Гражданская оборона россии: история становления и этапы развития

Этапы развития гражданской обороны. гражданская оборона российской федерации (1992–2009 гг

Сохранение потенциала гражданской обороны (1992–1995гг.)

Распад СССР, ликвидация системы Гражданской обороны СССР совпали по времени с созданием в России государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Как отмечалось выше, ещё уроки Чернобыльской катастрофы 1986 года на Украине подвели к пониманию необходимости решения вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на государственном уровне, создания государственной системы противодействия им. Трагедия спитакского землетрясения 1988 года в Армении заставила форсировать принятие решения о такой системе.

В связи с этим 27 декабря 1990 года «в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения её на уровень государственной политики» Совет Министров РСФСР принял постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей» на правах Государственного комитета РСФСР, который вскоре (30 июля 1991 г.) был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Обратите внимание

А через три месяца в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе ГКЧС РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало созданию в России современной единой системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Вслед за этим Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 года были установлены задачи ГКЧС РСФСР, определен порядок приема от Минобороны СССР войск гражданской обороны, дислоцирующихся на территории РСФСР.

Важным решением, содержащимся в Указе, было создание Штаба войск гражданской обороны в составе ГКЧС РСФСР и 9 региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Центральный – г.Москва, Северо-Западный – г.Санкт-Петербург, Северо-Кавказский – г.Ростов-на-Дону, Приволжский – г.

Самара, Уральский – г.Екатеринбург, Западно-Сибирский – г.Новосибирск, Забайкальский – г.Чита, Восточно-Сибирский – г.Красноярск и Дальневосточный – г.Хабаровск).

Работа по приему от Минобороны СССР органов управления, соединений, воинских частей и подразделений, учреждений и учебных заведений Гражданской обороны СССР в их существующей организационно-штатной структуре и комплектности была осуществлена в течение зимы–весны 1992 года.

Военные городки, здания и сооружения, техника и вооружение, учебно-материальная база и другое имущество передавались и принимались в полном объеме и безвозмездно.

Следует заметить, что принятые из Минобороны СССР соединения, воинские части и подразделения войск гражданской обороны были недостаточно укомплектованы военнослужащими срочной службы.

Их техника и вооружение морально и физически устарели. Отсутствовали средства малой механизации. Износ основных фондов достигал 70–80%.

Важно

В результате войска гражданской обороны были способны решать лишь ограниченные задачи.

В связи с этим одной из важнейших задач, которую пришлось сразу решать ГКЧС РСФСР в условиях охватившего страну экономического кризиса, стало, прежде всего, сохранение имеющегося потенциала войск гражданской обороны, да и гражданской обороны страны в целом, проведение её реорганизации в свете начавшихся в стране реформ. Следует отметить, что ещё до возложения на ГКЧС РСФСР задач по гражданской обороне были приняты меры по сохранению имеющейся материальной базы гражданской обороны. Распоряжением Президента РСФСР от 17 октября 1991 года была запрещена передача объектов мобилизационного назначения и гражданской обороны, запасных пунктов управления в частную собственность и аренду. В дальнейшем постановлением Правительства страны от 23 апреля 1994 года № 359 было утверждено специальное «Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

В короткие сроки ГКЧС РСФСР удалось сформировать самостоятельную систему материально-технического и тылового обеспечения войск гражданской обороны, для обустройства воинских частей и учреждений гражданской обороны создать систему капитального строительства, что позволило принять меры по улучшению обеспечения соединений и воинских частей вооружением и техническими средствами, их обустройству.

18 апреля 1992 года Правительством РСФСР было принято решение о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 году после принятия Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была преобразована в «единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Войска гражданской обороны были включены в состав сил этой системы с возложением на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Были приняты меры по совершенствованию научной базы и созданию собственной системы ГКЧС РСФСР по подготовке специалистов с высшим образованием в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства РСФСР от 9 декабря 1992 года Всесоюзный научно-исследовательский институт гражданской обороны (ВНИИ ГО) был преобразован во Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС), при этом институт был определен головной организацией в стране по научному сопровождению работ в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Высшие центральные курсы гражданской обороны СССР и Курсы гражданской обороны РСФСР были объединены и преобразованы в Академию гражданской защиты (АГЗ).

В следующем 1993 году был сделан важнейший шаг к оживлению деятельности гражданской обороны, восстановлению её боеготовности.

В этих целях Советом Министров – Правительством Российской Федерации 1 марта 1993 г.

были приняты важные постановления по вопросам, имеющим непосредственное отношение к гражданской обороне: «Об укомплектовании войск гражданской обороны Российской Федерации», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.

Руководство гражданской обороной в субъектах федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий, являющихся по должности соответствующими начальниками гражданской обороны, т.е. был восстановлен институт начальников гражданской обороны. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.

Совет

Указом была подтверждена правопреемственность нормативной базы СССР в этой области, определена необходимость иметь для работы по гражданской обороне специальные подразделения, дано право комплектования войск гражданской обороны военнослужащими на добровольной основе – по контракту, что позволило увеличить укомплектованность войск.

В этом же Указе курсы гражданской обороны на уровне республик, краев и областей были преобразованы в соответствующие учебно-методические центры, штабы гражданской обороны получили новое название – штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (штабы ГОЧС). Был определен порядок отработки планов гражданской обороны.

ГКЧС России был подготовлен и Президентом России 5 августа 1993 г. утвержден новый План гражданской обороны Российской Федерации.

Отметим, что переименованием штабов было подчеркнуто, что проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их предупреждения и ликвидации наравне с проблемами гражданской обороны становятся главными задачами этих штабов.

В развитие указанных актов был подготовлен и подписан ряд документов, определяющих порядок приведения в готовность гражданской обороны.

Обновление указанных документов, принятых еще в бывшем СССР, было обусловлено обретением Российской Федерацией государственности, изменением ответственности за руководство гражданской обороной, необходимостью совершенствования и реорганизации гражданской обороны в свете проводимых в стране реформ.

Принятыми мерами удалось ликвидировать определенный застой в деятельности гражданской обороны страны. При этом функции по защите населения и территорий России между РСЧС и гражданской обороной были поделены.

Первая решает эти задачи в мирное время. Вторая – в военное время. В мирное время силы и средства гражданской обороны привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обратите внимание

Следует отметить, что 1994 год начался с важного преобразования. Был издан Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Несколько позже, 15 апреля 1994 года Правительством Российской Федерации было принято важное для гражданской обороны постановление «О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны», которым были установлены нормы и порядок накопления имущества гражданской обороны в мобилизационном резерве Российской Федерации, передаваемом на хранение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок накопления этого имущества в запасе предприятий, организаций и учреждений (независимо от форм собственности); порядок и условия хранения имущества, использования его в мирное время для защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

События 1994 и 1995 годов показали, что в результате проведенных мероприятий был восстановлен потенциал сил гражданской обороны, их обеспеченность позволяли успешно решать возложенные на них задачи.

В 1994–1995 годах соединения и воинские части войск гражданской обороны ежегодно более 100 раз привлекались к работам, связанным с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

В итоге была оказана помощь тысячам пострадавших, выполнены большие объемы демонтажных, снегоочистительных, путепрокладочных, землеройных, дезинфекционных, пиротехнических и других работ.

Так, например, в результате аварийно-спасательных работ, проведенных в Нефтегорске (Сахалин), разрушенном землетрясением, в которых активное участие принимали войска гражданской обороны, было извлечено из-под завалов 2247 человек, в т.ч. 308 детей, из них живых 406 человек (40 детей).

Наиболее показательным было участие войск гражданской обороны в 1995–1996 годах в гуманитарных операциях в Чеченской Республике.

Сводные отряды, сформированные на базе соединений и воинских частей гражданской обороны, в условиях ведения боевых действий вели аварийно-спасательные работы, работы по оказанию гуманитарной помощи, эвакуации вынужденных переселенцев, восстановлению систем жизнеобеспечения, первоочередному жизнеобеспечению населения хлебом, водой, медикаментами, электроэнергией, газом, обрушению поврежденных зданий и конструкций, не подлежащих восстановлению, разборке и вывозу завалов, обнаружению и уничтожению взрывоопасных предметов.

Это в свою очередь подтверждает востребованность войск гражданской обороны как в мирное, так и военное время, ибо никто другой подобные работы, тем более в условиях ведения боевых действий, выполнять не может.

Важно

Изложенное свидетельствует о том, что за 1991–1995 гг. в целом удалось сохранить потенциал гражданской обороны страны, начать её реорганизацию.

Автор поста: Иван Поляков

Источник: http://cod40.ru/proisshestviya/etapy-razvitiya-grazhdanskoj-oborony-grazhdanskaya-oborona-rossijskoj-federacii-1992-2009-gg-37452.html

История развития гражданской обороны России

   Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю..

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года.

Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

Читайте также:  Криогенные (мерзлотные) процессы и явления

В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания пострадавшим первой медицинской помощи, о правилах поведения при воздушном нападении.

Первая добровольная оборонная организация — Военно-научное общество (ВНО) было создано в 1920 году. Оно ставило своей задачей разработку военно-научных проблем и широкую пропаганду военных знаний среди трудящихся.

Учитывая широкий размах массовой оборонной работы и необходимость усиления военно-патриотического воспитания населения, подготовки его к обороне страны, 27 июля 1926 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

В марте 1923 года создается массовое добровольное Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое поставило перед собой задачу активно содействовать развитию отечественной авиации.

Вскоре появилась еще одна оборонно-массовая организация – Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (Доброхим СССР).

Совет

Поскольку практическая деятельность ОДВФ и Доброхима была тесно связана, то уже в мае 1925 года они объединились в одну организацию – АВИАХИМ.

В кружках военных знаний население овладевало стрелковым оружием, изучало ручную гранату, основы тактики. В кружках военно-технической направленности велось изучение артиллерийского, пулеметного вооружения, устройство танка, телеграфного аппарата, бронемашины, средств защиты от химического оружия.

Успешно работали военно-морские клубы. Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) было создано 23 января 1927 года на совместном заседании делегатов Всесоюзного съезда АВИАХИМа и участников пленума ОСО.

Главной задачей общество считало патриотическое воспитание своих членов и подготовку их защите Родины.

Вторым этапом развития гражданской обороны(1932 г.- 1941г.г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.

Советом народных комиссаров СССР 4 октября 1932 года было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника.

Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября1932 года принято считать днем рождения МПВО и Днем гражданской обороны России.

Третий этап (1941-1945г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило& в годы войны успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства.

Защищая население от налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб трудился, постоянно рискуя своей жизнью.

Обратите внимание

Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий.

Всего за годы Великой Отечественной войны формированиями МПВО было обезврежено более 400 тыс. авиабомб и 3,5 млн. артиллерийских боеприпасов.

Четвертый этап (1945 — 1961г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. В 1961 году была создана качественно новая система– Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

Гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО.

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так, в число основных задач ГО вошло обеспечение устойчивой работы промышленности в военное время.

В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника.

Пятый этап развития гражданской обороны страны (1961 — 1971г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями системы ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Важно

В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения потенциальным противником ядерного оружия и других современных средств массового поражения, потребовалось создать принципиально новую систему оборонных мероприятий по защите населения и объектов экономики от поражающих факторов вновь изобретённого оружия.

15 июля 1961 г. Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона преобразована в гражданскую оборону.

Систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения.

Шестой этап (1971 — 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями из-за усиления гонки вооружения и достижения СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны органов управления министерств и ведомств.

Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени.

Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача в то время не стояла.

Седьмой этап развития системы ГО (1987-1991 г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания «холодной» войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На данном этапе на гражданскую оборону были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.

Восьмой этап (с 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях(РСЧС).

Совет

В связи с этим в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований в 1994 году становится Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В 1992 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время.

Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи — тем выше требования к системе управления.

Опыт ликвидации ЧС свидетельствует о большой роли, которую играет эффективная, стройная система управления в вопросах реагирования на возникающие аварии, катастрофы и стихийные бедствия. В последние годы особенно сильно проявилось многообразие этих ЧС — от вооруженного конфликта и разрушительного землетрясения до крупных пожаров и наводнений, многочисленных техногенных аварий и катастроф.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России, систем ГО и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.

Заказать микроавтобусы в Москвеберегоукрепление

Источник: http://Rybinsk.ru/news-mu-ugohs/15180-istorija-razvitija-grazhdanskoj-oborony-rossii

83-я история становления гражданской обороны

4 октября ежегодно в России отмечается День гражданской обороны. И прежде всего это праздник смелых и отважных людей, которые готовы ценой собственной жизни спасти попавшего в беду.

Храбрость, профессионализм и самоотверженность – самые главные качества сотрудников МЧС, благодаря которым можно быть уверенными в том, что в сложной ситуации есть, кому прийти на помощь.

Хочется искренне сказать простое человеческое «спасибо» нашим защитникам и от души пожелать крепкого здоровья и успехов в их нелёгкой работе.

Обратите внимание

Мирное население всегда нуждается в защите, особенно это касается периода военных действий. Именно такая необходимость стала причиной образования специальных структур.

Историю становления гражданской защиты в России принято делить на восемь этапов.

Март 1918 года был определён историками, как начальный этап зарождения системы, содержанием которого явились революционные перемены, как в социально-политическом строе страны, так и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Созданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось, можно сказать, первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

Вторым этапом развития ГО (1932 г. – 1941 гг.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.

Советом народных комиссаров СССР 4 октября 1932 года было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Так 4 октября было принято считать днём рождения МПВО и Днём гражданской обороны.

Третий этап (1941 г. – 1945 гг.) охватывает годы Великой отечественной войны.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы войны успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией МПВО страны из местной стала перерастать в стратегическую задачу страны.

Четвертый этап (1945 г. – 1961 гг.) В 1961 году была создана качественно новая система – Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства.

По ряду пунктов Гражданская оборона отличалась от МПВО. Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер.

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту

населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. В-третьих, расширялся круг решаемых задач. Так, в число основных задач ГО вошло обеспечение устойчивой работы промышленности в военное время.

Пятый этап развития ГО страны (1961 г. – 1971г.) характеризуется глубоким структурными изменениями системы ГО. С сентября 1971 года непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло её развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (1971г. – 1987 гг.) связан с новыми структурными изменениями из-за усиления гонки вооружения и достижения СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны органов управления министерства и ведомства.

Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени.

Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в условиях мирного времени как задача тогда не стояла.

Седьмой этап развития системы ГО (1987 г. – 1991 г.

Читайте также:  Конкурентоспособность объекта техники

) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончание «холодной» войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.

Важно

На данном этапе на гражданскую оборону были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.

Восьмой этап (с 1991г – по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в ЧС.

В связи с этим в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований в 1994 году становится Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В 1992 году была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днём спасателя Российской Федерации.

Подводя общий итог деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания.

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности.

Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.

Источник: https://vost-degunino.mos.ru/presscenter/news/detail/2182721.html

История развития гражданской обороны россии

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИИ

4 октября 2012 года исполняется 80 лет со дня образования Гражданской обороны России, которая за прошедшие годы прошла большой путь становления и развития и превратилась в важную составляющую общегосударственных оборонных мероприятий. Юбилейный год Министром МЧС России Сергеем Шойгу объявлен Годом Гражданской обороны.

Началом становления государственной организации защиты населения в России можно считать февраль 1918 года, когда для борьбы с кайзеровской Германией, широко применявшей новые средства нападения — авиацию и химическое оружие — начала создаваться противовоздушная оборона.

Впервые в истории страны Комитетом революционной обороны Петрограда были разработаны правила поведения населения при воздушном нападении противника, развернуты работы по осуществлению защиты.

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров утвердил Положение о противовоздушной обороне на территории СССР, согласно которому Местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена как самостоятельная составная часть системы ПВО страны. Эту дату принято считать Днем образования системы МПВО-ГО страны.

Местная противовоздушная оборона должна была предупреждать население о возникшей угрозе и о том, что она миновала, а также обеспечивать маскировку жилых районов и хозяйственных объектов. Кроме того, в задачу этой службы входила работа по подготовке для населения бомбоубежищ и газоубежищ.

Населению читались разнообразные лекции о том, как обезопасить себя в чрезвычайных ситуациях различного рода. Людей учили надевать противогазы, оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь и т.п. В школах появился такой предмет, как ОБЖ.

Основной его задачей являлась подготовка учащихся к экстремальным ситуациям. В стране создавались специальные воинские части и добровольные формирования. В группы самозащиты обычно входило пять подразделений: противопожарной защиты, медицинское, охраны порядка, наблюдения и обслуживания убежищ.

К 1932 году в Советском Союзе было создано уже более 3 тысяч добровольных формирований МПВО.

Совет

МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.), значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. В 60-е годы Постановлением Совета Министров СССР штабы и войска местной противовоздушной обороны перешли в подчинение Министерства обороны СССР.

В связи с возросшими требованиями защиты страны от последствий действия ракетно-ядерного оружия на базе МПВО была образована новая организационная структура — Гражданская оборона.

Эта система была призвана обеспечить заблаговременную подготовку по вопросам ГО всей страны, ее экономики, населения.

Для этого были созданы соответствующие органы управления, службы и невоенизированные формирования, курсы для обучения всех категорий граждан, осуществлялся комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий.

В 80-е годы для гражданской обороны наступил новый этап. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени.

Ее потенциал, силы и средства должны были с большей эффективностью использоваться в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Это наглядно подтвердили такие события как авария на Чернобыльской АЭС (1986год), взрыв в городе Арзамас (1988год) и землетрясение в Ереване (1988год).

В связи с этим возникла необходимость в другой структурной организации, оптимально позволяющей решить вопросы Гражданской обороны страны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В 90-м году создается Российский корпус спасателей, а в 1991году Указом Президента РСФСР — Государственный комитет РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РФ, преобразованный через 3 года в Министерство РФ по дела ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Обратите внимание

Еще через год Постановлением Правительства РФ создается Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), составной частью, которой стала гражданская оборона.

На данный момент в Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная политика в области национальной обороны. Развитие и совершенствование сил и средств гражданской обороны включено указом Президента РФ в «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/istoriya-razvitiya-grajdanskoj-oboroni-rossii.html

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек.

Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс.

французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника.

Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения. 

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР  МПВО).

Важно

 В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны — основы будущей системы Гражданской обороны СССР.   Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе.

Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва — за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР.. 

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла.

Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника.

Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны.

Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения. 

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система — Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость. 

Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу.

Совет

К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и в какой-то мере недоверие к мероприятиям гражданской обороны. Основа для этого была.

Гражданская оборона не гарантировала, да и не могла гарантировать абсолютную защиту населения от современных средств поражения и в то же время стояла в какой-то степени в стороне от потребностей жизни мирного времени. Не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время.

Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач.

Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. 30 июля 1987 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны».

Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым. При этом следует иметь в виду, что гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны. Кроме того, новая задача потребовала осуществления и ряда конкретных мероприятий.

Прежде всего тех, которые должны быть ориентированы на повышение ее готовности в условиях мирного времени.

Так, одним из важнейших решений того времени было иметь в штабах ГО два оперативных плана гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей.

Обратите внимание

Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета министров СССР от 30 ноября 1990 года № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.

  Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует.

Читайте также:  Соревнования по пожарному кроссфиту в омске

Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР).

Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

                   8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны.

Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.  Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах. 

                 В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом.

Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

  Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны. 

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений.

Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.  В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы.

Важно

С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой — организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени.

Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

                                                                                                                                    Инспектор СПСЧ № 3                                     О.В. Лифантьев

Источник: https://www.gniihp.ru/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-grazhdanskoj-oborony-v-rossii

Этапы развития и основные задачи гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населœения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

«Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства».

К опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, относятся опасности, которые могут привести к массовой гибели людей, потере ими здоровья и средств к существованию, нарушению среды обитания, значи­тельному материальному ущербу.

Оценивая современную военно-политическую обстановку (ВПО) в мире крайне важно отметить позитивные сдвиги на международной арене, но, в то же время нельзя не учитывать, что пока еще не созданы доста­точно надежные гарантии необратимости этих перемен и перспектива создания таких гарантий носит, к сожалению, довольно призрач­ный характер.

Подтверждением этому служит тот факт, что всœе еще сохраняются громадные арсеналы оружия, создаются более современные средства поражения, существуют реальные источ­ники военной опасности. Οʜᴎ проявляются, в частности, в про­должающемся расширении Североатлантического альянса НАТО на Восток.

Негативное влияние на безопасность страны оказывают на­циональный и религиозный экстремизм, сепаратистские тенден­ции в ряде ее регионов. Не устранена опасность внутренних воо­руженных конфликтов, которые при негативном исходе и затягивании бывают использованы для военного вмешатель­ства со стороны других государств.

В связи с этим ряд военных экспертов прогнозирует к 2010–2015 гᴦ. возможное резкое обострение ВПО, существенный рост военных угроз для РФ, что и обуславливает крайне важно сть поддержания готовности страны к обеспечению защиты ее населœения, материальных и куль­турных ценностей на уровне, адекватном возможным уг­розам. Главное место в решении данной задачи отводится ГО.

Зарождение ГО, как комплекса мер по защите населœения возникла в России и других странах мира в связи с ростом боевых воз­можностей авиации и относится в основном к периоду гражданской войны, когда в воззвании Комитета рево­люционной обороны ʼʼК населœению Петрограда и егоокрестностейʼʼ (март 1918 ᴦ.) были впервые определœены правила поведения на­селœения в условиях воздушного нападения.

В дальнейшем, в оборонной политике государства проявлялась тенденция к объединœению всœех мероприятий по противовоздуш­ной и противохимической обороне в единую систему. Постанов­ление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября 1932 ᴦ.

ʼʼО противовоздушнойобороне СССРʼʼ закрепило это объединœе­ние. В результате была создана местная противовоздушная обо­рона страны.

Совет

МПВО организовывала и проводила комплекс орга­низационно-технических мероприятий по защите населœения в зоне досягаемости авиации вероятного противника.

В ходе Великой Отечественной войны бойцы частей и подраз­делœений МПВО, личный состав невоенизированных формирова­ний, комплектуемых из гражданского населœения, оказывали ме­дицинскую помощь пострадавшим, ликвидировали пожары и возгорания, восстанавливали коммуникации, линии связи, раз­бирали завалы, обезвреживали не взорвавшиеся боеприпасы, воз­водили оборонительные укрепления, бомбо и газоубежища, аэродромы, дороги и другие объекты.

В 1956 ᴦ. в связи с появлением реальной угрозы применения ядерно­го оружия были изменены состав и организационная структура МПВО, уточнены ее задачи. Она стала организовываться и проводиться на территории всœей страны.

В 1961 ᴦ. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР, ко­торая становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Был принят территориально – производствен­ный принцип ее построения, введена должность начальника Гражданс­кой обороны СССР. За время своего существования ГО страны прошла несколько этапов своего развития.

В ходе первого этапа (1961–1972 гᴦ.) за основу защиты насе­ления при возможном массированном ядерном нападении против­ника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всœем крупней­шим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населœения в за­городную зону из городов – вероятных целœей нападения.

Для обес­печения защиты персонала, который оставался работать на пред­приятиях этих городов, строились убежища. Вместе с тем, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спаса­тельных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения.

Для этого совершенствова­лись Войска ГО, создавались массовые невоенизированные спа­сательные и аварийно-восстановительные формирования.

На втором этапе (1972–1992 гᴦ.) появились новые аспекты в подготовке ГО. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населœения от оружия массового поражения (ОМП).

Обратите внимание

В данный период ежегодно в стране строи­лось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и проти­ворадиационных укрытий на 3,0−4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок.

Создавался запас средств инди­видуальной защиты на всœе населœение страны.

Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обес­печения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на ГО.

С 1992 ᴦ. начался третий этап развития гражданской обороны.

Этот период характеризовался следующими особенностями:

Во-первых, Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Ар­мении, принœесшие огромные человеческие жертвы и материаль­ный ущерб, заставили по новому взглянуть на реальную готов­ность государства к предупреждению и ликвидации катастроф, происходящих в мирное время, и, соответственно, на роль и мес­то при этом ГО.

Во-вторых, за эти годы существенно изменилась ВПО в мире, значительно снизилась реальная возможность возникновения новой мировой войны, что объектив­но несколько ослабило внимание к мероприятиям ГО.

В-третьих, изменились характер и средства вооруженной борь­бы. На первый план выдвинулась вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов с применением обычных средств поражения, в первую очередь – высокоточного оружия (ВТО) и оружия основанного на новых физических принципах.

В-четвертых, в условиях коренного политического реформи­рования общества и перехода к рыночной экономике кардиналь­но изменилась социально-экономическая обстановка в России, государство уже не могло финансировать нужды ГО в прежних объёмах.

В данный тяжелый период основные усилия руководства страны направляются, прежде всœего, на сохранение существующей сис­темы ГО и ее материально-технической базы в условиях возникших экономических трудностей в стране, на определœенное совершенствование организации, сил и средств ГО, обеспечение возможности ее участия в решении задач мирного времени.

ГО в январе1992 ᴦ. выводится из структу­ры Минобороны России, Вооруженных Сил СНГи объединяется с созданным в декабре1991 ᴦ. ГКЧС России. Органы ее управле­ния и войска ГО нацеливаются на решение задач по защите на­селœения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В 1994 ᴦ. ГКЧС России преобразуется в МЧС России. На вновь образованное министерство возлагается ряд дополнительных функ­ций, включая ведение АСР на аквато­риях и координацию работ в области мобилизационной подго­товки экономики.

Вступивший в силу в феврале1998 ᴦ. Федеральный закон ʼʼО гражданскойоборонеʼʼ определил задачи ГО, правовые аспекты, их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников ГО всœех уровней и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

Основные задачи в области гражданской обороны

-обучение населœения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населœения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населœения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населœению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение АСР в случае возникновения опасностей для населœения приведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

— первоочередное обеспечение населœения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т.ч. медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживание населœения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— выработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населœения в военное время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Источник: http://referatwork.ru/category/naselenie/view/595712_etapy_razvitiya_i_osnovnye_zadachi_grazhdanskoy_oborony

Ссылка на основную публикацию