Всероссийская служба медицины катастроф (всмк)

Служба медицины катастроф

В основе деятельности СМК РФ лежат принципы:

  • СМК носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается постановлениями Правительства, указами Президента, приказами МЗ. Приоритетный характер СМК обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП).
  • СМК организуется по территориально- производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной.
  • Управление и организация СМК обеспечиваются разумным сочетанием централизованного и децентрализованного управления.
  • Двухэтапная система организации ЭМП.
  • Медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания ЭМП в ЧС.
  • Эшелонирование и маневр силами и средствами ЭМП.
  • Взаимодействие СМК с мед. силами других министерств и ведомств, службами РСЧС.
  • Своевременность,непрерывность и эффективность оказания ЭМП.
  • Принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС, т. е. единолично в пределах своей компетенции принимать решение в соответствии с предложениями подчиненных.
  • Принцип универсальности.
  • Разумная достаточность сил и средств СМК и экономическая целесообразность.
  • Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность специалистов службы.
  • Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Задачи службы медицины катастроф:

  • проведение мероприятий, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию медико-санитарных последствий возможных катастроф
  • организация, подготовка и поддержание в высокой степени готовности органов управления, учреждений, формирований и личного состава службы к работе по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС
  • своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастрофы на население и быстрейшую его реабилитацию
  • обеспечение санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и прилегающих территориях
  • сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений
  • проведение судебно-медицинской экспертизы погибших, судебно- медицинского освидетельствования пораженных с целью определения степени тяжести поражения и прогнозирования трудоспособности.

Решение задач, стоящих перед СМК, может быть обеспечено проведением следующих мероприятий:

  • создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы, разработка и внедрение в практику здравоохранения теоретических, методических и организационных основ медицинского обеспечения населения в ЧС
  • накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений службы в ЧС
  • подготовка медицинского состава к работе в ЧС и обучение всего населения оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных катастрофах
  • оперативное управление силами СМК, маневр ими, взаимодействие.

Для успешной реализации задач, стоящих перед СМК, используются имеющиеся и дополнительно созданные на базе действующих учреждений здравоохранения силы СМК.К ним относятся формирования, учреждения, органы управления и руководства.

{mospagebreak} 

Формирования СМК МЗ РФ:

  • бригады скорой медицинской помощи — БСМП (линейные и специализированные), предназначены для оказания ЭМП в районе бедствия на догоспитальном этапе
  • бригады экстренной медицинской помощи — БЭМП (врачебно-сестринские и доврачебные);их основное назначение — усиление службы скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в районе катастрофы
  • медицинские отряды (МО), состоящие из бригад ЭМП; служат для оказания неотложной первой врачебной помощи на догоспитальном этапе
  • специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП); входят в состав центров медицины катастроф и предназначены для усиления ЛПУ, оказывающих квалифицированную и специализированную медицинскую помощь
  • автономные выездные медицинские госпитали (АВМГ); предназначены для оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи в очагах катастроф или в непосредственной близости их.

С целью максимально оперативного выдвижения к месту катастрофы ряд территориальных служб медицины катастроф в своем составе дополнительно развертывают:

  • оперативные группы управления (ОГУ)
  • санитарную авиацию (СА)
  • подвижные комплексы медицины катастроф (ПКМК) на базе автомобильного шасси
  • аэромобильные лечебно-эвакуационные комплексы (АЛЭК) на базе вертолета Ми-17МВ.

Для проведения в районах широкомасштабных катастроф санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий на базе ГЦСЭН создаются подвижные формирования:

  • санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО)
  • санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ)
  • противоэпидемиологические бригады (ПЭБ)
  • специализированные противоэпидемиологические бригады (СПЭБ)
  • группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Учреждения службы МК:

  • Всероссийский центр МК «Защита» и его клинические базы
  • региональные центры МК (Новосибирск, Хабаровск, Москва, Чита, Екатеринбург, Казань, Ростов, Санкт-Петербург, Красноярск, Самара)
  • территориальные центры МК (краевые, областные, городские)
  • межрайонные (зональные) центры МК
  • клиники региональных (территориальных) центров МК
  • территориальные ЛПУ здравоохранения (согласно плана на ЧС)
  • базы, склады спецмедснабжения
  • учебные заведения по подготовке медицинских работников (первичной и последипломной) по медицине катастроф.

Органы руководства и управления службой МК:

  • МЗ РФ (отдел МК)
  • территориальные органы управления (отделения МК) территорий РФ
  • межведомственные координационные комиссии
  • штабы Всероссийской службы МК
  • штабы медицинской службы гражданской защиты.

Начальником Всероссийской СМК является министр здравоохранения РФ.

Органы управления Всероссийской службы медицины катастроф

На федеральном уровне органом управления служит Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздравсоцразвития России.

ВЦМК «Защита» — государственное многопрофильное учреждение, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздравсоцразвития.

Управление службой медицины катастроф

Основные его подразделения таковы:

• управление;

• штаб ВСМК;

• филиалы ВЦМК «Защита» (в федеральных округах);

• клиника медицины катастроф с подвижным многопрофильным госпиталем (ПМГ);

• отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация);

• институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями);

• центр медицинской экспертизы и реабилитации;

• отдел медико-технических проблем экстремальной медицины;

• отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях;

• отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.

Научно-практические подразделения разрабатывают предложения по государственной политике в области медицины катастроф с целью предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также осуществляют разработку и организуют выполнение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

В составе ВЦМК «Защита» действуют Учёный совет, секции Учёного совета по основным направлениям научной деятельности центра.

На региональном уровнеорганы управления службы медицины катастроф — филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, а также мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

На территориальном уровнеорганом управления службой медицины катастроф служит территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение здравоохранения с правом юридического лица.

Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением.

Как правило, в составе ТЦМК существуют такие структуры:

• администрация;

• оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы;

• отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения;

• штатные и нештатные формирования — бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация).

На местном уровнефункции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они созданы), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.

На объектовом уровнеуправление службой медицины катастроф осуществляют специально назначенные должностные лица по делам

ГОЧС.

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 76;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

1. Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствую­щими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Фе­дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Территориально-производственный принцип.

Лекция № 3 Всероссийская служба медицины катастроф

Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономиче­ских, медико-географических и других особенностей региона или административной территории.

Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохране­ния, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

3.

Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляю­щей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией всœе уров­ни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

4.

Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и по­вышение квалификации личного состава службы (руководителœей, медицинского пер­сонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).

5.

Обратите внимание

Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без значительной их реорганизации.

6.

Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства бывают использо­ваны для решения соответствующих задач и имеют определœенное функциональное предназначение — для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом.

С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.

7. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС организуется на базе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

8. Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного со­става формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа должна быть осу­ществлена различными мерами поощрения.

9.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и уч­реждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формиро­ваний, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регу­лярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; ис­пользованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен­ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечиваю­щей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся об­становке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.

10.

Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специа­листов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом ʼʼОб аварийно-спасательных службах и статусе спасателœейʼʼ, принятым Государствен­ной Думой 14.07.95.

Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликви­дации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).

11.

Всеобщая подготовка населœения, в т.ч. лиц с профессиями повышен­ного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.

Этот принцип реализуется соз­данием и четкой реализацией стройной системы подготовки населœения, а также соз­данием учебно-методической базы.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»

ВЦМК «ЗАЩИТА»), головное научно-практическое государственное учреждение Минздравсоцразвития России по проблемам медицины катастроф.

Является рабочим органом Федеральной межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф; выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона РФ; имеет статус сотрудничающего центра Всемирной организации здравоохранения и Евразийского регионального центра по проблемам медицины катастроф государств—участников СНГ. ВЦМК «Защита» состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения.

Служба медицины катастроф

Создан в 1993. Руководство состоит из директора ВЦМК «Защита», первого заместителя директора, заместителей директора по научной, лечебной работе и другим направлениям деятельности Центра.

Основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях по решению Минздравсоцразвития России временно могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф, Центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины, отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздравсоцразвития России для чрезвычайных ситуаций).

Директор ВЦМК — Гончаров С.Ф. (с 1993).

Оцените определение:

Источник: https://ekoshka.ru/sluzhba-mediciny-katastrof/

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Ее задачи, структура, органы управления

Для совершенствования системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в ЧС и в соответствие с Федеральным законом РФ от 21 февраля 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принято постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г.

Читайте также:  Автомобильный комплект для специальной обработки техники дк-4

№ 734 «Об утверждении Положения с всероссийской службе медицины катастроф», в соответствии с которым Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), признана функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Основные задачи и полномочия ВСМК:

• быстрое реагирование на ЧС любого характера;

• мобилизация личного состава медицинской службы и материально-технических средств при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшему числу пострадавших путем оказания им всех видов медицинской помощи, своевременно и в полном объеме, а также их лечения и реабилитации;

• медицинская сортировка пострадавших при чрезвычайных ситуациях, подготовка их к медицинской эвакуации на последующие этапы медицинской эвакуации;

• ликвидация эпидемических очагов;

• создание резерва материальных запасов;

• сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера;

• прогнозирование, оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

• организация взаимодействия с экстренными оперативными службами при чрезвычайных ситуациях;

•  организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий;

• информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС;

• обучение населения  оказанию первой помощи, повышение квалификации медицинского персонала в области медицины катастроф.

Структура ВСМК:

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) функционально объединяет: а) службу медицины катастроф МЗ РФ; б) службу медицины катастроф Министерства  обороны РФ;

в) силы и средства МЧС России, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.

Общее руководство Службой осуществляет Министерство здравоохранения РФ во главе с Министром здравоохранения России — В. Скворцовой.

       Органы управления ВСМК:
а) на федеральном уровне:
координационный орган — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) Министерства здравоохранения Российской Федерации;
 — орган повседневного управления — Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

б) на межрегиональном уровне:
функции координации деятельности ВСМК на территории федерального округа возложены на аппарат полномочного представителя Президента России в данном федеральном округе.

органы повседневного управления – межрегиональные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге, Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске.

В Москве — Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»;

в) на региональном уровне:
координационные органы – КЧС и ОПБ органов исполнительной власти субъектов РФ;
органы повседневного управления – территориальные центры медицины катастроф, подконтрольные органу управления здравоохранения региона.
 г) на муниципальном уровне:
координационный орган – КЧС и ОПБ органов местного самоуправления;
орган повседневного управления — дежурно-диспетчерские службы (ДДС) органов местного самоуправления.

д) на объектовом уровне:
координационный орган – КЧС и ОПБ организации (там где они созданы) либо функции координации всех сил ликвидации последствий ЧС возлагается  на руководителя данной организации (там, где комиссии не созданы);
орган повседневного управления — дежурно-диспетчерская служба (ДДС) организации.
При недостатке сил и средств на объектовом и муниципальном для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для соответствующих органов управления, сил и средств ВСМК может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.

В режиме повышенной готовности ВСМК решает следующие задачи: — оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф; — усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;

— уточнение потребности в медицинских средствах индивидуальной защиты, подготовка к их выдаче личному составу службы медицины катастроф и населению, обучение порядку их применения;

— проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества; — уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС, а также с органами управления министерств и ведомств, силы которых входят в состав службы ВСМК; — усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний на территории возможной ЧС;

— разработка предложений по организации и проведению комплекса противоэпидемических мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации: — оповещение личного состава формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации; — сбор информации об обстановке в районе ЧС, ее оценка и доклад председателю КЧС и ОПБ, внесение предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;

— немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранения), формирований и учреждений службы;

— организация взаимодействия с аварийно-спасательными формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС, участие в оказании пораженным медицинской помощи и их эвакуация из очагов поражения; — организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, а также по снабжению медицинским имуществом);

— организация и осуществление медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;

— организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России); — организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала и участников ликвидации ЧС;

— непрерывное управление формированиями и учреждениями службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, их финансовое, материально-техническое обеспечение и снабжение медицинским имуществом, ведение учетных и отчетных документов.

Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 141;

Источник: https://studopedia.net/5_82979_vserossiyskaya-sluzhba-meditsini-katastrof-vsmk-ee-zadachi-struktura-organi-upravleniya.html

Всероссийской службы медицины катастроф

В целом организация ВСМК определяется соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, требованиями «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» и организационной структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медикосанитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу.

ВСМК организуется по территориально-производственному принципу с учётом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории.

ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и имеет в своём составе органы управления, формирования и учреждения.

Важно

Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебнопрофилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

Федеральный уровень ВСМКвключает следующие звенья:

• Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями;

• органы управления, формирования и учреждения по санитарноэпидемиологическому надзору центрального подчинения;

• центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМКпредставлен такими составляющими:

• филиалами ВЦМК «Защита» с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах;

• межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

• формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМКпредставлен такими организациями:

• территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

• центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

• нештатными формированиями ВСМК;

• клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМКвключает следующие звенья:

• центры медицины катастроф или станции (подстанции) скорой медицинской помощи в масштабе районов, городов;

• центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

• лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМКвключает следующие составляющие:

• должностные лица, отвечающие за медико-санитарное обеспечение объекта в ЧС;

• медицинские силы и средства, имеющиеся на объекте.

Руководитель ВСМК на федеральном уровне — председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях — председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России— основа ВСМК, обеспечивающая следующие мероприятия:

• разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

• подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

• разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

• руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Начальник службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России — министр. Начальник службы медицины катастроф на региональном уровне — представитель министра здравоохранения в федеральном округе.

Начальники служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях — руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом — руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Органы управления Всероссийской службы медицины катастроф

На федеральном уровне органом управления служит Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздравсоцразвития России. ВЦМК «Защита» — государственное многопрофильное учреждение, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздравсоцразвития. Основные его подразделения таковы:

• управление;

• штаб ВСМК;

• филиалы ВЦМК «Защита» (в федеральных округах);

• клиника медицины катастроф с подвижным многопрофильным госпиталем (ПМГ);

• отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация);

• институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями);

• центр медицинской экспертизы и реабилитации;

• отдел медико-технических проблем экстремальной медицины;

• отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях;

• отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.

Научно-практические подразделения разрабатывают предложения по государственной политике в области медицины катастроф с целью предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также осуществляют разработку и организуют выполнение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК. В составе ВЦМК «Защита» действуют Учёный совет, секции Учёного совета по основным направлениям научной деятельности центра.

На региональном уровнеорганы управления службы медицины катастроф — филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, а также мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

На территориальном уровнеорганом управления службой медицины катастроф служит территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение здравоохранения с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением.

Как правило, в составе ТЦМК существуют такие структуры:

• администрация;

• оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы;

• отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения;

• штатные и нештатные формирования — бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация).

На местном уровнефункции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они созданы), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.

На объектовом уровнеуправление службой медицины катастроф осуществляют специально назначенные должностные лица по делам

ГОЧС.

ФОРМИРОВАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Формирования и учреждения службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Читайте также:  Лицензия на загрязнение

Штатные формирования службы медицины катастрофпредставлены следующими структурами:

• подвижными многопрофильными госпиталями;

• медицинскими отрядами;

• бригадами специализированной медицинской помощи.

Их создают в соответствии с утверждёнными штатами и обеспечивают по табелям специальным оснащением и оборудованием. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Нештатные формированиясоздают на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счёт их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф:

• медицинские отряды;

• бригады (группы) специализированной медицинской помощи;

• врачебно-сестринские бригады и др.

Обеспечение их готовности к работе возложено на руководителей лечебно-профилактических учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.



Источник: https://infopedia.su/5x9b4f.html

Всероссийская служба медицины катастроф

Оглавление

Введение

В современном, полном агрессии, техногенном обществе, на фоне активного преобразования природы необдуманной потребительской деятельностью человека закономерно складывается обстановка, создающая угрозу жизни людей и ломающая привычный им жизненный уклад.

К сожалению, эта тенденция приобретает глобальный характер, становясь неотъемлемой чертой развития многих стран, в том числе и России.

Стихийные бедствия, социальные катаклизмы, техногенные и экологические катастрофы угрожают регионам, странам, категориям населения, в целом человеческой цивилизации.

Совет

Медицина катастроф рассматривает  человека как неотъемлемый компонент  любой экстремальной ситуации, независимо от вида ЧС. Знания и навыки по медицине катастроф приобретают особую актуальность в связи с необходимостью врачам разных уровней, каждому на сво.

м участке работы, организовывать и координировать привлекаемые для ликвидации последствий ЧС людские, материально-технические, организационные ресурсы.

Это требует от врачей качественных знаний организации медицины катастроф для своевременной концентрации, подготовки и мобилизации требуемых сил и средств.

При определении тактики оказания медицинской помощи пострадавшим очень  важен этап принятия решений в  условиях крайнего дефицита времени. При  работе в ЧС тактика должна быть единообразной и определяться общими принципами оказания медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.

Дискуссии по поводу избрания тактики абсолютно недопустимы вне зависимости от наличия у работающих в бригаде специалистов собственных научных взглядов и подходов к лечению той или иной патологии в условиях повседневной работы стационара ЛПУ.

Дискуссии свидетельствуют о некомпетентности их участников в вопросах медицины катастроф, дезорганизуют работу бригады, приводят к потере драгоценного времени, психологически угнетают пострадавших.

Основные принципы организации всероссийской службы медицины катастроф

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) — одна из составных частей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая службы МК Минздравсоцразвития России, Минобороны России, а также силы и средства МЧС, МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Задачи ВСМК:

• организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

• создание, подготовка, обеспечение  готовности и совершенствование  органов управления, формирований и учреждений службы;

• создание и рациональное использование  резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных  средств при ликвидации последствий  ЧС;

• подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация; разработка методических основ обучения спасателей оказанию первой помощи в ЧС;

• научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области МК.

Основные принципы организации  ВСМК:

• государственный и приоритетный характер обеспечивается соответствующими указами Президента России, постановлениями Правительства РФ и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

• Территориально-производственный принцип: служба МК организуется с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории;

• Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой, способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС;

• Децентрализация управления предусматривает ведущую роль конкретного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС;

• Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы;

• Принцип универсализма подразумевает создание формирований и учреждений МК, готовых к работе в любых ЧС (без существенной их реорганизации);

• Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы только для решения соответствующих конкретных задач при действиях в ЧС;

• Принцип этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению;

• Принцип материальной заинтересованности и ответственности;

• Принцип мобильности, оперативности и постоянной готовности;

• Принцип юридической и социальной защищенности медицинских и других специалистов службы;

• Принцип всеобщей подготовки населения к действиям в ЧС.

Организационная структура ВСМК

В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и возложенными задачами Служба создается на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

На Федеральном уровне Служба представлена:

1. Всероссийским центром медицины  катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита»).

ВЦМК «Защита» — государственное многопрофильное головное учреждение службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения.

ВЦМК «Защита» имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф СНГ. Организационная структура ВЦМК «Защита» и его филиалов утверждается Минздравом России, а штатное расписание — директором ВЦМК «Защита» по согласованию с Минздравом России.

Обратите внимание

ВЦМК «Защита» состоит из управления, основных подразделений и подразделений обеспечения. Управление включает: руководство, канцелярию, отделы — финансово-экономический, бухгалтерского учета и отчетности, кадров, режима, международных связей и организационно-плановый, а также группу советников и консультантов.

Руководство состоит из директора ВЦМК «Защита», первого заместителя директора, заместителей директора по научной, лечебной работе и другим направлениям деятельности Центра.

Основными подразделениями ВЦМК «Защита» являются: штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита» (в семи федеральных округах и в особых случаях по решению Министерства здравоохранения Российской Федерации временно могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф, центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины; отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС). Штаб Всероссийской службы медицины катастроф (далее Штаб) действует в составе ВЦМК «Защита» Минздрава России, является рабочим органом управления федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК. Он выполняет функции оперативного руководства деятельностью службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций сил и средств МВД, МПС Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти. Свою работу Штаб осуществляет на основе решений федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, приказов и указаний Минздрава России и МЧС России, а также решений начальника Штаба, принятых в пределах его компетенции.

Штаб осуществляет координацию  подготовки и взаимодействия органов  управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Перевод Штаба из режима повседневной деятельности в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации производится по решению Минздрава России, МЧС России, а также начальника штаба ВСМК.

Организационная структура и штатная численность Штаба определяется начальником штаба и утверждается Министром здравоохранения Российской Федерации.

Основными подразделениями штаба являются: управления — оперативное, организации медицинского обеспечения в ЧС, по работе с регионами, а также отделы — общий, организации взаимодействия, информационного и материально-технического обеспечения.

Филиалы ВЦМК «Защита» обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Важно

В пределах возлагаемых задач филиалы ВЦМК «Защита» руководствуются документами представителя Министра здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах, региональных центров МЧС России и региональной межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф и иными нормативными правовыми актами, а также Положениями о филиалах ВЦМК «Защита».Статусом юридического лица филиалы ВЦМК «Защита» не обладают.

Клиника медицины катастроф включает полевой многопрофильный госпиталь, профилированные (специализированные) клинические отделения, диспетчерские подразделения и подразделения обеспечения.

Клиника предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения больных и раненых с патологией, характерной для условий ЧС (возможными травмами, ожогами, заболеваниями, химическими и радиационными поражениями и др.

); практической подготовки специалистов, предназначенных для работы в ПМГ; обеспечения постоянной готовности к работе при ЧС полевого многопрофильного госпиталя. Клиника медицины катастроф работает в системе обязательного медицинского страхования.

Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования имеет в своем составе кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экспертной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины с соответствующими профильными научными лабораториями; отдел научно-технической информации с библиотекой. Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф предназначен в основном для усовершенствования руководящего состава Службы, разработки (совместно с другими подразделениями ВЦМК «Защита», а также учреждениями различных ведомств, входящих в ВСМК) предложений по государственной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработку федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

Центр медицинской экспертизы и реабилитации предназначен для разработки и внедрения организационной и функциональной системы медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию системы на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

Кроме того, на базе центра проводится медицинская реабилитация профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, осуществляется разработка, апробация и внедрение перспективных средств и методов медицинской экспертизы и реабилитации.

В составе центра медицинской экспертизы и реабилитации имеются реабилитационный практический комплекс и три научных лаборатории — перспективных средств и методов донозологической диагностики и скрининга здоровья, клинической апробации современных реабилитационных технологий, фармакологических проблем реабилитации.

Научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины предназначен для изучения эффектов воздействия на человека неблагоприятных факторов различной природы; определения функциональных резервов, предельных возможностей организма, работоспособности и надежности деятельности человека в экстремальных условиях; разработки режимов труда и отдыха спецконтингентов в неблагоприятных и экстремальных условиях, а также для создания и совершенствования изделий медицинского назначения, средств спасения и индивидуальной защиты человека. В составе отдела имеются четыре лаборатории — химико-аналитическая, обитаемости гермообъемов, гигиенических проблем защиты человека от вредных факторов, средств спасения и индивидуальной защиты человека. Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях предназначен для разработки организационно-методических основ по организации медицинской помощи населению, находящемуся за пределами санитарно-защитной зоны стационарных радиационно-опасных объектов, а также для выполнения практических задач по: ведению радиационной разведки и контроля за радиационной обстановкой в указанной зоне бедствия; оценке радиационной обстановки и доз облучения населения; участию в организации санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического обеспечения населения. Отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС) осуществляет разработку основ методологии по вопросам создания и функционирования резервов медицинского имущества на федеральном, региональном и территориальном уровнях, обеспечивает выполнение задач по накоплению, содержанию, обновлению и отпуску медицинского имущества из резерва Министерства здравоохранения Российской Федерации для ЧС. Кроме того, отдел организует закупку, получение, хранение и выдачу медицинских грузов гуманитарной помощи, получаемой от зарубежных стран.

Источник: http://stud24.ru/life-safety/vserossijskaya-sluzhba-mediciny-katastrof/495174-1912103-page1.html

Всероссийская служба медицины катастроф в жизни современного

ВСЕРОССИЙСКАЯ СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Совет

В жизни современного общества всё большее место занимают проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды.

Это связано с ежегодным увеличением количества возникающих катастроф природного, техногенного характера, ростом масштабов ущерба от них.

Сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей.

Совет

В жизни современного общества всё большее место занимают проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды.

Это связано с ежегодным увеличением количества возникающих катастроф природного, техногенного характера, ростом масштабов ущерба от них.

Сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей.

Читайте также:  Танковый дегазационный комплект

Постановлением Правительства РФ от 03. 05. 1994 г.

№ 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико санитарных последствий ЧС Постановлением Правительства РФ от 28. 02. 1996 г. было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф. Всероссийская служба медицины катастроф – это функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основа ВСМК служба медицины катастроф, которая предназначена для организации и осуществления медико санитарного обеспечения при ликвидации ЧС.

Медицина катастроф отрасль медицины, представляющая систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленной на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Важнейшей задачей ВСМК является медико санитарное обеспечение населения в ЧС, включающее организацию и проведение лечебно эвакуационных мероприятий, санитарно противоэпидемическое обеспечение, медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, снабжение медицинским имуществом. ВСМК организуется по территориально производственному принципу с учётом экономических, медико географических и других особенностей региона или административной территории.

ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и имеет в своём составе органы управления, формирования и учреждения.

Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно профилактических, санитарно эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

Обратите внимание

В соответствии с положениями, принятыми РСЧС, ВСМК функционирует в 3 х режимах: • режим повседневной деятельности обеспечивает поддержание постоянной готовности сил и средств службы к действиям в ЧС, а так же восстановления ущерба, понесенного службой в ЧС; • режим повышенной готовности обеспечивает проведение мероприятий, направленных на сокращение сроков достижения полной ее готовности к ликвидации возможной ЧС; • режим чрезвычайной ситуации включает период мобилизации необходимых сил и средств ВСМК в период ликвидации медицинских последствий ЧС.

Формирования службы медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами.

Они предназначаются для работы в зонах ЧС и могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико санитарных последствий ЧС.

Формирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Основным мобильным лечебно диагностическим формированием СМК является полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ).

Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема пораженных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных.

К штатным подразделениям госпиталя относятся: управление, основные отде ления (приемно диагностическое, хирургическое, реанимационно анестезиологиче ское, госпитальное, эвакуационное), подразделения обеспечения (аптека, инженерно техническое отделение, отдел материально технического обеспечения).

Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанима ционная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, ин фекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады форми руются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений. Госпиталь может выдвигаться в ЧС полностью или частично. При полном развертывании он может принять за сутки до 250 пораженных.

Важно

Бригады специализированной медицинской помощи могут быть штатными или нештатными. Они являются мобильными формированиями службы медицины катастроф.

Основными задачами СМБПГ является организация и оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим, координация работы медицинских работников в учреждениях здравоохранения в районе катастрофы, осуществление взаимодействия между различными службами РСЧС в интересах оказания эффективной медицинской помощи пострадавшему населению и его эвакуация из очага катастрофы.

Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе респуб ликанских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализирован ныхбольниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помо щи, клиник медицинских ВУЗов, научно исследовательских институтов и специали зированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифици рованных специалистов на добровольной основе. В соответствии с Типовым положением о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф имеется 21 тип бригад.

Наиболее часто привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско гинекологические, трансфузиологические, токсико терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

Руководитель учреждения формирователя несет прямую ответственность за форми рование БСМП и их готовность к выполнению возложенных на них задач. Оснащение бригад всеми видами имущества организуют руководители учреждений формирователей путем закладки неснижаемого запаса в соответствии с временными табелями для каждого профиля бригады.

Хранится это имущество непосредственно в медицинском учреждении по месту приведения бригады в готовность.

Сроки выезда (вылета) БСМП в район ЧС определяются исходя из местных условий, но не позднее 6 ч. после получения распоряжения. Режим рабо ты бригады в ЧС в среднем 12 ч. в сутки.

Руководитель бригады назначается приказом руководителя учреждения формиро вателя из числа наиболее квалифицированных специалистов и отвечает за состояние готовности бригады к работе в ЧС и выполнение возложенных на нее задач.

Основным формированием службы медицины катастроф Минобороны РФ, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС, является медицинский отряд специального назначения (МОСН). По своей сути МОСН это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь.

Совет

Основны ми подразделениями отряда являются: приемно сортировочное, хирургическое (операционно реанимационное), госпитальное (на 100 коек), лабораторное отделения; рентгеновский кабинет и 5 медицинских групп (общехирургическая, травматологиче ская, ожоговая, психоневрологическая, токсико радиологическая, инфекционная).

Отряд способен принять и оказать медицинскую помощь до 300 пораженным за сутки, в течение 16 ч. работы может быть выполнено до 60 сложных хирургических вмешательств.

На всех уровнях службы медицины катастроф (федеральном, региональном, территориальном) Минобороны России на базе ле чебно профилактических, санитарно профилактических учреждений, военно учеб ных заведений и научно исследовательских организаций медицинской службы созда ются следующие нештатные формирования:

Врачебно сестринские бригады, предназначенные для оказания первой врачебной помощи; Бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для усиле ния МОСН и военных лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием по раженных; Подвижные группы специалистов, предназначенные для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и химического характера, по пре дупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 08.

96 № 924 «О силах и средствах государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» учреждения и формирования госсанэпидслужбы России в РСЧС осуществляют государственный санитарно эпидемиологический надзор в составе сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, за обстановкой на социально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализируют воздействие вредных факторов на здоровье населения.

Центры государственного санитарно эпидемиологического надзора всех уровней имеют санитарно эпидемиологические лаборатории, радиологические, токсикологические и вирусологические отделения, отделения особо опасных инфекций.

На базе, указанных учреждений санитарно эпидемиологической службы создаются следующие специализированные формирования противоэпиде мического профиля, предназначенные для работы в условиях возникновения ЧС: санитарно эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно эпидемиологические бригады (СЭБ) – эпидемиологические, радиологические, санитарно гигиенические; специализированные противоэпидеми ческие бригады (СПЭБ) и группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Санитарно эпидемиологические отряды формируются из сотрудников учреждений госсанэпидслужбы, а также за счет функционального объединения радиологической, гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования. СЭО является мобильным формированием постоянной готовности. Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается на главного врача Центра госсанэпиднадзора, формирующего отряд.

Обратите внимание

Госсанэпидслужбой на территории России сформировано 70 СЭО, штатная численность каждого из которых составляет 21 человек. Типовой штат бригады, входящей в СЭО, 5 человек. Время приведения в готовность СЭО составляет 24 ч. (СЭБ – 12 ч. ), после чего отряд способен обеспечить работу в автономном режиме на территории ЧС в течение 3 суток.

Основные направления деятельно сти СЭО при различных типах ЧС в очаге поражения стихийных бедствий: организация экстренной неспецифи ческой и специфической профилактики инфекционных заболеваний среди насе ления, личного состава аварийно спаса тельныхи других формирований, участ вующих в ликвидации ЧС ; контроль над организацией санитарно гигиенического режима работы на пред приятиях общественного питания, объек тах водоснабжения и других объектах жизнеобеспечения; контроль над проведением санитарной обработки пораженных в ЧС, поступаю щих в лечебные учреждения; выдача рекомендаций по обеззаражи ванию, использованию и условиям хранения запасов продуктов

В очаге радиационного поражения и зонах радиационного загрязнения на формирования возлагаются: лабораторный контроль над загрязне нием продуктов питания, продовольст венного сырья и питьевой воды радиоак тивными веществами (РВ) с выдачей за ключения о пригодности их для исполь зования; наблюдение, оценка и прогнозирова ние радиационной обстановки в районе дислокации и работы формирований; оценка степени опасности для людей радиационного загрязнения местности и объектов окружающей среды в целях обоснования мероприятий по противора диационной защите;

участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима работы и защиты в зонах загрязнения РВ; организация и проведение санитарно гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспече ние санитарно эпидемиологического благополучия населения и личного состава формирований, участ вующих в ликвидации последствий ра диоактивного загрязнения; лабораторный контроль полноты де зактивации продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды; выдача рекомендаций по дезактива ции, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах.

В очаге химического поражения на формирование возлагаются: лабораторный контроль над загрязне нием ОВ и АХОВ продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды с выда чей заключения о пригодности их исполь зования; участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима защиты, безопасных условий труда в зонах загрязнения; выдача рекомендаций по использова нию и дегазации запасов продуктов пита ния, пищевого сырья, загрязненных ОВ и АХОВ и условиям хранения на складах и базах; контроль над проведением санитарной обработки пораженных ОВ и АХОВ, поступающих в лечебные учреждения.

Специализированные противоэпи демические бригады (СПЭБ) создаются на базе противочумных учреждений (цен тров и научно исследовательских инсти тутов противоэпидемического профиля) и являются подвижными формированиями постоянной готовности, предназначенными для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях ЧС или при угрозе их возникновения. Госсанэпиднадзором сформировано 15 СПЭБ имеет в штате 44 человека, включая водителей автотранспорта. Время приведения в го товность 12 ч.

Группы эпидемиологической разведки (ГЭР) создаются на базе областных, городских и районных центров Госсанэпиднадзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руководитель – врач эпидемиолог; помощник эпидемиолога; водитель. Время приведения в готовность – 1 2 ч.

Санитарно гигиенические и проти воэпидемические учреждения и фор мирования в ЧС решают следующие за дачи: обеспечение санитарно гигиеничес кого и эпидемического благополучия на селения, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекцион ных заболеваний среди населения;

Важно

контроль за санитарно эпидемиологи ческой обстановкой, организация сани тарно гигиенической экспертизы, органи зация снабжения водой, продуктами пи тания и пищевым сырьем населения на территории ЧС, а также на путях эвакуа ции, контроль объектов окружающей среды на содержание радиоактивных и силь нодействующих ядовитых веществ, пато генных микроорганизмов; санитарно гигиенический надзор за санитарной очисткой территории ЧС, за хоронением трупов, санитарной обработ кой населения, обеззараживанием территорий, зданий, одежды, обеспечением на селения моющими средствами ; медико санитарное обслуживание спасателей в ЧС; подготовка медицинских специали стов госсанэпидслужбы для работы в ЧС; участие в работе сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) по про гнозированию и оценке обстановки.

Источник: http://present5.com/vserossijskaya-sluzhba-mediciny-katastrof-v-zhizni-sovremennogo/

Ссылка на основную публикацию