Правила пожарной безопасности на современных судах
Обеспечение эффективной пожарной безопасности на плавательных судах различного назначения является очень важным мероприятием. На каждом водном судне имеются помещения с разным риском пожароопасности, а в материалах конструкции судна и рабочих отсеков, как правило, присутствуют горючие вещества.
Основные причины возгораний
При возникающем возгорании быстрая эвакуация людей часто затруднена из-за ограниченных путей их вывода, а тепло при этом с высокой скоростью перебрасывается на различные смежные помещения, в конструкции которых содержатся легко разрушающиеся от огня элементы в виде пластмассы.
Самыми частыми причинами появления пожара на корабле являются:
- несоблюдение пожарной безопасности, например, курение в неположенных местах или неправильная эксплуатация электроприборов;
- повреждение проведенной на корабле электропроводки или различных электроприборов;
- складирование легковоспламеняющихся горючих материалов;
- проведение различных работ с открытым пламенем, например, сварки деталей;
- разбрызгивание воспламеняющегося топлива, попадающего на горячие рабочие механизмы;
- появление искр при эксплуатации печей и некоторых котлов.
Ответственность за обеспечение и соблюдение правил пожарной безопасности на судах, а также за оснащение судна современными оповещающими приборами несет владелец данного плавательного транспорта. А ответственность в период плавания полностью ложится на капитана. Все обязательства по восстановлению судна после пожара берет на себя организация, которая занимается ремонтом судов.
Основные правила
Самым главным противопожарным мероприятием на плавательном судне является проведение инструктажа обслуживающего персонала и работающих сотрудников.
Если плавательный транспорт занимается перевозкой пассажиров, то в первые сутки после отплытия персонал тщательно изучает правила пожарной безопасности на судах, знакомится с местами распределения спасательных средств, а также прорабатывает правила их применения на воде.
В ходе противопожарной подготовки всеми членами экипажа обязательно изучается конструкция плавательного транспорта и схема размещения на корабле современной защиты от возникновения пожара, организация самого процесса пожаротушения и средства для тушения огня, а также правила их применения. Обязательно уточняются точки сбора на территории корабля всех членов экипажа при появлении пожара и изучаются личные меры соблюдения безопасности.
Самые посещаемые командой места на судне оборудуются стендами, на которых содержится информация о расположении различных огнестойких и огнезадерживающих конструкций. На них расположена схема, на которую нанесены пункты управления противопожарными средствами, и обозначено помещение, в котором находится схема пожарной сигнализации.
Также на данных стендах указаны пути эвакуации людей и сотрудников, а также средства быстрого доступа в различные судовые помещения и отсеки, имеющие стационарные системы тушения огня, устройства для управления ими, расположение пожарных кранов.
На стендах обязательно обозначены места расположения инструкций по техническому обслуживанию и применению всех имеющихся в наличии современных противопожарных средств.
На судне в обязательном порядке должны быть сформированы специальные группы сотрудников, занимающие место на специальных контрольных постах. Они занимаются разведкой пожара и герметизацией помещений, эвакуацией людей и другими мероприятиями.
Обязательным элементом для плавательного судна является наличие специального поста, на котором устанавливается система громкого оповещения и быстрого обнаружения очагов возгорания; автоматическая дождевальная система тушения возникшего пожара; система управления работой таких дверей; вентиляторы, а также система связи и современной пожарной сигнализации; микрофон для осуществления громкоговорящей связи.
Мероприятиями, с помощью которых обеспечивается пожарная безопасность судов, является создание конструкции корабля в соответствии с правилами, обязательное оснащение судов противопожарным современным оборудованием, хранение противопожарной техники в доступных местах, выполнение всех правил и требований членами экипажа, строгое соблюдение противопожарного режима.
Размещение систем сигнализации и пожаротушения
Система сигнализации и оперативного пожаротушения на современном судне является очень важной частью его конструкции. При ее проектировании обязательно учитываются следующие факторы, которыми являются автономность данного судна; наличие в его конструкции горючих и легковоспламеняющихся материалов; размещение системы рядом с судовыми помещениями.
Стационарные системы для погашения очага пожара на судне проектируются и закладываются при строительстве корабля.
Все современные корабли имеют водяные системы пожаротушения применяемые для защиты коридоров, общественных, а также жилых корабельных помещений во время пожара, пенные системы, которые устанавливаются во внутренних помещениях, в которых возникает пожар класса В, а также газовые системы, защищающие судно от возникновения пожара класса С.
Местом размещения системы объемного пожаротушения на современном судне являются машинное отделение с расположенными в нем двигателями, работающими на жидком топливе; помещения, в которых находятся основные источники подачи электричества; места с разветвлением основных энергетических магистралей; места, где установлены электродвигатели и вентиляционные сети оборудования.
Система пожаротушения на корабле с помощью воды монтируется при закладке судна и является кольцевой или линейной. Прочные магистральные трубы данной системы обеспечивают необходимый напор уровня воды при возникновении пожара. Жилые отсеки корабля оснащаются распылителями воды с плавкими вставками, устойчивыми к максимально высокой температуре.
Он подает набираемую воду в трубопровод. Также с помощью данной системы формируется плотная водяная завеса в тех корабельных местах, где нет возможности для размещения огнеупорных перегородок.
Газовая или порошковая система тушения огня на судне применяется только в грузовых отсеках, а также в помещениях с генераторами и в отделе насосов на камбузе.
Выбор сигнализации
Сигнализацией обнаружения пожара в обязательном порядке оснащаются все помещения корабля. Судовая сигнализация может являться пожарной, авральной или обиходной.
Например, на теплоходах установлена автоматическая сигнализация, подающая громкий тревожный сигнал в помещение ходовой рубки при появлении пожара или значительного превышения температуры окружающего воздуха в различных судовых помещениях.
Пожарная сигнализация на огромных грузовых и буксирных судах устанавливается из-за отсутствия места постоянной вахты в работающем машинном отделении. Тревожный сигнал «Пожар» может быть включен с помощью смонтированных ручных или автоматических современных пожарных извещателей.
В настоящее время существуют следующие виды судовой автоматической системы обнаружения пожара:
- электрическая пожарная сигнализация, точно сообщающая о месте возникновения пожара;
- дымосигнальная пневматическая сигнализация, передающая сигнал о пожаре на приемную станцию;
- ручные извещатели, установленные в легкодоступных местах;
- автоматические извещатели, установленные в жилых и служебных местах помещения, а также в помещениях с легковоспламеняющимися материалами;
- максимальные температурные извещатели, реагирующие на изменение температуры воздуха в помещении;
- дифференциальные извещатели, реагирующие на скорость повышения температуры.
Все эти виды современной пожарной сигнализации позволяют своевременно обнаружить очаг возникновения пожара и провести все необходимые мероприятия для его устранения.
Источник: https://ProtivPozhara.com/bezopasnost/na-obektah/sovremennye-suda
Правила пожарной безопасности на судах
Обеспечить пожарную безопасность на водном транспорте любого назначения очень важно. Каждое судно имеет не менее десяти смежных помещений с разной степенью пожароопасности, в материалах судна и отсеков есть горючие вещества. Эвакуация людей затрудняется, поскольку пути вывода ограничены.
При пожаре тепло очень быстро перекидывается на смежные помещения из-за наличия легко нагревающихся элементов в сооружении (например, пластмассы) и высокой теплопроводности металлических конструкций.
Самые распространенные причины возникновения пожара на судне:
- нарушение правил пожарной безопасности (курение в неустановленных местах, неаккуратное обращение с электроприборами и огнем);
- повреждения проводки или электрических устройств;
- наличие большого количества легковоспламеняющихся материалов;
- несоблюдение правил по проведению огнеопасных работ (сварка и другие действия, связанные с открытым огнем);
- разбрызгивание топлива на горячие поверхности механизмов;
- возникновение искр при работе котлов, печей и ударах;
- попадание разрядов статического и атмосферного электричества.
Ответственным за обеспечение ПБ судна и его оснащение противопожарными и сигнальными приборами является владелец транспорта. За противопожарную безопасность судна, находящегося в плавании, отвечает капитан. Если судно нуждается в восстановлении, то все обязательства ложатся на ремонтную организацию.
Правила пожарной безопасности на судах морского флота
Первым, главным, мероприятием является проведение детального инструктажа персонала и работников судна.
В том случае, если водный транспорт служит для перевозки пассажиров, то в течение суток после отплытия они тоже должны ознакомиться с правилами пожарной безопасности, изучить места размещения спасательных устройств на судне, а также проработать правила пользования средствами спасения на воде.
Противопожарная подготовка на судне является обязательной для всех членов экипажа и включает в себя изучение:
- конструкции судна;
- схем противопожарной защиты;
- организации тушения пожара;
- средств пожаротушения и правил их использования;
- точек сбора членов экипажа;
- личных мер безопасности.
Для членов экипажа периодически устраиваются практические учения.
Наиболее посещаемые места должны быть оборудованы стендами, изображающими:
- расположение огнестойких и огнезадерживающих конструкций;
- схему размещения пунктов управления противопожарными средствами;
- помещения, оборудованные системой пожарной сигнализации;
- пути эвакуации и средства доступа в разные помещения;
- помещения, оснащенные стационарными системами пожаротушения, устройства управления ими, местонахождение пожарных кранов;
- системы вентиляции и всех ее элементов;
- мест хранения инструкций по техобслуживанию и использованию всех противопожарных средств.
На судне должны формироваться специальные группы людей, находящиеся на стационарных контрольных постах. Их функции – разведка пожара, герметизация помещений, эвакуация людей и т. д.
Обязательно наличие на судне центрального поста, на котором установлены:
- система оповещения и обнаружения пожара постоянного использования;
- автоматическая дождевальная система тушения пожара;
- панель индикации противопожарных и водонепроницаемых дверей;
- система управления открытием/закрытия водонепроницаемых дверей и закрытия противопожарных дверей;
- вентиляторы;
- система сигнализации и связи;
- микрофон системы громкоговорящей связи.
Противопожарная система должна быть оснащена тревожным сигналом оповещения, представляющим собой непрерывный громкий звонок длительностью 25 – 30 сек, который дублируется посредством громкоговорителей.
Мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность судов:
- конструирование судов согласно установленным правилам;
- снабжение судов противопожарным оборудованием и другими средствами;
- хранение противопожарной техники в специальных местах с открытым доступом (пожарные посты), работоспособность и полная исправность оборудования;
- выполнение всех правил и требований членами экипажа;
- соблюдение противопожарного режима на судне;
- знание и четкое следование специальным требованиям при перевозке грузов, погрузочным / разгрузочным и другим работам.
Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта
Правила пожарной безопасности должны знать и выполнять все владельцы судов и члены экипажа. Для этого проводится обучение всех присутствующих на судне по разным направлениям, и четыре вида инструктажа: вводный, первичный, повторный и внеплановый. Перевозка веществ и материалов высоких классов пожаро- и взрывоопасности предусматривает изучение членами экипажа дополнительных правил.
Организация мероприятий по обеспечению на судах противопожарного режима, а также следование установленным правилам пожарной безопасности при протекании технологических процессов в периоды работы, ремонта или отстоя судна, должна выполняться специальными службами судовладельца, судоремонтных предприятий или порта. Если такой службы нет, данные функции исполняет технический персонал со специальной подготовкой.
Каждое судно должно иметь места (машинное отделение, рулевая рубка, коридоры жилых помещений, палубы), оснащенное плакатами со схемами:
- позиций управления средствами пожаротушения;
- размещения пожарных кранов и оборудования;
- путей эвакуации;
- точек удаленного закрытия трубопроводов топливных емкостей;
- помещений, оборудованных стационарными системами пожаротушения.
Места, отведенные для курения, должны обеспечиваться металлическими урнами с водой табличками с соответствующими надписями.
На судах внутреннего водного пользования запрещается:
- использовать открытый огонь;
- курить, если это не специально отведенные места;
- применять непредусмотренные правилами электроприборы;
- хранить горючие жидкости или склонные к воспламенению материалы в открытых бутылках, лаки и краски – вне малярных кладовых, самовоспламеняющиеся материалы – ворохом или связанными;
- сушить около отопительных электроприборов вещи;
- делать барьеры на проходах и доступах к средствам пожаротушения.
Правила пожарной безопасности на судах речного флота
Ответственность за оснащение судна лежит на его владельце, а за пожарную безопасность во время эксплуатации – на капитане или командире.
Пожарная безопасность на речных судах гарантируется выполнением следующих требований:
- прохождением всеми членами экипажа первичного инструктажа в соответствующей организации и последующих – на рабочем месте;
- проведением ежегодного повторного инструктажа;
- проведением разъяснительной работы с членами экипажа по вопросам пожарной безопасности;
- соблюдением правил пожарной безопасности;
- регулярной проверкой, направленной на определение наличия пожарного оборудования и степени готовности его рабочего состояния;
- подготовкой и, в случае необходимости, выполнением вспомогательных мероприятий по укреплению пожарной безопасности судна;
- оформлением графика дежурств по пожарной тревоге, подготовкой карточек, вывешиваемых в каюте каждого члена экипажа, с обязанностями в случае пожара.
Источник: http://compbez.ru/pravila-pozharnoy-bezopasnosti-na-sudah.html
Организация пожарной безопасности судна
Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.
Пожар на судне
Борьба экипажа с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП) и должна быть направлена на: обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром; эвакуации людей; ограничение распространения пожара по судну; предупреждение возможных взрывов; борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.
Наблюдение
Наблюдение за судном с точки зрения пожарной безопасности, главным образом, осуществляется вахтенной службой.
При стоянке в порту кроме лиц, задействованных в несении вахт, создается расписание пожарной вахты, на которую возлагается:
• периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем – не реже чем через 2 часа, ночью – не реже чем через 1 час) для своевременного обнаружения пожара или поступления в корпус воды; • проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне, пожарно-профилактического режима;
• проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну.
Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.
Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.
Обращение с пожароопасными материалами
Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить:
• в открытом виде горюче-смазочные материалы; • материалы навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченные или пропитанные маслом, керосином, лаками и растворителями, способные самовоспламеняться; • свежевыкрашенную парусину в сложенном виде и в плохо вентилируемом помещении; • загрязненные и сырые угольные мешки; • краски, лаки и растворители в помещениях, где хранятся пакля, ветошь, обстрижка и прочие волокнистые материалы; • легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально предназначенных кладовых или местах;
• не годные для использования пиротехнические средства (срок хранения которых истек или они отказали в действии при их применении).
Использование электроприборов и открытого огня
Правила пожарной безопасности предусматривают как правила обращения с теми или иными горючими материалами, так и с потенциальными источниками огня. Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается:
• использовать нестационарные электронагревательные приборы (утюги, чайники и др.) в необорудованных помещениях; • оставлять без наблюдения включенные электронагревательные приборы, электроинструменты и сварочное оборудование;
• пользоваться открытым огнем:
− в трюмах, грузовых и балластных танках и хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей, а также вблизи выхода воздуха из них; − вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горючесмазочными материалами и в местах разборки топливного трубопровода; − в аккумуляторных помещениях; − в кладовых грузовых шлангов, фонарных, малярных, шкиперских, ветоши и пакли, сухой провизии; − в плотницкой мастерской; − вблизи шахт и головок вентиляции; − в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов; − во всех помещениях с целью освещения; − на расстоянии менее 10 м от мест расположения баллонов с горючими газами;
− вблизи места вскрытия каких-либо частей двигателей внутреннего сгорания.
Курение
Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.
В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения».
Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается.
На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.
Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.
Пути перемещения людей
Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы. Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.
Проведение огневых работ
К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.
К огневым работам, проводимым на судах, относятся: • газовая сварка и резка; • плазменная резка; • электросварка; • нагрев деталей открытым огнем (обычно паяльной лампой); • пайка;
• механическая обработка металла с выделением искр.
При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.
Ответственными за проведение работ с использованием открытого огня являются:
• старший помощник капитана – при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;
• главный (старший) механик при работах в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.
К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:
• произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц; • осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними; • привести в готовность к немедленному использованию противопожарные сие темы и оборудование данных помещений; • обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения; • удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ; • обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией; • проверить возможность немедленной герметизации помещения; • проверить исправность аппаратуры для производства работ и одежду сварщиков; • выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
• доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.
Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.
По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся, передать им помещения, после чего снять с постов вахтенных.
По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 ч наблюдение за местом, где производились работы.
Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.
Организация борьбы с пожаром
Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:
– обнаружение пожара и выявление его места и размеров; – ограничение распространения пожара; – предупреждение возможных при пожаре взрывов;
– ликвидация пожара и его последствий.
На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:
– посты управления; – различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»; – элементы систем сигнализации обнаружения пожара; – элементы спринклерной установки; – элементы средств пожаротушения; – путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д.;
– элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.
Однако, по усмотрению администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.
Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов левого и правого бортов).
Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна.
Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков.
Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара.
Индивидуальные действия
Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан; 1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику); 2. обесточить электрооборудование; 3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами.
При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью; 4.
если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:
• убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
• охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.
Использование аварийного дыхательного устройства
Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 мин.
Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.
Действия экипажа
После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.
По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:
• прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;
• обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь; • организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
• доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.
Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.
Снаряжение пожарного
Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.
Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1. прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара; 2. изолировать очаг пожара от доступа воздуха:
3. охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.
Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.
При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.
При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия (через филенки).
В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:
• влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна; • возможность всплытия горящего груза под палубу;
• увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.
При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.
Для тушения наружного огня необходимо:
• по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара; • подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта; • охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы; • вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
• сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.
При горении топлива у борта судна необходимо:
• вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения; • отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 – 40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара; • применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;
• охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями.
Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.
Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.
До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.
Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.
Источник: https://seaspirit.ru/navigator/ups/organizaciya-pozharnoj-bezopasnosti-sudna.html
Пожарная безопасность на морских судах
Сегодня в гостях у портала SecurityMedia Rus главный специалист группы по противопожарной защите отдела механического оборудования и систем ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) Владимир Аксенов, который ответил на наши вопросыо противопожарной защите морских судов.
Владимир Тимофеевич, какие требования предъявляются к противопожарной защите судов?
Владимир Аксенов. Противопожарная защита на судне осуществляется за счет применения пассивных и активных средств.
К первым относится конструктивная противопожарная защита, направленная на предотвращение возникновения пожаров, ограничение распространения огня и дыма по судну, создание условий для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и успешного тушения пожара. Ко вторым — системы пожаротушения и переносные средства, предназначенные для непосредственной борьбы с пожарами.
Кроме того, в состав средств противопожарной защиты судов входят системы сигнализации обнаружения пожара и оповещения о его возникновении.
При проектировании судов требованиями Регистра предусматривается использование материалов и веществ, отвечающим международным требованиям по защите окружающей среды.
В частности, это касается запрета использования асбестосодержащих конструкционных материалов и ограничения применения в системах пожаротушения огнетушащих веществ, оказывающих вредное воздействие на организм человека и окружающую среду.
В Правилах РС противопожарной защите посвящена специальная часть, что свидетельствует о большом внимании, которое организация уделяет этой значимой теме. В ней приведены требования РС к конструктивным элементам судовой противопожарной защиты, системам пожаротушения и пожарной сигнализации, а также противопожарному оборудованию и снабжению судов.
Кроме того, отдельные специфические требования к противопожарной защите элементов конструкции корпуса судна, механизмам и их деталям, электрическому оборудованию, общесудовым системам и трубопроводам, судовым устройствам, хранилищам жидкого топлива и масла, конструкции и расположению котлов, холодильным установкам, судовым помещениям и т.п.
приводятся в частях правил, посвященных непосредственно этим объектам.
Особое внимание уделяется противопожарной защите при перевозке опасных и легковоспламеняющихся грузов. Требования Правил Регистра для морских судов полностью соответствуют положениям гл.
II-2 «Конструкция — противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС-74) с учетом всех поправок, которые формулируются на ежегодных сессиях профильных подразделений ИМО.
Кроме того, Правила РС для судов, осуществляющих плавание по внутренним водным путям Европы, включают все директивы в данной части, принимаемые в рамках Европейского экономического совета.
Своевременность и правильность внедрения в Правила РС требований международных документов ежегодно контролируется международными аудиторскими организациями.
Как организована процедура регулярного освидетельствования технического состояния судов и оборудования в эксплуатации? Какие нарушения выявляются при таких обстоятельствах? Какие меры принимаются по отношению к нарушителям?
Владимир Аксенов. Регистр осуществляет контроль средств противопожарной защиты на всех стадиях жизненного цикла судна.
Уже на этапе проектирования судна одобряются чертежи расположения противопожарных конструкций, их узлов и деталей, схемы и описания изоляции, зашивки, облицовки, покрытий палуб и других отделочных материалов, принципиальные схемы и расчеты систем пожаротушения и системы обнаружения дыма, чертежи расположения противопожарного снабжения, пожарные планы, а также чертежи и т.д.
К установке на суда допускаются противопожарные конструкции, оборудование и снабжение, предварительно одобренные Регистром на соответствие требованиям Правил РС и международных конвенций и имеющие соответствующие сертификаты.
Перечень таких объектов определяется номенклатурой объектов освидетельствования, зафиксированной в Правилах РС и включает элементы, требования к которым установлены Конвенцией СОЛАС и связанными с ней международными нормативами.
При освидетельствовании судов в эксплуатации этот аспект выделен в самостоятельный раздел в классификационных и конвенционных документах, выдаваемых РС на судно, и фиксируется в отдельно выделенном пункте.
Проверка противопожарной защиты на судах с классом РС проводится один раз в год в рамках ежегодного освидетельствования, в объеме, подтверждающем работоспособность систем пожаротушения и конструктивной противопожарной защиты.
При обнаружении несоответствий выставляются требования и определяются сроки устранения несоответствий с обязательной последующей проверкой их выполнения инспектором Регистра. Невыполнение требований влечет за собой приостановление Регистром действия класса судна.
Стандарт безопасности МКУБ предполагает минимизацию влияния человеческого фактора на безопасную эксплуатацию судов. Означает ли это, что устанавливаемые на судах системы безопасности, в том числе противопожарной, должны быть максимально автоматизированными?
Владимир Аксенов.
Требования Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) представляют совокупность процедур, которые определяют сроки и объемы проверки технического состояния судов, их систем и материалов, оборудования и экипажей.
Внедрение его требований на судах призвано снизить отрицательное влияние человеческого фактора, однако полностью устранить участие человека в обеспечении противопожарной защиты судна невозможно и нецелесообразно.
Согласно положениям МК СОЛАС-74 системы противопожарной защиты не должны быть полностью автоматическими с целью исключения возможности их несанкционированного срабатывания.
Человек при этом осуществляет контролирующую и дублирующую функции по отношению к системе.
Полностью автоматическими могут быть только отдельные специфические системы: спринклерные (системы водораспыления), огнетушащие аэрозольные системы, системы орошения в помещениях для хранения взрывчатых веществ.
Существует ли перечень систем противопожарной защиты и средств спасения, рекомендуемых Международной морской организацией или другими международными организациями в области судоходства для установки на судах?
Владимир Аксенов. Все технические спецификации систем и средств противопожарной защиты приведены в Международном кодексе по системам противопожарной безопасности, принятом резолюцией MSC.98(73) ИМО.
Он постоянно корректируется и дополняется в результате деятельности подразделений ИМО с учетом новейших разработок и мирового опыта эксплуатации.
Все требования кодекса регулярно внедряются в Правила РС при переиздании, которое ежегодно производится для актуализации требований с учетом всех последних изменений в применимых международных документах, регламентирующих морское судоходство и устанавливающих стандарты безопасности для морских торговых судов.
SecurityMedia Rus
Источник: http://www.securitymedia.ru/publication_one_81.html
Обеспечение пожарной безопасности на судах
Обеспечение пожарной безопасности на судах
М.Ю. Баринов
Вечером 5 апреля этого года в Калининграде, в морском канале у судостроительного завода «Янтарь» вспыхнул пожар на танкере «Джованна», принадлежащем калининградской компании «Балттерминалбункер».
Огонь плавил металлические конструкции, как струны, рвались стальные канаты.
В итоге судно превратилось в металлолом, за счет выставления заградительных бонов удалось предотвратить разлив нефтепродуктов на поверхность моря.
Практика морского судоходства знает немало печальных примеров, когда пожар, возникший на корабле, приводил к его гибели. Обилие воды за бортом не является гарантией того, что с огнем можно легко совладать, в особенности, если он охватил горючий груз или запас топлива. Кроме того, специфика морских условий такова, что экипаж при возникновении пожара может рассчитывать только на себя.
Для того чтобы на судне не произошло пожара, весь экипаж должен строго соблюдать требования Правил пожарной безопасности на морских судах, которые введены в действие постановлением технического комитета по стандартизации ТК 318 «Морфлот» от 31 октября 2003 г. № 10.
Проект Правил разрабатывался Минтрансом России в 2001 г.
согласно требованиям Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.
Согласно указанному документу Правила пожарной безопасности на морских судах должны быть утверждены министром транспорта, зарегистрированы Минюстом России и опубликованы в официальных периодических изданиях.
При подготовке Правил пожарной безопасности на морских судах разработчиками использовалась следующая законодательная и нормативно-правовая база:
— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст. 12 и 17);
— Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (п. 2 ст. 5, п. 2 ст. 6, ст. 22–23, глава V);
— Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ст. 5);
— постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. № 900 «Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей морских судов»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. № 705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми портами»;
— постановления Правительства Российской федерации от 30 декабря 2000 г. № 1038 и от 29 ноября 2002 г. № 854 об утверждении Положения о Минтрансе России и дополнений к нему;
— Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74),
— Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
— Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78);
— Международный кодекс по системам пожарной безопасности (ИМО, MSC 98 (73);
— Руководство по техническому обслуживанию и инспекциям противопожарных систем и средств (ИМО, MSC/Circ 850);
— Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (ИМО, А.741 (18);
— Порядок проведения контроля за выполнением эксплуатационных требований в отношении безопасности судов и предотвращения загрязнения (ИМО, А.742(18);
— Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (введено в действие письмом Минтранса России от 18 апреля 1997 г. № МФ-35/751);
— Правила классификации и постройки морских судов, утвержденные Российским морским регистром судоходства в 1999 г.;
— Руководство по техническому надзору за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий, утвержденное Российским морским регистром судоходства в 2000 г.;
— Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации, утвержденное Российским морским регистром судоходства в 2000 г.;
— РД 31.60.14-81 «Наставление по борьбе за живучесть судов Министерства морского флота СССР»;
— приказ Минтранса России от 26 июля 1994 г. «О мерах по повышению безопасности мореплавания»;
— Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (изд. ГУНиО Минобороны России, утв. Департаментом морского транспорта Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству 1 октября 1993 г.);
Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-ohrana-truda/obespechenie-pozharnoy-bezopasnosti-na-sudah/