Безопасность труда спасателей

Нормативные основы охраны труда спасателей

Нормативно-правовой базой охраны труда спасателей является Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, законодательные и нормативные документы об охране труда.

Основы законодательства РФ об охране труда приняты Постановлением Верховного Совета РФ от 6 августа 1993 г. № 5601-1.

Они устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Обратите внимание

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе на следующее:

— рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

— возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

— получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

— отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

— обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованием законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

— обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

— профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановления деятельности или закрытия предприятия, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

— проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;

— обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

— участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе в соответствии с положениями трудового договора (контракта).

Работник обязан:

— соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

— правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

— немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Работники за нарушение требований законодательства и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях, — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и Республик в составе РФ.

Учитывая специфику аварийно-спасательных работ Государственной Думой 14 июля 1995 г. (Постановление № 998-1 ГД) принят Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Он определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ.

Законом устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.

Требования к состоянию здоровья, физической и профессиональной подготовки личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Министерства обороны РФ, других войск и воинских формирований, а также гарантии их социальной защиты не могут быть ниже установленных Федеральным законом для спасателей аналогичных гражданских профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.

Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Министерства обороны РФ, других войск и воинских формирований к ликвидации последствий ЧС осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, установленном ПравительствомРФ.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на ЧС и к проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

В ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы. Никто не имеет права принуждать спасателя к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на него трудовым договором (контрактом).

В ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС спасатели имеют право на следующее:

— полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

— беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации последствий ЧС;

— требовать от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;

— экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;

— использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.

Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации последствий ЧС, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию на базе медицинских учреждений и реабилитационных центров в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных и внештатных аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также иные спасатели, пострадавшие в ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

Важно

Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

Спасатели обязаны:

— быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

— совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

— неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

— активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению. оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

— неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации последствий ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

— разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.

Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований по безопасной организации труда определяются также нормативными, директивными, инструктивными документами, соответствующими уставами, постановлениями и трудовым договором (контрактом).

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

— принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;

— принцип единоначалия руководства;

— принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

— принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

Наряду с законодательными актами, охрана труда спасателей осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов. К ним относятся:

— стандарты Системы безопасности труда (ССБТ) и стандарты Системы безопасности в чрезвычайных ситуациях (ССБЧС), утвержденные комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

— отраслевые стандарты (ОСТ), утвержденные соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти;

— стандарты предприятий (СТП), утвержденные предприятиями;

— санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утверждаемые Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

— правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасной (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), утвержденные соответствующими федеральными надзорами РФ;

— правила по охране труда и инструкции по охране труда, утверждаемые соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти (типовые) или предприятием;

Читайте также:  Экспонометр. справочника постового на посту безопасности.

— организационно-методические документы: положения, методические указания, утвержденные соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.

Аварийно спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы спасателей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Спасатель должен иметь навыки безопасных приемов выполнения самых различных работ и операций, использования машин, механизмов, приспособлений, средств защиты при работе в условиях воздействия опасных и вредных факторов. Все это и определяет необходимую нормативную базу безопасной организации аварийно-спасательных работ.

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 4349;

Источник: https://poznayka.org/s59614t1.html

Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности труда спасателей

Поиск Лекций

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению раздела дипломного проекта

«Безопасность жизнедеятельности»

Для специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Ростов – на – Дону

УДК 658.382

Методические указания по выполнению раздела дипломного проекта «Безопасность жизнедеятельности» для специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун.-т, 2010. – 16с.

Методические указания по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности» дипломного проекта содержат общие требования к выполнению раздела: состав, объем и последовательность выполнения раздела БЖД.

Составители: к.т.н., доц. Благородова Н.В.,

ст.преп. Стасева Е.В.

Редактор Н.Е.Гладких
Темплан 2010г., поз. ____  
  Подписано в печать 03.04.10. Формат 60х84/16. Бумага писчая.
  Ризограф. Уч.–изд.л. 2,5 Тираж 50 экз. Заказ
  Редакционно – издательский центр
Ростовского государственного строительного университета
344022, Ростов-на-Дону, Социалистическая, 162

© Ростовский государственный

строительный университет, 2010

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛА « БЖД» ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Цель настоящих методических указаний состоит в том, чтобы помочь студентам – дипломникам специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» в определении содержания и объема раздела «Безопасность жизнедеятельности» дипломного проекта. Выполняемый студентами раздел является заключительным этапом в процессе разработки дипломного проекта.

Основными задачами выполнения раздела являются:

· систематизация, закрепление и расширение приобретенных теоретических и практических знаний по вопросам промышленной безопасности, охраны труда и охраны окружающей среды;

· развитие навыков выполнения самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования при решении организационных и экономических задач охраны труда и окружающей среды на объектах экономики.

Раздел «Безопасность жизнедеятельности» является самостоятельной частью дипломного проекта, выполняется в сроки, установленные кафедрой «Пожарная безопасность и защита в ЧС».

Совет

Раздел выполняется в соответствии с требованиями настоящих методических указаний под руководством преподавателя – консультанта кафедры «Безопасность технологических процессов и производств». Задание по разделу определяется индивидуально с каждым студентом дипломником на первой консультации с учетом темы дипломного проекта. Бланк задания по разделу БЖД приведен в прил.1.

При написании раздела используются:

— знания, приобретенные за весь период обучения в вузе;

— данные и материалы преддипломной производственной практики;

— нормативно-техническая документация по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды;

— научно-техническая литература.

2. СТРУКТУРА РАЗДЕЛА «БЖД» ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Содержание раздела должно быть кратким, объем 15-20 стр. машинописного текста, с ссылками на данные, отраженные в других главах работы. Не следует выполнять формальных расчетов, если они не ведут к конкретным рекомендациям и выводам. В пояснительной записке должен быть представлен перечень литературы, которая использовалась при разработке раздела.

Раздел «БЖД» включает в себя три подраздела:

Мероприятия по обеспечению безопасности труда.

В данном подразделе рассматриваются вопросы, связанные с охраной труда при производстве работ, связанных спроведением спасательных операций и/или ликвидации аварийных ситуаций на объекте проектирования.

Отмечается актуальность вопросов безопасности труда при защите в ЧС. В разделе разрабатываются мероприятия по безопасности труда при проведении работ при ликвидации (локализации) ЧС техногенного и природного характера, аварийной ситуации.

Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности труда спасателей.

Наряду с законодательными актами, охрана труда спасателей осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технических документов. К ним относятся:

— стандарты Системы безопасности труда (ССБТ) и стандарты Системы безопасности в чрезвычайных ситуациях (ССБЧС), утвержденные комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

— отраслевые стандарты (ОСТ), утвержденные соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти;

— стандарты предприятий (СТП), утвержденные предприятиями;

— санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утверждаемые Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

— правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасной (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), утвержденные соответствующими федеральными надзорами РФ;

— правила по охране труда и инструкции по охране труда, утверждаемые соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти (типовые) или предприятием;

— организационно-методические документы: положения, методические указания, утвержденные соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.

Мероприятия по безопасности труда спасателей при ведении аварийно-спасательных и другие неотложных работ (АС и ДНР) при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

1.2.1 Квалификационные требования работников спасательных служб. Обязанности спасателей и правовые нормы. Должностные обязанности спасателя.

1.2.2 Анализ опасных и вредных производственных факторов при проведении АС и ДНР.

1.2.3 Средства индивидуальной защиты работников.

— указать какие виды спецодежды и других средств индивидуальной защиты, используются для выполнения данной работы.

1.2.4 Правила и приемы безопасного ведения АС и ДНР.

1.2.5 Льготы и компенсации за вредные условия труда.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s41524t3.html

№1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ Нормативно-правовая база охраны труда спасателей

Тема №1. Законодательные акты и нормативные документы по обеспечению безопасности проведения аварийно-спасательных работ

  1. Нормативно-правовая база охраны труда спасателей.
  2. Деятельность аварийно-спасательных служб.

  3. Спасатели и их статус. Режим работы (службы) и отдыха спасателей. Ответственность спасателей.

Работа спасателей при ликвидации последствий ЧС отличается повышенной опасностью.

Для сохранения здоровья, а порой и жизни, спасатели должны:

  • знать и соблюдать требования нормативно-технических документовохране труда;
  • обеспечиваться средствами защиты и уметь ими пользоваться;
  • уметь оценивать ситуацию и осознавать степень риска;
  • уметь вести себя в критической, травмоопасной ситуации.

Охрана труда государственная система законодательных актов социально-экономических, организационных, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Техника безопасности — система организационных и технических мероприятий, предотвращающих воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов.

Несчастный случай — случай с человеком на производстве, связанный с воздействием на него опасных производственных факторов, которые приводят к травме.

Профессиональное заболевание заболевание, вызванное воздействием на человека вредных условий.

Основной задачей охраны труда является уменьшение или ликвидация влияния на людей опасных и вредных факторов трудовой деятельности. Решение ее осуществляется организационными, техническими, гигиеническими, социальными, правовыми, психологическими, этическими методами и средствами.

  1. Организационные средства повышения безопасности труда включают в себя:

— профессиональный подбор и подготовку кадров;- расстановку и профессиональное использование исполнителей на всех уровнях;- повышение квалификации и совершенствование знаний и производственных навыков;- повышение безопасности процессов и методов производства;- совершенствование четкости организации и качества работы лиц, ответственных за безопасность труда;- конкретизацию функциональных обязанностей в деятельности отдельных исполнителей, регламентацию их работы должностными инструкциями, положениями и правилами по охране труда;- обеспечение строгого надзора и контроля за состоянием охраны труда;- совершенствование социальных, материальных и технических условий для нормального и безопасного протекания трудового процесса.

  1. Технические средства повышения безопасности труда служат повышению эффективности производственных процессов и операций. Они базируются на облегчении физических затрат человека, а также на повышении безопасности и совершенствовании условий труда. Одним из основных положений в охране труда при совершенствовании технических средств, являющихся существенно важными в современных условиях, остается задача перехода от техники безопасности к безопасной технике.
  2. Гигиенические средства повышения безопасности труда призваны обеспечивать благоприятное взаимодействие между человеком в трудовом процессе и окружающей средой. К ним относятся:

— изучение влияния факторов окружающей среды и самих трудовых процессов на организм человека;- установление физиологических и гигиенических критериев для безвредного протекания трудового процесса;- регламентация и определение гигиенических норм для трудовых процессов и санкционирование трудовых процессов на их основе;- разработка профилактических мероприятий по предотвращению утомления, профессиональных и общих заболеваний;- организация и практическое осуществление надзора и регулярного контроля за состоянием санитарно-гигиенических условий труда и производственной среды;- оценка состояния и гигиенической эффективности санитарно-технических устройств, установок и приспособлений, бытовых помещений, санитарных средств и СИЗ;- организация и качественное обучение персонала по вопросам санитарно-гигиенического обеспечения, оказания первой помощи пострадавшему.

  1. Социальные средства повышения безопасности труда связаны с жизнедеятельностью трудового коллектива. Планирование и регулирование социального развития коллектива представляет собой процесс организации и координации элементов социальной структуры производства. Социальная среда, служащая для охраны здоровья человека и повышения эффективности его деятельности в трудовом процессе, включает в себя следующие элементы;

— определение уровня совершенства применяемых техники, технологии. состояния производственной обстановки, средств защиты, степени интенсивности труда и т.д.;- состояние производственных и бытовых помещений, оборудование рабочих мест, метеорологические условия, качество вентиляции, отопления и освещения, уровень шума, вибрации и другие факторы;- материальные условия жизни, к которым относятся материальный уровень и влияние характера производственной деятельности на его изменения;- условия быта вне производственной сферы и возможности восстановления энергетических затрат.

  1. Правовые средства повышения безопасности труда включают в себя законодательно-нормативные акты, являющиеся базой управления охраной труда. Особая роль при этом отведена трудовому законодательству и разрабатываемым на его основе нормативным документам. Для обеспечения безопасности труда законодательно определены требования охраны труда применительно к средствам труда: зданиям, сооружениям, техническим процессам, оборудованию и т.д. Регламентирующими источниками для предупредительного надзора являются нормативные акты стандартизации безопасности труда, санитарные и другие нормы и правила. К числу важнейших мероприятий по обеспечению безопасности труда относятся требования законодательства, предъявляемые к безопасным приемам работы. Проведение периодических медицинских осмотров обеспечивает наблюдение за состоянием здоровья и своевременное выявление признаков заболеваний.
  1. Психологические средства повышения безопасности труда объединяют в себе факторы, определяющие соответствующий психологический климат в коллективе, обеспечение психологической совместимости его членов. В обеспечении благоприятных и безопасных условий труда особое место занимают вопросы профессионального подбора кадров, подготовки и обучения безопасным приемам работы, расстановки и эффективного использования трудовых ресурсов, их взаимоотношений. Характерной чертой в производственной деятельности становится переработка непрерывно возрастающего объема информации и принятие для соответствующей ситуации наиболее правильного решения. Всё это увеличивает роль психологических процессов в трудовой деятельности: напряжение внимания, восприятия и оценки обстановки, памяти, мышления. Учет требований психологии труда позволяет предотвратить стрессовые состояния человека, при которых повышается вероятность возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций.
Читайте также:  Мотопомпы champion gp40, gp50, gp80, gp100 для чистой воды

  1. Этические средства повышения безопасности труда отражают взаимоотношения между участниками трудового процесса, членами коллектива. Характер и проявление таких отношений являются одним из важнейших аспектов охраны труда. Формирование в трудовом коллективе правильных межличностных отношений на основе правил, норм и инструкций по охране труда является одной из основных обязанностей руководителя. Формы отношений в коллективе могут быть различными и зависят от объективных причин: подчинение, сотрудничество, зависимость, взаимопомощь и др.

Нормативно-правовая база охраны труда спасателей.

Нормативно-правовой базой охраны труда спасателей является Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, законодательные и нормативные документы об охране труда. Основы законодательства РФ об охране труда приняты Постановлением Верховного Совета РФ от 6 августа 1993 г.

№ 5601-1.

Они устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе на следующее:

— рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;- возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;- получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;- отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;- обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованием законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановления деятельности или закрытия предприятия, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;- проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;- обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;- участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе в соответствии с положениями трудового договора (контракта).

Работник обязан:

— соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;- правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;- немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Работникиза нарушение требований законодательства и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях, — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и Республик в составе РФ.

Учитывая специфику аварийно-спасательных работ Государственной Думой 14 июля 1995 г.

(Постановление № 998-1 ГД) принят Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:

  • определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ,
  • регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ.

Законом устанавливаются права, обязанности и ответственность спасателей, определяются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.Законом вводятся основные понятия:

Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино- фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Государство оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, являющимся силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, для чего:

  • устанавливает систему налоговых и иных льгот для аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также для организаций, в инициативном порядке оказывающих финансовую и материально-техническую помощь аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям;
  • оказывает содействие организациям, общественным объединениям, органам местного самоуправления в подготовке и оснащении создаваемых ими аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей;
  • предусматривает систему мер по правовой и социальной защите спасателей и членов их семей;
  • оказывает финансовую поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям исходя из интересов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • отдает предпочтение при размещении государственных заказов на производство аварийно-спасательных средств, при прочих равных условиях, предприятиям аварийно-спасательных служб.

К аварийно-спасательным работам относятся:

  • поисково — спасательные,
  • горноспасательные,
  • газоспасательные,
  • противофонтанные работы,
  • а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением
Читайте также:  Химическая разведка: назначение, задачи, методы ведения и цели

равительства.

Основными

Источник: http://rykovodstvo.ru/remont/108214/index.html

Спасатели и их статус

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством РФ и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Гражданам РФ при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, предназначенная для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей. Спасатели профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Права спасателей: 1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют право на:

  1. полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
  2. беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;
  3. требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;
  4. экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
  5. использование для спасения людей и в случае крайней необходимости средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.

3. Медицинская и психологическая реабилитация спасателей, принимавших участие в проведении спасательных работ, осуществляется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств на содержание спасательных служб и формирований. 4.

Спасатели профессиональных АСС и аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке. 5.

Спасатели профессиональных АСС и аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований. 6.

Обратите внимание

Спасатели профессиональных АСС и аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором, имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

Гарантии деятельности спасателей

1.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства. 2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели подчиняются только руководителям АСС и аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором.

Обязанности спасателей

Спасатели обязаны: 1. быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку; 2. совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований; 3.

неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ; 4. активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи; 5.

неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями АСС, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

6. разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.

Обязанности спасателей профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).

Режим работы (службы) и отдыха, оплата труда спасателей

В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных АСС и аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке, и в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами. Время дежурства спасателей на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства. При проведении работ по ликвидации ЧС режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации ЧС с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.

Спасателям профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью 30 суток, если спасатель имеет непрерывный стаж работы в профессиональных АСС, аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей менее 10 лет, 35 суток, если работает профессиональным спасателем более 10 лет и 40 суток при непрерывном стаже на должности спасателя более 15 лет.

Кроме того, профессиональным спасателям за участие в работах по ликвидации ЧС в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Важно

Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав указанных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ.

Оплата труда спасателей профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором. Ее размер не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций.

Право спасателей на жилище

Спасателям АСС, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством РФ, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке. Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований организаций определяются трудовым договором.

Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей профессиональных спасателей, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий). Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее чем через шесть месяцев со дня гибели (смерти) спасателей. Спасатели профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований имеют право на установку квартирных телефонов по действующим тарифам в первоочередном порядке.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdpravo/bgdpravo1_118.html

3. Средства индивидуальной защиты и экипировка спасателей

Действия населения в зонах радиоактивного загрязнения

Применение противогазов, респираторов, противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок в значительной степени снизит (исключит) попадание радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания…

Индивидуальные средства защиты работников

Индивидуальные средства защиты работников. Требования к выдаче и использованию средств индивидуальной защиты

1.2 Средства индивидуальной защиты

Недооценка роли средств индивидуальной защиты при строительстве, халатное отношение к обеспечению рабочих спецодеждой и СИЗ зачастую приводят к трагическим событиям. Чтобы этого не произошло…

Некоторые вопросы охраны труда и техники безопасности на судах

9. Средства индивидуальной защиты

Одним из важных мероприятий для защиты работающих от неустраненных опасностей труда является применение средств индивидуальной защиты. К ним относятся: спецодежда, спецобувь…

Обеспечение безопасности при обработке почвы

3.5 Средства индивидуальной защиты

В случаях, когда коллективными средствами защиты, техническими, организационными и другими мероприятиями не удается снизить уровень опасных и вредных производственных факторов до безопасных величин…

Обеспечение требований безопасности при производстве рыбы горячего копчения

3.3 Средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты одного работника. СИЗ применяют в случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов…

Основы охраны труда при производстве гипсокартонных листов

3.4 Средства индивидуальной защиты

Согласно законодательным правилам РФ рабочие, занятые на угрожающем состоянию организма производстве, обязательно должны иметь в распоряжении средства индивидуальной защиты. Основная задача…

Основы физиологии и гигиены труда

1.5 Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

В производственных условиях не всегда возможно ликвидировать опасные и вредные выделения или полностью исключить аварии. Поэтому большое значение приобретают средства индивидуальной защиты…

Охрана труда на теплоснабжающих предприятиях

1.1.4 Средства индивидуальной защиты

В системе мероприятий по охране труда большое значение имеет обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от проникновения в организм человека вредных и опасных химических веществ пероральным (через рот и органы пищеварения)…

Разработка мероприятий по улучшению условий труда в ремонтно-механическом цехе на рабочем месте слесаря автомобилей

4.4 Средства индивидуальной защиты

Источник: http://trud.bobrodobro.ru/11721

Ссылка на основную публикацию