Пожарная безопасность воспитателям

Правила пожарной безопасности в ДОУ

Беспомощность и беззащитность детей обуславливает повышенные требования к безопасности дошкольных учреждений. Безопасности в детских садах необходимо уделять особое внимание и предъявлять повышенные требования. Несоблюдение правил и пожарных норм в детских садах влечет наложение штрафных санкций на руководителя.

Общие требования

Требования, по пожарной безопасности в дошкольных учреждениях, закреплены в правилах ППБ-101-89. Данные правила регламентируют условия содержания не только здания, но и прилегающей территории.

Данные правила после введения Постановления № 390 стали носить рекомендательный характер. Новые правила противопожарного режима существенно снизили требования, предъявляемые пожарным мероприятиям.

Обратите внимание

Но большинство проверок, проходящих в детских садах, ориентируются именно на ППБ-101-89.

Ежегодно комиссия проводит проверку дошкольных учреждений на соответствие соблюдение норм пожарной безопасности. В состав комиссии должен входить представитель пожарного надзора. Пожарная безопасность в детском саду состоит из разностороннего комплекса мер и требований.

Требования к территории

Требования к состоянию территории детского сада направлены на снижение риска возгорания и снижение негативных последствий пожара. Все существенные условия содержания территории прописаны достаточно четко и подлежат обязательному соблюдению. К основным требованиям относятся:

  1. прилегающая к детскому саду территория должна соблюдаться в постоянной чистоте. Отходы горючих веществ, высохшая трава и листва подлежат обязательному и регулярному вывозу;
  2. наличие свободного доступа к подъездным путям, пожарному инвентарю и водоисточнику;
  3. недопустимо применение открытых источников огня, (т. е. сжигание мусора не может осуществляться на территории доу). Этот пункт относится и к требованиям внутри здания. В связи с чем, на кухне приготовление пищи допустимо только на электрических плитах;
  4. наличие забора 2,5 м в высоту и калиток (не меньше 2). Ворота должны быть шириной от 4,5м.

Требования к зданию и помещению

Внутри здания детского садика правила пожарной безопасности устанавливают ряд мер и требований:

  1. младшие группы должны располагаться не выше 2 этажа;
  2. максимальное число мест рассчитывается в зависимости от типа огнеустойчивости здания. Допустимо расположение до 50 детей в зданиях с IV и V степенью огнестойкости. Число мест свыше 50 может быть только в зданиях от III степени огнеустойчивости;
  3. расстановка мебели и оборудования в помещении не должна препятствовать доступу к аварийным выходам и к средствам пожаротушения. Все выходы не должны быть загромождены какими-либо предметами;
  4. обязательно наличие указателей и знаков безопасности;
  5. исправные доводчики на дверях обязательны на коридорных и тамбурных дверях;
  6. паласы, ковры и т.д. должны быть закреплены к полу с надежной фиксацией;
  7. чердачные помещения детского сада подлежат особому вниманию. Кроме того, что на чердаках недопустимо складирование предметов, утепление перекрытий должно осуществляться негорючими видами утеплителя. Чердачные двери должны быть закрыты на ключ и обозначены соответствующими надписями, с указанием назначения помещения и места хранения ключа. Слуховые окна должны быть остекленными и закрытыми;
  8. окна в здании не должны быть закрыты металлическими решетками;
  9. детские сады должны быть оборудованы системой оповещения о пожаре с применением звуковых сигналов;
  10. применение утюгов допускается только в специально отведенном помещении. Это помещение не может использоваться в других целях (в том числе для хранения белья). Утюг должен быть в исправном состоянии;
  11. помещения должны быть обеспечены огнетушителями;
  12. в конце рабочего дня сотрудники детского сада обязаны осмотреть помещение и обесточить электросеть.

Действия и меры, запрещенные в ДОУ

Повышенные требования к пожарной безопасности в детском саду обуславливают строгий перечень запрещенных действий. Так, например, перепланировка здания ДОУ не должна нарушать основные строительные нормы.

При проведении ремонта запрещено применение строительных материалов с низким классом пожаробезопасности. Запрет на применение открытого огня касается не только кухни. В случае отключения электропитания нельзя использовать свечи и керосиновые лампы. Лампы и светильники должны быть закрыты рассеивателем.

Любые электроприборы могут быть включены в сеть только под наблюдением персонала. Что же касается кипятильников, электрочайников и т. д., то их использование допустимо, но только в специально отведенных местах. Самодельные обогреватели нельзя использовать в любом помещении детсада.

Закрывать, и уж тем более забивать, эвакуационные выходы запрещено при любых обстоятельствах. На путях к этим выходам запрещено вешать зеркала (для исключения дезинформирующего зрительного эффекта).

Система водоснабжения

Руководитель ДОУ для обеспечения безопасности обязан обеспечивать исправное состояние противопожарного водоснабжения. Для этого периодически проводятся осмотры и техническое обслуживание противопожарных кранов. Результаты проверки фиксируются в акте.

Эти же требования предъявляются и к водорезервуарам. В случае выхода из строя насосов, водопроводной сети или проведения ремонтных работ руководитель детского сада обязан уведомить об этом пожарную охрану.

Проектирование противопожарного водоснабжения должно осуществляться с учетом минимального расхода воды при пожаре. Норма расхода для зданий высотой до 2 этажей составляет 10 литров в секунду. Расход на здания более 2 этажей составляет 15 литров в секунду.

Автоматическая пожарная защита

Противопожарный комплекс мер включает в себя обязательное наличие автоматической защиты. Обязанность по установке и эксплуатации пожарной автоматики целиком и полностью возложена на администрацию дошкольного учреждения.

При невозможности самостоятельно отслеживать техническое состояние автоматической системы, администрация садика должна заключить договор со специализированными организациями, предоставляющими эти услуги.

Детские сады в обязательном порядке должны быть оснащены системой оповещения и управления людей при возникновении пожароопасной ситуации.

Речевое оповещение направлено на уведомление сотрудников ДОУ и должно способствовать снижению возникновения паники. Следует строго следить за наличием и состоянием зрительных извещателей и указателей.

Важно

После проведения ремонта (покраски, побелки) недопустимо их закрашивание.

В случае срабатывания пожарной сигнализации, сигнал должен выводиться в помещение охраны или пожарную часть. При проведении работ с автоматической системой оповещения, вызвавших ее отключение, руководитель ДОУ обязан оповестить об этом пожарную охрану.

Требования к сотрудникам

Пожарная безопасность в ДОУ кроме технических мер включает в себя меры по информированию персонала и детей о правилах поведения для снижения риска пожаров. Любой сотрудник в детском саду, прежде чем приступить к выполнению своих должностных обязанностей, в обязательном порядке проходит инструктаж и пожарно-технический минимум.

Ответственный проводит разовый инструктаж (для вновь принятых работников), плановый (каждые полгода) и целевой (перед проведением крупного организационно-досугового мероприятия).

Ответственное лицо обязано знать:

  • все внутренние правила, инструкции;
  • законодательные акты и нормы, регулирующие вопросы пожаробезопасности;
  • все находящееся в здании оборудование и его особенности эксплуатации.

Приведенный список не является полным. Подробные обязанности и требования регулируются в каждом ДОУ должностными обязанностями ответственного за пожарную безопасность.

Совместная работа руководителя детского сада и лица ответственного за пожарную безопасность должна быть активной и направленной на предотвращение возникновения возгорания в учреждении.

Инструктаж направлен на обучение персонала необходимым мерам по снижению риска развития пожара. Обучение правилам поведения при пожаре направлено на оперативную эвакуацию детей без возникновения паники и с наименьшими финансовыми потерями.

Кроме обучения персонала, воспитатели и руководитель детского сада должны проводить обучение с воспитанниками и консультации с родителями. Для этого проводятся уроки по пожарной безопасности и группы оснащаются тематическими плакатами для наглядного восприятия информации.

Источник: https://ProtivPozhara.com/bezopasnost/na-obektah/dou

Пожарная безопасность в ДОУ (детском саду) | Охрана труда и техника безопасности в школе

В дошкольных образовательных учреждениях особое внимание необходимо уделить пожарной безопасности, обучению детей правилам поведения при пожаре, противопожарной защите помещений.

Настоящий раздел пожарная безопасность в ДОУ раскрывает требования к администрации и сотрудникам в плане пожарной безопасности, определяет правила пожаробезопасного функционирования детского сада.

На контроле администрации систематически находится пожарная безопасность в детском саду, педагогический персонал в обязательном порядке проводит с воспитанниками инструктажи, беседы по правилам пожарной безопасности для детей в ДОУ.

Совет

В этом разделе можно бесплатно скачать инструкции по пожарной безопасности в ДОУ (новые, 2017 год), инструктажи по пожарной безопасности в ДОУ новые, требования противопожарной защиты помещений, зданий и территории детского сада.

Цель каждой разработанной инструкции по пожарной безопасности в детском саду — не допустить пожароопасную ситуацию, предотвратить возникновение пожара в ДОУ, дома и на улице, сберечь здоровье и жизни детей.

Представлены основные инструкции о мерах пожарной безопасности в ДОУ, инструкции по пожарной безопасности для администрации, сотрудников, порядок действия при пожаре и т.д.

Ответственным за пожарную безопасность и противопожарную защиту в ДОУ является заведующий детским садом. Он может назначить приказом лицо, ответственное за пожарную безопасность в учреждении.

В обязательном порядке ответственным должна быть разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в ДОУ (детском саду), а также на складах, на пищеблоке, в спортивном и музыкальном зале.

1. Инструкция о мерах пожарной безопасности в ДОУ
2. Инструкция по пожарной безопасности в ДОУ
3. Инструкция о мерах пожарной безопасности на пищеблоке ДОУ
4. Инструкция о мерах пожарной безопасности на складе продуктов в ДОУ
5.

Инструкция о мерах пожарной безопасности на складе инвентаря и ТМЦ в ДОУ
6. Инструкция о мерах пожарной безопасности в прачечной ДОУ
7. Должностная инструкция по пожарной безопасности заведующего ДОУ
8.

Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасность
9.

Инструкция по пожарной безопасности для дежурного администратора ДОУ

Очень важно довести до ведома всех работников детского сада положения инструкции о порядке содержания и приведения помещений ДОУ в пожаробезопасное состояние с целью предупреждения возгораний в кабинетах, затопления.

Должностные лица и работники дошкольного образовательного учреждения должны четко знать порядок действий при возникновении пожара и эвакуации для того, чтобы своевременно и безопасно провести эвакуацию детей, вовремя сообщить в пожарную службу и заведующему ДОУ, принять соответствующие меры по тушению очага возгорания при отсутствии угрозы жизни.

10. Инструкция по пожарной безопасности для сотрудников ДОУ
11. Инструкция о порядке действий должностных лиц в случае возникновения пожара в ДОУ
12. Инструкция о действиях персонала при эвакуации в случае возникновения пожара в ДОУ
13. Инструкция о порядке содержания и приведения помещений ДОУ в пожаробезопасное состояние
14. Инструкция по пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в ДОУ
15. Инструкция по пожарной безопасности при проведении новогодних мероприятий в ДОУ
16. Правила пожарной безопасности для детей в ДОУ
17. Правила пожарной безопасности для детей дома
18. Порядок действий сотрудников при эвакуации в случае возникновения пожара ДОУ
19. Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении ремонтных работ ДОУ
20. Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении окрасочных работ ДОУ
21. Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении временных огневых работ ДОУ
22. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для заведующего ДОУ

Читайте также:  Робототехническое средство (ртс)

Источник: http://ohrana-tryda.com/pojarnaya-dou

Портал педагога | «Пожарная безопасность «

Автор: Алиева Севиндж Паша Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 «Солнышко»
Населённый пункт: Нижегородская область ГО г.Бор
Наименование материала: презиниация
Тема: «Пожарная безопасность «
Дата публикации: 06.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Педагогическое кредо:

«

Если мы будем учить сегодня так, как

мы учили вчера, мы украдем у детей

завтра

»

Стаж работы: 15 лет

Квалификационная категория:

первая

g728036@mail

«Визитная карточка

»

Презентация практических достижений профессиональной

деятельности воспитателя

МБДОУ детский сад № 15 «Солнышко»

городского округа город Бор

Алиевой Севиндж Паша кызы

2017г.

Тема презентации

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать!

30 апреля День работников пожарной охраны

научно-исследовательские условия

Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации»

, принят

Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25 «Обязательное обучение

детей в

дошкольных

образовательных учреждениях, мерам пожарной

безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по

специальным программам, согласованным с Государственной

противопожарной службой»)

ФГОС ДО

(п.2.6.«Социально-коммуникативное развитие направлено на

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»)

методические условия

Программа

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.

Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной

Учебно-методические пособия:

К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»,

Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности»

организационно-педагогические условия

участник РМО

член творческой группы педагогов детского сада

участие в профессиональных педагогических сообществах

Условия формирования личного вклада

педагога в развитие образования

«Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

(русская пословица)

Возрастает число пострадавших детей от пожара

Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно

Пожарная безопасность – обязательное условие и критерий

эффективности деятельности образовательной организации

Объединив

усилия

педагогов

,

работников

МЧС

и

родителей

,

можно

уберечь

детей

от

трагедий

Актуальность личного вклада педагога в

развитие образования

Теоретическое обоснование личного вклада

педагога в развитие образования

Научные труды Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева,

В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой,

Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Культура безопасности жизнедеятельности ребенка :

информационный компонент — знания о безопасности жизнедеятельности

человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»);

поведенческий компонент — умение действовать в проблемных ситуациях

(«Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»);

эмоционально-волевой компонент — правильно реагировать на проблемные

ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу

следовать правилам безопасности жизнедеятельности»)

«Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей

жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность

измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает

напряженность страха ввиду этих опасностей» (К.Д. Ушинский )

Цель

формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению

правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками

необходимыми для действия в экстремальных ситуациях

Задачи

Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара

Познакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной

опасности

Дать представления о труде пожарных, их профессиональными действиями

Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – боевой расчет), служб

спасения: «01», «02», «03», «04»

Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара

Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам

пожарной опасности

Активизировать словарь детей по данной теме

Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных

Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и

здоровью

Цель и задачи педагогической деятельности

знание и соблюдение противопожарных требований только тогда

становятся естественными в поведении человека, когда они

привиты с детства

Ведущая педагогическая идея

Педагогические условия

отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в

быту и установлении последовательности его освоения

применении поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования

знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной

позиции ребенка

осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной

деятельности в данном направлении и её осуществлении в тесном сотрудничестве

Деятельностный аспект личного вклада

педагога в развитие образования

Формы организации детской

деятельности

Формы организации детской деятельности

комплексные и

интегрированные занятия

занятия-проекты

практические занятия

экскурсии в пожарную часть и

по детскому саду

сюжетно-ролевые игры

чтение художественной

литературы на пожарную

тематику

составление с детьми

коллажей

сочинение историй и

оформление их в книжечки

познавательные викторины

просмотр обучающих

видеороликов

игровые тренинги

творчески конкурсы, КВН

Конструирование

пожарной машины

Сюжетно-ролевая игра

«Если в доме случился пожар»

Игра-драматизация

«Тили бом загорелся кошкин

дом»

Чтение книг о пожарной

безопасности

Рисование

пожарного

Коллективная творческая работа:

коллаж «Пожароопасные предметы»

Самостоятельная

детская деятельность

Методы и приемы

Метод сравнения

Метод моделирования ситуаций

Метод повторения

Экспериментирование и опыты

Решение логических и

практических задач

Метод проекта

Информационно- коммуникативные

технологии

Загадывание загадок

Чтение стихов, пословиц о пожаре

Моделирование ситуаций

«Помоги друзьям выйти из

задымленной группы»

Опыт «Как погасить свечу»

Познавательно —

исследовательская деятельность

Беседы: «Электричество в нашем доме и его опасность»

«Электроприборы. Правила пользования ими»

Дидактические игры: «1, 2, 3, что может быть опасно, найди»,

«Что можно, что нельзя», «Дорисуй, чего не хватает»

Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать? »

Работа со схемой «Найди выход из горящего дома»

Тренинг «Вызови пожарных»

Экспериментирование «Огонь гаснет без поступления кислорода»

Коммуникативная деятельность

Общение «Будь самостоятелен, но осторожен и внимателен»

Дидактические игры: «Отгадай слово», «Назови действие»

Загадки о бытовых приборах

Викторина «Береги свой дом от пожара»

Составление творческого рассказа «Почему это случилось? »

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Мамины помощники»

Игровые ситуации «Дым в квартире», «Сестра обожгла палец, что делать? »

Дидактические игры «Найди лишнее», «Чрезвычайные ситуации»

Продуктивная деятельность

Рисование отгадок «Электроприборы»

Конструирование из строительного материала «Моя квартира»

Выставка рисунков «Береги свой дом от пожара»

Чтение художественной

литературы

«Как ловили уголька» Ж. Толмазова

«Кошкин дом» С. Маршак

«Рассказ о неизвестном герое»

«Обыкновенная история» К. Орлова

«Загадки об электроприборах» Л. Сумина

«О спичках»

«Об опасных предметах»

«О средствах бытовой химии» А. Шевченко

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Убери на место», «Огненный дракон»

Игры – эстафеты «Окажи помощь при пожаре», «Ловкие и быстрые»

Музыкальная деятельность

Драматизация «Кошкин дом»

Трудовая деятельность

Изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»

Тематические недели «Моя семья, дом», «Бытовая техника»

Познавательный центр по пожарной безопасности

макет пожарного щита

атрибуты для сюжетно–ролевых игр

(костюм пожарного, огнетушитель,

пожарная машина)

наглядный плакат «Правила поведения

при пожаре»

папки передвижки, ширмы «Огонь –

друг, огонь – враг»

дидактические карточки«Азбука

безопасности»

художественная литература

продукты детской деятельности

(рисунки, поделки)

лэпбук («Пожарная безопасность»)

альбомы («Опасные предметы дома»,

«Профессия пожарных», «Служба «01»,

«02», «03», «Спичка — невеличка»,

«Пожары», «Опасные ситуации в жизни

детей»)

Работа с родителями

беседы о пожарной безопасности

размещение в уголке для родителей статей

материалов пожарной безопасности в

домашних и природных условиях

оформление папок-передвижек по

профилактике пожарной безопасности

открытые просмотры для родителей с

детьми по данной тематике

анкетирование

участие в игровых тренингах, выставках,

викторинах, создании стенгазет, в

театральных постановках, фотовыставках

Сотрудничество со специалистами районного

отдела по чрезвычайным ситуациям

Диапазон личного вклада педагога в

развитие образования и степень его новизны

создан и систематизирован учебно-дидактический

материал для ознакомления детей с правилами пожарной

безопасности (учебные пособия, альбомы, плакаты,

дидактические игры, буклеты и памятки)

разработан перспективный план работы по

формированию основ пожарной безопасности у детей

подготовительной к школе группы

разработан блок познавательных занятий на

противопожарную тему

созданы обучающие компьютерные презентации по

основам пожарной безопасности для дошкольников

реализованы совместные проекты с районным отделом

МЧС

Результативность профессиональной педагогической

деятельности и достигнутые эффекты

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по пожарной безопасности у

детей дошкольного возраста

Результаты

Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ,

на природе, взаимодействии с пожарными

Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной

пожарной опасности

Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим

людям

У детей развита возможность осознания своего здоровьесберегающего

поведения

У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем

Публикация своих работ на

сайте детского сада,

на Интернет портале

Оформление информационных

стендов, консультаций для

родителей

Участие в районных

методических объединениях

Обмен опытом

Презентация

проекта

Выступление на

педсоветах

Показ

открытых

занятий

«Транслируемость практических достижений

профессиональной деятельности

педагогического работника»

Список

литературы

Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические

и социальные технологии. М., 2002.

Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста.

М.,1998.

Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы

безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

Детский сад от А до Я. 2006.№4.

Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.

М.,2007.

Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.

Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной

безопасности. М. 2007.

Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М.2007

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20801

Консультация для воспитателей «Планирование работы по формированию навыков пожарной безопасности»

Формированию навыков пожарной безопасности у воспитанников в   учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь уделяется большое внимание. Основным стержнем данной деятельности является грамотное планирование образовательной  работы с детьми. Эффективному решению задач программы  в данном направлении будет способствовать использование следующих принципов:

  • систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса  обучения. Только наличие  системы в планировании работы педагога с детьми позволит достичь результативности;
  • принцип «не навреди!» — предполагает отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении программного материала детьми; обеспечение ребёнку позитивного опыта познания мира, жизни;
  • постепенности – предусматривает постепенную подачу материала от простого к сложному, частое повторение правил и норм;
  • доступности и индивидуализации – учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • цикличности – предполагает повторяющуюся последовательность;
  • оздоровительной направленности – нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения;
  • связи теории  практикой – позволяет применять полученные  детьми знания, сформированные представления на практике.
Читайте также:  Пожарные рукава: виды, применение, характеристики

  Образовательная работа с детьми по  формированию основ пожарной безопасности осуществляется в следующих направлениях:

  1. Человек и его жизнь среди людей в предметном и природном окружении.
  2. Основы безопасного поведения человека.

  Ознакомление детей с основами пожарной безопасности включает в себя следующие компоненты:

  • ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважение к чужой жизни и здоровью;
  • развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
  • практический – практическое осуществление и применение познанного.

Содержание образовательной работы по  формированию у воспитанников основ пожарной безопасности должно учитывать специфику данного периода (гроза, опасность лесных пожаров во время летней жары и т.п.).

Реализуется оно во время различных режимных моментов (в утренние промежутки времени, во время дневной прогулки, во второй половине дня) не реже 1 раза в неделю через  специально организованные формы работы с детьми:

  • художественно-творческую деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, музицирование);
  • познавательную практическую деятельность;
  • развитие движений;
  • беседы с детьми.

Начиная с младшей группы, детям рассказывают о последствиях неосторожного обращения огнём. Поскольку для детей младшего дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, они должны наблюдать за трудом электрика, сотрудника МЧС, дворника, повара.

 Формирование навыков пожарной безопасности должно сопровождаться большим количеством наглядности (альбомов, иллюстраций, детской художественной литературы, видеофильмов). У детей постарше (средняя, старшая группа) закрепляют правила пользования телевизором, магнитофоном, компьютером, пополняют представления о пожарной безопасности.

Они учатся общаться по телефону, вызывать сотрудников пожарной службы на случай чрезвычайной ситуации. Содержание работы должно дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

Обратите внимание

Образовательная деятельность должна быть интегрированной, соединять разные  направления: ознакомление с окружающей средой, валеолого-экологическую культуру, физическое развитие, изобразительное искусство. Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно лишь запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него.

Надо расширять представления воспитанников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуацию, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. При этом не только следуют принципу информативности, но и учитывают эмоционально-чувственные особенности детей. Воспитанникам не нравятся строгие назидания, поучения и предупреждения.

Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, сказки, рассказы, поговорки  («Спичку не тронь – в спичке огонь», «Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся» и т.п.).

В содержании работы с детьми желательно использовать стихи и стихотворные строки, сказочные сюжеты и персонажи. Они помогают разнообразить и оживить детскую деятельность, более образно и выразительно представить педагогу информацию о правилах пожарной безопасности детям.  

Формы работы с детьми должны дать им возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях. Основной формой работы с детьми по объяснению опасности огня являются разъяснительные беседы.

 Когда у детей имеется уже некоторый опыт и представления о предметах и явлениях, можно использовать такие беседы, как «Один дома» (о правилах поведения с предметами быта), «Опасно – спички!» (о том, что спички – не игрушка), «Если возник пожар» (о правилах поведения при возникновении пожара) и другие.

Основная деятельность воспитанников – игра. Широко должны использоваться дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, игры ТРИЗ-технологии. Они могут быть включены в любой из режимных моментов, начиная с приёма детей, физкультминуток и заканчивая гигиеническими процедурами.

Игра даёт каждому ребёнку возможность побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с чьей-либо помощью найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения.

Так, можно использовать следующие игры: «Добрый и злой огонь», «Собери пожарную машину», «Знакомая коробка» (опасные предметы), конструкторские игры «Мой дом», «Пожарное депо» и др.  Старшие воспитанники знакомятся с простейшими правилами пользования бытовыми приборами – с этой целью проводится сюжетно-ролевая игра «Семья».

Важно

Создавая интерьер квартиры, дети обязательно пользуются игрушечным телевизором  или магнитофоном. Воспитатель обращает внимание, что бытовой электроприбор может стать причиной пожара.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой  тренинг. Ход тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим: «Какие правила поведения надо соблюдать дома, чтобы не возник пожар?», «Как следует вести себя в лесу?»,

«Каковы должны быть действия людей, если возник пожар?»  и др. Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.

Понятным и близким для воспитанника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие – наиболее эффективный метод нравственного воспитания. Оно пробуждает в воспитанники чувство сопереживания, желание помочь, защитить слабого. Литературные произведения Л.

Толстого «Пожарные собаки», С. Маршака «Кошкин дом» способствуют совершенствованию навыков поведения при пожаре, представления об опасных для жизни  здоровья предметах, правилах пользования ими. Также при ознакомлении с правилами пожарной безопасности можно использовать стихотворение К. И.

Чуковского «Путаница».

Знакомя детей с трудом пожарных, целесообразно использовать такую форму работы как экскурсию. В пожарной части, например, дети  узнают о том, что для борьбы с огнём используется специальная техника и оборудование. По сигналу тревоги пожарная команда срочно выезжает к месту пожара, а весь городской транспорт уступает дорогу пожарным машинам, т.к.

они спешат на помощь людям, которым угрожает опасность. Во время экскурсий по детскому саду детям следует показать специальные места, где находятся огнетушители, ящик с песком, лопаты, пожарные рукава, сигнализация, автономные пожарные извещатели (АПИ).

Внимание детей также обращают на запасные выходы, предназначенные для эвакуации людей на случай пожара.

Для активизации познавательной деятельности детей рекомендуется проводить творческие вечера, викторины, конкурсы, праздники. Тематика таких мероприятий может быть следующая:

  • «В гостях у Лешего» (правила поведения в лесу),
  • «Посвящение в юные пожарные»;
  • «Огнетушик приглашает друзей»;
  • «Знатоки правил пожарной безопасности»;
  • «С огнём не шути!» и др.

Ежегодно в учреждении дошкольного образования проводится тематическая неделя безопасности жизнедеятельности. Проводится предварительная работа: зам. заведующего по ОД составляет план проведения такой недели.

На основе его воспитатели дошкольных групп разрабатывают тематические планы работы своей группы, включающие: игры, конкурсы, эстафеты, экскурсии в пожарную часть, чтение художественной литературы, встречи с сотрудниками МЧС, моделирование поведения, анализ опасных ситуаций, выставки, трудовые поручения детям и т.п. В конце недели с детьми проводится итоговая беседа.

Продуктивной формой работы по закреплению правил пожарной безопасности у детей, развитию их творческих способностей является организация выставок рисунков, поделок по темам – «Пожарные – профессия мужественная», «Наш безопасный мир», «Огонь – наш друг и враг» и др.

Список литературы

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. — М.:  АСТ, 1998.
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. -М.: Сфера, 2010. — 64 с.

Источник: https://sad1korma.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-vospitatelej-planirovanie-raboty-po-formirovaniju-navykov-pozharnoj-bezopasnosti

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Рябинка»

Страница обновлена 25.06.2018

Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети.

Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.

Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.  

Совет

       Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.          Основной целью  работы в ДОУ  является  реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в детском саду.

         Для достижения намеченной цели  решаются следующие задачи:   — систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;   — формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;  воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;   — формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;   — внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;   — информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ; 

—  организация работы с педагогами по распространению передового опыта.

Настоящий раздел пожарная безопасность в ДОУ раскрывает требования к администрации и сотрудникам в плане пожарной безопасности, определяет правила пожаробезопасного функционирования детского сада.

  На контроле администрации систематически находится пожарная безопасность в детском саду, педагогический персонал в обязательном порядке проводит с воспитанниками инструктажи, беседы по правилам пожарной безопасности для детей в ДОУ.

В  работе с детьми  используются  разнообразные формы и методы организации образовательной  деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создается атмосфера заинтересованности  каждого ребенка в группах. Создаются  ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения заданий.

Беседа старшей медсестры ДОУ помогает детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).

Необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия.  

  • дети из социально-незащищенных слоев населения;
  • дети с неблагополучных семей;
  • дети, чьи родители лишены родительских прав;
  • дети, которых воспитывают опекуны или приемные родители, и другие.

В своей работе педагоги ДОУ используют специально организованные образовательную деятельность,  исследовательскую деятельность (опыты, практические упраж­нения),  ознакомление с правилами пожарной безопасности через про­изведения художественной литературы, игровую деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятель­ные игры); организацию  тематических конкурсы поделок и детских рисун­ков. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, активные формы работы (презентации, проекты). 

   Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!»:

Читайте также:  Пожарный инструмент и птв

— брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предме­ты, переносить огонь;

— разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электри­ческие  приборы;

-брать горящие  угли;

-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

Вся образовательная работа строится по трем модулям:  

    «Работа с педагогами»   направлена на повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе новых технологий по воспитанию культуры и обучению основам  пожарной безопасности  воспитанников.

     На базе ДОУ были организованы консультации для педагогов.

       «Работа с родителями».

Обратите внимание

      В рамках работы с родителями используются  как традиционные так и нетрадиционные, активные формы работы. Проведены консультации с  родителями, на которых  рассматривались вопросы по формированию у детей основ пожарной безопасности.  

     В детском саду установлена пожарная сигнализация и система оповещения с выходом на пульт охранного предприятия.

  • Соблюдается график огнезащитной обработки с последующей эспертизой чердачных деревянных конструкций.
  • Своевременно ведется приобретение, проверка и зарядка огнетушителей.
  • Проводится своевременная очистка территории от снега, мусора, пуха, опавших листьев, сухой травы, с вывозом за территорию учреждения.
  • Обслуживание знаков безопасности (выход, вход и т.д.)
  • Проведение тренировочных эвакуаций людей (планы эвакуаций детей, инструкция).
  • Проведение инструктажей с персоналом по противопожарной безопасности с записью в журнале (инструкция, программа инструктажа по пожарной безопасности).
  • Назначены ответственные по ГО, ЧС и пожарной безопасности                             

Мультфильмы для детей

Игра с огнём.

Внимание, пожар!

Как это случилось

Фиксики – огнетушитель!

Уроки осторожности тётушки Совы.

Путаница

Крот и спички

Кошкин дом

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Пожар – это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.

Помните! Чтобы не возник пожар, осторожно обращайтесь с огнем.

Все вы знаете, что «спички детям не игрушка. И это действительно так. Не балуйтесь со спичками, и не давайте шалить подобным образом своим друзьям.

  • Без присутствия взрослых не зажигайте спички и свечи.
  • Подвалы, сараи и чердаки – не лучшие места для игр, а тем более, если эти игры с огнем.
  • В темное время суток не ходите по деревянным постройкам, а если все же придется – воспользуйтесь электрическим фонариком.
  • Электроприборы, включенные в сеть, нельзя оставлять без присмотра, потому что они часто становятся причиной пожара.
  • Игры с электронагревательными приборами опасны для здоровья, а, в некоторых случаях, и для жизни.

Ребята! Эти правила никогда нельзя забывать. рассказывайте о них своим товарищам и требуйте, чтобы они их тоже соблюдали. Так вы можете спасти свой дом, школу, лагерь и другие помещения от возгорания, и окажете неоценимую помощь в деле предупреждения пожаров работникам противопожарной службы.

Однако не всегда удается предотвратить пожар. Случается, что независимо от наших стараний по профилактике пожаров, возгорание все же происходит. Поэтому, нужно быть готовым к такой ситуации, чтобы не растеряться и действовать быстро и уверенно. Только так вам наверняка удастся спастись от огня, и помочь своим друзьям и близким.

Хорошенько заучите, и никогда не забывайте правила, которые помогут вам, если вдруг случится пожар:

  • Спички и зажигалки предназначены для хозяйственных нужд. Они не могут служить предметом для игр, и без надобности их брать и вовсе не стоит.
  • Даже одна маленькая искорка может стать причиной большого пожара. Поэтому не допускайте возникновения даже небольшого огня в помещении.
  • Оставшись в квартире один, не включай телевизор.
  • Если в квартире начался пожар, а взрослых нет, убегай подальше от огня. Если квартира не закрыта, не задумываясь, уходи из квартиры.
  • Убегая из горящей комнаты, не забудь закрыть дверь, чтобы огонь не распространился по всей квартире.
  • Если дверь дома закрыта, и выйти нет никакой возможности, кричи в окно, зови на помощь.
  • Даже если вам очень страшно находиться в горящей квартире, не надо прятаться под кровать, в шкаф или другие тайные места, ведь пожарным будет очень трудно вас тогда найти и спасти.
  • Если вы обожгли на огне руку, подставьте ее под поток холодной воды, и зовите взрослых на помощь.
  • Если загорелась ваша одежда, падайте на землю или пол, и катайтесь по нему, пока огонь полностью не погаснет.
  • Если пожар в вашем подъезде, не выходите из квартиры. Откройте балкон, окно или хотя бы форточку и зовите на помощь.
  • Если в доме пожар, не пользуйтесь лифтом. Он может остановиться между этажами, а вы окажетесь в самой настоящей ловушке.

Тушить пожар – дело взрослых, но вызвать пожарников может любой ребенок. Хорошенько заучите номер пожарной охраны. Он не сложный «01». А если у вас есть сотовый телефон, набирайте «112», четко и спокойно произнесите свое имя и адрес, опишите ситуацию, и будьте уверены, к вам на помощь придут обязательно.

Правила пожарной безопасности для детей в ДОУ

 С данными правилами пожарной безопасности для детей в ДОУ (детском саду) воспитатели должны в обязательном порядке ознакомить всех воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью предотвращения пожароопасных ситуаций и сохранения здоровья и жизни детей в случае возникновения пожара.

1. Возможные источники пожара

  • спички, зажигалки;
  • неисправные электроприборы, оголенные провода;
  • огонь, дым, горящая конфорка газовой плиты.

2. Общие правила пожарной безопасности для детей
2.1. Не играйте со спичками и зажигалками, это приводит к пожару. 2.2. Нельзя играть с баллончиками дезодорантов. 2.3. Нельзя без взрослых зажигать газ. 2.4. При отсутствии взрослых нельзя включать электроприборы. 2.5.

Не разжигайте костер, если рядом нет взрослого. 2.6. Никогда не лейте в костер бензин, языки пламени могут обжечь вас. 2.7. Не бросайте в костер незнакомые предметы, баллончики, они могут взорваться и поранить вас. 2.8. Не оставляйте не затушенных костров. 2.9.

Не поджигай бумагу, ветошь, пух, сухую траву – это приводит к пожару. 2.10. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью. 2.11. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы. 2.12.

Не трогай электрические провода, ничего на них не вешай, не играй вблизи электрических проводов.

2.13. В случае возникновения пожара надо немедленно позвать взрослых.

3. Правила пожарной безопасности на территории детского сада
3.1. В детский сад запрещается приносить спички, зажигалки, газовые баллончики. 3.2. На территории детского сада запрещается разводить костры, применять фейерверки и петарды, жечь спички. 3.3. Если почувствовали запах дыма, горелой бумаги, резины, поинтересуйтесь, откуда он, и сообщите взрослым. 3.4.

Если увидели пожар, сразу сообщите воспитателю. 3.5. В случае пожара в детском саду производится эвакуация людей, сигналом к которой является звуковой оповещатель.

3.6. При эвакуации в детском саду, постарайтесь сохранять спокойствие, не паникуйте, внимательно следите за указаниями воспитателя, при перемещениях не толкайтесь и не старайтесь обогнать других детей.

4. Если случился пожар, а дома вы одни
4.1. Надо быстро уйти или убежать из комнаты и квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону «101», маме на работу. Зовите на помощь взрослых (соседей, прохожих). 4.2. Если не можете выйти из дома, звоните по телефону 101 и скажите: «У нас дома пожар.

Важно

Мой адрес…». Если выйти из горящей квартиры не удается (дверь заперта, а ключей нет), быстро пробирайтесь к балкону, окну, стене, зовите на помощь, кричите: «Пожар! Помогите!» Взрослые обязательно придут на помощь. 4.3. Ни в коем случае не прячьтесь во время пожара, взрослые могут вас не найти и вы можете задохнуться от дыма. 4.

4. Если в квартире (доме) много дыма, низко пригнитесь, прикройте рот и нос мокрым рукавом, платком и двигайтесь к двери, выбирайтесь из дома. Старайтесь не дышать дымом. 4.5. Если на вас загорелась одежда, падайте на землю или на пол и, катаясь, сбивайте огонь.

4.6.

Нельзя тушить водой горящие электроприборы (телевизор, компьютер).

4.7. При пожаре следует знать:

  • если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;
  • нельзя тушить водой горящие электроприборы;
  • опасен не только огонь, но и дым!
  • нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом;
  • нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.

Правила пожарной безопасности в доме (квартире)

 Причины возникновения пожара дома

-неосторожное обращение с огнем (спички, газовая плита); — неосторожное обращение с электронагревательными приборами (утюг, электрочайник, кипятильник); — неосторожное обращение с горючими веществами (ацетон, газ, спирт, бензин, керосин); — при использовании одновременно большого количества приборов высокой мощности, или при неисправной электропроводке;

— поломка бытовой электротехники.

Правила пожарной безопасности на кухне

На кухне готовится еда и работают электроприборы высокой мощности. Кухня – это самое пожароопасное место в доме. Здесь очень важно соблюдать правила пожарной безопасности.

Основные правила пожарной безопасности на кухне:

  1. Если ставите на огонь сковороду, следите за ней и за тем, чтобы сквозняк не потушил огонь.
  2. Не забудьте погасить горящую спичку.
  3. Не включайте одновременно несколько мощных электрических приборов (микроволновая печь, холодильник, электрочайник, тостер, соковыжималка и т.д.). Следите за их работой.
  4. Содержите в порядке провода электрических приборов.
  5. Плита не место для сушки вещей.

Правила пожарной безопасности в комнате (спальне)

Спальня тоже пожароопасна.
В жилой комнате соблюдают следующие правила пожарной безопасности:

  1. Курение – основная причина пожара в комнате. Заснув с сигаретой в кровати можно сгореть самому и уничтожить дом в котором живете. Не курите в комнате!
  2. Не используйте одновременно несколько мощных электрических приборов. Не перегружайте розетки и удлинители.
  3. Не проводите в комнате химические эксперименты, их проще и безопаснее ставить в школе.
  4. При пожаре ни в коем случае не прячьтесь от огня в местах, где вас сложно обнаружить (под кроватью или в шкафу), постарайтесь встать и окна и ждать прихода пожарных.

Правила пожарной безопасности в гостиной

Гостиная используется для разных целей. Например, в ней можно принять гостей, а иногда даже погладить белье.
В гостиной нужно соблюдать те же правила пожарной безопасности:

  1. Утюг может с нашей помощью гладить одежду, а самостоятельно может сжечь дом. Будьте внимательны при использовании электрических приборов!
  2. Дом не место для петард, праздничных салютов и бенгальских огней на новогодней елке.

Все дети должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности!

Источник: https://ds2-psh.edu.yar.ru/bezopasnost_doo/pozharnaya_bezopasnost.html

Ссылка на основную публикацию