Путепрокладчик бат-2 и его описание

Инженерная техника Советской (Российской) Армии

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для выполнения в зоне боевых действий в звене дивизия-армия  работ   по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог.

В том числе продольное и поперечное планирование дорог, прокладка путей по косогорам, отрывка кюветов, очистка дорог и колонных путей от снега, кустарника, различных обломков и предметов, препятствующих движению, оборудование съездов в обрывах и крутых местах, засыпка противотанковых рвов, воронок,  траншей, канав, рыхление мерзлых   грунтов, грузоподъемные работы.

Базовой машиной путепрокладчика является  многоцелевой тяжелый транспортер-тягач МТ-Т, на котором установлено основное рабочее оборудование. В комплект основного оборудования  входят универсальный бульдозер, рыхлитель, лебедка и  крановое оборудование.
Вооружения и брони машина не имеет.

Основные тактико-технические характеристики БАТ-2

Базовая машина…………………………………………………………………………………………… МТ-Т
Масса машины ( без экипажа и имущества)…………………………………………………. 39.7 тонн
Габаритные размеры:
                                     — в транспортном положении
                                                                                          длина…………………………. 9.64 м.
                                                                                          ширина……………………….. 4.00 м.
                                                                                          высота ………………………..  3.69 м.
                                     — в рабочем  положении
                                                                                          длина…………………………. 12.65 м.
                                                                                          ширина……………………….. 4.00 м. (без учета ширины отвала бульдозера)
                                                                                          высота ………………………..  3.34 м.
Колея………………………………………………………………………………………………………….. 2.73 м.
Клиренс……………………………………………………………………………………………………… 42.5 см.
Удельное давление на грунт……………………………………………………………………….. 0.8 кг/кв.см.
Минимальный радиус поворота………………………………………………………………….. 2.33 м.
Максимальный угол подъема………………………………………………………………………. 25 градусов
Максимальный угол крена…………………………………………………………………………… 23 градуса
Максимальная глубина брода……………………………………………………………………… 1.3. м.
Запас хода по топливу………………………………………………………………………………… 500 км. + 3 часа работы оборудования
Запас топлива (дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ,ДА)…………………………………. 1746 литров
Расход топлива на 100 км пробега……………………………………………………………….. 275 литров
Расход топлива на 1 час работы оборудования…………………………………………. 80 литров
Максимальная скорость движения…………………………………………………………….. 60 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам…………………………………… 28-35 км/час
Экипаж……………………………………………………………………………………………………….. 2 чел.
Вместимость кабины …………………………………………………………………………………. 8 чел. (включая экипаж)
Двигатель………………………………………………………………………………………………….. В-46-4
Мощность двигателя……………………………………………………………………………………. 710 л.с. (520 квт.)
Скорость прокладки колонного пути…………………………………………………………… 6-8 км/час
      — то же, но с валкой деревьев до диаметром до 30 см……………………. 2-3 км/час
Скорость очистки путей от снега при глубине покрова до 50 см………………….. 8-15 км/час
Производительность при земляных работах………………………………………………. 350-400 куб.м/час
Бульдозерное оборудование:
                -ширина отвала в бульдозерном положении…………………………………. 4.57 м.
                -ширина отвала в грейдерном положении…………………………………… 4.28 м.
                -ширина отвала в двухотвальном  положении……………………………….. 4.00 м.
               — высота отвала………………………………………………………………………………. 1.2 м.
               -заглубление отвала от дневной поверхности………………………………… 0.45 м.
               -угол поперечного наклона отвала………………………………………………… 10 градусов.
Крановое оборудование:
                — грузоподъемность (при любом вылете стрелы)…………………………… 2 тонны
                 -максимальный вылет стрелы………………………………………………………. 7.36 м.
                 -максимальная высота подъема крюка………………………………………….. 7.42 м.
Рыхлитель:
                -глубина рыхления………………………………………………………………………… 0.5 м.
                -категории разрабатываемого грунта……………………………………………… I-III
Лебедка:
                -тяговое усилие…………………………………………………………………………….. 25 тонн
                -длина   троса………………………………………………………………………………… 100 метров

Основным рабочим органом путепрокладчика является его бульдозерное оборудование. Его крылья с помощью гидравлики могутустанавливаться в одно из трех положений — бульдозерное, двухотвальное, грейдерное.

На чертеже справа показан БАТ-2 сверху при двухотвальном положении бульдозерного оборудования.

При бульдозерном положении крылья отвала находятся на одной линии с его центральной частью. В этом положении отвала путепрокладчик может рыть землю. Разрабатываемый грунт и предметы перемещаются только вперед.

При двухотвальном положении крылья отвала отклонены назад. В этом положении отвала путепрокладчик прокладывает колонный путь, очищает лорогу от снега. Разрабатываемый грунт, снег, различные предметы удаляются с пути в обе стороны от машины.

Обратите внимание

При грейдерном положении одно крыло отклонено вперед, а второе назад. В этом случае, разрабатываемый грунт, снег, предметысмещаются лишь в одну сторону от машины. Если при этом отвал перекосить в поперечном направлении, то становится возможным отрывать кювет, формировать  серповидный поперечный профиль дороги.

На чертеже справа БАТ-2 с бульдозерным оборудованием в рабочем положении (вид слева)

Лыжа, имеющаяся впереди отвала обеспечивает копирование отвалом местности и дает возможность иметь постоянную глубину заглубления или удерживать отвал выше уровня земли (например, при очистке дорог с твердым покрытием от снега).

Крановое оборудование позволяет поворачивать стрелу на 360 градусов и перемещать грузы массой до 2 тонн на высоту от -3.5 м до +7.42 м.  Поскольку стрела телескопическая, то грузы можно перемещать по горизонтали не меняя высоту подъема на расстояние до 7.36 м., считая от центра вращения стрелы.

На чертеже слева показаны различные положения стрелы кранового оборудования. Бульдозерное оборудование на чертеже показано в транспортном положении.

Машина оснащена системой автоматического пожаротушения, нашлемными приборами ночного видения.

Кабина путепрокладчика герметичная и оснащена танковой радиостанцией Р-123М, танковым переговорным устройством, гирополукомпасом,   системой обогрева от  базового двигателя, баком для питьевой воды, аптечкой, фильтровентиляционным оборудованием. Это оснащение позволяет экипажу  в кабине   работать в зонах радиоактивного, химического и биологического заражения   без индивидуальных средств защиты.

Путепрокладчик БАТ-2 должен был заменить в дорожных ротах дивизионных саперных батальонов БАТ-М. Также, планировалось оснащать   новыми путепрокладчиками армейские и фронтовые инженерно-саперные и дорожные батальоны.

От автора. К сожалению, многие, в том числе и военные, не видят разницы между бульдозером и путепрокладчиком. Первый предназначен для рытья земли, хотя, конечно, по необходимости  может использоваться и как путепрокладчик. А вот второй для рытья земли не предназначен. Он может делать и это, но в качестве землеройной машины путепрокладчик неэффективен.

Важно

Причина тут кроется в двух понятиях — мощность двигателя и его крутящий момент.  Двигатель малооборотный обычно дает большой крутящий момент при относительно небольшой мощности. Такими двигателями обычно оснащаются трактора и бульдозеры на базе тракторов. Этим машинам большая скорость ни к чему.

Им главное выдать большое тяговое усилие (обеспечиваемое большим крутящим моментом), чтобы успешно тащить плуг, или толкать бульдозерную лопату. Например, трактор  типа «Беларусь» имеет мощность всего около 50 л.с., тогда как любой легковой автомобиль по меньшей мере сотню и больше.

Но ни одна из легковых машин тащить за собой плуг не сможет, тогда как слабенький трактор это делает легко. Так и путепрокладчик БАТ-2. Его 710 лошадиных сил получаются за счет высокооборотного двигателя.  Крутящий момент недостаточен, чтобы о БАТ-2  мог успешно использоваться как бульдозер. Вот поэтому он и называется путепрокладчиком, а не бульдозером.

Его задача расчищать местность от кустарника, мелких деревьев, валунов, снега и т.п. Словом, всего того, что препятствует движению колесной и гусеничной техники вне дорог. Он также эффективно срезает верхний слой грунта до 10 см. если нужно это сделать. По необходимости он может срезать земляную стружку и до 45 см.

, но как правило, при оборудовании спусков и подъемов ( чтобы сделать их более пологими), выравнивании пути по косогору.

А вот для отрывки  котлованов под фортификационные сооружения, окопов для танков, укрытий для машин лучше подойдет бульдозер на тракторе Т-100.

Автор благодарит Ивана Кочина из Харькова за предоставленное техническое описание БАТ-2.

Справка.
Колонный путь.   Полоса местности, расчищенная для движения  гусеничных машин и колесных машин высокой проходимости. Крутые участки спланированы до уклонов, позволяющих движение машин (не более 9-10%).

Косогоры срезаны так, чтобы поперечные наклоны машин не превышали бы предельных значений. Через водные препятствия, суходолы, овраги  устанавливаются временные мосты. Предназначен для кратковременного движения войск.

Пропускная способность до 200 машин за все время своего существования.

Войсковая дорога Полоса местности специально оборудованная для движения машин всех типов. Поперечный профиль обеспечивает сток воды с дорожного полотна. Как правило, имеются кюветы для стока воды. Уклоны в маскимально возможной степени сглажены (не более 7%). Косогоры срезаны так, чтобы исключить поперечные наклоны машин.

Через водные препятствия, суходолы, овраги   устанавливаются временные или постоянные мосты.  В низинных местах под полотном дороги уложены водопропускные трубы. Дорога может иметь дорожное покрытие (щебень, бут, деревянный настил, асфальт, бетон). Предназначена для длительного движения войск.

Пропускная способность не менее 200 машин в сутки.

Источники и литература

1. П.И.Бирюков и др. Инженерные войска. Учебник. Военное издательство. Москва. 1982 г. 2. Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989 г. 3. Е.С.Колибернов, В.И.

Корнеев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство. Москва. 1984 г. 4. Б.В.Варенышев и др.Военно-инженерная подготовка. Военное издательство. Москва. 1982 г. 5. Материалы военной кафедры СПбГАСУ (Е.

Ильин).

6. Путепрокладчик БАТ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Военное издательство. Москва. 1987 г.

Источник: http://saper.isnet.ru/texnica-2/bat-2.html

Техника ВС РФ (часть 8) БАТ-2 — DRIVE2

Всем доброго времени суток, дорогие друзья!Много времени прошло с момента моего последнего рассказа о военной технике. Спешу исправить свою ошибку.Героем сегодняшнего рассказа будет путепрокладчик БАТ-2.

Ранее, я писал о его старшем брате БАТ-М, механиком-водителем которго я являюсь на данный момент.
Техника ВС РФ (часть 1) БАТ-М

Как и человеческих братьев, среди техники тоже можно заметить братское сходство этих двух гусеничных мастодонтов:

БАТ-М

БАТ-2

Совет

Но начнем для сначала с истории БАТ-2.»Разработка проекта нового путепрокладчика на шасси тяжелого тягача- транспортера МТ-Т была начата в начале 80-х годов прошлого века в отделе № 61 в конструкторском бюро им. А.А. Морозова (г. Харьков) под руководством главного конструктора отдела П.И. Сагира.

Изделие 454 (заводской индекс) предназначалось для замены в производстве и в войсках устаревшего к тому времени путепрокладчика БАТ-М. Новая машина создавалась, как было уже сказано, на основе узлов и механизмов тягача МТ-Т, разработанного в том же КБ в конце 70-х гг. и производившегося на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (ХЗТМ).

Специальное оборудование частично было позаимствовано у предшественника — БАТ-М. Новый путепрокладчик был принят на вооружение в 1987 г. под названием БАТ-2, его серийное производство было организовано в следующем году на ХЗТМ.

Последующие исторические события, распад СССР помешали развертыванию крупномасштабного производства БАТ-2, однако некоторое количество новых машин было поставлено в войска, а также на экспорт, предположительно, в ГДР, Чехословакию и в Венгрию.»

Читайте также:  Геокриологические опасности. определение.

Именно из-за распада СССР и дальнейшего экономического состояния страны БАТ-2 не был поставлен на вооружение во всех воинских частях в замен старшего брата БАТ-М…

Теперь попробуем рассмотреть БАТ-2 более детально.

Основное предназначение:— задача путепрокладчика БАТ-2 — это прокладка путей и дорог в зоне боевых действий.

ТТХ (тактико-технические характеристики

корпус путепрокладчикаБАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина.

Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала. Кабина машины полностью герметична и снабжена фильтр-вентиляционной установкой (ФВУ).

В кабине размещаются два члена экипажа, так же имеются дополнительные места для 6 человек сапёрного отделения.

В сравнении с БАТ-М: экипаж только 2 человека, кабина не герметична и без звукоизоляции, из-за чего в кабине для переговоров необходимо просто дико кричать или разговаривать жестами.

место водителя

место старшего машины

ходовая частьШасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т «Эней» и имеет индекс ГБТУ «Объект 454». Основные элементы машины схожи с базовым изделием. Конструкция ходовой части заднемоторная.

Ведущие катки расположены сзади. Главный фрикцион и планетарный механизм поворота отсутствуют, вместо них установлены две бортовые коробки передач. Гусеничный движитель оснащён резинометаллическими шарнирами.

В сравнении с БАТ-М: центральное расположение двигателя, КПП одна и находится спереди, из-за чего двигатель был повернут передом своим в зад машины, управление было за счет планетарного механизма

специальное оборудованиеОсновными элементами оборудования являются: бульдозер, рыхлитель, лебёдка и кран.Бульдозер имеет три режима работы. Приведение в каждый из режимов работы производится с помощью гидрооборудования. При бульдозерном режиме крылья отвала выставлены в одну линию с центральной частью.

Этот режим используется для рытья земли. Для очистки от снега и прокладывания колонного пути, бульдозер имеет двухотвальный режим. В грейдерном режиме крылья бульдозера выставляются в ряд наискосок в одну сторону для формирования серповидного поворота дороги или выкапывания кювета.

Обратите внимание

Для формирования постоянной глубины, перед отвалом установлена специальная «лыжа» копирующая местность.

В сравнении с БАТ-М: перевод рабочего органа (бульдозера) в расличные режимы осуществляется в ручную. То есть для перевода из двухотвального положения в бульдозерное необходимо руками отодвигать крылья и вставлять штанги. А одно крыло весит порядка 800 кг. Было очень неудобно.

БАТ-2 оснащён крановым оборудованием. Крановая стрела имеет возможность разворачиваться на 360° и обладает грузоподъёмностью в 2 тонны. БАТ-2 может опускать грузы в котлованы глубиной до 3,5 метров или поднимать на высоту до 7,5 метров. Максимальный вылет стрелы составляет 7,36 мВ передней части машины установлена лебёдка с тяговым усилием 25 т. Длина троса составляет 100 метров. Конструкция лебёдки заимствована от тягача АТ-Т. Только на БАТ-М лебедка была сзади.

Подведем итоги сравнения старого БАТ-М и брата его младшего БАТ-2.Стало намного удобнее для водителя пользоваться рабочим оборудованием, в кабине стало заметно комфортнее находиться.

Но с точки зрения производительности БАТ-2 не стал лучше своего старшего и в тоже время меньшего брата БАТ-М: габаритные размеры увеличились, вес стал гораздо больше, из-за чего он стал более тяжелым в управлении, менее проходимым.

А повернуть на нем в снегу, толкая перед собой кучу снега стало совсем нереально… Да, двигатель стал мощнее, но из-за веса и габаритов динамика и скорость не изменились намного…

К достоинствам относится возможность перевозки десанта из 6 человек. Основным конкурентом БАТ-2 является инженерная машина разграждения ИМР-2 (о ней я расскажу Вам в следующий раз), способная выполнять все задачи путепрокладчика, однако при этом она значительно дороже

Я часто задаюсь вопрос, повезло ли мне, что дастался старый, легкий, маленький БАТ-М? Или лучше бы был мощный, тяжелый, огромный титан БАТ-2? Этот вопрос так и останется у меня в голове, так как реально поработать с БАТ-2 мне не удастся… БАТ-2 был снят с вооружения после развала СССР, не успев на него и встать… Сейчас их лишь единицы по всем видам и родам Войск ВС РФ, но скоро и их не будет…

Источник: https://www.drive2.ru/b/1667334/

БАТ-2 Путепрокладчик

БАТ-2 — советский путепрокладчик на базе тягача МТ-Т. Разработан в Харьковском конструкторском бюро машиностроения. Производился малой серией.

Основной задачей путепрокладчика БАТ-2 является прокладка путей и дорог в зоне боевых действий. Машина создана для замены устаревших путепрокладчиков БАТ-М для дивизионного звена.

БАТ-2 имеет цельносварной коробчатый корпус. Для доступа к агрегатам машины при техническом обслуживании в крыше и днище имеются люки. В передней части корпуса расположена кабина. Внутренняя и внешняя поверхности кабины обшиты.

Важно

Между обшивкой и корпусом установлены профили из звукоизоляционного материала. Кабина машины полностью герметична. В кабине размещаются два члена экипажа, так же имеются дополнительные места для 6 человек сапёрного отделения.

Шасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т «Эней» и имеет индекс ГБТУ «Объект 454». Основные элементы машины схожи с базовым изделием. Конструкция ходовой части заднемоторная.

Ведущие колёса также расположены сзади. Главный фрикцион и планетарный механизм поворота отсутствуют, вместо них установлены две бортовые коробки передач.

Гусеничный движитель оснащён резинометаллическими шарнирами.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:

Базовая машина Гусеничное шасси тягача МТ-Т
Масса путепрокладчика в снаряженном состоянии т. 39,7
Масса рабочего оборудования , т 12,9
Колея, мм 2730
База , мм 4510
Длина поверхности гусениц, мм 4665
Дорожный просвет, мм 425
Среднее  давление на грунт, МПа (кгс/см2) 0,08(0,8)
Минимальный радиус поворота на первой передаче, м 2,33
Максимальный угол преодолеваемого подъема , градусы 25
Максимальный угол крена при движении по сухому задернованному грунту, градусы 23
Глубина преодолеваемой водной преграды вброд, м 1,3
Тормозной путь на горизонтальном участке грунтовой дороги, м:при скорости 30 км/чпри скорости 40 км/ч 1734
Запас хода по топливу , км 500 и 3 ч работы рабочим оборудованием
Вместимость топливных баков, л 1746
Расход топлива, л:на 100 км, пробегана 1 ч работы двигателя 275-30080-100
Максимальная скорость движения, км/ч 60
Средняя скорость движения , км/ч 28-35
Железнодорожный габарит Негабаритность боковая, нулевой степени до надгусеничных полок, выше полок — габарит 02-Т
Расчет, человек 2

Габаритные размеры, мм

в транспортном положении:

длина машины 9640
ширина машины 4000
высота машины 3690

в рабочем положении:

длина 12650
ширина 4000
высота 3340

Двигатель

Тип Четырехтактный многотопливный быстроходный дизель жидкостногоохлаждения с наддувом
Марка  В-46-4
Число цилиндров  12
Рабочее оборудование
Масса рабочего оборудования, т 12,9
Технические данные
База (расстояние между осями крайних опорных катков), мм 4510
Вес, т 39,7
Длина опорной поверхности гусениц, мм 4665
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм 2730

Длина — 14 см Ширина — 12 см Высота — 8,2 см Масса — 1,60 кг ..

Длина — 14,2 см Ширина — 4,7 см Высота — 2,7 см Масса — 0,20 кг ..

Длина — 23 см Ширина — 13 см Масса — 2 кг ..

Длина — 6 см Ширина — 8,6 см Высота — 21 см ..

Длина — 5,3 см Ширина — 4,9 см Высота — 1,8 см Масса — 0,05 кг ..

Длина — 5,4 см Ширина — 7,7 см Высота — 2 см Масса — 0,1 кг ..

  Номинальное напряжение —  28,5 В Мах. Мощность — 10 кВт Частота Вращения — 4000-8000 об/мин Направление вращения — правое Масса — 70кг     ..

Грузоподъемные работы с использованием крана осуществляются при укладке мостовых блоков и во время путепрокладки,  а также при обслуживании путепрокладчика, его ремонте или демонтаже отдельных узлов при перевозке по железной дороге. Управление работой крана производится дистанционно, с земли, при помощи выносного пульта управления. ..

Отвал бульдозерного оборудования универсальный состоит из центрального отвала и крыльев. Входит в состав рабочего органа бульдозерного оборудования, который является основным рабочим оборудованием и предназначен для срезания и перемещения грунта, снега, перемещения волоком отдельных предметов, валки деревьев, корчевки пней и т.п. ..

Рыхлитель является вспомогательным рабочим оборудованием и предназначен для рыхления плотных и мерзлых грунтов. Рыхлитель навешен на кормовой части транспортера. Управление рыхлителем осуществляется посредством гидропривода из кабины. ..

Предназначен для предварительного прогрева двигателя, для облегчения запуска в холодную погоду. ..

Выключатель типа В-45М – 54.26.313 входит в сборочную единицу 405.26.6сб. относится к вспомогательному электрооборудованию.  Количество на машину: 7 шт.  Масса: 038 кг. ..

Длина — 13,7 см Ширина — 1,4 см Высота — 4,2 см Масса — 0,7 кг ..

Вес -740гр,  Напряжение- 27В Мощность  — 10Вт ..

Источник: http://miltorg.com/gusenichnaja-tehnika/puteprokladchik-bat-2

Купим путепрокладчик БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2, на базе гусеничного тягача МТ-Т (изделие 454), выпускался на Украине до 1993 года.

Машина предназначена для строительства рокадных дорог в прифронтовой полосе, ликвидации последствий техногенных аварий и природных катастроф.

  Вместительная кабина на 7 пассажиров,оснащена комплексом коллективной защиты, автоматической установкой противопожарного оборудования, пуленепробиваемыми окнами и броневой защитой. 

Совет

Многотопливный двигатель В-46-4 развивает мощность до 710 лошадиных сил. ООО «Батмастер-Истра» поставляет, ремонтирует с гарантией, продаёт комплектующие для двигателей установленных на путепрокладчике БАТ-2.

Машина оборудована телескопическим краном грузоподъемностью 2 тонны.  Рыхлитель расположен сзади.  Лебедка с усилием 25 тонн, длина каната 100 метров, диаметр троса 28 мм.  Универсальный отвал устанавливается в бульдозерное, грейдерное и путепрокладочное (стреловидное) положение.

  Для запуска машины, в холодное время года, используется предпусковой котел-подогреватель. Ходовая часть на гусеницах с резино-металлическими шарнирами (РМШ), заимствована с танка Т-64. Для движения по асфальтированным дорогам предусмотрена установка асфальтоходных башмаков.

Читайте также:  Устройство для отогрева и смотки пожарных рукавов.

На производственной базе в д. Есипово Московской обл.  ООО «Батмастер-Истра»  ремонтирует и обслуживает путепрокладчики БАТ-2 и БАТ-м. Склад запчастей и расходных материалов работает в будние дни. Техническая библиотека содержит издания и документацию для путепрокладчика БАТ-2.

 

Путепрокладчик БАТ-2 является машиной с габаритами, превышающими  допустимые размеры для перемещения по автомобильным магистралям общего пользования. Перевозка этих машин допускается на низкорамном прицепе (трале)  при получении особого разрешения по согласованному маршруту.  Габариты БАТ-2 для заказа трала:

— длина 12 110мм.;

— ширина 3 300мм.;

— высота 3 450мм.

— вес 39 700 кг.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:

Базовая машина Гусеничное шасси тягача МТ-Т
Масса путепрокладчика в снаряженном состоянии (без инженерного имущества, рассчета и десанта), т 39,7
Масса рабочего оборудования (без инженерного имущества), т 12,9
Колея (расстояние между осями крайних опорных катков), мм 2730
База (расстояние между осями крайних опорных катков), мм 4510
Длина опорной поверхности гусениц, мм 4665
Дорожный просвет, мм 425
Среднее удельное давление на грунт, МПа (кгс/см2) 0,08(0,8)
Координаты центра масс, мм:по длине от  оси ведущего колесапо высоте грунта 31501564
Минимальный радиус поворота на первой передаче, м 2,33
Максимальный угол преодолеваемого подъема (спуска), градусы 25
Максимальный угол крена при движении по сухому задернованному грунту, градусы 23
Глубина преодолеваемой водной преграды вброд, м 1,3
Тормозной путь на сухом горизонтальном участке грунтовой дороги, м:при скорости 30 км/чпри скорости 40 км/ч 1734
Запас хода по топливу при движении по сухой грунтовой дороге, км 500 и 3 ч работы рабочим оборудованием
Вместимость топливных баков, л 1746
Расход топлива, л:на 100 км, пробегана 1 ч работы двигателя 275-30080-100
Максимальная скорость движения, км/ч 60
Средняя скорость движения по твердым грунтовым дорогам, км/ч 28-35
Железнодорожный габарит Негабаритность боковая, нулевой степени до надгусеничных полок, выше полок — габарит 02-Т
Расчет, человек 2

Габаритные размеры, мм

в транспортном положении:

длина 9640
ширина 4000
высота 3690

в рабочем положении:

длина 12650
ширина 4000
высота 3340

Двигатель

Тип Четырехтактный многотопливный быстроходный дизель жидкостногоохлаждения с наддувом
Марка  В-46-4
Число цилиндров  12

Источник: http://bmz.ru/bat-2-puteprokladchik

открытая библиотека учебной информации

В боевой обстановке путепрокладчики используются инженерными подразделœениями при подготовке путей продвижения вторых эшелонов наступающих войск (полков, дивизий, армий), при инженерном обеспечении войск на марше, при подготовке и содержании путей подвоза и эвакуации в обороне.

Путепрокладчики применяются, как правило, вне зоны огневого воздействия противника, в связи с этим в качестве базы путепрокладчиков используются небронированные гусеничные или колесные тягачи.

Путепрокладчики типа БАТ-2, ПКТ-2, БКТ-РК2, УДМ, состоящие на вооружении инженерных войск, в большей или меньшей степени приспособлены для работы на зараженной местности.

Сегодня на вооружении инженерных войск находятся: путепрокладчик ПКТ-2 на базе колесного тягача КЗКТ-538ДП, путепрокладчик БАТ-М на базе гусеничного тягача АТ-Т, путепрокладчик БАТ-2 на базе многоцелœевого транспортера-тягача МТ-Т (изделие 454), универсальная дорожная машина УДМ на базе трактора К-702МВ. Путепрокладчики ПКТ-2 и БАТ-М состоят на вооружении сравнительно давно. Более новую и современную машину представляют путепрокладчики БАТ-2 и УДМ. Компоновочная схема путепрокладчика БАТ-2 представлена на рисунке 8.1.

Рис. 8.1 Путепрокладчик БАТ-2

1- лыжа, 2 – бульдозерное оборудование, 3- толкающая рама, 4, 6, 10 — гидроцилиндры, 5 — охватывающая рама, 7- вспомогательное оборудование, 8 – грузовая лебедка, 9 — механизм поворота͵ 11 – крановое оборудование, 12 – рыхлительное оборудование.

Путепрокладчик состоит из базовой машины, универсального бульдозерного оборудования (2), кранового оборудования (11), рыхлительного оборудования (12).

Базовой машиной путепрокладчика БАТ-2, как указывалось выше, является гусеничное шасси многоцелœевого транспортера-тягача МТ-Т. В качестве силовой установки тягача использован многотопливный дизель В46-4 мощностью 522 кВт.

Силовая установка, узлы трансмиссии и ведущие звездочки размещены в кормовой части машины, что обеспечивает сравнительно равномерное распределœение нагрузки на опорные катки при навешивании бульдозерного оборудования на переднюю часть тягача.

Универсальное бульдозерное оборудование (2) предназначено для производства земляных работ, а также для устройства проходов в лесных и каменных завалах.

Крановое оборудование (11) предназначено для укладки элементов дорожных покрытий на участки со слабой несущей способностью грунтов, мостовых блоков, при устройстве переходов через узкие препятствия и выполнения других грузоподъемных работ.

Обратите внимание

Рыхлительное оборудование (12) предназначено для рыхления твердого или мерзлого грунта для дальнейшей разработки его бульдозером. Оно представляет собой одностойковый рыхлитель, соединœенный параллелограммной подвеской с рамой базовой машины. Заглубление и выглубление стойки рыхлителя осуществляется с помощью двух гидроцилиндров.

Все рычаги и пульты управления расположены в кабинœе путепрокладчика. Кабина двухсекционная общей вместимостью 8 человек (2 человека — экипаж машины и 6 человек — десант), кабина герметизирована, оборудована системой фильтровентиляции.

Возможность разместить в кабинœе путепрокладчика кроме экипажа еще 6 человек саперов является важным преимуществом этой машины, т. к.

саперы с запасом ВВ и механизированным инструментом могут оказать существенную помощь в устройстве проходов в завалах и выполнении ряда других работ и тем самым увеличить темп прокладки путей.

Для управления крановым оборудованием имеется выносной пульт управления.

На путепрокладчике сохранена лебедка базовой машины, которая смонтирована сзади кабины. Тяговое усилие лебедки 250…265 кН, длина троса 80 м. Эта лебедка может быть использована для самовытаскивания или вытаскивания другой, застрявшей на грунтах со слабой несущей способностью техники.

Следует обратить внимание на одну конструктивную особенность силовой передачи, незнание которой приводит к поломкам. Привод гидронасосов осуществляется через редуктор от вала привода лебедки.

Включать в работу редуктор привода лебедки можно только при неработающем двигателœе.

По этой причине перед началом работы путепрокладчика, до пуска двигателя, крайне важно включить редуктор привода лебедки.

Важно

Путепрокладчик ПКТ-2 состоит из базовой машины и путепрокладочного оборудования. Базовой машиной служит инженерный колесный тягач ИКТ (КЗКТ-538ДП).

На ПКТ-2 установлен V-образный четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива Д12А-375А мощностью 275 кВт. Путепрокладочное рабочее оборудование установлено в корме машины. Управление оборудованием осуществляется гидросистемой.

Анализ базовых тактико-технических характеристик путепрокладчиков БАТ-2, БАТ-М и ПКТ-2 показывает, что по показателям базовых свойств (количество видов выполняемых работ, производительность, маневренность, приспособленность к работе на зараженной местности и ряду других) путепрокладчик БАТ-2 превосходит путепрокладчики БАТ-М и ПКТ-2 и в большем степени соответствует требованиям войск. При этом его стоимость несколько раз выше, чем стоимость путепрокладчиков БАТ-М и ПКТ-2; то же можно сказать и о расходе топлива на один час работы. По этой причине стоимость единицы выполненной путепрокладчиком БАТ-2 работы выше, чем стоимость единицы работы, выполненной путепрокладчиками БАТ-М и ПКТ-2, и это необходимей учитывать при эксплуатации путепрокладчиков в мирное время. Также, можно отметить еще ряд недостатков у существующих типов путепрокладчиков: путепрокладчик ПКТ-2 имеет только один вид рабочего оборудования — универсальное бульдозерное, что снижает возможности его применения для прокладки путей; путепрокладчики БАТ-М и ПКТ-2 имеют недостаточную транспортную скорость, что снижает их возможности по прокладке путей для передвижения войск на маршах; крановое оборудование, установленное на путепрокладчиках БАТ-М и БАТ-2, недостаточно эффективно при выполнении рабов по устройству проходов в завалах. Кроме путепрокладчиков для содержания войсковых путей могут использоваться и имеющийся на вооружении инженерных войск бульдозер-рыхлитель БКТ-РК2. Бульдозер-рыхлитель БКТ-РК2 предназначен для планировки площадок, засыпки воронок, устройства спусков к переправам, расчистки дорог от снега. Машина кроме этого может производить рыхление грунтов, корчевание пней, а также выполнять функции тягача при работе с прицепным дорожным оборудованием (скрепер, каток). Бульдозер создан на базе колесного тягача КЗКТ-538ДП.

Бульдозер-рыхлитель БКТ-РК2 имеет два вида рабочего оборудования: бульдозерное и четырехстойковый рыхлитель, размещенный в задней части тягача. Кроме этого бульдозер-рыхлитель БКТ-РК2 имеет сцепное устройство для работы с прицепным дорожным оборудованием.

Управление рабочими органами производится с помощью гидропривода из кабины машины.

Анализ базовых тактико-технических характеристик бульдозера рыхлителя БКТ-РК2 показывает, что бульдозер-рыхлитель может с успехом использоваться на земляных работах, как в летнее, так и в зимнее время.

Анализ видов и ожидаемых объемов работ при подготовке и содержании путей движения войск показывает, что наиболее трудоемкими работами являются: устройство проходов в лесных и каменных завалах и разрушениях; земляные работы по устройству переходов через рвы и овраги, по засыпке воронок, по устройству съездов к мостам и переправам.

Существующие путепрокладчики выполняют работу по устройству проходов в лесных завалах методом расталкивания деревьев в сторону от прохода бульдозерным рабочим органом, а если завал тяжелый и это сделать не удается, то отдельные деревья предварительно извлекаются из завала крановым оборудованием, а отдельные — распиливаются саперами с помощью мотопил.

Проходы в каменных завалах и разрушениях или переходы через завалы также в основном устраиваются с помощью бульдозерного оборудования, а отдельные предметы из завалов приходится извлекать с помощью кранового оборудования. Такой метод устройства проходов в завалах требует больших затрат времени и производительность путепрокладчиков на этих видах работ не высока.

Источник: http://oplib.ru/random/view/993697

Путепрокладчик БАТ-2

С помощью путепрокладчика БАТ-2 выполняются следующие виды работ: перемещение грунта при устройстве переходов через овраги, рвы, воронки и траншеи; устройство спусков к переправам; расчистка маршрута колонного пути от кустарника, деревьев, пней, снега и камней; устройство проходов в завалах в лесу и населенных пунктах; укладка блоков дорожно-мостовых конструкций; отрывка котлованов при самоокапывании; устройство проходов на местности, зараженной радиоактвными веществами.

Основными частями путепрокладчика БАТ-2 являются базовая машина (изделие 454) и рабочее оборудование.

Рабочее оборудование, установленное на путепрокладчике БАТ-2, предназначено для разработки мерзлых и немерзлых грунтов, выполнения грузоподъемных работ.

Совет

В состав рабочего оборудования входят бульдозерное, рыхлительное и крановое оборудование, механизм отбора мощности, гидропривод и электрооборудование.

Читайте также:  Конспекты для пожарных и спасателей | fireman.club

Бульдоверное оборудование предназначено для послойной разработки и перемещения грунта. Тип оборудования — с универсальным отвалом. Ширина отвала в путепрокладочном положении 4000 мм, бульдозерном — 4570 мы, грейдерном -4300 мы. Высота отвала 1200 мм. Величина заглубления — 450 мм, подъёма — 3700 мм. Угол перекоса отвала до 10 градусов.

Бульдозерное оборудование размещается в передней части машины и состоит из охватывающей рамы, толкающей рамы, отвала, лыжи и механизмов управления.

Охватывающая рама предназначена для передачи усилий от корпуса машины на толкающую раму. Она имеет П-образную форму и состоит из двух боковых продольных брусьев, соединенных в передней части корпуса машины поперечной балкой, и двух упорных кронштейнов.

Продольный брус сварной конструкции продольного сечения имеет форму усеченной пирамиды, в вершинной части которой имеетса отверстие для шарнирного соединения с пальцем кронштейна. Второй конец бруса имеет привалочную поверхность и два отверстия для пальцев, жестко соединяющих между собой брус и поперечную балку.

Поперечная балка сварной конструкции коробчатого сечения по своим концам имеет гнезда прямоугольной формы с двумя вертикальными отверстиями. В гнезда вставляются конем брусьев, которые затем соединяются пальцами.

Жестко соединенная конструкция имеет возможность поворачиваться в вертикальной плоскости относительно осей упорных кронштейнов. Два нижних кронштейна поперечной балки предназначены для шарнирного соединения с толкающей рамой, а два верхних — для соединения с тягами механизма подъема бульдозерного оборудования.

Упорные кронштейны являются соединительными звеньями между бульдозерным оборудованием и корпусом машины.

Обратите внимание

Толкающая рама предназначена для передачи усилий, возникаюищих при разработке грунта, от охватывающей рамы на отвал и крепления к ней всех основных частей бульдозерного оборудования. Она представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в форме арки.

В центральной части по оси рамы имеется отверетие с запрессованнными втулками, которое предназначено для шарнирного соединения с отвалом.

С боков рамы расположены упоры, передние поверхности которых являются опорными для кронштейнов крыльев отвала в путепрокладочном положении при движении машины вперед, а тыльные — захватами при движении назад.

На верхних листах рамы приварены два кронштейна для крепления гидроцилиндров механизма перекоса отвала и два — для крепления гидроцилиндров механизма. подъема. В передней части рамы приварены две скобы, которые обеспечивают фиксацию рычагов механизма установки.

Отвал предназначен для послойного резания и формирования призмы грунта. Он воспринимает усилия от толкающей рамы в процессе разработки грунта. Основными частями отвала являются левое и праве крылья и центральная часть. Левое и правое крылья отвала аналогичны по устройству и представляют собой сварную металлоконструкцию.

Передний лист имеет конфигурацию, обеспечивающую оптимальный угол резания и отваливания грунта. В нижней части крыльев закреплены болтами ножи, имеющие износостойкую наплавку. При канале режущих кровов ножи подлежат замене. В тыльной части крыла для жесткости предусмотрены ребра и балки коробчатого сечения.

К тыльной части крыла приварены кронштейны крепления телескопической штанги и кронштейн, являющийся упором крыла в толкающую раму при работе в путепрокладочном положении. Здесь же закреплены шарнирно на оси подпружиненный захват, который удерживает крыло прижатым к толкающей раме в путепрокладочном положении.

С внешней стороны каждого крыла установлены пальцы крепления крыльев к толкающей раме при перевозке машины по железной дороге. На внутренней стороне крыла имеются нижний и верхний кронштейны с отверстиями.

Через эти отверстия левого и правого крыльев в центральной части отвала проходит палец, который обеспечивает при необходимости поворот крыльев дпя установки их в путепрокладочное, бульдозерное или грейдерное положения.

Центральная часть отвала представляет собой сварную металлокоyструкцbю с криволинейной передней поверхностью, в нижней части которой болтами закреплен нож.

Тыльная сторона центральной части отвала выполнена в виде балки коробчатого сечения, в торец которой вварена трубчатая цапфа, обеспечивающая шарнирное соединение с толкающей рамой. В месте соединения с толкающей рамой торец цапфы закрывается крышкой с канатом.

Важно

Канат крышки обеспечивает выдвижение отвала относительно толкающей рамы на 620 мм при перевозке машины по железной дороге. Сверху центральной части отвала приварены два кронштейна.

Наклоненный вперед кронштейн имеет верхнее отверстие для соединения с корпусом гидроцилиндра лыжи и нижнее — для соединения с кронштейном лыжи. К наклоненому назад кронштейну приварены проушины для шарнирного соединения с двумя гидроцилиндрами перекоса отвала.

Лыжа предназначена для регулирования толщин срезаемого слоя грунта при путепрокладочном положении крыльев отвала. Она воспринимает вертикальные нагрузки, возникающие в процессе разработки грунта, и тем самым частично paзгружает гидроцилиндры механизма подъема.

При движении машины вперед лыжа копирует поверхность местности, заставляя приподниматься или опускаться отвал, поддерживает постоянную толщину срезаемого грунта. Она крепится к центральной части отвала и вынесена вперед.

Основными частями лыжи являются кронштейн, опора, цепь и гидроцилиндр. Опора шарнирно соединена пальцем с кронштейном. Наклон лыжи относительно кронштейна регулируется длиной цепи.

При втягивании штока гидроцилиндра кронштейн поворачивается и лыжа поднимается, увеличивая толщину срезаемого грунта, а при выдвижении — опускается.

Механизмы управления предназначены для изменения положения бульдозерного оборудования. К ним относятся: два механизма установки крыльев, механизм перекоса отвала, механизмы поворота и механизм подъёма бульдозерного оборудованвя.

Механизм установки крыла обеспечивает путепрокладочное, бульдозерное или грейдерное положение отвала. Он расположен между крылом и толкающей рамой и состоит из телескопической штанги, рычага, крюка и гидроцилихдра стопорения.

Совет

В путепрокладочном положении крыла механизм выключен из работы, штанга и рычаг повернуты и сложены между крылом и рамой. Усилие, возникающее при разработке грунта, передается от крыла на толкающую раму через упор.

В бульдозерном положении крыла рычаг повернут относительно своей оси на 180° й вертикальной плоскости и зафиксирован крюком, телескопическая штанга установлена в положение, обёспечивающее передачу усилий от толкающей рамы на крыло.

Основными частями телескопической штанги являются наружная труба, внутренняя труба, тарельчатые пружины, подвижный шток и палец.

Внутренняя труба заполнена набором тарельчатых пружин, предназначенных для снижения динамических нагрузок при встречи крыла с препятствием.

Проушина подвижного штока выполнена в виде крестовины, что позволяет ей поворачиваться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

В бульдозерном и путепрокладочном положениях внутренняя труба втянута во внешнюю трубу и зафиксирована пальцем.

В грейдерном положении крыла внутренняя труба выдвигается и фиксируется тем же пальцем путем его перестановки в другое гнездо.

Рычаг предназначен для перевода телескопической штанги из бульдозерыого положения в путепрокладочное или обратно. Перевод осуществляется путем поворота рычага относительно оси, установленной в отверстие толкающей рамы.

Обратите внимание

Крюк, поворачиваемый гидроцилиндром, предназначен для фиксации рычага при бульдозерном или грейдерном положении. Механизм перекоса предназначен для поперечного перекоса отвала на угол 10° для разработки грунта при прокладывании пути на косогоре.

Перекос отвала используется также при переводе крыльев из путепрокладочного положения в бульдозерное. Механизм перекоса представляет собой два гидроцилиндра, установленных наклонно друг и другу сверху на толкающей раме.

Штоки гидроцилцндров с помощью пальцев соединены с наклоненным назад кронштейном центральной части отвала.

Для выполнения перекоса отвала гидроцилиндры включаются в работу так, что шток одного гидроцилиндра втягивается, когда шток другого выдвигается, поворачивая тем самым кронштейн вместе с центральной частью отвала и крыльями относительно оси, проходящей через ось цапфы.

Механизм поворота предназначен для перевода отвала с толкающей рамой из транспортного положения в рабочее и обратно. Он представляет собой два гидроцилиндра, установленных и закрепленных шарнирно сверху справа и слева на толкающей раме.

Штоки гидроцилиндров шарнирно соединены с верхним кронштейном качающейся стойки.

При работе гидроцилиндров толкающая рама с отвалом поворачиваются относительно оси, проходящей через пальцы, соединяющие ее с балкой, а охватывающая рама — относительно осей упорных кронштейнов.

Механизм подъема предназначен для регулирования положения отвала по высоте в процессе разработки и перемещения грунта. Он установлен впереди слева и справа от кабины н включает два гидроцилиндра, две качающиеся стойки и две серьги, соединяющие балку и кронштейн качающейся стойки.

Гидроцилиндр шарнирно соединен одним концом с корпусом машины, а другом — с пальцем качающейся стойки.

Важно

Усилием движущихся штоков качающиеся стойки поворачиваются относительно оси их крепления к корпусу машины, увлекая за собой через серьги и гидроцилиндры механизма поворота толкающую раму с отвалом.

В транспортном положении бульдозерное оборудование фиксируется двумя пальцами путем соединения балки с корпусом машины и двумя винтовыюи штангами, соединяюшими корпус машины с качащимися стойками.

Управление бульдозерным оборудованием осуществляется с пультов управления, установленных в кабине и на рычагах поворота. Для установки крыльев из путепрокладочного положения в бульдозерное включением механизма перекоса отвал наклоняется вправо на максимальный угол и опирается крылом о грунт. При этом захват должен выйти из зацепления с упоров на толкающей раме.

От действия силы, прикладываемой к концу крыла отвала при движении путепрохладчика задним ходом, рычаг механизма установки крыльев поворачивается вокруг своей оси, конец его описывает полукруг и перемещает телескопическую штангу в бульдозерное положение. Таким же образом устанавливается в бульдозерное положение левое крыло.

Гидроцилиндрами поварачиваются крюки и фиксируются рычаги механизма установки крыльев. При бульдозерном положении отвала лыжа остаётся в транспортном (поднятом) положении, а торсионная подвеска передних катков блокируется. Для установки крыла в грейдерхое положение вынимается палец из телескопической штанги.

Движением путепрокладчака назад крыло переводится в грейдерное пo- ложение, штанга фиксируется пальцем в таком положении.

В процессе эксплуатации фиксация крыльев в бульдозерном или грейдерном положении может быть затруднена в связи с налипанием грунта на центральном отвале. Для смазки трущихся деталей бульдозерного оборудования применяется смазка Литол-24. Смазка производится при проведении технических обслуживаний №1 и 2.

Источник: http://sptechnika.ru/konversionnaja-tehnika/puteprokladchik-bat-2/

Ссылка на основную публикацию