Технология ликвидации чрезвычайных ситуаций (чс)

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различают три основных этапа.

На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств индивидуальной защиты.

Проводятся эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий.

Обратите внимание

Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.

На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования. На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (подразделения гражданской обороны объекта).

Для получения сведений о сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановке проводят разведку очага поражения — территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чрезвычайной ситуацией.

Форма очага поражения зависит от вида чрезвычайной ситуации: при взрывах и землетрясениях — форма круглая, при ураганах, затоплениях и смерчах — имеет вид полосы, при пожарах и оползнях образуется очаг поражения неправильной формы и т.д.

Различают простые и сложные (комбинированные) очаги поражения, Простые очаги поражения возникают под действием одного опасного или вредного фактора чрезвычайной ситуации, а комбинированные — от воздействия нескольких факторов.



На втором этапе проводятся спасательные и другие неотложные работы, а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, начатых на первом этапе.

Продолжаются локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чрезвычайной ситуации разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводится их розыск и извлечение из завалов.

Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон.

Важно

В случае необходимости (выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности.

Специальная обработка состоит из обеззараживания и санитарной обработки. Обеззараживание включает в себя следующие операции: дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию и дератизацию.

Дезактивация — это удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистка от них воды.

Различают механический и физико-химический (химический) способы удаления радиоактивных веществ (радиоактивной пыли) с очищаемых поверхностей. Механическое удаление радиоактивной пыли сводится к смыванию ее водой под давлением с поверхности загрязненных предметов.

При использовании химического способа радиоактивную пыль связывают специальными растворами, препятствуя тем самым ее распространению в окружающей среде.

Для этого используют поверхностно-активные (порошок Ф-2, препарат ОП-7 и ОП-10) и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи (фосфаты натрия, трилон Б, щавелевую и лимонную кислоты, соли этих кислот).

 Если загрязненная территория имеет твердое покрытие, то ее дезактивируют механическим способом. Территории без твердого покрытия обрабатывают пленкообразующими и закрепляющими растворами (латекс, спиртосульфатная барда, нефтяные шламы и др.

) или просто водой, после чего связанную таким образом радиоактивную пыль удаляют с поверхности зараженной территории, срезая бульдозерами или грейдерами загрязненный слой грунта толщиной 5—10 см. Этот грунт помещают в металлические контейнеры и захоранивают на специальных полигонах.

Обработанную территорию засыпают слоем незагрязненного грунта толщиной 9—10см. Дезактивацию поверхностей зданий проводят путем связывания радиоактивной пыли пленкообразующими составами с последующим ее удалением мощными пылесосами.

Возможна также обработка поверхностей малоэтажных зданий и растительности водой или дезактивирующими растворами с привлечением специальной техники (пожарных машин, мотопомп),

Совет

Существуют различные методы дезактивации воды: фильтрование, отстаивание, перегонка, очистка с использованием ионообменных смол. Зараженные открытые водоемы дезактивируют, обрабатывая абсорбирующими и комплексообразующими глинами. Очистку рек, ручьев и иных стоков проводят, пропуская воду через плотины фильтрующего типа.

В качестве фильтрующего элемента в них используют адсорбирующий наполнитель. Дезактивацию колодцев проводят многократным откачиванием из них воды и удалением зараженного грунта со дна. Для дезактивации упакованных продуктов питания заменяют загрязненную тару.

Если продукты не были упакованы, то с их поверхности снимают зараженный слой.

Следующая операция обезвреживания — дегазация. Ее используют для разложения отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. В качестве дегазирующих веществ используются также химические соединения, которые вступают в реакцию с отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.

Для удаления отравляющих и сильнодействующих химических веществ с зараженных поверхностей используют моющие растворы, приготовленные на основе порошка СФ-24 или бытовых синтетических моющих веществ. Эти растворы, не обезвреживают отравляющие вещества, а лишь позволяют быстро смыть их с зараженной поверхности.

Дегазацию проводят с применением воды, моющих растворов, растворов дегазирующих и органических веществ, используя моечные машины. Если имеет место комбинированное загрязнение радиоактивными и отравляющими веществами, то сначала проводят дегазацию, а уж затем дезактивацию.

Для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных в окружающей среде проводят дезинфекцию. Ее осуществляют физическими, химическими и механическими методами.

Физические методы применяют в основном при кишечных инфекциях. К этим методам относятся: кипячение белья, посуды, предметов ухода за больными, сжигание ненужных и непригодных для дальнейшего использования вещей.

Химический метод дезактивации заключается в уничтожении болезнетворных микробов и разрушении токсинов дезинфицирующими веществами, в качестве которых используются этанол, пропанол, фенол (карболовая кислота) и его производные (например, трихлорофенол), а также ряд других веществ. Зараженную бактериологическими агентами территорию обрабатывают (поливают) дезинфицирующими веществами. Этот способ дезактивации является основным.

Механический метод дезинфекции заключается в удалении зараженного слоя грунта или устройстве настилов.

Обратите внимание

С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний используют методы дератизации, заключающиеся в уничтожении переносчиков этих заболеваний (мышей, крыс, других грызунов). Как и дезинфекция, дератизация может осуществляться химическим, механическим и биологическим методами. Например, крыс уничтожают, используя в качестве ядохимиката карбонат бария.

Специальная обработка включает в себя и санитарную обработку, под которой понимают комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава спасательных формирований и населения радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериологическими средствами. При санитарной обработке обеззараживают как поверхность тела человека, так и наружные слизистые оболочки. Обрабатывают также одежду, обувь и индивидуальные средства защиты.

Различают полную и частичную санитарную обработку. Первой из них подвергается личный состав спасательных формирований, а также эвакуированное население после выхода из загрязненных зон.

При полной санитарной обработке обеспечивается полное обеззараживание от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. Она проводится на пунктах специальной обработки людей.

Одежда и другие предметы и вещи обеззараживают камерным или газовым методом, а также замачиванием в растворах дезинфектов и последующей стиркой, кипячением и др.

Частичная санитарная обработка осуществляется непосредственно в очаге поражения для исключения вторичного инфицирования людей. При этом проводят механическую очистку и обработку открытых участков кожи, поверхностей одежды, обуви и индивидуальных средств защиты.

На заключительном (третьем) этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства, которые выполняются строительными, монтажными и другими специальными организациями.

Читайте также:  Ионизационные пожарные извещатели: виды и принцип действия

Кроме этого, осуществляется ремонт жилья или возведение временных жилых построек. Восстанавливаются также энерго- и водоснабжение, объекты коммунального обслуживания и линии связи.

Важно

После окончания этих и ряда других работ производится возвращение (реэвакуация) населения к месту постоянного жительства.

Источник: http://bgdstud.ru/uchebnye-materialy-bzhd/698-likvidaciya-posledstvij-chrezvychajnyx-situacij.html

Этапы организации ликвидации чрезвычайных ситуаций

Защита населения при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера представляет собой комплекс способов и мероприятий, направленных на предупреждение или максимальное ослабление поражения людей и сохранение их работоспособности.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

— проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;

— приведение в готовность средств защиты;

— подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;

— проведение санитарных и противоэпидемических мер;

— подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Процесс ликвидации ЧС условно можно разделить на три этапа:

Первый этап — проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения, подготовке сил и средств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АСДНР.

Второй этап — проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

Третий этап — ликвидация долгосрочных последствий чрезвычайной ситуации.

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим включает:

— оповещение об опасности;

— использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;

— эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;

— соблюдение режимов поведения;

— розыск, извлечение, вывод (вынос) пострадавших и оказание им медицинской помощи.

Для предотвращения развития или уменьшения опасных воздействий ЧС производится:

— локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);

— приостановка или отключение технологических процессов;

— тушение пожаров;

— санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

Основными мероприятиями по подготовке к проведению спасательных и других неотложных работ являются:

— проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

— приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС;

— выдвижение оперативных групп и определение границ зоны ЧС;

— принятие решения на проведение АСДНР.

Границы зоны ЧС определяет назначенный руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации исходя из складывающейся обстановки по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайной ситуации.

Руководители аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

Совет

Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей работ по ликвидации ЧС, по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

Полномочия руководителя работ по ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

— о проведении эвакуационных мероприятий;

— об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

— о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

— о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

— о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

— о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

— о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС, АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

С получением данных о возникновении чрезвычайной ситуации оперативный дежурный органа управления по делам ГОЧС докладывает о них руководителю и другим должностным лицам, определенным инструкцией, а также в вышестоящий орган управления и информирует военное командование. Распоряжением руководителя органа исполнительной власти (председателя КЧС) вводится в действие план действий по предупреждению и ликвидации ЧС и организуется выполнение мероприятий, предусмотренных этим планом.

Обратите внимание

В соответствии с планом производится оповещение населения, при этом доводится информация о факте ЧС, необходимых правилах поведения и мерах защиты. Одновременно начинается выполнение предусмотренных планом мероприятий по защите населения и предотвращению или уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Приводятся в готовность органы управления и силы, предназначенные для решения задач защиты населения и проведения спасательных и первоочередных аварийно-восстановительных работ.

Приведение в готовность органов управления заключается в оповещении и сборе личного состава, занятии пунктов управления (рабочих мест) и обеспечении средствами связи и транспортом.

С приведением в готовность комиссия по ЧС организует выполнение всех мероприятий, предусмотренных планом. При необходимости план корректируется. Свою деятельность комиссия осуществляет через орган управления по делам ГОЧС (аппарат комиссии) и свою оперативную группу.

Силы приводятся в готовность поочередно. В первую очередь приводятся в готовность разведывательные формирования и те силы, которые необходимы для выполнения задач по защите населения, локализации очагов поражения и подготовке спасательных работ (формирования охраны общественного порядка, медицинские, противопожарные, транспортные подразделения ведомственных спасательных служб).

Приведение сил в готовность заключается в оповещении и сборе личного состава, сборе техники, обеспечении личного состава средствами защиты и имуществом, занятии им исходных районов. Контроль за приведением сил в готовность осуществляют органы управления по делам ГОЧС.

Читайте также:  Гражданская оборона россии: история становления и этапы развития

В первую очередь организуется охрана общественного порядка. Организуется оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулирование движения. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информированию населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке поведения.

Разведка устанавливает и представляет данные о месте и характере аварии (катастрофы, стихийного бедствия), масштабах поражения (разрушения, затопления) и другие сведения о сложившейся обстановке.

Важно

Орган управления по делам ГОЧС анализирует и обобщает данные разведки и готовит предложения председателю КЧС для принятия решения. При принятии решения учитывается прогноз развития обстановки.

В решении указываются: краткие выводы из оценки обстановки с учетом ее развития; основные задачи по защите населения, ведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ; состав и задачи привлекаемых сил; порядок и сроки выполнения мероприятий; организация взаимодействия, материально-технического обеспечения и управления.

В соответствии с принятым решением уточняются существующие планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Выполнение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ является основной задачей второго этапа. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия последствий чрезвычайной ситуации.

Второй этап характерен тем, что на этом этапе:

— окончательно вырабатывается решение на проведение АСДНР;

— осуществляется постановка задач создаваемым силам и средствам;

— организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий;

— проводится весь необходимый комплекс АСДНР;

— осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами РСЧС.

При этом продолжают решаться задачи первого этапа АСДНР.

Задачи привлекаемым для проведения спасательных и других неотложных работ силам ставит председатель комиссии по ЧС (руководитель ликвидации ЧС). Воинским соединениям, частям и подразделениям задачи ставятся через представителя военного командования.

Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧС может выводиться из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

На третьем этапе решаются задачи по ликвидации последствий ЧС. Работы третьего этапа условно подразделяются на две группы:

Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Жизнеобеспечение населения (ЖОН) направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении).

В этих целях проводятся следующие мероприятия:

— дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;

— выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;

— перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;

— организация учета и распределения материальной помощи;

— обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения, в том числе организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения;

— организация восстановления систем и объектов первоочередного ЖОН;

— организация медицинского обеспечения, проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

— временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах;

— обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;

— проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний;

— расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройства.

— реэвакуация населения (после создания необходимых условий).

Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуированного населения выполняются местными органами власти с привлечением организаций, учреждений и предприятий.

Совет

Организуется справочно-информационная служба о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания.

После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.

Комиссия оценивает объем выполненных АСДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектов социального и производственного назначения.

В акте указывается объем выполненных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и объем необходимых работ по восстановлению нормального функционирования экономики (объектов) и условий жизнедеятельности населения в пострадавшем районе.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта социального и производственного назначения. С утверждением акта на передачу окончательное восстановление всей инфраструктуры возлагается на руководителя соответствующего органа исполнительной власти или руководителя организации.

Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании решения соответствующей КЧС после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

Работы второй группы проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

Обратите внимание

Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органов исполнительной власти. Комиссии по ЧС оказывают им помощь и контролируют выполнение мероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и других специализированных организаций.

Источник: https://studopedya.ru/1-82879.html

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Ликвидация последствий чс должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различают три основных этапа.

На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чс и о необходимости использования сиз. Проводятся эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи.

Принимаются неотложные меры для локализации аварий, в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.

На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования.

На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (гражданские организации гражданской обороны объекта).

Для получения сведений о сложившейся в результате чс обстановке проводят разведку очага поражения — территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чс. Форма очага поражения зависит от вида чс. Различают простые и комбинированные очаги поражения. Простые очаги возникают под действием одного фактора чс, а комбинированные — от воздействия нескольких факторов.

На втором этапе проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР), а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чс, начатых на первом этапе.

Продолжаются локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чс разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводятся их розыск и извлечение из завалов.

Читайте также:  Восстановление управления в военное время

Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон.

Важно

В случае необходимости (выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению АСиДНР в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности. Специальная обработка состоит из обеззараживания и санитарной обработки. Обеззараживание включает в себя следующие операции: дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию и дератизацию.

дезактивация — это удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистка от них воды. Различают механический и химический способы удаления радиоактивных веществ с очищаемых поверхностей. Механическое удаление радиоактивной пыли сводится к смыванию ее водой.

При использовании химического способа радиоактивную пыль связывают специальными растворами, препятствуя тем самым ее распространению в окружающей среде. для этого используют поверхностно-активные и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи. Если загрязненная территория имеет твердое покрытие, то ее дезактивируют механическим способом.

Территории без твердого покрытия обрабатывают пленкообразующими и закрепляющими растворами (латекс, спиртосульфатная барда, нефтяные шламы и др.) или просто водой, после чего связанную таким образом радиоактивную пыль удаляют с зараженной территории, срезая бульдозерами или грейдерами загрязненный слой грунта толщиной 5—10 см.

Этот грунт помещают в металлические контейнеры и захоранивают на специальных полигонах. Обработанную территорию засыпают слоем грунта толщиной 9—10 см. дезактивацию поверхностей зданий проводят путем связывания радиоактивной пыли пленкообразующими составами с последующим ее удалением мощными пылесосами.

Для дезактивации воды используют фильтрование, отстаивание, перегонку, очистку с использованием ионообменных смол. Зараженные открытые водоемы дезактивируют, обрабатывая абсорбирующими и комплексообразующими глинами. Очистку рек, ручьев и иных стоков проводят, пропуская воду через плотины фильтрующего типа.

В качестве фильтрующего элемента в них используют адсорбирующий наполнитель. Дезактивацию колодцев проводят многократным откачиванием из них воды и удалением зараженного грунта со дна. Для дезактивации упакованных продуктов питания заменяют загрязненную тару. Если продукты не были упакованы, то с их поверхности снимают зараженный слой.

дегазация — это операция по разложению отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. В качестве дегазирующих веществ используются химические соединения, которые вступают в реакцию с отравляющими и ядовитыми веществами.

Совет

для удаления отравляющих и химических веществ с зараженных поверхностей используют моющие растворы, приготовленные на основе порошка СФ-24 или бытовых синтетических моющих веществ. Эти растворы не обезвреживают отравляющие вещества, а лишь позволяют быстро смыть их с зараженной поверхности.

При комбинированном загрязнении радиоактивными и отравляющими веществами сначала проводят дегазацию, а уж затем дезактивацию.

для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных проводят дезинфекцию. Ее осуществляют физическими, химическими и механическими методами. Физические методы применяют в основном при кишечных инфекциях.

К ним относятся кипячение белья, посуды, предметов ухода за больными, сжигание ненужных и непригодных для дальнейшего использования вещей.

Химический метод заключается в уничтожении болезнетворных микробов и разрушении токсинов дезинфицирующими веществами, в качестве которых используются этанол, пропанол, фенол (карболовая кислота) и его производные. Механический метод заключается в удалении заражённого слоя грунта или устройстве настилов.

С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний используют методы дератизации, заключающиеся в уничтожении переносчиков этих заболеваний (мышей, крыс, других грызунов). Как и дезинфекция, дератизация может осуществляться химическим, механическим и биологическим методами.

под санитарной обработкой понимают комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава спасательных формирований и населения радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериологическими средствами. При санитарной обработке обеззараживают поверхность тела человека и наружные слизистые оболочки. Обрабатывают также одежду, обувь и средства защиты.

Различают полную и частичную санитарную обработку. Первой из них подвергается личный состав спасательных формирований, а также эвакуированное население после выхода из загрязненных зон. При полной обработке обеспечивается полное обеззараживание от радиоактивных, отравляющих и бактериальных средств. Она проводится на пунктах специальной обработки людей.

Обратите внимание

Одежда и другие предметы и вещи обеззараживают камерным или газовым методом, а также замачиванием в растворах дезинфектов и последующей стиркой, кипячением и др. Частичная обработка осуществляется непосредственно в очаге поражения для исключения вторичного инфицирования людей.

При этом проводят механическую очистку и обработку открытых участков кожи, поверхностей одежды, обуви и индивидуальных средств защиты.

На заключительном (третьем) этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов экономики, которые выполняются строительными, монтажными и другими специальными организациями.

Кроме этого, осуществляется ремонт жилья или возведение временных жилых построек. Восстанавливаются также энерго- и водоснабжение, объекты коммунального обслуживания и линии связи.

Важно

После окончания этих и ряда других работ производится возвращение (реэвакуация) населения к месту постоянного жительства.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Источник: http://rgrtu-640.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/51.html

Действия общевойсковых формирований при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2008, стр. 2-7

Действия общевойсковых формирований при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Генерал-майор в отставке И.Н. ВОРОБЬЕВ,

доктор военных наук

Полковник В.А. КИСЕЛЕВ,

доктор военных наук

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ситуации природного и техногенного характера являются спутниками нашей жизни. На территории России, обладающей чрезвычайно большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, за год случается 350-400 опасных событий природного характера. Только за пять лет, с 1990 по 1995 год, произошло 120 землетрясений.

Особенно часто возникают опасности техногенного характера. С 1992 по 1997 год зарегистрировано около 5,7 тыс. чрезвычайных ситуаций такого типа.

Это обусловлено наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Таких производств в России насчитывается 45 тыс.

, из них свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительным количеством опасных химических веществ.

Важно

Основная ответственность в осуществлении государственной политики России в сфере защиты ее населения и территорий возложена на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Для этого создана и ныне эффективно действует система федеральных, межрегиональных, региональных, муниципальных, объектовых органов управления, специально подготовленные силы и средства МЧС.

Тем не менее при возникновении крупномасштабных аварий и катастроф для их ликвидации неизбежно привлекаются воинские части. Так, при ликвидации чернобыльской аварии было задействовано 210 воинских частей общей численностью 340 тыс. чел. Более 90 тыс.

военнослужащих находились в зоне аварии в самый острый период ее ликвидации с апреля по ноябрь-декабрь 1986 года.

Основную роль сыграли воинские части и в ликвидации последствий катастрофических землетрясений в Спитаке, Кировокане, Ленинакане (1988), на Курилах (1994), в Нефтегорске (1995).

С учетом накопленного опыта в РФ в начале 90-х годов прошлого столетия была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), мозговым, управляющим и организующим центром которой стало МЧС. Основной целью создания этой системы было объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Источник: http://militaryarticle.ru/voennaya-mysl/2008-vm/10108-dejstvija-obshhevojskovyh-formirovanij-pri

Ссылка на основную публикацию