Новости
С появлением ракетно-ядерного оружия произошли коренные изменения военных доктрин ведущих стран. Изменились взгляды не только на формы вооруженной борьбы, но и на способы и средства защиты как личного состава вооруженных сил, так и всего населения страны. Проблема защиты населения от оружия массового поражения (ОМП) приобрела особую остроту и важность.
В начале шестидесятых годов проблема защиты населения, материальных и культурных ценностей страны по своей значимости вышла на стратегический уровень. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя серьёзно говорить о готовности страны к обороне.
Еще при существовании МПВО руководство страны пришло к пониманию необходимости коренного изменения подходов к решению возложенных на неё задач.
Можно сказать, что преобразование МПВО в новую систему оборонных мероприятий началось уже в 1955 году, когда Правительством СССР было принято решение об усилении МПВО и подготовке к защите населения от ОМП на всей территории страны, и завершилось в 1961 году принятием решения о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны.
В июле 1961 года было принято Положение о Гражданской обороне СССР, в котором указывалось, что «гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу». Были определены содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления.
В Положении определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.
По расчетам рассредоточение и эвакуация позволяли вывести людей из городов и районов, по которым наиболее вероятно применение ОМП, в загородную зону и сельскую местность и этим самым резко снизить их возможные потери.
Делался расчет на обеспечение убежищами в непосредственной близости от места работы людей, остающихся в городах после эвакуации и рассредоточения населения, т.е.
рабочих и служащих, продолжающих работу на предприятиях промышленности, транспорта, энергетики, связи и т.п. В ходе строительства жилых домов в городах предусматривалось наличие в них подвалов.
Для защиты сельского населения и эвакуированных горожан от радиоактивных осадков должны были использоваться погреба, хранилища, другие заглубленные сооружения.
Большое значение придавалось накоплению средств индивидуальной защиты: противогазов, респираторов, противопыльных тканевых масок и т.п.
Наряду с возрастанием задач и объема мероприятий гражданской обороны возникла необходимость координации их проведения в масштабе государства. В связи с этим общее руководство гражданской обороной страны возлагалось на Совет Министров СССР.
Повседневная организаторская работа по выполнению мероприятий гражданской обороны была возложена на институт начальников гражданской обороны: в республиках – на председателей Советов Министров, в краях, областях, округах, городах, районах – на председателей исполкомов соответствующих Советов депутатов трудящихся, а на объектах народного хозяйства – на их руководителей. Начальники гражданской обороны несли ответственность за постоянную готовность сил и средств гражданской обороны, управляли ими в мирное и военное время лично, а также через штабы и службы, организовывали защиту населения и материальных ценностей от ОМП.
На гражданскую оборону были возложены следующие задачи: всеобщего обучения населения способам защиты от ОМП; подготовки средств индивидуальной и коллективной защиты населения; создания условий, обеспечивающих работу объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики в военное время; своевременного оповещения населения об опасности нападения противника; обеспечения защиты животных, продовольствия и воды от ОМП; организации и ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и др.
Созданная система гражданской обороны отличалась от МПВО тем, что:
– во-первых, её мероприятиям был придан общегосударственный и общенародный характер. Все мероприятия гражданской обороны планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива;
– во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территории страны от поражающих факторов ОМП;
– в-третьих, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, связанный с созданием условий, обеспечивающих работу промышленности в военное время;
– в-четвертых, возникла новая задача по ликвидации последствий применения ОМП, связанная с возможными огромными массовыми разрушениями и оказанием помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.
В стратегическом плане перед гражданской обороной стояла задача совместно с системой активной противовоздушной обороны страны противостоять в будущей войне концепции «неприемлемого ущерба», смысл которой заключался в том, что для нанесения поражения противнику в ядерной войне достаточно уничтожить 25–30% его населения и 50–70% производственного потенциала, сконцентрированных в наиболее крупных городах. Для этого считалось необходимым нанесение по территории СССР около 400 ударов ядерными боеприпасами.
В основу вероятной модели будущей войны была взята модель, при которой непосредственному ведению боевых действий (и соответственно применению ОМП) предшествует, так называемый, «особый период» (в литературе – «угрожаемый период»), в ходе которого конфликтующие стороны могут провести необходимые подготовительные мероприятия. Его продолжительность предполагалась от нескольких дней до нескольких месяцев.
В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы:
первая – мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время.
К ним относились:
– разработка оперативных планов;
– подготовка органов управления и сил;
– создание фонда защитных сооружений и пунктов управления;
– производство средств защиты, создание системы оповещения, обучение населения и др.;
вторая – мероприятия, проводимые в «особый период». К ним относились:
– наращивание фонда защитных сооружений;
– перевод системы с мирного на военное положение;
– развертывание сил, проведение эвакомероприятий и др.;
третья – мероприятия, проводимые в военное время.
Концепция Гражданской обороны СССР в шестидесятые годы сводилась к следующему.
Был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны были продолжать работу в военное время в категорированных городах. Таких убежищ требовалось, примерно, для 15 млн. человек.
Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону. В загородной зоне предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.
Организация подвоза рабочих смен в категорированные города возлагалась на органы гражданской обороны.
Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников, продовольствия, фуража, сельскохозяйственных животных.
В случае применения ОМП должны быть организованы массовые спасательные работы в очагах поражения.
На государственном уровне эта концепция была закреплена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 года № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения», которые часто назывались основными принципами защиты населения.
В системе гражданской обороны, в основном, сохранилась структура органов и сил МПВО.
Вместе с тем, были внесены и существенные изменения.
Прежде всего, усиливалась ведомственная составляющая гражданской обороны. Кроме территориальной системы органов гражданской обороны, во всех министерствах и ведомствах стали создаваться ведомственные структуры.
Таким образом, структура гражданской обороны полностью перешла на построение по территориально-ведомственному (производственному) принципу.
Это соответствовало требованиям времени и облегчало подход к решению задач по защите экономики.
Одновременно укреплялись территориальные звенья. Была увеличена штатная численность штабов гражданской обороны республик, краев, областей, городов. Их ядро составляли военнослужащие.
Штабы гражданской обороны выполняли важные и многообразные задачи: разрабатывали планы гражданской обороны и осуществляли их своевременное корректирование, совместно со службами поддерживали в постоянной готовности средства оповещения и связи, планировали и практически осуществляли обучение населения способам защиты от оружия массового поражения, а также подготовку личного состава невоенизированных формирований.
Совершенствовались и службы гражданской обороны. Благоприятные перспективы в подготовке руководящего состава штабов и служб гражданской обороны в повышении готовности и совершенствовании их работы в мирное и военное время открылись с выходом в 1963 году Наставления по службе штабов гражданской обороны.
В 60-е годы велась активная проработка вопросов по совершенствованию управления силами и средствами гражданской обороны в различной обстановке. Были предприняты попытки образования оперативных зон, а затем оперативных направлений гражданской обороны.
Однако, опыт работы зон и оперативных направлений, итоги командно-штабных учений показали их неспособность к эффективному решению вопросов гражданской обороны, ибо искусственное создание органов гражданской защиты, не опирающихся на органы государственной власти и административные единицы, себя не оправдывает.
Поэтому зоны и оперативные направления в начале семидесятых годов были упразднены.
Большая работа была развернута по разработке новых подходов к защите населения, практической реализации концепции защиты населения от ОМП.
Особое внимание уделялось вопросам планирования и практической подготовки эвакомероприятий. Работа была развернута с широким размахом.
Чтобы обеспечить выполнение установленных нормативов (эвакуация всего населения из категорированных городов, в основном, должна быть проведена за 12 часов), были разработаны совместно с Министерством путей сообщения СССР специальные графики движения пригородных поездов на особый период, создавались автоколонны, сборные и приемные эвакопункты.
Велась работа по освоению загородной зоны. За каждым предприятием и организацией закреплялись населенные пункты. Активно работали специально созданные эвакоорганы.
В больших объемах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.).
В комплексе мер по защите населения определяющее значение имел ввод с 1 августа 1966 года в действие «Норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО».
Последние создавали благоприятные условия для защиты населения от ОМП и повышения устойчивости работы промышленности, энергетики, транспорта и связи во время войны, прежде всего, в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, и на объектах народного хозяйства особой важности, расположенных вне этих городов.
В целом можно отметить, что, несмотря на значительные трудности, вопросы защиты населения от ОМП в эти годы получили практическую реализацию по многим направлениям.
Значительное место в становлении гражданской обороны страны занимала подготовка к ведению спасательных операций в очагах ядерного поражения.
Новые подходы к организации спасательных работ потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава). Части гражданской обороны должны были стать ядром всех спасательных сил, они являлись кадровой основой для развертывания новых частей по мобпланам.
Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьезные изменения.
Основными среди них стали территориальные сводные спасательные отряды и объектовые отряды гражданской обороны.
Важным событием стал выход в свет в 1965 году проекта Устава войск гражданской обороны и Руководства по организации и ведению гражданской обороны.
Особое место занимала подготовка населения. Эту важную задачу сначала выполняли организации ДОСААФ, СОКК и КП СССР. Начиная с 1960 года, в обучении населения осуществляется переход от теоретических занятий к практическому выполнению определенных нормативов. Были введены нормы «Готов к ПВО».
Население готовилось по новой 19-часовой программе, которая включала такие вопросы, как изготовление обучаемыми простейших средств индивидуальной защиты, изучение обязанностей населения по эвакуации, оказание самопомощи и взаимопомощи в очагах поражения, ознакомление с проводимыми по месту работы и жительства мероприятиями гражданской обороны и др.
Важным условием повышения готовности населения к обороне явилось законодательное закрепление подготовки учащейся молодежи к защите от оружия массового поражения. В ст.
17 Закона Союза Советских Социалистических Республик «О всеобщей воинской обязанности», принятого Верховным Советом СССР 12 октября 1967 года, говорилось, что начальная подготовка учащейся молодежи, включая подготовку по гражданской обороне, проводится в общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования.
Нормативными документами тех лет определялось, что обучение населения страны способам защиты от оружия массового поражения является всеобщим и обязательным.
Предмет «Гражданская оборона» вводился для девятых классов средних школ, а также для техникумов и ПТУ.
Первоначальные сведения по гражданской обороне школьники стали получать в пионерских лагерях, в пятых, шестых и седьмых классах общеобразовательных школ.
Большое внимание в эти годы уделялось подготовке кадров гражданской обороны. В феврале 1965 года существующие школы гражданской обороны, входящие организационно в ДОСААФ, реорганизуются в курсы гражданской обороны и передаются в подчинение соответствующих органов гражданской обороны.
Принимаются меры по качественному укомплектованию курсов гражданской обороны мастерами производственного обучения из числа офицеров запаса и специалистов народного хозяйства, имеющих необходимую общую, военную и методическую подготовку. На базе учебного батальона в Ногинске Московской области были созданы Центральные курсы частей гражданской обороны.
Вплоть до 1972 года они занимались переподготовкой офицерского состава гражданской обороны, подготовкой младших офицеров запаса и сержантов.
В целях пополнения офицерских кадров механизированных частей гражданской обороны в марте 1967 года было открыто первое в стране Московское училище Гражданской обороны СССР, подобного которому не было в СССР и за рубежом.
В этот период становления гражданской обороны воинам её частей и бойцам невоенизированных формирований нередко приходилось вести борьбу с последствиями землетрясений и наводнений, тушить пожары, спасать людей и материальные ценности при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
В целом о периоде становления гражданской обороны (1961–1972 гг.) можно сделать следующие выводы:
– во-первых, это был сложный период, период поисков и осмысливания новых масштабных задач. В целях их решения был найден верный путь – привлечь внимание к проблемам гражданской обороны всего государства;
– во-вторых, за эти годы был создан надежный фундамент системы гражданской обороны и определены пути её дальнейшего развития. Гражданская оборона СССР стала представлять собой достаточно организованную и отлаженную общегосударственную систему оборонных мероприятий.
Источник: https://mchsrf.ru/news/453328-etapyi-razvitiya-grajdanskoy-oboronyi.html
История создания и развития гражданской обороны в России
Началом пути ГО в нашей стране считается 1918 год. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия ГО.
Исторической датой создания Гражданской обороны в России является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР.
Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха.
Необходимость в МПВО, затем – гражданской обороне, объяснялась возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства.
С этого времени в стране стали проводиться мероприятия централизованной общественной организации — МПВО, однако город Воронеж в предвоенные годы не был включен в список городов-пунктов ПВО.
Система ГО должна была обеспечить выполнение масштабных мероприятий в условиях мирного и военного времени. И она, как свидетельствует 77-летняя история существования, со своими задачами справилась.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 – июль 1941 г.г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.
МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководством СНК в центре и органов Советской власти на местах.
Третий этап (июнь 1941 – 1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
В соответствии с постановлением СНК от 2 июля 1941 года № 18/12 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», была развернута большая организационная работа по формированию групп самозащиты МПВО. За первые месяцы войны в Воронеже было создано 1467 групп самозащиты, развернулось строительство ряда убежищ и укрытий.
К осени 1941 года в городе Воронеже было построено свыше 4000 укрытий для защиты людей.
В конце 1941 года город Воронеж утвержден городом — пунктом ПВО, сформирован аварийно-строительный полк, созданы формирования МПВО на всех объектах. После освобождения города от немцев, формированиями МПВО города были очищены десятки тысяч квадратных метров городской территории, обезврежено 18279 противотанковых и противопехотных мин, реактивных снарядов, 990 минометных мин.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО – ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально-политическое состояние войск.
Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 – июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся «холодной» войны.
На этом этапе руководство МПВО – ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
Пятый этап (июль 1961 – сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО. МПВО преобразована в ГО СССР. Задачи, стоящие перед ГО страны, резко изменились. ГО становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время с целью защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения.
ГО стала строиться по территориально-производственному принципу.
В основу защиты населения принята идея проведения массовой эвакуации населения из городов в загородные зоны и обеспечение персонала, который оставался работать на предприятиях, средствами защиты и убежищами.
Шестой этап (октябрь 1971 – июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружений и достижением СССР стратегического паритета. Руководство ГО было возложено на МО СССР. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств.
Седьмой этап (август 1987 – декабрь 1991 г.г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации окончания «холодной войны» и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спа¬сателей» (на правах государственного комите¬та РСФСР), а также формировании единой государственно-общественной системы про¬гнозирования, предотвращения и ликвида¬ции последствий чрезвычайных ситуаций.
Восьмой этап – (с декабря 1991 года по настоящее время) начали с упразднения государственных структур СССР, образования СНГ и создания Российской системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), в которую органически вошла ГО РФ.
19 ноября 1991 Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина № 221 был создан Го-сударственный комитет по делам граждан¬ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст¬вий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.
Этим же Указом создан Штаб войск Гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
За эти годы не было такой чрезвычайной ситуации, где бы ни принимали участие спасатели МЧС, которые признаны лучшими в мире.
На территории Воронежской области руководство ГО осуществляли исполкомы Советов депутатов трудящихся, а на объектах народного хозяйства — их руководители.
В 70-80 годы, когда жизнь начала поворачивать ГО от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени, все чаще стали привлекаться силы ГО, в том числе и невоенизированные формирования, к ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Например, отдельный механизированный полк ГО летом 1972 года из Воронежа перебрасывался в Подмосковье для тушения лесных и торфяных пожаров.
В октябре 1979 года в городе, помимо областного штаба ГО, был образован городской штаб ГО. До 1 июня 1980 года органи-зована работа штаба ГО города по созданию 16 городских служб на базе объектов народного хозяйства, подчиненных горисполкому.
Большой вклад в ликвидацию последствий Чернобыльской аварии внесли воронежцы. Формированиями ГО в зону Чернобыля было доставлено большое количество землеройной техники, произведенной ПО «Тяжэкскаватор» города Воронежа. Сотрудники штаба ГО принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: Куприенко П.С., Коломыцев Н.М., Ходак Б.Е., Ефименко В.Д., Балакирев И.Е.
В 1994 году в городе была создана Воронежская областная объединенная поисково-спасательная служба (ПСС), в состав которой входил и городской поисково-спасательный отряд.
В целях улучшения качества выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, организации защиты населения и совершенствования организационно-штатной структуры, постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа № 453 от 29 октября 1997 года было создано Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Воронежа.
В соответствии с Решением Воронежской городской Думы от 21 октября 2009 года № 306-II, управление по делам ГО ЧС г.Воронежа в настоящее время является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж.
Каждый день мы видим результат своего труда — это спасенные человеческие жизни, это повышение защищенности людей от самых различных техногенных и природных катастроф.
Источник: http://15ogps-ivdel.ru/page/2017-01-09/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-grazhdanskoy-oborony-v-rossii
О гражданской обороне
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Основные понятия:
мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
управление гражданской обороной — целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;
система управления гражданской обороной — составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;
организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, — организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;
подготовка населения в области гражданской обороны — система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Задачи гражданской обороны
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
История гражданской обороны
Организация по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, берёт своё начало в России со времён Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.), когда в военных действиях нашла применение боевая авиация.
В ходе войны воюющие стороны впервые использовали аэропланы и дирижабли для нанесения ударов с воздуха по населённым пунктам, находящимся на значительном удалении от линии фронта. Попытки разрушить экономику и систему государственного управления, а также деморализовать население противника воздушными налётами оказались перспективными.
В дальнейшем, для нанесения ударов по тыловым объектам противника, был взят курс на развитие военной авиации.
В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.
После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.
30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.
8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.
Под руководством генерал-майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лётчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника».
Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов.
На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам.
Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подготовленные к борьбе с летательными аппаратами противника.
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»
В конце 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» (далее – Основ госполитики).
МЧС России, совместно с заинтересованными структурами, проведена большая работа по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала.
Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.
В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.
Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.
Ветераны гражданской обороны
- Ветераны гражданской обороны
Источник: http://www.mchs.gov.ru/dop/God_grazhdanskoj_oborony/Istoriya_GO