Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. Лекция
Защита и жизнеобеспечение населения в условиях
чрезвычайной ситуации
Лекция
Безопасность жизнедеятельности
Защита и жизнеобеспечение населения в условиях
чрезвычайной ситуации
В ЧС защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить поражение людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов при возникновении ЧС.
Правовой основой защиты населения и территорий от ЧС является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
Законом определены принципы, способы и основные мероприятия защиты.
Принципы защиты представляют собой основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.
Основными принципами защиты населения являются:
- принцип заблаговременности (превентивности) проведения мероприятий защиты, поскольку своевременная готовность к спасению от бедствия — это половина успеха;
- принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам. Это позволяет рационально учесть экономические, природные и иные возможности, особенности территорий, определить степень реальной опасности возникновения ЧС в конкретной местности;
- принцип необходимой достаточности мероприятий защиты. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий должны определяться исходя из максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
- принцип самостоятельной ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. Общегосударственная помощь должна оказываться в случаях, когда регионы не в силах самостоятельно решить проблему;
- принцип комплексности проведения мероприятий защиты означает, что мероприятия должны выполняться с привлечением максимально возможного количества сил и средств.
Основными способами защиты от ЧС являются:
- укрытие людей в защитных сооружениях,
- эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы пострадавшей зоны,
- а также использование средств индивидуальной защиты.
Основные мероприятия защиты в условиях ЧС можно разделить на три группы.
Первую группу составляют предупредительные мероприятия. Сюда относятся проводимые заблаговременно мероприятия:
- по предупреждению ЧС;
- планированию защиты объектов экономики (ОЭ) и населения от ЧС;
- созданию фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;
- обучению (подготовке) населения мерам защиты от ЧС; подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Вторую группу составляют защитные мероприятия. К ним относятся:
- выявление и оценка обстановки в ЧС;
- оповещение персонала объектов и населения о возникновении (или угрозе ее возникновения);
- укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях; эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения; использование средств индивидуальной защиты; дозиметрический и химический контроль; медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
- определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом ОЭ и населением;
- организация охраны общественного порядка в зоне ЧС.
К третьей группе аварийно-восстановительных работ (мероприятий)относится ряд первоочередных работ в зоне:
- по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности;
- устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций;
- созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, организации работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС.
Руководство всей системой РСЧС возложено на МЧС России. Важнейшей частью системы РСЧС являются силы и средства наблюдения и контроля. В них входят органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль за состоянием природной среды, а также объектов, опасных для здоровья людей.
Другую группу составляют силы и средства ликвидации последствий ЧС. Они состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.
Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры(РЦ) РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).
Система РСЧС функционирует в трех режимах.
Режим повседневной деятельности предполагает функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.
Режим повышенной готовности означает сохранение действия системы при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС и угрозе войны.
Чрезвычайный режим предполагает функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии.
Вопросы для самоконтроля:
-
Назовите основные принципы защиты населения в случае ЧС.
-
Выделите основные способы защиты населения от ЧС.
-
Что общего и чем отличаются предупредительные, защитные и аварийно-восстановительные мероприятия?
-
Каковы основные функции РСЧС?
-
В каких городах созданы региональные центры РСЧС?
-
Назовите три режима функционирования РСЧС.
-
Кто принимает решение о введении соответствующего режима функционирования РСЧС?
Источник: https://multiurok.ru/files/liektsiia-zashchita-i-zhiznieobiespiechieniie-nasi.html
1. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС. Обязанность и ответственность органов государственной власти всех уровней по организации защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали изменения во всех сферах общественной жизни.
Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного в повседневной жизни, в различных опасных и ЧС пагубно отразилось на состоянии здоровья и жизни людей.
В этой связи возрастает и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к организации защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС.
Федеральный закон » О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регулирует вопросы защиты от ЧС жителей России и находящихся на ее территории граждан других государств, объектов экономики и социального назначения, окружающей природной среды, а так же земельного, водного и воздушного пространства. Он дает возможность и обязывает принимать максимум мер для предупреждения и ликвидации ЧС, снижения потерь и ущерба от них. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС: направленные на это мероприятия проводятся заблаговременно; при их планировании и осуществлении должны учитываться экономические, природные и иные характеристики, особенности территорий и степень реальной опасности возникновения ЧС; объем и содержание данных мероприятий определяются исходя из необходимой достаточности сил и средств.
За реализацию названных принципов несут ответственность: Правительство страны; органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления; специально уполномоченные структуры и подразделения решающие задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.
Их функции: Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС; организует проведение специальных научных исследований, разработку и выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от ЧС; осуществляет руководство Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС; обеспечивает создание Федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения.
Обязанности органов государственной власти — республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономных округов — сводятся к непосредственному обеспечению безопасности проживающего в их границах населения: осуществляют подготовку и поддержание готовности к действиям в ЧС необходимых сил и средств, обучение населения способам защиты; обеспечивают своевременное оповещение граждан об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; принимают решения о проведении эвакуации в ЧС и обеспечивают ее; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; создают резервы финансов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Аналогичные в целом обязанности у органов местного самоуправления и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти-министерствам, федеральным службам, агентствам департаментам и другим. Отныне каждый гражданин Российской Федерации взят государством под защиту от ЧС.
Источник: http://trud.bobrodobro.ru/4566
Гражданская защита области том IІ
Концепция защиты население и территорий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает: проведение спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации жизнеобеспечения пострадавшего населения, осуществления мероприятий по социальной защите пострадавшего населения, реализации определенных законодательством прав населения в области защиты от последствий чрезвычайных ситуаций.
Жизнеобеспечение населения комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни, здоровья и трудоспособности людей в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях осуществляется с целью: сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения и должно обеспечивать создание условий для выживания в условиях чрезвычайных ситуаций на основе удовлетворения первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам в жизненно необходимых видах материальных средств и услуг.
Организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийного бедствия предусматривает мероприятия, которые осуществляются центральными, местными органами государственной исполнительной власти, исполкомами местных Советов народных депутатов, органами управления по чрезвычайным ситуациям и по делам гражданской защиты населения, администрацией предприятий, учреждений и организаций заблаговременно, а также в случае чрезвычайной ситуации с целью создания условий для выживания населения, которое может оказаться или оказалось в очагах поражения.
Комплекс мероприятий жизнеобеспечения включает:
- Временное размещение граждан в безопасных районах;
- Организацию питания в районах бедствия и временного расселения;
- Организацию обеспечения населения, которое пострадало, одеждой, обувью и товарами первой необходимости;
- Организацию представления финансовой помощи пострадавшим;
- Обеспечение медицинского обслуживания и санитарно-эпидемического надзора в районах временного расселения;
- Организацию функционирования сферы социальной защиты населения, которое пострадало вследствие чрезвычайных ситуаций.
При создании и поддержании условий жизнеобеспечения населения пострадавшего вследствие чрезвычайных ситуаций должны поддерживаться следующие его основные принципы:
- приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий жизнеобеспечения в ЧС;
- рациональное распределение функций по жизнеобеспечению в ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- территориально-отраслевая организация жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях;
- персональная ответственность должностных лиц за выполнение требований законодательных, нормативных и правовых актов по жизнеобеспечению в ЧС;
- заблаговременная подготовка государства (региона, территории) к жизнеобеспечению в ЧС;
- обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки граждан в зонах ЧС;
- обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм жизнеобеспечения в ЧС;
- первоочередное ориентирование системы жизнеобеспечения в ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим использование государственных ресурсов;
- открытость процесса жизнеобеспечения за счет использования ресурсов от не пострадавших регионов государства и заграничной помощи;
- способность к быстрому восстановлению системы жизнеобеспечения после действия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС.
Обеспечение безопасности населения и его функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также использованием современного оружия (чрезвычайные ситуации военного характера) является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми территориальными, ведомственными органами управления, службами, формированиями и субъектами хозяйствования. Объемы и сроки проведения мероприятий по заблаговременной подготовке системы защиты населения определяются исходя из принципа разумной достаточности в обеспечении безопасности населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Удовлетворение потребностей пострадавшего населения осуществляется по следующим направлениям: обеспечение водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости; информационное, медицинское и санитарно — эпидемическое, транспортное и коммунально-бытовое обеспечение.
Обеспечение населения водой в ЧС должно предусматривать удовлетворение: потребностей лечебно-медицинских, санитарно-гигиенических мероприятий; хозяйственно-питьевых, коммунально-бытовых потребностей пострадавшего населения и личного состава сил ГО.
Обеспечение продуктами питания пострадавшего населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение потребностей в хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах), молоке и детском питании, рыбе и рыбных продуктах (консервах), картофеле и овощах, соли, сахаре и чае, предусматривается обеспечение фуражом сельскохозяйственных животных.
Организация бесперебойного обеспечения населения, оказавшегося в очагах поражения и зонах заражения вследствие чрезвычайных ситуаций, продуктами питания, питьевой водой и предметами первой необходимости является одной из главных задач, которые должны решать органы управления защитой населения и территорий от ЧС.
С этой целью создается система подвоза продуктов питания, питьевой воды и предметов первой необходимости, их складирование и организация мест выдачи. Эту работу выполняют службы торговли и питания всех уровней ее организации.
Особое внимание уделяется заблаговременной подготовке и проведению мероприятий по защите продуктов питания, источников и систем обеспечения население водой от заражения радиоактивными, химическими веществами и бактериальными средствами.
Обеспечение жильем населения пострадавшего в ЧС должно предусматривать развертывание и сооружение, при необходимости, в зоне ЧС временного жилья (палаток, сборных домов и т.п.), а также использование сохранившегося жилого фонда (дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря, жилые дома и т.п.) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.
Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения пострадавшего в ЧС должно предусматривать проведения мероприятий по удовлетворению минимально необходимых потребностей в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечному, ритуальному обслуживанию.
Восстановлением функционирования систем водоснабжения, електро-, газообеспечения и канализации должны заниматься коммунально-хозяйственные службы местных государственных администраций и органов местного самоуправления и специализированные формирования ГО соответствующих отраслевых служб.
Своевременная организация и проведение работ относительно санитарной обработки населения, обеззараживания техники и транспорта, территорий и сооружений, средств защиты, одежды и обуви и проведения дезинфекции в этих условиях имеет первоочередное значение чтобы не допустить вторичного поражения населения радиоактивными и химическими веществами и бактериальными средствами, а также не допустить ухудшения санитарно — эпидемиологического состояния населенных пунктов и территорий и возникновения очагов инфекционных заболеваний населения и личного состава формирований гражданской обороны. Эти задачи выполняют специализированные формирования ведомственных и коммунально-хозяйственных служб местных администраций и органов местного самоуправления.
Обеспечение предметами первой необходимости населения пострадавшего в ЧС должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, простой бытовой посуде, минимуме товаров галантереи и парфюмерии и других товарах (табачные изделия, спички и т.п.).
Информационное обеспечение должно предусматривать своевременное оповещение населения и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения ЧС, ее возможных последствиях, правилах поведения в зонах ЧС.
Организацию информации населения о последствиях чрезвычайных ситуаций, о проведении аварийно-спасательных работ, о порядке жизнеобеспечения, о социальной защите потерпевшего населения осуществляют местные государственные администрации и органы местного самоуправления, администрация уполномоченного руководителя по организации проведения аварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах заражения.
Мероприятия медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях необходимо проводить с целью предупреждения или снижение тяжести поражения от действия опасных и вредных факторов стихийного бедствия, техногенных аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и в местах дислокации эвакуированных. Мероприятия медицинской защиты населения в условиях природных и техногенных чрезвычайных ситуаций необходимо планировать и осуществлять с использованием имеющихся сил и средств министерств и ведомств Украины, непосредственно исполняющих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных подсистем, экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемического контроля; защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, экологической безопасности и других, с их наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества медицинских формирований и учреждений. Первую медицинскую помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения осуществляют непосредственно в очагах поражения при проведении спасательных и других неотложных работ. Предоставление этой помощи необходимо выполнять с участием заблаговременно сформированных для такой цели из самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых включены лица, специально подготовленные общим приемам предоставления само- и взаимопомощи и способных организовать практическое выполнение населением этих приемов в экстремальных условиях.
В рамках подготовки к выполнению мероприятий медицинской защиты населения в чрезвычайных ситуациях необходимо:
- заблаговременно создавать специальные медицинские формирования и учреждения;
- вести подготовку медицинского персонала;
- накапливать медицинские средства защиты, медицинское и специальное имущество, технику для оснащения медицинских формирований и учреждений;
- проводить профилактические мероприятия и прививки населению;
- готовить к развертыванию дополнительную сеть больничных коек;
- разрабатывать режимы поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях.
Транспортное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и подвоза материально-технических ресурсов для жизнеобеспечения в зоне ЧС. Организацией социальной защиты пострадавшего населения занимаются органы социальной защиты населения местных администраций и органов местного самоуправления и страховые организации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с основной целью неотложного предоставления помощи населению, которое подверглось непосредственному или относительному действию разрушительных и вредных сил природы, техногенных аварий и катастроф, а также для ограничения масштабов ЧС их локализации и ликвидации.
Комплексом аварийно-спасательных работ необходимо обеспечить поиск и вывод людей за пределы зон действия опасных или вредных для их жизни и здоровья факторов поражения, предоставление неотложной медицинской помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения, создание для спасенных необходимых условий нормального существования. Неотложные работы должны обеспечить блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, понижение интенсивности, ограничение распространения и обезвреживания действий факторов поражения в зоне бедствия, аварии или катастрофы. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций необходимо планировать и проводить с использованием сил и средств министерств и ведомств, межотраслевых консорциумов, корпораций, концернов, ассоциаций, а также территориальных, функциональных и ведомственных систем за подчиненностью подконтрольных им территорий и субъектов хозяйствования, которые имеют необходимых специалистов (здравоохранения, охраны правопорядка, материально-технического обеспечения, социального обеспечения и других) и технические средства, которые можно использовать в очагах поражения, с целью перевозки людей, в том числе с травмами и повреждениями, выполнение демонтажных, монтажных, дорожных, погрузочных и разгрузочных и земляных работ, проведение дегазации, дезактивации, дезинфекции и других специальных работ. В зонах поражения необходимо организовывать жизнеобеспечение населения и личного состава формирований ГО, которые привлекаются к участию в спасательных и других неотложных роботах. Заблаговременная подготовка и введение в действие планов по защите населения, которые должны предусматривать проведение согласованных по времени, целям и средствам работ по планированию и выполнению комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий гражданской обороны, приведет к минимизации потерь в ЧС.
Источник: http://te.zavantag.com/docs/317/index-121991-1.html?page=51
На тему- Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях- обязанность и ответст
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Дисциплина «БЖД»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях: обязанность и ответственность органов власти всех уровней; заблаговременная подготовка и непосредственное проведение мероприятий при возникновении ЧС.
Введение 3
- Обязанность и ответственность органов государственной власти всех уровней по организации защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. 4
- Заблаговременная подготовка и непосредственное проведение
мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций. 5
- Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 7
Заключение 10 Список литературы 11
Введение.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние или обстановка на определенной территории, сложившиеся в результате аварии, катастрофы, опасного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности человека.
Характерными для любой ЧС являются чрезмерно высокие уровни негативных воздействий на человека и среду его обитания, которые сразу переводят его жизнедеятельность из комфортных или допустимых условий в экстремальные или сверх экстремальные условия с одновременным многократным повышением уровня риска и действующих опасностей.
При этом меняются и приоритеты жизнедеятельности человека, когда вместо обеспечения комфорта или высокой эффективности труда возникают задачи: сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба от действия негативных факторов, скорейшей ликвидации последствий ЧС и восстановления нормальной жизнедеятельности на пострадавшей территории.
Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Поэтому так актуальна проблема безопасности взрослых и детей в современных условиях. Для ее решения необходимо обучать население основам безопасного поведения.
Курс должен быть направлен на формирование обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и умений распознать и оценить факторы ЧС, определять способы защиты, ликвидировать вредные последствия ЧС.
Обеспечение безопасности людей в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия (военные ЧС) является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми территориальными, ведомственными и функциональными органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС
- Обязанность и ответственность органов государственной власти всех уровней по организации защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали изменения во всех сферах общественной жизни.
Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного в повседневной жизни, в различных опасных и ЧС пагубно отразилось на состоянии здоровья и жизни людей.
В этой связи возрастает и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к организации защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС.
Федеральный закон « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регулирует вопросы защиты от ЧС жителей России и находящихся на ее территории граждан других государств, объектов экономики и социального назначения, окружающей природной среды, а так же земельного, водного и воздушного пространства. Он дает возможность и обязывает принимать максимум мер для предупреждения и ликвидации ЧС, снижения потерь и ущерба от них. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС: направленные на это мероприятия проводятся заблаговременно; при их планировании и осуществлении должны учитываться экономические, природные и иные характеристики, особенности территорий и степень реальной опасности возникновения ЧС; объем и содержание данных мероприятий определяются исходя из необходимой достаточности сил и средств.
За реализацию названных принципов несут ответственность: Правительство страны; органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления; специально уполномоченные структуры и подразделения решающие задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.
Их функции: Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС; организует проведение специальных научных исследований, разработку и выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от ЧС; осуществляет руководство Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС; обеспечивает создание Федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; устанавливает и контролирует процесс производства , режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения.
Обязанности органов государственной власти — республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономных округов – сводятся к непосредственному обеспечению безопасности проживающего в их границах населения: осуществляют подготовку и поддержание готовности к действиям в ЧС необходимых сил и средств, обучение населения способам защиты; обеспечивают своевременное оповещение граждан об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; принимают решения о проведении эвакуации в ЧС и обеспечивают ее; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; создают резервы финансов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Аналогичные в целом обязанности у органов местного самоуправления и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти-министерствам, федеральным службам, агентствам департаментам и другим. Отныне каждый гражданин Российской Федерации взят государством под защиту от ЧС.
- Заблаговременная подготовка и непосредственное проведение
мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои характерные особенности, а поэтому предполагает совершенно конкретный перечень мероприятий, выполняемых в интересах обеспечения безопасности населения. Вместе с тем есть общий комплекс действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Он включает мероприятия, проводимые заблаговременно и непосредственно при возникновении ЧС.
Заблаговременно проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории; мероприятия, направленные на снижение потерь от возможных чрезвычайных ситуаций; планирование действий, осуществляемых при возникновении ЧС; подготовка сил и средств для реагирования на ЧС, обучение населения правилам поведения в ЧС; создание материальных ресурсов, которые могут потребоваться в ЧС.
При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются: оповещение органов управления ГОЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении чрезвычайной ситуации, информирование населения о мерах защиты; уточнение сложившейся обстановки; перевод органов управления на соответствующий обстановки режим работы; приведение в готовность сил и их выдвижение в район ЧС; комплекс работ по ликвидации ЧС и их последствий.
Оповестить население – значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого используются все средства связи, радио- и телевизионного вещания. Время – главный фактор. В ЧС терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.
В России , как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, где бы не было радиотрансляционного узла. Большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют местные радиоузлы.
Существуют мощные республиканские, краевые и областные телевизионные центры и ретрансляторы, широковещательные и местные радиостанции. В конце 1988 года был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Для оповещения при серьезной опасности было решено использовать сирены.
Их звучание « прерывистые гудки предприятий» означают новый сигнал – «Внимание всем!», вместо прежнего — «Воздушная тревога!». «Помогите! Услышав вой сирен, надо немедленно включать телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба ГО и ЧС.
В течении всего периода режима ЧС, ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все информационные средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.
Речевая информация. На каждый случай ЧС местные власти совместно с органами управления по делам ГОЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к конкретным специфическим условиям. Такая информация с учетом того, что ее следует повторить несколько раз, рассчитана примерно на 5 минут.
Системы оповещения: Федеральная; Территориальная «республиканская, краевая и областная»; Локальная на : АЭС, ХООП, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф; все организации и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.
Ответственность за организацию связи и оповещения несут НШ по делам ГОЧС, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют соответствующие территориальные образования.
- Права, обязанности, подготовка и ответственность граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В Федеральном законе оговорено, что все мы имеем право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения, быть информированными о риске, которому можем подвергнуться в различных местах на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.
Органы власти государственного управления, соответствующие организации обязаны оперативно и достоверно информировать граждан о состоянии их защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей и территорий, о прогнозируемых и возникших ЧС их последствиях, а также о приемах и способах защиты населения от них.
Но граждане тоже не должны пассивно относиться к своей жизни. Прежде всего, они сами обязаны бороться за нее, принимать меры по обеспечению личной безопасности в ЧС, выживанию в экстренной обстановке.
Ведь могут возникать такие обстоятельства, что бывает весьма часто, когда жизнь человека зависит от немедленных, решительных и самостоятельных действий, и пассивное ожидание помощи может привести к трагическому исходу. Поэтому, учитывая, мировой опыт был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране».
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникшие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а так же в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. Настоящий Федеральный закон: устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных; регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Возлагая ответственность за свою жизнь целиком на государство, человек более легкомысленно относится и к своим поступкам, сам может создавать ЧС, наносящие урон как ему лично, так и окружающим гражданам, а, в конечном счете – государству.
Поэтому Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены не только права граждан в области защиты от ЧС, но и обязанности: соблюдать законы и иные правовые акты в сфере предупреждения и ликвидации ЧС; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; изучать способы защиты от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. В соответствии с законом подготовка по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. В школах, лицеях, колледжах и высших учебных заведений она ведется в рамках курса БЖ. Поэтому школьники и студенты должны понимать, что изучение ОБЖ и БЖД – это обязанность, возложенная на них законом.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а так же сил HCXC для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. Важно отметить, что выполнение изложенных в законе требований – не добровольное дело каждого, а юридическая норма. Их нарушение преследуется государством. Закон гласит: «Виновные в невыполнении или недобросовестности выполнения законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к их возникновению, не принятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица, и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность…»
Заключение
Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов. В зависимости от конкретных природно-климатических факторов каждого года (или ряда лет) повышается риск одних из них и снижается риск других.
Анализ ЧС показывает, что негативные факторы техногенного и природного характера становятся все более масштабными и представляют одну из наиболее реальных угроз обеспечению стабильного социально экономического развития страны, повышению качества жизни населения, укреплению национальной безопасности Российской Федерации.
В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации на совершенствовании нормативной правовой и методической базы, разработки и осуществления мероприятий инженерной, радиационной химической и медико-биологической защиты, обеспечения пожарной безопасности, сохранения жизни и здоровья людей на водных объектах, а так же на формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения и развитии системы информирования и оповещения населения.
Список литературы
- Стефанов А.Е. Нормативное правовое организационно-управленческое обеспечение жизнедеятельности человека в России.
- ГОСТ Р 22,3,03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.
- Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности.
Источник: http://samzan.ru/53405
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. | блог одного учёного
ЖОН в ЧС — совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения.
Первоочередные виды ЖОН в ЧС — жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в воде, продуктах питания, жилье, предметах первой необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.
Система жизнеобеспечения населения в ЧС — совокупность органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающих и поддерживающих условия для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС, включающая территориальные, функциональные и ведомственные звенья РСЧС на местном, региональном и государственном (федеральном) уровнях.
Период жизнеобеспечения населения в ЧС — время, ограниченное началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными средствами и услугами пострадавшего населения по установленным для условий ЧС нормам и нормативам.
ЖОН ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения.
ЖОН ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг.
• Обеспечение водой населения в ЧС должно предусматривать удовлетворение:
— потребностей в воде лечебно-медицинских мероприятий, санитарно-гигиенической обработки и профилактики населения;
— хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд пострадавшего населения и личного состава спасателей.
• Обеспечение продуктами питания пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение потребностей в зерне, муке, хлебобулочных и макаронных изделиях, мясе и мясопродуктах (консервах),молоке и детском питании,рыбе и рыбопроодуктах (консервах), картофеле и овощах,соли,сахаре и чае , а также фураже для животноводства.
• Обеспечение жильем пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости в зоне ЧС временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.
), а также использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, домов отдыха, санаториев, пансионатов, военных городков, детских лагерей и т.п.
) для размещения пострадавшего населения в местах его отселения и эвакуации.
• Обеспечение предметами первой необходимости пострадавшего в ЧС населения должно предусматривать удовлетворение его потребностей в верхней одежде, обуви, головных уборах, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, минимуме предметов галантереи и парфюмерии (нитки, иголки, мыло и т.п.) и прочих товарах (табачные изделия, спички, примусы, керосин и т.п.).
• Информационное обеспечение населения в ЧС должно предусматривать своевременное оповещение его и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения бедствия, возможных его последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.
• Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения в ЧС должно предусматривать оказание первой помощи пострадавшему в зоне ЧС населению, обеспечение его простейшими медикаментами и медицинским имуществом, сортировку пораженных и оказание им квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи подвижными формированиями службы «Медицина катастроф» в зоне ЧС с последующей (при необходимости) эвакуацией пострадавших в лечебные учреждения для стационарного лечения, а также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
• Транспортное обеспечение населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и подвоза материальных ресурсов ЖОН в зону ЧС.
• Обеспечение коммунально-бытовыми услугами населения, пострадавшего в ЧС, должно предусматривать проведение мероприятий по удовлетворению его минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном, ритуальном обслуживании.
Создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в ЧС, на основе устойчивого функционирования системы его жизнеобеспечения с учетом необходимости снижения ее потребностей и повышения возможностей, обеспечивают:
• соблюдение основополагающих принципов ЖОН в ЧС;
• заблаговременным планированием и проведением в установленном порядке мероприятий, обеспечивающих защищенность и стойкость системы, подсистем и объектов ЖОН в ЧС от воздействия дестабилизирующих факторов природных бедствий и техногенных катастроф, характерных для данного региона;
• способностью сохранять свойства системы на заданном уровне в течение всего периода ЖОН в ЧС;
• созданием защищенных запасов ресурсов ЖОН в ЧС в потенциально опасных зонах (регионах) с учетом рациональных соотношений между объемами государственных, региональных и местных фондов;
• созданием в регионах защищенных запасов ресурсов для восстановления ослабленной бедствием системы ЖОН в ЧС, а также обеспечением способностей к восстановлению основной ее части за время, не превышающее периода ЖОН в ЧС;
• взаимодействием с силами (органами), участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также с силами поддержания общественного порядка;
• подготовкой в установленном порядке системы и объектов ЖОН в ЧС в районах эвакуации к функционированию в случае отселения и эвакуации населения из зоны ЧС;
• разработкой (наличием) норм и нормативов решения задач ЖОН в ЧС в зависимости от различных видов ЧС, природно-климатических, социально-экономических и других условий в потенциально опасных зонах и регионах;
• устойчивостью управления системой ЖОН в ЧС в регионе (зоне ЧС);
• подготовкой в установленном порядке транспортных средств к работе в условиях ЧС;
• своевременностью и полнотой информирования населения и органов управления о характере возможной опасности, об угрозе возникновения ЧС, о правилах поведения и порядке действий в зоне ЧС;
• соблюдением требований законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН в ЧС;
• созданием условий для маневрирования внешними и внутренними ресурсами сил, средств и услуг.
Снижение потребностей системы жизнеобеспечения населения в ресурсах обеспечивают:
• заблаговременной подготовкой региона РСЧС к возможным природным и техногенным ЧС;
• повышением эффективности проведения АСДНР в зоне ЧС;
• отселением пострадавшего населения в часть региона, не подвергшуюся воздействию ЧС;
• эвакуацией пострадавшего населения в сопредельные непострадавшие регионы;
• заблаговременным планированием мероприятий по восстановлению нарушенного в ЧС сельскохозяйственного производства, защите, спасению, ветеринарному обеспечению, обеспечению водой и фуражом сельскохозяйственных животных, по их эвакуации (перегону), в случае необходимости, в безопасные районы.
Повышение возможностей системы жизнеобеспечения населения в ЧС обеспечивают:
• формированием ресурсов ЖОН в ЧС (денежного и материально-вещевого фондов) путем государственного и целевого страхования, налогообложения и взимания квоты с ведомств, отраслей экономики, коммерческих структур и предприятий за риск возникновения ЧС, а также за счет государственных резервов, региональных и местных резервов республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации;
• перераспределением ресурсов ЖОН в ЧС страны в пользу пострадавшего региона РСЧС;
• ввозом ресурсов ЖОН в ЧС из сопредельных регионов РСЧС.
Источник: http://myaria.ru/zhizneobespechenie-naseleniya-v-chrezvychajnyx-situaciyax/