Технические средства добровольных пожарных формирований

Библиотека

Практика борьбы с огнем показывает, что подавление очагов загорания в начальной стадии развития позволяет в значительной степени снизить материальный ущерб от огня и затраты на ликвидацию последствий пожара.

Пожарная обстановка в Российской Федерации показывает, что совершенствование средств защиты от пожара и оснащение ими добровольных пожарных формирований является актуальной задачейАлександр Рогачев
Генеральный директор ООО «Арника», г.

Красноярск

Оснащение добровольных пожарных формирований должно состоять не только из конкретного специализированного противопожарного оборудования, адаптированного к местным условиям, но и из инструмента, принадлежностей, оборудования, устройств, подручных и технических средств, имеющихся на данном объекте или в населенном пункте.

Для этого необходимо провести комплексную инвентаризацию всего, что может быть использовано при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС, начиная с особенностей местности, на которой расположен объект, и заканчивая наличием оборудования, технических средств и инвентаря, находящихся в пользовании или собственности у населения и на объекте.

После этого необходимо проработать возможные варианты возникновения и распространения пожара и возможной ЧС, а по результатам разработать планы и мероприятия по предупреждению пожара и ЧС, действиям добровольных пожарных формирований и населения при пожаре и ЧС.

Обратите внимание

Результатом этих мероприятий должны стать конкретные и неукоснительные правила поведения и обязанности при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации для каждого сотрудника объекта или жителя поселения.

Проблемы оснащения добровольных пожарных обществ

С вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» добровольчество все больше и больше увеличивает свои ряды, являясь подмогой пожарным подразделениям МЧС России при тушении пожаров.

Сегодня добровольцы несут службу на многочисленных объектах и в сельских поселениях, удаленных от пожарных частей, используя всевозможные средства.

Не секрет, что в большинстве случаев техническое вооружение добровольцев не всегда соответствует желаемому, его ассортимент невелик, а выбирать оборудование, инструмент и принадлежности для оснащения команды приходится по различным журналам, каталогам, а чаще всего по советам сомнительных специалистов.

Некоторые чиновники, юристы и прочие специалисты, не компетентные в данной области, выражают сомнения в целесообразности закупки предлагаемого оборудования. Поэтому созрела ситуация, при которой появилась необходимость в рекомендациях от лица МЧС по ассортименту средств технического оснащения подразделений добровольных пожарных.

Обратите внимание

Поставляемые техника и решения для ДПО должны соответствовать:

  • ФЗ № 100 «О добровольной пожарной охране»;
  • ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • сводам правил (СП), нормам пожарной безопасности (НПБ), СНИПам и ГОСТам на технику пожарную и пожарно-техническое вооружение (ПТВ);
  • программам местного самоуправления по оснащению областей, регионов и краев перспективной и современной противопожарной техникой;
  • программам ГО и ЧС развития и внедрения современных и инновационных разработок в сфере пожаротушения;
  • программам правительства по импортозамещению и целевому освоению бюджетных средств на развитие отечественного научного и производственного потенциала.
Обратите внимание

Территориальное размещение:

  1. Добровольные пожарные дружины (ДПД): до 1000 чел.
  2. Добровольные пожарные команды (ДПК): от 1000 до 3000 чел.
  3. Государственная пожарная служба (ГПС): свыше 3000 чел.

На основании изложенного предлагается проект перечня оборудования, которому необходимо придать определенный статус, разместить его на сайте МЧС для всеобщего ознакомления и руководства, а в конечном итоге перечень должен стать приложением к закону от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

Примерный рекомендательный перечень оборудования для оснащения ДПО

Ниже приведен примерный рекомендательный перечень пожарной техники, оборудования, инструмента и принадлежностей, предназначенных для технического оснащения добровольных пожарных формирований населенных пунктов, предприятий, организаций, садовых обществ, детских оздоровительных лагерей, турбаз и прочих объектов, удаленных от пожарных частей.

  1. Пожарный автомобиль. Предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, аварийно-спасательного инструмента и запаса огнетушащих средств. Используется как самостоятельная боевая единица.
  2. Передвижной пожарно-спасательный комплекс. Представляет собой автомобильный прицеп, на котором размещены ПТВ, аварийно-спасательный инструмент и определенный запас различных огнетушащих средств. Транспортировка комплекса может производиться любым видом транспорта.
  3. Мобильная пожарная установка (МПУ). Представляет собой тележку, на которой установлена мотопомпа и кассета с ПТВ. Перемещение установки и тушение возгорания может производиться одним человеком.
  4. Мотопомпа (переносная, прицепная). Предназначена для забора и подачи воды к месту пожара с применением напорных и напорно-всасывающих рукавов.
  5. Рукав пожарный напорный с навязанными рукавными головками. Предназначен для подачи воды от мотопомпы до очага пожара.
  6. Рукав пожарный напорно-всасывающий с навязанными рукавными головками. Предназначен для подвода воды от водоисточника к пожарному насосу.
  7. Ствол пожарный ручной. Предназначен для создания и направления струи огнетушащего вещества, образования защитной водяной завесы, предохраняющей человека от теплового потока.
  8. Разветвление рукавное. Предназначено для разделения потока и регулирования количества подаваемой воды, проходящей по напорным пожарным рукавам.
  9. Колонка пожарная КП. Предназначена для открывания (закрывания) подземного гидранта и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.
  10. Генератор пены. Предназначен для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены.
  11. Пеносмеситель. Предназначен для получения водного раствора пенообразователя, применяемого для образования пены в генераторах пены.
  12. Гидроэлеватор пожарный. Предназначен для отбора воды из водоисточников с уровнем, превышающим высоту всасывания насосов, и для удаления ее из помещений при тушении пожаров.
  13. Сетка всасывающая. Предназначена для удерживания воды во всасывающей линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения насоса от попадания посторонних предметов.
  14. Ключ для пожарной соединительной арматуры. Предназначен для соединения арматуры напорных и всасывающих пожарных рукавов и пожарного оборудования.
  15. Лестница пожарная ручная. Предназначена для подъема личного состава пожарных формирований на второй и третий этажи, чердаки и крыши.
  16. Огнетушители. Ручные, передвижные, являются первичным средством пожаротушения и применяются для тушения различных классов пожаров.
  17. Модуль порошкового пожаротушения с ручным пуском (забрасываемый). Предназначен для подавления очагов различных классов пожаров, в том числе в электрооборудовании, находящемся под напряжением.
  18. Ранцевый лесной огнетушитель (РЛО). Предназначен для тушения низовых пожаров водой или водяными растворами неагрессивных химикатов.
  19. Лом и багор пожарные. Являются ручным немеханизированным пожарным инструментом, предназначенным для проведения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров.
  20. Ведро пожарное. Применяется для доставки воды к очагу пожара и заполнения полости насоса мотопомпы водой.
  21. Топор пожарный поясной. Используется при движении по крутым скатам крыши, вскрытия кровли, дверей и окон горящих зданий, открывания крышек колодцев и пожарных гидрантов.
  22. Кобура. Предназначена для размещения поясного топора на спасательном поясе пожарного.
  23. Карабин. Предназначен для проведения спасательных работ, самоспасения пожарных и страховки при работе на высоте.
  24. Ручной универсальный пожарный инструмент (РУПИ). Предназначен для облегчения прокладки рукавных линий при тушении возгораний на открытых площадках, дачных участках, полях и лесных массивах.
  25. Веревка пожарная. Предназначена для спасения людей и перемещения грузов во время пожаров, ЧС и других стихийных бедствий.
  26. Боевая одежда пожарного. Предназначена для защиты пожарного от высокой температуры, тепловых потоков и возможных выбросов пламени при работе в экстремальных ситуациях, возникающих при тушении пожаров, проведении разведки и спасении людей.
  27. Сапоги пожарного. Предназначены для защиты ног от тепловых потоков, ушибов, проколов и прочих механических повреждений, воды, действия различных агрессивных сред.
  28. Пояс пожарного. Предназначен для спасения людей, самоспасения пожарных, а также для закрепления и страховки при работе на высоте.
  29. Шлем-каска пожарного. Предназначена для защиты головы и лица от возможных травм, теплового излучения и воды.
  30. Краги пожарного. Предназначены для защиты рук от открытого пламени, теплового потока, воды и других опасных факторов.
  31. Боты, перчатки и коврики диэлектрические. Применяются как основное средство, для защиты от поражения электрическим током.
  32. Ножницы диэлектрические. Являются изолирующим инструментом, предназначенным для резки проводов, находящихся под напряжением до 1000 В.
  33. Противопожарное полотно. Используется в качестве первичного средства тушения небольших очагов возгорания.

Источник: http://secuteck.ru/articles2/firesec/osnaschenie-dobrovolnyh-pozharnyh-formirovaniy-tehnicheskimi-sredstvami-pozharotusheniya

Пост Добровольной пожарной дружины

  • Оснащение (базовое)
  • Опции

Оснащение (базовое) пожарного поста населенного пункта в сельской местности.

Примерный состав добровольной пожарной дружины (боевого расчета) принимается из расчета 5-ти человек.

Размещение оборудования и пожарно-технического вооружения организуется на базе блока контейнерного типа, размером (ДхШхВ) 2830х2340х2376мм, наружние стены-профметалл, утепление минеральной ватой (сендвич-панелями) толщиной 50 мм с внутренней отделкой панелями МДФ, пол-рифленый металл (или деревянный настил с пропиткой – по желанию заказчика), утепленный пенобетоном (минеральной ватой) толщиной 180мм.

Оснащение поста ДПД:

  • мотопомпа бензиновая — пожарная (высоконапорная) «Koshin» (ЯПОНИЯ) с 5-ти метровым всасывающим рукавом и заборной сеткой;
  • боевая одежда пожарного (БОП 2-го уровня из брезента) и снаряжение в кол-ве 5 –ти комплектов (сапоги МБС, каска КП-92, краги из брезента, пояс пожарного, топор пожарного с кобурой);
  • рукава пожарные 51 мм 7 штук;
  • разветвление 2-х ходовое 51 мм 1 штука;
  • ствол РС-50 2 штуки;
  • огнетушитель ОВЭ-5(з)-АВЕ (воздушно-эмульсионный, для тушения твердых и жидких горючих материалов, тушения электрооборудования, находящегося под напряжением до 10000 В, работающий при температурах до минус 40°С, срок эксплуатации без перезарядки и переосвидетельствования составляет 10 лет) 4 штуки;
  • веревка спасательная ВПС-30 1 штука;
  • лестница палка 1 штука;
  • диэлектрический набор (боты, перчатки, коврик, ножницы) 1 комплект;
  • шанцевый инструмент:
  • багор 1 штука ;
  • лом пожарного универсальный 1 штука;
  • топор пожарный для щита 1 штука;
  • ведро 2 штуки;
  • лопата штыковая 1 штука;
  • лопата совковая 1 штука;
  • ножовка по дереву 1 штука;
  • полотно противопожарное 1,5 х 2,0 м 1 штука;
  • аптечка первой доврачебной помощи 1 штука.

Для тушения пожаров в лесах к базовой комплектации поста ДПД добавляются:

  • ранцевый пожарный огнетушитель;
  • бензопила и другое оборудование на усмотрение заказчика.

(Возможно дополнительное оснащение ПТВ и оборудованием на Ваше усмотрение)

Оборудование для перезарядки огнетушителей ОВЭ-5:

  • 4 канистры по 20 литров огнетушащего состава;
  • 1 транспортный баллон 40 литров с углекислым газом;
  • зарядное устройство для закачки газа в огнетушитель;
  • инструкция по порядку заправки огнетушителей (данное количество раствора предназначено для перезарядки 40 огнетушителей.

Срок хранения 5 лет в температурных пределах от минус 30°С до плюс 50°С

Источник: http://aptts.ru/catalog/pozharno-tehnicheskoe-vooruzhenie/pozharnye-posty-dobrovolnoj-pozharnoj-druzhiny/pozharnye-posty-dobrovolnoj-pozharnoj-druzhiny/

Добровольные пожарные формирования

Добровольные пожарные формирования – это добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды, являющиеся подразделениями добровольной пожарной охраны.

Определение добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных команд дано в Федеральном законе от 06 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее – закон о ДПО), в соответствии с которым:

Читайте также:  Благоприятные условия жизнедеятельности человека

добровольная пожарная дружина — территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

добровольная пожарная команда — территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

По своей организационно-правовой форме добровольная пожарная дружина и добровольная пожарная команда являются общественными объединениями, созданными в виде общественных учреждений.

Под общественным объединением пожарной охраны (ст.

6 закона о ДПО) понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

Важно

Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное учреждение.

Общественной организацией пожарной охраны (ст.7 закона о ДПО)является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами — общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Общественные организации пожарной охраны представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

Общественным учреждением пожарной охраны (ст.8 закона о ДПО)является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях.

В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

Участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные, проживающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

На должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) назначаются работники на условиях трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.

Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины осуществляется ее руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

Объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.

Совет

Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации.

Участниками объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников организации.

Управление объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

Руководитель объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины имеет право совещательного голоса при учредителе (учредителях).

Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются законом о ДПО, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась).

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности (ст.9 закона о ДПО) являются:

1) осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Согласно ст.14 закона о ДПО работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

Обратите внимание

2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

4) информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

5) внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях;

6) осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине должны быть возложены следующие обязанности (ст.15 закона о ДПО):

1) обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных;

Важно

2) во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;

3) нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, согласованным с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время и утвержденным соответственно руководителем добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины;

4) соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

5) содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;

6) выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного (ст.17 закона о ДПО).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливают гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае гибели работника добровольной пожарной охраны или добровольного пожарного в период исполнения им обязанностей добровольного пожарного (ст.19 закона о ДПО).

Согласно ст.37 «Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности» закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны содействовать деятельности добровольных пожарных.

(Рекомендуется в лекции по данной теме использовать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, регламентирующие вопросы создания и деятельности подразделений добровольной пожарной охраны.

При подготовке лекции по данному вопросу необходимо учитывать ст.13;37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Источники:

Совет

Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (ст.6,7,8,9,14,15,17,19); Федеральный законот 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст.13,37).

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/9x2be5.html

Добровольные пожарные формирования

За последние несколько лет министерством чрезвычайных ситуаций было разработано и внедрено в жизнь ряд нормативно правовых актов, которые призваны в несколько раз улучшить систему противопожарной защиты в России.

В частности согласно одному из законов в стране допускается организация частей добровольной противопожарной охраны. Целесообразность такого начинания была подтверждена не только отечественным, но и зарубежным опытом.

Для полноты информации стоит отметить, что во времена СССР силами добровольных пожарных формирований, ликвидировалось свыше 15% всех возникающих в стране пожаров.

В качестве успешного примера благополучной работы добровольной пожарной службы мы приведем опыт Федеративной Республики Германии, в которой эта организация находится на наиболее высоком уровне. А число профессиональных пожарных вообще составляет всего 2% от всего количества существующих в стране борцов с огнем.

А кто же тогда оставшиеся 98% неужели супер-профессионалы? Нет оставшиеся – это сознательные граждане, которые в большинстве своем прошли курсы подготовки в пожарных частях и на данный момент являются костяком противопожарной защиты своей страны.

Одна из основных функций немецких добровольцев — обслуживание систем пожаротушения, а также контроль над выполнением предписаний норм пожарной безопасности.

Читайте также:  Обслуживание огнетушителей: то, перезарядка, сроки проверки

Добровольцем противопожарной службы Германии может стать практически любой желающий прошедший собеседование. Возрастное ограничение при этом колеблется от 16-ти до 18-ти лет.

Обратите внимание

Молодежь естественно не берется участвовать в ликвидации серьезных происшествий и набирается опыта путем изучения правил пожарной безопасности и в некоторых случаях участвует в монтаже пожаротушения.

Одним словом набирается опыта.

Стоит отметить, что вступление в ряды добровольных пожарников для немца – это отнюдь не номинальное проявление гражданской сознательности. Ведь каждый член добровольной организации оснащен пейджером, который срабатывает в случае возникновения чрезвычайной ситуации. При этом доброволец должен явиться в ближайшую пожарную часть, и приступить к выполнению своих обязанностей.

Как видите, равняется, есть на кого. По этому, МЧС России было издано ряд правовых актов, которые определяют правила организации добровольных противопожарных формирований, а также порядок обеспечения добровольцев техническими средствами необходимыми для борьбы с огнем, а также средствами индивидуальной защиты.

Но, не смотря на то, что и в нашей стране есть сознательные граждане, понимающие всю степень ответственности и необходимости участия в добровольных пожарных структурах, осуществляющих посильную помощь повышении пожарной безопасности, осуществляющих монтаж дымоудаления.

Отечественная система еще далека от совершенства и требует значительных доработок в этой области.

Возврат к списку

Источник: http://www.MontajGrad.ru/publications/detail.php?ELEMENT_ID=858

Добровольные пожарные. Добровольная пожарная охрана. ВДПО

Главная → Статьи → Доступно о пожарной безопасности

Добровольные пожарные дружины. Советский период

Достаточно вспомнить советский период развития нашей страны, чтобы убедиться на каком высоком уровне находилась система добровольной пожарной охраны.

Обязательным требованием являлось создание такого специального, вспомогательного звена при действующем производственном или даже административном объекте. В обязанности добровольных пожарных входила оказание содействия профессиональным пожарным командам.

Существовал свой устав такой вспомогательной службы. В целях увеличения эффективности даже проводились специальные учения вместе с работниками пожарной службы.

Важно

Статистика, которая велась государственной службой, указывала на наличие в каждом регионе страны не менее 100 ДПД — добровольных пожарных дружин. И это только самый минимальный показатель. Для примера можно взять Подмосковье. К концу 1990 года таких объединений там насчитывалось не менее 450.

Учитывая такое значимое количество ячеек можно было говорить о высочайшем уровне пожарной безопасности в нашей стране. Практически каждое сельскохозяйственное предприятие, колхоз и производственный объект имели добровольную пожарную дружину. Помимо морального позыва имелась и материальная поддержка существующей организации.

Выделялись достаточные средства для покупки рабочего, специализированного инвентаря и даже защитного обмундирования.

Кстати, если пролистать сохранившиеся архивы службы добровольных пожарных дружин, то можно найти немало свидетельств героических поступков лиц, оказывающих помощь в тушении пожаров в структуре добровольной организации.

Восстановление системы добровольной пожарной охраны в России

После развала Советского Союза добровольные пожарные практически сразу перестали существовать. И это не преувеличение и метафора, а прагматичная констатация печального факта. Все государственные нормативы и циркуляры утратили свою силу.

Переход всего имущества (предприятий и земельных участков) в частную собственность полностью исключил из поля своих интересов такую важную, вспомогательную структуру.

Неоднократно можно было услышать от владельцев производственных объектов об устаревании и неэффективности работы добровольных пожарных. Можно догадаться, что и финансового стимулирования, необходимого для развития структуры ожидать не приходилось.

Государство на несколько лет отложила принятие решение о регенерации данной системы. И как показала практика забвение добровольных, пожарных дружин крайне негативно сказалось на пожарной безопасности предприятий.

На тот момент техническое оснащение объектов в вопросах пожарной безопасности было крайне слабо развито (особенно, если проводить сравнение с текущим периодом). Требовалось переломить и исправить ситуацию. И перемены всё же пришли. Первым шагом стоит считать принятие федерального закона в декабре 1994 года под номером 69. Документ носил название «О пожарной безопасности».

Хотя тут стоит сразу же оговориться и уточнить, что в нём по-прежнему не пропечатывался статус добровольных пожарных обществ. Не было и строчки в нормативном циркуляре о том, кто же будет заниматься вопрос материального обеспечения штата структуры и решать вопрос социальных, а также трудовых компенсаций.

Проблема это ясно обозначилась и требовала скорейшего обдуманного решения.

Благодаря инициативе руководителей МЧС нашей страны удалось прийти к созданию специального документа. Новый федеральный закон «О добровольной пожарной охране» был принят в государственной думе в 2011 году.

Совет

Конечно же, срок прошедший от момента полной стагнации добровольных пожарных обществ до этого момента был значительным, но тем больше и значимость этого события.

Огромную заслугу в восстановлении этой службы и принятии документа сыграло и Всероссийское Добровольное Пожарное Общество, сокращенно ВДПО. Теперь была внесена предельная ясность в определении места добровольных пожарных обществ.

Документ также прояснил способы им методы взаимодействия с государственной, профильной структурой. С этого момента восстановление добровольных пожарных обществ в регионах пошло интенсивными темпами.

Деятельность добровольных пожарной охраны

На сегодняшний момент активная работа добровольных пожарных организаций возможна в нескольких формах. К первой из них относится подразделение. В их арсенале присутствует специализированная, автомобильная единица.

При этом она должна соответствовать техническому регламенты и быть зарезервированной в списке регионального подразделения МЧС России.

Если же речь идёт о такой структурной единицы, как дружина, то в её рабочем арсенале может присутствовать многофункциональная установка передвижной помпы.

В независимости от формы добровольного подразделения, оно активно участвует в ликвидации, а также предотвращении пожаров на закреплённом, территориальном участке. Координатором работы данной структуры выступает орган МЧС в регионе. В случаях введения режима ЧС по пожарной обстановке ВДПО участвует в обеспечении безопасности на более строгом уровне ответственности.

Как уже можно понять, задачи добровольной пожарной охраны следующие:

  • проведение профилактических мероприятий, направленных на профилактику пожаров;
  • активное участие в спасательных операциях, включающих в себя эвакуацию их опасного очага людей и их материального имущества;
  • оказание первой медицинской и санитарной помощи пострадавшим в пожарном очаге;
  • непосредственная помощь в тушении пожара доступными техническими и механизированными средствами.

Обязанности добровольного пожарного и компенсационные выплаты

После того как добровольный пожарный будет внесён в специальный список — реестр он может назвать себя полноправным дружинником в составе охранной структуры МЧС.

Этот порядок был регламентирован в 2011 году приказом N 416.

Тут же стоит отметить специальный приказ под номером 777/Н, оговаривающий нормы обеспечения добровольного дружинника всеми специальными средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а также профильным снаряжением.

С момента включения добровольного пожарного в список МЧС на него налагается и серьёзная ответственность:

  • необходимость знаний в области пожарной безопасности (ПТМ в установленном объёме);
  • незамедлительное прибытие к месту тушения пожара. При этом должна быть полная готовность к оказанию помощи пострадавшим и к проведению всех этапов спасательных, аварийных работ;
  • соблюдение установленных правил дисциплины и правил охраны трудового процесса;
  • подчинение руководящему звену;
  • содержание приписанной материально-технической части в исправном, работоспособном состоянии.

Помимо обязанностей, закон даёт возможность страхования сотрудников ДПО. Работодатель может устанавливать компенсационные выплаты, прописанные в двухстороннем гражданском договоре. Например, в случае гибели дружинника при ликвидации пожара его семья вправе получить значительную, компенсационную выплату. Что касается его размера, то он устанавливается региональными и местными властями.

Статью прислал: Kazachok

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/dostupno_o_pozharnoj_bezopasnosti/dobrovol_nye_pozharnye_dobrovol_naya_pozharnaya_ohrana_vdpo/

Деятельность и организация добровольных пожарных дружин в России

В последние годы пожарная ситуация в нашей стране оставляет желать лучшего, даже несмотря на ряд мер, направленных на создание благоприятных условий и совершенствование противопожарной техники. Одной из таких мер можно считать создание добровольной пожарной дружины, деятельность которой предполагает появление  дополнительного уровня защиты от пожаров.

Положение о добровольной пожарной дружине
Наличие,  организация и деятельность такой структуры в России предусматривается законом, в котором прописаны основные принципы функционирования пожарных дружин. Таким документом является Положение о добровольной пожарной дружине.

Согласно данному документу, добровольные пожарные команды создаются в России в соответствии с действующим ФЗ «О пожарной безопасности». В каждом отдельном регионе создание такой организации регулируется законом «О пожарной безопасности» данного конкретного муниципалитета.

  В соответствии с Положением о добровольной пожарной дружине, ответственность за создание и организацию работы дружины закрепляется за собственниками предприятий.

Обратите внимание

Цель создания пожарной дружины на предприятии — обеспечение соблюдения требований действующих норм и правил пожарной безопасности, приказов и распоряжений собственников предприятий,  проведение мероприятий по профилактике и тушению пожаров.

Пожарные дружины создаются на добровольной основе на предприятии, численность работников которого составляет не менее 50 человек. Деятельность добровольных пожарных дружин состоит в следующем: ДПД контролирует соблюдение сотрудниками данного предприятия, а также другими гражданами, установленного для данного предприятия противопожарного режима.

В обязанности дружин входит также проведение разъяснительных мероприятий, с целью доведения  основных положений инструкции о мерах пожарной безопасности.

Соответственно положению о добровольной пожарной дружине, на членов организованной команды возлагаются функции проверки состояния  средств противопожарной защиты и их готовности к действию, функции ведения дежурства в выходные и праздничные дни; содействие в расследовании причин произошедших пожаров. В случае возникновения пожара, если прекращение горения своими силами не может быть достигнуто, сотрудник пожарной дружины обязан немедленно сообщить о случившемся в подразделение пожарной охраны и предпринять все  необходимые меры по эвакуации людей, в частности, контролировать, чтобы на стене в помещении здания обязательно присутствовал план эвакуации людей припожере.

Организация добровольных пожарных дружин
Само название пожарной дружины говорит о том, что организация добровольных пожарных дружин  осуществляется на добровольных началах принимаемых туда членов. При этом возраст добровольцев должен быть не моложе 17 лет.

Каждый вступающий в ряды добровольной пожарной дружины должен подать на имя руководителя предприятия письменное заявление. Руководитель предприятия обязан организовать проведение предварительного медицинского осмотра подавших заявление на предмет отсутствия у них противопоказаний для работы в пожарной охране.

Процесс организации добровольных пожарных дружин должен включать предварительное обучение по программам, утвержденным Управлением Государственной противопожарной службы ГУВД Вашего города.

После прохождения обучения, все члены добровольной дружины должны выдержать зачёт, после чего будет возможно приступать непосредственно к практической деятельности. Каждый член добровольной пожарной дружины должен уметь организовать безопасное поведение при пожаре в случае опасности.

Важно

Руководителем дружины организуется и контролируется проведение последующих занятий, в ходе которых добровольцы должны изучить документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов предприятия и правила по охране труда.

Читайте также:  Психология человека в чрезвычайных ситуациях. русаев э.с.

Создание добровольной пожарной дружины предусматривает стимулирование её членов: им предоставляется преимущественное право при приеме на работу в ГПС или ведомственную пожарную охрану.

Членам ДПД, принимающим активное участие в обеспечении пожарной безопасности на предприятии и тушении пожаров, предоставляются дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до 6 рабочих дней в год, а также денежные премии.

При создании добровольной пожарной дружины заранее оговариваются условия, по которым  доброволец может быть исключён из состава дружины.

Основаниями прекращения членства в ДПД являются: систематическое невыполнение или уклонение от выполнения членами ДПД обязанностей; невыход на дежурство в соответствии с утвержденным графиком дежурств без разрешения соответствующего должностного лица или самовольное оставление дежурства; нарушение дисциплины; собственное  желание; вступление в законную силу приговора суда о привлечении гражданина к уголовной ответственности или прекращение деятельности дружины на предприятии.

Источник: https://secandsafe.ru/stati/pojarnaya_bezopasnost/organizaciya_dobrovolnyh_pojarnyh_drujin

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Углекислый огнетушитель ОУ-2.  [1]

Противопожарные формирования выезжают к месту пожара, не дожидаясь окончания разведки.

Начальник противопожарной службы, прибыв к месту пожара, на основании данных разведки и оценки обстановки принимает решение, в котором предусматривает порядок проведения работ по спасению людей ( если они оказались в зоне пожара), распределение имеющихся сил и средств для тушения пожаров, последовательность и объем работ, необходимость вызова дополнительных сил.  [2]

Противопожарные формирования для тушения пожаров в этих районах вынуждены будут пользоваться ближайшими природными и искусственными водоемами или использовать имеющиеся подземные скважины.  [3]

Противопожарные формирования локализуют и тушат пожары, мешающие спасательным работам, спасательные отряды обеспечивают вскрытие заваленных убежищ, аварийно-технические формирования устраняют аварии на сетях коммунального хозяйства, а медицинские формирования оказывают медицинскую помощь пораженным.  [4]

Невоенизированные противопожарные формирования гражданской обороны создаются на предпритиях, в организациях, учреждениях, в колхозах и совхозах на базе добровольных пожарных дружин, которые являются составной частью этих формирований. Создание противопожарных формирований возложено на руководителей ( начальников ГО) соответствующих объектов народного Хозяйства.  [5]

Спасательным и противопожарным формированиям необходимо уметь не только отыскивать человека, но и быстро вывести или вынести его из очага поражения. Существуют несколько способов выноса пораженных: на носилках, подручных средствах, на руках и др. Выбор того или иного способа зависит от сложившихся обстоятельств.  [7]

Кобщественным противопожарным формированиям относятся добровольные пожарные дружины и команды, а также добровольные пожарные общества и пожарно-технические комиссии.  [8]

Совет

Боевые действияневоенизированные противопожарные формирования ГО выполняют под руководством противопожарной службы ТО.  [9]

За укомплектованиепротивопожарных формирований кадрами, а также обеспечение их техникой, индивидуальными средствами защиты, средствами связи, горючими и смазочными материалами отвечают руководители объектов народного хозяйства, на которых они создаются.  [10]

Рассматривается наличиепротивопожарных формирований и их боеспособность; своевременность и качество проводимых пожарно-технических обследований, рассматривается перечень мероприятий, предложенных для предупреждения пожара и обеспечения условий его успешной ликвидации, степень их реализации и влияние на возникновение, развитие и ход тушения пожара. Случаи пожаров на объекте, их причины и принимавшиеся по ним меры.  [11]

Организационная структурапротивопожарных формирований зависит от имеющихся сил и средств объектов народного хозяйства, на которых эти формирования создаются. В связи с этим противопожарные формирования могут представлять собой команды, отделения и звенья пожаротушения.  [12]

Положения одобровольных противопожарных формированиях ( дружинах, командах, пожарно-технических комиссиях), об обучении работающих мерам пожарной безопасности устанавливают порядок, принятый на предприятии, в части организации работы по предотвращению пожара.  [13]

Предлагаемая организационная структурапротивопожарных формирований может быть изменена в зависимости от условий и назначения.  [14]

Весь личный составпротивопожарных формирований ГО должен обеспечиваться фильтрующими противогазами ( или кислородно-изолирующими противогазами), брезентовыми костюмами и рукавицами, стальными шлемами и шерстяными подшлемниками, кирзовыми сапогами, ватными фуфайками и брюками теплыми перчатками, пожарными спасательными поясами, пожарными карабинами, пожарными топорами, индивидуальными пакетами первой помощи и индивидуальными противохимическими пакетами.  [15]

Страницы:      1    2    3

Источник: https://www.ngpedia.ru/id567253p1.html

Добровольные противопожарные формирования

Филиалами ОСТ в форме общественных учреждений пожарной охраны создаются объектовые добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях структурных подразделений, оказания помощи объектовым пожарным командам и подразделениям Государственной противопожарной службы.

Учредителями объектовой добровольной пожарной дружины должны выступать физические лица из числа руководителей отделов, служб и структурных подразделений филиала ОСТ в составе не менее трёх человек.

Решение о создании объектовой добровольной пожарной дружины, об утверждении положения и о формировании руководящих органов принимается на общем собрании учредителей по согласованию с руководством филиала ОСТ.

Управление объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителей.

Обратите внимание

Деятельность объектовой добровольной пожарной дружины, её структура, права и обязанности добровольных пожарных определяются федеральным законом «О добровольной пожарной охране», положением об объектовой добровольной пожарной дружине (приложение Н)

Участниками объектовой добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников структурного подразделения филиала.

Работники, вступающие в объектовую добровольную пожарную дружину, должны подать письменное заявление на имя руководителя дружины.

Зачисление личного состава в ДПД и последующие изменения этого состава производятся решением руководителя объектовой пожарной дружины.

Исключение из числа участников ДПД производится:

а) за нарушение противопожарного режима;

б) за невыполнение указаний начальника дружины;

в) по собственному желанию путем подачи об этом заявления начальнику дружины:

г) в случае увольнения из организации.

Комплектуются объектовые добровольные пожарные дружины таким образом, чтобы в каждой смене имелись члены ДПД.

Участники объектовой добровольной пожарной дружины приобретают статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных.

Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности добровольные пожарные в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Первоначальная и последующая профессиональная подготовка добровольных пожарных осуществляется непосредственно в структурном подразделении работниками СПО филиала ОСТ, руководителем ДПД, в порядке, установленном СПО ОСТ, учредителями (руководителем), с учетом особенностей охраняемых объектов или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение.

Важно

Действия персонала при обнаружении нарушений правил противопожарного режима и при возникновении пожара. Порядок вызова пожарной охраны и взаимодействие персонала с пожарными подразделениями при тушении пожара.

Каждый работник ОСТ при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) должен:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану при этом
необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию;

б) принять меры по эвакуации людей и по возможности, сохранности материальных ценностей, ликвидации пожара первичными и стационарными средствами пожаротушения.

в) сообщить о пожаре диспетчеру (оператору) объекта или руководителю объекта (старшему должностному лицу объекта);

Порядок действий диспетчера (оператора) объекта при получении сообщения о
пожаре должен быть подробно определен в инструкции о мерах пожарной безопасности.

При получении сообщения о пожаре, диспетчер (оператор) объекта обязан сообщить о возникновении пожара:

а) в пожарную охрану объекта и в территориальное подразделение противопожарной службы;

б) в подразделение СПБ, осуществляющее дежурство на объекте (при его наличии);

в) руководителю объекта;

г) в вышестоящую диспетчерскую службу.

Совет

Руководители и должностные лица объектов, лица, в установленном порядке
назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны:

а) сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;

б) в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;

в) проверить включение в работу автоматических УПЗ (установок пожаротушения, охлаждения (орошения), противодымной защиты, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

г) при необходимости отключить электроэнергию (за исключением УПЗ), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях (за исключением обязательных по требованиям пожарной безопасности систем подпора воздуха), выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития опасных факторов пожара);

д) прекратить все работы в здании или сооружении (если это допустимо по
технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

Обратите внимание

и) обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

к) одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

л) организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

м) сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения, связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава

По прибытии пожарного подразделения руководитель ОСТ, филиала ОСТ, структурного подразделения или лицо, его замещающее, информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, работе УПЗ, противоаварийных систем, также организовывает привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Контрольные вопросы:

1. Что относиться к основным пожарным автомобилям?

2. Назначение огнетушителей

3. Устройство огнетушителя порошкового.

4. Меры безопасности при использовании огнетушителя углекислотного.

5. Действия персонала при пожаре.

Источник: https://cyberpedia.su/13xe025.html

Ссылка на основную публикацию