Профилактическая работа по пожарной безопасности в начальной школе

Материал по ОБЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Профилактическая работа по пожарной безопасности

Педагогический опыт

воспитателя ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда»

Токаревой Людмилы Николаевны

Профилактическая работа по пожарной безопасности

«Два лика огня»

 (для детей школьного возраста)

Актуальность и перспективность. Значение программы для

совершенствования реабилитационного процесса.

   Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий их жизнедеятельности является общегосударственной задачей,  требующей комплексного решения. 

  Безопасность социозащитного учреждения, куда попали дети с трудной жизненной ситуацией, требует более тщательной и многоплановой работы.

Многие дети, попавшие в них, пережили многочисленные психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующим личность ребенка.

Обратите внимание

Их многие социальные функции утрачены, поэтому с самого   раннего  возраста их необходимо учить  правилам  безопасности жизнедеятельности.

Среди различных видов безопасности для социозащитного учреждения  приоритетным является пожарная безопасность.

Статистика несчастных случаев  показывает, что одной из причин гибели несовершеннолетних детей становятся пожары.

Происходят они из-за незнания элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания.

Это свидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

Опыт показывает, что к вопросу о привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно, систематически и с самого раннего детства.

Нужны усвоенные противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.

Эта работа в учреждениях для несовершеннолетних детей должна осуществляться в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности».

В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей, оказавшихся в социозащитном учреждении, оказывает специально организованная работа  по усвоению основ безопасной жизнедеятельности — фундамента пожарной безопасности детей, проживающих на территории такого социозащитного учреждения, как приют.

Важно

С этой целью разработана программа  профилактической работы по пожарной безопасности «Два лика огня».

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения становления опыта.

Главная цель моего педагогического опыта — привитие детям устойчивых навыков по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, формирование культуры безопасного поведения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. 

В социозащитные учреждения попадают несовершеннолетние дети, у которых социальные роли смещены в сторону девиантного поведения вплоть до расстройства психики.

Дети порой неправильно ведут себя в социуме, не заботятся о своем здоровье, ведут аморальный образ жизни, нарушают правила поведения в общественных местах и совершенно не адаптированы к условиям чрезвычайных ситуаций, куда зачастую они попадают.

 Поэтому одной из задач реабилитации является  сохранение здоровья и формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

В жизни детей, попавших в социозащитное учреждение, данная проблема приобретает особую значимость, так как имеющийся негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкая нравственная устойчивость снижают уровень культуры безопасной жизнедеятельности в социуме.

Теоретическая база опыта

В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации  «О пожарной безопасности», который был  принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года.

Изучение особенностей социальных взаимосвязей, складывающихся между участниками правовых отношений в сфере безопасности и пожарной безопасности, основано на позициях, изложенных в работах С.Г. Аксенова, О.А. Белькова, С.С. Бородина, Н.Н. Брушлинского, А.И. Васильева, Я.И. Гущина, Н.Д. Казакова, , А.П. Рыжакова, С.В. Степашина, В.Г. Татаряна, , Н.Н. Щаблова и других авторов.

Совет

В своей работе частично использовала   программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной  «Основы безопасности  детей дошкольного возраста. Дополнительно использовала следующие материалы:

· Иванова Т.В.  «Пожарная безопасность» разработки занятий для всех возрастов;

· Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста», учебное пособие  и другие.

Технология опыта

В этой сложной  и важной работе  использую  адекватные разному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирования навыков пожарной безопасности. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания.

Поэтому применяю, прежде всего, игровые методы обучения, такие как ситуационно – ролевые познавательные игры.

Они позволяют проводить воспитательную работу по профилактике пожарной безопасности с воспитанниками по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний.

В играх использую принцип демократизма, равенства участников, роли распределяются по жребию.

Провожу игровые занятия,  которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, что способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Организуя работу со школьниками, учитываю, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Поэтому  занятия провожу в интерактивной форме, где у детей тренируются сообразительность, память, реакция. Это – викторины, игры — соревнования, КВН-ы, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д.

Анализ результативности

  Для отслеживания результатов реализации программы веду мониторинг знаний и умений профилактической работы по пожарной безопасности в реабилитации несовершеннолетних.

Критериями знаний умений профилактической работы по пожарной безопасности явились: уважительное отношение к труду пожарных, знание причин возникновения пожара и правил поведения при пожаре, знание правил оказания первой медицинской помощи; умений соблюдать правила пожарной безопасности, пользоваться первичными средствами пожаротушения, умений оказывать первую медицинскую помощь и правильно оценивать чрезвычайные ситуации. 

Диагностику провожу  в форме компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения пожарно-спасательных турниров и соревнований.

Обратите внимание

Полученные положительные результаты мониторинга знаний и умений профилактической работы по пожарной безопасности  объясняются тем, что систематическая работа по профилактике безопасного пребывания в социозащитном учреждении  прививает несовершеннолетним детям  культуру безопасности жизни вообще, культуру сохранения здоровья, тем самым, способствуя быстрому и эффективному усвоению способов и навыков действий при чрезвычайных ситуациях.

Анализ  педагогического опыта профилактической работы по пожарной безопасности показал, что у несовершеннолетних детей воспитывается

чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде.

Разработанные формы работы способствуют созданию условий для развития индивидуальных творческих способности детей, пробуждается интерес воспитанников к пожарному делу и профессии пожарного.

Все это способствует социальной адаптации и успешному процессу реабилитации в социозащитном учреждении для несовершеннолетних детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В связи с нарушенным развитием большинства несовершеннолетних детей, попавших в приют, очень сложным становится процесс выработки у них способности к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации.

Кроме того, формирование ответственного поведения и осознания ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности, является не актуальным для ребенка, пока он находится в стенах учреждения. В связи с девиантным поведением у воспитанников отсутствует бережное отношение к окружающей природе.

Все это создает трудности при проведении профилактической работы по противопожарной безопасности.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Важно

Программа дополнительного образования  по профилактике пожарной безопасности «Два лика огня» (для детей школьного возраста)  получила экспертное заключение в ГОУДПО (ПК) «Мордовский республиканский институт образования» и явилась руководством к реабилитационной работе педагогических сотрудников социозащитных учреждений для несовершеннолетних.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2016/10/31/profilakticheskaya-rabota-po

Профилактическая работа

Страница обновлена 29.11.2018

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом.

  • Детский сад имеет автоматизированную противопожарную систему оповещения и обеспечена необходимым количеством противопожарных средств.
  • Все запасные выходы легко доступны и находятся в полном порядке
  • Выполняются правила пожарной безопасности;
  • Соблюдается противопожарный режим.
  • Проведены все запланированные учебные тренировки по эвакуации воспитанников и всех сотрудников детского сада.
  • Регулярно проводятся инструктажи по противопожарной безопасности.
  • Регулярно проводится инструктаж по правилам техники безопасности с различными категориями сотрудников детского сада;
  • За отчетный период несчастных случаев не зарегистрировано.
  • За отчетный период грубых нарушений порядка или дисциплины воспитанниками не зафиксировано.
Читайте также:  Модельный очаг пожара класс а и в: порядок тушения огнетушителями

План работы по пожарной безопасности на 2018-2019 гг

Мероприятия

В мае специалистами МКУ «Центр гражданской обороны» г. Ярославля для старших дошкольников нашего детского сада было проведено игровое занятие на тему «Готовность 01».

Целью проведения бесед в дошкольных учреждениях – является формирование у детей ответственности за свои поступки и привитие первоначальных навыков по противопожарной безопасности в быту и в местах с массовым пребыванием людей.

В завершении беседы с ребятами была проведена спортивная эстафета на тему: «Маленькой спасатель».

Ребята в форме игры попробовали себя в роли пожарного, показали свои навыки, умения в оказании первой медицинской помощи и тушении условного пожара. 

Познакомиться с небольшим фотоотчетом можно здесь.

10 октября 2018 года в МДОУ «Детский сад №110» в рамках проведения Единого дня пожарной безопасности была проведена тренировка по пожарной эвакуации из учебного корпуса. В ходе данного мероприятия были отработаны навыки дествий персонала и воспитанников при возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций.

Источник: https://mdou110.edu.yar.ru/bezopasnost_v_dou/pozharnaya_bezopasnost/profilakticheskaya_rabota.html

Пожарная безопасность в начальной школе

Главная → Статьи → Инструкции

Профилактические мероприятия для детей от 7 до 12 лет проводятся на уроках ОБЖ. Предполагается, что в курсе ознакомления с «Окружающим миром» ребенок получит минимум знаний, которые позволят ему сложить представление о таких категориях, как пожар, способы его тушения, меры профилактики.

Однако тематические собрания, конкурсы и открытые уроки – уникальный способ формирования у детей осторожного поведения, не допускающего появление возгораний с их участием.

Сочетание игровых форм и общей теоретической подготовки – возможность в кратчайшие сроки сформировать у ребенка чувство ответственности за свои действия.

Особенности и этапы проведения пожарно-профилактических мероприятий в школе

Проблемы противопожарной безопасности должны подниматься во время проведения тематических уроков и специализированных занятий.

Составление плана работы с коллективом должно учитывать блок задач воспитательного характера. Не последнюю роль в пожарно-профилактических мероприятиях уделено учебных материалам.

Это могут быть тематические диктанты, разбор сюжетов, рассказов, а также математических задач на пожарную тематику.

Примером может служить задание, которое дети могут получить на уроке ИЗО – проиллюстрировать ситуации «Пожарная бригада на учениях», «Игра с огнем – беда в мой дом».

В рамках занятий по математике обучающимся могут быть предложены тематические задачи: «По тревоге выехали 3 пожарные машины. Однако их ресурсов не хватило и потребовалось еще дополнительно 2 пожарных транспорта.

Какое общее число людей было задействовано, если известно, что в каждом автомобиле по 7 человек?

Внеклассные мероприятия

Противопожарное воспитание отлично формируется путем проведения внеклассных занятий. Творческая деятельность детей в совокупности с разбором серьезных случаев, возникающих в работе пожарных – уникальный способ влияния на сознание школьников. Уникальный сценарий проведения противопожарных воспитательных мероприятий включает в себя следующий план:

  1. Проведение конкурса рисунков для учеников младших 3-4 классов. Этот этап должен быть разделен на несколько подгрупп: сбор работ на противопожарную тематику и детей школы, проведение общешкольных мероприятий, отбор наиболее успешных работ и направление рисунков и поделок на окружной уровень с награждением призеров и победителей.
  2. Проведение мероприятий по художественной самодеятельности. В этом случае будут задействованы не только отдельные группы учеников, но и художники, дизайнеры уникальных костюмов, декораций, предметов оформления помещения. Примером может служить организация выступлений и инсценировок популярных стихотворений, непосредственно связанных с противопожарной тематикой: художественная реализация стихотворения С. Маршака «Пожар» или К. Чуковского «Путаница» в части ситуации, когда звери взяли спички и случайно подожгли дом.
  3. Выступление хора учеников. Важно подобрать репертуар, который, с одной стороны, доступен для понимания детям в возрасте от 7-12 лет, с другой – не носит серьезный и философский характер. Например, не желательно использовать гимн российских пожарных, т.к. в исполнении детей до 10 лет он не будет иметь динамичного и живого характера.

Праздники и собрания на противопожарную тематику

Участие учеников в общешкольных и городских праздниках, мероприятиях и собрания позволяет сформировать у ребенка устойчивый образ относительно того, какие действия при пожаре можно совершать, а какие – нет. С этой целью могут проводиться занятия по пожарной безопасности следующего типа:

  • В период празднования дня пожарной безопасности школьники могут быть привлечены к участию и подготовке сценок. Это может быть миниатюра «случайно загорелся телевизор», «утюг вышел из строя и воспламенился».
  • Общешкольные эстафеты и массовые игры. Подразумевают сбор группы учеников, которые в порядке очереди выполняют тематически подвижные задания. В завершении игр может быть задание «оперативно надеть форму пожарного». Это позволит ученикам усвоить процесс и порядок обмундирования специалиста при возникновении чрезвычайной ситуации, а также позволит ребенку самостоятельно надеть на себя профессиональную амуницию.
  • Проведение массовых тренировок по совершению необходимых действий при возникновении возгораний локального характера. Помимо бесед с учениками младших классов может применяться отработка практических навыков: эвакуация из аудитории при использовании окна первого этажа, организованное движение толпой, перемещение на корточках, эмитирующее эвакуацию в условиях распространения задымления.
  • Теоретическая подготовка школьников. Наглядная иллюстрация работы, устройства пожарного огнетушителя, крана, щита.
  • Проведение профилактических мероприятий с участием представителей старших классов.

Таким образом, рассматриваемый план профилактических противопожарных мероприятий призван сформировать у ребенка устойчивый образ, который связан с огнем как источником разрушения и беды.

Комплексный подход в вопросе воспитания детей в возрасте 7-12 лет позволяет добиться качественных результатов только при сочетании теоретической подготовки с уникальными практическими занятиями, закрепляющими полученные знания в инсценировке.

Активное привлечение детей к общешкольным конкурсам, праздникам и эстафетам – это не только способ проведения досуга, но и доступный инструмент формирования у ребенка знаний и навыков, которые помогут ему справиться с ситуацией, когда существует угроза пожара или ликвидация его последствий.

Игровая форма – наиболее понятный и доступный для школьника способ усвоения строгих правил, норм и предписаний.

При систематическом и педагогическом планировании противопожарных мероприятий у ребенка сформируется устойчивый образ и план действий, который может спасти ему или его товарищам жизнь при возникновении ситуации, угрожающей жизни.

Статью прислал: Ellada

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/instruction/pozharnaya_bezopasnost_v_nachal_noj_shkole/

Неделя пожарной безопасности в школе

Колосова Светлана Николаевна,

учитель английского языка

МБОУ «Нижнеенангская средняя школа»,

Неделя пожарной безопасности

Лучшее внеклассное мероприятие

Неделя пожарной безопасности

Открытием недели стала общешкольная линейка, на которой ответственные за проведение отряд ДЮП познакомили ребят с планом предстоящих мероприятий.Неделя началась с проведения пятиминуток, посвященных пожарной безопасности.

Члены отряда ДЮП каждый день на пятиминутках рассказывали учащимся о правилах пожарной безопасности, показывали, как пользоваться огнетушителем, проводили различные викторины. В рамках недели, согласно утвержденному плану прошли классные часы на тему «Действия при пожаре» (1-4 классы), «Причины возникновения пожаров в быту» (5-11 классы).

Классными руководителями проведены инструктажи по пожарной безопасности. Учителем ОБЖ проведены учебные тренировки с учащимися и пед.коллективом на случай возникновения пожаров.

Среди 5-7 классов проходила эстафета «Полоса препятствий для юных пожарных».  В мероприятии приняли участие две команды «Огонёк» и «01». Ребята экспромтом придумали названия команд, девизы и выбрали капитанов. Затем с ними была проведена эстафета, где учащиеся выполняли различные задания, связанные с работой пожарных. Участники были награждены грамотами исладкими призами.

Для детей 1-4 классов была проведена спортивно-познавательная викторина « Пожарным можешь ты не быть…». В гости к ребятам на урок физической культуры пришли ребята из отряда ДЮП, которые провели викторину.

В игре участвовали три команды: «Огонёк», «Уголёк» и «Искорка». Победу одержали две команды «Уголёк» и «Искорка», II место заняла команда «Огонёк». Наградой для ребят стали грамоты и  сладкие призы.

Роли исполнили: отряд ДЮП.

Совет

Медработником были проведена для младших и старших классов беседа «Первая помощь при ожогах».

В ходе беседы ребятам рассказали о правилах оказания первой помощи при ожогах, а затем наглядно показали, как нужно правильно выносить пострадавшего из очага пожара, накладывать ему повязку и холод.

Читайте также:  Эффективное использования воды для пожаротушения

Медработник также напомнил о правилах поведения во время пожара. В заключение беседы всех угостили витаминами.

Среди 9-11-х классов воспитатели провели беседу – викторину «Огонь-это прекрасно, огонь-это опасно!». Сначала ребята с помощью мультимедийной презентации рассмотрели причины пожаров, их виды, правила поведения во время пожара, правила поведения на природе, а затем показали свои знания в викторине.

В этот же день была проведена эстафета «Полоса препятствий» среди 5-7 классов. В соревнованиях участвовали три команды: «Огнетушитель», «Искра» и «Огонь». Команды определились по жеребьёвке, сами придумали названия, девизы команд и выбрали капитанов.

Отряд ДЮП провели с ребятами следующие конкурсы: «Приветствие команд», конкурс капитанов, «Сборы пожарной команды»,  «Полоса препятствий», «Всё в дыму», «Спасение», «Тушение пожара», «Пожарный рукав». Победу одержала команда «Огнетушитель».

Все команды были награждены грамотами и сладкими призами.

Кроме этого каждый класс подготовил информационные листовки и памятки «Пожарная безопасность и мы».Активное участие в Неделе Пожарной Безопасности приняла библиотекарь школы, которая организовала в библиотеке выставку книг «Чтобы не было беды» и сделала для ребят обзор литературы по теме «Не шути с огнём!».

Итоги Недели Пожарной Безопасности были подведены на общешкольной линейке.

В программу тематической недели также были включены и проведены следующие мероприятия:

Обратите внимание

1)Отряд ДЮП выступил на школьных линейках перед 5,6,7 классами с агитбригадой «Внимание, огонь!» по безопасному обращению с огнём. Огонь является другом человека, но если не проконтролировать его, он тут же может превратиться в злейшего врага. В своём выступлении ребята призывали всех школьников к правильному обращению с огнём.

2)Активно включилась в неделю пожарной безопасности и педагоги школы, участвуя в конкурсе уроков с элементами пожарной безопасности.

3)Через уроки биологии прошёл конкурс бюллетеней «Первая помощь при ожогах». Из лучших бюллетеней оформлена выставка в школьном Уголке безопасности.

4)Всю неделю учащиеся школы активно участвовали в профилактическом уличном рейде по селу Верхняя Ентала «Выявление пожароопасных мест. Рейд проводился по всем пожароопасным местам села.

Весенняя неделя пожарной безопасности прошла очень организовано и плодотворно.

Учащиеся пополнили свой запас знаний о пожарной безопасности и пришли к выводу:
«Легче, чем пожар тушить, нам его предупредить!». Мы думаем, что все ребята запомнили правила безопасного поведения и будут их выполнять. Очень надеемся, что знания, приобретенные в ходе Недели, будут крепкими.

Приложение 1

План проведения недели пожарной безопасности.

1.Проведение пятиминуток в течение недели по темам: «Правила пожарной безопасности», «Наш помощник — огнетушитель», «Весна- пожароопасный период», «Первая помощь при ожогах»,«Пожарным можешь ты не быть..». (участники:1-11 классы).Ответственные за проведение: отряд ДЮП.

2. Проведение классных часов по темам «Действия при пожаре»1-5 классы; «Причины возникновения пожаров в быту» 6-11 классы

3.Конкурс уроков с элементами пожарной безопасности для учителей (в течение недели). Форма отчета: название темы урока, фрагмент конспекта урока, где использованы элементы по пожарной безопасности, фотографии — в электронном виде.

4.Конкурс информационных листовок и памяток «Пожарная безопасность и мы» (в течение недели)(участники:5-11 классы)

5.Эстафета « Полоса препятствий для юных пожарных» (участники: 5-8 классы)

Время проведения: 14.50, среда, 7 урок.

Ответственные: члены отряда ДЮП.

6. Рейд по селу Верхняя Ентала «Выявление пожароопасных мест» (в течение недели). Ответственные: отряд ДЮП

7. Беседа – викторина «Огонь-это прекрасно, огонь-это опасно!» ( для учащихся 9-11 классов)

Ответственный: руководитель отряда ДЮП

8. Спортивно-познавательная викторина « Пожарным можешь ты не быть…» (для учащихся 1-4 классов)

Время проведения: урок физической культуры в начальной школе

Ответственные: отряд ДЮП и руководитель отряда Колосова С.Н.

Ответственный за проведение

недели пожарной безопасности:

Колосова Светлана Николаевна

Приложение 2

Здравствуйте, ребята, сегодня с вами проведут игры ребята из кружка « Юный пожарный». Давайте разделимся на две команды на счет один – два. Эстафета «Юный пожарный» для учащихся начальной школы

  1. Название команд: «Искорка» и «Огонек». Выбрать капитана.

  2. « Пожарные на учении».

Нужно пробежать по листам бумаги (два листа бумаги: на одном стоишь, другой кладешь вперед, ступаешь на него, берешь первый лист, снова кладешь его вперед и ступаешь на него и т.д.). Кто быстрее.

  1. «Кто спасет игрушку из огня»

(Нужно на корточках дойти до обруча, пролезть через него, затем снова на корточках дойти до стула, взять игрушку и вернуться на корточках обратно.)

(Кто дольше простоит на одной ноге, дать несколько минут)

  1. «Кто быстрее заправит водой пожарную машину»

Конкурс капитанов. (нужно надуть мячик, завязать и затем лопнуть, на время)

( Командиры впереди, вся команда становится в цепочку, руки впереди стоящего лежат на поясе другого, вся команда не расцепляясь, пробегает до стула, оббегает его, возвращается обратно) Кто быстрее

  1. «Кто быстрее потушит пожар»

(нужно каждому участнику добежать до стула, взять ложку, зачерпнуть в нее воды, принести и вылить в стакан, итак каждый участник). У кого больше будет воды

Ребята должны, прыгая на скакалках, добежать до стула, сказать свой адрес, затем прыгая на скакалке. Вернуться обратно. Кто больше назовет правильных адресов с названиями улицы, номером дома, квартиры

  1. «Подготовка пожарной машины к работе»

(Нужно подбежать к стулу, нарисовать одну деталь машины и вернуться обратно) У кого лучше рисунок

11.Подведение итогов.

Приложение 3

Пятиминутка: Правила пользования огнетушителем

Огнетушитель — это техническое устройство, предназначенное для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Каждый человек должен знать, как устроен, как действует огнетушитель, и уметь обращаться с ним.

В начальной стадии пожара огнетушитель может спасти жизнь и имущество, когда требуется потушить небольшое возгорание или удержать распространение пожара до прибытия пожарных. Однако они бесполезны при тушении большого огня.

 

— Приобретите огнетушитель, которым Вы сможете потушить пожар в момент его возникновения. 

— Огнетушитель должен быть такого веса, чтобы члены семьи могли им воспользоваться.

Огнетушители разделяются на следующие типы: 

1. Пенные. 

Для тушения горючих жидкостей (бензин, масло, лак, краска) и очагов пожаров твердых материалов на площади не более 1м2, за исключением установок, находящихся под напряжением; 

2. Порошковые. Для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пластмасс, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 вольт; 

3. Углекислотные.Для тушения различных веществ и материалов, электроустановок под напряжением, любых жидкостей. Эти огнетушители не имеют себе равных при тушении пожара в архивах, хранилищах произведений искусств. 

В зависимости от характера огнетушителя разнится и его применение. Неправильное использование огнетушителя может вызвать травмирование. Главное управление МЧС России по Приморскому краю напоминает о правилах использования огнетушителей:

 Порядок применения порошковых огнетушителей:

— в первую очередь нужно ознакомиться с инструкцией, нарисованной на огнетушителе (желательно при покупке огнетушителя ознакомиться и иметь представление); 

— огнетушитель всегда должен находиться в одном и том же месте, чтобы в любой момент можно было им воспользоваться;

 Если произошло возгорание необходимо провести следующие действия:

— необходимо поднести огнетушитель на минимально возможное и безопасное для тушения пожара расстояние, учитывая, что длина струи огнетушащего вещества составляет 3 м; 

-сорвать пломбу на огнетушителе, имеющуюся на запорно-пусковом устройстве; 

-выдернуть чеку;

-направить насадку шланга на очаг возгорания; 

-нажать курок (рычаг) на огнетушителе; 

-подождать 3–5 с для приведения огнетушителя в готовность; 

-при выходе огнетушащего вещества тушить возгорание. 

Важно

В случае применения порошкового огнетушителя в закрытом и малом по объему пространстве необходимо сразу же после прекращения тушения проветрить это помещение. Кроме того, нужно учитывать возможность образования запыленности из-за порошкового облака (особенно в малом пространстве) и перемещения его в сторону тушащего. 

При эксплуатации порошкового огнетушителя запрещается: 

-допускать случаи падения огнетушителя и нанесения по нему ударов; 

-использовать огнетушитель при появлении вмятин, вздутий или трещин на корпусе, запорнопусковом устройстве, а также в случае нарушения герметичности соединений узлов; 

-при тушении возгорания располагать корпус огнетушителя на расстоянии менее 1 м от электрооборудования, находящегося под напряжением; 

Читайте также:  Первая помощь при ранениях. тема 4

-при тушении возгорания одновременно несколькими огнетушителями направлять струи огнетушащего вещества навстречу друг другу. 

 Порядок применения углекислотных огнетушителей

 — приблизиться с огнетушителем к очагу пожара (возгорания) на расстояние 2 – 3 метра;

— направить раструб на огонь;

— снять пломбу и выдернуть предохранительную чеку;

— нажать на клавишу рукоятки ил открыть запорное устройство до упора в зависимости от модификации огнетушителя и завода-изготовителя;

— по окончании тушения пожара (огня) отпустить рычаг (закрыть вентиль)

ВАЖНО: Запрещено держаться за раструб во время работы огнетушителя, так как он сильно охлаждается, что может привести к обморожению рук.

Требования безопасности при эксплуатации огнетушителей

 Применение огнетушителей должно осуществляться согласно рекомендациям, изложенным в паспортах предприятий-изготовителей и указаниям о действиях во время применения огнетушителей, нанесенным на их этикетках.

Запрещается:

— эксплуатация огнетушителей с наличием вмятин, вздутостей или трещин в корпусе, на запорно-пусковом устройстве, на накидной гайке, а также в случае нарушения герметичности соединения узлов огнетушителя и неисправности индикатора давления (для закачных огнетушителей);

— наносить удары по огнетушителю;

— разбирать и перезаряжать огнетушители лицам, не имеющих право на проведение таких работ;

— бросать огнетушители в огонь во время применения по назначению и ударять ими о землю для приведения его в действие;

— направлять насадку огнетушителя (гибкий шланг, сопло или раструб) во время его эксплуатации в сторону людей;

— использовать огнетушители для нужд не связанных с тушением пожара (очага возгорания).

Во время тушения пожара одновременно несколькими огнетушителями не разрешается направлять струи огнетушащего вещества навстречу друг другу.

Запрещается использование водяных и водо-пенных огнетушителей для тушения оборудования, находящегося под напряжением, а также веществ, которые вступают в химическую реакцию с водой, что сопровождается интенсивным выделением тепла и разбрызгиванием горючего.

Помните: время беспрерывной работы огнетушителя ОП – 2(з) – составляет 8 секунд, ОП – 6(з) – 13 секунд, ОП – 9(з) – 14 секунд.

Во время тушения пожара огнетушитель следует держать вертикально, так как горизонтальное положение не обеспечивает полного использования его заряда.

Использованные огнетушители (даже если их заряд использован не полностью), а также огнетушители с сорванными пломбами необходимо немедленно направлять на перезарядку.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/niedielia-pozharnoi-biezopasnosti-v-shkolie.html

Урок пожарной безопасности

Примечание: Ежегодно во всех школах сотрудниками МЧС России проводятся уроки по пожарной безопасности, но не секрет, что когда собираешься идти проводить такой урок, не всегда есть хороший материал для него. В этом кратком тексте я попытаюсь изложить некоторые  наметки, о чем бы можно было поговорить с детьми детских садов и школ.

  Этот текст не обязательный, его можно менять на свое усмотрение: дополнять, что-то убирать, или вообще придумать что-то свое. Я предлагаю его всего — лишь как  помощь, когда нужно срочно провести такой урок, а материала под рукой никакого нет.

Между текстом, если есть такая возможность в школе или детском саду, где проводится урок, можно показать несколько видео из личного архива или из интернета.

И так урок:  

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое пожар, чем он опасен, чем его тушат, как правильно себя вести, чтобы пожар не возник дома, на природе и как вести себя, если он возник, а также посмотрим несколько небольших видео роликов про пожарных.

(здесь можно поставить любые видео ролики про работу пожарных подразделений, благо их в интернете полно).

Что такое пожар? — Это неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве. Неконтролируемое — означает, что человек, в силу каких-либо обстоятельств, не может следить за ходом горения какого-либо вещества, материала.

Пример контролируемого горения — огонь в печке, камине, газовой плите.

Совет

Неконтролируемое горение — любой пожар, будь то в лесу (лес горит), либо в квартире, на производстве и т.д.

При любом горении обязательно выделяется тепло и излучается свет.

Любой пожар состоит из трех составляющих, исключив хоть одну из них, и пожар потухнет.

И так  составляющие возникновения пожара:

1) горючий материал;

2) кислород ;

3)  источник зажигания (открытый огонь, искра, замыкание электрических проводов и т.д.).

Чем же опасен пожар? Опасные факторы пожара:

1) Открытый огонь (ожоги).

2) Повышенная температура окружающей среды (ожоги, потеря сознания из-за теплового удара).

3) Пониженная концентрация кислорода (потеря сознания из-за нехватки кислорода  и как следствие гибель человека).

4) Токсичные  продукты термического разложения и горения (дым, угарный газ).

5) Обрушение конструкций.

6) Взрывы ( баллонов с газом, бочек с бензином, покрышек автомобилей, баков автомашин и т.д.).

Чем тушат пожар?

Огнетушащих  веществ в природе много. Кроме того, современная технология позволяет получать такие огнетушащие вещества, которых нет в природе. Однако не все огнетушащие вещества принимаются на вооружение  пожарных подразделений, а лишь те, которые отвечают определенным требованиям.

Они должны:

— обладать высоким эффектом тушения, при сравнительно малом расходе, т.е. хорошо тушить и мало расходоваться;

— быть доступными, дешевыми и простыми в применении;

— не оказывать вредного действия  при их применении на людей и материалы, быть экологически чистыми.

Основным огнетушащим веществом, подходящим под все эти условия и принятым на вооружение пожарной охраны — является вода.

Водой тушат практически любые пожары, за исключением легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, дизельное топливо и т.д.), их тушат пеной, также не допускается тушить водой загорания электроприборов и пожары в электроустановках. Картины в музеях тушат специальными огнетушителями (углекислотными).

Обратите внимание

А теперь мы посмотрим еще один ролик про работу наших, городских огнеборцев, про ежегодное прохождение огневой полосы. (Здесь можно показать любой ролик из личного архива).

Правила поведения дома:

1) Не оставлять без присмотра электронагревательные  приборы (печки, электрообогреватели, утюги и т.д.) и другие бытовые приборы ( телевизоры, компьютеры, фены, электрические чайники, стиральные машины).

2) Не баловаться спичками.

3) Не разрешать курить родителям дома (особенно на кровати, на диване).

4) Не разжигать костры, бенгальские огни, фейерверки.

5) Уходя из дома, проверить отключение всех бытовых приборов!!!!!

Правила поведения на природе:

1) Не поджигать травы ни в лесу, ни  в поле, ни на даче, ни возле дома в городе.

2) На даче не сжигать мусор, а выносить, вывозить  на свалку бытовых отходов.

3) Когда в лесу ( на рыбалке, в походе), разожгли костер обязательно следить за тем, чтобы не загорелся лес, всегда держать ведро воды возле костра, на всякий случай.

4) Если собираешься уезжать домой, обязательно залить костер водой, чтобы не было пожара.

В случае пожара:

1) Первым делом позвонить на «01» или с сотового телефона на «112».

2) Не допускать паники.

3) При ЧС дети — самая незащищенная часть населения. В экстремальных случаях они зачастую хотят просто спрятаться, забиваются в угол комнаты, под кровать, в шкаф, за занавески и различную мебель. Не в коем случае не прятаться!!!!

4) Организовать эвакуацию детей через основные и пожарные выходы (стационарные пожарные лестницы сбоку здания).

5) Организовать проверку детей по спискам.

6) Если есть возможность, организовать тушение  подручными  средствами (огнетушителями, водой из ведер).

7) Встретить  пожарные подразделения и указать место пожара.

8) Детям при сообщении о пожаре:

— не пугаться, не паниковать, не прятаться, быстро одеться, выполнять все команды воспитателей, учителей, взрослых;

— быстро и организованно,  не разбегаясь, по  одному, не балуясь покинуть здание садика (школы). От этого зависит ваша жизнь и здоровье.

И в заключении беседы можно посмотреть еще видео-ролики.

А теперь, ребята, если у вас возникли какие-то вопросы по теме нашей сегодняшней беседы, я с удовольствием их выслушаю и постараюсь на них ответить.

Источник: http://firestation27.ucoz.ru/publ/detskaja_bezopasnost/urok_pozharnoj_bezopasnosti/5-1-0-36

Ссылка на основную публикацию