1.1 Понятие и сущность аварийно-спасательных работ
Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные (на нефтяных скважинах), а также аварийно-спасательные, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и ряд других подобных работ, перечень которых в необходимых случаях уточняется Правительством РФ.
Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований.
Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.
Руководитель объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях.
Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем — первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения.
Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:
— приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
— единоначалие руководства;
— оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;
— постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.
Вместе с тем Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.
Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае — это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах.
В другом — это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений.
В третьем — быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).
Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.
Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руководитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС.
Он ставит конкретные задачи формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава.
Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинскому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания работ.
Источник: http://trud.bobrodobro.ru/5333
Основы организации и ведения аварийно спасательных работ — PDF
1 СМК-УМК МЧС РОССИИ Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы.
Мурманский филиал Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы организации и ведения АСР» Управление документацией Основы организации и ведения аварийно спасательных работ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Обсуждено на заседании кафедры, протокол 22 от 28 июня 2014 года Железногорск 2014 Должность Фамилия/ Подпись Дата Разработал Начальник кафедры ТиАСР Домаев Е.В. Стр. 1 из 21
2 Введение Цель настоящего учебно-методического пособия оказать помощь слушателям заочникам по специальности «Пожарная безопасность» в изучении курса «Основы организации и ведения аварийно спасательных работ». Основной учебный материал программы курса в пособии распределён на семь тем и даны общие методические указания к решению задач и выполнению контрольной работы.
Выполняя контрольную работу, слушатели заочники приобретают умение самостоятельно мыслить, устанавливать взаимосвязи между изучаемыми предметами, овладевают навыками самообразования. Для развития профессионального мышления слушателей заочников предложены такие формы задания, которые, углубляя теоретические знания, обучают мышлению и прививают навыки работы со справочной литературой.
Выполнение каждого практического задания контрольной работы представляет собой самостоятельные научные исследования с постановкой задачи и её теоретическим обоснованием (расчетом), по результатам которого необходимо сделать промежуточные и общий выводы. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1.
Виды аварийно-спасательных работ Основные понятия и определения, общая характеристика аварийно- спасательных и других неотложных работ проводимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования, предъявляемые к организации аварийноспасательных и других неотложных работ.
Порядок создания группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций различного характера и при ведении военных действий и эшелонирование ее для проведения АСДН. Факторы, влияющие на эффективность ведения АСДНР. Исходные данные для принятия решения о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Содержание этапов и последовательность проведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации и очагах поражения. Особенности проведения АСНДР в зонах ЧС природного и техногенного характера. Способы поиска, обнаружения, деблокирования и эвакуации пострадавших при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Рекомендуемая литература: основная [2,3]; дополнительная [7,9,10]; нормативные правовые акты: [16,17,19,20,26] Тема 2. Организация подготовки поисково-спасательных служб к действиям в чрезвычайных ситуациях Место и роль руководителей и личного состава аварийно — спасательных формирований, участвующих АСДНР, в повышении эффективности их в проведения. Стр. 2 из 21
3 Обязанности должностных лиц и личного состава для достижения постоянной высокой готовности аварийно — спасательных формирований. Методика и порядок выработки решения на проведение аварийно-спасательных работ. Порядок применения сил и средств для ведения спасательных работ.
Работа командира аварийно — спасательного формирования в районах сбора и выдвижения в зону чрезвычайной ситуации. Основные технологии проведения поисковоспасательных работ. Рекомендуемая литература: основная [1,3]; дополнительная [11,12]; нормативные правовые акты: [16,20,21]. Тема 3.
Особенности проведения АСДНР в зонах ЧС техногенного характера Классификация и причины возникновения аварий на радиационно-опасных объектах (РОО). Особенности прогнозирования масштабов радиационного заражения. Признаки поражения человека при различных дозах облучения, нормативы облучения.
Порядок принятия решений о мерах защиты населения в случае крупной радиационной аварии с радиоактивным заражением территории. Характеристика зон радиоактивного загрязнения, фазы аварии и поражающие факторы. Виды радиационного воздействия, меры защиты от радиации. Цель и задачи радиационной разведки и дозиметрического контроля.
Организации наблюдения за радиационной обстановкой в районе проведения аварийно-спасательных работ (АСР). Виды аварийно-спасательных работ при авариях на радиационно-опасных объектах. Основные технологии проведения аварийно-спасательных работ: этапы, задачи и принципы проведения АСР в случае радиационной аварии.
Особенности организации системы индивидуальной защиты, персонала, привлекаемого к проведению работ по ликвидации последствий радиационной аварии. Организация подготовки поисково-спасательных служб к действиям при авариях на радиационно-опасных объектах. Безопасность аварийно-спасательных работ при авариях на радиационно-опасных объектах.
Рекомендуемая литература: основная [1, 3]; дополнительная [11,12]; нормативные правовые акты: [18,19,22]. Тема 4. Аварийно-спасательные работы при авариях на химически опасных объектах. Основные понятия и характеристики поражающих факторов при авариях на химически опасных объектах.
Классификация химически опасных веществ по характеру воздействия на организм человека. Основные характеристики токсических свойств аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Особенности аварий, связанных с выбросов АХОВ. Характеристика зоны химического заражения и особенности поражающего действия в ней. Организация химической разведки и поиск пострадавших в зоне заражения АХОВ. Виды аварийно-спасательных работ. Стр. 3 из 21
4 Организация подготовки поисково-спасательных служб к действиям при авариях на химически опасных объектах; методика и порядок выработки решения на проведение аварийно-спасательных работ; основные технологии проведения поисково-спасательных работ.
Особенности ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах, организация ведения аварийно спасательных работ при авариях на химически опасных объектах, обеззараживание территории, сооружений и оборудования. Безопасность аварийно-спасательных работ при авариях на химически опасных объектах.
Рекомендуемая литература: основная [1,4]; дополнительная [11,12]; нормативные правовые акты [19,22] Тема 5: Безопасность аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях Общие положения, основные понятия, определения и классификация видов безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Характеристика наиболее опасных чрезвычайных ситуаций техногенного характера, неблагоприятных и опасных природных явлений как источников опасности при проведении аварийно-спасательных работ. Общие требования по соблюдению мер и правил безопасности командиром и личным составом аварийно спасательного формирования на всех этапах проведения АСДНР.
Порядок обеспечения безопасности работ в зоне пожаров, разрушений, химического и радиоактивного загрязнения. Методы обеспечения безопасных условий. Порядок разработки, структура и содержание плана организации обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. Организация взаимодействия сил и средств, привлекаемых для обеспечения безопасности работ.
Обязанности и порядок работы должностных лиц по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения аварийно-спасательных работ. Рекомендуемая литература: основная [1,5,6]; дополнительная [14,15]; нормативные правовые акты [18,19,21,22] Тема 6.
Организация взаимодействия органов управления и сил РСЧС при подготовке и входе выполнения АСДНР Основные виды обеспечения в ходе выполнения АСДНР и их краткая характеристика: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное и медицинское обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка. Стр. 4 из 21
5 Организация управления и взаимодействия между участниками выполнения АСДНР. Определение необходимого уровня готовности органов управления и сил для ведения спасательных работ. Руководители ликвидации ЧС; региональные центры ГОЧС; комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления РСЧС.
Рекомендуемая литература: основная [1, 4]; дополнительная [8,12]; нормативные правовые акты: [19,23,24] Тема 7. Организация планирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок применения сил и средств для ведения спасательных работ. Порядок планирования экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Содержание мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по решению задач на объектах экономики. Требования нормативных документов по ГО и ЧС к разработке планирующих документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Примерный перечень планирующих документов, разрабатываемых на объектах экономики. Исходные данные для планирования.
Порядок разработки, согласования, утверждения, корректировки, хранения планов и пользования ими. Содержание, структура плана действий объекта экономики по предупреждению и ликвидации ЧС и приложений к нему.. Рекомендуемая литература: основная [2,3]; дополнительная [10,11,12,13]; нормативные правовые акты: [16,19,20,23,24,25,26] II. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: 1.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий: учеб. пособие / Б. С. Мастрюков. М.: Издательский центр «Академия», с. Стр. 5 из 21
Источник: https://docplayer.ru/29489102-Osnovy-organizacii-i-vedeniya-avariyno-spasatelnyh-rabot.html
Основы взаимодействия при проведении АСДНР
Успешное проведение АСДНР зависит не только от всестороннего обеспечения, но и без тесного взаимодействия между формированиями. То есть непременным условием высокой эффективности действий органов управления и сил при ликвидации чрезвычайной ситуации является организация и поддержание тесного взаимодействия между всеми участниками АСДНР.
Сущность взаимодействиясостоитв целенаправленной управленческой деятельности, согласованной по целям, месту, времени, задачам и способам действий органов управления и сил РСЧС на всех этапах проведения работ.
Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех руководителей НАСФ и органов управления.
Взаимодействие организуется, прежде всего, в интересах формирований, выполняющих главную задачу — спасение пораженных и локализацию источника поражения.
В ходе проведения АСДНР часто требуется участие большого количества различных звеньев органов управления, а также сил и средств. Для четкого согласования их усилий и организуется взаимодействие.
Кроме того, оно организуется с целью добиться единого понимания всеми руководителями формирований поставленной задачи, и по оказанию взаимной помощи при её выполнении.
Взаимодействие организует лично руководитель НАСФ путем отдачи соответствующих указаний (распоряжений) при постановке задач. В последующем задачи по взаимодействию уточняются непосредственно на местах работ с учетом складывающейся обстановки.
Согласование действий по цели (задачам) заключается в выполнении работ подчиненными, приданными и взаимодействующими формированиями в определенной последовательности, обеспечивающей благоприятные условия, наибольшую эффективность и кратчайшие сроки выполнения главной задачи.
Согласование действий по месту заключается в направлении усилий формирования на решении главной задачи в определенных местах (участках) с учетом сложившейся обстановки.
Согласование действий по времени означает, что выполняемы в определенной последовательности работы должны начинаться и заканчиваться всеми формированиями в установленные сроки. Важнейшей предпосылкой успешного взаимодействия формирований является правильное определение задач каждому формированию.
Организуя взаимодействие, руководитель формирования должен согласовать:
– порядок выдвижения формирования к объекту работ;
– порядок действий при преодолении завалов, зон пожаров, заражения и других препятствий на маршрутах движения;
– время прохождения исходного пункта и пунктов регулирования;
– порядок проведения работ по устройству проездов и проходов в завалах;
– порядок локализации и тушение пожаров;
– порядок вскрытия защитных сооружений (ЗС);
– порядок локализации и ликвидации аварий;
– порядок извлечения раненых, (пораженных) из завалов и разрушенных зданий и убежищ;
– порядок действий при ведении АСДНР в сложных условиях обстановки и действий при резком изменении обстановки, возникновении непосредственной опасности для жизни личного состава;
– порядок оказания медицинской помощи и выполнение других работ (таких как проведение специальной обработки);
– порядок взаимодействия с другими формированиями и специалистами при ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях;
– размещение пунктов управления (ПУ) подчиненных, приданных и взаимодействующих формирований;
– организацию связи и порядок передачи информации;
– сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним.
Внутри формирования взаимодействие заключается:
– во взаимозаменяемости;
– в оповещении об опасностях возникающих при проведении АСДНР;
– в дополнительном выделении людей, техники, инструментов на те участки, где их недостает;
– в оказании взаимопомощи при выполнении задач и оказании первой помощи;
– в выявлении, ограждении и обозначении указателями (знаками) опасных мест (ям, провалов, конструкций, зданий грозящих обвалом, огнеопасных и других мест).
Взаимодействие между формированиями при АСДНР заключается:
а) с разведывательными формированиями в получении данных:
— о наличии препятствий на маршруте выдвижения;
— о радиационной, химической и бактериологической обстановке;
— о пожарной обстановке;
— о наличии участков повреждений на коммунально-энергетических сетях (КЭС), технологических сетях и линиях связи;
— объеме восстановительных работ;
— о изменении обстановки;
— в получении других данных.
б) с противопожарными формированиями:
— оказание помощи в ведении пожарной разведки;
— в последовательности локализации и тушения пожаров на путях прохода и проезда к местам скопления раненых, пораженных;
— в совместных действиям по спасению людей находящихся в горящих, загазованных и полуразрушенных зданиях;
в) с санитарными (медицинскими) формированиями:
— в развертывании пункта сбора пострадавших;
— в выносе раненых, пораженных из очагов (зон) поражения, заваленных ЗС и их дальнейшей эвакуации для оказания медицинской помощи;
г) с аварийно — техническими формированиями:
– в последовательности работ по устранению и ликвидации аварий в сетях водопровода, канализации, энергоснабжения, оказания аварийно — техническими формированиям помощи;
— в согласовании мест и сроков временного восстановления линий связи и коммунально-энергетических сетей (КЭС) для обеспечения АСДНР формированиями.
Взаимодействие с формированиями радиационной, химической и биологической защиты организуется в случае необходимости проведения обеззараживания (дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, инструмента, СИЗ, одежды, обуви, снаряжения) и санитарной обработки личного состава.
Взаимодействие с формированиями связи также как и с разведывательными формированиями поддерживается постоянно и организуется для передачи сигналов управления, оповещения и обмена информации между пунктами управления, приданными и взаимодействующими формированиями.
В общем плане поддержание непрерывного взаимодействия достигается:
– твердым знанием всеми руководителями формирований обстановки, поставленных задач своего формирования и соседей и способов их выполнения;
– своевременным выполнением задач формированиям;
знаниям всем личным составом формирований сигналов оповещения, других установленных сигналов и порядка действий по ним;
– наличием надежной связи с подчиненными, приданными формированиями и с соседями;
– систематическим обменом информацией взаимодействующих формирований и соседей об обстановке.
Намеченный порядок взаимодействия доводится до подчиненных заблаговременно.
Оформление решения о порядке взаимодействия на картах (схемах) и в других документах по взаимодействию
Решение об организации взаимодействия между подразделениями формирования и самими формированиями оформляется на рабочей карте (плане, схеме) руководителя формирования.
Сведения, которые невозможно изобразить графически, отображаются на карте текстуально в виде легенды.
Общие требования к оформлению карты (схемы)
Карта обстановки, отображающей ЧС, должна отвечать требованиям наглядности, полноты (достоверности).
Наглядность карты обеспечивается ясным и четким отображением обстановки с выделением ее главных элементов, что достигается правильным применением и четким начертанием условных знаков, правильным расположением служебных и пояснительных надписей, четким изображением фактического положения сил и средств ликвидации ЧС и предполагаемого характера их действий.
Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС.
Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению частей и различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия поражающих факторов источников ЧС.
Зоны ЧС следует наносить на карту с четким выделением границ, не затемняя топографическую основу карты.
Размеры зон и радиусов воздействия поражающих факторов источников ЧС определяют расчетно-графическим методом с учетом метеорологических условий, времени года и характера местности.
Гриф карты определяют в установленном порядке.
Правила и порядок нанесения обстановки.
Обстановку на карте наносят условными обозначениями и знаками. Условные обозначения и знаки подразделяют на масштабные и внемасштабные.
К масштабным обозначениям относят зоны ЧС (заражения, затопления, пожаров, загрязнения), а также линейные замкнутые и полузамкнутые знаки.
К внемасштабным обозначениям относят объекты (АЭС, ХОО, заводы, ГЭС и др.), а также условные знаки состоящие из сочетания линий и фигур, представляющих собой точечные объекты.
В случаях применения непредусмотренных стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице «Условные знаки и обозначения», прилагаемой к карте.
Отображаемая информация на карте должна содержать следующие исходные данные:
– основные опасные объекты — потенциальные источники ЧС;
– зоны вероятного заражения или загрязнения вокруг потенциально опасных объектов;
– гидроузлы, зоны возможного затопления;
– пожароопасные районы;
– магистральные трубопроводы (нефте-, газо-, аммиако-, продуктопроводы);
– возможные эпидемические и эпизоотические очаги.
На карту наносят районы дислокации соединений и частей войск ГО, специализированных формирований областного, регионального и федерального значения, а также пункты управления и другие объекты, определенные руководством.
При оформлении карты необходимо соблюдать следующее:
– данные обстановки наносят тонкими линиями и установленными условными знаками, не затемняя топографическую основу карты (плана) и надписей на ней;
– органы управления наносят на карту так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралось в точку его фактического нахождения на местности;
– фактическое положение и действия сил и средств РСЧС наносят установленными условными знаками сплошной линией, а предполагаемые и планируемые действия обозначают прерывистыми линиями;
– при нанесении на карту нескольких положений формирований, соответствующих разным моментам времени, условные знаки необходимо дополнять штрихами, пунктирными линиями или подтушевывать различными цветами.
Время, к которому относят то или иное положение сил и средств РСЧС, указывают под наименованием формирования внутри условного знака или рядом с ним.
При отображении динамики развития события необходимо соблюдать последовательность нанесения элементов на карте, которая зависит от характера ЧС, специфики и объема аварийно-спасательных работ.
Последовательность отображения динамики развития ситуации:
– сведения, характеризующие источники ЧС;
– возможные параметры воздействия поражающих факторов;
– места дислокации сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, маршруты выдвижения частей и подразделений войск ГО, специализированных отрядов внутренних войск МВД, отрядов и групп специалистов спасательных формирований сил и средств РСЧС, предназначенных для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зонах ЧС и очагах поражения.
К карте может прилагаться пояснительная записка, включающая следующие разделы:
– физико-географические условия района;
– экономическая характеристика района;
– перечень потенциально-опасных объектов с их краткой характеристикой;
– прогностическая оценка возможной обстановки при возникновении ЧС;
– состав сил и средств РСЧС;
– невоенизированные формирования и войска ГО;
– специализированные отряды внутренних войск МВД;
– пункты дислокации, численность личного состава, сроки готовности и предназначение сил и средств ликвидации ЧС;
– экологическая характеристика района.
Демонстрационные пояснительные записки, плакаты, схемы, таблицы и т.д. должны иметь размеры по высоте, равные высоте карт, к которым они идут как приложения или совместно с которыми они демонстрируются, ширина их устанавливается произвольно, в зависимости от рациональной необходимости.
Графический документ, выполненный на бумаге или кальке в произвольном масштабе должен иметь стрелку для обозначения направления «север-юг».
Практическое выполнение мероприятий по организации взаимодействия между формированиями, а также внутри самих формирований при проведении АСДНР, являются сложными, но необходимыми задачами. Оформление решения на рабочей карте (плане, схеме) по организации взаимодействия между подразделениями формирования и самими формированиями является должностной обязанностью руководителя формирования.
Таким образом, практическое выполнение мероприятий по всестороннему обеспечению действий сил ГО и РСЧС при проведении АСДНР, в том числе организация их материально — технического обеспечения и тесного взаимодействия в ходе АСДНР, являются сложными и важными задачами и требуют от руководителей и личного состава формирований высоких профессиональных знаний, твердых практических навыков и большого напряжения моральных и физических сил.
Подвести итоги проведенного занятия. Отметить активность слушателей при рассмотрении учебных вопросов. Заострить внимание слушателей на введенные изменения в законодательные и нормативные документы в области обеспечения пожарной безопасности. Дать установку на самостоятельную работу.
Литература:
1. Федеральный закон РФ от 22.05.1995 № 151 «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
Источник: https://cyberpedia.su/9x11ae4.html