Спасательные вертолеты мчс: основные модели и область применения

Пожарная авиация России. Пожарные вертолеты

Спасательные вертолеты МЧС: основные модели и область применения

Пожарные вертолеты — модификации винтокрылых машин, предназначенные для тушения пожаров. Существует два способа, с помощью которых вертолеты превращаются в надежных помощников пожарных.

Первый заключается в оснащение дополнительным подвесными устройствами на тросах для зачерпывания воды из ближайших водоемов, второй — специально разработанные конструкторами вертолеты амфибии, где вода находится в бортовых баках.

Как только появились первые вертолеты, и в нашей стране, и за рубежом, стала очевидной целесообразность их использования для борьбы с огнем. Работы сосредоточились в основном на создании вертолетов пожаротушения путем бомбардировки водой с помощью ВСУ (водосливных устройств) подвесного и бортового типа. Лидером в этом направлении было и остается КБ им. Миля.

История применения вертолетов в СССР берет свое начало в 1956 году. Первые вертолеты серии Ми принадлежали классу легких и использовались в целях разведки, переброски людей и снаряжения.

Уже первые легкие Ми-1 и Ми-2 применялись для разведки и переброски людей в зоны пожаров. В СССР на грузоподъемный Ми-4 была установлена мотопомпа М800 и баки на одну тонну воды, которую вертолет мог выбрасывать мощной струей на 30 метров.

Правда, создавалась впечатление, что она скорее раздувает пламя, чем тушит.

 Однако уже Ми-4 использовался непосредственно для тушения. На борту имелась мотопомпа и были смонтированы 2 бака общим объёмом 2000 литров. Вертолет мог сформировать струю длиной до 30 м.

Обратите внимание

Тяжелые грузовые вертолеты Ми-6 транспортировали пожарную технику и оборудование в труднодоступные территории. Применение пожарных вертолетов в тушении в конце XX века заключалось в подъеме большого количества воды на внешней подвеске и сбросе ее в очаг пожара.

МИ-8, МИ-26, КА-32А — все они широко применялись для сброса воды.

Ми-6ПЖ был создан в 1967 году и имел ёмкость на 12000 литров воды внутри фюзеляжа с дополнительным баком, содержащим пенообразующие добавки. Наполнялся бак насосами, специальным спускающимся устройством во время зависания над водоемом. Кроме того, вертолет мог доставлять к месту пожара воду на внешней подвеске.

Ми-6ПЖ2 — дальнейшее развитие предыдущей модели. Снабжался водяной пушкой в носовой части и неплохо показал себя при тушениях пожаров. По крайней мере, модификация успешно прошла испытания, было произведено (переоборудовано из транспортных) несколько машин.

Пожарный вертолет Ми-8 ЛТ способен доставлять к месту стихии 4 тонны воды на внешних ВСУ и сбрасывать на очаги пожаров с большой точностью.

Применение вертолетов для тушения пожаров продолжает оставаться очень актуальным.

Можно сказать, что в этой области наблюдается большой прогресс, конструкторы разрабатывают новые решения, появляются современные модификации.

Было подсчитано, что доставка тонны воды пожарным вертолетом обходится в 5 раз дешевле, чем самолетом. Ведь вертолет может заполнять свои пожарные баки в любом близлежащем водоеме достаточной глубины.

Очень интересной считают совместную, российско-германскую разработку Ми-14 ПЖ «Элиминатор», появившуюся также в середине 90-х годов. Вертолеты хорошо продавались на экспорт и успешно показали себя при ликвидации стихии в Испании.

Конструкторы Миля выпускают пожарные модификации самой большой в мире винтокрылой машины — Ми 26. Вертолет Ми-26ТП способен сбросить 15 тонн воды всего за 45 секунд, не оставив огню ни малейшего шанса. При оснащении машины самой передовой системой забора воды на внешней подвеске Bamby-Bucket, вертолет может поднимать почти 20 тонн воды.

Важно

В настоящее время вертолёты выполняют множество задач – это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара.

Этот вид воздушного транспорта нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства.

В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий.

13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас».

Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий.

Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения

Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена.

Совет

Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.

Вертолётный парк МЧС России При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь.

Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26».

Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами – это «Ми-8».

Далее приведено описание санитарной авиации РФ, основу которой составляет геликоптер «Ка-226». Санитарная авиация МЧС России Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия.

Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание неотложной помощи в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения. –

На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров.

Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие. Ниже описаны основные модели вертолётов, которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи.

Санитарный вертолёт «Ка-226» Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей.

Обратите внимание

Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире.

Санитарный вертолёт МЧС России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу.

Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций. Санитарный вертолёт «Ансат» Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России.

Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации.

Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров.

В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.

Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники.

Пожарно-спасательная авиация МЧС России Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших.

Важно

Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях.

Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями. Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А».

Российский Ка-32А, появившийся в 1993 году, можно считать первой отечественной модификацией, изначально разработанной для пожаротушения. Это настоящая летающая пожарная машина, уже в прототипах бывшая в соответствующей красно-белой раскраске.

Вертолет имеет целых две водяных пушки (точнее — водопенных), устройства для эвакуации людей с крыш, даже специальные мощные громкоговорители для оповещения. По заявлению конструкторов, если в радиусе 500 метров от места пожара будет водоем, машина сможет за час сбросить на огонь 50 тонн пожарной смеси, ведь наполняется бак вертолета за 1 минуту.

Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров.

Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А» Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением.

Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом.

Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой.

По мнению известных специалистов в области авиационной техники, пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире. Заключение Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции.

Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях.

Совет

В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

Источник: https://voykovsky.mos.ru/ads/ads/detail/5238300.html

Вертолеты на службе МЧС

Область применения вертолетов расширяется с каждым днем: их используют и для развлечения, и как городской транспорт, но наибольшую пользу они приносит для наших защитников – армии и МЧС. Благодаря тому, что размеры техники могут варьироваться от маленьких одноместных вертолетов до огромных грузоподъемников, появляется множество функций, которые они могут выполнять.

Поисково-спасательные работы

В тех районах, что находятся вдалеке от населенных пунктов, обойтись без вертолетной помощи практически невозможно.

Спасательные вертолеты осуществляют как визуальный, так и радиотехнический поиск пропавших, потерпевших бедствие в море, горах и доставку их, при необходимости, в ближайшую клинику.

Вертолет может приземляться на неподготовленную площадку, и бригада медиков мгновенно приступит к спасательной операции.

Патрулирование

На Западе в больших городах и на крупных магистралях вертолеты уже давно используют для патрулирования: это способствует отличному обзору и оперативности при задержании преступников.

Кроме того, наличие надзора автоматически дисциплинирует водителей. Актуальность вертолетного мониторинга сегодня обусловлена непрекращающимися ДТП на трассах и мотохулиганством.

Техника может быть оснащена медицинским оборудованием для оказания первой помощи прямо на месте аварии, если ее не удалось избежать.

Грузовые и пассажирские перевозки

Данная функция применяется в основном для выполнения гуманитарных задач: эвакуации населения из зон конфликта, доставки помощи.

Вертолеты могут быть использованы и для перевозки, например, тяжелобольных людей на дальние расстояния, когда передвижение другим видом транспорта может нанести серьезный вред здоровью.

Читайте также:  Акт работоспособности (приемки в эксплуатацию) пг

Кроме того, техника используется для транспортировки медикаментов в максимально короткие сроки (при техногенной катастрофе или несчастном случае), что не всегда удается наземному транспорту.

Пожаротушение

Оснащение вертолета дополнительным оборудованием дает возможность использовать его как в сельском хозяйстве (для распыления пестицидов), так и в лесном – для тушения пожаров.

Обычно при помощи вертолетов на огонь сбрасывают воду или химические замедлители горения. За один полет техника способна сбросить до нескольких тонн воды, что является эффективным средством в борьбе с опасной стихией.

Зафиксированы случаи успешного применения вертолетов для ликвидации особо трудных пожаров, например, горящих отстойников нефтепродуктов.

Контроль за прибрежными водами и экологическими зонами

Сходной с патрулированием функцией вертолетов является профилактика браконьерства. И если на автострадах есть ночное освещение, то леса, водоемы и другие зоны, где могут орудовать преступники под покровом ночи, практически лишены какого-либо оснащения. Именно поэтому вертолеты становятся едва ли единственным помощником в борьбе с нелегальной деятельностью охотников и рыболовов.

Таким образом, вертолеты не только служат транспортом, но и помогают спасти сокращающиеся с каждым днем природные ресурсы, а иногда и чьи-то бесценные жизни.

Источник: http://www.uralhelicom.com/vertolety-na-sluzhbe-mchs

Классификация Авиации МЧС России

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

По назначению и выполняемым задачам — че­тыре основных класса:

• многоцелевая авиация;

• транспортная авиация;

• поисково-спасательная авиация;

• специальная авиация.

а) Многоцелевая авиация.

Многоцелевые летательные аппараты (ЛА) — аппараты, способные выполнять разнородные задачи без измене­ния их конструктивной схемы.

Универсальность ЛА обеспечивается применением многофункционального быстросъёмного бортового оборудования. К примеру, при наружной подвеске контейнера со специальной аппаратурой многоцелевой ЛА может выполнять функции разведывательного.

Некоторые конструкции ЛА позволяют быстро производить в аэродромных условиях их радикальное пе­реоборудование.

Так, на вертолётах Ка-26 (Ка-126, Ка-226) в зависимости от задания можно установить пассажирскую кабину, грузовую кабину, транспортную платформу, бортовую ле­бёдку для краново-монтажных работ, оборудование для сельхозработ и т.п.

Часто к многоцелевым относят и ЛА, выпускающиеся в большом числе вариантов раз­личного назначения или специализированных модификаций, при этом рассматриваются все ЛА данного семейства. К многоцелевым можно отнести самолёты Ан-2, Ан-14, Ан-28, вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ка-32 и другие.

В МЧС России многоцелевые летательные аппараты представлены только вертолётами -отечественными Ми-2, Ми-8, Ка-32, западноевропейскими Во.105 и ВК-117. В ближайшей перспективе должны быть приняты на вооружение вертолёт Ка-226 и самолёт Бе-200.

б) Транспортная авиация

Транспортная авиация включает ЛА, предназначенные в первую очередь для пере­возки грузов (грузовые и военно-транспортные ЛА), а также пассажиров (транспортно-десантные, грузопассажирские и пассажирские ЛА).

Грузовые ЛА — транспортные самолёты и вертолёты для перевозки почты, грузов, техни­ки с сопровождающим их персоналом.

Грузовые ЛА имеют, как правило, грузовую кабину, в которой размещается и швартуется перевозимый груз; оснащены большими грузовыми люками, рампой (трапами) и погрузочно-разгрузочным оборудованием для размещения груза.

Вертолёты, кроме того, могут транспортировать груз на гибкой или жёсткой внешней подвеске.

Обратите внимание

Важнейшие характеристики грузовых ЛА — грузоподъёмность; скорость, дальность и себе­стоимость перевозки; габаритные размеры и объём грузовой кабины.

В качестве грузовых ЛА можно использовать и воздухоплавательные аппараты в силу их большой грузоподъёмности. Однако эксплуатация дирижаблей была практически свёрну­та после 2-й мировой войны. В 70-х годах в ряде стран (в т.ч.

в СССР) велись исследования по целесообразности применения дирижаблей для транспортировки крупногабаритных тя­жёлых (до 500 т) грузов, но реальной практической реализации эти исследования пока не по­лучили, несмотря на большое число проектов.

Транспортно-десантные (в т.ч. военно-транспортные ЛА)предназначены для вы­броски (высадки) воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных.

Их фюзеляж обычно представляет собой грузовую кабину для размещения личного со­става перевозимых войск, военной техники и грузов. Для крепления, загрузки, выгрузки и десантирования людей и грузов в этих кабинах устанавливают десантно-транспортное обо­рудование.

На большинстве ЛА в хвостовой части фюзеляжа имеется грузовой люк с откидывающейся рампой, через который осуществляют загрузку и выгрузку ЛА на земле.

Некоторые аппараты оборудуются грузовым люком в боковой части фюзеляжа, а сверхтяжёлые самолё­ты могут иметь ещё и откидную носовую часть для ускорения и облегчения загрузки и раз­грузки.

Хвостовой люк может открываться также и в полёте для выброски десантников, бое­вой техники и грузов десанта на парашютных системах или реактивных платформах.

Пассажирские ЛА— самолёты и вертолёты, предназначены только для перевозки лю­дей. В чистом виде используются только гражданскими пассажирскими авиакомпаниями.

Однако при возникновении чрезвычайных ситуаций пассажирские самолёты и вертолёты любых компаний независимо от их формы собственности также могут использоваться для перевозки спасателей, медицинских работников, пострадавших, грузов и необходимого обо­рудования.

Грузопассажирские ЛА — быстро переоборудуемые (конвертируемые) модификации пассажирских ЛА.

Важно

При проектировании базового самолёта и вертолёта в конструкции фюзе­ляжа предусматриваются грузовая дверь, усиленный пол (под транспортировку грузов) и уз­лы крепления контейнеров и поддонов. Целью создания грузопассажирского ЛА является лучшее использование его грузоподъемности.

Все транспортные вертолёты (Ми-8, Ми-6, Ми-26) имеют грузовые модификации, однако и в пассажирском (десантном) варианте они оборудованы рампой и узлами для швартовки грузов.

В МЧС России в качестве грузовых и грузопассажирских применяются самолёты Ил-76тд, Ан-74п и, в перспективе, Ан-124; вертолёты Ми-2, Ми-8т, Ми-6 и Ми-26т.

Для пере­возки пострадавших из зон ЧС авиационный парк МЧС России располагает пассажирскими самолётами Як-40, Як-42д и Ил-62м, грузопассажирскими вертолётами Ми-26т и Ми-8мтв. Они могут выполнять и специфические функции.

Например, Ми-8мтв и Як-40 имеют моди­фикации в варианте «салон», Ил-62м и Як-42д — в варианте «воздушный пункт управления», которые предназначены для обслуживания руководства Министерства.

в) Поисково-спасательная авиация

Поисково-спасательные ЛАпредназначены для ведения поиска и эвакуации экипажей и пассажиров с терпящих бедствие самолётов, вертолётов, морских судов и т.п., а также эки­пажей спускаемых космических кораблей.

Самолёты и вертолёты оснащены радиопеленгационной и другой поисковой радиотехнической аппаратурой. Их экипажи обучены приёмам по­иска пострадавших и оказания им первой медицинской помощи. На борту находятся врачи, спасатели-парашютисты, а также аварийно-спасательное имущество и снаряжение.

Эвакуация терпящих бедствие и пострадавших с помощью вертолёта осуществляется путем его зависания над местом бедствия. Для подъёма людей используются веревочные лестницы, лебёдки с тро­сами.

С самолётов на место бедствия сбрасываются спасатели-парашютисты, надувные плоты, продовольствие, если невозможно произвести посадку гидросамолёта с последующим его взлётом.

Совет

Основными поисково-спасательными ЛА в нашей стране, большинство из которых приме­няется и в МЧС России, являются специализированные вертолёты ОКБ им. Н.И. Камова — Ка-32а и Ка-226а.

Кроме того, в поисково-спасательных вариантах выпущены гидросамолёт Бе-200чс, вертолёты ОКБ им. М.Л.

Миля — многоцелевые вертолёты Ми-2, Ми-8пс, гидровертолёт Ми-14, десантный вертолёт Ми-24пс, а также многоцелевые западноевропейские вертолёты Во.105 и ВК-117.

г) Авиация специального назначения

Противопожарные ЛА предназначены для борьбы с огнём в лесных массивах и тор­фяниках. В МЧС России с этой целью вертолёты оборудуются специальными водосливными устройствами на внешней подвеске: Ми-8мтв и Ка-32п — ВСУ-5, Ми-26тп — ВСУ-15 ёмко­стью 5 и 15 тонн огнегасящего раствора соответственно.

Самолёт Ил-7бтд оснащается быстросъёмным выливным авиационным прибором ВАП-2 с двумя ёмкостями общим объёмом до 42 тонн воды. В ближайшее время начнётся эксплуатация новейшего самолёта Бе-200чс, способного брать до 12 тонн воды.

В России, помимо этого, для тушения пожаров применя­ются самолёты Ан-2п, Ан-26п и Бе-12п.

ЛА экстренной медицинской помощиМЧС России предназначены для оказания не­отложной медицинской помощи на местах, экстренной воздушной госпитализации больных в специализированные лечебные учреждения; оказания планово-консультативной помощи врачам районных и участковых больниц; участия в проведении срочных санитарных и про­тивоэпидемических мероприятий и т.д., и аналогичны ЛА санитарной авиации системы здравоохранения России, использующей самолёты и вертолёты гражданской авиации для медицинского обслуживания населения.

Санитарный ЛА обеспечивает размещение в пассажирском салоне больных в креслах, на откидных сиденьях или носилках, а также сопровождающего их медперсонала с комплек­сом санитарных средств для оказания им необходимой помощи во время полёта.

В качестве санитарных могут использоваться специализированные модификации многоцелевых вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-6, Ми-26, Ка-32 и самолётов Ан-2, Ан-14, Ан-28, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-76. Грузовые кабины Ми-8, Ми-26 и Ил-76 могут быть обо­рудованы как летающие госпитали или операционные.

Самолёт Ил-76 МЧС России способен доставлять или десантировать в зону ЧС полевой госпиталь Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»; аэромобильный госпиталь, рассчитанный на 50 койко-мест, и базовый лагерь спасателей Центроспаса, а также санитар­ные вертолёты Во.105 и ВК-117, автомобили «Скорой помощи». Также на базе самолёта Ил-76 создан уникальный летающий госпиталь «Скальпель», рассматривается вопрос о его пере­даче МЧС России.

ЛА управления и связипредназначены для руководства силами и средствами с воз­душных пунктов управления и обеспечения устойчивой связи (ретрансляция) между назем­ными пунктами управления и управляемыми ими силами. В МЧС России в виде воздушного пункта управления выполнены самолёты Ил-62м, Як-42д и вертолёт Ми-8мтв.

Патрульно-разведывательные ЛА МЧС России используются для мониторинга (на­блюдения) состояния местности и окружающей среды в заданном районе, выполнения общей и специализированных видов разведки.

Патрульные ЛА выполняют какую-либо задачу наблюдения (охраны) в заданном районе. Патрулирование может производиться в целях контроля территориальных вод, лесных массивов, движения на автомобильных дорогах, состояния нефте- и газопроводов, линий электропередач в отдаленных районах и т.п. Для подобных задач привлекаются те же ЛА, что и для разведыва­тельных полётов.

Разведывательные ЛА предназначены для ведения воздушной разведки войск и воен­ных объектов противника, своей и вражеской территорий. Военные разведывательные само­лёты в зависимости от назначения и конструкции состоят из самолётов тактической, опера­тивной и стратегической разведки. Военные вертолёты используются только для ведения тактической разведки.

Кроме того, самолёты и вертолёты могут использоваться как в военной, так и граждан­ской области для ведения инженерной, радиационно-химической, медико-биологической, экологической, бактериологической (в интересах Минобороны, МЧС, МВД, Минздрава), ме­теорологической, лесной, ледовой, морской (для ВМФ, ФПС, Минсельхоза, Минлесхоза, Минрыбхоза, Гидромета и т.д.) и других видов специальной разведки.

Обратите внимание

В зависимости от характера решаемых задач и условий ведения разведки ЛА оборуду­ются записывающей и передающей аппаратурой для дневной и ночной фото-, теле- и видео­съемки в различных масштабах, радиосвязными и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, магнито- и радиометрическим оборудо­ванием, приборами радиационного, химического и бактериологического контроля. Получают развитие устройства автоматической обработки информации прямо на борту ЛА.

Патрульно-разведывательные модификации имеют самолёты Ан-30, Ан-74, Бе-200; вер­толёты Ми-2, Ми-8, Ми-24, Ка-32, Ка-226. В МЧС России для этих же целей применяются вертолёты Во. 105 и ВК-117.

Наряду с пилотируемыми ЛА для ведения оперативной и тактической воздушной разведки, мониторинга местности, обеспечения устойчивости управления и связи могут приме­няться также различные типы беспилотных ЛА, а также воздухоплавательные аппараты и летающие платформы.

Летающие платформы— перспективные пилотируемые или беспилотные вертикально взлетающие аппараты с вертолётными несущими винтами (вертолёты), воздушными винта­ми-пропеллерами самолётного типа (собственно платформы) или вертикально расположен­ными реактивными двигателями (реактивные платформы), создающими подъёмную силу.

МЧС России финансирует работы фирмы Камова по разработке привязного и автоном­ного вариантов беспилотной платформы вертолётного типа с соосными несущими винтами для мониторинга и общей разведки местности, обеспечения устойчивости управления и свя­зи — вертолёта Ка-137.

Планируемый состав авиации МЧС России

Тип ЛА Марка ЛА Количество ЛА (шт.)
в АГ во ВКЭР
Самолёты Ан-124
Ил-76
Ан-74
Ил-62
Як-42
Бе-200
Всего самолётов
Вертолёты Ми-8
Ми-26
Ка-32
Ка-226
Во.105
ВК-117
Всего вертолётов
Итого по Авиации МЧС России

Второй учебный вопрос

Читайте также:  Порядок проведения служебной проверки в системе мчс

2. Назначение, основные технические характе­ристики штатных комплектов технических средств, аварийно — спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x7c1.html

Пожарная авиация России. Пожарные вертолеты — PDF

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ Шимон Н. С., Буданов С. А., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж На протяжении всей истории

Подробнее

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО СПЕЦ. ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ и ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ» 1. Обоснование рационального комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации пожаров

Подробнее

УТВЕРЖДЕНО постановлением Главы Локомотивного городского округа от «10» октября 2014 г. 84-П ПОЛОЖЕНИЕ о спасательных службах гражданской обороны и нештатных аварийно-спасательных формированиях Локомотивного

Подробнее

«Организационные основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Вопрос 1. Определение, задачи, принципы построения РСЧС. Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения,

Подробнее

ВЕРТОЛЕТНЫЕ ПЛОЩАДКИ БЫСТРОВОЗВОДИМЫЕ КОНТРУКЦИИ ИЗ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1 Описание: Вертодромы (Вертолетные площадки) — это удобный транспортный узел для обеспечения рабочих потребностей различных служб

Подробнее

Беспилотные летательные аппараты вертолетного типа БЛА ZALA 421-21 Беспилотный вертолет тактической дальности с системой автоматического управления (автопилот), навигационной системой (GPS/ГЛОНАСС), встроенной

Подробнее

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27.06.2013 474 Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований на территории городского округа Стрежевой В соответствии

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е БУРЯАД УЛАСАЙ ЗАСАГАЙ ГАЗАР Т О Г Т О О Л от 27 декабря 2016 г. 599 г. Улан-Удэ Об утверждении Положения о спасательных службах (службах гражданской

Подробнее

2008 2016: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ 2008 Создание компании в рамках Программы МЧС по переоснащению пожарных частей современной отечественной техникой. Начало производства. Первые 24 автомобиля для МЧС РФ 2016

Подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Иркутская область Усть-Илимский район Тубинское муниципальное образование АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16.07.2012 56 п. Тубинский Об утверждении Положения о спасательных службах

Подробнее

ООО «Балтийские Берега» Мобильные трубопроводы из стекло- базальтопластиковых труб (СБПТ) для МЧС Использование мобильных трубопроводов из современных российских стеклобазальтопластиковых труб (СБПТ) позволит

Подробнее

ОРГАНИЗАТОР ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ЦСР ГА) ПРИ УЧАСТИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ IV международная конференция ПАРТНЕР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ И УЧАСТИИ

Подробнее

2 — повышение квалификации руководителей НФ академии по программе обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в учебнометодическом центре по ГО и ЧС Ульяновской области и на курсах ГО МБУ «Управление

Подробнее

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ——————————— Настоящее

Подробнее

председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности главного врача ГУЗ «хххх» Председатель Комиссии отвечает за организацию работы Комиссии, ее

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ Академия Государственной противопожарной службы Калайдов А.Н., Неровных

Подробнее

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ Учреждение создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Учредителя

Подробнее

Воздушный транспорт Введение Воздушный транспорт — вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и др. Воздушный транспорт

Подробнее

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИМАНСКИЙ РАЙОН» от 01.08.2016 375 О районом звене муниципального образования «Лиманский район» территориальной подсистемы Астраханской области единой

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/50154861-Pozharnaya-aviaciya-rossii-pozharnye-vertolety.html

Поисково-спасательные вертолёты

За последние годы в печати ряда капиталистических стран, и особенно США, было опубликовано много материалов о боевых действиях американской авиации в период агрессивной войны в Юго-Восточной Азии.

Только по официальным данным Пентагона, с 1961 года по 25 июля 1969 года военная авиация США потеряла во Вьетнаме 5656 самолётов и вертолётов и большое количество лётного состава. Иностранные специалисты считают необходимым предпринять ряд мер по обеспечению выживаемости экипажей, поврежденных самолётов и вертолётов.

Для этого рекомендуется оснащать экипажи более современными индивидуальными спасательными средствами, повышать живучесть и надежность самолётов и вертолётов, совершенствовать силы и средства поисково-спасательной службы.

Экипажи самолётов и вертолётов снабжаются индивидуальными средствами спасения, которые размещаются в спасательном жилете и носимом аварийном запасе. Состав этих средств зависит от климатических условий и характера местности района планируемых боевых действий. В состав снаряжения лётчика могут входить:

  • спасательная лодка, автоматически заполняемая воздухом при ударе о водную поверхность;
  • радиомаяк, начинающий автоматически работать при раскрытии парашюта;
  • световые (многоцветные) и дымовые ракеты, способные пробивать густой слой листвы;
  • трассирующие патроны для обычного пистолета;
  • проблесковый сигнальный фонарь с питанием от портативной батареи;
  • зеркало для подачи сигналов с помощью отраженных солнечных лучей;
  • нейлоновый трос (длина 50 м), применяемый для спуска в случае зависания парашюта на деревьях;
  • портативная радиостанция.

В ходе учебно-боевой подготовки лётный состав учится пользоваться всеми спасательными средствами. В настоящее время поисково-спасательные службы имеются в составе ВВС и авиации ВМС основных капиталистических стран. Ведущее место по оснащённости этих служб новой техникой занимают США. Для проведения поисково-спасательных операций командования ВМС и ВВС основных капиталистических стран используют однотипные вертолёты, переоборудованные из многоцелевых. Они отличаются по конструкции и составу средств спасения. В ВМС, исходя из особенностей базирования, применяются, как правило, более лёгкие вертолёты, обладающие положительной плавучестью, что позволяет производить посадку на воду. Они оснащёны снаряжением для спасения потерпевшего бедствие непосредственно из воды. На спасательных вертолётах устанавливаются специальное поисковое и спасательное оборудование, радиосвязная аппаратура, средства оказания медицинской помощи и т. д. Некоторые вертолёты имеют вооружение и броневую защиту. Кроме летного состава, в экипаж вертолёта входят специалисты, прошедшие соответствующую подготовку по ведению поисково-спасательных операций, и медицинский персонал. Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолётов ВМС США, Великобритании, Франции, Италии и Японии приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики поисково-спасательных вертолётов

Поисково-спасательные вертолёты США

Командование ВМС в спасательных операциях использует в основном вертолёты HH-3A, HH-3F, HH-52 и HH-2С и D. Вертолёт НН-3А (вариант противолодочного вертолёта SH-3A) может действовать с палубы корабля и с поверхности воды. Нижняя часть фюзеляжа водонепроницаемая, выполнена в виде днища летающей лодки (рис. 1).

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей фирмы «Дженерал электрик». Двигатели приводят во вращение основной несущий и хвостовой пятилопастные винты. Лопасти основного винта, а также хвостовая часть фюзеляжа вместе с закреплённым на киле винтом для удобства размещения вертолёта на корабле автоматически складываются с помощью гидравлической системы.

Рис. 1. Общий вид американского вертолёта НН-3А

Вертолёт оснащён трёхколесным шасси, основные стойки которого убираются в поплавки, закрепленные на спонсонах левого и правого бортов фюзеляжа и обеспечивающие остойчивость вертолёта на поверхности воды. Нормальный запас топлива 2615 л обеспечивает дальность полёта 860 км при 10% резерва топлива.

Под спонсонами могут подвешиваться два дополнительных топливных бака.

Сверху правого борта фюзеляжа установлена гидравлическая лебёдка (грузоподъёмность 272 кг, длина троса около 70 м).

К тросу лебёдки крепятся различные средства спасения: нейлоновые лестницы, канаты, специальное снаряжение для подъёма тяжелораненых и другие. Применение того или иного вида снаряжения зависит от местности (море, лес, джунгли и т. д.) и состояния спасаемого.

За спонсонами смонтированы две турельные установки ТAТ-102 с пулеметом «Миниган» (калибр 7,62 мм) в каждой. Стрельбу ведёт лётчик или стрелок. Вертолёт оборудован поисковой РЛС AN/APN-130 и радиовысотомером.

Вертолёт HH-3F «Пеликан» (вариант транспортного вертолёта S-61R «Сикорский») рассчитан на ведение поисково-спасательных операций в открытом море на большом удалении от берега (рис. 2). Вертолёт выполнен в амфибийном варианте и может действовать с береговых площадок и с поверхности моря. Шасси трёхколесное.

Стойки основного шасси (кроме передней) убираются в ниши спонсонов. Каждая стойка имеет два колеса (562X165 мм, давление в пневматиках 6,7 кг/кв.см.). Днище фюзеляжа водонепроницаемое.
Рис. 2.

Вертолёт HH-3F «Пеликан» в море Силовая установка вертолёта состоит из двух газотурбинных двигателей T58-GF-5, которые приводят во вращение основной и хвостовой пятилопастные винты (диаметры 18,9 м и 3,15 м). Топливо размещается в переднем баке (ёмкость 1204 л) под полом кабины и заднем баке (1226 л).

Важно

В составе экипажа вертолёта два лётчика, штурман и оператор спасательного оборудования. В грузовой кабине можно разместить спасательное снаряжение и до 15 носилочных раненых. Грузовая лебёдка (длина троса 72 м) смонтирована снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Размеры люка под лебёдкой позволяют применять специальные платформы для спасения тяжелораненых.

На вертолёте установлены современная навигационная аппаратура и аппаратура радиосвязи, обеспечивающие проведение операций в плохих метеорологических условиях. Для поиска используется РЛС, антенна которой размещена слева в носовой части фюзеляжа.

Дальность (продолжительность) полёта вертолёта планируют увеличить за счёт оснащения его системой дозаправки топливом в воздухе и сбрасываемыми дополнительными топливными баками. Предусматривают увеличить мощность силовой установки, чтобы осуществлять взлёт с большим полётным весом и с большей скоростью перемещаться в районы проведения спасательных операций.

Всего до 1974 года было построено около 40 таких машин. Вертолёт НН-52 (вариант пассажирского вертолёта S-62 «Сикорский») действует с береговых баз и поверхности воды. Во время лётных испытаний сохранял хорошую остойчивость при высоте волн 2,5—3,0 м. Силовая установка вертолёта состоит из одного газотурбинного двигателя T58-GE-8.

Топливо размещается в трёх баках под полом грузовой кабины — переднем (348 л), центральном (689 л) и заднем (523 л). Общий запас вырабатываемого топлива 1560 л. Нижняя часть фюзеляжа вертолёта водонепроницаемая, выполнена в виде днища летающей лодки. Шасси трёхстоечное.

Стойки основного шасси убираются наполовину в ниши поплавков, закреплённых по бортам фюзеляжа; хвостовая стойка не убирается. Вертолёт оснащён стандартной грузовой лебёдкой с тросом и якорем. Бортовой люк, размещенный по правому борту фюзеляжа, позволяет использовать специальные спасательные платформы длиной 1,22 м.

Один из членов экипажа в случае необходимости может опустился в платформе и помочь тяжелораненым подняться на борт вертолёта. Вертолёт имеет необходимую аппаратуру радиосвязи и устройства автоматической стабилизации.

Вертолёты HH-2С и D — варианты многоцелевых вертолётов HH-2 «Сиспрай» фирмы «Каман». Вертолёты HH-2С (рис.

3) принимали участие в поисково-спасательных операциях в период агрессивной войны США во Вьетнаме. На них смонтирована турельная установка с двумя пулеметами «Миниган». Кабина экипажа и наиболее важные системы вертолёта бронированы. На вертолётах модификации HH-2D, поставка которых в части началась в 1970 году, нет вооружения и броневой защиты.

Совет

Силовая установка вертолёта НН-2С состоит из одного газотурбинного двигателя T58-GE-8 максимальной мощности 1350 л. с., а вертолёта HH-2D — из двух двигателей этого же типа. Лопасти несущего винта (диаметр 13,4 м) складываются вручную. Нормальный запас топлива 1016 л. По бортам фюзеляжа могут подвешиваться два дополнительных бака общей емкостью 154 л. Вертолёты оснащены грузовыми лебёдками и разнообразным спасательным снаряжением. Благодаря небольшому взлётному весу они могут использоваться с кораблей малого водоизмещения, оборудованных специальными посадочными площадками. В настоящее время вертолёты HH-2D переоборудуются в противолодочные вертолёты системы «Лэмпс» Мк1.

Рис. 3. Размещение грузовой лебёдки иа вертолёте НН-2С и применение с него специальной спасательной сети

Поисково-спасательные вертолёты Великобритании

Основным типом поисково-спасательного вертолёта, применяемого в ВМС Великобритании, является переоборудованный вариант противолодочного вертолёта HAS. Мк1 «Си Кинг», построенный английской фирмой «Уэстленд» в начале 70-х годов. Вертолёт выполнен в амфибийном варианте. Его силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей «Гном» H.1400 фирмы «Роллс-Ройс».

Двигатели приводят во вращение пяти лопастные несущий (диаметр 18,9 м) и хвостовой (3.16 м) винты. Лопасти несущего винта и хвостовая часть фюзеляжа складываются. Топливо находится в баках (суммарная емкость 3636 л) под полом грузовой кабины, в которой могут быть установлены два бака ёмкостью по 800 л. В грузовой кабине при необходимости можно разместить сиденья или носилки, или то и другое.

Например, девять носилок для раненых и два сиденья для медицинского персонала или двое носилок и 14 сидений. Вертолёт (рис. 4) оснащён грузовой лебёдкой (грузоподъёмность до 272 кг), системой стабилизации и автоматической системой управления полётом.
Рис. 4.

Подъём потерпевшего на борт английского спасательного вертолёта фирмы «Уэстленд» Радиоэлектронная аппаратура вертолёта включает КВ и УКВ радиостанции, радиовысотомер AN/APN-171, доплеровскую навигационную систему AD580 фирмы «Маркони-Эллиот», систему компасов фирмы «Сперри», запросчики систем VOR/1LS, маркерные приемники и обзорную РЛС AW391.

Для поисково-спасательных операций в ВМС у Великобритании закупили вертолёты типа «Си Кинг»: ФРГ — 22 вертолёта Мк41, Норвегия — десять Мк43, Австралия — десять Мк50 и Бельгия — пять вертолётов Мк48.

Кроме того, для поисково-спасательной службы английское командование планирует использовать переоборудованный вариант транспортно-десантного вертолёта «Коммандо» Мк2, построенный на базе вертолёта HAS. Мк 1 «Си Кинг» фирмой «Уэстленд».

Поисково-спасательные вертолёты Франции

Для спасательных операций ВМС страны используют лёгкие вертолёты SA 319В «Алуэтт» 3 и SA 341 «Газель». Вертолёт SA 319В «Алуэтт» 3 (противолодочный вариант вертолёта SA 316В «Алуэтт») может оснащаться лебёдкой (грузоподъёмность 250 кг) и комплектом спасательного снаряжения. Пол грузовой кабины вертолёта водонепроницаемый и снизу имеет антикоррозийное покрытие.

Лопасти несущего винта складываются. Запас топлива 575 л. Для поиска потерпевших бедствие в море применяется обзорная РЛС «Омера» ORB 31. Вертолёт SA341 «Газель» (многоцелевой) оборудован грузовой лебёдкой (грузоподъёмность 135 кг) и оснащён спасательным снаряжением. В кабине могут разместиться два носилочных раненых. Лопасти несущего винта складываются.

Максимальный запас топлива 735 л.

Поисково-спасательные вертолёты Италии

В ВМС для ведения поисково-спасательных операций с кораблей малого водоизмещения используются многоцелевые вертолёты «Агуста-Белл» 204, 205 и 212 (противолодочные варианты).

В грузовой кабине размещаются лебёдка с тросом и комплекты спасательного снаряжения. Устанавливать дополнительное связное поисковое и навигационное оборудование не требуется.

В 1974 году фирма «Агуста» по американской лицензии начала производство поисково-спасательного вертолёта «Агуста-Сикорский» HH-3F. Первоначальный заказ 20 машин.

Поисково-спасательные вертолёты Японии

Для ведения поисково-спасательных операций предназначен вертолёт KV-107/II-5, изготовленный по лицензии японской фирмой «Кавасаки» в конце 60-х годов на базе американского транспортного вертолёта «Боинг Вертол» 107. К началу 1974 года было выпущено 20 вертолётов. Вертолёт имеет тандемное расположение двух несущих трехлопастных винтов (диаметр 15,2 м). Он обладает положительной плавучестью, что позволяет ему действовать с поверхности моря. Шасси трёхстоечное, фюзеляж водонепроницаемый.

Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей фирмы «Дженерал электрик» СТ58-110-1 или «Исакавадзима—Харама дзюкогё» CT58-IHI-101-1C. Максимальный запас топлива с двумя дополнительными баками, расположенными по бортам фюзеляжа, 3790 л. Вертолёт оснащён грузовой лебёдкой с тросом, четырьмя прожекторами и совершенным радиоэлектронным оборудованием. Восемь вертолётов этого типа были закуплены ВМС Швеции. На них были установлены двигатели «Гном» Н.1200 фирмы «Роллс-Ройс», навигационное оборудование английской фирмы «Декка» и другое более современное оборудование, облегчающее ведение поисково-спасательных операций.<\p>

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Источник: http://www.zvo.su/VMS/poiskovo-spasatelnye-vertolety.html

Системы горизонтального пожаротушения для вертолетов

В настоящее время во многих городах мира остро стоит проблема защиты высотных зданий от пожара. Для решения этой проблемы может быть использован вертолет, оснащенный пожарной системой.

Вертолет способен быстро, минуя дорожные заторы, прибыть к месту пожара и сразу же приступить к тушению. Но действуя традиционным способом  – сбрасывая воду на  крышу здания, можно причинить ущерб больший, чем нанесет сам пожар (происходящий в одной из квартир).

Поэтому конструктора пытаются создавать различные типы систем горизонтальное тушения для  размещения их на вертолете. Реализация этой идеи привлекает, как возможностью пустить водяную струю в окно горящей квартиры, так и экономным расходом тушащего вещества.

Кроме того, зависнув рядом с источником открытого огня (что намного безопаснее) можно заливать его навесной струей.

В связи с  чисто техническими ограничениями применять такую водяную пушку предпочтительнее на соосных вертолетах ввиду необходимости вынесения сопла за  радиус несущего винта (у соосных вертолетов он меньше).

Пожарный вертолет Ка-32А1 с системой горизонтального тушения в работе

В случае использования подобной системы на  вертолете с хвостовым винтом струя воды будет либо разбиваться потоком воздуха, либо необходимо будет создавать пушку с необычайно длинным стволом. Хотя такие попытки предпринимались. Еще в 1971 году был создан вертолет Ми-6 ПЖ2 с водометом размещенным в носовой части фюзеляжа. Но эта установка использовалась для тушения лесных пожаров.

На пожарном вертолете Ми-6 ПЖ2 работает носовой комбинированный лафетный ствол.

 После пожара Останкинской телебашни, при финансировании Московским правительством, в  ОАО «Камов» разрабатывалось несколько вариантов систем горизонтального пожаротушения для вертолета Ка-32 (для тушения пожаров в высотных зданиях).

В первом случае предполагалось подавать огнетушащую жидкость по пожарному рукаву к  вертолету от  водяного насоса высокого давления. Главный недостаток проекта  – низкая оперативность: автомобиль со специальной насосной станцией и рукавом необходимо было доставлять к месту пожара по земле.

Пример соместной работы вертолета и наземной пожарной машины

Обратите внимание

Во втором проекте – «СПВ» (система пожаротушения высотная) — два сменных пластиковых бака с водой крепились на внешней грузовой подвеске и соединялись шлангами с системой горизонтального пожаротушения.

Давление, необходимое для подачи тушащей жидкости, создавалось подрывом специальных пиропатронов внутри баков. Но ввиду быстрого падения давления так и не удалось достичь равномерности и  дальности.

Кроме того, перезарядка баков или их замена создавали дополнительные сложности.

Третий вариант  – совместная разработка с  российской фирмой «Темперо» установки горизонтального пожаротушения «Игла-В». Это вододисперсная система, основанная на  газодинамической технологии, при которой осуществляется разгон частиц или капель огнегасящего компонента сжатым воздухом.

Распыленная до дисперсного состояния вода под  большим давлением выстреливается короткими импульсами. Объем воды в баках под полом вертолета составлял 740 л. С внешней стороны фюзеляжа по левому борту крепилась батарея баллонов со сжатым воздухом. Заявляемая разработчиком дальность «выстрела»  – около 50  м.

Длина струи позволяет вертолету держаться на безопасном расстоянии от стены здания, а её высокая скорость и, как следствие, отсутствие сильного искривления траектории струи облегчает прицеливание и позволяет направить струю далеко вглубь горящего помещения. Кроме того предлагаемая система обеспечивает значительно более эффективное тушение, чем традиционные пожарные средства.

Размер капель в струе составляет около 100 мкм. При попадании в зону горения происходит их интенсивное испарение, образующийся при этом пар вытесняет воздух, а благодаря высокой скорости происходит срыв пламени. Воздействие одновременно трех факторов тушения позволяет ликвидировать пожары намного меньшим количеством воды, чем при использовании традиционных средств.

При этом зданию практически не наносится дополнительного ущерба, связанного с попаданием воды на расположенные ниже этажи. Кроме бытовых пожаров с помощью системы может производиться тушение нефтепродуктов.

Вертолет, оснащенный системой также может использоваться при тушении пожаров на промышленных предприятиях, автозаправочных станциях, лесных пожаров, а также пожаров в труднодоступных местах (например в горах). Кроме того на вертолете может монтироваться другое спасательное оборудование, что позволяет использовать его как средство спасения при различных чрезвычайных ситуациях.

Пожарный вертолет Ка-32А1 с установкой «Игла-В»

Важно

В настоящее время система “Игла-В” предназначена для вертолета Ка-32А фирмы “Камов”, но может быть установлена на любой другой. Соответственно его грузоподъемностью будет определяться длительность работы установки. На 49-м Всемирном салоне “БРЮССЕЛЬ-ЭВРИКА — 2000” “Игла-В” получила золотую медаль.

Технические характеристики системы  “Игла-В”

Огнетушащее вещество Вода, вода с пенообразующими добавками
Расход ОТВ 10 кг/с
Дальность Более 50 метров*
Размер капель Около 100 мкм
Скорость капель Около 110 м/с
Запас ОТВ Более 700 литров

* Дальность при размещении на базе вертолета Ка-32. При размещении на наземных средствах доставки дальность системы может достигать 80м и более.

Преимущества газодинамической технологии пожаротушения

  • универсальность системы по видам очагов — возможность тушения твердых материалов, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся горючих жидкостей, электрооборудования под напряжением;
  • тушение производится мелкораспыленной водой, значительно сокращается ее расход для ликвидации очага, зданию наносится меньший дополнительный ущерб, связанный с попаданием большого количества воды на расположенные ниже этажи;
  • высокая скорость струи, отсутствие искривлений траектории, позволяет направить ее далеко вглубь горящего помещения, при этом динамика и состав струи, имея все преимущества мелкораспыленной воды, не приведут к разрушению конструкций и оборудования зданий;
  • обеспечение дальности действия системы при меньших энергетических потребностях оборудования по сравнению со струйными средствами;
  • прицельное тушение через окно здания, при этом длина струи позволяет вертолету держаться на безопасном расстоянии от стены здания. При этом зданию практически не наносится дополнительного ущерба, связанного с попаданием воды на расположенные ниже этажи.

Недостатки газодинамической технологии пожаротушения

  • сложности с  перезарядкой и заправкой воды и воздуха;
  • громоздкость установок;
  • недостаточная эффективность водяной пыли по противодействию некоторым видам пожаров.

Водяная пушка IFEX 3000

Голландская компания IFEX разработала собственную вододисперсную установку, которая размещается на различных типах вертолетов, в частности, на  EUROCOPTER Ecureuil AS-350 B2/B3, с установкой внешнего топливного бака воды на 300 л и двойной пушки  2 х 18 л,  и на Kaman K-MAX, со встроенным резервуаром для воды до 2000 л и двойной пушки 2 х 25 л.  Производитель утверждает что 100 л. выпущенных из их водяных IFEX пушек по эффективности приравниваются к 1000 л. сброшенным с вертолета обычным способом. Эффективная «стрельба» ведется импульсами водяной пыли на расстояние от 10 до 100 м. К воде могут добавляться присадки. Система может пополняться из окрестных водоемов в режиме висения.

Недостатком данного устройства является малый запас воды и время «перезарядки», составляющее 2-3 с.

А поскольку при ликвидации масштабных очагов горения важен разовый массовый выброс тушащего вещества, то ее использование достаточно ограничено.

На вертолете S-64F Helitanker также может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в  вертикальной плоскости. Ее использование ограничено дальностью стрельбы, стоимостью и громоздкостью самого носителя.

Работа установки IFEX c вертолета

На вертолетном заводе ФГУП «КумАПП» в Кумертау адаптировали  вертолеты Ка-32 к сертифицированным образцам западного спецоборудования – системе борьбы с огнем Fire Attack разработанной американской фирмой Simplex.

  Она позволяет вертолету сбрасывать до 3140 л воды (раствора), что больше, чем у других аналогичных вертолетных систем. Первоначально разработанная Simplex в 1993 году система борьбы с огнем для Ка-32 также пользовалась повышенной популярностью среди азиатских и восточноевропейских операторов.

К началу 2009 года Simplex было поставлено 48 различных систем борьбы с огнем для вертолетов Ка-32, что сделало компанию ведущим производителем противопожарной техники для этой модели вертолетов. Однако нужно отметить, что успехи вертолета Ка-32 в качестве платформы для Fire Attack Simplex делит с корейской LG Int.

, которая разработала для Ка-32 бак, вмещающий 5000 л. Система Fire Attack Simplex может быть установлена и демонтирована без особых инструментов за 15 минут.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с установкой пожаротушения Fire Attack от американской фирмы Simplex

Совет

У всех вышеперечисленных систем горизонтального пожаротушения главным недостатком является то, что наведение на цель (в одной плоскости, а  то и  в обеих) осуществляется пилотом. При расходе тушащего вещества (снижении массы), порывах ветра, изменении движения огня ему крайне сложно не только удерживать машину, но еще и отслеживать процесс тушения. Впрочем, это вопрос опыта пилота.

Современная система горизонтального пожаротушения в работе

Системы горизонтального тушения  уже доказали, что имеют право на жизнь!

Источник: https://fort-i-ko.livejournal.com/120961.html

Ссылка на основную публикацию