Тушение пожаров на морских речных судах, трюмах кораблей

Тушение пожаров на кораблях и судах, стоящих у причалов

Пожары на кораблях и судах имеют ряд специфических особенностей из-за сложности планировки помещений, ограниченности площадей, большой насыщенности техникой, наличием горючих материалов, топлива и боеприпасов.Тушение пожаров на кораблях требует от личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ знания основ устройства кораблей.

Пожары на кораблях характеризуются:

  • быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;
  • нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;
  • ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;
  • задымлением помещений.

Руководство тушением пожаров на кораблях (судах) осуществляют командиры кораблей (судов), а на строящихся и капитально ремонтирующихся кораблях — должностные лица завода.
Разведкой пожара на корабле определяются:

  • наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с ним помещениях (отсеках);
  • возможные пути распространения огня в смежные помещения через переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;
  • наличие и состояние электроустановок;
  • состояние и возможность использования корабельных установок пожаротушения;
  • возможность взрывов и отравлений.

Основными приемами тушения пожаров на кораблях являются:

  • подача огнетушащих средств непосредственно на поверхность горящего материала (для его охлаждения, ограничения доступа воздуха и защиты от воздействия пламени);
  • герметизация помещений (отсеков) и наполнение их инертными газами или веществами, тормозящими горение.
  • Для тушения пожаров на кораблях применяются следующие огнетушащие средства:
  • вода (пар);
  • воздушно-механическая и химическая пена;
  • углекислый и другие инертные газы;
  • жидкостные огнегасительные составы;
  • порошковые составы.

Для предупреждения распространения огня на рядом стоящие корабли и береговые объекты необходимо:

  • отводить горящий корабль от других кораблей и береговых объектов или отводить соседние корабли от горящего, особенно когда есть опасность возникновения взрыва;
  • защищать водяными струями соседние корабли и береговые сооружения;
  • ограждать и тушить топливо, разлитое на воде.

При тушении пожаров на кораблях необходимо вести постоянный контроль за количеством принятой в корпус горящего корабля воды, не допуская скопления ее в больших количествах, особенно в помещениях, расположенных выше ватерлинии. Для сохранения устойчивости и плавучести горящего корабля необходимо периодически удалять воду из отсеков.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В НАДСТРОЙКАХ, ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ОТСЕКАХ КОРАБЛЕЙособенности пожаров в помещениях кораблей. Правила тушения

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ БОЕПРИПАСОВТушение боеприпасов

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В МАШИННО-КОТЕЛЬНЫХ И МОТОРНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ КОРАБЛЕЙОсобенности тушения пожаров в моторных отделениях кораблей

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХТушение пожаров на подводных лодках

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА СУХОГРУЗНЫХ СУДАХТушение сухогрузных судов

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ НАЛИВНЫХ СУДОВТушение пожаров на наливных судах

Тушение горящего топлива, разлившегося на воде

Горящее топливо, разлившееся на воде, следует тушить в тех случаях, когда имеется угроза распространения огня на корабли или здания и сооружения, расположенные на берегу.

Для предотвращения растекания по воде горящей жидкости устанавливаются боны.

Тушение горящего топлива на воде производится в зависимости от площади и направления горения следующим образом:

  • при небольшой площади горения противопожарные катера и суда располагаются у края горящего топлива и передвигаются челночным способом с наветренной стороны, а ствольщики береговых команд по берегу;
  • тушение производится мощными водяными струями путем перемешивания топлива с водой; при тушении небольших участков горящего топлива у берега могут применяться воздушно-механическая пена и распыленная вода;
  • при большой площади горения спасательные суда с включенной водозащитой, подавая мощные водяные струи впереди себя, проходят на большой скорости и расчленяют площадь горения на мелкие участки с последующим их тушением; при наличии ветра и течения для ограничения растекания топлива по воде спасательные суда водяными струями от лафетных стволов сужают площадь горения, а затем расчленяют ее на отдельные участки.

Тушение пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках

Тушение пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках, характеризуется:

  • наличием около корабля и на нем большого количества различных сгораемых материалов (лесов, ремонтных материалов и т.п.);
  • неудобствами подхода, прокладки рукавных линий и подачи технических средств пожаротушения (вход на корабль имеется только с одной стороны по трапу, установленному с верхнего края стены дока);
  • большой высотой стен дока и самого корабля;
  • наличием на корабле открытых проемов, люков, дверей, иллюминаторов и различных систем;
  • отключением корабельных (судовых) установок пожаротушения.

Способы, приемы и технические средства тушения пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках, определяются в зависимости от типа корабля.При тушении пожара в первую очередь используется стационарная система водоснабжения дока с одновременным развертыванием сил и средств спасательного отряда и пожарных команд.При наличии сгораемых кильблоков и бортовых упоров, применяемых для крепления корабля, принимаются меры к их защите.

Источник: http://www.compancommand.com/index/na_korabljakh_sudakh_i_na_vode/0-662

Тушение пожаров на морских и речных судах в портах, судостроительных и судоремонтных заводах

При пожарах на этих объектах возможно:

-сложная планировка, стесненность и большая длина проходов, ограниченное количество входов и выходов;

-быстрое распространение огня по сгораемым материалам внутренней отделке и пустотам в надстройке, при повреждении топливных и грузовых

систем;

-быстрое задымление судовых помещений и путей эвакуации;

-трудность проникновения к очагу пожара;

-наличие большого количества людей на пассажирских судах и сложность проведения эвакуационных и спасательных работ ( в особенности на пассажирских судах);

-большое количество груза, имеющего различные физико-химические свойства;

-значительная высота борта судна;

-ограниченное количество площадей для сосредоточения сил и средств;

— наличие на отдельных судах ядерных энергетических установок или оборудования для их технологического обслуживания;

-образование и взрывы (вспышки) смесей продуктов пиролиза и продуктов неполного горения с воздухом , особенно в помещениях, расположенных над горящими;

— растекание горючих жидкостей из грузовых и топливных танков (цистерн) и образования пожаровзрывоопасных зон как в помещениях и объемах судна, так и на прилегающей к нему акватории (территории);

— взрывы груза, судового оборудования;

-сложность выяснения вида и опасности горящих материалов, груза.

Общее руководство действиями подразделений по тушению пожара и спасению людей на судне, находящемся в ремонте или отстое без экипажа, осуществляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо, а по прибытии старшего оперативного начальника ГПС- передается ему. Послед

ний свои действия согласовывает с руководителем объекта или уполномоченным им лицом.

Во всех других случаях, при наличии экипажа на судне, руководство действиями экипажа и подразделений, прибывших к судну для тушения пожара и спасания людей осуществляет капитан судна или лицо его замещающее.

Обратите внимание

Старший оперативный начальник ГПС и командиры аварийно-спасательных партий с других судов осуществляют руководство действиями подчиненных им подразделений согласно указаниям, полученным от капитана судна.

При ликвидации горения необходимо:

-согласовывать действия с капитаном судна, докмейстером, администрацией порта, параходства, судоремонтного (судостроительного) завода;

-выяснять наличие на судне опасных грузов, их наименование, количество и места складирования, способ упаковки, рекомендуемые средства тушения и способы защиты личного состава и наличие их на борту судна, в порту, на заводе и т.д.;

— определять необходимость отвода горящего судна от других судов или береговых сооружений, отвода судов от горящего, возможность перешвартовки судна к другому менее опасному причалу;

-при наличии на судне грузов не установленного наименования или с неизвестными физико-химическими свойствами принимать меры к выяснению этих сведений, а также рекомендованных огнетушащих веществ и способов защиты личного состава от опасных факторов пожара и их вторичных проявлений;

-выяснять наличие и возможность использования для ведения боевых действий по тушению пожара кранов дока, портальных и других механизмов;

-использовать компактные или распыленные струи воды или пену для тушения пожара в трюме, машино-котельном отделении и других помещениях, задействовать системы пожаротушения горящего судна и судов, участвующих в тушении пожаров;

-потребовать от капитана судна задействовать имеющиеся на судне устройства, предупреждающие распространение на судне огня и дыма, развернуть судно так, чтобы предотвратить быстрое распространение горения;

-установить наблюдение за устойчивостью судна, при необходимости организовать удаление воды с палуб и откачку воды из трюмов и машинных помещений;

-использовать плавучие средства для подачи воды и буксировки горящего судна или соседних судов;

-поддерживать постоянную связь с диспетчером порта (завода), караванным капитаном, оперативным штабом, пожарными и спасательными судами.

При ликвидации горения на нефтяных судах (танкерах), кроме того необходимо:

-уточнять название наливного груза, его класс, подкласс и характерные физико-химические свойства, количество в каждом танке, оценить возможные проявления опасных факторов;

-останавливать все виды работ по наливу или откачке наливного груза;

-отсоединять сливо-наливные устройства, задраивать открытые люки танков;

— устанавливать характер разрушения палубы над грузовыми танками, количество вскрытых танков, уровень взлива груза и площадь горения;

-с учетом конструктивных особенностей танкера и характера повреждений выбирать средства тушения и способы их подачи;

-организовывать охлаждение горящих танков, палубы и бортов судна;

-заполнять по возможности пустые танки инертными газами или водой;

-для предотвращения растекания ЛВЖ или ГЖ по акватории организовать установку боновых заграждений;

-силы и средства тушения сосредотачивать вверх по течению реки от горящего судна;

-в случае выброса или вылива жидкости за борт судна и ее воспламенения подавать мощные водяные струи, принимать меры по защите стоящих по близости судов и береговых объектов.

Выбор огнетушащих веществ определяет РТП в зависимости от складывающейся обстановки и класса судна.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/37150.html

Средства и способы тушения пожара на судне

Методы тушения пожаров заключаются в принятии мер, прекращающих доступ горючего вещества в очаг пожара, изоляции очага пожара от доступа воздуха, а также охлаждения горючего вещества.

Способы и средства тушения пожара следует выбирать в зависимости от горючего материала и очага пожара.

Существуют поверхностный и объёмный способы тушения пожаров, которые основаны главным образом на изоляции очага пожара от доступа воздуха.

При поверхностном способе горящую поверхность изолируют от доступа воздуха при помощи огнегасительных средств, например, воды, химической и воздушно-механической пены.

При объёмном способе прекращают доступ воздуха в помещение или подают инертные газы, не поддерживающие или прекращающие горение: углекислый газ, пар, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания.

Очень важен правильный выбор и применение огнетушительных средств в зависимости от хар-ра пожара.

Огнетушительными средствами являются такие вещества и материалы, которые, будучи введённые в зону пожара, прекращает процесс горения. Их подразделяют в зависимости от способа пожаротушения.

На судах применяют 2 способа тушения пожара: поверхностный и объёмный.

При поверхностном способе тушения пожара с помощью огнегасительных веществ горящую поверхность изолируют от доступа воздуха, в результате чего пламя угасает.

При объёмном тушении доступ воздуха в помещение с очагом пожара прекращают и подают поддерживающие или прекращающие горение вещества – диоксид углерода, водяной пар, бромэтиловые жидкостные составы.

Жидкостным бромэтиловым составом гасят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, находящиеся под напряжением электротехнические установки, уголь, дерево.

Важно

Пеной заливают горящий бензин, керосин, нефть, мазут, масло; покрывая поверхность горящего вещества, она изолирует пламя от притока воздуха. Пеной можно тушить горящие твёрдые вещества. Применяют химические и воздушно-механические пены; последние быстро разрушаются, они легче химических и менее плотные.

Одновременное применение для тушение пожара воды и пены недопустимо, т.к. вода разрушает пену.

Водяной пар в зоне огня резко снижает содержание кислорода в воздухе.

Паром нельзя гасить киноплёнку, хлопок и другие вещества, способные гореть в инертной среде, но его можно с успехом применять для тушения горящего металла и находящегося под напряжением электрооборудования. Паротушение применяется для защиты от пожара машино-котельных отделений, грузовых помещений, хранилищ топлива и смазочных масел.

Читайте также:  Что делать при тепловом или солнечном ударе: первая помощь

Углекислота применяется для тушения горючих жидкостей, волокнистых и древесных материалов в герметизированных помещениях.

Диоксид углерода тяжелее воздуха, поэтому он хорошо обволакивает горящие поверхности и проникает в труднодоступные места.

Он не наносит вреда оборудованию и грузу, нетокопроводен и может поэтому применяться для тушения загоревшегося электрооборудования, находящиеся под током.

Диоксид углерода для тушения пожара подаётся с помощью судовых стационарных установок. После тушения пожара углекислотой в помещение не допускаются люди до полного проветривания.

Вода – наиболее распространённое, дешёвое и эффективное средство пожаротушения. Водой успешно можно гасить большинство твёрдых и газообразных веществ, но ни в коем случае не бензин, керосин, масло, горящие металлы, а также находящееся под напряжением электрооборудование.

Совет

Для тушения развившихся наружных пожаров необходимо воду подавать в очаг пожара мощной компактной струёй.

Большой эффект тушения пожаров водой в небольших судовых помещениях и внутри надстройки достигается при подаче её в распылённом или туманообразном состоянии, для чего используют стволы распылители.

Применение воды при тушении пожаров в трюмах опасно, т.к. она может значительно уменьшить запас плавучести и отрицательно повлиять на остойчивость судна. Некоторые горящие химические вещества, если их гасить водой, выделяют взрывоопасный газ. Вода применяется главным образом, как средство охлаждения.

На морских судах для борьбы с пожарами вода используется в системе водотушения, водораспыления, спринклерной системе, при использовании переносных мотопомп и ручных пожарных насосов.

Кошмы, асбестовые и парусиновые покрывала, песок, тёртый шифер или асбест применяют для ликвидации небольших очагов пожара. Применение песка весьма эффективно при тушении только что начавшегося пожара, небольших очагов пламени легковоспламеняющихся материалов и особенно нефтепродуктов. Небольшие очаги пламени можно быстро ликвидировать, набросив на них брезент или мат.

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, т.к. доступ к очагу пожара с любыми огнегасительными средствами ограничен или практически невозможен. В таких случаях производят полную герметизацию трюма, включают стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного трюма.

При тушении пожара на открытых палубах и надстройках нужно подавать на очаг пожара наибольшее кол-во компактных струй воды по возможности с наветренного борта. Кроме того, нужно охлаждать находящиеся вблизи от огня конструкции, грузы и материалы.

Как только будет обнаружен огонь в судовых помещениях, необходимо сразу же плотно закрыть все иллюминаторы и двери. Распылённой струёй в 1-ую очередь следует поливать места наибольшего нагрева – подволок, переборки, а также места прокладки труб отопления и кабели, через которые распространяется огонь.

Со стороны соседних помещений одновременно надо охлаждать водой переборки.

Обратите внимание

Ручные огнетушители предназначены для тушения пожаров в самом начале их возникновения. Огнетушители постоянно находятся в готовности и могут быть быстро приведены в действие. Наиболее распространены пенные, углекислотные и бромистометиловые огнетушители.

=Матрос II класса (стр.166)=

    Горючие материалы Огнегасительные средства
Электропроводящие неэлектропроводящие неэлектропроводящие, но ядовитые
Вода, в том числе и в распылённом виде, она же со смачивателями Химическая и воздушно-механическая пена Водяной пар, углекислый газ и инертные газы Химические жидкостные бромэтиловые составы
Древесные и волокнистые материалы Эффективны Могут быть использованы, хотя предназначены в основном для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей Эффективны при герметизации помещений Малоэффективные для хлопка1
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 65оС, нерастворимые в воде Можно применять только в тонкораспылённом виде Эффективны Эффективны
Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 65оС, растворимые в воде Применять как разбавитель2 и в тонкораспылённом виде Пена химическая из пенопорошка ПГПС3 Эффективны
Горючие жидкости с температурой вспышки е 65оС и выше, нерастворимые в воде Не рекомендуется применять сплошную струю, необходимы распылительные носадки4 Эффективны Эффективны
Горючие жидкости с температурой вспышки е 65оС и выше, растворимые в воде Применять как разбавитель, необходимы распылительные носадки1 Эффективны Эффективны
Металлы Применять нельзя5
Электрооборудование под напряжением Применять нельзя Эффективны

1 Возможно повторное возгорание при вскрытии помещений.

2 Необходимо большое кол-во воды. Следует учитывать возможность переливания жидкости через края ёмкости.

3 Обычная пена разрушается при контакте с этими жидкостями.

4Нельзя допускать попадания сплошной струи в горящие жидкости, т.к. произойти выброс пламени.

5 Для тушения этих металлов необходимо применять сухой песок, тёртый шифер, тёртый асбест и специальные патентованные порошки.

=НБЖС (стр.76)=

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 5368;

Источник: https://poznayka.org/s62862t1.html

Тема: Тушение пожаров морских, рыболовных и речных судов в портах

План-конспект

Студента________________

Группы__________Курса____

Тема: Тушение пожаров морских, рыболовных и речных судов в портах.

Вид занятия:теоретическоеОтводимое время:два часа

Цель занятия:Изучить и закрепить особенности тушения пожаров на морских, рыболовных и речных судах в портах

1.Литература, используемая при проведении занятия:

Повзик Я.С. «Пожарная тактика»

2. Развернутый план занятия:

№ п/п Учебные вопросы (включая контроль занятия) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
1.     Вводная часть    
2. Основная часть Только за последние 10-15 лет число судов мирового флота возросло боле, чем на 40% , а потери судов от пожаров за этот период увеличились более чем в 2 раза. Пожары и взрывы становятся основными причинами катастроф судов, как при их эксплуатации, так и при строительстве или ремонте. Пожары на судах часто принимают большие размеры и приводят к крупному материальному ущербу. Тушение пожаров на судах, как правило , сопряжено с большими трудностями оценке обстановки, значительными затратами огнетушащих веществ, привлечением большого количества сил и средств пожарной охраны и служб флота со сложностью планировки, насыщенностью пожарной нагрузки, отсутствием безопасных путей эвакуации и т.д. Наибольшее число пожаров в жилых и служебных помещениях объясняется нарушением правил пожарной безопасности. Наиболее сложная обстановка складывается при горении топлива , т.е. ЛВЖ и ГЖ в МКО, где в течение 2-3 мин. температура достигает 350-400°С, а по истечении 10 мин. возможно воспламенение материалов, прилегающих к переборкам в соседних помещениях. Поскольку МКО имеет связь с надстройкой, то в течение 15 мин. Пожар распространяется в надстройку. Развитие пожаров в нефтеналивных трюмах танкеров имеет свои особенности. В паро-воздушном пространстве танков в зависимости от вида нефтепродукта и температурных условий концентрация паров может быть различной и часто находится во взрывоопасных пределах. Поэтому в начальный период пожар в танках может быть в виде факельного горения паров, выходящих из горловин, трубопроводов, системы герметизации, отверстий палубы или в виде взрыва паро-воздушной смеси в одном или нескольких танках. При взрывах в танках палуба или вспучивается с образованием трещин, или частично погружается в нефтепродукт, или ее разрывает и разворачивает в стороны, или срывает, или отбрасывает за борт. При сильных взрывах происходит повреждение переборок, и корпуса в надводной части, что приводит к выходу нефтепродукта из поврежденных участков и разливу его на поверхности воды. В некоторых случаях взрыв в одном танке вызывает серию взрывов в других. Опасность взрывов увеличивается при откачке нефтепродукта из соседних с горящим танков. Очень опасна откачка при наличии в танке концентрации паров в пределах взрываемости. Горение паров жидкостей происходит главным образом в верхней части танков, т.е. там, где пары соприкасаются с воздухом, поэтому высокая температура и прогрев конструкций наблюдается в зоне верхней палубы. Распространение горения на другие танки происходит за счет непосредственного воздействия пламени на палубы, крыши люков, смотровые глазки, газоуровнительные трубопроводы за счет теплопроводности и прогрева палубы, переборок, а так же теплового излучения. В результате воздействия тепла на соседние танки концентрация паров в них постоянно увеличивается, а при полной герметизации повышается и давление. Горению жидкостей в танках, как и горению их в резервуарах, свойственны опасные явления вскипания, так как растекание нефтепродукта по поверхности воды происходит с больше скоростью и на большие расстояния, чем по поверхности земли. На скорость движения горючей жидкости по водной поверхности влияют скорость ветра, течение и количество вытекающей жидкости. Пожар распространяется из одного помещения в другое, за счет теплопроводности металлических переборок, перегородок и палуб в течение 10-15 мин., а через конструкции, имеющие теплоизоляционную защиту в течение 1 ч. Учитывая высокую пожарную опасность судов различного назначения, предусматривают меры по их противопожарной защите: конструкционной защите, защите автоматическими установками пожаротушения и сигнализацией, а так же передвижными средствами тушения. Конструкционная защита судов предназначена для ограничения развития возникшего пожара за счет огнестойкости строительных конструкций, элементов систем и оборудования, сооружения специальных огнепреграждающих устройств (без применения в них огнетушащих веществ): огнестойких и огнезадерживающих переборок, палуб, заслонки, различных типов, огнепреградителей и т.д. Защита автоматическими установками пожаротушения предназначена для прекращения горения или ограничения его распространения с помощью огнетушащих веществ. Системами тушения водой или пеной оборудуют все суда, имущие энергетические установки, достаточные для приведения в действие пожарных насосов. От водяной и пенных систем тушения на верхнюю палубу выводят один-два стояка с соединительными головками для подачи воды или раствора пенообразователя от береговых средств или других судов. Системами пожарной сигнализации оборудуют грузовые и рефрижераторные трюмы, некоторые служебные помещения и МКО. Станция приемов сигналов располагается на пункте центрального пожарного поста, который, как правило, находится на главном командном пункте. Под защитой передвижными средствами тушения пожаров понимается возможность тушения пожаров экипажем с помощью противопожарного оборудования, имеющегося на судне. При тушения пожаров на судах необходимо прежде всего определить, можно ли его оставить у причала и отвести от прибрежных сооружений и других судов. Судно отводят в тех случаях, когда оно имеет на борту ВВ, горючие газы или другие пожароопасные грузы и имеется возможность распространения огня на другие суда или береговые сооружения. Это особо важно на этапе боевых действий при недостатке сил и средств. Отводить нефтеналивные суда от причалов, как правило, нецелесообразно, так как возможны разливы ЛВЖ и ГЖ в акватории порта и угроза его уничтожения. Для тушения судов применяются различные огнетушащие вещества: вода, пены различной кратности, инертные газы, порошки. Объемное тушение пеной средней кратности применяется и в тех случаях, когда очаг горения недосягаем для струй, когда отсутствует возможность приближения человека к зоне горения или имеется угроза взрыва, обрушения, отравления, радиации, поражения электрическим током. Для лучшего продвижения пены по коридорам и помещениям необходимо совпадение направления движения газовых потоков и движения пены, а так же необходимо плотно закрыть брезентом или другим материалом отверстия в проеме вокруг пеногенератора, а для выхода дыма оставлять открытыми некоторые отверстия с противоположной стороны подачи пены. Если горением охвачено несколько помещений и имеющимися силами нельзя сдержать распространения горения по коридорам, туннелям, переходам, шахтам, то необходимо закрывать все двери, люки, иллюминаторы, обеспечить их охлаждение, отключить все вентиляционные системы, электроосветительную и силовую сети на участке пожара, сосредоточить требуемое количество водяных, пенных стволов по помещениям, смежным с горящим, обеспечить охлаждение переборок. Для ввода стволов необходимо использовать в первую очередь имеющиеся в переборках, палубах и корпусе судна отверстия, а если их недостаточно, то проделать путем вскрытия. Часто для ввода стволов на тушение в каютах расположенных в корпусе судна напротив шлюпочных палуб, спускают двух-трех ствольщиков на шлюпках до уровня иллюминаторов. В других местах ствольщиков к иллюминаторам можно спускать на веревках и канатах. При тушении пожаров в надстройке необходимо обращать особое внимание на устойчивость судна, так как даже небольшое количество воды на верхних палубах увеличивает опасность прерывания судна. Эта опасность может возрасти при скоплении пассажиров на одном борту При тушении пожаров в трюмах трудно обнаружить очаг горения и определить его размеры. Место горения можно ориентировочно определить по плотности и нагретости выходящего из люка дыма, однако этот прием не всегда бывает точным, так как характер и плотность укладки груза могут значительно отклонять выход дыма. Для тушения пожаров в трюмах применяют почти все известные способы тушения. К затоплению горящих трюмов прибегают лишь в крайних случаях, как к последней мере, когда не эффективны другие способы тушения или проникновение и подача огнетушащих веществ в очаг горения невозможны. При затоплении трюмов необходимо учитывать плавучесть грузов, которые в процессе затопления могут подниматься и продолжать гореть, в результате возможны прогрев, деформация палубы и переход горения в твиндеки, а также разбухание груза и, как следствие, нарушение целостности и прочности переборок и палуб. Во время пожаров в трюмах необходимо организовать наблюдение или периодически проверять состояние соседних трюмов и помещений с тем, чтобы своевременно организовать выгрузку их или охлаждение переборок и палуб. Палубы в твиндеках при отсутствии крена можно защищать путем создания на них слоя воды. Тушение пожаров на нефтеналивных судах является наиболее трудоемким и сложным процессом. Объемное тушение стационарными средствами применимо в тех случаях, когда танки не разрушены и площадь отверстий, связывающих поверхность жидкости с атмосферой, незначительна (не более 10% площади танка). Если танки разрушены значительно, то прибегают к поверхностному тушению пенами от передвижных средств. Приемы и средства тушения факелов аналогичны тушению их в резервуарных парках. Первоначальные действия пожарных подразделений по локализации пожара заключаются в обеспечении достаточного охлаждения горящего и смежных танков, их герметизация и, главное, в предотвращении взрывов и распространения пожара. Чтобы предотвратить взрывы и распространение пожара, задраивают наглухо все отверстия; соседние танки заполняют водой, пеной, нефтепродуктами или негорючими газами; отключают газо-, паропроводы от аварийного отсека; подают струи на охлаждение палубы, надстроек и коммуникаций трубопроводов. Для охлаждения различных поверхностей и коммуникаций лучше использовать распыленные струи из стволов НРТ и стволов А со свернутыми насадками. Охлаждения должны подвергаться все обогреваемые поверхности танков. При значительном повреждении палубы горящих танков стационарные установки газового тушения используют для заполнения газами соседних танков. Основными средствами поверхностного тушения при значительной площади вскрытия палубы являются воздушно-механические пены. При низком уровне жидкости и наличии внутри танка деформированных или обрушившихся конструкций переборок, палуб и оборудования, когда тушение пенами затруднено, прибегают к заполнению танка нефтепродуктами или водой, чтобы поднять уровень и освободить зеркало жидкости. Если корпус поврежден и судно находится в плавающей и горящей на поверхности воды жидкости, то необходим его вывести из зоны горения, развернуть и поставить на якорь так, чтобы вытекающий нефтепродукт уходил по течению или по ветру. При пожарах в МКО вследствие плотного задымления и быстрого роста температуры попытки проникнуть внутрь помещения сверху по трапам даже под прикрытием распыленных струй в большинстве случаев бывают безрезультатными. Для проникновения в эти помещения необходимо, в первую очередь, использовать входы через коридор гребного вала или с палубы. При этом необходимо иметь в виду, что если вентиляционные шахты и люки котельной или машинного отдела закрыты, то при открывании дверей дым пойдет навстречу. Поэтому предварительно необходимо открыть люки шахт или на некоторое время включить вентиляцию. При горении в МКО топлива под настилом или котлами тушение производят пенными струями, а после тушения некоторое время выдерживают помещения закрытыми для охлаждения жидкости и металлических поверхностей в целях предотвращения повторного воспламенения. Сложнее тушить пожар, когда топливо вытекает из донного топливного танка, главных или расходных цистерн и проникает в машинный отсек. При этом огнем бывают охвачены все помещения машинно-котельного отделения. В таком случае прибегают, как правило, к объемному тушению газами, паром, пеной средней или высоко кратности. При тушении пожаров в машинно-котельных отделениях необходимо перекрывать все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачки топлива из одной емкости в другую, находящуюся в зоне пожара. При тушении пожара на судне, находящемся на плаву, РТП должен следить за его остойчивостью и при значительном крене вместе с капитаном принимать меры против опрокидывания и перевертывания судна. Руководство тушением пожаров на судах, находящихся у причалов, до прибытия пожарных частей осуществляет капитан, в его распоряжение поступают все аварийно-спасательные партии других судов. По прибытии пожарной части руководство тушением пожара, как правило, переходит от капитана к старшему начальнику пожарной охраны, который должен согласовывать с капитаном все действия. В состав штаба пожаротушения обязательно должны входить капитан судна или его помощник и представитель порта. Для обеспечения успешного тушения в портах начальником гарнизона пожарной охраны совместно с руководителями порта должна быть разработана инструкция о взаимодействии портовых служб и плавсредств с пожарными частями на случай пожара. При проведении разведки или других операций в группы тушения включают одного-двух человек из состава разведгруппы экипажа. Во всех случаях разведки и тушения пожара на судах весь личный состав пожарных частей и экипажа, действующий внутри судна, должен быть оснащен КИПами, приборами освещения и средствами связи. Работа звеньев должна контролироваться постами безопасности. Для обеспечения более оперативного руководства тушения пожара на судне и связи с берегом необходимо в первую очередь использовать трансляционную сеть аварийного судна, пожарных и других судов, участвующих в тушении, а так же рупоры и мегафоны. Работа на переносных радиостанциях внутри судна затруднительна. В ночное время для связи с берегом могут быть использованы светосигнальные устройства аварийного судна и других судов, участвующих в тушении. При тушении пожаров на судах, находящихся на рейде, очень важно иметь хорошую связь с берегом, где обычно сосредотачивается резерв сил и средств.
3. Заключительная часть Подвести итог занятия.
Читайте также:  Гидрологический режим рек и озер. определение. особенности.

3. Пособия и оборудования, используемые на занятии:___________________________

___________________________________________________________________________

4. Занятия для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«____»______________ 20____г.

Руководитель занятия:

Источник: https://studopedya.ru/2-64104.html

организация и тактика тушения пожаров на речных и морских судах

Слайд 0

организация и тактика тушения пожаров на речных и морских судах.

Слайд 1

Рассмотрим следующие вопросы : Оперативно тактическая характеристика морских и речных судов. Особенности развития пожара на морских и речных судах. Тактика тушения пожаров на морских и речных судах.

Слайд 2

К морским и речным судам относятся: транспортные суда (для перевозки грузов и (или) пассажиров); суда технического флота; служебно-вспомогательные и обслуживающие суда; культурно-бытовые, спортивные, прогулочные суда

Слайд 3

По техническим (конструкционным) признакам различают суда: морские, речные или смешанного плавания; водоизмещающие и нетрадиционные скоростные; самоходные и буксируемые. 

Слайд 4

При пожаре морских и речных судов в портах, доках и затонах возможны: сложная планировка, наличие большого количества горючего материала, различных грузов и дизельного топлива, а также пустот в перегородках; трудность проникновения к очагу горения; сложность проведения эвакуационных работ; быстрое распространение огня по сгораемым конструкциям и грузам, особенно на товарно-пассажирских судах в трюмах и в верхних надстройках.

Слайд 5

Данные обстановки на пожаре судов отличаются от других сооружений особенностью их планировки, наличием большого количества коммуникаций, расположенных на разных уровнях (количество их достигает 1500 и более). 1-машинное отделение; 2-бункер (для жидкого топлива); 3-коффердам; 4-трюм; 5-отсеки; 6-межпалубное пространство (твиндек); 7-туннель

Слайд 6

Распределение пожарной нагрузки на поверхности, небольшая высота помещений 2,4-2,7 м, наличие пространства под обшивкой переборок и подволоки, приводят к тому, что пожар быстро распространяется и поздно обнаруживается. В жилых и служебных помещениях, в рефрижераторных и сухогрузных трюмах пожары распространяются по сгораемой обшивке бортов, подволоки, термоизоляции и т. п.

Слайд 7

В рефрижераторах пространство между обшивкой и металлической переборкой заполняется термоизоляцией из трудногорючих или горючих материалов: пенопластом, штапельным стекловолокном, пробковыми плитами и другими материалами.

Слайд 8

Важно

Наиболее сложная обстановка склады­вается при горении топлива, т. е. ЛВЖ и ГЖ в МКО, где в течение 2-3 мин температура достигает 350-400°С, а по истечении 10 мин возможно воспламенение материалов, прилегающих к переборкам в соседних помеще­ниях. Поскольку МКО имеет связь с над­стройкой, то в течение 15 мин пожар распро­страняется в надстройку

Слайд 9

Развитие пожаров в нефтеналивных трюмах танкеров имеет свои особенности.

В паровоздушном пространстве танков в зависимости от вида нефтепродукта и температурных условий концентрация паров может быть различной и часто находится во взрывоопасных пределах.

Поэтому в начальный период пожар в танках может быть в виде факельного горения паров, выходящих из горловин люков, трубопроводов, системы герметизации, отверстий палубы или в виде взрыва паровоздушной смеси в одном или нескольких танках.

Слайд 10

При взрывах в танках палуба или вспучивается с образованием трещин, или частично по­гружается в нефтепродукт, или ее разрывает и разворачивает в стороны, или срывает, или отбрасывает за борт. При сильных взрывах происходит повреждение переборок и корпуса в надводной части, что приводит к выходу нефтепродукта из поврежденных участков и разливу его на поверхности воды.

Слайд 11

Горению жидкостей в танках, как и горению их в резервуарах, свойственны опасные явления вскипания, так как растекание нефтепродукта по поверхности воды происходит с большей скоростью и на большие расстояния, чем по поверхности земли. На скорость движения горючей жидкости по водной поверхности влияют скорость ветра, течение и количество вытекающей жидкости.

Слайд 12

Пожар распространяется из одного помещения в другое за счет теплопроводности металлических переборок, перегородок и палуб в течение 10-15 мин, а через конструкции, имеющие теплоизоляционную защиту, в течение 1ч.

Линейная скорость распространения горения по жилым и служебным помещениям судов составляет в среднем 0,4-0,5; по сгораемой отделке коридоров фанерой 1,4-1,8, пластиком 0,7-0,8 м/мин.

Среднее значение скорости распространения горения в вертикальном направлении по трапам составляет 2+2,5м/мин.

Слайд 13

Совет

Учитывая высокую пожарную опасность судов различного назначения, предусматривают меры по их противопожарной защите: конструкционной защите, защите автоматическими установками пожаротушения и сигнализацией, а также передвижными средствами тушения.

Слайд 14

Конструкционная защита судов предназначена для ограничения развития возникшего пожара за счет огнестойкости строительных конструкций, элементов систем и оборудования, сооружения специальных огнепреграждающих устройств (без применения в них огнетушащих веществ): огнестойких и огнезадерживающих переборок, палуб, заслонки, различных типов, огнепреградителей и т.д.

Слайд 15

При тушении пожаров на судах необходимо прежде всего определить, можно ли его оставить у причала и отвести от прибрежных сооружений и других судов.

Судно отводят в тех случаях, когда оно имеет на борту ВВ, горючие газы или другие пожароопасные грузы и имеется возможность распространения огня на другие суда или береговые сооружения.

Это особо важно на этапе боевых действий при недостатке сил и средств.

Слайд 16

Отводить нефтеналивные суда от причалов, как правило, нецелесообразно, так как возможны разливы ЛВЖ и ПК в акватории порта и угроза его уничтожения.

Слайд 17

Читайте также:  Стволы свп-4, свп-8. ттх. площадь тушения

Для тушения судов применяются различные огнетушащие вещества: вода, пены различной кратности, инертные газы, порошки. При расчете сил и средств пенами необходимо учитывать, что для получения пены из морской воды наиболее эффективны пенообразователи на основе олефинсульфонатов.

Слайд 18

Наиболее рациональны в тушении внутренних пожаров надстройки маневренные стволы Б и распылители, с которыми должно работать звено ЩЗС, поддерживающее связь с постом безопасности.

Для тушения внутренних пожаров в помещениях судов нашла широкое применение воздушно-механическая пена, которую часто применяют не только как огнетушащее вещество поверхностного или объемного тушения, но и как средство образования пенного экрана, необходимого для предотвращения распространения дыма и обеспечения продвижения ствольщиков к очагу горения.

Слайд 19

Обратите внимание

Объемное тушение пеной средней кратности применяется и в тех случаях, когда очаг горения недосягаем для струй, когда отсуствует возможность приближения человека к зоне горения или имется угроза взрыва, обрушения, отравления, радиации, поражения электрическим током.

Для лучшего продвижения пены по коридорам и помещениям необходимо совпадение направления движения газовых потоков и движения пены, а также необходимо плотно закрыть брезентом или другим материалом отверстия в проеме вокруг пеногенератора, а для выхода дыма оставлять открытыми некоторые отверстия с противоположной стороны подачи пены.

Скорость удаления дыма из помещения должна быть примерно в 1,5 раза больше скорости подачи пены.

Слайд 20

Для удаления продуктов горения или изменения направления их движения необходимо использовать только местные вентиляционные установки, использование общесекционной вентиляции может привести к быстрому распространению пожара на другие помещения и палубы.

Основными направлениями ввода сил и средств на тушение внутри надстройки являются коридоры, трапы, люки, на которых обеспечивается успех эвакуации, спасание людей или предотвращается распространение горения на важные помещения судна.

При пожарах в надстройке важно не допускать перехода горения наружу, так как это в большинстве случаев исключает возможность борьбы с пожаром внутри надстройки.

Слайд 21

Если в помещении обнаружены горение и высокая температура, то не следует сразу открывать дверь. В таких случаях стволы вводят через специально проделываемые для этого отверстия в вентиляционной решетке дверей, через иллюминаторы и другие отверстия. При этом необходимо постоянное наблюдение за состоянием переборок и палуб вокруг горящего помещения.

Слайд 22

Если горением охвачено несколько помещений и имеющимися силами нельзя сдержать распространение горения по коридорам, туннелям, переходам, шахтам, то необходимо закрывать все двери, люки, иллюминаторы, обеспечить их охлаждение, сосредоточить требуемое количество водяных, пенных стволов по помещениям, смежным с горящими, обеспечить охлаждение переборок.

Слайд 23

Важно

Для ввода стволов необходимо использовать в первую очередь имеющиеся в переборках, палубах и корпусе судна отверстия, а если их недостаточно, то проделать путем вскрытия.

Часто для ввода стволов на тушение в каютах, расположенных в корпусе судна напротив шлюпочных палуб, спускают двух-трех ствольщиков на шлюпках до уровня иллюминаторов.

В других местах ствольщиков к иллюминаторам можно спускать на веревках и канатах.

Слайд 24

При тушении пожара на судне, находящемся на плаву, РТП должен следить за его остойчивостью и при значительном крене вместе с капитаном принимать меры против опрокидывания и перевертывания судна.

Руководство тушением пожаров на судах, находящихся у причалов, до прибытия пожарных частей осуществляет капитан, в его распоряжение поступают все аварийно-спасательные партии других судов.

По прибытии пожарной части руководство тушением пожара, как правило, переходит от капитана к старшему начальнику пожарной охраны, который должен согласовывать с капитаном все действия.

Слайд 25

В состав штаба пожаротушения обязательно должны входить капитан судна или его помощник и представитель порта.

Для обеспечения успешного тушения в портах начальником гарнизона пожарной охраны совместно с руководителями порта должна быть разработана инструкция о взаимодействии портовых служб и плавсредств с пожарными частями на случай пожара.

При проведении разведки или других операций в группы тушения включают одного-двух человек из состава разведгруппы экипажа.

Слайд 26

Совет

Для обеспечения более оперативного руководства тушением пожара на судне и связи с берегом необходимо в первую очередь использовать трансляционную сеть аварийного судна, пожарных и других судов, участвующих в тушении, а также рупоры и мегафоны. Работа на переносных радиостанциях внутри судна затруднительна.

Слайд 27

В ночное время для связи с берегом могут быть использованы светосигнальные устройства аварийного судна и других судов, участвующих в тушении. При тушении пожаров на судах, находящихся на рейде, очень важно иметь хорошую связь с берегом, где обычно сосредоточивается резерв сил и средств.

Источник: https://officemagazine.ru/instructions/47961

Профилактика и тушение пожаров на кораблях

Сложность тушения пожара на судне в сравнении с наземным объектом заключается в ограниченности (замкнутости) пространства, наличия большой пожарной нагрузки (топливо, груз и т.д.), высокой скорости распространения горения и повышения температур, незначительном количестве подручных средств и особых условиях жизнедеятельности экипажа.

Организационные мероприятия по профилактике и ликвидации пожара

Основными причинами пожаров на судах являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при проведение ремонтных работ, неправильное хранение и укладка груза, невнимательность при наблюдении за условиями его транспортировки, неисправность электрооборудования, поджог.

Ответственность за пожарную безопасность судна возложена на капитана, а задачи обеспечения пожарной безопасности выполняет вахтенная служба. В портах дополнительно создают пожарную вахту. В их задачи входят регулярный обход судна, проверка выполнения пожарно-профилактического режима.

В случае пожара на судне возглавляет тушение возгорания капитан, под управлением которого экипаж устанавливает место и площадь пожара, выполняет эвакуацию людей, ликвидирует огонь и его последствия.

В случае если судно находится в ремонте или отстое без экипажа, руководит тушением руководитель объекта, а по прибытию пожарных подразделений, старший оперативный начальник противопожарной службы берет руководство тушением на себя.

В случае обнаружения возгорания член пожарной вахты или экипажа обязан немедленно сообщить вахтенной службе через пожарный извещатель, после чего начать локализацию огня и его тушение первичными средствами тушения.

На судне периодически объявляют учебную пожарную тревогу, чтобы команда умела работать с пожарным оборудованием и чётко знала порядок своих действий.

Сигнал пожарной тревоги должен быть громким и слышимым для всех членов экипажа.

Профилактика пожаров

Во избежание возгорания запрещено хранить ГСМ в открытой таре, самовоспламеняющиеся и пропитанные горючими жидкостями материалы, сложенную свежепокрашенную парусину и влажные угольные мешки, пиротехнические изделия с оконченным сроком годности, а также прочие горючие жидкости и вещества вне отведённых для этого мест и хранилищ.

Особая внимательность требуется при пользовании электроприборами, которые нельзя располагать вблизи мест для хранения легковоспламеняющихся жидкостей, в т. ч.

и цистерн с ГСМ и топлипровода, баллонов со сжиженными газами и двигателей, работающих по принципу внутреннего сгорания. Приборы и электрооборудование не оставляют без присмотра.

На судне запрещено работать с источниками открытого огня.

Обратите внимание

Команда может курить в жилых помещениях либо на открытых палубах в кормовой части судна, в отведённых местах. Места курения оборудуют металлическими урнами и знаками с соответствующей маркировкой.

На открытых палубах танкеров курение и использование открытого огня запрещены. Горящие предметы нельзя выбрасывать в иллюминатор или за борт.

Трапы, выходы и прочие пути для эвакуации людей должны быть свободными, в дверях кают регулярно проверяют исправность филёнок аварийного выхода.

Огневые работы проводятся согласно разрешению или приказу капитана, в том числе газовая, плазменная резка и сварка, пайка, электросварка. При проведении работ обязательно назначают группу лиц из пожарной вахты, которая обеспечивает пожаробезопасность места работы.

На судне должны быть схемы, показывающие наиболее важные точки противопожарной защиты. В их число входят пожарные секции, сигнализация и её элементы, спринклерная установка, средства пожаротушения и вентиляционная система. Также их можно изложить в буклете, который должен быть у каждого начальника подразделения. Информация в нём предоставляется только актуальная.

Действия при тушении возгорания

При обнаружении возгорания члену экипажа следует сообщить об этом на вахту, обесточить оборудование, начать тушение огня. Если это сделать невозможно, следует покинуть помещение, задраив все входные отверстия, люки, иллюминаторы, вентиляционные ходы.

В прилегающих помещениях убирают способные к воспламенению вещества и предметы, охлаждают переборку водой из пожарной магистрали. Во время эвакуации используют аварийные дыхательные устройства, способные защитить органы дыхания на протяжении минимум 10 минут. При включении звукового оповещения системы объёмного пожаротушения команда должна покинуть помещение.

При объёмном пожаротушении вентиляционную систему отключают и применяют её только через 8 часов после ликвидации очага.

Действия команды при тушении пожара включают:

1) прекращение горения веществ и материалов, в том числе путём охлаждения до нижней границы температуры горения;

2) локализацию и изоляцию очага возгорания;

3) вынос пострадавших и оказание необходимой медицинской помощи, охлаждение переборок водой.

При работе в задымленных помещениях команда использует специальную одежду и изолирующие дыхательные аппараты. В жилых каютах и служебных отсеках при тушении огня двери не открывают, пожарные стволы подают через иллюминаторы или филенки.

При невозможности потушить пожар в трюме применяют его затопление, учитывая остойчивость и плавучесть судна, вероятность всплытия груза в подпалубное пространство, увеличение объёма грузов.

В рефрижераторном отделении выполняют аварийный выпуск аммиака или хладагента.

Важно

Снаружи огонь тушат, отведя судно в сторону от конструкций и материалов, подавая воду с наветренной стороны и сбивая мощными струями за борт горящие нефтепродукты. При стоянке судна его располагают так, чтобы пожар был с подветренной стороны, во время движения его скорость уменьшают и минимизируют степень качки. Опасные грузы подготавливают к выброске.

Во время тушения и локализации пожара готовят спасательные шлюпки, снабжая их водой, пищевыми продуктами и спасательными принадлежностями для плавания в море. Одновременно следует изменить курс судна, направив его в сторону ближайшего порта.

В качестве последнего спасения судна и груза можно применить затопление судна на мелководье, защищённом от волнения, имеющее глубину, во время прилива достигающую до уровня палубы, с твёрдым песчаным дном.

Это место должно располагаться вне фарватера.

Обеспечение противопожарными средствами и оборудованием

На судах устанавливают противопожарные системы и противопожарное оборудование. Ликвидация огня осуществляется снижением температуры в очаге горения, удалением окислителя и горючего вещества.

Применяют затопление, покрытие очага негорючими веществами, изоляцию в окружающей среде (перекрытие задвижек, установка заглушек, гидравлических затворов), устройство разрывов и спуск горящих жидкостей из ёмкостей, использование взрывчатых веществ.

Основными остаются такие способы пожаротушения, как водотушение (компактной и распылённой струёй, спринклерными установками, дренчерными системами), паротушение (до достижения концентрации пара 35 % в атмосфере), пенотушение (химическим и воздушно-механическим пенообразователями) и углекислотное тушение (на судне монтируют углекислотные станции). При запуске пара или газа в помещение следует убедиться в отсутствии там людей.

Сухогрузы оборудуют вентиляционной системой, автоматической сигнализацией и системой тушения огня. Тушение пожара в них зависит от вида груза, его расположения, степени загрузки трюма и твиндеков.

При нахождении судна непосредственно в гавани следует заранее завести проволочный трос на противопожарный мол, чтобы при возникновении пожара на пристани быстро отвести его в сторону, поскольку для запуска судовой машины требуется значительное время.

Комплексное применение вышеуказанных мер позволяет предупредить возгорание и эффективно потушить огонь на судне.

Источник: http://pojarunet.ru/profilaktika-i-tushenie-pozharov-na-korablyakh

Ссылка на основную публикацию