Территориальные и внутренние воды

Внутренние воды и территориальное море

Внутренние морские воды— это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

К внутренним морским водам относятся:моря, омывающие берега 1 или 2 государств с шириной входа менее 24 миль; воды заливов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль; воды портов; заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству (например, Белое море, залив Петра Великого, проливы, Санникова и Д. Лаптева, принадлежащие России, заливы Рижский (Латвия), Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия), Фонсека (Гондурас, Сальвадор, Никарагуа), Габесский (Тунис), Варангер-фьорд (Норвегия) и Др.).

На внутренние воды распространяется суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государством, которое устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, лоцманской проводки и буксировки, спасания и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, таможенные, санитарные, фискальные и иные правила.

Режим внутренних морских вод России определен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Во внутренних водах деятельность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться только по разрешению прибрежного государства, заход в такие воды иностранных судов производится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного захода (при аварии, стихийном бедствии, для оказания срочной медицинской помощи больному).

Правовой режим портов устанавливается исключительно национальным законодательством, который может предусматривать разрешительный или уведомительный порядок захода в порты.

Для захода в порты иностранных военных кораблей практически во всех странах мира установлен разрешительный порядок с ограничением числа кораблей и срока пребывания.

Обратите внимание

Исключение делается для кораблей, совершающих вынужденный заход, или на борту которых находятся главы государств или правительств, о чем должно даваться предварительное уведомление. В российском порту допускается одновременное пребывание не более трех иностранных военных кораблей до 7 суток.

Иностранные суда не имеют права предоставлять убежище лицам, преследуемым местными властями за совершенные преступления.О применении уголовной юрисдикции в отношении судна и его экипажа (пассажиров) ставится в известность консул государства флага судна.

Гражданская юрисдикцияможет осуществляться по различным гражданско-правовым основаниям (возмещение ущерба, спасание имущества и судна, ненадлежащее исполнение договорных обязательств и др.) и может включать в себя арест торгового судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений.

Уголовная и гражданская юрисдикциягосударства порта не распространяется на военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях.

Административная юрисдикция осуществляется в отношении всех иностранных невоенных судов с учетом национальных правил и действующих международных конвенций, касающихся посадки и высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, сбора пошлин и налогов, осуществления таможенного досмотра и санитарного контроля, предотвращения загрязнения морской среды и т.д.

Территориальное море— это пояс морского пространства шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом.

Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства.

Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства.Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

Право мирного прохода— это юридическая возможность осуществить мирный проход через территориальное море иностранного государства. В ст. 17 Конвенции 1982 г. говорится: «При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море».

Прилежащая зона— это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море. Исключение составляют случаи, когда:

а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство

б) преступлением нарушается спокойствие в стране или порядок в территориальном море

в) капитан судна, дипломатический представитель или консул государства флага обращаются за помощью;

г) необходимо принять меры для пресечения торговлей наркотическими средствами.

Гражданская юрисдикция — прибрежное государство не может останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении любого лица, находящегося на его борту.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s14168t9.html

Внутренние морские воды: определение понятия :

Любое государство на планете, которое омывают те или иные моря, имеет в своем составе внутренние морские воды. А также территориальные воды, которые тоже являются владением государства. В этих зонах устанавливаются свои правила и законы, внешние границы являются границами государств. О том, что это за территории и какие законы в них действуют, будет рассказано в этой статье

Внутренние морские воды: понятие

Это акватория, которая расположилась между побережьем и прямыми исходными линиями. Эти линии нужны, чтобы отмерить внутренние морские воды и произвести отсчет от них полосы территориальных вод. Как именно эти линии проводятся, будет описано ниже по тексту.

Внутренние морские пространства

Какие территории и участки моря относят к внутренним морским водам:

  • Морское пространство в портах, ограниченное линией, которая проходит через те портовые сооружения (в том числе и гидротехнические), расположенные дальше всего от берега.
  • Любое море, которое окружает одно государство со всех сторон. Кроме того, к внутренним морским водам относят полностью окраинные моря, все берега которых расположены в одной стране. Примером может служить Белое море на севере России.
  • Небольшие и мелкие заливы, бухты морей, губы или лиманы, которые образуют реки при впадении в море, берега которых входят в состав территории одной страны, если ширина входа кораблей в них составляет самое большее 24 морские мили. Если же эта величина больше, то для определения внутренних вод внутри заливов от одного берега к другому проводят прямую исходную линию в 24 мили так, чтобы была ограничена максимально большая площадь водного пространства. Из этого правила могут быть и исключения. Оно не применяется к заливам, которые по исторически сложившейся традиции принадлежат тому или иному государству.

Исторические внутренние морские территории

Пример одного из исторических заливов — дальневосточный залив Петра Великого в России. Этот залив распространяется до линии, которая соединяет устье Тюмень-Ула (реки) и мыс Поворотный. Величина входа в него больше чем 24 мили и составляет 102 морские мили.

Статус этого залива был установлен еще в 1901 году и обозначен в правилах рыбного промысла в морских водах, принадлежащих Приамурскому генерал-губернаторству. Также он определен в соглашениях России, а затем и СССР (1907, 1928, 1944 год) с Японией по рыболовству.

Еще один пример – Гудзонов залив, который своей исторической территорий считает Канада. Норвегия претендует, таким образом, на Варангер-фьорд, а Тунис считает своим Габесский залив.

Правовой режим внутренних морских вод

Законы в этих водах устанавливаются по усмотрению государства. Законами прибрежного государства регулируется судоходство и рыболовство, научные изыскания в его внутренних морских водах.

Иностранные корабли и суда могут заходить в территориальные воды той или иной страны только с разрешения ее правительства. Исключением может быть захождение судна в чрезвычайных ситуациях вследствие стихийного бедствия или захождение в открытые порты.

Обычно без особого разрешения запрещено иностранцам заниматься тем или иным промыслом, научной деятельностью в этих морских водах.

Правовой режим в портах

Морская территория портов тоже входит во внутренние морские воды. Государство, на территории которого расположены эти порты, имеет право контролировать доступ в них и определять порядок пребывания там для судов других стран.

Это право подтверждено конвенцией, устанавливающей режим морских портов. Она была подписана в 1923 году в Женеве. В нее входят 40 государств, имеющих внутренние морские воды.

Некоторые страны сделали открытый доступ в своих портах для иностранных судов для улучшения и развития отношений и торговли между государствами.

Согласно конвенции 1974 года по охране жизни человека на море, ядерные суда других государств, перед тем как зайти в морской порт, должны предварительно предупредить и предоставить информацию о том, что их заход не несет ядерной угрозы.

Военные корабли, принадлежащие другим странам, для захода в порт должны получить специальное разрешение или приглашение от прибрежного государства.

Все суда обязаны соблюдать правила и законы государства, по вопросам санитарного, таможенного и пограничного режимов, портовых сборов.

Как правило, страны заключают между собой соглашения и договоры о судоходстве и торговле, устанавливают определенный порядок захода в порт и правовой режим, в том числе и для торговых судов.

Что такое территориальное море

Внутренние морские воды и территориальное море (территориальные воды) отличаются тем, что последнее понятие обозначает полосу в 12 морских миль, простирающуюся от исходной линии вдоль всего побережья.

Отсчет ширины этой полосы ведется от линии берегов, которая образуется во время максимального отлива. В тех местах, где линия берега неровная, изрезанная и имеет множество изгибов, отсчет ведется от прямой исходной линии, которая проходит через определенные точки.

Указанные выше способы отсчета используются в Российской Федерации.

Правовой режим в территориальных водах

Правовой режим имеет свою специфику. Объяснена она тем, что прибрежное государство распространяет на территориальные воды свой суверенитет, но при этом все суда имеют право на мирное прохождение через эти воды.

Мирным проходом считается прохождение, которое не нарушает мир, не угрожает безопасности граждан, не нарушает общественный порядок. Тем не менее в пределах этой зоны государство может устанавливать свои законы и правила, регулирующие судоходство.

Важно

Таким образом оно стремиться сделать прохождение судов безопасным, защитить средства и оборудование навигации, защитить и сохранить экологию морского побережья.

Некоторые участки могут стать вообще закрытыми для судоходства. Иностранные суда, заходящие в территориальные воды, обязаны соблюдать установленные государством правила, законы и традиции.

Уголовные и гражданские дела

Уголовные и гражданские дела, которые касаются моряков, пребывающих на судне в порту или в территориальных водах прибрежного государства, разрешаются судебными органами этого самого государства.

Но чаще всего власти страны воздерживаются от вмешательства, если только совершенные преступления, которые имели место на торговом судне другой страны, не носят тяжкий характер и не наносят вред гражданам прибрежного государства.

А также если эти правонарушения не нарушают в государстве общественный порядок и спокойствие, не беспокоят лиц, которые не относятся к экипажу иностранного судна.

Государство может осуществить уголовную юрисдикцию для того, чтобы остановить наркоторговлю. На международном уровне сложились обычаи, что на иностранных суднах распорядок внутри экипажа корабля определяется законами, обычаями и правилами того государства, флаг которого реет над судном.

Читайте также:  Эвакуация при пожаре

Облегчение судоходства между государствами

Чтобы международное судоходство было проще и легче, в 1965 году была заключена специальная конвенция. В ней содержатся рекомендованные определенные стандарты, призванные упростить и уменьшить количество формальностей и документов, необходимых для захода судов в порты других государств, пребывания и выхода из них.

Для начала военные корабли, которые пребывают законно в порту другого государства, имеют иммунитет от юрисдикции этого государства. Но это не освобождает их от соблюдения законов и правил, принятых в этой стране, и от следования нормам международного права.

Совет

Невоенные корабли, в том числе и морские торговые судна, по исторически сложившейся традиции тоже могли пользоваться иммунитетом от юрисдикции иностранных государств в море.

Но после конвенции в Женеве в 1958 году (о территориальных водах, прилежащей зоне и об открытом море) и Конвенции ООН 1982 года о морском праве признается иммунитет только у государственных судов, которые эксплуатируются, не имея коммерческих целей.

Внутренние морские, территориальные воды РФ

В 1998 году вышел Федеральный закон (ФЗ) о внутренних морских водах, территориальных водах и прилежащей зоне.

Согласно ему, внутренние воды морей так же как и в других странах, распространяются от исходных линий в сторону берега.

К ним относятся водные пространства портов, а также небольшие заливы, морские бухты, лиманы (с величиной входа менее чем 24 мили), исторические заливы и другие морские территории вблизи берегов.

Территориальное море России примыкает либо к берегам, либо к внутренним морским водам государства. Это пояс шириной в 12 миль, отмеряемый от исходных линий, которые указаны в ФЗ. Применимы ко всем островным территориям Российской Федерации границы внутренних морских вод и территориального моря. Прилежащая зона расположена за территориальным морем и уже не входит в территорию РФ.

Таким образом, там, где заканчиваются территориальные воды, проходит граница государства Российская Федерация. На пространство над территориальными водами, морское дно и земными недрами под ним тоже распространяется суверенитет России.

При этом мирные корабли других стран могут проходить через территориальное море.

Их прохождение через эту водную полосу становится возможным и регулируется, согласно действующему ФЗ и установленным Правилам плавания, в том числе и для военных кораблей, и для других судов некоммерческого назначения.

Военные корабли иных государств могут заходить в эти воды с целью их мирного пересечения по специально разработанным маршрутам без захождения во внутренние морские воды РФ.

Обратите внимание

Для захождения во внутренние воды нужно получить специальное разрешение властей РФ. Это правило не распространяется на корабли, на которых присутствуют главы государств, и те военные судна, которые являются для них сопровождением.

Также это правило может не соблюдаться при стихийном бедствии и при заходе во избежание кораблекрушения.

Источник: https://BusinessMan.ru/vnutrennie-morskie-vodyi-opredelenie-ponyatiya.html

Шпаргалка по Международному праву (5)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

81. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры

К внутренним (морским) водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря.

ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998 – к внутренним морским водам РФ относятся:

1) воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

2) воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ и перечень которых устанавливается правительством РФ.

Исторические воды.

Моря заливного типа или заливы, окруженные берегами одного государства, несмотря на то что они соединяются с океаном и ширина входа в них превышает 24 мили, относятся к внутренним водам государства вследствие их особого экономического или оборонного значения для данной страны либо сложившейся исторической традиции.

Пример: воды Белого моря являются внутренними водами РФ по линии выдающихся в море мысов (Канин Нос – Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 мили (на воды, находящиеся южнее этой линии полностью распространяется законодательство РФ, касающееся мореплавания и ведения морского промысла).

Исторические моря в РФ (Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское – являются историческими водными путями России).

Исторические заливы в РФ (залив Петра Великого, Чесская и Печорская губы и др.) (плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в заливе Петра Великого могут происходить только с разрешения компетентных властей РФ, кроме случаев входа в порт Находка и выхода из него).

Реки, озера и каналы, находящиеся на территории государства, также являются внутренними водами (как правило, закрыты для плавания судов под иностранным флагом).

Внутренние морские воды – часть территории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом (в ни х не действует право мирного прохода иностранных судов).

Правовой режим внутренних морских вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами.

Иностранные военные корабли во внутренних морских и территориальных водах пользуются экстерриториальностью, и на них не распространяются правила о таможенном досмотре, подсудности за преступления, совершенные на корабле (они обязаны соблюдать местные законы и правила во внутренних водах другого государства – в противном случае местные власти могут указать на допущенные нарушения командиру корабля или сообщить о них правительству государства флага).

82. Территориальные воды: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления

Территориальное море – находящийся за пределами сухопутной территории и внутренних вод государства морской пояс, примыкающий к берегу (на него распространяется суверенитет прибрежного государства).

Суверенитет государства распространяется на территориальное море, на воздушное пространство над ним, на поверхность и недра дна в пределах этих вод.

Государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль (12 стран – больший предел (200 миль Либерия, Перу, Никарагуа, Конго, Эквадор; 50 миль – Танзания); некоторые страны – меньший (Греция, Норвегия, Доминиканская Республика)).

Внешняя граница территориального моря – прямая линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (при изрезанной береговой линии или цепи островов для проведения исходных линий может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки; при этом не допускаются заметные отклонения от общего направления берега).

Система прямых исходных линий не может применяться так, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

При определении границ территориального моря наиболее выступающие в море постоянные портовые сооружения рассматриваются как часть берега (рейды, используемые для погрузки и стоянки судов, включаются в состав территориального моря даже в случаях, когда они находятся за пределами территориальных вод).

В местах, где в море впадает река, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек ее устья между точками максимального отлива на ее берегах.

Исключительное право прибрежного государства на рыболовство в своих территориальных водах вытекает из его суверенитета над ними (Закон РФ «О государственной границе РФ» (промысловая деятельность иностранных ф/л и ю/л в территориальных водах РФ осуществляется в соответствии с международными договорами РФ или иными договоренностями с иностранными государствами с уведомлением пограничных войск)).

Основные принципы экономических отношений при пользовании природными ресурсами территориального моря РФ (платность пользования; ответственность за нарушение условий хозяйственной деятельности; возмещение нанесенного территориальному морю, его природным ресурсам, ОС ущерба; финансовое обеспечение мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов территориального моря и ОС).

Право мирного прохода через территориальное море признается за всеми судами независимо от груза, вооружения, двигательной установки:

1) плавание с целью пересечь его без захода во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

2) плавание через территориальное море с целью пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Прибрежное государство, у которого возникают сомнения насчет мирного прохода, информирует судно об основаниях своих сомнений и предоставляет ему возможность прояснить свои намерения или исправить свои действия в короткий период времени.

Суда, осуществляющие право мирного прохода, соблюдают все законы и правила прибрежного государства, принятые согласно существующим нормам ММП (включая требования к судам использовать морские коридоры и схемы разделения движения, предписанные для обеспечения безопасности судоходства).

Проход судна должен быть непрерывным и быстрым (может включать остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием, необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия или с целью оказания помощи).

Проход мирный, если им не нарушается мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства.

Проход не считается мирным (если представляет собой угрозу силой, любые маневры или учениями с оружием; связан со сбором информации или пропагандой, с подъемом в воздух или посадкой летательных аппаратов, с погрузкой или выгрузкой товаров, валюты, лиц, с загрязнениями среды, с рыболовной деятельностью, с исследовательской или гидрографической деятельностью, с созданием помех функционированию систем связи).

Подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста лица или расследования преступления, совершенного на борту судна; исключения:

1) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

Важно

2) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

4) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Прибрежное государство во всех случаях проведения ареста или расследования на борту иностранного судна должно по просьбе капитана предварительно уведомить консульские власти государства флага и способствовать установлению контакта между консулом и экипажем судна.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна (может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому ГрД только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства).

ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» 1998 (положения дублируют положения Конвенции 1982).

Читайте также:  Автоцистерна пожарная ац-1.0-30 (33081)

83. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Законодательство России об исключительной экономической зоне

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к ней район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских исследований и охраны ОС.

Ширина ИЭЗ не может превышать 200 морских миль (более 100 стран установили ИЭЗ шириной 200 миль).

В ИЭЗ все государства пользуются свободой судоходства, пролета воздушных судов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными в международном порядке видами использования моря.

Прибрежное государство обладает в ИЭЗ суверенными правами по управлению рыболовством (с целью содействия оптимальному использованию всех живых ресурсов оно ежегодно определяет свои возможности в отношении вылова живых ресурсов – если не может освоить все само, обязано предоставить рыбакам других государств доступ к излишкам допустимого улова на основе межправительственных соглашений).

Прибрежное государство обязано учитывать традиционные исторические права государств, граждане которых длительное время вели промысел в данной зоне или предприняли значительные усилия по исследованию и выявлению запасов рыб.

Законодательство прибрежных государств предусматривает порядок выдачи разрешений на ведение промысла, использование промысловых судов и оборудования, формы оплаты.

Национальные правила рыболовства определяют (виды промысловых рыб; устанавливают квоту вылова конкретных видов или объем вылова каждого судна в течение определенного времени; устанавливают сезон и районы промысла; определяют разрешенные для использования в зоне орудия лова и типы промысловых судов).

Вылов анадромных видов рыб в зонах национальной юрисдикции осуществляется на основе специального соглашения, заключенного между прибрежными государствами и государством происхождения запасов проходных видов рыб, которое обеспечивает их сохранение путем принятия соответствующих мер по регулированию рыбного промысла в своей ИЭЗ (в случае, когда запасы анадромных видов мигрируют в воды другого государства, такое государство сотрудничает с государством происхождения в сохранении запасов и в управлении ими).

Прибрежное государство, в водах которого запасы катадромных видов рыб проводят большую часть жизненного цикла, несет ответственность за управление этими запасами и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в свои воды и выход из них (промысел катадромных видов рыб в ИЭЗ подпадает под юрисдикцию прибрежного государства).

ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 (определяет статус ИЭЗ РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ в ее ИЭЗ и их осуществление в соответствии с КРФ, общепризнанными принципами и нормами МП и международными договорами РФ).

РФ в ИЭЗ осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ИЭЗ.

РФ, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в ИЭЗ, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Виды использования живых ресурсов (вылов (добыча) в научно-исследовательских и контрольных целях, для воспроизводства и акклиматизации, в учебных и культурно-просветительских целях; разведка и промысел; товарное выращивание; искусственное воспроизводство; любительский и спортивный вылов).

Право на использование живых ресурсов в ИЭЗ РФ предоставляется гражданам и ю/л РФ и других государств, иностранным государствам и международным организациям (преимущественное право имеют представители малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, а также население этих регионов в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью).

Охрану ИЭЗ, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных интересов РФ осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные органы (их должностные лица имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осуществляющие разведку и промысел живых ресурсов в ИЭЗ, их перегрузку на другие суда, разведку и разработку неживых ресурсов, ресурсные и морские научные исследования, иную деятельность в ИЭЗ).

Должностные лица имеют право:

1) приостанавливать указанную деятельность;

2) задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, оборудования, инструменты, установки, документы и все незаконно добытое в качестве временной меры до вынесения решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения исполнения решения суда;

3) задерживать суда-нарушители при осуществлении указанной деятельности и доставлять их в ближайший порт РФ (также преследовать их по горячим следам);

4) налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к ним иски в судах РФ.

Источник: https://works.doklad.ru/view/3xr-spmzPJY/27.html

Правовой режим внутренних вод и территориального моря

Правовой режим внутренних вод и территориального моря регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и другими международными актами, а также национальным законодательством. Так в России действует Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах,территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Внутренние воды и внутренние морские воды. Согласно статье 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, относятся к внутренним водам государства.

В рамках внутренних вод выделяют внутренние морские воды.

Во — первых, внутренние морские воды являются частью внутренних вод, а во — вторых, главной и отличительной особенностью внутренних морских вод является тот факт, что они непосредственно граничат с территориальным морем.

На различия между внутренними и внутренними морскими водами обращает внимание известный финский ученый и дипломат К. Хакапаа, который предлагает, чтобы термин «внутренних» употреблялся для обозначения вод в пределах сухопутной территории государства, а термин « внутренняя » — для соответствующих морских районов.

К внутренним морским водам относятся воды:

• морских портов;

• заливов , если ширина входа в них не превышает 24 морские мили;

• исторические воды, в том числе исторические заливы независимо

от ширины входа.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства . Как правило, он получает подробное отражение в Правилах порта (Портовые правила). В российской практике они называются Обязательными постановлениями по порту.

Внешней границей акватории любого порта является линия, проведенная между двумя естественными выступами суши, либо линия, проведенная через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта.

Водные пространства, составляющие акваторию порта, включают в себя как внутренний, так и внешний рейд, расположенный перед портом со стороны моря.

Совет

Границы акватории порта обозначаются в Правилах порта (Обязательных постановлениях по порту), на навигационных картах, в лоциях и обязательно публикуются в «Извещениях мореплавателям» (Извещения мореплавателям).

Правовой режим торговых судов в иностранном порту регламентируется в основном законодательством прибрежных государств, а также двусторонними и многосторонними международными соглашениями о морском торговом судоходстве. К числу последних можно отнести, например, Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 года, Международные санитарные правила 1969 года и другие.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами прибрежное государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Вместе с тем государство в любое время вправе закрыть тот или иной порт для доступа например, из соображений безопасности.

В объявленные открытыми порты государство гарантирует свободный заход всех иностранных торговых судов независимо от их флага. Для захода в открытый порт не требуется получения разрешения властей прибрежного государства. Обычно торговые суда заблаговременно в соответствии с коммерческой практикой порта информируют портовые власти о предстоящем заходе.

Для судов с особыми характеристиками могут быть установлены определенные ограничения. Например, заход ядерного судна в иностранный порт возможен лишь при условии заблаговременного представления информации о безопасности согласно положениям глава VIII Конвенции СОЛАС-74/78 .

Заход иностранных торговых судов в закрытые порты может быть осуществлен только при наличии разрешения властей прибрежного государства. Исключением из этого правила может быть только так называемый вынужденный заход, причинами которого могут быть необходимость в срочной медицинской помощи, стихийное бедствие, авария и тому подобное.

Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение прибрежного государства.

При наличии такого общего разрешения прибрежному государству своевременно должно быть направлено уведомление о заходе соответствующего иностранного военного корабля.

Обратите внимание

Во время пребывания в иностранных внутренних морских водах военные корабли пользуются полным иммунитетом от иностранной юрисдикции. Они не подлежат досмотру.

В период пребывания в иностранном порту судно полностью подчиняется правопорядку, установленному прибрежным государством. Государство обладает юрисдикцией в отношении данного судна. Оно может рассматривать уголовные дела и гражданские иски. Указания администрации порта , возглавляемой капитаном порта (капитан порта), являются для судна обязательными .

Заливы с шириной входа не более 24 морских миль. Согласно положениям Конвенции 1982 года под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, — в соотношении с шириной входа в него, — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега.

Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ей было отграничено возможно большее водное пространство.

Исторические воды, включая «исторические» заливы.

Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: если, во-первых, над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени; во-вторых, эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, имеет место молчаливое признание большинства государств. Возможность признания некоторых вод « историческими » содержится в статье 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, Указывающей на «исторически сложившиеся правовые основания».

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке.

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори — Ферт, Консепшн, Шало ( Великобритания ), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта- Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной. Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль.

Государство вправе распространять режим внутренних вод и на «исторические» моря. Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей мысы Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

Территориальное море – это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства.

Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (Конвенция ООН по морскому праву, статья 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Читайте также:  Технические средства добровольных пожарных формирований

В России, в соответствии с законодательством, для отсчета ширины территориальных вод применяются оба способа.

Важно

Правовой режим территориального моря имеет некоторую специфику. Она объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на территориальное море свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранное территориальное море.

Осуществляя суверенитет в территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Цель этих актов – обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства, живые ресурсы моря, предотвратить загрязнение моря и другие.

Государство может объявить определенные районы территориального моря закрытыми для плавания, например при проведении учений с использованием оружия.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь его, не заходя во внутренние воды;

б) пройти во внутренние воды;

в) выйти из внутренних вод в открытое море. Проход является мирным, если он не нарушает безопасность прибрежного государства.

Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом:

♦ уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах; если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи; если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками;

♦ гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды.

Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и тому подобное).

Совет

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; другие – лишь предварительного уведомления; третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.

В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы); пользоваться радиопередатчиками, кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Иммунитет военного корабля – это совокупность прав и привилегий корабля как органа государства.

Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства.

Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды.



Источник: https://infopedia.su/10x7e58.html

Правовой режим территориального моря и внутренних вод

Внутренние воды –это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 8), они считаются государственной территорией прибрежного государства, находящейся под его полным суверенитетом. К внутренним водам относятся:

а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11);

б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских мили (ст. 10);

в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Великобритания) и др. В России к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Белое море, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Правовой режим внутренних вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, само устанавливает условия судоходства.

Заход иностранных судов во внутренние воды осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства.

Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Территориальное море– это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства.

Обратите внимание

Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (Конвенция ООН по морскому праву, ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

В России, в соответствии с законодательством, для отсчета ширины территориальных вод применяются оба способа.

Правовой режим территориального моря имеет некоторую специфику. Она объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на территориальное море свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранное территориальное море.

Осуществляя суверенитет в территориальном море, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальном море. Цель этих актов – обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства, живые ресурсы моря, предотвратить загрязнение моря и др.

Государство может объявить определенные районы территориального моря закрытыми для плавания, например при проведении учений с использованием оружия (ст. 25, п. 3).

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь его, не заходя во внутренние воды;

б) пройти во внутренние воды;

в) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Проход является мирным, если он не нарушает безопасность прибрежного государства (ст. 19).

Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом:

♦ уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах; если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27); если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками;

♦ гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды.

Важно

Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т. п.).

Совет

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; другие – лишь предварительного уведомления; третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды.

В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы); пользоваться радиопередатчиками, кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля – это совокупность прав и привилегий корабля как органа государства.

Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства.

Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны, включая права России в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления. К внутренним морским водам относятся воды:

♦ портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

♦ заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

♦ заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов (с шириной входа в них более чем 24 морские мили), которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в издании «Извещения мореплавателям».

Законодательство России определяет правила плавания и пребывания военных кораблей в военно-морских базах и пунктах базирования, условия захода, в том числе вынужденного, иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты России, а также правила мирного прохода военных кораблей. Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 г., а также Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. являются фундаментальными концептуальными документами, на которых строится современная деятельность Российского государства как великой морской державы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b6300.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector