Гололед. определение. когда образуется.

Что такое гололедица? В чем разница между гололедом и гололедицей :

Зимой мы слушаем прогноз погоды и часто слышим о том, что ожидается гололедица или гололед. Никто и никогда не задумывался над тем, что это абсолютно разные явления. Об этом и поговорим сегодня в нашей статье.

Что такое гололедица?

Именно о ней сообщают радиостанции, чтобы предостеречь бдительных автолюбителей от аварии на дорогах.

Гололедица – это не что иное, как лед, который может возникнуть на дорожном полотне, крыше домов, тротуарах, почве и так далее. В народе имеет второе название «скользкая дорога». Образуется на поверхности земли вследствие оттепели или от дождя при резком понижении атмосферного давления (похолодании).

Обратите внимание

Случается гололедица по причине таяния снежного покрова или льда из-за резкого потепления. Часто происходит при изменении температур около 0 градусов по Цельсию. Гололедицей также называется утрамбованный ногами и шинами автомобилей снег и снежная каша (снег с водой), а также замерзшие лужицы.

Поэтому, когда СМИ сообщают о предстоящей гололедице, необходимо аккуратно передвигаться по улицам, автолюбителям быть осторожными на дорогах. Может продолжаться долго, пока скользкую дорогу не накроет свежий снег либо не произойдет оттепель. Теперь понятно, что такое гололедица.

А что такое гололед?

Абсолютно другое явление также характерно для холодного времени года, но держится недолго. Это наслоение льда на открытых поверхностях. Образуется от намерзших капель после выпадения переохлажденных осадков, только при низких температурах атмосферного давления.

Простыми словами, это замерзание льда на ветвях деревьев, земле, проводах и так далее, связанное с оледенением осадков, которые выпали на холодную поверхность при минусовой температуре.

Таким образом, гололед и гололедица – два разных понятия. Появляются при температуре воздуха от 0 до -12 и от 0 до +3 градусов по Цельсию соответственно.

Какой он, гололед?

Как правило, ледяная толща достигает одного и более сантиметров. Если норма превышена, оледенение может причинить огромный вред:

  • Оборвать линии электропередач.
  • Покрыть коркой автомобили.
  • Ломать деревья.
  • Может сопровождаться травмированием людей.
  • Провоцирует автоаварии.

Ледяная кора наслаивается на протяжении всей зимы, пока падают переохлажденные капли. Образовавшийся лед на домах, машинах, деревьях может сохраняться до нескольких суток. Нарастание происходит не более шестидесяти минут, а вот тает только при испарении.

В чем разница между гололедом и гололедицей

Общее у них – опасность для людей. А что касается отличий, то они следующие: гололед образуется от выпадения переохлажденных осадков, а гололедица – не что иное, как замерзшая вода, которая уже образовалась на поверхности земли от разных источников.

Например, земная поверхность, временная оттепель. Гололедица — более частое явление, нежели гололед. Вот в чем отличие двух явлений.

Синоптики предвещают гололед или гололедицу: что делать?

Нужно соблюдать правила безопасности. Рассмотрим их:

  1. Лучше носить обувь с тракторной подошвой и металлическими набойками. Можно наклеить на подошву лейкопластырь.

  2. Главное – передвигаться осторожно и не быстро. Наступать необходимо на всю стопу. Ноги находятся в расслабленном состоянии, руки ничем не заняты. Людям пожилого возраста необходимо использовать при передвижении по скользкой поверхности опору.

  3. Когда поскользнулись, начинайте лавировать руками, пытайтесь удержать равновесие.

  4. Если вы понимаете, что падаете, группируйтесь, прижав голову к груди, чтобы не заработать сотрясение мозга. Попробуйте перекатиться, это смягчит удар.

  5. Падая, сгибайте руки и локти, иначе можно получить перелом конечностей. Держите их в полусогнутом состоянии.

  6. Посыпайте песком дорожки, если у вас свой дом.

Если вы упали и получили травму, сразу обратитесь в травмпункт за помощью. Также будьте внимательны: при обледенении падают электропровода и могут оказаться у вас под ногами. Автомобилистам необходимо воздержаться от поездок, когда на дорогах гололедица.

Очень опасны падения на спину. Можно повредить голову и позвоночник. В таком случае необходимо прижимать ноги к животу, а подбородок к груди.

Очень опасен незаметный лед

Это когда обледенелую дорогу припорошило снегом. Гололедица будет держаться до тех пор, пока не выпадет хороший слой снега или лед не растает. Возможно, дороги посыплют реагентом, который защищает от скользоты. Хотя последний опасен для обуви, кузовов автомобилей и лап животных, страдают и зеленые насаждения.

Еще рекомендации, которые помогут избежать травм

Часто люди предупреждают друг друга: «Осторожно, гололедица!» Но, к сожалению, многих это не останавливает. Все спешат и думают, что «пронесет». Поэтому особенно опасна гололедица утром. Как предостеречь себя от падения?

  • Необходимо отказаться от обуви на высоком каблуке.
  • Гололедица что такое? Это и замерзшие лужи тоже, которые следует обходить или передвигаться по ним как лыжник — маленькими скользящими шагами.
  • Сторонитесь обледенелых лестниц, если по ним приходится передвигаться, держитесь обязательно за поручни.
  • Особую осторожность соблюдайте при переходе через опасную дорогу.
  • Нужно смотреть под ноги.
  • Нельзя перебегать лед ни в коем случае.
  • Обходите наклонные поверхности.
  • Не прячьте руки в карманах.
  • Не беспокойтесь при падении за сохранность вещей. Здоровье — дороже.
  • Упав, резко не стоит подниматься, почувствуйте все ли в порядке.
  • Не стесняйтесь обратиться за помощью к прохожим.
  • Запишите в телефонную книгу номера специальных экстренных служб.

Об этих рекомендациях необходимо знать и соблюдать их.

Не меньшую опасность несут сосульки

Как уберечься от них?

  • Прежде чем выйти из подъезда дома или другого здания, поднимите голову и посмотрите на крышу, нет ли там сосулек.
  • Идя по улице, заслышав странный скрип вверху, не замедляйте ход, продолжайте двигаться вперед. Можно спрятаться экстренно под козырек дома.
  • Не паркуйте автомобиль вблизи зданий, где на карнизах есть обледенелые наросты.

Будьте максимально осторожны в период гололеда и гололедицы, сосульки вырастают на водостоках.

Если при падении получили ушиб

Чтобы избежать отека, приложите что-нибудь ледяное. Заверните, допустим, замороженный суповой продукт в пакет, затем обмотайте полотенцем и приложите к больному месту на 10–15 минут. Чтобы не переохладиться, устраивайте перерывы.

Если на следующий день отек не исчез, нарисуйте йодированную сетку. Синяки можно погреть мазями или грелкой.

Но если вы получили более серьезные травмы или дома почувствуете головокружение, тошноту, ломоту в суставах, срочно вызовите скорую помощь. Лед нужно проходить аккуратно, не поднимая высоко ног, перемещая центр тяжести с одной ноги на другую.

Итак, мы узнали, что такое гололедица, в чем ее отличие от гололеда. Рассмотрели правила, как уберечься от падения и что делать, если поскользнулись. Главное – быть внимательным. За вашу беспечность отвечать только вам.

Источник: https://www.syl.ru/article/363260/chto-takoe-gololeditsa-v-chem-raznitsa-mejdu-gololedom-i-gololeditsey

Что такое гололед и гололедица. Техника безопасности и правила поведения | Народная Воля

Иллюстративное фото

Время от времени мы слышим прогноз погоды на 1-2 дня вперед. В связи с этим в зимний период нам иногда приходится сталкиваться с такими понятиями, как «гололед» и «гололедица».

А вы когда-нибудь задумывались, что такое гололед и гололедица? Многие люди уверены, что это одно и то же.

Нет! Это два совершенно разных понятия! А знаете ли вы, как нужно вести себя во время гололеда и гололедицы, дабы не поскользнуться и не получить серьезных травм? Давайте расставим все точки над «и» и разберемся, что здесь к чему.

Что такое гололед?

Определение этого понятия можно рассматривать как с научной, так и обывательской точек зрения. С научной точки зрения гололедом называется отложение льда на тех или иных открытых поверхностях.

Происходит это преимущественно с наветренной стороны и путем намерзания капель выпавших переохлажденных осадков, например, дождя и исключительно при низких температурах воздуха.

Если говорить более простым языком, то гололед – это образование на деревьях, проводах и земле льда, непосредственно связанное с замерзанием дождя, выпавшего на холодную поверхность при отрицательной температуре воздуха. Вот что такое гололед!

При каких температурах возникает гололед?

В принципе, это довольно распространенное явление в зимний период. Оно наблюдается при температурах воздуха от 0 до -12 градусов Цельсия и при плюсовых значениях: от 0 до +3 градусов по Цельсию.

Как часто он бывает?

Итак, что такое гололед, мы разобрались. Но какова периодичность его возникновения? Как уже было сказано выше, возникает он в период холодного полугодия и, как правило, при выносах теплого влажного воздуха со Средиземного моря или с Атлантики.

Синоптики отмечают, что около одного раза в 10 лет гололед бывает довольно интенсивным и продолжительным, охватывая весь регион. По данным Гидрометцентра России, последний раз это явление достигло масштабов стихийного бедствия и произошло в 2010 году.

Картина гололеда

Толщина намерзшего льда, как правило, не имеет каких-то гигантских размеров. Обычно она колеблется в пределах 1 сантиметра и чуть выше. Но если эта толщина превысит вышеупомянутый уровень, то это может привести к серьезным последствиям.

Вот некоторые из них:

  • обрывы линий электропередач; ледяная корка на автомобилях;
  • массовое падение деревьев; автомобильные аварии;
  • травмирование людей.                                                                                             

Гололед зимой обычно нарастает в течение всего времени, пока на землю из Космоса выпадают переохлажденные осадки. Лед, отложившийся на земле, деревьях, автомобилях, крышах домов, может сохраняться в течение многих суток. Его нарастание обычно длится не более часа, а вот разрушение происходит довольно медленно и практически всегда за счет испарения льда.

Гололедица

Что такое гололедица? Это самый обычный лед, возникающий на земной поверхности (на дорогах, крышах домов) в результате замерзания воды после оттепели или дождя при внезапном понижении температуры воздуха (похолодании).

Второе название этого природного явления – «скользкая дорога». Словом, гололедица образуется путем таяния снега (или льда) во время резкого потепления. Это явление возникает довольно часто при колебаниях температуры воздуха около 0 градусов по Цельсию.

Вот что такое гололедица!

Разница между гололедом и гололедицей

Как было отмечено выше, оба этих понятия вообще не имеют между собой ничего общего, однако являются одинаково опасными для человека. При данных природных явлениях возникает довольно серьезная угроза для жизни и здоровья людей, особенно автомобилистов.

Еще раз отметим разницу между ними: гололед представляет собой выпадение переохлажденных осадков, а гололедица – это замерзшая вода, которая уже покрывала землю, например, поступала из ее поверхности или из других источников, образовалась в результате кратковременной оттепели. Кроме того, гололед – это редкое явление по сравнению с гололедицей.

Правила при гололеде и гололедице, которые следует соблюдать

Необходимо внимательно послушать прогноз погоды. Если синоптики передают гололед или гололедицу, нужно действовать.

  1. Лучший способ сохранить свое равновесие, не упав на лед и не получив травму, — использовать обувь с металлическими набойками или с ребристой подошвой. На сухую подошву можно наклеить изоляционную ленту или медицинский лейкопластырь.
  2. Передвигаться по улице в такой период нужно очень аккуратно и, самое главное, никуда не спеша! Наступайте полностью на всю подошву. Ваши руки в это время должны быть свободны, а ноги слегка расслаблены. Пенсионерам во время передвижения по льду следует «вооружиться» тростью с резиновым наконечником.
  3. Если вы все ж поскользнулись, постарайтесь удержать равновесие, балансируя своими руками. Это напоминает своеобразные танцы на льду.
  4. Есть и другой вариант развития ситуации, если вы поскользнетесь: можно присесть, тем самым снизив высоту падения. Если вы все-таки падаете, сгруппируйтесь и попробуйте в момент удара об лед перекатиться. Это должно смягчить удар. Именно такие приемы используют каскадеры на съемочных площадках.
  5. Если вы получили серьезную травму (ударились головой, рассекли бровь, сломали руку) или ушиб, то непременно обратитесь в ближайший травматологический пункт.
  6. Следует помнить, что гололед зачастую сопровождается обледенением линий электропередач, поэтому обращайте особое внимание на них, а также на провода контактных сетей. Дело в том, что оборванные оголенные провода могут оказаться у вас под ногами.
  7. Уважаемые автомобилисты! Во время любых гололедных явлений, пожалуйста, воздержитесь по возможности от использования своего транспорта! Это позволит вам уберечь себя, свой автотранспорт и пешеходов.

Источник: https://www.nv-online.info/2018/12/22/chto-takoe-gololed-i-gololeditsa-tehnika-bezopasnosti-i-pravila-povedeniya.html

Гололед и гололедица — в чем разница, отличие? Как правильно говорить: гололед или гололедица?

В данном материале мы рассмотрим в чем же разница между гололедом и гололедицей и как не стать жертвой плохой погоды.

Похолодало, температура воздуха опустилась ниже нуля и по прогнозу погоды стали передавать гололед. Или гололедицу. Многие из нас даже не догадываются, что это совершенно разные понятия. Нет, у них есть и одна общая черта – это образования льда. Но вот разные значения самих слов и происхождения природных явлений.  Поэтому, разберем данную тему более детально.

Что такое гололед и гололедица: правильные понятия, методы борьбы

Нам, не профессиональным синоптикам, и в голову не придет, что между этими двумя словами есть какие-либо различия. Лед, скользко и нужно идти аккуратно – вот что интересует простого смертного. Кстати, еще в школьной программе нам рассказывают о правилах безопасности во время гололеда. Или гололедицы. Чтобы не было такой путаницы, вернемся непосредственно к нашим терминам.

Что такое гололед?

  • Если говорить совсем вкратце, то гололед – это явление природы.
  • Гололед (кстати, синоним данного слова – ожеледица) – это атмосферные осадки, которые образуют плотную стекловидную корку (лед).
  • Лед может быть гладким или, наоборот, бугристым. Кстати, осадки могут быть не только в виде дождя, но и с крупинками снега.
  • Если говорить о месте, то такая красивая, но опасная корка может образоваться везде! На любой поверхности, температура которой 0°C и дальше по шкале со значком минус. Под категорию попадают:
    • деревья
    • растения
    • машины
    • бордюры
    • и прочие предметы
    • даже на домах и на наших стеклах может появиться лед
    • но самое опасное место – это провода
    • кстати, на поверхности земли корка тоже образовывается
  • Конечно, при — 25 °C гололеда быть не может, уже будет просто снег. Поэтому, уточним, до какой шкалы может опуститься температура воздуха. Обычно, такое явление наблюдается от 0 и до – 10 °C.
  • Толщина слоя гололеда небольшая, как правило, от нескольких миллиметров до 1 см. Но встречаются случаи, когда слой образовавшейся корки достигал пределов в несколько сантиметров. Особенно, опасно, когда есть еще и ветер. Тогда он создает сопротивление и, например, на проводах может образоваться целая гирлянда «корон» из гололеда.
    • Зато без ветра слой корки получается хоть и тоньше, но прочнее. Так что, как говориться, с какой стороны смотреть на проблему.
  • Кстати, лед будет покрывать предметы до тех пор, пока не прекратятся осадки. Но они должны быть охлажденными, то есть температура должна иметь низкие пределы. Как правило, это не длиться долго. При температуре воздуха, приближенной к нулю, предметы согреваются, а значит и коркой перестают покрываться. В основном такое состояние сохраняется около часа или нескольких часов (но не более 12).
    • Но бывают исключение, что гололед образовывается и по несколько суток (вплоть до 6 дней), увеличивая тем самым слой льда. Причиной этому может послужить морось или туман.
  • А вот сохраниться такое стеклянное покрытие может сравнительно долго – до нескольких дней. Опять же, если температура не будет слишком высокой.
  • Гололед – это редкое явление природы (хотя много зависит от климата). Но если сравнивать его с сестрой (гололедицей), то первый вариант куда реже встречается. Даже есть поговорка, что о гололеде не вспоминают более 300 дней, но зато те несколько дней, что он бывает, запоминают надолго.
Читайте также:  Противопожарное полотно или кошма: применение и характеристики

Гололед

Но такая красивая, изысканная и, на первый взгляд, безобидная корка может нанести существенный вред. В первую очередь, нужно выделить такие проблемы:

  • образовывается ледяная корка на автомобилях, что просто их блокирует;
  • гололед становится причиной многих автомобильных аварий;
  • приводит к травмам людей;
  • приводит к массовому падению веток или даже целых деревьев;
  • наиболее опасная и ущербная сторона – это обрыв проводов.
  • А еще! На проводах, которые под напряжением, слой корки всегда больше (примерно, на 30%). А вот обесточенные провода не так сильно покрываются.
    • Сами повреждения наносит не лет, а его испарение. Точнее, его медленное таяние.
    • Особенно опасными такие наросты считаются для проводов, ведь они создают дополнительный лишний вес, который утяжеляет провода и приводит к их разрыву.
    • А теперь добавим еще и ветровую нагрузку. Особенно, если скорость ветра будет более 10 м/с. Тогда может произойти не только аварии на электропроводах, но даже пострадают опоры и столбы.
    • Кстати, наибольшие беды происходят там, где сильные морозы часто чередуются с оттепелями. Именно поэтому синоптики в основном передают гололед из южных и северо-западных областей.

А теперь вспомним, как часто говорят синоптики: «ночью и днем слабый гололед, а на дорогах гололедица». Мы даже не всегда ее понимает или слышим до конца. Дело в том, что эти два явления случаются чаще всего одновременно. Ведь, по сути, условия у них похожи.

Так что же тогда гололедица?

Сразу оговоримся, что это не синоним от слова гололед.

  • Более того, гололедица – это не явление природы, а ее состояние.
  • Если говорить доступным языком, то это замерзшая вода после оттепели.
    • Да, это тот самый лед на дорогах, крышах домов и прочих горизонтальных поверхностей. На тех, где была вода (после таянья снега) или влага (например, после дождя), температура воздуха скакнула по шкале градусника вниз и получилась гололедица.
  • Лед также может иметь гладкую поверхность или быть бугристым.
  • Гололедицу еще называют «скользкая дорога». Она часто бывает в начале и конце зимы (но случается и в средине, в зависимости от климата проживания). Для него главное требование – это колебания температуры около нуля. Поднялась выше – растаял снег, опустилась – замерзла талая вода.
  • Толщина может быть разной. На это также влияет частота смены погоды. Гололедица может несколько раз замерзать, создавая каждый раз дополнительный слой льда.
  • Корка, как правило, тает очень долго. Несколько дней или даже недель, а то и сохраняется аж до весны. Дело в том, что на гололедицу часто выпадает новый снег. А это делает ее еще более опасной. Ведь так даже не видно, куда становиться, в любой момент можно поскользнуться на льду.
    • Он может заново растаять днем, а вечером и утром снова замерзнуть. В общем, долгое и периодическое состояние.

Гололедица

Вред от гололедицы тоже немал:

  • она номер один по автомобильным авариям (в зимний период)
  • а сколько травм и ушибов может получить человек при падении
  • кстати, наиболее опасные места – это голова (что может привести до сотрясения мозга) или, как ее называют, пятая точка. Во втором случае опасны удары копчиком, что могут привести к параличу
  • но наибольший ущерб гололедица может нанести сельскому хозяйству. Ведь плотная и продолжительная корка приведет к выпреванию озимых посевов
  • а это тоже немалый удар по экономике страны

Для борьбы с гололедицей:

  1. Самым распространенным и давним способом является техническая соль. Но она негативно влияет на износ обуви (существенно ее сокращает), вызывает коррозию автомобилей, негативно отражается на растительном мире, да и, в целом, не лучшим образом влияет на окружающую среду.
  2. Поэтому, в ней стараются не прибегать или хоты бы смешивать с песком. Ну как смешивать, добавляют до 10 % соли в 90 % песка. Так вреда будет меньше, и ходить по скользкому тротуару получиться. Вот только, например, в шумной городской суматохе этот реагент вместе со снегом и талым льдом превращаются в грязную кашу. Но это все же лучше, чем плюхаться попой на землю. И, как говориться, «в любом производстве есть свои издержки».
    • Кстати, над этим способом тоже задумываются. Ведь потом весной требуется много сил и средств для устранения песка.
  3. После 2000 года стали усердно проводит эксперименты для получения удачного реагента, который бы наносил минимум вреда человечеству и окружающей среде. Такие эксперименты проходят до сих пор. А пока наиболее удачным вариантом считается химические противогололедные реагенты. Они бывают:
    • в твердом
    • и в жидком состоянии
  4. Химические реагенты тоже имеют ряд своих недостатков:
    • Например, модифицированный хлористый калий оставляет масленые следы на дороге. Чем увеличивает длину тормозного пути автомобиля. Плюс негативное влияние на наши озеленения
    • Также, он имеет всего лишь срок действия в 3 часа. А еще, у некоторых людей на данные реагенты может быть аллергия
    • От магния также было решено отказаться, поскольку он проявил способность скапливаться в почве и подземных водах
    • Ну а хлорсодержащие вещества, естественно, приводят к обесцвечиванию
    • В общем, для борьбы с гололедицей еще работают над реагентами

Гололед и гололедица — в чем разница, отличие?

Мы указали в предыдущем пункте, какое значение каждого из слов. Поэтому картина дает понять, что это два разных (но немного схожих) явлений.  Мы затронули сторону их отличий, поэтому остается их лишь подытожить.

  • Гололед имеет чаще плотную корку, которая покрывает всю дорогу. Гололедица же имеет тоньше слой (хотя бывают случаи, что она превращается после нескольких замерзаний в толстую кору) и не всегда охватывает всю поверхность.
  • Также, нельзя не отметить, что гололед покрывает все поверхности, как вертикальные, так и горизонтальные. Гололедица же будет только на горизонтальных плоскостях и в тех местах, где замерзла талая вода.
  • Гололед опасен на дорогах тем, что часто покрывает всю поверхность автомобиля, в том числе и стекла. А это ухудшает видимость. И проезд возможен лишь на небольшой скорости – до 40 км/ч. Подвох гололедицы же в том, что определенный участок дороги можешь спокойно ехать со скоростью 60 км/ч, а случайная замерзлая лужа может стать причиной заноса.

Различия гололед и гололедица

  • Гололед затрудняет движение и пешеходов, ведь ходить по ледяной корке уж очень неудобно. Но вот гололедица в этом вопросе более коварна, ты можешь спокойно шагать по тротуару, а случайно наступить в неподходящее место и заработать травму. Особенно следует быть осторожными, когда после гололедицы выпал снег. Тогда визуально тяжело рассмотреть, куда нужно шагать.
  • Гололед наиболее опасен для проводов. Он может стать причиной не только их разрыва, но и нанести существенный вред электричеству и экономике страны. А в критических ситуациях может и вовсе лишить часть населения или отдаленные села электричества. Более того, ремонтные работы проводить не только неудобно, но и опасно. Гололедица к проводам не имеет никакого отношения. Разве что в случае автомобильной аварии, когда были задеты столбы с электричеством.
  • Но зато для урожая гололедица хуже. Она может спровоцировать повреждение таких культур, как пшеница, рожь или ячмень (озимые их формы). Что станет причиной плохого урожая, малой продуктивности и скачком цен на продукты.
  • Ну и стоит выделить, что гололед редко долго держится на поверхности. Как правило, после прекращения дождя он проходит. Конечно, это зависит и от климатических условий, в некоторых местах гололед может сохраняться от 4 до 6 дней и иметь корку толщиной в несколько сантиметров. Гололедица же сохраняется очень долго (минимум неделю).

Правила безопасности или как подготовиться к гололеду и гололедице?

В этом пункте есть также и отличия и схожие моменты.

  • Первое и важное правило относится к женской части населения. В зимнюю погоду, а тем более в период гололеда или гололедицы, нужно отказаться от каблуков.
  • Зимнюю обувь следует выбирать, соответствуя всем требованиям:
    • подошва не должна быть абсолютно гладкой. Должен быть каблук высотой в 3-4 см
    • обязательно должно быть наличие четких рельефов на подошве
    • кстати, рисунок должен чередовать крупные и мелкие узоры
    • подошва должна быть толстой, но не на высокой платформе
    • носок обуви должен быть широким и закругленным

Меры предосторожности в гололед

  • Обувь должна иметь обрезиненную подошву или хоты быть со специальной резиновой профилактикой (небольшая прокладка крепиться на саму подошву). Небольшие рекомендации:
    • на некоторое время можно приклеить небольшой кусочек войлока к подошве
    • или заменить его поролоном
    • а для экстренных ситуаций подойдет даже медицинский пластырь, но он очень быстро выйдет из строя
  • Теперь поговорим о походке. При гололеде или гололедице нужно не обычным способом шагать, а имитировать передвижение на лыжах. Или постарайтесь ходить, как пингвин.
  • Если же от падения спастись не удалось, тогда постарайтесь сжаться в клубочек. Шею втянуть, руки согнуть и постараться защитить голову. Да, для этого нужно уметь быстро группироваться. И еще один нюанс – падать лучше набок. В таком случае могут быть травмы или ушибы, но хотя бы избежите перелома, сотрясения или еще худших последствий.
  • Для водителей лишь есть одно указание – будьте осторожными и внимательными. Не старайтесь ехать на максимальной скорости. Не забываем, что при гололеде или гололедице очень тяжело затормозить. А при большой скорости или при резких движениях машину и вовсе может занести в сторону.

Отличие в мерах безопасности в том, что:

  • пешеходу нужно внимательно смотреть под ноги и по сторонам. Оголенные и оборванные провода плюс вода могут нанести свой вред.
  • не стойте под деревьями. Кстати, машины тоже при гололеде лучше не ставить. Целее будет автомобиль.
  • и еще, не забываем и о сосульках домах, деревья или даже проводах. Они в любой момент могут упасть вам на голову или автомобиль.
  • с гололедицей в этом плане проще и безопасней.

Как правильно говорить: гололед или гололедица?

Мы уже разжевали тему, что гололед и гололедица – это разные термины. Они не синонимы друг друга и, тем более, не являются сокращенной частью чего-то. Поэтому, в профессиональной речи или среди синоптиков каждое из этих слов называться по-своему.

  • То есть, гололед он и есть гололед, а гололедица так и называется гололедицей
  • Стоит лишь повториться, что гололедицей называют ледяную корку лишь на дороге, которая бывает после оттепели и резких заморозков
  • Гололед же бывает на всех видах поверхности, как результат дождя в морозную погоду
  • Поэтому, не путайте эти понятия, будьте грамотными личностями и называйте вещи своими именами

А в заключение хотелось бы добавить, что гололед и гололедица одинаково опасны для человеческой жизни и здоровья, а также становятся первыми причинами автомобильных аварий в зимний период. Поэтому, будьте внимательными и берегите себя!

Видео: 7 правил поведения в гололед

Источник: https://heaclub.ru/gololed-i-gololedica-v-chem-raznica-otlichie-kak-pravilno-govorit-gololed-ili-gololedica

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Стекловидный футлярообразный гололед на проводе.| Гололед матовый.  [1]

Образование гололеда происходит в морозную погоду при температуре воздуха в приземном слое от — 0 5 до — 5 С и реже при — 10 С. Причиной его является замерзание переохлажденных капель воды, выпадающих при моросях и дождях или при густом крупнокапельном тумане и наносимых ветром на провода и другие предметы. Ледяная корка прочно сцепляется с проводом.  [2]

В периодобразования гололеда следует производить несколько отключений выключателя без нагрузки с целью разрушения образовавшейся корки льда.  [3]

В случаеобразования гололеда тротуары, пешеходные дорожки и проезжая часть дорог посыпаются песком, топливным шлаком, мелким гравием в другими материалами, обеспечивающими безопасность движения транспорта в пешеходов.  [4]

Трк, предупреждающийобразование гололеда, определен для скорости ветра 0 5 м / сек при температуре провода 2 С.  [5]

В районах счастым образованием гололеда и в районах с повышенными нагрузками, где при низких температурах требуется увеличенный запас прочности, применяются зажимы типа ПГН-5-4, а также зажимы для двух и более проводов, разработанные на базе этих зажимов.  [7]

В большинстве случаев температураобразования гололеда находится между 0 и минус 3 С, в отдельных случаях — минус 6 С.  [8]

В зимнее время приобразовании гололеда или инея на контактном проводе трогание и разгон поезда ведут при двух поднятых токоприемниках. При выходе на перегон, на котором нет гололеда, первый по ходу поезда токоприемник опускают.

Важно

При обледенении рабочих поверхностей и рам токоприемников во избежание пережога контактных проводов машинист несколько раз поднимает и опускает токоприемник при обесточенных высоковольтных цепях.

В период гололеда машинисты лично перед выездом из депо и в пунктах смены должны осматривать токоприемники на крыше, соблюдая правила техники безопасности.  [9]

В некоторых местностях, гдеобразование гололеда особенно интенсивно, он может быть причиной тяжелых повреждений проводов и даже опор воздушных линий. Поэтому в таких местностях организуется тщательное наблюдение за метеорологическими условиями, для чего устанавливается тесная связь с — метеорологической службой.  [10]

На участках дорог, где возможнообразование гололеда, создают запас противообледени-тельных смазок и жидкостей, а при отсутствии их — трансформаторного масла. На этих участках на пружины токоприемников устанавливают защитные кожуха.  [11]

На линиях, расположенных в районахобразования значительных гололедов, могут возникать значительные гололедные нагрузки, приводящие к разрушению линий и нарушению энергоснабжения потребителей.

Эффективное повышение надежности ВЛ напряжением выше 1000 В обеспечивается для этих линий выполнением схем плавки гололеда на проводах и тросах в соответствии с действующими Руководящими указаниями по плавке гололеда.

Основными требованиями для эффективной организации плавки гололеда являются правильный выбор схемы плавки, метода осуществления его и своевременное включение схем плавки.  [12]

В районах, где на открытом воздухе возможнообразование гололеда на троллеях, рекомендуется предусматривать мероприятия для предупреждения или устранения гололеда, например нагрев троллеев.  [13]

Совет

Для ВЛ с толщиной стенки гололеда 20 мм и более, а также в местах счастыми образованиями гололеда или изморози, сочетающихся с сильными ветрами, рекомендуется предусматривать плавку гололеда на проводах и тросах электрическим током.  [14]

Значительные трудности представляет создание конструкции разъединителя наружной установки, предназначенного для работы в климатических условиях с возможностьюобразования гололеда. При гололеде повышается механическая нагрузка на элементы разъединителя и для работы разъединителя необходимо обеспечить разрушение толщи ледяного покрова, образующегося на контактах и подвижных частях.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id200358p1.html

Определение и прогнозирование момента образования гололеда на покрытии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский Государственный Технический Университет

Кафедра «Автомобильный транспорт»

Реферат по дисциплине «Аппаратурное обеспечение транспортных средств» на тему:

«Определение и прогнозирование момента образования гололеда на покрытии»

Выполнил:

студентка гр. АБ – 514

Симонова Д.А.

Проверил:

Жирков Р.А.

Волгоград – 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………31 Виды зимней скользкости………………………………………………………4 2 Изменение условий движение и транспортно-эксплуатационных характеристик дорог в зимний период…………………………………………..8 2.1 Причины изменения условий движения и причиненный ущерб……8 2.2 Требования к состоянию проезжей части дорог……………………..9 2.

3 Особенности зимнего содержания дорог……………………………12 3 Определение момента образования гололеда………………………………..14 4 Методы борьбы с гололедом…………………………………………………..16 5 Прогнозирование момента образования гололед …………………….22 Заключение……………………………………………………………………….29 Список использованной литературы……………………………………………

30 Приложение А……………………………………………………………………31

Введение

Проблема зимнего содержания автомобильных магистралей является весьма актуальной, так как величина их грузонапряженности, интенсивности и скорости движения постоянно возрастает.

Среди основных задач зимнего содержания автомагистралей можно выделить разработку требований к состоянию проезжей части, обоснование норм потребности в машинах и материалах и их номенклатуры, сроков ликвидации зимней скользкости, расстояний между складами химических материалов и др.

Принципиальных различий в технологии зимнего содержания автомагистралей разных стран нет. Для ликвидации зимней скользкости за рубежом используют хлориды, как твердые, так и жидкие, а для предотвращения снежных заносов применяют различные виды защит.

Очистка автомагистралей от снега везде производится путем его механического удаления за пределы земляного полотна. Значительные различия наблюдаются в уровне развития служб прогнозирования неблагоприятных погодных условий и предупреждения дорожников и участников движения о состоянии проезда по автомагистрали, рекомендуемым режимам движения и т.п.

Значительную часть рекомендаций по зимнему содержанию автомобильных дорог с двумя полосами движения можно перенести на автомагистрали. Тем не менее, специфика конструктивных и геометрических элементов последних требует детальной проработки и обоснования большинства положений по их эксплуатации в зимний период.

Обратите внимание

Это вызвано рядом особенностей автомагистралей: значительными размерами земляного полотна и проезжей части; наличием разделительной полосы, транспортных развязок в разных уровнях, путепроводов и мостов, формирующих большие снегосборные площади; большой протяженностью участков с различными типами ограждений, нарушающими режим снегопередувания; высокой интенсивностью движения автомобилей и т.п.

1 Виды зимней скользкости

Зимняя скользкость включает в себя все виды снежно-ледяных образований на поверхности дороги, приводящие к снижению коэффициента сцепления: различные виды естественного обледенения, которые в метеорологии объединяют понятием гололедицы, и искусственное обледенение в виде снежного наката.

Формирование зимней скользкости на автомобильных дорогах зависит от метеорологических условий и теплофизических свойств дорожной одежды. Частота ее появления зависит от климатических условий и колеблется от 5 до 50 случаев в году.

Наиболее общим случаем является образование гололеда на покрытии в результате замерзания капель дождя, мороси, тумана непосредственно на покрытии или в приземном слое воздуха, в котором при пониженной температуре содержится паровоздушная смесь в состоянии, близком к насыщению.

Ледяная корка образуется в зимний период при температуре воздуха от +4 до — 20°С: 55% случаев приходится на период О…-5°С; 80% на период +2… …-6Х; 90% на период +2… … — 15°С.Относительная влажность воздуха со оказывает важное влияние на формирование условий льдообразования. Гололед на покрытиях в 95% случаев возникает при w=70÷100%, 90% случаев при со w=80÷100%.

При высокой влажности и отрицательной температуре в приземном воздухе до -5 °С еще содержится незамерзшая вода в виде капель диаметром около 2 мм. Чем холоднее воздух, тем меньше диаметр не-замерзших частиц: при tв = -10 °С в воздухе находится морось — незамерз-шая парообразная вода диаметром частиц около 0,3 мм; при tв =-30 °С парообразная влага представляет собой переохлажденный туман.

По характеру образования различают пять групп обледенения поверхности автомобильных дорог. К первой группе относят все виды обледенения, возникающие с понижением температуры воздуха и замерзания имеющейся на покрытии воды.

Это гидратационный тип гололедообразования, который возникает от внезапного снижения температуры воздуха до 0 °С и ниже, когда замерзает вода, находящаяся на покрытиях после дождя, таяния снега, поверхностного стока. Осадки при этом могут отсутствовать.

Важно

Другой путь обледенения мокрого покрытия-выпадение мокрого снега или дождя при положительной температуре воздуха и дальнейшее замерзание при понижении температуры до отрицательных значений.

Область образования льда зависит от толщины пленки воды, отрицательной температуры воздуха tв, скорости ветра υB, теплового сопротивления дорожной конструкции R. Время промерзания или время льдообразования в этом случае

Т= аhГR/tBКB,,

где а — коэффициент, учитывающий гидрофобные свойства покрытия; hГтолщина гололеда; Квкоэффициент, учитывающий скорость ветра, возрастающий с увеличением υв .

Скорость гололедообразования зависит от тепловых свойств.одежды и полотна. Чем «теплее» дорожная конструкция (больше R), тем медленнее остывает покрытие после внезапного похолодания, тем продолжительнее время промерзания воды на покрытиях.

Толщина слоя льда в этом случае может быть от 1 мм до 2-3 см и зависит от микрошероховатости и ровности покрытий, слоя воды. Этот тип гололедицы характерен очень низким коэффициентом сцепления (около 0,08—0.

15), однородностью стекловидного льда, однородностью структуры по всей толщине ледяного слоя. Плотность льда достигает 0,9 г/см3.

Ко второй группе относят те виды обледенения, которые образуются на сухой поверхности в результате кристаллизации водяного пара из воздуха и образования инея при радиационном охлаждении покрытия ниже температуры точки росы.

Температурный диапазон образования инея от — 7 до — 40 °С. Образование инея возможно при относительной влажности воздуха 80-100% в ясную безветренную погоду, при которой имеет место отрицательный баланс тепла.

Осадки при этом отсутствуют.

К третьей группе относят виды скользкости, возникающие при замерзании осадков, выпадающих на покрытие, охлажденное ниже температуры замерзания воды, в результате чего образуется твердый налет. Различают налет зернистый и ледяной.

Зернистый налет возникает при намерзании на переохлажденное покрытие влаги из тумана в начале оттепели, создается ледяная корка с шероховатой поверхностью. Ледяной налет образуется из-за замерзания капель воды при кратковременном дожде или мороси на охлажденном покрытии, когда температура воздуха не более — 2… — 3 0С.

Совет

Длительный дождь приводит к прогреванию верхних слоев покрытия, и капли воды не замерзают.

К четвертой группе относят те виды обледенения, которые возникают при выпадении на покрытие переохлажденных капель влаги. Жидкая фаза на сухом или мокром покрытии образуется за счет выпадения капель переохлажденной жидкости из приземного слоя. Переохлажденные дожди наблюдаются при температуре до — 5 0С, а переохлажденная морось-до -10 °С.

Температура переохлажденных капель в зависимости от их диаметра может изменяться от — 1 до -10 °С. Крупные капли воды (диаметром более 2-3 мм) при ударе о покрытие быстро растекаются и промерзают, образуя практически однородную структуру ледяной корки.

Мелкие капли (диаметром 1-2 мм и менее) с меньшей температурой промерзания медленнее садятся на покрытие, они удлиняют период льдообразования. Однако скорость образования гололеда высокая-1-5 ч. Льдообразование возникает сразу на больших территориях. Толщина корки льда небольшая обычно 1-3 мм, реже до 5 мм, плотность льда 0,7-0,9 г/см3.

Это гидратационное гололедообразование. К этой же группе относят конденсационный тип гололедообразования, когда на покрытие оседают не переохлажденные капли жидкости,: а кристаллы льда и мороси. Характерная особенность метеорологических условий для этого типа гололеда: оттепель после длительных морозов; слабоморозная погода (2В ?= — 1.. .

6 °С) и туманы; низкая положительная температура (7в== +4… + 1 °С) и туманы при температуре дорожных покрытий

Пятую группу составляют те виды скользкости, которые образуются от уплотнения на покрытии слоя снега, т. е. искусственная скользкость. Снег обладает свойством изменять свои физические характеристики (плотность, прочность) под воздействием колес движущегося автомобиля. Процесс формирования снежного наката включает три стадии:

  1. механическое уплотнение снега,в результате образуется пакат плотностью 0,35-0,5 г/см3.При этом коэффициент сцепления колеса с покрытием может достигать 0,20-0,25;

  2. постепенное формирование льдана его поверхности в результате периодического замерзания и оттаивания верхнего слоя наката. Тонкая пленка воды образуется от трения колес автомобиля по поверхности уплотненного снега; затем происходит кристаллизация ее в лед за счет большой теплоемкости снежных отложений. Плотность такого отложения 0,6-0,65г/см3;

  3. дальнейшее уплотнение и промерзание наката до превращения его в сплошной лед плотностью 0,9 г/см3.Коэффициент сцепления снижается до 0,1-0,15.

На процесс образования данного вида обледенения влияет температура воздуха: если она ниже -10°С, уплотнение снега замедляется. Быстрее всего формируется слой наката при температуре воздуха, близкой к 0 °С.

При малой скорости ветра снег откладывается на проезжей части, если скорость выше 6 м/с, имеет место перенос снега, что препятствует его отложению на дороге. Быстрому уплотнению снега способствует высокая интенсивность движения.

Обратите внимание

При этом коэффициент сцепления достигает минимальных значений — 0,03-0,15. Сцепные качества покрытий снижаются не только из-за образования снежного наката, но и отложения на них рыхлого, особенно влажного снега, когда коэффициент сцепления может составлять всего 0,1-0,2.

Большое разнообразие условий образования зимней скользкости на дорогах существенно усложняет разработку методов ее прогнозирования и технологии ликвидации.

2 Изменение условий движение и транспортно-эксплуатационных характеристик дорог в зимний период

2.1 Причины изменения условий движения и причиненный ущерб

Под воздействием неблагоприятных погодно-климатических факторов в зимний период изменяются транспортно-эксплуатационные характеристики автомагистралей, а также условия движения. Основными из них являются гололед, снежный накат и рыхлый снег.

Наибольшие помехи для движения создает гололед, образующийся в результате замерзания выпадающих осадков или конденсируемой на поверхности покрытия влаги и имеющий толщину 1-3 мм и плотность до 0,7 г/см3. Коэффициент сцепления колеса автомобиля с обледенелым покрытием снижается до 0,10.

Для ликвидации гололеда необходимо полностью разрушить ледяную пленку, используя для этого механические, тепловые, электрические или химические способы. Как показывают исследования, зимняя скользкость приводит к снижению скорости движения транспортных средств в 2-2,5 раза, их производительности на 30-40% и увеличению себестоимости перевозок на 25-30%.

Одновременно зимняя скользкость является причиной до 40% дорожно-транспортных происшествий. Отмечено также, что риск быть вовлеченным в ДТП при гололеде в 6 раз больше, чем при сухом покрытии в летнее время.

В темное время суток на неосвещенной дороге при дожде и обледенелом состоянии проезжей части уровень аварийности в 50-60 раз выше, чем в светлое время суток при сухом покрытии. Среди ДТП, возникающих из-за скользкости, наиболее типичными являются опрокидывание и встречное столкновение, а также наезды транспортных средств на пешеходов.

В результате проведенных исследований на автомобильных дорогах специалистами было установлено, что средняя длительность различных состояний покрытия составляет: сухое — 68,2%, мокрое — 13,85%, гололед — 7,7% и снежный накат — 10,3% от длительности зимнего периода.

С учетом этой длительности (если принять опасность возникновения ДТП при сухом состоянии покрытия за 1) вероятность происшествий при гололеде повышается в 9,71 раза. Относительная аварийность в зимний период значительно превышает аварийность в другие периоды года, хотя интенсивность движения в эти месяцы на 25-30% ниже, чем летом. Изменение относительной аварийности на автомагистралях России в зависимости от времени года показано в таблице 1.

Источник: https://works.doklad.ru/view/ez5KVy5CFDI.html

Изморозь и иней, гололед и гололедица

Но надо знать и честь: полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест…


А. С. Пушкин. «Осень»

Не каждое дерево способно выдержать такую многотонную пушистую шубу. Но она из-за ничтожно малой плотности гололедно-изморозных образований все же несколько легче, чем кажется.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Так начинают расти кристаллы изморози.

Морозные узоры в доме на оконном стекле.

После тумана грянул мороз… Если не будет сильного ветра, то дерево выдержит такую нагрузку от гололедно-изморозных отложений.

Конфигурация гололедно-изморозных отложений на горизонтальных (А) и вертикальных (В) стержнях диаметром 5 мм.

Важно

Условные, но часто встречающиеся гололедные отложения на проводах: А — диаметр провода; В — наибольшая длина отложения; С — наибольшая ширина отложения.

Зима у нас в России и вправду холодная и уж очень длинная. Но зато как красива! До чего хороши бывают погожие, ясные морозные деньки.

Да и нельзя сказать, что зимой у нас только снег да снег. Метеорологи различают удивительно много зимних образований: зернистая изморозь, кристаллическая изморозь, мокрый снег, замерзшая роса, иней, инеевые цветы…

Возникновение и рост всех их связаны с процессами кристаллизации переохлажденных капель дождя, мороси, тумана. Общность происхождения роднит, делает похожими.

Но конкретные условия их образования: влажность воздуха, перепады температуры, рельеф местности, направление ветра — никогда не могут быть все одинаковыми, отсюда — непохожесть.

Особенно, если одно явление природы наслаивается на другое: изморозь на гололед, гололед на изморозь, а на них еще холодный дождь — поди тут разберись!

А разобраться надо. Иначе не будем знать, какой ущерб может принести то или иное явление, какие меры защиты следует применить.

В морозную туманную погоду на ветвях и сучьях деревьев, на проводах, на заборах появляется изморозь — это отложения ледяных кристаллов. Они выглядят чрезвычайно красиво, придают лесу, парку поразительную нарядность. Их нередко называют инеем, но это неправильно.

Совет

Иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. А изморозь, наоборот, осаждается главным образом на проводах, на вертикальных или наклонных ветках кустов и деревьев.

Иней (очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки) чаще всего ложится в холодные ясные и тихие ночи на еще не покрытую снегом рыхлую почву или на шероховатые стены дома, на скамейки. Образуются красивые белые пятна с причудливыми узорами тропических листьев или цветов. Слабый ветерок помогает более быстрому росту кристалликов.

Такое же происхождение имеют и морозные узоры в доме на стеклах окон.

Процесс рождения изморози очень сложен и во многом еще неясен. Долголетние наблюдения показывают, что изморозь образуется в результате сублимации водяного пара и состоит из кристалликов льда, нарастающих главным образом на тонких длинных предметах с наветренной стороны при слабом ветре и температуре ниже -15оС.

Жизнь ледяных кристаллов изморози очень коротка. Их форма и размеры все время меняются. Одни становятся меньше, другие вдруг неправдоподобно быстро растут. Особенно заметно это, когда температура поверхности подходит близко к 0оС. Иногда за 10 минут происходит почти полная перекристаллизация изморози, а значит, и рисунка. При низких температурах структура почти не меняется.

Различают изморозь двух видов: кристаллическую и зернистую.

Кристаллическая — это белый осадок, состоящий из кристаллов льда весьма нежной тонкой структуры. Однако он все же достаточно плотный (0,4 г/см3), стекловидный.

Зернистая — снеговидный рыхлый лед матово-белого цвета, нарастающий преимущественно в туманную, ветреную погоду и чаще всего в горах. Зернистая изморозь имеет аморфное строение и по структуре занимает промежуточное положение между гололедом и кристаллической изморозью. От гололеда отличается снежно-белым цветом и меньшей плотностью (0,1-0,4 г/см3).

Для образования обоих видов изморози кроме минусовой температуры необходимо еще одно условие — туман или густая дымка, т.е. достаточное количество водяного пара в воздухе. При очень сильных морозах (ниже -30оС) кристаллическая изморозь может возникать и без тумана, но тоже за счет водяного пара, содержащегося в воздухе.

Чем ниже температура, тем более нежной и ажурной бывает изморозь. Ее называют «сибирской» или «полярной». С повышением температуры и сгущением тумана изморозь становится плотнее, ажурность рисунка теряется.

Особой красотой отличается кристаллическая изморозь. Чаще всего она бывает в виде рисунков веерообразных пальмовых листьев. Они всегда разные, никогда не повторяются, потому что условия роста кристаллов — сочетание определенных условий: температуры, влажности, движений воздуха — все время меняется.

Обратите внимание

Практиков, хозяйственников из всех этих вопросов, пожалуй, больше всего интересуют подробности: где, когда образуются те или иные ледово-изморозные отложения.

Долголетние научные наблюдения показывают, что отложения кристаллической изморози наиболее часто становятся причиной больших и малых аварий, особенно в Сибири. При штилях изморозь там возникает редко: нет интенсивной подачи влаги, главного «строительного материала». Зато при ветрах со стороны крупных водоемов процессы идут особенно интенсивно.

Обильность изморози напрямую связана не только с направлением и силой ветра, но и с его суточными изменениями. Например, на одной из станций Новгородской области кристаллическая изморозь в 70% случаев выпадает вечером, если ветер дует с юго-запада. Но когда направление ветра меняется на северо-западное, время образования изморози обычно сдвигается на ночь.

Любопытно, что 8-17% случаев образования изморози приходится на декабрь, 20-28% — на январь, 25-33% — на февраль, 30-35% — на март, ближе к весне.

Объясняется это тем, что на северо-западе России в это время преобладает антициклонический тип погоды. Стоят солнечные морозные дни. Испарение идет более интенсивно, относительная влажность повышается, и, как следствие, изморозь выпадает чаще.

Поэт Д. Кедрин нашел этому и другое, поэтическое объяснение:

На окнах, сплошь заиндевелых, Февральский выписал мороз Сплетенье трав молочно-белых И серебристо-сонных роз. Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне. Зачем ей розы? Видно, это Зима тоскует о весне.

Чем стабильнее погода, тем устойчивее изморозные отложения. Растут кристаллики медленно, иногда сутками, держатся порой больше недели.

Чаще всего изморозь, появляясь поздним вечером, достигает максимума далеко за полночь, а разрушается вскоре после полудня.

Когда после изморози начинается потепление, возникает более опасное явление — гололед. На поверхности земли, на дорогах, на крышах домов нарастает слой плотного льда, корка толщиной в несколько сантиметров. И вот тогда, особенно при сильном ветре, начинают ломаться деревья, рушатся мачты электропередачи.

Важно

О гололеде обычно не вспоминают более 300 дней в году, но зато те 10-20 дней, когда он случается, долго не забывают.

Сразу же хочу предупредить: не путайте очень похожие по звучанию слова — «гололед» и «гололедица». Это совершенно разные понятия. Первое — явление природы, второе — ее состояние.

Гололедица — корка замерзшей на почве талой или дождевой воды. Она тоже приносит немалый вред людям: дороги становятся скользкими и опасными, и самое главное — это бич сельского хозяйства. Она вызывает выпревание хлебов, от нее скот, находящийся на подножном корму, страдает, а то и гибнет от бескормицы.

Природа не наделила гололед такой красотой, как, скажем, изморозь, однако и он по-своему красив. Взгляните на ветки деревьев, покрытые стекловидной коркой гололеда, и вы невольно представите себе гигантские хрустальные люстры. Гололед воспевают и проклинают, им восхищаются и с ним энергично борются, он хрупок и прочен, красив и очень опасен…

Определение гололеда понятно любому жителю северной страны. Это плотный слой льда, осадок, нарастающий на поверхности земли, на проводах, на деревьях… Возникает он, когда после сильных морозов натекает теплый влажный воздух и при этом на холодную землю выпадает переохлажденный дождь, морось или туман. Образуется ледяная корка, которая может становить ся все толще и толще…

Нарастание гололеда обычно происходит не менее 1 часа и не более 12-ти. А вот разрушение идет очень медленно, в основном за счет испарения льда, а при низких температурах этот процесс протекает вяло. Если не вмешается резкая оттепель или сильный ветер, процесс может растянуться до 4-6 суток.

Метеорологи отметили несколько интересных свойств образования гололеда. Например, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда почти на 30% больше, чем на проводах обесточенных.

Или такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. Если фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И наоборот, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница огромная, иногда в три раза.

Там, где наблюдались самые объемные отложения, плотность их оказывалась минимальной. Если внимательно рассмотреть кристаллический нарост, можно заметить, что поверхность его удивительно тонкая и хрупкая, кристаллы на внешних краях более пористы и рыхлы.

Но каким же образом легкий, изящный, безобидный на вид ледяной налет оказывается таким разрушительным?

Совет

Дело в том, что изящество его весьма относительно. Особо опасные наледи могут достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает серьезное сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в диаметре поменьше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее.

Роскошные ледяные короны вокруг проводов диаметром до 70-80 мм создают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на погонный метр. Выявлены и рекордные показатели: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на погонный метр провода.

Следовательно, на пролет между столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.

Практика показывает, что наибольший ущерб наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При такой двойной нагрузке — весовой и ветровой — особенно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор.

Катастрофические условия чаще всего следует ожидать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Поэтому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны. Вот пример сообщения о том, что случилось в январе 1963 года.

Поезд мчался к югу. Чувствовалась близость Черного моря. Скоро Туапсе, Лазаревское, Сочи… Неожиданно для всех в окна вагонов застучали крупные капли дождя. Падая, они растекались и замерзали, превращаясь в плотный слой стекловидного льда. Контактные провода начали искриться. Поезд замедлил ход и вскоре остановился.

Провода, деревья, кустарники, почва — все покрылось толстым панцирем льда… Первыми не выдержали натиска стихии провода. Под тяжестью льда и под действием ветра они стали рваться. Затем начали ломаться телефонные и телеграфные столбы. Словно подкошенные, они валились на землю, увлекая за собой арматуру и провода.

Металлические опоры высоковольтных линий электропередачи, стоявшие на вершинах гор, не выдержали тяжести льда и упали.

Наиболее ожесточенным оказался «поединок» между гололедом и лесом.

Обратите внимание

Вековые дубы и грабы, приняв на свои мощные кроны тонны льда, вначале лишь слегка покачивались, но по мере того, как увеличивались отложения льда и усиливался ветер, начали ломаться ветви, затем верхушки деревьев и, наконец, стволы.

Тысячи деревьев, вывороченных с корнями, падали на землю… Деревья перекрывали шоссейные дороги, ложились на провода телефонных и осветительных линий, обрывая их.

Температура у поверхности земли была — 3-5оС. Дул сильный северо-восточный ветер. Эти условия способствовали нарастанию гололеда…

Максимальная толщина отложений льда на телеграфных проводах вместе с сосульками достигала 350 мм, а вес отложений на одном погонном метре провода — около 7 кг! Такого гололеда не помнили старожилы и не регистрировали метеорологические станции за многие десятилетия.

Через 25 лет, в декабре 1988 года, ситуация повторилась. На Северном Кавказе сложились крайне неблагоприятные погодные условия: снегопады, дождь, которые из-за низкой температуры превращались в гололед.

Поездам приходилось буквально пробиваться сквозь «стеклянные» дожди. Электровозы выходили из строя… Их заменяли на тепловозы , что значительно снижало скорости.

Многочасовые опоздания дорого обошлись и стране и пассажирам…

Еще дороже обходится гололед в крупных городах. Вот одно из газетных сообщений (6 января 2000 года): 2088 петербуржцев обратились в «Скорую помощь» за минувшие выходные дни. Пик травм пришелся на 1 января: медицинскую помощь вызвал 721 петербуржец, 62 человека госпитализированы. Кроме того, 79 человек пострадали в результате дорожно-транспортных происшествий.

И вот сообщение уже нынешнего года (газета «Известия», 2004 г., январь, № 1):

Совершенно особая ситуация сложилась на средней и нижней Волге. Там, в результате встречи теплого и влажного воздуха с холодным, сформировались так называемые сложные гололедно -изморозные отложения.

«Мне кажется, — пишет об этом в газете Роман Вильфанд, директор Гидрометцентра России, — что тут побит рекорд — толщина льда на проводах линий электропередачи составила 38 см.

(Автор обращает внимание на то, что это не ошибка, не опечатка — именно сантиметров, а не миллиметров!) Невероятная тяжесть, в результате которой провода рвутся, как нитки».

Советы пешеходам

Важно

Чтобы избежать падений и травм при гололеде и гололедице, прислушайтесь к советам опытных врачей-травматологов.

1. Слушая сводки Гидрометеоцентра, обращайте внимание не только на данные о градусах, влажности воздуха, скорости и направлении ветра, атмосферном давлении, но и на ключевую фразу: «На дорогах сильная гололедица».

2. В такой день, по возможности, лучше вовсе не выходить из дому, ибо, чем меньше вы сделаете шагов по скользкой поверхности, тем меньше вероятность травмы.

3. Передвигаться по льду надо умеючи: на полусогнутых ногах, наклонившись вперед, ноги ставить на всю ступню и слегка расслабить в коленях, идти не торопясь. Руки (или хотя бы одна правая рука) должны быть свободны.

4. Если чувствуете, что падаете, — постарайтесь сгруппироваться и валиться на правый бок, с упором на ладонь и предплечье.

5. Выходите на улицу обязательно в удобной устойчивой обуви.

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/4347/

Ссылка на основную публикацию