Типовое специальное программное обеспечение единых дежурно-диспетчерских служб (спо еддс)

Научно-техническая лаборатория «Нэкст Техника» — Специализированное программное обеспечение для автоматизации работы дежурно-диспетчерских служб экстренного реагирования — в едином реестре российских программ

СПО «ИСТОК-СМ»является единым программным комплексом для оснащения:

  • центров обработки вызовов системы-112 административных центров субъектов (ЦОВ АЦ);
  • центров обработки вызовов системы-112 на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (ЦОВ ЕДДС);
  • единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований, как органа повседневного управления;
  • дежурно-диспетчерских служб (ДДС) в рамках создания ведомственных АИС и системы-112;
  • центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС);
  • центров медицины катастроф (ЦМК);
  • медицинских организаций (МО) различного назначения (поликлиник, стационаров).

Комплекс «ИСТОК-СМ»:

  • ­является законченным, не требующим доработки и готовым к эксплуатации решением, что значительно сокращает период внедрения
  • ­работает под управлением различных операционных систем и систем управления базами данных;
  • ­легко масштабируется и адаптируется к нуждам конкретного потребителя, интегрируется с другими информационными системами, предусматривая информационное и функциональное эволюционное развитие в процессе эксплуатации;
  • ­имеет легко настраиваемый под конкретные задачи дружественный интерфейс, что позволяет персоналу дежурно-диспетчерских служб быстро освоить практическую работу;
  • ­имеет открытый интерфейс для разработки силами пользователя дополнительного функционала и различных форм отчетов;
  • ­через специализированный web-портал позволяет:
    • ­обслуживать население для получения консультаций по вопросам безопасности, способам защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с темой запроса без участия оператора системы-112;
    • ­обслуживать население по передаче в систему-112 информации о происшествиях;
    • ­обслуживать экстренные оперативные службы по получению дополнительной информации, о происшествии зарегистрированному по номеру 112, в том числе передачу в систему-112 информации с места происшествия;
    • ­хранить в специальной базе данных информацию, предоставляемую для консультаций.

1. Повышение эффективности повседневной работы

«ИСТОК-СМ» обеспечивает минимальное время реакции от приема вызова до выезда бригады. За считанные секунды выполняется прием вызова, производится оценка характеристик происшествия, поиск подходящих и доступных ресурсов и уведомление находящихся на дежурстве служб экстренного реагирования, расположенных ближе других к месту происшествия.

Комплекс позволяет повысить эффективность повседневной работы служб без расширения штата благодаря сокращению потока электронной почты, телефонных переговоров между службами взаимодействия.

2. Представление общей картины оперативной обстановки и владение ситуацией во время спасательных операций.

«ИСТОК-СМ» позволяет представить общую картину оперативной обстановки, обеспечивая обмен данными по «горизонтали» и по «вертикали» в чрезвычайных ситуациях и повседневной деятельности.

Комплекс может работать со службами разной ведомственной принадлежности, разбросанными в пространстве и времени, управлять общими задачами в области аварийных и спасательных работ. «ИСТОК-СМ» отражает систему реагирования в тревожной ситуации точнее любых других решений.

Благодаря системе индикации присутствия, достаточно посмотреть, кто работает в системе, чтобы убедиться, сколько служб, в каких районах подключены к сети и что там происходит, и нет необходимости задавать дополнительные вопросы.

3. Повышение эффективности и оперативности принятия решений

Обратите внимание

С помощью информации, предоставленной «ИСТОК-СМ», диспетчеры служб экстренного реагирования быстро выясняют обстановку в службе, а также определяют и находят силы и средства, которые наиболее полезны в конкретной тревожной ситуации. Бригады пребывают на место, уже зная обстановку и подготовившись к ней наилучшим образом.

Операторы диспетчерских служб экстренного реагирования заносят информацию о состоянии сил и средств, которые выехали по вызову, в систему и в реальном времени просматривают информацию, полученную с места происшествия.

Со временем система реагирования на тревожные ситуации на базе комплекса «ИСТОК-СМ» сможет реагировать и предотвращать возникновение тревожных ситуаций еще более эффективно, так как сведения о событиях сохраняются в едином хранилище информации.

ГИС «ИСТОК-СМ» мгновенно показывает географическое положение места, в котором возникла тревожная ситуация и предоставляет подробную информацию о расположении служб реагирования находящихся ближе других к месту происшествия, а также ближайшие объекты (силы) поддержки.

4. Обеспечение непрерывной деятельности

Системы управления данными на основе серверов уязвимы для сбоев сети связи.

Комплекс «ИСТОК-СМ» поддерживает работу, как в сетевом, так и автономном режиме, это позволяет использовать его вне сети с последующей синхронизацией в системе, что очень важно для обеспечения непрерывной работы информационной системы. Комплекс позволяет сотрудникам служб экстренного реагирования работать продуктивно даже в тех местах, где сеть связи недоступна.

5. Независимость от поставщиков оборудования

Программный комплекс «ИСТОК-СМ» не привязан к оборудованию конкретного производителя, что принципиально отличает его от предложений других разработчиков программного обеспечения, замыкающихся на дорогостоящем оборудовании этих производителей при создании системы-112 и оснащении ЦОВ, ЕДДС и ДДС экстренного реагирования.

Источник: http://nexttehnika.ru/products/spo_istok-sm/

О создании в единых дежурно-диспетчерских службах подсистемы консультативного обслуживания населения по вопросам безопасности

Научно-технические разработки

УДК 002 2:614.84:35

С.А. Качанов д.т.н., А.И. Запорожец к.т.н.,

И.А. Винокуров (ООО «НТЦ«Поиск-XXI»), И.В. Сорокина, С.В. Гутарев

О СОЗДАНИИ В ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБАХ ПОДСИСТЕМЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассмотрены функции органов управления по делам ГОЧС по взаимодействию снаселением и организациями, которые необходимо автоматизировать в функциональные подсистемы. Определен доступ к ОУГОЧС

С.А. Качанов

И.В. Сорокина

С.В. Гутарев

Одной из основных задач национальной безопасности России, решение которой возложено на МЧС России, является информирование населения и организаций по обеспечению их безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Важно

Опыт работы центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России и ЕДДС в городах России также показал, что большое количество обращений граждан связаны именно с вопросами консультативного или информационно-справочного характера по действиям в условиях ЧС.

Исходя из выше сказанного, с целью оказания информационных услуг населению и организациям по вопросам безопасности в ЧС с использованием сети Интернет в ФЦ ВНИИ ГОЧС проводятся работы по созданию автоматизированной системы консультативного обслуживания населения и организаций по вопросам безопасности в ЧС (АСКО) МЧС России.

АСКО МЧС России является подсистемой в составе АИУС Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и автоматизированной системы ЕДДС города.

Пользователями АСКО являются население и организации Российской Федерации, а также должностные лица органов управления по делам ГОЧС при решении ими задач взаимодействия с населением.

Целью создания АСКО МЧС России является повышение уровня подготовки населения по вопросам своей безопасности, укрепление положительного имиджа МЧС России в глазах широкой общественности, реализация современной концепции «электронного министерства» в рамках «электронного правительства».

Цель создания системы должна достигаться на основе автоматизации процессов:

• представления населению информации о МЧС России и его деятельности;

• оказания информационных услуг в интересах обеспечения безопасности граждан, в том числе, ведение в реальном масштабе времени реестра чрезвычайных ситуаций, статистическая обработка данных о ЧС для оценки страховых рисков и др.;

• представления документов нормативно-правового обеспечения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, решения задач его гармонизации в рамках России, СНГ и мирового сообщества в целом;

• дистанционного обучения населения по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, представления методической информации для преподавателей;

• рекламы продукции и услуг предприятий и организаций, специализирующихся в области создания аварийно-спасательных средств и технологий (АССТ), представления информации о выставочной деятельности, обеспечения продаж АССТ через «электронные магазины» (в том числе, закупок продукции для государственных нужд);

• представления научно-технической информации (в том числе, о работах, проводимых по планам НИОКР МЧС России, о проведении симпозиумов и конференций) организациям, занимающимся разра-

боткой АССТ, отдельным ученым и специалистам;

• обеспечения дистанционного медицинского контроля состояния здоровья операторов-диспетчеров потенциально-опасных объектов и спасателей, а также консультативной медицинской помощи пострадавшим в ЧС;

• обеспечения проведения викторин, подготовки кроссвордов и т.п. по вопросам безопасности в ЧС;

• мониторинга средств массовой информации в части сообщений о МЧС России, проведения социологических опросов населения по вопросам • эффективности функционирования РСЧС, создания систем обеспечения безопасности населения и территорий;

Читайте также:  Рекомендации по применению сил для тушения лесных пожаров

• создания, передачи, регистрации, хранения и поиска циркулирующих в системе документов, а также контроля их исполнения;

• разработки взаимоувязанных планов работы органов управления по делам ГОЧС (в части работы с населением) и контроля их выполнения.

АСКО МЧС России должна автоматизировать основные функции по взаимодействию с населением и организациями органов управления по делам ГОЧС федерального, регионального и местного уровней путём создания следующих функциональных подсистем (ФП):

• ФП «Связь с общественностью» (ФП-1), предназначенная для представления населению информации о МЧС России и его деятельности. Раздел «Связь с общественностью» состоит из следующих подразделов: «Положение о РСЧС»; «Федеральные органы управления РСЧС» и «Федеральные силы и средства РСЧС»

• ФП «Безопасность» (ФП-2), предназначенная для оказания информационных услуг в интересах обеспечения безопасности граждан, в том числе, ведение в реальном масштабе времени реестра чрезвычайных ситуаций и статистическая обработка данных о ЧС для оценки страховых рисков. Раздел «Безопасность» состоит из следующих подразделов: «Статистика ЧС» и «Прогнозы возникновение ЧС».

России, СНГ и мирового сообщества в целом. Раздел содержит нормативную правовую базу, в которую входят следующие подразделы: «Законы РФ»; «Указы Президента РФ»; «Постановления Правительства РФ»; «Приказы, распоряжения МЧС России»; «Другие документы федерального значения»; «Нормативные документы субъектового уровня».

•••— • — ал а— .*• -» ' и

о -г* — г- _ бслуаииниа Я

Ч£3 ~ !г~ ш Нір-.™».« пр-пп..

ІммЗїГ — . л л з а— — •—. л чУ — ::

— Змон «О мшип шк«ммия' '1 ■шмцпікс'*»« •••» «ячм ккнАаи’мнот иліім юкчИвинякіч ««■> » »1» >»ж п м Ш Г! Г ~Л

Нормативные документы федерального уровня могут быть добавлены или модифицированы пользователем «Федерального центра». Вход на уровень «Федеральный центр» осуществляется с помощью специального пароля. Нормативные документы местного уровня могут быть добавлены или модифицированы пользователем «Субъект РФ». Вход на уровень «Субъект РФ» осуществляется с помощью специального пароля.

Программа предусматривает контекстный поиск информации при нажатии на выделенное ключевое слово. Пользователи, не имеющие пароля, имеют возможность работать с документами федерального уровня. Пользователь имеет возможность распечатки интересующих документов стандартными способами (выделить текст, скопировать в буфер, вставить в текстовый редактор, распечатать).

Словарь» содержит более 500 терминов и определений (из ГОСТ и других руководящих документов) по тематике ГО и ЧС. Для выбора интересующего термина необходимо указать его в списке. Его значение раскрывается в специальном окне. Если в рассматриваемом документе встречаются словарные понятия, то они выделяются специальным цветом и их можно также просмотреть

• ФП «Право» (ФП-3), предназначенная для представления документов нормативно-правового обеспечения по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечения задач его гармонизации в рамках

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

• ФП «Обучение» (ФП-4), предназначенная для дистанционного обучения населения по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, представление методической информации для преподавателей.

Совет

Раздел «Обучение» состоит из следующих подразделов: «Учебники»; «Игры»; «Обучающие программы»; «Безопасность в быту»; «Выживание в дикой природе»; «ЧС техногенного характера»; «ЧС природного характера»»; «ЧС социального характера».

Доступ к информации данного раздела имеют все пользователи без ограничения.

• ФП «Выставка» (ФП-5), предназначенная для рекламы продукции и услуг предприятий и организаций, специализирующихся в области создания аварийно-спасательных средств и технологий (АССТ), представления информации о выставочной деятельности, обеспечения продажи АССТ через «электронные магазины» (в том числе, закупок продукции для государственных нужд). Раздел «Выставка» состоит из подразделов: «Выставки» и «Аварийно-спасательные средства».

• ФП «Наука» (ФП-6), предназначенная для представления научно-технической информации (в том числе, о работах, проводимых по планам НИОКР МЧС России, о проведении симпозиумов и конференций) организациям, занимающимся разработкой АССТ, отдельным ученым и специалистам. Раздел «Наука» состоит из следующих подразделов: «НИ-

ОКР»; «Симпозиумы»; «Конференции».

• ФП «Телемедицина» (ФП-7), предназначенная для обеспечения дистанционного медицинского контроля состояния здоровья операторов-диспетчеров потенциально-опасных объектов и спасателей, а также консультативной медицинской помощи пострадавшим в ЧС. Раздел «Телемедицина» состоит из следующих подразделов: «Оказание первой медицинской помощи»; «Дистанционная консультативная медицинская помощь»; «Дистанционный контроль пси-ховизиологоческого состояния операторов ПОО».

• ФП «Досуг» (ФП-8), предназначенная для обеспечения проведения викторин, подготовки кроссвордов и т.п. по вопросам безопасности в ЧС. Раздел «Досуг» состоит из следующих подразделов: «Соревнования»; «Викторины»; «Кроссворды»; «Тесты».

• ФП «Репутация» (ФП-9), предназначенная для мониторинга средств массовой информации в части сообщений о МЧС России, проведения социологических опросов населения по вопросам эффективности функционирования РСЧС, создания систем обеспечения безопасности населения и территорий. Раздел «Репутация» состоит из следующих подразделов: «Пресса»; «Телевидение»; «Радио».

• ФП «Делопроизводство» (ФП-10), предназначенная для создания, передачи, регистрации, хранения и поиска циркулирующих в системе документов, а также контроля их исполнения. Раздел «делопроизводство» состоит из ФК «делопроизводство».

• ФП «Планирование» (ФП-11), предназначенная для разработки взаимоувязанных планов работы органов управления по делам ГОЧС (в части работы с населением) и контроля их выполнения.

Раздел «Планирование» состоит из следующих подразделов: «Типовой план работы руководителей субъектов РФ по предупреждению ЧС»; «Типовые мероприятия по ликвидации ЧС»; ФК «Ведение планов КЧС».

Редактирование, просмотр и обобщение информации возможно в разделах «Субъект», «Регион», «Федеральный центр»

Данные разделы состоят из следующих подразделов:

• общая информация;

• нормативно-правовая база;

• предупреждение ЧС;

• ликвидация ЧС;

• РСЧС.

Доступ в данные разделы предоставляется пользователям администратором сети. Для входа в соответствующий подраздел необходимо указать имя и пароль пользователя.

По данному разделу осуществляется аудит с возможностью просмотра даты изменения информации, №-адрес машины, и т.д.

Пользователь уровня «Субъект РФ» имеет возможность модифицировать общую информацию о субъекте РФ.

В разделе «Нормативно-правовая база» пользователю предоставлена возможность ввода и редактирования информации на местном уровне (субъект РФ), а так же просмотр аналогичной информации по остальным субъектам РФ.

В разделах «Предупреждение ЧС» и «Ликвидация ЧС» пользователю предоставлена возможность ввода и редактирования соответствующих планов на территориальном уровне (субъект РФ), а так же просмотр аналогичной информации по остальным субъектам РФ.

В разделае «РСЧС» пользователю предоставлена возможность ввода и редактирования соответствующих данных по «Органы управления РСЧС субъекта РФ», «Силы и средства РСЧС субъекта РФ» на местном уровне (субъект РФ), а так же просмотр аналогичной информации по остальным субъектам РФ.

В разделе «Выбор субъекта РФ» пользователю предоставлена возможность выбора субъекта РФ для просмотра информации.

Пользователь уровня «Регионы РФ» имеет возможность модифицировать общую информацию о регионе РФ.

Обратите внимание

Отличия работы на уровне «Регион РФ» состоят в возможности просмотра (без изменения данных) и интегрировать данные за один или несколько субъектов, входящих в данный региональный центр.

Пользователь уровня «Федеральный центр» имеет возможность просматривать общую информацию об одном или нескольких регионах РФ и получать обобщенную или детальную информацию.

Раздел «Услуги» предоставляет возможность пользователям получать информацию в соответствии с меню раздела:

• дистанционные расчетные задачи по вопросам ГО и ЧС;

• автоматизированные системы подготовки и ведения документов по вопросам ГО и ЧС;

• информационно-справочные системы;

• оценка безопасности территорий, зданий, сооружений;

• подготовка исходных данных для оценки ущерба от ЧС;

• разработка и сертификация специального программного обеспечения для РСЧС;

• создание единых дежурно-диспетчерских служб;

• подготовка исходных данных для оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В настоящее время разработана функциональная задача расчета последствий аварий связанных с выбросом аварийных химически опасных веществ с отображением на картографическом фоне. В качестве картографического фона может использоваться произвольная электронная карта пользователя.

Задача разработана так, что расчетные данные для отображения на электронную карту могут представляться в любом формате пользователя. Более того, если пользователь не знает формата своей электронной карты, но знает какое либо точное расстояние на имеющейся карте, то задавая это значение на отрезке карты он может получить масштаб карты под который будут представлены расчетные данные задачи.

Раздел «Форум» и «Гостевая книга» служит для оперативной связи и обмена информации (диалога) с пользователями.

Читайте также:  Робототехнический комплекс тропа-3роп

Реализация основных функциональных подсистем АСКО МЧС России должна обеспечиваться путём разработки для объектов системы соответствующих функциональных комплексов (ФК) и функциональных адач (ФЗ).

Информационное обеспечение (ИО) АСКО МЧС России в виде совокупности документов и внутримашинных структурированных наборов данных предназначено для повышения эффективности управленческой деятельности органов управления

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

по делам ГОЧС на основе обеспечения их полной и достоверной информацией.

Важно

Информационное обеспечение АСКО МЧС России должно разрабатываться и при необходимости модифицироваться на базе:

• унифицированной системы документации (типовые входные и выходные формы документов);

• единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) информации АИУС РСЧС (перечень и наполнение классификаторов и словарей информации);

Программное обеспечение (ПО) должно состоять из общего и специального программного обеспечения.

Общее программное обеспечение (ОПО) должно обеспечивать создание и поддержку единой з

и информационной среды АСКО МЧС России для решения ФК и ФЗ в пределах системы.

Специальное программное обеспечение (СПО) должно обеспечивать решение информационно-аналитических, прогностических, расчетных и некоторых специальных технологических задач.

ОПО должно обеспечивать функционирование АРМ, файл-серверов, серверов электронной почты, серверов баз данных, серверов удаленного доступа,

серверов резервирования данных, Web-серверов, а также обеспечивать подключение отдельных технических средств различного назначения.

СПО должно обеспечивать решение функциональных комплексов и задач пользователей соответствующих объектов АСКО МЧС России.

СПО разрабатывается по частным техническим заданиям на отдельные ФК и ФЗ, приложениями к которым являются документы «Описания постановок ФК (ФЗ)».

Совет

При разработке СПО ФК и ФЗ необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ ЕСПД и приказа МЧС России от 7.04.1997 г. № 197.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sozdanii-v-edinyh-dezhurno-dispetcherskih-sluzhbah-podsistemy-konsultativnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-po-voprosam-bezopasnosti

Компьютерные программы для ЕДДС

Единая дежурно-диспетчерская служба города обеспечивается специальными компьютерными программами. Новые технологии позволят повысить продуктивность работы службы.

Просчитывать последствия чрезвычайных ситуаций раньше специалисты ЕДДС Новокузнецка приходилось вручную. Теперь им на помощь пришли компьютерные технологии. Идея создать специальные программы пришла сотрудникам во время очередного оперативного штаба, её воплотили в жизнь.

Нововведения призваны повысить оперативность реагирования на ЧС и снизить негативные последствия аварийных ситуаций. Первая программа предназначена для работы в паводок, так и называется Вода. В неё внесены статистические данные, разработаны формулы. Специалист на месте указывает текущий уровень реки Томь по вебкамере, показания датчиков уровня воды в Мысках и в Абагуре.

Прогноз ситуации зависит от множества факторов — метеоусловия, ландшафт, очищено русло реки или нет и так далее.

Елена СМИРНОВА, начальник ЕДДС г.Новокузнецк: «Мы можем знать, когда придёт волна, в какой период расчётный её ожидать, чтобы оповестить население города, возможность формирования сводных отчетов, то есть, какое население попадает в зону, сколько крупнорогатого скота, ну и самое важное — это наши маломобильные, то есть те, которых надо эвакуировать из зон подтопления».

Ещё одна новинка — программа АХОВ — аварийные химически опасные вещества. Задача специалиста установить в программе место происшествия, время начала со слов очевидцев и вещество. Например, аммиак. Кстати, здесь же можно просмотреть аварийные карточки, в которых указаны его характеристики, свойства, необходимые действия и первая помощь.

Елена СМИРНОВА, начальник ЕДДС г.Новокузнецк: «То есть текущее состояние написали, время начала аварии написали, вещество выбрали. Выбираем его состояние, например, 60 тонн цистерна, метеоусловия рассчитываются автоматически. Если посмотрим, то такая вот картина».

Это сектор возможного распространения опасного вещества через 15 минут с момента начала аварии. На карте указан максимальный охват. Здесь же возможность вычислить адреса и примерное количество людей, попадающих в обозначенную на карте зону. Работа над программным комплексом и его эффективностью продолжается.

Обратите внимание

Специалисты рассказали, что сейчас в службе усовершенствуется и автоматизированная информационная система. Она установлена у каждого диспетчера, содержит данные о работе, алгоритм действий при различных авариях, информацию о том, кого необходимо оповестить в случае ЧС.

Весь состав оперативной смены одновременно работает в одном окне.

— «В смене работают три человека, каждый согласно алгоритму отмечает, кому он сообщает».

Кстати, возможно, что в этом году произойдёт ещё одно важное событие для сотрудников службы. Реконструкция помещений ЕДДС. Тем более, что проект уже готов и ждёт лишь реализации.

Источник: http://www.tvn-tv.ru/news/mountains_economy/kompyuternye_programmy_dlya_edds.html

Автоматизированных информационно-справочных систем в процессе прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС

Анализ сведений об использовании программных средств показывает, что на практике применяются прежде всего типовые программно-технические средства информатизации, разработанные во ВНИИПО.

Наибольшим спросом пользуются такие программные средства, как «Экспертиза», АИС ПБ, АИСС «Право», БД «HIFEX Bank», АРМ «Кадры», АРМ «Техника», АРМ «Гарнизон» и др.

Кроме того, значительное количество программных средств разработано и разрабатывается специалистами подразделений ГПС либо сторонними организациями по заказам этих подразделений.

Максимальное использование цифровых информационных технологий необходимо в целях оперативного управления силами и средствами гарнизонов пожарной охраны крупных городов при поступлении сообщений о пожарах и организации их тушения.

В настоящее время разработан базовый комплекс автоматизированной системы связи и оперативного управления. В г. Москве эта система функционирует под названием АСУ-01 с 1974 года.

Принципы построения и функционирования этой системы следующие.

В состав АСУ-01 входят функциональные системы нижестоящего уровня: оперативно-диспетчерского управления (СОДУ), оперативно-диспетчерской связи (СОДС), информационно-справочная пожарной безопасности (ИССПБ).

Важно

Интеллектуальным ядром АСУ-01 является СОДУ, которая обеспечивает сбор, хранение данных о пожарах, наличии пожарной техники в частях и автоматизированное решение задач по высылке пожарной техники на пожары (формированию оптимального состава техники и маршрутов ее следования).

Технической базой СОДУ являются локальная компьютерная сеть, комплекс передачи информации, терминальное оборудование на рабочих местах диспетчера и в службах , светоплан города, информационное табло коллективного пользования с отображением наличия и состояния пожарной техники в частях. Комплекс передачи информации включает вычислительную технику и средства связи ЦУСС и пожарных частей города.

Система оперативно-диспетчерской связи включает системы телефонной и радиосвязи, которые обеспечивают прием сообщений о пожарах, связь между ЦУСС и пожарными частями, спецслужбами города, охраняемыми объектами и личным составом, находящимся в местах тушения пожаров.

Информационно-справочная система пожарной безопасности содержит сведения о составе и дислокации пожарных частей в гарнизоне, их оснащении пожарной техникой и ее состоянии, охраняемых объектах, транспортных магистралях в городе и их состоянии, статистические данные о пожарах и т.д.

В городах с небольшим населением и малым количеством пожарных частей экономически выгодно иметь АРМ для оперативного управления силами и средствами пожарной охраны. Ниже приведен состав и назначение АРМ «Диспетчер», разработанное ВНИИПО.

Задачи, решаемые АРМ, сгруппированы в три подсистемы: Мобилизация, Информационное обеспечение служб пожаротушения, Работа с базой данных.

Подсистема Мобилизация содержит комплексы задач: Выезд, Строевая записка, Оповещение, Сбор личного состава, Привлечение сил и средств.

Комплекс Выезд обеспечивает решение задач: Заявка, Обстановка, Передислокация, Техника, Корректировка техники.

Задача Заявка автоматизирует прием первичных и дополнительных сообщений о пожаре, формирование и корректировку проекта приказа на выезд подразделений пожарной охраны и пожарной техники.

Совет

После обработки сообщения о пожаре на экран выводится проект приказа, в котором определены наиболее рациональный состав пожарной техники для тушения пожара на объекте и ее распределение по пожарным подразделениям гарнизона.

Читайте также:  Мерзлые грунты (породы; грунты и горные породы)

При недостатке пожарной техники в боевом расчете на экран выдается сообщение об этом с указанием количества и типов недостающей техники.

Задача Обстановка обеспечивает автоматизацию регистрации всех работ, проводимых подразделениями при тушении пожара, получения справок по пожарам, фиксацию текущего времени работ, проводимых при тушении пожара, и ведение протокола событий.

Диспетчер имеет возможность получить дополнительную информацию об объекте: его характеристику, конструктивные особенности, описание чердачных помещений, подвалов (кабельных тоннелей), о пожароопасных особенностях объекта, местах расположения ближайших гидрантов, сведения о наличии на объекте сильнодействующих ядовитых веществ и др.

Задача Техника предназначена для обработки информации о состоянии пожарной техники «ПТ» в гарнизоне, которая отображается на экране терминала по рубрикам: принадлежность к группе ПТ, состояние ПТ, ПТ в боевом расчете, ПТ на тушении пожара, ПТ на выезде, ПТ в резерве, распределение по типам и количеству ПТ в соответствии с рангом пожара, справка о ПТ по запросу.

Комплекс задач Оповещение обеспечивает подготовку отчетных справок для администрации, органов власти, управления и правоохранительных.

Комплекс задач Сбор личного состава обеспечивает формирование и отображение инструкций и необходимых планов организации сбора личного состава гарнизона при крупных пожарах, порядок формирования резерва, порядок действий подразделений по сигналам гражданской обороны.

Комплекс задач Объект обеспечивает выбор из баз данных необходимых сведений об объектах поиск по их основным характеристикам с использованием различных ключей, получение развернутой информации (текстовой и графической о планах пожаротушения на объектах, справки по основным производствам, зданиям, помещениям, а также исследования возможных путей распространения пожаров с оценкой степени их опасности.

Комплекс задач Водоисточники обеспечивает получение информации об основных водоисточниках (гидранты, водоемы) гарнизона, их адресной, объектовой и геодезической привязке, техническом состоянии и характеристиках.

Обратите внимание

Комплекс задач Службы жизнеобеспечения обеспечивает справочной информацией о службах технического жизнеобеспечения города, инструкциях по организации их работы при ликвидации пожара, функциональных обязанностях сотрудников этих служб.

Дальнейшее развитие информационных технологий несомненно связано с широким использованием локальных, региональных, ведомственных и глобальных компьютерных сетей и цифровых систем передачи данных, что позволит повысить качество информационного обеспечения ГПС, организовать дистанционное обучение, проведение конференций, применять АСПВБ в составе различного рода интегрированных систем безопасности объектов, в том числе построенных по новейшей технологии «Интеллектуальное здание».

В качестве основных направлений дальнейшего внедрения цифровых информационных технологий в целесообразно рассматривать следующие:

унификацию и интеграцию АРМов специалистов ГПС;

переход к решению оперативно-диспетчерских и иных управленческих задач с использованием сетевых решений на основе технологии открытых систем, при этом в качестве основного объекта разработки и внедрения информационных технологий должны рассматриваться подразделения ГПС;

повышение уровня и качества разработок на основе применения математических моделей, описывающих поведение объекта управления или изменения параметров среды.

В конце XX века ВНИИ ГОЧС подготовил пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.

), который был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (МВД, Минздрав, Минсвязи) и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В результате Правительством России было выпущено поручение от 16 июля 1998 г. БН-П4-20705 по вопросу создания ЕДДС в городах РФ.

Источник: https://cyberpedia.su/11×1829.html

Ооо пкф «интекс» смоленск , видеонаблюдение

СПО «ИСТОК-СМ»

Специализированное программное обеспечение «ИСТОК-СМ» для подключения пожарной сигнализации на пульт ЕДДС–112 и ДДС экстренного реагирования

Типовое решение для дежурно-диспетчерских служб экстренного реагирования

Типовое решение на базе СПО «ИСТОК-СМ» — это уникальная не имеющая аналогов система мгновенного обмена информацией и групповой работы, служб реагирования разной ведомственной принадлежности, способная охватить сотни организаций-участников занятых в аварийных и спасательных работах и обеспечить оперативное принятие решений, основанное на последних сводках.

Внедрение типового решения на базе СПО «ИСТОК-СМ» в ЦУКС, ЕДДС и ДДС экстренного реагирования позволяет принимать решения быстрее, так как ускоряет сбор, обработку и распределение информации во всех службах взаимодействия мгновенно на всех уровнях.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «ИСТОК-СМ»

Важно

Программный комплекс «ИСТОК-СМ», предназначен для автоматизации работы дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при создании системы-112 и объединенной системы оперативно диспетчерского управления.

Комплекс разработан ЗАО НТЛ «НЭКСТ ТЕХНИКА, имеющее свидетельство о государственной регистрации, сертификат МЧС РФ и ГОСТ Р., положительное заключение ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС РФ для использования при создании системы-112 и объединенной системы оперативно диспетчерского управления.

Комплекс«ИСТОК-СМ»представляет собой систему приема и обработки вызовов о происшествиях от населения, сигналов от объектов мониторинга, мгновенного обмена информацией и групповой работы, служб реагирования различной ведомственной принадлежности. Информационные системы, построенные на базе комплекса «ИСТОК-СМ» способны охватить сотни организаций, занятых в аварийных и спасательных работах, обеспечить оперативное принятие решений, основанное на последних данных, полученных с мест происшествий.

На базе комплекса «ИСТОК-СМ» может быть создана модель локальной обработки и хранения данных либо модель удаленной обработки и хранения данных системы-112.

ФУНКЦИОНАЛ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «ИСТОК-СМ»

Задачи, решаемые функциональными модулями «ИСТОК-СМ»:

·         сопряжение с узлом обеспечения вызовов экстренных оперативных служб;

·         прием и обработка вызовов и сообщений о происшествиях и ЧС;

 ·         запись телефонных и радио-переговоров;

 ·         поддержка принятия решения;

 ·         управление силами и средствами служб реагирования;

 ·         контроль оперативной обстановки по реагированию на происшествия (ЧС) на разных уровнях управления;

 ·         оповещение о ЧС по службам и лицам;

 ·         видеоконференцсвязь и обмен мгновенными сообщениями;

 ·         мониторинг стационарных и подвижных объектов;

 ·         обеспечение хранения и актуализации баз данных;

 ·         подготовка и формирования отчетов по вызовам, происшествиям, реагированию и др.;

 ·         аналитика для проведения моделирования, анализа и прогнозирования ЧС;

 ·         подготовка и ввод информации в базу данных (словари, справочники, классификаторы, строевые записки и др.);

 ·         ГИС с редактором карт;

 ·         интеграция с другими информационными системами;

 ·         консультативное обслуживание населения и взаимодействие со службами;

 ·         определение уровня доступа и прав пользователей.

Система передачи-приема тревожных извещений «Горизонт-НТ»

На базе СПО «ИСТОК-СМ» в Смоленске работает система передачи-приема тревожных извещений «Горизонт-НТ»

Пульт RC 

Пульт RC предназначен для использования в качестве приемного устройства в охранных, пожарных системах, системах телеметрии. Пульт дополнительно может комплектоваться приемными модулями для организации многочастотного варианта и модулем связи для работы в Интернет.

Пульт обеспечивает:

прием радиосообщений;

прием сообщений по телефонным линиям;

обмен информацией с внешними устройствами.

RC имеет модульную конструкцию, микропроцессорную систему управления, ВЧ-разъем, разъемы для подключения внешних устройств. Встроенный терминал позволяет использовать ПО производителя для установки необходимых параметров, осуществления проверки работоспособности и соединений с внешними устройствами.

Передатчик TR

Передатчики TR-001, TR-002 предназначены для использования в охранных, пожарных системах, системах телеметрии и подобных системах с протоколом производителя в одночастотном режиме или режиме «скачущей» частоты.

TR имеет:

последовательный порт;

синтезированную сетку частот;

программируемые производителем параметры;

тестовый сигнал для контроля состояния передатчика.

Передатчики TR поддерживают протокол оборудования АСПС «Бирюза» и приборов серии «А».

Ретранслятор REP

Ретранслятор REP предназначен для использования в охранных, пожарных системах, системах телеметрии.

Ретранслятор обеспечивает:

прием / передачу сообщений;

проверку собственной работоспособности;

защиту от самовозбуждения.

REP собран в унифицированном корпусе из унифицированных модулей. Необходимые параметры, протокол и порядок работы ретранслятора устанавливаются производителем с помощью инсталлированного в микропроцессор ПО.

Источник: http://www.intex-sm.ru/index.php/uslugi/2-uncategorised

Ссылка на основную публикацию