Оперативный штаб пожаротушения и его роль на пожаре

Условия, определяющие создания оперативного штаба на месте пожара. Состав оперативного штаба на месте пожара

       Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:

       — привлечение для проведения боевых действий по тушению пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара (№ 2 и выше);

       — организация на месте пожара трех и более БУ;

       — необходимость согласования с администрацией организаций проведения боевых действий по тушению пожаров.

       Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.

       В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:

       — заместитель начальника оперативного штаба; начальник тыла;

       — начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

       — ответственный за охрану труда;

       — должностные лица оперативной группы.

Обратите внимание

       В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.

Основные задачи оперативного штаба на месте пожара. Определение водоотдачи водопроводной сети для тушения пожара.

       Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:

       — сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);

       — определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;

       — обеспечение контроля за выполнением поставленных задач, организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;

       — ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 — 7 к Боевому уставу);

       — составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий по тушению пожаров с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных в приложениях №№ 10 — 11 к Боевому уставу;

       — создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;

       — обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;

       — обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;

       — реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;

       — организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций, а также с вышестоящими органами управления.

Обязанности и права начальника тыла на пожаре.

Начальник тыла подчиняется непосредственно начальнику штаба и несет персональную ответственность за организацию работы тыла на пожаре, включающего в себя силы и средства подразделений пожарной охраны, не выведенные на боевые позиции, а также резерв огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования. Для обеспечения работы тыла на крупных пожарах, по решению РТП назначаются помощники начальника тыла.

Начальник тыла:

       —проводит разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

       —сосредоточивает резерв сил и средств, необходимый для проведения боевых действий по тушению пожаров;

       —обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ, организует доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов;

       —принимает меры к обеспечению участников боевых действий по тушению пожаров защитной одеждой и средствами защиты;

       —организует своевременное обеспечение пожарной, аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;

       —контролирует выполнение работ по защите рукавных линий;

       —принимает меры по восстановлению (в случае выхода из строя) работоспособности пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей;

принимает меры по обеспечению участников боевых действий по тушению пожаров питанием при тушении затяжных пожаров;

       —обеспечивает ведение документации.

Начальник тыла имеет право:

       —отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам боевых действий по тушению пожаров, задействованным в работе тыла;

       —требовать от участников боевых действий по тушению пожаров и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организаций, а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний оперативного штаба на месте пожара и собственных указаний;

вносить предложения РТП и оперативному штабу на месте пожара о необходимости создания резерва сил и средств для проведения боевых действий по тушению пожаров;

       —отдавать, с согласия РТП (начальника штаба), указания диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) о доставке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Источник: https://studopedia.net/7_31889_usloviya-opredelyayushchie-sozdaniya-operativnogo-shtaba-na-meste-pozhara-sostav-operativnogo-shtaba-na-meste-pozhara.html

Вопрос. Приложения штаба пожаротушения

Приложение 3. Силы и средства тушения пожара.

Приложение 4. Участки (секторы) тушения пожара.

Приложение 5. Распоряжения и информация по тушению пожара.

Приказ №156 «Об утверждении порядка тушения пожара подразделениями пожарной охраны».

Вопрос. В каких случаях создается штаб на пожаре.

Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

— привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;

— организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;

— необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.

Вопрос. Основные задачи оперативного штаба.

Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

— сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру;

— определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;

— обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

— организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;

— ведение документации, рекомендуемые образцы которой указаны в приложениях N 3, 4 и 5;

— составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;

— создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;

— обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;

— обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре;

— реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;

— организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).

Вопрос. Что такое УТП и СТП.

Участок тушения пожара— часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара;

Участки тушения пожара (далее — УТП) создаются в соответствии с решением руководителя тушения пожара по месту ведения или видам действий по тушению пожара и проведению АСР.

При создании на пожаре трех и более УТП по решению руководителя тушения пожара организуются секторы тушения пожара (далее — СТП), объединяющие несколько УТП. Основные действия на УТП возглавляет начальник УТП, в СТП — начальник СТП. Начальники УТП и СТП назначаются руководителем тушения пожара.

Вопрос. Основные способы прекращения горения.

Основными способами прекращения горения веществ и материалов (далее — горючее) являются:

— охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

— разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

— изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

— химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.

Вопрос. В каких случаях приостанавливается следование к месту пожара.

Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

Важно

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее — отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

Вопрос. Действия при обнаружение в пути следования к месту пожара другого пожара.

При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

— сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру;

— поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;

— выделяет в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре, силы и средства на их спасание и тушение пожара.

Вопрос. Специальные работы на пожаре.

К специальным работам относятся:

— вскрытие и разборка конструкций;

— подъем (спуск) на высоту;

— организация связи;

— освещение места пожара (вызова);

— восстановление работоспособности технических средств.

Вопрос. Виды и основные задачи пожарной охраны РФ.

Пожарная охрана подразделяется на государственную противопожарную службу, муниципальную пожарную охрану, ведомственную пожарную охрану, частную пожарную охрану и добровольную пожарную охрану.

Основными задачами пожарной охраны являются:

— организация и осуществление профилактики пожаров;

— спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

— организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Вопрос. Структура ГПС.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

— федеральная противопожарная служба;

Читайте также:  Тема 3.2 бесконфликтное общение. конструктивное общение

— противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Вопрос. Муниципальная пожарная охрана.

В систему муниципальной пожарной охраны входят:

— подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;

— объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

— организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

— спасение людей и имущества;

— участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

Вопрос. Добровольная ПО.

Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны.

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Вопрос. Ведомственная ПО.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Совет

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Вопрос 25. Частная ПО.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Источник: https://infopedia.su/12x7ebf.html

Оперативный штаб на пожаре

ФГКУ «6 ОФПС по Свердловской области»

Р Е Ф Е Р А Т

Тема: Оперативный штаб на пожаре

Выполнил: пожарный караула №4 267 ПЧ ФГКУ «6 ОФПС по Свердловской области» Ришко В.С.

Проверил:

Волчанск 2014

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Основные задачи оперативного штаба      3
  • Руководитель тушения пожара      4
    • Обязанности начальника штаба      4
    • Оперативный штаб информирует      5
    • Штаб обеспечивает и организует      5

7.   Заключение          6

8.  Литературы          8     

Введение

         Оперативный штаб на пожаре – это временно сформированный  нештатный орган управления на пожаре  и создается при :

  • привлечение на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;
  • организация на месте пожара трех и более участков тушения пожара;
  • необходимость детального согласования с администрацией  предприятия действия по тушению пожара.

         Работой штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП. В состав штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП.

Основными задачами штаба являются:

  • встреча и расстановка на УТП прибывающих подразделений;
  • проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстановки;
  • ведение учетных документов;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация связи и взаимодействия;
  • организация работы  ГДЗС и связи на пожаре;
  • организация питания личного состава при продолжительной работе;
  • материально-техническое обеспечение подразделений, работающих на пожаре;
  • обеспечение мер безопасности личного состава на пожаре.

         Штаб, в  месте , определенном РТП, обеспечивается  необходимым для управления оборудованием и обозначается днем – красным флажком с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

Руководитель тушения пожара

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки, а на пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки штаб, в соответствии с рекомендациями плана тушения пожара и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник, направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжения какого участка поступают  подразделения.

Учет сил и средств

Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество расчета, а также участок, где должно находиться то подразделение.

         Для удобства  работы по учету сил и средств  на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.

         Если подразделения  получили распоряжение от штаба  по радио, командиры докладывают  в штаб по радиостанции о  выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.

          Важной  задачей оперативного штаба является  создание резерва сил и средств. Командиры подразделений  резерва  должны находиться при штабе вместе со СВЯЗНЫМИ, боевые расчеты – в автомобилях или сосредоточены в местах, определенных штабом.

         Начальник  тыла и командиры подразделений  всегда должны стремиться использовать  пожарную технику на полную  ее мощность и добиваться высокой эффективности огнетушащих веществ.

Обязанности начальника штаба:

Начальник штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать информацию с боевых участков, тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях, полученные сведения сопоставляются со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара технологического оборудования и конструкции здания.

Обязанности начальника штаба: всесторонне взвесить возможные последствия взрывов и обрушений, определить масштабы пожара и соответственно изменение обстановки на пожаре. В экстремальных условиях НШ может принимать самостоятельное решение  на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последующим докладом РТП.

Обратите внимание

         Начальник  штаба организует на пожаре работу ГДЗС с помощью администрации объекта, штаб определяет возможность применения тех или иных средств тушения, способы защиты личного состава от воздействия опасных факторов пожара.

Для эффективной работы состава штаб по анализу обстановки, выдаче распоряжений, производству расчетов в штабном автомобиле желательно использовать электронные счетные машины, диктофоны, набор приспособлений для нанесения схем и другую оргтехнику.

Оперативный штаб информирует:

         Оперативный  штаб систематически информирует  ЦУС об обстановке на пожаре, при необходимости  НШ докладывает  об обстановке руководителям  УВД, местной администрации и  т.д.

         В случае  прибытия на пожар старших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальника тыла, представителей служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачей воды, пены и других огнетушащих веществ на пожар.

Штаб обеспечивает и организует:

.

         С помощью  ГИБДД штаб обеспечивает перекрытие  участков улиц или переулков  для обеспечения своевременной  расстановки на водоисточники  пожарных машин; прокладки магистральных  рукавных линий и обеспечения  их сохранности. Обязанностью штаба является также выяснение причины пожара, оказания помощи органам дознания и следствия, прибывших на пожар, своевременное включение в работу пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений.

Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов (ГСМ), определяет способы и порядок дозаправки машин

         При пожарах  на газовых и нефтяных скважинах, пожарах  леса и 

торфопредприятий, метрополитена создаются специальные штабы или комиссии, в состав которых входят РТП, через свой оперативный штаб руководящий пожарной службой.

         В задачи  РТП и оперативного штаба входит  организация морально-психологической  работы с личным составом, принимающим участие в тушении, через начальников пожарных частей и их заместителей по работе с личным составом.

Штаб включает их в активную деятельность на участках тушения пожара, ориентирует их в обстановке для мобилизации личного состава на успешное выполнение задач по спасанию людей, сохранению общественного личного имущества граждан от огня, порчи и расхищения.

Связь на пожаре

         Непрерывность  и работоспособность управления  обеспечиваются устойчивостью средств  связи на пожаре, без нее штаб  не может эффективно контролировать  изменение обстановки и ход  боевых действий.

         Для организации связи используются радиостанции, имеющиеся на пожарных автомобилях, переносные радиостанции, переговорные устройства, громкоговорящие усилительные установки, электромегафоны и средства телефонной связи.

         Штаб организует на пожаре связь управления между РТП и командирами подразделений, между РТП и штабом, начальником тыла, начальников участка тушения пожара. Связь взаимодействия     между начальниками участков (подразделений), обеспечивающая взаимодействие между участками или подразделениями: связь информации между РТП, оперативным штабом и ЦУС или пунктами связи части (ПСЧ).

Заключение

Важно

         В условиях  усложнения процесса управления  подразделениями перечисленные  традиционные формы, оставаясь по  прежнему необходимыми, приобретают новое содержание и дополняются новыми формами.

         Наряду  с качественной оценкой  возможных  планов основных действий, сейчас  все большее значение приобретает  количественная оценка для обоснования  решения.

         Орган управления (РТП и штаб) не может дать однозначного ответа о необходимом количестве сил и средств по первичной обстановке, поэтому управление процессом тушения сложных пожаров должно осуществляться  на базе научных методов принятия решения   с привлечением информационной техники и ЭВМ. Применение ЭВМ необходимо для того, чтобы «поручить» машинам функции хранения всей информации, которая в настоящее время делается вручную.

         Быстродействующее  ЭВМ обеспечивает «выдачу» прогноза  в кратчайший срок, такое сочетание прогноза с последующим прогнозированием обстановки на пожаре и действий подразделений даст возможность существенно приблизить срок активных действий по тушению.

Внедрение современных ЭВМ в практику оперативного управления не должно ограничиваться использованием машины для разработки оперативных документов, анализа различных материалов, учета сил и средств.

Литература:

    1. Подготовка спасателей – пожарных

В.В. Теребнев, А.О. Семенов, А.В. Подгрушный, Д.В. Тараканов.

    1. Основы организации тушения пожаров и проведения

аварийно-спасательных работ.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_01/operativnyj-shtab-na-pozhare/490828.3210545.page1.html

Оценка обстановки создание по решению РТП тушению пожара, временно сформированной внештатной структуры управления действиями на пожаре(оперативный штаб пожаротушения)

Оценка обстановки создание по решению РТП тушению пожара, временно сформированной внештатной структуры управления действиями на пожаре(оперативный штаб пожаротушения).

Установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач.

Планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых СиС подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР.

Постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечения контроля реагирования на изменение обстановки на пожаре.

Читайте также:  Ручные пожарные лестницы. тема 3

Осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение СиС для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации.

Проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

РТП в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

О создании оперативного штаба пожаротушения;

Об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются СиС подразделений, объединенные поставленные задачей и единым руководством и созданием на них участков тушения пожара, и секторов.

В работу оперативного штаба пожаротушения входят:

Зам. Начальника оперативного штаба пожаротушения;

Помощник Начальника оперативного штаба пожаротушения;

Начальник тыла;

Начальник контрольно-пропускного пункта ГЗДС;

Ответственный за охрану труда;

Представители объектов;

Участки (секторы) тушения пожара:

Участки тушения пожара создаются в соответствии с решением РТП по месту ведению или виду действий по тушению пожара и проведения АСР.

При создании на пожаре 3-х и более участков тушения пожара по решению РТП организуются сектора тушения пожара(СПТ), объединяющих несколько УТП. Основные действия на УТП возглавляет начальник УТП, в СТП начальник СТП.

Начальники УТП и СТП назначаются РТП.

Основные задачи оперативного штаба пожаротушения:

Сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и диспетчеру.

2.Определение потребности в СиС подразделений, подготовка соответствуюх предложений для РТП.

Обеспечение контроля за выполнением поставленных задач.

4.Организация подготовки и обеспечения ведения действий по тушению пожара и проведению АСР.

Ведение документации.

6.Составление планов схем расстановки СиС подразделений, на различных этапах тушения пожаров и проведения АСР.

Создание на пожаре резерва СиС подразделений.

Обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре.

Обеспечение мероприятий по охране труда и техники безопасности л/с подразделений на пожаре.

Реализация мер по поддержанию готовности СиС подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР.

Виды действий по тушению пожара

Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны утвержен приказом МЧС от 31.03.2011

Методические указания об особенностях действий подразделений ГПС Мурманской области при тушении пожаров, АСР, пожарно-тактических учений, занятий

Источник: https://cyberpedia.su/2x541d.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Оперативный штаб тушения пожара должен иметь необходимые руководящие документы по тушению фонтанов, справочные пособия и набор принадлежностей согласно прил.  [1]

Оперативный штаб тушения пожара координирует работу всех служб, участвующих в тушении пожара.  [2]

В исключительных случаях с разрешенияоперативного штаба тушения пожара допускается пребывание на крышах резервуаров лиц, специально проинструктированных для выполнения работ по защите дыхательной и другой арматуры от теплового излучения.  [3]

Совет

При работе нескольких караулов без созданияоперативного штаба тушения пожара связь управления устанавливается между руководителем тушения пожара и начальниками боевых участков, постовыми на постах безопасности. Между руководителем тушения пожара и постовыми на постах безопасности дополнительно осуществляется связь обеспечения и информации.  [4]

Руководитель тушения пожара ( РТП) создаетоперативный штаб тушения пожара и боевые участки по территориальному признаку или характеру выполняемых работ.  [5]

Пеногенератор ГВП.  [6]

В оперативном плане обязательно указываются должностные лица и представители служб объекта, которые должны быть включены в составоперативного штаба тушения пожара и их обязанности в составе штаба.  [7]

В зависимости от обстановки на пожаре и количества подразделений, работающих по тушению его, руководитель тушения пожара организуетоперативный штаб тушения пожара, определив место его расположения.  [8]

Получив сообщение о несчастном случае, старший командир обязан принять немедленные меры по оказанию первой доврачебной помощи имеющимися средствами, вызвать медицинскую помощь и доложить об этом руководителю или воперативный штаб тушения пожара.  [9]

Сигнал на эвакуацию личного состава при возникновении угрозы разрушения резервуара, вскипания или выброса горючей жидкости из резервуара следует подавать с помощью сирены от пожарного автомобиля по приказу РТП илиоперативного штаба тушения пожара. Сигнал на эвакуацию личного состава должен принципиально отличаться от всех других сигналов на пожаре.  [10]

Действия прибывшего руководителя тушения пожара в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности и эвакуации людей. В зависимости от обстановки на пожаре и числа подразделений, работающих на тушении, руководитель тушения пожара организуетоперативный штаб тушения пожара, определив место его расположения.  [11]

Действия прибывшего руководителя тушения пожара в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности и эвакуации людей. В зависимости от обстановки на пожаре и числа подразделений, работающих по тушению его, руководитель тушения пожара организуетоперативный штаб тушения пожара, определив место его расположения.  [12]

Страницы:      1

Источник: http://www.ngpedia.ru/id606729p1.html

10. Рекомендации руководителю тушения пожара, начальнику штаба, НТ и т. д

РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА

Обязан:

произвести расстановку сил и средств согласно решению принятому РТП;

изучить обстановку на пожаре путем непрерывной разведки;

организовать связь на пожаре;

докладывать РТП результаты разведки и сообщать об обстановке;

обеспечить контроль за выполнением приказаний РТП и штаба;

создать резерв из прибывших подразделений;

передавать на ОДЧ сведения о пожаре;

организовать взаимодействие со службами;

вести документы оперативного штаба.

РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

При пожаре возможны: сильное задымление, высокая температура; быстрое распространение горения; возникновение паники.

РТП обязан:

по прибытии на объект уточнить у обслуживающего персонала количество и места нахождении людей, пути и места эвакуации материальных ценностей.

обесточивать здание с помощью рубильников расположенных снаружи здания в электрощитовой.

Обратите внимание

использовать пожарные гидранты и пожарный водоем, расположенные на территории объекта, в случае необходимости использовать гидранты расположенные за территорией объекта.

произвести разведку и оценить обстановку на пожаре,

установить: какие меры приняты по эвакуации людей, количество людей подлежащих эвакуации,

оценить данные разведки и сложившуюся обстановку на пожаре;

определить решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы боевых действий;

поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;

организовать эвакуацию;

принять меры к предупреждению паники;

обеспечить защиту от пролитой воды;

непрерывно следить за изменениями обстановки и принимать решения,

поддерживать постоянную связь с ЦОУ и периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на пожаре;

в зависимости от обстановки организовать оперативный штаб и определить место его расположение;

создать резерв сил и средств;

назначить ответственного за соблюдение мер ТБ;

организовать взаимодействие со службами привлекаемыми к тушению пожара;

принять меры по эвакуации, защите от проливаемой воды и охране эвакуированных материальных ценностей до прибытия работников милиции;

лично убедиться в ликвидации горения;

определить порядок убытия с места пожара подразделений.

РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКУ ТЫЛА

НТ назначается из числа начальствующего состава и подчиняется РТП, начальнику штаба и отвечает за работу тыла на пожаре.

Важно

Основной задачей тыла на пожаре является обеспечение подачи требуемого количества огнетушащих средств.

Обязан:

произвести разведку водоисточников;

организовать встречу и расстановку на водоисточники прибывших АЦ, обеспечить подачу воды;

организовать своевременное снабжение техники ГСМ, а также при необходимости его доставку;

обеспечить охрану рукавных линий, а также взаимодействие с работниками милиции по регулированию движения автотранспорта;

вести учет работы пожарной техники, расхода огнетушащих средств, составить схему расстановки АЦ на водоисточники;

организовать взаимодействие со службами водоснабжения.

для обеспечения работы звеньев ГДЗС сосредоточить у места пожарар резерв аппаратов защиты органов дыхания и баллонов со сжатым воздухом, при необходимости вызвать мобильный воздухозаправщик.

Наружное противопожарное водоснабжение обеспечивается от 6 пожарных гидрантов, установленных на объектовой водопроводной сети, 2-х пожарных водоемов объемом 200 и 300 м?, градирня объемом 7 м? с координатами:

ПГ-1 складские помещения «А» (0-6-0 )

ПГ-2 складские помещения «А» (0-6-8 )

ПГ-3 склад тары (8-2-0)

ПГ-4 склад тары (0-9-0)

ПГ-5 склад лаков и красок (9-0-0)

ПВ-1 мастерские (0-5-0)

ПВ-2 складские помещения «А» (0-30-8)

Градирня- проходная (2-4-0)

Расход воды (л/сек) из водопроводной сети К-150 составляет:

Вид и диаметр водосети Расход воды из сети в зависимости от давления в ней
10м 20м 30м 40м 50м 60м 70м
К-150 55 70 80 95 105 110 130

РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКАМ БОЕВЫХ УЧАСТКОВ

НБУ обязан:

-производить непрерывную разведку и докладывать РТП об обстановке на боевом участке;

-руководить работой подчиненных ему подразделений, обеспечить взаимодействие с соседним БУ;

-обеспечить маневрирование и быструю перегруппировку сил и средств при изменении обстановки на БУ;

-принимать самостоятельные решения по перестановке сил и средств обеспечивающие быстрейшую ликвидацию пожара на БУ;

-докладывать РТП о выполнении поставленной задачи.

-следить и постоянно докладывать РТП о поведении конструкции, наличии угрозы обрушения;

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОМУ ЗА ТБ НА ПОЖАРЕ

при работе в непригодной для дыхания среде использовать аппараты защиты органов дыхания;

не допускать личный состав МЧС прибывших к месту пожара без боевой одежды и снаряжения, работать непосредственно у зоны пожара до ликвидации горения;

следить за изменениями обстановки, поведением строительных конструкций и в случае возникновения опасности предупредить РТП и выводить л/с в безопасное место;

при работе на высотах применять страхующие приспособления, исключающие падение;

Совет

при работе в чердачных помещениях передвигаться с предосторожностью, не ходить по обвисшей кровле и на участках перекрытия с признаками горения;

для работы со стволами на высотах выделять не менее 2-х человек, не допускать оставления ствола без присмотра;

предупреждать работающих у здания о сбрасывании с чердака и крыши конструкций;

отключения электропроводов путем их резки производить при фазном напряжении в сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами обесточить нельзя;

не допускать обрезать многожильные провода и кабеля, а также одножильные провода и кабеля, проложенные группами в изоляционных трубах;

обесточивать здание с помощью рубильников расположенных снаружи здания и в не горящих помещениях

Взаимодействие со специальными службами

Порядок взаимодействия со службами при тушении пожаров регламентировано специальными инструкциями, подписанными начальником гарнизона РОЧС и руководителем соответствующей службы. Инструкции как руководящие документы находятся у дежурного персонала служб.

В них устанавливается порядок извещения и выезда работников МЧС на пожары, характер и порядок работ, осуществляемых службой во время пожара, подчинённость представителей службы руководителю тушения пожара, а также порядок взаимодействия и информирования.

Коммунальная служба:

Согласование вопросов о временном перекрытии улиц и проездов, уточнение названий улиц и проездов, правильной нумерации домов, уточнения названия улиц и переулков, об устройстве подъездных тоннелей через железнодорожные пути.

Энергослужба:

Обратите внимание

Согласуют порядок выезда на пожары аварийных бригад, отключения наружных и внутренних электросетей, установок высокого напряжения, особенно при пожарах на трансформаторных подстанциях и подобных объектах.

В небольших городах и некоторых объектах отключение отдельных электросетей производится на центральном электрощите; следует особенно тщательно следить, чтобы при этом не были отключены водо-насосные станции, обеспечивающие подачу воды на тушение пожара.

Служба милиции:

Прибывают на пожары для поддержания порядка, освобождают район пожара от посторонних лиц, охраняют эвакуированные материальные ценности, при необходимости оказывают помощь в спасательных работах и эвакуации имущества. Обеспечивают беспрепятственное следование пожарных машин через перекрёстки, защиту рукавных линий от наездов техники.

Служба водоканала:

При участии работников водоканала водопровод на максимальную водоотдачу и повышения давления на отдельных участках водопровода за счёт пуска на насосных станциях дополнительных насосов-повысителей.

Источник: http://trud.bobrodobro.ru/5515

Управление силами и средствами на пожаре

передавать диспетчеру гарнизона  информацию по внешним признакам, адрес  объекта пожара и его оперативно-тактическую  характеристику,

площадь пожара, что горит (или горело), имеется ли угроза жизни  людей и опасность развития пожара, какие силы и средства введены  в действие и требуются ли их дополнительное привлечение;

обеспечивать выполнение правил охраны труда, доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении  угрозы для их жизни и здоровья;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской  помощи и др.), привлекаемыми в  установленном порядке к тушению  пожара;

составлять акт о пожаре;

РТП имеет право:

отдавать обязательные для  исполнения указания должностным лицам  и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;

назначать и освобождать  от выполнения обязанностей оперативных  должностных лиц на пожаре;

получать необходимую  для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий  и служб жизнеобеспечения;

Важно

принимать решения по созданию оперативного штаба, привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

определять порядок убытия с места пожара подразделений  пожарной охраны, привлеченных сил  и средств.

Главная обязанность РТП — это умелая организация боевых действий пожарных подразделений.

Его  деятельность состоит из конкретных действий в их определенной последовательности: разведка пожара, оценка обстановки, принятие решения и постановка задач перед подразделениями и контроль за их выполнением.

Для успешного осуществления функций оперативного управления подразделениями на пожаре РТП должен обладать определенными знаниями, умением и меть необходимые качества.

Основное содержание деятельности РТП и предъявляемых к нему требований дает возможность построить  принципиальную схему этой деятельности.

Большое место в деятельности РТП занимает проведение разведки, сбор данных об обстановке и принятие решения.

Процесс выработки решения  на пожаре — это анализ информации о  параметрах пожара, силах и средствах  и переработка ее в командную  информацию, т.е. выработка решения  на тушение пожара на основе оценки обстановки.

Совет

Оценка обстановки на пожаре — это вывод, сформулированный на основе результатов разведки пожара, обобщения  и анализа полученных сведений.

Обстановка на пожаре — это  совокупность условий, способствующих или препятствующих развитию и тушению  пожара.

Основными элементами являются размер и место пожара; наличие  людей и степень угрожающей им опасности; наличие подразделений  пожарной охраны, их боеготовности  и возможность пополнения; наличие  огнетушащих веществ; оперативно-тактическая  характеристика объекта; метеорологические  условия т.п.

Изучает и оценивает обстановку РТП, начиная с выезда на пожар, в  пути следования по данным плана пожаротушения, по сведениям, поступающим из пункта связи части или диспетчера ЦУС, а также по внешним признакам  пожара и в момент прибытия к месту  вызова.

На основе имеющихся исходных данных об обстановке, данных разведки пожара, РТП должен уметь прогнозировать параметры развития и тушения  пожара, т.е. определить возможные значения линейной скорости распространения  горения; возможные изменения площади  пожара во времени, а также зону задымления и ее характеристику.

РТП должен прогнозировать возможность обрушения, взрыва, выброса, вскипания и др. В результате изучения, прогнозирования и оценки обстановки РТП должен определить решающее направление  боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Решающее направление  дает возможность определить средства, способы и приемы тушения пожара, т.е. является основой для разработки тактического плана боевых действий на пожаре.

Разработка тактического плана включает в себя расчленение  основной боевой задачи на ряд последовательных частных задач, которые необходимо выполнять с учетом изменения  решающего направления или определенных его принципов.

Выбор огнетушащего вещества зависит от вида горючих материалов, т.е. от класса пожара. А вид огнетушащего вещества определяет необходимость  использования конкретных видов  пожарной техники.

Если к прибытию на пожар  горение распространяется в одну или несколько сторон, то силы и  средства должны сосредоточиваться  и вводиться в первую очередь  по фронту распространения пожара с  последующим наступлением на всю площадь пожара.

Обратите внимание

Большое место в своих  действиях РТП должен отводить реализации своего Решения, контролю исполнения поставленной задачи личным составом подразделений.

Можно выработать правильное решение, однако если неправильно формулировать  его, то, и действия подразделений  могут развертываться не по замыслу  РТП. Формулировка задачи должна быть такой, чтобы содержание решений  РТП было точно понято исполнителем.

Постановку задачи перед  исполнителями РТП осуществляет путем отдачи кратких, четких и ясных  приказаний и распоряжений в форме  приказа на выполнение действий. Соблюдение тех или иных правил, порядка и  положений Приказ РТП является законом  для его подчиненных и подлежит беспрекословному выполнению.

В случае внезапного изменения  обстановки и невозможности своевременного получения распоряжения от РТП, командир, возглавляющий подразделение, должен действовать самостоятельно, проявляя творческую инициативу с последующим  докладом РТП о своем решении.

Отсутствие приказания РТП  не может служить оправданием  бездействия того или иного командира  на своем боевом участке.

В процессе управления силами и средствами на пожаре РТП должен организовать взаимодействие между подразделениями (отделениями, караулами, частями), т.е. согласование действий по их месту и времени.

На всем протяжении действий пожарных подразделений по тушению пожара можно выделить два периода деятельности РТП: это действия РТП, прибывшего на пожар первым, т.е. начальник караула или другое лицо, возглавляющее подразделение; действия старшего оперативного начальника, прибывающего, как правило, по повышенному номеру пожара или вызову сил и средств дополнительно.

Особая роль принадлежит  действиям первого РТП в начальной  стадии пожара при недостатке сил  и средств, недостоверности данных об обстановке и т.д.

Важно

Организовать тушение  пожара в начальный период — значит, суметь в очень короткое время  оценить обстановку хотя бы в общих  чертах, определить возможные пути распространения пожара, наметить план тушения и обеспечить управление подразделениями.

Только знание и опыт помогают РТП из большой суммы информации в этот период на пожаре отобрать главные  элементы обстановки для принятия правильного  решения.

Опыт РТП позволяет объективно разобраться в обстановке по внешним  признакам, например, нетронутые окна в горящем жилом здании говорят  об отсутствии людей в этих помещениях или об их беспомощном состоянии, большой факел пламени из оконных  проемов — о большой скорости горения  на значительной площади или большой  пожарной нагрузке.

Резкое падение  высоты пламени из проемов здания является признаком обрушения перекрытий или других ограждающих конструкций. РТП должен уметь предвидеть распространение  пожара по пустотам перекрытий, покрытий и перегородок, шахт, т.е. по горизонтали  и по вертикали. Так как это  создает реальную угрозу людям, резко  увеличивается масштаб пожара.

Эти  признаки пожара особенно опасны в  зданиях повышенной этажности. Цвет дыма позволяет РТП судить о виде горящих материалов.

Серовато-черный дым образуется при горении древесины, бумаги; буроватый, едкий, удушливый, неприятного  запаха, при горении тканей; черный удушливый с едким запахом — при  горении нефтепродуктов, смол, жиров; желтоватый со специфическим запахом, резким, насыщенным токсическими соединениями — при горении синтетических материалов. Это только незначительная часть  признаков пожара, зная которые РТП  может использовать для сокращение времени на принятие решения.

Начальная оценка обстановки первым РТП необходима для предварительных  решений и отдачи первых распоряжений подразделению на боевые действия»

Прогноз развития пожара является также основанием для определения  необходимого количества сил и средств  и их вызова на пожар. Одновременно с разведкой РТП должен организовать встречу дополнительных сил и  средств, расстановку их на водоисточники, указать направление боевого  развертывания.

Делая вывод, можно сказать, что тактическое мышление и боевые действия первого РТП носят особый характер, заключающийся в исключительной оперативности, собранности, требовательности, умении проявлять решительность, отвагу и высокие волевые качества. Он должен уметь действовать в экстремальных  условиях, влиять на личный состав подразделения  подчинять людей своей воле в  критические минуты. Заражать их уверенностью в своих действиях.

Таким образом, первый РТП  в короткий срок решает сложную задачу и от того, насколько правильно  и быстро он ее решит, зависит исход решения основной задачи по тушению пожара. Поэтому действиям первого РТП и его подразделениям придается особое значение, т.к. исправление его ошибок приводит к затяжке процесса тушения и увеличению материального ущерба.

Совет

Действия последующего РТП, т.е. старшего оперативного начальника, отличается от действий первого, т.к. последующий  должен разобраться не только в сложившейся  обстановке на пожаре, но и в содержании принятого решения первого РТП.

Управление силами и средствами на пожаре, по возможности, должно осуществляться одним лицом от начала до конца пожара, частая смена РТП приводит к затягиванию тушения пожара.

Старший начальник принимает  на себя руководство тушением пожара в случае, когда РТП не справляется  с задачей или при тушении  крупных и сложных пожаров (по размерам и материальному ущербу). Старший начальник, прибывший на пожар, несет ответственность независимо от того, принял он руководство на себя или нет.

Качество руководства  тушением пожара оказывает большое  влияние на количество крупных пожаров, т.е. когда пожар перерастает в  крупный по вине РТП вследствие того, что он допускает ошибки в своих  действиях.

Учитывая это, в настоящее  время в гарнизонах пожарной охраны проводится ряд мероприятий и  внедряются формы подготовки РТП: организуются школы оперативного мастерства, оборудуются  специальные тренажеры, проводится стажировка при службе пожаротушения, широко используется такая форма, как  определение классности РТП, куда входит проверка на тактическое мышление. На пожарах, где работают два или  более подразделения, РТП должен организовать, тыл и назначить  начальника тыла. Поэтому, намечая общий  тактический план тушения пожара, РТП должен выделить участки тушения и тыл, определив им задачи и место независимо от того, организовывается оперативный штаб на пожаре или нет.

4. Полномочия участников тушения пожара

Участниками тушения пожара и проведения АСР являются личный состав подразделений и органов управления гарнизона пожарной охраны, принимающий непосредственное участие в тушении пожара и проведении АСР.

Участники тушения пожара:

— выполняют требования настоящего Порядка, а также действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации, правилам охраны труда;

— обеспечивают эффективную, бесперебойную работу закрепленной пожарной и аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, следят за их сохранностью, принимают меры по выявлению и устранению неисправностей;

— следят за изменениями обстановки на месте пожара, подаваемыми командами и сигналами, на основании подаваемых команд и сигналов вносят коррективы в собственные действия с последующим докладом непосредственному руководителю;

— поддерживают связь при тушении пожара и проведении АСР;

— соблюдают правила охраны труда;

— выполняют действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка;

— препятствуют развитию пожара и обеспечивают его ликвидацию;

— эвакуируют с места пожара людей и имущество;

— проявляют взаимовыручку и оказывают первую помощь пострадавшим.

Участники тушения пожара выполняют обязанности по следующим  основным специализациям:

— оперативный дежурный;

— начальник караула;

— командир отделения, начальник пожарного расчета;

— начальник аварийно-спасательного расчета;

— начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

— постовой на посту безопасности ГДЗС;

— командир звена ГДЗС;

— газодымозащитник;

— ствольщик (подствольщик);

— связной;

— водитель пожарного или аварийно-спасательного автомобиля;

— пожарный;

— спасатель.

Оперативный дежурный выполняет  на пожаре функции РТП.

В случае, когда функции  по руководству тушением пожара передаются старшему по должности должностному лицу, оперативный дежурный докладывает  ему информацию об обстановке на пожаре и поступает в его распоряжение.

Источник: http://referat911.ru/Bezopasnost-jiznedeyatelnosti/upravlenie-silami-i-sredstvami-na/160369-2207180-place2.html

Ссылка на основную публикацию