Тема 3.2 бесконфликтное общение. конструктивное общение

Правила бесконфликтного общения 6 Понятие конфликта

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основыбесконфликтного общения

Материалы для проведения классного часа

Подготовила Масенко С.В.
классный руководитель гр.38П

2010г.

Содержание

Понятие конфликта 3

Как возникают конфликты? 4

Технология разрешения конфликтов 5

Правила бесконфликтного общения 6

Понятие конфликта

Конфликт (от латинского  столкновение) — противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречиивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Неконструктивный (разрушительный) конфликт возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискре­дитируя и унижая его в глаза окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротив­ление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конфликт может быть и конструк­тивным (созидательным). Это когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.

При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения:

  • соперничество (противоборство) — открытая борьба за свои интересы;
  • сотрудничество — поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;
  • компромисс — урегулирование разно­гласий через взаимные уступки;
  • избегание — стрем­ление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее,не уступая своего, но и не настаивая на своём;
  • приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Как возникают конфликты?

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Наблюдение показывает, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.

Главную роль в возникновении конфликтов играют факторы,  способ­ствующие конфликту – конфликтогены — слова, действия (или бездействия), приводящие
к конфликту.

При этом прослеживается следующая закономерность – в процессе формирования конфликта происходит эскалация конфликтогенов. На конфликт в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Такую закономерность можно объяснить следую­щим образом.

Обратите внимание

Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компен­сировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникающего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, а для уверенности он делается с «запасом».

Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтобы впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Технология разрешения конфликтов

С чего начинается разрешение конфликта?

С установления его причин. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта
не с лучшей стороны.

Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя список противо­речивых интересов и объективно затрудняя нахождение основных причин.

Большую помощь в разрешении конфликтов оказывает владение формулами конфликта.

Главная формула конфликта:

(Конфликтная ситуация + Инцидент) = Конфликт

Конфликтная ситуация — это накопив­шиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент— это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт — это открытое противо­стояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга. Ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт — это значит:

1. устранить конфликтную ситуацию;

2. исчерпать инцидент.

Конечно, первое сделать сложнее, но и более важно.

К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Конфликт между людьми можно уподобить сорняку: конфликтная ситуация — это корень сорняка, а инцидент — та часть, что на поверхности.

Ясно, что, оборвав ботву сорняка и не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям.

Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.

Правила бесконфликтного общения

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.

Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу:

Правило 3. Проявляйте симпатию к собеседнику.

Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.

Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Важно

Следует вкратце сказать о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведе­нию агрессивность.

Сильные конфликто­гены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина.

И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопро­вождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» — эндорфинов.

Каждый из нас нуждается в поло­жительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.

И, в завершение, хотелось бы вспомнить стихи Омара Хайяма:

Других не зли, и сам  не злись —

Мы гости в этом бренном мире,

И, если что не так, смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно —

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

По материалам Государственного учреждения Московской области
«Областной социально-реабилитационный и научно-методический центр «Семья»»

Источник: https://gigabaza.ru/doc/71838.html

Бесконфликтное общение: основные принципы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Эта статья для тех, кто хочет исключить споры из своей жизни и научиться формировать отношения, основанные на уважении и доверии.

Стать интересным и приятным собеседником, а также добиться успехов в реализации поставленных задач.

А бесконфликтное общение как раз и предполагает всё вышеуказанное, являясь почвой для зарождения чего-то ценного и хорошего из конструктивно построенного диалога.

Конфликтогены

Существует такое понятие, как конфликтоген – это то, что провоцирует на возникновение ссоры, конфликтной ситуации. Не каждый человек способен заметить, что использует их во время разговора. Отчего потом удивляется или расстраивается, что приходится сталкиваться с агрессией со стороны окружающих.

Поэтому предлагаю рассмотреть виды конфликтогенов, которые существуют. Чтобы не приходилось размышлять о том, почему у других людей однотипные реакции на ваши слова и действия. Да и осознание последствия своих действий поможет предвосхитить массу ситуаций, разрушающих любой тип отношений. Итак, гарантированно вызывают злость и неприятие:

Упрёки

Они являются одной из форм проявления эмоционального насилия. Хотя в обществе является нормой общения, особенно в воспитательном процессе. Тот, кого упрекают, испытывает чувство вины за несоответствие своего поведения с ожиданиями окружающих. А так же злость, в виде вполне естественной защитной реакции.

Обобщения

Люди разные, даже если совершают похожие поступки. И каждому человеку важно ощущать себя уникальным, особенным. Каковым он по факту и является. Но обобщения сводят к минимуму тот факт, что в нём видят отдельную личность. Допустим, формулировка: «Все мужчины одинаковые» очень часто используется женщинами, которые разочаровались в выбранных партнёрах.

Негативный опыт построения близких отношений искажает восприятие представителей мужского пола в общем. Этим высказыванием, мало того что они создают барьер в процессе беседы, но и лишают себя возможности заметить действительно достойных мужчин в окружении.

Советы

Настойчивость в навешивании своего мнения касательно какого-то вопроса приводит к тому, что компанию такого человека будут стремиться избегать.

Каждый имеет право не только на жизнь, но и на то, чтобы жить, как ему хочется, даже совершая ошибки.

Поэтому если любая попытка пообщаться с вами заканчивается раздачей ценных советов – не удивляйтесь, если в один момент вас попросят удалиться. И как можно на дольше.

Жесткость границ

Если человек не просит, а требует разговаривать с ним так, как ему хочется и устанавливает запрет на какие-то темы – возникает масса напряжения от несвободы, невозможности прояснить важные вопросы.

Подобное поведение создаёт благоприятные условия для возникновения конфликта. Потому что рано или поздно к запрещённому разговору собеседник возвратится. Ведь его потребность осталась нереализованной. Такой себе незавершённый гештальт.

А, как вы знаете, психика стремиться завершить незавершенное любой ценой.

Ругательства

Матерные слова или те, что ранят, бьют по самооценке, угрозы, возможно и помогают выпустить пар, но вот наладить контакт – не особо. В шутку – да, если люди находятся на одной волне, но в напряженный момент наверняка только ухудшат ситуацию.

Как вы поняли, следует не просто исключить конфликтогены из своего повседневного общения, но и удерживаться, когда их используют по отношению к вам. Вы-то уже понимаете, к чему они приводят, а ваш собеседник может не располагать этой информацией или не желать преобразовывать свою жизнь в лучшую сторону, заниматься саморазвитием.

Эмпатия

Эмпатия – это способность сопереживать другому человеку. И никакие принципы построения конструктивного диалога не помогут, если вы не умеете сочувствовать и различать, какие эмоции испытывает собеседник. Помимо прочего важно использовать благожелательные посылы, которые создают благоприятную почву для приятного разговора. В их число входит:

  • Комплименты. Главное, чтобы был действительно правдивый и искренний комплимент, а не лесть, которая сработает противоположным образом. Пусть даже он не будет касаться темы разговора, всегда будет уместна заметка о чём-то приятном, красивом, что произвело на вас впечатление.
  • Улыбка. Она располагает к себе, особенно, если добродушная и искренняя.
  • Похвала. Вспомните себя, когда вас хвалят, поднимается ли настроение? В такие моменты даже готовность вступать в словесный бой пропадает.
  • Заинтересованность. Проявляйте интерес к личности собеседника, это основа построения доверительных и близких отношений.

Эти благожелательные посылы стимулируют выработку эндорфинов или как их ещё называют, гормонов счастья. А счастливому человеку не хочется воевать и конфликтовать.

Конфиктогены же наоборот, повышают уровень адреналина и норадреналина – гормоны стресса, провоцирующие на активные действия, борьбу.

Принципы

Существуют определённые положения этики общения, следуя которым личность повысит свою коммуникабельность и способность вести конструктивные разговоры, улаживать конфликты.

Итак, основные принципы:

  • Порядочность. То есть, следует относиться к другому человеку, даже незнакомому с уважением, считая его порядочной личностью. Независимо от того, представителем какого социального уровня он является.
  • Сохранение суверенитета и неприкосновенности человеческого достоинства. Каждый из нас имеет право считаться достойным. Поэтому и общаться с окружающими следует так, чтобы не принижать их личность.
  • Терпимость. Готовность принимать тот факт, что у других могут быть совсем отличные от ваших взгляды на жизнь, политику, религию, воспитание и прочее.
  • Справедливость и благородство. Важно проявлять тактичность, уважение к границам других людей и стремиться к объективности.
  • Милосердие. Проявлять сострадание и помогать тем, кто находится в сложных жизненных обстоятельствах, вместо того чтобы поднимать свою самооценку за их счёт.
  • Ненасилие. Любой вид насилия – это проявление агрессии.
Читайте также:  Терраса и природное террасирование

Приёмы

«Я-сообщения»

Вместо того чтобы упрекать партнёра, обратитесь к нему с просьбой в виде «Я-сообщения». Если вам что-то не нравится, шанс того, что вас услышат, возрастёт во много раз, если вы будете заявлять о себе и своих чувствах, а не обесценивать и винить другого.

Обратите внимание на разницу построения фраз: «Ты плохой и глупый, разве не мог сделать иначе?» и «Когда ты так поступаешь, я расстраиваюсь. Мог бы ты так больше не делать, потому что это причиняет мне боль?». Первый вариант явно звучит как обвинение, соответственно, никакого сочувствия не вызовет.

И тем более желания быть аккуратнее в своих действиях по отношению к говорящему.

Каждому человеку важно ощущать, что он хороший, умный, интересный и прочее. Отчего каждая негативная оценка будет восприниматься в штыки. Тогда ни о каком конструктивном решении вопроса не может быть и речи. Злость, даже если не будет открыто проявлена в силу мощности осуждающей фигуры, она всё равно возникнет. Разрушая постепенно доверие и близость.

Опыт

Когда вы даёте совет – это означает, что вы ощущаете себя более сильным и умным, чем партнёр. Власть у вас в руках и это может не нравится тому, кто хотел бы быть как минимум, наравне с вами. Запомните, если вы даёте совет – вы тогда и несёте ответственность за последствия.

Вы можете поделиться опытом, как, например, вы справлялись в какой-то ситуации. Но ни в коем случае не настаивать на совершении поступка, который, по вашему мнению является правильным. Даже если к вам обратились за советом, формируйте ответ так, чтобы у того человека оставалось пространство для самостоятельного принятия решения.

То, что помогло когда-то вам, не означает, что идеально подойдёт для других. Опять-таки, пригодятся «Я-сообщения», когда вы рассказываете историю о себе, а не даёте ценные указания, как надо правильно жить.

Быть искренним

Если вам не хочется обсуждать какую-то тему, не стоит обрывать попытки собеседника похожими фразами: «Всё, эта тема закрыта», «Больше об этом ни слова» и прочее. Не прояснение важных вопросов напоминает детскую игру в прятки. Когда ребёнок закрывает лицо руками и думает, что его не видно, раз он ничего не видит. И если о проблеме не говорить, это не значит, что её нет. Согласны?

В таком случае, будьте искренни и скажите о том, что воспоминания о чём-то доставляют вам боль, поэтому вы пока не готовы к подобному разговору. Или как там на самом деле у вас происходит.

Активное слушание

Личность, которая владеет информацией о приёмах активного слушания, а также использует их в повседневном общении, способна завоевать расположение абсолютно любого человека. Учитесь слушать и слышать именно то, что вам хотят донести. Люди склонны додумывать и фантазировать, вместо того чтобы прояснять, как на самом деле обстоят дела.

Именно по этой причине мы порой сталкиваемся с тем, что совсем не знаем близкого нам человека. А всё потому, что придуманный образ мешал видеть его реального. Поэтому освойте техники активного слушания, так вы не только наладите контакт с окружающими, но и узнаете много о них нового. Того, что раньше не замечали.

Завершение

Если уж сложилось так, что конфликт случился, ознакомьтесь с этой статьей. В ней указаны наиболее эффективные способы его разрешения.

Цените каждую свою минуту, не стоит тратить жизнь на создание ссор, которые не приводят к реализации своих желаний. Если у вас есть потребность в разрушении другого человека – подумайте над своей агрессивностью. А также попробуйте найти другие методы, которые помогут разрядить накопленный негатив. Берегите себя и близких!

А напоследок рекомендуем почитать статью, о способах развития своего активного и пассивного словарного запаса.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Источник: https://qvilon.ru/samorazvitie/beskonfliktnoe-obshhenie.html

Условия бесконфликтного общения

Цель: развитие коммуникативных навыков; социальной компетентности.

Задачи:

– ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия;

– ознакомление с барьерами общения;

– развитие навыков сотрудничества;

– отработка навыков бесконфликтного поведения;

– сплочение коллектива;

– развитие доброжелательности, эмпатии, толерантности, этических норм поведения.

Оборудование: карточки с изображением лица человека, карточки с обозначением роли, мячик, памятка «Рецепт счастья».

Организация пространства: работа в кругу.

1. Приветствие

Цель: создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Школьники передают мячик по кругу со словами: «Привет (имя), ты сегодня…»

2. Актуализация знаний

Цель: активизировать жизненный опыт детей, показать значимость изучаемого материала.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о том, как люди общаются друг с другом. Обсудим, что влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия.

Класс делится на две группы (по типу «день / ночь»). Работа с карточками.

Упражнение «Эффекты восприятия»

Каждой группе дается по фотографии одного и того же неизвестного человека (можно вырезать из журнала) с кратким пояснением. Одной группе говорится, что это фотографии преступника, другой — что это преподаватель. Дети сидят отдельно и фотографии друг у друга не видят.

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии.

Совет

Пояснение 1-й группе: Иванов Василий Сергеевич. За последние четыре года убил несколько человек (из газеты «Криминальные новости», 2004, № 7).

Пояснение 2-й группе: Петров Эдуард Иванович. Доктор химических наук, профессор. Получил Государственную премию за вклад в науку (из газеты «Аргументы и факты», 2003, № 5).

Учащиеся обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение в общем кругу. И здесь дети видят, что у них были фотографии одного и того же человека, а характеристики они дали разные.

Например, профессор — человек сосредоточенный, глубоко мыслящий, альтруистичный, так как для людей старается, для науки, взгляд у него внимательный.

Человек, который убивал людей, — жестокий, скрытный, напряженный, брови сдвинуты, нахмурены, взгляд исподлобья.

Ведущий. Итак, сейчас мы увидели одного и того же человека, а описание услышали разное. Почему?

(Учащиеся делают вывод, что на их мнение повлияли разные установки на человека, разное пояснение.)

3. Актуализация знаний

Цель:предоставление теоретической информации по теме занятия.

А) Ведущий. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных (бессловесных) сигналов.

На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним.

Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Внешность человека действительно несет много информации: мы можем узнать о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек.

Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже — понять темперамент, характер, то есть дорисовать психологический портрет.

Общению между людьми мешают:

– барьеры;

– ошибки восприятия.

Разберем подробнее.

Ошибки восприятия

Ошибки привлекательности

Если человек нам нравится (внешне!), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д.

Ошибки превосходства

Если человек превосходит нас по какому-то важному для нас параметру, то мы склонны оценивать его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы склонны его недооценивать.

Ошибка отношения к нам

Если человек хорошо к нам относится, мы склонны наделять его хорошими качествами.

Установка

Это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения.

Конечно, мы перечислили не все ошибки восприятия, но наиболее распространенные.

Ролевая игра «Барьеры в общении»

Обратите внимание

Б) Ведущий. Игра, которую мы сейчас проведем, поможет понять, какие между людьми существуют барьеры в понимании.

Выбираются пять человек — активных игроков, остальные — наблюдатели. Эти пять человек образуют небольшой круг, им на головы надеваются «шапочки» (из полоски бумаги) с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные учащиеся (наблюдатели) видят все роли игроков. Вслух говорить или подсказывать запрещается.

Задание: активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, чтобы другие игроки поняли, какая им досталась роль, дать им понять, что у них написано на шапочке. Соответственно, каждый должен понять, что написано на шапочке у него.

Роли:

– обращайтесь со мной как с лидером;

– игнорируйте меня;

– спорьте со мной;

– выслушивайте меня внимательно;

– соглашайтесь со мной.

Обсуждаемая ситуация: «Представьте, что вы сотрудники одной фирмы. Работаете вместе несколько лет, дружите семьями, отмечаете вместе некоторые праздники.

Однажды на Новый год вы в шутку купили лотерейный билет на общие деньги, деньги фирмы. Через некоторое время вы узнаете, что билет оказался выигрышным. Вам предлагают либо машину, либо деньги.

Вам необходимо решить, какой взять выигрыш».

Далее участники игры обсуждают ситуацию (дается несколько минут), остальные наблюдают.

После выполнения задания – общее обсуждение.

Вопросы игрокам:

– Кто догадался, какая роль ему досталась, что помогло понять?

– Как вы друг другу помогали?

– Что было легко, что тяжело?

– Свойственна ли вам такая позиция в обыденном общении?

– Что было приятно, что неприятно?

– Что помогло (или помешало) договориться, решить проблему?

Предлагается высказать свои мнения наблюдателям.

В совместном обсуждении определяются «барьеры общения»:

– демонстрация разницы позиций;

– непонимание интересов собеседника;

– конфликтогенные черты характера;

– некоммуникабельность;

– отсутствие чувства юмора;

– неумение слушать;

– оценочные суждения.<\p>

В) Ведущий. Мы обсудили, что такое восприятие, как строится понимание между людьми, что мешает общению, какие барьеры могут возникать в процессе общения. Сейчас мы обозначим условия бесконфликтного общения.

Класс снова делится на две группы (по типу «луна/ солнце») так, чтобы учащиеся попали в новые группы.

Читайте также:  Взаимодействие рф с международными организациями, осуществляющими гуманитарную деятельность

Упражнение
«Условия бесконфликтного общения»

Задание: обсудить условия бесконфликтного общения. Создается общий список.

Например:

– управление эмоциями;

– умение конструктивно выражать негативные чувства;

– безоценочное обсуждение;

– умение располагать к себе и др.

Ведущий. Можно ли считать это основой жизненного успеха, успеха в учебе, любви, дружбе, профессии? Что нужно знать, чтобы общение было конструктивным?

Учащиеся. Знать ошибки восприятия, учитывать барьеры общения, развивать коммуникативные навыки.

4. Закрепление

Цель: закрепление изученного.

Работа по группам.

Упражнение «Договоритесь»

Задание: проигрывая вымышленную ситуацию, необходимо договориться, используя при этом все полученные знания по теме занятия.

Ситуация: общей группе предлагается на выбор поездка в Москву или в Санкт-Петербург. Обе группы должны договориться о том, куда они все вместе поедут. Принятое решение должно устроить всех.

Обсуждение:

– Какие стратегии вы выбирали?

– Какие встречались барьеры?

– Что получилось, не получилось?

5. Итоги

Цель: рефлексия занятия.

Учащимся предлагается поделиться эмоциями, мнениями о занятии. Раздаются «подарки»:

6. Прощание

Цель: закрепление хорошего настроения.

Школьники встают в круг, улыбаются друг другу и аплодируют.

Юлия ХРОМОВА, ведущий психолог МОУ ППМСцентра ППРК г. Удомля,

Тверская область

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701309

Бесконфликтное общение

Споры, ссоры и словесные притязания неминуемы в человеческой жизни, и зачастую это происходит постоянно, что не доставляет особой радости. В таких тяжелых буднях правила общения без конфликтов просто необходимы.

Принципы бесконфликтного общения

Когда начались разногласия, в беседе нужно стараться вовремя превратить их в конструктивную форму общения. Чтобы избегать конфликтов, изначально необходимо обратить внимание на незатейливые правила:

  1. Не быть провокатором конфликта. Порой даже интонация, показавшаяся собеседнику оскорбительной, может стать искрой для очага ссоры.
  2. Быть внимательным к оппоненту, обязательно его выслушать, уважать его мнение, даже если ваше ему противоречит.
  3. Если дело дошло до критики, то она должна быть осторожной, не относиться к личности и ее качествам, а быть направленной конкретно на определенный поступок.
  4. Еще до начала беседы подготовить себя к позитивному исходу общения, быть доброжелательным и всегда улыбаться. Не стоит подлизываться к партнеру, просто нежно создайте благоприятную атмосферу во время взаимного общения.
  5. Если ваш оппонент является подчиненным, то никогда не нужно говорить о том, что его дела непоправимы. Всегда можно исправить ошибки, а вселяя в людей легкость решения вопроса, можно избежать катастрофы в беседе.
  1. Не стоит обвинять собеседника. Его нужно постараться понять. Это лучше критики, так как развивает в человеке терпимость, сочувствие и доброту.
  2. Главное — возбудить в человеке интерес, чтобы появилось личное желание сделать что-то в ответ.
  3. Необходимо перестать думать о личных желаниях и достоинствах. Лучше распознать положительные качества других людей и искренне одобрить их.
  4. Лучшее влияние на собеседника — это разговоры о его желаниях, чтоб в дальнейшем дать дельный совет по поводу того, как добиться желаемого, если конечно у вас этот совет попросят.
  5. Всегда нужно учитывать мнение, точки зрения, планы и стремления всех лиц, участвующих в разговоре.

Тренинг «Бесконфликтное общение» — дельные уроки по развитию своего внутреннего успешного собеседника. Цель тренинга — освоить приемы бесконфликтного общения и избавления от недопонимания в межличностном общении, выбор и реализация стратегий и тактик поведения в конфликтах.

Основными заинтересованными лицами подобной программы являются руководители, менеджеры среднего и высшего звена, специалисты и начальники групп, подразделений, отделов.

Краткое содержание подобного тренинга:

  1. Виды конфликтов и их особенности, их роль в коллективе и влияние на психологический климат отдела.
  2. Прогноз к предрасположенности конкретной группы людей к конфликтам и стратегии их поведения.
  3. Техники предупреждения споров — вербальная и невербальная.
  4. Тренировка принципов предупреждения конфликта.
  5. Ознакомление и применение на практике техники эффективного урегулирования конфликтов в различных ситуациях и группах.

После прохождения подобных тренингов руководители и все присутствующие приобретают положительный опыт построения правильных отношений в любых ситуациях. Техника бесконфликтного общения в коллективе быстро и грамотно преподается психологами, помогающими изучить все аспекты и закрепить результаты на практике.

Видео по теме статьи


Список вопросов Артура Арона, которые приводят к взаимопониманию3 отрицательная группа крови
Особенности третьей группы крови с отрицательным резус-фактором

Как перестать обижаться и наладить отношения после ссоры

Этапы отношений между парнем и девушкой

По каким законам развиваются отношения между парнем и девушкой



Как стать хорошим собеседником

Знак зодиака Дева: совместимость со знаками гороскопа

Какой знак зодиака наиболее подходит Деве для серьезных отношений



Что делать, если со временем дружба увядает

Источник: https://webdiana.ru/jenskoe-zdorovye/psihologia/4049-beskonfliktnoe-obschenie.html

Приемы бесконфликтного общения План l l l

Приемы бесконфликтного общения

План l l l Типы межличностных конфликтов Линии поведения в конфликтных ситуациях Пути разрешения конфликтов Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов Приемы бесконфликтного общения

Типы межличностных конфликтов l Конфликт – это взаимодействие двух или нескольких людей, имеющих взаимоисключающие цели (по крайней мере, воспринимаемые ими как таковые) и реализующих их один в ущерб другому. В основе любого конфликта – конфликтная ситуация.

В свою очередь в структуре конфликтной ситуации можно выделить участников конфликта и его объект – то, изза чего возник конфликт, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть как материальным (например, какая-либо престижная вещь), так и идеальным ( правила поведения, статус в группе и т. д. ).

Важно

Конфликтная ситуация может существовать задолго до возникновения конфликта, никак не проявляясь. К примеру, в комнате, в которой проживают поэт, музыкант и футболист, — один телевизор.

Конфликт может возникнуть только тогда, когда они одновременно выразят желание посмотреть свои любимые передачи: один – вечер поэзии, другой – концерт, третий – футбол – и попытаются завладеть пультом управления. Такие действия условных жителей комнаты называют инцидентом.

Конфликты, происходящие из-за конкретных объектов, некоторые исследователи называют деловыми. Затянувшийся деловой конфликт может перейти в эмоциональный, т. е. основанный исключительно на чувствах антипатии и враждебности участников конфликта по отношению друг к другу.

По количеству лиц, участвующих в конфликте, можно выделить диадические, локальные (вовлечена некоторая часть группы), всеобщие (вовлечены все взаимодействующие люди) и межгрупповые конфликты. Конфликты могут быть вертикальными (между руководителем и подчиненными в конкретной группе) и горизонтальными (между равноправными членами коллектива).

С точки зрения осознания участниками конфликтной ситуации конфликт характеризуют как адекватно или неадекватно понятый, а также как ложный (объективная конфликтная ситуация отсутствует и отношения ошибочно воспринимаются людьми как конфликтные).

В зависимости от причины возникновения конфликтной ситуации различают производственноорганизационные (из-за проблем в организации совместной деятельности), межличностные (определяемые особенностями взаимоотношений: нет взаимопонимания, психологическая несовместимость и т. д.

) и личностные (имеющие в основе особенности личности, их внутренние переживания, обиды или разочарования) конфликты. По критерию «целесообразность – нецелесообразность возникновения конфликта» определяют неизбежные, необходимые, вынужденные и функционально неоправданные конфликты.

Очень важно при разрешении конфликта учитывать, на каком из этапов развития находится конфликт в настоящий момент.

Первый этап – напряжение и дискомфорт во взаимоотношениях людей, второй – инцидент, актуализация конфликтной ситуации, третий – осознание людьми взаимоотношений конфликта, четвертый – развитие конфликтных отношений и действий, пятый – завершение конфликта, установление новых взаимоотношений между участвовавшими в конфликте (в том числе возможен их полный разрыв). С этих позиций конфликт можно характеризовать как кратковременный, длительный или затяжной (зашедший в тупик); а также – как управляемый или неуправляемый. По результату специалисты различают мобилизующие и дезорганизующие, а также стабилизирующие (направлены на устранение поведения, отклоняющегося от принятых в группе норм), конструктивные (способствующие развитию группы) и деструктивные (приводящие к углублению проблемы) конфликты.

Линии поведения в конфликтных ситуациях Выделяют несколько основных стилей поведения людей в конфликтных ситуациях. Уклонение (уход, избегание): действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии; в ответ на обвинения проявляется стремлении перевести разговор на другую тему.

Для человека, использующего этот стиль поведения, прежде всего важно сохранить взаимоотношения, что в ряде жизненных ситуаций целесообразно. Вместе с тем, конфликт не разрешается и, при наличии объективной конфликтной ситуации, может возникнуть снова.

Приспособление (уступка): также выражается в стремлении уйти от конфликта, но при этом человек готов пренебречь своими интересами в пользу другого. Такой стиль поведения может быть характерен человеку в силу его индивидуальнопсихологичесих особенностей, а также проявляться во взаимоотношениях «подчиненный – руководитель» .

Совет

Целесообразен, когда исход дела не существенен для данного человека, но весьма значим для другого, а также – на этапе поиска путей разрешения другой, более сложной конфликтной ситуации.

Конкуренция (противоборство): действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы (с использованием принуждения, психологических средств давления). Этот стиль поведения целесообразен в экстремальных ситуациях.

Если используется постоянно, без учета объективных обстоятельств и интересов группы, приводит к нарушению взаимоотношений и психологического климата в группе. Компромисс: действия человека направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны.

Принимается «среднее» решение, устраивающее в основном всех участников, несмотря на сохраняющуюся «зону взаимного несогласия» . Преимущества данного стиля в быстром разрешении конфликта.

Однако это решение не всегда справедливое, а потому, хотя и не так выражено, как в других ситуациях, сохраняется эмоциональная неудовлетворенность у участников конфликта.

Сотрудничество: предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ — самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это — единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

Пути разрешения конфликтов Для конструктивного разрешения конфликта важны следующие условия: 1) адекватность восприятия конфликта, 2) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон, 3)создание климата взаимного доверия и сотрудничества, 4) совместный поиск взаимных интересов, альтернативных способов выхода из конфликта и решения по разрешению конфликта.

Часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем действия и намерения как свои, так и другого человека, нашего оппонента.

Обратите внимание

К типичным искажениям восприятия конфликта относятся: «иллюзия собственного благородства» (кажется, что истина и справедливость полностью на нашей стороне), «поиск соломинки в глазу другого» (замечаем недостатки прежде всего у нашего оппонента, но не у себя), «двойная этика» (одинаковые поступки свои и оппонента оцениваем по-разному), «все ясно» (чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных). Может иметь место так называемое самоподтверждающееся допущение: приписывая другому враждебные намерения, мы своим поведением невольно действительно толкаем его к такому поведению. К человеку, который вступил с нами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие и готовность заняться разрешением общих проблем, не пуская их «на самотек» .

Читайте также:  Специальная защитная одежда пожарного

Чем точнее определение основных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения.

Последовательность совместных дейс твий, направленных на преодоление конфликта, предполагает несколько этапов: 1)определение основной проблемы, 2)определение вторичных причин конфликта, 3) поиск возможных способов разрешения конфликта, 4) принятие общего решения о выходе из конфликта, 5) реализация намеченного плана, 6) оценка эффективности предпринятых усилий.

Большинство конфликтов имеет несколько причин, и этот факт делает возможным взаимовыгодные решения. Ключ к получению взаимовыигрышного решения проблемы состоит в том, чтобы удовлетворить важное для человека желание, а взамен добиться уступок в других, не очень важных для него, вопросах.

Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Обмен такими чувствами, даже негативного характера, на этапе изучения конфликта целесообразен. При этом рекомендуется использовать тип «явысказываний» : «я обиделся» . «я рассердился» и т. д. При этом «нападайте» на проблему, а не на личность.

Это, к примеру, значит, что высказывание «вы нарочно ставите громкую музыку, чтобы раздражать меня» должно быть перефразировано примерно так: «Когда я слышу громкую музыку у вас, мне трудно сосредоточиться, так как это вызывает у меня раздражение» . Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой человек.

Попытайтесь встать на позицию другого человека и взглянуть на ситуацию «его глазами» . При обсуждении конфликта следует избегать угроз, вранья, хладнокровной отповеди. Польский психолог Е. Мелибруда отмечал, что «подчас, прикрываясь хорошими манерами и вежливым тоном, люди идут на преднамеренное психологическое убийство другого» .

Вместе с тем обязательное условие разговора – максимально возможный спокойный тон высказываний, точность и продуманность фраз.

Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов l l l l l 1. Эмпатия. 2. Доброжелательность. 3. Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями). 4. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы). 5.

Инициативность ( способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими «идти вперед» , а не только реагировать на их действия), 6. Непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к ним). 7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах). 9.

Принятие чувств (отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства). 10. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений. 11.

Важно

Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе.

Посредник выполняет важнейшие функции косвенного управления ходом конфликта. Посредничество включает пять основных этапов. Первый — организация опосредования конфликта. Предполагает инициирование и индивидуальную подготовку (мотивирование, объяснение основных условий эффективного разрешения конфликта и пр.

) участников конфликта к предстоящему взаимодействию, а также поиск удобного (лучше на нейтральной территории) места для их встречи. Второй этап –мотивация и установление отношений между участниками разрешения конфликта в начале их встречи и формулирование правил поведения на всех стадиях совместной работы.

Третий этап – монологическое опосредование конфликта – в организации поочередного высказывания участниками конфликта своих позиций, взглядов, чувств, отношений, оказание помощи им в этом проясняющими вопросами.

Диалогическое опосредование конфликта – четвертый этап посредничества, главной задачей которого является постепенный перевод общения участников конфликта в прямой, непосредственный диалог и помощь при затруднениях в этом разговоре. Заключительный этап — подведение итогов конфликта.

Предполагает совместный с участниками процесса краткий обзор конфликтной ситуации, обобщение достигнутых договоренностей и формулирование (даже в письменном виде) взаимного соглашения, фиксирующего основные результаты разрешения конфликта. В основе стратегии разрешения конфликта методом посредничества лежит методика эффективного общения.

Приемы бесконфликтного общения l l l 1. Ведущему диалог необходимо отождествлять себя с оппонентом как рационально (стараться понять его логику), так и эмоционально (представить себе его состояние). 2.

Подавать мысль не в прямом, безапелляционном тоне, а в демократическом стиле приглашения к обсуждению в виде речевых контактных формул: «Ты, конечно, понимаешь, давай вместе подумаем, может быть, на это стоит взглянуть по-другому? Твоя точка зрения мне пока непонятна. . . мне все-таки кажется. . . » . 3.

Избегать знаков превосходства в виде приказа ( «рассказывай, что у тебя произошло, ответь, до каких пор. . . » ); обвинения ( «не вижу, что ты исправился: опять прогуливаешь. . . » , «от тебя никому житья нет. . . » ); нравоучения ( «тебе не нужно дружить с этой компанией, ты должен брать пример с. . . » , «давно пора исправиться» ); речевых форм скрытого превосходства ( «ай, да брось ты. . .

» , «хватит, и так все ясно. . . » , «еще бы ты. . . » , «еще не хватало. . . » ). 4. Чрезвычайно конфликтогенным фактором может стать юмор, часто при проработках переходящий в ехидство, насмешку. Юмор должен быть обоюдонаправленным по формуле «мы. . . , с нами. . . , ты и я. . . , все мы. . . » или направлен на ситуацию, но ни в коем случае не на личность оппонента. 5.

Совет

Демонстрировать знаки уважения к оппоненту: цитировать его, ссылаться на него, подчеркнуто вежливо обращаться по имени. 6. Использовать невербальные средства общения (контакт глаз, достаточно близкая дистанция между говорящими, интонация, мимика, жесты) для создания атмосферы спокойной доверительности.

Источник: https://present5.com/priemy-beskonfliktnogo-obshheniya-plan-l-l-l/

Презентация по дисциплине Безопасность жизнедеятельности на тему: «Бесконфликтное общение и саморегуляции в повседневной деятельности в экстремальных условиях военной службы » для специальности 26.02.03 Судовождение

Тема: Бесконфликтное общение и саморегуляции в повседневной деятельности в экстремальных условиях военной службы.

Разработал:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Митяев Игорь Иванович

Печорское речное училище — филиал ФГБОУ ВО ГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова

2017 год

Различают следующие конфликты:

Внутренние конфликты  — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта. Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних конфликтов, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.

Внешние конфликты — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

Антагонистические конфликты  — это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами.

Термин «антагонизм» распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации:

Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

Избегание  — уход от конфликтной ситуации.

Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Соперничество — активное противостояние другой стороне.

Сотрудничество  — попытка прихода к совместному решению.

Правила бесконфликтного общения:

  • В своей речи следите за словами , которые могут вызвать обиду или негативную реакцию сотрудника и спровоцировать конфликтную ситуации в коллективе.
  • Подходите к любому сослуживцу с позиций гуманистического отношения : доброжелательно, сочувственно, уважительно.
  • Старайтесь быть уравновешенными , спокойными и уверенными в общении с коллегами. Помните, что уверенность и высокомерие не тождественные понятия.
  • При агрессии, направленных против Вас, смените на некоторое время тему разговора.

5. … не ущемляйте права человека с которым взаимодействуете. Не задевайте его чувств, говоря о качествах его личности.

6. …всегда своевременно разъясняйте возникшие в ходе обсуждения недоразумения, задавая уточняющие вопросы.

7. … умейте признавать свои ошибки …

8…. Свободно и своевременно извиняйтесь , если знаете о своей ошибке. Умейте признавать свою неправоту. В другой раз Вы сможете рассчитывать на такое же признание со стороны Ваших коллег;

Профилактика появления конфликта

… соблюдение социальной дистанции.

… внесение разнообразия в служебных отношениях.

… сглаживайте острые ситуации.

… старайтесь быть «своим» человеком для всех коллег.

… помните о значимости каждого сослуживца.

Шесть способов расположить людей к себе

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. 2. Улыбайтесь. 3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным. 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать Вам о себе. 5. Ведите разговор в круге интересов Вашего собеседника. 6. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.

Десять способов изменить человека, не нанося ему обиды и не возбуждая негодования

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства человека. 2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме. 3. Прежде чем критиковать других, скажите о своих собственных ошибках 4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказы. 5.

Дайте человеку возможность сохранить свое лицо. 6. Хвалите каждый, даже скромный успех человека и будьте при этом искренни и щедры в похвалах. 7. Создавайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним. 8.

Пользуйтесь поощрениями, сделайте так, чтобы недостатки, которые Вы хотите исправить в человеке, выглядели легко исправимыми, а дело, которыми Вы его хотите увлечь, легко выполнимым. 9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что Вы хотите. 10.

Критика бесполезна так как человек вынужден обороняться, чтобы не терять свое лицо.

Двенадцать способов склонять людей к своей точке зрения

1. Единственный способ добиться наилучшего результата в споре — это уклониться от спора. 2. Проявляйте уважение к мнению другого. Никогда не говорите человеку, что он не прав. 3. Если Вы не правы, признайте это сразу и чистосердечно. 4.

Вначале проявите свое дружеское отношение. 5. Пусть Ваш собеседник с самого начала будет вынужден отвечать Вам «да», «да» 6. Дайте собеседнику возможность выговориться. 7. Пусть Ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему самому. 8.

Обратите внимание

Честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого. 9. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. 10. Взывайте к благородным побуждениям. 11. Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их. 12.

Бросайте вызов если хотите склонить мужественных людей с характером к своей точке зрения.

Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-distsiplinie-biezopasnost-zhi-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector