Ликвидация последствий радиационной аварии

Особенности ликвидации последствий радиационной аварии

Ликвидация последствий радиационной аварии

В зависимости от характера и масштабов повреждений и разрушений аварии на радиационно-опасных объектах подразделяют на проектные, проектные с наибольшими последствиями (максимально проектные) и запроектные (гипотетические).

Под проектной аварией понимается авария, для которой определены в проекте исходные, аварийные события, характерные для того или иного радиационно-опасного узла, конечные состояния (контролируемые состояния элементов и систем после аварии), а также предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварий установленными пределами.

Максимально проектные аварии характеризуются наиболее тяжелыми исходными событиями, обусловливающими возникновение аварийного процесса на данном объекте. Эти события приводят к максимально возможным в рамках установленных проектных пределов радиационным последствиям.

Под запроектной (гипотетической) аварией понимается такая авария, которая вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и сопровождается дополнительными, по сравнению с проектными авариями, отказами систем безопасности.

В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную).

Начальная фаза аварии является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду, или периодом обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях подобная фаза может не существовать вследствие своей быстротечности.

Обратите внимание

Ранняя фаза аварии (фаза «острого» облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или периодом формирования радиационной обстановки непосредственно под влиянием выброса (сброса) в местах проживания или нахождения населения.

Продолжительность этого периода может быть от нескольких минут до нескольких часов в случае разового выброса (сброса) и до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса).

Для удобства в прогнозах продолжительность ранней фазы аварии в случае разовых выбросов (сбросов) целесообразно принимать равной 1 суткам.

Промежуточная фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду, в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной защиты на основе проведенных измерений уровней содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и вытекающих из них оценок доз внешнего и внутреннего облучения населения. Промежуточная фаза начинается с нескольких первых часов с момента выброса (сброса) и длится до нескольких суток, недель и больше. Для разовых выбросов (сбросов) длительность промежуточной фазы прогнозируют равной 7 — 10 суткам.

Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения и может длиться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязненного района, эффективности мер радиационной защиты.

В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий, потенциальные аварии на АЭС делятся на 6 типов.

Локальная авария

Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами объекта. При этом возможно облучение персонала и загрязнение зданий и сооружений, находящихся на территории АЭС, выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Местная авария

Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами пристанционного поселка и населенных пунктов в районе расположения АЭС. При этом возможно облучение персонала и населения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Территориальная авария

Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена АЭС, и включают, как правило, две и более административно-территориальные единицы субъекта. При этом возможно облучение персонала и населения нескольких административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Важно

Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами двух и более субъектов Российской Федерации и приводят к облучению населения и загрязнению окружающей среды выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Федеральная авария

Если при региональной аварии количество людей, получивших дозу облучения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации, может превысить 500 человек или количество людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности, превысит 1000 человек, или материальный ущерб от аварии превысит 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, то такая авария будет федеральной.

Источник: http://trud.bobrodobro.ru/8784

Проблемы ликвидации последствий радиационных аварий

ІІІ’ОЬЛКІЧМ ЛИКВИДАЦИИ ІКК лі:дс ТИПИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ

Владимиров В. А.

Анапи» тенденций развития мировой энергетики указывает па неизбежность сохранения и дальнейшего развития ядерной энергетики в XXI веке.

Среди важнейших факторов долгосрочного характера, определяющих перспективы ее развития и подтвержденных в документах крупнейших международных научных форумов, — существенно меньшее вредное экологическое воздействие ядерной энергетики но сравнению с воздействием энергетики на угле и нефі и с точки зрения токсичных выбросов в атмосферу, риска ;иія здоровья персонала во всем производственном цикле и населения.

Сравнительный анализ опасности различных объектов энергетики показывает, что риск смертельных поражений от выбросов АЭС при нормальной их работе в 400 раз меньше, чем от выбросов вредных веществ, источниками которых являются тепловые электростанции

Вместе с тем, совершенно ясно и это никто не подвергает сомнению, что в случае возникновения и развития аварии на объекте ядерной энергетики поражающие факторы и возможный ущерб несоизмеримы с техногенным воздействием и последствиями от любых других аварий и катастроф.

Вог почему, несмотря па относительно малый риск опасных аварий на объектах ядерной энергетики (веро-яиюсгь большого выброса радионуклидов для АЭС' в России установлена равной К) 7 па реактор), проблемы выявления возможности возникновения, предотвращения и ликвидации ядерпых и радиационных аварий являются весьма актуальными и требуют постоянного внимания к их решению, используя опыт ликвидации уже имевших место катастроф.

1. Последствия радиационных аварий и катастроф

Последствия радиационных аварий и каїаетроф зависят оі объекта и уровня аварии. Их возможные масштабы можно рассмот-

регь на ряде характерных радиационных аварий, имевших место в СССР и России.

1.1. Авария на Чернобыльской АЭС

Авария с разрушением реактора РБМК-1000 (реактор большой мощности, канальный, электрической мощностью 1000 МВт) и выбросом огромного количества радиоактивных веществ произошла на Чернобыльской АЭС в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года.

Причиной аварии признано нарушение персоналом инструкции по управле»шю реаююром, наложившееся на конструктивные недостатки реактора. Хотя есть и другие версии.

Совет

Реактор находился в конце рабочей компании его активной зоны, в которой накопилось максимальное количество радиоактивных продуктов деления и активизации — 1500 МКи. В табл.1 приведены данные по активности отдельных радионуклидов на момент аварии.

Таблица 1 Активность радионуклидов в реакторе аварийного энергоблока на момент аварии

Радионуклид* Период полурас- Энергетический Активное! ь

пада Т (1/2), сут.** выход, МЭВ/расп. абсолютная. МКи

1 2 3 4

11ептуннй -239 2,35 0,16 720

Молибден -99 2,75 0,28 160

Теллур -132 3,25 0,24 73

Йод -132 (3,25) 1,84 —

Йод -131 8,04 0,39 86

Варий -140 12.8 0,18 135

Лантан -140 (12,8) 2,30 —

Церий -141 32,5 0,80 150

Рутений -103 39,4 0,49 130

Стронций — 89 52 0 63

Игтрнй — 91 58 0 70

Цирконий -95 64 0,74 130

Ниобий -95 (64) 0.76 130

Серебро -110м 250 2,84 0,5

I (.ерий -144 284 0,02 90

Рутений -106 367 0,20 60

11езий -134 2,06 года 1,55 4.0

) 2 3 4

Сурьма -125 2,77 года 0,44 0,7

Стронций — 90 28,8 года 0 6

11езий -137 30,2 года 0,57 8

Плутоний -238 87,7 года 0 0,02

11лутоний -239 24380 лег 0 0,02

11лутоний -240 6537 лет 0 0,03

Кюрий — 242 163 0 0,49

* В порядке возрастания Т (1/2)

** В скобках указан период полураспада материнского радионуклида

Интенсивный выброс из разрушенного реактора в окружающую среду радиоактивных веществ продолжался в течение К) суток. I? табл.2 приведены данные по ежесуточному иыбросу накопившихся в реакторе радиоактивных веществ в атмосферу. Суммарная активность выбросов составила 5- К)7 Кн.

Таблица 2

Ежесуточный выброс радиоактивных вещесгв в атмосферу из аварийного реактора (без радиоактивных благородных газов)

Дата Время после аварии, сут. МКи

26.04.86 0 12

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-likvidatsii-posledstviy-radiatsionnyh-avariy

Ликвидация последствий радиационной аварии

Ликвидация последствий радиационной аварии – это комплекс мероприятий, направленных на прекращение или снижение поражающего воздействия радиоактивного загрязнения на население и окружающую среду.

Ведется силами и средствами радиационно опасных объектов, территориальных и ведомственных формирований, воинских частей и подразделений войск ГО, Минобороны России, МВД России, Минздравсоцразвития России и др. ведомств. Приоритетной целью Л.п.р.а.

является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения. Основными мероприятиями по Л.п.р.а. являются:

  • обнаружение факта радиационной аварии, непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития масштабов последствий аварии;
  • оповещение руководителей органной исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также населения о возникающей радиационной аварии и её последствиях;
  • выдвижение оперативных групп в район аварии;
  • организация радиационного контроля;
  • установление и поддержание режима радиационной безопасности;
  • проведение, при необходимости, на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в защитных сооружениях;
  • санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
  • дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территорий, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;
  • эвакуация и/или отселение граждан из зон, в которых дозы облучения населения превышают или превысят допустимый предел для проживания;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне радиоактивных загрязнений и в ходе работ по их ликвидации;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне радиоактивных загрязнений;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации последствий радиационной аварии.

Принятие решений о проведении тех или иных конкретных мероприятий осуществляется в зависимости от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ. Суть основных мероприятий по Л.п.р.а. следующая.

Выявление радиационной обстановки при авариях состоит в определении методом прогнозирования или по данным разведки масштабов и степени радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Оценка радиационной обстановки включает определение влияния радиоактивного загрязнения окружающей среды на действия сил РСЧС и поведение населения, а также обоснование мероприятий защиты. При выявлении радиационной обстановки решаются следующие задачи:

  • прогнозирование радиационных последствий аварии;
  • обнаружение радиоактивного загрязнения;
  • радиационная разведка и контроль за распространением радиоактивных веществ;
  • установление границ и степени (плотности) радиоактивного загрязнения;
  • определение оптимальных маршрутов движения людей, транспорта и другой техники к аварийному объекту, эвакуации (отселения) населения и сельскохозяйственных животных.
Читайте также:  Инструкция о мерах пожарной безопасности в банях сухого жара (саунах)

Радиационный контроль – это контроль за соблюдением норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и иными источниками ионизирующего излучения, а также получение информации об уровнях облучения людей и о радиационной обстановке на объекте и в окружающей среде. Выделяют дозиметрический и радиометрический контроль.

Дозиметрический контроль – это комплекс организационных и технических мероприятий по определению доз облучения людей с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излучений.

Ведется групповым и индивидуальным способами, для населения допускается производить расчетным путем по уровням излучения и времени работы.

По данным контроля определяются режим работы формирований и необходимость направления на обследование в медицинские учреждения.

Радиометрический контроль – это комплекс организационных и технических мероприятий по определению интенсивности ионизирующего излучения радиоактивных веществ, содержащихся в окружающей среде или степени радиоактивного загрязнения людей, техники, сельскохозяйственных животных и растений, а также элементов окружающей среды. Осуществляется с целью определения необходимости:

  • специальной обработки техники, используемой при Л.п.р.а.;
  • санитарной обработки личного состава и населения после выхода из зон радиоактивного загрязнения;
  • дезактивации зданий, сооружений, дорог, местности, одежды, материальных средств;
  • обеззараживания продовольствия и воды.

Установление и поддержание режима радиационной безопасности осуществляется в целях максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия на население, персонал аварийного объекта и участников Л.п.р.а. Этот режим обеспечивается:

  • установлением особого порядка доступа в зону аварии;
  • зонированием района аварии;
  • целесообразным отбором участников Л.п.р.а. с обязательным медицинским их освидетельствованием;
  • проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • осуществлением радиационного контроля в загрязнённых зонах и на выходе в «чистую» зону;
  • обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты и медицинской помощью;
  • организацией индивидуального дозиметрического контроля и ведением учёта доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения;
  • осуществлением дезактивационных работ; организацией обращения с радиоактивными отходами.

Под дезактивацией понимается удаление (снижение концентрации) радиоактивных веществ с загрязненных поверхностей (территории, дорог, зданий, сооружений, оборудования, техники, транспортных средств, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты и пр.) и из различных сред (воздуха, воды, пищевого сырья, продовольствия и пр.) до допустимых норм.

Цель всех мероприятий по дезактивации – свести к минимуму уровни облучения людей путем локализации и удаления источников излучений из рабочих зон и среды обитания. В случае поверхностного загрязнения дезактивация ограничивается удалением с поверхности объектов радиоактивных веществ, которые закрепились на ней в результате адгезии и адсорбции.

Для дезактивации при глубинном загрязнении необходимо извлечение радиоактивных веществ, проникших вглубь, и дальнейшее их удаление. Осуществляется различными способами, которые, с одной стороны, определяются условиями радиоактивного загрязнения, а с другой – условиями самой дезактивации. При выборе способа дезактивации учитываются также особенности объекта.

Способы дезактивации: жидкостные (струей воды, дезактивирующими растворами, электрическим полем, ультразвуком, стиркой или экстракцией, использованием сорбентов); безжидкостные (струей газа (воздуха), пылеотсасыванием, снятием загрязненного слоя, изоляцией загрязненной поверхности); комбинированные (фильтрация, протирание щетками, ветошью, паром, при помощи затвердевающих пленок). Технические средства дезактивации разделяют на три основные группы:

  • специальные, разработанные и используемые для дезактивации, дегазации и дезинфекции (стационарные, подвижные, роботизированные);
  • многоцелевые, при разработке которых, помимо основного назначения, предусмотрена возможность их применения для дезактивации (пожарные, пылесосы, средства стирки и экстракции);
  • обычные, которые могут привлекаться для проведения дезактивации, особенно после локальных аварий (строительно-дорожная техника, техника коммунального хозяйства, сельскохозяйственная техника).

Мероприятия по локализации источников радиоактивного загрязнения проводятся до начала и одновременно с работами по ликвидации радиоактивных загрязнений.

В целом они направлены на предотвращение перераспределения первичных радиоактивных загрязнений за счет ветрового и антропогенного переноса загрязнений, миграции с поверхностными и грунтовыми водами. Выбор методов локализации поверхностных радиоактивных загрязнений определяется стойкостью локализующих покрытий к воздействию атмосферных факторов.

Большинство методов локализации реализуется путем создания полимерных покрытий, имеющих различную стойкость к воздействию атмосферных факторов, поэтому методы локализации радиоактивных загрязнений на внутренних и наружных поверхностях различны.

Для локализации радиоактивных загрязнений территорий чаще всего используются: обработка открытых участков местности пылеподавляющими композициями, химико-биологическое задернение, экранирование слоем чистого материала, обвалование. Для локализации и предотвращения выхода объемных загрязнений используются:

  • связывание полимерными и пленкообразующими рецептурами;
  • вспашка;
  • изоляция глубинных участков загрязненных грунтов и донных отложений водоемов;
  • осаждение взвешенных и растворенных в водах водоемов загрязнений.

Особое внимание при локализации и захоронении источников радиоактивного загрязнения должно быть обращено на вопросы сбора, транспортировки и захоронения радиоактивных отходов. В зависимости от применяемых методов, локализация отходов может быть достигнута следующими способами:

  • локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта, щебня или всего объема мусора и т.д.;
  • локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации механическими (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем отсоса образующейся пыли или пульпы;
  • локализация жидких отходов в специальных емкостях – сборниках;
  • локализация, как дополняющий дезактивацию технологический прием, осуществляемый ручными или механизированными методами при дезактивации, включающей разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.

Для сбора и временного хранения радиоактивных отходов по согласованию с органами местного самоуправления, органами Госсанэпиднадзора и МПР России оборудуют специальные пункты («могильники»). Жидкие отходы, при необходимости, хранят в специальных емкостях, твердые – в специальных контейнерах с крышками.

Емкости и контейнеры изготавливают по специальным техническим условиям. Транспортирование радиоактивных отходов выполняется на специально оборудованных автомобилях (транспортных средствах), имеющих санитарный паспорт и свидетельство водителя транспортного средства, выданных органами Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития России.

Обратите внимание

Захоронение высокоактивных и среднеактивных отходов осуществляется в капитальные железобетонные сооружения с многократной гидроизоляцией (битум, нержавеющая сталь, бетон). Низкоактивные твердые радиоактивные отходы с уровнями загрязнения до 0,3 мЗв/ч допускается захоранивать траншейным методом.

Для захоронения твердых радиоактивных отходов могут также применяться и сборные железобетонные лотки.

Водоохранные мероприятия:

  • перевод водоснабжения населенных пунктов с поверхностных и смешанных водоисточников на подземные;
  • герметизация резервуаров чистой воды и оснащение водопроводных станций приборами для автоматического обнаружения радиоактивных веществ в питьевой воде;
  • герметизация всех шахтных колодцев и водозаборных скважин;
  • строительство систем дамб, фильтрующих плотин, перемычек, донных ловушек и других гидротехнических сооружений, обвалование на отдельных участках рек и осушительных каналов для предотвращения попадания радиоактивных веществ в реки и водохранилища в период сильных ливней и интенсивного снеготаяния.

Радиационная защита населения при Л.п.р.а. предусматривает проведение комплекса мероприятий:

  • укрытие населения, включая укрытие населения в противорадиационных убежищах;
  • эвакуацию населения;
  • отселение;
  • применение мер индивидуальной защиты;
  • медицинское обеспечение;
  • применение радиозащитных профилактических препаратов;
  • комплекс мер по ограничению поступления радиоактивных веществ в организм людей с пищевым рационом;
  • ограничения на жизнедеятельность населения и условия его производственной деятельности.

Основой всех мер радиационной защиты населения при авариях с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду являются три способа снижения потенциальных доз облучения человека: уменьшение интенсивности и дозы непосредственного воздействия ионизирующих излучений на человека. Это достигается:

1) физически экранированием источников излучений, увеличением расстояния до этих источников, уменьшением длительности облучения человека, создаваемого различными источниками внешнего и внутреннего облучения (дезактивация территории, укрытие в убежищах, эвакуация, отселение);

2) ликвидацией или ограничением путей внутреннего облучения человека (использование средств защиты, эвакуация, отселение, модификация продовольственного обеспечения и т.д.);

3) временной модификацией физиологических процессов у облучаемых лиц за счет применения радиозащитных профилактических средств (применение препаратов стабильного йода).

Первый и третий способы являются преимущественной основой превентивных мер и мер, осуществляемых на ранней и промежуточной стадиях, второй – дополнительной основой мер на промежуточной и поздней стадиях ликвидации последствий аварии.

Источники: Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Под общей редакцией Владимирова В.А. –М., 2005; Радиационная и химическая безопасность населения. Владимиров В.А., Измалков А.В. –М., 2005.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/likvidaciya-posledstvij-radiacionnoj-avarii/

открытая библиотека учебной информации

Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных аварий (далее — ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты насе­ления.

Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целœей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ. На ранней стадии решаются следующие задачи ЛПА:

-локализация источника аварии, ᴛ.ᴇ. прекращение выброса радиоак­тивных веществ в окружающую среду;

-выявление и оценка складывающейся радиационной обстановки;

-снижение миграции первичного загрязнения на менее загрязненные или незагрязненные участки, путем локализации или удаления загрязнен­ных фрагментов технологического оборудования, зданий и сооружений, просыпей и проливов радиоактивных веществ;

-создание временных площадок складирования радиоактивных отхо­дов.

Характерной особенностью ранней стадии аварии является высокая вероятность возникновения вторичных загрязнений за счет переноса не­фиксированных, первично выпавших радиоактивных веществ на менее за­грязненные или незагрязненные поверхности.

Важно

С течением времени происходит увеличение прочности фиксации за­грязнения на поверхностях, приводящее к крайне важности применения бо­лее сложных и дорогостоящих методов его ликвидации, увеличению объе­мов образующихся радиоактивных отходов, продолжительности и стоимо­сти работ по обеспечению требуемого уровня защиты населœения. По этой причине эффективность и оперативность принятия решений по ликвидации выяв­ленных нефиксированных загрязнений на ранней фазе имеет первостепен­ное значение. Эти решения крайне важно прежде всœего принимать по наибо­лее критическим объектам загрязнения.

На этой стадии производится уточнение и детализация данных инже­нерной и радиационной обстановки, зонирование территорий по видам и уровням излучений и реализация мероприятий, необходимых и достаточ­ных для обеспечения заданного уровня мер защиты населœения.

В данный период на поверхностях объектов радионуклиды находятся в нефиксированных или слабо фиксированных формах. Методы ЛПА на этой фазе должны исключить возможность возникновения вторичных за­грязнений, предотвратить процесс фиксации радиоактивных веществ на поверхности и проникновение их вглубь объема и, как следствие, снизить уровень требований к необходимым мерам защиты населœения.

Читайте также:  Ликвидация эпидемического очага

Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку на загрязненных объектах, в данный период находятся преимущественно в фиксированных и трудно удаляемых известными методами дезактивации формах. Выбор наи­более эффективных методов может быть сделан только по данным деталь­ных исследований нуклидного состава и физико-химических форм радио­активного загрязнения.

Локализация и ликвидация источников радиоактивного загрязнения проводится с использованием следующих базовых методов:

-сбор и локализация высокоактивных радиоактивных материалов;

-метод перепахивания грунта;

-метод экранирования;

-метод обваловки и гидроизоляции загрязненных участков;

-методы связывания радиоактивных загрязнений вяжущими и пленко­образующими композициями.

Одной из самых эффективных мер радиационной защиты является дезактивация. Основными этапами дезактивационных работ являются паспортизация объекта дезактивации, подготовительные мероприятия и непосредственно дезактивация объекта.

Очередность проведения дезактивационных работ на территории зоны радиоактивного загрязнения определяется крайне важностью последова­тельной дезактивации, начиная с наиболее загрязненных и заканчивая ме­нее загрязненными местами и участками постоянного или длительного пребывания населœения в процессе его жизнедеятельности или трудовой деятельности. Очередность дезактивации зданий, сооружений, средств производства, транспортных средств, дорог должна также определяться не­обходимостью первоочередной дезактивации наиболее загрязненных объ­ектов, находящихся в постоянном обращении.

При проведении дезактивации участков территории крайне важно определять порядок работ (движение транспорта и персонала), который позволяет предотвратить новое радиоактивное загрязнение уже от дезакти­вированных участков.

В этом плане дезактивацию следует вести в направ­лении от более загрязненных участков к менее загрязненным.

Для дезакти­вации транспортных средств и другой самоходной техники целœесообразно создание стационарных пунктов дезактивации с централизованным обес­печением техническими средствами, участками разборки техники, систе­мами локализации и обработки образующихся радиоактивных отходов.

Не менее важным мероприятием при ликвидации последствий ради­ационной аварии является сбор и захоронение (размещение) радиоактив­ных отходов.

Учитывая зависимость отприменяемых методов дезактивации локализация отходов может быть достигнута следующими способами:

-локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта͵ щебня или всœего объема мусора и т.д.;

-локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации меха­ническими (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем от­соса образующейся пыли или пульпы;

-локализация жидких отходов в специальных емкостях-сборниках;

-локализация как дополняющий дезактивацию технологический при­ем, осуществляемый ручным или механизированным методами при дезак­тивации, включающий разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.

Совет

На стационарных пунктах дезактивации должны быть задействованы си­стемы очистки. Схема очистных сооружений должна включать оборотное водопользование, системы сбора отходов, их отстоя, коагуляции, ионооб­менной сорбции, сбора и удаления шламов, концентрирующих радиоак­тивность.

Желательно, чтобы мероприятия позднего периода включали со­здание специальных предприятий по обработке большей части накоплен­ных в ходе дезактивационных работ радиоактивных отходов в жидком и твердом виде, включая почву.

Грунтовые могильники радиоактивных отхо­дов должны быть расположены в местах, выбор которых определяется:

-гидрогеологическими и другими природными характеристиками, позволяющими осуществлять длительное хранение отходов без опасности проникновения их в окружающую среду;

-малой хозяйственной ценностью участков территории размещения могильников;

-возможностью организации постоянного контроля за состоянием мо­гильников и ограничения доступа к ним в ходе хозяйственной деятельно­сти.

Места размещения могильников должны быть согласованы с местны­ми органами Госсанэпиднадзора, обозначены на местности и ограждены, местоположение их должно быть нанесено на карту.

Могильники должны быть изолированы сверху чистым слоем грунта с возможной его дальней­шей биологической рекультивацией.

Для проведения дезактивационных работ можно использовать вещества, которые позволят повысить эффективность удаления ра­диоактивных веществ с различных зараженных поверхностей зданий,, сооружений, транспорта͵ оборудования, с одежды, средств индиви­дуальной защиты и из воды. К этим веществам относят поверхност­но-активные моющие вещества и препараты, комплексообразующие вещества, отходы промышленных предприятий (обладающие мою­щим действием), органические растворители, сорбенты, ионообмен­ные материалы.

Для проведения дезактивационных работ используют также раз­личные технические средства. К ним относятся специальные приборы и машины, а также пригодные для целœей проведения дезактивации некоторые виды народнохозяйственной техники.

Читайте также

  • — Ликвидация последствий радиационных аварий.

    Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных аварий (далее — ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты насе­ления. Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ. На… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/ekologiya/view/1189805_likvidaciya_posledstviy_radiacionnyh_avariy

    ОБЖ. Сайт Сарапулова А.Е. — Ликвидация последствий аварии на РОО

    Ликвидация последствий аварии на радиационно опасных объектах

    Ликвидация последствий аварии направлена прежде всего на предотвращение распространения радиоактивных веществ за пределы загрязненной территории и включает в себя:

    • локализацию и ликвидацию источников радиоактивного загрязнения;
    • дезактивацию (реабилитацию) самой этой загрязненной территории и объектов;
    • сбор и захоронение (размещение) образующихся в ходе работ радиоактивных отходов, а также ремонтно-восстановительные работы на объекте и его территории, объем и содержание которых определяется степенью тяжести аварии и планами их дальнейшего использования по прямому назначению или в иных целях.

    Конкретный перечень работ и порядок их планирования определяется уровнем радиоактивного загрязнения территории, реальной загрязненности и техническим состоянием восстанавливаемого объекта.

    Основным в планировании работ по локализации источников излучений и загрязнений и ликвидации последствий аварии являются:

    • объективная оценка состава и основных форм нахождения источников излучений и загрязнения;
    • учет свойств основных поверхностей территории и объектов;
    • оценка предполагаемого характера (прочности) фиксации радиоактивного загрязнения на различных поверхностях;
    • определение приоритетов (очередности) проведения работ по локализации и ликвидации загрязнений на различных объектах (участках) в зависимости от их влияния на формирование радиационной обстановки;
    • выбор наиболее эффективных и реально осуществимых способов локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения объектов, исходя из имеющихся в распоряжении сил и технических средств.
    •  

    Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных аварий (ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения.

    Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ.

    На ранней стадии решаются следующие задачи ЛПА:

    • локализация источника аварии, т.е. прекращение выброса радиоактивных веществ в окружающую среду;
    • выявление и оценка складывающейся радиационной обстановки;
    • снижение миграции первичного загрязнения на менее загрязненные или незагрязненные участки путем локализации или удаления загрязненных фрагментов технологического оборудования, зданий и сооружений, просыпей и проливов радиоактивных веществ;
    • создание временных площадок складирования радиоактивных отходов.

    Характерной особенностью ранней стадии аварии является высокая вероятность возникновения вторичных загрязнений за счет переноса нефиксированных, первично выпавших радиоактивных веществ на менее загрязненные или незагрязненные поверхности.

    С течением времени происходит увеличение прочности фиксации загрязнения на поверхностях, приводящее к необходимости применения более сложных и дорогостоящих методов его ликвидации, увеличению объемов образующихся радиоактивных отходов, продолжительности и стоимости работ по обеспечению требуемого уровня защиты населения.

    Поэтому эффективность и оперативность принятия решений по ликвидации выявленных нефиксированных загрязнений на ранней фазе имеет первостепенное значение. Эти решения надо прежде всего принимать по наиболее критическим объектам загрязнения.

    На промежуточной стадии решаются следующие задачи ЛПА:

    • стабилизация радиационной обстановки и обеспечение перехода к плановым работам по ЛПА;
    • организация постоянного контроля радиационной обстановки;
    • принятие решения о методах и технических средствах ЛПА;
    • проведение плановых мероприятий по ЛПА до достижения установленных контрольных уровней радиоактивного загрязнения;
    • создание временной или стационарной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами (локализация и ликвидация объектов первичного и вторичного загрязнений, удаление образующихся радиоактивных отходов на временные или стационарные площадки и т.д.);
    • обеспечение требуемого уровня мер защиты населения, проживающего на загрязненных территориях.

    На этой стадии производится уточнение и детализация данных инженерной и радиационной обстановки, зонирование территорий по видам и уровням излучений и реализация мероприятий, необходимых и достаточных для обеспечения заданного уровня мер защиты населения.

    В этот период на поверхностях объектов радионуклиды находятся в нефиксированных или слабо фиксированных формах. Методы ЛПА на этой фазе должны исключить возможность возникновения вторичных загрязнений, предотвратить процесс фиксации радиоактивных веществ на поверхности и проникновение их вглубь объема и, как следствие, снизить уровень требований к необходимым мерам защиты населения.

    На поздней стадии решаются следующие задачи ЛПА:

    • завершение плановых работ по ЛПА и доведение радиоактивного загрязнения до предусмотренных нормами радиационной безопасности уровней;
    • ликвидация временных площадок складирования радиоактивных отходов или организация радиационного контроля безопасности хранения на весь период потенциальной опасности;
    • обеспечение проживания населения без соблюдения мер защиты.

    Работы на поздней стадии ЛПА наиболее трудоемки и продолжительны.

    Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку на загрязненных объектах, в этот период находятся преимущественно в фиксированных и трудно удаляемых известными методами дезактивации формах.

    Выбор наиболее эффективных методов может быть сделан только по данным детальных исследований нуклидного состава и физико-химических форм радиоактивного загрязнения.

    Вывоз снега с территории предприятия или жилого массива не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Кроме наличия специальной техники и обученного персонала, необходимо провести . Снегопады способны буквально парализовать движение, поэтому стоит относиться серьезно к уборке и вывозу снега.

    Источник: http://sarapylov-a-e.ucoz.ru/index/likvidacija_posledstvij_avarii_na_roo/0-149

    Основы медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий

    При ликвидации последствий радиационных аварий медико-санитарное обеспечение организуется в отношении работников (персонала) РОО и членов аварийно-спасательных формирований; ликвидаторов (кроме работников РОО и членов аварийно-спасательных формирований) и населения.

    У работников (персонала) РОО и членов аварийно-спасательных формирований при радиационной аварии могут развиваться выраженные клинические проявления лучевого поражения, требующие безотлагательной медицинской помощи в первые же часы и дни после аварии, в связи с облучением в достаточно высоких дозах. Безотлагательная медицинская помощь требуется после облучения всего тела в дозе 1 Гр, легких – в дозе 6 Гр, кожи – в дозе 3 Гр, щитовидной железы – в дозе 5 Гр.

    Такие поражения могут, как правило, возникать только у самих работников (персонала) РОО и оперативно прибывших членов аварийно-спасательных формирований (бригады пожарных, спасатели и др.).

    Следует подчеркнуть, что эта категория пораженных может подвергнуться облучению в летальных дозах при выполнении своих профессиональных обязанностей. В сложившихся условиях зачастую предотвратить это облучение практически невозможно. Число таких пораженных относительно невелико.

    Так, например, в результате аварии на ЧАЭС, учитывая ее масштаб, в общей сложности были госпитализированы с выраженными клиническими проявлениями ОЛБ 237 человек, непосредственно участвовавших в ликвидации аварии. Подтвержден такой диагноз у 134 человек.

    Обратите внимание

    Из них 28 умерли; кроме них еще трое умерли во время аварии: двое в результате поражения взрывной волной, а один из-за тромбоза коронарных сосудов.

    Организация оказания медицинской помощи пораженным при радиационных авариях

    Мероприятиями по защите персонала радиационно опасных объектов и населения являются:

    — использование защищающих от ионизирующего излучения материалов, противорадиационных укрытий и защитных сооружений;

    — эвакуация населения из зон загрязнения;

    — сокращение времени облучения и соблюдение правил поведения в зоне радиоактивного загрязнения;

    — проведение частичной или полной санитарной обработки, дезактивации одежды, обуви, имущества, местности и др.;

    — повышение морально-психологической устойчивости лиц вовлеченных в радиационную аварию;

    — организация санитарно-просветительной работы, проведение занятий, выпуск памяток и др.;

    — установление временных и постоянных предельно допустимых доз (уровней концентрации) загрязнения радионуклидами пищевых продуктов и воды; исключение или ограничение потребления с пищей загрязненных радиоактивными веществами продуктов питания и воды;

    — переселение населения;

    — простейшая обработка продуктов питания, поверхностно загрязненных радиоактивными веществами (обмыв, удаление поверхностного слоя и т.п.), использование незагрязненных продуктов;

    — использование средств индивидуальной защиты (костюмы, респираторы);

    — использование средств медикаментозной защиты (фармацевтическая профилактическая защита и раннее патогенетическое лечение).

    Острая лучевая болезнь (ОЛБ). Современная классификация острой

    лучевой болезни основывается на зависимости тяжести и формы поражения от полученной дозы облучения.

    Легкая ОЛБ – I степень. Первичная реакция, если она возникла, выражена незначительно и протекает быстро. Могут быть тошнота и однократно рвота. Длительность первичной реакции не превышает одного дня. Отсутствует отчетливая периодизации ОЛБ. Латентный период длится 30–35 суток.

    Начало периода разгара определяется по снижению на 5–6-й неделе числа лейкоцитов до 1500–3000 в 1 мкл и возрастанию СОЭ до 10–25 мм/ч. Общее состояние больного, как правило, остается удовлетворительным. Может развиваться астенизация. Выздоровление наступает чаще всего без лечения.

    Средняя ОЛБ – II степень. Периодизация ОЛБ выражена отчетливо. Первичная реакция длится до одних суток. Имеют место тошнота и двух или трехкратная рвота, общая слабость, субфебрильная температура. Латентный период 21–28 суток. Период разгара начинается либо с возникновения субфебрильной температуры, либо с появления геморрагического синдрома (может быть то и другое одновременно).

    В период разгара заболевания число лейкоцитов в крови снижается до 500–1500 в 1 мкл, тромбоцитов – до 30–50 тыс. в 1 мкл. Иногда развивается агранулоцитоз, повышается СОЭ до 25–40 мм/ч, возникают инфекционные осложнения, кровоточивость, умеренная эпиляция, астеническое состояние.

    При исследовании костного мозга наблюдается гипоплазия. Больные нуждаются в специализированной медицинской помощи.

    Важно

    Тяжелая ОЛБ – III степень. Выраженная первичная реакция до 2 суток, тошнота, многократная рвота, общая слабость, субфебрильная температура, головная боль. Возможна гиперемия кожи и слизистых оболочек.

    С наступлением периода разгара заболевания резко ухудшается общее состояние больного. Возникают стойкая лихорадка, выраженная слабость, кровоточивость. С конца 1-й недели возможно появление отечности, гиперемии, эрозий слизистых оболочек рта и зева.

    Число лейкоцитов со 2-й недели падает до 300–500 в 1 мкл, тромбоцитов – ниже 30 тыс./мкл, костный мозг опустошен, СОЭ – 40–80 мм/ч. Развиваются тяжелые инфекционные осложнения, геморрагический синдром, анемия, токсемия, выраженная тотальная эпиляция.

    Смертельные исходы возможны с 3-й недели. Больные нуждаются в своевременном специализированном лечении.

    Крайне тяжелая ОЛБ — IV степень. Первичная реакция протекает бурно, продолжается 3–4 суток, сопровождается неукротимой рвотой и резкой слабостью, доходящей до адинамии, возможны общая кожная эритема, жидкий стул, коллапс.

    Скрытый период выражен нечетко, на остаточные проявления первичной реакции могут наслаиваться симптомы периода разгара заболевания, лихорадка, кровоточивость. Развиваются тяжелые инфекционные осложнения и желудочно-кишечный синдром.

    Смертельные исходы наступают со 2-й недели от момента поражения.

    В зависимости от возможных проявлений различают церебральную, токсическую, кишечную и костно-мозговую форму ОЛБ.

    Церебральная форма ОЛБ. При облучении в дозе свыше 50 Гр возникает церебральная форма острой лучевой болезни. В ее патогенезе ведущая роль принадлежит поражению на молекулярном уровне клеток головного мозга и сосудов головного мозга с развитием тяжелых неврологических расстройств. Смерть наступает от паралича дыхания в первые часы или первые 2–3 суток.

    Токсическая, или сосудисто-токсемическая, форма ОЛБ. При дозах облучения в пределах 20–25 Гр развивается ОЛБ, в основе которой лежит токсико-гипоксическая энцефалопатия, обусловленная нарушением церебральной ликворогемодинамики и токсемией. При явлениях гиподинамии, прострации, затемнения сознания с развитием сопора и комы пораженные погибают на 4–8-е сутки.

    Совет

    Кишечная форма ОЛБ. Облучение в дозе от 10 до 20 Гр ведет к развитию острой лучевой болезни, в клинической картине которой преобладают признаки энтерита и токсемии, обусловленные радиационным поражением кишечного эпителия, нарушением барьерной функции кишечной стенки для микрофлоры и бактериальных токсинов. Смерть наступает на 2-й неделе или в начале 3-й.

    Костно-мозговая форма ОЛБ. Облучение в дозе 1–10 Гр сопровождается развитием костномозговой формы ОЛБ, которая в зависимости от величины поглощенной дозы разделяется по степени тяжести (табл. 3.2.1.).

    При облучении в дозе до 2,5 Гр может погибнуть 25% (здесь и далее – без оказания специализированной медицинской помощи), 4 Гр – до 50% облученных, доза облучения 6 Гр и более считается абсолютно смертельной.

    Все пораженные с клиническими признаками острой лучевой болезни подлежат госпитализации в специализированное профильное медицинское учреждение.

    Транспортные средства для эвакуации пораженных должны быть специально оборудованы: поверхности внутри салона автомобиля должны быть закрыты полиэтиленовыми покрытиями с надежной фиксацией их к кузову автомобиля, подручными средствами обеспечивается герметичность салона, в случае радиоактивного загрязнения транспортируемого пациента, или если автомобиль движется по территории, загрязненной радиоактивными веществами, необходимо поддерживать минимальный объем вентиляции салона.

    Автомобиль должен подвергаться радиационно-дозиметрическому контролю после каждого случая оказания скорой медицинской помощи. В случае загрязнения радиоактивными веществами проводится дезактивация автомобиля на пункте санитарной обработки.

    В случае аварий на радиационно опасных объектах Госкорпорации «Росатом», все этапы (от первой до специализированной и высокотехнологичной) организуются в рамках специализированной службы экстренной медицинской помощи ФМБА России.

    При авариях на объектах Минобороны и других ведомств, задействуется ведомственная система ликвидации последствий радиационной аварии, в которой имеются медицинские службы, отвечающие за организацию этапов оказания медицинской помощи в догоспитальный период.

    Этапность оказания медицинской помощи пораженным при радиационной аварии и вовлеченным лицам (свидетелям аварии) является основой лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших.

    Обратите внимание

    При радиационных поражениях мероприятия первой помощи включают проведение частичной и полной санитарной обработки, назначение радиозащитных средств.

    При авариях на радиационно опасных объектах мероприятия первой помощивыполняются специальными ведомственными аварийными штатными или нештатными формированиями. Участие медицинского персонала на этом этапе не предусмотрено по требованиям радиационной безопасности.

    Оказание медицинской помощи пораженным медицинскими работниками начинается в относительно безопасной зоне – на границе с очагом локальной или местной аварии.

    Здесь развертывается сортировочный пост (площадка), где оказывается доврачебная и первая врачебная помощь, выполняется сортировка и определение очерёдности и способа эвакуации и начинается формирование эвакуационных потоков и направлений.

    Эвакуация тяжело пострадавших, требующих неотложных медицинских мероприятий, осуществляется в ближайшее ЛПУ бригадами скорой медицинской помощи.

    При крупномасштабных авариях и эвакуации ближайших к зоне чрезвычайной ситуации к очагу территориальных ЛПУ служба медицины катастроф развертывает мобильные госпитали для организации и оказания скорой и первичной медико-санитарной помощи пораженным вблизи очага аварии.

    При этом оказание медицинской помощи пациентам с комбинированными поражениями осуществляется за счет мероприятий симптоматического и профилактического характера.

    Для эффективной работы по оказанию медицинской помощи структурные подразделения должны быть укомплектованы соответствующими радиометрическими, приборами; оборудованием и дезактивирующими средствами, необходимыми для проведения дезактивации транспорта, одежды, обуви, медицинского имущества и для санитарной обработки пораженных; индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи; оборудованием и реактивами для проведения необходимых анализов крови и мочи, справочными материалами и пособиями для ориентировочного определения доз общего и местного облучения по динамике и выраженности первичной реакции, показателям периферической крови, развитию местных лучевых поражений кожи; а также необходимым запасом реактивов и медицинских препаратов.

    Важно

    Воздействие внешнего излучения на медицинский персонал не должно превысить 1 мЗв за время работы по ликвидации медико-санитарных последствий конкретной радиационной аварии.

    В случае формирования более высоких уровней внешнего облучения и прогнозирования дозы свыше 1 мЗв — привлекается медицинский персонал специальных формирований, имеющих разрешение на проведение работ в условиях планируемого повышенного облучения.

    В случае крайней необходимости медицинский персонал может быть оформлен как персонал группы А и привлечен к работам в соответствии с требованиями (Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009. Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. №47).

    Госпитальный период оказания помощи пострадавшим на ранней фазе радиационной аварии организуетсяорганами управления учреждениями здравоохранения территориального образования. Если в регионе имеются медицинские учреждения ФМБА России, то оказание медицинской помощи пострадавшим, имеющим признаки радиационных поражений, организуются на базе этих учреждений.

    Врачебно-сестринские бригады, оказывающие медицинскую помощь лицам, вовлеченным в радиационную аварию, осуществляют проведение медицинских осмотров (обследований) для исключения радиационной патологии среди лиц, оказавшихся на загрязненной территории или эвакуируемых из зоны проведения защитных мероприятий. Персонал этих формирований должен оказывать первичную врачебную медико-санитарную помощь при возникающих соматических заболеваниях, травмах и стрессовых реакциях.

    Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 267;

    Источник: https://poznayka.org/s107477t1.html

    Ссылка на основную публикацию