Антитеррористический центр содружества независимых государств (снг)

Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств

Иссык-Куль-Антитеррор-2018

Проводилось в три этапа на территории семи государств Содружества — Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.<\p>

Проводилось в два этапа на территории шести государств Содружества — Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.<\p>

Проводилось в два этапа в мае-сентябре 2016 года на территориях пяти государств Содружества — Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.<\p>

Обратите внимание

Проводилось в два этапа в августе-сентябре 2016 года  на территории трех государств Содружества — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. <\p>

Проводилось в два этапа в сентябре 2014 года на территориях пяти государств Содружества — Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.<\p>

Проводилось в два этапа в августе-сентябре 2012 года на территории  трех государств Содружества — Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины.<\p>

Проводилось в два этапа в сентябре 2011 года на территории трех государств Содружества  — Республики Молдова, Российской Федерации и Украины.<\p>

Проводилось в два этапа в августе-сентябре 2008 года на территории четырех государств Содружества — Республики Беларусь, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины.  <\p>

Проводилось в два этапа в сентябре 2007 года на терроритории трех государств Содружества — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. <\p>

Проводилось в два этапа в сентябре 2006 года на территории двух государств Содружества — Республики Армения и Российской Федерации.<\p>

Проводилось в три этапа в августе 2005 года на территории трех государств Содружества — Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. <\p>

Проведено в период с 28 по 30 июня 2004 года в г.Кишиневе Республики Молдова.<\p>

Важно

Проведено в три этапа в июне 2003 года на территориях трех государств Содружества — Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. <\p>

Проведено при координирующей роли АТЦ СНГ в апреле 2002 года на территории четырех государств Содружества —  Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан. <\p>

Проведено АТЦ СНГ совместно с СНБ Кыргызстана в г. Ош (Кыргызская Республика) в период с 24 по 26 апреля 2001 года.<\p>

Источник: http://www.cisatc.org/

Атц снг — барьер против террора

АТЦ СНГ —барьер против террора

Активизация усилий международных террористических организаций по дестабилизации обстановки в мире, акции террористов в Москве и Нью-Йорке, нарастание обеспокоенности в мире по поводу возможного повторения масштабных террористических актов — все это со всей очевидностью продемонстрировало необходимость объединения усилий в сфере борьбы с международным терроризмом. Для решения этой проблемы недостаточно мобилизовать имеющиеся либо специально создаваемые для этой цели отдельные антитеррористические подразделения или правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с терроризмом необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.

Антитеррористический центр государств — участников СНГ (АТЦ СНГ) является постоянно действующим специализированным отраслевым органом Содружества Независимых Государств, призванным обеспечить координацию -взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Общее руководство работой осуществляется Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ (СОРБ). АТЦ СНГ возглавляет Руководитель, назначаемый (освобождаемый) Решением Совета глав государств СНГ по представлению Председателя СОРБ СНГ В настоящее время Руководителем Центра является генерал-полковник Мыльников Борис Александрович.

Руководитель Центра имеет трех заместителей: Первый заместитель — представитель Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ, генерал-майор Сарсеков Бексултан Сарсекович, заместитель — представитель Совета министров обороны государств — участников СНГ (должность вакантна) и заместитель — представитель Совета командующих Пограничными войсками, генерал-полковник Верчагин Валерий Иванович.

Руководитель Центра, его Первый заместитель и заместители не являются представителями одного государства. При исполнении своих обязанностей они соблюдают интересы всех государств — участников СНГ

В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ, Советом министров обороны государств — участников СНГ; Координационным советом генеральных прокуроров государств – участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ (БКБОП).

Комплектование Антитеррористического центра СНГ осуществляется на коалиционной основе в соответствии с квотами должностей, предусмотренных штатом Центра. В настоящее время АТЦ СНГ укомплектован представителями органов национальной безопасности и спецслужб, министерств внутренних дел и обороны стран Содружества.

Процессы интеграции различных террористических организаций в международные структуры порой опережают дипломатические и профессиональные усилия государств, борющихся с этим транснациональным злом Для современного международного терроризма характерны формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции; отработанная тактика возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть; проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание разветвленной нелегальной сети центров и баз по подготовке боевиков и обеспечению операций в различных регионах мира.

Эти организации фактически стали самостоятельной политической силой, оказывая непосредственное влияние на деятельность государств во внутренней и внешней политике. Международные террористические организации в настоящее время представляют собой мощные интернациональные структуры, оснащенные по последнему слову техники.

Примеры Афганистана и Чечни, имеющиеся сведения о возможностях организаций, оказывающих донорскую помощь террористам и сепаратистам, показывают, что современный терроризм способен не только проводить одиночные акции, но и участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.

Основными причинами качественного роста возможностей международных террористов на сегодняшний день являются:

  • наличие транснациональной преступности (в первую очередь наркокартелей), организационно переплетенной и сотрудничающей с террористическими организациями;
  • развитие науки и техники, что повлекло за собой новые способы и объекты преступных посягательств террористов (ядерный, химический, биологический терроризм, терроризм с использованием глобальных компьютерных сетей и др.);
  • развитие средств массовой информации, которые максимально подробно и оперативно информируют общественность о любом теракте, что значительно усиливает планируемый террористами эффект, придавая ему тем самым общественный резонанс.

Специалисты антитеррористических подразделений многих стран едины во мнении о том, что ни одно государство, даже самое развитое в военном и индустриальном плане, не в состоянии в одиночку справиться с вызовом международного терроризма. Не под силу такая задача и группе высокоразвитых стран — ее решение требует объединения и взаимопонимания всех государств.

Именно поэтому так важна работа по сближению их позиций в направлении достижения понимания существа проблемы представителями их антитеррористических структур.

Уже сейчас по многим вопросам терроризма и как явления, и как международного преступления достигнуто определенное единство, что служит залогом успеха международной деятельности по искоренению этой угрозы для человечества.

Совет

B целях эффективного противодействия международному терроризму на пространстве СНГ была разработана Программа государств — участников Содружества по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, утвержденная Советом глав государств СНГ 21 июня 2000 года, Данная программа учитывала сложившиеся политические, социальные, экономические, правовые, идеологические, специальные и другие аспекты. В ней нашли отражение проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Спецслужбы государств Содружества сосредоточили свои усилия на превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических устремлений, устранении потенциальных предпосылок их формирования, укреплении границ СНГ; снижении возможностей импорта политического и религиозного экстремизма из третьих стран.

Глубокая проработка указанных вопросов предопределила решение о необходимости создания постоянно действующего специализированного отраслевого органа Содружества, предназначенного для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Таким своеобразным штабом стал Антитеррористический центр государств — участников СНГ фактически начавший функционировать с начала 2001 г.

Основные усилия сотрудников Центра направлены на формирование системы координации и взаимодействия государств — участников Содружества в области предупреждения и пресечения актов международного терроризма и иных проявлений экстремизма.

Деятельность АТЦ СНГ позволяет сформулировать и реализовать по существу единые подходы в обеспечении безопасности государств Содружества и должным образом реагировать на возникающие угрозы безопасности, организовывать информационное взаимодействие Центра с органами безопасности и спецслужбами, а также совместное проведение антитеррористических мероприятий.

Помимо межотраслевой и межведомственной координации, Центр старается распространить координацию в борьбе против террористической угрозы на все позитивные силы общества, на все организации — правительственные, международные и общественные, которые проявляют заинтересованность в решении этой актуальной проблемы.

Таким образом, важным условием успешной анти террористической стратегии является, в первую очередь, обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, объединение и координация усилий ведомств на всех уровнях, дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной и чрезвычайной обстановке, а также в условиях проведения контртеррористической операции.

Планы работы Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ (СОРБ) и АТЦ СНГ, Положение об АТЦ СНГ предусматривают в качестве главных для Центра следующие задачи:

  • формирование действенной системы координации и взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
  • накопление, обобщение и анализ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлениях экстремизма в государствах — участниках СНГ и других государствах;
  • решение организационно-правовых, кадровых и административно-хозяйственных вопросов.

По предложению Центра, одобренному СОРБ, в 2001 г. в г. Бишкек (Киргизская Республика) создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону (ЦАР).

Решением Совета глав государств СНГ от 7 октября 2002 года на ее базе создано Отделение Центра по ЦАР. Его штатная численность составляет семь человек.

Все должности укомплектованы представителями Республики Казахстан (один человек), Киргизской Республики (три человека). Российской Федерации (два человека) и Республики Таджикистан (один человек).

Обратите внимание

В соответствии с поручением СОРБ, в АТЦ СНГ начата проработка вопроса о создании отделения Центра по Кавказскому региону. Руководством МГБ Грузии, СНБ Республики Армения, ФСБ России принято положительное решение по данному вопросу.

Ежегодно, согласно планам СОРБ, Центром проводятся совместные командно-штабные, оперативно-тактические и тактико-специальные учения. Так, в 2001 году на территории Киргизии под эгидой АТЦ СНГ проводилось совместное командно-штабное учение “Юг-Антитеррор-2001”.

В нем приняли участие органы безопасности и спецслужбы девяти государств Содружества (кроме Армении и Грузии).

За их ходом наблюдали также представители Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, Штаба по координации военного сотрудничества, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью.

Оперативно-тактическое учение “Юг-Антитеррор-2002” было проведено в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. В нем принимали участие восемь государств. На учении присутствовало руководство Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона.

В текущем году на территории Украины прошел сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности государств Содружества, в ходе которого проводилось совместное тактико-специальное учение на Керченской паромной переправе с привлечением антитеррористических структур Службы безопасности Украины, Комитета национальной безопасности Казахстана и ФСБ России. Подобные учения, согласно планам СОРБ, проводятся Центром ежегодно. В следующем году планируется учение по разблокированию захваченного террористами объекта, опасного в техногенном отношении.

Сотрудники Центра принимают участие в подготовке и проведении ряда научно-практических конференций, международных форумов и семинаров по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Ведется работа по созданию действенного механизма установления и поддержания рабочих контактов АТЦ СНГ с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, и соответствующими специализированными структурами других государств.

Важно

Одно из основных направлений международного сотрудничества АТЦ СНГ связано с работой специального Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН (КТК СБ ООН или КТК). Комитет создан в соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1373, принятой 28 сентября 2001 года.

В его функции входит осуществление мониторинга выполнения данной Резолюции, предусматривающей обязательное принятие и реализацию всеми государствами широкого набора практических мер по предупреждению и пресечению международного терроризма.

При этом акцент делается на блокировании финансовой подпитки террористов. Основная задача КТК заключается в том, чтобы обобщать и анализировать предоставляемую государствами информацию о предпринимаемых ими антитеррористических мерах и выносить соответствующие рекомендации.

22 ноября 2002 года АТЦ СНГ представил в КТК информацию о проводимой в рамках Содружества работе по противодействию терроризму.

6 марта 2003 года состоялась Специальная встреча КТК с представителями международных, региональных и субрегиональных антитеррористических организаций. АТЦ СНГ принял в этой встрече самое активное участие.

На заседании был заслушан доклад Первого заместителя Руководителя Центра, в котором был высказан ряд предложений по интенсификации установления и поддержания рабочих контактов с региональными и международными организациями, а также озвучен ряд предложений по согласованию совместных действий в области борьбы с терроризмом.

Одновременно Антитеррористическим центром государств — участников СНГ установлены рабочие контакты с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП). В частности, в 2001-2002 годах был проведен ряд важных встреч с руководством как самого УНП ООН, так и его структурного подразделения по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в Центре создан Специализированный банк данных, пополняемый информацией о международных террористических и иных экстремистских организациях, лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

Центром обобщается и анализируется опыт работы антитеррористических подразделений компетентных органов государств Содружества; результаты работы отражаются в подготавливаемых методических рекомендациях, а также ежемесячных аналитических справках.

В ближайшей перспективе работа Центра будет строиться по следующим направлениям:

  • укрепление взаимодействия органов безопасности и специальных служб государств Содружества и их правоохранительных ведомств как при проведении согласованных межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций в сфере противодействия международному терроризму, так и расследовании преступлений международных террористических и экстремистских организаций, в частности, информационного взаимодействия;
  • совершенствование мер по предупреждению и пресечению террористических актов на объектах повышенной техногенной и экологической опасности, укрепление взаимодействия и обмена опытом в этой сфере антитеррористической деятельности, а также повышение защищенности объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность;
  • совершенствование механизма взаимодействия АТЦ СНГ с Организацией Договора о коллектив ной безопасности, в частности, Регионального отделения Центра с Постоянной оперативной группой Штаба КСБР ЦАР ДКБ;
  • выработка правовых основ и налаживание рабочих контактов АТЦ СНГ с КТК СБ ООН, создаваемой Региональной антитеррористической структурой ШОС и аналогичными структурами других международных организаций;
  • активизация участия общественности и средств массовой информации в предотвращении пропаганды терроризма и иных проявлений экстремизма;
  • подключение к борьбе с международным терроризмом различных институтов государства и общества, создание механизмов целевого финансирования и действенного контроля проводимых в этой сфере мероприятий.

В текущем году разрабатывается Концепция государств — участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, которая призвана стать главным организационно-политическим документом, формирующим антитеррористическую политику каждого государства СНГ и всего Содружества.

При разработке этого документа будут учтены международные конвенции и иные договоры в сфере борьбы с терроризмом, а также специфика формирования и развития тех негативных процессов в наших странах, которые инспирируют экстремизм и его крайнюю форму — терроризм, создавая угрозы для безопасности граждан и самих государств.

Центр прилагает усилия к тому, чтобы в разработке Концепции принимали заинтересованное участие представители всех силовых структур, от слаженного взаимодействия которых будет и впредь зависеть эффективность борьбы с терроризмом.

Совет

Каждый из субъектов антитеррористической деятельности должен четко представлять свою роль в решении общей задачи.

На сегодняшний день Антитеррористический центр является уникальной в своем роде структурой, призванной обеспечить координацию усилий правоохранительных органов и спецслужб государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом на значительной части Евразийского континента.

Опубликована в журнале «Военный дипломат», выпуск сентябрь 2003г. Стр.46-51

Источник: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=1296

Антитеррористический центр государств — участников Содружества Независимых Государств

Создан по решению Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. В соответствии с утвержденным Положением о Центре он является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Решения по принципиальным вопросам деятельности Центра принимаются Советом глав государств СНГ. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ.

Центр обладает следующими полномочиями: осуществляет свою деятельность с использованием возможностей специализированных антитеррористических подразделений ФСБ России, объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств — участников СНГ; вправе запрашивать необходимую информацию из органов безопасности (специальных служб), правоохранительных органов, военных, пограничных и других ведомств государств — участников СНГ через компетентные органы, осуществляющие официальные контакты с Центром; по решению Совета глав государств СНГ вправе создавать свои региональные подразделения (филиалы, представительства, отделения).

Основные задачи и функции Центра:

выработка предложений Совету глав государств Содружества Независимых Государств и другим органам СНГ о направлениях развития сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах — участниках СНГ и других государствах; формирование на базе объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств — участников СНГ специализированного банка данных о:

международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах; состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах — участниках СНГ и других государствах; неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам;

Обратите внимание

предоставление информации на регулярной основе и по запросам компетентным органам государств — участников СНГ, участвующим в формировании специализированного банка данных; участие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых по решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств, а при необходимости — по поручению глав заинтересованных государств — участников СНГ в соответствии с установленным порядком;

содействие заинтересованным государствам — участникам СНГ в подготовке и проведении ОРМ и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

содействие заинтересованным государствам — участникам СНГ в осуществлении межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора; участие в подготовке модельных законодательных актов, нормативных документов, а также международных договоров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; содействие в организации подготовки специалистов и инструкторов подразделений, участвующих в борьбе с терроризмом; разработка моделей согласованных антитеррористических операций и оказание содействия в их проведении; организация координации взаимодействия при проведении антитеррористических мероприятий по решению Совета глав государств СНГ, а при необходимости — по поручению глав заинтересованных государств — участников СНГ в соответствии с установленным порядком;

участие в разработке межгосударственных программ государств -участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров. Содействие обмену опытом в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

установление и поддержание рабочих контактов с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, а также соответствующими специализированными структурами других государств.

Источник: https://cyberpedia.su/17x15ec9.html

Опыт деятельности Антитеррористического центра государств — участников СНГ по нейтрализации угроз террористического характера

Военная мысль № 6/2007, стр. 10-13

Опыт деятельности Антитеррористического центра государств — участников СНГ по нейтрализации угроз террористического характера

Первый заместитель руководителя

Антитеррористического центра государств

участников СНГ генерал-майор Б.С. САРСЕКОВ

СОДРУЖЕСТВО Независимых Государств в настоящее время представляет собой сформировавшуюся в новых геополитических условиях общность государств, базирующуюся на исторических корнях, экономическом сотрудничестве и духовной близости народов.

Государства, входящие в него, наряду с национальными задачами и целями развития, имеют общие интересы и проблемы в сфере укрепления суверенитета, обеспечения региональной стабильности и безопасности.

Особую актуальность они приобрели в области борьбы с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, в особенности, с использованием религиозного фактора, а также в связи с влиянием на эти процессы наркобизнеса, торговли оружием, незаконной миграции и т. д.

Эскалация угроз безопасности стран Содружества со стороны международного терроризма ставит нас перед необходимостью повышения уровня координации антитеррористических усилий и поддержания более тесного сотрудничества на национальном и региональном уровнях при обязательном участии в этом процессе Организации Объединенных Наций и ее структурных подразделений.

Конечной целью этих усилий является создание надежной и эффективной региональной системы безопасности, важным составным элементом которой являются механизмы оказания технического содействия и предоставления необходимой помощи заинтересованным государствам для налаживания их систем противодействия терроризму.

Представляется, что в решении этих вопросов существенное значение могут иметь практические наработки Антитеррористического центра (АТЦ) государств — участников СНГ.

Важно

Опыт нашей деятельности на пространстве Содружества позволил сформулировать основные направления координации усилий в области борьбы с терроризмом на национальном и региональном уровнях, по которым проводятся конкретные мероприятия международного сотрудничества в данной сфере.

Такими направлениями стали: участие в разработке нормативной правовой базы по координации деятельности соответствующих национальных органов; обеспечение координации и взаимодействия государств Содружества при проведении совместных антитеррористических мероприятий; информационно-аналитическая деятельность в сфере борьбы с терроризмом на основе постоянного и полного обмена информацией между участниками антитеррористической деятельности на пространстве СНГ; регулярный обмен опытом проведения анти-террористических мероприятий и расследования преступлений террористического характера; организация обучения специалистов антитеррористических подразделений и проведение совместных антитеррористических учений.

Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день Антитеррористический центр СНГ является не только единственной межгосударственной, но и межведомственной структурой, объединяющей работников органов безопасности, спецслужб, министерств внутренних дел, пограничных служб и министерств обороны государств Содружества.

АТЦ СНГ осуществляет координацию усилий с другими рабочими органами СНГ, участвующими в борьбе с терроризмом. Нами подписаны соглашения об обмене информацией с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств — участников СНГ и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками государств Содружества.

Деятельность Центра осуществляется в тесном взаимодействии с региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества и постоянной оперативной группой Штаба коллективных сил быстрого развертывания, с которыми также заключены соответствующие соглашения.

Данные документы являются составным элементом нормативной правовой базы антитеррористического сотрудничества в регионе, базирующейся прежде всего на международных договорах в сфере борьбы с терроризмом, заключенных в рамках ООН, ее специализированных учреждений, МАГАТЭ, Совета Европы, а также других международных организаций.

Учитывая, что уровень сотрудничества государств в рамках вышеуказанных документов явно недостаточен для того, чтобы поставить надежный заслон распространению международного терроризма, государствами Содружества решается крайне актуальная задача по разработке конкретных правовых механизмов всестороннего, многоаспектного и эффективного сотрудничества.

Ее решение идет по нескольким основным направлениям, которые включают в себя формирование единой системы совместных согласованных мер организационно-правового, координационно-практического, информационно-аналитического и научно-методического характера. Реализация этих мер осуществляется в рамках разработанных при активном участии АТЦ СНГ программ сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

Совет

За прошедшее время в СНГ была создано три таких программы, последняя из которых, охватывающая период 2005-2007 годов, была принята Советом глав государств Содружества 26 августа 2005 года.

АТЦ СНГ совместно с Межпарламентской ассамблеей также проводит работу по формированию единого правового пространства, позволяющего эффективно противостоять терроризму. Принятие модельных законов и иных нормативных актов в указанной области, безусловно, помогает сложным процессам формирования национального законодательства в странах Содружества на единой методологической основе.

Одновременно с Программой сотрудничества на 2005-2007 годы Советом глав государств была утверждена Концепция сотрудничества государств участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, определившая основные направления, формы и методы совместной антитеррористической деятельности. В государствах Содружества проходит согласование проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом.

Еще одним инструментом организации совместной антитеррористической деятельности, позволяющим повысить эффективность координации и взаимодействия усилий компетентных органов государств Содружества, является унифицированный понятийный аппарат. В его формировании большую роль играет деятельность Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ.

Нам удалось привлечь ученых и экспертов 11 государств Содружества для выработки согласованных определений,» относящихся к борьбе с терроризмом, при этом рассматривались различные подходы и оценки: политические, исторические, социальные, правовые.

В итоге Центром был издан и направлен в заинтересованные ведомства государств СНГ «Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом».'

Одной из приоритетных задач АТЦ СНГ остается повышение эффективности взаимодействия при проведении совместных мероприятий, направленных в первую очередь на предупреждение, выявление и пресечение актов терроризма и иных проявлений экстремизма, розыск и экстрадицию лиц, причастных к террористической деятельности.

В этой связи Центр подготовил и направил инициаторам розыска информационные сообщения в отношении установленных или задержанных лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе разыскиваемых за совершение преступлений террористического характера, а также аналитические обзоры по ряду практических вопросов организации борьбы с терроризмом.

Практическим инструментом обмена информацией в сфере борьбы с терроризмом, позволяющим согласованно реализовывать взаимодействие компетентных органов при проведении совместных мероприятий, служит межгосударственная автоматизированная информационная система — специализированный банк данных АТЦ СНГ. Накапливаемые в его информационных массивах сведения активно используются нами для анализа обстановки по различным аспектам межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.

Другим инструментом, позволяющим антитеррористическим подразделениям разных государств оперативно обмениваться необходимыми сведениями, является созданный в рамках спецслужб и правоохранительных органов государств Содружества институт контактеров.

Закрепление функции взаимодействия за конкретными представителями ведомств, осуществляющих в соответствии с национальными законодательствами антитеррористическую деятельность, позволяет существенно сократить время доведения информации до заинтересованных подразделений и повысить мобильность проведения антитеррористических операций.

Обратите внимание

Практика подобного взаимодействия неоднократно отрабатывалась в ходе проводимых в странах Содружества межгосударственных антитеррористических учений.

Центром непрерывно осуществляется сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития обстановки по линии борьбы с международным терроризмом, готовятся соответствующие аналитические документы, а также рекомендации, пособия и обзоры.

Центр информирует компетентные органы государств СНГ о новациях правового регулирования, осуществляет распространение трудов и статей видных научных деятелей, руководителей и специалистов компетентных органов государств Содружества по данной тематике, которые регулярно публикуются в информационном бюллетене АТЦ СНГ.

Одновременно проводятся информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на дискредитацию идеологии террористических организаций, разъяснение широкой аудитории позиции государств СНГ и мирового сообщества по вопросам антитеррористической деятельности и формирование в обществе нетерпимого отношения к террористам и политическим экстремистам.

Большое значение придается Центром оказанию технической помощи в обучении специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений компетентных органов государств — участников СНГ, включая проведение ежегодных совместных учений.

Так, при координирующей роли АТЦ СНГ были проведены совместные тактико-специальные учения «Юг — Антитеррор-2001», «Юг — Антитеррор-2002» и «Азов — Антитеррор-2003», совместное командно-штабное учение «Запад — Антитеррор-2004» и совместное учение «Каспий — Антитеррор-2005», «Атом — Антитеррор-2006», в ходе которых на практике отрабатывались вопросы координации действий соответствующих органов государств — участников СНГ при проведении совместных мероприятий по борьбе с терроризмом.

Весьма эффективной формой распространения передового опыта организации борьбы с терроризмом являются также организуемые АТЦ СНГ международные научно-практические конференции, семинары и круглые столы.

Центр провел следующие международные научно-практические конференции: «Использование современных и перспективных информационных технологий в интересах специализированных подразделений по борьбе с терроризмом» (ноябрь 2004 года), «Перспективы организации борьбы с терроризмом на пространстве Содружества Независимых Государств» (июнь 2005 года), «Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом» (октябрь 2005 года); совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности организован и проведен в ноябре 2005 года международный семинар для государств — участников СНГ по правовой имплементации универсальных инструментов против терроризма и региональному опыту в продвижении международного сотрудничества против терроризма.

По результатам всех учений и научно-практических мероприятий, проводившихся при участии АТЦ СНГ, Центром издаются сборники материалов, которые рекомендованы для использования органами безопасности государств Содружества в практической деятельности и при разработке программ подготовки специалистов антитеррористических подразделений.

Важно

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Антитеррористический центр государств — участников Содружества Независимых Государств, созданный в 2000 году, за период своего существования сформировал действенные механизмы координации взаимодействия органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с угрозой безопасности государствам Содружества со стороны международного терроризма, которые на практике доказали свою эффективность, и продолжает работу по их совершенствованию.

Источник: http://militaryarticle.ru/voennaya-mysl/2007-vm/10035-opyt-dejatelnosti-antiterroristicheskogo-centra

открытая библиотека учебной информации

2.

1.

Деятельность международных контртеррористических организаций на примере ШОС.

Международные контртеррористические организации.

Терроризм, в том числе в его трансграничных формах, — одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения, международно-правовых норм.

https://www.youtube.com/watch?v=lNg9AH7APIs

Важным этапом международного сотрудничества государств стала завершенная в 1937 году разработка под эгидой Лиги Наций Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него, а также Конвенции о создании международного уголовного суда.

Современные параметры международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом в основном сложились в послевоенный период.

До сих пор международному сообществу не удалось выработать общепризнанное определœение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении базовых составляющих этого явления.

Прежде всœего, речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населœения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент.

Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам.

В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определœением международного терроризма.

Ввиду отсутствия общепризнанного всœеобъемлющего определœения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.

Совет

К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

Одна из отличительных черт современного терроризма — динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целœей. Соответственно не имеют застывших форм принципы и нормы, регулирующие сотрудничество по борьбе с актами международного терроризма; многие из них находятся в процессе становления.

Принцип сотрудничества охватывает также такие конкретные направления, как: взаимодействие государств в рамках международных соглашений и организаций; разработка новых договоренностей.

Принятие практических мер по предотвращению террористических посягательств, включая обмен информацией и координацию необходимых мер; оказание государствами друг другу уголовно — процессуальной помощи.

Сотрудничество в целях мирного урегулирования споров, касающихся толкования и применения конвенций в области борьбы с терроризмом.

Россия последовательно выступает за устранение любых преград (будь то политические, идеологические, религиозные или иные) на пути объединœения усилий всœего международного сообщества в целях организации эффективного отпора терроризму. Ее представители вносят конструктивный вклад в разработку новых договоренностей, в развитие практических контактов по формированию общего международного антитеррористического фронта.

Терроризм и международный терроризм личностью, обществом, государством и международным сообществом среди угроз и вызовов XXI в. рассматриваются как центральные, покушающиеся равно на общественную, национальную и международную безопасность.

Борьба с терроризмом в различных формах прошла несколько этапов.

Начиная с 1972 ᴦ. Генеральная Ассамблея ООН одобрила ряд резолюций, связанных с вопросами борьбы с терроризмом.

Обратите внимание

При этом говорить о сотрудничестве государств в этой области, о складывающихся формах, направлениях, приемах и способах стало возможным лишь с конца 1990 — х гᴦ..

Тогда в известной степени сложилось, по крайней мере внешне и официально, относительное и сравнительное единство в мире в понимании понятия терроризма и международного терроризма, отнесения террористических актов к уголовно — наказуемым деяниям.

Новый этап контртеррористической деятельности ООН начался накануне третьего тысячелœетия.

8 сентября 2000 ᴦ. Генеральная Ассамблея, исходя из опыта многих стран мира и как бы предвидя трагедии 11 сентября в США — нападение на Международный торговый центр в Нью-Йорке и его разрушение, террористические зловещие терракты в Российской Федерации и т.д., — приняла Декларацию Тысячелœетия.

В Декларации значительное внимание уделяется крайне важности выработать согласованные действия по предупреждению и борьбе с терроризмом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общая и конкретная ситуация в мире, характеризующаяся расширением сотрудничества в производительных сферах человеческой деятельности привела к упорядочиванию межгосударственных и иных международных отношений в сфере контроля и борьбы с терроризмом.

Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права связано с разработкой, принятием и введением в действие:

— 12 многосторонних соглашений, таких как Токийской конвенции 1963 ᴦ., Гаагской конвенции 1970 ᴦ. по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна или Конвенции о предотвращении финансирования терроризма 1999 ᴦ.;

— региональных соглашений, таких как Конвенции Организации Американских государств 1971 ᴦ. или Ковенция о борьбе с терроризмом Шанхайской организации сотрудничества 2001 ᴦ.;

— многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.

https://www.youtube.com/watch?v=DeqcJyDDqyo

Сегодня основная проблема — совместные действия государств по контролю и борьбе с терроризмом на этой широкой правовой основе.

Российская Федерация является участницей всœех 12 глобальных антитеррористических конвенций.

Важнейшим правовым началом, заключенным в конвенционный механизм антитеррористического сотрудничества, является принцип «aut dedere autjudicare» («либо выдай, либо суди»).

Важно

Он призван обеспечить неотвратимость наказания за совершение актов терроризма и тем самым обеспечить более высокий уровень правоприменительных мер с акцентом на обязательном преследовании и наказании за посягательства террористического характера на национальном (внутригосударственном) и международном (межгосударственном) уровнях.

Вместе с тем решение правового обеспечения антитеррористического сотрудничества государств лежит и в плоскости поиска неординарных, на первый взгляд, решений по созданию норм национального и международного права, входящих в «Антитеррористическое право» как межсистемную отрасль права.

Правовые, международно-правовые, а также политические документы контртеррористической направленности заложили основы для создания и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым относятся органы государства (Министерство внутренних дел РФ, ФСБ и др.), международные межправительственные организации и их главные органы (ООН, Совет безопасности ООН и др.).

Созданы основы для органов целœенаправленной антитеррористической деятельности — Контртеррористический комитет СБ ООН, Антитеррористический центр СНГ и др.

Примером единодушия государств мира было создание после 11 сентября 2001 ᴦ. контртеррористической коалиции.

Как раз в тот самый момент Россия выступила с инициативой создания Глобальной системы противодействия современным угрозам и вызовам. И каждая из упомянутых международных организаций, коалиций, конвенций создала или предложила свою контртеррористическую институциональную систему, возложив на нее ответственность за положение дел по контролю над терроризмом и международным терроризмом.

Основной институциональной антитеррористической системой в Российской Федерации является Межведомственная антитеррористическая комиссия РФ.

К международным институциональным системам относятся следующие.

1.

Контртеррористический комитет ООН, задачей которого является контроль за выполнением резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное принятие всœеми государствами широкого набора практических мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности с акцентом на блокирование ее подпитки, в том числе финансовыми средствами.

Совет

Комитет должен обобщать информацию государств о предпринимаемых ими в соответствии с резолюцией 1373 антитеррористических мерах и представлять соответствующие рекомендации Совету Безопасности ООН. Деятельность Комитета призвана способствовать действенному осуществлению Советом Безопасности и ООН в целом центральной координирующей роли в сфере борьбы с терроризмом.

Согласно положению об АТ СНГ, утвержденному Советом Глав государств в 2000 ᴦ.

, Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия специальных компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Совет Глав государств принимает решения по принципиальным вопросам организации и деятельности Центра.

Согласно п. 1.2 Положения об АТЦ общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителœей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ.

В своей работе Центр обязан взаимодействовать с Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ.

Центр является контртеррористическим институциональным межведомственным органом с достаточным на сегодняшний день уровнем самостоятельности.

Он — произведение властных институтов — не может и не должен заниматься координацией деятельности этих властных институтов.

При этом и совершенствование международно-правовой основы контроля за терроризмом, и совершенствование правовой основы организации и деятельности Центра крайне важно.

К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и 3. Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран — участниц СНГ 1992 ᴦ., созданный прежде всœего для обеспечения военной безопасности.

4. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористически международным органом.

В документах Интерпола, определяющих перспективу его деятельности на будущее, отмечается, что в ближайшее время терроризм и международный терроризм будут продолжать серьезно затрагивать правоохранительные службы государств. В связи с этим Интерпол предлагает государствам рассматривать эту организацию как одно из средств координации сотрудничества в данной области.

Обратите внимание

К основным направлениям деятельности Интерпола в борьбе с международным терроризмом относятся обмен информацией и разработка политико-юридической основы, определяющей отношения организации к этому явлению и пути борьбы с ним.

На пути к созданию институциональной контртеррористической системы находится и 5. Группа Восьми наиболее развитых в промышленном отношении государства, которые «укрепились в своей решимости противостоять терроризму» еще в 1978 ᴦ.

Обстоятельная совместная Декларация по борьбе с терроризмом была одобрена в Оттаве (Канада) 12 декабря 1995 ᴦ. В Декларации изложены основы политики государств — членов Восьмерки по контролю над терроризмом и международным терроризмом (по сдерживанию, предотвращению и расследованию террористических актов).

Это стало важнейшим направлением в работе Восьмерки после событий 11 сентября 2001 ᴦ. На базе Совместного заявления лидеров от 19 сентября 2001 ᴦ. Группа Восьми развернула беспрецедентное по масштабам и интенсивности сотрудничество в борьбе с терроризмом, проявила свою стержневую роль в глобальной антитеррористической коалиции.

Россия также придает принципиальное значение продолжению этой работы на прочной основе международного права при ведущей координирующей роли ООНи ее Совета Безопасности.

6. Шанхайская организация сотрудничества,созданная из «Шанхайской пятерки», образованной Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном после подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы в 1996 ᴦ. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1997 ᴦ.

Источник: http://oplib.ru/random/view/48002

Профилактика экстремизма и терроризма

Во исполнение пункта 2.4а Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации от 26 апреля 2013 года № Пр-1069 рекомендуем ознакомиться со следующими сайтами антиэкстремистского и антитеррористического содержания:

scienceport.ru

нцпти.рф

nac.gov.ru

Портал scienceport.ru

Портал создан с целью продвижения доступной для понимания пользователей информации о позиции научного сообщества по проблематике антитеррористической деятельности, ее социально-экономических аспектах, эффективности действий всех ветвей российской власти на данном направлении.

Участники Проекта — преподаватели, сотрудники и студенты высших учебных заведений России, российские и зарубежные специалисты в области противодействия терроризму — ставят задачу объединить ученых, преподавателей и студентов российских вузов для научного противодействия насилию и террору.

Важно

Идеология предлагаемого Проекта основывается на формировании саморазвивающегося механизма управляемой научной дискуссии.

Мы твердо убеждены, что современная антитеррористическая деятельность государства вызвана необходимостью обеспечения безопасности жителей Российской Федерации, а осуществление мероприятий антитеррористической деятельности является необходимым атрибутом современного демократического государства.

нцпти.рф

Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) создан для решения задач, поставленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Работа Центра направлена на активное противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, совершенствование работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий в сети Интернет, привлечению молодежи и студентов к разработке теоретических и методологических основ противодействия идеологии терроризма.

В перечень основных задач, которые решаются силами НЦПТИ, входят:

  • мониторинг и анализ интернет-пространства с целью выявления фактов пропаганды идеологии терроризма и экстремизма,
  • организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику идеологии терроризма в молодежной среде и сети Интернет,
  • информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти Российской Федерации по интересующим тематикам,
  • анализ и прогнозирование развития ситуации в регионах страны и мира.

Информационно-аналитический порталnac.gov.ru

Информационно-аналитический портал Национального антитеррористического комитета, содержащий информационные сообщения, рекомендации по правилам личной безопасности, единый федеральный список организаций, в том числе иностранные и международные организации, признанными судами РФ террористическими.

Сайты антитеррористической направленности:

Материалы для проведения занятий по профилактике экстремизма

Сборник методических разработокдля проведения занятий с рабочими и служащими по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Источник: https://xn--80af2bl1d.xn--p1ai/university/complex-safety/antiextrem.php

Ссылка на основную публикацию