Безопасность информационная российской федерации

Информационная безопасность Российской Федерации (стр. 1 из 11)

Лекция: «Информационная безопасность Российской Федерации»

информационный безопасность государственный тайна

В сфере внешней политики. К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики относятся:

— информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

— информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;

— информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации;

— блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики являются:

— разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;

— разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;

— создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

— совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

— совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

В области науки и техники. Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники являются:

— результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;

— открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;

— научно-технические кадры и система их подготовки;

— системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими).

Реальный путь противодействия угрозам информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники — это совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации.

В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.

В сфере духовной жизни .

Обратите внимание

Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся:

— достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

— свобода массовой информации;

— неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна;

— русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств;

— языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации;

— объекты интеллектуальной собственности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются:

— развитие в России основ гражданского общества;

— создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

— выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;

— совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;

— государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации;

— формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни;

разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;

— разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей Российской Федерации, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;

— введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение;

— противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах . Основными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

— информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию;

— средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля;

— технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации;

— помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

— предотвращение перехвата информации из помещений и с объектов, а также информации, передаваемой по каналам связи с помощью технических средств;

— исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;

— предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств ее обработки, хранения и передачи;

— предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;

Источник: http://MirZnanii.com/a/37241/informatsionnaya-bezopasnost-rossiyskoy-federatsii

Информационная безопасность РФ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Различные нововведения постоянно появляются в нашей жизни. Я часто рассматривал историю всего человечества с древнейших времен до наших дней. У человека в начале его пути не было ничего. Была только способность думать. И он стал думать, действовать, развиваться. Совершая открытие за открытием, человек добивался все более значительных результатов.

Ничто не стояло на месте – все совершенствовалось и шло вперед. Менялся внешний облик человека, его образ жизни. Однако же, если сравнивать жизнь древних греков за 600 лет до нашей эры, за 400 лет до нашей эры и за 200 лет до нашей эры, то можно увидеть, что особой разницы между ними нет. Прогресс был, но шел он медленно и незаметно.

Возьмем хотя бы средние века: за 50 лет, взятые наугад, тоже ничего не менялось настолько сильно, чтобы это можно было сразу заметить. Но 50 лет – это не 400. Прогресс все набирал скорость. Давайте рассмотрим двадцатый век. Только в его начале появляются самолеты, начинается массовый выпуск автомобилей, появляются и другие удивительные вещи, хотя ЭВМ еще нет в помине.

А в 60-х годах первый человек уже полетел в космос. Развитие идет с огромной скоростью.

Есть одна интересная статистика. Для того чтобы завладеть миллионной аудиторией в каждой развитой стране радио потребовалось 50 лет, телевизору –14 лет, а компьютеру – 4 года. С огромной скоростью ЭВМ заполнили нашу жизнь. Теперь нам уже не обойтись без компьютеров. Они сильно облегчили нашу жизнь, сделали ее более разнообразной и интересной.

Появилось много новых возможностей. Теперь, не выходя из своей квартиры, человек может связаться с любой точкой земного шара, получить любую необходимую информацию.… Но, как говориться, бочку меда испортила ложка дегтя. Появились люди, которые производят поддельное программное обеспечение, совершают компьютерные преступления. Их называют пиратами.

И таких людей становится все больше и больше. Возникает вопрос: неужели наше государство не может издать законы, создать специальные службы и решить эту проблему? Да есть у нас и законы и службы…. Только вот не может это помочь.

Важно

Почему? Может причина в том, что компьютеры слишком быстро появились в нашей жизни, в том, что создаваемые законы создавались «на скорую руку»? Кроме того, в народе отношение к пиратам крайне неоднородно. Одни говорят, что с ними надо бороться, а другие, что они помогают людям жить, ведь пиратская продукция стоит гораздо дешевле, чем лицензионная.

Чтобы разобраться в этом лучше, я проделал большую работу, разбираясь в наших законах и охранных структурах. Итогом этой работы стал мой реферат.

Информационная безопасность Российской Федерации

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Обратите внимание

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Одна из составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Читайте также:  Машина радиационной, химической и биологической разведки

Для достижения этого требуется:

Совет

развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации; развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов; развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Еще одна составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:

противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:

уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации.

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним источникам относятся: стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков; обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами; увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий; разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

критическое состояние отечественных отраслей промышленности; недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная экономическая мощь государства; снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению

За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.

Обратите внимание

Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации.

Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, системы сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.

Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Источник: https://works.doklad.ru/view/VTVCsxEOpuI.html

Информационная безопасность Российской Федерации

Закон РФ «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Проблема информационной безопасности стоит остро, поскольку значительно возросла роль накопления, обработки и распространения информации, в частности, в принятии стратегических решений, увеличилось количество субъектов информационных отношений и потребителей информации. Информация играет все большую роль в процессе жизнедеятельности человека. Формально информационная безопасность — это состояние защищенности основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным информационным воздействиям.

Часто самые опасные информационные воздействия называют информационным оружием.

Информационное оружие — средства уничтожения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления системы защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизация работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всех средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и функционирования государства.

Важно

Информационная безопасность предполагает не только защиту от информационного оружия, но и обеспечение конституционных прав граждан на свободу сбора, распространения и получения информации (естественно, с определенными ограничениями), на тайну корреспонденции и т.п. Это и многое другое должно быть урегулировано законодательством о коммерческой, служебной и профессиональной тайне, об информации персонального характера и др.

Таким образом, информационная безопасность предполагает определенный баланс интересов личности, общества и государства.

Такой баланс возможен только в случае, когда конкретный индивид и общество в целом ограждены от опасного информационного воздействия со стороны государства.

Государство, в свою очередь, имеет право защищать своих граждан от вредного информационного воздействия извне.

К основным принципам обеспечения информационной безопасности можно отнести:

· принцип соблюдения Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

· принцип открытости в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающий информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

· принцип равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающийся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

· принцип приоритетного развития отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Выделяют четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений не носит характера абсолютного (то есть неограниченного) права, поскольку перлюстрация (прочтение сообщений граждан государственными органами) может иметь место в случаях, определенных законодательством. Однако, к сожалению, на практике нарушения прав граждан на тайну переписки происходят с завидным постоянством.

Запрет цензуры — одно из самых значительных достижений в регулировании общественных отношений по распространению информации. Однако опять же это вовсе не означает, что распространение информации носит характер вседозволенности.

Особенно актуально звучит призыв не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Россия была и остается многонациональным государством, в котором бок обок живут люди разных культурных и религиозных традиций.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

На реализацию этого нацелена также государственная программа «Электронная Россия» («электронное правительство«). Государственные органы имеют свои «представительства» в сети Интернет, которые, безусловно, повышают информированность населения о государственной политике, способствуют прозрачности (транспарентности) их деятельности.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Читайте также:  Сигнал воздушная тревога и ваши действия

Интересно, что ученые часто говорят об » информационной войне » как о возможном способе решения межгосударственных конфликтов. Итог информационной войны предрешен тогда, когда одна сторона разрушает телекоммуникационную инфраструктуру противника. А без последней невозможно эффективное ведение «традиционной» войны.

Какие угрозы информационной безопасности могут существовать? По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

· угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России (например, принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем);

· угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации (например, монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами, блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории);

· угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов (противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий, закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам, вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи, увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.). Необходимо отметить, что отток специалистов в области физики, математики, биологии и др. приобрел воистину угрожающие масштабы. Ущерб от этого Российской Федерации и соответственно выгоду для других стран сложно переоценить.

· угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России (противоправные сбор и использование информации, нарушения технологии обработки информации, внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия, разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации, уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи, воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации, компрометация ключей и средств криптографической защиты информации, утечка информации по техническим каналам, внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и др.).

Совет

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности.

Источник: https://studopedya.ru/2-50720.html

3.1. Информационная безопасность РФ — Информационная безопасность

Доктрина информационной безопасности РФ. Национальные интересы РФ в информационной сфере. Виды угроз информационной безопасности РФ. Источники угроз информационной безопасности РФ

Основные цели и задачи обеспечения информационной безопасности РФ. Объекты информационной безопасности РФ

Основные термины и понятия:

Доктрина информационной безопасности РФ

Информационная безопасность РФ

Национальные интересы РФ в информационной сфере

Объект информационной безопасности РФ

Угрозы информационной безопасности РФ

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационных взаимодействий инфраструктур и субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором в жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ.

Национальная безопасность РФ существенно зависит от обеспечения информационной безопасности.

Доктрина информационной безопасности РФ

Доктрина информационной безопасности РФ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Информационная безопасность РФ – это состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, её использовании в интересах осуществления не запрещённой законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите процессов переработки информации, обеспечивающей личную безопасность.

Обратите внимание

Доктрина информационной безопасности РФ была утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 9 сентября 2000 г. и структурно состоит из 4 разделов.

В первом разделе «Информационная безопасность Российской Федерации» приведены национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и пути их обеспечения,  указаны виды и источники угроз информационной безопасности РФ, рассмотрено состояние информационной безопасности РФ и намечены основные задачи по ее обеспечению.

Во втором разделе «Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» рассматриваются общие методы обеспечения информационной безопасности РФ (правовые, организационно-технические и экономические). Рассмотрены вопросы международного сотрудничества РФ в области обеспечения информационной безопасности. Указаны особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни:

— в сфере экономики;

— в сфере внутренней политики;

— в сфере внешней политики;

— в области науки и техники;

— в сфере духовной жизни;

— в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах;

— в сфере обороны;

— в правоохранительной и судебной сферах.

В третьем разделе «Основные положения государственной политики обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по её реализации» приведены основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ и первоочередные мероприятия по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ.

В четвёртом разделе «Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» рассматриваются основные функции системы обеспечения информационной безопасности РФ и основные элементы её организационной основы.

Национальные интересы РФ в информационной сфере

В информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности с учётом национальных интересов РФ. Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, выделяют четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.

Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Вторая составляющая представляет собой информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о самой государственной политике, её официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая предусматривает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации (средств информатизации, телекоммуникации и связи); обеспечение потребностей внутреннего рынка её продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронного и компьютерного производства.

Четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа; обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Правовое обеспечение информационной безопасности РФ должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации неукоснительно руководствоваться при решении возникающих в информационной сфере конфликтов законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Источник: http://xn—-7sbabeyocb2bkdagddhcqh9acx1a8cxksc.xn--80afh5aqv.xn--p1ai/chitat-posobie/glava-3-obespechenie-informacionnoy-bezopasnosti-rf/3-1-informacionnaya-bezopasnost-rf/

Информационная безопасность Российской Федерации на современном этапе

(Мазитов Р. Р.) («Российская юстиция», 2009, N 11)

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Р. Р. МАЗИТОВ

Мазитов Р. Р., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России.

В условиях модернизации экономического, политического и социального устройства российского общества, преобразования всех государственных и общественных институтов на фоне динамичных процессов, происходящих на мировой арене, особую остроту приобрела проблема обеспечения национальной безопасности Российского государства, в том числе и в такой специфической и жизненно важной сфере, как информационная.

Проблемы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах.

Важно

Такие понятия, как «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства», закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.

Вот уже более десятка лет Россия находится в условиях интенсивных реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических партий и движений, обострилась социальная дифференциация общества, трансформируются представления о роли и месте нашего государства в новом меняющемся мире.

Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной организации государства объективно переживает сложный период. В результате информационная сфера, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества.

Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России, информационной безопасности личности и всего общества в целом.

Каким же образом современные процессы в Российской Федерации влияют на важный компонент национальной безопасности — информационную безопасность? Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности государства, несомненно, играет его защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны. Проблемы обеспечения информационной безопасности федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, политическим руководством страны, учеными и практиками воспринимаются как одни из наиболее актуальных и жизненно важных для современного состояния и перспектив развития российской государственности, демократии, гарантий защиты интересов общества и личности. Социально-политическая рефлексия данных проблем в значительной степени определяется динамикой современных политических процессов, связанных с формированием нового миропорядка, объективными процессами изменения роли и места России на мировой политической арене, происходящими на фоне кризисных явлений в ходе модернизации Российского государства, в том числе и в информационной сфере. Вопросы обеспечения информационной безопасности, непосредственно связанные с реформированием информационной организации государства, находят свое приоритетное отражение в политических заявлениях государственных и общественных деятелей различного уровня, в концептуальных установках общественных движений и политических организаций и их лидеров. В этой связи важным представляется выявление содержания, структурно-логических и функциональных зависимостей между собой таких категорий, как безопасность, национальная безопасность, информационная безопасность. Понятие «безопасность» современными учеными и практиками рассматривается с самых различных позиций. Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью понимается «состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством социальной системы». Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации «О безопасности» , в ст. 1 которого безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». ——————————— Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 06.05.1992. N 103.

Читайте также:  Пожарная безопасность в квартире

Понятие «безопасность» непосредственно связано с другими определениями, такими как «интересы», «угроза», «опасность», «защита» и т. д. Некоторые эксперты представляют безопасность как систему гарантий защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности внутри и вне страны.

Она может проявляться на различных уровнях: мирового сообщества, региона, отдельного государства, социальной общности и личности. Говоря о безопасности того или иного объекта, А. А. Прохожев, например, имеет в виду защищенность жизненно важных интересов данного объекта от внешних и внутренних угроз.

Следуя этой логике, он дает следующее определение понятия «информационная безопасность»: «…информационная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внутренних и внешних угроз» .

Совет

Методом аналогии исследователь подходит к определению и остальных понятий: экономической, экологической и других видов безопасности. По нашему мнению, такой взгляд на систему национальной безопасности является несколько упрощенным и отражает лишь одну ее сторону — с позиций концепции интереса.

Представляется, что явление безопасности вообще и информационной безопасности в частности гораздо более сложно и должно оцениваться комплексно, с учетом большего количества факторов и критериев. ——————————— Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. М.: Изд-во «РАГС», 2002. С. 39.

Осмысление понятия «безопасность» происходило в ходе длительной эволюции взглядов человеческого общества на происхождение и развитие государства, тех его институтов, которые обеспечивают защищенное от опасности и свободное развитие того или иного сообщества и его граждан. Еще Аристотель, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Дж.

Локк и другие мыслители прошлого заметили, что при сильном государстве, с мудрым руководством, надежно обеспечена его целостность, суверенность и процветание. «Безопасность — главная добродетель государства», — отмечал Б. Спиноза , а Ж.-Ж. Руссо считал «заботу о самосохранении» самой важной заботой государства . ——————————— Спиноза Б. Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1965. С. 290.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты. М., 1969. С. 171.

Переживаемый миром очередной этап технологической революции в информационной сфере влечет серьезные изменения в обществе в целом. Изменяется образ жизни миллионов и миллионов людей. Процессы глобализации затрагивают все новые и новые сферы деятельности. Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества.

Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства. Это становится актуальным и в зоне обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В ней четко выделяется специфика обеспечения информационной безопасности. Она нашла свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. , а также в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. .

——————————— СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444. Российская газета. 28.09.2000. N 187.

В Доктрине, являющейся официальным документом, впервые дана официальная оценка значимости и системной сущности информации: «Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации.

Обратите внимание

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

Доктрина служит основой для решения многих задач, таких как: — формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; — подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; — совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; — развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны; — создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий. В пункте 4 раздела 1 Доктрины, посвященном состоянию информационной безопасности в нашей стране и основным задачам по ее обеспечению, отмечается: «Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну». И это несмотря на то, что за прошедшие годы в стране произошла трансформация института государственной тайны из аморфного набора подзаконных актов, в подавляющем большинстве носивших закрытый характер, в достаточно стройный правовой институт, важную часть российской правовой системы. Новый виток технологических успехов в информатике наряду с открывающимися прогрессивными возможностями рождает и новые угрозы безопасности. Информационная безопасность — сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются: — политическая обстановка в мире; — наличие потенциальных внешних и внутренних угроз; — состояние и уровень информационно-коммуникационного развития страны; — внутриполитическая обстановка в государстве. Важной стороной информационной безопасности государства является достижение состояния его защищенности, то есть создание и поддержание инженерно-технической мощи и информационной организации, соответствующими реальным и потенциальным угрозам, а также демографическому и экономическому состоянию страны. Вопрос об обеспечении информационной безопасности актуален в той или иной степени для всех государств мира. Однако удельный вес инженерно-технических и аппаратно-программных методов обеспечения национальной безопасности у различных государств неодинаков и зависит от целого комплекса условий, связанных с уровнем социально-экономического развития, вероятностью внутренних и внешних угроз, характером отношений с сопредельными государствами и геополитическими центрами. По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды: — угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России; — угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; — угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; — угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России . ——————————— Информационная безопасность Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. N 14 (266).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года подчеркивается факт усиления угроз национальной безопасности Российской Федерации: «На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам». Основные пути и направления реализации концептуальных положений информационной безопасности государства должны отражаться в научно обоснованной доктрине информационной безопасности, которая, как правило, разрабатывается на определенный период. Доктрина информационной безопасности государства является не только системой официально принятых взглядов по информационным и другим вопросам, но прежде всего руководством к действию. На основе доктринальных положений осуществляется широкий круг политических мероприятий и действий во внешней и внутренней политике государства. Доктрина информационной безопасности, являясь логическим дополнением Стратегии национальной безопасности, разработана законодательными органами и политическим руководством государства. Ее основные требования детализируются в законодательных и иных нормативно-правовых актах, находят отражение в стратегии развития государства в виде целевых государственных программ и проектов. Таким образом, проведенный анализ дает основание сделать следующие выводы: 1. Информационная безопасность государства представляет собой такое состояние институтов государства и общества, при котором обеспечивается надежная защита национальных интересов страны и ее населения в информационной сфере. 2. Обязанность обеспечения информационной безопасности возлагается на информационную организацию государства как неотъемлемую часть системы национальной безопасности. 3. Информационная организация государства — это гарант информационной безопасности государства и его институтов, общества и граждан, стабильности политического режима в условиях процессов глобализации, роста угроз со стороны международного терроризма, эскалации деятельности экстремистских и сепаратистских движений и организаций как внутри страны, так и за ее пределами. 4. Одним из основных условий и влиятельным фактором обеспечения информационной безопасности суверенного государства является эффективная защищенность как процесс создания и развития информационной организации государства, отражающий объективную закономерность и возрастающие потребности общества. 5. Актуальной практической задачей для эффективной защиты сегмента сети Интернет в Российской Федерации представляется достижение единого подхода к определению оптимальных моделей и путей обеспечения информационной безопасности государства на основе выявления наиболее важных качественных и количественных свойств и параметров данного явления. Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и всей ее информационной, управленческой инфраструктуры. По мере развития научно-технического прогресса роль информационной безопасности личности, общества, государства увеличивается, и ее обеспечение должно занять подобающее место в политике государства, в том числе и оборонной. Информация стала фактором, способным привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров. И чем выше уровень интеллектуализации и информатизации общества, тем надежнее должна быть его информационная безопасность.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/m2051.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector