Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории российской федерации (егаскро)

Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО)

Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО) – это система, объединяющая ведомственные службы и сети радиационного контроля и мониторинга в единую систему на основе автоматизации процессов сбора, передачи и анализа информации о состоянии радиационной обстановки на территории РФ, а также прогноза в этой области (находится в стадии создания, функционирует частично). Целями создания ЕГАСКРО являются:

  • совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории РФ для приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства в области обеспечения радиационной безопасности;
  • оперативное обеспечение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, федерального управления и надзора в области радиационной безопасности и населения достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере, масштабах и прогнозах последствий ее ухудшения;
  • информационное обеспечение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в части контроля радиационной обстановки и обеспечения радиационной безопасности населения;
  • информационная поддержка и выработка рекомендаций для принятия решений органами федерального и территориального управления и надзора по обеспечению радиационной безопасности населения страны и защите окружающей среды.

Задачами ЕГАСКРО являются:

  • контроль техногенных источников поступления радионуклидов в окружающую среду и параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах;
  • измерение параметров радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и среды обитания человека;
  • идентификация источников ухудшения радиационной обстановки с установлением его характера и масштабов;
  • сбор, первичная обработка и передача данных измерений параметров радиационной обстановки, необходимых для определения краткосрочной и долгосрочной динамики, оперативного выявления фактов ее ухудшения;
  • оперативное представление данных объективного анализа и прогноза радиационной обстановки на территории страны и в отдельных ее регионах с использованием современных методов и средств отображения данных;
  • обобщение и анализ данных о накопленных и прогнозируемых дозах;
  • ведение проблемно ориентированной распределенной сети баз данных, включая документирование, архивацию получаемой входной информации и результатов ее комплексной обработки;
  • выработка рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления для принятия решений по соблюдению норм и правил радиационной безопасности и защите населения и окружающей среды в аварийных ситуациях;
  • обеспечение беспрепятственного информационного обмена внутри ЕГАСКРО, а также с взаимодействующими государственными и международными организациями.

Система обеспечивает:

  • контроль за количеством и составом радиоактивных веществ, поступающих в окружающую среду от радиационно-опасных объектов;
  • измерение уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и определение радионуклидного состава загрязнения;
  • определение с достоверностью не ниже 0,8 источников радиоактивного загрязнения при установлении фактов ухудшения радиационной обстановки;
  • непрерывный контроль параметров радиационной обстановки в стационарных пунктах наблюдения;
  • контроль параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах с целью определения состояния нормального или аварийного в радиационном отношении функционирования объекта;
  • оперативный анализ и предварительный прогноз радиационной обстановки в зоне аварии, оценку дозовых нагрузок на население за время, не превышающее одного часа после получения информации об аварии, последующую выдачу уточненных анализов радиационной обстановки и прогнозов ее развития через каждые три часа;
  • оценку возможности трансграничного переноса загрязненных воздушных масс;
  • выработку рекомендаций по снижению опасных воздействий и преодолению последствий аварии за время, не превышающее двенадцати часов;
  • получение данных о природных факторах, оказывающих влияние на формирование радиационной обстановки.

ЕГАСКРО является информационно-измерительной системой контроля, способной обеспечить выявление всех гигиенически и экологически значимых ухудшений радиационной обстановки, осуществлять оценку и прогнозирование ее изменения на территории РФ, вырабатывать рекомендации для соответствующих органов управления в области обеспечения радиационной безопасности.

Она функционирует в непрерывном режиме как в условиях нормальной работы радиационно-опасных предприятий и нормальной радиационно-экономической ситуации, так и в условиях радиационных аварий. Система создается по иерархическому принципу и имеет три основных уровня и обобщения информации – объектовый, региональный и федеральный.

При необходимости могут вводиться дополнительные структурные уровни (подуровни) – муниципальный и межрегиональный.

Обратите внимание

К объектовому уровню относятся измерительные средства и сети ведомственной принадлежности, осуществляющие измерения параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах, в санитарно-защитных зонах, зонах наблюдения, на загрязненных территориях и фоновые измерения объектов окружающей среды, с их информационно-аналитическими центрами (ИАЦ).

На этом уровне обрабатывается и анализируется информация, относящаяся к конкретным радиационно-опасным объектам, природным объектам и селитебным зонам, и вырабатываются рекомендации для принятия решения на уровне администраций радиационно-опасных объектов и руководителей низовых подразделений контролирующих органов.

К региональному уровню относятся средства сбора и передачи данных от локальных ИАЦ и ИАЦ подсистемы ЕГАСКРО субъекта РФ. На территориальном уровне обрабатывается и анализируется информация, поступающая от всех локальных ИАЦ субъекта РФ и вырабатываются прогнозы и рекомендации по принятию решений для органов управления радиационной безопасности субъекта РФ.

К федеральному уровню относятся ИАЦ ведомственных подсистем и служб и Федеральный информационно-аналитический центр ЕГАСКРО со средствами коммуникации, с помощью которых осуществляется информационный обмен с ИАЦ территориальных и ведомственных подсистем и служб, а также с взаимодействующими российскими и зарубежными информационными системами. ЕГАСКРО имеет территориальные и ведомственные подсистемы.

В режиме повседневной деятельности ЕГАСКРО должно обеспечить: наблюдение и контроль за радиационной обстановкой на потенциально радиационно-опасных объектах и прилегающих к ним территориях; контроль за уровнем радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды, сбор информации о радиационной обстановке с заданной периодичностью по установленному регламенту. При этом в рамках ЕГАСКРО, ее ведомственных и территориальных подсистем должно осуществляться:

  • информационное обеспечение планирования и реализации целевых и научно-технических программ и проведение мероприятий по предупреждению аварий на радиационно-опасных объектах, обеспечению радиационной безопасности и защиты населения и сокращению возможных потерь и ущерба;
  • совершенствование подготовки органов управления ЕГАСКРО всех уровней, а также структур управления на федеральном и региональном уровнях к эффективному использованию информации ЕГАСКРО в условиях чрезвычайной ситуации.

В режиме повышенной готовности система должна обеспечить:

  • усиленный режим наблюдения и контроля за состоянием радиационно-опасных объектов, радиационной обстановкой на прилегающих к ним территориях и возможным ее изменениям;
  • оперативное оповещение руководителей исполнительной власти и РСЧС о переходе системы в режим повышенной готовности;
  • прогнозирование возможности радиационной аварии, моделирование возможных сценариев и масштабов аварии;
  • подготовку средств системы и должностных лиц исполнительной власти к реагированию на чрезвычайную ситуацию;
  • выявление причин ухудшения радиационной обстановки и выработку рекомендаций по ее нормализации.

В аварийном режиме ЕГАСКРО должна обеспечить:

  • устойчивое функционирование средств ЕГАСКРО и взаимодействие ее подсистем, задействованных в районе аварии;
  • осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, за радиационной обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях;
  • сбор в реальном масштабе времени или по аварийному регламенту информации о состоянии и динамике радиационной обстановки в аварийной зоне;
  • прогнозирование изменения радиационной обстановки по мере развития чрезвычайной ситуации;
  • прогнозирование изменения радиационной обстановки по мере развития чрезвычайной ситуации в реальном масштабе времени;
  • оперативную оценку последствий радиационной безопасности для здоровья населения и состояния природной среды;
  • оперативное представление результатов анализа и прогноза изменения радиационной обстановки в РСЧС и руководителям исполнительных органов власти соответствующих уровней с использованием современных методов и средств отображения данных;
  • выдачу рекомендаций с оценкой вариантов решений для РСЧС и органов исполнительной власти федерального и регионального уровней по преодолению последствий радиационной аварии и минимизации отрицательного воздействия на население и природную среду.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Вам может быть интересно:

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/edinaya-gosudarstvennaya-avtomatizirovannaya-sistema-kontrolya-radiacionnoj-obstanovki-na-territorii-rossijskoj-federacii-egaskro/

Единая государственная автоматизированная система мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСМРО)

Единая государственная автоматизированная система мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСМРО по постановлению Правительства РФ от 10.07.

2014 № 639, ранее ЕГАСКРО) предназначена для информационной поддержки деятельности органов государственной власти и управления всех уровней по обеспечению радиационной безопасности на территории Российской Федерации. 

ЕГАСМРО объединяет ведомственные и территориальные системы радиационного контроля мониторинга в единую систему.

Важно

Базовая территориальная подсистема радиационного мониторинга (БТПРМ) Росгидромета в составе ЕГАСМРО обеспечивает постоянный мониторинг радиационной обстановки на территории страны в целом.

БТПРМ предназначена для проведения непрерывных наблюдений радиоактивного загрязнения компонентов природной среды (ПС), сбора, обработки и представления информации о радиационной обстановке (РО), оценки и прогноза РО, контроля трансграничного переноса радиоактивных веществ, информационной поддержки принятия решений по контролю РО и обеспечению радиационной безопасности. 

В рамках развития БТПРМ с 2009 года по настоящее время проводится техническая модернизация и переоснащение радиометрических лабораторий Росгидромета для повышения качества, надежности и оперативности проведения радиационного мониторинга в районах размещения ЯРОО.

В перечень приобретаемого оборудования, наряду с современным лабораторным радиометрическим оборудованием, включены ВФУ с автоматизированным радиационным блоком; комплексы для отбора проб воды и автомобильные лаборатории радиационной разведки (АЛРР).

Разрабатывается новое программное обеспечение для создания форм представления систематической информации, процесса передачи и получения данных об изотопном составе проб.

В части научно-методического обеспечения БТПРМ разработано и утверждено «Положение о БТПРМ Росгидромета», для территориальных подразделений Росгидромета (УГМС и ЦГМС) разработаны программы радиационного мониторинга вокруг ЯРОО 1-ой категории с учетом особенностей источников радиоактивного загрязнения, расположенных на территории ответственности УГМС и ЦГМС. Вышли в свет руководящие документы «Методика по мониторингу содержания трития в воздухе и объектах водной среды в районах расположения ЯРОО» и «Обеспечение единства измерений БТПРМ Росгидромета. Основные требования». 

Читайте также:  Пожарная безопасность в квартире

На базе НПО «Тайфун» с 2011 года действует Главный информационно-аналитический центр ЕГАСМРО (ГИАЦ ЕГАСМРО). В режиме реального времени в ГИАЦ поступают оперативные данные о радиационной обстановке на территории страны от БТПРМ Росгидромета и отраслевой АСКРО ГК «Росатом», а также территориальных АСКРО, действующих в ряде субъектов РФ. 

Необходимые для анализа и прогноза радиационной обстановки гидрометеорологические данные поступают в ГИАЦ из Гидрометцентра РФ. Кроме того, по каналам ведомственной сети в ГИАЦ поступают результаты измерений, выполненных метеорологическими и гидрологическими станциями Росгидромета. 

Сбор оперативной информации, ее хранение, анализ и предоставления государственным органам в ГИАЦ обеспечивается программно-технический комплексом, разработанным специалистами ФИАЦ Росгидромета.

Совет

Он позволяет получать текущие данные о радиационной обстановке от сети радиационного мониторинга России и ряда национальных систем других стран, поступающих в ГИАЦ в рамках Соглашения стран Северного и Балтийского морей об обмене данными радиационного мониторинга. Представление данных обеспечивается через сайт ГИАЦ ЕГАСМРО. 

При радиационной аварии или угрозе ее возникновения ГИАЦ ЕГАСМРО в оперативном режиме обеспечивает анализ и прогноз развития радиационной обстановки. Примером такой деятельности служит оперативный анализ возможных последствий испытания ядерного оружия в КНДР 12 февраля 2013.

Были выполнены расчеты траекторий перемещения воздушных масс из района испытаний, времен прихода радиоактивного облака на территорию России, распределения концентрации радионуклидов 137 через первые, вторые и третьи сутки после испытаний.

На рисунке 1 приведена карта рассчитанных значений времен прихода радиоактивного облака для регионов России в случае, если бы испытание сопровождалось выходом радиоактивности в атмосферу. 

  

ГИАЦ ЕГАСМРО  оборудован всеми необходимыми программно-техническими комплексами для анализа ситуации, проведения расчетов и обсуждения полученных результатов, в том числе с удаленными пользователями, используя систему видеоконференций.   

Источник: http://www.rpatyphoon.ru/activities/radmonitoring/

Описание автоматизированных систем контроля радиационной обстановки (АСКРО) предприятий отрасли

Согласно статьи 21 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» государственный контроль за радиационной обстановкой на территории РФ осуществляется в целях своевременного выявления изменений радиационной обстановки, оценки, прогнозирования и предупреждения возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды, а также в целях систематического предоставления соответствующей оперативной информации органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и организациям для принятия необходимых мер по предотвращению или снижению радиационного воздействия.

Одной из важнейших подсистем Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории РФ является АСКРО Госкорпорации «Росатом» – отраслевая АСКРО (ОАСКРО).

Отраслевая АСКРО предназначена для организации своевременного обнаружения факта радиационной аварии в районах расположения ядерно и радиационно опасных объектов атомной отрасли и организации эффективного реагирования, что должно значительно снизить потенциальный экономический и иной ущерб от последствий аварии и обеспечить выполнение международных соглашений в части информационного оповещения о радиационных авариях.

ОАСКРО обеспечивает:

  • контроль радиационной и метеорологической обстановки на ЯРОО и территориях, прилегающих к ним, в санитарно-защитных зонах (СЗЗ) и зонах наблюдений (ЗН); 
  • обработку, анализ и визуализацию контролируемых физических величин: мощности экспозиционной дозы радиоактивного излучения; газоаэрозольных выбросов и жидких сбросов; метеорологических параметров; концентрации фтористого водорода в атмосферном воздухе; 
  • автоматическую сигнализацию при переходе любой системы в аварийный режим;
  • передачу данных радиационного мониторинга в другие министерства и ведомства и организации по обязательствам Госкорпорации. 

На основе этих данных оперативно дежурная смена ФГУП «СКЦ Росатома» принимает решение об оповещении руководства ОКЧС (генеральный директор Госкорпорации «Росатом» является руководителем ОКЧС по должности) при возникновении НС/ЧС на любом из подконтрольных объектов.
К ОАСКРО подключены подсистемы АСКРО атомных электростанций (АЭС), иных ЯРОО, включая предприятия с исследовательскими атомными реакторами и ядерно-физическими установками (ИЯУ).

В настоящее время объектовые АСКРО, интегрированные в отраслевую АСКРО Госкорпорации «Росатом» (ОАСКРО), в том числе имеющие посты контроля радиационной обстановки на промплощадках, действуют в районах расположения основных ЯРОО Госкорпорации «Росатом»:
Балаковской, Белоярской, Билибинской, Калининской, Кольской, Курской, Ленинградской, Нововоронежской, Ростовской и Смоленской атомных станций – филиалов ОАО «Концерн Росэнергоатом»; АО «АЭХК», ОАО «ГНЦ НИИАР», АО «ПО ЭХЗ», АО «СХК», АО «УЭХК», ФГУП «ГХК», ФГУП «Комбинат «ЭХП», ФГУП «ПО «Маяк».

Обратите внимание

ФГУП «СКЦ Росатома» выполняет функции отраслевого центра сбора и передачи информации о радиационной и метеорологической обстановке в районах расположения ядерно и радиационно опасных предприятий отрасли (в рамках ОАСКРО и ЕГАСКРО).

Данные из АСКРО АЭС передаются в ФГУП «СКЦ Росатома» Кризисным центром (КЦ) концерна «Росэнергоатом». ФГУП «СКЦ Росатома» на отраслевом уровне с помощью информационно-аналитических систем осуществляет контроль радиационной обстановки и химического загрязнения окружающей среды (в части касающейся) и предоставляет:

  • данные радиационного, химического и метеорологического мониторингов с постов АСКРО, расположенных на промышленных площадках, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения объектов Госкорпорации, руководству и уполномоченным членам ОКЧС, 
  • данные радиационного и метеорологического мониторингов с постов АСКРО, расположенных в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения объектов Госкорпорации «Росатом», в Федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ) ЕГАСКРО,
  • данные радиационного мониторинга с постов АСКРО, расположенных в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения объектов Госкорпорации «Росатом» для представления на интернет-сайте.

Дальнейшее развитие ОАСКРО получила в ходе выполнения следующего комплекса работ:

  • модернизация АСКРО в направлении расширения числа объектов контроля, датчиков первичной информации радиационного контроля и расширение функциональных возможностей системы (в частности, структуры и количественных характеристик источников потенциально возможного радиационного загрязнения окружающей среды);
  • обеспечение программно-технической инфраструктуры отраслевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки;
  • интеграция отраслевой системы контроля радиационной обстановки на предприятиях Госкорпорации «Росатом» в состав Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО), включая передачу результатов измерений постов радиационного мониторинга ОАСКРО Госкорпорации «Росатом» для их публикации на сайте ФГУП «СКЦ Росатома» (http://www.skc.ru) и на сайте ИБРАЭ РАН (http://www.russianatom.ru)

Таким образом, с помощью современных информационных технологий общественности и населению предоставляется возможность получать информацию о радиационной обстановке в районах расположения ядерно и радиационно опасных объектов и предприятий Госкорпорации «Росатом».

Источник: http://www.skc.ru/control/askro

Законы :: от 1998-06-22 N 383

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫПРИКАЗот 22 июня 1998 года N 383О мерах по повышению эффективности управления реализациейфедеральной целевой программы «Создание ЕГАСКРО»

    В дополнение к приказу Минприроды России от 22.11.

95 N 479 в целях повышения эффективности управления реализацией федеральной целевой программы «Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (далее — Программа), организации действенного контроля за ходом ее выполнения и финансирования, повышения научно-технического уровня и практической значимости результатов работ

приказываю:

    1.

В соответствии с пунктом 32 «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594    учредить при Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды Межведомственный координационный совет федеральной целевой Программы (далее — МВКС ЕГАСКРО);    ввести в действие «Положение о Межведомственном координационном совете федеральной целевой программы «Создание единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации», утвержденное Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды по согласованию с государственными заказчиками Программы (приложение 1);    утвердить персональный состав МВКС ЕГАСКРО согласно приложению 2 (по согласованию);    2. Для подготовки решений, способствующих повышению научно-технического уровня работ по реализации Программы:    создать Научно-технический совет федеральной целевой программы «Создание ЕГАСКРО» (далее — НТС ЕГАСКРО);    возложить обязанности Председателя НТС ЕГАСКРО на директора Государственного института прикладной экологии Е.С.Дмитриева;    утвердить «Положение о Научно-техническом совете федеральной целевой программы «Создание ЕГАСКРО» (приложение 3) и персональный состав НТС ЕГАСКРО согласно приложению 4.    3. Управлению государственного экологического контроля и безопасности окружающей среды (Куценко) при участии Управления экологических программ (Зимин) обеспечивать организационно-методическое сопровождение реализации Программы.    4. Возложить обязанности головного исполнителя Программы на Государственный институт прикладной экологии Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Дмитриев) — в части реализации мероприятий, отнесенных к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.    5. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Председатель Государственногокомитета Российской Федерациипо охране окружающей средыВ.И.Данилов-Данильян

Приложение 1к приказу Госкомэкологии Россииот 22.06.98 N 383″УТВЕРЖДАЮ»Председатель Государственногокомитета Российской Федерациипо охране окружающей средыВ.И.Данилов-Данильян22 июня 1998 года

ПОЛОЖЕНИЕо Межведомственном координационном советефедеральной целевой программы «Создание Единой государственнойавтоматизированной системы контроля радиационной обстановкина территории Российской Федерации»

    1.

Общие положения

    1.

1. Межведомственный координационный совет федеральной целевой программы «Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (далее — МВКС ЕГАСКРО) создается государственным заказчиком-координатором указанной федеральной целевой программы (далее — Программа) в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594, и методическими рекомендациями по разработке и реализации федеральных целевых и межгосударственных целевых программ, утвержденными Минэкономики России и Экспертным Советом при Правительстве Российской Федерации.

Источник: http://law.rufox.ru/view/20/901712538.htm

Что такое АСКРО

Ощущения — это важнейший источник информации о внешнем мире. Мы ощущаем изменение температуры, влажности, освещенности и громкости звука. Часто бываем недовольны слишком жаркой или прохладной погодой, слепящим солнцем или густой облачностью. Казалось бы, радиация хороша именно тем, что ее нельзя почувствовать, не так ли?

Читайте также:  Геоинформационная система. определение, компоненты, модели.

Конечно, не так. Именно «невидимость» радиации зачастую становится причиной необоснованных страхов у людей. За радиационным фоном необходимо следить постоянно.

При нормальной работе это позволит следить за выполнением норм радиационной безопасности, а в случае аварии — своевременно принять меры по снижению опасного воздействия на население.

Но как измерять радиацию, если она не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса? За более чем вековую историю использования человечеством радиации специалисты научились измерять ничтожно малые количества радиации. Справиться с этой задачей могут многочисленные виды приборов, в частности, известные всем дозиметры.

Важно

Ничуть не меньшую опасность представляют для здоровья человека токсичные вещества. Для них нормативно установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в воде, воздухе, пищевых продуктах.

Обычно эти ПДК соответствуют пределам возможностей измерительных приборов, хотя известно, что многие токсичные вещества опасны в любых концентрациях, просто их содержание не всегда удается измерить. С совершенствованием приборной базы снижаются и величины ПДК. С радиацией все иначе.

Ее удается надежно контролировать при безопасных для здоровья значениях, задолго до нормативно установленных предельных величин. Сделать это можно даже с помощью дозиметров, которые продаются в магазинах.

Для постоянного контроля радиационной обстановки в России создается Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки, ЕГАСКРО), которая состоит из сети постов контроля по всей стране.

Эти посты в том числе устанавливаются в населенных пунктах.

Координацией работ по созданию и развитию ЕГАСКРО занимается Росгидромет; формируются региональные системы мониторинга, в общую структуру вовлекаются ранее созданные территориальные и отраслевые системы радиационного контроля.

Важной частью ЕГАСКРО является отраслевая автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) Росатома, охватывающая зоны наблюдения всех атомных станций и предприятий ядерной отрасли.

Датчики радиационного фона работают в автоматическом режиме, проводят измерения каждую минуту, и каждый час передают средний результат на центральный пульт АСКРО, находящийся на предприятии.

Вся информация поступает в Ситуационно-кризисный центр Росатома, а также передается в местные органы власти, заинтересованные министерства и ведомства. Теперь эти сведения доступны и Вам.

Совет

Что же показывают датчики АСКРО? Они передают в систему результаты измерения фона гамма-излучения на местности (мощность дозы) — эти цифры в автоматическом режиме отображаются на сайте. Именно автоматическая передача данных на сайт определяет абсолютную корректность их представления пользователю; возможность внесения каких-либо корректив заинтересованными лицами отсутствует.

Выбрав датчик, Вы увидите данные измерений гамма-фона за определенный период времени в микрорентгенах в час или микрозивертах в час (эти единицы измерения связаны: 1 мкЗв/ч = 100 мкР/ч). В среднем по России природный радиационный фон составляет 0,10 мкЗв/ч, но в ряде регионов он может доходить до 0,30 мкЗв/ч и выше.

Например, средний фон в Республике Бурятия достигает 0,20 мкЗв/ч, а на гранитных набережных Санкт-Петербурга — 0,45 мкЗв/ч (гранит содержит повышенные концентрации природных радионуклидов).

Для конкретной местности значение природного радиационного фона может незначительно колебаться в зависимости от времени суток, метеорологических условий, сезона, состава грунта и т. п.

Важно сказать, что приборы измеряющие радиационный фон очень чувствительны. Любое превышение над естественным фоном будет зарегистрировано за долго до того, как значения мощности дозы могут оказать какое-либо влияние на здоровье людей.

Если датчик показывает уровень радиации, находящийся в диапазоне нормальных значений для данной местности, то опасность отсутствует.

Риск для здоровья человека возникает, когда показания датчиков АСКРО превышают типичные уровни природного радиационного фона в тысячи раз. Например, дозы, при которых необходимо принимать меры защиты людей, начинаются со 100 мЗв.

Такую дозу можно набрать за сутки, если фон составляет 4170 мкЗв/ч, т. е. превышает нормальное значение примерно в сорок тысяч раз.

Обратите внимание

При появлении слухов о радиационной аварии Вы легко можете их проверить на сайте, и не поддаваться на провокации.

А в случае реальной аварии, воспользовавшись нашей картой с датчиками и другими данными, местные органы власти, территориальные органы МЧС России, других министерств и ведомств могут установить степень опасности, оценить складывающуюся ситуацию, определить пути эвакуации, или необходимость изоляции помещения, в котором Вы находитесь.

Источник: http://www.russianatom.ru/information/ascro

Автоматизированная система контроля радиационной обстановки АСКРО

АСКРО предназначена для непрерывного автоматизированного контроля радиационной и метеорологической обстановки в районе промышленных площадок, санитарно защитной зоне и зоне наблюдения при нормальной эксплуатации (для подтверждения его радиационной безопасности) или аварийной эксплуатации радиационноопасного объекта с целью информационной поддержки мероприятий по обеспечению безопасности персонала и населения в контролируемом районе.

Назначение и описание применения

АСКРО применяется для выполнения следующих видов мониторинга:

♦ контроль действующих и потенциальных источников радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха (источников выбросов);

♦ контроль могильников для захоронения жидких и твердых радиоактивных отходов;

♦ контроль самопроизвольной цепной реакции деления;

♦ контроль радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды;

♦ контроль уровней облучения персонала и населения.

При обнаружении превышения пределов нормальной радиационной обстановки в контролируемых зонах АСКРО используется для:

♦ подготовки информации, необходимой для оценки масштаба аварии;

♦ ввода в действие плана противоаварийных мероприятий;

♦ выработки рекомендаций по осуществлению защитных мероприятий для персонала и населения в случае радиационной аварии;

♦ ведения работ по ликвидации последствий аварии;

♦ осуществление расчетов по прогнозированию последствий аварии;

♦ предоставление информации о радиационной обстановке и прогнозных расчетов в государственные и ведомственные органы надзора за радиационной безопасностью.

Основные функции

АСКРО обеспечивает:

♦ непрерывный контроль радиационной и метеорологической обстановки;

♦ представление данных о радиационной обстановке в реальном времени на мониторах пультов контроля радиационной обстановки в виде таблиц, графиков, гистограмм и видеокадров планов местности;

♦ формирование и рассылку датированных текстовых сообщений в реальном времени;

♦ переключение (автоматическое и ручное) режимов эксплуатации АСКРО («аварийный режим эксплуатации объекта» и «нормальный режим эксплуатации объекта») и индикацию текущего режима эксплуатации АСКРО;

♦ удаленную диагностику работоспособности измерительных каналов АСКРО;

♦ хранение данных о состоянии контролируемых параметров и событий в архиве;

♦ предоставление доступа к архивной информации через локальную сеть посредством веб-сервиса;

♦ прогнозирование радиационной обстановки в районе промышленных площадок, санитарно защитной зоне и зоне наблюдения радиационно-опасного объекта;

♦ формирование отчетов на основе архивной информации и их печать.

Структура

АСКРО строится как двухуровневая территориально распределенная информационно-измерительная система.

Нижний уровень системы предназначен для непрерывного измерения параметров, характеризующих радиационную обстановку, и передачи информации о состоянии радиационной обстановки на верхний уровень системы по каналам передачи информации.

В состав нижнего уровня АСКРО могут входить:

♦ посты радиационного контроля (УАС-201Е – стр. 5-48);

♦ устройства детектирования (УДМГ-216Е – стр. 5-29; УДЖГ-222Е – стр. 5-8 и др.);

♦ посты контроля метеопараметров.

Верхний уровень системы предназначен для приема, обработки, хранения и отображения принятой от нижнего уровня системы информации о состоянии радиационной обстановки, а также для предоставления к ней доступа персоналу, эксплуатирующему АСКРО, и контролирующим организациям. Верхний уровень АСКРО выполнен на базе промышленных компьютеров (пультов, серверов и др.). Дополнительные рабочие места могут выполняться на базе персональных компьютеров в офисном исполнении.

Для передачи информации между нижним и верхним уровнем АСКРО используются каналы передачи информации следующих типов (по желанию Заказчика):

♦ радиоканал с выделенной частотой для работы на больших расстояниях (требуется разрешение Россвязьнадзора);

♦ радиоканал частотного диапазона свободного использования (433 МГц) для работы на малых расстояниях (не требует получения разрешений Россвязьнадзора);

♦ GSM канал связи;

♦ коммутируемый канал связи телефонной сети общего пользования;

♦ выделенная телефонная линия;

♦ последовательный канал связи с интерфейсом RS-485.

Информация о состоянии радиационной обстановки выдается пользователям, авторизованным в информационной системе АСКРО, посредством локальной вычислительной сети АСКРО по протоколу ТСР/IР. При этом возможны два варианта предоставления информации:

♦ предоставление информации о радиационной обстановке в реальном времени. Данный вариант предназначен для установки на специально выделенных компьютерах для непрерывного наблюдения параметров, контролируемых АСКРО (у операторов или диспетчеров объектов).

Важно

Прикладное программное обеспечение пультов контроля радиационной обстановки выполняет функции отображения поступающей информации и разделено на унифицированную программу отображения, реализующую графический интерфейс, и массив рабочих данных, содержащий сведения об условиях конкретного применения;

♦ предоставление информации по запросу пользователя в виде HTML-страниц.

Операционная система Linux (системное программное обеспечение сервера) позволяет обеспечить передачу информации заинтересованным лицам и организациям посредством Web-интерфейса, электронной почты, SMS-сообщений, FTP-сервиса и т.

п. Данный вариант предназначен для пользователей, которым требуется информация о параметрах, контролируемых АСКРО, только в определенные моменты времени.

Технические характеристики

Количество постов контроля радиационных параметров не ограничено 

Количество устройств детектирования радиационных параметров не ограничено

Количество постов контроля метеопараметров не ограничено

Диапазоны измерения контролируемых радиационных параметров:

♦ мощность эквивалента амбиентной дозы гамма-излучения, Зв/ч от 1,0•10-7 до 1,0•102

♦ мощность поглощенной в воздухе дозы фотонного излучения (если в АСКРО применяется УДМС-20Р или УДМС-220Е), Гр/ч от 5,0•10-3 до 1,0•105

♦ объемная активность жидкости, Бк/м3 от 2,0•103 до 2,5•106

Диапазоны измерения контролируемых метеорологических параметров:

♦ температура воздуха, оС от -60 до +50

♦ влажность воздуха, % от 5 до 98

♦ направление ветра в горизонтальном направлении, град. от 0 до 360

♦ скорость ветра в горизонтальном направлении, м/с от 0,5 до 50

♦ скорость ветра в вертикальном направлении, м/с от 0,2 до 10

♦ атмосферное давление, Па от 800 до 1080

♦ количество осадков, мм от 0,1 до 2000

♦ назначенный срок службы системы, лет 40

♦ назначенный срок службы ТС, лет 12

Комплект поставки

Комплект поставки определяется в соответствии с рабочей документацией проекта АСКРО контролируемого объекта и может включать:

Оборудование нижнего уровня

Читайте также:  Аэромобильные спасательные комплексы (аск)

♦ УАС-201Е 5-48

♦ УДЖГ-222Е 5-8

♦ УДМГ-216Е 5-29

Оборудование верхнего уровня

♦ УУМ-31Е 8-7

♦ УУМ-32Е 8-10

♦ УДЗ-01Е 8-14

Системная документация

Источник: https://pszsep.ru/p/id2982/

Владимир Шепель: Радиационный мониторинг

Радиационный мониторинг.

Заявление о повышении концентрации рутения-106 в Европе привлекло внимание к проблеме радиационной безопасности. Россию обвинили в сокрытии аварии на Южном Урале. Причем заявления делались противоречивые.

То концентрация превышена почти в 1000 раз, но она совсем не опасна, то нужно принимать препараты йода, то йод принимать поздно.

Но затем все быстро затихло и стало совсем непонятно, что все-таки это было? Информационный вброс, или элемент конкурентной борьбы?

Попробую, на сколько это возможно, прояснить ситуацию для неискушенного жителя. При этом попытаюсь вести изложение, избегая сложных научных терминов.

Начинать нужно с организации процесса мониторинга. Коммунистический подход к производственным вопросам заключался в лозунге: «Совесть — лучший контролер». Отдельные рабочие имели свое клеймо и лично отвечали за качество продукции.

Капиталистический подход к данному вопросу заключается в правиле «Двух персон». Один производит, другой его контролирует.

В России в решении проблем ядерной безопасности участвуют: Росатом, Минобороны, МЧС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Минприроды (Росгидромет).

Росатом и Минобороны однозначно используют ядерные вещества в своих целях. МЧС контактирует с источниками излучения только в случае аварии. Роспотребнадзор следит за использованием ядерных веществ в бытовых целях. Ростехнадзор осуществляет контроль при использовании в технических целях.

Совет

Следует отметить, что все выше перечисленные организации используют информацию о радиационной обстановке от Росгидромета.

А Минприроды имеет двойственность. Если почитать положение о Минприроды, то в лице Росгидромета оно контролирует состояние окружающей среды, а в лице практически всех своих функций ведет разработку полезных ископаемых и других природных ресурсов. Проще говоря, оно само себя контролирует.

Теперь о системе контроля радиационной обстановки. В СССР была создана радиометрическая сеть, которая осуществляла контроль радиационной обстановки в стране.

Далее была создана Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО).

С помощью территориальных и локальных подсистем она должна была контролировать санкционированное и несанкционированное перемещение источников ионизирующего излучения, а также все объекты, которые могут быть использованы для радиационного терроризма.

Затем система была переименована в Единую государственную систему мониторинга радиоактивной обстановки (ЕГАСМРО). Проще говоря, мониторинг — это непрерывное наблюдение. Мониторинг–наблюдение и контроль — эти понятия отличаются друг от друга. В результате имеем только наблюдение Росгидромета за радиационной обстановкой.

Теперь нужно понять, что наблюдает Росгидромет. Система контроля радиационной обстановки появилась в результате испытаний ядерного оружия. Соответственно она была ориентирована на выявление искусственных источников ионизирующих излучений.

Однако естественное радиационное излучение всегда присутствует в окружающей среде. Его называют фоновым или природным. Обычно в нашей местности оно в районе 0,1 мкЗв/ч. Но в горах, где есть гранитные залежи и выходы урановых руд, то фон может достигать 0,5 мкЗв/ч. Люди там, как правило, не живут.

Поэтому, когда говорят: в пределах естественного (природного) фона, то создается впечатление безопасности.

Хотя есть работы, которые утверждают, что даже малые дозы превышения радиации могут вредно воздействовать на отдельных людей.

Обратите внимание

Есть попытки уточнить понятие: естественный радиационный фон. Для этого пытаются развивать радиационную географию.

Радиационная география — новое междисциплинарное направление в системе научных знаний, сравнительно молодая, окончательно ещё не сформировавшаяся, как отдельная научная дисциплина, возникновение которой связано с изучением радиационного загрязнения территорий (акваторий) после испытаний ядерного оружия, радиационных инцидентов, аварий и катастроф, а также выпадений из атмосферы радиоактивных осадков. Радиационная география – это новая междисциплинарная отрасль медицинской географии и радиационной медицины. Такое определение дают приверженцы этого направления науки.

Новое всегда с трудом пробивает себе дорогу.

Если использовать термины радиационной географии, то получится, что население проживало на территории, где был фон 0,1 мкЗв/час, а стало 0,3 мкЗв/час, хотя и в пределах естественного фона, но уже вызывает тревогу и требует принятия каких-то мер. И в этой ситуации необходима медицинская география, которая определяла бы требуемые действия со стороны населения и властей.

Еще более интересно понятие — радиационная медицина. Не многие знают, что просветленная оптика в прицелах и фотоаппаратах может быть радиоактивна, могут быть радиоактивны также «лечебные» матрасы, обереги, кулоны.

Сейчас в медицине стали широко применятся для лечения короткоживущие изотопы. Но люди, на которых применялись такие методики, могут оказаться среди нас. Такие люди были выявлены среди болельщиков на олимпиаде в Сочи.

И нет гарантии, что таких болельщиков не будет на чемпионате мира в 2018 году.

Далее несколько слов об оперативности наблюдения. Для определения конкретного изотопа в источнике ионизирующего излучения используются воздухо-фильтрующие установки.

Воздух прокачивается через фильтр, изотоп накапливается, и затем на спектрометре определяют вид изотопа. Процесс это не быстрый.

Есть спектрометры, позволяющие определять изотоп в автоматическом режиме и достаточно быстро, но они не получили широкого распространения. Поэтому информация о радиационном загрязнении конкретными изотопами выдается с запозданием.

Следующий этап радиационного мониторинга — это определение источника загрязнения. Здесь я должен наших граждан огорчить. Все методики по радиационному мониторингу рассчитаны на то, что место источника известно. Либо это ядерный взрыв, либо это авария на объекте, использующем ядерные материалы.

Методик, позволяющих определить место источника радиационного загрязнения, нет.

Зафиксировать загрязнение можно, но для точного определения места нужно к этому месту подойти как можно ближе. То есть попасть на территорию, откуда произошло заражение. В условиях частной собственности это проблематично.

Все понимают, что виновный должен отвечать, а платить никому не хочется. Такова природа капиталистического общества. (Достаточно вспомнить ситуацию в Москве в районе Капотни. Источник загрязнения определить не удалось.

)

Важно

Теперь несколько слов о реализации ЕГАСМРО. Советский вариант функционирования ЕГАСКРО предполагал централизованное финансирование для планомерного развития. В условиях капиталистически демократических каждый выживает сам.

В Мурманской области ФГБУ «Мурманское УГМС» (управление гидрометслужбы) получила целевое финансирование от области, и посты наблюдения принадлежат областной администрации.

В «Центрально-Черноземном УГМС» действуют две системы — АСКРО принадлежат ОАО «Концерн Росэнергоатом» и АСКРО по заказу администрации Курской области.

Продолжать не буду, просто подведу итог: кому как повезло, кто попал в целевые программы, оснащенность лучше, кто нет…

Еще один интересный вопрос: куда поступает информация?

ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» — центр сбора и обработки информации (ЦСОИ) г. Северска расположен непосредственно в здании Администрации г. Северска, где он размещен в единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) города.

В 2011 году по заказу администрации Курской области создана и принята в эксплуатацию Курская территориальная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (КТ АСКРО). Информация с пунктов контроля поступает начальнику смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС РФ по Курской области».

ФГБУ “Колымское УГМС” информация о МАЭД с автоматических датчиков поступает на сервер в АСПД управления в коде EURDEP с последующей отправкой на ПЭВМ в лабораторию мониторинга загрязнения и радиоактивности атмосферы ЦМС и одновременно в ФГБУ «НПО «Тайфун» (ФИАЦ Росгидромета) с интервалом — каждые три часа, в синоптические сроки.

В конечном счете, информация должна аккумулироваться в ФГБУ «НПО «Тайфун» (ФИАЦ Росгидромета), но от разных источников она приходит в разное время. И это не лучшим образом сказывается на интерпретации полученных данных.

Несколько слов об оборудовании. На 2014 год могу сказать, что порядка 40% дозиметров, находящихся в эксплуатации, требуют замены.

Проблемы можно перечислять долго, а равно как и пути их решения.

Совет

В заключение хочу сказать о политическом аспекте радиационного мониторинга. Сейчас все внимание приковано к Ближнему Востоку. Слова «международный терроризм» в центре внимания всех СМИ. И все забыли о Пакистане.

Так же как мало кто знает об американском исследователе этого явления Йозефе Бодански. Он интенсивно изучает его более 25 лет.

И в своих книгах он говорит, что международный терроризм — это практически синоним коранической войны, концепцию которой сформулировал пакистанский бригадный генерал С.К. Малик в своей книге «Кораническая концепция войны».

«Согласно Малику, коранический путь ведения войны «бесконечно лучше и эффективнее» любой другой формы военных действий, потому что «в исламе война ведется за дело Аллаха» и, следовательно, все средства и методы оправданны и справедливы.

Терроризм, доказывает Малик, является сущностью исламской военной стратегии: «Ужас, поражающий сердца врагов, — это не только средство, но и цель сама по себе. Когда в сердце противника поселяется ужас, больше уже почти ничего делать не нужно. В этом случае средства сливаются с целью.

Террор — это не средство заставить врага принять наши решения; это и есть решение, которое мы хотим применить в отношении к нему».

После такой цитаты доказывать необходимость пересмотра нашего отношения к системе радиационного мониторинга не имеет смысла. Вот только в Минприроды, да и в Правительстве об этом не хотят задуматься. Тем более, что контроля деятельности ЕГАСМРО нет. Верят на слово.

Напомню, что Пакистан обладает ядерным оружием и активно сотрудничает с Китаем в области ядерных технологий.

В. А. Шепель

Источник: http://zavtra.ru/blogs/radiatcionnij_monitoring

Ссылка на основную публикацию