Штаб пожаротушения (оперативный штаб на месте пожара)

Оперативный штаб на пожаре и его роль в управлении силами и средствами на пожаре

Оперативный штаб — это основной орган управления силами на крупных и сложных пожарах. Главная задача штаба— реализация решений, принимаемых РТП на тушение и проведение АСР. Его рекомендуется создавать:

— на всех крупных и сложных пожарах, в том числе, создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций;

— при организации трех или более БУ, а также, если силы и средства привлечены по повышенному номеру вызова;

— при пожарах на объектах, когда действия по тушению необходимо детально согласовывать с инженерно-техническим персоналом объекта.

В состав штаба, как правило, входят: начальник штаба, начальник тыла, ответственный за охрану труда, начальник связи, помощники начальника штаба и т.п.

Основными задачами оперативного штаба являются:

— встреча и расстановка на участке прибывающих подразделений;

— проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстановки;

— ведение документов штаба, согласно организационно-распорядительных документов;

— создание на пожаре резерва сил и средств;

— организация связи и взаимодействия;

— организация работы ГДЗС и связи на пожаре;

— организация питания личного состава при продолжительной работе;

— материально-техническое обеспечение подразделений, работающих на пожаре;

— обеспечение мер безопасности личного состава на пожаре;

— организация проведения специальных работ.

Оперативный штаб располагается в месте, определенном РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем—красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью—красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

Оперативный штаб, в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник и направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжение какого участка на пожаре поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество расчета на нем, а также участок на пожаре, где должно выполнять задачи это подразделение.

Обратите внимание

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют. (Приложение 1).

Если подразделения получили распоряжение оперативного штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить о своем прибытии.

На оперативный штаб возлагаются сложные задачи. Среди них одно из первых мест по своему значению занимает поддержание постоянной готовности сил и средств и органов управления к выполнению поставленных задач.

Для ее решения штаб должен иметь четкие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств, знать, в чем они нуждаются, что нужно сделать, чтобы повысить их готовность к применению.

Такие данные оперативный штаб получает путем личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников оперативного штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках, из данных разведки.

Своевременно анализируя эти сведения, оперативный штаб в состоянии, не ожидая получения конкретной задачи, предусмотреть эффективные мероприятия, направленные на устранение тех недочетов, которые в той или иной мере снижают тактические возможности пожарных подразделений. Значительное внимание штаб уделяет поддержанию пункта управления в постоянной готовности, наличию связи, знании. Должностными лицами на пожаре установленных сигналов.

С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию тактико-технических действий, обеспечивает доведение задач до исполнителей.

Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчеты, необходимые РТП для обоснования принимаемых решений, планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению тактико-технических действий; организует связь с подчиненными взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе тушения пожара. Одновременно с этим сотрудники оперативного штаба организуют контроль за работой подчиненных на участках и позициях, за работой тыла на пожаре.

Важно

Для умелого управления силами и средствами на пожаре необходимо отчетливо знать истинную обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи.

Учитывая, что обстановка быстро меняется, оперативный штаб непрерывно заботится о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожар, действиях подразделений, наличии опасных факторов пожара, возможности их возникновения на участках тушения.

На основе глубокого обобщения и анализа данных обстановка оперативный штаб готовит выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и, в соответствии с решением РТП, осуществляет планированием тактико-технических действий; проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Вместе с этим, должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при резких и неожиданных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы, уполномоченные по решению задач ГО, ЧС и пожарной безопасности.

Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой оперативного штаба в любых условиях остается умелая организация связи.

В период подготовки и ведения тактико-технических действий одной их задач оперативного штаба является учет личного состава и пожарной техники, прибывающей к месту вызова и остающейся в резерве.

Являясь основным органом управления силами и средствами на крупных и сложных пожарах, оперативный штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.

Успешное выполнение должностными лицами оперативного штаба на пожаре своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, деловой сработанности с РТП и другими должностными лицами органов управления.

Что касается их подготовленности и личных качеств, то здесь на первый план выдвигается высокая принципиальность, способность руководствоваться в своих действиях профессиональными интересами, требовательность к себе, правильное понимание критики и самокритики.

В той же мере сотрудникам оперативного штаба должны быть присущи дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество. Исключительно велика в этом роль начальника оперативного штаба, являющегося, по сути, заместителем РТП, модель деятельности которого представлена на рис. 16.2.

Рис. 16. 2. Модель деятельности начальника оперативного штаба на пожаре

Совет

Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мер по организации и обеспечению деятельности на пожаре.

В свою очередь, они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчиненных, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара.

Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.

Поэтому начальник оперативного штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления.

От его подготовленности, опыта, умения направить работу подчиненных зависит слаженная и согласованная работа всех органов управления и тем более оперативного штаба.

Личная организованность, способность найти в каждый момент то звено цепи, которое решает успех дела, мобилизовать все силы на достижение основной цели характеризует начальника оперативного штаба как руководителя коллектива.

Только начальнику оперативного штаба предоставляется право отдавать от имени РТП распоряжения всем лицам, подчиненным РТП, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно вносить изменения в принятые решения.

Такое право обязывает начальника оперативного штаба ко многому и, в первую очередь, к обстоятельному знанию не только решений РТП, но и его предположений, наметок действий на случай возможных изменений обстановки.

Обратите внимание

Правильные взаимоотношения РТП и начальника оперативного штаба, их сработанность, понимание друг друга — важнейшее условие организованной работы всех подразделений, участвующих в тушении пожара.

РТП должен доверять начальнику оперативного штаба, поскольку он не просто исполнитель, а самый близкий помощник РТП.

Высокое положение, которое занимает начальник оперативного штаба на пожаре, обязывает его всегда знать задачи, поставленные подразделению РТП, положение, состояние и тактические возможности подразделений, обстановку на пожаре, необходимое количество сил и средств; быть готовым в любое время сделать выводы по оценке обстановки, дать предположения по решению, определить мероприятия по обеспечению тактико-технических действий и организации управления.

Наряду с этим, важнейшей обязанностью начальника оперативного штаба является руководство подчиненными должностными лицами. Он направляет их работу, помогает им, учит, как нужно выполнять свои задачи, следит за своевременным предоставлением ими донесений и различных отчетов о деятельности на пожаре.

Несмотря на свою большую организаторскую работу, он сам выполняет наиболее сложные задачи. В процессе планирования начальник оперативного штаба непосредственно работает вместе с РТП по принятию решений, производит расчет времени на организацию тактико-технических действий, разрабатывает оперативные документы.

Читайте также:  Огнезащитные составы: обработка конструкций

Но каким бы подготовленным ни был начальник оперативного штаба, он один не в состоянии вовремя выполнить все задачи штаба. Поэтому в некоторых случаях он назначает помощников.

От степени их подготовленности к выполнению своих обязанностей зависит успех работы оперативного штаба в целом.

Отсюда важнейшей задачей является обучение и воспитание сотрудников оперативного штаба, совершенствование методов их работы, повышение слаженности сотрудников как основного органа управления.

Важно

Успешное выполнение обязанностей и задач всеми органами управления во многом зависти от их организованности и четкости в работе, умения в любой обстановке сохранять спокойствие, выдержку и вместе с тем проявлять принципиальность и требовательность к личному составу подразделений. Вся их работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.

Успешное выполнение задач управления возможно только при обеспечении самой тесной взаимосвязи в деятельности всех должностных лиц и органов управления. Качество управления зависит не только от работы РТП и штаба, но и всех руководителей, возглавляющих пожарные подразделения или вызванных на место пожара для оказания помощи.

Важнейшим показателем умелой деятельности органов управления является выполнение всех работ с высоким уровнем штабной культуры. В это понятие обычно входит система требований к уровню подготовки органов управления, к качеству выполняемых ими работ по управлению силами и средствами, которое отвечает характеру тушения пожара.

В содержание штабной культуры входит не только грамотная и аккуратная разработка документов, но и глубокое знание сотрудниками оперативного штаба процессов тушения, высокий уровень их профессиональной подготовленности, умение изыскивать новые методы работы, обеспечивающие эффективное использование в тушении имеющихся сил и средств.

В любых условиях, в том числе и при внедрении автоматизированных систем управления, ни в коей мере не уменьшится роль РТП и штаба в руководстве силами и средствами.

Новейшие технические средства окажут им неоценимую помощь, но не заменят человека, его творческую мысль, волю, логический анализ обстановки; по-прежнему РТП останется центральной фигурой в системе управления, а оперативный штаб—основным органом управления силами и средствами на пожаре.

Задачи материально-технического обеспечения операций по тушению пожара решает начальник тыла (НТ), который входит в состав оперативного штаба и непосредственно подчиняется НШ.

Основными задачами на пожаре являются:

— бесперебойная подача воды и других огнетушащих веществ на пожаре, доставка к месту пожара специальных огнетушащих средств;

— охрана рукавных линий о повреждений;

— обеспечение пожарной техники горючими и смазочными материалами;

— защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожара;

— обеспечение работоспособности рукавов, стволов, разветвлений, техники в холодное время;

— обеспечение при длительной работе состава питьем, питьевой водой, сухой одеждой, а также отогревание личного состава при работе в условиях низких температур.

Модель деятельности начальника тыла на основе его обязанностей представлены на рис. 16. 3.

Совет

Для успешной работы тыла на пожаре ему придаются рукавные и водозащитные автомобили, топливозаправщики, авторемонтные мастерские, легковые и грузовые автомобили. В каждом гарнизоне необходимо иметь запас рукавов и пожарной техники, ГСМ. Весь резерв средств должен храниться на создаваемых опорных пунктах тушения крупных пожаров.

В ходе тушения пожара НТ составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники и готовит необходимые сведения начальнику оперативного штаба для заполнения карточки действий пожарных подразделений на пожаре. Начальник тыла наносит на схему расстановку сил и средств до разветвлений.

В случаях прибытия и развертывания подразделений на пожаре с различных направлений; подвоза и перекачки воды от отдаленных водоисточников; организации тушения пожара на объектах хранения и переработки ЛВЖ и ГЖ и др., РТП должен выделить в помощь НТ одного- трех человек начальствующего состава, а также транспорт и средства связи.

В состав оперативного штаба пожаротушения также включается ответственный за правила охраны труда и технику безопасности, назначаемый из числа руководящего состава гарнизона. Он подчиняется РТП и начальнику оперативного штаба.

В его обязанности входит контроль соблюдения личным составом правил охраны труда при проведении спасательных работ, при работе на высотах, при работе в составе звеньев ГДЗС, а также напоминание этих правил участникам тушения пожара.

Рис. 16. 3. Модель деятельности начальника тыла на пожаре

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 5014;

Источник: https://poznayka.org/s33442t1.html

Что такой оперативный штаб пожаротушения. В каких случаях создается

Ответ:

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156
«Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Важно

Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

— привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;

— организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;

— необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.

Разведка пожара.

Ответ:

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156
«Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Разведка места пожара (далее — разведка) проводится в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. Разведка ведется непрерывно с момента сообщения о пожаре и до завершения его ликвидации.

Основные способы прекращения горения.

Ответ:

— охлаждением;

— изоляцией;

— разбавлением;

— ингибированием.

Определение гарнизонной службы.

Ответ:

Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г.

N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны»Гарнизонная служба создается с целью обеспечения постоянной готовности личного состава подразделений гарнизона пожарной охраны к тушению пожаров и проведению АСР, совместной подготовки и слаженной работы подразделений, организации связи подразделений со службами жизнеобеспечения населения, единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона пожарной охраны.

Что такое РСЧС?

Ответ:

ППРФ от 30.12.2003 № 794 – «О РСЧС» (в ред.26.01.2017г.)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС – это система объединяющая органы управления, СиС ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМС и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.

В каких случаях составляется карточка действий подразделений ПО и в каких описание пожаров на территории СФО.

Ответ:

Обратите внимание

На каждый пожар, подлежащий статистическому учёту, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ), на котором имели место случаи гибели (от 1 до 2-х человек) и травмирования людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны, составляется карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара или, если тушение пожара представляет практический интерес — описание пожара.

Карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара составляются в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, изучаются с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара, в срок не более 10 суток с момента составления карточки.

Пожары с убытком 3420 МРОТ и более, с групповой гибелью 3 и более человек, травмированием 5 и более человек, в том числе и сотрудников (работников) пожарной охраны (крупный пожар), в срок не более 20 суток с момента ликвидации пожара и направляются в адрес Сибирского регионального центра МЧС России через управление пожарно-спасательных сил и сил ГО в электронном виде, изучаются руководителями и сотрудниками структурных подразделений территориальных органов МЧС России с составлением описания пожара.

Также описание составляется на пожары, исследование которых представляет практический или научный интерес (по решению МЧС России либо руководителя территориального органа МЧС России).

При отсутствии в гарнизоне крупных и характерных пожаров, описания составлять на пожары, тушение которых представляет практический интерес не менее одного раза в месяц.

Описание пожара (далее — описание) состоит из карточки исследования пожара, пояснительной записки и приложений. Описание составляется в срок не более 27 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.

Органы управления РСЧС.

Читайте также:  Приказ рослесхоза 287 от 05.07.2011 пожарная опасность лесов

Ответ:

Органы   Уровни Координационные Органы повседневного управления Постоянно – действующие органы
Федеральный Правительственная КЧС НЦУКС МЧС РОССИИ
Межрегиональный Полномочный представитель президента в пределах фед. округа ЦУКС РЦ РЦ МЧС РОССИИ
Региональный КЧС и ОПБ субъекта РФ ЦУКС ГУ ГУ по субъекту
Муниципальный КЧС и ОПБ ОМС ЕДДС отдел ГО, ЧС и ПБ
Объектовый КЧС и ОПБ организации ДДС отдел ГО, ЧС и ПБ

Дайте определение ЕДДС

Ответ:

ГОСТ Р 22.7.01 – 2016

ЕДДС – орган повседневного управления подсистемы РСЧС МО, предназначены для координации действий дежурных и ДДС, действующих на территории МО, и создаваемый при ОУ, специально уполномоченных на решение задач в обл. ЗНТЧС и/или ГО при ОМС.

Источник: https://cyberpedia.su/4xacb9.html

Документы оперативного штаба пожаротушения

Важно

Для умелого управления силами и средствами на пожаре необходимо отчетливо знать истинную обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи.

Учитывая, что обстановка быстро меняется, оперативный штаб пожаротушения непрерывно заботится о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожара, действиях подразделений, опасных факторах пожара, возможности их возникновения на участках тушения.

Исходя из данной задачи оперативного штаба пожаротушения, на основании ранее произведённых расчётов и разработанных материалов, необходимо заполнить документы штаба (приложение №19)

Рекомендации участникам тушения пожара

Важно

Рекомендации составляются для должностных лиц пожарной охраны на пожаре (РТП, НШ, НТ, ответственному за охрану труда, ответственному за пенную атаку и т.п.), а также для привлекаемых на пожар представителей администрации и служб жизнеобеспечения, аварийно-спасательных служб (при разработке плана ликвидации аварии или на сложные и опасные объекты).

Рекомендации должны быть краткими по содержанию и отражать основные вопросы, относящиеся к объекту пожара, которые должностное лицо должно держать на контроле от начала и до конца ликвидации пожара (аварии).

В рекомендациях нецелесообразно дублировать требования уставных и нормативных документов, правил или указаний.

Рекомендации для руководителя тушения пожара

В них указывается следующее: количество, места расположения и границы участков тушения пожара, задачи и приданные силы и средства; места и направления возможного развития пожара, наличие угрозы взрывов баллонов с газами или технологических аппаратов; необходимость включения или выключения систем вентиляции и дымоудаления, насосов-повысителей; возможность использования внутренних пожарных кранов; наиболее целесообразные для данного объекта пути эвакуации и спасания, наличие спасательных средств на самом объекте.

Указывается необходимость работы личного состава в СИЗОД (средствах защиты органов дыхания); рекомендуемые типы стволов и виды огнетушащих веществ для тушения пожара; необходимость привлечения дополнительных резервов к Расписанию выездов специальной и вспомогательной техники ( в том числе объекта); необходимость перекрытия движения по улицам у места пожара и охраны эвакуируемых материальных ценностей; места сбора и обогрева (зимой), учета спасаемых и эвакуированных; целесообразность или необходимость включения систем пожаротушения, дымоудаления, подпора воздуха, общеобменной или местной вентиляции, электроснабжения объекта; создание штаба пожаротушения и т.д.

Рекомендации для начальника оперативного штаба пожаротушения

В них отражаются вопросы: организации связи на пожаре; необходимости вызова к месту пожара служб жизнеобеспечения города и объекта (энергетической, медицинской, водопроводной и т.д.

), воинских подразделений, администрации объекта, специальной пожарной техники; доставки дополнительного количества огнетушащих веществ; сохранности эвакуируемых материальных ценностей; создания резерва звеньев ГДЗС и пожарной техники, порядок вызова сил и средств из соседних гарнизонов пожарной охраны; проведения проверочного расчета требуемого количества сил и средств для локализации пожара, защиты и проведения других видов работ; назначения одного или двух помощников начальника оперативного штаба пожаротушения; способы реализации решений РТП по проведению основных и вспомогательных видов боевых действий на пожаре; освещение места пожара; обеспечение связи на пожаре.

Рекомендации для начальника тыла

Они должны отражать следующие вопросы: наличие водоисточников, наиболее целесообразные пути и способы подачи огнетушащих веществ к месту пожара; места расположения и приема пищи для личного состава, участвующего в тушении затяжного пожара; место заправки пожарной и вспомогательной техники огнетушащими веществами (пенообразователем, смачивателями, ГСМ и т.п.). Создание запасов кислородных баллонов и регенеративных патронов; способы зарядки воздушных баллонов респираторов, защиты пожарной техники от воздействия опасных факторов пожара; сборка и опробование схем подачи воздушно-механической пены (в резервуар, подвал, туннель и др.); размораживание напорных рукавных линий при низких температурах наружного воздуха; обеспечение защиты рукавных линий мостиками для проезда автотранспорта; прокладка резервных магистральных линий и др.

Рекомендации ответственному за охрану труда

За охрану труда (за безопасность личного состава на пожаре) отвечает РТП или лицо, им назначенное.

В них излагаются вопросы обеспечения безопасности личного состава при работе по тушению пожара на данном объекте:

Совет

обеспечение своевременного вывода пожарных из опасной зоны при угрозе обрушения конструкций здания или взрыва установок и аппаратов;

соблюдение мер безопасности от поражения электрическим током;

подача сигнала на отход с боевых позиций при угрозе вскипания или выброса нефти и нефтепродуктов из горящего резервуара;

обеспечение безопасности пожарных при эвакуации опасных веществ и материалов, а также при наличии токсичных продуктов горения;

создание безопасных условий работы пожарных при разборке конструкций и сбрасывании их с высот; обеспечение мер безопасности личного состава работающего на больших высотах;

обеспечение безопасности работы в зоне радиоактивного и ядовитого заражения;

предупреждение личного состава, работающего на пожаре, о возможных иных опасных явлениях, сопровождающих пожар (провалы, разгерметизация или разрушение пожаровзрывоопасных аппаратов и др.).

III. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основные требования к графической части заключаются в том, что она должна быть: точной, полной и наглядной

Точной – объекты должны обладать геометрическим подобием, изображения технических средств и подразделений, соответствовать их действительному положению.

Полной – нанесение только тех данных, которые действительно необходимы руководителю для управления подразделениями.

Обратите внимание

Наглядной – соответствовать требованиям строительного черчения, а также ГОСТам, ЕСКД, условным обозначениям и не быть перегруженными второстепенными деталями.

Источник: https://lektsia.com/8x12a5.html

Управление пожарными подразделениями

Поиск Лекций

Управление действиями на пожаре —целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству участниками тушения пожара при ведении оперативно-тактических действий.

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

— оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на пожаре (далее — оперативный штаб пожаротушения);

— установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

— планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;

— постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;

— осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

— проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

Руководитель тушения пожара на принципах единоначалия управляет личным составом подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР, а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средствами.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия руководителя тушения пожара или отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

Руководителем тушения пожара является:

— при работе одного караула — начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

— при работе нескольких караулов разных подразделений — старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Читайте также:  Дисциплинарные взыскания в фпс гпс мчс: виды, сроки, обжалование

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся руководителем тушения пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя тушения пожара, принимает решение о покидании им места пожара, назначив руководителем тушения пожара другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.

Руководитель тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

— о создании оперативного штаба пожаротушения;

— об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются силы и средства подразделений, объединенные поставленной задачей и единым руководством, и создании на них участков тушения пожара и секторов тушения пожара.

Важно

Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

— привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;

— организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;

— необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.

Обратите внимание

Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара.

В состав оперативного штаба пожаротушения по решению руководителя тушения пожара входят: заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения, помощники начальника оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и другие лица по усмотрению руководителя тушения пожара.

С точки зрения классической теории управления, руководство тушением пожаров во времени можно рассматривать как функционирование любой системы оперативного управления.

В любой системе оперативного управления имеется управляющее устройство (РТП или РТП и штаб пожаротушения) и действующее устройство (подразделения, участвующие в тушении пожара), а также каналы связи между ними, по которым в одну сторону поступает информация к РТП об обстановке на пожаре, а в другую сторону – приказы и команды от РТП подразделениям на выполнение задач.

Для того чтобы правильно поставить подразделениям те или иные задачи, РТП должен вначале выработать объективное решение.

Выработка решения в процессе руководства тушением пожара осуществляется в два этапа:

• прогнозирование и оценка обстановки, складывающейся на пожаре;

• разработка тактического плана тушения пожара, т.е. принятие окончательного решения на постановку задач подразделениям.

После принятия решения РТП должен поставить задачи перед подразделениями и обеспечить их выполнение в запланированный срок, т.е. осуществить непосредственное управление подразделениями. Следовательно, непосредственное управление подразделениями РТП также осуществляется в два этапа:

• постановка задач перед подразделениями;

Совет

• организация взаимодействия между подразделениями и обеспечение выполнения поставленных перед ними задач.

Независимо от занимаемой должности и ранга руководителя тушения пожара основным предметом его деятельности является оперативное управление подразделениями в тушении пожара.

Действия РТП и оперативного штаба пожаротушения, а также способы и приемы их осуществления обуславливаются содержанием и обстановкой на пожаре. В каждом конкретном случае объем управленческих действий РТП и лиц, входящих в состав штаба, определяется с учетом специфики объекта, размеров и возможных последствий от пожара.

Сущность управления силами и средствами заключается в деятельности командиров и начальников оперативных штабов и других внештатных структур управления по поддержанию готовности и боеспособности подразделений пожарной охраны, подготовке действий и руководству силами и средствами при тушении пожаров.

Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования пожарных подразделений при решении поставленных задач на пожаре.

Достижение этой цели связано с решением целого круга задач, составляющих содержание управления.

Основными из них являются:

• поддержание высокого морального состояния, готовности сил и средств;

• сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки;

• принятие решения;

• доведение задач до подчинённых;

• планирование оперативно-тактических действий;

• организация и поддержание взаимодействия между подразделениями, организация и проведение мероприятий по всестороннему обеспечению действий;

• подготовка подразделений к действиям и непосредственное руководство

ими;

• организация контроля и помощи.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s47447t4.html

Оперативный штаб пожаротушения. Связь на пожаре

Важно

Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;

организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;

необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.

Обратите внимание

Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара.

В состав оперативного штаба пожаротушения по решению руководителя тушения пожара входят: заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения, помощники начальника оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и другие лица по усмотрению руководителя тушения пожара.

Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

— сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру;

— определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;

— обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

— организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;

— ведение документации;

— составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;

— создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;

— обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;

— обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре;

— реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;

— организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).

Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом руководителем тушения пожара, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

днем — красным флагом с надписью «ШТАБ»;

ночью — красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

Начальник оперативного штаба пожаротушения (далее — НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица оперативного штаба пожаротушения. НШ, по согласованию с РТП, назначает своего заместителя и помощников, распределяя между ними обязанности по решению задач в соответствии с требованиями настоящего Порядка и делегируя им часть своих полномочий.

НШ руководит работой оперативного штаба пожаротушения, обеспечивая выполнение основных задач оперативного штабапожаротушения, в том числе:

— готовит и своевременно доводит до РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара и проведения АСР, информации диспетчера и других сведений, предложения по организации тушения пожара и проведении АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

— организовывает доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара и проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение регламентных документов оперативного штаба пожаротушения;

— организовывает расстановку сил и средств подразделений;

— докладывает РТП и сообщает диспетчеру оперативную информацию об обстановке на пожаре;

— организовывает взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.

НШ имеет право:

— отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на территории которых осуществляются действия по тушению пожара и проведения АСР, а также другим должностным лицам, прибывшим на место пожара;

— отдавать от лица РТП указания участникам тушения пожара и проведения АСР, с последующим обязательным докладом о них РТП;

— требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций (объектов), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

— отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на пожаре, требующих принятия безотлагательных решений).



Источник: http://3-net.ru/sign/sign-405530.php

Ссылка на основную публикацию