Пожарный проезд: ширина, нормы и требования к зданиям

Пожарный проезд: требования норм вокруг жилых и общественных зданий

Пожарный проезд предназначен для того, чтобы специализированная техника могла быстро добраться до очага возгорания и начать тушение. Отсутствие аварийных путей и разъездных площадок может привести к трагедии.

Необходимость пожарного проезда

При строительстве любого здания нужно обеспечить противопожарную безопасность и создать возможность проезда специальных автомобилей на территорию. Правильность создания удобных подъездов регламентируется нормативными документами. Легкий доступ к объектам возгорания поможет избежать жертв и в короткие сроки погасить огонь.

Противопожарный проезд обязателен для:

  • общественных центров;
  • больших загородных домов;
  • многоквартирных жилых домов;
  • ресторанов;
  • кафе;
  • гостиниц;
  • больниц;
  • учреждений культурно-просветительской деятельности;
  • школ.

Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен непосредственно к зданию:

  1. С одной стороны, когда ширина сооружений до 18 м.
  2. С двух сторон — при ширине больше 18 м.
  3. Со всех сторон — если площадь постройки 10 га или ширина более 100 м.

Точного определения, что такое ширина зданий, в нормативных документах нет, но считается, что это промежуток между крайними разбивочными осями.

Дорожное покрытие должно быть надежным и выдерживать нагрузку от специализированных автомобилей. Площадки с мягким грунтом затрудняют проезд техники, поэтому на дорогах с глинистой или песчаной почвой допускается укрепление проезжей части подручными строительными материалами. Необходимо также сформировать уклон, который обеспечит сток воды, которая может появиться после выпадения осадков.

Проезд автотехники возможен по газону. Необходимая ширина — 6 м. В этой зоне нельзя располагать:

  • линии электропередач;
  • оборудование;
  • деревья;
  • кусты;
  • провода;
  • стоянки.

При наличии тупика строится площадка для разворота пожарной машины. Необходимая удаленность площадок для разворота от сооружений — не меньше 5 и не больше 15 м.

К водоемам, которые используются, чтобы погасить пожар, устраиваются подъезды с площадками 12х12 м.

Часто причиной трагедий становятся:

  1. Отсутствующая площадка для разворота техники.
  2. Загроможденность подъезда к месту возгорания.
  3. Отсутствие разъездных площадок.
  4. Дорожное покрытие, уложенное без учета допустимой нагрузки.
  5. Разъезженные территории.

Эти причины препятствуют пожарной команде спасать людей и тушить пожар, даже если они прибыли вовремя к месту вызова. Необходимо, чтобы дорога всегда была свободна, а спасатели имели возможность добраться с помощью автолестниц в любое помещение.

Пожарные проезды нормы

Пожарный проезд в частном секторе нужно сохранять свободным и поддерживать в исправном состоянии. Зимой его следует очищать ото льда и снега.

Для отдельно стоящих одно- или двухсекционных жилых сооружений допускается устройство проездов категории П1, т.е. ширина дороги — 3,5 м, обочина — 2 м. Автопроезды должны иметь 2 выезда на улицы. Также рекомендуется делать разъездные площадки протяженностью больше 15 м и шириной больше 7 м. Интервал между площадками — не более 200 м.

В тупиковых проездах необходима площадка для разворота пожарной техники. Длина тупикового автопроезда не должна быть больше 150 м, заканчивается он поворотными площадками, чтобы обеспечить разворот автотехники и пожарных машин. В габариты площадки для разворота можно включать:

  • подъезды для пожарной техники;
  • примыкающие тротуары;
  • промежуток от границы проезжей части до стены здания, если дорога рассчитана на вес пожарной машины.

Требования к пожарному проезду:

  1. Предусматриваются в замкнутых и полузакрытых дворах.
  2. Арки строятся шириной не меньше 3,5 м, высотой не меньше 4,5 м и располагаются не больше чем 300 м друг от друга. В исторических зданиях можно сохранять размеры арок.
  3. Подъезд к водоемам должен осуществляться согласно нормативным документам.
  4. К малоэтажным домам подъезд обеспечивается в радиусе не больше 50 м.
  5. Гидранты надо устанавливать возле дорог не дальше 2,5 м от границы проезжей части и на расстоянии более 5 м от стен сооружения.

При соблюдении норм создаются условия свободного доступа к объекту возгорания для устранения огня.

Минимальная ширина пожарного проезда

Ширина проезда для зданий с разной этажностью определяется такими нормами:

  • дома до 5 этажей должны иметь ширину дороги 3,5 м;
  • 6-16 этажей — 4,2 м;
  • 17 и больше — 6 м.

Поскольку бороться с пожарами в многоэтажных зданиях труднее, нужно больше специальной техники. Соответственно, ширина дорог должна быть больше. Если на противопожарных дорогах установлены гидранты или автоматическое тушение, ширину допускается изменить.

Минимальная ширина пожарного проезда должна составлять:

  • 3,5 м, когда высота зданий до 13 м;
  • 4,2 м — если высота построек от 13,0 м до 46,0 м;
  • 6 м — если здание выше 46 м.

Размеры разворотной площадки для пожарной машины — 15х15 м. Площадка обрабатывается антисептиком по всему периметру и оснащается водоприемниками в месте наклона дороги не меньше 6°. Этот наклон обеспечит сток лишних вод.

Источник: https://nebezopasno.com/shirina-pozharnogo-proezda-po-normam/

МЧС: Пожарный проезд. Ширина пожарного проезда. Нормы пожарного проезда

Своевременное предотвращение пожара является на сегодняшний день одной из основных задач практически для любого населенного пункта.

Во-первых, сама по себе пожарная безопасность считается одним из стратегически важных направлений деятельности органов власти и местного самоуправления, а во-вторых, любой пожар гораздо проще потушить, если он только начался, чем потом бороться с ним на большой территории, подвергая себя опасности.

Основными средствами, которые применяются для тушения пожара, являются пожарные машины. Для того, чтобы данная техника могла бы максимально близко подъехать к источнику возгорания, в населенных пунктах строят пожарные проезды.

Пожарный проезд.

Если говорить максимально простым языком, то пожарный проезд — это сквозной проезд, позволяющий специализированной технике для тушения пожара без преодоления препятствий подъехать за короткий срок к месте возгорания. Прежде всего, пожарный проезд должен быть сквозным. Вообще, все требования, которые предъявляются к данным объектам, можно посмотреть в СП 42.

Обратите внимание

13330.2011 — данный нормативный акт содержит перечень параметров, которым должен соответствовать подъезд, а также рекомендации по правильному оборудованию данного типа объектов. Прежде, чем говорить о каких-то технических нормах, обратим внимание на общие рекомендации и ограничения, связанные с использованием пожарных подъездов и прилегающей к ним территории.

Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что во многих закрытых и полузакрытых дворах зачастую устанавливают места для парковки автомобилей.

А поскольку транспортных средств на сегодняшний день насчитывается очень много, их владельцы не находят ничего лучше, как оставить автомобиль на ночь, а то и на несколько дней на первом попавшемся свободном месте. А между тем, это место может оказаться частью пожарного проезда.

Вообще, что касается дворов, то пожарный подъезд к ним оформляется в виде арки. Соответственно, рядом с этим въездом не должно быть никаких транспортных средств.

Кроме того, это место не должно быть расположено вокруг посаженных деревьев, создающих массу препятствий пожарной техники. Что касается всевозможных проводов, кабелей и т.д. — они также не должны свисать со стен в местах, где расположены пожарные подъезды.

Не стоит рядом с пожарными проездами высаживать газон, поскольку всевозможные декоративные элементы также могут создавать определенные препятствия. В идеале, данный проезд вообще не должен использоваться для проезда гражданского автотранспорта, однако строение большей части дворов не позволяет соблюдать подобную рекомендацию.

Ширина пожарного проезда.

Теперь поговорим о технических требованиях. Начат нужно, прежде всего ширины. Ширина пожарного проезда напрямую зависит от того, сколько этажей имеют дома, расположенные рядом с ним.

В целом, минимальная ширина пожарного проезда 3,5 метров (если рядом находятся пятиэтажные и менее дома), и 6 метров (если в доме 17 и выше этажей). То есть, действует простой принцип — чем больше этажей в доме, тем шире должен быть подъезд.

Важно

Объясняется это очень просто — для тушения пожара, который возник, скажем, на 15 этаже, необходима очень мощная техника. Мощность пожарных машин практически напрямую зависит от их габаритов.

Соответственно, чем больше дом, тем более объемным должен быть пожарный автомобиль для него. Данное правило распространяется не только на ширину, но и на высоту подъездов. В частности, их высота должна быть не менее 4,25 метров.

Необходимо также отметить и тот факт, что в ширину пожарного проезда могут включаться и тротуарные дорожки. Правда, при этом они должны соответствовать требованиям в плане выдерживания нагрузки от останавливающегося автомобиля.

Согласно технической документации, нагрузка на одну ось составляет не менее 16 тонн, поэтому если тротуар не соответствует данной выдержке, он в расчет ширины пожарного проезда приниматься не будет.

Нормы пожарного проезда.

Как уже было отмечено, чаще всего противопожарный подъезд оформляется в виде арки. Большая часть арок, при этом, расположена на въездах во дворы. Существует расстояние от пожарного проезда до здания, которое необходимо соблюдать при строительстве подобных арок.

Так, расстояние расстояние от пожарного проезда до здания не может быть более 300 метров. Помимо этого, рядом с аркой или непосредственно на ней должны устанавливаться специальные светоотражающие знаки.

Если площадка оборудована автоматическими гидрантами и прочим оборудованием для тушения пожара, отдельные требования к противопожарным подъездам могут быть проигнорированы. Однако таких площадок пока что насчитывается не так много.

Еще один момент, требующий особого внимания, заключается в установлении специальных требований к так называемым тупиковым площадкам. Тупиковой площадкой чаще всего является периметр двора, не имеющий сквозного выезда. Понятно, что в данном случае сформировать пожарный проезд здесь будет довольно сложно.

Совет

Соответственно, в таком дворе обязательно должна быть площадка для разворота пожарной техники. Каких-то особенных требований, предъявляемых к данной площадке, не существует. Единственное требование касается того, чтобы на ней мог развернуться автомобиль практически любых размеров.

При этом, сама длина тупиковой площадки не может быть более 1502 метров.

Дополнительные нормы пожарных проездов касаются установления специальных водооттоков. В любом дворе пожарный проезд должен быть оборудован таким образом, чтобы лишняя вода не скапливалась в одном месте.

Наиболее оптимальным для подобных моментов является оборудование подъезда в таком месте, где уровень наклона дороги будет достигать не менее 6 градусов.

Читайте также:  Паводок, половодье, наводнение есть ли разница?

Этого уровня вполне достаточно для того, чтобы стекаемая вода уходила в сторону.

Что касается толщины асфальтового покрытия, то она устанавливается опытным путем посредством определения максимально возможной нагрузки на грунт в конкретном месте.

Каких-либо четких требований к данному параметру не существует. Также не существует требования и для хозяйственных построек.

Кроме того, требования к пожарным проездам могут не выполняться, если речь идет о каком-либо здании, представляющем историческую или иную ценность.

Источник: https://akademichesky.mos.ru/article/detail/6945777.html

Проезд и подъезд пожарных машин к зданию

С появлением системного градостроительства, огромное внимание отводилось вопросам противопожарной безопасности, ведь пожар значительно проще уничтожить в зародыше, чем после его распространения, не говоря уже о нанесённом ущербе.

По этой причине во время планирования строительства принимаются во внимание высота пожарной машины, в соответствии  с которой соблюдается и высота проезда для пожарных машин, а также обеспечивается их беспрепятственный подъезд к зданию.

Что означают данные нормы

В первом случае имеется ввиду возможность сквозного движения специализированной техники через конкретную зону, а во втором — возможность приблизиться к объекту. Оба момента призваны обеспечить доступ сотрудников МЧС и их оборудования к зданиям, в которых обнаружено возгорание.

Согласно СНиП 2.07.01-89 существующие нормы противопожарной безопасности обязаны обеспечить беспрепятственный подъезд пожарных машин к зданию, а также свободный доступ команды МЧС в каждое помещение с автоподъёмников или со спецлестниц.

Подобная формулировка налагает особые требования к обустройству пожарных арок или проездов, которые должны соответствовать заданным стандартам.

Обратите внимание

Здесь следует уточнить, что пожарным проездом называется разрыв конструкции или расстояние между постройками, которое обеспечивает свободный проезд пожарной спецтехники в любой чрезвычайной ситуации.

Кроме того, он предотвращает распространение огня на соседние здания.

Ширина и высота проезда для пожарных машин

Технический регламент, действующий в Российской Федерации и утверждающий требования к пожарной безопасности, гласит, что:

  1. Расстояние для проезда пожарных машин от края арки до строения должно быть не менее 5 метров. При этом для высотных зданий свыше десяти этажей минимальное расстояние составляет 10 метров.
  2. Сквозные проезды в сооружениях, должны иметь ширину, равную или превышающую 3,50 метра, а высоту, с учётом высоты пожарной машины стандартного образца — не менее 4,25 метра.
  3. Располагаться арки могут максимум через каждые 300 метров, а в случае застройки по периметру данная дистанция не должна превышать 180 метров.

Исключения из правил

При этом в поселениях и/или районах исторической застройки регламентом разрешается оставлять параметры существующих проездов без изменений. Помимо вышеуказанного  случая, ширина проезда может не соответствовать нормам, если:

  • стены соседних сооружений не имеют окон, а их огнестойкость соответствует 1-й и 2-й степеням — можно сузить разрыв на 20%;
  • здания расположены в зоне сейсмической активности достигающей девяти баллов — необходимо расширить проезд на 20%;
  • одна из построек имеет огнестойкость от 3-й до 5-й степени и расположена в 100-километровой береговой полосе — увеличение ширины на 25%;
  • соседние дома являются двухэтажными каркасно-щитового типа или же имеют горючую отделку фасада — разрыв делают на 20% больше.

Расстояния между хозяйственными постройками регламентом не нормируются, а степень огнестойкости присваиваются согласно ГОСТ 30247.

Выполнение указанных правил, среди которых основополагающей нормой является соблюдение просветов между строениями, жизненно важно для людей, а также для сохранности их имущества.

Видео: затрудненный проезд пожарной машины по двору дома

Источник: http://pozhstroyservis.ru/proezd-i-podezd-pozharnyx-mashin-k-zdaniyu.html

Пожарные проезды вокруг зданий

Главная » Закон о дачах.

Практически с самого начала более-менее системного городского строительства, большое внимание уделялось вопросам противопожарной безопасности.

Логично предположить, что пожар легче уничтожить в зародыше, нежели после того, как он распространится на близлежащие здания.

Именно поэтому при планировании строительства необходимо принимать во внимание такие вещи как пожарный проезд и пожарный подъезд.

В первом случае речь идет о возможности сквозного движения пожарного транспорта через определенную зону. Во втором случае подразумевается только возможность подъехать непосредственно к объекту. И первый и второй моменты призваны обеспечить беспрепятственный доступ противопожарных служб к зданиям и сооружениям в случае возникновения возгорания.

Таким образом, создаются условия для оперативного устранения пожаров. Теоретически, во всяком случае.

Пожарный проезд вокруг зданий обустраивается исходя из требований закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. и строительных правил СП 42.13330.2011.

Основной параметр пожарного проезда – ширина

Именно она во многом влияет на возможность использования специализированной техники. В настоящее время, действуют следующие требования к ширине пожарного проезда, в зависимости от этажности здания:

  • до 5 – 3,5 м;
  • 6 – 16 – 4,2 м;
  • 17 и более – 6 м.

Почему для зданий разной этажности используется разная ширина пожарного проезда? Потому что возгорания более высоких зданий являются более сложными и требуют более мощной техники (а так же большего количества техники), что и приводит к увеличению ширины проезда.

Отметим, что в ширину проезда могут включаться тротуары к нему примыкающие, при условии, что они способны выдержать нагрузки от пожарной техники (более 16 тонн в расчете на ось).

Важно

По ходу пожарного проезда необходимо обеспечить беспрепятственное прохождение транспорта, высотой не менее 4 с четвертью метров.

Что касается пожарного подъезда, то он должен подходить к зданию (расстояние от стены до ближнего края подъезда) на определенное расстояние, которое так же зависит от этажности:

  • до 10 — не менее 5 м, но не более 8 м;
  • 10 и более — 8 — 10 м.

Указанная зона (от ближнего края подъезда до стены) не может использоваться для прокладки воздушных линий электропередач, а так же для посадки деревьев рядами (одиночные посадки допускаются).

Ширина пожарного проезда арочного типа (во внутренние замкнутые и полузамкнутые дворы) должна быть равной или превышать 3,5 м. Его высота не должна быть меньше, чем 4,25 м. Арочные пожарные проезды должны располагаться через каждые 300 м.

Отметим, что параметры пожарных проездов могут быть пересмотрены в случае наличия в данной зоне иных систем пожаротушения (гидрантов, автоматических систем и т.д.).

Если проезд заканчивается тупиком, то в нем должна быть предусмотрена площадка для разворота габаритного транспорта, размерами не менее 12 x 12 м.

В ряде случаев (жилой дом, выше 9 этажей или образовательное учреждение), к зданиям должен быть обеспечен пожарный проезд с двух сторон, что может несколько усложнить проектировку, особенно в условиях городской застройки.

Источник: http://samanka.ru/shirina-proezda-dlya-pozharnyh-mashin.html

8. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям. Габариты пожарной машины

ГлавнаяРазноеГабариты пожарной машины

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Необходимость пожарного проезда

Говоря о многоквартирных, высотных домах, многоэтажных общественных зданиях, не следует забывать и о частном жилом секторе как в черте крупных населенных пунктов, так за городом в многочисленных поселках.

Особенно в дачных кооперативах, садово-огородных товариществах, в деревнях, районных центрах, где наличие подъезда к зданиям, строениям частных дворов для специальной автотехники, стоящей на вооружении подразделений МЧС России; а также ширина пожарного проезда в условиях, как правило, стесненной, часто хаотичной, самовольной застройки; не менее важны, чем наличие противопожарных разрывов, уберегающих собственников от быстрого, а при наличии сильных порывов ветра стремительного, зачастую ураганного распространения огня по всей территории населенного пункта, дачного поселка.

Сказать, что проблема эта нова, нельзя. Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая противопожарные разрывы, обеспечивая пожарный проезд.

Совет

Ведь он нужен не только для возможности в любое время суток спецтехнике подразделений МЧС России вплотную добраться до зданий, строений для подачи стволов на тушение, организации немедленной разведки сложившейся обстановки, экстренной эвакуации людей.

Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Читайте также:  Пожар в тоннеле монблан

Пожарные проезды – нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008.

Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования.

Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

В чем причины такого решения автору статьи не доводили, а понять мотивы ему не удалось.

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам.

В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде.

Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

Источник: https://starimpex.ru/raznoe/gabarity-pozharnoj-mashiny.html

Противопожарные нормы — zastrojkenet

С полным перечнем действующих противопожарных норм можно ознакомиться  на сайте МЧС России. 

Приведу некоторые положения этого закона, важные для рассмотрения вопросов о нарушениях противопожарных норм в нашем случае.

. Пожарные проезды.

Количество, расположение и характеристики пожарных проездов регламентируются статьей 67 ФЗ №123

Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

1) с двух продольных сторон — к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей);

Обратите внимание

2) со всех сторон — к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях:

1) меньшей этажности, чем указано в пункте 1 части 1 настоящей статьи;

2) двусторонней ориентации квартир или помещений;

3) устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

Попробуем разобраться, что же написал законодатель.

Начнем с высоты здания — «28 и более метров». В ФЗ нет определения — что такое высота здания. В обычной житейской логике высота здания — превышение наиболее высокой точки здания над поверхностью земли. Но обычная логика здесь бессильна и нужно попробовать понять, для каких целей применяется это понятие.

Определение «высота здания» встречается в СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы», которые обозначены на на сайте МЧС России под №1 в разделе 1.2. «Нормативные документы по пожарной безопасности добровольного применения»

     3.

1 высота здания: Высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене.

То есть для целей эвакуации людей из окон квартир при помощи автолестниц высота здания это высота подоконника верхнего этажа, считая от поверхности пожарного проезда.

Что же, все логично, за исключением одного момента — в современных зданиях кровли частенько делают эксплуатируемыми, то есть на поверхности кровли тоже могут находиться люди и может возникнуть необходимость в случае пожара эвакуировать их именно с этой высоты.

Значит в данном случае для целей эвакуации людей при пожаре высотой здания следует считать максимальную высоту, на которую может быть необходимо подать автолестницу, то есть высоту ограждения эксплуатируемой кровли (парапета) над поверхностью земли или пожарного проезда.

Важно

Мы рассматриваем не только вопрос эвакуации людей при пожаре, а работу пожарных машин, как это написано в ФЗ №123. Те-же автолестницы используются не только для эвакуации жителей дома, но и для доставки пожарных расчетов к очагу пожара.

А очаг пожара может располагаться не только на жилых этажах, но и на чердачном (техническом) этаже и на кровле. Значит в данном случае высотой здания следует считать максимальную отметку от поверхности пожарного проезда до наивысшей точки подачи автолестницы.

В нашем случае это высота парапета многоэтажного дома.

При рассмотрении чертежа фасада новостройки можно найти следующие размеры:

  • Высота в толковании  СП 1.13130.2009 составляет: высота от «нулевой отметки» низа проема 9-го этажа = 27,750 м. + высота от кирпичной кладки до нижней границы открывающегося проема (профиль окна + шов) ≈ 0,100 м. + высота от проезда для пожарных машин до «нуля» здания ≈ 0,500 м. Итого высота здания ≈ 28,35 м., что больше нормативных 28-и.
  • В пояснительной записке к проекту на листе 7 встречается утверждение что кровля 9-и этажной части плоская эксплуатируемая, а значит следуя нашим рассуждениям высоту здания для эвакуации следует принять 30,150 + 0,500 = 30,65 м.

          

  • Аналогичную высоту следует принять и для целей нормирования по ФЗ №123 — 30,65 м., что естественно больше чем 28.

Теперь про этажность — «9 и более этажей»

Вроде бы тоже все понятно, рассуждая формально, в быту мы говорим — дом девятиэтажный, имея ввиду что в нем последний, 9-й этаж жилой.

Но составителям закона все таки следовало бы определить считается ли цокольный этаж, считать ли чердачный (технический) этаж если кровля плоская, если кровля мансардного типа или просто скатная, считать ли этажом выступающую конструкцию машинного отделения лифта? 

В нашем случае будем придерживаться бытового понятия этажности, как дающего неоспоримый минимальный результат — 9 этажей.

Еще про пункт 1.1. — А нужны ли проезды с 2-х продольных сторон для зданий высотой меньше 28 метров и высотой 9 этажей? А нужны ли проезды с 2-х продольных сторон для зданий высотой больше 28 метров и высотой 8 этажей? Как я понимаю, что при достижении любого из условий (28 метров или 9 этажей) проезд должен быть двухсторонним, но законы все-таки нужно писать четче.

Вывод по пункту 1.1. статьи 67: В связи с тем что имеется превышение предельных показателей пункта (28 метров и 9 этажей) проезды к многоэтажному дому нужно было предусматривать с 2-х продольных сторон.

Давайте теперь разберемся с пунктом 3 ст.67 в котором описаны условия, при которых проезд для пожарных машин можно выполнить только с одной стороны. 

Первым таким условием является уменьшение этажности, то есть для зданий 8 этажей и менее можно делать один проезд. В нашем случае это условие не действует, но тем не менее: Если в п.1 говорится о 2-х проездах вдоль продольных сторон здания, то в п. 3 просто о проезде. 

Означает ли это, что к 8-и этажному зданию высотой менее 28 м. и длинной 300 м. можно организовать проезд пожарных машин к глухой торцевой стене, например? Опять двойка нашим законодателям.

Вторым условием является двухсторонняя ориентация квартир, то есть если все квартиры имеют окна (балконы) ориентированные на 2 стороны то проезд может быть только с одной. В нашем случае все понятно, для 2-х подъездного дома можно бы устроить односторонний подъезд с продольной стороны, только вот семь квартир дома имеют ориентацию на одну сторону и данный пункт применить нельзя.

Читайте также:  Женевский протокол 1925 года о запрещении применения на войне удушливых ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств

Но к законодателям снова есть вопросы. Представим себе дом в 20 этажей башенного типа, например квадратного в плане. По п.1.2 проезд нужно устраивать со всех 4-х сторон, но все квартиры имеют 2-х стороннюю ориентацию на смежные грани дома, а значит по п.3.2.

можно сделать подъезд для пожарных машин только с одной стороны, например с северного фасада. Как собираются эвакуировать людей при пожаре из квартир имеющих юго-западную и юго-восточную ориентацию вообще не понятно.

Совет

За такое законотворчество не двойки надо ставить, а судить, например за непредумышленное убийство.

Третьим условием является устройство различных лестниц, чего мы не имеем в нашем случае, а значит и говорить тут не о чем.

Вывод по пункту 3 статьи 67 — нет условий, позволяющих выполнить проезд для пожарных машин только с одной стороны.

Вывод по пункту статье 67 — проезды к многоэтажному дому по ул. Свободы 55 нужно предусматривать с двух продольных сторон 

. Противопожарные разрывы. регламентируются Главой 16 ФЗ №123.

Глава 16. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями

Статья 69. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями

1. Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11приложения к настоящему Федеральному закону.

  9. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости допускается уменьшать до 3,5 метра при условии, что стена более высокого здания, сооружения и строения, расположенная напротив другого здания, сооружения и строения, является противопожарной 1-го типа.

 10.

Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к настоящему Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.  

На топографической схеме мы видим расстояния между строениями. на схеме не указаны выступающие конструкции лоджий 9-и этажного дома

Нам интересны следующие расстояния:

  1. от деревянного дома до новостройки 11,31 (8,75+2,56) м.
  2. от въезда в гараж до новостройки 4,21 (2,56+1,65) м.
  3. от кирпичной 2-х этажной пристройки до новостройки 13,14 (1,49+11,65) м.
  4. от индивидуального гаража до восточного торца новостройки 3,18 м.

Рассматривая таблицу 11 ФЗ мы видим что расстояния нормируются в зависимости от 2-х параметров — степени огнестойкости и класса пожарной опасности. Эти параметры для многоэтажного здания указаны в проекте (Пояснительная записка, лист 25)

Аналогичные сведения содержатся в «Положительном заключении» Госэкспертизы.

В статье 30, п.2 ФЗ №123 указано,что «Порядок определения степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков устанавливается  статьей 87 настоящего Федерального закона.». В статье 31, п.

2 ФЗ №123 указано, что «Порядок определения класса конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков устанавливается статьей 87 настоящего Федерального закона.

Статья 32 ФЗ определяет класс функциональной пожарной опасности.

  • Для деревянного дома степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности С3
  • Для въезда в гараж 
  • Для деревянного дома 10 метров, что меньше фактических 11,31 (нормы не нарушены)
  • Для въезда в гараж  
  • (нормы не нарушены)

Противопожарная стена 1-го типа.

Теперь обратимся к пункту 9 статьи 69 ФЗ

 «9. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости допускается уменьшать до 3,5 метра при условии, что стена более высокого здания, сооружения и строения, расположенная напротив другого здания, сооружения и строения, является противопожарной 1-го типа.»

Посмотрим, можно ли его применить для взаимного расположения многоэтажного дома и въезда в подземный гараж, то есть именно в том месте где нарушены требования таблицы 11.

I и II степеней огнестойкости. Как показано выше на сегодняшний день гараж относится к V степени огнестойкости и применять пункт нельзя.

Предположим, что в гараж все-таки установили противопожарные ворота и он стал относится к II степени огнестойкости. Значит нужно рассмотреть второе условие — что стена многоэтажного дома является противопожарной 1-го типа.

  • 2. имеются следующие требования к противопожарным стенам 1-го типа: Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону. По таблице противопожарная стена должна выдерживать 150 минут воздействия огня.

Посмотрим, выполнены ли эти условия для стены многоэтажного дома.

  • пункта 2 : Предел огнестойкости кирпичной стены многоэтажного дома составляет более 5,5 часов, (больше 150 минут), а значит это условие выполняется.
  • распространится в подкровельное пространство 5-и этажной части. вывод — условие не выполнено и в ни в части отсутствия стены на уровне 1-го этажа, ни в части окончания стены ниже всей высоты здания.

Источник: https://www.sites.google.com/site/zastrojkenet/zakony-normy-i-pravila/protivopozarnye-normy

Уц профи-обучение: приложение 3. требования к устройству проездов и площадок для пожарной техники и вертолетов

3.1. На участках высотных зданий следует проектировать кольцевые проезды с двумя независимыми выездами (въездами). Тупиковые проезды с разворотными площадками допускаются при невозможности кольцевания проездов вокруг высотного здания.

Возможность проезда пожарных машин должна быть обеспечена со всех сторон здания, в том числе к основным эвакуационным выходам из зданий и к выходам, ведущим к лифтам для пожарных подразделений.

Доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников должен быть обеспечен в любое помещение или квартиру, находящиеся в нижнем пожарном отсеке.

Обратите внимание

Ширина проездов для пожарных машин должна составлять не менее 6 м. Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками размерами в плане не менее 15 х 15 м.

Подъезды и проезды для автолестниц и автоподъемников должны выполняться как дороги не ниже IY категории по СНиП 2.05.02-85.

Их уклон в местах установки автолестниц и автоподъемников должен быть не более 6° Радиусы поворотов проездов для пожарных машин должны быть не менее 18 м.

Дорожное полотно, а также грунт в месте установки основания выдвижной опоры (в том числе с подкладкой под опору) должны выдерживать давление 0,6 МПа (6 кгс/см2).

3.2. Площадки для оперативных транспортных средств, привлекаемых для пожаротушения и спасательных работ, следует предусматривать по заданию органа ГПС при отводе земельного участка. Требования к устройству площадок формируются и уточняются на основе оперативного плана пожаротушения.

Пожарные проезды и подъездные пути, площадки для оперативных транспортных средств должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски бордюрных камней проездных путей в красный цвет устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток.

3.3. Площадки для вертолетов и спасательных кабин (капсул, платформ и др.) необходимо предусматривать на покрытии зданий.

Площадки для кабин и вертолетов следует размещать на каждые полные и неполные 1000 м2 площади кровли здания. При этом необходимо предусмотреть еще один выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета).

Важно

Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°. Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м.

Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не должна превышать 3 м.

Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки — до 2,5 кг/см2.

Размер площадки для эвакуации людей пожарными вертолетами должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находиться на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия. При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузку.

Примечание. Статическая нагрузка для вертолетов класса К-32 составляет 11 тонн, а динамическая нагрузка — 22 тонны. Статическая нагрузка вертолета класса МИ-17 составляет 12 тонн, а динамическая -24 тонны.

Площадка должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом), решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м.

Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки — не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин.

Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м.

3.4. Наземные вертолетные площадки для доставки спасаемых людей должны находится на расстоянии не более 500 м от зданий, с покрытия которых предусматривается спасение людей с помощью вертолетов и спасательных кабин.

Расположение площадок на территории должно исключать возможность их использования не по прямому назначению (в качестве автостоянок и др.). Площадки рекомендуются делать возвышенными по отношению к прилегающей территории на 0,3 м и ограждать стационарным барьером.

Совет

В зоне размещения площадок и возможных направлениях работы вертолета не должно быть деревьев, опор освещения, проводов и т.д.

Размер площадки должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находится на расстоянии не менее 30 м от ближайшего здания.

Площадка должна выдерживать статическую и динамическую нагрузку от вертолетов соответствующего класса. К площадке следует предусматривать не менее 2-х подъездов для машин скорой помощи.

Источник: http://www.pogaranet.ru/qa/454.html

Ссылка на основную публикацию