Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий

Пилотный проект по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий

Главное управление МЧС России по Владимирской области

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий

г. Владимир

2013

С О Д Е Р Ж А Н И Е

№п/п Наименование раздела Стр.
1. I. Введение.
2. II. Порядок организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3. 2.1. Порядок выдвижения и ввода сил в очаг поражения, их развёртывание.
4. 2.2. Порядок ведения аварийно-спасательных работ.
5. 2.3. Борьба с пожарами
6. 2.4. Обеззараживание зданий, сооружений, техники, местности и санитарная обработка населения
7. 2.5. Организация управления при ведении работ в очаге поражения
8. 2.6. Обязанности должностных лиц (руководителя работ, начальника оперативного штаба и т.д.).
9. 2.7. Меры безопасности при проведении работ.
10. 2.8. Порядок оказания доврачебной и первой медицинской помощи пострадавшим.
11. 2.9. Порядок восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий.
12. III. Организация проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий в субъекте Центрального региона на примере Владимирской области.
13. Приложения:Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5Приложение 6Приложение 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведениивоенных действий или вследствие этих действий

I. Введение.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее — АСДНР) представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет составные части этих работ раздельно:аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.АСДНР включа­ют в себя: оценку обстановки; принятие решения о проведении работ; постановку за­дач подчиненным воинским соединениям, частям, аварийно-спасательным формированиям, привлекаемым для ведения АСДНР; организацию управле­ния; организацию взаимодействия с органами военного командования; все­стороннее обеспечение действий сил гражданской обороны; планирование мероприятий по проведению АСДНР.

II. Порядок организации и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Планирование мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ на наиболее важных объектах экономики осуществляется заблаговременно (отработка планов взаимодействия объектов экономики и воинских частей ГО, разработка карточек и технологических схем ведения АСДНР на объектах и участках работ, создание электронных банков данных об объектах экономи­ки и т.д.

) и отражается в планах гражданской обороны и зашиты населения субъекта, территориальных и местных органов гражданской обороны и на объектах экономики. В условиях военных действий или вследствие этих действий на основе данных о конкретно сложившейся обста­новке по результатам разведки эти планы уточняются, после чего принимает­ся решение на ведение АСДНР.

Оценка обстановки для принятия решения на проведение АСДНР начина­ется с момента получения от постов наблюдения и разведывательных дозоров информации об обстановке, сложившейся на территории Орловской области, города или объекта после нападения противника.

Обратите внимание

Оценка обстановки включает оценку состояния сил гражданской обороны, очагов поражения, района (участка) предстоящих действий с учетом погодных условий, времени года и суток, а также других факторов, влияющих на выпол­нение задачи.

Органы, осуществляющие управление гражданской защитой, на основе результатов оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группи­ровки сил гражданской обороны разрабатывают предложения для руководите­ля гражданской обороны соответствующего уровня для принятия решения по проведению АСДНР.

Решение о ведении АСДНР данным руководителем может быть объявлено в полном объеме или частично путем отдания распоряжений и указаний.

В любом случае решение о ведении АСДНР должно включать:- краткие выводы из оценки обстановки;- замысел предстоящих действий сил гражданской обороны (направление и участки, объекты сосредоточения основных усилий; построение группиров­ки сил гражданской обороны; способы и последовательность (этапы) выполнения работ;- задачи подчиненным органам управления и силам гражданской обороны;- порядок обеспечения действий сил гражданской обороны при выполне­нии задач;- организацию управления и взаимодействия в ходе проведения АСДНР.Решение руководителя гражданской обороны отрабатывается на карте (схе­ме) с приложением пояснительной записки и необходимой детализацией (таб­лицы, графики и т.п.) в зависимости от уровня планирования проведения АСДНР и характера работ (обстановки).Планирование проведения АСДНР осуществляется органами, осуществля­ющими управление гражданской защитой, на основе решения руководителя гражданской обороны и завершается утверждением старшим начальником принимаемого решения. В зависимости от уровня планирования решение мо­жет отрабатываться либо на карте (схеме), либо текстуально.Задачи подчиненным ставятся в виде распоряжений, которые отдаются по мере необходимости, при изменении обстановки, выполнении внезапно воз­никших задач. Распоряжения должны быть предельно краткими и содержать: выводы из оценки обстановки; задачи подчиненным; мероприятия, осуществ­ляемые в интересах данной группировки сил, силами и средствами старшего начальника, а также взаимодействующими силами; срок готовности к дейст­вию; время начала и завершения работ.Основные вопросы взаимодействия, определяемые в решении руководите­ля гражданской обороны о ведении АСДНР, отражаются в плане (плановой таблице) взаимодействия, в котором указывается организация и сигналы взаи­модействия при занятии исходных районов, выдвижении в очаги поражения (на участки и объекты работ), проведении работ по спасению людей, оказании помощи пострадавшим, проведении эвакуации пораженных в загородную зону, выполнении других неотложных работ в опасных зонах.

2.1. Порядок выдвижения и ввода сил в очаг поражения,

их развёртывание.

В условиях внезапного нападения противника порядок ввода сил граждан­ской обороны в очаг поражения определяется применяемыми противником средствами поражения, конкретной обстановкой и степенью выполнения ме­роприятий гражданской обороны на момент нападения противника.

Организация ввода сил при внезапном нападении характеризуется острым дефицитом времени на сбор сил гражданской обороны в исходных районах.

Руководители гражданской обороны городов и сельских районов на основе задачи, поставленной главой органа исполнительной влас­ти Орловской области, и с учетом конкретных условий обстанов­ки организуют сбор сил и средств гражданской обороны муниципальных об­разований и выдвижение их к очагам поражения.

Обеспечение ввода возлага­ется на сохранившиеся воинские части и аварийно-спасательные формирова­ния, а также силы гражданской обороны.

Важно

При планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны груп­пировка сил гражданской обороны для проведения АСДНР после применения обычных средств поражения, как правило, строится в один или два эшелона (в зависимости от обстановки) с выделением резерва. На случай ядерного напа­дения группировка сил гражданской обороны обычно создается в составе двух эшелонов и резерва.

Основу группировки сил, наряду с воинскими частями гражданской обороны, составляют аварийно-спасательные формирования. Эти формирования включаются в первый эшелон.При непосредственной угрозе нападения противника или сразу после него силы первого эшелона прибывают в исходные районы, назначаемые на каж­дом направлении ввода в очаги поражения.

Второй эшелон, состоящий из сил гражданской обороны, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, выделяемых по планам взаимодействия, формируется в местах (районах) дислокации сил гражданской обороны ближайших городов и районов.

Ввод этих сил осуществляется решением руководителя гражданской обороны, на которого возложено руко­водство проведением спасательных и других неотложных работ на территории города. Порядок ввода определяется решением данного руководителя на ввод сил второго эшелона и складывающейся в очагах поражения обстановкой.

Резерв формируется из сил гражданской обороны удаленных районов, его ввод в очаги поражения для проведения АСДНР производится из исходных районов или непосредственно из пунктов постоянной дислокации.Ввод сил гражданской обороны в очаг массового поражения во всех случаях их применения осуществляется после предварительной оценки обстановки.

Первыми выдвигаются подразделения разведки (разведывательные подраз­деления воинских частей гражданской обороны) с целью уточнения обстанов­ки и сбора информации на каждом из направлений ввода сил.

Следом за разведкой выдвигаются инженерные, противопожарные форми­рования, силы проведения дезактивации и другие силы с задачей обеспечения проходов в завалах и восстановления разрушенных участков дорог и мостов, локализации пожаров на маршрутах, прокладки колонных путей, проведения других неотложных работ в целях обеспечения своевременного и беспрепятственного ввода главных сил гражданской обороны в очаг поражения.За формированиями, обеспечивающими движение сил первого эшелона, выдвигается специальная разведка с задачей получения полной информации об обстановке на маршрутах и в очаге поражения.Непосредственно за ней следуют медицинские подразделения, предназна­ченные для первоочередного развертывания и оказания медицинской помощи пострадавшим.За ними выдвигаются силы гражданской обороны первых смен, затем — последующие смены первых и вторых эшелонов основных спасательных сил.В резерве руководителей гражданской обороны должны предусматриваться необходимые силы для обеспечения движения сил гражданской обороны и организации разведки в случае повторных ударов противника.

2.2. Порядок ведения аварийно-спасательных работ.

Порядок ведения аварийно-спасательных работ проводится и уточняется с прибытием частей и подразделений в район сосредоточения.В случаях, требующих немедленного развертывания спасательных работ, подразделения и формирования, предназначенные для действий в первой сме­не, по мере их подхода вводятся на участки (объекты) работ, не заходя в район сосредоточения.Первыми в зону очага поражения вводятся разведывательные органы. Вы­движение подразделений и формирований на участки (объекты) аварий­но-спасательных и других неотложных работ осуществляется под руководст­вом их командиров по назначенным маршрутам, в последовательности, уста­новленной решением на ведение АСДНР.С выходом на назначенные объекты работ командиры подразделений и формирований на местности уточняют задачи личному составу, расчетов ма­шин, определяют наиболее целесообразные приемы и способы, технологии ведения работ на данном объекте, руководят расстановкой людей и техники, обращая особое внимание на меры безопасности при проведении работ. Основные усилия сосредотачиваются, прежде всего, на розыске и спасении пострадавших, оказании им первой помощи и эвакуации в ме­дицинские пункты, а также на локализации источников поражения.Порядок ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ зави­сит от характера и масштабов поражения, а также от сложившейся об­становки.При больших масштабах очага поражения всю территорию спасательных работ разбивают на секторы, секторы — на отдельные объекты, объекты — на участки работ. Устанавливаются и обозначаются места (границы), опасные для нахождения личного состава. Между командирами подразделений, частей на участках работ и объекте устанавливается радиосвязь. Все коммунальные сети в разрушенных зданиях перекрываются, а электрические — обесточива­ются.При организации выполнения спасательных работ, исходя из принятой по­следовательности отработки секторов, объемов работ используются следую­щие организационно-технологические схемы их ведения: параллельная, по­следовательная или смешанная. Силы и средства распределяются по возмож­ности по всей зоне разрушений.При недостатке подразделений (формирований) в первую очередь выпол­няются работы на местах, где гарантированно обеспечивается спасение жизни пострадавших.При массовых разрушениях, большом количестве пострадавших, основные усилия сосредотачиваются прежде всего на их спасении, соответственно, основу группировки составляют спасательные подразделения, усиленные инженерно-техническими подразделениями обеспечения действий спасателей, а также инженерно-дорожные и инженерно-технические подразделения – для расчистки завалов, проходов, освещения участков работ и т.д.Способы ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ дол­жны отвечать следующим основным требованиям: максимальная рациональ­ность, выполнение работ в возможно короткие сроки, относительная безопас­ность спасаемых и личного состава. Они должны: обеспечивать развертывание и выполнение работ в короткие сроки, наиболее эффективное использование возможностей имеющихся сил и средств; не требовать неоправданно большого количества людей, техники, ма­териальных средств, не вызывать дополнительного ущерба экологии; обеспе­чивать относительную безопасность спасаемых и спасателей.Основными способами поиска пострадавших в завалах являются:- сплошной визуальный осмотр участка (объекта) спасательных работ;- с помощью специально обученных собак (кинологический способ);- с использованием специальных приборов поиска;- по свидетельствам очевидцев.Способы ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ определяются сложившейся обстановкой. Выбор способов выполнения работ производится командирами подразде­лений при оценке обстановки и уточняется непосредственно на месте их вы­полнения и по ходу действий.В условиях массовых разрушений подразделения и формирования гражданской обороны привлекаются для розыска и извлечения пострадавших и погиб­ших, оказания пострадавшим первой помощи и эвакуации в ме­дицинские учреждения.Основные способы ведения спасательных работ в условиях массовых разру­шений:- при спасении пострадавших, блокированных в заваленных и замкнутых помещениях:• последовательная разборка завала;

  • устройство лаза в завале;
  • устройство галереи в грунте под завалом;
  • пробивка проема в стене или перекрытии;
Читайте также:  Гипотетическая авария. определение. вероятность возникновения.

— при спасении людей с верхних этажей зданий и сооружений:

  • вывод (вынос) по сохранившимся или укрепленным лестницам;
  • спуск с использованием спасательной веревки и спасательного пояса, с использованием лестниц-штурмовок или трехколенных лестниц, с по­мощью спасательных рукавов.

Технологии выполнения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот избранными способами определяются командирами подразделений и формирований непосредственно на местах работ на основе детального изуче­ния обстановки, положения и состояния пострадавших, наличия и характера опасных и вредных факторов и имеющихся возможностей.

Источник: http://rykovodstvo.ru/exspl/59795/index.html

№5 Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или в следствии этих действий

УТВЕРЖДАЮ

____________________________________________________________________

__________________________________

«_____» ________________201_г.

План-конспект

проведения занятий c группой охраны общественного порядка

Тема: №5 Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или в следствии этих действий.

Учебные цели: Научить личный состав группы ООП действиям по поддержанию порядка в районах ЧС.

Место занятий: учебный класс.

Время: 120 мин.

Учебный вопрос

1. Подразделения формирований охраны общественного порядка. 2. Действия в условиях бактериологического заражения. 3. Обеспечение общественного порядка.

Основная часть

Формированиями охраны общественного порядка являются части, подразделения и учреждения органов внутренних дел, военизированная и невоенизированная охрана министерств и ведомств, подразделения службы безопасности объектов народного хозяйства.

В очаге поражения (заражения) формирования охраны общественного порядка выполняют самостоятельные задачи и подчиняются непосредственно соответствующему начальнику службы охраны общественного порядка (области, города, района, объекта).

В очаге поражения (заражения) формирования охраны общественного порядка выполняют следующие основные задачи: • выполняют мероприятия по обеспечению порядка и поддержанию установленного режима в местах сбора и на объектах народного хозяйства; • обеспечивают общий порядок среди населения на сборных эвакуационных пунктах, станциях (портах, пристанях) посадки; • регулируют движение транспорта и пешеходов на маршрутах и в районах расположения; • охраняют государственную собственность и личное имущество населения; • контролируют соблюдение светомаскировки объектами народного хозяйства и населением, усиливают охрану важных объектов народного хозяйства, дорожных сооружений, переправ; • содействуют своевременному укрытию населения и выполняют другие задачи в соответствии с планами и указаниями старших начальников. • ведут разведку в интересах службы охраны общественного порядка; • регулируют движение транспорта и пешеходов, а также соблюдают режим допуска в пораженные районы; • учитывают потери населения; • следят за тем, как население выполняет установленные правила поведения по сигналам гражданской обороны и в очаге поражения.

Подразделения формирований

охраны общественного порядка

Совет

Для обеспечения охраны общественного порядка в очагах поражения из состава формирований могут выделяться: • разведывательные группы (дозоры); • оперативные группы; • контрольно-пропускные пункты (КПП); • посты регулирования, наблюдения, охраны имущества, заслоны, патрули.

Состав и численность выделяемого наряда определяет командир формирования, исходя из поставленной задачи, обстановки и наличия сил. Но в любом случае наряд должен состоять не менее чем из двух человек. Важные задачи выполняют разведывательные группы (дозоры) службы охраны общественного порядка.

В очаге поражения (заражения) они должны: • оценить обстановку в пострадавшем городе (в районе, на объекте); • выявить особо важные объекты (здания банков, сберкасс, архивов, баз, узлов связи, складов и др.

), оставшиеся без охраны; • установить пути, по которым возможно проникновение в очаг поражения лиц, не связанных с ведением спасательных работ; • определить места скопления населения и пораженных; Разведывательные группы (дозоры) охраны общественного порядка действуют на автомашинах. Для ведения разведки они получают участок (направление) или район.

Оперативные группы, выполняют поставленные перед ними задачи, а именно: • обеспечивают охрану общественного порядка на выделенном участке, в районе, на объекте; • предупреждают и пресекают возникновение беспорядков и паники; • не допускают расхищения материальных ценностей и мародерства; • указывают пути выхода из очага поражения легкопораженным и оставшимся без крова; • оцепляют (ограждают) места, опасные для движения; • содействуют формированиям в выполнении поставленных задач. • охраняют районы отдыха, медицинские пункты и учреждения, пункты специальной обработки, государственную собственность и личное имущество граждан. Контрольно-пропускные пункты выставляются на въездах в очаг поражения в период ведения в нем аварийно — спасательных и других неотложных работ. Они обеспечивают установленный порядок пропуска в очаг поражения и контролируют выход из него. Количество КПП и их состав устанавливаются, исходя из обстановки и условий работы. При этом учитывается, что КПП выставляются не только на главных, но и на всех второстепенных дорогах (въездах) и тропах, ведущих в очаг поражения. Контрольно-пропускные — пункты закрывают все дороги и тропы, ведущие в очаг заражения. Это делается для того, чтобы не допустить входа и въезда лиц, не имеющих отношения к проведению работ в очаге, и обеспечить пропуск формирований, прибывших для ведения спасательных работ.

Действия в условиях бактериологического заражения

В случае образования — бактериологического очага заражения КПП выставляются только на дорогах, которые задействованы для проведения работ в очаге. На всех других дорогах тропах выставляются посты; в промежутках между постами и КПП организуется патрулирование.

Личный состав КПП, взаимодействуя с нарядами службы, полностью изолирует (оцепляет) очаг заражения. Для оцепления бактериологического очага заражения используется только тот личный состав, который находился вне очага заражения и прибыл для оказания помощи.

Посты регулирования выставляются на перекрестках улиц и дорог и в проходах и проездах, проделанных в завалах.

Они указывают направление въезда и выезда, наиболее безопасные и удобные пути выхода из очага поражения или подъезда к месту работ, обеспечивают бесперебойный пропуск санитарного транспорта с пораженными и регулируют движение других видов транспорта.

Обратите внимание

На берегах рек, озер и прудов, вода в которых заражена, выставляются заслоны или организуется патрулирование, чтобы не допустить пользование водой, кроме как для целей пожаротушения.

Личный состав формирований охраны общественного порядка, который оказался на территории бактериологического очага заражения, проводит режимные мероприятия внутри очага.

К режимным мероприятиям относятся: • организация внутренних КПП на дорогах, ведущих из очага поражения; • изоляция разобщенных групп населения; • надзор за соблюдением порядка на пунктах снабжения и питания; • охрана водоисточников, баз и складов продовольствия, изоляторов и инфекционных больниц; • несение патрульно-постовой службы и т. п.

; • содействие медицинским формированиям в выполнении поставленных перед ними задач. С введением карантина на зараженной территории прекращается работа школ, зрелищных предприятий, библиотек, а также мастерских, ателье, промтоварных и хозяйственных магазинов, парикмахерских, мелких промышленных предприятий. Государственные учреждения, крупные промышленные предприятия, продовольственные пункты, бани, прачечные работают по особому режиму, который устанавливает и контролирует медицинская служба. В период проведения обсервации формирования охраны общественного порядка выставляют КПП и посты, которые ограничивают выезд, въезд и транзитный проезд транспорта через очаг заражения, следят за тем, чтобы не было контакта зараженных людей с населением, находящимся вне очага.

Обеспечение общественного порядка

Обеспечение общественного порядка в местах проведения АСДНР осуществляется

формированиями (подразделениями) охраны общественного порядка. Формированиями (подразделениями) обеспечения общественного порядка усиливается пропускная система объекта путем выделения дополнительных постов, при необходимости организуется патрулирование.

Командиры групп обеспечения общественного порядка организуют также охрану на месте проведения АСДНР и сопровождение вывозимых документов и материальных ценностей.

Команды и группы охраны общественного порядка привлекаются — для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения). В целях учета потерь среди населения формирования охраны общественного порядка производят опознавание погибших, ведут их учет, изымают и учитывают документы и ценности погибших. Изъятые документы (паспорта, служебные документы) передаются соответствующим органам и организациям; ценности, личные вещи и документы (свидетельства о рождении детей, брачные свидетельства и др.) возвращаются по акту родственникам или близким.

Руководитель занятия____________________________________________

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/180/index-174939.html

Задачи ГО

Новый этап развития гражданской обороны Российской Федерации связан с 1993 годом, когда Президентом Российской Федерации был подписан указ, регулирующий назревшие проблемы в данной области.

Указ Президента РФ «О Гражданской обороне» подтвердил её необходимость и значимость как составной части общей системы национальной безопасности, как элемента стратегического оборонного потенциала страны.

В развитие указа Президента РФ, Правительство РФ приняло специальное постановление, где были решены следующие задачи:

  • об укомплектовании войск ГО России военнослужащими по контракту;
  • о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для информирования населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • о создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных обьектов и др.

Федеральным законом «О гражданской обороне» были определены следующие основные задачи:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий;
  • борьба с пожарами, обеззараживание населения, техники, зданий и сооружений;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • защита населения от последствий стихийных бедствий, катастроф и применения противником современных средств поражения;
  • повышение устойчивости работы обьектов экономики в чрезвычайных условиях;
  • проведение спасательных и других неотложных работ и др.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при стихийных бедствиях, ведении военных действий или вследствии этих действий.

Служба гражданской обороны — служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении военных действий или вследствии этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны — формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий. Федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны обязаны:

  • принимать нормативные акты по ГО и доводить их до подчинённых организаций;
  • разрабатывать и реализовывать планы ГО, организовывать проведение мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств;
  • осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • создавать запасы материально — технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Читайте также:  Частичное открытое соглашение совета европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф (чос се)

Органы исполнительной власти субектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

  • организуют проведение мероприятий по ГО;
  • осуществляют меры по поддержанию сил ГО, органов управления ГО в состоянии постоянной готовности;
  • проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и др.

Организации в соответствии с требованиями нормативно — правовых актов в области ГО:

  • планируют мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
  • осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создают в целях ГО запасы материально — технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы Госорганизаций.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.

Важно

Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению спасательных и аварийно-востановительных работ несёт начальник ГО объекта экономики — руководитель предприятия (работодатель).

Решением руководителя организации (работодателя) создаётся структура службы ГО организации, включающая и структурные подразделения предприятия. В помощь начальника ГО объекта назначаются заместители (по инженерно-технической части, материально — техническому снабжению и по эвакуации).

При начальнике ГО объекта создаётся штаб ГО — орган управления начальника гражданской обороны. Штаб ГО состоит из начальника и заместителей (помощников). Работа штаба организуется на основании приказов и распоряжений начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и районной администрации.

По решению работодателя на объекте экономики (организации) могут создаваться невоеннизированные формирования, состоящие из команд, групп, звеньев:

  • спасательных,
  • охраны общественного порядка,
  • оповещения и связи,
  • радиационной и химической защиты,
  •  пожаротушения и др.

Источник: http://lemur59.ru/node/288

открытая библиотека учебной информации

Гражданская оборона (ГО) — ϶ᴛᴏ система мероприятий по подготовке к защите и по защите населœения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» определил следующие основные задачи ГО:

· обучение населœения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населœения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населœению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населœения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населœения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других мер;

· борьба с пожарами, возникающих при ведении венных действий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населœения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населœения в венное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Планирование и проведение мероприятий ГО должны осуществляться всœеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых норм и форм собственности.

Организационную основу ГО составляют органы управления, силы и средства ГО различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

На схеме 1.12 представлена структура управления ГО.

СТРУКТУРА ГО (схема 1.12)

Силы ГО включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединœенные в войска ГО, а также нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).

Войска ГО организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделœений

Нештатные аварийно-спасательные формирования — ϶ᴛᴏ формирования, созданные на базе организаций и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населœения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В мирное время основными задачами ГО являются:

· создание органов управления ГО;

· подготовка сил ГО;

· обучение населœения;

· поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты;

· планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий ГО; создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период;

· проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населœения в военное время.

В случае крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы ГО могут привлекаться для проведения отдельных работ.

Источник: http://oplib.ru/voennoe_delo/view/34516_grazhdanskaya_oborona_ee_struktura_i_zadachi_po_zaschite_naseleniya_ot_opasnostey_voznikayuschih_pri_vedenii_voennyh_deystviy_ili_vsledstvie_etih_deystviy

Статья 32. Мобилизационная подготовка и гражданская оборона на железнодорожном транспорте общего пользования

Комментарий к статье 32 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

1. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 1 ФЗ “О гражданской обороне”).

Согласно ст. 2 ФЗ “О гражданской обороне” основными задачами в области гражданской обороны являются:

– обучение населения в области гражданской обороны;

– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

– борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

– санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

– срочное захоронение трупов в военное время;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с ФЗ “О гражданской обороне” специальных формирований (далее – специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

  1. ОАО “РЖД” обеспечивает осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке, в том числе техническому прикрытию объектов железнодорожного транспорта, гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и несет ответственность за их осуществление, а также предоставляет органам внутренних дел на транспорте и органам специальных перевозок, военно-транспортным органам необходимое имущество в соответствии с законодательством РФ:

1) планирует и организует проведение мероприятий по гражданской обороне, проводит мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения, создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

2) организует и обеспечивает через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководит мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; обеспечивает исполнение законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации; разрабатывает мобилизационные планы; проводит мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований; проводит во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов; заключает договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов РФ и муниципальных образований; при объявлении мобилизации проводит мероприятия по переводу экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени; в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимает меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; оказывает содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

– организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

– организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством РФ.

  1. Мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне осуществляются заблаговременно организациями железнодорожного транспорта независимо от форм собственности.

Организация и ведение гражданской обороны, мероприятий мобилизационной подготовки являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Читайте также:  Противопожарное водоснабжение: источники, элементы, требования

Подготовка государства к ведению гражданской обороны, проведение мероприятий по мобилизационной подготовке осуществляются заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Ответственность за надлежащее осуществление указанных мероприятий несут руководители организаций.

Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Содержание

Источник: http://zakoniros.ru/?p=9334

Основы безопасности жизнедеятельности10 класс

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 10 класса | План проведения занятий на учебный год | Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время

В октябре 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны.

Согласно этому документу, местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках авиацией противника. Она с честью оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны.

Силами МПВО были спасены от гибели многие миллионы граждан, было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мер.

Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.

Ликвидацию крупных чрезвычайных ситуаций обычно поручали силам гражданской обороны: ее воинским частям и невоенизированным формированиям. Однако в мирное время ее воинские части содержались в сильно сокращенном составе.

Совет

Для эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации их надо было развертывать до полной укомплектованности. На это требовалось несколько дней, а в чрезвычайной ситуации участь пострадавших порой решали минуты.

Солдат в войсках гражданской обороны спасательному делу не обучали. Части не были обеспечены спасательным оборудованием.

В июле 1987 г. руководство страны издало документ о коренной перестройке системы гражданской обороны.

Руководителям государственных органов управления всех уровней была поставлена задача обеспечить высокую готовность органов и сил ГО к действиям по предназначению.

При этом было подчеркнуто, что они должны быть готовы к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который (10 января 1994 г.) был преобразован в министерство (МЧС России).

Дальнейшему развитию системы гражданской обороны послужило принятие в феврале 1998 г. Федерального закона «О гражданской обороне».

Предназначение и задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными задачами в области гражданской обороны являются: • обучение населения в области гражданской обороны; • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • срочное восстановление надежного функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; • срочное захоронение трупов в военное время; • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России).

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют руководители этих органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. На схеме 16 представлена структура органов управления гражданской обороной.

Подготовку к ведению гражданской обороны осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с законом ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Граждане Российской Федерации в области гражданской обороны имеют следующие права и обязанности: • проходить обучение по гражданской обороне; • принимать участие в проведении мероприятий по гражданской обороне; • оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач гражданской обороны.

Вопросы и задание

1. Расскажите об истории создания в нашей стране системы гражданской обороны.

2. Какими причинами была вызвана коренная перестройка в системе защиты населения от чрезвычайных ситуаций?

3. Что такое современная гражданская оборона и каково ее предназначение? Назовите основные задачи гражданской обороны.

4. Назовите органы, осуществляющие управление гражданской обороной.

Задание 23

Из приведенных задач выберите те, которые являются задачами в области гражданской обороны: а) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; б) эвакуация раненых с места военных действий в безопасные районы; в) тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время; г) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий; д) санитарная обработка населения, специальная обработка техники, обеззараживание зданий и сооружений; е) строительство фортификационных сооружений в военное время; ж) руководство коммунальными службами в мирное и военное время; з) восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; и) принятие мер по организации медицинского обслуживания населения; к) проведение мероприятий по светомаскировке.

Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений
от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

Общеобразовательные учреждения организационно входят в функциональную подсистему РСЧС предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, находящуюся в сфере деятельности Федерального агентства Российской Федерации по образованию.

Основными задачами этой подсистемы являются: • организация работ по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, поддержанию в готовности органов управления, сил и средств подсистемы к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; • организация подготовки специалистов и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, обучение учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности;

• осуществление взаимодействия в области предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности с органами управления МЧС России.

Для решения этих задач в общеобразовательном учебном заведении может быть образована объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ). Кроме нее, в образовательном учреждении создают структурное подразделение или назначают работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

В целях уменьшения размеров людских потерь и материального ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в общеобразовательных учреждениях разрабатывают несколько документов. Основные из них — план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и план гражданской обороны.

План гражданской обороны составляют обычно в соответствии со схемой 17, но при его разработке учитывают опасности, которые могут возникнуть при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Обратите внимание

Успешное выполнение общеобразовательным учреждением задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций во многом зависит не только от качества разработки планирующих документов, но и от индивидуальной подготовки каждого учащегося.

В настоящее время обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является обязательным.

Основными задачами обучения в области гражданской обороны являются: • изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; • совершенствование навыков в организации и проведении мероприятий по гражданской обороне; • выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

• овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учащиеся и студенты образовательных учреждений (за исключением дошкольных и образовательных учреждений дополнительного образования) выделены в отдельную категорию обучающихся и проходят обучение по месту учебы.

Формами их обучения в области гражданской обороны являются следующие: • обучение в учебное время по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»; • участие в учениях и тренировках по гражданской обороне; • изучение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Вопросы и задание

1. Выполнение каких задач возложено на функциональную подсистему РСЧС, находящуюся в сфере деятельности Федерального агентства РФ по образованию?

2. Какие планы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатывают в общеобразовательных учреждениях?

3. Каким образом в России организовано обучение населения в области гражданской обороны?

4. Назовите основные задачи обучения в области гражданской обороны.

5. Какие формы обучения в области гражданской обороны применяют в образовательных учреждениях?

Задание 24

Совместно с преподавателем составьте структурную схему системы гражданской обороны в вашем образовательном учреждении. Назовите, кто является начальником гражданской обороны, начальником штаба гражданской обороны, председателем эвакуационной комиссии (группы). Какие на них возложены обязанности в области гражданской обороны?

Источник: http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_10/obzh_materialy_zanytii_10_10.html

Ссылка на основную публикацию