Пожарная техника (противопожарная техника)

Лесные огнеборцы: российская противопожарная техника

Из всех пожаров природного характера лесные пожары представляют наибольшую опасность. Из-за огромного размера и высокой скорости они легко распространяются на большие территории, как это происходило в ряде регионов России. Отечественная промышленность выпускает разнообразную мобильную технику для борьбы с огненной стихией.

Тушение лесного пожара выполняется по отработанной схеме. После обнаружения возгорания на разведку прибывает лесничий на автомобиле или малом лесопатрульном комплексе.

Произведя первичную разведку и оценку пожара, он докладывает дежурному диспетчеру, который и направляет на тушение необходимые силы. Сначала на место пожара направляется малый пожарный автомобиль и при необходимости — лесохозяйственный трактор для создания минерализованной полосы.

Обратите внимание

Если этого недостаточно, к тушению приступают автоцистерны более тяжелого класса, насосные и рукавные автомобили и другая техника.

В ЛЕГКОМ КЛАССЕ

Для первичной разведки пожара лесной охраной применяются малые пожарные лесопатрульные комплексы (МПЛК). Самым легким комплексом является модель ЛПА-3 на базе УАЗ-31519.

Она используется для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения мелких очагов лесных и лесоторфяных пожаров. Машина комплектуется оборудованием по желанию заказчика.

Боевой расчет, включая водителя, от 3 до 5 человек.

Лесопатрульный комплекс ЛПА-3 на базе УАЗ-31519

УАЗ «Патриот Пикап» также превратили в МПЛК. В его оснащение входят 300-литровый бак для воды, мотопомпа в комплекте с рукавами и стволами, противопожарная установка «Ермак», 5 противопожарных ранцев, зажигательный аппарат АЗ-4 для пуска встречного огня и шанцевый инструмент.

УАЗ «Патриот Пикап» в роли МПЛК

Ряд образцов МПЛК созданы на шасси автомобиля УАЗ-390945 с двухрядной кабиной. В кузове размещаются емкость для воды объемом 0,5–1 м3 и лесопожарный инвентарь — ранцевые огнетушители, бензопилы, шанцевый инструмент, установка высокого давления, выносные лебедки, газодымозащитные маски и все, что необходимо для оперативного тушения пожара.

Лесной патрульный комплекс на базе УАЗ-390945

Интерес представляет МПЛК на базе полноприводного ГАЗ-23107 «Соболь».

Машина оборудована специальной платформой с пожарной установкой высокого давления, 500-литровым баком для воды, мотопомпой и дополнительным освещением.

Кабина и платформа защищены от возгорания дугами безопасности, а места для размещения боевого расчета из 3 человек позволяют бороться с огнем непосредственно из автомобиля.

МПЛК на шасси ГАЗ-23107 «Соболь»

Лесопатрульный комплекс SILANT 286824 (4х4) за счет короткой базы и высокой посадки способен при обнаружении возгорания приблизиться к нему, маневрируя между деревьями, и начать первичные действия по локализации возгорания. В распоряжении семи огнеборцев находятся пожарная установка «Ермак», автономная мотопомпа, набор рукавов и стволов, 6 ранцевых огнетушителей, бензопила и шанцевый инструмент. Емкость для воды вмещает 1100 л.

Лесопатрульный комплекс SILANT 286824

Важно

В лесной охране широко распространены пожарные автоцистерны АЦ-1,6-40 на полноприводном шасси ГАЗ-33081 «Садко». Небольшая масса машины позволяет ей работать на участках с влажным и не слишком плотным грунтом — там, где более тяжелые автомобили теряют подвижность.

Пожарная автоцистерна АЦ-1,6-40 на шасси ГАЗ-33081 «Садко»

АЦ-1,6-40 выпускается с двухрядной четырехдверной пятиместной (2+3) кабиной либо однорядной двухместной. Отсеки кузова позволяют рационально расположить пожарно-техническое вооружение (ПТВ).

Имеется вариант без кузовной надстройки, а пожарные рукава размещаются в наружных креплениях.

Машина комплектуется емкостью для воды объемом 1,6 м3, 100-литровым пенобаком и насосом производительностью не менее 40 л/с.

Автоцистерна АЦ-2,5-40 (433362) на шасси ЗиЛ-433362

По существу, эти машины выполняют функции основного средства пожаротушения, именно они первыми прибывают к месту возгорания. Вместе с тем при тушении больших пожаров небольшого запаса воды такой автоцистерны недостаточно, и тогда приходится пополнять ее запас из пожарного водоема либо из цистерны другого, более крупного автомобиля.

СЕРЕДНЯЧКИ

Для борьбы с лесными пожарами используется автоцистерна АЦ-2,5-40 (433362). На шасси ЗиЛ-433362 (4х2) смонтированы двухрядная кабина на 6 или 7 человек, надстройка, в которой размещены цистерна для воды вместимостью 2500 л, 160-литровый пенобак, насос ПН-40УВ производительностью 2400 л/мин и другое ПТВ, находящееся в боковых отсеках.

Более высокие показатели по проходимости и запасу возимых огнетушащих средств имеют автоцистерны АЦ-3,0-40 (4334) и АЦ-3,5-40 (4334) на шасси ЗиЛ-4334 (6х6). Первый образец оборудован двухрядной семиместной кабиной, а второй — однорядной трехместной.

Транспортная база позволяет разместить цистерны емкостью соответственно 3000 и 3500 л, пенобаки, вместимость которых определяет заказчик, и пожарный насос  производительностью 40 л/с. Кузовные отсеки дают возможность рационально расположить все ПТВ.

Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(4334) на базе ЗиЛ-4334.

Совет

Свое место в лесной охране нашла автоцистерна АЦ-3,0-40 на шасси Урал-43206. Колесная формула 4х4 обеспечивает машине передвижение по дорогам всех типов и лесным просекам пожарного назначения. Емкость цистерны для воды и бака для пенообразователя варьируется в зависимости от модификации, но составляет не менее 3 м3.

Минимальная емкость бака пенообразователя — 180 л. Двухрядная кабина вмещает 6 бойцов. Двери отсеков для размещения ПТВ панельного типа на пневмопружинах обеспечивают удобный доступ к любой точке отсека. Применяется пожарный насос ПН-40УВ.01 с встроенным вакуум-аппаратом или НЦПН-40/100 с электрическим вакуум-аппаратом.

Управление работой насосной установки осуществляется из заднего отсека.

АЦ 3,0-40 на шасси Урал-43206

Пожарные лесопатрульные автомобили АЦ-3,0-40 (4326) и АЦ-2,5-40 (43501) ВЛ, базирующиеся соответственно на полноприводных шасси КАМАЗ-4326 и КАМАЗ-43501, успешно применяются в лесных массивах и труднодоступных местах.

Однорядная трехместная откидывающаяся вперед кабина АЦ-3,0-40 (4326) оборудована дополнительной кабиной боевого расчета. Цистерна для воды вмещает 3000 л, производительность пожарного насоса — 40 л/с. Двери отсеков по желанию потребителя могут быть шторного или панельного типа на пневмопружинах.

Лесопатрульный автомобиль АЦ-3,0-40(4326) на базе КАМАЗ-4326

Изюминкой АЦ-2,5-40 (43501) ВЛ является шасси КАМАЗ-43501, созданное для ВДВ.

Укороченные колесная база и задний свес, а также стабилизаторы поперечной устойчивости улучшают проходимость машины, защищенные топливные баки подняты, установлена защита поддона двигателя, переднего бампера и задних фонарей, имеется шумоизоляционный экран.

Эта модель имеет меньшие, по сравнению с аналогами, высоту и габариты, ее оснащение позволяет буксировать прицеп. Шасси комплектуется коробкой передач ZF, которая снижает расход топлива и позволяет двигаться с использованием «ползучей передачи».

В кузове смонтированы цистерна на 2500 л воды, 150-литровый пенобак и насос ПН-40УВМ-01, на крыше установлен лафетный ствол, позволяющий тушить очаги возгорания большими потоками с дальнего расстояния, в том числе с использованием водяной завесы.

Модель АЦ-2,5-40(43501) ВЛ на шасси КАМАЗ-43501

Автоцистерна АЦ-3,0-40 на шасси Урал-43206-59 (4х4) снабжена бескапотной кабиной и салоном для 4 пожарных. Выполнено это как единое целое.

В спинках сидений находятся кронштейны под дыхательные аппараты импортного производства.

Обратите внимание

Для борьбы с огнем служат цистерна на 3000 л, пенобак, вмещающий 180 л, одноступенчатый насос с дисковыми затворами производительностью 50 л/с, лафетный ствол ЛС-С40, рукава и другое ПТВ.

Автоцистерна АЦ-3,0-40 на шасси Урал-43206-59

ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

Эффективны при тушении лесных пожаров автоцистерны АЦ-5-40 (5557) и АЦ-5-40 (43118). Они используют соответственно шасси Урал-5557 (6х6) и КАМАЗ-43118 (6х6). Обе машины оснащены 5-кубовыми цистернами для воды, 350-литровыми пенобаками, пожарными насосами НЦПН-40/100 производительностью 40 л/с и другим ПТВ. Боевой расчет составляет 6 человек.

АЦ-5-40 на шасси КАМАЗ-43118

Источником водоснабжения для других пожарных единиц может стать автоцистерна АЦ-10 на шасси Урал-4320. Автомобиль эксплуатируется на различных автодорогах с кратковременным выездом на местность. Большой запас воды — 10 м3, шасси повышенной проходимости (6х6) и собственный насос для забора воды из пожарного водоема делают эту модель важным звеном второго эшелона.

Она обеспечивает водой пожарные автомобили прямо на месте тушения, способна выполнить забор воды из пожарного водоема и ее доставку к месту тушения. Важным достоинством АЦ-10 является способность перемещаться по дорогам с глубокими колеями и ямами.

Однако эта модель не способна самостоятельно тушить пожары, поскольку не имеет соответствующего оборудования (лафетного ствола, рукавов и др.).

В автопарке лесхозов также находятся специализированные машины — пожарная насосная станция ПНС-110 на шасси КАМАЗ-5350 (6х6) и пожарный рукавный автомобиль АР-2 на шасси КАМАЗ-43114 (6х6).

Первый образец предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета и ПТВ, подачи воды и воздушно-механической пены из закрытого или открытого источника воды по магистральным линиям для питания автонасосов, автоцистерн и передвижных лафетных водяных и воздушно-пенных стволов в местах, где отсутствует водопровод. В оснащение входят два насоса типа НЦПН-60/100 производительностью 110 л/с. ПТВ размещено на крыше кузова и в отсеках с учетом удобного доступа и быстрого съема.

АР-2 работает в комплексе с ПНС-110 и служит для прокладывания магистральных рукавных линий к месту пожара от насосной станции, которая устанавливается на берегу водоема.

Если надо, вода или воздушно-механическая пена подается на источник горения с помощью собственного лафетного ствола. Запас пожарных рукавов диаметром 77 мм составляет 1200 м, т.е. 60 штук.

Запас пожарных рукавов диаметром 150 мм — 800 м (40 штук).

Источник: http://5koleso.ru/avtopark/lesnye-ogneborcy-rossiyskaya-protivopozharnaya-tehnika

Перечень противопожарного оборудования и инвентаря

Оборудование, предназначенное для обеспечения пожарной безопасности, а так же для предотвращения возникновения возгораний и непосредственно участвующее в тушении, называется пожарным.

В его состав входят средства специального технического инвентаря, которые предназначаются для комплектации пожарных машин, противопожарных систем по снабжению водой, оборудования пожаротушения, средств по предупреждению, противодействию пожарам и приборы связи.

К ним же относится техника, необходимая для ремонта и сервиса приборов.

Читайте также:  Бинарные химические боеприпасы

Для любого предприятия вне зависимости от его расположения и рода деятельности имеется минимальный набор средств пожаротушения, состоящий из необходимого и общедоступного инвентаря:

  1. Системы водоснабжения, специально предназначенные для тушения возгораний. Они бывают водопроводными и безводопроводными.
  2. Средства для гашения пламени первичного типа – кошмы, огнетушители, песок и т.д..
  3. Установки дренчерного и спринклерного типа, необходимые для тушения и функционирующие на автоматическом или полуавтоматическом управлении.
  4. Инвентарь и простое оборудование для борьбы с огнем.

Согласно законодательству вся пожарная техника делится в соответствии с предназначением на несколько групп.

Первичный тип средств  — огнетушители разного типа, краны и шкафы, одеяла для укрытия от прямого воздействия огня и ручной инструмент.

Мобильные системы: к ним относятся автомобили, средства авиации, морского сообщения, поезда, тягачи и другая грузоподъемная техника.

Установки для тушения стационарного типа бывают:

  • по конструкции: агрегатные и модульные;
  • по механизму функционирования: автоматические, ручные и полуавтоматические;
  • по методу воздействия: объемного, поверхностного, локально-объемного и локально-поверхностного типа;
  • по характеру вещества, используемого для тушения: это может быть вода, пенная основа, газовая или порошковая система.

Средства для оповещения о пожаре или задымлении — это автоматизированные системы по обнаружению источника возгорания, оповещения и включения устройств его устранения. Такие средства подразделяются на группы:

Читайте так же:   Товарный отчет по форме ТОРГ-29

  • специальные устройства-вещатели;
  • контрольно-приемное оборудование;
  • средства управления;
  • система оповещения;
  • прочая техника.

Также бывают следующие группы: предметы спасения людей (индивидуального или коллективного типа) и СИЗ (средства личной защиты), инструменты ручного применения и механизированного управления, системы связи и предупреждения об опасности.

Огнетушители

  1. Мобильный – его конструкция и весовые характеристики позволяют его переносить с одного места на другое. Бывает двух видов: ручной переноски и ранцевой.
  2. Передвижной – объем такого огнетушителя больше, чем у переносного, но его масса не дает возможности простого передвижения.

    Конструкция такого устройства имеет колеса или устанавливается на тележке.

  3. Прибор порошкового распыления.

  4. Пенный огнетушительвоздушно-пенный имеет в своем составе водный раствор с содержанием вспенивающихся веществ; химический в своем составе имеет заряд специальных веществ, которые при запуске прибора под воздействием давления внутри баллона на выходе превращаются в пену.

  5. Водный.
  6. Углеводородный – с зарядом СО2.
  7. Халодоновый – в составе содержит галоидированный углеводород.
  8. Комбинированного типа – несет в себе два или более вида заряда.

Краны и средства, обеспечивающие их функционирование

  1. Гидрант – прибор для подачи воды из системы водоснабжения при тушении пожара. Он подразделяется по методу расположения – под землей или на ней.
  2. Кран – устройство, состоящее из клапана, который располагается на пожарном трубопроводе, соединительной головки и рукава с ручным стволом. Бывают внутренние и наружные.

  3. Подставка – монтируется специально для расположения на ней гидранта.
  4. Рукав – трубопровод гибкого типа, при помощи которого осуществляется подача вещества для тушения. Он включает в себя наличие на нем соединительных головок. Напорный рукав – для передачи вещества, находящегося под давлением.

    Всасывающий – имеет жесткую конструкцию и применяется для откачки воды из помещения при помощи насоса.

  5. Соединительная головка – предназначена для оперативного соединения рукавов и пожарного оборудования,  а также для быстрого подключения к насосам. Имеет конструкцию быстросмыкаемой арматуры.

  6. Головка-заглушка – для закрывания соединительных головок. Муфтового типа головка имеет внутреннюю резьбу, а цапковая — наружную.
  7. Рукавный переходник применяется для соединения двух головок разного типа.
  8. Рукавный водосборник предназначается для объединения нескольких линий тушения в одну.

  9. Разветвляющее устройство – арматура, при помощи которой общий поток вещества, используемое для тушения, разделяется на несколько.
  10. N-ходовое разветвление – имеет n направлений для разделения общего потока.

  11. Всасывающая сетка – предотвращает попадание посторонних предметов и самопроизвольное опорожнение системы всасывания жидкости.
  12. Колонка – монтируется на гидрант для удобного отбора воды.
  13. Пожарный ствол – устанавливается на конце шланга и формирует струю тушения. По веществу тушения бывает водным, пенным, водно-пенным.

    По способу распыления делится: с распылением или функционирование в режиме сплошной струи.

  14. Лафетный ствол – является поворотным, который устанавливается в определенном положении (горизонтальном или вертикальном). Подлежит монтированию при помощи опоры.

  15. Гидроэлеватор – для отбора воды для тушения из источников с высотой, превышающей всасывание насосов, также он необходим при осушении залитых помещений.
  16. Пеносмеситель – предназначается для смешивания воды и пенных веществ либо смазочных материалов.

  17. Мостик для рукава – предохраняет от повреждений при наезде на него транспортных средств.
  18. Задержка рукава – нужна для фиксации линии на определенной высоте.
  19. Зажим – нужен при возникновении течи на шланге подачи тушащего вещества.
  20. Кассета – средство для хранения рукава в сложенном виде.

  21. Катушка – нужна для хранения, транспортировки и быстрого использования намотанного рукава или их соединенной системы.
  22. Колено – используется для безопасного хранения и оберегает от разрушения загиба при прокладывании рукава через препятствия.
  23. Ключ для соединительных головок – позволяет быстро смыкать и размыкать эти устройства.
  24. Руконавязачное приспособление – помогает навязывать рукав на головки соединительного типа.

Другие инструменты первичного инвентаря

Пожарный инвентарь также включает в себя багор, крюк, топор и лом, ручной инструмент механизированного устройства (ударный, поступательно-вращательный, просто вращательный на основе мото, пневмо и электропривода), обычный инструмент ручного типа без привода, специальные покрывала (для изоляции очага возгорания).

Мобильные системы

  1. Наземные средства – к ним относятся пожарные машины, автоцистерны, машины, осуществляющие транспортировку тушащего вещества, транспортные средства для перевозки рукавов, автоподъемники, машины аэродромного типа, лестницы, насосные станции и прочее. К ним же относятся машины для дымоудаления, передвижные лаборатории, ремонтные средства.

    В некоторых регионах привлекаются тракторы со специальным оборудованием, а иногда и поезда для тушения происшествий на линиях железнодорожного сообщения.

  2. Аэросредства – самолеты и вертолёты амфибии или гидросамолеты.
  3. Водный транспорт.
  4. Мотопомповое оборудование. Предназначено для подачи воды из водоемов.

Установки

Оборудование, предназначенное быстро реагировать и устранять очаг возгорания, называется системой пожаротушения. Такие приборы срабатывают в автоматическом режиме при фиксировании в помещении высокого уровня задымленности, нагнетании критической точки температуры и уничтожают сам очаг либо локализуют его.

Они бывают нескольких видов.

По методу тушения:

  1. Аэрозольные. В основе лежит использование состава веществ, которые воздействуют на очаг пожара.
  2. Порошковые. Могут использоваться в помещениях разного типа, особенно актуальны там, где имеются подключенные приборы в электросеть. Однако, такие системы нельзя применять там, где складируются горючие материалы или смеси химического происхождения, в свойствах которых имеется способность тлеть и гореть без доступа воздуха.
  3. Пенные. Установки предназначены для применения на предприятиях с повышенной пожарной опасностью. Они могут быть как дренчерного, так и спринклерного устройства. Составляющие тушащей жидкости хранятся раздельно.
  4. Водяные.
  5. Газовые – в  таких устройствах применяются газовые смеси, такие как хладоны, ингибиторы, а также азот или аргон (в качестве разбавляющей составной).

По строению: спринклерного типа, дренчерного, модульного, агрегатного.

Читайте так же:   Логистика транспортных перевозок: цели, задачи, функции

По способу функционирования: локальное устранение, воздействие на всю площадь, объемное.

Способ приведения системы в режим тушения: ручной запуск, автоматический, к омбинированный.

Автоматика

  1. Системы пожарной сигнализации.
  2. Автоматические системы пожаротушения – АУПТ.
  3. Приборы оповещения и контроля за эвакуацией людей из потенциально опасной зоны.
  4. Устройства для защиты от дыма и для его устранения.
  5. Системы управления техническим и инженерным оборудованием.

К таким средствам относят:

  1. Извещатели пожарного назначения – датчики, которые реагируют на изменения в температурном режиме, задымлении или возникновении инфокрасного излучения.
  2. Оборудование приемно-контрольного типа – устройства, контролирующие цельность шлейфа при передаче информации от извещателей к сигнализации.
  3. Приборы управления пожаротушением – формируют импульсы для управления системами АУПТ, контролируют сам процесс и оценивают состояние. Также управляют звуковыми, световыми сигналами и информацией, которая появляется на соответствующем табло.
  4. Средства, предназначенные информировать людей о возникновении потенциальной угрозы или наступлении ЧС. Они же указывают пути эвакуации. Оповещение может осуществляться несколькими способами: звуком, при помощи света, показа уведомлений о правильном отступлении в безопасное место, открытием запасных выходов и включением аварийного освещения.
  5. Передача сообщения о возникновении пожара в пункт центрального наблюдения. Средствами могут быть телефонные линии, радиоканалы, совмещенные и другие виды связи.
  6. Другие приборы, необходимые для бесперебойной работы пожарной системы.

Средства для спасения людей и индивидуальной защиты

В соответствии с законодательством РФ к ним относятся средства для защиты органов дыхания (противогаз, респиратор), пожарная каска, приспособления для подъема на высоту (пояс, карабин, трос), защитные костюмы (теплозащитный, газохимзащитный, радиационно-защитный и боевая одежда для пожарного), лестница выдвижного и обычного типа, штурмовая, лестница-палка (сдвигается при помощи тетивы), составная, рукав для спасения, матрац для эвакуации, полотно прыжковое, веревка.

Как работают пожарные рукава и шланги, можно узнать из данного сюжета.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/buh/plan-schetov/sklad/pozharnoe-oborudovanie-i-inventar.html

Пожарная техника

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар — это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Таким образом, пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг го­рения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и пода­вать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необхо­димой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника — это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специаль­ных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина — это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные ка­тера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них использу­ются пожарные катера, вертолеты, танки.

Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделе­ния пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Важно

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.

Основные ПА, в свою оче­редь, состоят из ПА общего и целевого применения.

Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ — автоцистерныАНР — насосно-рукавныйАПП — первой помощиАВД — с насосом высокого давления АА — аэродромныеАП — порошкового ту­шенияАПТ — пенного тушенияАКТ — комбинированного тушенияАГТ — газового тушенияПНС — насосная станцияАГВТ — газоводяного тушения АЛ — автолестницыАПК- автоподъемники коленчатыеАР — рукавныеДУ — дымоудаленияГДЗС — газодымозащитной службыАСА – автомобили аварийно-спасательныеАШ — штабные

Основные ПА предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные — АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные — АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи — АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м3;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30(4310) — пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20(4310) — аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет.

Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и зву­ковым сигналам установлены стандартом.

Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначе­ний устанавливаются в поряд­ке, представленном на рисунке.

На двери кабины указы­ваются номер пожарной части и город, на корме — тип ПА, на­пример АЦ, — автоцистерна и номер пожарной части. Соглас­но цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части — в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усили­вается звуковым и световым сигналами.

Типы пожарных автомобилей

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначен для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

  • основные пожарные автомобили  служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих  веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
  • общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе  городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);
  • автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых  необходимо производить специальными огнетушащими составами,  ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.)
  • специальные пожарные автомобили служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы, коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)
  • вспомогательные автомобили это автомобили  к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Источник: http://auto.gosstandart.info/specialnaya-tehnika/tehnika-operativnyh-sluzhb/pozharnaya-tehnika/

Пожарная техника, применяемая в России в XVIII — начале XX века

Первый городской водопровод в Москве был пущен лишь в 1805 г., в других городах водопроводы были введены в действие позднее: в Калуге в 1807 г., в Нижнем Новгороде в 1848 г., в Петербурге в 1861 г.

Однако, длительное время городские водопроводы не могли существенно влиять на борьбу с пожарами, так как не было возможности использовать воду непосредственно из городской сети.

Решение этой проблемы в 80-х годах XIX векапредложил русский инженер и общественный деятель Н.П. Зимин.

Николай Петрович Зимин

Совет

Николай Петрович Зимин (1849-1909) – выдающийся русский инженер и общественный деятель, благодаря которому Россия в области городского водоснабжения  не только не уступала зарубежным странам, но и во многом  их опережала. Более двадцати пяти лет жизни он посвятил созданию противопожарных водопроводов.

В 1883 году он представил в Московскую городскую управу «Проект снабжения города Москвы водою и охраны ее от пожаров», который обеспечивал пожаротушение без использования пожарных труб.

По его расчетам из такого водопровода предполагалось из восьми пожарных кранов получить по 50 ведер воды в минуту с высотой струи не менее 25,5 метров.

Такой режим достигался установкой на шести частях водопровода насосных станций, включаемых на период пожаротушения.

По проекту Н.П. Зимина в 1892 году был сооружен Мытищинский водопровод протяженностью 110 км, а чуть ранее – Самарский водопровод.

По его же проектам были сооружены хозяйственно-противопожарные водопроводы в Царицыне, Рыбинске, Тобольске, на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

В 1885 году русским инженерам Шухову, Кнорре и Лембке было поручено произвести новые изыскания в бассейне Яузы, куда входят Мытищинские ключи, и составить проект устройства нового, расширенного Мытищинского водопровода.

Такие исследования, проведенные в 1887-1888 годах, подтвердили, что из Мытищинских источников можно взять 1,5 млн. ведер в сутки.

Решено было расширить водопровод на эту мощность, не прибегая к концессионерам. Строителями были назначены русские инженеры Н. П. Зимин, К. Г. Дункер и А. П. Забаев, руководил постройкой городской голова Н. А. Алексеев, а общий надзор за строительством водопровода был возложен на специальную правительственную комиссию во главе с крупным инженером И. И. Рербергом.

В 1892 году новый водопровод вступил в строй. Вместо Сухаревой были построены водонапорные башни у Крестовской заставы.

Вода в них поступала из Алексеевской промежуточной станции, из башен — непосредственно в городскую сеть и самотеком распределялась по городу.

Протяженность городской водопроводной сети составляла 110 км.

Mытищинская насосная станция. Машинное здание

Мытищинская водокачка близ ст. Мытищи

Aлексеевская насосная станция. Машинное здание

Aлексеевская насосная станция. Постройки

Алексеевская водокачка за Крестовской заставой

Зимин определил необходимые размеры водопроводных труб, разработал типы задвижек, пожарных кранов, колодцев. Ему же принадлежит изобретение пожарного гидранта. Он провел обширные исследования по изучению потерь напора в трубах, пожарных рукавах, в свободных струях. Принимал участи в  проведении Н.Е.

Жуковским опытов на московском водопроводе по изучению гидравлического удара – явления, которое «отец русской авиации» установил и вычислил в 1898 году. Николай Петрович наметил мероприятия по обеспечению исправности противопожарного водопровода.

Разработанные Зиминым специальные вентили при повышении давления в водопроводной сети позволяли отключать хозяйственное потребление воды и весь ее объем использовать для тушения пожара.

Обратите внимание

Труды Н.П. Зимина имели важное значение для повышения эффективности пожаротушения. Его работы не устарели. В настоящее время в России эксплуатируются хозяйственно-производственные противопожарные водопроводы, и используется конструкция гидранта.

В 1770 годугорный инженер К.Д. Фролов разработал принцип защиты промышленных помещений от пожаров с помощью автоматических установок пожаротушения (прообраз современных спринклерных установок пожаротушения).

Пожарная лестница Петра Дальгрена

С увеличением числа многоэтажных зданий в городах России все острее вставала проблема спасания людей с верхних этажей горящих зданий.

Наиболее удобными приспособлениями для этих целей оказались выдвижные пожарные лестницы. Первым русским изобретателем выдвижной пожарной лестницы был Петр Дальгрен.

В архивах Российской академии наук сохранился чертеж изобретенной им лестницы оригинальной конструкции (1777 г.).

В 1809 годумеханик К.В.Соболев сконструировал 3-коленную выдвижную пожарную лестницу. В 1810 году Петербургский архитектор Гесте создал 5-коленную лестницу, высота выдвижения которой составляла 17 м.

Во второй половине XIX века на вооружении российских пожарных были довольно громоздкие и маломаневренные выдвижные лестницы конструкции Лобова на 4 колесных конных повозках, производившиеся в мастерских Петербургского пожарного депо.   В 1895 году по чертежам А.А.

Сергеева была построена механическая лестница, известная как “лестница образца 1895 г.”, которая из-за своей прочности и маневренности получила широкое распространение.

Изобретение парового насоса, паровых машин, паровых двигателей и другого пожарного инвентаря.

Важно

Первый паровой насос изобрели англичане Эриксон и Брайт-Уайт в 1839 году, этой новинке было суждено еще в течение долгих лет являться к месту пожара благодаря конной тяге. В 1863 году Московский машиностроительный завод Листа начал выпускать паровые насосы с конной тягой. Паровые машины начали применяться при тушении пожаров с 1865 года.

Крупные предприятия по производству пожарной техники впервые появились в России во второй половине XVIII века. В 1863 годув Москве открылся завод противопожарного оборудования Густава Листа, выпускавший ручные пожарные насосы, пожарные бочки, мелкий инвентарь и оборудование.

Паровой пожарный насос (1829 год)

Впоследствии завод, получивший значительное развитие, выпускал паровые пожарные насосы, химические огнетушители, пожарные обозы, пожарные рукава, водопроводное оборудование и т.д.

Вторым крупным предприятием по выпуску пожарной техники был основанный в 1878 году Петербургский завод “Лангензипена и К°”, имевший отделения в Москве, Киеве, Харькове и Риге.

На заводе изготавливали ручные и паровые пожарные насосы, гидропульты, лестницы, огнетушители и другое пожарно-техническое оборудование.

С изобретением паровых двигателей их использованием для привода пожарных насосов удалось значительно увеличить эффективность пожаротушения. В 1863 году для Санкт-Петербургской пожарной команды была приобретена английская паровая машина фабрики “Шанд-Мейсон”.

Производительность паровых пожарных насосов превышала 1000 л/мин; водяная струя подавалась на расстояние 40 м и более.

Позднее производительность паровых пожарных насосов возросла вдвое, но при всей эффективности они имели ряд недостатков: были достаточно тяжелы; их надо было вывозить на специальных тяжелых конных повозках; на разогрев парового котла требовалось значительное время (15-20 мин.).

Подготовка парового насоса

В 1882 году в Москве был продемонстрирован паровой пожарный насос, собранный на московском заводе Густава Листа из иностранных деталей, а в 1896 году этот завод выпустил две паровые пожарные машины полностью отечественного производства. Массовый выпуск этих насосов был начат в 1903 году.

Середина XIX века была ознаменована первой попыткой создания паровой машины, которая оказалась успешной. Она обслуживалась, как правило, двумя специалистами и внешне напоминала паровоз.

Невысокая скорость не позволяла пока еще паромобилю прибывать на место тушения раньше конных экипажей, но прогресс был налицо: пройдет еще немного времени — и современники смогут оценить его преимущества… К концу XIX столетия во многих городах Европы паромобиль занял достойное место в пожарных частях, значительно потеснив гужевой транспорт. Примечательно, что способ применения техники, использующей энергию пара, далеко не ограничивался всего лишь доставкой парового насоса — паромобили стали перевозить пожарный расчет и автолестницу. Внешний вид первых паромобилей на рубеже веков напоминал вид привычных конных экипажей: диаметр передних колес был меньше задних, а машинист подобно кучеру восседал на широких козлах.

Пожарный паромобиль. Нью-Йорк, США

Совет

Если в Европе предпочтение уже отдавали паровым самоходам, то на просторах Российской империи огнеборцы по-прежнему пользовались конной тягой для быстрого прибытия на пожар. Возможно, немаловажную роль в этом наряду с другими причинами играло бездорожье.

Впервые истории техники 1-го декабря 1904 года на заседании химической секции Русского технического общества российский гражданин Лоран доложил о своем изобретении средств и аппаратов пенного тушения, которые и в настоящие время состоят на вооружении пожарной охраны.

Производство паровых машин было налажено хорошо известной в России фирмой «Магирус» (Германия) 1904 г., компанией «Мерриветтер» (Англия). Каждая машина весила семь тонн, развивала скорость на хорошей дороге до 35 километров в час. Водяной котел отапливался жидким топливом либо дровами, а топливного запаса хватало на 25—60 километров пути.

Паровая машина самохода была связана цепными передачами с задними колесами, а также с валом пожарного насоса, с установленными внизу повозки насосом, производительность которого составляла около 2.000 литров в минуту.

Паромобиль мог доставить боевой расчет из пяти человек к месту бедствия, на машине компактно располагались всасывающие и выпускные пожарные рукава, другое вооружение…

Электромобиль “Браун”, 1908 г.

А электрическая энергия в деле борьбы с огнем нашла свое применение в 1901 году, когда немецкая фирма «Юстус Кристиан Браун» изготовила самоходную пожарную линейку, движущей силой которой были электромоторы, получающие питание от тяжелых аккумуляторов.

Батареи устанавливались в ящиках под сиденьями и вращали два осевых электромотора передних колес пожарной линейки общей мощностью 9,6 киловатта. Машина могла перевезти 10-12 топорников и ствольщиков.

К минусам электромобиля мы можем отнести громоздкость конструкции, невысокую, до 30 километров в час, скорость, большую массу, частую перезарядку аккумуляторов, которая могла производиться в пожарных частях, оснащенных специальным оборудованием, и, как следствие, ограниченный радиус действия подобной машины. К плюсам – безотказность в работе двигателя, его легкий запуск, простоту конструкции и меньшую по сравнению с паромобилями стоимость.

Пожарный электромобиль Justus Christian Braun, 1902 год. Использовался в Швеции

Обратите внимание

Надо сказать, что эра пожарных паро- и электромобилей оказалась непродолжительной, она завершилась появлением бензомоторных машин, которые совершили настоящую революцию в деле пожаротушения.

Долгое время специалисты с недоверием относились к автомобилям с бензиновым двигателем, выражались даже опасения по поводу целесообразности применения в борьбе с огнем пожароопасного бензинового «двигателя внутреннего взрывания».

Эти сомнения несколько приостановили темпы оснащения пожарных частей автомобилями, и поиск привода, наиболее подходящего для машины огнеборцев, продолжался бы еще неизвестно сколько, если бы дискуссиям в среде разработчиков не положила конец… Первая мировая война.

Именно на полях сражений и зарекомендовал себя с лучшей стороны бензомобиль — надежный и неприхотливый.
Что касается России, то она благополучно миновала эру машин с паро- и электродвигателями, в краткие сроки, проделав путь от конной тяги до пожарных автомобилей, оснащенных бензиновыми моторами.

Не смотря на отдельные достижения в разработки пожарной техники, к 1917 году во всей огромной стране насчитывалось всего 10 пожарных автомобилей. Основным средством борьбы с огнем оставались паровые пожарные машины на конном ходу, ручные поршневые насосы, багры, ломы, топоры и лопаты.

Тяжел был и быт пожарных охраны труда и государственного страхования не существовало. До сих пор отсутствовала строгая организация тушения пожаров, на низком уровне было и отношение к пожарным в народе. Такой подошла пожарная охрана к началу нового этапа — этапа советской пожарной охраны.

Первый пожарный автомобиль (Киев, 1913 год)

1917 год стал переменным в судьбе огромного государства, Россия встала на новый путь своего развития. Издавались новые декреты, коснувшиеся всех сторон жизни государства. 17 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет »Об организации государственных мер борьбы с огнем».

 Название декрета говорит о том, что вопросы организации борьбы с пожарами уже в первые месяцы существования Советской власти были приравнены к важным государственным задачам. Декретом от 17 апреля 1918 года предусматривалось планомерное проведение как предупредительных мер борьбы с пожарным бедствием, обращалось внимание на важность широкого развития профилактической работы.

Важно

 Благодаря данному документу, развитие пожарной охраны в стране пошло ускоренными темпами, не смотря на все сложности военного времени.

Челябинск. Первый пожарный автомобиль, собранный энтузиастами пожарной охраны из автомобилей иностранных фирм. 1925 год

Первый советский пожарный автомобиль АМО-Ф-15, открытая компоновка (1925 год)

В июле 1925 года в Ленинграде на заводе »Промет» объединения »Тремасс» был выпущен первый отечественный автонасос на 1,5-тонном шасси »АМО-Ф-15» с пожарным насосом производительностью 1200 л/мин. В конце 1927 г. на вооружении профессиональной пожарной охраны городов насчитывается около 400 пожарных автомобилей.

Пожарный автомобиль на базе шасси АМО-Ф-15

Огнетушителей изготовляется 200 тыс. в год, что намного превысило довоенный уровень их производства. В то же время начали производство спринклерного оборудования. В течение месяца изготавливали около 5 тыс. спринклеров, а так же все виды фитингов и контрольно-сигнальной аппаратуры.

Download Best WordPress Themes Free DownloadDownload Premium WordPress Themes FreeDownload Premium WordPress Themes FreePremium WordPress Themes Downloadfree download udemy coursedownload coolpad firmwarePremium WordPress Themes Download

Источник: http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozharnaya-tehnika-primenyaemaya-v-rossii-v-xviii-nachale-xx-veka.html

Ссылка на основную публикацию