Бедствие на акватории

Проблема загрязнения океана

Поскольку три четверти населения Земли проживают в прибрежной зоне, неудивительно, что Мировой океан страдает от последствий деятельности человека и масштабного загрязнения. Зона прилива исчезает вследствие возведения заводов, портовых сооружений, туристических комплексов.

Акватория постоянно загрязняется бытовыми и промышленными сточными водами, пестицидами, углеводородами. Тяжелые металлы обнаружены в организме глубоководных (3 км) рыб и арктических пингвинов. Ежегодно в океан реками приносится около 10 млрд тонн отходов, источники заиливаются, моря высыхают, океаны цветут.

Каждая такая экологическая проблема требует решения.

Экологические катастрофы

Загрязнение водоемов проявляется в снижении их экологического значения и биосферных функций под действием вредных веществ. Оно ведет к изменению органолептических (прозрачность, окраска, вкус, запах) и физических свойств.

В воде в больших количествах присутствуют:

  • нитраты;
  • сульфаты;
  • хлориды;
  • тяжелые металлы;
  • радиоактивные элементы;
  • болезнетворные бактерии и др.

Кроме того, существенно сокращается растворенный в воде кислород. Только нефтепродуктов ежегодно попадает в океан более 15 млн тонн, поскольку постоянно происходят катастрофы с участием нефтеналивных танкеров и буровых установок.

Огромное количество туристических лайнеров сбрасывают все отходы в моря и океаны. Настоящей экологической катастрофой являются радиоактивные отходы и тяжелые металлы, попадающие в акваторию в результате аварий на АЭС и захоронения химических и взрывчатых веществ в контейнерах.

Крушения крупных танкеров

Транспортировка углеводородов может закончиться крушением судна и разливом нефти на огромной водной поверхности. Ежегодно ее поступление в океан составляет более 10 % от мировой добычи. К этому нужно прибавить и утечки при добыче из скважин (10 млн тонн), и продукты переработки, поступающие с ливневыми стоками (8 млн тонн).

Огромный ущерб нанесли катастрофы танкеров:

  • В 1967 году американское судно «Торри Каньон» у побережья Англии – 120 тыс. тонн. Нефть горела три дня.
  • 1968–1977 гг. – 760 крупных танкеров с массовым выбросом нефтепродуктов в океан.
  • В 1978 году американский танкер «Амоно Кодис» у побережья Франции – 220 тыс. тонн. Нефть покрыла территорию в 3,5 тысячи кв. км. водной поверхности и 180 км прибрежной линии.
  • В 1989 году судно «Валдис» у берегов Аляски – 40 тыс. тонн. Нефтяное пятно имело площадь 80 кв. км.
  • В 1990 году во время войны в Кувейте защитники Ирака открыли нефтяные терминалы и опорожнили несколько нефтяных танкеров, чтобы воспрепятствовать высадке американского десанта. Более 1,5 млн тонн нефти покрыло тысячу кв. км Персидского залива и 600 км побережья. В ответ американцы разбомбили еще несколько хранилищ.
  • 1997 год – крушение российского судна «Находка» на маршруте Китай–Камчатка – 19 тысяч тонн.
  • 1998 год – либерийский танкер «Паллас» сел на мель у европейского побережья – 20 тонн.
  • 2002 год – Испания, Бискайский залив. Танкер «Престиж» – 90 тысяч тонн. Стоимость ликвидации последствий составила свыше 2,5 млн евро. После этого Франция и Испания ввели запрет на вход в их воды нефтеналивным судам без двойного корпуса.
  • 2007 год – шторм в Керченском проливе. 4 судна затонули, 6 сели на мель, 2 танкера были повреждены. Ущерб составил 6,5 млрд рублей.

Ни один год не проходит на планете без катастрофы. Нефтяная пленка способна полностью поглощать инфракрасные лучи, вызывая гибель морских и прибрежных обитателей, что ведет к глобальным экологическим изменениям.

Сточные воды

Другим опаснейшим загрязнителем акватории являются сточные воды. Большие прибрежные города, не справляющиеся с потоком канализационных отходов, стараются отвести канализационные трубы подальше в море. Из материковых мегаполисов сточные воды попадают в реки.

Нагретые отработанные воды, сбрасываемые электростанциями и производствами, – фактор теплового загрязнения водоемов, способный существенно повышать температуру на поверхности.

Он препятствует обмену придонных и поверхностных водных слоев, что уменьшает поступление кислорода, повышает температуру и, как следствие, активность аэробных бактерий. Появляются новые виды водорослей и фитопланктона, что приводит к цветению воды и нарушению биологического равновесия океана.

Цветение воды

Увеличение массы фитопланктона грозит утратой видового генофонда и снижением способности к саморегулированию экосистем. Скопления мелких водорослей на поверхности морей и океанов достигают таких размеров, что пятна и полосы из них хорошо видны из космоса. Фитопланктон служит индикатором неутешительного экологического состояния и динамики водных масс.

Его жизнедеятельность приводит к образованию пены, химическому изменению состава и загрязнению воды, а массовое размножение меняет цвет моря.

Оно приобретает красные, коричневые, желтые, молочно-белые и другие оттенки. Для изменения цвета нужно, чтобы популяция достигла миллиона на один литр.

Цветущий планктон способствует массовой гибели рыб и других морских животных, поскольку активно потребляет растворенный кислород и выделяет токсичные вещества. Взрывное размножение подобных водорослей вызывают «красные приливы» (Азия, США) и охватывает большие территории.

Несвойственные для озера Байкал водоросли (спирогира) аномально разрослись в результате обширного сброса химических веществ через очистные сооружения. Их выбросило на береговую линию (20 км), и масса составила 1 500 тонн. Теперь местные жители называют Байкал черным, поскольку водоросли имеют черный цвет и, погибая, издают чудовищное зловоние.

Загрязнение пластмассовыми отходами

Пластиковые отходы – еще один фактор загрязнения океана. Они образуют на поверхности целые острова и угрожают жизни морских обитателей.

Пластмасса не растворяется и не разлагается, может существовать веками. Животные и птицы принимают ее за что-то съестное и заглатывают стаканчики и полиэтилен, который не могут переварить, и погибают.

Обратите внимание

Под действием солнечных лучей пластик измельчается до размеров планктона и, таким образом, уже участвует в пищевых цепочках. Моллюски прикрепляются к бутылкам и веревкам, опуская их на дно в большом количестве.

Символом загрязнения океана можно считать мусорные острова. Самый большой мусорный остров находится в Тихом океане – он достигает площади в 1 760 000 кв. км и 10 м в глубину. Подавляющая часть мусора имеет береговое происхождение (80%), остальное – отходы с кораблей и рыболовные сети (20%).

Металлы и химикаты

Источники загрязнения акватории многочисленны и разнообразны – от неразлагающихся моющих средств до ртути, свинца, кадмия.

Вместе со сточными водами в Мировой океан попадают пестициды, инсектициды, бактерициды и фунгициды.

Эти вещества широко используются в сельском хозяйстве для борьбы с болезнями, вредителями растений и при уничтожении сорняков. Более 12 млн тонн этих средств уже находится в экосистемах Земли.

Губительно влияет на океан синтетическое поверхностно-активное вещество, входящее в состав моющих средств. Оно содержит детергенты, которые понижают поверхностное натяжение воды. Кроме того, моющие средства состоят из вредных для обитателей экосистем веществ, таких как:

  • силикат натрия;
  • полифосфат натрия;
  • кальцинированная сода;
  • отбеливатель;
  • ароматизирующие вещества и др.

Наибольшую опасность для океанического биоценоза несут ртуть, кадмий и свинец.

Их ионы аккумулируются в представителях морских пищевых цепочек и вызывают их мутации, болезни и гибель. Люди тоже принадлежат к части пищевых цепей и, употребляя в пищу такие «дары моря», подвергаются большому риску.

Самой известной является болезнь Минамата (Япония), вызывающая расстройство зрения, речи, параличи.

Причиной ее возникновения стали отходы предприятий, производящих хлорвинил (в процессе используется ртутный катализатор). Плохо очищенные промышленные воды поступали в течение долгого времени в залив Минамата.

Ртутные соединения оседали в организмах моллюсков и рыб, которых местное население широко использовало в своем рационе. В результате более 70 человек погибло, несколько сотен людей приковано к постели.

Опасность для человека

Угроза, которую несет человечеству экологический кризис, обширна и многомерна:

  • снижение вылова рыбы;
  • употребление в пищу мутированных животных;
  • утрата уникальных мест для отдыха;
  • общее отравление биосферы;
  • исчезновение людей.

При контакте с загрязненной водой (стирка, купание, рыбная ловля) есть риск проникновения через кожу или слизистые всевозможных бактерий, вызывающих тяжелые заболевания. В условиях экологической катастрофы велика вероятность таких известных заболеваний, как:

  • дизентерия;
  • холера;
  • брюшной тиф и др.

А также велика вероятность появления новых болезней в результате мутаций из-за радиоактивных и химических соединений.

Мировым сообществом уже начали приниматься меры для искусственного возобновления биологических ресурсов океанов, создаются морские заповедники и насыпные острова. Но все это устранение последствий, а не причин. Пока существует выброс нефти, сточных вод, металлов, химикатов и мусора в океан, опасность гибели цивилизации будет только нарастать.

Воздействие на экосистемы

В результате бездумной деятельности человека прежде всего страдают экологические системы.

  1. Нарушается их устойчивость.
  2. Прогрессирует эвтрофикация.
  3. Появляются цветные приливы.
  4. Накапливаются токсины в биомассе.
  5. Снижается биологическая продуктивность.
  6. Возникают канцерогенез и мутации в океане.
  7. Происходит микробиологическое загрязнение прибрежных зон.

В океан постоянно поступают загрязняющие токсичные вещества, и даже способность некоторых организмов (двустворчатые моллюски и придонные микроорганизмы) к аккумуляции и выводу токсинов (пестициды и тяжелые металлы) не сможет противостоять такому их количеству. Поэтому важно определить допустимое антропогенное давление на гидрологические экосистемы, изучить их ассимиляционные возможности по накоплению и последующему удалению вредных веществ.

Мониторинг проблем загрязнения мирового океана

Сегодня можно констатировать наличие загрязняющего вещества не только в прибрежных зонах и судоходных районах, но и в открытом океане включая Арктику и Антарктику.

Гидросфера – это мощный регулятор водоворота, циркуляции воздушных потоков и температурного режима планеты.

Ее загрязнение способно изменить эти характеристики и повлиять не только на флору и фауну, но и на климатические условия.

На современном этапе развития при возрастающем негативном воздействии человечества на гидросферу и утрате защитных свойств экосистемами становится очевидным следующее:

  • осознание реальности и тенденций;
  • экологизация мышления;
  • необходимость новых подходов к природопользованию.

Об охране океана сегодня речь уже не идет – сейчас его нужно незамедлительно очищать, и это является глобальной проблемой цивилизации.

Источник: https://greenologia.ru/eko-problemy/gidrosfera/mirovogo-okeana-planety.html

Экологические катастрофы России

Экологически катастрофы случаются после халатности людей, которые работают на промышленных предприятиях. Одна ошибка может стоить тысячи человеческих жизней. К сожалению, экологические катастрофы случаются достаточно часто: это утечка газов, разлив нефти, лесные пожары. Теперь поговорим подробнее о каждом катастрофическом случае.

Одна из экологических катастроф – это значительная потеря воды Аральского моря, уровень которой за 30 лет понизился на 14 метров. Оно разделилось на два водоема, а большинство морских животных, рыб и растений вымерло.

Часть Аральского моря пересохла, покрылась песком. В этом районе существует дефицит питьевой воды.

Важно

И хоть ведутся попытки восстановить акваторию, существует большая вероятность гибели огромной экосистемы, которая будет потерей планетарного масштаба.

Очередная катастрофа произошла в 1999 году на Зеленчукской ГЭС. В этой местности происходило изменение рек, переброска воды, и значительно уменьшилось количество влажности, что способствовало уменьшению популяций флоры и фауны, был уничтожен Эльбурганский заповедник.

Читайте также:  Страхование имущества от пожара: дома, квартиры, машины

Одной из самых глобальных катастроф считается потеря молекулярного кислорода, содержащегося в воде. Учеными установлено, что за последние полвека данный показатель упал более чем на 2%, что сказывается крайне негативно на состоянии вод Мирового океана. Из-за антропогенного воздействия на гидросферу замечен спад уровня кислорода в приповерхностной толще воды.

Пагубное влияние на акватории оказывает загрязнения вод пластиковыми отходами. Попадающие в воду частицы, способны изменить естественную среду океана и оказать крайне негативное воздействие на морских обитателей (животные принимают пластик за еду и ошибочно заглатывают химические элементы).

Некоторые частицы настолько малы, что заметить их невозможно.

Вместе с тем они оказывают серьезное влияние на экологическое состояние вод, а именно: провоцируют изменение климатических условий, накапливаются в организмах морских жителей (многие из которых употребляет человек), снижают ресурсность океана.

Одной из катастроф мирового масштаба считается повышение уровня воды в Каспийском море. Некоторые ученые считают, что в 2020 году уровень воды может подняться еще на 4-5 метров. Это приведет к необратимым последствиям. Города и промышленные предприятия, расположенные вблизи воды, будут затоплены.

Крупнейшив разлив нефти случился в 1994 г., известен как усинская катастрофа. Образовалось несколько прорывов в нефтепроводе, в результате чего пролилось свыше 100000 тонн нефтепродуктов. В местах, где случился разлив, растительный и животный мир практически был уничтожен. Местность получила статус зоны экологического бедствия.

Неподалеку от Ханты-Мансийска в 2003 г. прорвало трубопровод нефти. Более 10000 тонн нефти вытекло в реку Мулымья. Животные и растения вымерли, как в реке, так и на земле в округе.

Совет

Еще одна катастрофа случилась в 2006 г. поблизости Брянска, когда 5 тонн нефти разлилось по земле на 10 кв. км. Загрязнению подверглись водные ресурсы в этом радиусе. Экологическая катастрофа произошла по причине пробоины в нефтепроводе «Дружба».

В 2016 г. случилось уже два экологических бедствия. Поблизости Анапы в поселке Уташ нефть просочилась из старых скважин, которые уже не используются. Размер загрязнения почвы и воды составляет около тысячи квадратных метров, погибли сотни водоплавающих птиц. На Сахалине разлилось более 300 тонн нефти в залив Уркт и реку Гиляко-Абунан из нерабочего нефтепровода.

Довольно часто случаются аварии и взрывы на промышленных предприятиях. Так в 2005 г. произошел взрыв на китайском заводе. Большое количество бензола и ядохимикатов попали в р. Амур. В 2006 г. на предприятии «Химпром» произошел выброс 50 кг хлора.. В 2011 г.

в Челябинске на железнодорожной станции случилась утечка брома, который перевозили в одном из вагонов грузового поезда. В 2016 г. было возгорание азотной кислоты на химзаводе в Красноуральске. В 2005 г. случилось множество лесных пожаров по различным причинам.

Окружающая среда понесла огромные потери.

Пожалуй, это основные экологические катастрофы, которые случились в РФ за последние 25 лет. Причина их – это невнимательность, халатность, ошибки, которые совершили люди. Некоторые катастрофы произошли из-за устаревшего оборудования, поломку которого во время не обнаружили. Все это привело к гибели растений, животных, к заболеваниям населения и людским смертям.

На территории России в 2016 году случилось много крупных и мелких катастроф, которые еще больше усугубили состояние окружающей среды в стране.

Катастрофы акваторий

В первую очередь стоит отметить, что в конце весны 2016 года в Черном море произошел разлив нефтепродуктов. Это случилось из-за утечки нефти в акваторию.

В результате образования мазутного масляного пятна погибло несколько десятков дельфинов, популяции рыб и других морских обитателей.

На фоне этого происшествия разразился большой скандал, но специалисты утверждают, что нанесенный урон не является чрезмерно огромным, однако вред экосистеме Черного моря все же нанесен и это факт.

Обратите внимание

Очередная проблема произошла во время переброски рек Сибири в Китай. Как говорят экологи, если изменить режим рек и направить их течение в Китай, то это затронет функционирование всех окружающих экосистем региона. Изменятся не только речные бассейны, но и погибнут многие виды флоры и фауны рек.

Ущерб будет нанесен и природе, расположенной на суше, будет уничтожено большое количество растений, животных и птиц. В отдельных местах будут происходить засухи, упадет урожайность сельскохозяйственных культур, что неминуемо приведет к недостатку продуктов питания для населения.

Кроме того, произойдут изменения в климате, и может произойти эрозия почвы.

Задымление городов

Клубы дыма и смог – еще одна проблема некоторых российских городов. Она, прежде всего, характерна для Владивостока. Источником дыма здесь является мусоросжигающее предприятие. Это в буквальном смысле не дает людям дышать и у них появляются различные заболевания органов дыхания.

В целом за 2016 год в России случилось несколько крупных экологических катастроф. Чтобы ликвидировать их последствия и восстановить состояние окружающей среды, нужные большие финансовые затраты и усилия опытных специалистов.

В России 2017 год объявлен «Годом экологии», поэтому состоятся различные тематические мероприятия для ученых, общественных деятелей и простого населения. Задуматься о состоянии экологии в 2017 году стоит, так как уже произошло несколько экологических катастроф.

Загрязнение нефтью

Одна из крупнейших экологических проблем России – это загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Это происходит в результате нарушений технологии добычи полезных ископаемых, но наиболее часто происходят аварии при транспортировке нефти. Когда ее перевозят морскими танкерами, то угроза катастрофы возрастает в разы.

В начале года, в январе, в бухте Владивостока Золотой Рог произошло экологическое ЧП – разлив нефтепродуктов, источник загрязнения которого не установлен. Масляное пятно распространилось на территории 200 кв.

метров. Как только произошла авария, спасательная служба Владивостока приступила к ее ликвидации. Специалисты очистили территорию, площадью 800 метров квадратных, собрав приблизительно 100 литров смеси нефти и воды.

В начале февраля произошла новая катастрофа, связанная с разливом нефти. Это случилось в Республике Коми, а именно в г. Усинск в одном из месторождений нефти по причине повреждения нефтепровода. Приблизительный ущерб природе – это распространение 2,2 тонн нефтепродуктов на 0,5 гектаров территории.

Третьей экологической катастрофой России, связанной с разливом нефти, стало происшествие на реке Амур у берегов Хабаровска. Следы разлива были обнаружены в начале марта членами Общероссийского народного фронта. «Нефтяной» след происходит из канализационных труб.

В результате пятно покрыло 400 кв. метров берега, и территорию реки более 100 кв. метров. Как только было обнаружено масляное пятно, активисты вызвали службу спасателей, а также представителей городской администрации.

Источник разлива нефти не обнаружен, но происшествие было своевременно зафиксировано, поэтому оперативное устранение аварии и сбор нефтеводной смеси позволил сократить ущерб, нанесенный окружающей среде. По факту происшествия было возбуждено административное дело.

Также взяты пробы воды и грунта для дальнейших лабораторных исследований.

Аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях

Кроме того, что опасно транспортировать нефтепродукты, чрезвычайные ситуации могут произойти и на нефтеперерабатывающих предприятиях. Так в конце января в г.

Волжском на одном из предприятий произошел взрыв и горение нефтепродуктов. Как установили эксперты, причиной этой катастрофы является нарушение правил безопасности.

Посчастливилось, что в пожаре обошлось без человеческих жертв, а вот урон окружающей среде нанесен немалый.

Важно

В начале февраля в Уфе произошло возгорание на одном из заводов, специализирующемся на переработке нефти. Пожарные занялись ликвидацией пожара сразу, что позволило удерживать стихию. За 2 часа возгорание было устранено.

В середине марта произошел пожар на складе нефтепродуктов в Санкт-Петербурге. Как только случилось возгорание, работники склада вызвали спасателей, которые прибыли мгновенно и приступили к ликвидации аварии.

Численность сотрудников МЧС превысила 200 человек, которые сумели потушить пожар и предотвратить крупный взрыв. Пожар охватил территорию, площадью 1000 кв. метров, а также часть стены здания была разрушена.

Загрязнение атмосферы

В январе над Челябинском образовался коричневый туман. Все это является последствием промышленных выбросов предприятий города. Атмосфера настолько загрязнена, что люди задыхаются. Конечно, существуют городские инстанции, куда может обращаться население с жалобами в период задымленности, однако ощутимых результатов это не принесло.

Часть предприятий даже не использует очистительные фильтры, а штрафы не способствуют тому, чтобы владельцы грязных производств начали заботиться об окружающей среде города. Как говорят власти города и простые люди, за последнее время количество выбросов резко увеличилось, и коричневый туман, окутавший город зимой, тому подтверждение.

В Красноярске в середине марта появилось «черное небо». Это явление свидетельствует о том, что в атмосфере рассеиваются вредные примеси. В результате в городе сложилась ситуация первой степени опасности.

Считается, что в таком случае химические элементы, влияющие на организм, не влекут патологии или заболевания у людей, но ущерб, нанесенный экологии, все равно значительный.
Атмосфера загрязнена и в Омске. Недавно произошел крупнейший выброс вредных веществ.

Эксперты установили, что концентрация этилмеркаптана превышена в 400 раз, в сравнении с нормальными показателями. В воздухе витает неприятный запах, который заметили даже обычные люди, не знавшие о произошедшем.

Для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности личностей, виновных в аварии, проводится проверка всех заводов, которые используют данное вещество в производстве. Выброс этилмеркаптана является весьма опасным, поскольку вызывает тошноту, головную боль и нарушение координации людей.

В Москве было обнаружено значительное загрязнение воздуха сероводородом. Так в январе произошел крупный выброс химических веществ на нефтеперерабатывающем заводе.

В результате было возбуждено уголовное дело, поскольку выброс привел к изменению свойств атмосферы. После этого деятельность завода более-менее нормализовалась, москвичи стали меньше жаловаться на загрязнение воздуха.

Однако в начале марта снова обнаружились некоторые превышения концентрации вредных веществ в атмосфере.

Аварии на различных предприятиях

Большая авария произошла в НИИ в Дмитровграде, а именно задымление реакторной установки. Пожарная сигнализация сработала мгновенно. Работу реактора остановили для устранения проблемы – утечки масла.

Несколько лет назад это устройство обследовали специалисты, и было установлено, что реакторы еще можно использовать около 10 лет, но чрезвычайные ситуации регулярно происходят, из-за чего в атмосферу выделяются радиоактивные смеси.

В первой половине марта в Тольятти произошел пожар на заводе химической индустрии. Для его ликвидации привлечено 232 спасателя и спецтехника. Причина данного инцидента, по всей вероятности, утечка циклогексана. В воздух попали вредные вещества.

Источник: https://ECOportal.info/ekologicheskie-katastrofy-rossii/

11 крупнейших катастроф на воде

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений.

Читайте также:  Методика тушения ландшафтных пожаров

Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник.

Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11 Лузитания

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны.

Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту.

Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10 Форт Стайкин

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта.

На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации.

В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Совет

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев.

Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу.

Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.

9 Титаник

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн.

Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8 Монблан и Имо

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”.

В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения.

Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

7 Прованс

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота.

Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах.

Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6 Генерал Штойбен

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии.

Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек.

При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5 Донья Пас и Вектор

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4 Армения

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно.

Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3 Гойя

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок.

Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек.

В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2 Кап Аркона и Тильбек

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации.

В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800.

По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1 Вильгельм Густлов

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь.

Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И.

Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение.

Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей.

Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Источник: http://www.MostRated.ru/people/event/11-krupneishih-katastrof-na-vode.html

Аварии судов на акватории

Основными источниками ЧС на морях и водных бассейнах мо­гут быть опасные природные явления и процессы или опасные техногенные происшествия.

К опасным техногенным происшествиям, вызывающим ЧС, от­носятся:

— столкновения судов друг с другом, с морскими (водными) и бе­реговыми сооружениями, с айсбергами и другими объектами, с рельефом дна, со скальными выступами и т.д.;

— пожары;

— взрывы;

— разливы, выбросы, проливы и утечки нефти и нефтепродуктов, АХОВ, БОВ и других вредных и опасных веществ, а также радиоак­тивные загрязнения;

— выход из строя систем навигации, управления, контроля и связи, частичное или полное разрушение водных и прибрежных сооруже­ний, судов и других объектов.

Причиной этих происшествий могут быть:

— нарушение правил эк­сплуатации, в том числе ошибки персонала;

— нарушение правил тех­ники безопасности;

— проявление скрытых дефектов;

— старение мате­риалов, износ и т.д.;

— айсберги и другие плавающие объекты (остат­ки погибших кораблей, бревна, разрушенные части прибрежных сооружений и т.д.);

— преднамеренные действия (диверсии, хулиган­ство, воровство и др.).

Опасные природные явления — это события природного проис­хождения или результат деятельности природных процессов, возникающие под воздействием различных природных факторов или их сочетаний, которые по своей интенсивности, масштабу распростра­нения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, природную среду и технические объекты.

К опасным природным явлениям, вызывающим ЧС, относятся:

— смерчи, бури, ураганы, тайфуны, штормы, молнии;

— туманы, силь­ные ливни, сильные снегопады, крупный град;

— землетрясения, из­вержения вулканов, цунами;

— воздействие на объекты и технические системы (суда, сооружения, коммуникации) микроорганизмов, во­дорослей и других элементов среды обитания;

— магнитные и другие аномальные явления, в том числе НЛО;

— айсберги и другие плаваю­щие объекты (остатки погибших кораблей, бревна, разрушенные части прибрежных сооружений и т.д.);

— перемещающиеся мели (отмели);

— болезни людей, водной флоры и фауны.

Опасные природные ЧС обусловлены:

— метеорологическими и тектоническими явлениями;

— химико-биологическими и гидросферными воздействиями;

— аномальными явлениями магнитного и гравитационного характера;

— механическим передвижением су­дов и т.д.

Местом проявления техногенных и природных ЧС могут быть:

— надводные суда различных типов;

— подводные суда, аппараты и уст­ройства;

— летательные аппараты;

— прибрежные сооружения;

— сооруже­ния, расположенные в море и в водных бассейнах, в том числе со­оружения систем навигации;

— подводные туннели, трубопроводы, мо­сты и другие коммуникации.

Поиск потерпевших аварию судов и пострадавших проводится авиационными средствами и судами. Особенно эффективен поиск с помощью авиационных средств (вертолетов, самолетов).

После обнаружения пострадавших выбирается наиболее подхо­дящий способ спасения, при этом учитываются следующие факторы:

Читайте также:  Инструкция о мерах пб на автозаправочной станции (азс)

— ранее принятые меры по спасению на месте действия;

— удаленность потерпевших от берега;

— состояние потерпевших;

— предположительное количество людей, терпящих бедствие, и ко­личество обнаруженных людей;

— имеющиеся спасательные средства на берегу и степень их готов­ности (спасательные средства, которые предполагается использовать, следует привести в готовность и переместить в подходящее место еще в ходе поиска);

— воздействие метеоусловий на спасательную операцию;

— время суток.

Спасение пострадавших может оказаться более трудной и опас­ной задачей, чем поиск.

Пилоту после обнаружения пострадавших следует выполнить следующие действия:

1. Показать потерпевшим, что они обнаружены, используя лю­бой из следующих способов:

— полет над потерпевшими на малой высоте с включенными поса­дочными огнями;

— сигнализация сигнальной лампой или прожектором;

— выстреливание двух ракет, предпочтительно зеленых, с интерва­лом в несколько секунд;

— при необходимости сбросить средства связи и спасательное обо­рудование.

2. Держать место бедствия под постоянным наблюдением, описы­вая круги над ним; тщательно обследовать место бедствия и точно обозначить его с помощью красящего пятна, плавучих дымовых шашек или плавучего радиобуя.

3.

Сообщить об обнаружении, указав, по возможности, время обнаружения, местоположение потерпевших, условия на месте бедствия, состояние потерпевших, снабжение и спасательное обору­дование, требуемые потерпевшим (как правило, снабжение питье­вой водой в море должно иметь приоритет перед обеспечением про­довольствием), сигналы «поверхность-воздух», в том числе радиосообщения, полученные от пострадавших, состояние водной поверхности и погоды, тип и местоположение ближайших плаву­чих средств, предпринятые действия или оказанная помощь (направленные в место бедствия плавучие средства или сброшен­ные запасы снабжения), если нужно, сведения об оставшихся запа­сах топлива и времени, в которое летательный аппарат должен бу­дет вернуться на базу.

4. Направить на место бедствия спасательные суда и летатель­ные аппараты.

Обратите внимание

5. Сфотографировать обломки и т.п. с обычных поисковых вы­сот и направлений, с малой высоты и под углом, по возможности на фоне заметных береговых ориентиров.

6. Оставаться на месте бедствия до тех пор, пока летательному аппарату не будет предложено покинуть его, или пока он не будет вы­нужден вернуться на базу, или пока не будет осуществлено спасение.

После обнаружения потерпевших морскими судами необходимо выполнить следующее:

— немедленно сообщить потерпевшим путем сигнализации сигнальной лампой или прожектором, выстреливания двух ракет, предпочтительно зеленых, с интервалом в несколько се­кунд, что они обнаружены;

— следуя к потерпевшим, доложить об их обнаружении (сообщение должно содержать также все пункты, ука­занные выше для поиска летательным аппаратом).

Способ снятия людей с терпящего бедствие судна выбирает на месте капитан судна-спасателя с учетом характера аварии, состояния аварийного судна, внешних условий и т.д. С учетом всех фак­торов выполняется план действий.

Эвакуация людей с аварийного судна может производиться раз­личными способами:

— в плавсредствах аварийного судна;

— покиданием борта судна с последующей посадкой в средства коллективного спасения или плавсредства спасательного судна;

— переходом с борта аварийного на борт спасательного судна;

— с использованием подвесной канатной дороги;

— с использованием вертолетов.

Наиболее эффективным способом снятия людей с гибнувшего судна является подход к нему лагом вплотную, что дает возможность людям быстро перейти на судно-спасатель по сходням, штормтра­пам или непосредственно по всей линии борта.

Иногда имеется воз­можность подойти к аварийному судну только носом и снять с него людей на носовую палубу.

В обоих случаях необходимо заранее под­готовить сходни, покрыть матрацами и матами места спуска людей на палубу и создать специальные группы для оказания помощи лю­дям при переходе на судно-спасатель.

После принятия решения спасательное судно сообщает аварий­ному судну (объекту): необходимые мероприятия для безопасности швартовки и проведения спасательных работ, место сосредоточения личного состава, подлежащего эвакуации, порядок перехода и другие вопросы, которые могут возникнуть в зависимости от обстановки.

На спасательном судне выполняются следующие мероприятия:

— за борт вываливаются пневматические и другие кранцы;

— в местах перехода выставляется необходимое количество людей из личного состава, одетых в средства индивидуального спасения;

— подготовляются средства для эвакуации тяжело пострадавших (носилки, стрелы, краны и т.д.);

— в местах перехода убираются леерные стойки.

Если судно-спасатель не может подойти вплотную к гибнущему судну, то для снятия с него людей используют спасательные шлюпки судна-спасателя.

При подготовке к приему людей со шлюпок сле­дует протянуть и закрепить по каждому борту у ватерлинии леер для удержания спасательных шлюпок и плотов, подготовить вдоль обо­их бортов судна на самой нижней открытой палубе бросательные концы, штормтрапы и спускные бортовые сетки, приготовить грузо­вые стрелы (краны) с грузовыми платформами или сетками для быс­трого подъема обессилевших или травмированных людей, подгото­виться к приему пострадавших, нуждающихся в медицинской помо­щи, для быстрейшего освобождения спасательной шлюпки от доставленных к судну людей и отправки ее в следующий рейс от­швартовать к борту спасательный плот для промежуточной высадки на него людей из шлюпок. Покидание борта аварийного судна для последующей посадки в средства коллективного спасения может осуществляться с использованием специальных устройств, трапов и других средств. Спрыгивание в воду возможно только в исключительных случаях, как пра­вило, при высоте надводного борта не выше 4-5 м. Спасенные люди доставляются к борту спасательного судна в средствах коллективно­го спасения буксируемыми плавсредствами. При незначительном расстоянии между судами перемещение плавсредств со спасенными людьми может производиться в режиме «горизонтального лифта» с по­мощью проводников, выбираемых (протравливаемых) механически­ми устройствами или вручную. Протравливающая сторона должна давать максимальную слабину, не допуская рывков в проводниках.

Важно

В обстановке, угрожающей аварийному судну, принимаются сле­дующие меры по организованной эвакуации:

— информирование личного состава о состоянии судна и предпола­гаемых действиях, проводимые, как правило, лично капитаном судна;

— надевание средств индивидуального спасения всем личным со­ставом (включая прикомандированных и пассажиров);

— приведение в готовность к спуску на воду всех спасательных и других судовых плавсредств, оборудованных штатным комплектом;

— при этом на катера и шлюпки дополнительно принимаются: пи­тьевая вода, продукты питания, переносные средства связи и сигна­лизации, медикаменты, рыболовные принадлежности, теплая одеж­да, брезенты и другие материалы;

— объявление очередности и порядка оставления судна;

— подготовка к длительному пребыванию в холодной воде;

— инструктаж о порядке использования авиационных спасатель­ных средств, сбрасывание которых возможно в районе аварии, а также о порядке поведения на средствах коллективного спасения;

— назначение командиров шлюпок и других средств коллективно­го спасения, а также их заместителей;

— эвакуация людей с аварийного судна организуется в следующей очередности: больные (раненые), дети, женщины, старики, осталь­ные пассажиры, прикомандированные и члены экипажа, не привле­каемые к борьбе за живучесть судна;

— личный состав покидает аварийное судно только по приказанию капитана.

Эвакуация экипажа и пассажиров воздушного судна, совершив­шего вынужденное приводнение, производится с помощью катера (шлюпки), который подходит к хвостовой части воздушного судна с подветренной стороны. Одновременно подается и закрепляется бук­сирный трос.

Если использование плавсредств спасательного судна невозмож­но, экипаж воздушного судна и пассажиры размещаются в спущен­ные ими на воду авиационные спасательные лодки, которые затем подтягиваются к борту спасательного судна с помощью проводни­ков, поданных линеметом.

Порядок и способы выполнения работ по спасению личного со­става судов, высота надводного борта которых превышает 4,5 м, прин­ципиально не отличаются от изложенных, за исключением исполь­зования специальных эвакуационных устройств с самотормозящей лебедкой, по конструкции аналогичные плотбалке, забортных тра­пов, посадочных штормтрапов и пневматических посадочных уст­ройств типа ППУ-5.

Для эвакуации людей с аварийного судна на борт спасательного судна используются: эвакуационный спасательный кран (ЭСК) с кон­тейнером спасательного судна, канатная дорога спасательная и стра­ховочная сети, а также сходни металлические и пневматические типа ППУ-5.

При слабом волнении для перехода людей с судна на ошвар­тованное спасательное судно обычно используются забортные тра­пы и сходни.

Кран с контейнером применяется при швартовке спаса­тельного судна к кораблю или удержании его на заданном расстоя­нии от борта корабля в пределах вылета стрелы крана.

Для эвакуации людей с высокобортных судов в тех случаях, ког­да применение других спасательных средств не представляется воз­можным, используется страховочная сеть, натягиваемая на специ­альных стойках над носовой частью палубы бака спасателя.

Совет

Подход спасательного средства к борту судна производится с подветренного борта, под углом около 30° с таким расчетом, что­бы с помощью подруливающего устройства можно было удержать носовую оконечность судна на возможно минимальном расстоянии от борта корабля.

Страховочная сеть, как правило, обеспечивает одновременный прием одного или двух человек, поэтому при подходе к аварийному кораблю необходимо предупредить об этом его личный состав и следить за порядком во время приема людей, а на спасательном судне выделяется личный состав для оказания помо­щи по скорейшему снятию с сети прыгающих туда людей.

При при­еме людей с помощью страховочной сети спускаются за борт трех­рядные спасательные трапы, штормтрапы и пневматические поса­дочные устройства типа ППУ-5 для подъема людей в случае падения в воду.

Спасание людей вертолетом с воды или с борта аварийного ко­рабля производится приемом их на борт вертолета или путем транспортирования на внешней подвеске (только на короткое расстояние) в режиме зависания.

Подъем людей на борт осуществляется штат­ным подъемным устройством, а в случае его отсутствия или неисп­равности — по штормтрапу.

Последовательность действий экипажа вертолета при спасании личного состава определяется специальной инструкцией.

При спасании плавающих на воде людей спасательное судно по возможности соблюдает следующую очередность подбора потерпев­ших: плавающие на воде без каких-либо средств спасения; плаваю­щие без штатных средств спасения, но удерживающиеся на воде с помощью различных предметов с положительной плавучестью; оде­тые в спасательные нагрудники и жилеты; одетые в гидрокостюмы; находящиеся на средствах коллективного спасения.

Спасание осуществляется с помощью катеров и шлюпок, плотов спасательных, устройств массового подбора, пневматических устройств типа ППУ-5, сетей и тралов, многорядных трапов, сходен и штормтрапов, различных шкентелей и линей (концов), средств ин­дивидуального спасения и других предметов с положительной пла­вучестью. Плоты спасательные, средства индивидуального спасения и различные плавучие предметы сбрасываются за борт на концах из синтетических или растительных тросов, предпочтительно с поло­жительной плавучестью.

Обратите внимание

На спасательных станциях, пляжах, в прибрежных поселках помимо известных индивидуальных средств спасения использу­ют простые подручные средства (багры, лестницы, шесты, дос­ки, концы Александрова и др.), которые во многих случаях весь­ма эффективны.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1498;

Источник: https://poznayka.org/s13787t1.html

Ссылка на основную публикацию