Пожары в великом новгороде. летописи о пожарах

Историк Даниил Пузанов. Летописание Великого Новгорода о природных явлениях

?Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2018-12-07 12:43:00Николай Подосокорский
philologist
2018-12-07 12:43:00Category:Даниил Викторович Пузанов (род.

1991) — кандидат исторических наук (2017), младший научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН с 2018 г.

Научные интересы: духовная культура и мировоззрение в Средние века, этническая история, этнопсихология, история религии, средневековые этнокультурные и этнополитические контакты. Текст приводится по изданию: Пузанов Д.В.

Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX—XIII вв. — Научное издание. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2018.

Летописание Новгорода Великого

Обратите внимание

Новгородская летопись, пожалуй, подробнее остальных фиксирует природные явления. По количеству описанных знамений Новгородская летопись стоит на втором месте, уступая Киевскому своду, но опережая суздальское летописание. По количеству же описанных природных бедствий она является абсолютным лидером.

Конечно, у нас нет достоверных данных о киевском летописании после 1198 г Поздно началась погодная запись событий и в Галиче, в то время как новгородская традиция не прерывалась. Однако отличие в количестве и качестве описания природных явлений новгородским книжником, по сравнению с другими летописями, слишком явно.

Описание природных явлений эмоционально и выразительно. Стихийные бедствия выступают как орудия Божьей кары, по своей разрушительной силе не меньшие (возможно, даже большие), чем нашествия иноплеменников.

Летопись тщательно фиксирует стоимость ржи и подробно описывает бедствия, грозившие в случае неурожаев: «и ядяху люди листъ липовъ, кору березову, инии молиць истълъкше, мятуце съ пелъми и съ соломою; инии ушь, мъхъ, конину; и тако другымъ падъшимъ от глада, трупие по улицямъ и по търгу и по путьмъ и всюду; наяша наимиты возити мьртвьця из города; а смородъмь нелга вылести». Голод 1128 г. был такой силы, что летописец применил формулу полного отчаяния, написав: «И тако по грЪхомъ нашимъ погыбе земля наша». Голод и мор были нередкими явлениями для Новгородской земли. Изредка летописец проговаривается об их причине: «Изби мразь на Въздвижение честьнаго хреста обилье по волости нашей» — пишет он под 1230 г. События, происходившие в период неурожаев, действительно могли вызывать ощущение гибели, полного опустошения. Космос рушился. Упомянутый неурожай 1230 г. вызвал страшный голод, потоки беженцев устремились в соседние земли, а те, кто остался, «почаша мерети», как с горечью замечает летописец.

Непогребенные трупы требовали кардинального решения проблемы: «И кто не просльзиться о семь, видяще мьртвьця по уличамъ лежаща, и младЬнця от пьсъ изедаемы». Горожане решили устроить братскую могилу на 3030 человек в яме на Прусской улице близ церкви св. Апостолов.

Потом летописец отвлекся от голода, описывая политические события, но голод не прекращался, одной ямы не хватило для погребения умерших, и книжник возвратился к описаниям ужасов голодной весны: «Что бо реши или что глаголати о бывшей на нас от Бога казни.

Яко инии простая чадь рЪзаху люди живыя и ядяху, а инии мьртвая мяса и трупие обрЪзающе ядяху, а друзии конину, псину, кошкы: нъ гЬхъ осочивъше, тако творяху, овъихъ огньмь ижгоша, а другыхъ осЬкоша, иныхъ изв^шаша; ини же мъхъ ядяху, ушь, сосну, кору липову и листъ, ильмъ.. .». Бедствия привели к социальным катаклизмам.

Люди сжигали дома богатых и грабили те места, где можно было обнаружить хлеб. Разрывались родственные связи: отец не жалел сыновей, матери — дочерей; соседи не давали друг другу хлеба. Дети плакали и умирали от голода. В Новгороде, помимо упомянутого, возникло еще два коллективных захоронения. По версии новгородского летописца, голод обошел только Невскую землю.

Однако Суздальская летопись упоминает о голоде, хотя и довольно скудной фразой: «Рожь не родися по всей нашей земли и дорого бысть жито».Если природные катаклизмы, приводившие к неурожаю, и «недород» действительно более всего тревожили Новгородскую землю, то пожары были известны каждой земле.

Важно

Тем не менее, только Новгородская летопись снабжает разгул огня скрупулезным описанием явления. Это единственная летопись, в которой можно увидеть упоминание редкого явления — огненного смерча: «И створися горе велико, по нашимъ грЪхомъ въздвижеся буря с вихромъ; и тако бысть силенъ огнь вборзЪ, кто, мало что похвативъ, выбЬжа изъ своего двора, а иное все огнь взя».

Интересно, но если в других летописях природные явления выступают либо самостоятельно, либо описываются в контексте политических бедствий, то в Новгородской летописи социальные бедствия, напротив, могут описываться в контексте природных.

Помимо голода, к разрушению привычной социальной структуры приводили и пожары, во время которых богатые разорялись, а «злии» люди уходили на грабежи. Социальная структура становилась более подвижной: «и мнози от того разбогатЪша, а инии мнози обнищаша». Помимо упомянутых природных явлений, новгородцев волновали бури, наводнения, снег и пр.

Все они наносили существенный урон хозяйству республики. Если в других землях основным орудием кары Божьей были иноплеменники, то в Новгороде, в основном, это природные силы.В Новгородской летописи природные явления среди разнообразных казней Божьих занимают особое место.

Бог так часто выказывает Свое недовольство через природу, что создается впечатление ее одухотворенности, что сближает мировоззрение новгородского книжника с языческим. Надо полагать, пережитками язычества объясняется слишком частое упоминание грома.

Да, гроза нередко вызывала пожары и убивала людей, но летописец упоминает и те случаи, когда никаких последствий от грома и молнии не было: «бысть громъ велии, яко слышахомъ чисто, въ истьбЬ сЬдягце». В промежутке между 1117 и 1300 гг в Новгородской летописи встречается около 11 упоминаний о грозе. За это время Киевский свод сообщил о громе только один раз, поясняя, что в 1183 г.

«Городенъ погорЬ всь, и церквы каменая, от блистания молниЬ и шибения грома». Суздальская летопись упоминает о грозе три раза, и то в контексте описания атмосферных аномалий («ВЪтри силни быша, и дождове, и Громове»), либо указывая на причину пожара в храме6.

Галицко-Волынский свод и вовсе упоминая о молнии один раз, описывает не атмосферное явление, а битву: «и головнями, яко молнья идяху». При этом молнии в Новгородской летописи нередко бьют в культовые сооружения.

Особая зависимость Новгородской земли от природы заставляла внимательно вглядываться во все изменения, происходившие в ней, что делало отношение к знамениям совершенно особенным. В. В.

Долгов, противопоставляя восприятие знамений южным и северным (новгородским) летописцами, отмечал: «Северный летописец поднимается максимум до осознания необычного явления природы как знака, но смысл его остается для него либо неясным, либо неинтересным, либо же настолько очевидным, что и писать об этом, с его точки зрения, не имеет смысла».

Подобные выводы исследователь, скорее всего, обосновал на анализе Киевского свода при сравнении его с относительно ранними сообщениями НПЛ (не включая XIII в.). Но и для этого периода нельзя сказать, что знамения не интересовали летописца.

Совет

Конечно, новгородский книжник относительно скупо комментирует их, однако по количеству явлений, которые летописец относит к знамениям, Новгородская летопись уступает только Киевскому своду.

Периодически книжник проговаривается об эмоциональном напряжении, которое возникало у населения в период знамений: «почя убывати солнця, и погыбе всЬ; о, великъ страхъ, и тьма бысть, и звҌзды быша и мЪсяць; и пакы начя прибывати, и въ бързЪ напълнися; и ради быша вси по граду». Под 1230 г. появляется обширный комментарий в отношении землетрясения: «То же, братье, не на добро, на зло; гр'Ьхъ дЬля нашихъ Богъ намъ знамения кажеть, да быхомъ ся покаяли от грЪхъ нашихъ. Колику Богъ наведе на ны смерть той весны, да то мы ви- дяще, не разумЪхомъ своея погыбели, нъ скорЬиши быхомъ на зло» Под тем же годом встречаются сообщения о затмении солнца и пространное сообщение о каре Божьей за грехи. Следующий комментарий, относящийся, возможно, к знамению, встречаем под 1291 г. Это, конечно, немного по сравнению с ПВЛ. Однако в южнорусской традиции, которая с 1198 г. представлена Галицко-Волынской летописью, не встречается вообще ни одного сообщения о знамениях. За исключением разве что описания «хвостатой звезды» под 1265 г. Но и в данном случае летописец скорее иронизирует над суевериями, нежели воспроизводит их: «ХитрҌчи же смотрЪвше тако рекоша: “оже мятежь великъ боудеть в земли”. Но Богъ спасеть своею волею и не бысть ничто же». Лаврентьевская летопись также упоминает о знамениях в этот период крайне скупо, не оставляя по их поводу каких- либо комментариев.

Почему в то время, как во всех летописных сводах наблюдается вырождение киевской традиции обширного комментирования знамений, в Новгородской летописи, напротив, эта традиция возрождается? Использование шаблонов, заимствованных из ПВЛ, по отношению к стихийным бедствиям встречается в Новгородской летописи с 1233 г После чего эмоциональные комментарии с использованием раннелетописных шаблонов и пророчеств Исаии становятся постоянными. Поэтому изменение описания природных явлений связано не столько с изменением отношения к ним, сколько с эволюцией стиля летописи. Книжник, копируя киевскую традицию, вероятно, хотел подчеркнуть независимость своей земли, ее высокий статус. Могло повлиять на возникновение обширных комментариев с применением пророческих книг и татаро-монгольское нашествие. Вообще говоря, новгородский летописец более трепетно относится к явлениям природы, от них словно веет сакральностью. Поэтому летопись не допускает слишком вольных трактовок и тем более не использует описания сил природы как литературный троп.

Источник: https://philologist.livejournal.com/10620894.html

Из истории пожарного дела в России | Ржевские новости

30 апреля исполняется 369 лет пожарной охране России

В знаменитом произведении великого композитора Антонио Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», которое звучит и сегодня, пробуждается природа, ожидаются надежды на лучшее. Для пожарных на протяжении многих веков весна — это напряженная работа в борьбе с пожарами.

Читайте также:  Федеральный закон рф 283 от 30.12.2012

Влияние человека на природу привело к тому, что на современном этапе пожарным и спасателям приходится принимать самое непосредственное участие в ликвидации последствий наводнений и подтоплений.

Не случайно, что именно весной, 30 апреля 1649 года, царь Алексей Михайлович подписал Указ «О градском благочинии», который положил начало по созданию дела пожарного в России. Спустя 300 лет, 17 апреля 1918-го, В.И.

Ленин подписал декрет «Об организации Государственных мер борьбы с огнем». Месяцем основания пожарной охраны является апрель, временем года — весна.

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ!

Огненная коллекция Рюриковичей

Важным шагом в развитии человечества стало освоение огня. И произошло это полтора миллиона лет назад.

Первый огонь у человека был природного происхождения: от лесных пожаров, горящего дерева, вследствие попадания молнии, раскаленной лавы при извержении вулканов. Он поддерживался и сохранялся постоянно.

«Умение добывать огонь, — отметил Фридрих Энгельс в «Анти-Дюринге», — впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».

С древнейших времен человек поклонялся огню, верил в его божественное происхождение. Огонь — тепло и свет, вечная жизнь, бессмертие земли, людей, и огонь — разрушительность, гибель, пепелища…

Пожарная охрана России имеет богатую историю. С появлением первых поселений, развитием новых городов — все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где возводились в основном деревянные постройки. Города и села земли русской многократно переживали опустошительные пожары.

Обратите внимание

Русичи загодя укрывали все ценное в землянках, погребах, вдали от построек. А когда бушевал страшный огонь, уходили в поле и покорно ждали возможности вернуться на родное пепелище.

Сохранившиеся до наших дней берестяные грамоты пестрят упоминаниями о последствиях пожаров: «погоре град», «погоре церковь…»,
«… огонь вельми страшен был…»

Подобными строками изобилуют древнерусские летописи, ярко описывающие и беды погорельцев, и ужас людей перед огненной стихией.

Автор новгородской летописи пишет о зловещем сбывшемся предзнаменовании: «В 1063 году река Волхов пять дней текла вспять» и «на лето погоре весь город».

Далее летопись сообщает, что в 1103 году огонь опустошил Руссу, Ладогу и другие малые города новгородских земель. Отстроенные заново они вновь обратились в пепел в 1194 году.

Опустошительные пожары возвращаются в Новгород Великий в 1231, 1267, 1340 годах.

В 1124 году другой летописец свидетельствует: «Бысть пожар велик в Киеве, яго згоре церквей близ сияне сот, се бысть месяце июня в 23 и 24 дни на рождество Иоанна Предтечи».

Об огненных бедах города Владимира сообщает Ипатьевская летопись: в 1183 году город сгорел почти весь. В 1199 году погорели половина владимирских дворов, через два года — ещё 1000 дворов и 14 церквей.

В 1229 году сгорели 27 церквей, сотни деревянных строений, не уцелел и княжеский дворец.

Летописи Ярославля свидетельствуют: в 1221 году пожар обратил город в дымящиеся развалины. Едва отстроились, вновь сгорели 3 монастыря, 29 церквей, 1500 домов.

Истребляющие пожары разоряли Псков и Рязань, Тверь, Вятку и Вологду, бушевали в Костроме и Юрьеве, в Пензе и Витебске. «Того же лета, по грехам нашим, бысть пожар в Руси…», — не проходило и года без подобных роковых записей.

Важно

Древнюю Русь беспощадно жгли племена степняков, орды татаро-монголов, европейские завоеватели.

Говоря о Москве, можно утверждать, что ни одна другая столица не подвергалась столь губительным и частым пожарам. Подсчитано, что за первые 450 лет существования Москва 13 раз выгорала дотла, и более 100 раз огонь уничтожал до 6 тысяч строений. Казалось, после таких потрясений город должен был исчезнуть. Но этого не случилось.

Как писал знаток пожарного дела Александр Чехов, нужно только удивляться мощи и терпению народа, воздвигавшего из пепла сгоревшие города. Если подсчитать количество благ земных, истребленных огнем, и вообразить несметное число жертв человеческих, то можно утверждать, что пламя скосило на Руси не меньшую жатву, чем любая мировая язва.

Столкновение с этим бедствием настолько потрясло воображение людей, что породило описание ада и сатанинских ужасов и, вряд ли случайно, придало им багрово-черную окраску реального пожара.

К сказанному выше — пример: один лишь пожар, уничтоживший в древности Александрийскую библиотеку, по мнению современных историков, задержал развитие цивилизации на несколько столетий — слишком многое пришлось узнавать и открывать заново. Опасаясь огненной стихии, русские люди селились на берегах рек, научились заливать водой небольшие пожары.

А при крупных пожарах — служили молебны, шли крестным ходом с иконами. Не исключением стал и Ржев, который в 2016 году отметил свое 800-летие. Пожары стали тормозом на пути русской государственности. Власти были вынуждены принимать строгие меры.

В XI веке в своде законов «Русская Правда» было записано: «Оже зажжет гумно а такоже двор, то на грабеж двор его, преж нагубу расплативши». Семьи поджигателей обращались в рабство. Предупредительные ограничения в использовании огня, касающиеся правил обращения с огнем в жилищах, не снижали числа пожаров как негативного явления социального и экономического роста, поэтому выход из положения государственные структуры видели в строительстве каменных зданий и сооружений.

На Руси первые пожарные здания начали строить после московского пожара в 1382 году. Ранее X века о таких постройках сведений нет. Царские указы о суровом наказании виновников пожара чередовались с требованиями прикопать при строительстве камень.

Совет

Впервые меры профилактики предпринял Дмитрий Донской, заменив дубовые стены Московского Кремля на белокаменные. Его дело продолжил Иван III, освоив обжиг огнестойкого красного кирпича, и в 1485 году началась 10-летняя реконструкция стен Кремля. Кроме того, на расстоянии 235 м вокруг него были снесены все постройки.

Образовавшийся пустырь стал прообразом противопожарных разрывов. Пожалуй, с правления Ивана III ведет свое начало Государственная противопожарная служба. К концу XV века в Москве улицы расширяют, городские стены возводят из огнестойкого материала.

При великом князе московском Иване III были регламентированы вопросы каменного строительства, водоснабжения и другие, например, в создании системы водоснабжения Кремля. Создается пожарно-сторожевая охрана, вся Моск-ва разделена на заставы. По концам улиц устанавливались решетки-рогатки, которые на ночь запирались.

Возле них круглосуточно несли службу сторожа (решеточные приказчики). Главной задачей приказчиков стало наблюдение за тем, «чтобы бою, грабежу, корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не набросали бы огню, не накинули ни со двора, ни с улиц».

Общий надзор возлагался на должностных лиц, так называемых «объезжих голов», назначаемых из дворян, но при возникновении пожаров основная тяжесть по их тушению ложилась на население.

Согласно указу Ивана Грозного, с 1550 года к тушению пожаров стали привлекаться стрельцы — военная организация. Так продолжалось до конца XVII века.

В. Булыгин,

помощник начальника ФГКУ «4 ОФПС

по Тверской области»,

ветеран пожарной охраны

Продолжение следует

Источник: http://rzhevnews.ru/?p=17763

Уничтоженные древние летописи..

На днях в издательстве „Концептуал” вышла очередная видеопрезентация ещё одного автора. Однако мы помещать ролики с данным издательством больше не будем. И вот почему.

Создатели общественного течения, получившего название „КОБ”  (одно из ключевых слов которого — концепция), уже опубликовали не один десяток книг, которые можно купить. За деньги, естественно.

Однако те же авторы все свои произведения поместили в свободном электронном доступе, ибо считают институт авторского права черезвычайно вредным, губительным для нормального развития общество.

Деятели, создавшие упомянутое выше издательство, наоборот, очень тщательно вычищают Сеть от любых книг, с авторами которых они заключили договоры. Которых купили, если сказать проще. Презентация, о которой идёт речь — это по книге Белоусова Дмитрия Витальевича „Хозяева Великой Евразийской империи”.

Самое интересное в том, что до июля этого года книги автора были выложены для чтения на его сайте. Сегодня там остались следы тогдашнего объявления о размере файлов, однако есть и новое: информация, что по требованию того-самого издательства книги на авторском сайте более недоступны для публики.

Если бы упомянутое издательство называлось как-нибудь по-другому — никаких вопросов с моей стороны не возникло бы. В конце-концов мы существуем при капитализме. Однако мне видится, что налицо — чистой воды спекуляция на добром слове „концепция”. Ведь понятно, что контекст этого слова — КОБ.

Обратите внимание

КОБ, где брать деньги за авторские права считается не просто неприличным, а вредным для общества.

В общем, алчные граждане издатели „Концептуала”, ждите обратку от Матрицы. Убеждён, она не заставит себя долго ждать.

*

Ниже предлагается единственный доступный на сайте Белоусова крайне любопытный текст из одной его книги.

**

Если посмотреть на имеющиеся архивы, то обнаружим две странности: полное отсутствие летописей народов Евразии I-XII веков н.э. и все русские архивы созданы только с XVIII века.

Например в РНБ есть греческие рукописи III-IX вв. н.э., славянские и древнерусские рукописные книги XIII-XIX вв., актовые материалы XIII–XIX вв., архивные материалы XVIII-ХХI вв.

В «Российском государственном архиве древних актов» (бывш. древлехранилище хартий и рукописей)- всего ~400 единиц хранения. Это остатки архивов великих и удельных князей, архивов Великого Новгорода и Пскова, московского великокняжеского архива и так называемого Царского архива ХVI века.

Самым древним документом архива является договорная грамота Великого Новгорода с великим князем тверским и владимирским Ярославом Ярославичем 1264 года.

Помещенная в Ипатьевской летописи перечневая роспись коллекции книг, пожертвованных владимиро-волынским князем Владимиром Васильковичем в разные церкви и монастыри Волыни и Черниговской земли — это первая опись, дошедшая до нас, датированная 1288 годом.Наиболее ранняя из дошедших до нас описей Кирилло-Белозерского монастыря составлена в последнюю четверть XV века.

Дошел до нас и перечень рукописей Слуцкого Троицкого монастыря, составленный в 1494 году. Хранятся списки (копии) Русской Правды, Судебника 1497 года Ивана III (единственный известный науке список), Судебника Ивана IV 1550 года, а также подлинный столбец Соборного уложения 1649 года.Самая древняя — грамота XIII века, но где все славянские летописи I—XII вв., где они? Т.н.

Читайте также:  Гололед. определение. когда образуется.

«старые» архивы созданы в конце XVIII века и старые летописи они — не собирали вообще.Так, Межевой архив создан по указу Сената от 14 января 1768 года, Московский архив был образован в 1852 году при объединении Разрядно-Сенатского архива (существовал с 1763 года) и Архива прежних вотчинных дел (с 1768 года), Государственного архива старых дел (с 1782 года).

На Западе книги просто массово жгли. И свои, и наши.

Например, в XI веке, все исторические материалы были вывезены из киевских земель Святополком Окаянным во время его бегства от Ярослава Мудрого к своему шурину и союзнику польскому королю Болеславу Храброму в 1018 году. Больше о них никто не слышал.

Еще факты…

С именем папы Павла IV связана не только борьба против науки и ученых, но и чудовищное истребление книг.Был «Индекс запрещенных книг», первое официальное издание которого вышло в Риме в 1559 г.

Важно

В «Индексе» значились Декарт и Мальбранш, Спиноза и Гоббс, Локк и Юм, Савонарола и Сарпи, Гольбах и Гельвеций, Вольтер и Руссо, Ренан и Штраус, Тэн, Минье, Кинэ, Мишле, Золя, Флобер, Жорж Санд, Стендаль, Виктор Гюго, Лессинг, Прудон, Мицкевич, Метерлинк, Анатоль Франс, ряд энциклопедий.

В «Индекс» включались и католики, которые критиковали принцип непогрешимости папы, например — богослов Игнатий Деллингер (Иоанн Игнатий фон Dollinger, 1799-1891 гг., проф. Мюнхенского унив.).Специальная «конгрегация по Индексу» под председательством самого папы Пия V (1566-1572г) была создана в 1571г. Эта конгрегация просуществовала в своем первоначальном виде до 1917 г.

(!), когда она передала свои функции т.н. конгрегации Святой инквизиции, учрежденной еще в 1542 г. С XVI по XX в. включительно вышло 32 издания списка запрещенных книг.Последнее издание «Индекса» было предпринято в 1948 г., в понтификат папы Пия XII.

По ТВ не говорят, что выполняя решение Тридентского собора (XIX Вселенский собор католической церкви, 1545-1563 гг), огромный массив книг, содержащих тексты с датировкой событий не по Христу — был сожжен.

В России принято официально утверждать, что документы гибли во время войн, восстаний, вследствии плохих условий хранения и стихийных бедствий (особенно пожаров и наводнений) — т.е. гибель документов носила случайный массовый характер.

Признается, что многие старые документы гибли уничтожались уже позже — в XVI-XVII веках из-за того, что современники не видели в них исторической ценности и использовали старые документы на пергамене в качестве поделочного или вспомогательно материала — например, оклеивали ими крышки переплетов книг.

Распространенной была практика уничтожения нежелательных документов: согласно логике того времени, уничтожение договорного документа освобождало от выполнения его обязательств. Была и практика уничтожения документов, юрисдикция которых аннулировалась.Старинных русских карт даже XV-XVIII веков — почти нет. Карта Як.

Брюса 1696 г, «Книга Сибири» Ремезова (1699-1701 гг), «Карта полушарий» В.О. Киприянова 1713 года, Атлас Кирилова 1724-1737 гг — все! Хотя иностранных карт этого периода — тысячи и тысячи.

Русские карты либо уничтожили, либо они лежат в архивах под грифом «секретно» (официально в архивах Библиотеки РАН хранится аж 10.000 старинных карт).

Спрятано потому, что в них — совсем другая история России.

Т.е. найти исследователям хронологии документы первой половины второго тысячелетия — безумно сложно.

Даже те древние рукописи, что сохранились, доходят до нас не в оригинале, а в списках, иногда очень многочисленных и всегда имеющих большие или меньшие отличия от исходного текста.

Каждый список начинает жить своей собственной жизнью, являясь как образцом для подражания, так и материалом для компиляций и фальсификаций.

Факты…На Руси накапливать старые документы раньше других начали князья, архиереи и монастыри. Письменные документы в Древнерусском государстве были распространенным явлением.

И документы, и книги, и материальные ценности и сокровища имели общее место хранения — в скотнице, казне, сокровищнице (в Западной Европе — scrinium, thesaurum, tresor).

В уцелевших летописях содержатся весьма ранние упоминания о существовании княжеских скотниц: например, в них есть сведения о том, что у князя Владимира существовала скотница, или о том, что Изяслав Мстиславич в 1146 году захватил скотницу во владениях Ольговичей.

С появлением христианства на Руси большие комплексы документов складываются в церквах и монастырях, сначала в ризницах (вместе с церковной утварью, облачением, культовыми книгами), потом отдельно.

В архивах монастырей и церквей (на местах) хранилось просто огромное количество документов. А согласно Судебнику 1550 года старосты, сотские и десятские должны были вести «» — с указанием имущественного положения и повинностей посадских людей.

Совет

Еще были документы периода Золотой Орды. Это так называемые «дефтери» (писанные на пергаменте), «» (называвшиеся также «») и «» («байсы»). В золотоордынских диванах (канцеляриях) письменное делопроизводство было столь развито, что там были трафаретные образцы официальных бумаг (называемые на Западе формулами).

Где все это? Почти ничего нет, жалкие крохи, а остальное — исчезло…

Кстати, с угрозой пожара боролись: «...» (С.Ю.Малышева, «Основы архивоведения», 2002 год). Т.е. камень специально, так как — не горит.

Рассмотрим известные пожары с XVII века:

  • ценные документы гибли по всей России в Смутное время польско-шведской интервенции (1598-1613 гг);
  • 03 мая 1626 года случился страшный «московский большой пожар», пострадали документы приказов, в частности, сильно пострадали архивы Поместного и Разрядного приказов. Сгорели едва ли не все московские архивы: документы с более ранней датировкой сегодня встречаются редко;
  • в годы восстания Степана Разина (1670-1671 гг). Вопрос: почему при крестьянской войне на Волге «погибло большое количество ценных источников» в столицах?;
  • в пожаре 1701 года пострадал архив приказа Казанского дворца;
  • с утра 19 июля 1701 года загорелись кельи Новоспасского подворья в Кремле. От жара на колокольне Ивана Великого лопнули колокола. Сгорели царские сады и примыкавшая к ним Садовническая слобода, «…».
  • в пожаре 1702 года — пострадали документы Посольского и Малороссийского приказов;
  • в пожаре 13 мая 1712 года выгорел центр Москвы, Новинский монастырь, патриарший Житный двор, 11 церквей и 817 дворов;
  • в 1713 году на Троицу, 28 мая, загорелся двор бояр Милославских за Боровицким мостом. Огонь уничтожил более 2.500 дворов, 486 лавок, множество церквей, Кремль;
  • 29 мая 1737 года от пожара в Москве сгорела большая часть учреждений и их архивов.
  • В течение мая 1748 года Москва горела шесть раз. Сгорело, как докладывал генерал-полицеймейстер, «».
  • документы гибли в период восстания Емельяна Пугачёва (1773—1775 гг);
  • в 1774 году в г.Черкасске сгорел дотла Донской архив, содержащий все материалы о казачестве;
  • много документов погибло в Отечественную войну 1812 года. Почти полностью уничтоженны архивы Смоленска и Московский Архив коллегии иностранных дел и Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного, Межевого архивов. Трагична была судьба неэвакуированных частновладельческих архивов и коллекций: они погибли в московском пожаре, в том числе коллекции А.И. Мусина-Пушкина, Д.П. Бутурлина. Вопрос: все-все списывают на французов и пожар в Москве, но по любому(!) конкретному документу вообще нет подтвердения, что он там был ДО пожара. Это как?;
  • в 1866 году сильно пострадал от огня архив Екатеринославской казённой палаты;

Не слишком ли много пожаров в именно XVIII веке, начале правления Романовых? Гибель документов при пожарах в более ранние века тоже имела место, например 1311 год — в Новгороде сгорели 7 каменных церквей, в том числе «». 12 апреля 1547 года полностью сгорел Кремль и большая часть Москвы. Но не надо «сгущать краски»- летописи пережили и войны, и пожары… Но летописи не пережили сознательное уничтожение и поджоги. Примеры:

  • архивы тверских, рязанских, ярославских и др. княжеств в период объединения русских земель вокруг Москвы вошли в «Царский архив в Москве». К концу XVI века они составляли не менее 240 ящиков, но в начале XVII века – во время польско-шведской интервенции – большая часть этого архива была вывезена в Польшу и бесследно исчезла.
  • М.В. Ломоносов пришел в ужас, когда узнал, что немец А. Шлецер получил доступ ко всем сохранившимся на тот момент древним русским летописям. Надо ли говорить, что тех летописей больше нет?
  • К XV веку сформировался Государственный архив Новгородской феодальной республики. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году этот обширный архив не был уничтожен великокняжеской властью (см. разыскания И.П. Шаскольского), а просто был перевезен в здание на Ярославовом Дворище, где без надлежащего ухода в XVII-XVIII вв. пришёл в естественную ветхость.
  • 12 января 1682 года на Руси было отменено местничество. И тут же все «книги, содержащие местнические дела, были сожжены». В т.ч. были сожжены знаменитые «разрядные книги», содержащие историю государственных назначений на Руси в XV-XVI веках. «»;
  • при Петре I, Указами 1721 и 1724 годов, предписывалось присылать с мест в Синод и на Печатный двор старинные рукописи и книги, которые использовали раскольники, и вообще «». С другой стороны, появляются указы 1720 и 1722 годов о присылке с мест в Сенат и Синод (губернаторами и епархиями) материалов исторического характера — в подлинниках или копиях. На места посылались и специальные «немцы-эмиссары», как командированный на Восток страны и в Сибирь Готлиб Мессершмидт (1685-1735 гг.). Конечно обратно — ничего не вернулось. А «могильщик» Д.Г. Мессершмидт ныне назван родоначальником русской археологии!
  • древнерусский летописный свод нам составил немец Миллер на базе утерянных оригинальных русских летописей. Даже комментариев не надо…
Читайте также:  Работа на пожаре!

Источник: https://ss69100.livejournal.com/3637414.html

Игорь Яковенко: «Главный продукт, который производит российский телевизор, это ненависть»

Ведь, правда, – мы не каждый день ходим в музей. И не каждый выходной.

Бываем там изредка, когда заинтересовала, например, новая выставка, или нагрянули иногородние гости, и мы хотим показать им музейные ценности, которых они не увидят больше нигде.

На самом деле наш, Новгородский музей-заповедник, — это десятки объектов и сотни тысяч экспонатов, хранящихся как в открытом для посетителей доступе, так и в запасниках и хранилищах.

Мы — интернет-журнал «Портал 53» и «Новая новгородская газета» совместно с Новгородским музеем-заповедником начинаем новый проект – с рассказами об интересных, ценных сокровищах, эксклюзивных экспонатах из собрания музея. Надеемся, что каждый, кто ознакомится с новыми материалами, сможет пополнить сокровищницу собственных знаний интересными подробностями или сделать для себя настоящее открытие.  

Феофановы лики

Мы заглянем на Торговую сторону Великого Новгорода, где на Ильиной улице рядом со Знаменским собором расположена церковь Спаса Преображения. Один красивейших в городе храмов был возведён 642 года назад.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице известна во всём мире не только своей интересной архитектурой и богатым наружным декором, но иросписями внутренних сводов и стен.

В 1378 году, спустя четыре года после окончания строительства, по заказу новгородского боярина Василия Даниловича Машкова её расписал выдающийся византийский художник Феофан Грек.

Известно это благодаря новгородской летописи, в которой была скопирована несохранившаяся надпись внутри церкви. По этому тексту можно достоверно определить и дату росписи, и автора.

Примечательно — фрески Феофана Грека в Великом Новгороде – единственное достоверное произведение художника. Все другие работы (иконы, фрески) только приписываются ему на основании сравнения применённых художественных приёмов и косвенных исторических свидетельств. Так что Великий Новгород действительно обладает ценнейшим историческим и художественным сокровищем.

Почему же мы сегодня так ценим фрески Феофана Грека? Дело в том, что этот художник на основе известного в то время экспрессивного направления византийской живописи XIV века, уже получившего распространение в более ранних новгородских храмах, создал свою собственную, необычную манеру письма. Его фрески отличает от других свобода и непринуждённость композиции и рисунка.

Феофан Грек, прекрасно владея античными навыками рисунка, любил изображать фигуры статичные, больших размеров, но очень выразительные по виду и жестам. Даже при монументальности образов, он не старался их подробно прорабатывать, делая быстрый, иногда даже эскизный, но яркий по выразительности рисунок.

Почти монохромный колорит и контрастное высветление бликов на лице и одежде – уникальный творческий приём художника. Поверх коричневых, красноватых и желтых тонов он накладывал белильные мазки, придавая движение всему изображению.

Обратите внимание

Как считают искусствоведы, это сделано для усиления экспрессии образов. В этом можно увидеть мистическое начало, что, очевидно, навеяно исихастскими (мистическими) идеями Григория Паламы, которые Феофан усвоил, еще живя в Византии.

Фрески буквально светятся изнутри «нетварным», божественным светом.

Пантократор

К сожалению, время и пожары повлияли на целостность фрескового ансамбляцеркви Спаса Преображения. Но и дошедшие до нас фрагменты, которые можно увидеть, дают понять, какое мощное воздействие оказывал храм на каждого, кто туда входил.

Большинство фигур изображено в полный рост. Архангелы, Праотцы, Столпники, Преподобные, Богоматерь и Троица… Посетив храм, вы самостоятельно сможете увидеть эти фрески. Мне же хочется остановиться на одной фреске, но, пожалуй, основной. Именно этот лик мы сразу представляем, когда речь заходит о Феофане Греке.

Трудно описать пронизывающее чувство, возникающее, когда, находясь внутри храма, поднимаешь глаза к куполу.

Именно оттуда, из самого зенита, на вас взирает Христос Вседержитель (по-гречески Пантократор), держа в руках весь сотворенный Им мир.

Он написан в образе грозного судьи — напоминая нам о Страшном суде и вызывая чувство покаяния, вины и греха. Кажется, что светящиеся «космические» глаза видят тебя насквозь.

«Я …видел лицо Господа, подобное раскаленному огнём железу, испускающему искры… Я видел очи Господа, …приводящие глаза человеческие в трепет», — именно это описание встречи со Всевышним праотца Еноха как нельзя лучше подходит к фреске Феофана Грека.

Медальон окаймляет текст 101 Псалма (20-22): «Господи из небеси на землю призри, услышати воздыханье окованных и разрешити сыны умерщвленных да проповедает имя Господне в Сионе».

Это своеобразная молитва за всех погибших жителей Ильинской улицы в сражении с тверским князем, о спасении душ праведников в день Страшного суда.

«Божественный свет»

О шедеврах Феофана Грека можно рассказывать много и долго. Наиболее полное представление о творческой манере художника дают фрески в  Троицком приделе храма.

Но лучше вам самим заглянуть в церковь Спаса Преображения на Ильине улице и составить своё собственное мнение о легендарном живописце и его работах.

Будь вы человеком верующим, или не совсем верующим, вы в любом случае почувствуете «божественный свет», который спустя века продолжают излучать творения великого живописца. 

Валерий РУБЦОВ

Фото из архива Новгородского музея-заповедника

Источник: https://portal-vn.ru/vpechatleniya/podlinnyy-feofan-grek-tolko-v-novgorode

Информация о пожарах и их последствиях на территории Новгородской области — Портал Великого Новгорода

С начала 2018 года на территории Новгородской области зарегистрирован 231 пожар, рост на 10 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Только в марте месяце за прошедший период зарегистрирован 61 пожар, что на 60 % больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Большинство пожаров, а именно 82 % от общего количества, происходит в жилом секторе в условиях резкого понижения температуры окружающей среды в марте месяце.

Важно

Основными причинами пожаров являются: неисправность печного отопления — 31 % от общего количества пожаров, а также нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования — 31 % от общего количества пожаров.

         Наибольшее количество пожаров зарегистрировано в Великом Новгороде Новгородском, Боровичском, Старорусском, Чудовском и Маловишерском муниципальных районах области.

На пожарах погибло 20 человек. Пожары с гибелью людей произошли на территории городского округа Великий Новгород, в Новгородском, Батецком, Старорусском, Маревском, Пестовском, Солецком, Хвойнинском, Окуловском, Парфинском, Шимском и Маловишерском муниципальных районах. Наибольшая доля погибших на пожаре выпадает на возраст от 61 и более лет.

         На основании изложенного, Главное управление МЧС России по Новгородской области напоминает жителям Новгородской области о необходимости соблюдения элементарных правила пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления и электрооборудования, а именно:

При эксплуатации печного отопления ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

– оставлять без присмотра печи, которые топятся, а также поручать надзор за ними детям;

– располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;

– применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (так как при мгновенной вспышке горючего может произойти взрыв или выброс пламени);

– топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;

– производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;

– использовать вентиляционные и газовые каналы в качестве дымоходов;

– сушить одежду, дрова и другие материалы на печах и возле них;

– топить печи с открытой дверцей;

– перекаливать печи.

• При использовании печи дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть тщательно побелены. Побелка позволяет обнаружить трещины и прогары и своевременно их устранить.

• Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5х0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках (отступках) и предтопочных листах.

• Очистка дымоходов и печей от сажи должна производиться не реже: 1 раза в 3 месяца – для отопительных печей; 1 раза в 2 месяца – для печей и очагов непрерывного действия; 1 раза в 1 месяц – для кухонных плит и других печей непрерывной (долговременной) топки.

• Зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть тщательно пролиты водой и удалены в специально отведенное для этого место.

• Помните, что пожар может возникнуть в результате проникновения огня и искр через трещины и неплотности в кладке печей и дымовых каналов. В связи с этим необходимо регулярно проводить тщательный осмотр печей и дымовых труб, устранять обнаруженные неисправности, при необходимости производить ремонт.

При эксплуатации электроприборов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

– использовать электроприборы в условиях, не соответствующих требованиям инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя, или электроприборы, имеющие неисправности;

– использовать электронагревательные приборы при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

– использовать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, устанавливать самодельные вставки («жучки») при перегорании плавкой вставки предохранителей (это приводит к перегреву всей электропроводки, короткому замыканию и возникновению пожара).

• Запрещается использовать поврежденные выключатели, розетки, патроны и т.д.

• Для предупреждения высыхания и повреждения изоляции проводов запрещается прокладка их по нагревающимся поверхностям (печи, дымоходы, батареи отопления и т.д.).

• Запрещается включать несколько электрических приборов большой мощности в одну розетку во избежание перегрузок, большого переходного сопротивления и перегрева электропроводки.

• Включенные электронагревательные приборы должны быть установлены на негорючие теплоизоляционные подставки.

• Частой причиной пожаров является воспламенение горючих материалов, находящихся вблизи от включенных и оставленных без присмотра электронагревательных приборов (электрические плиты, кипятильники, камины, утюги, грелки и т.д.), а также использование горючих материалов в качестве абажуров для электрических ламп.

• Перед уходом из дома на длительное время обязательно убедитесь, что все электронагревательные и осветительные приборы выключены и обесточены.

В случае возникновения пожара немедленно сообщите об этом в пожарную охрану с мобильного телефона «112» или «101», со стационарного телефона «01».

Источник: https://cod53.ru/proisshestviya/informaciya-o-pozharax-i-ix-posledstviyax-na-territorii-novgorodskoj-oblasti.html

Ссылка на основную публикацию