнений. К примеру, приказ или распоряжение о проведении проверки может издать исключительно руководитель или его заместитель.

Еще одно новшество касается того, что форма распоряжения или приказа о проведении мероприятий по контролю устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Пока такой орган не известен и соответственно форма не утверждена.

Изменился срок проведения плановых мероприятий по контролю. Так, если в настоящее время такие проверки можно проводить в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым проверяющим органом не более чем один раз в два года, то с 01 июля 2009 года — не чаще чем один раз в три года.

Читайте также:  Оповещение об опасных и вредных производственных факторах

Вместе с тем, новым законом установлено, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводится два и более раза в три года.

Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Важно

Помимо этого, в новом законе установлено, что плановые проверки могут быть документарными или выездными и проводятся на основании разрабатываемых органами государственного или муниципального надзора ежегодных планов. Данные планы подлежат доведению до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет либо иным доступным способом.

Что касается сроков проведения документарной и выездной проверок, то он не может превышать двадцати рабочих дней. Некоторые исключения установлены для субъектов малого предпринимательства и микропредприятий.

Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год, а для микропредприятий — 15 часов в год.

Стоит отметить, что выездная проверка может быть как плановая, так и внеплановая, при этом, в новом Федеральном законе № 294-ФЗ четко определены основания, когда может быть проведена внеплановая проверка.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Совет

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

С вступлением рассматриваемого Федерального закона № 294-ФЗ в силу внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства контролирующими органами при наличии оснований полагать о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при причинении такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, будут проводится только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (статья 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Перечень юридических лиц, отнесенных к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, приведен в ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года.

Приказом Генерального прокурора РФ № 93 от 27 марта 2009 года утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которым согласование проведения внеплановых проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, их межрегиональными и региональными территориальными органами, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов России будет производится по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя прокурором или заместителем прокурора субъекта РФ, согласование проверок, проводимых городскими, районными или иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами контроля (надзора) субъектов России, а также органами муниципального контроля производят прокуроры и заместители прокуроров территориального звена.

Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Обратите внимание

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Следует отметить, что если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Важно

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

В случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокурорами у данных органов дополнительно запрашиваются сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Источник: http://proksakha.ru/novosti/razyasnenie-osobennostejj-federalnogo-zakona-o-zashhite-prav-yuridicheskikh-lic-individualnykh-predprinimatelejj-pri-osushhestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-municipalnogo-kontrolya-29/

Ссылка на основную публикацию