Теория гражданской обороны

Основные понятия и определения; задачи гражданской обороны

1. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи

В феврале 1918 г. России пришлось принимать меры по защите Петрограда от бомбардировок германских аэропланов. Комитет обороны обратился с воззванием к населению города.

В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам, о правилах поведения при воздушном нападении.

Так зарождалась система противовоздушной обороны (ПВО) в России.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации — Местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), а впоследствии (в 1961 г.) на ее основе была создана система Гражданской обороны.

Обратите внимание

В ходе Великой Отечественной войны подтвердилась целесообразность проводившихся в МПВО инженерно-технических мероприятий (строительство командных пунктов, убежищ и укрытий). МПВО страны обеспечило укрытие в убежищах, землянках и щелях 25 млн. человек.

Появление атомного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП) — химического и бактериологического — потребовало новых способов и средств защиты населения. В свете этого Гражданская оборона (ГО), созданная в 1961 г., стала системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно на всей территории страны.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Гражданской обороне» от 28 января 1998 г., Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Силы Гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. На вооружении войск Гражданской обороны имеется специальное вооружение и техника.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента фактического начала военных действий, а также по особому указанию в мирное время при стихийных бедствиях, крупных авариях, катастрофах.

Служба Гражданской обороны — служба, предназначенная для организации мероприятий Гражданской обороны, включая подготовку необходимых сил и средств.

Задачами Гражданской обороны являются:

•    обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в результате этих действий;

•    оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;

•    эвакуация населения, материальных, и культурных ценностей в безопасные районы;

•    предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты;

•    проведение аварийно-спасательных работ.

2. Организация управления Гражданской обороной

Государство заблаговременно, в мирное время, ведет подготовку экономики и объектов с учетом развития вооружения и средств защиты населения, возникающих при ведении военных действий.

Введение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны или введения Президентом Российской Федерации военного положения на какой-либо территории России.

Важно

При этом Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области Гражданской обороны.

Все органы исполнительной власти и организации:

•    планируют и организуют проведение мероприятий по Гражданской обороне;

•    осуществляют обучение населения и своих работников;

•    проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.

•    Каждый гражданин России:

•    принимает участие в мероприятиях по Гражданской обороне;

•    проходит обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы или учебы.

Управление Гражданской обороной в стране осуществляют:

•    федеральный орган исполнительной власти — МЧС России, специально уполномоченный на решение задач в области Гражданской обороны, и его территориальные органы;

•    специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в области Гражданской обороны.

3. Структура и органы управления Гражданской обороной

В стране создаются службы:

•    федеральные,

•    республиканские,

•    областные,

•    автономной области и округов,

•    районные и городские службы Гражданской обороны,

•    службы Гражданской обороны организаций.

•    На территориях есть службы:

•    аварийно-спасательные,

•    экстренной медицинской службы в ЧС,

•    наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками ЧС,

•    противопожарные,

•    оповещения и связи,

•    торговли и питания и др.

Гражданские организации Гражданской обороны — это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу. Они владеют специальной техникой и имуществом, а личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В них зачисляются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Территория, отнесенная к Гражданской обороне — это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение.

Формирования Гражданской обороны подразделяются:

• по назначению — общего назначения и служб Гражданской обороны (специального назначения);

• по подчиненности — территориальные и объектовые;

•    по срокам (степени) готовности — повышенной и обычной.

Формирования Гражданской обороны обычно создаются в виде отрядов (200…400 человек), команд (50…150 человек), групп (15…20 человек) и звеньев (3… 10 человек).

К формированиям общего назначения относятся:

•    сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы),

•    сводные отряды (команды) механизации работ.

Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; для оказания первой медицинской помощи пострадавшим и их доставки к местам погрузки; для расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений; для локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и др.

Объектовые формирования служб Гражданской обороны предназначаются для выполнения специальных мероприятий по проведению спасательных работ (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.) и усиления формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников Гражданской обороны объектов.

Территориальные формирования (общего назначения и служб Гражданской обороны) используются по планам начальников ГО района, города, республики для ведения АС и ДНР на наиболее важных объектах самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями.

Отделы Гражданской обороны совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в состоянии готовности (как приложения к плану Гражданской обороны объекта).

Для борьбы с лесными пожарами, для ликвидации стихийных бедствий, аварий (катастроф) часть территориальных и объектовых формирований в мирное время содержится в состоянии повышенной готовности. Эти формирования обеспечиваются необходимым имуществом (средствами индивидуальной защиты, в первую очередь приборами радиационной и химической разведки).

Для решения задач по защите личного состава формирований и населения, а также для специальной обработки транспорта и техники на крупных предприятиях, особенно химической промышленности, развертывается сеть учреждений. К ним относятся:

•    лаборатории Гражданской обороны (радиометрические и химические);

•    стационарные обмывочные пункты (СОП),

•    станции обеззараживания одежды (СОО),

•    станции обеззараживания транспорта (СОТ).

Совет

Учреждения Гражданской обороны создаются на базе предприятий коммунального хозяйства, автохозяйств и других учреждений по решению соответствующих начальников Гражданской обороны.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

Пароль на архив: privetstudent.com

Источник: http://privetstudent.com/referaty/bgd/628-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya-zadachi-grazhdanskoy-oborony.html

Задачи, принципы организации и ведения гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО)— система мероприятий по подготовке к за­щите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на терри­тории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий.

Службы гражданской обороныпредназначены для проведения меро­приятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспече­ние действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации ГО— формирования, создаваемые по терри­ториально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Формирования создаются для проведения аварийно-спасательных и других не­отложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоак­тивному, химическому, биологическому и иному загрязнению, обеззараживании на­селения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

Формирования подразделяются:

• по подчиненности — на территориальные и объектовые;

• по предназначению — на формирования общего назначения и формирования служб гражданской обороны.

Территориальные формированиясоздаются на базе организаций и применя­ются для выполнения мероприятий ГО в интересах области (края), города (района), наращивания группировки сил ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках.

Объектовые формированиясоздаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, в тех организациях, на базе которых они созданы.

Формирования общего назначенияпредназначаются для выполнения аварий­но-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (загряз­нения) и зонах катастрофического затопления. К формированиям общего назначения относятся: сводные команды (группы), сводные команды (группы) механизации ра­бот, спасательные команды (группы).

Формирования служб ГОсоздаются службами ГО и предназначены для вы­полнения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неот­ложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспе­чения их действий, а также самостоятельного выполнения задач ГО.

В соответствии с законом о Гражданской обороне основными задачами в об­ласти ГО являются:

• обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий;

• оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслу­живание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предос­тавление жилья и принятие других мер;

• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследст­вие этих действий;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому заражению и др.;

• обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение дру­гих необходимых мероприятий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при веде­нии военных действий или вследствие этих действий;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, су­щественно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу.

Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ведение ГО на территории Российской Федерации или в отдельных ее местно­стях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала воен­ных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положе­ния на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Читайте также:  Идентификация химических веществ

Руководство ГО в Российской Федерации осуществляет Правительство Россий­ской Федерации; в федеральных органах исполнительной власти и организациях — их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов и орга­низаций; на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний — главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ру­ководители местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

Управление ГО осуществляется соответствующими органами (штабами по де­лам ГО) всех уровней, специально уполномоченными на решение задач в области ГО, созданными в установленном порядке.

Силами ГО являются воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации (формирования) ГО.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские форми­рования (воинские части и подразделения), аварийно-спасательные службы и аварий­но-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

В гражданские организации ГО (формирования) могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте 18-60 лет, женщины в возрасте 18-55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее образование и имеющих детей в возрасте до 3 лет.

В Российской Федерации созданы и функционируют федеральные службы гражданской обороны:

• федеральная медицинская служба гражданской обороны;

• федеральная противопожарная служба гражданской обороны;

• федеральная служба гражданской обороны по охране общественного порядка;

• федеральная служба гражданской обороны по защите животных и растений;

• федеральная служба гражданской обороны по защите культурных ценностей.

На федеральные службы ГО возлагается решение следующих основных задач:

• на федеральную медицинскую службу ГО — организация и проведение меди­ко-санитарного обеспечения населения;

• на федеральную противопожарную службу ГО — организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;

• на федеральную службу ГО охраны общественного порядка — организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;

Обратите внимание

на федеральную службу ГО защиты животных и растений — организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений;

• на федеральную службу ГО культурных ценностей — организация и проведе­ние мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятни­ков истории и культуры.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 858;

Источник: https://poznayka.org/s39058t1.html

Как гражданская оборона меняется вслед за возникающими вызовами

Алексей Григорьевич, 20 декабря 2016 года президентом РФ были утверждены Основы госполитики в области гражданской обороны на период до 2030 года, регламентирующие концептуальные положения современного облика гражданской обороны страны.

Многие по привычке ждали, что будут отремонтированы бомбоубежища, что напомнят населению про вспышку слева, вспышку справа, закупят новые противогазы. Но тропу в ядерный бункер по новой так и не проложили.

Значит, дело в другом и защита от ядерного нападения более не актуальна?

Алексей Чириков: Считается, что генералы всегда готовятся к прошлым войнам. К счастью, это не про нас, хотя раз ядерное оружие в мире не исчезло, то современная гражданская оборона обязана учитывать и этот фактор.

МЧС: Спасатели предотвратили энергетическую катастрофу в Якутии

Но в последнее время возникли и продолжают возникать другие угрозы.

Опасность их реализации более велика, чем, скажем, вероятность атаки ядерным оружием по нашей территории. Поэтому планы по гражданской обороне не могут их не учитывать.

В меняющемся мире нет ничего статичного, и мы разрабатываем и отрабатываем варианты защиты от новых угроз.

То есть на смену ядерному бункеру, образно говоря, идет нанобункер?

Алексей Чириков: Если вы имеете в виду развитие наносферы и угроз, связанных с нанооружием, биооружием и другими видами вооружений, основанных на новых физических принципах, то, может быть, и так. Но все это не более чем красивая метафора.

Если же говорить профессиональным языком, то цель государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года — обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.

Это часть системы нацбезопасности и обороноспособности страны, задачей которой является, если говорить по-простому, сохранение здоровья и жизни населения при любых, даже самых непредвиденных и экзотических обстоятельствах.

Но в общем и целом специалисты в области угроз, стратеги, аналитики все равно должны просчитывать набор тех угроз, которые наиболее опасны. Что сказано в новой концепции гражданской обороны?

Алексей Чириков: Основы госполитики определяют стратегические направления. Гражданская оборона как составная часть оборонного строительства и обеспечения безопасности государства выполняет три важнейшие функции: социальную, оборонную и экономическую.

Во-первых, обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим. Во-вторых, сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны. И, в-третьих, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных ценностей.

Для того чтобы добиться решения поставленных задач, зампредом правительства РФ Дмитрием Рогозиным был утвержден План мероприятий по реализации Основ госполитики в области гражданской обороны на период до 2030 года (N 4210п-П4 от 20 июня 2017 года).

Важно

На сегодняшний день сформирована разветвленная система управления гражданской обороной. Обеспечение деятельности по управлению гражданской обороной возложено на Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, который также создан относительно недавно, именно в условиях меняющихся угроз и рисков.

В целях укрепления набезопасности и обеспечения устойчивого развития страны с 2012 года проведена большая работа по приданию нового облика системе гражданской обороны Актуализированы нормативные правовые и методические документы в области гражданской обороны.

РФ, Белоруссия и Казахстан договорились сообща бороться с катастрофами

Всего было внесено более 220 изменений в нормативные правовые акты и нормативно-технические документы в области гражданской обороны, из них более 20 изменений в федеральные законы; более 50 изменений в указы президента РФ, более 55 изменений в постановления правительства РФ, более 80 изменений в приказы МЧС России; более 20 изменений в ГОСТы и своды правил. Все это было необходимо, поскольку со временем устаревали все стандарты и требования к обеспечению безопасности.

Если брать нашу службу, то в МЧС России проведена большая работа по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала. Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.

А при чем тут пожары, когда мы говорим о гражданской обороне?

Алексей Чириков: Опять же вы как человек еще советского поколения придерживаетесь привычного стереотипа, что гражданская оборона — это только защита от ядерного нападения. А это уже давно не так.

Не хотел бы показаться футурологом-фантастом, но все наверняка слышали о климатическом оружии. Есть оно или нет, вопрос отдельный, но то, что количество природных катастроф в мире растет, это факт.

И специалисты по гражданской обороне не могут не учитывать, что меняется климат.

Растет количество пожаров из-за длительных периодов засухи, а где-то, наоборот, длительные или сильные осадки губят все на корню и затапливают большие территории. Это тоже сфера гражданской обороны.

А раз так, то из мест, оказавшихся в зоне ЧС, должна проводиться эвакуация населения, частичная или полная. Но по каким правилам и нормативам? Если брать старые нормы, скажем, для зон радиоактивного заражения, то они уже не годятся и не применимы для зон нынешних ЧС.

Поэтому в соответствии с постановлением правительства РФ от 3 февраля 2016 г. N 61 изменены правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.

Использование новых подходов к эвакуации граждан предполагает корректировку планов эвакуации и значительное сокращение количества населения, планируемого к эвакуации, что сократит временные рамки и материальные ресурсы. И это я привел лишь один пример для наглядности.

Но это речь о природных угрозах, а если брать, так сказать, рукотворные. Не от санкций же защищаться?

Алексей Чириков: Понятно, что опасность ядерного нападения сейчас не так велика, как в годы холодной войны. Паритет в ядерной сфере сохраняется. И наши потенциальные геополитические противники это знают, а потому разрабатывают новые стратегии.

Если десятилетия назад перед нашими противниками стояла задача уничтожить тылы, чтобы ослабить сопротивление, то сейчас ничего этого не требуется. Не надо запускать ракеты.

Западные политтехнологи научились с помощью нейролингвистических, психологических тренингов, идеологического оболванивания, даже гипнотического внушения добиваться того, чтобы эти тылы сами шли и сметали свои правительства, а также тех, кто находится на переднем крае обороны.

Совет

Весь мир это видит по реализации сценариев так называемых цветных революций в разных странах. А от них противогазом не защитишься и в бункере не спрячешься.

Это лишь один пример новых угроз и рукотворных стратегий. Кстати, их много. Например, киберпреступность, психологическое влияние и зомбирование на уровне подсознания. Еще несколько лет назад эти словосочетания казались из области фантастики, а сейчас уже с помощью компьютера можно убить человека или обрушить финансовые рынки и экономики целых стран.

Но помимо этих высокотехнологических угроз сохраняются и привычные угрозы, связанные с природными и техногенными катастрофами и авариями.

К ним мы в МЧС России готовимся на современном уровне. Силы гражданской обороны сегодня составляют подготовленные специалисты, современная техника и экипировка, существенный авиационный сегмент, подразделения, которые работают на воде, под водой, на суше и в воздухе.

Российские и португальские спасатели договорились о сотрудничестве

Общая группировка сил гражданской обороны на сегодняшний день составляет более 1,2 миллиона человек.

Подразделения сил гражданской обороны ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и оказанию практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.

4 октября страна отметит 85-ю годовщину со дня образования гражданской обороны. Это хороший повод, чтобы оглянуться, оценить проделанный путь, подвести итоги и двигаться вперед.

Существует стереотип, что гражданская оборона — это только защита от ядерного нападения.

А это уже давно не так

Алексей Чириков: Да, исторической датой создания гражданской обороны в России является 4 октября 1932 года, когда постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о местной противовоздушной обороне территории СССР».

Этот документ послужил основой для создания структуры, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха. Цель создания МПВО обеспечить от воздушной опасности проведение операций армии, бесперебойную деятельность тыла и защитить население.

Читайте также:  Огнетушащие порошки: состав, недостатки, назначение

Тогда никто и в самых смелых фантазиях не мог помыслить, что через 85 лет мы будем разрабатывать контрмеры, чтобы преступник не нажал всего лишь одну кнопку на клавиатуре своего личного компьютера.

Обратите внимание

Фантастикой были преступления с массовыми жертвами, которые можно устроить, не вставая с дивана. А сейчас это реальность наших дней. И ко всем угрозам мы готовимся и просчитываем.

Сейчас мы живем в совершенно ином мире, нежели 85 лет назад, соответственно и подходы к решению новых задач другие.

Источник: https://rg.ru/2017/10/03/kak-grazhdanskaia-oborona-meniaetsia-vsled-za-voznikaiushchimi-vyzovami.html

Гражданская оборона в современных условиях



За последние годы произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире. В результате распада СССР и социалистического лагеря, а вместе с ними и военного блока стран Варшавского Договора исчезла идеологическая конфронтация России с зарубежными странами, уменьшилось военное противостояние.

Принятые решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снизили возможность, прежде всего, массированного применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах.

В связи с этим появились даже высказывания, что внешней военной опасности для России больше не существует. Однако такое утверждение не соответствует реалиям.

В результате смягчения международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации, действительно, уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться, а при определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

В современных войнах и вооруженных конфликтах проблема защиты населения и территорий от опасностей в современной жизни, возникающих при военных действиях и вследствие их, будет весьма актуальной.

Следовательно, гражданская оборона в современных условиях, призванная обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени, была, есть и в обозримом будущем будет важной государственной функцией:

В полном объеме роль и место гражданской обороны в современных условиях определяются решаемыми ею задачами, содержание и способы, выполнения которых могут меняться в зависимости от конкретных условий обстановки.

К основным задачам гражданской обороны с позиций сегодняшнего дня можно отнести [1]:

‒ оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;

‒ эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей;

‒ инженерную, радиационную, химическую, медико-биологическую и противопожарную защиту населения;

‒ защиту водоисточников (систем водоснабжения), продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;

‒ повышение устойчивости функционирования объектов;

‒ проведение мероприятий по комплексной маскировке;

‒ проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

‒ первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

‒ восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;

‒ срочное захоронение трупов; всеобщее обучение населения;

‒ обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны;

‒ организацию управления мероприятиями гражданской обороны;

‒ участие сил гражданской обороны в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Важно

иную деятельность, необходимую для осуществления задач гражданской обороны, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.

Анализ перечисленных задач позволяет констатировать, что гражданская оборона в современных условиях является одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности России, составной частью оборонной функции государства.

Гражданская оборона в современных условиях решает проблемы сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны.

Обеспечивает защиту и жизнедеятельность населения в военное время, спасая и оказывая помощь пораженным и пострадавшим, гражданская оборона в современных условиях монопольно решает важнейшую часть социальных функций государства.

Повышает устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения в условиях войны, а в конечном итоге — наносимый противником ущерб, гражданская оборона в современных условиях осуществляет значительный объем экономических функций государства.

Сегодня, в начале нового тысячелетия, можно констатировать, все более нарастающий процесс обострения проблем обеспечения безопасности, как отдельной личности, так и всего человечества в целом.

Новый век несет в себе возрастание угроз техногенного характера, увеличение рисков возникновения экологических, климатических, социальных, экономических и многих других катастроф и стихийных бедствий.

Актуальность проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий не снижается.

Совет

В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

К возможному оружию на новых физических принципах, прежде всего, нелетального воздействия, можно отнести [2,3]:

‒ лазерное оружие;

‒ источники некогерентного света;

‒ СВЧ оружие; инфразвуковое оружие;

‒ средства радиоэлектронной борьбы; средства информационной борьбы;

‒ высокоточное оружие нового поколения (интеллектуальные боеприпасы);

‒ метеорологическое, геофизическое оружие;

‒ биологическое оружие нового поколения (включая психотропные средства);

‒ биотехнологические средства; химическое оружие нового поколения;

‒ оружие электромагнитного импульса;

‒ психотропное оружие;

‒ парапсихологические методы.

Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10–15 лет, а в некоторых странах возможно и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

Сегодня общепризнанно — эпоха противостояния массовых многомиллионных армий в период войны завершается. Есть все основания считать, что уже в недалекой перспективе ведущая роль в войнах будет отводиться политическим, экономическим, информационным и другим средствам борьбы.

Для лишения противника возможности активного сопротивления в современных войнах и вооруженных конфликтах удары, как подчеркивалось выше, будут наноситься по наиболее важным объектам экономики и инфраструктуры, к которым, по взглядам военных стратегов, можно отнести: пункты управления [3]:

‒ узлы связи, радиовещательные станции, телецентры;

‒ узлы железных дорог;

‒ ж.д. мосты (основные ж. д. направления);

‒ автодорожные мосты федеральных магистралей;

‒ морские (речные) порты, базы, аэропорты, космодромы;

‒ насосные станции магистральных трубопроводов;

‒ склады госрезервов, трубопроводов;

‒ склады госрезервов;

‒ атомные станции;

‒ гидроэлектростанции;

‒ тепловые электростанции;

‒ подстанции ЛЭП;

‒ склады ГСМ, нефтебазы;

‒ нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства;

‒ производства оборонного комплекса;

‒ производства цветной и черной металлургии;

‒ производства машиностроения;

‒ производства электрооборудования.

По оценочным прогнозам, в случае возникновения войны, даже только с применением обычного оружия, она приобретет черты повышенного риска из-за угрозы разрушения потенциально опасных объектов и, фактически, становится подобием войны с применением оружия массового поражения.

Хотелось бы подчеркнуть, что роль гражданской обороны страны в современных войнах и в современных условиях резко возрастает. Она приобретает большую значимость для государства, становится военно-стратегическим фактором.

Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что гражданская оборона не может оставаться в прежнем виде, необходима ее реформа.

По нашему мнению, наиболее реальный путь реформирования гражданской обороны — это создание на базе РСЧС и системы гражданской обороны действительно единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Российской системы гражданской защиты (РСГЗ):

Обратите внимание

Во-первых, возможность отнести вопросы гражданской защиты к предмету совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что позволит повысить ответственность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, прежде всего, за защиту населения и территорий в военное время.

Во-вторых, создать единое правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны.

В-третьих, создать одни и те же органы управления, системы связи, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит плавный переход созданной системы с мирного на военное время, более качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время.

В-четвертых, сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и ГО на решении задач как мирного, так и военного времени.

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, должна строиться по принципу стратегической мобильности.

Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.

Каждый регион должен стать более самостоятельным, чтобы мог решать задачи, как правило, своими силами.

Это можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств, в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.

Литература:

  1. Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998. (в действующей редакции.).
  2. Мазурин Е. П. Гражданская оборона: учебное пособие/Е. П. Мазурин, Р. И. Айзман. — Новосибирск: АРТА, 2011.-263с.
  3. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие / Под общ. Ред.Г. Н. Кириллова.-6-е изд.-М.: Институт риска и безопасности,2010.-536с.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, военное время, Российская Федерация, гражданская защита, средство, ядерное оружие, техногенный характер, местное самоуправление, массовое поражение, Россия.

Источник: https://moluch.ru/archive/124/34286/

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
  8. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
  10. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  11. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  12. срочное захоронение трупов в военное время;
  13. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Принципы организации и ведения гражданской обороны

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. 2.

Читайте также:  Оказание первой помощи при ранах: виды ран и остановка кровотечения

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.

Важно

Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Руководит министерством С.К. Шойгу.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Войска гражданской обороны, входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Военнослужащие войск гражданской обороны проходят службу в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и его территориальных органах (МЧС России).

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Совет

Основными задачами войск гражданской обороны являются: эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий и др.

Понятие «гражданская оборона» входит в содержание более широкого понятия «гражданская защита», под которой понимается совокупность всей гуманитарной деятельности, связанной с защитой населения, окружающей природной среды и собственности (имущества) в случае аварий, стихийных бедствий и воздействия оружия в мирное и военное время. Конкретным содержанием этой деятельности является спасение жизни, имущества и окружающей среды в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях специальными гражданскими силами, средствами и мерами в мирное и военное время.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под обороной РФ? 2. Какие нормативно правовые акты лежат в основе обороны РФ? 3. Какие обязанности в области обороны установлены российским законодательством для граждан и организаций независимо от форм собственности? 4.

Какие мероприятия включает себя организация обороны? 5. Перечислите полномочия органов государственной власти РФ в области обороны. 6. Дайте характеристику полномочий организаций и граждан в области обороны. 7.

Что понимается под Вооруженными Силами РФ, какова их структура и предназначение? 8. Какими нормативно- правовыми актами регламентируется военное положение? 9. Какие нормативно-правовые акты РФ лежат в основе мобилизации и мобилизационной подготовки? 10.

Что понимается под гражданской обороной? 11. Перечислите основные задачи и принципы гражданской обороны.

12. Для чего создаются силы гражданской обороны?

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdpravo/bgdpravo1_82.html

Принципы построения Гражданской обороны Гражданская Оборона Это

Принципы построения Гражданской обороны

Гражданская Оборона Это специально разработанная система действий и мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей страны от возникающих в результате военных манипуляций или чрезвычайных происшествий опасностей.

А также в подготовке и обучении людей в данной области. Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности населения. Для ее выполнения страны предпринимают различные действия по ведению и организации ГО.

Обратите внимание

Основные задачи гражданской обороны заключаются в своевременной помощи, защите от нападения врага, катастроф техногенного или природного характера и других опасностей крупных масштабов.

Основные задачи 1. Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д. ); 2.

Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф; 3.

Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой; 4. Повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

Основные задачи 5. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; 6. Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов; 7.

Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 8.

Накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

Основные задачи 9. Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением; 10.

Эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления; 11.

Важно

Организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях; 12. Обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийновосстановительных работ.

Сигналы Гражданской Обороны

Принципы организации и ведения гражданской обороны 1. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения; 2. Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

Система Гражданской Обороны Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д. ).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия, а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти.

Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

Система Гражданской Обороны 1. Органы повседневного управления по обеспечению защиты населения; 2. Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны; 3. Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации; 4. Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Силы Гражданской Обороны К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны. Порядок действий вооружённых сил закреплен законодательством РК, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется президентом РК.

Силы Гражданской Обороны 1. Также указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РК: 2. На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное). 3.

Совет

Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения определённого образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны. 4. Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РК.

При этом денежные средства выделяются на разных уровнях в зависимости от того, какие формирования финансируются.

Руководство Гражданской Обороной Руководство ГО в РК в соответствии с законом осуществляется правительством страны. Государственную политику в этой же области проводит государственный орган исполнительной власти на основании полномочий, которыми его наделил президент.

На уровне субъектов государства и муниципальных образований правление гражданской обороной осуществляют главы исполнительной власти субъектов и муниципалитетов соответственно. Начальники полностью ручаются и отвечают за организацию и проведение мероприятий по охране и защите населения.

Для того чтобы своевременно, на соответствующей территории и в полной мере были выполнены задачи в области гражданской обороны, в РК законодательно закреплены следующие органы правления гражданской обороной:

Руководство Гражданской Обороной 1. Орган исполнительной власти в области ГО государственного значения. Данный орган власти осуществляет соответствующее регулирование всех нижестоящих по уровню органов и организаций.

Обладает специальными разрешительными, надзорными и контрольными функциями, для того чтобы были обеспечены цели и задачи гражданской обороны. 2. Территориальные исполнительные органы власти ГО.

Это региональные центры по ликвидации следствий стихийных бедствий, помощи в момент чрезвычайных ситуаций, в целом уполномоченные решать любые задачи гражданской обороны на территории отдельного субъекта или муниципального образования.

Обратите внимание

Такие органы комплектуются военнослужащими воинских формирований государственного органа власти, а также руководящими лицами состава противопожарной службы государственного уровня и гражданским персоналом. Руководство территориальных органов назначается и снимается с должности начальством исполнительного органа. Освободить их от занимаемой должности вправе также президент РК.

Руководство Гражданской Обороной 3. Структурные подразделения органов власти республиканского значения исполнительного характера. 4. Структурные подразделения организаций (работники).

Полномочия исполнительных органов власти в сфере Гражданской Обороны Органы исполнительной власти в сфере ГО могут и должны: 1.

Принимать нормативно-правовые акты в данной сфере, доводить до сведения информацию, содержащуюся в них, компетентным организациям, контролировать их соблюдение и выполнение; 2.

Разрабатывать план гражданской обороны, при этом согласовав его с федеральным органом власти; 3. Проводить мероприятия и процедуры по гражданской обороне, создавать необходимые силы и средства защиты;

Полномочия исполнительных органов власти в сфере Гражданской Обороны 4. Проводить комплекс мероприятий предназначенных для сохранения объектов, крайне важных для функционирования экономики и сохранения жизни людей; 5.

Создавать и следить за постоянной готовностью комплекса технических устройств управления гражданской обороны, а также за системами оповещения населения; 6.

Создавать и следить за сохранностью запасов провизии, медикаментов и иных необходимых средств.

Список источников 1. https: //ru. wikipedia. org/wiki/Гражданская_оборона 2. http: //www. mchs. gov. ru/activities/Grazhdanskaja_oborona/Istorij a/ 3. http: //www. lebadm. lipetsk. ru/doci/goihs/go 20 vek. htm 4. http: //41. mchs. gov. ru/document/534420 5. http: //www. studfiles. ru/preview/514514/

МБУК ЦСОБ Библиотека№ 12 Полухова А. И.

Источник: https://present5.com/principy-postroeniya-grazhdanskoj-oborony-grazhdanskaya-oborona-eto/

Ссылка на основную публикацию