Антропогенная нагрузка на окружающую среду

Антропогенная нагрузка на окружающую среду. Медико-демографические признаки экологического бедствия и экологической катастрофы. Роль факторов окружающей среды в возникновении заболеваний

Антропогенная нагрузка — степень человеческого воздействия на природные комплексы в целом или их отдельные компоненты.

Антропогенная нагрузка включает использование ресурсов популяций видов, входящих в экосистемы (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственных растений, рубка деревьев), выпас скота, рекреационное воздействие, загрязнение (сброс в водоемы промышленных, бытовых и сельскохозяйственных стоков, выпадение из атмосферы взвешенных твердых веществ или кислотных дождей) и др. Если антропогенная нагрузка изменяется год от года, то она может быть причиной изменения экосистем, если действует на экосистемы постоянно — то причиной экологической катастрофы.

Примеры антропогенной нагрузки:

Антропогенное загрязнение гидросферы в настоящее время приобрело глобальный характер и существенно уменьшило доступные эксплуатационные ресурсы пресной воды на планете.

В настоящее время антропогенная нагрузка на лесные ресурсы и на лесные земли быстро растет. Ускоренными темпами сводятся леса в тропическом поясе. В умеренном поясе в широких масштабах происходит рекреационная дигрессия лесной растительности, а также заболевание и гибель лесов вследствие загрязнения воздуха.

Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) — экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения.

Медико-демографические признаки:

Обратите внимание

К основным медико-демографическим показателям относятся: заболеваемость, детская смертность, медико-генетические нарушения, специфические и онкологические заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды. Медико-демографические показатели по экологически неблагоприятным территориям сравниваются с аналогичными показателями на контрольных (фоновых) территориях в этих же климатогеографических зонах.

Влияние окружающей среды на заболевания.

Длительное влияние антропогенного загрязнения может быть бессимптомным, но, тем не менее, приводит к раннему возникновению процессов старения и сокращению продолжительности жизни. Длительное бессимптомное влияние антропогенного загрязнения, в конечном счете, может закончиться выраженной клинической картиной заболевания или состояния (онкологическими заболеваниями).

При рациональном природопользовании антропогенная нагрузка регулируются до уровня, который безопасен для экосистем.

Влияние факторов литосферы на организм человека. Биогенная миграция атомов. Учение о биогеохимических провинциях и эндемических заболеваниях. Основные источники антропогенного загрязнения почвы. Почва как источник чужеродных компонентов в продуктах питания.

Литосфера – составная часть биосферы, представляющая собой твёрдую оболочку Земли. Включает в себя земную кору и часть верхней мантии. Влияние литосферы на здоровье людей реализуется не только через состав ее почв, но зависит также от ее структуры, сейсмизма, вулка-низма, радиоактивности почвообразующих горных пород, генерирования радона и других газов (метана, гелия и др.

), разработки залежей полезных ископаемых. Следует подчеркнуть, что сочетание и интенсивность действия перечисленных факторов неравномерно распределены по Земле.

Существует статистически значимая связь заболеваемости злокачественными новообразованиями, рассеянным склерозом, ишемической болезнью сердца, а также изменений поведенческих реакций и частотой дорожно-транспортного травматизма с геопатогенными зонами.

В настоящее время собран материал, показывающий, что существуют целые регионы, «лежащие» на горных породах, состав которых отрицательно влияет на здоровье людей. Подобные аномалии объясняются повышенным или пониженным содержанием в породах, почвах ряда химических элементов — кальция, фтора, йода, селена и особенно фосфора, ртути, мышьяка, стронция, естественных радионуклидов.

Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция) или протекает в среде, геохимические особенности которой (О2, С02, Н2 и т.д.

) обусловлены живым веществом – как тем, которое в настоящее время населяет биосферу, так и тем, которое было на Земле в течение всей геологической истории.

Согласно этому Закону, имеющему важное теоретическое и практическое значение, понимание общих химических процессов, протекавших и протекающих на поверхности суши, в атмосфере и в заселенных организмами глубинах литосферы и вод, а также геологических слоях, сложенных прошлой деятельностью организмов, невозможно без учета биотических и биогенных факторов, в том числе эволюционных.

Поскольку люди воздействуют прежде всего на биосферу и ее живое население, они тем самым изменяют условия биогенной миграции атомов, создавая предпосылки для еще более глубоких химических перемен в исторической перспективе. Таким образом, процесс может стать саморазвивающимся, не зависящим от желания человека и практически, при глобальном размахе, неуправляемым.

Биогеохимические провинции.

Начало изучения биологической роли микроэлементов было положено в 1891 г. академиком В. И. Вернадским, основателем биогеохимии — науки о связи химического состава земной коры со всеми живыми организмами.

Важно

Изучение о распределении микроэлементов в почве, воде и живых организмах позволило создать учение о «биогеохимических провинциях» — областях с резким недостатком или избытком того или иного микроэлемента в почве и воде.

Это учение позволило понять сущность ряда заболеваний животных и человека, обусловленных составом почвы, воды, кормов и продуктов питания, называемых биогеохимическими эндемиями или энзоотиями. Эндемические болезни обмена веществ у животных и человека, вызываемые недостатком или избытком микроэлементов, регистрируются в различных зонах.

Микроэлементы участвуют в процессах промежуточного обмена веществ, и им принадлежит большая биологическая роль в живых организмах. Для нормального течения процессов обмена веществ в тканях должны присутствовать определенные микроэлементы в необходимых концентрациях и соотношениях.

При недостатке или избытке некоторых из них нарушаются процессы синтеза биологически активных соединений (ферменты, гормоны, витамины и др.), происходят нарушения регуляторных изменений активности некоторых из этих соединений. Вследствие этого наблюдаются расстройства обмена веществ, падение продуктивности (образование белков мышц, молока, шерсти; образование жиров, углеводов и пр.), воспроизводства иммунно-биологических свойств, и у животных и человека появляются эндемические заболевания.

В настоящее время недостаточность йода в почве, воде и растениях, а, следовательно, и недостаточное поступление его в организм вызывает у животных и человека заболевание — так называемый эндемический зоб (РнД в этом плане тоже такой себе; биогеохим.провинция).

Источник: https://cyberpedia.su/3×6792.html

От антропогенного загрязнения до изменения природы

Промышленное производство, сельское хозяйство, деятельности по обустройству быта и обеспечению жизнедеятельности, да практически все, что делает человек, на сегодняшний момент, загрязняет природу. Все это называют «антропогенное загрязнение окружающей среды».

В начале своей производственной деятельности, это было действительно загрязнение. И какое-то время природа с ним справлялась. С бурным развитием науки и внедрением его достижений в производство загрязнению стала подвергаться вся биосфера.

В атмосферу, литосферу и гидросферу, а также живые организмы, попадают вещества и энергия, полученные в результате промышленного и сельскохозяйственного производства, работы транспорта и в процессе иной деятельности людей.

Загрязняющими веществами являются тяжелые металлы, диоксиды, кислоты, аэрозоли, радиация, шум и так далее. Человечество стало производить такие продукты и такие отходы, что природа к ним оказалась не готова.

В своих отношениях с природой человек дошел до такого уровня, что любое его телодвижение является источником загрязнения. Все, что делает нашу жизнь лучше и комфортнее, уничтожает природу. Вот парадокс, не так ли? Причем влияние человека на окружающую среду носит исключительно негативный характер. Все последствия людской деятельности отрицательны.

Человек в природе, это как слон в посудной лавке, чуть двинется, и осколки летят во все стороны.

До появления людей природа противостояла исключительно внешним воздействиям. Загрязнения могли поступать извне. Внутрисистемных загрязнений не было. Все загрязнения являлись «пищей» тех или иных представителей пищевой цепи. Загрязнения «входили» в трофический оборот.

Человек является частью биосферы, ее внутренней составляющей, а значит, воздействует на нее изнутри. Загрязнения, получающиеся в процессе его жизнедеятельности, являются внутренними загрязнениями. Природа к ним оказалась не готова.

Совет

Загрязнение окружающей среды – это только часть воздействия на нее человека. На окружающую среду антропогенное воздействие осуществляется путем сокращения ее видового разнообразия и количественного состава популяции. В результате состав биосистем уменьшается и она упрощается.

Преследуя свои цели, человечество хочет максимально контролировать экосистемы и для этого делает их примитивнее и проще.

Воздействие и его последствия

Это ведет к гибели экосистемы. Возможно, первым крупнейшим антропогенным воздействием на биосферу было истребление бизонов в Америке. Фактически был уничтожен отдельный вид, насчитывавший миллион особей.

Антропогенное воздействие несложно перечислить и нетрудно привести его примеры. Оно везде и всегда присутствует. От выброшенного мусора и выкуренной сигареты, до работы атомной электростанции и ядерного испытания.

Его суть — упрощение экосистемы и изменение процессов в звеньях пищевой цепи. Энергия, производимая человеком, в его производственной деятельности полностью не потребляется. В пищевой цепи человек стоит на высшей ступени и является потребителем.

А вырабатывая энергию, он должен быть бы производителем. Искусственная энергия является в биосистеме лишней, а попадая в энергетический оборот биосферы, меняет ее энергетический баланс.

Излишняя энергия вызывает изменения абиотических факторов, температуры, климата и так далее, а впоследствии воздействует и на живые организмы.

Читайте также:  Огнезащита древесины: средства и способы

Излишняя энергия должна быть направлена на переработку произведенных человеком отходов и невостребованных продуктов. Не складирование и хранение, а утилизация, повторное использование или иная переработка. Примеры некоторых стран доказали, что это вполне возможно.

Человек, своим влиянием, угнетает функции редуцентов. В процессе того же промышленного производства он производит химические элементы, вещества и соединения, которые не перерабатываются существующими могильщиками. Что касается веществ, переработка которых возможна, но слишком продолжительна по времени, то их можно считать выпавшими из пищевой цепи.

Обратите внимание

Сокращение видового разнообразия и существенное изменение в стадиях трофических процессов приводят, и это мы видим везде, где есть вмешательство человека в природную среду, к потере экосистемой своей основной функции – способности к саморегулированию, самовосстановлению и динамическому равновесию.

Если воздействие на экосистему не прекращается или она не может справиться самостоятельно с оказываемым на нее влиянием, эта экосистема обречена на гибель. Жизнеспособность такой системы может быть поддержана только искусственным путем. Эти функции в экосистеме должен принять человек.

Пока не особо получается.

Вопрос заключается не в том, чтобы приводить ужасающую статистику исчезнувших видов растений и животных, уничтоженных лесов или пересохших рек, тонн отходов и гигантских нефтяных пятен на воде. Все это из сферы статистики и природоведческих наук.

Изменения, которые претерпевает вся земная биосфера, требует пересмотра на уровне человеческого сознания, психологии, мировоззрения.

Необходимо не разъяснение или наказание нарушителя, не создание заповедников и охраняемых территорий, не конференции и детские рисунки, нужна перестройка психологии в отношении людей к природе. Корысть и сиюминутные удовольствия всегда пересилят заботу о завтрашнем дне.

Человек живет сегодняшним днем и эмоциями. Сохранение природы должно стать выгодным и приносить удовольствие. Такого еще никогда не было. Да, но и такого глобального вмешательства и уничтожения окружающей среды тоже.

Антропогенное загрязнение окружающей среды по своей сути загрязнением уже не является. Следует говорить об антропогенном воздействии, вызвавшем изменения окружающей среды. Целью, которого является изменение природы под сегодняшние людские нужды, без какого-либо планирования, понимания последствий и способов их решения.

Методы предотвращения последствия

Существовавший и нынешний подход к своему влиянию на окружающую среду человечество должно пересмотреть кардинально. В чем оно сейчас заключается? Во-первых, в регулятивной и охранительной функции.

Во-вторых, в обязательном оснащении всех видов деятельности и производств системами, предотвращающими попадание инородных и загрязняющих веществ в природу. С появлением новых технологий, в первую очередь, связанных с радиацией и ядерными процессами, вниманию удостоились вопросы безопасности самих производств.

Но как видно, в действительности ни с контролем, ни с охраной, ни с очисткой, ни с безопасностью не очень получается.

Чтобы максимально снизить или попытаться избежать негативных последствий для окружающей среды, антропогенные источники загрязнения должны проектироваться и моделироваться, как части природной экосистемы. Во всяком случае, максимально к этому стремиться.

Важно

Первым позитивным шагом может служить принцип «цикличности». Такой принцип нашел свое воплощение в многократном использовании воды и пластика, а также энергии, получаемой при сжигании мусора.

Самый простой пример «цикличности» известен с древних времен – на место срубленного дерева, высаживается новое.

Нагрузка и ее нормы

Человечество пытается определить, какова возможная на окружающую среду антропогенная нагрузка. То есть, в какой степени человек может воздействовать на природу, а именно использовать все без исключения ее ресурсы и одновременно загрязнять.

Появились правовые нормы, которые различными способами пытаются заставить человека снизить свое воздействие на экосистему. Законодательно устанавливаются нормативы допустимой нагрузки. Они рассчитываются на основании данных о совокупном влиянии всех источников такого воздействия на конкретной территории.

В России Федеральный Закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» в главе V говорит о «Нормировании в области охраны окружающей среды». Здесь устанавливаются нормативы качества окружающей среды, допустимого воздействия, изъятия и образования отходов, выбросов и сбросов. Статья 27 Закона определяет порядок, по которому устанавливаются нормативы допустимой антропогенной нагрузки.

Но человек никогда не возмещает природе причиненный ей ущерб. Даже штрафы, которые оплачивает нарушитель, не используются для восстановления природы, а тратятся на текущие его, а не природные важные нужды.

Настало время, когда не мешать природе в борьбе за свою «живучесть», стало недостаточно — ей надо помогать.

Видео — История охраны окружающей среды в России

Источник: http://ecology-of.ru/eko-razdel/ot-antropogennogo-zagryazneniya-do-izmeneniya-prirody/

Программа учебной дисциплины «Нормирование антропогенной нагрузки на окружающую среду», страница 2

  — основные цели, задачи и приоритетные направления в развитии

    общественных отношений в области нормирования антропогенных

    нагрузок на окружающую среду;

  — какие меры необходимо применить, для обеспечения экологической 

    безопасности;

  — действующее экологическое законодательство.

Уметь решать поставленные задачи на государственном и местном уровне..

1. Содержание программы

                                  1.1. Теоретические занятия

Введение:

Глобальные изменения состояния окружающей природой среды связывают с антропогенным воздействием на нее. В условиях современной индустриализации, развития производственных отношений, увеличения плотности населения и углубления процессов урбанизации возникла острая необходимость в распространении экологического нормирования качества окружающей среды. 

Антропогенное воздействие на окружающую природную среду – это любой вид хозяйственной деятельности человека по отношению к окружающей природной среде. Практически почти все экологические составные – земля, вода, леса, атмосферный воздух, недра, фауна и флора – испытали значительную техногенную нагрузку.

Двадцатый век характеризуется целенаправленной, широкомасштабной деятельностью по стандартизации и нормированию использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

(1,2, 10)

1.  Понятие нормирования антропогенной нагрузки на окружающую

среду. Субъекты, объекты и источники нормирования антропогенной нагрузки на окружающую среду

       Предметом нормирование антропогенной нагрузки на окружающую среду  — являются регулируемые действующим законодательством общественные отношения в сфере разработки и утверждения нормативов использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также установления санитарно-гигиенических норм с целью предотвращения загрязнения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

 Составной частью является история появления и развитие лимитирующего фактора. В этом разделе дается понятие субъекта и объекта дисциплины нормирования антропогенной нагрузки на окружающую среду.   (1,2, 9)

2. Нормирование окружающей человека среды

Совет

Один из наиболее важных разделов дисциплины в котором студенты знакомятся с системой экологических и санитарно-гигиенических норм, с системой государственного управления и контроля за нормированием антропогенной нагрузки на окружающую среду,  компетенцией и функциями органов управления. С основными строительными нормами и правилами (СНиП, ДБН), а также нормами ландшафтного нормирования.

(1,2,7)

3. Нормирование антропогенного влияния на атмосферный воздух

        В современных условиях важным фактором в изучении антропогенного влияния на окружающую среду является нормирование промышленных выбросов в атмосферный воздух которые оказывают отрицательное воздействие на здоровье людей и природные объекты. Концентрация вредных веществ находится в непосредственной близости от места их выброса, а не на пятнадцатикратном расстоянии от высоты трубы. 

       В данном разделе перед обучающимися раскрывается общая характеристика промышленных выбросов. Дается понятие предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) средне суточной и максимально разовой, ориентировочно безопасному уровню влияния (ОБУВ), а также индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). Основания и порядок установления санитарно-защитных зон и санитарно-защитных полос.

(1,2,3,7)

4. Нормирование отвода земель и загрязнения почв

       В этом разделе разъясняются основные факторы определения ПДВ для какого-либо предприятия. Вопрос установления ПДК загрязняющих веществ в почвах весьма сложный, поэтому обучающиеся знакомятся с методикой определения ОДК (ориентировочно допустимое количество), которое используется вместо ПДК, а также деления химических веществ на класс опасности.

Источник: https://vunivere.ru/work3504/page2

открытая библиотека учебной информации

Состояние экологической безопасности Республики Беларусь

Республика Беларусь с точки зрения процессов, протекающих в области экологии, принципиально не отличается от других стран. Особенно если эти процессы рассматривать в рамках продолжительного периода времени.

Читайте также:  Поведение при автомобильной аварии: разбор ситуаций и ваши действия

Пер­манентный рост населœения и объемов материального производства, подго­няемый всœе ускоряющимся научно-техническим прогрессом, в Беларуси, как и во всœех остальных странах мира, также обусловил всœевозрастающее усиле­ние антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

Оно проявилось прежде всœего в полномасштабном освоении естествен­ных экосистем с целью более полного удовлетворения разнообразных по­требностей населœения, общества и государства.

По состоянию на I января 2001 года степень сельскохозяйственной освоенности территории Беларуси достигла 51,9%. Еще большей она была по Гродненской области — 59.8'/ᴦ.

Вместе с тем, 1,8% территории страны находилось под населœенными пунк­тами; 1,7% — под дорогами, прогонами, просœеками и трубопроводами; 1,4%-под застройками предприятий промышленности и транспорта.

Антропогенное преобразование естественных экосистем, происходившее на основе крупномасштабного осушения болот и заболоченных земель, со­провождалось значительным сокращением популяции многих биологических видов. Отдельные виды растений и животных погибали полностью. Все это ведет к всœе усиливающемуся нарушению экологического равновесия.

Особую опасность животному миру, населяющему территорию Белару­си, представляет строительство и эксплуатация транспортных магистралей, в первую очередь трансевропейских транспортных коридоров, отличающихся наиболее интенсивным и скоростным движением.

Обратите внимание

Исходящая от них угроза биологическому разнообразию и популяции отдельных видов заключается прежде всœего в нарушении естественно сложившихся на протяжении дли­тельного периода времени условий функционирования природных экосистем и в физическом уничтожении живых особей.

Очагами интенсивного нарушения экологического равновесия являются также территории, на которых происходят кардинальные изменения ланд­шафтов по причинœе организации добычи полезных ископаемых. Сегодня на территории Беларуси эксплуатируется около 300 месторождений минœерального сырья и большое количество торфяных месторождений.

В результате их разработки разрушается или, в лучшем случае, загрязняется почвенный покров, изменяется режим и состав поверхностных и грунтовых вод, полностью или частично уничтожается растительный покров, животные и микробные сообщества, претерпевают изменение экосистемы в целом.

Наиболее значительные площади исходных ландшафтов подверглись ко­ренной трансформации в Солигорском промышленном районе в связи с про­ведением крупномасштабных работ по добыче калийной соли. Более 600 га земель в различной степени загрязнено в результате проведения геолого-раз­ведочных работ и эксплуатации нефтяных месторождений в южных районах страны.

Общая площадь нарушенных земель на начало 2001 года составила 43,3 тыс. га, из которых две трети приходится на долю выработанных торфя­ников.

К естественным экосистемам, не подвергнувшимся интенсивному антро­погенному воздействию, с известной степенью условности можно отнести земли, находившиеся в ведении лесохозяйственных организаций, под запо­ведниками и курортами, а также земли запаса. Их суммарный удельный вес в общей земельной площади на указанную выше дату составлял 42,3%.

Па фоне СНГ и стран Балтии Беларусь в данном отношении выглядит сравнительно неплохо. По уровню лесистости территории (удельному весу в ней площади, покрытой лесом) наша страна уступает только Эстонии, Рос­сии и Грузии.

Важно

При этом этого нельзя сказать относительно Скандинавских стран. Лесистость территории, в частности, Норвегии выше, чем Беларуси, на 3,4 процентного пункта͵ Швеции — на 32,8, а Финляндии — на 40,9 про­центного пункта͵ или в два с лишним раза.

Уже из приведенных выше дан­ных можно заключить, что Беларусь довольно преуспела в области антропо­генного воздействия на окружающую природную среду, так что ей предстоит немало потрудиться, чтобы обеспечить надлежащую экологическую безо­пасность жизнедеятельности населœения, а на ее основе — и желаемую устой­чивость дальнейшего социально-экологического развития.

На сегодня наиболее значимым экологическим фактором, негативно ска­зывающимся на здоровье и всœей жизнедеятельности населœения, проживаю­щего на территории нашей страны, является загрязнение атмосферного воз­духа.

Предприятиями и передвижными источниками из года в год выбрасы­вается в атмосферу огромное количество вредных примесей, в том числе таких токсичных веществ, представляющих серьезную угрозу здоровью людей, как бензин, ксилол, толуол, сероводород, сероуглерод, аммиак, бенз(а)пирен и др.

Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2000 году составил 1213 тыс. т.

Справедливости ради следует заметить, что начиная с 90-х годов в стра­не довольно четко наметилась тенденция к сокращению поступающих в атмосферу вредных выбросов, причем как от стационарных, так и от пере­движных источников (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух
Показатели   1990 г 1995 г 1996 г 1997 г 1998 г 1999 г 2000 г
Уловлено (обезврежено) вредных ве­ществ, отходящих от стационарных
источников, тыс. т
Удельный вес уловленных (обезвре­женных) вредных веществ в общем количестве этих веществ, отходящих
от стационарных источников, %
Выбросы вредных веществ в атмо­сферу — всœего, тыс. т
в том числе: от стационарных источников 423,5
от передвижных источников 1654,5

Это обусловлено главным образом уменьшением объемов производства, а также заменой топлива и проведени­ем соответствующих природоохранных мероприятий.

В целом за весь рассматриваемый период (с 1990 по 2000 ᴦ.) объем вы­брошенных в атмосферу веществ сократился в 2,6 раза, в том числе от ста­ционарных источников — в 3,3 раза.

Тем не менее состояние атмосферы в большинстве крупных городов ос-гается весьма опасным для здоровья проживающих в них людей.

Наиболее весомый «вклад» в загрязнение атмосферного воздуха на про­тяжении всœего анализируемого периода, как видно из табл. 2.1. вносили пе­редвижные источники, в первую очередь автомобильный транспорт, количе­ство которого в стране из года в год увеличивается. По сравнению со ста­ционарными передвижные источники всœе эти годы выбрасывали в атмосферу вредных веществ в 2-4 раза больше.

Основными стационарными загрязнителями воздушного бассейна Бела­руси являются Новополоцкое ПО «Нафтан», Новолукомльская ГРЭС, Моги-левская ТЭЦ-2, Мозырский НПЗ, Минская ТЭЦ, ПО «Беларуськалий», Вн-iспекая ТЭЦ, Новополоцкая ТЭЦ, ПО «Кричевцементошифер», Мозырская Г }Ц и Гродненский ПО «Азот». В отраслевом разрезе распределœение выбро­сов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников характеризуется данными, приведенными в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Читайте также

  • — Антропогенная нагрузка на окружающую природную среду

    Состояние экологической безопасности Республики Беларусь Республика Беларусь с точки зрения процессов, протекающих в области экологии, принципиально не отличается от других стран. Особенно если эти процессы рассматривать в рамках продолжительного периода времени…. [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/ekologiya/view/1199423_antropogennaya_nagruzka_na_okruzhayuschuyu_prirodnuyu_sredu

    Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

    ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8Следующая ⇒

    Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

    Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

    Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

    При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

    Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды

    Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавли­ваются:

    требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

    ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

    порядок организации деятельности в области охраны ок­ружающей среды и управления такой деятельностью.

    Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно — технических достижений и требований международных правил и стандартов.

    В государственных стандартах на новую технику, техно­логии, материалы, вещества и другую продукцию, технологиче­ские процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

    Подготовка документов для установления нормативов и получения разрешений на предприятии

    В соответствии с Пост. Правительства РФ от 2 марта 2000г. № 183 (ред. От 14.04.2007 г.

    ) «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» ПДВ устанавливаются территориальными органами Государственного комитета РФ по охране окружающей среды при наличии санитарно — эпидемиологического заключения о соответствии этих ПДВ санитарным правилам.

    Совет

    Предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются разрешениями на выбросы вредных (за­грязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдаваемыми тер­риториальными органами Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.

    Читайте также:  Лимиты на потенциально опасную деятельность, создающую риск чрезвычайных ситуаций (чс)

    Нормативы вредных физических воздействий на атмо­сферный воздух устанавливаются разрешениями, выдаваемыми Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды и Министерством здравоохранения РФ по утвержденной ими форме.

    В соответствии с Пост. Правительства РФ 30 декабря 2006г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» нормативы предельно допусти­мых вредных воздействий на водные объекты разрабатываются и утверждаются по бассейну водного объекта или его участку в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям.

    Федеральное агентство водных ресурсов с участием Феде­ральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окру­жающей среды, Федерального агентства по науке и инновациям и Российской академии наук разрабатывает нормативы пре­дельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, согласовывает их с Росприроднадзором, Федеральным агентст­вом по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представ­ляет на утверждение в Министерство природных ресурсов РФ.

    Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты:

    утверждаются территориальными органами Росприроднадзора по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

    используются при выдаче лицензий на водопользование, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, исчислении размеров платы за поль­зование водными объектами, а также наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении вреда при нарушении вод­ного законодательства.

    Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

    В соответствии с приказом МПР РФ от 25 февраля 2010 г.

    № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образо­вания отходов и лимитов на их размещение» лимиты на разме­щение отходов в недрах для юридических лиц — пользователей недр, имеющих лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов, утвер­ждаются территориальными органами Росприроднадзора на срок действия такой лицензии, но не более чем на 5 лет.

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразде­ления), в результате хозяйственной и иной деятельности кото­рых образуются отходы, представляют в территориальные ор­ганы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:

    Обратите внимание

    а) заявление об утверждении нормативов образования от­ходов и лимитов на их размещение с указанием следующих све­дений:

    полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юри­дическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

    фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) инди­видуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные доку­мента, подтверждающего факт внесения записи об индивиду­альном предпринимателе в Единый государственный реестр ин­дивидуальных предпринимателей, — для индивидуального пред­принимателя;

    б) следующие документы:

    копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размеще­нию отходов I — IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих дея­тельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транс­портировке, размещению отходов I — IV класса опасности);

    проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

    копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридиче­ского лица — пользователя недр, имеющего лицензию на пользо­вание участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);

    документ, подтверждающий уплату государственной по­шлины за выдачу документа об утверждении нормативов обра­зования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

    Нормативы образования отходов и лимиты на их разме­щение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юри­дическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, представляе­мого в уведомительном порядке в территориальные органы Рос­природнадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

    Решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормати­вов образования отходов и лимитов на их размещение и лими­тов на их размещение оформляются актами территориального органа Росприроднадзора.

    Важно

    При выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы следует руководствоваться приказом Ростехнадзора от 20 фев­раля 2007 г.

    № 87 « Об утверждении инструкции об организации работы федеральной службы по экологическому, технологиче­скому и атомному надзору по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы».

    Лимиты на выбросы и сбросы вредных (загрязняющих) веществ (далее — лимиты на выбросы и сбросы) — ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

    При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанав­ливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по ох­ране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проек­тов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

    Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, со­гласованных с органами исполнительной власти, осуществляю­щими государственное управление в области охраны окружаю­щей среды.

    Для получения разрешений, устанавливающих лимиты на выбросы, необходимо представить следующие документы:

    заявление о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты на выбросы, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место на­хождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтвер­ждающего факт внесения сведений о юридическом лице в еди­ный государственный реестр юридических лиц, идентификаци­онный номер налогоплательщика, сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;

    проектную документацию (в отношении вводимых в экс­плуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяй­ственной и иной деятельности), данных инвентаризации выбро­сов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и расчеты рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

    планы снижения выбросов загрязняющих веществ в атмо­сферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нор­мативов предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ) по каж­дому веществу, по которому устанавливается лимит на вы­бросы, предусматривающие внедрение наилучших существую­щих технологий и (или) реализацию других природоохранных проектов.

    Совет

    Для получения разрешений, устанавливающих лимиты на сбросы, необходимо представить следующие документы:

    заявление о выдаче разрешения, устанавливающего лимиты на сбросы, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место на­хождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтвер­ждающего факт внесения сведений о юридическом лице в еди­ный государственный реестр юридических лиц, идентификаци­онный номер налогоплательщика, сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;

    расчетные материалы по разработке нормативов ПДС и временно согласованных сбросов загрязняющих веществ в ок­ружающую среду;

    планы снижения сбросов загрязняющих веществ в окру­жающую среду, обеспечивающих поэтапное достижение норма­тивов ПДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, предусматривающие внедрение наилучших существующих технологий и (или) реализацию других приро­доохранных проектов.

    Г л а в а 10

    ⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

    Рекомендуемые страницы:

    Источник: https://lektsia.com/1x5f19.html

    Ссылка на основную публикацию