Эвакуация и отселение населения

Эвакуация населения

Эвакуация является одним из способов защиты населения категорированных городов от современных средств поражения вероятного противника, а также крупных ЧС природного и техногенного характера.

Порядок организации эвакуации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

Эвакуация населения— комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС или вероятной ЧС и его кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах.

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления.

Основными целями проведения эвакуации являются:

— снижение вероятных потерь населения категорированных городов и сохранение квалифицированных кадров специалистов;

— обеспечение устойчивого функционирования организаций (объектов экономики, учреждений и т.д.), продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

— обеспечение условий для создания группировки сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения АСНДР в очагах поражения.

Эвакуация проводится:

— из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

— из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории;

— населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;

— рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (рассредоточение работников организаций).

В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий или ЧС в мирное время проводится частичная или общая эвакуация.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

По времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуациянаселения проводитсяиз зон возможных ЧС при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на ПВОО или стихийного бед­ствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.).

Обратите внимание

В случае возникновения ЧС с опасными поражающими воздейст­виями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источников ЧС в безопасные районы.

Защита населения при ЧС мирного времени осуществляется путем временного его отселения из опасных зон, а в военное время путем проведения рассредоточения и эвакуации комбинированным способом.

Временное отселение людей проводится путем вывода (вывоза) на пункты временного размещения (ПВР), расположенные вне опасных зон, а при затяжном характере (более 1 суток) и невозможности возвращения в места постоянного проживания — перемещением его на пункты длительного проживания (ПДП).

Рассредоточение рабочих и служащих объектов, продолжающих работу и обеспечивающих производственную деятельность в военное время, производится путем вывоза их в районы загородной зоны (посменно работают в городе, а отдыхают в загородной зоне).

Эвакуация рабочих, служащих предприятий, прекращающих и переносящих свою деятельность в загородные зоны, а также остального (неработающего) населения проводится комбинированным способом, при котором основная часть его выводится в загородные зоны пешим порядком, другая (престарелые, больные, с малолетними детьми) вывозится автомобильным (железнодорожным) транспортом.

Для организации и проведения временного отселения населения при ЧС в мирное время, рассредоточения и эвакуации в военное время на ОЭ создается постоянно действующий эвакуационный органы — объектовая эвакуационная комиссия (ОЭК).

ОЭК создается для планирования, организации и проведения в установленные сроки вывоза и вывода рабочих, служащих и членов их семей в загородную зону в военное время и временного отселения людей из опасных зон при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время.

ОЭК создается приказом руководителя ГО объекта из руководящего состава аппарата и структурных подразделений объекта в составе:

— председатель эвакуационной комиссии (заместитель руководителя ГО);

— заместитель председателя эвакокомиссии (начальник отдела кадров);

— заместитель председателя эвакокомиссии по загородной зоне;

— группа учета и контроля 2…8 чел.;

— группа вывоза материальных ценностей, оборудования и документов 2…3 чел.;

— члены эвакокомиссии по 1-2 человека от каждого структурного подразделения объекта.

Председатель комиссии входит также в состав КЧС объекта.

Кроме того, назначаются:

— начальники эвакоколонн;

— старшие команд.

Свою работу ОЭК проводит на основании составляемых председателем комиссии планов и решений, принятых на заседаниях эвакокомиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в квартал.

На них обсуждаются и прорабатываются наиболее актуальные и важные вопросы плана проведения эвакомероприятий, заслушиваются доклады и сообщения заместителей председателя, начальников групп, начальников объектовых служб, начальников цехов, отделов, эвакоколонн, старших команд о состоянии и готовности к проведению эвакомероприятий, о их материальном обеспечении, ходе изучения и состоянии загородной зоны, а в мирное время — о состоянии пунктов временного размещения (ПВР) и пунктов длительного проживания (ПДП). Каждое заседание протоколируется, по обсуждаемым вопросам принимаются решения.

Для обеспечения нормальной работы ОЭК, по возможности в ЗС ГО, оборудуется пункт управления (ПУ). Он должен быть обеспечен средствами связи для бесперебойной связи со штабом по делам ГО и ЧС, структурными подразделениями объекта, городской эвакокомиссией, СЭП и другими эвакоорганами.

При повседневной деятельности ОЭК:

— определение численности населения, подлежащего рассредоточению и эвакуации в военное время, а также временному отселению из опасных зон при возникновении ЧС в мирное время, разработка плана рассредоточения и эвакуации (разделы и приложения к плану ГО объекта);

— изучение графиков эвакуации, маршрутов вывода населения из опасных зон при ЧС, размещения СЭПов, ПВР и ПДП;

— назначение начальников эвакоколонн, старших команд;

— организация подготовки эвакокомиссии, начальников эвакоколонн и старших команд по вопросам проведения эвакуационных мероприятий в военное время и временного отселения при ЧС мирного времени;

— определение мест временного отселения, исходя из обстановки при возникновении ЧС в мирное время;

— систематическая корректировка списков начальников эвакоколонн, старших команд, рассредотачиваемых и эвакуируемых рабочих, служащих и членов их семей;

— участие в проводимых штабом ГО учениях, тренировках и проверках состояния ГО;

— проведение заседаний с заслушиванием начальников цехов, отделог и служб, начальников эвакоколонн, старших команд, командиров формирований ГО о проделанной работе и готовности к проведению эвакомероприятий, их материальном обеспечении, разработке соответствующих до-куметов, принятие по этим вопросам решений;

— организация своевременного оповещения и сбора членов эвакокомиссии, начальников эвакуационных колонн, старших команд и населения для явки на СЭПы;

— изучение и освоение загородной зоны, маршрутов эвакуации, населенных пунктов, выделенных для эвакуации и рассредоточения, путей подъезда, подхода, средств связи, водоисточников, медицинского, материального и другого обеспечения.

С получением распоряжения на проведение эвакомероприятий:

— доведение до цехов, отделов распоряжения на проведение эвакомероприятий;

— организация оповещения и сбор старших команд, рабочих, служащих и членов их семей на приписные сборные эвакопункты к указанному времени;

— высылка своих представителей на СЭПы;

— проверка (старшими команд) по спискам прибывших на СЭПы эвакуируемых, учет не прибывших и выявление причин;

— доклад начальников эвакоколонн начальникам СЭПов об общей численности эвакуируемых и списков отставших;

— контроль за эвакуацией по этапам: прибытие на СЭПы, регистрация, посадка на транспорт, отправление в загородную зону;

— контроль за ходом вывода формирований ГО и учреждений, убывающих с мест размещения, в загородную зону;

— организация защиты эваконаселения в случае нападения противника;

— контроль за всесторонним обеспечением и размещением эвакуируемых и содействие их трудоустройству, уточнение с местными органами власти всех видов обеспечения в пунктах подселения;

— поддержание непрерывной связи с городской эвакуационной комиссией и своевременные доклады о ходе проведения эвакомероприятий.

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 494;

Источник: https://poznayka.org/s108547t1.html

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

Система гражданской обороны должна соответствовать современным требованиям обеспечения безопасности населения в случае техногенных катастроф и военных действий. В связи с этим МЧС России разрабатывает новые концептуальные подходы к организации гражданской защиты населения.

 

Возможно, не будет предусматриваться так называемая общая эвакуация, когда при приближении вражеских войск мирное население вывозится за пределы города. Новая стратегия гражданской обороны будет опираться на убежища и защитные сооружения. К примеру, планируется утвердить новую категорию защитных сооружений – укрытия, построенные в жилых кварталах.

В МЧС России разрабатывается пакет документов, которые будут регламентировать защиту гражданского населения городов, оказавшихся в зоне боевых действий. Пока в России действуют старые нормативы, сохранившиеся со времен СССР, согласно которым гражданские лица, не занятые на предприятиях оборонного комплекса, подлежат эвакуации.

Новая стратегия гражданской обороны будет изменена в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

Анализ современных военных конфликтов показал, что боевые действия, как правило, ведутся современным высокоточным оружием, которое не предполагает сплошного поражения площадей.

Важно

Удары как с одной, так и с другой стороны наносятся по определенным целям и скоплениям военных. При этом, как правило, применяются фугасные и осколочные боеприпасы, от поражения которыми и необходимо защищать мирное население.

Исходя из новых сценариев войн, и будет разрабатываться стратегия защиты гражданского населения. В ней в отличие от действующей уже не будет предусматриваться так называемая общая эвакуация, когда при приближении вражеских войск всё мирное население вывозится за пределы города.

  • например, во времена СССР предполагалось, что жители Москвы в случае военной угрозы будут эвакуированы в 11 регионов страны. Их должны были подселять в квартиры к местному населению по специальным ордерам. Однако сейчас большая часть жилого фонда находится в частной собственности, а не принадлежит государству. Подселить других людей без письменного согласия собственника невозможно, хотя в условиях военного времени этот вопрос скорее всего будет оперативно решен нормативно-правовыми актами чрезвычайного характера. Тем не менее, вариант с общей эвакуацией в условиях, когда надо быстро реагировать на угрозу, не является самым оптимальным.

Основной упор в новой стратегии гражданской обороны будет сделан на убежища и защитные сооружения. Например, планируется ввести новую категорию защитных сооружений – укрытия, которые будут строиться в жилых кварталах. В отличие от советских бомбоубежищ они не будут рассчитаны на ядерные атаки, но зато будут способны защитить от осколков снарядов и конструкций рухнувших зданий.

Читайте также:  Контроль уровня воды своими руками

В современных условиях просто невозможно представить себе эвакуацию таких городов, как Москва и Петербург. Даже вывезти население областного центра очень сложно. В России нет ни финансового, ни экономического потенциала для таких масштабных эвакуаций. А в сельской местности, куда предполагается эвакуировать жителей городов, нет условий для приема большого числа беженцев.

На планируемое изменение доктрины гражданской обороны повлияли и события на Украине – в Донецке и Луганске. В этих городах население укрывалось от обстрелов в защитных сооружениях так называемого двойного назначения. В мирное время это подземные автостоянки, склады и подвалы жилых домов.

В настоящее время большинство защитных сооружений и убежищ в нашей стране находятся либо в федеральной, либо в муниципальной собственности и сдаются в аренду коммерческим структурам. Именно за счет денег, получаемых от аренды, и обслуживаются законсервированные защитные сооружения.

Сотрудники МЧС проверяют сохранность и жизнеспособность убежищ, а их обслуживание возлагается на собственника. Например, в Москве расположены тысячи бомбоубежищ (точное их число является государственной тайной). Их количества хватит, чтобы укрыть население столицы.

По словам сотрудников МЧС, в защитных сооружениях двойного назначения в зависимости от их типа могут при необходимости укрываться от 1,5 тыс. до 5,5 тыс. человек. Стоимость таких объектов и их проектная документация также являются государственной тайной.

Стоимость защитных сооружений зависит от их оснащенности, местоположения и того, сколько этот объект может находиться в автономном режиме.

Совет

В основе стратегии гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций лежит необходимость удовлетворения потребностей человека и общества в обеспечении защиты от бедствий и катастроф в изменяющемся мире.

Основополагающими целями развития МЧС России являются снижение риска возникновения пожаров, в том числе крупных, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях, предотвращение экономического ущерба от аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Система гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в нашей стране должна быть адекватной современным угрозам, опасностям и рискам.

Требуется внедрить новый принцип перехода от оперативного реагирования к управлению рисками, профилактике и предупреждению крупномасштабных опасных факторов, рисков и угроз.

Гражданская оборона должна обеспечивать устойчивость функционирования территориальных комплексов экономики и обеспечивать эвакуацию или отселение населения из опасных зон.

Обо всех изменениях нормативно-правовой базы в области эвакуации населения в условиях военного времени наши читатели будут своевременно проинформированы. Напомним, что в настоящее время действуют:

— Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 N 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» (указанным постановлением утверждены «Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»);

— Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (утв. МЧС РФ);

Источник: http://xn———3veaabcahvp3aypd2a3deubak3alvuzd5n8bzl.xn--p1ai/publ/opoveshhenie_i_ehvakuacija/ehvakuacija_naselenija_v_uslovijakh_voennogo_vremeni/11-1-0-54

Й учебный вопрос. эвакуация населения: принципы организации и медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения

В ряде случаев эффективным способом защиты населения от поражающих факторов ЧС являются временная эвакуация, рассредоточение и отселение неработающего населения, рабочих и служащих из предполагаемых очагов поражения. Вместе с тем не исключается, что указанные мероприятия могут проводиться и после возникновения ЧС.

Эвакуация — организованный вывоз (вывод) нетрудоспособного и не занятого на производстве населения, рабочих и служащих объектов экономики, прекращающих производственную деятельность, из зоны возможных катаклизмов. Она производится на длительный период с возможным последующим возвращением людей в места прежнего проживания.

Рассредоточение— это организованный вывоз рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих или обеспечивающих производственную деятельность в зоне бедствия, за пределы возможных очагов поражения с размещением их в безопасных районах для проживания и отдыха.

Рассредоточение осуществляется на короткий промежуток времени между рабочими сменами.

Отселение— организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого на производстве населения из районов, загрязненных РВ и опасных для проживания, в безопасные места на постоянное жительство.

Рассредоточение и эвакуация являются одним из основных способов защиты населения, персонала и больных ЛПУ в условиях применения противником ОМП, а также при некоторых катастрофах и стихийных бедствиях мирного времени.

При своевременном проведении эвакуационных мероприятий в военное время удается вывести из-под ударов основную массу населения городов, которые могут быть вероятными объектами нападения противника.

Загородная зона — территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для крупных городов и важных объектов, расположенных вне этих городов до границы области (края). В ней размещается группировка сил ГО, эвакуированное и рассредоточиваемое население. Подготовкой за­городной зоны занимаются в мирное время.

Зона возможных разрушений — условная зона вокруг крупного города, на территории которой в результате нападения противника могут возникнуть разрушения зданий и сооружений и потери среди населения.

Обратите внимание

Границы зоны возможных разрушений устанавливаются в зависимости от значения города и численности его населения.

В загородной зоне начальником ГО субъекта РФ (края, области, республики) устанавливаются районы размещения расс­редоточиваемых и эвакуируемых.

Районы размещения рассредоточиваемых (район рассредоточения) располагаются непосредственно за зоной возможных разрушений (ЗВР) и предназначены для размещения рабочих и служащих тех объектов экономики, которые не прекращают своей производственной деятельности в военное время.

Они должны находиться на таком удалении от города, чтобы суммарное время для поездки, как правило, не превышало 4 часов. Районы рассредоточения (РР) должны располагаться вблизи железнодорожных станций, а также автодорожных магистралей. РР назначаются ближе к городу, чем районы (места) предназначенные для эвакуируемого населения.

Это связано с тем, что первый эшелон группировки сил и средств ГО, создаваемый в загородной зоне, который должен и первым выдвинуться в очаг поражения для проведения СНАВР (СНАВР-спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы), включает различные формирования из числа отдыхающих смен, создаваемых на тех объектах, которые будут продолжать свою производственную деятельность в городе в военное время или в ЧС мирного времени.

Районы размещения эвакуируемых располагаются, как правило, за РР и предназначены для размещения неработающего населения, а также рабочих и служащих тех объектов экономики, производственная деятельность которых прекращается, либо переносится в загородную зону (сельскую местность). Из этой группы населения создается 2-й эшелон группировки сил и средств ГО в интересах данного города.

Рассредоточение и эвакуация (отселение) населения производится при угрозе нападения противника или при ЧС мирного времени и только по специальному разрешению органов исполнительной власти.

Эвакуация как способ защиты населения используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими, служащими и их семьями.

В течение июля — ноября 1941 года в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий. Особой была эвакуация из блокированного Ленинграда по единственной трассе — Ледовой Дороге жизни через Ладожское озеро.

В первую очередь вывозили детей, женщин, престарелых и больных людей.

Все чаще приходится прибегать к эвакуационным мероприятиям при авариях на атомных электростанциях, при выбросах и разливах аварийно химически опасных и биологически вредных веществ, при крупных пожарах на нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводах. Еще свежа в памяти эвакуация населения из 30-километровой зоны при аварии па Чернобыльской АЭС в апреле — мае 1986 года. Население вывозили из гг. Чернобыль, Припять и еще 300 населенных пунктов.

Эвакуация в чистом виде бывает редко, она, как правило, сочетается с другими защитными мероприятиями: укрытием, проведением противорадиационных, медицинских, противопожарных, инженерных работ. Проводится с целью вывода (вывоза) людей из опасных зон и сведения санитарных потерь до минимума.

Во время эвакуации вывозят (выводят) людей в загородную зону, т.е. в те районы и населенные пункты, где дальнейшее проживание не представляет опасности. Их удаленность может быть самой различной, от нескольких до сотен километров.

Районы (населенные пункты), где размещается эвакуированное население, как правило, находятся вблизи железнодорожных и автомобильных магистралей, речных пристаней.

Семьи не разбиваются, а вывозятся вместе, также и расселяются единым коллективом в домах местных жителей, в общественных зданиях (клубах, школах, на туристских и спортивных базах, в домах отдыха, пансионатах и санаториях).

В условиях возникновения чрезвычайной ситуации особо важное значение приобретает быстрота эвакуации. С этой целью может использоваться не какой-либо один вид транспорта, а все его многообразие, то есть комбинированный способ эвакуации.

Способы эвакуации в загородную зону:

1) вывоз всего населения транспортными средствами;

2) пешим порядком (вывод населения из городов);

3) комбинированным способом

Комбинированный способ предусматривает как вывоз населения автомобильным, железнодорожным, водным транспортом, так и массовый вывод пешком. Транспорт используется для тех, кто не может передвигаться самостоятельно (престарелых, инвалидов, больных, беременных женщин, женщин с детьми до 10 лет). Пешком выводится вся остальная здоровая часть населения.

Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, то есть по предприятиям, цехам, отделам.

Эвакуация населения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу — по месту жительства, через домоуправления и различные другие жилищно-эксплуатационные организации.

Важно

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но в особых случаях образовательные учреждения и детские сады вывозятся самостоятельно.

Организуют эвакуацию начальники ГО — главы администраций городов, районов, руководители предприятий, организаций, учреждений. Рабочим аппаратом у них служат штабы ГО и ЧС.

В настоящем разделе речь идет о медико-санитарном обеспечении эвакуируемого населения в ЧС.

Руководство эвакуацией осуществляют штабы ГО ЧС административных территорий. Для практического осуществления мероприятий по эвакуации в помощь штабам ГО ЧС создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся:

эвакуационные комиссии (ЭК);

сборные эвакуационные пункты (СЭП);

эвакоприемные комиссии (ЭПК);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

В обязанности комиссии входят: учет населения, подлежащего эвакуации; учет и распределение транспортных средств; разработка вопросов материально-технического и других видов обеспечения; разработка документов и обеспечение ими всех подчиненных эвакуационных органов, в т.ч. лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений; определение сроков эвакуации; организация медицинской помощи и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в период эвакуации.



Источник: https://infopedia.su/13xf892.html

Эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях

Рассредоточение и эвакуация населения – один из способов защиты населения в условиях применения современных средств поражения (ОМП), а также чрезвычайных ситуаций возникающих на крупных промышленных объектах (вредного химического производства и др.).

Читайте также:  День пожарной охраны россии (30 апреля)

Рассредоточение это организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещения в загородной зоне (безопасной) свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в условиях ЧС.

Например, работники коммунального хозяйства, энергетические, хлебозаводы и другие объекты первостепенной важности.

Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в безопасных зонах посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородные (безопасные) зоны.

Эвакуация это организованный вывоз или вывод из городов (зон бедствия) и других населенных пунктов и размещение в загородной (безопасной) зоне остального населения, постоянно проживающего там до тех пор, пока не будут последующие указания (распоряжения) со стороны руководства республики.

В первую очередь эвакуируются – дети старики, инвалиды, престарелые и т.д., во вторую очередь – население  деятельность которых, в условиях ЧС приостанавливается. Например, работники социальной сферы, педагоги, врачи и т.д.

Загородная (безопасная) зона представляет собой, территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений, пожаров, затоплений и т.д. Каждое предприятие, учреждение, учебное заведение города, района и т.д.

должна иметь в первую очередь свою базу (зону), для размещения там своих рабочих и служащих, работников, студентов и т.д.

В случае отсутствия таких баз (мест), то согласно решению руководства Республики выделяются, в зависимости от количества рабочих, служащих и членов их семей один или несколько населенных пунктов для их размещения.

Районы расселения рабочих и служащих объектов должны находится на таком удалении от города (территории бедствия), которое обеспечило бы: 1) их безопасность, 2) на переезд рабочих и служащих для работы в город и их обратное возвращение затрачивалось бы минимальное время и соответственно горючее, 3) район расселения должен располагаться вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей.

Эвакуированное население, не связанное с производством, размещаются в более отдаленных районах загородной (безопасной) зоны.

Организация и проведение рассредоточения и эвакуации проводится следующим образом:

Проводится по территориально — производственному принципу, т.е.

  рабочие, служащие объектов и их семьи эвакуируются по производственному принципу — по линии объекта; население не связанное с производством по территориальному принципу – по месту жительства через домоуправления, жилищно-коммунальные конторы (ЖЭК) и дирекции эксплуатации зданий (частных) — ДЭЗ.

Совет

Для проведения эвакуации используются все виды общественного транспорта: 1) автомобильный, 2) железнодорожный, 3) водный и 4) воздушный. В первую очередь, используют транспорт не занятый неотложными производственными и хозяйственными  перевозками.

А также транспорт индивидуального пользования. Наиболее распространенный и более рентабельный способ эвакуации населения это автотранспортом (автобусы), планируемый при перевозках на небольшие расстояния.

Обычно железнодорожный, водный и воздушный вид транспорта предусматривается при эвакуации за пределы Республики. При недостатке транспортных средств часть населения из городов выводится пешим порядком.

Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым другими перевозками, т.е., свободных от движения дорог.

Для организационного движения пеших колон разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают:

1) состав колонны, 2) маршрут движения, 3) исходный пункт и пункты регулирования движения, 4) места и  продолжительность привалов, 5) медицинские пункты и пункты обогрева, 6) промежуточные пункт эвакуации (ППЭ), порядок и сроки вывода колонны из этого пункта в район постоянного размещения, 7) сигналы управления и размещения. Численность пеших колонн может колебаться от 500-1000 человек. Для удобства управления колонну разбивают на группы по 50-100 человек, а во главе группы назначают старших. В обязанности старших групп входит: 1) проверять численность людей, 2) не допускать в  группы посторонних лиц, 3) следить, чтобы не было отстающих.

При угрозе и использование оружия массового поражения для эвакуации населения в кротчайшие сроки используется комбинированный способ, заключающийся в массовом выводе населения из городов пешим порядкомс сочетанием всех имеющихся видов транспорта.

Рассредоточение и эвакуация населения могут проводится только лишь по решению правительства Азербайджанской Республики – Президента.

Обратите внимание

Руководство рассредоточением и эвакуацией населения из городов (возможных территорий поражения) возложено на начальников и штабы ГО города, районов и т.д.

Все работы по организации и проведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляется в соответствии с планом и указаниями начальника ГО города, района и объекта.

Практическое выполнение данной задачи возлагается на эвакуационные комиссии (руководитель или заместитель предприятия, учреждения, учебного заведения, жилищных органов).

Приказом ГО города и объекта создается администрация СЭП – один из заместителей руководства.

Сборные эвакуационные пункты.

Рассредоточение и эвакуация населения проводятся через сборные эвакуационные пункты. Под них обычно отводятся – школы, клубы и другие объекты.

Предназначаются СЭП для: 1) для сбора, 2) регистрации, 3) отправления населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и др. пункты посадки, 4) эвакуируемого в пешем порядке  (пешими колоннами) на исходные пункты пешего движения.

На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые одновременно могут находиться на пункте.

Приемные эвакуационные пункты.

Для организации приема и размещения эвакуируемого городского населения создаются приемные эвакуационные пункты приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельской местности (загорода).

Важно

Приемные эвакуационные комиссии района создаются решением соответствующего исполнительного комитета того или иного района. Приемные эвакуационные комиссии проводят все мероприятия совместно с штабами и службами ГО.

Председателем приемной эвакуационной комиссии в районах назначается один из заместителей председателя исполкома.

На приемные эвакуационные пункты возлагается: 1) встреча прибывшего населения, 2) учет и размещение  (распределение) по населенным пунктам, 3) оказание медицинской помощи, 4) снабжение всем необходимым (материальное и бытовое обслуживание).

В местах расселения заранее подготавливают: 1) помещения (пансионаты, зоны туризма, дачные участки и т.д.

) для размещения эвакуированного населения, 2) организуют дополнительное строительство укрытий, привлекая все трудоспособное население, в том числе и прибывших их города, 3) снабжение населения продуктами питания и предметами первой необходимости (в первые двое суток люди должны питаться запасами продуктов, привезенных (принесенных) собой).

Приемные эвакуационные комиссия районов (поселков) устанавливает связь с эвакуационной комиссией города (объекта) и уточняет вопросы: 1) приема и размещения населения, 2) графики движения  колонн, 3) численность колонн, 4) вид и количество транспорта, 5) вопросы снабжения и  обслуживания населения. 

Обязанности и правили проведения при эвакуации

Для организованного проведения мероприятий по эвакуации первостепенное значение имеет своевременное оповещение, проводимое в соответствии с решением правительства Республики, путем передачи объявления по радиосети, телевидению и т.д. В городе работающее население (рабочие и служащие объектов) оповещается по месту работы, не занятое  население (неработающее) – через ЖЭК и органы местной полиции.

Услышав объявление об эвакуации, каждый гражданин (семья) должен в кратчайший срок подготовиться к выезду в загородную зону (безопасные районы).

При этом необходимо приготовить самое необходимое:

1. Документы — паспорт, удостоверение личности, военный билет, метрики детей и т.д.

2. Личные вещи, продукты питания (сухой паек на двое суток), индивидуальные средства защиты (индивидуальная аптечка, противогаз, ватно-марлевая повязка) и т.д..

Совет

3. Отключить в квартире газ и электричество, закрыть водопроводные краны, герметично закрыть двери и окна.

4. Ключи сдаются в ЖЭК.

5. После оповещения, в строго назначенное время эвакуируемые прибывают на указанные сборные эвакуационные пункты, где проходят регистрацию.

На сборных пунктах уточняется вид и способ эвакуации, затем население распределяют по машинам, вагонам или пешим способом эвакуируются.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В РАЙОНАХ, СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ.

Источник: https://students-library.com/library/read/30285-evakuacia-naselenia-v-crezvycajnyh-situaciah

Рассредоточение и эвакуация населения

Эвакуация комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу персонала и населения из зон чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуи­рованных в районе размещения.

Иными словами, эвакуация — это организованный вывоз или вывод из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного затопления.

В отличии от рассредоточения эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне до особого распоряжения.

Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других на­селенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время.

Загородная зона — это территория за пределами зон возможных разрушений в горо­де (населенном пункте). Заблаговременно каждому учреждению, предприятию, учебному заведению города назначается в загородной зоне район размещения населения, включаю­щий один или несколько населенных пунктов, необходимых для расселения рассредото­чиваемых.



Расселение рассредоточиваемых рабочих, служащих и членов семей необходимо осуществлять с соблюдением производственного принципа. Эвакуированное население размещают в более отдаленных районах загородной зоны.

Организация и проведение рассредоточения и эвакуации.

Эвакуация может проводиться либо при угрозе возникновения, либо в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.

В первом случае проводится упреждающая эвакуация персонала объектов и насе­ления из опасных районов. Основанием для ее проведения является краткосрочный про­гноз возникновения чрезвычайной ситуации, которая выдается на период от нескольких десятков минут до нескольких часов и уточняется в течение этого срока.

Во втором случае при возникновении чрезвычайной ситуации проводится экстрен­ная эвакуация персонала объектов и населения из зон бедствия и их выход из этих зон осуществляется в минимальные сроки.

Эти сроки могут составлять от нескольких минут до нескольких часов.

Обратите внимание

Одной из особенностей экстренной эвакуации является то, что она может завершаться в условиях воздействия различных поражающих факторов на эвакуи­руемых людей.

Эвакуация из зон бедствия, в зависимости от их масштабов, может быть локальной или местной.

Локальная эвакуация проводится в случае, если в зоне чрезвычайной ситуации зона возможного поражения (заражения) ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов.

При этом численность подлежащего эвакуации персонала объектов и населения может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч человек и, как правило, их размещают в ближайших населенных пунктах и не пострадавших районах города от воздействия чрезвычайной ситуации.

Местная эвакуация проводится в случае, если в зону чрезвычайной ситуации по­падают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы. При этом численность подлежащего эвакуации персонала объектов и населения может быть от нескольких тысяч до сотен тысяч человек, а размешаются они в более уда­ленных безопасных районах пострадавшей или соседней области.

Читайте также:  Пожарный велосипед. образец и пример использования.

В зависимости от ожидаемых масштабов поражения (заражения) в зоне чрезвы­чайной ситуации, достоверности прогноза возникновения опасности, природно-климатических особенностей и хозяйственного освоения опасных районов, технологиче­ских режимов работы предприятий, попавших в зону чрезвычайных ситуаций, и других факторов, может проводиться общая или частная эвакуация. При этом из зоны возможно­го поражения (заражения) выводится  или вывозится соответственно весь персонал объекта и все население.

Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и членов их семей организуется и проводится по производственному принципу, а эвакуация населения — по территориальному принципу. Рассредоточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения об их проведении начальники и штабы ГО объектов и эвакуационные комиссии.

Рассредоточение и эвакуация проводятся всеми видами транспорта, а также пешим порядком. Автомобильным транспортом вывоз населения производится на небольшие расстояния. Определенная часть населения, подлежащая эвакуации, может  вы­водиться пешим порядком.

Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонн, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность привалов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эвакуации; порядок и сроки вывода (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сигна­лы управления и оповещения.

Рассредоточение и эвакуация населения проводится через сборные эвакуационные пункты (СЭП), предназначенные для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуи­руемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пешем порядке на исходные пункты пешего движения.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) создаются по территориальному признаку приказом  начальника управления ГО и ЧС города, района, на различных объектах экономики, культуры или образования (т.е., объектах, имеющих известное для населения положение на территории и не представляющих угрозы в экологическом или ином  аспекте).

Состав работников СЭП утверждается руководителем объекта, на котором  будет разворачиваться СЭП. Обучение работников СЭП действиям при развертывании СЭП и тренировки  по развертыванию СЭП проводятся по графику, разработанному руководителем ГО объекта и утвержденному руководителем ГО и ЧС города (района).

Имущество СЭП хранится на объекте, который развертывает СЭП при проведении эвакуации.

Важно

Население объекта о начале эвакуации оповещается через предприятия, учрежде­ния, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, радиотрансляционную сеть и местное телевиде­ние.

  Население, подлежащее эвакуации, прибывает на СЭП, где формируются колонны для эвакуации и  где населению выдаются средства индивидуальной защиты. Туда же, на СЭП, прибывает транспорт, которым будет эвакуироваться население.

При движении эвакуированного населения одним из видов транспорта на каждый эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автоколонну — старший авто­колонны, на каждый  железнодорожный вагон — старший вагона.

Движение пеших колонн осуществляется по заранее установленным маршрутам протяженностью на один суточный переход (10-12 ч движения). Численность пеших ко­лонн от 500 до1000 человек. Скорость движения колонн  не более 5 км/ч. Через каждые 1-1,5 часа делают малые привалы длительностью 10-15 мин, в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал 1-2 часа.

Для приема рассредоточиваемого и эвакуируемого населения создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты (ПЭП) сельских районов.

На ПЭП возлагается: встреча прибывшего населения, распределение его по населенным пунктам, оказание первой необходимой помощи, организованная отправка людей к мес­там расквартирования.

Первые двое суток люди должны питаться запасами продуктов, привезенных  или принесенных  с собой.

Эвакуированное население привлекают для работы в сельской местности и на предприятиях, вывезенных из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Источник: http://bgdstud.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti—konspekt-lekczij-dlya-studentov/729-rassredotochenie-i-evakuaciya-naseleniya.html

Понятие об эвакуации, рассредоточении и отселении населения

Эффективным способом защиты населения от поражающих факторов ЧС являются эвакуация, рассредоточение и отселение неработающего населения, рабочих и служащих из предполагаемых очагов поражения. Вместе с тем указанные мероприятия могут проводиться и после возникновения катастрофы.

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов рабочих и служащих объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих её на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения из зоны возможных катаклизмов. Она производится с возможным возвращением людей в места прежнего проживания. Эвакуированное население постоянно проживает в загородной зоне до особого распоряжения.

Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время в этих городах и населенных пунктах. Рассредоточенные в загородной зоне рабочие и служащие посменно въезжают в город (населенные пункты) для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Отселение – организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения из районов, загрязненных РВ и опасных для проживания, в безопасные места на постоянное жительство.

Загородная зона – территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для крупных городов и важных объектов, расположенных вне этих городов до границы области (края). В ней размещается группировка сил ГО, эвакуированное и рассредоточиваемое население. Подготовкой загородной зоны занимаются в мирное время.

Зона возможных разрушений – условная зона вокруг крупного города, на территории которой в результате нападения противника могут возникать разрушения зданий и сооружений и потери среди населения. Границы зоны возможных разрушений устанавливаются в зависимости от значения города и численности его населения.

Район рассредоточения – часть загородной зоны, которая располагается непосредственно за зоной возможных разрушений и предназначенная для размещения рабочих и служащих тех объектов, которые не прекращают своей производственной деятельности в военное время.

Районы рассредоточения должны находиться на таком удалении от города, чтобы суммарное время, затраченное рабочими и служащими в пути для поездки на объект и обратно, не превышало 4 ч.

Районы рассредоточения должны располагаться вблизи железнодорожных станций, а также автомобильно-дорожных магистралей.

В зависимости от развития чрезвычайной ситуации и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы.

Совет

При этом численность эвакуируемого населения может составить от нескольких тысяч до сотен тысяч человек.

При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах пострадавших и соседних с ней областей.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В некоторых случаях по особому указанию предусматривается частичная эвакуация, которая проводится до проведения общей эвакуации населения и рассредоточения рабочих и служащих.

При проведении частичной эвакуации предусматривается вывоз из крупных городов части населения не занятого в производстве и сфере обслуживания.

Как правило, частичной эвакуации подлежат организованные детские коллективы (школы-интернаты, детские дома и т.п.) и часть формирований.

Основными способами эвакуации являются: пешим порядком, различными видами транспорта, комбинированным способом.

Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных прочих перевозок.

Транспортом в первую очередь вывозятся:

§ население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

§ медицинские учреждения;

§ рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;

§ сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком.

Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакуации остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в убежищах.

Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

Обратите внимание

Категории и численность населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого транспортом и пешим порядком могут уточняться в областях и городах в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, времени года и других условий. Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением руководителя ГО РФ и Правительства РФ.

Эвакуацию населения по планам ГО предусматривается проводить:

§ из городов, отнесенных к группам по ГО (категорированных городов);

§ из населенных пунктов с объектами особой важности;

§ из населенных пунктов с железнодорожными станциями 1 категории;

§ из населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений вокруг объектов особой важности;

§ из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления.

Для определения порядка и очередности вывода (вывоза) людей из городов, назначения районов их размещения в загородной зоне все население городов распределяется на три группы:

— 1-я группа – рассредоточиваемое население;

— 2-я группа – эвакуируемое трудоспособное население;

— 3-я группа – остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакуационных мероприятий) по частичной эвакуации.

Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на производственных базах в загородной зоне.

Проведение эвакуационных мероприятий возлагается на специально создаваемые эвакуационные органы, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений.

К эвакуационным органам относятся:

— эвакуационные комиссии (ЭК);

— сборные эвакуационные пункты (СЭП);

— приемные эвакуационные комиссии (ПЭК);

— приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

— администрация пунктов посадки (ПП), пунктов высадки (ПВ), промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);

— оперативные группы по вывозу (выводу) эвакуируемого населения.

Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.

Источник: https://studopedia.net/8_18467_ponyatie-ob-evakuatsii-rassredotochenii-i-otselenii-naseleniya.html

Ссылка на основную публикацию