Первые необходимые действия при катастрофе
Термин катастрофа имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «смерть или переворот».
Катастрофа
10 СОВЕТОВ ПО ВЫЖИВАНИЮ В СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ
Понятие катастроф и аварий
Это неблагоприятное явление возникает вследствие техногенной и чрезвычайной ситуации, которая повлекла за собой гибель людей или нанесла непоправимые последствия тому или иному объекту. Итак, катастрофой принято считать крупную аварию, приводящую к человеческим жертвам. То есть, это событие с весьма драматическими последствиями.
Главным критерием, по которому происходит разграничение аварий и катастроф, является степень тяжести последствий и наличие жертв. В итоге аварийной ситуации на производстве возможны такие неблагоприятные события, как пожары и взрывы, а их последствиями могут служить разрушения и потопления зданий и сооружений, кроме того, неблагополучные воздействия на близлежащую территорию.
Последствия природных катастроф с 1992 года
Крупнейшие природные катастрофы 21 века
Это может быть поломка линий связи и сетей энергетики. Аварии часто случаются на предприятиях, которые производят и хранят химически опасные вещества. Следствиями аварии являются взрывы и пожары.
Крупнейшие геологические трагедии последних десятилетий
Случилась трагедия: неотложные действия людей
10 Советов, как Выжить во Время Землетрясения
Некоторые конструкции (здания) , имеющие ветхий вид, опасны для человека. И если есть шанс, что они упадут, то их ограждение должно свершаться в немедленном порядке.
Кроме того, на территории, где произошла катастрофа, осуществляются срочные работы на коммунально-энергетических сетях. В них большое значение имеет следование требованиям безопасности.
Например, запрещено без особой необходимости разгуливать по завалам и входить в те здания, которые разрушены. А также проводить работы в непосредственной близости к сооружениям, которые вот-вот обрушаться.
Когда трагедия случилась
Отметим, что каждый здравомыслящий человек знает, что нельзя прикасаться к тем проводам, которые оголены и к различным электрическим агрегатам.
Участок, где проводятся спасательные и восстановительные работы, должен быть огражден надлежащим образом и своевременно выставлены наблюдатели. В результате аварийных действий или во время катастрофы могут растекаться жидкости горючего или агрессивного состава.
Это необходимо учитывать при организации спасательных работ. Наиболее характерными типами травм при катастрофах являются:
- ранения
- ушибы мягких тканей
- переломы костей
- поражение человека электрическим током
- отравления
- ожоги.
Катастрофы на железнодорожных узлах
Главными причинами аварий и катастроф, которые происходят на железнодорожных ветках, являются:
- поломка железнодорожного пути;
- неисправность подвижного состава;
- поломка в средствах сигнализации и централизации, кроме того, блокировки;
- ошибка диспетчера, то есть человеческий фактор;
- невнимательность машинистов.
Железнодорожная катастрофа
Поезда часто сходят с рельсов, и взрывы происходят непосредственно в вагонах. Кроме того, не исключены размывы железнодорожных путей, а также оползни и обвалы, наводнения. При перевозке грузов опасного содержания на железнодорожном транспорте, таких, как газы или едкие вещества, а также ядовитые и радиоактивные, могут произойти взрывы. Ликвидировать такие аварии достаточно сложно.
Катастрофы на автомобильном транспорте
Причинами автомобильных катастроф могут служить различные обстоятельства. При их возникновении каждый водитель должен немедленно предпринять все меры к спасению людей и оказания им всевозможной помощи. Это может касаться и остановки кровотечений, в том числе.
Исходя из этого, для каждого человека первичные навыки оказания медицинской помощи, будут нелишними.
Если произошла автомобильная катастрофа, то необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и скорую медицинскую помощь, кроме того, техническую помощь. Место катастрофы должно быть ограждено предупредительными знаками.
После того, как пострадавшим оказали первую медицинскую помощь, они доставляются в лечебные учреждения, которые находятся в непосредственной близости к месту аварии.
Автомобильная авария
Крушения самолетов
Авиационные катастрофы – это авиапроисшествия, которые привели к человеческим жертвам. К сожалению, их численность высока на территории России. Почти каждый год падает какой-либо самолет. Причинами возникновения таких катастроф являются:
- высокая интенсивность атмосферных явлений;
- землетрясения;
- извержение вулканов;
- человеческий фактор;
- увеличенная активность солнца.
К тяжелейшим последствиям приводят разрушение отдельных конструкций самолета, кроме того, отказ двигателей, нарушения систем управления, пилотирования и связи, нехватка топлива и человеческий фактор.
Авиакатастрофа
В том случае, если произошла трагедия, то спасательные работы специалистов по ликвидации аварии, можно разделить на два вида. Одни проводятся коллективом – экипажем, а вторые – организуются специальными службами. Членам экипажа для того, чтобы принять меры неотложного характера, как правило, не хватает времени. Ведь в момент катастрофы происходит все молниеносно.
Члены экипажа подают сигнал бедствия, и командир приземляется в том аэропорту, который является ближайшим по маршруту самолета.
Перед посадкой воздушного средства стюардессы открывают все входные двери и люки, кроме того, освобождаются проходы.
Как только самолет остановится, нужно организовать молниеносную эвакуацию людей на безопасное от лайнера расстояние. Тем людям, которые пострадали, нужно оказать медицинскую помощь.
Работами по спасению пассажиров руководит командир лайнера. Его приказания являются неизменными для экипажа и для всех пассажиров. К месту катастрофы прибывают аварийно-спасательные бригады, кроме того, пожарные, подразделения специальных служб и медики. Они оказывают необходимую помощь людям, а также ликвидируют последствия аварии.
7 Советов о Том, Как Пережить Природные Катаклизмы
Источник: https://www.13min.ru/medicina/pervye-neobxodimye-dejstviya-pri-katastrofe/
Действия при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях
Памятка населению по действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях
Действия населения при получении оповещения о ЧС метеорологического характера
В соответствии с Федеральным законом РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” гражданин Российской Федерации обязан:
- соблюдать законы и иные правовые акты в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий, приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно — спасательных и других неотложных работ.
Порядок оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций
Для оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера существует единый сигнал гражданской обороны «Внимание Всем!» Он подаётся прерывистыми сигналами электросирен, дублируется гудками предприятий, транспортных средств.
По этому сигналу необходимо:
- включить радиоточку, радиоприёмник, телевизор;
- прослушать информацию управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- немедленно приступить к выполнению рекомендаций экстренного сообщения.
Правила поведения и действия населения при ураганах и бурях
Получив информацию об угрозе бури, урагана необходимо:
в закрытом помещении:
плотно закрыть окна, двери; • подготовить аварийные светильники (электрические фонари, керосиновые лампы, свечи); • создать на 2-3 суток запас воды, продовольствия, медикаментов, перевязочных материалов; • держать постоянно включенными радиоприёмник (радиоточку) или телевизор; • отключить электроприборы, газ, воду.
на открытой местности:• использовать для спасения ближайшие естественные укрытия или капитальное строение;• держаться дальше от ветхих зданий, деревьев, заборов, опор и проводов; • проявлять особую осторожность при снижении видимости и гололёде.
Правила поведения и действия населения при наводнениях Действия населения при наводнениях осуществляются с учетом времени упреждения наводнения, а также опыта наблюдений прошлых лет за проявлениями этой стихии.
Масштабы наводнений, например, вызываемых весенними, летними или осенними паводками, могут прогнозировать за месяц и более, нагонные наводнения — за несколько часов.
При значительном времени упреждения наводнения осуществляются мероприятия по возведению соответствующих гидротехнических сооружений на реках и в других местах предполагаемого наводнения, по подготовке и проведению заблаговременной эвакуации населения и сельскохозяйственных животных, по вывозу материальных ценностей из районов возможного затопления.
Об эвакуации на случай наводнения, как правило, объявляется специальным распоряжением комиссии по борьбе с наводнением.
Население о начале и порядке эвакуации оповещается по местным радиотрансляционным сетям и местному телевидению; работающие, кроме того, оповещаются через администрацию предприятий, учреждений и учебных заведений, а население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, — через жилищноэксплуатационные конторы и домоуправления.
Населению сообщаются места развертывания сборных эвакопунктов, сроки явки на эти пункты, маршруты следования при эвакуации пешим порядком, а также другие сведения, сообразующиеся с местной обстановкой, ожидаемым масштабом бедствия, временем его упреждения. При наличии достаточного времени население из угрожаемых районов эвакуируется вместе с имуществом.
С этой целью каждой семье предоставляется автомобильный или гужевой транспорт с указанием времени его подачи. Эвакуация производится в ближайшие населенные пункты, находящиеся вне зон затопления. Расселение населения осуществляется в общественных зданиях или на жилой площади местных жителей. На предприятиях и в учреждениях при угрозе затопления изменяется режим работы, а в некоторых случаях работа прекращается. Защита некоторой части материальных ценностей иногда предусматривается на месте, для чего заделываются приямки, входы и оконные проемы подвалов и нижних этажей зданий.
С объявлением штормового предупреждения- предупреждения о возможных снежных заносах — необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создать дома необходимый запас продуктов, воды и топлива.
В отдельных районах с наступлением зимнего периода по улицам, между домами, необходимо натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер. Особую опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути далеко от человеческого жилья.
Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывают полноедезориентирование на местности. При следовании на автомобиле не следует пытаться преодолеть снежные заносы, необходимо остановиться, полностью закрыть жалюзи машины, укрыть двигатель со стороны радиатора.
Если есть возможность, автомобиль нужно установить двигателем в наветренную сторону. Периодически надо выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под ним. Кроме того, не занесенный снегом автомобиль — хороший ориентир для поисковой группы.
Двигатель автомобиля необходимо периодически прогревать во избежание его «размораживания». При прогревании автомобиля важно не допустить затекания в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с этой целью важно следить, чтобы выхлопная труба не заваливалась снегом.
Если в пути вместе окажется несколько человек (на нескольких автомобилях), целесообразно собраться всем вместе и использовать один автомобиль в качестве укрытия; из двигателей остальных автомобилей необходимо слить воду.
Ни в коем случае нельзя покидать укрытие — автомобил: в сильный снегопад (пургу) ориентиры, казавшиеся надежными с первого взгляда, через несколько десятков метров могут быть потеряны.
В сельской местности с получением штормового предупреждения нужно в срочном порядке заготовить в необходимом количестве корм и воду для животных.
С отгонных пастбищ скот перегоняется в ближайшие укрытия, заранее оборудованные в складках местности, на стационарные стойбища или фермы. Для доставки животноводов к месту предстоящей работы выделяется надежная, технически исправная гусеничная техника.
ЗАСУХА
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАСУХЕ (СИЛЬНОЙ ЖАРЕ)
Запаситесь дополнительными емкостями и при необходимости заранее заполните их водой. Приготовьте приемлемую для условий жары одежду, электробытовые приборы (вентиляторы, кондиционеры).
Если Вы находитесь в сельской местности – оборудуйте навесы, беседки, колодцы, а также ставни (плотные шторы) для окон. По возможности приобретите автономный источник электроэнергии для обеспечения работы электробытовых приборов. Экономно расходуйте воду.
Умейте сами и обучите членов своей семьи правильно действовать при тепловом поражении.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗАСУХИ (ПРИ СИЛЬНОЙ ЖАРЕ)
Избегайте воздействия повышенной температуры. Носите светлую воздухонепроницаемую одежду (желательно из хлопка) с головным убором. Помните, что обожженная кожа перестает выделять пот и охлаждаться. Передвигайтесь не спеша, старайтесь чаще находиться в тени.
Не употребляйте пиво и другие алкогольные напитки, это приведет к ухудшению общего состояния организма. Посоветуйтесь с врачом, требуется ли Вам дополнительное употребление соли во время жары.
При тепловом поражении немедленно перейдите в тень, на ветер или примите душ, медленно выпейте много воды. Постарайтесь охладить свое тело, чтобы избежать теплового удара.
В случае потери сознания кем-то из окружающих, проведите реанимационные мероприятия (делайте массаж сердца и искусственное дыхание). Помните, что во время засухи возрастает вероятность пожаров.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЗАСУХИ (СИЛЬНОЙ ЖАРЫ)
Свяжитесь с местными органами власти для получения информации о стихийном бедствии и об оказываемой населению помощи. Будьте готовы к тому, что бедствие может повториться.
МОЛНИЯ
МОЛНИЯ – это искровой разряд электростатического заряда кучевого облака, сопровождающийся ослепительной вспышкой и резким звуком (громом).
Опасность.Молниевой разряд характеризуется большими токами, а его температура доходит до 300 000 градусов. Дерево, при ударе молнии, расщепляется и даже может загореться. Расщепление дерева происходит вследствие внутреннего взрыва из-за мгновенного испарения внутренней влаги древесины.
Прямое попадание молнии для человека обычно заканчивается смертельным исходом. Ежегодно в мире от молнии погибает около 3000 человек.
Куда ударяет молния? Разряд статического электричества обычно проходит по пути наименьшего электрического сопротивления. Так как между самым высоким предметом, среди аналогичных, и кучевым облаком расстояние меньшее, значит меньше и электрическое сопротивление. Следовательно молния поразит в первую очередь высокий предмет (мачту, дерево и т.п.).
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для снижения опасности поражения молнией объектов экономики, зданий и сооружений устраивается молниезащита в виде заземленных металлических мачт и натянутых высоко над сооружениями объекта проводами.
Перед поездкой на природу уточните прогноз погоды. Если предсказывается гроза, то перенесите поездку на другой день.
Если Вы заметили грозовой фронт, то в первую очередь определите примерное расстояние до него по времени задержки первого раската грома, первой вспышки молнии, а также оцените, приближается или удаляется фронт.
Поскольку скорость света огромна (300 000 км/с), то вспышку молнии мы наблюдаем мгновенно. Следовательно задержка звука будет определяться расстоянием и его скоростью (около 340 м/с).
Пример: если после вспышки до грома прошло 5 с, то расстояние до грозового фронта равно 340 м/с х 5с = 1700 м.
Если запаздывание звука растет, то грозовой фронт удаляется, а если запаздывание звука сокращается, то грозовой фронт приближается.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ
Молния опасна тогда, когда вслед за вспышкой следует раскат грома. В этом случае срочно примите меры предосторожности.
Если Вы находитесь в сельской местности: закройте окна, двери, дымоходы и вентиляционные отверстия. Не растапливайте печь, поскольку высокотемпературные газы, выходящие из печной трубы, имеют низкое сопротивление. Не разговаривайте по телефону: молния иногда попадает в натянутые между столбами провода.
Во время ударов молнии не подходите близко к электропроводке, молниеотводу, водостокам с крыш, антенне, не стойте рядом с окном, по возможности выключите телевизор, радио и другие электробытовые приборы.
Если Вы находитесь в лесу, то укройтесь на низкорослом участке леса. Не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно сосен, дубов и тополей.
Не находитесь в водоеме или на его берегу. Отойдите от берега, спуститесь с возвышенного места в низину.
В степи, поле или при отсутствии укрытия (здания) не ложитесь на землю, подставляя электрическому току все свое тело, а сядьте на корточки в ложбине, овраге или другом естественном углублении, обхватив ноги руками.
Если грозовой фронт настиг Вас во время занятий спортом, то немедленно прекратите их. Металлические предметы (мотоцикл, велосипед, ледоруб и т.д.) положите в сторону, отойдите от них на 20-30 м.
Если гроза застала Вас в автомобиле, не покидайте его, при этом закройте окна и опустите антенну радиоприемника.
ПОЖАРЫ В ЛЕСАХ
Массовые пожары в лесах могут возникать в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосторожного обращения с огнем, очистки поверхности земли выжигом сухой травы и других причин.
Пожары могут вызвать возгорания зданий в населенных пунктах, деревянных мостов, линий электропередачи и связи на деревянных столбах, складов нефтепродуктов и других сгораемых материалов, а также поражение людей и сельскохозяйственных животных.
Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары, при которых выгорают лесная подстилка, подрост и подлесок, травянисто-кустарничковый покров, валежник, корневища деревьев и т.п.
В засушливый период при ветре могут возникать верховые пожары, при которых огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно хвойных пород. Скорость распространения низового пожара от 0,1 до 3 метров в минуту, а верхового – до 100 м в минуту по направлению ветра.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для защиты населения и снижения ущерба при массовых пожарах заблаговременно проводятся мероприятия по прокладыванию и расчистке просек и грунтовых полос шириной 5-10 метров в сплошных лесах и до 50 м в хвойных лесах. В населенных пунктах устраиваются пруды и водоемы, емкость которых принимается из расчета не менее 30 кубических метров на 1 гектар площади поселка или населенного пункта.
При пожарах в лесах в населенных пунктах организуется дежурство противопожарных звеньев для наблюдения за пожарной обстановкой в лесах, вблизи населенных пунктов; производится расчистка грунтовых полос между застройкой и примыкающими лесными массивами; заполняются пожарные водоемы из расчета не менее 10 л воды на 1 метр длины лесной опушки, примыкающей к границам застройки населенных пунктов и дачных поселков; восстанавливаются колодцы и пруды; изготавливаются ватно-марлевые повязки, респираторы и другие средства защиты органов дыхания; ограничивается режим посещения лесов в засушливый период лета (особенно на автомобилях).
ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ВБЛИЗИ ОЧАГА ПОЖАРА В ЛЕСУ
Если вы оказались вблизи очага пожара в лесу и у вас нет возможности своими силами справиться с его локализацией, предотвращением распространения и тушением пожара, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей о необходимости выхода из опасной зоны.
Организуйте их выход на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в поле. Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой.
Выйдя на открытое пространство или поляну дышите воздухом возле земли – там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тряпкой.
После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению. Знайте сигналы оповещения о приближении зоны пожара к населенному пункту и принимайте участие в организации тушения пожаров.
Пламя небольших низовых пожаров можно сбивать, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. При тушении пожара действуйте осмотрительно, не уходите далеко от дорог и просек, не теряйте из виду других участников, поддерживайте с ними зрительную и звуковую связь.
КУДА И КАК ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
Единая дежурно-диспетчерская служба –112,05, 8(34341) 6-88-00
Источник: http://kgo66.ru/str-goichs/str-goichs-pam/10474-dejstviya-pri-avariyakh-katastrofakh-i-stikhijnykh-bedstviyakh
Действия персонала при авариях, катастрофах, стих. Бедствиях и чс
Задача каждого работающего на предприятии — знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке.
К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.
Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты.
Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров.
Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.
На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.
При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.
Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.
1.2.Порядок оповещения администрации и персонала об угрозе возникновения ЧС
Оповещение администрации и персонала предприятия о ЧС на занимаемой предприятием территории производится по разработанной схеме оповещения. (приложение 1).
Оповещение администрации и персонала предприятия о ЧС в нерабочее (ночное) время производится по телефону (указать должность ответственного за оповещение сотрудника).
В первую очередь оповещается администрация предприятия, а затем, в зависимости от обстановки, остальной персонал.
В рабочее время сотрудники предприятия оповещаются __________ (указать каким способом).
При приеме городского предупредительного сигнала «Внимание всем» (вой сирен) все радиоточки, телевизоры и радиоприемники предприятия перевести в режим приема речевых сообщений, передаваемых главным управлением по делам ГОЧС города (области, края и т.д.).
1.3.Порядок выделения автотранспорта для проведения эвакуационных мероприятий
При проведении экстренной эвакуации персонала из опасной зоны привлекается весь имеющийся в наличии служебный автотранспорт, а также личный автотранспорт сотрудников предприятия.
Сотрудники предприятия, имеющие личный автотранспорт, должны беспрекословно представлять его в распоряжение администрации для осуществления экстренной эвакуации сотрудников, посетителей предприятия из опасной зоны.
1.4.Требования к персоналу предприятия по соблюдению противоэпидемических мероприятий при угрозе распространения особо опасных инфекционных заболеваний
В случае выявления на территории предприятия или вблизи него опасности распространения особо опасных инфекционных заболеваний все сотрудники обязаны строго выполнять требования санитарно-эпидемиологической службы по проведению экстренной профилактики и иммунизации, по изоляции и лечению выявленных больных, соблюдать режим, предотвращающий занос и распространение инфекции.
При необходимости все сотрудники должны проходить по прибытию на работу санитарную обработку (указать место проведения), дезинфекцию или смену одежды, а водители транспортных средств проводить специальную обработку автомобилей (указать место проведения), а также выполнять другие требования, препятствующие распространению особо опасных инфекционных заболеваний.
1.5.О мерах по сохранению материальных ценностей в период угрозы и возникновения ЧС
Все сотрудники предприятия должны принимать меры по сохранению материальных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.
В период поведения мероприятий по защите от ЧС или ликвидации их последствий должны приниматься меры по предотвращению или уменьшению возможного материального ущерба предприятию, по охране имущества и оборудования.
Ответственность за организацию охраны материальных средств в период угрозы и возникновения ЧС возлагается на __________ (указать должность и фамилию).
Независимо от вида ЧС при ее возникновении и ликвидации:
1.Немедленно организовать защиту сотрудников объекта от поражения;
2.Провести работы по обеспечению минимального ущерба от ЧС;
3.Принять возможные меры по локализации ЧС и уменьшению размеров опасной зоны;
4.Обеспечить постоянное изучение обстановки на прилегающей территории и в помещениях объекта для своевременного принятия мер по ее нормализации;
5.Организовать обмен информацией об обстановке с управлением по делам ГОЧС муниципального образования.
21. ЧС социального характера и защита населения от их последствий
ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.
В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны.
Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность, – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т. д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социально-политических и военных конфликтах.
К защите населения от последствий ЧС относятся мероприятия по эвакуации, оказанию первой медицинской и психологической помощи, а так же комплекс мер по предупреждению повторного появления ЧС.
Источник: https://studopedia.net/5_18995_deystviya-personala-pri-avariyah-katastrofah-stih-bedstviyah-i-chs.html
Основные действия человека при угрозе и в условиях техногенных аварий и катастроф
Допустим, однажды вечером вы подошли к окну, чтобы полюбоваться закатом и увидели. Бог мой! Увидели зарево над расположенным невдалеке предприятием. Огонь, дым, пепел, поднимающийся к небу, кровавые отблески на облаках. Услышали завывание десятков пожарных сирен. Знайте, все это предвестники техногенных аварий и катастроф.
Пожар! Причем пожар катастрофического масштаба! Что делать и что не делать вам в подобной ситуации? Что точно не делать — так это скликать всех родственников, чтобы полюбоваться необычным, которое случается, может быть, раз в сто лет, зрелищем. К сожалению, чаще всего так и поступают истосковавшиеся по острым ощущениям обыватели.
Собираются, выстраиваются в несколько рядов по периметру пожара, как болельщики на футбольной арене, и глазеют на, возможно, смертельно опасную для них аварию. Смотрят в глаза собственной смерти и судачат о завтрашнем дне, которого, может статься, у них уже и не будет.
Так это было в Чернобыле, где семьи работников атомной электростанции и сами работники АЭС весь вечер и полночи наблюдали за пожаром на энергоблоке, ни на мгновение не задумываясь о последствиях, которые это может иметь.
Так это было во время многих других, менее известных нам чрезвычайных происшествиях и техногенных авариях.
В условиях техногенных аварий всякое праздное любопытство наказуемо! Аварии не цирковое представление и не спортивное состязание, и подходить к ним с точки зрения эстетики опасно. Иногда смертельно опасно. Тут в отличие от зрелищных мероприятии все наоборот — чем дальше от сцены, тем места считаются лучше.
А самые дорогие — на удаленной от места происшествия на несколько километров галерке. В не меньшей степени, чем праздное любопытство, может навредить чрезмерное спокойствие.
Это когда человек, узнав о происшествии, закрывает окна, задергивает шторы и ложится спать или продолжает смотреть телевизор в уверенности, что с пожаром должны справляться те, кому это положено делать.
А он, как дисциплинированный налогоплательщик, свою лепту в его ликвидацию уже внес в виде вовремя проплаченных налогов. Да, наверное, пожарные справятся с огнем и без этого не в меру спокойного гражданина.
Но едва ли они смогут сразу ликвидировать сопутствующие пожару явления, выражающиеся в выбросе в окружающую среду сильнодействующих и ядовитых веществ и отравлении прилегающих к месту техногенных аварии территорий.
Кстати, тех самых, на которых этот гражданин и обитает.
Отсюда главная, единственная и самая верная рекомендация, которую можно дать людям, находящимся вблизи места техногенной аварии — сделать все возможное, чтобы оказаться от нее как можно дальше. И как можно быстрее.
Скорость и расстояние — вот две составляющие, способные уберечь человека от возможных химических и радиационных поражений. Быстро собраться и далеко убежать. И лучше переборщить в оценке опасности, чем недооценить ее.
Какой порядок действий можно рекомендовать людям, попавшим в зону поражения?
Первое и самое главное — не пропустить предупреждающую информацию, которая в случае техногенных аварий должна передаваться по многим каналам. С помощью сирен гражданской обороны, заводских и даже электровозных гудков, по телевидению, радио, абонентной радиосети, через ЖЭКи и участковых милиционеров.
Если вы услышали сирены, немедленно включите все приемники, телевизоры и абонентные громкоговорители, настроив их на местные вещательные волны. И не выключайте на случай передачи чрезвычайных обращений, сообщений и рекомендаций.
При всякой крупной аварии в дело немедленно вступает штаб местной гражданской обороны или региональный спасательный центр, которые лучше, чем кто либо, знают, что делать в подобных случаях.
Они подробно объяснят вам, что произошло и что вам в связи с этим необходимо делать. Они же обеспечивают подачу в места сбора автотранспорта и эвакуацию людей в заранее определенные точки.
Поэтому, если не хотите идти пешком вместо того, чтобы с комфортом ехать на автобусе, и жить под открытым небом, а не в какой нибудь временно переданной беженцам гостинице, следите за эфиром. Все рекомендации штаба ГО и спасателей надо выполнять быстро и буквально.
Что делать, что надевать, что брать с собой, в каком месте собираться для последующей эвакуации. И не забудьте передать всю известную вам информацию своим соседям.
В случае когда техногенная авария явная, а телевизоры и радиоприемники молчат, действуйте, не дожидаясь официальных сообщений и разъяснений. Может, их вообще не будет, может, эту аварию, как это часто у нас случается, предпочтут просто замолчать по соображениям высокой секретности.
Или по причине того, что местное отделение ГО недовольства своего высокого начальства опасается больше, чем ядерного взрыва. При объявлении той или иной степени опасности на всякий случай к тому, что услышали, добавляйте лишний балл угрозы.
По принципу: слышу о частной аварии — готовлюсь к объектовой, предупрежден о местной — готовлюсь к региональной. Здесь «кашу маслом не испортишь».
Не бойтесь брать ответственность на себя. Не ждите указаний свыше. Не думайте о том, как вы будете выглядеть, если вдруг выяснится, что это не техногенная авария, а просто какое то мелкое происшествие. Не бойтесь предстать в чужих глазах глупцом или паникером.
Здесь именно тот случай, когда лучше один раз быть трусом, чем всю жизнь покойником. Я помню, как общественное мнение обвиняло в трусости людей, которые после чернобыльского взрыва быстро вывезли своих близких за пределы опасной зоны. Зря осуждало.
Они поступили умнее прочих! Первые распознали опасность, первые на нее прореагировали и тем защитили свое здоровье и здоровье своих близких от опасных последствий.
Их осуждали за абсолютно правильные действия в зоне возможного радиационного поражения! Если и можно было адресовать им общественный упрек, то только за то, что они сбежали одни.
Что не били в набат, не тащили за собой своих соседей и сослуживцев, прекрасно осознавая беду, которая всех их подстерегает. Вот за это ПРЕСТУПЛЕНИЕ их следовало бы наказать самым серьезным образом.
Поэтому, повторю еще раз, какой бы мирной и спокойной ни казалась обстановка возле места техногенных аварий, вас она в заблуждение вводить не должна.
Если вы знаете, что в результате чрезвычайного происшествия на данном конкретном предприятии МОЖЕТ произойти выброс опасных веществ, которые способны затронуть ваш дом, значит, лучше считать, что он ПРОИЗОШЕЛ вне зависимости от того, было об этом официальное сообщение или нет.
С точки зрения безопасности лучше предполагать самое худшее, т.е. все потенциально возможные чрезвычайные происшествия истолковывать как случившиеся. Только такой подход способен гарантировать безопасность людей, проживающих на попадающих под возможный удар территориях.
Это одно из главных правил выживания в техногенных катастрофах. Соответственно в мерах, направленных на самоспасение, вы должны быть «сами с усами». То есть на бога и гражданскую оборону надеяться, но самим не плошать.
Отсюда, прослушивая тревожные телерадиосообщения или даже ничего не выслушивая, но догадываясь, что дело обстоит не лучшим образом, начинайте действовать.
В первую очередь сразу же, как только авария стала очевидна, следует загерметизироватъ свое жилище. Закрыть все окна, форточки и двери на балконе. В двойных рамах закрыть оба окна и обе форточки. В идеале заткнуть вентиляционные отдушины в ванной комнате и на кухне.
Параллельно — ищите и собирайте в одном месте всех членов своей семьи. Только не надо кричать в окно: «Маша! Витя! Скорее идите домой!», хотя бы потому не надо, что окна в этот момент должны быть наглухо закрыты.
Следует лично спуститься, взять их за руку и отвести куда следует.
Затем необходимо позвонить на место работы, учебы или друзьям тех членов семьи, которых невозможно быстро собрать в квартире. Предупредить их о возможной угрозе и самым тщательным образом проинструктировать о поведении в зоне возможного поражения.
И обязательно определить место вашей встречи или контактные телефоны, по которым вы сможете созвониться, если выбираться из пораженной зоны вам придется разными путями. Дальнейшие действия строятся в зависимости от того, какую тактику самоспасения вы изберете. По большому счету, их может быть только две.
Первая — эвакуироваться с места аварии. Вторая — пережидать ее в том месте, где она вас застала.
По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Андрей Ильичев.
Источник: https://survival.com.ua/osnovnyie-deystviya-cheloveka-ugroze-usloviyah-tehnogennyih-avariy-katastrof/
Производственные аварии, катастрофы и действия при их возникновении
Авария
— это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения сопровождающееся нарушением производственного процесса и связанное с опасностью для человеческих жизней. Они могут произойти на коммунально-энергетических сетях, транспорте, промышленных предприятиях.
Катастрофа
— это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями. Различие между аварией и катастрофой заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.
В результате аварии на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия — это разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линии связи, энергетических и коммунальных сетей.
Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ).
При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человеческим жертвам. Степень и характер разрушений во многом зависят кроме мощности взрыва от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.
Чаще всего взрывы происходят там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.
Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ, или на газопроводах при плохом контроле за их состоянием и несоблюдении требований техники безопасности в ходе их эксплуатации, как это имело место в Башкортостане в 1989 г., где взорвалась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охватило огромную территорию.
В огненном котле оказались два пассажирских встречных поезда. Пострадало большое количество людей, многие получили травмы и увечья. К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.
Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы приносят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений.
Причины — ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строительных работ. В 1993 г. в руины превратился один из цехов Братского алюминиевого завода. Под обломками здания оказались 14 рабочих ночной смены.
Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах и др. Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфора, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.
В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки.
Каждые 4-5 мин. в России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей.Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы. 14 марта 1993 г. произошел крупнейший за последние 20 лет пожар в России. Дотла сгорел на КамАЗе завод по производству двигателей. Общая площадь пожара составила 200 тыс. м2.
При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность. Прежде всего необходимо организовать спасательные работы, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь и доставить их в лечебные учреждения.
После разведки пораженных участков объекта организуется локализация и тушение пожаров, принимаются меры к предотвращению дальнейших разрушений. Отдельные конструкции, которые угрожают падением, обрушают или, наоборот, укрепляют, проводят неотложные работы на коммунально-энергетических сетях. При этом огромное значение имеет соблюдение требований безопасности.
Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обрушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.
В результате аварии или катастрофы на объектах нефтяной, химической и газовой промышленности может произойти загазованность атмосферы, розлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей.
Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), взрыво- и огнеопасные вещества и материалы.
К ним относятся:
- • предприятия химической и других родственных отраслей промышленности;
- • предприятия, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;
- • водопроводные и очистные сооружения, на которых применяют хлор;
- • железнодорожные станции и тупики, где есть пути отстоя подвижного состава с СДЯВ;
- • склады и базы с запасами ядохимикатов.
При аварии с выбросом СДЯВ, вылившийся СДЯВ обильно орошают водой. В загазованных производственных помещениях немедленно включается аварийная вентиляция. Для уменьшения глубины распространения зараженного воздуха можно применять вертикальные водяные завесы. Такие завесы рассеивают облако паров СДЯВ, а также частично нейтрализуют СДЯВ.
Очень опасными последствиями крупных аварий являются пожары и взрывы. Чаще всего взрываются находящиеся под высоким давлением котлы, баллоны, трубопроводы, угольная пыль и газ в шахтах, древесная пыль и пары лакокрасочных веществ на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях.
Последствия многих производственных аварий опасны не только для рабочих и служащих пострадавшего объекта, но и для близлежащих предприятий и жилых районов. Это надо учитывать при организации работ.
Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления.
Основными причинами производственных аварий и катастроф являются:
- • недостатки проектирования предприятий;
- • несоблюдение правил по технике безопасности;
- • отсутствие постоянного контроля за состоянием производства и особенно при использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;
- • нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов;
- • низкая трудовая и производственная дисциплина;
- • возникновение аварии на соседних предприятиях или на энергетических и газовых сетях;
- • стихийные бедствия, вызывающие аварии.
Вернуться в начало
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров , невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения.
При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.
Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.
В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.
Вернуться в начало
Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др.
Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правилперевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности. Всем памятен случай, который произошел в 1994 г.
в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали здесь же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.
Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.
Только в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 — целая школа. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы. При автокатастрофе главное — своевременно оказать первую ме-дицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.
Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.
Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения. Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.
Вернуться в начало
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации.
Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление. К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне.
Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
Вернуться в начало
При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло около 400 человек.
К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв. Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые — проводимые членами экипажа, вторые — организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени.
Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.
Вернуться в начало
Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений.
Высота и скорость волны прорыва зависят от того, где происходит — в верхнем или нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит до 100 км/ч. Значительные участки местности через 15-30 мин.
обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток. По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы затопления и дается характеристика волны прорыва.
В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий. Однако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской и Рязанской областях подобные нарушения начинают приобретать устойчивый характер. Здесь можно ждать очередных чрезвычайных ситуаций с гибелью людей. Так, в 1994 г.
дважды прорывались плотины в Башкортостане и Екатеринбургской области, дамбы в Оренбургской. В г. Серово 250 домов и 12 предприятий оказались в зоне затопления. В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи.
Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
Вернуться в начало
Радиоактивность — совсем не новое явление, как до сих пор считают некоторые, связывая ее со строительством АЭС и появлением ядерных боеприпасов. И радиоактивность, и сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения жизни. Однако радиацию как явление человечество открыло всего сто лет тому назад.
В 1896 г. французский ученый Анри Беккерель положил несколько фотопластинок на стол, а сверху накрыл их минералом, содержащим уран. Когда проявил, обнаружил на них следы какого-то излучения. Позже этим явлением заинтересовалась Мария Кюри, молодой ученый-химик, которая ввела в обиход слово «радиоактивность». Чуть раньше в 1895 г.
немецкий физик Вильгельм Рентген открыл лучи, которые и были названы его именем — «рентгеновские». Меньше чем за полувековую историю развития ядерной энергетики произошли три крупных аварии на АЭС с тяжелыми последствиями. Первая — в 1957 г., вторая — в 1979 г. и третья — в 1986 г.
А всего в 14 странах мира произошли более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности и опасности. Если такая частота катастроф сохранится в ближайшем будущем, то это будет означать, что к началу XXI века на АЭС мира, которых к тому времени будет более 500, возникнут еще три чрезвычайные ситуации.
Следует отметить, что это только прогноз и поэтому будем надеяться, что при правильной эксплуатации ядерных энергетических установок этого не произойдет.
Для аварий на АЭС характерно следующее: во-первых, происходит радиоактивное заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительными периодами полураспада — до 30 лет.
При этом значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии и, попадая в организм человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для жизни. Кроме того, при радиоактивном заражении местности из сферы хозяйственной деятельности человека надолго исключаются большие территории как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.
Вернуться в начало
Источник: http://myspbrf.ru/temp_avarii.html