Ликвидация последствий землетрясений тема 8

Инструкция по подготовке личного состава ФИНАЛ. Об организации подготовки личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: 6 — Роспись по дереву (Городецкая, Хохломская,…doc, POLOZhENIE.pdf, A_N_Kirpichnikov_Drevnerusskie_schity.pdf, A_N_Kirpichnikov_Drevnerusskoe_oruzhie_Mechi_i_sabli.

pdf, Kirpichnikov_A_N_Snaryazhenie_vsadnika_i_verkhovogo_konya_na_Rus, polojenie2017.doc, Rezchikam_po_derevu_Albom_ornamentov_5.pdf, Simonov_E_-_Elektrichestvo_v_kvartire_i_na_dache_Uroki_mastera_S, DZR_Vostochnye_slavyane_v_VI_XIII_vv.

pdf, Simonov_E_Kazakov_P_-_Gipsokartonnye_raboty_svoimi_rukami_Sovrem и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлыТема № 8 «Ликвидация последствий землетрясений»Теоретическое занятие – 1 час.Основные характеристики поражающих факторов и экстремальных условий при землетрясениях.

Организация и технология ведения поисково-спасательных работ.

Тема № 9 «Технические средства и оборудование, применяемые при ведении аварийно-спасательных работ»

Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 2 часа.Назначение, основные технические характеристики штатных комплектов технических средств, аварийно-спасательных инструментов (механизированных, немеханизированных, электрических, пневматических гидравлических, специальных) и оборудования.

Обратите внимание

Оборудование, применяемое при ведении аварийно-спасательных работа зависимости от их характера и масштаба, его проверка, подготовка к работе. Организация хранения и обслуживания.Отработка практических навыков эксплуатации комплектов технических средств в различных условиях и режимах работы при выполнении групповых работ.

Отработка приемов работы с ручным механизированным инструментом с различными источниками энергии (гидравлическим, электрическим, пневматическим) и немеханизированным инструментом.

Отработка навыков эксплуатации ручного механизированного и немеханизированного инструмента в различных рабочих позах, в стесненных условиях, в условиях высоты, с использованием средств индивидуальной защиты. Приобретение навыков безопасной работы.

5. ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА,

ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ АЭРОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП

Методические указания

Программа курса «Подготовка личного состава, входящего в состав аэромобильных групп» предусматривает изучение основных положений действующих руководящих документов, наставлений, руководств по порядку применения (оперативному реагированию для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) сил и средств МЧС России, материальной части, технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, инструмента и специальных агрегатов, необходимых для обеспечения деятельности аэромобильных групп.

В ходе занятий личный состав аэромобильных групп осуществляет подготовку для обеспечения выполнения действий по проведению аварийно-спасательных работ различных видов и масштабов при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, при этом изучение различного оборудования, агрегатов и механизмов проводят в условиях практической эксплуатации этих приборов.Содержание курса «Подготовка личного состава, входящего в состав аэромобильных групп» составляет 16 часов.

Тематический план

п/п Наименование тем Всегочасов Количество часов по видам занятий
теоретические занятия практические занятия
1. Предназначение аэромобильной группы 1 1
2. Действия личного состава аэромобильных групп при получении сигналов на приведение в режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» 1 1
3. Организация колонны для проведения марша в район ЧС 2 1 1
4. Размещение и погрузка личного состава и имущества аэромобильной группы на различные виды транспорта 2 1 1
5. Организация развертывание полевого лагеря 1 1
6. Особенности действий личного состава аэромобильных групп при ликвидации последствий ЧС, связанных с паводком 1 1
7. Особенности действий личного состава аэромобильных групп при ликвидации последствий ЧС, связанных с химическими, бактериологическими заражениями и радиационными загрязнениями 1 1
8. Особенности действий личного состава аэромобильных групп при ликвидации последствий ЧС, связанных с крупными транспортными авариями 1 1
9. Основы применение беспилотных летательных аппаратов 1 1
10. Способы десантирования 2 1 1
11. Особенности действий личного состава аэромобильных групп при ликвидации последствий ЧС, связанных с природными пожарами 1 1
12. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях 1 1
13. Авиационное обеспечение аэромобильных группировок МЧС России 1 1
ИТОГО: 16 13 3

Содержание

Тема № 1 «Предназначение аэромобильной группы»Теоретическое занятие – 1 час.

Содержание предмета. Назначение аэромобильной группировки, ее структура и состав, оснащение, решаемые задачи. Предназначение и основы деятельности аэромобильных группировок территориальных органов МЧС России.

Организация управления аэромобильными группировками территориальных органов МЧС России.

Тема № 2 «Действия личного состава аэромобильных групп при получении сигналов на приведение в режим функционирования «Чрезвычайная ситуация»

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Порядок поступления сигнала. Организации оповещения. Порядок сбора. Определение вариантов экипировки и перечня необходимого снаряжения. Получение имущества, загрузка материальных средств.

Тема № 3 «Организация колонны для проведения марша в район ЧС»

Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Порядок формирования колонны для выдвижения в район ЧС. Организация и способы перевозки личного состава и грузов.Порядок совершения марша. Правила охраны труда при совершении марша.

Тема № 4 «Размещение и погрузка личного состава и имущества аэромобильной группы на различные виды транспорта»

Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Варианты погрузки, способы размещения и крепления техники и имущества аэромобильной группировки МЧС России на воздушных судах и морском (речном) транспорте.Практическая отработка погрузки на различные виды транспорта.

Тема № 5 «Организация развертывание полевого лагеря»

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Оборудование полевого лагеря. Порядок установки и сворачивания палаток различных модификаций. Организация размещения, организация дежурства личного состава в полевом лагере.

Тема № 6 «Особенности действий личного состава аэромобильных групп при ликвидации последствий ЧС, связанных с паводком»

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Способы укрепления плотин и дамб.Спасательные работы на воде. Основные средства и способы спасения пострадавших.

Оказание помощи человеку, оказавшемуся в воде.

Тема № 7 «Особенности действий личного состава аэромобильных групп при ликвидации последствий ЧС, связанных с химическими, бактериологическими заражениями и радиационными загрязнениями»

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Дозиметрический контроль. Назначение, тактико-технические характеристики приборов радиационного и химического контроля, правила работы с ними.Проведение радиационной, химической разведки.

Тема № 8 «Особенности действий личного состава аэромобильных групп при ликвидации последствий ЧС, связанных с крупными транспортными авариями»

Важно

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Руководство по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств.

Деблокирование и извлечение пострадавших при ликвидации последствий ДТП».Особенности ликвидации последствий аварий на транспорте (автомобильном, железнодорожном, воздушном, водном).

Тема № 9 «Основы применение беспилотных летательных аппаратов»

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Тактико-технические характеристики беспилотных летательных аппаратов, стоящих на вооружении подразделений субъекта Российской Федерации.Занятие по решению задач, с учетом возможностей беспилотных летательных аппаратов, стоящих на вооружении подразделений субъекта Российской Федерации.

Тема № 10 «Способы десантирования»

Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Правила выполнения прыжков с парашютом (спусков на спусковых устройствах) с различных типов воздушных судов.Обучение десантированию безпарашутным способом.

Тема № 11 «Особенности действий личного состава аэромобильных групп при ликвидации последствий ЧС, связанных с природными пожарами»

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Порядок изучения и оценки топографических особенностей местности.

Ориентирование на местности, обеспечение условий жизнедеятельности, ведение разведки, организация связи.

Тема № 12 «Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях»

Читайте также:  Воздушно-пенный огнетушитель: виды, устройство, назначение

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Чрезвычайные ситуации природного происхождения.Действия населения в условиях стихийного бедствия.Действия населения при производственных авариях и катастрофах.

Тема № 13 «Авиационное обеспечение аэромобильных группировок МЧС России»

Теоретическое занятие – 1 час.Содержание предмета. Тактико-технические характеристики воздушных судов состоящих на вооружении подразделений авиации МЧС России. Характеристика существующих вертолетных площадок, размещение аэродромов, аэропортов вблизи пунктов дислокации подразделений, включённых в состав аэромобильной группировки.

6. ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Методические указанияПрограмма курса «Пожарная и аварийно-спасательная техника» предусматривает изучение материальной части, технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения, инструмента, оборудования и специальных агрегатов.Содержание курса «Пожарная и аварийно-спасательная техника» составляет 28 часов.Учебный год необходимо начинать с семинарского занятия с приемом зачетов.Занятия по темам № 1 и № 13 проводит начальник подразделения ФПС ГПС или его заместитель. С личным составом отдельного поста – начальник поста.

Тематический план

п/п Наименование тем Всегочасов Количество часов по видам занятий
теоретические занятия практические занятия
1. Введение в курс пожарная и аварийно-спасательная техника 2 2
2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники 2 2
3. Ручные пожарные лестницы. Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц 2 1 1
4. Пожарные насосы 5 1 4
5. Основные пожарные автомобили 2 1 1
6. Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили 2 1 1
7. Средства связи 2 1 1
8. Аварийно-спасательное оборудование и пожарный инструмент 3 1 2
9. Пожарные рукава и рукавная арматура 3 1 2
10. Приборы подачи огнетушащих веществ 1 1
11. Первичные средства тушения пожара 1 1
12. Специальная защитная одежда и снаряжение пожарных 1 1
13. Средства индивидуальной защиты 2 1 1
ИТОГО: 28 15 13

Содержание

Тема № 1 «Введение в курс пожарная и аварийно-спасательная техника»Теоретическое занятие (семинар) – 2 часа.Содержание предмета. Значение технической службы в обеспечении пожарной безопасности охраняемого района (объекта). Содержание деятельности и задачи технической службы.

Тема № 2 «Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники»

Теоретическое занятие – 2 часа.Порядок содержания, технического обслуживания и ремонта пожарной и аварийно-спасательной техники. Особенности эксплуатации в различное время года. Правила охраны труда.

Тема № 3 «Ручные пожарные лестницы. Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц»

Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 1 час.Классификация, назначение и устройство ручных пожарных лестниц.Правила эксплуатации и испытания ручных пожарных лестниц. Правила охраны труда при работе с ними.

Тема № 4 «Пожарные насосы»

Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 4 часа.Общие сведения о теоретических основах процессов всасывания и нагнетания при работе насосов.Классификация, устройство и принцип действия центробежных пожарных насосов. Вакуумные системы центробежных насосов. Особенности работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема. Особенности ухода за пожарными насосами в зимнее время. Правила охраны труда при работе с пожарными насосами.Проверка центробежных насосов на герметичность и производительность.Водопенные коммуникации пожарного автомобиля. Правила получения и подачи воздушно-механической пены. Пожарный гидроэлеватор Г-600А: принцип действия, технические характеристики, порядок использования при различных схемах гидроэлеваторной системы.1   2   3   4   5   6     8   9   10   …   17
перейти в каталог файлов

Источник: http://referad.ru/ob-organizacii-podgotovki-lichnogo-sostava-federalenoj-protivo/index7.html

Землетрясения, их медицинские последствия

Саратовский медицинский колледж МЗ РФ

КУРСОВОЙ ВЕФЕРАТ

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

для специальности 0406

Сестринское дело

Базовый уровень среднего профессионального оброзования

Тема: «Землетрясения, их медицинские последствия»

Выполнила: Менская Анна Анатольевна

Студентка 4 курса, гр. 409

Руководитель: преподаватель «БЖ и МК»

Бебнев Геннадий Федорович

Саратов 2007

План

1.Введение 3

2.Общие понятия о землетрясениях 4

3.Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные

работы при ликвидации последствий землетрясений 8

4.Землетрясение в Турции:1169погибших, 10000 раненых 10

5.Классификация ожогов 13

6.Ожоговая болезнь 15

7.Принципы местного лечения ожогов 22

8.Ситуационная задача 27

9.Заключение 28

10.Список используемой литературы 29

1.Введение.

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.

Стихийные бедствия – это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.

Землетрясения являются одним из наиболее страшных природных катастроф, они уносят десятки и сотни тысяч человеческих жизней и вызывают опустошительные разрушения на огромных пространствах. При сильных землетрясениях нарушается целостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выводятся из строя коммунально-энегетические сети.

Землетрясение, как правило, сопровождается множеством звуков различной интенсивности в зависимости от расстояния до источника его возникновения.

Вблизи источника землетрясения слышны резкие звуки, на некотором удалении они напоминают раскаты грома или гул взрыва. В горах возможны обвалы и лавины.

Совет

Если землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны – цунами, вызывающие страшные разрушения на суше. Последствия сильных землетрясений в некоторой степени похожи на последствия ядерного взрыва.

Ученые различных стран прилагают большие усилия в изучении природы землетрясений и их прогноза. К сожалению, предсказать место и время землетрясения, за исключением нескольких случаев, до сих пор еще не удается.

Общие понятия о землетрясениях

Землетрясение– это сейсмические явления, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии, передающиеся на большие расстояния в виде резких колебаний, приводящих к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам.

Причины землетрясений бывают разные: тектонические, вулканические, представляющие наибольшую опасность, а также обвальные, наведенные и др.

Большинство землетрясений, как на суше, так и под дном океана относятся к группе тектонических.

Интенсивность землетрясенияна поверхности земли измеряется в баллах.

В нашей стране принята международная MSK-64 (шкала Медведева, Шпонхойтера, Карника), в соответствии с которой землетрясения подразделяются по силе толчков на поверхности земли на 12 баллов. Условно их можно разделить на слабые (1-4 балла), сильные (5-8 баллов) и сильнейшие, или разрушительные (8 баллов и выше).

При 3-балльном землетрясении колебания отмечаются немногими людьми и только в помещении; при 5-ти балльном – качаются висячие предметы и все, находящиеся в помещении отмечают толчки; при 6-балльном – появляются повреждения в зданиях; при 8-балльном – возникают трещины в стенах зданий, обваливаются карнизы и трубы; 10-балльное землетрясение сопровождается всеобщим уничтожением зданий и нарушением поверхности земли.

В зависимости от силы подземных толчков могут разрушаться целые поселки и города. Вследствие коротких замыканий в электросетях возникают пожары. В результате выхода из строя коммунально-энергетических коммуникаций происходит затопление подвалов, убежищ, скопление газа при повреждении системы газовой сети, прекращение подачи электроэнергии и т. д.

Массовые завалы, в том числе и путей сообщения, не позволяют широко использовать технические средства для ведения спасательных работ.

Обратите внимание

Вулканические землетрясения характерны для регионов расположения действующих или потухших вулканов и могут прогнозироваться с достаточной степенью вероятности, поэтому ущерб от них менее значителен или исключен вовсе, поскольку строительство на данных территориях учитывает возможность появления катастрофических ситуаций.

Оповещение людей о землетрясении

Предупреждение жителей об угрозе землетрясения является весьма затруднительным, так как точно предсказать его место и время пока невозможно. Однако знание косвенных признаков его приближения может помочь пережить данную ситуацию с наименьшими потерями.

К таким признакам относятся: беспричинное, на первый взгляд, беспокойство птиц и домашних животных (особенно это заметно ночью), а также массовый исход из мест обитания пресмыкающихся. Зимой ящерицы и змеи в предчувствии опасности выползают даже на снег.

Оповещение населения осуществляется передачей сообщения по сетям радиовещания и телевидения.

Для привлечения внимания в экстренных случаях перед передачей информации включаются сирены, а также другие сигнальные средства.

Сирены и прерывистые гудки предприятий, транспортных средств означают сигнал гражданской обороны «Внимание всем».

При этом необходимо немедленно включить громкоговоритель, радио- или телеприемник и слушать сообщение штаба гражданской обороны. При угрозе землетрясения такое сообщение может начинаться со слов:

«Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города… Граждане! В связи с возможным землетрясением…».

Действия людей:

а) при предупредительном сигнале:

« Внимание всем!» (сирены, прерывистые гудки)

Услышав сигнал «Внимание всем!», людям необходимо выполнить следующие действия:

  1. Немедленно включить радио или телевизор для прослушивания экстренных сообщений штаба гражданской обороны.

  2. Сообщить соседям и родственникам о случившемся, привести домой детей и действовать в соответствии полученной вами информации.

  3. При необходимости эвакуации выполнить следующие рекомендации:

  • соберите в небольшой чемодан (или рюкзак) вещи первой необходимости, документы, деньги, ценности;
  • налейте в емкость с плотно закрывающейся крышкой воду, приготовьте консервированные и сухие продукты питания;
  • подготовьте квартиру к консервации ( закройте окна, балконы; перекройте подачу газа, воды, электроэнергии, погасите огонь в печах; приготовьте второй экземпляр ключей для сдачи в РЭП; возьмите необходимую одежду и средства индивидуальной защиты);
  • окажите помощь престарелым и больным, проживающим по соседству.

б) при угрозе землетрясения

В этом случае необходимо действовать следующим образом:

  1. Отключить газ, воду, электроэнергию, погасить огонь в печах, закрыть окна, балконы.

  2. Оповестить соседей об опасности, взять с собой необходимые вещи, документы, деньги, воду, продукты и, закрыв квартиру на ключ, выйдете на улицу; детей держите за руку или на руках. Обратите внимание на поведение животных: перед землетрясением собаки воют, кошки выносят потомство наружу, и даже мыши бегут из домов.

  3. Выбрать место вдали от зданий и линий электропередачи и находитесь там, слушая информацию по переносному радиоприемнику. Если вы находитесь в машине, остановитесь, не загораживая дороги, избегая мостов, тоннелей и многоэтажных зданий. Не возвращайтесь домой до объявления об отсутствии угрозы землетрясения.

    Запишите телефон сейсмической станции. Реагируйте немедленно на внешние признаки землетрясения: колебание почвы или здания, дребезжание стекол, раскачивание люстр, тонкие трещины в штукатурке. Вы должны помнить, что наибольшая опасность происходит от падающих предметов, частей потолка, стен, балконов и т. п.

  • Реферат >> Медицинские науки… АЭС и землетрясениях. Для медицинских работников авария на Чернобыльской АЭСпотребовала приложения их знаний и навыков … ошибками, что иногда приводило к тяжелым последствиям. После прибытия врачей службы медицины …
  • Доклад >> психология, педагогика… АЭС и землетрясениях. Для медицинских работников авария на Чернобыльской АЭС потребовала приложения их знаний … приводило к тяжелым последствиям. После прибытия врачей службы медицины катастроф медицинские работники, пережившие …
  • Реферат >> Безопасность жизнедеятельностиземлетрясений 2. Поведение в зоне бедствия 3. Ликвидация последствий землетрясения 4. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях Литература 1. Разновидность и характеристика землетрясений Землетрясением … , рвотой. Часто их сопровождают очаговые симптомы: …
  • Реферат >> Безопасность жизнедеятельности… кровоподтек. При оказании первой медицинской помощи пострадавшему накладывают давящую … головными болями, головокружением. Первая медицинская помощь при ушибе и сотрясении … все еще ликвидируются последствия землетрясения. Вряд ли их удастся завершить в …
  • Реферат >> Военная кафедра… -восстановительные работы при ликвидации последствий землетрясений Меры безопасности после землетрясения Землетрясения в Новой Зеландии (22 … людей и оказания первой медицинской помощи немедленно отправляйте их на попутных машинах в больницу …
  • Контрольная работа >> Геология… Глава 2. Обследования последствий землетрясений 2.1 Основные виды и задачи обследований Обследования и оценка последствий землетрясений производятся для … без крова жителей для организации их медицинского обслуживания, обеспечения продуктами питания, жильем …
  • Контрольная работа >> Медицина, здоровье… и их последствия Радиационные катастрофы и аварии, связанные с выбросом химических веществ и энергии Система оказания медицинской … возникает в больших городах, когда в результате землетрясения разрушаются здания, сооружения, коммуникации, системы …
  • Реферат >> Безопасность жизнедеятельности… затрагивает территорию Российской Федерации. Их последствия устраняются силами и средствами … в грунте — явления, аналогичные землетрясениям (разрушения зданий и сооружений, инженерных … которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. …
  • Реферат >> Безопасность жизнедеятельности… и на 1) в сравнении с наводнениями, землетрясениями, тропическими циклонами и засухами. При взрывах … и нуждающихся в госпитализации эвакуировала их в больницу. Пострадавшие без … в зависимости от тяжести медицинских последствий регламентирован выезд на место …
  • Курсовая работа >> Государство и право… вне человеческого влияния. Например, землетрясение, наводнение, т.е. природные явления, … обстоятельства наступления последствий: «При обращении за медицинской помощью и … теоретические идеи, приблизить их к практике, обеспечить их проверку в социологических …

Источник: https://topref.ru/referat/100199.html

Основы безопасности жизнедеятельности7 класс

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 7 класса | План проведения занятий на учебный год | Последствия землетрясений. Меры по уменьшению потерь от землетрясений

Последствия землетрясений чрезвычайно неблагоприятны для людей. Они вызывают опасные геологические явления, цунами и сейши, панику, травмирование и гибель людей, повреждение и разрушение зданий, пожары, взрывы, аварии на транспорте и производстве, выбросы вредных веществ в окружающую среду, выход из строя систем жизнеобеспечения.

Рассмотрим наиболее типичные последствия землетрясений.

Читайте также:  Тушение верхних этажей, подача воды под углом

Опасные геологические явления, вызываемые землетрясениями, — растяжение, течение и проседание грунта, обвалы, камнепады, широкие трещины и смещения в грунте, большие оползни, снежные лавины, грязевые потоки (сели), цунами, сейши, наводнения.

В результате землетрясений, происходящих в морях и океанах или на побережье, могут образовываться большие морские волны — цунами, которые, обрушиваясь на берег, производят опустошительные разрушения в прибрежной полосе.

В замкнутых бухтах и озерах может возникнуть сейша — сильное колебание воды, приводящее к затапливанию берега. В результате разрушения и прорыва гидротехнических сооружений и водопроводных коммуникаций (плотин) возможны сильные наводнения.

Паника, во время которой люди в страхе совершают нелепые и опасные для себя и окружающих поступки и не могут осмысленно принять меры к самоспасению и взаимопомощи. Паника особенно опасна в местах скопления людей: на предприятиях, в лечебных, учебных и детских учреждениях, общежитиях, театрах, стадионах.

Травмирование и гибель людей происходят в основном из-за поражения их обломками разрушенных зданий, сооружений, конструкций и падающими предметами, а также в результате попадания в завалы и отсутствия своевременной медицинской помощи.

Повреждение и разрушение зданий, в которых мы живем и учимся.

Деревянные здания — легкие и обладающие достаточной жесткостью постройки — наиболее живучи при землетрясениях. Наиболее уязвимая при землетрясениях их часть — печи и дымовые трубы.

Их повреждение (а оно происходит в первую очередь) приводит к возникновению пожаров.

Поэтому в сейсмоактивных районах необходимо сделать для печи и трубы металлические кожухи или укрепить их полосами железа.

Шлакоблочные дома — наиболее уязвимые постройки, получающие повреждения даже при интенсивности землетрясения в VI баллов. Прочность шлакоблочных домов повышается при наличии железобетонного фундамента, но при большей интенсивности землетрясения у них все равно будут тяжелые повреждения. Возможны даже обвалы.

Важно

Прочность кирпичных домов зависит от качества кирпичной кладки (кирпича, раствора, наличия армирующих элементов). Наиболее надежны в них капитальные стены, особенно в местах, где мало окон. Опасны кирпичные перегородки, способные легко обрушиться.

Лучшими местами для укрытия в кирпичных домах при невозможности их покинуть могут служить углы капитальных стен, дверные проемы в них, места рядом с прочной, хорошо закрепленной мебелью. Это касается домов с деревянными перекрытиями, где могут происходить обрушения части перекрытий. Опасно выбегать на лестницы, находиться близко к стенам, особенно к имеющим большое количество окон.

Прочность панельных зданий зависит от времени их постройки, конструкционных особенностей дома, качества строительного материала.

Наиболее опасные места в панельном доме — лестницы и лестничные клетки, шахты лифта, балконы, места рядом с внутренними перегородками, которые при обрушивании вызывают падение находящейся рядом мебели.

Наиболее безопасны в этих зданиях сантехнические узлы, санкабины, места в дверных проемах капитальных железобетонных стен, рядом с железобетонными колоннами.

Пожары возникают при землетрясениях в населенных пунктах из-за обрыва электрических проводов, утечки природного газа, других горючих веществ, наличия открытого огня, повреждения технологического оборудования на производствах. Так, например, при землетрясении в японском городе Кобо в январе 1995 г. в результате вспыхнувших пожаров в течение нескольких часов погибли более 5000 человек.

Транспортные аварии и катастрофы происходят в результате непосредственного воздействия сейсмических волн на транспортные средства и разрушения элементов транспортных коммуникаций.

Выбросы радиоактивных, аварийно химически опасных и других вредных веществ происходят из-за разрушений или повреждений хранилищ, коммуникаций, технологического и исследовательского оборудования на объектах атомной энергетики, химической промышленности и других отраслей, в научных учреждениях и коммунальном хозяйстве.

Нарушение функционирования систем жизнеобеспечения.

Разрушения или повреждения объектов и коммуникаций систем жизнеобеспечения (сетей и объектов канализации, тепло- и водоснабжения, энергетических объектов и сетей, систем связи и др.

) приводят не только к кризису в обеспечении населения всем минимально необходимым для жизни и деятельности, но иногда и к грабежам, мародерству. Усложняют ситуацию и повреждения медицинских учреждений.

К землетрясениям нельзя привыкнуть и полностью приготовиться. Практически все люди, пережившие их, получают сильную психическую травму и нуждаются в психологической помощи.

Меры по уменьшению потерь от землетрясений

Работы, проводимые с целью снижения ущерба от землетрясения, включают меры по уменьшению его возможных последствий и подготовке к их ликвидации.

С этой целью органы государственного управления принимают следующие меры: • ограничивают новое строительство на территориях, подверженных землетрясениям; • организуют укрепление сооружений (сейсмостойкое строительство), демонтирование недостаточно сейсмостойких сооружений; • вводят ограничения на размещение опасных объектов внутри зданий; • активизируют исследования по прогнозу времени и силы землетрясения; • организуют специальные тренировки населения и спасательных служб; • усиливают надзор за выполнением постоянных правил безопасности; • вводят в действие специальные правила;

• проводят работы по нейтрализации источников повышенной опасности при землетрясении: газовых и электрических сетей, АЭС, токсических производств; организуют развертывание наблюдений, необходимых для уточнения прогноза; заранее ведут подготовку к восстановительным работам, организуют запасные укрытия, создают дополнительные запасы продовольствия, медикаментов, средств жизнеобеспечения.

Для осуществления одних из этих мер нужны годы и, следовательно, долгосрочный прогноз, другие обычно осуществляют быстрее — за месяцы и даже недели.

Для снижения ущерба от землетрясений, уменьшения числа травм и человеческих жертв жители сейсмоопас- ных районов должны заблаговременно принять следующие меры: • заранее составить план действий, договориться о месте сбора членов семьи после землетрясения, составить список необходимых номеров телефонов; • следить за исправным состоянием электропроводки, водопроводных и газовых труб; знать, где и как отключать электричество, газ и воду в квартире, подъезде, доме; • заранее подготовить самые необходимые вещи (предметы) на случай эвакуации и хранить их в месте, известном всем членам семьи (документы, радиоприемник на батарейках, запас консервов и питьевой воды на 3—5 суток, аптечка первой медицинской помощи с запасом перевязочных материалов и набором лекарств, электрический фонарь, ведро с песком, огнетушитель); • мебель разместить так, чтобы она не могла упасть на спальные места, загородить двери; шкафы, этажерки, стеллажи, полки прочно прикрепить к стенам, к полу, надежно закрепить люстры и люминесцентные светильники; • не загромождать вещами вход в квартиру, коридоры и лестничные площадки; • хранить емкости с легковоспламеняющимися веществами и препаратами бытовой химии так, чтобы они не могли упасть и разбиться при колебании здания;

• заранее определить наиболее безопасные места (в квартире, школе), в которых можно переждать толчки: проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные внутренними капитальными стенами, места у колонн и под балками каркаса, ванные комнаты.

Источник: http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_07/obzh_materialy_zanytii_07_03.html

Ссылка на основную публикацию