Государственный экологический контроль (надзор). его виды и задачи.

Государственный экологический контроль: понятие, виды, цели и задачи :

Любое государство, устанавливая правила поведения в каждой из существующих сфер, старается всеми возможными методами обеспечить их соблюдение, в том числе и посредством применения репрессивных мер к нарушителям. Это касается и контроля над экологией.

Каждый человек знает, какая сложная экологическая обстановка в стране. Навести хоть какой-то порядок сможет специальная структура – экологический контроль, который будет следить за нарушителями, наказывать их и контролировать выполнение ими предписаний. Но какие задачи ставит перед структурой правительство?

Экологический контроль: что это за структура?

Это одно из самых больших управлений, которое следит за охраной окружающей среды, обеспечивает законность и дисциплину в этой сфере. В нем задействованы многие органы и лица, занимающие высокие должности. Так, одни структуры занимаются проверкой соблюдения и исполнения законов по охране природы, другие должны осуществлять контроль в сфере государственного экологического управления.

В решении многих задач, поставленных перед экологическим контролем, принимают активное участие и другие структуры государства, такие как:

  • Органы власти, перед которыми и была поставлена эта прямая функциональная задача.
  • Местные органы самоуправления.
  • Органы управления хозяйствующих субъектов и юридических лиц.
  • Граждане и общественные организации.

Разновидности экологического контроля

Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.

Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами.

Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления.

Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.

Обратите внимание

Муниципальный контроль проводится на территории муниципального образования органами самоуправления в отношении субъектов производственного и социального назначения, которые не относятся к субъектам федерального государственного контроля.

Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.

Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.

Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.

По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:

  • Проводить общественные слушания.
  • Референдумы.
  • Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
  • Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
  • Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.

Экологический мониторинг

Государственная служба постоянно контролирует состояние окружающей среды (проводит мониторинг), наблюдает за всеми процессами, происходящими в природе, отслеживает уровень загрязнения воздуха, почвы и водных ресурсов, оценивает, как все эти изменения влияют на жизнедеятельность живых организмов. Службу возглавляет государственный надзор по гидрометеорологии и мониторингу состояния окружающей среды.

Вся государственная система мониторинга включает службы по отдельным природным объектам и комплексам. Наблюдение определяется отраслевым природным и ресурсным законодательством.

Важно

Так, лесной мониторинг включает в себя не только наблюдение, но и оценку и прогноз состояния лесного фонда.

Министерство сельского хозяйства контролирует применение химических средств при выращивании растений и животных.

Задачи экологического контроля

Перед данной структурой государство ставит определенные задачи, которые необходимо решать:

  • Постоянное наблюдение за работой хозяйствующих субъектов, которые каким-либо образом воздействуют на окружающую среду.
  • Следят за тем, чтобы им были предоставлены все необходимые документы и другие виды информации о деятельности той или иной организации и влиянии ее на экологию.
  • Выявлять все признаки нарушений в законодательстве со стороны предприятий и других структур, имеющих дело с природными ресурсами.
  • Обнаружение причин, которые способствуют совершению правонарушений, касающихся экологии, и принятие всех возможных мер к выявлению и наказанию правонарушителя.
  • Привлечение лиц к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Принципы работы

Государственный экологический контроль должен осуществляться с особой ответственностью, а каждый его работник обязан следовать принципам, поставленным перед структурой:

  • Независимый контроль над окружающей средой.
  • Презумпция опасности для экологии, планируемая любым из видов деятельности.
  • Обеспечение уменьшения пагубного воздействия различных видов деятельности на экологию в соответствии с документацией и имеющимися законами в области охраны окружающей среды. А вот достигнуть этого можно только тогда, когда применяются современные технологии.
  • Накладывать административную ответственность на лиц и предприятия, которые представляют серьезную угрозу для природы, а также препятствовать реализации проектов, которые в будущем могут привести к разрушению экологических систем, изменению или же полному уничтожению генетического фонда.
  • Ответственность за любое нарушение законов в области охраны природы.
  • Принятие участия организаций и предприятий в решении важных вопросов, касающихся охраны окружающей среды.

Какие задачи поставлены перед государственным экологическим контролем?

Экологический контроль – это не только структура, которая смотрит за работой всех предприятий и организаций на всей территории государства, а также отдельное объединение, которое должно существовать во всех учреждениях. Эта структура должна следить, чтобы определенное предприятие выполняло все поставленные перед ним задачи и предоставляло всю необходимую информацию о работе вышестоящим лицам.

Экологический контроль на предприятии должен следить за выполнением таких задач:

  • Наблюдать за состоянием природной среды и всеми изменениями, происходящими в результате работы предприятия.
  • Регулярно проверять, как выполняются предписания по охране природы, рациональному использованию ресурсов, оздоровлению окружающей среды и соблюдению всех законодательств.
  • Не допускать нарушений и предупреждать все возможные экологические правонарушения.
  • Выявлять условия, которые приводят к нарушению законов в области охраны окружающей среды.
  • Препятствовать причинению вреда экологии.
  • Требовать всю необходимую документацию, которая может помочь найти виновного в нарушениях и наказать его в соответствии с законом.
  • Наказывать нарушителей.

За чем должны следить инспекторы по экологическому контролю?

На каждом предприятии обязательно должна быть основана структура, которая будет проводить осуществление экологического контроля. Это может быть несколько человек или же один – инспектор по контролю над экологией. Этот специалист должен:

  • Осуществлять контроль над охраной отдельных разновидностей ресурсов природы, если нужно, то привлекать специалистов, разбирающихся в этих вопросах, регулярно проводить проверки хозяйственной и других видов деятельности юридических, физических и должностных лиц.
  • Принимать все возможные меры, чтобы пресечь и предотвратить нарушения законов в области охраны природы и не допустить пагубных последствий.
  • Принять меры по установлению виновных и привлечь их к ответственности за нарушения требований экологического комитета.
  • Подробно разъяснить нарушителям их права и обязанности.
  • Предлагать новые методы и способы по оздоровлению и озеленению, повышению качества услуг.
  • Соблюдать все требования законодательства.

Программа экологического контроля на предприятии

На каждом предприятии должен быть организован контроль за экологическим состоянием и должна быть программа, по которой и будет работать инспектор. Благодаря такой службе предприятие может избежать многочисленных штрафов и санкций в области нарушения экологии, в результате чего удастся сохранить деньги.

Экологический контроль на предприятиях должен следить за такими объектами:

  • Системой по очистке отходящих газов.
  • Стационарными или передвижными станциями, которые могут выбрасывать вредные вещества в окружающую среду.
  • Системой очистки воды.
  • Источниками загрязняющих веществ (в их числе канализация, водные объекты и другие).
  • Промышленными помещениями – источниками образования отходов.
  • Складами, где хранятся опасные компоненты.
  • Почвой и водой, которые загрязняются по вине предприятия.
  • Зонами санитарной защиты.

Чтобы отслеживать и контролировать деятельность каждой организации, нужна специальная структура, которая будет следить за всеми пунктами, о которых говорит инструкция экологического контроля для крупных и малых предприятий. Инспектор следит за выбросами предприятия, регулярно отчитывается перед вышестоящими структурами.

Заключение

Без государственного контроля над экологией было бы очень сложно найти виноватого в том или ином происшествии. Надзор на каждом из существующих предприятий позволяет контролировать вредные выбросы в окружающую среду. Производственно-экологический контроль, образец инструкции есть на каждом предприятии, позволит быстро найти выход из любой сложной ситуации и не допустить катастроф.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-gosudarstvennyj-ekologicheskij-kontrol-ponyatie-vidy-celi-i-zadachi.html

2. Понятие, виды и задачи экологического контроля

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды.

Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.

Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е.

обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности.

Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

Представляется необоснованным включение в систему экологического контроля государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение — самостоятельная функция государственного управления охраной окружающей среды.

Причём, в отличие от государственной экологической экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг — пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.

Совет

Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Читайте также:  Гидрокостюм (гидрокомбинезон). определение. виды.

При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 26 июня 2008 г.

«Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России.

Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.

— Предупредительная функция, её роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.

— Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

— Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/129661

9.2. Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль является основным и обязательным видом экологического контроля. Он распространяется на деятельность всех государственных органов и организаций независимо от их подчиненности, а также на граждан, иными словами носит надведомственный характер.

Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов: прокуратуры и суда.

Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами как общей, так и специальной компетенции.

Президент РФ осуществляет контроль через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, решающих экологические проблемы. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб.

Обратите внимание

Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность принятия экологически значимых решений. Президентский контроль также реализуется через Контрольное управление Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ.

К

онтрольные полномочия Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов РФ сводятся в основном к проверке исполнения соответствующих бюджетов.

В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей среды» финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться в государственной бюджете отдельной строкой.

Контроль за выполнением этого требования – задача представительных органов.

Государственный экологический контроль органов исполнительной власти общей компетенции – Правительства РФ, правительств (администраций) субъектов РФ – проводится путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Специально уполномоченные государственные органы осуществляют текущий экологический контроль.

Должностные лица этих органов при осуществлении государственного экологического контроля обязаны:

самостоятельно и с привлечением в установленном порядке специалистов по вопросам охраны окружающей природной среды систематически осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требований;

принимать меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их негативных последствий, привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение экологических требований;

осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой для организации и осуществления государственного экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность;

вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и повышению эффективности государственного экологического контроля.

В пределах своей компетенции они имеют право:

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации и другие объекты независимо от форм собственности и подчинения (в том числе в установленном порядке – воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, предприятия закрытых административных территориальных образований), получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;

проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение экологических нормативов;

проверять выполнение государственных и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

Важно

заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

запрашивать и бесплатно получать от ведомств и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей природной среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля;

проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений;

вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;

п

роверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях на пользование природными ресурсами, аннулировать или давать предписания об их аннулировании при невыполнении природопользователями установленных в лицензиях экологических условий;

давать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей природной среде;

направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о прекращении этой деятельности;

Совет

рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной и уголовной ответственности;

определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, и на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении согласно статьям 70 (пункт 2) и 87 закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»;

вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования хозяйственной деятельности, ведущейся с нарушением экологических требований.

При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор по охране природы составляет протокол об экологическом правонарушении, на основании которого принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения:

дает предписание об устранении экологического правонарушения;

выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение;

выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а в случае отказа добровольно возместить вред предъявляет соответствующий иск в суд;

дает предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности;

дает предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности;

направляет руководству организации представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю;

Обратите внимание

направляет материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление.

Источник: http://libraryno.ru/9-2-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-kontrol-zakonodat_in_bjd/

Экология СПРАВОЧНИК

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) (Ст. 65).[ …]

Государственный экологический контроль.[ …]

Государственный специальный экологический контроль. Государственный экологический контроль и надзор, осуществляемый функциональными и иными органами.[ …]

Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил РФ по защите морской среды, живых и неживых ресурсов.[ …]

Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.[ …]

В отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОПС.[ …]

Государственный экологический контроль осуществляют федеральные государственные инспектора и государственные инспектора субъектов Российской Федерации.[ …]

Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы во взаимодействии с органами государственного экологического контроля и государственными органами управления использования и охраны водного фонда.[ …]

Важно

Государственный экологический контроль осуществляется органами общего управления (администрация Президента РФ, Правительство РФ, другие исполнительные органы государственной власти, вплоть до муниципальных и специального управления — Минприроды России, Госстрой России, Росгидромет и др.).[ …]

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу.

Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию.

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.[ …]

Государственный экологический контроль проводится с целью предупреждения, предотвращения и устранения загрязнения, а также засорения акваторий.[ …]

Государственный экологический контроль как система мер, направленных на предупреждение, предотвращение загрязнения и засорение вод морей и прибрежных территорий, позволяет создавать безопасные и благоприятные условия для здоровья людей, а также для хозяйственно-бытового, транспортного и иного водопользования.[ …]

Государственный реестр методик количественного химического анализа и оценки состояния объектов окружающей среды, допущенных для государственного экологического контроля и мониторинга.[ …]

Под государственным экологическим контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государства. Экологический контроль — важный элемент регулирования качества окружающей природной среды.[ …]

Совет

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.[ …]

Объектами государственного экологического контроля являются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая природная среда в целом.[ …]

Важной функцией государственного экологического контроля является экологическая экспертиза как комплекс мер юридического и экономического характера.

Ее механизм воплощает три основных компонента: экологическая экспертиза хозяйственных проектов; экспертиза при действующих предприятиях с предоставлением разрешений на их эксплуатацию или модернизацию при условии выполнения государственных стандартов и требований; экспертиза новой техники, технологии материалов и веществ, в том числе доставляемых из-за рубежа. Экспертизе должна подлежать любая деятельность, оказывающая негативное влияние на среду. Номенклатура хозяйственного воздействия на среду обитания довольно обширна, а ее виды разнообразны. Они в целом делятся на две категории. К первой категории относятся объекты, проекты которых подлежат обязательной экологической экспертизе, а ко второй — те проекты, экспертиза которых необязательна, но целесообразна.[ …]

В 90-х гг. органами государственного экологического контроля было обследовано 146 606 предприятий и организаций и установлено, что 24 490 из них превышали нормы выбросов загрязняющих веществ. Было зарегистрировано также 1840 случаев залповых, аварийных сбросов вредных веществ, которые повлекли миллиардные ущербы и нанесли вред здоровью человека.[ …]

Порядок осуществления государственного экологического контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлен Правительством Российской Федерации.[ …]

Подлежащими федеральному государственному экологическому контролю являются выделенные по ряду критериев (месту расположения, значению, правовому статусу, степени потенциальной экологической опасности) объекты, находящиеся в ведении РФ.

К ним отнесены, например, объекты ядерной энергетики, объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, либо оказывающие негативное воздействие на включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия памятники, а также способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды, и т. п. Опасными для окружающей среды и поэтому контролируемыми на федеральном уровне являются — независимо от форм собственности — такие объекты хозяйственной и иной деятельности, на которых: размещаются более 10 тыс. тонн отходов 1-го и 2-го класса опасности в год; сбрасывается более 15 млн куб. метров сточных вод в год; выбрасывается в воздух ежегодно более 500 тонн вредных веществ и т. д.[ …]

Обратите внимание

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции.

Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).[ …]

Проведение многоступенчатого государственного экологического контроля можно проследить на примере размещения Временных комплексов по перевалке нефтепродуктов в акватории Невской губы.[ …]

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами.

Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст.

65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. Согласно ст.

25 Закона «О недрах», проектирование и строительство промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Эффективным способом проведения превентивного экологического контроля может служить участие представителей специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды в государственных приемочных комиссиях.[ …]

В Российской Федерации сегодня приоритетом обладает государственный экологический контроль, а производственный экологический контроль занимает подчиненное ему положение, что является причиной в ряде случаев неопределенного положения экологических служб на промышленных предприятиях, ограничения их сферы деятельности, низкого профессионального уровня.[ …]

Важно

Санкции к буровому предприятию в связи с нарушением норм экологического законодательства (нанесение неправомерного вреда ОПС) могут снизить экономическую эффективность его хозяйственной деятельности и, что немаловажно в условиях рыночных отношений, конкурентоспособность.

В связи с этим особую значимость приобретают объективность и доказательность предъявляемых претензий со стороны органов государственного экологического контроля и надзора. Показательным в этом отношении является пример, приводившийся на отраслевом научно-техническом совещании [1]. Так, предприятию «Оренбурггазпром» в 1994-1995 гг.

местными органами Госкомприроды России было выставлено пять исковых заявлений на общую сумму 1 млрд. 75 млн. руб. (в прежнем масштабе цен). Но главным здесь является не сумма претензий, а то, что только две из них на сумму 65 млн. руб. были предприятием признаны и оплачены в бесспорном порядке. Основная же часть претензий (свыше 1 млрд. руб.

или 94 % суммы иска) была оспорена и отклонена решением арбитражного суда (рис. 2).[ …]

Так, система управления охраны окружающей природной среды и государственного экологического контроля (ст. 5 -10, 69, 70), административной ответственности (ст.

84) выражает административно-правовые отношения, регулируемые нормами административного права возмещение вреда природной среде, причиненною экологическим правонарушением, здоровью человека, причиненного нарушением экологического законодательства, является по своему содержанию гражданско-правовым отношением, регулируемыми нормами гражданского права. Нормы возмещения вреда, помещенные в законе (ст. 86-91), представляют собой конкретизацию общих норм гражданскою права.[ …]

За формирование, координацию расходования финансовых средств и контроль за их целевым исполнением отвечает Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России), который осуществляет на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля и экспертизы. (17.05.2000 г. Госкомэкология РФ включена в состав Министерства природных ресурсов РФ). Близкие природоохранные функции возложены и на Министерство природных ресурсов, которое осуществляет государственное управление и координацию деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, и наряду с органами исполнительной власти несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды.[ …]

Приказом Минприроды РФ от 17 апреля 1996 г. утв. Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами данного специально уполномоченного гос. органа и его территориальных органов (РВ. 1996. 5 июня).[ …]

Источник: https://ru-ecology.info/term/29459/

2.2. Государственный специальный экологический контроль

134

Государственный специальный экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции.

Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

Детальное регулирование такого контроля осуществляется Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г.

N 833; Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г.

N 293; Положением об осуществлении государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г.

; Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801; Положением о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г.; другими актами.

Совет

Важные положения, касающиеся организации и проведения мероприятий по контролю, предусмотрены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Круг органов, уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входя

т как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов, так и министерства и ведомства РФ, выполняющие определенные задачи в данной сфере, включая:

— Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору;

— Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

— Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

— Министерство природных ресурсов РФ;

— иные министерства и ведомства РФ (Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.).

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами.

Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспекторы в пределах своей компетенции имеют право:

— посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

— проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

— проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

— проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

— привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

— осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Обратите внимание

Некоторые существенные полномочия государственных инспекторов по охране природы законодательством установлены применительно к иным сферам.

Так, согласно Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» они вправе аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются; давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспекторы по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Для обеспечения защиты законных интересов субъектов экологического права Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» установлены требования о порядке проведения контроля.

В частности, для проведения контроля органом государственного контроля (надзора) издается распоряжение (приказ).

В распоряжении (приказе) указываются лицо (лица), уполномоченное на проведение контроля, и должность; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения контроля, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; срок проведения контроля.

Контроль может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе). Его продолжительность не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, определенных Законом, срок проведения контроля может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Контроль за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных экологических требований должен быть плановым. При этом в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Одновременно Закон предусматривает проведение внепланового контроля. Так, внеплановые проверки проводятся для контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, выявленных в результате планового контроля.

Внеплановый контроль проводится также в случаях:

— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их экологических прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Важно

При этом решение органа государственного контроля (надзора) о проведении внепланового контроля должно быть мотивированным.

Экологическим законодательством установлены некоторые особенности проведения государственного экологического контроля. О некоторых таких особенностях выше уже говорилось.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» установлен ряд ограничений при проведении контроля (ст. 8). Так, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора);

— осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении контроля должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

— требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

— требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

— распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

— превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Законом предусмотрены требования по оформлению результатов проведения контроля. По результатам проведения контроля должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы. Акт составляется в двух экземплярах.

Помимо таких данных, как дата, время и место составления акта; наименования органа государственного контроля (надзора); фамилии и должности лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; даты проведения контроля, в нем указываются: сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами контроля.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Совет

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных экологических требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны принять меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В случае если при проведении контроля будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

При этом орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» установлены конкретные обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю (ст. 11). В частности, они обязаны:

— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

— соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

— не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении контроля, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении контроля, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

— знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами контроля;

— при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Некоторые из этих обязанностей предусмотрены также в ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Реализация названных положений позволяет органам государственного экологического контроля с необходимой степенью эффективности осуществлять данную функцию государственного управления.

< Попередня   Наступна >

Источник: http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/ekolog/541-brinchuk/14305-22—-.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector