Военно-транспортные самолеты (втс)

Военно транспортные самолеты: боевая авиация России (СССР) и США, чем замечательны современные воздушные суда

С тех пор, как у военных стратегов появилась возможность доставки по воздуху живой силы и техники из тыла непосредственно к воображаемым или настоящим театрам военных действий, военно-транспортные самолёты очень быстро доказали свою профпригодность в этой сфере.

За несколько часов с их помощью можно перебросить из одной точки планеты в другую целое мотострелковое подразделение, находящееся в полной боевой готовности. Альтернативы таким самолетам пока нет, и в ближайшем будущем не предвидится.

Есть десант – нужна платформа

Молодые, амбициозные красные командиры, получившие хорошее военное образование и практику, на рубеже тридцатых годов прошлого века убедили руководство Советского Союза провести качественное перевооружение Красной Армии.

Появились новые рода войск – мотострелковые, воздушно-десантные. Для их доставки на театры военных действий в ВВС РККА была впервые создана эскадрилья тяжёлых машин, куда вошли специально реконструированные для перевозки людей и военной техники бомбардировщики ТБ-1 и Р-5.

Встал вопрос о возможности переброски военной техники на значительные расстояния.

По инициативе создателя ВДВ генерала Василия Маргелова перед конструкторами будущих самолётов-транспортников была поставлена задача – обеспечить возможность парашютного десантирования войск и техники.

Создание парка тяжёлой транспортной авиации для Вооружённых Сил СССР было поручено конструкторским бюро под руководством Олега Антонова и Сергея Ильюшина.

Особенности конструкции

В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.

К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:

  • свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
  • два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
  • грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
  • грузоподъёмность – не менее 20 т.

В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.

Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.

Прошлое и настоящее военно-транспортной авиации

Как уже говорилось выше, череда локальных военных конфликтов, а затем Вторая мировая войн, несколько затормозили появление военно-транспортной авиации. Лишь к концу сороковых годов ведущие авиационные державы начали разрабатывать проекты специализированных грузовых крылатых машин.

В США до 1954 года уже выпускались транспортники C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. Но после войны в Корее, где основная транспортная нагрузка легла на единственный Convair XC-99 грузоподъёмностью 45 т., стало очевидно, что он морально устарел. Необходим был полноценный грузовик для переброски десантных бригад и лёгкой штурмовой бронированной техники к месту конфликтов.

Обратите внимание

Таким самолётом стал Lockheed С-130 Hercules. С 1954 года машины этой марки приняли участие в 22 военных операциях США по всему миру. С 1993 года в состав американских ВВС включена более грузоподъёмная модификация – С130-J30 Super Hercules.

Вслед за С-130 был поставлен на вооружение ВВС СССР специализированный военно-транспортный самолёт Ан-12. Он имел ту же грузоподъёмность, что и С-130, но значительно проигрывал «американцу» по полезному объёму (90 м3 против 124 м3). Новый самолёт – унификация конструкторской документации по Ан-10. За пятнадцать лет было выпущено более 1,5 тысяч единиц Ан-12.

Советская монополия на транспортные самолёты

КБ Олега Антонова стало абсолютным лидером по количеству различных модификаций военно-транспортных машин для ВВС. Лучшие самолёты военно-транспортной авиации спроектированы в Киеве.

Так, например, Ан-26 благодаря широкой (2,4 м) створке грузового люка имел возможность перевозить крупногабаритные грузы. Ан-74 проектировался для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.

Уникальная конструкция шасси позволяет производить взлёт и посадку на полосах любой категории сложности.

На нём впервые была опробована двухкилевая схема хвостового оперения, позже применённая при постройке Ан-225. Полезная нагрузка – свыше 60 тонн.

На модификации под кодировкой Ан-122 конструкторы добились выдающейся, для того времени, грузоподъёмности – 120 тонн. С середины семидесятых годов производство турбовинтовых машин стали сворачивать. Пришло время более современных турбореактивных летательных аппаратов.

Гиганты двадцатого века

С 1977 года и до настоящего времени флагманом военно-транспортной авиации СССР, а позже РФ, является разработка КБ им. С.В.Ильюшина – тяжёлый транспортный турбореактивный самолёт Ил-76. С конца семидесятых годов Ил-76 – флагман российских воздушно-десантных войск.

Самолёт показал свои отличные лётные качества в афганской войне и чеченском конфликте. С его помощью производится переброска и десантирование военной техники и живой силы.

Требование времени заставило КБ им. С.В.Ильюшина произвести поэтапную глубокую модернизацию самолёта – сначала до Ил-76МД90-А, чуть позже – до Ил-476. Изменения коснулись в основном силовой установки. Но если МД90 уже давно и успешно выполняет полёты, то Ил-476 – это будущее транспортной авиации России.

И хотя тендер выиграл Локхид, боссы Боинга тоже не остались внакладе.

Результатом борьбы конструкторов двух фирм стало создание прекрасных машин – среднетоннажного военно-транспортного C-141 Starlifter (масса полезной нагрузки – 27,2 т), и грузопассажирского Boeing 747.

Последняя модификация Боинга – 747-8F сегодня с успехом используется Министерством обороны США для переброски большого количества военнослужащих и грузов.

Важно

Один из самых популярных крылатых транспортников – С-5А Galaxy. Машина способна перевозить в своем чреве 119 тонн полезной нагрузки, подаваемой внутрь фюзеляжа через передний грузовой люк. До 1982 С-5 был самым большим военным самолетом, транспортируя грузы военного ведомства США.

Имея дальность полета свыше 10 тысяч километров, С-5 может легко перебросить за один день с одного континента на другой целое боевое соединение – до 400 солдат, танки, боевые машины, артиллерийские установки, вертолёты и другую технику. Добавим, что С-5А – самый быстрый среди военно-транспортных самолётов, и по большому счёту – самый лучший военный самолёт в мире среди транспортников.

Наибольшие из наибольших

Пальму первенства за звание супергиганта у С-5 отобрал Ан-124 «Руслан». Имея сходные с С-5 показатели полезной нагрузки, он обладает уникальным грузовым отсеком объёмом 1050 м3.

Ан-225 «Мрия» – доработанный на базе Ан-124 проект для транспортировки крупногабаритных грузов весом до 250 т. Для этого грузовой люк был перенесен с хвоста на нос воздушного судна, увеличено количество опор шасси. Для увеличения устойчивости самолёта применено двухкилевое оперение.

На этой машине установлен абсолютный рекорд грузоподъемности – 253,8т. Единственный эксплуатирующийся экземпляр Ан-225 сегодня завис между Киевом и Пекином.

О реальных владельцах прав на «Мрию» известно лишь очень узкому кругу лиц. Другая машина, спроектированная для транспортировки модулей комплекса «Энергия-Буран», – проект КБ Виктора Мясищева ВМ-Т.

За семь лет (1982-1989) две машины совершили более 150 рейсов на Байконур.

На сегодняшний день круг боевых самолётов России военно-транспортного назначения, находящихся в реальной эксплуатации в странах блока НАТО и в России ограничивается вышеперечисленными моделями. Транспортники ВВС Китая – в основном лицензионные копии уже летающих гигантов. Для сравнения приведем основные эксплуатационные характеристики лучших военно-транспортных самолётов мира:

Сравнительные характеристики основных показателей военно-транспортных самолётов

СамолётГрузо-подъёмность, тОбъём грузового люка, м3Скорость, крейс./макс., км/ч./900Практическая дальность полёта, км.Начало эксплуатации
С-130 19 104 628/645 5 250 1956
Ан-12 21 122 570/660 3 200 1959
С-141 27,2 178 796/910 4 723 1965
Ан-22 60 465 560/650 5 225 1969
С-5А 118,4 850 888/919 10 411 1970
Ил-76 60 288 800/855 6 700 1974
Ан-124 120 1050 850/865 4 800 1982
Ан-225 250 1210 750/850 15 400 1988

Количество армейских военных самолетов транспортного назначения ВТА РФ по состоянию на начало 2017 года – около трёхсот единиц. Если доподлинно известно, сколько военно-транспортных самолётов у России, США не горят желанием полностью раскрывать данные о количестве стоящих на вооружении транспортников. Прежде всего – из-за большого разброса своих «геополитических интересов» по всему миру.

Будущее транспортной авиации

Перспективные научные разработки дают возможность представить, какими будут военные самолёты будущего, предназначенные для перевозки грузов. Амбициозные российские проекты Ил-112 и Ил-106 должны сменить самые популярные военные самолёты России Ан-22, Ан-26 и Ил-76.

Тяжёлый Ил-106 – основа разработки перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА). В его характеристики заложена довольно большая (до 100 т) грузоподъёмность. Футуристичный по своей конструкции ПТС «Ермак» (второе название проекта) выглядит, как картинка из фантастического фильма.

Не стоит на месте и конструкторская мысль в США. В 2017 году на испытательном полигоне Мохаве была произведена выкатка самого большого в мире самолёта Stratolaunch. Он необычен тем, что имеет два объединенных центральной балкой фюзеляжа. Размах крыльев шестидвигательной машины – 117 м, взлётный вес – 590 т.

Однако перспективы эксплуатации и сфера применения аппарата такой конструкции вызывают лёгкое недоумение. Подвеска космической системы на межкрыльевом пространстве между фюзеляжами – очень опасная затея.

За многие годы мы увидели, чем замечательны военные самолеты транспортного назначения, эти добродушные большегрузные гиганты. Их взлёты, посадки, полёт – захватывающее зрелище. Теперь, видимо, настало время больших изменений, результатом которых должно стать появление совершенно новых типов транспортных летательных аппаратов.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/

Пак та новейший военно транспортный самолет россии, технические характеристики описание транспортной авиации ил-106 с фото и видео

20.11.2018

В России продолжаются работы по созданию нового тяжелого военно-транспортного самолета, который должен прийти на смену проверенным, но уже довольно устаревшим машинам Ил-76, Ан-22 и Ан-124 «Руслан».

Проект получил условное название ПАК ТА, что расшифровывается как «Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации».

В настоящее время он находится на начальном этапе, конструкторы и военные определяют внешний облик и характеристики будущих самолетов, поэтому информации о новой машине (или семействе машин) пока мало и она довольно противоречива.

Новый транспортный самолет пришелся бы очень кстати не только военным.

Совет

Одна из крупнейших российских транспортных компаний «Волга-Днепр» в 2018 году заявила о планах покупки 20 американских грузовых самолетов Boeing 747-8F. Сумма этой сделки исчисляется миллиардами долларов.

Вероятно, что российские перевозчики отдали предпочтение отечественному транспортному самолету, если бы он существовал в природе.

Военно-транспортная авиация: современное состояние

В настоящее время транспортная авиация вооруженных сил РФ имеет четыре типа самолетов, основным отличием которых является их грузоподъемность.

Это легкие транспортные самолеты (Ан-26) с полезной нагрузкой 6 тонн, средние (Ан-12, грузоподъёмность 20 тонн), тяжелые (Ил-76, нагрузка до 60 тонн) и сверхтяжелые самолеты, к которым относится Ан-124 «Руслан», способный брать на борт нагрузку в 120 тонн. Общее количество транспортных машин, состоящих на вооружении российской армии, около 250 единиц.

Читайте также:  Специальная защитная одежда пожарного

Кроме вооруженных сил, свою транспортную авиацию имеет и МЧС России. В ее состав входят Ил-76 и Ан-74.

Наиболее массовым военно-транспортным самолетом российской армии (около 100 единиц) является Ил-76 различных модификаций. В 2012 году появилась модификация самолета Ил-76МД-90А, с более экономичными двигателями и современным бортовым оборудованием.

В Советском Союзе основным конструкторским бюро, которое занималось разработкой транспортных машин, являлось киевское ОКБ имени Антонова.

Львиная доля транспортных самолетов, которые сегодня используются и в армии, и на «гражданке», разработана конструкторами этого бюро. После распада СССР для этого авиастроительного предприятия начались нелегкие часы.

«Антонов» и сегодня занимается разработкой и строительством авиационной техники, однако количество выпускаемых самолетов уменьшилось в разы.

За годы, прошедшие с момента распада СССР, российские и украинские власти неоднократно пытались реанимировать былую кооперацию в авиастроительной области, однако большинство этих попыток так и остались нереализованными. Нынешняя ситуация в отношениях между двумя странами, вероятно, поставит жирный крест на сотрудничестве в этой области.

А как обстоят дела с транспортной авиацией у вероятных противников?

Обратите внимание

США имеет самый большой в мире флот транспортных самолетов, он насчитывает более 400 машин нескольких типов.

Во многом это позволяет американской армии проводить масштабные операции за многие тысячи километров от своих границ.

Основными транспортными самолетами ВВС США (и всего блока НАТО) являются C-130 Hercules (грузоподъемность 19 тонн) и C-17 Globemaster III (может поднимать до 80 т грузов) и C-5 Galaxy (до 120 тонн груза).

В настоящее время европейцы и американцы считают разработку и серийное производство транспортных машин с грузоподъемностью выше ста тонн дорогой и ненужной экзотикой, хотя при этом не стесняются нанимать «Русланы» для перевозки военных и гражданских грузов.

Российские перспективные проекты

В 2014 году были озвучены планы Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ относительно реализации программы ПАК ТА. Характеристики нового транспортного самолета для российской армии, мягко говоря, удивили.

Согласно озвученной информации, ПАК ТА будет иметь сверхзвуковую скорость (около 2000 км/ч), дальность полета не менее 7 тыс. километров и грузоподъемность до 200 тонн.

До 2024 года вооруженные силы России должны получить не менее 80 подобных монстров.

По замыслу разработчиков, этот воздушный флот будет способен в кратчайшие сроки доставить в любую точку земного шара бронированный кулак из 400 (!!!) суперсовременных танков Армата и другой бронетехники, созданной на ее основе.

ПАК ТА будет иметь палубу с несколькими уровнями, а также возможность десантировать любую технику.

Подобные характеристики выглядят не слишком реалистично: сверхзвуковой летательный аппарат такой грузоподъемности (и размера) должен потреблять огромное количество топлива, для него подойдут только специальные взлетно-посадочные полосы.

Кроме того, технические сложности, которые непременно возникнут перед создателями подобного самолета, вряд ли по плечу современной российской авиапромышленности, а стоимость производства и обслуживания подобных машин будут запредельными.

Кроме вышеупомянутого проекта, в отечественных СМИ с завидной регулярностью появляются материалы о других перспективных транспортных самолетах, которые также называют ПАК ТА.

В первую очередь речь идет об ильюшинских машинах Ил-106 и ПТС «Ермак».

Ил-106 – это довольно старый ильюшинский проект, разработка которого началась еще в середине 80-х. Тогда был объявлен конкурс на создание нового транспортного самолета, который бы заменил Ил-76.

Свои предложения представили ОКБ Туполева, Ильюшина и Антонова, ильюшинский проект был признан победителем. Новый самолет получил обозначение Ил-106, его планировали закончить до 1995 года, а в 1997 году запустить в серию.

По понятным причинам этого так и не случилось.

Согласно проекту, Ил-106 имел грузоподъемность до 100 тонн, был выполнен по классической аэродинамической схеме и мог перевозить грузы на расстояние в 5 тыс. км. Новый самолет планировали оснастить передней и задней грузовыми рампами.

Важно

О том, что новый ПАК ТА – это не что иное, как доработанный Ил-106, в 2018 году агентству ТАСС заявил генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов.

Вероятно, что старая советская разработка послужит основой для нового транспортного самолета. Появилась информация, что новая машина будет оснащена самым мощным российским гражданским авиационным двигателем НК-93.

Есть информация, что в 2018 году началось эскизное проектирование ПАК ТА.

Вероятно, что основой для создания «Ермака» станут наработки по самолету Ил-106.

Для успешной реализации сложного проекта по созданию современного сверхтяжелого транспортного самолета будет создана новая корпорация: кроме ОАО «Ил» в нее войдет «ЭМЗ им. В.М. Мясищева» и «ОАК – Транспортные самолеты», а также два крупнейших российских авиазавода – Ульяновский и Воронежский (ВАСО).

Ильюшенцы имеют весьма амбициозные планы: кроме «Ермака», в конструкторском бюро занимаются разработкой Ил-112 (грузоподъемность 6 тонн), МТА (совместный российско-индийский проект с грузоподъемностью 20 тонн) и тяжелого самолета Ил-476 (60 тонн).

Создать новый тяжелый транспортный самолет будет непросто. После развала СССР были практически прекращены работы (из-за недофинансирования) по созданию нового двигателя НК-92 (93), придется решать множество других, не менее сложных технических задач. Однако другого пути просто не существует.

Новая бронетанковая техника, которую в ближайшие годы планируют поставлять в войска, требует новых средств для своей транспортировки. Ил-76 разрабатывался под габариты танка Т-72, для перевозки Т-90 его нужно разукомплектовывать. Еще острее проблема встанет после принятия на вооружение техники, созданной на базе боевой платформы «Армата».

БМП «Курганец» на несколько тонн тяжелее, чем БМП-3, что серьезно усложнит переброску мотострелковых подразделений по воздуху.

Согласно планам конструкторов, проект ПАК ТА будет готов к концу нынешнего десятилетия, а в начале следующего начнутся испытания нового самолета.

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/pak-ta-novyj-transportnyj-samolet/

Авиация : Министерство обороны Российской Федерации

Главная 

Авиация ВВС (Ав ВВС) по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию. Организационно авиация ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.

Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики.

Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач. Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил. Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны. Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР. Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра. Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки. Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления. Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе дальняя авиация продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.

Основные направления развития дальней авиации:

  • поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы;
  • создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ.

Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск. Часть сил ВТА может привлекаться к выполнению специальных задач. Основные направления развития военно-транспортной авиации: поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных ТВД, десантирования воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов Ил-76МД-90А и Ан-70, Ил-112В и проведения модернизации самолетов Ил-76 МД и Ан-124.

Оперативно-тактическая авиация предназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Армейская авиация (АА) предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий).

Бомбардировочная авиация (БА), имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине.

Штурмовая авиация (ША), имея на вооружении самолеты-штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине.

Читайте также:  Пожарные рукава: виды, применение, характеристики

Истребительная авиация (ИА), имея на вооружении самолеты-истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника.

Разведывательная авиация (РзА), имея на вооружении самолеты-разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.

Транспортная авиация (ТрА), имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач.

Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.

Специальная авиация (СпА), имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач.

Совет

Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для: ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и выполнения других задач.

Источник: https://structure.mil.ru/structure/forces/air/structure/aircraft.htm

Транспортные самолеты

Военно-транспортный самолёт — специально оборудованный самолёт, предназначенный для доставки войск, оружия и другого военного оборудования, а также для выброски парашютистов, эвакуации раненых, буксировки планеров и выполнения других вспомогательных задач.

В таких самолетах имеется специализированное оборудование (в отдельности или в совокупности) позволяющее обрабатывать и перевозить грузы, оружие и военную технику, размещать войска и осуществлять их десантирование, специальное навигационное оборудование и грузовые люки.

Различали пассажирские, грузовые и грузопассажирские военно-транспортные самолеты. По дальности полета, как и все другие самолеты транспортные подразделялись на ближние, средние и дальние. По грузоподъемности — на легкие (одно или двух моторные, грузоподъемностью до 1 т.

, могли садиться на неподготовленные аэродромы), средние (двух, — трех, — четырехмоторные, грузоподъемностью до 3 т.), тяжелые (четырехмоторные, грузоподъемностью до 15 т). Тяжелые транспортные самолеты строились лишь в Германии и США.

На средних и тяжелых самолетах могло устанавливаться пулеметное вооружение.

Первые попытки перевозки пассажиров и грузов в военных целях относились к концу Первой мировой войны. Уже в конце 20-х годов штабы армий многих стран поняли, какие козыри дает им в руки быстрая переброска войск и военных грузов воздушным транспортом. В первую очередь это коснулось операций в колониях, не обладавших развитой дорожной сетью.

Самолеты перевозили небольшие подразделения, боеприпасы, продовольствие и медикаменты, обеспечивали оперативное прибытие штабных офицеров в нужные места. Впоследствии англичане активно применили самолеты в колониальной практике в Индии и на Ближнем Востоке.

Они же первыми обзавелись транспортными машинами, специально строившимися для ВВС и унифицированными с состоявшими тогда на вооружении бомбардировщиками.

Численность военно-транспортной авиации во всех государствах мира в то время была небольшой, а состоящие в ней самолеты лишь незначительно отличались от своих прототипов — бомбардировщиков и гражданских пассажирских машин.

В то время господствовала концепция использования в качестве костяка военно-транспортной авиации парка самолетов, мобилизуемых из гражданской авиации. На эту ситуацию практически не повлияло и зарождение нового рода войск — воздушно-десантных.

К началу Второй мировой войны наиболее развитой военно-транспортной авиацией обладала Германия. Немцы первыми занялись проектированием специальных военно-транспортных самолетов.

Обратите внимание

Некоторые конструктивные решения, найденные тогда германскими инженерами, впоследствии стали широко применяться: верхнее расположение крыла, низко сидящий на многоколесном шасси объемистый фюзеляж, грузовые рампы для погрузки колесной техники.

После начала Второй мировой войны в ВВС всех стран влились машины гражданской авиации. Чуть позже началось серийное производство военно-транспортных самолетов, представлявших собой модификации пассажирских. Нехватку транспортных машин восполнили устаревшие бомбардировщики, полностью или частично разоруженные.

Эти самолеты и составляли основной парк военно-транспортной авиации, которой в годы Второй мировой пришлось решать две основные задачи. Первая — перевозки грузов и личного состава. Особо следует отметить авиационное снабжение окруженных группировок войск.

В конце войны транспортная авиация активно поддерживала наступательные операции войск антигитлеровской коалиции. Второй основной задачей транспортников являлись десантные операции. Германия широко комбинировала парашютные, планерные и посадочные десанты в Норвегии, Бельгии, Нидерландах, Югославии, в начальной фазе войны с СССР.

Практически только с воздуха она захватила о. Крит. Японские десантники прошли боевое крещение на севере о. Борнео, где с их помощью удалось предотвратить уничтожение нефтеперегонных заводов. Когда инициатива перешла к противникам «оси», они также ответили подобной тактикой.

Советская авиация высаживала парашютные десанты под Москвой и за Днепром, англо-американская — в Африке, Франции, Италии, Голландии и Германии. И завершили Вторую мировую высадки советских солдат на аэродромах в Маньчжурии и на Курилах.

Ориентировочное количество выпущенных транспортных самолетов в разрезе стран (без переданных/полученных)

Страна Количество самолетов Страна Количество самолетов
Австралия 46 Канада 904
Болгария 10 СССР 7978
Великобритания 1283 США 18943
Германия 5312 Франция 1350
Италия 1774 Япония 2893

В предвоенные годы и за период войны 10 стран выпустило 40 493 самолета различных типов. Причем 47% транспортных самолетов было построено в США. Самолеты, построенные в Англии, Италии и США использовались в 17 воюющих странах.

Источник: http://wwii.space/transportnyie-samoletyi/

Военные самолеты ВВС России и мира видео, фото, картинки смотреть

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г.

Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе.

Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского,, С. Уточкина.

Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь».

Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире — капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Важно

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния.

Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета.

Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием.

Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы.

Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д.

Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны — резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов.

Совет

В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета.

С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры.

Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety

Военно-транспортная авиация в интересах ВС Германии | ИнВоен Info

Стремление военно-политического руководства ФРГ играть ведущую роль среди европейских участников блока НАТО предъявляет повышенные требования в отношении готовности бундесвера к выполнению взятых международных обязательств.

ВС Германии должны быть способны быстро реагировать на изменение оперативной обстановки как в границах, так и за пределами зоны ответственности альянса.

Ключевую ответственность в обеспечении оперативных перебросок личного состава и военных грузов на большие расстояния берет на себя военно-транспортная авиация.

Военный воздушный транспорт – общие положения

В терминологии бундесвера мероприятия по глобальной переброске по воздуху войск и военных грузов получило обозначение логистических воздушных транспортных перевозок (logistischer Lufttransport), или  логистических воздушных транспортных операций (logistischen Lufttransportoperationen). Причем, к ним не относятся мероприятия, являющиеся составной частью боевых операций видов ВС или родов войск. Такие действия  обозначаются термином «воздушная мобильность».

Согласно взглядам командования ВС Германии, военно-транспортная авиация предназначена для проведения воздушных транспортных перевозок стратегического и тактического масштаба.

Под стратегическими понимаются переброски личного состава и грузов между Германией и зарубежной зоной проведения войсковой операции или между двумя разными оперативными зонами.

  Тактические воздушные перевозки осуществляются в пределах одной оперативной зоны.

Погрузка в самолет А400М

В узком практическом смысле военно-транспортная авиация ВВС Германии выполняет логистические воздушные перевозки в интересах войск для решения следующих задач:

  • стратегические или тактические переброски личного состава и материальных средств, включая дозаправку в воздухе;
  • транспортировка гуманитарных грузов и материалов обеспечения (например, для поддержки своего контингента, участвующего в оказании гуманитарной помощи);
  • перевозки воздушным транспортом больных и раненых или проведения воздушных эвакуационных операций (Aeromedical Evacuation);
  • перевозка негабаритного (очень большого размера или очень тяжелого) оборудования.
Читайте также:  Автоматические установки обнаружения и тушения пожаров

Как правило, воздушные транспортные операции проводятся в условиях «нормальных» для гражданского воздушного движения.

К ним привлекаются экипажи и самолеты с подготовкой и оборудованием, разрешенным к неограниченному использованию в международной авиации.

Такого рода мероприятия завершаются посадкой самолета (вертолета) на аэродром с последующей его разгрузкой с применением специальной техники. При этом, операции по перевозке больных и раненных альтернативных вариантов не имеют.

Транспортировка пострадавших

В зависимости от условий оперативной обстановки воздушные транспортные операции могут проходить также под угрозой для воздушного судна. В них могут задействоваться временные аэродромы, не оборудованные специальной погрузочно-разгрузочной техникой.

Обратите внимание

Полеты в подобных условиях завершаются либо посадкой на аэродром, либо десантированием личного состава и грузов над указанным районом. В этом случае авиационная техника и  экипажами должны иметь специальную подготовку.

В частности, экипажи пройти необходимую тактическую подготовку, а привлекаемая авиационная техника иметь специальное оборудование и достаточные средства самозащиты.

Выброска грузов

Военно-транспортная авиация бундесвера – возможности, управление и состав

Размер парка военно-транспортных самолетов, разнообразие и универсальность их типов являются определяющими в отношении готовности войск к проведению логистических воздушных транспортных перевозок.

По оценкам экспертов, опыт участия бундесвера в международных военных и гуманитарных миссиях показывает, что в настоящее время военно-транспортная авиация (ВТА) Германии по возможностям их обеспечения достигает своего предела.

В этой связи, к логистическим воздушным транспортным перевозкам в интересах ВС привлекаются не только силы и средства ВТА бундесвера, но и коммерческие гражданские транспортные организации.

Взаимодействие с последними организуется на основании двусторонних договоров или в рамках программы НАТО по международному решению стратегических транспортных задач SALIS (Strategic Airlift International Solution).

В рамках НАТО и ЕС в настоящее время оперативное управление ВТА бундесвера осуществляет Европейское военно-транспортное командование (European Air Transport Command, EATC).

Общее же руководство организацией логистических воздушных транспортных перевозок  в рамках ВС Германии возложено на транспортное управление центра тылового обеспечения бундесвера в г. Вильгельмсхафен (Wilhelmshaven).

Отдел воздушного транспорта в составе управления осуществляет оценку потребностей соединений, частей и других организаций вооруженных сил и возможность их удовлетворения силами ВТА.

EATC эмблема

Парк ВТА бундесвера

Из состава авиационного парка ВВС Германии к выполнению задач воздушных транспортных перевозок в интересах войск привлекается несколько типов военно-транспортной авиации: самолеты A310 MRTT, С-160 «Трансалл», А400М «Атлас» и вертолет CH-53.

Самолет A310 MRTT

Транспортный самолет модели A310 MRTT (Multi Role Tanker Transport) пригоден для перебросок личного состава и материальных средств, проведения дозаправок топливом в воздухе и транспортировки раненых.

Полезная нагрузка самолета составляет 40 т, вместимость – более 200 чел. Самолет имеет максимальную дальность полета 11 тыс. км при крейсерской скорости 860 км/ч. По оценкам экспертов, машина показывает достаточную оперативную производительность, однако не подходит для использования на временных аэродромах и не имеет средств самозащиты.

A310 MRTT

Парк A310 MRTT насчитывает пять машин, из них одна используется только для перевозки пассажиров (личного состава).

Важно

Организационно самолеты этой модели включены в состав авиационной группы министерства обороны ВВС Германии и дислоцируются на аэродроме Кёльн-Ванн.

Модель подходит к завершению срока полезного использования. В рамках международной кооперации ее замена на модель А330 ожидается с 2020 г.

Самолет C-160 «Трансалл»

На вооружении ВТА Германии эта модель стоит с 60-х годов прошлого века. C-160 «Трансалл» предназначен для тактических воздушных перевозок. Самолет способен перебросить 16 т груза на дальность до 1180 км с крейсерской скоростью 455 км/ч.

Его сильными сторонами являются пригодность к действиям на временных аэродромах и наличие средств самозащиты на части машин.

Тем не менее, специалистами отмечается несоответствие тактико-технических характеристик (ТТХ) модели сегодняшним потребностям бундесвера. Авиационный парк С-160 «Трансалл» насчитывает около 50 машин.

Подавляющая их часть входит в состав 63 авиационной транспортной эскадры (LTG 63, г. Хон).

C-160 Transall

Плановая замена С-160 на модель А400М «Атлас» началась с 2014 г. Однако, в связи с низкими темпами поставки нового самолета принято решение иметь «Трансалл» в составе ВВС Германии в ограниченном количестве.

Самолет A400M «Атлас»

Новый перспективный самолет A400M «Атлас» призван полностью заменить устаревшую модель С-160 «Трансалл».

Согласно оценкам, инновационный для транспортного самолета винтовой привод модели обеспечивает ей высокую оперативную производительность и гарантирует более эффективную поддержку больших контингентов войск в отдаленных оперативных районах. По заявленным ТТХ самолет позволяет перебрасывать до 116 чел. личного состава или перевозить 30 т груза на дальность до 4535 км с крейсерской скоростью 750км/ч.

В связи с проблемами производства первый серийный образец А400М «Атлас» принят в состав 62 авиационной транспортной эскадры люфтваффе (LTG 63, г. Вуншторф) только в конце 2012 г.

, а не как планировалось изначально в 2009 г. По состоянию на начало 2016 г. парк самолетов составлял всего три машины.

Совет

По разным оценкам, полное выполнение контракта на поставку новых машин возможно не ранее 2021 г.

A400M «Атлас»

В составе ВВС планируется иметь 53 самолета типа А400М «Атлас». Считается, что самолет существенно расширит возможности ВТА. В большей степени это коснется воздушных перевозок раненых, дозаправки в воздухе и операций в угрожаемом воздушном пространстве. Вместе с тем, отмечается, что возможности А400М «Атлас» для транспортировки негабаритных грузов практически отсутствуют.

Вертолет CH-53 «Сикорский»

Модель CH-53 является единственным тяжелым транспортным вертолетом в составе ВВС Германии. Модель стоит на вооружении 64 вертолетной эскадры (HSG 64, гг. Лаупенхайм и Шёневальде/Хольцдорф).

Вертолет предназначен для проведения тактических транспортных перебросок и используется, прежде всего, для обеспечения войск на линии соприкосновения с противником.

  При крейсерской скорости 215 км/ч «Сикорский» способен перевезти на дальность до 400 км 36 военнослужащих, а также 5,5 т груза внутри или 7,3 т груза на внешней подвеске. Авиационный парк модели составляет 64 машины.

Кроме того, около 20 вертолетов переданы в распоряжение службы поиска и спасения бундесвера.

Вертолет CH-53 «Сикорский»

EATC и международное сотрудничество

Европейское военно-транспортное командование (EATC) образовано 1 сентября 2010 г. и дислоцировано на авиабазе Эйндховен (Eindhoven, Нидерланды). С момента начала работы EATC заменило собой расформированное командование ВТА бундесвера (дислоцировалось в г. Мюнстер).

EATC штаб-квартира

Первоначально участниками EATC стали Германия, Франция, Бельгия и Нидерланды. С ноября 2012г. к командованию присоединился Люксембург, а с 1 января 2015г. – Италия. Командование предназначено для объединения и совместного использования многонациональных ресурсов.

Структура координирует воздушные транспортные перевозки, дозаправки в воздухе, проводит авиационные эвакуационные операции.

Обратите внимание

При этом, с одной стороны целью ставится оптимальное использование авиационного парка стран-партнеров (например, исключение пустых рейсов), с другой – обеспечение максимально эффективного выполнения заявок заказчиков.

Общий авиационный парк командования включает 11 различных типов транспортных воздушных судов. Ежегодно EATC управляет транспортировкой около 320 тыс. пассажиров и 20 тыс. тонн грузов. Дополнительно, проводятся учебные подготовительные полеты и полеты в ходе учений ВС, не несущие «полезной нагрузки». Например, общий объем полетов под контролем ЕАТК в 2015 г. составил более 50 тыс. часов.

EATC портфолио

Коммерческий воздушный транспорт

В ряде случаев, по характеристикам груза, условиям поставки или другим параметрам, проведение воздушной транспортной перевозки силами ВТА Германии может представляться не целесообразной или не возможной. В такой ситуации центр тылового обеспечения бундесвера принимает решение о привлечении коммерческого воздушного транспорта. При этом, ответственность за планирование и координацию ложится на центр.

В таких условиях подрядчиками бундесвера выступают гражданские логистические компании, действующие на основании рамочных договоров и имеющие соответствующий воздушный транспорт.

В частности, подобного рода рейсы совершались несколько раз в неделю из аэропорта Галле (г. Лейпциг) в аэропорт г. Мазари-Шариф (Афганистан). Помимо личного состава перевозились: армейская почта, предметы медицинского назначения, боевая техника.

Гражданским коммерческим транспортом осуществляется материальный обмен между Германией, США и Канадой. Дислоцированное в г.

Рестон (штат Вирджиния) командование немецких ВС в США и Канаде (BwKdo USA/CAN), взаимодействуя с центром тылового обеспечения бундесвера, обрабатывает грузовой поток для всех департаментов ВС Германии на Американском континенте.

Кроме того, гражданские подрядчики активно используются для обеспечения мелкомасштабных заявок или международных миссий по подготовке кадров.

Международная программа SALIS

В случае организации стратегических воздушных перевозок или получении заявки на транспортировку негабаритного груза центр тылового обеспечения бундесвера прибегает к возможностям программы SALIS. В этом случае за взаимодействие с немецкой стороной отвечает пункт координации программы (SALIS Coordination Cell, SALCC) в г. Эйндховен (Голландия).

Как правило, в рамках программы задействуется крупнейший в мире транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Его возможности позволяют перевозить до 120 т груза на дальность до 4800км. Всего было построено 55 машин. В рамках программы могут использоваться 24 машины. Другие АН-124 используются в интересах ВС России.

Участники программы 10 государств-членов НАТО (Бельгия, Чехия, Германия, Франция, Венгрия, Люксембург, Норвегия, Польша, Словакия и Словения) приобретают необходимые летные часы через предоплату. Бундесвер самостоятельно в 2016-17 гг. использовал SALIS более 100 раз и перебросил до 9 тыс. тонн грузов.

Важно

Основным подрядчиком выступает компания Ruslan SALIS GmbH, зарегистрированная в г. Лейпциг (ФРГ). Это совместное предприятие на паритетной основе компании «Волга-Днепр» (Россия) и  предприятия «Антонов авиалинии» (Украина).

Самолет Ан-124 компании «Волга-Днепр»

В настоящее время договор по SALIS действует только до конца 2018 г. Его дальнейшее продление находится в стадии рассмотрения.

По оценкам экспертов, вероятный выход из программы компании «Волга-Днепр» (в связи со складывающейся военно-политической обстановкой) окажет серьезное влияние на возможности EATC по грузоподъемности и перевозкам негабаритных грузов. Согласно расчетам, число предоставляемых часов полёта сократится с нынешних 2300 до 900.

Последний показатель соответствует возможностям, которые в одиночку способен реализовать украинский партнер, компания «Антонов авиалинии», со своим флотом самолетов АН-124.

Таким образом, обеспечивая международные обязательства Германии, ВВС бундесвера выполняют оперативные переброски войск и грузов в интересах ВС.

Подобные действия получили обозначение логистических воздушных транспортных перевозок, или логистических воздушных операций. Их основной исполнитель – военно-транспортная авиация страны.

В ее авиационный парк входят самолеты A310 MRTT, С-160 «Трансалл», А400М «Атлас» и вертолет CH-53.

В случае нецелесообразности или невозможности использовать военную технику привлекается коммерческий воздушный транспорт. Общее руководство операциями  осуществляет отдел воздушного транспорта в составе центра тылового обеспечения бундесвера.

По материалам журнала «Europäische Sicherheit & Technik»

Источник: https://invoen.ru/vvs/voenno-transportnaya-aviatsiya-vs-germanii/

Ссылка на основную публикацию