Системы противопожарной защиты: способы, требования, проверка

Проверка работоспособности систем противопожарной защиты

Главная → Статьи → Пожарная сигнализация

Что нужно знать руководителю компании, чтобы правильно организовать проверку

По данным ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Московской области», в 60% случаев испытания систем противопожарной защиты на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по их работоспособности.

Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя.

Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности.

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты: разберемся с понятиями

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:

  • по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
  • по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов.

Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В отличие от рабочего состояния, работоспособное не обязательно подразумевает использование объекта в данный момент времени по назначению, а лишь констатирует такую потенциальную возможность. Термин «работоспособность» по своему объему значительно шире, чем, например, исправное состояние, ведь исправность обуславливается лишь соответствием всех требований производственной документации.

В случае неработоспособности система неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций. Это может быть обусловлено как внутренними особенностями системы, так и некачественностью ее профилактического технического обслуживания. Отсюда, техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания объекта обслуживания в работоспособном и исправном состояниях.

Обратите внимание

Несмотря на то, что термины «техническое обслуживание» и «проверка работоспособности» никогда официально тождественными не считались, долгое время эти работы в силу требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима) проводились единой компанией, имеющей лицензию МЧС России. Такая организация привела к тому, что руководитель предприятия для обеспечения требований ПБ заключал один договор на оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию с поставщиком услуг, т.е. поручал и проверку работоспособности, и техническое обслуживание фактически одному и тому же исполнителю.

Сложившаяся судебная практика, подтвердила, что именно исполнитель при оказании таких услуг обязан выявлять неисправности и несоответствия требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринимать меры для устранения выявленных нарушений. Невыполнение таких действий трактовалось судьями как грубое нарушение лицензионных требований исполнителем и служило основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В сентябре же 2016 года в Правила противопожарного режима были внесены изменения, правительство РФ сделало в пункте 61 отсылку к национальному стандарту по вопросу проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты.

Стандарт появился спустя год (речь идет о ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений.

Общие требования», далее — ГОСТ Р 57974-2017) и установил дополнительное требование к стороннему исполнителю проверки работоспособности — подтверждение компетенции в системе добровольной сертификации.

Именно с этого момента вопрос о разделении понятий технического обслуживания и проверки работоспособности стал остро: специалисты пришли к выводу, что для технического обслуживания достаточно лицензии МЧС России, а для проверки работоспособности — «обязательно» наличие сертификата соответствия.

Чем регламентирована проверка работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ: обзор последних изменений

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Говоря о стандартах как о регламентирующих документах, не следует упускать из вида их исключительно рекомендательный характер.

Статья 26 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» утверждает, что применение национального стандарта обязательно для лица только в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, по общему же правилу, документы национальной системы стандартизации применяются в добровольном порядке.

В упомянутом выше ГОСТ Р 57974-2017 к системам противопожарной защиты, которые подлежат проверке, относятся:

  • АУПТ — автоматические и автономные установки пожаротушения;
  • автономные устройства пожаротушения;
  • АУПС — автоматические пожарные сигнализации;
  • СОУЭ — системы оповещения и управления эвакуацией;
  • системы противодымной защиты;
  • внутренние противопожарные водопроводы.

В документе также отражены общие требования и периодичность проведения проверок работоспособности, порядок их организации и требования к технической документации. В числе прочих документов ГОСТ Р 57974-2017 отсылает к следующим стандартам:

Кто проводит проверку работоспособности АУПС, АУПТ и СОУЭ. Обязательна ли «добровольная» сертификация?

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 выдвигает четкие требования к лицам (организациям и индивидуальным предпринимателям), уполномоченным участвовать в проверке работоспособности систем противопожарной защиты (далее — ППЗ) в качестве специалистов.

Напомним, что организацией этого мероприятия занимается руководитель проверяемого предприятия, и именно на его плечи ложится ответственность за подбор квалифицированных участников.

Согласно ГОСТ Р 57974-2017, в качестве специалиста альтернативно привлекается:

  • штатный эксперт-аудитор;
  • на договорной основе лицо, компетентность которого подтверждена системой добровольной сертификации.

Понятие эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) определено в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Таковым является должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обладающее специальными знаниями.

Важно

При этом, как сообщает МЧС России, до настоящего момента порядок аккредитации таких экспертов не установлен, а в действующих документах разъяснений по этому поводу нет.

Вместе с тем, в августе 2017 года МЧС России подготовлен Проект постановления Правительства РФ «Об аттестации экспертов в области оценки пожарного риска», который до сегодняшнего дня активно обговаривается учеными и практиками. Документ устанавливает, что аттестацию будет проводить территориальный орган МЧС России. Проект предусматривает:

  • критерии аттестации;
  • перечень документов, необходимых предоставить заявителю;
  • сроки рассмотрения заявления;
  • порядок проведения квалификационного экзамена;
  • правила формирования реестра экспертов;
  • порядок прекращения его полномочий.

Таким образом, пока вопрос с подтверждением компетентности эксперта-аудитора остается открытым, руководителю организации ничего не остается, как обращаться к «лицу, компетенция, которого подтверждена системой добровольной сертификации».

В этой связи стоит обратиться к Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривает обязательное подтверждение соответствия только для продукции, в то время как работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения, т.е.

обязательному подтверждению не подлежат.

Несмотря на это, определение, использованное в ГОСТ Р 57974-2017, не дает никакого другого варианта подтверждения компетентности, кроме как с помощью системы добровольной сертификации. Таким образом, термин «добровольность», в отсутствие альтернативы, по факту несет скорее «обязательный» характер.

Исходя из Перечня национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 304-р, ГОСТ Р 57974-2017 в перечень «обязательных» стандартов до настоящего момента не внесен, однако это не означает, что изменения не могут произойти в ближайшее время. В связи со спецификой регулирования, в частности, в связи с ужесточением требований к привлекаемой экспертной организации, а также периодичности мероприятий, процедура проведения проверки работоспособности существенно усложнится. В этом случае под удар попадут, в первую очередь, представители малого и среднего бизнеса: теперь они обязаны будут организовывать не только техническое обслуживание, но и проверку работоспособности, при чем, силами различных организаций (имеющих лицензию МЧС РФ и подтвердивших компетенцию в системе добровольной сертификации соответственно).

Как подтвердить компетентность в системе добровольной сертификации по новому ГОСТу

Система добровольной сертификации — это система, созданная юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для подтверждения соответствия товаров и услуг требованиям действующих нормативов.

Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации ведется на сайте Росстандарта. Сегодня в Реестре содержатся более 40 систем сертификации, в названиях которых прямо закреплено словосочетание «пожарная безопасность».

Несмотря на это сегодня на сайте Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (далее — НСОПБ) содержится утверждение о том, что «для проведения проверки работоспособности систем и элементов противопожарной защиты собственник может просто выбрать организацию, чья компетентность подтверждена в рамках НСОПБ».

Таким образом, НСОПБ сегодня позиционируется как фактически единственная организация, которая может подтвердить компетентность лиц (как экспертной организации, так и экспертов-аудиторов) в системе добровольной сертификации на монопольной основе.

Для этого экспертная организация должна содержать в штате как минимум:

  • двух экспертов;
  • двух испытателей;
  • испытательную лабораторию.

Специалист же должен обладать высшим или средним профессиональным профильным образованием, иметь соответствующий стаж практической деятельности и пройти необходимую подготовку.

По результатам проверки документов и в случае принятия решения об аккредитации (аттестации) экспертная организация получает Свидетельство об аккредитации (подтверждении компетентности) и утвержденные области оценки соответствия органа по сертификации и испытательной лаборатории, а эксперт — аттестат компетентности.

На официальном сайте НСОПБ размещены письма МЧС России, Научного исследовательского Московского государственного строительного университета, ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», из которых делается вывод о необходимости и достаточности сертификата системы НСОПБ для оценки и подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.

Совет

В этой связи хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на существование предусмотренного Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Нашумевшим примером применения этой статьи в практике Федеральной антимонопольной службы является Предупреждение, вынесенное в отношении Минобнауки России по поводу письма, в котором были указаны хозяйствующие субъекты, действующие на рынке услуг по добровольной сертификации спортивного оборудования и инвентаря. Федеральная антимонопольная служба посчитала такие действия ограничением выбора хозяйствующих субъектов и созданием дискриминационных условий на рынке услуг по проведению добровольной сертификации.

Читайте также:  Обозначение на касках пожарных

Кроме этого, законодательством о защите конкуренции предусмотрены запреты на:

  • недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение;
  • недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения;
  • злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Учитывая изложенное, действия и документы НСОПБ, определенно, подлежат правовой оценке Федеральной антимонопольной службой и другими уполномоченными организациями.

Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат

Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

  • один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;
  • один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017.

Существенно, что для проверки используется только аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. Методика проверки базируется на межгосударственных и национальных стандартах, а также технической документации завода-изготовителя.

Долгое время для целей технического обслуживания и проверки работоспособности систем ППЗ использовались Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору), утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 3 июля 2014 года. Этот документ содержит краткое описание методов проверки отдельно для каждого вида систем и установок ППЗ.

В результате проверки комиссия составляет:

  • акт проверки — если в состав комиссии входит эксперт-аудитор;
  • сертификат соответствия или акт о наличии неисправностей — если проверка проводится экспертной организацией.

Форма акта проверки работоспособности содержится в Приложении № 19 к приказу МЧС России от 28 мая 2012 года № 292 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В акте указываются:

  • данные проверяемого предприятия и эксперта;
  • период проведения проверки;
  • вид проверяемых систем ППЗ;
  • перечень проведенных работ;
  • результаты проверки, вывод о работоспособности или неработоспособности системы.

В случае же привлечения экспертной организации, по результатам проверки работоспособности предприятие получает сертификат соответствия, который регистрируется в Федеральном реестре государственного технического комитета по стандартизации и учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты. Последнее, безусловно, дает предприятию, привлекающему экспертную организацию, существенные преимущества и делает этот вариант организации более привлекательным.

Таким образом, проверка работоспособности систем и установок ППЗ — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности.

Национальный стандарт в этой области настоятельно рекомендует пользоваться услугами специалистов, компетентность которых подтверждена в системе добровольной сертификации.

Такое регулирование существенно усложняет организацию проверки и возлагает на представителей бизнеса дополнительные затраты, что выглядит крайне непоследовательно с учетом оглашения Президентом России в очередном послании Федеральному Собранию новых экономических и социальных перспектив для малого и среднего бизнеса.

Источник: сайт Альянс «Комплексная безопасность»

Статью прислал: Справка01

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/pozh_sign/proverka_rabotosposobnosti_sistem_protivopozharnoj_zawity/

Требования по проверке пожарной сигнализации и пожарной безопасности ГОСТ Р 57974-2017

  14.09.2018 Tags:

Сегодня я, Хамзина Г.И. совместно с Мухтяровым Р.К. раскроем и разъясним вам важную тему.

А именно – поговорим о новом ГОСТ Р 57974-2017 и требованиях по проверке работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений которая касается всех предприятий, в чью сферу деятельности входит ремонт пожарной сигнализации, обслуживание и монтаж различных средств защиты от пожаров. Но еще больше этот вопрос касается клиентов этих предприятий, заказчиков работ.

По этим требованиям предприятие, которое проводило ТО СПЗ и клиент создавали комиссию, которая проверяла автоматика средств противопожарной защиты, с периодичностью 1 раз в квартал, после чего составляли Акт об этом мероприятии.

Обратите внимание

Проверка сводилась к тому, что комиссия проходила по объекту, просматривала извещатели, слушали, как работает сирена, как получает сигнал ПЦН (если он есть на объекте). Стоимость таких работ раз в квартал небольшая, подрядчики всеми силами старались удешевить работы.

Со временем цена проверки упала настолько, что делать проверку почти перестали.

Это стало хорошим способом заработать на госзаказах, брали в работу несколько сотен объектов и жили в свое удовольствие. При этом какого-то качества не было в принципе.

В результате трагедии как в «Зимней Вишне» или «Хромой лошади», где все СПЗ были актированы, но не сработали. Но Акты ежеквартальные этих объектов имеются в наличии, их подписывали Заказчик и Подрядчик работ.

Все системы, которые должны были предотвратить пожар не выполнили своих функции и этим занимается Прокуратура.

Что изменилось в новом пункте 61? Сейчас на руководство объектов возлагается не просто ответственность за проверку работы СПЗ. И руководство должно обеспечивать проверки, согласно инструкциям производителя компонентов и другого оборудования пожарной защиты.

Это должно соответствовать национальным ГОСТ. Соответствовать международным стандартам в наших условиях, это, скажем прямо, утопия.

Но возникает вопрос – что такое национальный стандарт? Есть ли уже такие ГОСТ? Пока предприятия использовали РД (регламентные документы) различных годов, это было понятно.

Требования и порядок проведения проверок

Вот как описана цель документа:

Достаточно ясно видно, что цель проверки теперь состоит не только в проверке работы систем противопожарной защиты, но и в определении того, можно ли продлить эксплуатационные сроки.

Если есть элементы, просроченные по нормам производителя либо морально старые, то комиссия теперь не может игнорировать сей факт.

Она должна принять ответственное решение – система или продолжает работу, или нет.

Идем далее.

Важный нюанс, на который надо обратить внимание. Право проверять системы имеет право только квалифицированный эксперт, имеющий подтверждение компетенции (добровольная сертификация). Экспертов теперь (для ежеквартальных проверок!) потребуется очень много, будут курсы обучающие, которые будут выдавать сертификаты, с занесением в реестр.

Проверять может или физическое лицо, с дипломом и сертификатом, которое работает в штате какой-либо организации, юрлицо (оно, очевидно, должно иметь в штате НЕСКОЛЬКО таких специалистов), ИП. Если вы хотите зарабатывать на жизнь такими проверками – сами решите, как оформиться.

Точнее, комиссия выявит, а вопросы будет задавать работник прокуратуры. Впрочем – что могут сделать такому аудитору? Он всего лишь подтвердил, что техника работала, комиссия ходила и это видела. А при пожаре не сработала защита от пожара. Это же техника. Максимум что возможно в качестве наказания эксперта – уволить его, лишить возможности заниматься аудитом.

Важно

И возникает интересный момент – при аудите/тестировании больших объектов найти кучу недоработок и в системах противопожарной защиты (пожаротушение, дымоудаление, система пожарной сигнализация) не трудно. Ведь в ней тысячи элементов.

Это может создать почву для коррупции и вымогательства со стороны внешних проверяющих! В организациях с крупными объектами будут проще держать своего штатного сертифицированного эксперта-аудитора для регулярных ежеквартальных проверок.

Он будет контролируемый.

Но в этом случае – ничего сверхсложного, методики проверок давно существуют, они создаются в ВНИИПО (научно-исследовательский институт пожарной охраны), прописаны в инструкциях производителей. Могут быть созданы и самой экспертной организацией.

Кто успеет первым – существенное поднимет продажи оборудования. Продукция с уже разработанными и получившими одобрение методиками тестов будет пользоваться большим спросом.

Тем не менее, надо обратить внимание на тот факт, что теперь экспертные организации могут вносить в акты замечания, что документация на проверяемое оборудования была не в нужном количестве.

Обязательность исполнения и применения ГОСТ Р 57974-2017

Подведем итоги нашего пристального обзора ГОСТ Р 57974-2017. Что мы получим в ближайшее время?

  1. Аудит систем противопожарной защиты теперь выполняется по закону экспертами-аудиторами.
  2. Они получили возможность очень методично и по закону «пить кровь» с организаций, производящими техобслуживанием систем пожарной защиты.
  3. Заказчики не будут платить за ТО системы, пока не получен сертификат соответствия.

Конечно, такие системы «саморегулируется». «Сарафанное радио» разнесет, что некая организация слишком придирчиво относится к аудиту, а кто-то «лоялен» и хочет, чтобы им позолотили ручку. Большие фирмы, занятые обслуживанием систем пожарной защиты, зарегистрируют параллельные экспертные организации. Мелкие будут «золотить ручку», опять коррупция и круговая порука.

Ну что же – пора впадать в отчаяние, искать экспертов и проводить ежеквартальные аудиты? Нет, сроки пока не определены. Официальный сайт МЧС РФ опубликовал заявление, ГОСТ, хотя он и действующий, но проверки систем противопожарной защиты по нему пока сугубо добровольные и если нет сертификатов, штрафовать вас не будут.

Таким образом данный ГОСТ не обязателен для применения, носит добровольный характер. Ответственность за не соблюдение не предусмотрена. Учитывая это ООО «ГЕФЕСТ-АЛАРМ» просит в целях уменьшения трат не покупать не нужные сертификаты.

Источник: https://www.gefestalarm.ru/news/trebovaniya-po-proverke-funkcionirovaniya-spz-na-obektah/

Проверка работоспособности пожарной сигнализации

Для обеспечения безопасности людей и сохранности имущества при возникновении пожара, все большее количество коммерческих, бытовых и промышленных объектов оборудуются системой пожарной сигнализации. В большинстве случаев такая тенденция наблюдается вследствие строгого контроля представителями пожарной инспекции за состоянием пожарной безопасности в местах крупного скопления людей.

Давайте более детально разберем основное назначение, функции сигнализации, периодичность и методы выполнения проверки, а также узнаем какие документы должны быть оформлены для предоставления в пожарную службу.

Назначение пожарной сигнализации

На сегодняшний день существует огромное количества сигнализаций, которые обеспечивают противопожарную безопасность на промышленных, коммерческих и гражданских объектах и способны не только оповещать находящихся на объекте людей, но также сообщать о возникновении пожара и управлять автоматическими системами пожаротушения.

Схема подключения пожарной сигнализации на производстве

Рассмотрим более детально функции пожарной сигнализации.

Функции пожарной сигнализации, обязательные к проверке

Вне зависимости от производителя, пожарная сигнализация обязана выполнять следующие функции:

  1. Звуковое или светозвуковое оповещение персонала о возникновении пожара на ранней стадии (благодаря датчикам задымленности);
  2. Передача сигнала тревоги на централизованный пульт противопожарной организации для мгновенного выезда бригады на место аварии;
  3. Включение системы автоматического тушения пожара;
  4. Включение систем, ответственных за удаление дыма из помещения;
  5. Прекращение работы приточной вентиляции;
  6. Спуск всех типов лифтов на первый этаж здания;
  7. Автоматическое отключение источников электроснабжения.
Читайте также:  Испытание ломов пожарных: тяжелого, легкого, универсального

Однако, как и для каждого автоматизированного комплекса, для ее надежной работы необходимо время от времени проводить испытания и проверки. Естественно возникает вопрос, как часто должна осуществляться проверка работоспособности пожарной сигнализации?

Разновидности датчиков и пультов системы пожарной сигнализации

После сдачи объекта в эксплуатацию, вся ответственность за функционирование всех узлов ложится на руководителя предприятия или на лицо ответственное за противопожарную безопасность.

Именно по этой причине на каждом объекте где установлена пожарная сигнализация ведется журнал, в который лицо ответственное за систему АПС вносит записи о возникших неисправностях, ложных срабатываниях и их причинах, а также результатах проверки.

Помимо записей ответственного лица, в этом журнале должны быть и отметки специализированной организации, которая выполняет техническое обслуживание и испытание на работоспособность подобных систем. Обязательное требование к специализированной организации – наличие лицензии и разрешений на подобный вид деятельности.

Периодичность проверки пожарной сигнализации

Подобные проверки подрядной организацией с соответствующими разрешениями должна выполнятся не реже 1 раз в 6 месяцев и содержать следующие записи в журнале и в акте:

  • Дату испытания;
  • Место и адрес установки системы пожаротушения;
  • Тип оборудования;
  • Как производилась проверка системы;
  • Заключение организации о состоянии противопожарной защиты объекта.

Проверка системы пожарной сигнализации и возможности ложного срабатывания

Правила выполнения проверок АПС

Во время выполнения полноценной проверки работоспособности системы пожарной защиты, подрядная организация также должна проверить следующее:

  • Правильность функционирования контрольных устройств и приемников;
  • Работоспособность систем оповещения;
  • Корректность исполнительных схем;
  • Наличие и целостность светильников «Аварийный выход» и «Пожар».

После выполнения вышеуказанных проверок, подрядная организация выдаст акт о том, что проверка систем пожарной сигнализации выполнена в полном объеме, однако помимо этого, при визите государственного инспектора из пожарной части Вы будете обязаны предоставить следующие документы:

  1. Инструкции по противопожарной безопасности;
  2. Сертификаты на оборудование и АПС устройства;
  3. Акт о вводе пожарной сигнализации в эксплуатацию;
  4. Корректно заполненный журнал ТО;
  5. Приказ о назначении лиц ответственных за безопасную эксплуатацию и функционирование АПС.

Плановая техническая проверка системы пожарной сигнализации специалистом

После полного изучения документации в большинстве случаев инспектор переходит к визуальному осмотру систем, во время которого он определяет:

  • Соответствие проектной документации фактически установленному оборудованию;
  • Место расположения извещателей тревоги;
  • Соответствие марки и заводского номера устройства АПС;
  • Соответствие сертификатов установленному оборудованию;
  • Наличие и целостность пломб на контрольной панели;
  • Отсутствие дефектов и различных повреждений на датчиках, шлейфах и блоках управления;
  • Наличие заземления и протокола на него.

Проводимые испытания АПС

На сегодняшний день существует всего 2-е основные методики, согласно которым выполняется проведение испытаний.

Первый метод испытания АПС

С пульта управления, с помощью специальной кнопки подается искусственный сигнал о имитации возникновении пожара в помещении.

После чего должны сработать все оповещатели и в случае их корректной работы система проходит проверку.

В случае если какие-то устройства не сработали, обслуживающий персонал должен обнаружить место повреждения и устранить причину, после чего испытания проводятся вновь.

Второй метод испытания АПС

Для второго метода пожарная сигнализация проверяется выборочно. Для этого применяются специальные приборы, которые подают искусственный сигнал о:

  • возникновении пожара;
  • повышенной задымленности;
  • увеличении температуры в помещении;
  • наличии открытых очагов пламени и т.д.

Данный метод наиболее эффективен, несмотря на большое количество затраченного времени на испытания.
После того, как пожарная сигнализация проходит все необходимые проверки составляется соответствующий акт проверки АПС.

Форма и образец акта проверки АПС

После выполнения всех необходимых замеров и испытаний, согласно приложению №19, которое является дополнением к приказу МЧС РФ №292 от 28 мая 2012-го года специалисты подрядной организации оформляют акт проверки систем пожарной сигнализации:

Акт проверки исправности автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожареАкт проверки работы автоматической пожарной сигнализации

Периодичность оформления акта и ответственные лица

В случае, если пожарная сигнализация прошла необходимые испытания, представители заказчика и специализированной организации должны поставить свои подписи и печати (при наличии) на акте, после чего он вступает в силу.

Со стороны заказчика данный документ имеет право подписывать только человек, который:

  • прошел соответствующие курс по пожарной безопасности;
  • имеет соответствующие удостоверения по проведению инструктажа;
  • на которого есть соответствующий приказ «О назначении ответственного лица за противопожарную безопасность».

Источник: http://stopogon.ru/o-pozhare/proverka-rabotosposobnosti-pozharnoj-signalizatsii.html

Проверка систем противопожарной защиты

Согласно требованиям противопожарной защиты необходимость проверки систем противопожарной защиты не вызывает сомнений. От эффективности срабатывания пожарной автоматики зависит жизнь и здоровье людей, при этом важно исправное состояние всех систем противопожарной защиты. Для бесперебойного их функционирования важна проверка работоспособности системы и ее отдельных элементов.

Составные элементы противопожарной защиты

В соответствие с главой 14 Технического регламента о требованиях, предъявляемых к соблюдению пожарной безопасности, в число основных составляющих противопожарной защиты входят:

  • эвакуационные пути людей в случае возникновения пожара;
  • устройство по нахождению очагов возгорания, оповещения и контроля за эвакуацией людей;
  • средства индивидуальной защиты от опасных факторов пожара;
  • оборудование противопожарной защиты
  • пожарная опасность зданий;
  • автоматические установки пожаротушения.

В соответствие с п.

61 Правил противопожарного режима РФ руководитель предприятия или организации должен обеспечить проверку функционирования систем противопожарной защиты (не реже, чем один раз в квартал).

Проверка функционирования оборудования или отдельных элементов системы заключается в проверке ее работоспособности без использования технических устройств, включая и измерительные приборы.

К примеру, для проверки работы сигнализации используют пожарный пульт, а функционирование системы оповещения проверяется с использованием пожарного извещателя.

Испытания системы противопожарной защиты

Испытание противопожарной защиты в общем виде представляет собой комплекс мер, заключающихся в получении определенных значений (показателей) в сравнении с проектными или нормативными требованиями. Инженеры специализированных компаний проводят тщательную проверку:

  • состояния системы автоматического пожаротушения;
  • сигнализации;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие противопожарных люков, дверей.

Уровень пожарной безопасности того или иного здания (сооружения) зависит от ряда факторов и характеристик. Для обеспечения бесперебойного функционирования оборудования обязательна организация профилактических работ и регулярной проверки состояния системы пожарной безопасности.

На руководителя предприятия или организации возлагается ответственность за проверку функционирования системы противопожарной защиты. Руководитель назначает ответственное за проведение подобных действий лицо – в качестве такого специалиста может привлекаться штатный эксперт-аудитор или лицо, квалификация которого подтверждена соответствующими сертификатами.

Проверки функционирования систем противопожарной защиты могут проводиться по плану в четком соответствии с графиком или внеплановые, которые проводятся по мере необходимости. Проверка функционирования оборудования противопожарной защиты – комплекс мер, ответственность за организацию которых возлагается на руководителя предприятия или организации.

Источник: http://compbez.ru/proverka-sistem-protivopozharnoy-zashchity.html

9 Требования к системам противопожарной защиты

     9.1 Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

     9.1.1 АУПС следует предусматривать преимущественно адресного типа.      9.1.2 При проектировании АУПС следует предусматривать пожарные извещатели, обеспечи­ вающие автоматический контроль их работоспособности с выдачей извещения о неисправности на приемно-контрольный прибор.      9.1.

3 Выбор типов пожарных извещателей в зависимости от назначения защищаемого объекта и вида пожарной нагрузки необходимо проводить в соответствии с разделом 13 и таблицей М.1 СП 5.13130.

     В том случае, когда в зоне контроля доминирующий фактор пожара не определен, следует применять комбинацию пожарных извещателей, реагирующих на различные факторы пожара, или комбинированные пожарные извещатели.      9.1.4 На наружных установках и вблизи резервуаров с СПГ должно быть установлено не менее трех извещателей пламени.      9.1.

Совет

5 В помещениях без постоянного нахождения персонала с наличием большого количества электронных компонентов (помещения КИП и телекоммуникаций, электрические помещения) сле­ дует преимущественно использовать системы раннего обнаружения дыма (извещатели пожарные аспирационные дымовые). Территория площадок размещения резервуаров с СПГ должна оборудоваться ручными по­жарными извещателями.

     9.1.6 Ручные пожарные извещатели следует устанавливать:      – для зданий категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности — снаружи зданий у входов и по периметру на расстоянии не более чем через 50 м друг от друга;      – на резервуарах СПГ — по периметру их обвалований не более чем через 100 м.

Ручные пожарные извещатели следует устанавливать независимо от наличия извещателей автоматической пожарной сигнализации.      9.1.7 Шлейфы пожарной сигнализации, соединительные линии к световым и звуковым опове­ щателям должны выполняться с условием обеспечения автоматического контроля их целостности по всей длине.      9.1.

8 Приборы приемно-контрольные и приборы управления СПС следует устанавливать в по­ мещениях операторных. Сообщения СПС должны в автоматическом режиме передаваться также в пожарное депо или на пожарный пост.      9.1.9 Объекты в составе хранилища СПГ должны быть оборудованы СОУЭ.      9.1.

10 СОУЭ должны иметь автоматическое (приведение в действие СОУЭ командным им­ пульсом автоматических установок пожарной сигнализации и (или) пожаротушения) или полуавто­матическое (приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного сигнала от ав­томатических установок пожарной сигнализации или пожаротушения) управление. Выбор вида управления должен определяться в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений зданий и сооружений хранилищ СПГ, исходя из условий обес­ печения безопасной эвакуации людей при пожаре.

     9.1.11 Допускается использование различных типов СОУЭ, классифицируемых согласно таб­ лице 1 СП 3.13130, в различных зонах пожарного оповещения.

     9.2 Противопожарное водоснабжение

     9.2.1 Проектирование системы противопожарного водоснабжения следует осуществлять в со­ответствии с требованиями СП 8.13130.      9.2.

2 Система противопожарного водоснабжения должна обеспечивать потребность в воде:      – установок пожаротушения;      – установок водяного орошения;      – стационарных лафетных стволов; – пожарных гидрантов;      – пожарных кранов зданий.      9.2.

Обратите внимание

3 Прокладку трубопроводов подачи воды к системам противопожарной защиты изотерми­ческих резервуаров следует осуществлять подземно.      9.2.4 Запас воды для системы противопожарного водоснабжения должен определяться из ус­ ловия обеспечения максимальной потребности в воде в течение времени не менее 6 ч.

Макси­мальная потребность (расход) в пожарной воде для противопожарной защиты определяется из ус­ ловия орошения стенок, крыши, площадки манифольдов и насосов СПГ аварийного резервуара. Также следует учитывать необходимость орошения с той же интенсивностью обращенных к ава­ рийному резервуару хранения СПГ поверхностей соседних резервуаров СПГ.

Дополнительно сле­ дует учитывать расход воды из гидрантов в размере 25 % от суммарного расхода для стационар­ ных установок водяного орошения.      9.2.5 Количество резервуаров пожарной воды должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться не менее 50 % объема воды на пожаротушение.      9.2.

Читайте также:  Пожары и катастрофы

6 Пожарные резервуары должны быть оборудованы устройствами для ее забора пере­движной пожарной техникой без использования стационарных насосов. С этой целью у резервуа­ ров необходимо предусмотреть площадку размерами не менее 12 х 12 м для подъезда и разворота пожарного автомобиля.      9.2.

7 Максимальный срок восстановления противопожарного запаса воды на объектах храни­ лища СПГ должен составлять не более 24 ч. При наличии в резервуарах пожарной воды двукрат­ ного расчетного количества воды требования к сроку восстановления не предъявляются.      9.2.

8 В насосной станции противопожарного водоснабжения следует предусмотреть не менее трех насосов, каждый из которых должен обеспечивать 50 % от наибольшей потребности в пожар­ной воде для защищаемой зоны.      Допускается использовать два насоса, каждый из которых обеспечивает 100 % от наибольшей потребности в пожарной воде.      9.2.

9 Пожарные насосы должны запускаться:      а) автоматически:      – при подтверждении обнаружения пожара не менее чем от двух датчиков;      – по сигналу о снижении давления в противопожарном водопроводе ниже величины, установ­ ленной в проекте;      б) вручную:      – из пункта контроля и управления (центральной операторной);      – со щита управления насосом в насосной.

     Электродвигатель пожарного насоса после запуска может быть отключен автоматически по минимальному уровню воды или вручную.      9.2.10 Температура воздуха в помещении насосной станции должна быть не ниже 5 °С, отно­ сительная влажность воздуха — не более 80 % при 25 °С.

Важно

     Помещение насосной станции должно быть оборудовано средствами связи с пожарным депо и центральной операторной.      У входа в помещение станции должно быть световое табло «Насосная станция пожаротуше­ ния», соединенное с аварийным освещением.      9.2.11 Давление воды в любой точке наружной сети противопожарного водопровода должно быть не менее 0,6 МПа, но не должно превышать 1,0 МПа.      В операторной следует устанавливать указатели давления воды в противопожарном водопро­ воде.      9.2.12 Расстояние между пожарными гидрантами, установленными на противопожарном водо­ проводе, не должно превышать 100 м.      Пожарные гидранты следует устанавливать через каждые 60 м в пределах зоны резервуарно­ го хранения СПГ.      9.2.13 Пожарный гидрант должен обеспечивать расход воды, требуемый для работы лафетно­ го ствола пожарного автомобиля (но не менее 50 л/с).

     9.2.14 В помещении насосной станции противопожарного водоснабжения должны быть выве­ шены схемы противопожарного водоснабжения, водяных установок пожаротушения хранилища СПГ и инструкции по их эксплуатации. На задвижках и пожарных насосах-повысителях должны быть указатели их назначения.

     9.3 Системы пожаротушения и водяного орошения

     9.3.1 Необходимость оснащения зданий, сооружений, помещений и оборудования АУП следу­ ет принимать, если иное не оговорено в настоящем разделе, согласно пункту 1.5 приложения А СП 5.13130.      9.3.

2 Тип установки пожаротушения, способ тушения, огнетушащее вещество должны опреде­ ляться с учетом пожарной опасности, физико-химических свойств производимых, хранимых и при­ меняемых веществ и материалов, а также особенностей защищаемого оборудования и требований СП 5.13130 к установкам пожаротушения.      9.3.

3 Пожаротушение и водяное орошение на хранилищах СПГ должно обеспечиваться:      – применением АУП и водяного орошения;      – применением неавтоматических стационарных установок пожаротушения и водяного орошения;      – использованием передвижной пожарной техники с необходимыми средствами тушения.      9.3.

4 Для тушения кабельных сооружений и помещений операторных рекомендуется приме­ нять установки газового пожаротушения.      9.3.5 Автоматические установки газового пожаротушения следует предусматривать для поме­ щений или технического оборудования без постоянного присутствия персонала.

Для защиты выпускной трубы (свечи) предохранительного клапана в случае воспламенения паров СПГ при аварийном сбросе давления в резервуаре следует также предусматривать автоматическую уста­ новку газового пожаротушения.      9.3.

6 Стационарные установки водяного орошения (дренчерные установки) следует применять для защиты стенок, крыши и площадок манифольдов и насосов перекачки СПГ. Для охлаждения трубопроводов и арматуры СПГ допускается применять лафетные стволы.      9.3.7 Лафетные стволы следует устанавливать на расстоянии не менее 15 м от защищаемого оборудования. Предварительно направленные, осциллирующие либо имеющие дистанционное управление лафетные стволы могут быть размещены на расстоянии не менее 10 м от защищаемо­ го оборудования.

Совет

     Число и расположение лафетных стволов для защиты трубопроводов и арматуры определя­ ются из условия их орошения с интенсивностью 0,5 л/(м2 • с).

     9.3.8 Интенсивность подачи воды на орошение для стационарных установок должна прини­ маться не менее указанных ниже величин для:

     – поверхности резервуаров хранения СПГ с наружной металлической стенкой без арматуры — 0,1 л/(м2 – с);

     – поверхности резервуаров хранения СПГ с наружной бетонной стенкой без арматуры — 0,75 л/с на 1 м длины окружности резервуара;

     – поверхности резервуаров в местах расположения арматуры, узлов арматуры и подводящих трубопроводов, а также площадок манифольдов и насосов СПГ — 0,5 л/(м2 • с).

Источник: http://www.pogaranet.ru/qa/1468.html

Содержание систем и установок противопожарной защиты

Содержание систем и установок противопожарной защиты

Нормативное регулирование:Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390

В соответствии с требованиями п.

61 Правил противопожарного режима в РФ руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Основные положения Правил Противопожарного режима в РФ, регламентирующие содержание систем и установок противопожарной защиты

1. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. (абз.2 п.61 Правил противопожарного режима в РФ)
2. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. (абз.3 п.61 Правил противопожарного режима в РФ)
3. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности.Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). (п.62 Правил противопожарного режима в РФ)
4. Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). (п.63 Правил противопожарного режима в РФ)
5. Запрещается производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). (п.23(е) Правил противопожарного режима в РФ)
6. В соответствии с инструкцией завода-изготовителя руководитель организации обеспечивает проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре. (п.49 Правил противопожарного режима в РФ)
7. В инструкции о мерах пожарной безопасности, разрабатываемой для объектов, указываются лица, ответственные за проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты) при возникновении пожара. (п.462 (в) Правил противопожарного режима в РФ)

Сроки выполнения работ (проверок, испытаний, освидетельствований и т.п.) на инженерном оборудовании и средствах противопожарной защиты объектов

Вид работ Периодичность проведения Номер пункта ППР
Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности* Не реже 1 разав год* Пункт 21
Работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов Не реже 1 разав год Пункт 50
Проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах Не реже 1 разав 5 лет Пункт 24
Проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода Не реже 2 раз в год (весной и осенью) Пункт 55
Перекатка пожарных рукавов, входящих в комплектацию пожарных кранов Не реже 1 разав год Пункт 57
Проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом, установленных на обводных линиях водомерных узлов Не реже 2 разв год Пункт 59
Проведение проверок работоспособности пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов Ежемесячно Пункт 59
Проверка работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах)* Не реже 1 раза в квартал* Пункт 61
Проверка работоспособности клапанов дымовых люков на объектах культурно-просветительных и зрелищных учреждений Не реже 1 раза в 10 дней Пункт 114
*Примечание: Содержание пункта и периодичность проведения работ изменится с вступлением в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 N 947. Изменения вступают в силу 26 сентября 2017 года.

Перечень документов по содержанию систем и средств противопожарной защиты, необходимость которых оговаривается Правилами противопожарного режима в РФ

Наименование документа Основание для подготовки документа Примечание
Акты проверки систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматическая установка пожарной сигнализации, пожаротушения, система оповещения управления эвакуацией людей в случае пожара, система дымоудаления, противопожарные двери и клапан и т.п.) п.61 Правил противопожарного режима в РФ Проверки проводятся не реже 1 раза в квартал.

Изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, внесенные Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 N 947, изменят содержание пункта и сроки проверок систем.

Изменения вступают в силу 26 сентября 2017 года.

Годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты, установленных на объекте п.63 Правил противопожарного режима в РФ Составляется с учетом технической документации заводов-изготовителей
Инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта п.64 Правил противопожарного режима в РФ Разрабатывается при наличии соответствующего дежурного персонала и/или диспетчерского пункта (пожарного поста)
В помощь инспекторам отделов надзорной деятельности МЧС России разработаны Методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю. Ознакомление в данными методическими рекомендациями будет полезно и руководителям, а также специалистам по пожарной безопасности объектов.  

Источник: http://instryktsiya.ru/instr/17653/index.html

Ссылка на основную публикацию