Лицензия на загрязнение

Лицензия на загрязнение — Энциклопедия по экономике

Лицензия на загрязнение

Создание рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности государства — создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее рынки, и подключить под государственным контролем рыночный механизм к решению проблемы экстерналий.

Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов, рынки прав на загрязнения (чаще всего на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем механизма перепродажи лицензий на загрязнения.  [c.285]ЛИЦЕНЗИЯ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ — оплачиваемое разрешение на выброс определенного количества вредных веществ, жидких или газообразных отходов определенного состава.  [c.161]

Рыночные отношения в экологии. Впервые рыночное регулирование природопользования и охраны окружающей среды стало применяться в странах с преобладанием рыночной экономики. В отличие от административно-экономического регулирования рыночные отношения в экологии означают полную свободу предпринимателей заключать договоры между собой, самостоятельно принимать решения о взаимоотношениях с экологическими банками и биржами, перераспределять, а также перепродавать лицензии на загрязнение. Государства всегда и везде ограничивают  [c.373]

ЛИЦЕНЗИЯ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ — оплачиваемое разрешение на выброс определенного количества вредных жидких или газообразных отходов заранее оговоренного или юридически установленного химического состава.  [c.582]

СОЗДАНИЕ РЫНКОВ ПРАВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Важная сфера деятельности государства — создание прав собственности там, где ранее они не существовали. Это дает возможность создания новых, отсутствовавших ранее рынков и подключения рыночного механизма к решению проблемы под контролем государства.

Обратите внимание

Кроме прямого уменьшения общих размеров внешних эффектов, рынки прав на загрязнения (обычно на определенные размеры или нормы вредных выбросов) дают возможность приближения к решению проблемы неодинаковое эффектов от различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение путем внедрения механизма перепродажи лицензий на загрязнения. Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений, государство таким образом задает фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется при помощи учета спроса на загрязнения. Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на сокращение или полную ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а принимать необходимые сравнительно более дешевые меры. В противном случае им придется купить лицензию и уменьшить производство данной продукции или же полностью его прекратить, если суммарные затраты будут слишком высокими.  [c.613]

Загрязнения и связанные с ними издержки вызывают расстройство рынка.

Может ли государство, используя весь арсенал средств, преодолеть трудности рынка Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько действенен государственный контроль за загрязнением окружающей среды и те способы регулирования внешних эффектов, которые государство использует, в частности административно-законодательный, опирающийся на стандарты, налоги и штрафные санкции, рыночные лицензии на выброс отходов.  [c.308]

Схема пузыря (или торговля правами на выброс загрязнений). В этом варианте природоохранных взаимоотношений Центром устанавливается граничный вектор темпов выброса загрязнений г.

Если реальный вектор темпов выброса г г, то штрафование — достаточно щадящее, либо отсутствует вообще. Если же по некоторым компонентам это неравенство нарушается (т.е.

С j), то в случае отсутствия у предприятия права (лицензии) на дополнительный  [c.33]

В условиях полной информированности на рынке купли-продаж и прав на загрязнение в (1.2.14) (или (1.2.15)) может реализоваться знак равенства. Если же количество предприятий (т.е. число п) достаточно велико, то условие полной информированности может быть нарушено.

Это соответствует тому, что предприятия, же лающие приобрести лицензии на дополнительный выброс, не знают все предприятия, имеющие возможность продать свое право на выброс загрязнений. В таком случае количество приобретенных лицензий соответствует величине, меньшей суммарного количества прав на выброс загрязнений, предлагаемых к продаже, так что в (1.2.14) и (1.2.

15) мы должны писать знак строгого неравенства. Однако подобные соотношения несут в себе мало информации.  [c.36]

Важно

Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии.

На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д.  [c.362]

Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на этом своеобразном рынке.

Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью перестают сбрасывать отходы, то могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.

На практике, например, в США, уже несколько лет действует рынок квот на выбросы двуокиси серы, провоцирующей кислотные дожди. В результате загрязнение атмосферы удалось снизить на 40%.  [c.362]

Однако нужно учитывать, что рыночные структуры могут воспрепятствовать эффективной торговле правами на загрязнение.

Так, если в распоряжении имеется меньше лицензий, чем запрашивалось первоначально к их выдаче, то образуется цена (Рл) больше нуля Рл > 0, и с производственно-экономической точки зрения лицензии становятся узким производственным фактором.

В результате возникает стимул сократить объемы загрязнения настолько, чтобы возникающие при этом затраты были меньше, чем цена лицензий.  [c.500]

Совет

Последний способ стал причиной образования рынка прав на причинение внешних эффектов. Государственные лицензии на выброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них.

Позиция защитников оптимального объема загрязнения подвергается критике из-за невозможности точного измерения издержек от загрязнения, которые несут другие предприятия, а также граждане.

Возникают также споры вокруг экономической политики, основанной на признании прав на побочные эффекты.  [c.10]

Экологическая политика США. В соответствии с Декретом Конгресса США 1969 г. по защите окружающей среды любое федеральное агентство, связанное с утверждением лицензии, обязано подготовить отчет об экологических последствиях проекта и представить его на суд общественности.

Добыча нефти в США развивалась бы иначе если бы экологические последствия загрязнения шельфа в 1969 г. не привели к отказу от нефтяных лицензий на шельфе Калифорнии и если бы Конгресс одобрил строительство нефтепровода из Англии в 1971 г., а не в 1973 г.

С 1973 по 1985 г были приняты усиленные административные меры для ускорения лицензирования перспективных зон на шельфе федеральных земель.  [c.237]

Пусть в некотором регионе действует механизм строгого ограничения совокупного выброса вредных веществ в окружающую среду всеми промышленными предприятиями. Это означает, что каждое предприятие приобретает на рынке квоту на загрязнение, в пределах которой оно и может осуществлять эмиссию вредных веществ, связанную с производством.

Если предприятие по каким-либо причинам выходит за пределы выделенной ему квоты, то оно лишается лицензии на производственную деятельность. Поскольку механизм распределения рыночный, то и сами квоты могут являться объектами купли-продажи и вокруг них может разворачиваться конкурентная борьба.

Обратите внимание

Таким образом, эти квоты можно рассматривать как некий обобщенный ресурс, не производя на уровне качественного анализа подразбиения квот по степени и видам загрязнения. Существенно, что тот уровень, который ограничивает совокупную эмиссию, не определяется спросом квоты на рынке, а устанавливается администрацией региона, например муниципалитетом.

Могут быть рассмотрены различные варианты модели [7, 11, 12,17].  [c.27]

Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить ее и сократить производство данной продукции — или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки.  [c.286]

На графике кривая предложения SS соответствует предельно допустимому уровню загрязнений. MS — кривая предельных общественных издержек. Кривая спроса DD показывает предельные выгоды от экономии на затратах по очистке отходов.

Общий объем выбросов в нашем примере соответствует количеству выпущенных лицензий и составляет 50000 т.

Равновесие устанавливается, когда уравниваются предельные издержки по уменьшению загрязнения всех производителей, а равновесная цена, определяемая пересечением кривых спроса и предложения, составляет 30 ден. ед. за 1 т отходов.  [c.311]

Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а также другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное воздействие на уровень выбросов фирмы. Скорее всего их надо рассматривать как лицензионный сбор, который сопровождается выдачей лицензии.  [c.407]

При такой схеме взаимоотношения предприятий возможна ситуация, когда одно из них путем приобретения лицензий обеспечивает себе право на непомерно большие темпы выброса загрязнений, приводящие к серьезным ме дико- экологическим последствиям, по крайней мере, на территории, близлежащей к этому предприятию. Недопущение такой ситуации является уже заботой Центра, который должен установить вектор  [c.35]

Для наших целей целесообразно ввести коэффициент информированности OLJ [0, 1] как часть от потенциально имеющихся для продажи прав на выброс j-ro типа загрязнений, известных потенциальным покупателям лицензий. Неравенства  [c.37]

Важно

Важнейшим направлением работ служб, отвечающих за экологическую безопасность прилегающих к предприятию, селитебных зон, является экологический аудит.

Он включает в себя оценку уровня загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т. п.

К проведению экологического аудита, как правило, привлекаются специализированные организации, имеющие лицензию на его проведение, выданную специально уполномоченными органами.  [c.293]

Здесь S (t 1) — функция щадящего штрафа за темпы выброса загрязнений в пределах ограничения, г г, мно-лсество J состоит из тех индексов загрязнений, по которым приобретены лицензии на дополнительный темп выброса, вектор С отличается от вектора г только заменой компонент Я-  [c.35]

Конфликты с общественностью (даже при отсутствии конфликтов с законодательством, например, при исправной и предусмотренной в смете проекта выплате необходимых штрафных санкций, налогов, других форм платежей по приобретению права на допустимое загрязнение окружающей среды) влекут за собой ущерб престижу торговой марки, привлекательности фирмы и инновационного проекта для сторонних инвестиций, затруднения в одобрении органами законодательной и исполнительной власти необходимых, возможно, фирме и проекту государственных заказов, субсидий, налоговых льгот и налоговых кредитов, лицензий, квот и т.п. Эти конфликты могут также блокировать найм необходимых местных кадров, привлечение специалистов, считающихся с мнением протестующих кругов общественности. В итоге они, как минимум, заставят фирму пойти на дополнительные расходы по отношениям с общественностью (паблик ри-лейшнс) и модификации самого инновационного проекта.  [c.204]

Источник: https://economy-ru.info/info/37044/

Минприроды сообщило о праве граждан на мониторинг воздуха без лицензии :: Общество :: РБК

«При этом общественные инспекторы могут фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», — говорится в документе.

Собранные материалы затем можно отправлять в органы государственного надзора.

Таким образом, гражданские активисты и экологи имеют полное право публиковать результаты мониторинга (в том числе аналитическую информацию) в социальных сетях, в научных журналах и в СМИ, пояснил РБК Алексей Чумаков.

Мониторинг как повод для прокурорской проверки

Поводом для обращения юриста в Минприроды послужила история с вызовом в прокуратуру активиста независимого регионального проекта по мониторингу качества воздуха «Красноярск.Небо» Игоря Шпехта.

В рамках этого проекта в пяти районах Красноярска активисты движения установили датчики, которые фиксируют уровень загрязнения воздуха. Результаты наблюдений они публикуют на странице проекта в социальной сети Instagram, а также в своем Telegram-канале.

Совет

В ноябре 2017 года Шпехта вызвали в природоохранную прокуратуру Красноярска, рассказал он РБК. По его словам, в ведомстве просили разъяснить, как работают активисты и какое оборудование используется.

«Я приезжал несколько раз, давал разъяснения, они их записали, давал им приборы, мы выезжали в специальные передвижные лаборатории, где делали параллельные замеры.

Они говорили, что это проверка по публикациям в СМИ», — рассказал Шпехт.

Местное сетевое издание «Проспект мира» также сообщило со ссылкой на пресс-службу ведомства, что ​прокуратура проводит проверку деятельности активистов, так как для наблюдений за состоянием воздуха должна быть лицензия. Что послужило поводом инициировать проверку, изданию не сообщили.

Сам активист считает, что проверка инициирована местным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). Он также заявил, что сбор данных о состоянии окружающей среды физическими лицами не нуждается в лицензировании и не противоречит закону.

РБК направил запрос в прокуратуру Красноярского края.

Иск Росгидромета к активистам

В начале декабря Росгидромет проинформировал Игоря Шпехта о том, что по обращению Министерства экологии края и прокуратуры намерен оштрафовать его за отсутствие лицензии на мониторинг качества воздуха.

По словам ведущего специалиста по связям с общественностью Среднесибирского управления гидрометеослужбы Оксаны Сальниковой, иск был направлен не ее структурой, а коллегами из департамента Росгидромета по Сибирскому федеральному округу (СФО), который находится в Новосибирске. Она добавила, что красноярскому департаменту ведомства неинтересно, чем занимаются активисты Шпехта.

По словам Шпехта, необходимость получения лицензии новосибирским Росгидрометом мотивируется федеральным законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ведомстве настаивают, что Шпехт выступает как индивидуальный предприниматель, так как он физическое лицо, которое занимается деятельностью, которая подпадает под категорию лицензируемых.

Подобные объяснения «являются бредом, и мы пытаемся им это доказать», отметил он разговоре с РБК. «Мы не ИП и тем более не какое-то ООО», — подчеркнул Шпехт.

Суд, впрочем, документы Росгидромета не принял, отправив их на доработку, сообщил Шпехт в середине декабря. «Суд по заявлению Росгидромета не состоялся. Материалы, которые направил Росгидромет в суд, были возвращены обратно», — пояснил он в разговоре с РБК.

Обратите внимание

Активист также сообщил, что хотел бы, чтобы суд по иску Росгидромета против него состоялся, чтобы «разобраться в этом деле». «Мы ждем продолжения этой истории. Думаю, что Росгидромет будет до конца действовать, доказывать свою правоту», — сказал он.

РБК направил запрос в департамент Росгидромета по Сибирскому федеральному округу.

Авторы: Наталья Демченко, Полина Звездина, Валерий Романов

Источник: https://www.rbc.ru/society/10/01/2018/5a55dd509a79470ca9b207e7

Минприроды сообщило о праве граждан на мониторинг воздуха без лицензии

Физическим лицам, которые собирают данные о загрязнении окружающей среды, не нужна лицензия на мониторинг, сообщило Минприроды. Граждане также могут собирать фото- и видеодоказательства нарушений

Мониторинг экологического состояния окружающей среды и качества атмосферного воздуха гражданами не подлежит обязательному лицензированию, следует из ответа Минприроды на запрос Алексея Чумакова, юриста Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко». Копия ответа Минприроды есть в распоряжении РБК.

«Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды не относится к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в этой связи лицензированию не подлежит», — говорится в документе.

Минприроды отдельно оговаривает, что это не относится к работам, ​выполненными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по определению уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства, также работ по предоставлению потребителям «прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды».

В сообщении Минприроды также говорится, что граждане, которые хотят помогать органам государственного надзора в природоохранной деятельности, могут выступать на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.

«При этом общественные инспекторы могут фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», — говорится в документе.

Собранные материалы затем можно отправлять в органы государственного надзора.

Таким образом, гражданские активисты и экологи имеют полное право публиковать результаты мониторинга (в том числе аналитическую информацию) в социальных сетях, в научных журналах и в СМИ, пояснил РБК Алексей Чумаков.

Мониторинг как повод для прокурорской проверки

Поводом для обращения юриста в Минприроды послужила история с вызовом в прокуратуру активиста независимого регионального проекта по мониторингу качества воздуха «Красноярск.Небо» Игоря Шпехта.

В рамках этого проекта в пяти районах Красноярска активисты движения установили датчики, которые фиксируют уровень загрязнения воздуха. Результаты наблюдений они публикуют на странице проекта в социальной сети Instagram, а также в своем Telegram-канале.

Важно

В ноябре 2017 года Шпехта вызвали в природоохранную прокуратуру Красноярска, рассказал он РБК. По его словам, в ведомстве просили разъяснить, как работают активисты и какое оборудование используется.

«Я приезжал несколько раз, давал разъяснения, они их записали, давал им приборы, мы выезжали в специальные передвижные лаборатории, где делали параллельные замеры.

Они говорили, что это проверка по публикациям в СМИ», — рассказал Шпехт.

Местное сетевое издание «Проспект мира» также сообщило со ссылкой на пресс-службу ведомства, что ​прокуратура проводит проверку деятельности активистов, так как для наблюдений за состоянием воздуха должна быть лицензия. Что послужило поводом инициировать проверку, изданию не сообщили.

Сам активист считает, что проверка инициирована местным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). Он также заявил, что сбор данных о состоянии окружающей среды физическими лицами не нуждается в лицензировании и не противоречит закону.

В начале декабря Росгидромет проинформировал Игоря Шпехта о том, что по обращению Министерства экологии края и прокуратуры намерен оштрафовать его за отсутствие лицензии на мониторинг качества воздуха.

По словам ведущего специалиста по связям с общественностью Среднесибирского управления гидрометеослужбы Оксаны Сальниковой, иск был направлен не ее структурой, а коллегами из департамента Росгидромета по Сибирскому федеральному округу (СФО), который находится в Новосибирске. Она добавила, что красноярскому департаменту ведомства неинтересно, чем занимаются активисты Шпехта.

По словам Шпехта, необходимость получения лицензии новосибирским Росгидрометом мотивируется федеральным законом № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ведомстве настаивают, что Шпехт выступает как индивидуальный предприниматель, так как он физическое лицо, которое занимается деятельностью, которая подпадает под категорию лицензируемых.

Подобные объяснения «являются бредом, и мы пытаемся им это доказать», отметил он разговоре с РБК. «Мы не ИП и тем более не какое-то ООО», — подчеркнул Шпехт.

Суд, впрочем, документы Росгидромета не принял, отправив их на доработку, сообщил Шпехт в середине декабря. «Суд по заявлению Росгидромета не состоялся. Материалы, которые направил Росгидромет в суд, были возвращены обратно», — пояснил он в разговоре с РБК.

Совет

Активист также сообщил, что хотел бы, чтобы суд по иску Росгидромета против него состоялся, чтобы «разобраться в этом деле». «Мы ждем продолжения этой истории. Думаю, что Росгидромет будет до конца действовать, доказывать свою правоту», — сказал он.

Источник: https://news.ecoindustry.ru/2018/01/monitoring-vozduha-bez-litsenzii/

Как получить разрешение на выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ — Юридический справочник бизнеса

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух любым стационарным источником может осуществляться исключительно на основании разрешения, выдача которого производится уполномоченным органом. Что представляет собой такое разрешение, в каких случаях оно необходимо, и какой сегодня существует порядок его получения, рассмотрим подробно в данной статье.

Разрешение на выброс: общая информация, случаи получения

В соответствии с законом, регламентирующим охрану атмосферного воздуха, разрешением обозначаются предельно допустимые показатели выбросов, а также иные условия, связанные с обеспечением охраны атмосферного воздуха.

Что относят к загрязняющим веществам? К таким веществам законодатель причисляет вещества химического либо биологического происхождения, а также их смеси в концентрациях, которые могут оказывать влияние не только на окружающую среду, но и на человека.

К сожалению, в законе об охране атмосферного воздуха не содержится информация относительно обозначения термина, определяющего выброс этих веществ.

Тем не менее, в 1-й статье указанного закона говорится, что в качестве загрязнения атмосферного воздуха следует рассматривать возникновение/поступление в него вредных веществ, величина содержания которых превышает установленные законодательно нормативы качества воздуха, в том числе экологические и гигиенические.

Рассматриваемый в данной статье порядок получения разрешений включает все случаи выброса загрязняющих веществ (без учета радиоактивных) посредством стационарных источников, местонахождение которых связано с объектами хозяйственной, иной деятельности, которая подлежит экологическому надзору федерального значения. В данных случаях выдача разрешений осуществляется территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с местонахождением источников выбросов.

В противном случае выдача разрешений предусматривает особый порядок.

Т. е. оказывают влияние факторы, способные изменять свойства атмосферного воздуха, влиять на окружающую среду и здоровье человека.

Что относят к стационарным источникам выброса? Речь идет о любом источнике (площадном, точечном, прочее), который может осуществлять выброс вредных веществ, как организованно, так и не организованно.

Такой источник может осуществлять выброс в пределах:

  • местности, объекта;
  • территории предприятия;
  • физического или юридического лица на правах собственности либо закрепленного за ним согласно требованиям действующего законодательства.

Стационарными также признаются все источники, которые привязаны к конкретной территории предприятия.

Привязка объекта к конкретной категории осуществляется при постановке такового на государственный учет. С 1 января 2019 года вместо получаемого сегодня разрешения на выброс загрязняющих веществ необходимо будет получать либо комплексное экологическое разрешение с учетом категории объекта, либо представлять декларацию относительно воздействия на окружающую среду.

Кто должен получать разрешение

Выдача разрешений осуществляется индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые имеют в собственности стационарные источники, подразумевающие выброс вредных веществ. Местонахождение таких источников подпадает под действие федерального экологического надзора.

Как показывает судебная практика, существует две позиции арбитражного апелляционного суда относительно осуществления хозяйственной деятельности, связанной с выбросом загрязняющих веществ, на арендованном объекте.

В соответствии с первой позицией, получателем разрешения на выброс и, соответственно, ответчиком в случае его отсутствия, может выступать лицо, которое непосредственно осуществляет соответствующую деятельность, т. е. арендатор.

Таким образом, поскольку выдача разрешения производится конкретному лицу, которое ведет хозяйственную деятельность, принадлежность объекта к собственности здесь не играет правовой роли.

Обратите внимание

Ключевое значение отводится субъекту деятельности.

Во втором случае суд занимает противоположную позицию и говорит о том, что привлечение арендатора к ответственности является незаконным, если у арендатора имелось действующее разрешение на выброс.

Порядок получения разрешения

Получение разрешения на выброс загрязняющих веществ осуществляется согласно следующему порядку (подробную инструкцию, Вы можете скачать у нас на сайте).

Порядок следующий:

  • составление заявления;
  • сбор и подготовка пакета документов, прилагаемого к заявлению;
  • представление документов в уполномоченный орган;
  • получение разрешения.

Составляем заявление

Поскольку сегодня не предусматривается официально утвержденной формы заявления, заявителю придется составить его самостоятельно.

В заявлении необходимо обозначить следующие сведения:

  • ФИО ИП/наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы;
  • юридический адрес, в том числе почтовый адрес и телефон для связи – согласно данным ЕГРЮЛ (для юрлиц), место жительства (для ИП);
  • номер регистрационной записи, подтверждающей внесение сведений в ЕГРЮЛ;
  • ИНН;
  • оплаченная квитанция государственной пошлины в размере 3500 рублей;
  • информация о местонахождении производственных площадок;
  • описание прилагаемых материалов.

Подписывает заявление руководитель организации (при подаче от имени юрлица с указанием должности) либо ИП с указанием ФИО.

Документы, прилагаемые к заявлению:

  • нормативы ВСВ и ПДВ для каждого источника с учетом отдельных производственных территорий;
  • план снижения выбросов, сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ, сведения о завершении этапов данного плана.

Получение разрешения

Документы на получение разрешения подаются в территориальный орган Росприроднадзора посредством личного обращения, с помощью почтовых услуг либо по электронной почте. Решение будет вынесено в течение 30 дней (10 дней в случае получения нового разрешения после реорганизации) с момента регистрации заявления.

Основанием для выдачи разрешения в данном случае выступает приказ Роспотребнадзора, по прошествии от 2 до 5 дней с момента регистрации которого оформляется разрешение. О готовности документа заявитель будет проинформирован посредством телефонного звонка. Один экземпляр выдается заявителю на руки, а второй подлежит хранению в Роспотребнадзоре в течение пяти лет.

Сроки действия разрешения на выброс:

  • в соответствии со сроком действия утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, при условии их наличия и постоянного обеспечения, – 5 лет;
  • при условии подтверждения временно согласованных выбросов, т. е. когда нормативы не поддерживаются, – один год с момента выдачи;
  • при условии ввода в эксплуатацию реконструированных/новых объектов с обязательным занесением нормативов в проектную документацию, – не более двух лет.

Последствия осуществления выброса без разрешения

Согласно п. 5 ст. 114 Закона об охране атмосферного воздуха, в случае отсутствия разрешения на выброс, а также нарушения условий, оговоренных разрешением, предусматривается ограничение, приостановление либо прекращение выброса.

В соответствии с Порядком, установленным 847-м правительственным Постановлением соответствующего назначения, приостановление выброса осуществляется согласно предписанию, выданному государственными инспекторами по охране природы. Вынесение данного предписания производится на основе протокола, свидетельствующего о нарушении законодательства. Обжалование предписания осуществляется в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, отсутствие разрешения на выброс ведет к наложению административной ответственности в виде штрафа.

Штраф составляет:

  • от 2 до 2,5 тысяч рублей – для граждан;
  • от 40 до 50 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тысяч рублей (либо приостановление деятельности до 3 месяцев) – для индивидуальных предпринимателей;
  • от 180 до 250 тысяч рублей (либо приостановление деятельности до 3 месяцев) – для юридических лиц.

При привлечении предпринимателя либо организации к ответственности учитываются, в первую очередь, обстоятельства данного правонарушения, установленные уполномоченным органом.

Судебная практика в данном случае говорит о двух позициях в отношении объема обстоятельств, которые могут быть рассмотрены в качестве таковых для применения административной ответственности.

Первая – это формальный состав правонарушения, когда привлечение к ответственности признается правомерным в случае выявления непосредственно факта выброса без наличия разрешения.

В данном случае уровень выбросов, превышение концентраций, отсутствие обозначений величины ущерба, а также актов замера значения не имеют.

Вторая позиция – привлечение лица к ответственности производится в случае представления уполномоченным органом доказательств относительно превышения действующих нормативов. В противном случае административная ответственность не наступает.

Источник: http://bizjurist.com/dejatelnost/razreshenie-na-vybrosy.html

Получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ. Кому оно необходимо? :

Существуют виды деятельности, во время которых требуются выбросы в атмосферу вредных веществ. Чтобы осуществлять их, необходимо получение разрешения на выбросы, что позволит сделать работу предприятия законной.

Со стороны государства охрана окружающей среды обеспечивается с помощью утверждения нормативов, а также допустимых показателей воздействия. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ является обязательным для получения.

Определение понятия

По законодательству выбросы вредных веществ возможно только тогда, когда территориальный орган дал на это согласие. Только следует учитывать, что утверждение нормативов и представление документа являются разными процедурами, поскольку для каждой из них требуются конкретные временные затраты.

Проверка считается длительной и тщательной. Чтобы было выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ, в Росприроднадзор надо подать множество нормативов по каждому оборудованию. Только после получения документации деятельность предприятия будет подтверждена государством.

Особенности регулирования

Эта сфера регулируется на основе действующего законодательства, поэтому любые выбросы должны осуществляться только с разрешения. Документ предоставляется органами защиты окружающей среды.

Выданный документ устанавливает, сколько можно делать выбросы. Разрешение обеспечивает эффективную охрану природы. При отсутствии документа деятельность предприятия может быть ограничена, приостановлена или полностью прекращена.

Предоставление разрешения

Получение разрешения на выбросы вредных веществ регулируется административным регламентом. Подобная услуга нужна разным предпринимателям и юридическим лицам, у которых деятельность связана с выбросом вредных веществ. Их работа должна контролироваться экологическим надзором.

Разрешение выдается на определенный срок, в период которого деятельность разрешена. Для субъектов, вводящих в эксплуатацию новые объекты, в документацию вносится разрешение на выполнение строительных работ.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью, оформляемой на основе требований законодательства. Есть госпошлина за разрешение на выбросы, которая составляет 3500 рублей.

Оплатить ее нужно после подачи заявления.

Требуется ли это выполнять?

Требования к юридическим лицам, у которых присутствуют стационарные источники выбросов, утверждаются законодательством. К главному из них относят проведение инвентаризации, а также составление ПДВ.

По законодательству, если юридические лица, пользующиеся источниками закона, не соблюдают ПВД, то территориальные органы могут установить для них ВСВ.

Правила получения

Разрешение на выброс вредных веществ считается процедурой быстрой и несложной. Чтобы ее пройти, необходимо представить следующую документацию:

  • заявление;
  • нормативы ПДВ или ВСВ;
  • подтверждение об оплате госпошлины.

Необходимо учитывать, что внутри Росприроднадзора есть информационные стенды, где можно найти множество необходимых сведений по оформлению разрешений и другим вопросам.

Нормы допустимых выбросов

ПВД – это норматив, устанавливаемый по отношению к стационарному источнику. На основе его происходит получение разрешения на выбросы вредных веществ. Документ утверждается на основе технических нормативов выбросов, фоновых загрязнений. Нормы не должны превышать предельные показатели. Подтверждает законность деятельности предприятия выдача разрешения на выбросы.

Временные выбросы

ВСВ является временным лимитом, утвержденным для стационарных источников. Эти нормы установлены на основе качества воздуха, социально-экономических условий территории. Данный лимит действует тогда, когда юридическое лицо не может обеспечить ПДВ.

Когда требуется оформление?

Чтобы установить, кому необходимо разрешение на выбросы вредных веществ, нужно определить, есть ли источники выбросов у предприятия, которые могут быть опасными. Есть 2 толкования передвижных и стационарных объектов, для которых требуется получение документа:

  • стационарным называется объект, который служит для выбросов вредных веществ, отходов в окружающую среду;
  • передвижным считается транспорт, морское или воздушное судно, работающие на двигателях с топливом, бензином, керосином.

Если проанализировать деятельность предприятий, то получится выяснить, кому необходимо разрешение на выбросы.

Передвижные источники

В Росприроднадзоре есть правила, применяемые к выдаче разрешений на выбросы. Но если используются передвижные источники, то в документе надо обозначить:

  • вид источника;
  • регистрационный номер;
  • экологический класс;
  • тип топлива.

Итак, при выборе передвижного объекта основным критерием считают вид топлива. Рассчитывается оплата на основе объема расхода. Выдача разрешений на выбросы подтверждает законность работы предприятий.

Что требует оформления?

Когда на предприятии определяются источники загрязнений, нужно узнать, требуется ли на них разрешение. К таким относят выброс разных видов вредных веществ. Существует определенный список опасных элементов, которые не нужно учитывать. Не требуется получение разрешение на выбросы следующих типов:

  • если показатель опасности равен 0,1;
  • приземные концентрации составляют 5 % от общепринятого норматива качества воздуха.

Если выбросы содержат вредные вещества, то необходимо нормирование и государственный учет. Обязательно составляется ПДВ, а также выдается разрешение.

Утверждение нормативов

Когда разработка проекта завершена, его согласуют и определяют нормативы ПДВ. Сейчас нет четких временных параметров утверждения документов. Важно учитывать, что нет срока и оснований для отказа. Нормы устанавливаются в зависимости от типа источника, когда есть соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам.

По закону время выполнения экспертиз по заявлению утверждается на основе объема исследований определенного типа продукции, а также деятельности. Срок не может быть больше 2 месяцев.

Оформление документов

По проведенному заключению предоставляется санитарно-эпидемиологическое соглашение, срок которого не регламентируется. Только тогда появляется возможность выполнения оформления и переоформления документа. Продление разрешения на выброс вредных веществ выполняется подобным способом.

Нормативы ВСВ и ПДВ утверждаются территориальными органами с Росприроднадзором. К исключению относят радиоактивные вещества. Заявителю направляется ответ от руководства в течение 30 дней. При наличии причин срок рассмотрения может продлиться еще на месяц.

Важно

Проект ПДВ создается на основе Методики расчета концентрации в воздухе вредных веществ. После этого необходимо подать заявку в территориальный орган, чтобы выполнить оформление документации.

Главным основанием, по которому может последовать отказ, считается наличие недостоверных данных. Других причин запрета на выдачу документа нет.

Зачем оформлять документ?

Получение разрешения на выбросы делает работу предприятия законной. Если же документа нет, то его деятельность приостанавливается или прекращается. Для руководящих лиц предусмотрена ответственность в зависимости от типа преступления.

Главным наказанием считается административная ответственность, по которой предусматривается наложение материального взыскания:

  • для граждан: 2000-2500 рублей;
  • должностных лиц: 4000-5000;
  • предпринимателей: 4000-5000;
  • юридических лиц: 40 000-50 000.

Конкретная сумма рассчитывается на основе вида правонарушения. Поэтому правильное составление документа позволяет не допустить административной ответственности. Разрешение требуется для законной деятельности предприятия без ущемления чьих-либо прав. Тогда владельцу не грозит прекращение работы компании.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-poluchenie-razresheniya-na-vybrosy-vrednyx-zagryaznyayushhix-veshhestv-komu-ono-neobxodimo.html

Стр. 97 — Э К О Л О Г И Я

ЭКОЛОГИЯ

— 95 —

также леса с малыми сырьевыми ресурсами, для сохранения средообразующих

функций которых и непрерывности лесопользования требуется более строгий,

чем в лесах третьей группы, режим эксплуатации.

ЛЕСА ПЕРВОЙ ГРУППЫ

(англ.

forest 1-st residue

) – водоохранные,

вдоль нерестовых рек, полепочвозащитные, объекто-защитные (придорожные,

у инженерных объектов), санитарно-гигиенические, оздоровительные (курорт-

ные), заповедные, парковые, мемориальные, орехопромысловые, притундровые,

средообразующие, ресурсоохранные и объектозащитные леса, свойства кото-

рых значительно превышают их традиционно лесопромышленную ценность.

ЛЕСА ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ

(англ.

forest 3-d residue

) – массивы леса в

многолесных районах, являющиеся объектами широкой лесопромышленной

эксплуатации.

ЛЕСНЫЕ ПОЛОСЫ

(англ.

forest belts

) – искусственно созданные лесные

насаждения, протягивающиеся в виде лент и рядов деревьев и кустарников. Раз-

личают полезащитные, приовражные, придорожные и др. Л.П. – часть защитных

лесонасаждений, которые широко используются преимущественно в степных,

лесостепных полупустынных районах, а также для закрепления песков.

ЛЕСОСЕКА

(англ.

wood-cutting area

) – отведенный под вырубку или вы-

рубленный участок леса.

ЛИМИТИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК ВРЕДНОСТИ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ

(англ.

limiting attribute of harm of substances in water

) – признак, характеризую-

щий наименьшую безвредную концентрацию веществ в воде.

ЛЕТУЧИЕ ВЫБРОСЫ

(англ.

Fugitive emissions

) – выбросы из клапанов

или мест утечки оборудования процессов или областях хранения материалов,

которые трудно измерить и которые не проходят сквозь устройства контроля

загрязнений.

ЛИТОСФЕРА

– верхняя оболочка Земли, располагающаяся на мантии.

Л. различна на материках и под океаном. Толщина её различна под океаном и

сушей. На суше она достигает 35-45 км, в горах толщина её выше составляет

50-80 км.

ЛИЦЕНЗИЯ

(лат.

licentia

– право, позволение; англ.

licence

) – разреше-

ние (обычно оплачиваемое), выдаваемое специально уполномоченными госу-

дарственными органами, на право единичной или повторяемой оговоренное чис-

ло раз в течение указанного в Л. времени хозяйственной или воздействующей на

хозяйство акции (отстрел дичи, отлов рыбы, выпуск продукции определенного

рода, спуск загрязняющих веществ, торговля, использование изобретения, за-

щищенного патентом и т.д.).

ЛИЦЕНЗИЯ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ

(англ.

pollution licence

) – оплачивае-

мое разрешение на выброс определенного количества вредных жидких или га-

зообразных отходов заранее оговоренного или юридически установленного хи-

мического состава.

ЛОКАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

(лат.

local is

– местный) – местное за-

грязнение или загрязнение небольшого района (например, вокруг населенного

пункта, промышленных предприятий и т.д.).

Источник: http://cdot-nntu.ru/basebook/EKOLOGIA/files/assets/basic-html/page97.html

Экологическое лицензирование: суть понятия и виды деятельности по которым получают лицензию

Экологическое лицензирование – это одно из обязательных условий ведения предпринимательской деятельности, которая может вредить окружающей среде.

Также такая разрешительная документация получается в случае, если предпринимателю необходимо использовать для своей деятельности природные ресурсы.

О том, какие нормативно-правовые акты регулируют этот вопрос, как получить такую лицензию и могут ли её аннулировать, вы узнаете из нашей статьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
Это быстро и !

Понятие и назначение экологического лицензирования

Экологическая лицензия как результат экологического лицензирования — это разрешительный документ, который выдаётся контролирующим органом в пользу предприятия (или предпринимателя), и позволяет ему пользоваться природными богатствами (водой, недрами и прочим).

Основная цель введения такого рода ограничений на использование природных ресурсов – это предотвращение загрязнений окружающей среды и контроль расхода восстанавливаемых и невосстанавливаемых объектов окружающей среды.

Нормативно-правовые акты

Одна из главных особенностей экологического права заключается в том, что регулируются правоотношения в сфере охраны природных ресурсов не одним кодексом, а множеством различных нормативно-правовых актов.

В данном случае наиболее приоритетными Федеральными Законами являются ФЗ «О животном мире», «Об использовании земель и недр», «Об охране вод» и «Об охране окружающей среды».

Совет

Именно на их основании контролирующий орган принимает решение о том, имеет ли заявитель право получить лицензию или нет.

Кроме того, отдельные процессуальные нюансы получения разрешительной документации предусмотрены Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

Физическим и юридическим лицам экологическая деятельность разрешена лишь в определённых сферах, перечень которых строго нормирован на законодательном уровне. Все виды разрешённых работ можно условно поделить на две группы: с использованием и без использования природных ресурсов.

В первую категорию включается любая предпринимательская деятельность, которая требует использования объектов природной среды. Такое взаимодействие может быть как активным (изъятие ресурса и его переработка) так и пассивным (мониторинг или использование грунтов).

Утверждённый законом перечень деятельности, которая требует использования природных ресурсов, выгляди следующим образом:

  1. Любой вид земледелия (как сбор воспроизводимых в природе ресурсов, так и высаживание собственных сельскохозяйственных культур).
  2. Вырубка или другое использование лесов.
  3. Использование водоёмов, созданных природой, для ловли и разведения рыбы, либо для выкачивания или слива воды.
  4. Исследования земель, флоры или фауны.
  5. Отслеживание экологической ситуации в определённой местности.
  6. Утилизация отходов.
  7. Отлов животных, которые родились в дикой природе.

Вторая категория – это сопутствующая экологическая деятельность. Она не касается напрямую экологической сферы, но может представлять для неё серьёзную опасность, поэтому получение экологической лицензии также необходимо. На данный момент перечень сопутствующей деятельности в сфере экологии выглядит следующим образом:

  1. Перевозка и производство опасных для природы грузов;
  2. Работа с нефтепродуктами;
  3. Хранение и перевозка любо военной техники;
  4. Обработка, хранение и транспортирование токсичных веществ;
  5. Любое строительство на территориях, которые имеют особый экологический статус.

Виды лицензий

Лицензия по экологии имеет определённую классификацию, связанную с видом деятельности, который необходимо узаконить. На данный момент на территории Российской Федерации выделяют следующие виды экологических лицензий:

  1. На картографическую разведывательную деятельность.
  2. На использование подземных вод.
  3. На пользование наземными водами.
  4. На добычу полезных ископаемых.
  5. На захоронение отходов.
  6. На геодезические исследования.
  7. На работу с металлами.

Порядок подачи заявления на лицензию необходимые документы

Процессуальными документами установлен определённый порядок получения разрешительной экологической документации. На момент 2018 года этот процесс состоит из следующих этапов:

  1. Сбор документации и написание заявления.
  2. Подача пакета документов в контролирующий орган, созданный при Министерстве экологии и природных ресурсов.
  3. Рассмотрение заявки. На этот этап у ответственного за проверку органа есть 30 рабочих дней. Рассчитываются они за вычетом всех официальных выходных, предусмотренных КЗоТ-ом. Если вопрос касается больших территорий, государственных заказов или особенно опасных веществ, то срок рассмотрения заявления продлевается до 90 дней, но до истечения первых 30 дней заявителя должны об этом предупредить.
  4. При получении некоторых видов лицензии представитель контролирующего органа выезжает на само предприятие и проводит очную проверку.
  5. Если все этапы оценивания были пройдены успешно, тогда гражданин получает свою лицензию. На руки она не выдаётся, данные о ней просто вносятся в соответствующий реестр.

Самая важная стадия из всего процесса получения лицензии – сбор необходимой документации, так как именно на её основе контролирующий орган будет принимать решение о соответствии кандидата ключевым требованиям.

У каждого вида экологической лицензии есть свои дополнительные нюансы при составлении пакета документов, но основной список схож для всех типов и выгляди следующим образом:

  1. Заявление, заполненное на бланке. В нём указываются данные о заявителе (физическом или юридическом лице), информация о предприятии, о том, на какой срок необходимо получить разрешение.
  2. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  3. Документы из реестра юридических лиц.
  4. Бумаги, подтверждающие отсутствие задолженностей перед налоговой и пенсионным фондом;
  5. Техническая документация предприятия.
  6. Данные о сотрудниках, их уровне квалификации.

Срок действия и как продлить

Срок действия лицензии может варьироваться от нескольких месяцев до множества лет. Также закон предусматривает возможность получения бессрочной лицензии (например, на использование подземных вод). То, сколько будет действовать лицензия, прямо зависит от её вида и от того, для каких целей она получалась.

Например, если разрешительная документация необходима для выполнения государственного заказа, то и лицензия будет выдаваться на тот срок, который необходим для исполнения обязательств по нему. Если же гражданину нужна лицензия для собственного бизнеса, тогда срок действия того разрешения будет определяться его требованием, законом и решением контролирующего органа.

Любая лицензия (кроме бессрочной) может быть продлена. Для этого гражданин подаёт в лицензирующий орган своё заявление с копией чека об оплате госпошлины и со всеми документами, которые подавались им при получении первичной лицензии. В течение 30 дней без права продления заявление рассматривается, после чего контролирующий орган выдаёт свой вердикт.

Если разрешительная документация выдавалась для определённого проекта, и он был завершён раньше, тогда её срок будет сокращён для того, чтобы она не была использована предпринимателем для иных целей.

Аннулирование и приостановление действия

Экология не может быть защищена только лицензией, во многом сохранность природы зависит от благоразумности людей, поэтому лицензия может быть аннулирована, если гражданин выходит за рамки её действия и начинает преувеличивать свои права.

Аннулирование лицензии может быть инициировано контролирующим органом, органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти только в том случае, если предприниматель нарушил закон в сфере экологического права, либо вышел за рамки действия лицензии. В любом другом случае санкции за правонарушение не могут касаться лицензии.

Приостановить действие лицензии – это одновременно и право и обязанность предпринимателя.

Если компания на некоторое время прекращает свою деятельность, её руководитель обязан подать заявление о заморозке разрешительной документации, выданной бессрочно.

Необходимо это для того, чтобы контролирующие органы не тратили своё время на мониторинг неработающего предприятия и дополнительную отчётность.

Заключение

Для охраны окружающей среды Российской Федерацией был выбран путь лицензирования предпринимательской деятельности в сферах, которые могут представлять опасность для природных богатств государства.

Этот метод ограничения и контроля бизнеса вызывает споры в кругах законодателей, но на данный момент он остаётся единственным, и избежать получения экологической лицензии не получится, если гражданин хочет заниматься предпринимательством законно.

Источник: https://prava.expert/litsenzii/ekologicheskoe-litsenzirovanie.html

Ссылка на основную публикацию