Международное право охраны окружающей среды (мпоос)

Международно-правовая охрана окружающей среды | Право, теория и понятие права

Международное экологическое законодательство стало базой
длямеждународногоэкологическогоправасистемынормпра­ва, регулирующих на основе общепризнанных принципов и норм международного права межгосударственные обществен­ные отношения по охране, рациональному использованию ме­ждународных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную окружающую среду. Нормы международного экологического права содержатся в ме­ждународных договорах, конвенциях, соглашениях, решениях ме­ждународных организаций.

Отличительные характеристики международного экологического права:

составная часть международного публичного права предусмат­ривает формы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды; является продолжением национального экологического права;

характеризуется относительной самостоятельностью по отно­шению к иным правовым структурам.

Предметмеждународногоэкологическогоправа — международ­ные экологические отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов и за­щите прав человека на благоприятную окружающую среду.
Источникимеждународногоэкологическогоправа: международные договоры; конвенции; международные обычаи, ставшие юридически обязательными;

решения международного права, одобренные государствами.

Принципымеждународногосотрудничества в области охраны окружающей природной среды: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприят­ных экологических условиях; каждое государство имеет право на использование окружаю­щей природной среды и природных ресурсов для целей разви­тия и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их ин­тересов; осуществляемая на территории государства хозяйственная дея­тельность не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; установление контроля на глобальном, региональном и нацио­нальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе междуна­родно признанных критериев и параметров; обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам ок­ружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий; помощь государств друг другу в чрезвычайных экологических ситуациях;

разрешение споров, связанных с проблемами окружающей при­родной среды, только мирными средствами.

Обратите внимание

Объекты международно-правовой охраны окружающей среды ­это природные объекты, по поводу которых у субъектов меж­дународного права (государств и международных организаций) формируются экологические отношения.

Например, в составе государственных природных заповедников выделяются био­сферные заповедники, официально признанные ЮНЕСКО в качестве составных частей международной сети наблюдательных станций для слежения за изменениями состояния окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности.

К объектам международно-правовой охраны относятся: международно-правовые объекты охраны, не входящие в юри­сдикцию государств (космос, Мировой океан, воздушный бас­сейн, Антарктида, мигрирующие виды животных);

международно-правовые объекты охраны, входящие в юрис­дикцию государств (объекты, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, не­которые реки, моря, озера).

Видымеждународноправовойответственностигосударств: политическая и материальная.

Политическая ответственность предусматривает в качестве санкций применение к государству-нарушителю принудительных мер, ко­торые применяются в случае совершения тяжкого международного преступления. При нарушении государством своих международных обяза­тельств, которое связано с причинением материального ущерба, наступает материальная ответственность.

Формы материальной ответственности:
репарация — возмещение ущерба в денежном выражении;
реституция — возврат в натуре неправомерно изъятого имущества;
субституция — замена неправомерно уничтоженного или по­врежденного.

Источник: http://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/777

Принципы международного права охраны окружающей среды

Международно-правовые отношения в области охраны окружающей среды регулируются общепризнанными принципами и нормами современного международного права, закрепленными в Уставе ООН и других основных международно-правовых актах.

К ним относятся такие фундаментальные принципы, как уважение государственного суверенитета, суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела государств, территориальная целостность и неприкосновенность, мирное разрешение споров, добросовестное выполнение обязательств.

Помимо общепризнанных принципов международного права, в процессе развития международного права окружающей среды были разработаны и специальные принципы.

Следует отметить, что принципиальные основы международного права окружающей среды в комплексном виде не сформированы и могут быть выявлены посредством анализа большого числа природоохранных и иных договоров и других актов нормообразующего характера.

Принцип охраны окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений является одним из основополагающих специальных принципов. Элементы этого принципа содержатся в Стокгольмской декларации принципов 1972 г.

; Заключительном акте СБСЕ 1975 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.; Декларации принципов Рио-де-Жанейро 1992 г.

Важно

Значимость данного принципа состоит в том, что он определяет основное направление развития международного права охраны окружающей среды.

Принцип международного природоохранного сотрудничества наиболее полно изложен в Стокгольмской декларации 1972 г.

Он также предложен группой экспертов Международной комиссии по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлии Брундтланд в следующей формулировке: “Государства разрабатывают планы на случай чрезвычайных обстоятельств, которые могут вызвать трансграничные экологические нарушения, и сообщают соответствующую информацию заинтересованным государствам и сотрудничают с ними, когда такие ситуации возникают”.

Принцип предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде запрещает такие действия государств в пределах их юрисдикции или контроля, в результате или посредством которых может быть нанесен ущерб национальным системам окружающей среды в районах общего пользования. Он был закреплен в Стокгольмской декларации принципов 1972 г., а позже реципирован в ряд других документов, например, в Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 г.

С принципом предотвращения трансграничного ущерба тесно связан принцип ответственности за ущерб окружающей среде. Основанием ответственности здесь является нарушение соответствующего международно-правового обязательства. Проблема состоит в том, что причиненный ущерб, как правило, не может быть оценен с помощью существующих международно-правовых конструкций.

Невозможно также полностью определить степень вреда и компенсировать его. Поэтому формирующийся институт ответственности должен иметь предупредительный характер.

Правовые механизмы, обеспечивающие предотвращение такого ущерба или ограничение его негативных последствий, должны обладать безусловным приоритетом в системе мер международно-правовой охраны окружающей среды.

В основе всей системы мер предупредительного характера должен находиться принцип предварительной оценки воздействия на природную среду, т.е.

Совет

государства обязаны до начала осуществления каких-либо действий проводить консультации по поводу того, может ли запланированная деятельность причинить ущерб окружающей среде за пределами действия национальной юрисдикции или же она является в этом отношении безопасной.

Он нашел свое отражение в Европейской конвенции 1991 г. об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

В настоящее время проблеме обмена информацией уделяется большое внимание. Здесь можно упомянуть Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и разрабатываемый ЮНЕП проект Конвенции об обязательной информации в случае масштабной химической аварии.

Принцип, оценки трансграничных экологических последствий планируемой деятельности постепенно включается в действующее международное право.

Процедура оценки экологического воздействия была разработана ЮНЕП и касается оценки как краткосрочных, так и долгосрочных последствий.

Следует отметить, что здесь учитывается воздействие на все виды природных объектов, расположенных не только на территории государства, но и на международном пространстве общего пользования.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду отражает обязательство государств не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству. Этот принцип закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и в первом Дополнительном протоколе 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.

Принцип экологической безопасности – комплексный принцип международного права. Принцип экологической безопасности из всего комплекса вопросов охраны окружающей среды выделяет главное – недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества. Этот принцип устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, помимо национальной, также и разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.

Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и параметров. В Российской Федерации впервые в 1998 г.

было принято постановление Правительства об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ.

Источники международно-правовых экологических норм в формальном смысле – соответствующие правовые формы, в которых выражаются все нормы международного права применительно к охране окружающей природной среды.

Источник: https://3ys.ru/mezhdunarodnoe-pravo-osobennaya-chast-prodolzhenie/printsipy-mezhdunarodnogo-prava-okhrany-okruzhayushchej-sredy.html

Международное право — Международное право окружающей среды

Международное право окружающей среды– это совокупность принципов и норм международного права по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. Принципами международного права являются:

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Данный принцип включает в себя обязанность государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий;

2) принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба, экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов. Данный принцип включает в себя запрещение действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районов общего пользования;

3) принцип рационального использования природных ресурсов.

Данный принцип включает в себя рациональное планирование и управление ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений, долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы, оценку возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами;

Обратите внимание

4) принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды. Данный принцип включает в себя соблюдение правила, исключающего «мирное» вредоносное заражение биосферы отходами атомной промышленности, транспорта;

5) принцип защиты экологических систем Мирового океана. Данный принцип включает в себя обязанность государства принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников, не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой;

6) принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

Данный принцип включает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

Главным средством международно-правового регулирования защиты окружающей среды являются многосторонние договоры, обеспечивающие максимально широкое участие государств. Конкретное решение экологических проблем, как свидетельствует практика, наиболее успешно достигается на региональном уровне.

Источник: https://cribs.me/mezhdunarodnoe-pravo/mezhdunarodnoe-pravo-okruzhayushchei-sredy

Международное право охраны окружающей среды (МПООС)

Международное право охраны окружающей среды (МПООС) – это  совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов (государств, межправительственных организаций и др.) по таким направлениям как:

  • предотвращение, ограничение и устранение ущерба окружающей среде, наносимого различными источниками;
  • обеспечение экономически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов;
  • осуществление комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов;
  • научно-техническое сотрудничество субъектов в сфере защиты окружающей среды.

В основу Международного права охраны окружающей среды  положены следующие принципы:

  • соблюдение каждым субъектом права общепризнанных принципов и норм современного международного права;
  • соблюдение таких фундаментальных положений, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, их территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность;
  • сохранение и поддержание качества окружающей среды, включая устранение отрицательных последствий, рациональное и научно обоснованное управление природными ресурсами;
  • недопустимость нанесения трансграничного ущерба, ограничения на действия государств на своей территории, их ответственность за нанесение экологического ущерба окружающей среде других государств и районам общего пользования;
  • рациональное экологически обоснованное использование природных ресурсов (рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений);
  • долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы;
  • оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами, поддержание используемых природных ресурсов на оптимальном уровне – уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению;
  • научно обоснованное управление живыми ресурсами;
  • недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды средствами военного и мирного использования ядерной энергетики;
  • защита экологических систем Мирового океана (принятие мер по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; исключение переноса, прямо или косвенно, ущерба или опасности загрязнения из одного района в другой, превращения одного вида загрязнения в другой и др.);
  • запрет военного или любого иного использования средств отрицательного воздействия на природную среду;
  • обеспечение экологической безопасности (государства обязаны осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность, обеспечивающую сохранение и поддержание соответствующего состояния окружающей среды);
  • контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды на всех уровнях с использованием признанных критериев;
  • международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде (ответственность за ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля).
Читайте также:  Гололед. определение. когда образуется.

Перечисленные принципы реализуются на основе ряда принятых многосторонних соглашений, деклараций, договоров и конвенций. К основным из них относятся:

  • Декларация ООН по проблемам окружающей среды (1972 год);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 год);
  • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 год) с дополняющими ее протоколами;
  • Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе (1979 год);
  • двухсторонние Договоры о сотрудничестве по охране окружающей среды (например, России – с Финляндией и Швецией о пограничных реках (1971 год), с Канадой о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 год), соглашение с Финляндией, Германией, Норвегией, Данией (1992 год) и др.);
  • Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды, а также Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения стран СНГ (1992 год);
  • Соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов с Украиной и Казахстаном (1992 год);
  • Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 год).

Кроме того, принят ряд региональных соглашений по охране окружающей среды и людей таких как:

  • Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (1992 год);
  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 год);
  • Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и др. вредными веществами (1983 год);
  • Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 год);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 год);
  • Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе (1979 год);
  • Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 год) и Монреальский протокол к ней (1987 год);
  • Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения (1973 год);
  • Соглашение об охране полярных медведей (1973 год);
  • Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 год).

Международное право охраны окружающей среды играет важную координирующую роль по отношению к национальным правовым механизмам в рассматриваемой сфере деятельности государств.

В условиях угроз нанесения значительных трансграничных ущербов национальным системам окружающей среды необходимы универсальные нормы поведения государств, позволяющие реализовать Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), цель которой состоит в проведении мер по защите и улучшению окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. Международное право охраны окружающей среды приобрело статус отрасли общего международного права, субъектом которой является Российская Федерация. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов. В развитие указанных конституционных установлений принят Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды. В ряде федеральных законов и подзаконных актов имеются положения и нормы, направленные на охрану и защиту окружающей среды. В Россиской Федерации к началу 90-х годов прошлого века сформировалась комплексная отрасль экологического права, регулирующая отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Источники: Наше общее будущее // Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию: ООН. 1987; Действующее международное право: В 3 томах. –М., 1997.

Вам может быть интересно:

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/mezhdunarodnoe-pravo-ohranyi-okruzhayushhey-sredyi-mpoos/

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Ташкентский государственный институт востоковедения

По поводу термина, обозначающего название данной отрасли международного публичного права, в бывшей советской юридической науке шли долгие дискуссии, предлагались различные варианты. Ввел термин «международное право окружающей среды» А. С. Тимощенко23. В 1970 г. В. А. Чичварин предложил термин «международно-правовая охрана природы». В.

 В. Петров ввел в свое время термин «экологическое право». Но удачным считался вариант, предложенный А. С. Тимошенко24.

С этим мнением можно согласиться лишьчастично, поскольку в современном звучании (да и в правовом смысле) данную отрасль права правильнее было назвать как «международное право охраны окружающей среды», так как данная отрасль права направлена на регулирование правоотношений в этой сфере и на защиту окружающей среды от преступных и иных посягательств. В зарубежной литературе с названием рассамтриваемой отрасли права проблем не возникало. Изначально она было обозначено как «International Environmental Law» – «международное право окружающей среды». Здесь необходимо отметить особенности английского языка, где в отношении «Law» для обозначения отрасли права обычно не используется термин «Protection» т.е. «защита». А. С. Тимошенко не учел особенностей английского правового языка и дословно перевел обозначение данной отрасли, поэтому получилось «международное право окружающей среды». Понятие «окружающая среда» не равнозначно по содержанию понятию «экология», так как последнее обозначает науку об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Впервые термин «экология» был введен Эрнстом Геккелем в 1866 г. в монографии «Всеобщая морфология»25 для обозначения науки о взаимосвязях животных и растений и условиях обитания.

Затем крупный ученый XX в. В. И. Вернадский расширил это понятие, понимаемая под ним науку «о собственном доме» – биосфере, ее особенностях развития и роли человека в этом процессе, т. е. его поведения в этом доме (ойкос – обиталище + logos – учение).

Несмотря на то, что основополагающее значение природного, естественного фактора в процессе общественного развития было обозначено почти два века назад, до середины 60-х гг. XX столетия защита окружающей среды не выдвигалась как самостоятельная политическая проблема, а ее научное обоснование в качестве многоотраслевой, комплексной, глобальной проблемы не было достаточно разработано.

Только динамичное развитие в 70-80-е ггг. научных основ глобальных проблем в научной литературе позволило неоспоримо выделить правовые нормы, относящиеся к защите окружающей среды, в особую группу.

Международное право охраны окружающей среды (МПООС) относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей современного международного публичного права, что в полной мере отражает особую актуальность и остроту, которую приобрели глобальные экологические проблемы.

В настоящее время в рассматриваемом аспектена первый план вышли два главных направления правового регулирования: во-первых, предотвращение и ограничение вредных воздействий на окружающую среду; во-вторых, обеспечение рационального (экологически целесообразного, или устойчивого) использования природных ресурсов.

Вредное воздействие на окружающую среду связано главным образом со всевозможными видами ее загрязнения, которые различаются как по своей природе (химическое, радиоактивное, «шумовое» и т. п.), так и объектам воздействия.

При регулировании ресурсопользования следует стремиться к сохранению по возможности самого ресурса и предотвращению неблагоприятных последствий по эксплуатации для иных природных объектов. Появление новых видов и областей взаимодействия челове­ка с окружающей средой расширяет предмет международного эколого-правового регулирования.

Важно

Кроме главных направлений, можно отметить следующие области регулирования: – комплексный режим охраны исторических памятников и природных резерватов; – научно-техническое сотрудничество в области охраны ок­ружающей среды. Международное право охраны окружающей среды – цело­стная система правовых норм и институтов. Их объединяют пред­мет, цели, принципы.

Они должны быть согласованы друг с другом с использованием единой терминологии. Система междуна­родного права охраны окружающей среды делится на Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие охрану окружающей среды в целом (понятие, предмет, принципы и т. д.).

Особенная часть состоит из норм, действующих в преде­лах отдельных сфер охраны окружающей среды (охрана морской среды, флоры и фауны, озонового слоя и т. д.). Объектом регулирования международного права охраны окружающей среды является природа как материальное богатство для процвета­ния нынешнего и будущих поколений.

Природные ресурсы Земли мо­гут быть разделены на две основные категории: – национальные; – международные. Национальные ресурсы находятся под юрисдик­цией какого-либо государства и охраняются нормами националь­ного законодательства. Международные ресурсы охраняются нор­мами международного права.

Международные ресурсы (объекты) постоянно находятся вне национальной юрисдикции государств или в процессе их естественного цикла пересекают территории различных государств. Международные ресурсы могут быть раз­делены на: – универсальные; – разделяемые (многонациональные).

Универсальные ресурсы находятся в общем пользовании всех го­сударств (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела).

Разделяемые ресурсы принадлежат двум или нескольким государствам (водные ресурсы международ­ных рек и озер, мигрирующие виды животных, природные ресур­сы на государственной границе и т. д.). В основе правового статуса международных универсальных ресурсов лежат принципы неприсвоения природных ресурсов определенным государством, общего их использования.

Охрана морской среды.

Морская среда одной из первых стала объектом охраны. Международно-правовое регулирование морской среды обычно осуществляется на глобальном и регио­нальном уровнях. Одним из наиболее важных универсальных со­глашений в этой области является Лондонская конвенция 1954 г. по предотвращению загрязнения моря нефтью с поправками (вступила в силу в 1958 г.). Она запретила судам сброс нефти и неф­тяных продуктов в воду. В связи с участившимися авариями на море и необходимостью ликвидации их последствий в 1969 г. была принята Брюссельская конвенция о вмешательстве в откры­том море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, которая вступила в силу в 1975 г. Конвенция уполномочила при­брежные государства принимать меры, включая право ликвидации судна, в случае угрозы серьезного загрязнения побережья и при­брежных вод. Брюссельская конвенция 1969 г. о гражданской от­ветственности за ущерб от загрязнения нефтью (вступила в силу в 1975 г.) ус­тановила абсолютную ответственность (независимо от вины) судовладельцев. Конвенция 1973 г. по предотвращению загрязне­ния с судов, измененная Протоколом 1978 г., направлена на пре­дотвращение загрязнения эксплуатационными сбросами с судов. Она вступила в силу в 1983 г. Конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов регули­рует преднамеренное захоронение экологически опасных веществ в море.

В то же время существует много региональных соглашений об охране окружающей среды. Например, Конвенция 1992 г. о защите Черного моря от загрязнения, Хельсинкская конвенция 1974 г. по защите морской среды района Балтийского моря, соглашения о защите морской среды Аральского и Кас­пийского морей.

Читайте также:  Безопасность плавания судна (корабля)

Охрана рек и озер. Реки и озера существенно отличаются друг от друга, пому весьма нелегко принять по ним общую конвен­цию. Обычно вопросы охраны рек и озер решатся в соглашениях прибрежных государств.

В качестве позитивного примера можно представить нормы, касающиеся охраны вод Рейна и закреплен­ные в Бернской конвенции 1963 г.

Совет

Охрана пресноводных рек имеет огромное значение для всех государств. В связи с этим фактом Европейская экономиче­ская комиссия ООН (ЕЭК) разработала международный договорной инструмент – Конвенцию об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер, которая была принята в Хельсинки 17 марта 1992 г.

Согласно Конвенции, трансграничные воды – это любые по­верхностные или подземные воды, которые обозначают, пересе­кают границы между двумя или более государствами или распо­ложены на таких границах; в тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, их пределы ограничиваются прямой линией, пересекающей устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах. Данная Конвенция была подписана 22 государствами и Европейским Сообществом. Она призывает все государства уси­лить национальные и международные меры по охране и рацио­нальному использованию трансграничных рек и международных озер. В большинстве случаев нормы о предупреждении загрязне­ния рек содержатся в соглашениях, посвященных другим вопро­сам (например, Конвенция о Балтийском море включает защиту впадающих в него рек).

Охрана воздушного и космического пространства. Меж­дународное право охраны окружающей среды не имеет универсального акта по всем проблемам охраны атмосферного воздуха. Наиболее сущест­венными соглашениями в этой области стали Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, принятая в Женеве 13 ноября 1979 г. и вступившая в силу в 1983 г., и ее пять протоколов. Данная Конвенция представляет собой первый международный правовой документ, имеющий обязательную силу. Она посвящена решению проблем загрязнения воздуха на много­сторонней основе.

В результате экологически неблагоприятной человеческой деятельности появляются так называемые «озоновые дыры». В 1985 г. была принята Венская конвенция об охране озоно­вого слоя, которая призывает государства к сотрудничеству в данной об­ласти. Ограничения использования ве­ществ, опасных для озонового слоя, установлены в Монре­альском протоколе 1987 г. по веществам, разрушающим озоно­вый слой, с поправками 1990, 1991 и 1992 гг. Международное сотрудничество в области снижения уров­ня выбросов углекислоты, метана, окислов азота и других газов и борьбы с глобальным потеплением, опустыниванием и повышени­ем уровня моря в последнее время приобретает широкие масшта­бы. Рамочная Конвенция ООН 1992 г. по изменению климата оп­ределила общие направления и тенденции сотрудничества. Особое внимание мировое сообщество уделяет развивающимся странам, так как они не имеют достаточно средств для борьбы с этими пробле­мами. В области охраны космического пространства можно выде­лить следующие важные универсальные договоры:

  1. Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой;
  1. Конвенция 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
  1. Соглашение 1979 г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах и др.

Охрана флоры и фауны. В настоящее время существует огромное количество международных соглашений об охране ди­ких животных и растений. Международный союз сохранения при­роды и природных ресурсов (неправительственная организация) в 1982 г. опубликовал программу действий «Всемирная природоохранная стратегия», которая имела целью содействие достижению устойчивого развития в результате сохранения живых ресурсов путем предложения правительствам новых мер регули­рования этих ресурсов. Одним из важных средств этой стратегии является совер­шенствование национального экологического законодательства. Союз подготовил Всемирную хартию природы, и в 1982 г. она была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. Согласно Хар­тии, живые ресурсы не могут быть использованы с превышением возможностей их восстановления. Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в Париже, содействует сотрудни­честву в области охраны уникальных мест природы, мест обита­ния исчезающих видов животных и растений и т. д. Конвенция 1973 г. о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, ставит целью прекра­щение чрезмерной эксплуатации редких видов флоры и фауны. Конвенция устанавливает строгий контроль над торговлей этими видами, их импортом и экспортом. Большинство конвенций направлено на охрану различных видов животных: белых медведей, морских котиков, нерпы и т. д. Особое место среди конвенций по охране флоры и фауны занима­ют Конвенция от 1992 г. о биологическом разнообразии и Конвенция 1979 г. об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция). Общие нормы вошли в Женевскую кон­венцию 1958 г. об открытом море и рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Наконец, немаловажную роль в области сохранения и охраны экосистем играют Конвенция Рио-де-Жанейро 1992 г. о биологическом разнообразии. Цель последней – поддержание биологического разнообразия, использование его компонентов и совместного равного получения выгоды, связанно­го с использованием генетических ресурсов. Все эти факты дают представление о большом значении ох­раны окружающей среды и необходимости принятия строгих мер на основе широкого сотрудничества всех государств. В этом за­ключается роль международного права охраны окружающей среды, которое, однако, пока отстает от потребностей жизни.

Источник: http://uz.denemetr.com/docs/768/index-287374-1.html?page=29

Международно-правовые механизмы охраны окружающей среды

Загрязнение атмосферы, воды, почвы, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества.

Главной целью охраны окружающей среды является установление гармонии между развитием цивилизации и благоприятным состоянием окружающей среды. Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной сфере.

Понятие международно-правовой охраны окружающей среды

Определение 1

Международно-правовая охрана окружающей среды – это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предметом международного права окружающей среды является взаимодействие человечества с природой. В данном контексте деятельность мирового сообщества направлена на решение следующих задач:

  1. регулирование природопользования и воспроизводства природных ресурсов;
  2. охрана природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий;
  3. взаимные консультации по важнейшим экологическим вопросам;
  4. мониторинг природной среды и обмен экологически значимой информацией;
  5. надзор за состоянием природы;
  6. применение мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов:

  1. флора и фауна (живая среда);
  2. морские и пресноводные бассейны, атмосфера, почва, околоземное космическое пространство (природная среда);
  3. искусственная среда, созданная человеком в процессе его взаимодействия с природой.

В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную или национальную.

Рисунок 1.

Объекты и субъекты международных экологических правоотношений

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

Объект международно- правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования – это вся планета Земля и околоземное космическое пространство.

Одновременно такой охране подлежат отдельные компоненты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

В системе регулирования, охраны и использования выделяют несколько категорий объектов:

  1. международные природные ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);
  2. природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами (пограничные реки, озера, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных);
  3. национальные природные объекты и ресурсы.

Принципы международно-правовой охраны окружающей среды

Общепризнанные принципы международного права являются критериями регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая охрану окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся принципы:

  1. уважения государственного суверенитета;
  2. равенства всех государств;
  3. взаимной выгоды;
  4. невмешательства во внутренние дела другого государства;
  5. мирного разрешения споров.

Замечание 1

Каждое государство, проводя в отношении национальной системы окружающей среды необходимую политику, при этом должно соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства большое значение приобретает соблюдение фундаментальных принципов международного права, так как из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Обратите внимание

Забота о благе нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды.

Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности, а также обеспечить рациональное управление природными ресурсами.

Источники международно-правовой охраны окружающей среды

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.

В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных данной проблеме, следует обратить внимание на принятую 18 декабря 1962 года. Она называется «Экономическое развитие и охрана природы», в этой резолюции одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО.

Данный международно-правовой акт определяет три важнейших момента:

  1. целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;
  2. интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»;
  3. концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.

В сентябре $1980$ года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Она призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.

В $1982$ году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всемирную хартию охраны природы. Этот документ рассматривает экологическое образование как составную часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами любого типа.

Замечание 2

По своей юридической силе хартия является международно-правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться положений этого акта.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodno-pravovye_mehanizmy_ohrany_okruzhayuschey_sredy/

Источники международного права охраны окружающей среды

135

Основными источниками права окружающей среды являются международные договоры. В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды.

Они могут быть: многосторонними; универсально-глобальными и региональными; регулирующими общие вопросы защиты окружающей среды либо отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли и околоземного космического пространства и т.д.

Договорная практика по охране окружающей среды свидетельствует о том, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и региональной основе, направленные на регламентацию охраны отдельных природных объектов в определенных районах. Причем договоры могут быть как общего, так и специального порядка. По предмету регулирования они подразделяются на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны (соглашения о ветеринарии, карантине и защите животных и растений) и т. д.

Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов (например, договоры о сотрудничестве по охране окружающей среды, подписанные Россией в 1992 г.

с Финляндией, Германией, Норвегией, Данией, Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г., Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.).

Читайте также:  Приборы управления пожарные

Важные природоохранные соглашения заключены под эгидой Европейских Сообществ: Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе 1979 год

а; Соглашение по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и технологических катастроф 1987 года; Европейское соглашение о запрещении использования некоторых веществ в моющих и чистящих средствах 1968 года и др.

В хельсинкском документе СБСЕ 1992 года «Вызов времени перемен» предусмотрена разработка широкомасштабного природоохранного плана действий для Европы.

Важно

Необходимо упомянуть такие региональные договоры по охране морей, как: Конвенция о защите Средиземного моря от загрязнения (Барселона, 1976 г.); Конвенция о защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1992 г., заменившая одноименную Конвенцию 1974 г.

); Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.); Конвенция по охране морской среды Северо-Восточной Атлантики (Париж, 1992 г.

, заменившая два международных договора между государствами этого морского района — Конвенцию о предотвращении загрязнения морской среды сбросами веществ с судов и летательных аппаратов 1972 г.

и Конвенцию о предотвращении загрязнения морской среды из источников, расположенных на суше, 1974 г.); Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 года и др.

Защита и сохранение флоры и фауны регулируются Конвенцией об охране дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе 1979 года, Соглашением стран АСЕАН об охране природы и природных ресурсов 1985 года и др.

В 1992 году страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников

Соглашения. В рамках этого сотрудничества образован Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд. На II сессии в 1992 году было решено учредить Межгосударственный экологический банк. В 1992 году Россией были подписаны соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов с Украиной, а также с Казахстаном.

Пока еще не выработана универсальная кодификационная конвенция, которая охватывала бы все аспекты охраны окружающей среды. ООН поручила Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) кодифицировать международно-правовые нормы и в перспективе разработать универсальную конвенцию в области охраны окружающей среды26.

Комиссией по праву окружающей среды МСОП, Всемирным природоохранным союзом в сотрудничестве с Международным советом по праву окружающей среды в 1995 году был разработан проект Международной хартии по окружающей среде и развитию, который был одобрен 13-17 марта 1995 года в Нью-Йорке юбилейным конгрессом ООН по международному публичному праву. Этот документ состоит из 72 статей, определяет юридические рамки по интеграции различных аспектов проблемы охраны окружающей среды и развития. Он представляет собой свод фундаментальных принципов типа кодекса поведения. Многие положения проекта Хартии являются обычными нормами международного права. Предполагается, что положения Хартии облегчат создание международных институционных механизмов для выполнения действующих международных договоров. Наконец, Хартия ликвидирует пробелы в международном праве охраны окружающей среды и явится основой для разработки новых норм в области охраны окружающей среды на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях.

К источникам права окружающей среды следует отнести также и те акты, которые не содержат прямых норм по защите окружающей среды, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Стокгольмская декларация по окружающей человека среде 1972 года, Всемирная хартия охраны природы 1982 года, Декларация РИО-92. Эти акты содержат важные и признаваемые мировым сообществом принципы, но большинство из них не могут применяться непосредственно. Они определяют задачи международного сообщества и в некоторых случаях содержат директивы для достижения этих целей. Однако в настоящее время имеется очень мало универсальных норм, налагающих на все государства обязанность по защите окружающей среды в целом (исключением является ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву, которая обязывает все государства защищать и сохранять морскую среду).

К основным источникам права окружающей среды следует отнести также международный обычай. Ему в охране окружающей среды принадлежит еще значительная роль, ибо эксплуатация многих природных ресурсов пока не регламентируется договорными нормами.

Примером может служить резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принятая единогласно на XXIV сессии в декабре 1969 года, в соответствии с которой объявлялся мораторий на разработку минеральных ресурсов международного района морского дна.

Эта резолюция, принятая единогласно, признается всеми государствами как источник права и должна ими соблюдаться27.

Значительный вклад в дело охраны окружающей среду вносят международные организации.

Разумеется, наиболее серьезную роль играют ООН и ее специализированные учреждения.

Совет

Организация Объединенных Наций в настоящее время является центром сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств.

ООН располагает целой системой органов, которые заняты развитием международной природоохранительной деятельности государств. При Генеральной Ассамблее имеется Научный комитет по действию атомной радиации.

Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОСПАР) и др.

При ЭКОСОС имеется Комитет по природным ресурсам. Природоохранными проблемами занимаются также региональные экономические комиссии, ряд специализированных учреждений ООН (ВОЗ, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ВМО, ИКАО и др.), а также МАГАТЭ.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования» науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала международную программу «Человек и биосфера» и координирует ее выполнение.

В ее рамках были разработаны Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г..

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц 1971 г. и др.

Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО проводит исследования по влиянию загрязнителей на морскую среду и разрабатывает соответствующие рекомендации.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывая единые показатели загрязнения воздуха; участвует в анализе природоохранного законодательства отдельных стран.

Международная морская организация (ИМО) занимается вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по охране морской среды и созывает международные конференции по охране Мирового океана.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам-членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по охране указанных объектов.

Обратите внимание

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) 2 апреля 1971 года в соответствии со ст. 37 Чикагской Конвенции о рекомендательными, однако ряд авторов считают, что резолюции, принятые единогласно, приобретают императивный характер.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с 1958 г. осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды», цель ее — обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защита человека и окружающей среды от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядерных установок.

Природоохранительная деятельность государств в рамках ООН и на национальной основе привела к необходимости создания в ООН специального механизма по координации сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Таким механизмом стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная в 1972 году.

28 Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран.

Основные функции Совета: а) содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление по мере необходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики; б) осуществление общего руководства и координации программ в области окружающей среды, выполняемых организациями ООН; в) подготовка обзоров состояния окружающей среды и определение путей международного сотрудничества; г) осуществление постоянного наблюдения за влиянием национальной и международной политики и природоохранительных мер для развивающихся стран; д) подготовка обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и др.

Важнейшими направлениями природоохранительной деятельности ЮНБП являются: а) охрана отдельных природных объектов (защита морской среды, охрана почв и пресных вод); б) борьба с различными видами вредного воздействия (борьба с опустыниванием, загрязнением); в) рациональное использование природных ресурсов; г) создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг); д) изучение экономических особенностей развития населенных пунктов; е) разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности.

При участии и поддержке ЮНЕП разработаны и приняты Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения 1976 года, Кувейтская региональная конвенция по охране морской среды от загрязнения 1978 года, Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 года, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года и многие другие.

Всемирный союз охраны природы создан в 1948 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Его членами являются государства, правительственные учреждения и организации, международные и национальные неправительственные организации. Союз объединяет 800 членов из 125 государств.

Работа его сосредоточена в 6 комиссиях, членами которых являются 6 тыс. экспертов. Союз активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов.

Важно

Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых проектов.

Союз активно участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты многих действующих конвенций.

Под руководством Союза разработан проект Международной хартии по окружающей среде и развитию и комментарии к нему.

Союз совместно с ЮНЕП и Всемирным фондом по охране природы разработал и опубликовал Всемирную стратегию по охране природы (1980 г.) и Стратегию по поддержке жизненного уровня на должном уровне (1991 г.)

Помимо универсальных организаций проблемами охраны окружающей среды вплотную занимаются многие региональные организации общей и специальной компетенции.

К таким организациям следует отнести Европейское интеграционное объединение — Европейский союз.

Учредительные договоры Европейских Сообществ и Европейского Союза определяют природоохранительные цели организации — содействовать на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам охраны окружающей среды.

Так, к Маастрихтскому договору приложены три декларации по природоохранительной тематике: директивы о вредных выбросах; о воздействии мероприятий ЕС на охрану окружающей среды; о защите животных.

Совет

7 мая 1990 года было создано «Европейское агентство по окружающей среде и Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой».

Это Агентство снабжает Европейский союз и государства-члены объективной информацией, необходимой для разработки и осуществления действенной и эффективной политики в отношении окружающей среды.

Оно составляет квалифицированные отчеты о качестве, интенсивности и характере воздействия на окружающую среду, разрабатывает единообразные оценочные критерии, данные о состоянии среды.

Приоритетными в деятельности Агентства являются следующие вопросы: качество воздуха и выбросы в атмосферу; качество воды, загрязняющие агенты и водные ресурсы; состояние почвы, фауны, флоры и биотоков; землепользование и природные ресурсы; регулирование отходов; шумовое загрязнение; химические вещества, наносящие вред окружающей среде; охрана побережий.

Комиссия для стран южной части Тихого океана, созданная в 1947 г., содействует улучшению экономических, социальных и культурных условий, а также охране окружающей среды посредством взаимных консультаций.

Полезную работу по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права проводят Всемирный фонд охраны дикой живой природы. Международный институт по окружающей среде и развитию. Международный совет по природоохранному праву и др.

26 См. Международные соглашения по охране природы. Сборник документов / Сост. В.А.Чичварин. М., 1966; Международное публичное право. Сборник документов / Сост. К.А.Бекяшев, А.Г.Ходаков. Т. 1. М., 1996; Adede А.О. International Environmental Law Digest: Instrument for International Responses to Problems of Environment and Development 1972-1992. Amsterdam / London / New York / Tokyo. 1997.

27 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по своему правовому характеру являются

28 См.: Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986. С. 129-135.

< Попередня   Наступна >

Источник: http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/publik/538-shapovalov/14029-2011-01-03-20-00-09.html

Ссылка на основную публикацию