Аэромобильные спасательные технологии отряда
УДК 614.8
С.А. Потапов (отряд «Центроспас») АЭРОМОБИЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРЯДА
Рассмотрены аэромобильные спасательные комплексы и технологии, в разработке и внедрении которых принимал участие отряд «Центроспас»
С.А. Потапов
Одним из важнейших направлений деятельности МЧС России в реализации единой государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности является развитие и совершенствование спасательных технологий с применением авиации. Опыт работы показывает, что на сегодняшний день ни одна серьёзная поисково-спасательная операция по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не проводится без применения авиации.
Для оперативного реагирования на ликвидацию ЧС отрядом разработаны и успешно применяются аэромобильные спасательные комплексы (АСК).
Указанные комплексы вошли в состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и способны проводить спасательные операции и гуманитарные акции в различных климатогеографических условиях, в любое время года и суток.
АСК представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности спасательной и авиационной техники в сочетании с высоким уровнем профессиональной подготовки спасателей и летных экипажей и чёткой организацией их взаимодействия в ходе проведения поисково-спасательных работ. Состав аэромобильных спасательных комплексов в зависимости от видов и масштабов ЧС, а также от поставленной задачи, может быть оперативно изменен.
Основу аэромобильных спасательных комплексов составляет один или несколько транспортных самолётов типа Ил-76, которые выполняют в основном задачи по доставке составляющих комплексов и в тоже время могут решать такие самостоятельные задачи, как тушение очагов пожара, поиск и обнаружение потерпевших, эвакуация пострадавших из зоны ЧС.
Рассмотрим наиболее характерные варианты АСК, которые в последние
Десантируемый аэромобильный Поисково-спасательный комплекс — госпиталь
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
годы нашли широкое практическое применение и показали высокую эффективность при решении задач по ликвидации последствий ЧС:
Первый вариант АСК — это аэромобильный поисково-спасательный комплекс, в состав которого входят:
• спасательные вертолёты лёгкого класса типа Бк-105 (Бк-117), которые имеют оптимальные габаритные размеры и складывающиеся лопасти, обеспечивающие возможность их транспортировки в самолёте Ил-76.
• время подготовки к вылету данных вертолётов после выгрузки из самолёта не превышает 20 минут;
• автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости;
• специальное спасательное снаряжение и инструмент;
• системы жизнеобеспечения;
• группы профессиональных спасателей, медиков, кинологов и других специалистов.
Данный вариант АСК является основным и хорошо зарекомендовавшим себя при работах на региональных, федеральных, трансграничных ЧС, а также при проведении международных спасательных акций и гуманитарных миссий и способен выполнять задачи по предназначению, автономно, сроком до 2 недель.
Технология его применения следующая:
— транспортный самолёт Ил-76 обеспечивает доставку комплекса в заданный регион;
— автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости обеспечивает доставку основной группы спасателей и специалистов в зону ЧС и их работу в зоне.
Как правило, в комплект данной техники входит типовое специальное аварийноспасательное оборудование и инструмент, обеспечивающий работы при практически любых видах ЧС (за исключением химически опасных техногенных аварий).
В случае возникновения химических техногенных аварий и катастроф данная аварийноспасательная техника дополнительно комплектуется специальным снаряжением и инструментом;
— средства жизнеобеспечения включают в себя пневмокаркасные модули с отоплением, освещением, местами для размещения спасателей, медиков и специалистов. Эксплуатационный температурный диапазон применения средств жизнеобеспечения — от -40 °С до +50 °С;
— спасательный вертолёт лёгкого класса типа Бо-
105 (Бк-117) обеспечивает поисковые, при необходимости, аварийно-спасательные мероприятия, а также выполняет мониторинг места ЧС, контролирует распространение последствий ЧС, координирует действия спасательных групп, а в некоторых случаях применяется для экстренной передислокации поисково-спасательных групп в различные точки зоны ЧС.
Так, в случае авиакатастрофы самолёта Ту-154 под Хабаровском, вертолёт Бо-105 применялся для ПСР наряду с другими воздушными судами различных ведомств, а в ликвидации последствий авиакатастрофы Су-27 в Камране (республика Вьетнам), сыграл ключевую роль в поиске мест падения самолётов, доставки спасателей к местам падения и эвакуации тел погибших лётчиков.
Эти операции являются наиболее показательными. Работы проводились сначала в Хабаровском крае при температуре — 30 °С, а затем в Камране (Вьетнам) в течение 3-х суток, работая в климатических условиях тропиков, с температурой более +30° С и практически 100 %-ой влажностью в горах с неблагоприятными погодными условиями.
Надо отметить, что никаких дополнительных технических работ по подготовке АСК, в связи со сменой климатических условий, не требовалось.
Второй вариант АСК — это аэромобильный госпиталь, в его состав входят:
— вертолёт лёгкого класса типа Бо-105 (Бк-117), легко трансформируемый из аварийно-спасательного в санитарный вариант;
— аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения;
— автомобильная техника повышенной проходимости;
— группа квалифицированного медицинского персонала и спасатели.
Данный вариант АСК применяется, в основном, при федеральных и трансграничных ЧС, с большим количеством пострадавших. Это, как правило, результаты стихийных бедствий — наводнений, землетрясений, а также последствий международных конфликтов. Данный вариант АСК применялся в Югославии, Индии, Турции, Афганистане, России (Ленске, Каспийске), Индонезии, Шри-Ланке и др.
Третий вариант АСК — это десантируемый аэромобильный спасательный комплекс. В этом случае самолёт Ил-76 оснащается штатным десантным оборудованием для десантирования грузовых платформ типа П-7. Этот вариант АСК обеспечивает экстренную доставку аварийно-спасательной техники,
средств жизнеобеспечения, медиков и спасателей к месту ЧС методом парашютного десантирования грузовых платформ, на которых устанавливается автомобильная техника повышенной проходимости, основные элементы аэромобильного госпиталя со средствами жизнеобеспечения. Технология его применения следующая:
экипаж самолёта Ил-76 осуществляет десантирование грузовых платформ в заданную точку с высоты 500-800 м, далее с набором высоты 800-1500 м производится парашютное десантирование спасателей и медицинского персонала аэромобильного госпиталя, прошедших специальную парашютно-десантную подготовку. Доставка неподготовленных специалистов осуществляется на двухместных парашютных системах спасателями, имеющими квалификацию тандем-пилотов;
— после приземления личный состав с помощью автомобильной техники повышенной проходимости производит подбор парашютно-десантной техники и аэромобильного госпиталя и осуществляет передислокацию в базовую точку.
Далее производится установка госпиталя и систем жизнеобеспечения.
Оказание первой помощи пострадавшим может быть произведено уже через 50 минут после приземления госпиталя, а полномасштабная деятельность госпиталя по приёму пострадавших с рентгеновским контролем осуществляется через 3 часа.
Четвертый вариант АСК предназначен для экстренной доставки парашютным способом спасательных средств и средств жизнеобеспечения, грузов гуманитарной помощи на малогабаритных парашют-
но-грузовых системах типа ПГС-500 и ПГС-1000 с высот от 300 до 6000 м. Высотное десантирование, как правило, применяется в условиях высокогорья и в зонах международных и гуманитарных конфликтов.
В январе 2002 года данный комплекс был подготовлен для экстренной доставки грузов первой необходимости и грузов гуманитарной помощи в объёме 150 тонн при разрушении тоннеля в Саланге (Афганистан), когда в условиях зимы отрезанными от внешнего мира оказались несколько тысяч человек.
На сегодняшний день весьма актуальной остается проблема обеспечения безопасности на водных акваториях России и мирового океана. Особенно наглядно эта проблема проявилась в ходе проведения поисково-спасательных работ в связи с трагическими событиями, связанными с катастрофой атомных под-
Научно-технические разработки
^1. * $
водных лодок «Комсомолец» и «Курск». Для проведения спасательных операций, связанных с аналогичными ЧС отрядом совместно с ОКБ им.
Ильюшина и ФГУАП МЧС России был разработан пятый вариант АСК — это десантируемый комплекс спасательных плавсредств (ДКСП), предназначенный для экстренной доставки групповых спасательных плавсредств терпящим бедствие на акваториях мирового океана также методом десантирования.
В этом случае на самолёт Ил-76 устанавливается штатное напольное оборудование, на котором размещаются парашютногрузовые системы типа ПГС-1000 с установленными на них спасательными плавсредствами. Максимальное количество десантируемых платформ — 26, по 4 плота типа ПСН-10МК на каждой. Технологически все плоты соединены в так называемую «гирлянду».
Десантирование осуществляется с высокой степенью точности с высоты 150-200 м с наветренной стороны от терпящих бедствие. В заключительном заходе производится десантирование спасателей в специальном снаряжении для обеспечения подъёма пострадавших на борт спасательных плавсредств.
Значительным шагом в развитии аэромобильных
спасательных комплексов стало оснащение МЧС России самолетами Бе-200ЧС.
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС предназначен для решения разнообразных и многоплановых задач, а в конфигурации «Спасатель» и проведение поисково-спасательных работ на акваториях внутренних вод и территориального моря.
В настоящее время специалисты отряда участвуют в его опытной эксплуатации и совместно с летными экипажами отрабатывают различные методики применения данного самолета с целью расширения тактических возможностей данного АСК.
Уникальным по своей значимости является создание технологии оказания экстренной помощи пострадавшим в различных ЧС в условиях мегаполисов с применением спасательных вертолетов легкого класса Бо-105 и Бк-117.
В процессе ее создания была разработана и оформлена нормативно-правовая база для выполнения данного вида работ в Московском регионе, подготовлены посадочные площадки на территории ряда крупных клинических больниц г. Москва и территории, прилегающей к МКАД.
Сформированы и обучены экипажи вертолетов и бригады Комитета здравоохранения г. Москвы.
За создание данной технологии отряд был удостоен Премии МЧС России «За научные и технические разработки». В настоящее время данные технологии успешно применяются в Московском регионе с организацией регулярного дежурства.
Несомненно, что по мере накопления опыта по применению аэромобильных спасательных комплексов для оказания экстренной помощи пострадавшим при различных ЧС технология их применения будет постоянно совершенствоваться, а диапазон использования расширяться.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/aeromobilnye-spasatelnye-tehnologii-otryada
Фку «государственный центральный аэромобильный спасательный отряд мчс россии («центроспас»)»
Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России («Центроспас») создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 1992 года.
Основное назначение отряда — реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с природными катастрофами и техногенными авариями, оказание помощи людям, а также сохранение производственного потенциала.
Отряд «Центроспас» работает в режиме круглосуточного дежурства на базе, которая расположена вблизи аэродрома «Раменское». Современное специальное оборудование и снаряжение, которым оснащен отряд, позволяют эффективно проводить поисково-спасательные и аварийные работы при землетрясениях, наводнениях, техногенных катастрофах и т.д.
Отряд обеспечивает круглосуточную готовность спасателей, транспортных средств, техники и снаряжения к быстрым и эффективным действиям, направленным на спасение человеческих жизней, сохранение производственного потенциала в любой географической точке Земли. Готовность к выезду в зону чрезвычайной ситуации на автомобиле составляет до 30 минут, к вылету на вертолете — до 1 часа, к вылету на самолете — 3 часа.
Цели и виды деятельности отряда
Отряд Центроспас создан в целях выполнения возложенных на МЧС России задач по экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях.
Основная цель деятельности отряда – оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и выполнение работ по их ликвидации, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, спасение материальных и культурных ценностей, снижение размеров ущерба природной среде.
Отряд Центроспас входит:
в состав сил российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования (постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 1010);
в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924).
На базе отряда созданы и работают:
- отраслевой Центр стажировки и повышения квалификации спасателей, специалистов поисково-спасательных формирований МЧС России;
- отраслевой Центр по испытаниям и сертификации аварийно-спасательного оборудования и технологий;
- сервисный Центр по техническому обслуживанию и ремонту аварийно-спасательного оборудования и инструмента в системе МЧС России
Международная деятельность
Международная деятельность осуществляется в соответствии с ежегодными Планами мероприятий международного сотрудничества МЧС России.
1 июля 2011 года отряд прошел аттестацию в системе ИНСАРАГ (Международная консультативная группа по поиску и спасению).
В 2016 году отряд в очередной раз подтвердил звание поисково-спасательного отряда «тяжелого» класса по системе международных стандартов ИНСАРАГ. Во всем мире таких отрядов не более двух десятков. Поэтому на базе отряда «Центроспас» проходят обучение и подготовку по мировым стандартам молодые специалисты, в том числе повышают класс спасатели из других стран.
В составе отряда «Центроспас» работает аэромобильный госпиталь. В 2016 году он вошел в тройку глобального реестра чрезвычайных медицинских бригад, созданного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Это подтверждает соответствие аэромобильного госпиталя «Центроспаса» международным стандартам ВОЗ и готовность специалистов оказывать квалифицированную медицинскую помощь в зоне бедствий и катастроф.
Аналогов аэромобильного госпиталя не существует, поэтому опыт работы с ним перенимается зарубежными коллегами. В декабре 2016 года аэромобильный госпиталь с врачами отряда «Центроспас» работал в Сирии.
Российские специалисты оказали высокотехнологичную медицинскую помощь 1500 жителям, пострадавшим от обстрелов боевиков террористических организаций. По завершению гуманитарной операции МЧС России передало аэромобильный госпиталь в дар сирийским врачам.
Техника и оборудование
Отряд Центроспас укомплектован аварийно-спасательными средствами, среди которых автотранспортные средства, катера (лодки) жестко-модульной конструкции, лодки надувные, водолазное оборудование и снаряжение (гидрокостюмы, гидрокомбинезоны, НТПА «Фалькон»), средства реагирования на химические аварии (костюмы изолирующие, аппараты дыхательные, комплекс дегазации, приборы химического и радиационного контроля). В оснащение отряда также входят различные виды спасательного оборудования (гидравлическое, пневматическое), приборы поиска (радиолокационные, акустические, видеоконтроль, GPS), средства десантирования (парашюты, платформа П-7 с многокупольной системой, платформы ПГС-1000), а также средства связи (мобильные станции спутниковой связи, радиостанции КВ диапазона, радиостанции УКВ диапазона), стационарный и передвижной барокомплексы и другая техника, оборудование и снаряжение, позволяющие работать в автономном режиме.
Аэромобильный госпиталь оснащен всем необходимым оборудованием. Также имеются реанимационные модули медицинские самолетные, реанимационные модули медицинские вертолетные для эвакуации пострадавших.
Для мониторинга зоны ЧС и проведения поисковых работ отряд Центроспас использует комплексы дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).
Уникальность отряда
Еще одна уникальная технология, которую применяют специалисты отряда «Центроспас» — «Глобальный радиус».
Суть технологии заключается в том, что транспортным самолетом МЧС России Ил-76ТД в зону бедствия доставляется вертолет легкого класса Бо-105, который в дальнейшем используется для облета пострадавшего района в целях оперативного определения масштабов бедствия, причиненного ущерба и потребности пострадавшего населения в гуманитарной помощи.
Оперативность применения «Глобального радиуса» (3-часовая готовность к вылету) подразумевает упрощенные процедуры выдачи разрешений на пролет воздушного пространства и визовый режим посещения страны, где произошло катастрофическое бедствие. По запросу ООН МЧС России может развернуть данную технологию в зонах катастрофических бедствий.
Видео
Источник: http://www.mchs.gov.ru/document/375674
2.8 Служба аэромобильных технологий
Воздействие на человека электромагнитных полей и механических колебаний
электромагнитный поле вибрация утилизация В мировой практике до настоящего времени подавляющее количество ТБО все еще продолжают вывозить на свалки (полигоны): в России на свалки вывозят 97% образующихся ТБО, в США — 73%, в Великобритании — 9О%…
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
5. Гидрометеорологическая служба
Гидрометеорологическая служба — система функционально объединенных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии, метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии…
Законодательство по охране труда. Пути уменьшения загрязнения окружающей среды на базе развития малоотходных и безотходных технологий
2.2 Принципы безотходных технологий
При создании безотходных производств приходится решать ряд сложнейших организационных, технических, технологических, экономических, психологических и других задач…
Модернизация информационной системы безопасности предприятия ОАО «Альфапроект»
1.1 Структура предприятия и характеристика его информационных технологий
Предприятие «Альфапроект» находится в г. Курск и имеет в своем составе два филиала, расположенных в области: поселок Прямицино и Ушаково…
Обеспечение пожарной безопасности в компрессорном цехе КС-6 Шаранского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Уфа»
1 Служба пожарной безопасности
Служба пожарной безопасности (далее — СПБ) является структурным подразделением Шаранского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Уфа». СПБ подчиняется непосредственно главному инженеру предприятия. СПБ возглавляет начальник службы. Все функции, права…
Организационная структура, техническое оснащение и возможности ведения аварийно-спасательных работ Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России
2.4 Служба автотранспортного обеспечения
Служба автотранспортного обеспечения спасательных работ обеспечивает оперативно-техническую готовность личного состава службы к эксплуатации аварийно-спасательной и оперативной автотехники в условиях чрезвычайных ситуаций…
Организационная структура, техническое оснащение и возможности ведения аварийно-спасательных работ Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России
2.6 Кинологическая служба
Поисково-спасательная служба (кинологическая) отряда Центроспас создана в 1996 году. Спасатели-кинологи участвуют в ликвидации последствий ЧС различного характера…
Прогнозирование и разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий наводнения в микрорайоне Нижегородка
1.5.2 Использование геоинформационных технологий для прогнозирования наводнений
В связи с этим, при выборе подходов к созданию современного информационного обеспечения для контроля развития паводковой ситуации в РБ принято решение ориентироваться на геоинформационные технологии…
Совершенствование структуры службы пожаротушения государственной противопожарной службы по Архангельской области
1.1 Служба пожаротушения
В 70-е годы в г. Архангельске и районах области с большим размахом развернулось строительство жилищно-бытового комплекса, объектов промышленности, сельского хозяйства, начали строиться крупнейшие базы…
Совершенствование структуры службы пожаротушения государственной противопожарной службы по Архангельской области
1.2.1 Гарнизонная служба
Для своевременного обеспечения мероприятий, направленных на успешное выполнение задач, возложенных на гарнизон пожарной охраны…
Современные инженерно-технические средства безопасности
1. Классификация инженерно-технических средств безопасности процессов, технологий и производственной санитарии
…
Экономика безопасности труда
1. Экономическая заинтересованность объектов экономики в создании безопасных технологий и средств производства
Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социального значения охраны труда…
Экономика безопасности труда
1. Экономическая заинтересованность объектов экономики в создании безопасных технологий и средств производства
Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Опыт крупнейших мировых компаний показывает, что охрану труда высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Ведь, как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи…
Экономика безопасности труда
1.1 Экономическая заинтересованность объектов экономики в создании безопасных технологий и средств производства
Наиболее выражено процессы техногенного изменения качественных характеристик среды развиваются в производственной сфере, являющейся самой значимой в профессиональной трудовой деятельности специалистов различного профиля…
Экономическое значение охраны труда
1. Экономическая заинтересованность объектов экономики в создании безопасных технологий и средств производства
Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности — оборонной, экологической…
Источник: http://trud.bobrodobro.ru/5318
Авиация МЧС РФ — презентация, доклад, проект
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:
Характеристики самолётов МЧС России
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Описание слайда:
Як-42Д специальный самолет, ВПУ Як-42Д специальный самолет, ВПУ перевозка оперативных групп до 48 чел.; управление СиС, привлекаемыми к ликвидации ЧС; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; ретрансляция команд между наземными ПУ; доставка правительственных делегаций; выполнение специальных полетов на расстояние до 3200 км.
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Описание слайда:
Ан-74П средний транспортный самолет с укороченными взлётом-посадкой Ан-74П средний транспортный самолет с укороченными взлётом-посадкой перевозка оперативных групп до 58 чел. до 3500 км; перевозка поисково-спасательных групп, ручного инструмента и наземной техники; перевозка грузов гуманитарной помощи; доставка медицинского персонала и эвакуация пострадавших.
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Описание слайда:
Водоемы для выполнения авиационных работ по пожаротушению на территориях региональных центров: Центральный: Рыбинское и Дубнинское водохранилища; Приволжский: Верхнеуральское, Ириклинское, Камское, Боткинское, Нижнекамское, Саратовское водохранилища; Уральский: Северо-западный: Ладожское озеро, Онежское озеро, Ильмень-озеро, Чудское озеро; Южный: Азовское море, прибрежные акватории Черного моря, Цимлянское водохранилище; Сибирский: озеро Байкал, Братское, Красноярское, Новосибирское водохранилища, озеро Чаны; Дальневосточный: прибрежные акватории Охотского, Японского морей, Татарского пролива, Зейское и Вилюйское водохранилища.
Слайд 41
Слайд 42
Описание слайда:
Транспортно-десантный вертолет Ми-8МТ (МТВ) для: Транспортно-десантный вертолет Ми-8МТ (МТВ) для: доставки спас.команд до 24 чел.
и АСИ к местам ЧС; проведения монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 3 тонн; доставки наземной техники и грузов до 4 тонн; пожаротушения (ВСУ-5); наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; выполнения десантирования спасателей и грузов; ведения инженерной, радиационной, химической разведок, аэрофотосъемки и мониторинга местности доставки медицинского персонала для оказания помощи; перевозки носилочных раненых до 12 человек. Может использовать дистанционную систему уничтожения ледяных заторов ДВС-УЛЗ-ФРЗ. С необходимым интервалом времени, с вертолета выбрасываются заряды аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия.
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Описание слайда:
Ка-32А1 аварийно-спасательный вертолет для: Ка-32А1 аварийно-спасательный вертолет для: поиска и эвакуации пострадавших из районов ЧС, в т.ч.
в горной местности, с водной поверхности, морских и речных судов; доставка 10-12 спасателей, аварийно-спасательных средств, вспомогательного оборудования к месту ЧС; десантирование спасателей и грузов; монтажные и демонтажные работы на внешней подвеске до 5 тонн; выполнение работ по пожаротушению.
Слайд 46
Слайд 47
Описание слайда:
Ми-26Т тяжелый транспортно-десантный вертолет Ми-26Т тяжелый транспортно-десантный вертолет доставка спасательных команд до 82 чел.
и аварийно-спасательного имущества к местам ЧС; проведение монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 20 т; доставка крупногабаритной техники и грузов гуманитарной помощи до 20 т; выполнение десантирования спасателей и грузов; пожаротушение с использованием ВСУ-15; перевозка раненых и больных.
Слайд 48
Слайд 49
Слайд 50
Описание слайда:
Легкие вертолеты БО-105 и БК-117 Легкие вертолеты БО-105 и БК-117 проведение АСР на ограниченных площадках — в условиях больших городов и горной местности; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; эвакуация людей с высотных зданий; эвакуация раненных, поражённых, больных; патрулирование, разведка и аэрофотосъемка.
Слайд 51
Слайд 52
Слайд 53
Описание слайда:
Аэромобильные спасательные комплексы Первый (основной) вариант АСК – система «Глобальный радиус».
вертолеты БО-105 (БК-117) транспортируются Ил-76ТД, после выгрузки — готовы к применению через 20 минут; автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости после выгрузки доставляет спасателей, медиков и специалистов в зону ЧС и обеспечивает их работу; разворачиваются средства жизнеобеспечения (пневмокаркасные модули с освещением, отоплением, местами отдыха); вертолет осуществляет поиск, мониторинг района ЧС, при необходимости — инженерную разведку, спасение и координацию действий спасательных групп.
Слайд 55
Описание слайда:
Второй вариант АСК. Второй вариант АСК. Первый, (+) аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, разворачиваемый после выгрузки из самолета. Применяется при ЧС с большим количеством пострадавших (наводнения, землетрясения). Третий вариант АСК.
Состав — аналогичен второму. Все комплектующие десантируются с самолета: техника и грузы на платформах П-7 (П-17) — с высоты 600-800 м, спасатели и медики — с высоты 800-1200 м.
Наземный состав специальных групп подбирает десантируемую технику и госпиталь, доставляет их в базовую точку для развертывания.
Слайд 56
Слайд 57
Слайд 58
Описание слайда:
КОНЕЦ ЛЕКЦИИ
Слайд 59
Слайд 60
Слайд 61
Слайд 62
Слайд 63
Источник: https://presentacii.ru/presentation/aviaciya-mchs-rf
Применение авиации в условиях города
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа и масштабов техногенных чрезвычайных ситуаций.
Особую опасность они представляют для жителей городов, где оперативность прибытия аварийно-спасательных служб к месту ЧС снижается из-за плотности движения транспорта и наличия пробок на магистралях, в этих условиях ЧС и в частности число жертв среди населения, могут быть значительными.
Так, практика спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях показала, что из десятков тысяч ежегодно погибающих в них более половины составляют те, кто не дождался медицинской помощи.
Для того чтобы снизить людские потери, необходимы высокомобильные и надежные средства доставки в районы ЧС аварийно-спасательных сил и средств эвакуации пострадавших. Решению этой проблемы может способствовать использование легких вертолетов.
Они отличаются высокой маневренностью, способностью совершить посадку на малогабаритных или неподготовленных площадках. Однако в России до недавнего времени не было вертолетов, которые соответствовали бы международным авиационным нормам FAR-29A, регламентирующим полеты в условиях городской инфраструктуры.
В 1994 году на совещании межведомственной комиссии, на котором рассматривалось предложение ОКБ имени Н. И. Камова и ОКБ имени М. Л.
Миля о создании вертолетного комплекса экстренного реагирования МЧС России, было отмечено, что отечественный опыт проведения поисково-спасательных работ в условиях города подтверждает необходимость иметь вертолеты указанного класса.
Для отработки технологии их применения Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас) был оснащен вертолетами зарубежного производства БО-105 и Бк-117.
Период штатной эксплуатации медицинского вертолета по программе оказания экстренной медицинской помощи в Москве начался с апреля 1998 года. К этому времени были решены основные организационные вопросы: отработаны нормативные документы, подготовлены шесть вертолетных площадок у городских больниц, оборудованы рабочие места диспетчеров управления воздушным движением. С момента получения вызова до прибытия вертолета к месту происшествия уходило в среднем 10-13 минут. Время доставки пострадавших оттуда в стационары города (в зависимости от расстояния) составляло от 4 до 8 минут. В летние месяцы винтокрылая машина вылетала три-четыре раза за смену, в зимние — один-два. Практика показала, что БО-105 не в полной мере удовлетворяет требованиям Центра экстренной медицинской помощи — из-за малой пассажировместимости. А вот Бк-117 позволял полностью укомплектовать медицинскую бригаду и транспортировать одновременно до пяти пострадавших (из них один — лежа). Аналогичные выводы были сделаны также по эксперименту, проводившемуся в 1999 году в Нижегородской области.
Опытная эксплуатация вертолетов для проведения аварийно- и поисково-спасательных работ в условиях плотной городской и промышленной застройки позволила отработать соответствующие их технологии.
В настоящее время по заказу МЧС России фирма «Камов» разработала многоцелевой вертолет легкого класса Ка-226А. По ряду летных характеристик он превосходит зарубежные аналоги. Наличие у него двух двигателей позволяет машине продолжать полет на одном двигателе в случае остановки другого. Это отвечает требованиям FAR-29A. Ка-226А может эксплуатироваться в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Помимо этого у него есть и дополнительные преимущества:
— укороченные лопасти и уменьшенная длина корпуса делают вертолет исключительно маневренным;
повышенная удельная тяга двух соосных групп несущих лопастей уменьшает его чувствительность к восходящим потокам и увеличенной температуре воздуха, что дает машине преимущество при полетах в горных и морских условиях;- отсутствие гироскопического эффекта (кориолисовых ускорений) значительно упрощает систему управления вертолетом и делает ее высоко надежной;- наличие быстросъемной унифицированной транспортной кабины позволяет на один носитель оперативно устанавливать различные модули, оснащенные специальным оборудованием, в том числе емкости с огнетушащей жидкостью или ретардантом. Эта особенность конструкции Ка-226 обеспечивает возможность его использования также для ликвидации последствий разливов нефти, тушения очагов пожаров и отсечения фронта лесного пожара.
Конструкция транспортной кабины вертолета такова, что позволяет работать с лебедкой в крупногабаритном дверном проеме со сдвижной дверью, загружать носилки через проем в задней части кабины, транспортировать грузы на внешней подвеске.
Ка-226 существенно превосходит БО-105 по грузоподъемности, а Бк-117 — по часовому расходу топлива, т. е. по экономичности. Широкие возможности применения, экономичность и простота управления дают возможность использовать его в качестве учебного вертолета. Следует при этом добавить, что его отпускная цена и стоимость эксплуатации и ремонта в два-три раза ниже, чем у зарубежных аналогов.
Между тем потребность в Ка-226 имеют также Минобороны, МВД, ФПС, РАО «Газпром», структуры исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кстати, МЧС России рассылало администрациям субъектов РФ предложение о кооперативном финансировании производства этого вертолета и типовую инструкцию его применения для проведения ряда операций.
И большинство администраций поддержало данное предложение.
Перечислим операции, которые можно выполнять с помощью легких вертолетов:- разведка, патрулирование объектов;
— доставка (десантирование) оперативных групп на место происшествия;
— управление действиями сил в районе ЧС;- аварийно-спасательные работы;- облет территорий населенных пунктов в целях определения места, масштабов ЧС, количества пострадавших;- экстренная доставка медицинского персонала в район ЧС;
— оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;
— помощь пострадавшим при ДТП;- обнаружение очагов пожаров, поиск очагов возгорания и определение их размеров;- оказание помощи при локализации пожаров высотных зданий и промышленных объектов;- эвакуация пострадавших с крыш домов, балконов и т.п.;- мониторинг водоемов и водозаборов (визуальный и аппаратурный контроль — осмотр водных пространств населенных пунктов и их окрестностей в целях определения степени их загрязненности, изменения направления русла рек, уровня воды, проведение экологического контроля в районе водозаборов и водосбросов, контроль мест массового купания населения, отбор проб воды);
— мониторинг воздушной среды и земной поверхности (визуальный и аппаратурный контроль, отбор проб воздуха, проб почв);
— планово-предупредительный контроль состояния лесов, железных дорог, автодорог, продуктопроводов, электросетей, шлюзовых и мелиоративных сооружений, дамб, плотин (визуальный и аппаратурный контроль и при необходимости отбор проб);- патрулирование грузовых и пассажирских перевозок;- перевозка малых партий груза (почты, ценностей, срочных грузов);- полеты по заказам сотрудников учреждений (мэрий, префектур, министерств и ведомств);- полеты (чартер) по заказам предприятий и частных лиц;
— панорамная и объектовая кино-, фото-, телесъемка местности;
— обучение и тренировка пилотов.
Источник: http://sajt-spasatel.ru/desantnaya-podgotovka/primenenie-aviatsii-v-usloviyakh-goroda.html
Аэромобильный глубоководный водолазный комплекс SAT FADS ВМС США
Капитан 2 ранга А. Новожилов
Созданию и совершенствованию технических средств спасения экипажей подводных лодок, терпящих бедствие, и оказания помощи самим аварийным подводным кораблям, лежащим на грунте на значительной глубине, в ВМС США (как, собственно, и многих других стран) всегда уделялось самое пристальное внимание.
В ВМС США одним из важных направлений развития средств оказания помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, считается создание мобильных средств спасения, которые могут быть оперативно переброшены в район проведения аварийно-спасательных работ в любой точке Мирового океана, в том числе военно-транспортными самолетами, в течение 72 ч. В частности, в 2012 году закончены испытания нового аэромобильного глубоководного водолазного комплекса SAT FADS (Saturation Fly-Away Diving System).
Этот комплекс разработан и станет еще одним современным мобильным техническим средством проведения глубоководных водолазных работ, в первую очередь при оказании помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте.
SAT FADS призван заменить выведенные из состава флота спасательные суда подводных лодок (ССПЛ) «Пиджин» (ARS-21) и «Ортолан» (ARS-22), водолазные комплексы которых были рассчитаны на проведение спасательных операций на глубине до 850 футов (260 м).
Эти суда водоизмещением 4 267 т имели основные размерения 77 х 26 х 5,8 м. Энергетическая установка в составе четырех дизелей обеспечивала максимальную скорость хода 15 уз. Вооружение включало две 20-мм артиллерийские установки. Суда были оборудованы вертолетной площадкой. Экипаж каждого насчитывал 139 человек.
В подклассе спасательных судов подводных лодок в ВМС США было всего два таких судна. В состав флота оба вошли в 1973 году.
ССПЛ «Ортолан» с 1995 года использовалось в составе командования морских перевозок (КМП, в категории судов специального назначения), а 9 июля 2009-го было выведено из регистра действующего судового состава флота и сдано на слом.
Та же участь постигла и ССПЛ «Пиджин», которое с 1992 года тоже действовало в составе КМП, а 25 января 2012-го было отбуксировано на стоянку резервного флота для утилизации.
В последние годы функции этих судов в составе КМП ВМС США выполняло зафрахтованное у частной компании судно «Долорес Чест» (постройки 1978 года), оснащенное соответствующим водолазно-спасательным оборудованием.
По своим ТТХ оно несколько уступало бывшим ССПЛ (водоизмещение 2 100 т, размерения 73,2 х 12,2 х 3,7 м, два дизеля мощностью 2 250 л. с. обеспечивали скорость хода 8 уз).
Экипаж из восьми человек дополнялся обслуживающим персоналом глубоководного комплекса (32 специалиста-водолаза).
Полностью обеспечить потребности флота в водолазно-спасательных операциях одно это судно, очевидно, не могло.
Поэтому в 2002 году командование ВМС пришло к выводу о необходимости создания принципиально нового мобильного (транспортабельного, в том числе по воздуху) глубоководного водолазного комплекса.
Ситуация усугублялась тяжелыми последствиями ряда крупных ЧП на море, произошедших в 1999-2001 годах.
В 1999-м в Атлантическом океане потерпел крушение авиалайнер «Боинг 767» авиакомпании Egypt Air (рейс 990) с 217 пассажирами и членами экипажа на борту. В 2000 году в Баренцевом море затонула российская крейсерская подводная лодка «Курск» с 118 моряками на борту.
После столкновения с подводной лодкой ВМС США «Гринвилл» (SSN-772) в 2001-м в Японском море погиб японский рыболовный траулер «Эхиме Мару» (Ehime Maru) с 35 членами экипажа на борту, включая 13 курсантов мореходного училища, в результате чего девять человек пропали без вести.
И в каждом случае остро ощущался недостаток эффективной спасательной техники.
Общий вид аэромобильного глубоководного водолазного комплекса SAT FADS |
Спасательное судно подводных лодок «Ортолан» (ASR-22) |
Принципиальная схема размещения комплекса SAT FADS в кормовой части судна |
Внутреннее оборудование водолазного колокола |
Первые погружения в воду и имитация глубоководных погружений в декомпрессионном комплексе |
К сентябрю 2003 года было разработано техническое задание и подписан контракт с компанией «Феникс интернэшнл холдинг» (Phoenix International Holdings, Inc.) на проектирование и создание глубоководного аэромобильного водолазно-спасательного комплекса (SAT FADS).
Он предназначался для проведения работ на глубине до 1 000 футов (305 м) шестью водолазами методом длительного пребывания под повышенным давлением в течение 21 сут (с девятисуточной декомпрессией в доковой камере). При проектировании SAT FADS были учтены требования к его размерам и возможности размещения на кораблях и судах различного класса.
Согласно исследованиям комплекс может быть размещен на нескольких сотнях судов по всему миру, которые могут быть привлечены при необходимости к обеспечению водолазно-спасательных работ.
Комплекс включает следующие основные составляющие:
— декомпрессионный комплекс, который включает в себя в том числе жилой и шлюзовой отсеки;
— водолазный колокол, рассчитанный на трех водолазов;
— спускоподъемное устройство;
— контейнер пункта управления;
— два контейнера для вспомогательного оборудования и систем обеспечения, включая стеллажи с гелием и кислородом;
Комплекс дополняет необитаемый телеуправляемый подводный аппарат водолазной поддержки.
С соблюдением всех правил и стандартов безопасности (ABS, US Navy, det Norske VERITAS and ASME standards) для размещения этого средства спасения на палубе обеспечивающего судна необходимая свободная площадь составляет всего 40×80 футов (12×24 м).
Комплекс может оперативно транспортироваться в любую точку мира самолетами типа С-130 или С-17 и после установки на судно обеспечения незамедлительно проводить глубоководные водолазные спуски.
Находящиеся на вооружении ВМС США глубоководные водолазные комплексы устарели и имеют ряд су-щественных отличий от нового комплекса, поэтому до начала испытаний требовалось провести ряд типовых тренировок и организовать обучение водолазов.
В 2007 году SAT FADS был доставлен в Панама-Сити, где персонал экспериментального водолазного подразделения ВМС (Navy Experimental Diver Unit — NEDU) приступил к проверке всех составляющих комплекса на соответствие техническому заданию и требованиям безопасности.
В дополнение к шести водолазам экспериментального отряда NEDU для участия в экспериментальных водолазных спусках на глубины до 300 м с использованием нового водолазного комплекса были отобраны (после проведения физиологических и психологических испытаний) еще четыре — из состава 2-го мобильного водолазно-спасательного отряда (MDSU-2 — Mobile Diving and Salvage Unit) командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США (NECC).
В мае 2007 года водолазы приступили к 23-дневным экспериментальным водолазным спускам, которые успешно закончились, что позволило завершить работы по новому комплексу.
В 2008 году возникли непредвиденные трудности с финансированием проекта, в частности в связи с мировым финансовым кризисом. Кроме того, возникли сомнения в необходимости иметь такой комплекс.
Дело в том, что к этому времени были выполнены работы по созданию и испытаниям системы оказания помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, — герметичного спасательного модуля SRDRS (Submarine Rescue Diving Recompression System).
Ставилась под вопрос необходимость использования водолазов при наличии глубоководной техники. Однако в результате предпринятых командованием морских систем ВМС (NAVSEA — Naval Sea Systems Command) ряда показательных судоподъемных работ на глубине свыше 80 м было установлено, что не во всех случаях техника способна заменить человека.
Первый этап испытаний прошел только в 2010-2011 годах: были проведены водолазные спуски на рабочую глубину в колоколе и с выходом в воду, закончены испытания в базе и осуществлена сертификация всего оборудования.
Приемосдаточные испытания проводились в апреле-июле 2012 года. В апреле состоялась имитация спусков в декомпрессионной камере: 8 апреля на 250 футов (76 м), а 18-го — на 1 000 футов (305 м) с пребыванием под давлением на максимальной глубине в течение 12 сут.
Далее комплекс был размещен на барже, и с 4 по 22 мая 2012 года прошел морской этап испытаний в Мексиканском заливе. После проверок и пробных спусков, испытаний колокола, спускоподъемного устройства и декомпрессионного модуля были последовательно проведены погружения на 400 (120 м) и 700 футов (210 м), а 8 мая — на испытательную глубину 1 100 футов (335 м).
11 мая шесть водолазов провели глубоководный спуск на глубину 1 000 футов (305 м) методом длительного пребывания с экспозицией на максимальной глубине 21 сут, после чего была проведена декомпрессия в течение 10 сут.
Испытания прошли успешно, и комплекс SAT FADS должны были принять на вооружение ВМС США в конце 2012 года в качестве еще одной составляющей национальной системы спасения на море.
В целом командование военно-морских сил США ориентировано на создание аэромобильных средств спасения экипажей ПЛ, и строительство спасательных судов подводных лодок не планируется.
Однако все современные суда обеспечения, включая спасательные буксиры, проектируются и строятся с учетом размещения на борту мобильных систем спасения модульного типа и при этом оснащаются системой динамического позиционирования для надежного удержания судна над аварийным объектом.
Зарубежное военное обозрение 2013 №2 с.84-87
Источник: http://pentagonus.ru/publ/aehromobilnyj_glubokovodnyj_vodolaznyj_kompleks_sat_fads_vms_ssha_2013/27-1-0-2382
Авиации МЧС России 16 лет
Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России».
В настоящее время авиация Министерства выполняет широкий круг задач, главная из которых — авиационное обеспечение экстренного реагирования сил МЧС России при возникновении крупномасштабных аварий и катастроф природного и техногенного характера. В рамках этой задачи на место ЧС доставляются спасатели, медики, снаряжение и оборудование.
Состав собственной авиационной группировки сформирован в соответствии с концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России на период до 2005 года, согласно которой эта группировка определена как силы и средства первого эшелона.
Авиационная группировка оптимизирована в том составе, который минимально необходим для обеспечения экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, для гуманитарных операций, а также для удовлетворения внутренних потребностей в грузовых и пассажирских перевозках.
Противопожарный самолет Ил-76ТД оснащен двумя специальными выливными авиационными приборами (ВАП-2). Два бака ВА-2 вмешают 42000л воды или специальной огнегасящей жидкости. В последнее время авиация МЧС России активно использует при тушении пожаров также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 кубометров на вертолетах Ми-8 и Ми-26.
Еще одной важной задачей авиации является участие в поисково-спасательных работах, включающих в себя воздушную разведку местности, наведение поисково-спасательных групп на объекты поиска, десантирование спасателей, эвакуацию пострадавших из районов ЧС.
Авиация МЧС выполняет, кроме того, авиационно-спасательные работы, непосредственно связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. В первую очередь это относится к тушению пожаров с воздуха, причем как в России, так и за рубежом.
В рамках международной деятельности Министерства авиация привлекается для доставки гуманитарной помощи и других жизненно важных грузов в зарубежные страны и эвакуации из «горячих точек» российских граждан и подданных стран СНГ.
Руководство Министерства высоко ценит труд своих авиаторов. Свыше 300 летчиков, инженеров и техников награждено высокими государственными наградами.
Основным авиационным формированием МЧС России является Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие, которое было создано для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Сегодня авиация Министерства насчитывает в своем составе более 40 воздушных судов — двенадцать типов самолетов и вертолетов.
МЧС — первый заказчик серийной партии нового самолета-амфибии Бе-200, по своим техническим характеристикам не имеющего аналогов в мире.
Вариант Бе-200ЧС, разработанный с учетом требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, предназначен для выполнения поисково-спасательных операций, доставки групп спасателей и специального оборудования в районы бедствий, эвакуации пострадавших, а также тушения крупных очагов пожаров.
За одну заправку топливом он способен сбросить на очаг пожара более 300 тонн воды, работая в радиусе до 100 км от аэродрома. Сегодня в рамках программы переоснащения МЧС России ведется плановая закупка воздушных судов.
Планируется, что Центральная авиационная группировка Министерства, которая обеспечивает тушение пожаров в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском и Уральском регионах России, получит три Бе-200ЧС, а Сибирская и Дальневосточная — по две машины.
В настоящее время на базе этих технологий успешно действуют аэромобильные спасательные комплексы (АСК). Они представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности авиационной и спасательной техники в сочетании с высоким профессиональным мастерством лётных экипажей и спасателей.
Основу АСК составляет транспортный самолёт Ил-76ТД, который доставляет в район чрезвычайной ситуации составляющие комплекса, в том числе вертолеты легкого класса Бо-105 и БК-117.
Они могут вести поиск терпящих бедствие и эвакуировать пострадавших из района катастрофы, а самолет Ил-76ТД, превратившись в «пожарный бомбардировщик», тушить лесные пожары с высоты 50-100 м.
Для этой задачи он оборудуется не имеющими аналогов в мире выливными авиационными приборами ВАП-2, которые вмещают 42 тонны воды.
Уникальны и технологии тушения очаговых пожаров с вертолётов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с использованием водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15.
Для ликвидации последствий крупных разливов нефтепродуктов на морских акваториях были разработаны система ВОП-3 (вертолётный опрыскиватель подвесной) и способы очистки загрязненных участков побережья при помощи специальных диспергентов и биопрепаратов, а также дегазации и дезактивации зараженных участков местности.
Все это может существенно повысить возможности, работоспособность авиации МЧС России, мобильность спасательных сил, а следовательно, сократить сроки реагирования на чрезвычайные ситуации.
Жизнь показывает, что почти ни одна задача по спасению человека не решается сегодня без участия авиации.
Источник: http://www.mchsmedia.ru/focus/item/5050252/5138788