Современный терроризм: история возникновения, классификация. Правовые основы применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по общественно-государственной подготовке с прапорщиками войсковой части
ТЕМА: «Современный терроризм: история возникновения, классификация. Правовые основы применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом».
Воспитательные цели:
- — воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
- — формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.
Учебные цели:
- — поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;
- — формировать у военнослужащих готовность стойко переносить трудности военной службы по защите Отечества.
Цель занятия: ознакомить обучаемых с опытом применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом.
Время: 2 часа
Дата проведения: _______
Метод проведения: лекция.
Учебные вопросы:
- 1. Зарубежный опыт использования вооруженных сил в борьбе с терроризмом.
- 2. Опыт применения Российских Вооруженных Сил в контртеррористической операции.
Литература:
- 1. Актуальные задачи развития ВС РФ//Красная звезда.-2003 г., 11 сентября.
- 2. Гордиевский А. Международный терроризм – угроза безопасности России// Ориентир- 2002.-№12, с. 45-48
- 3. Кормильцев Н. Сухопутные войска в системе военной безопасности России// Военная мысль.-2004.-№1, с.43-47
- 4. Мирискин В., Кратюк Д. Терроризм как социально-политическое явление и угроза безопасности России//Ориентир.-2004.-№4, с. 43-47. 5. Ориентир.-2004. №11, с.52-55
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Зарубежный опыт использования вооруженных сил в борьбе с терроризмом
Стремительное развитие современной цивилизации повлекут за собой обострение множества глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира. Ведущее место среди них занимает международный терроризм. В настоящее время к борьбе с ним все активнее стали привлекаться вооруженные формирования различных государств мира. 1
Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие общественных отношений, как в России, так и ряде сопредельных государств.
Поэтому опасность угроз, связанная с деятельностью террористических организаций, в ближайшее время не только сохранится, но, скорее всего, еще более усилится.
В перспективе в случае ослабления противодействия террористам существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах. Поэтому необходимо в борьбе с терроризмом опираться на мировой опыт по использованию войск для борьбы с ним.
Во-первых, при привлечении воинских формирований к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций необходимо соблюдать нормы международного права и законы своего государства.
Первые законы в странах Запада, регулирующие действия исполнительной власти по борьбе с террористами и урегулированию различных конфликтов, были разработаны в конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия и носили преимущественно декларативный характер, а порой и вовсе запрещали использование воинских формирований.
Во многих государствах специальная нормативно-правовая база по вопросам применения войск в антитеррористических целях и на сегодня отсутствует. Как показывает жизнь, это отрицательно сказывается как на подготовке войск к действиям по пресечению терактов, так и на непосредственном выполнении ими антитеррористических задач.
До сих пор в большинстве государств мира не преодолена ведомственная разобщенность войсковых формирований, входящих в антитеррористические группировки. При проведении спецопераций не достигается необходимый уровень единоначалия, а также нет жесткого взаимодействия подразделений.
Во-вторых, применение вооруженных сил внутри страны осуществляется в зависимости от исторически сложившихся систем обеспечения внутренней безопасности.
В одних государствах от использования вооруженных сил против террористов полностью отказались, используя специальные формирования, в других — для этих целей применяют специально подготовленные воинские формирования, в третьих — выделяют для этого из сил общего назначения отдельные соединения части, которые также проходят специальную подготовку.
В случае же непосредственной опасности, грозящей государственному строю изнутри, конституции большинства стран (Россия не входит в их число) предусматривают практически неограниченное применение всех свою силовых структур, включая и вооруженные силы. В ряде зарубежных стран (в т.ч.
США) право принятия решения на использование военных формирований при урегулировании конфликт предоставлено не только высшему должностному лицу государства, но и региональному руководителю, что позволяет существенно повысить оперативное действий войск, привлек для борьбы с терроризмом.
В-третьих, использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями.
Первоочередной и самой главной задачей для них является ликвидация источников материально-технического обеспечения противозаконных действий и устранение иных предпосылок возникновения экстремистских движений.
В частности, на министерство обороны США возложены две функции в сфере борьбы с терроризмом: 1) защита военнослужащих и членов их семей, а также военных учреждений и объектов от террористических атак; 2) помощь местным и федеральным органам в подготовке к контртеррористическим операциям и урегулировании таких инцидентов. Для этих целей в министерстве обороны США создан контртеррористический центр, имеющий постоянный штат сотрудников и специальные подразделения по борьбе с терроризмом.
Кроме этого, в США созданы центры мониторинга террористической активности в мире. Они объединены единой электронной информационной сетью с тем, чтобы имеющиеся и вновь поступающие сведения всегда были доступны всем заинтересованным подразделениям.
В Великобритании создана специальная служба (САС) как элитная, высокопрофессиональная антитеррористическая организация. По ее модели создавалось немецкое антитеррористическое подразделение ГСГ-9. В некоторых западных странах командование правительственных войск использует зональный (территориальный) принцип борьбы с повстанческими груп-пировками.
Территорию разделяют на зоны ответственности, в каждой из которых предусматриваются режимные контрразведывательные и войсковые мероприятия. Наиболее жесткие меры (контроль за настроениями населения, передвижением отрядов боевиков, пропускной режим) осуществляются на глубину до 300 км.
В этих пределах, как показывает практика, наиболее эффективно действует аппарат военной администрации, службы безопасности (тайной полиции и военной жандармерии и полиции).
Особенностью боевых действий в контрповстанческих мероприятиях, как свидетельствует зарубежный опыт, является использование небольших групп правительственных военный состав которых способен действовать самостоятельно в отрыве от основных сил в любое время суток и на любой местности.
Опыт применения Российских Вооруженных Сил в контртеррористической операции
Участие советских Вооруженных Сил в боевых действиях в Афганистане, локализация «горячих точек» на постсоветском пространстве, особенно проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе в, существенно обогатили многие соединения и части Российской армии опытом борьбы с незакон-ными вооруженными формированиями (НВФ)|. Рассмотрим наиболее значимые моменты накопленного опыта.
Важно подчеркнуть, что в боевой подготовке войск необходимо полнее учитывать специфику действии в зонах вооруженных конфликтов и в ходе контртеррористической операции, обращать особое внимание на повышение готовность частей к самостоятельным высокоманевренной охране к пунктов управления, тыловых частей.
Следует помнить, что в ходе проведения контртеррористической операции тактика соединений и частей отличалась от традиционной и зависели, прежде всего от состава, особенности и возможностей противостоящих группировок боевиков, характера и тактики их действий, поставленной.
В основе действий незаконных вооруженных формирований, как известно, лежат принципы диверсионно-террористических: операций, главными из которых являются: уклонение от прямых столкновении на открытой местности; отказ от позиционных действий и упорное удержание ключевых объектов (районов), особенно в горах; действия преимущественно мелкими отрядами, устройство огневых засад в тактически выгодных местах (ущельях, на перевалах, в лесу); широкое применение мин и фугасов.
Учитывая это, в ходе подготовки к борьбе с незаконными вооруженными формированиями следует первостепенное внимание обращать на отработку следующих задач: борьба с засадами; предотвращение внезапных (преимущественно ночных) налетов и диверсионно-террористических действий; блокирование и окружение отрядов и групп боевиков в условиях горно-лесистой местности; штурмовые действия в городе; прочесывание местности; антиснайперская борьба; несение патрульной службы в населенных пунктах, на дорогах; выставление блокпостов; сопровождение транспортных колонн и т.д.
Опыт боевых действий войск на Северном Кавказе учит гибко и осторожно подходить к выбору применения средств в отношении боевиков.
Это диктуется тем, что необоснованно решительные силовые действия приводят к недовольству со стороны местного населения, а пассивные — неэффективны в борьбе с незаконными вооруженными формированиями.
Так, на этапе обострения напряженности наиболее целесообразными формами применения силы являются самостоятельные операции (действия) войск (сил) и органов различных силовых министерств и ведомств.
На этапе разрешения кризиса, когда необходимо освободить территорию от незаконных вооруженных формирований и взять ее под полный контроль, самой эффективной, как показал опыт, является специальная контртеррористическая операция с наступательными целями, проводимая объединенной группировкой войск (сил) под единым руководством. На этапе восстановления мира войска (силы) применяются в рамках повседневной боевой деятельности с проведением избирательных специальных операций с «точечными» целями. Приоритет при этом следует отдавать агентурно-оперативным мероприятиям. Как показывает практика борьбы с незаконными вооруженными формированиями, основные способы, применяемые с целью их ликвидации, сводятся к следующему (см. схему). 1. Ведение переговоров с лидерами незаконных вооруженных формирований о разоружении с предварительным либо последующим объявлением амнистии всем лицам, добровольно сдавшим оружие. Делались обращения и непосредственно к боевикам. Так, при штурме Грозного войска вели огонь боеприпасами, начиненными листовками-обращениями такого содержания:
«Члены бандитских вооруженных формирований! Инициаторы и зачинщики кровопролития в Чеченской Республике превратили вас в заложников своих преступлений. Вы должны знать: время уговоров закончилось.
Пришел час одуматься и отложить в сторону оружие. Не отягощайте свою совесть грузом новых преступлений!». Многие боевики несли эти листовки с собой и предъявляли на КПП как пропуск в мирную жизнь. Это спасло немало жизней.
Тем, кто добровольно сложил оружие, была объявлена амнистия.
Психологическая обработка населения в районах прочесывания, укрытия и действия незаконных вооруженных формирований с одновременным блокированием этих районов и действий боевиков.
Вот как об этом говорил бывший командующий СКВО генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев: «Наши тактика и стратегия — глубоко гуманны. Прежде всего, мы стремились решить дело миром. И решали очень часто словом, а не оружием. И большинство населения нас поддержало — и сами выгнали бандитов.
Так, например, произошло во втором по величине городе республики — Гудермесе, в селениях Дарго, Беной и ряде других населенных пунктов».
Подготовка и проведение специальных агентурных мероприятий. включающих в себя работу по разложению незаконных вооруженных формирований, дискредитации их лидеров, выявлению мест их дислокации и различного рода баз, каналов получения оружия, продовольствия, предметов первой необходимости, финансирования и поддержки со стороны местного населения.
Проведение комплекса агентурно-дезинформационных и силовых мероприятий по задержанию руководителей и лиц из ближайшего окружения руководства не законных вооруженных формирований с целью склонения боевиков к разоружению. Российский опыт использования Вооруженных Сил для борьбы с террористами позволяет извлечь из него следующие уроки.
Во-первых, части и подразделения, осуществляющие силовые акции против незаконных формирований, должны быть подготовлены для решения специфических военных, разведывательных, полицейских, административных и иных задач, большая часть которых в обычной обстановке является обязанностью гражданских властей.
Во-вторых, задачей борьбы с незаконными вооруженными формированиями является не только физическое уничтожение противника, в первую очередь его террористического ядра, а создание таких условий, в которых достижение оппозиционерами своих политических целей становится практически неосуществимым.оруженных Сил, их оснащению и уровню подготовки. Главным из них является способность к быстрой переброске, оперативному развертыванию и ведению боевых действий на слабо оборудованных ТВД, на значительном удалении от баз снабжения.
В-четвертых, командиры всех степеней должны постоянно заниматься морально-психологической подготовкой своих подчиненных с тем, чтобы нейтрализовать воздействие на них моральных и психологических факторов, связанных с необходимостью действовать среди подчас враждебно настроенного населения. Кроме того, такая подготовка преследует еще одну цель: войска должны производить благоприятное впечатление на местных жителей своей дисциплинированностью и умением обеспечить безопасность и охрану местных гарнизонов и объектов.
В-пятых, по складывающимся сейчас во многих странах мира взглядам, вооруженные силы должны достаточно осторожно применять силу — только в том случае, когда на карту поставлены интересы страны.
При этом должна быть использована только достаточная сила, чтобы обеспечить достижение поставленных целей быстро и с минимальными потерями.
Поэтому очень важно обеспечить решительную поддержку общественности и местного населения.
В-шестых, в сельской местности оппозиционным формированиям легче, чем в городах создавать подконтрольные им органы власти. Поэтому установление и поддержание власти, лояльной Центру — одна из основных задач.
Источник: https://shtab.su/konspekt/ogp/sovremennuy_terrorizm_istoriya_vozniknoveniya_klassifikaciya_pravovue_osnovu_primeneniya_vooruzghennuh_sil_v_borbe_s_terrorizmom_.html
Современный терроризм – история возникновения, классификация, правовые основы применения вооружённых сил в борьбе с терроризмом. Задачи военнослужащих-контрактников по противодействию угрозам террористических актов
Главная задача современных террористов — осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся как можно большим количеством человеческих жертв, с тем, чтобы достичь максимального резонанса в СМИ, спровоцировать напряженность в обществе и тем самым оказать давление на действия и политику государств.
После наиболее циничного за всю российскую, да и мировую историю акта терроризма, произошедшего в Беслане, Президент РФ В.
Путин подписал Указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», во исполнение которого ФСБ Российской Федерации, а также рядом заинтересованных министерств и ведомств была разработана принципиально новая концепция контртеррористической деятельности государства.
Важнейшей ее составляющей стало определение понятия «терроризм», в том числе как «идеологии насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов его предупреждения и профилактики.
Специально созданная Межведомственная антитеррористическая комиссия, председателем которой стал директор ФСБ России, в стране начала действовать еще в 1997 году. Несмотря на то что комиссия была призвана осуществлять свою работу на плановой основе (в частности, проводить заседания не реже одного раза в квартал), она не имела собственного постоянного рабочего органа.
В 1998 году, после принятия Федерального закона «О борьбе с терроризмом», Межведомственную антитеррористическую комиссию упразднили. Вместо нее была образована Федеральная антитеррористическая комиссия Российской Федерации. Однако и она не имела постоянно действующего аппарата.
В 2002 году, после захвата заложников в здании «Норд-Оста», было принято новое положение о Федеральной антитеррористической комиссии. Но принципиальных недостатков существовавшей тогда системы борьбы с терроризмом оно, к сожалению, не устранило.
Многие из них проявились во время трагических событий в Беслане.
Анализ проведенной операции и предшествующих ей контртеррористических операций выявил целый ряд характерных для того времени проблем:
— отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации;
— слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих принципов функционирования системы противодействия терроризму;
— недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом;
— отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра;
— несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;
— недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В целях устранения объективно существовавших на тот момент недостатков в сфере контртеррористической деятельности и совершенствования государственного управления в этой области, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» и Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» 15 февраля 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК). Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе комитета образован Федеральный оперативный штаб. В субъектах Российской Федерации созданы собственные оперативные штабы (их возглавляют руководители территориальных органов безопасности), а в регионах — антитеррористические комиссии (руководство поручено главам региональных органов исполнительной власти). Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств — в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, — Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму. К числу важнейших результатов работы созданного комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом. По инициативе НАК вносятся изменения в Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. в части осуществления журналистской деятельности при проведении контртеррористической операции (при этом используются ранее одобренные журналистским сообществом принципы освещения подобных событий, закрепленные Хартией журналистов России после событий «Норд-Оста»). Так, например, запрещается распространение сведений о тактике проведения операции, спецсредствах и иной информации, которая может поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Кроме того, Россией подписаны и ратифицированы все 13 универсальных конвенций ООН в сфере противодействия терроризму. Наша страна придает приоритетное значение универсализации участия государств в основных глобальных антитеррористических международно-правовых инструментах. В целях укрепления международного сотрудничества при активном участии НАК создан Международный банк по противодействию терроризму — единая межгосударственная информационная система обеспечения антитеррористической деятельности. Наконец, выработаны и находятся в стадии реализации предложения по созданию в МИД России Ситуационно-кризисного центра, на который будет возложено обеспечение безопасности граждан РФ за рубежом. Также принципиально важно отметить, что в качестве одной из приоритетнейших задач в России рассматривается задача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболее проблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологии через Интернет, широко используемый террористами. ФСБ активно противодействует росту числа сайтов террористической направленности — только за последние два года выявлено порядка 1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистских и террористических целях. В соответствии с Законом «О противодействии терроризму» принято также Постановление Правительства Российской Федерации № 352 от 6 июня 2007 г., которым утверждены три очень значимых положения, регламентирующие порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.
Научные исследования и мировой опыт применения войск в отношении пресечения террористических акций показывают, что в первую очередь роль армии заключается в проведении целого комплекса защитных мероприятий.
Во-первых, это меры по снижению уязвимости гражданского населения и военнослужащих, территории, инфраструктуры, систем обработки информации и связи от террористических актов.
Подобные антитеррористические действия вооруженных сил могут включать: ведение разведки; оценку вероятности угрозы со стороны террористических сил, сделанную на основе анализа разведывательной информации; участие в охране и обороне наиболее важных объектов, которые могут быть целями террористического нападения; обеспечение безопасности военнослужащих и гражданского персонала.
В-третьих, мероприятия, проводимые вооруженными силами по минимизации последствий террористических акций, оказание помощи гражданским властям. Они могут включать: планирование оказания помощи местным органам власти по ликвидации последствий террористических актов, согласование усилий с правоохранительными органами и другими властными и государственными структурами (формированиями); оценку последствий террористического акта, определение сил и средств, необходимых для спасательных и аварийно-восстановительных работ, их немедленное выделение и отправку; участие в оцеплении и охране места происшествия, ограничение доступа к нему, оказание медицинской помощи пострадавшим, обеспечение спасательных и аварийно-восстановительных работ специалистами, техникой и материальными средствами, оказание правоохранительным органам помощи в предотвращении (ликвидации) паники и восстановлении общественного порядка. Кроме защитных мероприятий, вооруженные силы могут вести активные (контртеррористические) действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию террористических сил и их инфраструктуры. К ним относятся следующие: военная поддержка на земле, воде и воздухе правоохранительных органов при пресечении уголовных преступлении, связанных с транзитом и незаконным оборотом наркотических средств, оружия (в том числе и массового поражения), незаконной миграции, при защите границ от проникновения в страну незаконных бандформирований и террористических групп. При проведении правоохранительными органами мероприятий по ликвидации отдельных террористических групп вооруженные силы обеспечивают: внутреннее и внешнее оцепление районов базирования террористических групп и бандформирований; действия контрольно-пропускных пунктов, их охрану и оборону; несение комендантской службы в районах чрезвычайного положения; контроль за нормальной работой транспорта, сопровождение колонн и охрану коммуникаций; совместное с правоохранительными органами патрулирование местности и населенных пунктов; защиту людей и объектов от возможных вооруженных нападений; охрану систем связи, пунктов управления, местных органов власти и т.п. В случае когда террористические силы оказывают правоохранительным органам вооруженное сопротивление, вооруженные силы могут проводить военные операции по выявлению, предотвращению, упреждению и пресечению террористической деятельности. Основная задача войск в подобных операциях может заключаться в пресечении вооруженных столкновений и ликвидации незаконных вооруженных формирований. Большое значение имеет и сотрудничество в военной сфере по совместной с другими странами подготовке кадров для ведения антитеррористической и контртеррористической борьбы.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом общей победы над терроризмом.
Источник: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2010/2010-01-2.html
Понятие, признаки и классификация современного терроризма. История терроризма в России
Слова «террор» происходит от латинского «terror» – страх, ужас («terroris» – лицо, предмет, внушающее ужас), а его истоки уходят своими корнями в древние века.
Методы террора применялись зелотами (радикальное течение, объединявшее городскую и сельскую бедноту в древней Палестине) в борьбе с римлянами, для борьбы недовольных с инквизицией, во времена Французской буржуазной революции, Парижской коммуны.
В 1881 году в России народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысячи террористических актов, жертвами которых стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В конце XX века наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время «перестройки». Уже в 1990 году на ее территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибли более 50 человек.
Два последних десятилетия в России ознаменованы такими крупными террористическими актами, как взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, захват театрального центра на Дубровке в Москве во время представления «Норд-Ост».
В сентябре 2004 года в течение двух суток в спортзале школы N° 1 города Беслана (Республика Северная Осетия) террористами удерживались преподаватели, ученики и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения.
24 января 2011 г. взрыв произошел в московском аэропорту «Домодедово».
Взрывы, признанные позже террористическими актами, неоднократно гремели в московском метро…
Современный терроризм – сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в угрозу для безопасности всего мирового сообщества.
Федеральный закон РФ № 35-Ф3 от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» определяет терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
С учетом этого к числу признаков терроризма относят:
- применение насилия и устрашения, которое достигается использованием особо острых форм и методов;
- направленность на достижение политических целей, на ослабление политических противников;
- повышенная общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей, функционированию предприятий и учреждений, нелегитимность;
- использование конспирации как необходимого условия существования террористических структур и результативности их действий;
- опосредованный способ достижения политического результата через совершение посягательств на жизнь и здоровье людей (независимо от их причастности или непричастности к противникам террористов).
Терроризм включает в себя организацию, подготовку и реализацию террористической акции, подстрекательство к ней, организацию незаконного вооруженного формирования, вербовку, вооружение, обучение и использование террористов, финансирование заведомо террористической организации.
Терроризм можно условно сгруппировать следующим образом:
По возможным целям:
- физическое устранение политических оппонентов;
- устрашение гражданского населения;
- «акции возмездия»;
- дестабилизация деятельности государственной власти;
- нанесение экономического ущерба;
- осложнение межнациональных и межконфессиональных отношений;
- провоцирование военного конфликта;
- изменение политического строя.
По масштабу:
- преступление против личности;
- групповые убийства;
- массовая гибель граждан;
- применение диверсий по всей территории страны;
- крупномасштабные акции против мирового сообщества.
По главным причинам появления терроризма:
- расовый терроризм;
- национальный терроризм;
- неофашистский терроризм;
- фундаментально-религиозный терроризм.
По цели и намерению террористического акта терроризм подразделяется на:
- уголовный терроризм;
- социальный терроризм;
- политический терроризм;
- государственный терроризм.
По способам исполнения террористических актов:
- направленный терроризм – террористические акты направлены на реализацию поставленной цели;
- косвенный терроризм – террористические акты совершаются с использованием косвенных приемов и методов, приводящих к достижению поставленной цели.
По методам воздействия различают:
- терроризм с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или даже целых их групп жизни, нанесение увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы);
- терроризм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества);
- терроризм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т.д.).
По характеру влияния на межгосударственные отношения и в зависимости от гражданской принадлежности субъектов террористической деятельно сти терроризм подразделяют на:
- внутренний – к нему причастны граждане собственной страны, а последствия и ущерб от их действий не выходят за ее рамки;
- международный – акции осуществляются гражданами одной или нескольких стран.
По территориальному признаку субъекты терроризма подразделяют на:
- транснациональные группы;
- международные группы;
- местные группы.
По идеологической направленности субъектов терроризма их подразделяют на:
- группы националистического толка;
- группы религиозного толка;
- группы наемников.
По способу совершения терактов выделяют:
- применение огнестрельного оружия;
- организация взрывов и поджогов;
- взятие заложников;
- применение ядерных зарядов и радиоактивных веществ:
- применение химического или биологического оружия;
- организация промышленных аварий;
- уничтожение средств транспорта;
- электромагнитное облучение;
- информационно-психологическое воздействие.
Субъекты терроризма представляют собой широкую систему государственных, военных и негосударственных структур, находящихся между собой в сложных отношениях взаимодействия и противоборства. Нередки случаи, когда террористические организации управляются, субсидируются различными государствами либо политическими организациями.
Все субъекты терроризма могут быть разделены на следующие виды:
- Государства, поддерживающие отдельные террористические организации либо использующие террористические акции в своих политических интересах.
- Негосударственные террористические организации, осуществляющие общественно опасные посягательства в политических целях.
- Преступные организации, использующие террор как одно из средств достижения неполитических целей.
- Террористы-одиночки.
Необходимо отметить, что для негосударственных террористических организаций, осуществляющих общественно опасные посягательства в политических целях, характерны следующие черты:
- наличие программы, провозглашающей в качестве основного средства достижения своих целей террор;
- четкое организационно-функциональное строение;
- строгая конспирация;
- осуществление мероприятий по планированию и организации террористических актов;
- создание центров подготовки террористов;
- связь с зарубежными экстремистскими криминальными структурами.
К данной группе субъектов можно отнести следующие организации:
- международные и национальные террористические организации, в числе которых может быть выделен ряд подгрупп:
- правые террористические организации профашистской, расистской, иной реакционной направленности: «Серые волки» (Турция); «Военно-спортивная группа Гофмана» и некоторые другие неонацистские организации (ФРГ), «Расистско-национальный фронт» (Англия); «Ку-клукс-клан», «Арийские нации» (США);
- левацкие, ультрареволюционные террористические организации: «Красные бригады» (Италия); «Фракция Красной армии», «Антиимпериалистическая ячейка сопротивления имени Нади Шебадах» (ФРГ), «Деф-Сол» (Турция), «Сендеро Луминосо» (Перу); «Революционное движение Тупака Амару» (Перу, Боливия), «Японская Красная армия» (Япония) и др.;
- националистические сепаратистские: «ИРА» (Ирландия); «ЭТА» (Испания); «Черный сентябрь» (Палестина); «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция);
- «Тигры освобождения Тамил-Илама» (Шри Ланка) и др.;
- религиозно-политические террористические: «Хамас» (Палестина, Израиль), «Хезболлах» (Ливан), «Братья-мусульмане» (Египет, Сирия, Саудовская Аравия), «Вооруженная исламская группа» (Алжир, Франция), «Аум Синрике» (Япония) и др.;
– экстремистские организации антиконституционной направленности внутри отдельных стран, использующие насилие как основной метод политической борьбы и допускающие применение терроризма.
Под объектом террористического посягательства понимаются общественные отношения, которым причиняется ущерб указанным деянием. К ним относятся: физические лица; транспортные средства; общественные и жилые здания; промышленно опасные объекты; системы связи и управления; магистральные трубопроводы; продукты питания, напитки и др.
В современном мире особую опасность представляют экстремистские организации и движения ваххабитского толка, действующие на основе исламского фундаментализма или так называемого чистого ислама.
Рассматривая насилие с религиозно-нравственных позиций, религиозные экстремисты скрывают подлинные причины и общественно опасный характер насилия, утверждая, что насилие – неизбежный компонент человеческого развития.
Основная цель такого воздействия на верующих заключается в формировании особого духовно-эмоционального состояния, обеспечивающего их вовлечение в антиконституционную насильственную деятельность.
Верующий должен видеть в совершении насильственных акций не только достижение общей цели религиозной террористической организации, но и свое личное спасение (в религиозно-метафизическом смысле), он должен относиться к нему как к форме служения Всевышнему.
В данном случае религиозными экстремистами упор делается на необходимость совершения верующими агрессивных насильственных действий в борьбе за «чистоту веры».
По разным подсчетам количество этих организаций в мире достигает около 150, в том числе наиболее активны «Братья-мусульмане», «Хезболлах», «Аль-Джихад аль ислами» и др.
На территории России ваххабитские организации заметно активизировались с начала 90-х годов.
Особенно это отмечалось в республиках Северо-Кавказского региона, где ими проповедовались идеи всеобщей исламизации населения, разжигались сепаратистские настроения.
При этом конечной целью ваххабитов является установление теократического исламского государства на территории мусульманских регионов России (прежде всего в Чечне, затем в Дагестане).
Кроме исламского фундаментализма питательной средой для возникновения террористических групп в настоящее время выступают различные «апокалиптические» тоталитарные секты, исповедующие насилие как законное средство ускорения «божьего суда».
В последние годы их число значительно возросло, повысилась активность экстремистски настроенных проповедников, внушающих членам сект мысль о греховности и враждебности окружающего мира, необходимости борьбы с «безбожными правительствами».
Примерами деятельности подобных сект выступает газовая атака в токийском метро, осуществленная «Аум Синрике» в 1995 году, и др.
Источник: https://voen-pravo.ru/ponjatie-priznaki-i-klassifikacija-sovremennogo-terrorizma-istorija-terrorizma-v-rossii/
Терроризм: история и причины возникновения
На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими организациями, криминальными сообществами.
Одно из первых упоминаний о государственном терроре встречается в истории Рима.
Диктатор Луций Корнелий Сулла для расправы со своими политическими соперниками и пополнения казны применил проскрипции — списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской империи.
Гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, получал половину имущества убитого. Система проскрипций была популярна у люмпенизированных слоев населения, представителей криминала и политических аферистов.
В I в. н. э. на территории, ныне занимаемой Израилем, действовала организация сикариев, боровшаяся против римлян и представителей еврейской знати, сотрудничавших с Римом за автономии своих провинций. Вооруженные выступления сикариев переросли в восстание, затем — в Иудейскую войну (в VI в. н. э.), а далее последовали поражение восставших и неисчислимые беды для мирного населения.
В XI-XIII столетиях мусульманская шиитская секта исмаилитов, более известная под именем ассасинов, физически уничтожила представителей власти Сирии, т. е. халифов-инородцев. Послушники-фидаи по приказу своего повелителя, некоего Старца горы, убивали любого обреченного на смерть, несмотря на любые меры предосторожности.
В XII-XIII веках религиозные авторитеты католической церкви фактически возвели в законное право возможность убийств неугодных монархов своими поданными — монархомахии. Несколько же позже, к XVI столетию основные идеи монархомахии становятся востребованы, необычайно популярными и актуальными.
Именно на этом фоне были уничтожены основные противники воинствующего в то время католицизма, такие, как — Вильгельм Оранский (1584), Генрих III (1589) и Генрих IV (1610).
Историки терроризма обязательно упоминают так называемый «пороховой заговор» (1605) Гая Фокса — капитана английской армии — против парламента и короля Якова I.
Для этого, в частности планировалось взорвать здание парламента, в котором должен был находиться король, и обрести таким образом почву для того, чтобы реставрировать католицизм в Англии.
https://www.youtube.com/watch?v=xHoW7WlOARM
Французская аристократка Шарлотта Корде в июле 1793 года собственноручно заколола кинжалом члена Конвента, председателя Якобинского клуба Жана Поля Марата. Причиной такого поступка стал кровавый террор, который был развязан якобинцами уже после падения жирондистов.
Великая Французская революция и наполеоновские войны разделяют предысторию и собственно историю терроризма. Ставший классическим массовый террор эпохи Французской революции продемонстрировал модель управления страхом и запустил механизм вызревания тактики терроризма. В 1820-х годах в Италии возникают организации, стремящиеся к созданию национального государства.
На Сицилии зарождается мафия для борьбы с монархией Бурбонов. Одновременно на юге страны возникает братство карбонариев, раскинувшее свою сеть по всей Италии. Изначально цели этого братства были благими и заключались в исключительно чистых побуждениях.
Такими целями были священная защита крестьян и сельхозрабочих от произвола помещиков-землевладельцев. Исходя из этих целей карбонарии, чтя неписанный кодекс чести в начале предупреждали и лишь после этого наказывали, убивая наиболее жестоких притеснителей.
Однако позже организация карбонариев приобретает уже открытый политический характер и ставит перед собой уже явные задачи по борьбе с австрийским владычеством на родной земле.
Следует также отметить, что практически все вышеперечисленные организации использовали для достижения своих истинных целей различные террористические методы. Они также действовали, устрашая тюремщиков, помещиков, офицеров полиции и государственных чиновников.
Громким событием в 1858 году стало покушение на Наполеона III, которое совершил итальянец Феличе Орсига. Террористами был также убит герцог Пармский (1854). Несколько позже, но также дерзко были совершены покушения на герцога Фердинанда III и Изабеллу королеву Испании (1856).
В 1868 году был убит сербский князь Михаил Обренович III. По два покушения пережили канцлер Отто Бисмарк и прусский король Вильгельм I. Постепенно расширяется круг политических движений, прибегающих к тактике терроризма.
Отныне это уже не только национальные движения, но и целый ряд политических группировок в Европе. Ими становятся республиканцы, анархисты и другие. Постепенно формируется и особая своеобразная идеология терроризма.
В Российскую империю терроризм приходит во второй половине XIX столетия.
С 1880–1890-х годах Европа и США переживают расцвет анархо-терроризма. Так в частности в 1894 году террористами был убит президент Французской республики С. Карно. Несколько раньше в 1881 году в результате покушения был смертельно ранен президент США Дж.
Гарфилд, а в 1901 году бы убит президент США У. Мак-Кинли. В это же время происходили и менее громкие террористические акты — взрывы бомб в театрах и ресторанах, убийства крупных и средних чиновников. Анархо-терроризм пошел на спад лишь с 1910–1920 г.
Терроризм в XIX столетии превратился в значимый фактор политической жизни. Прошедший XX век характеризуется повсеместным резким ростом и качественным преобразованием системы терроризма. Сложились международные связи террористов.
Терроризм охватил Латинскую Америку и Азию, кроме того, превратился в особый и весьма действенный фактор политического противостояния на межгосударственном уровне.
Начиная с прошлого столетия террористические движения во всем мире стали получать материальную и идеологическую поддержку от стран, которые выступают изначально как противники государства — непосредственного объекта атак со стороны терроризма.
В ходе XX века формируются особые политические движения, которые распространяют свои интересы на глобальный уровень и активно предъявляют свои претензии. При этом они активно используют тактику терроризма. В порядке своего формирования — это международные фашистское и исламско-радикальное движения.
Данные движения состоят из отдельных лидирующих государств-спонсоров, которые обеспечивают террористов всем необходимым и непосредственных организаторов терроризма, а также широкого пояса отдельных террористических организаций во всем мире, в странах — объектах политической экспансии этих террористических организаций.
Некоторые вчерашние террористы превращались в легитимных политических лидеров. Поддержка террористов на государственном уровне стала элементом международной деятельности ряда ведущих государств.
Во время Первой мировой войны Германия активным образом поддерживала ирландских сепаратистов, которые в свою очередь вели вооруженную борьбу с британской армией в Ирландии.
При этом активно использовались методы террора (взрывы на военных объектах и в ресторанах, где обедали английские офицеры).
Следует отметить, что непосредственно перед Первой мировой войной террористические структуры, которые действовали на территории России: партия эсеров, польские и грузинские националисты получали крупные финансовые вливания из таких стран, политических противников России, как Япония и Австрия.
Первая мировая война началась в июле 1914 года с выстрела террориста Гаврилы Принципа, убившего эрцгерцога Фердинанда в Сараево. В результате этой войны распались три империи. Период между двумя мировыми войнами XX века характеризовался изменением географии и видов терроризма. Терроризм на территории определенной страны все более увязывался с внешней поддержкой.
Именно в это время становятся отчетливо видны спецслужбы заинтересованных государств за спиной и маской отдельных террористических группировок. Государственная поддержка терроризма становится одним из основных компонентов политики агрессивных тоталитарных режимов, существенно расширяется география терроризма. Возникают очаги терроризма на Востоке.
Вторая мировая война — это один из поворотных пунктов в развитии терроризма.
Терроризм в послевоенное время становится практически глобальным явлением и переживает очередное качественное превращение.
До 1939 года объектами терроризма преимущественно были представители власти, военные, лица, сотрудничающие с режимом, но не мирное население.
Гитлеризм, Хиросима и Нагасаки в 1945 году (уничтожение мирного населения в результате атомной бомбардировки по распоряжению президента США Г. Трумэна) изменили отношение к цене человеческой жизни в глобальных масштабах.
С 1945 года на новый уровень государственного терроризма перешла одна из сверхдержав — США, единственная из стран антигитлеровской коалиции, не имевшая во время Второй мировой войны ущерба на своей территории и получившая громадные дивиденды социального и экономического характера практически за счет страданий и крови европейских народов.
На пути США к полному мировому господству в эти годы стоял Советский Союз, вынесший основные тяготы борьбы с фашизмом, обладающий громадным авторитетом во всем мире, имеющий грандиозные ресурсы, как природные, так и человеческие.
В частности научный и интеллектуальный потенциал Советского Союза создавал возможность мирного использования атомной энергии, выхода человека в космос, исследования богатств Мирового океана.
В 1988 году была создана Аль-Каида — интернациональная организация исламских фундаменталистов, осуществляющая боевые операции по всему миру. Созданию и развитию ее во многом способствовали США, стремившиеся любыми путями изгнать СССР из Афганистана.
Учитывая вышеизложенное, характерной особенностью терроризма справедливо считать опору на силу в достижении своих целей — запугивание населения и сеяние паники.
Терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенные ею цели преимущественно через систематическое использование насилия.
К основным же причинам терроризма можно отнести:
— обострение противоречий в политической, экономической, социальной, идеологической, этно-национальной и правовой сферах;
— нежелание отдельных лиц, групп и организаций пользоваться принятой для большинства общества системой уклада жизни и стремление в получении преимуществ путем насилия;
— использование террористических методов отдельными лицами, организациями, государствами для достижения политических, экономических и социальных целей.
Таким образом, рассмотрев ряд исторических эпизодов, автор определяет в них место и роль терроризма, формулирует его определение, особенности и причины.
Литература:
1. Современный терроризм: история возникновения, классификация ним [Электронный ресурс]. — URL: http://voennyi-svyazist.narod.ru/page35.html (дата обращения: 20.08.2013).
Источник: https://moluch.ru/archive/57/7918/
Современный терроризм: история возникновения, классификация
Современный терроризм: история возникновения, классификация.
История возникновения современного терроризма.
По своему происхождению латинский термин «терроро» означает «страх, ужас». Он был введен в политический лексикон Франции жирондистами и якобинцами, объединившимися для подготовки на-родного восстания и свержения «с помощью устрашения и приведения в ужас» кабинета министров при короле Людовике XVI.
Однако терроризм как явление появился задолго до получения своего названия.
Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка — секта сикариев (сика — кинжал или короткий меч) — действовала в Иудее в 66 — 73 гг. нашей эры. Она уничтожала пред-ставителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.
В XI веке на Востоке действовала мусульманская секта ассошафинов, представители которой убивали префектов и халифов. Эту тайную секту, чье название и доныне считается синонимом коварно-го убийства, основал Хасан аль-Саббах, которого историки считают основоположником идеологии тер-роризма. Его называли гением зла.
Он основал не только идеологию терроризма, но и создал прототип государства новой формации — террористическое государство, в котором существовала четкая иерархия подчинения и не было единых границ. Владения аль-Саббаха состояли из отдельных замков-крепостей. Территорию его государства нельзя было захватить, завоевать или покорить.
Его сторонники кочевали из крепости в крепость.
Тайные общества древних террористов были также известны на Дальнем Востоке, в Индии.
Весьма воинственными были они в Китае. Их члены занимались вымогательством, а профессио-нальные киллеры, которых тоже было немало, служили всякому, кто платил.
На территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран животный страх на своих противников из мусульманской суннитской знати и правителей наводила могущественная и пре-дельно закрытая секта исмаилитов, использовавшая в своей борьбе физическое устранение неугодных лиц.
Мощный толчок распространению терроризма дала Великая Французская революция. Здесь впервые в своей истории человечество столкнулось с политическим террором.
Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX и начала XX веков. Его представители — радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90-х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.
В Амери-ке террористами были убиты президенты США Мак-Кинли и Гарфилд. В Германии были предприняты покушения на кайзера Бисмарка. В 1894 г. был убит президент Франции Карно, в 1987 г. — премьер-министр Испании Кановас, в 1898 г.
— австро-венгерская императрица Елизавета, в 1900-м — король Ита-лии Умберто.
Особый вопрос — развитие террористического движения в России. Среди многочисленных терро-ристических организаций выделяется «Народная воля». Всего за три года своего существования наро-довольцы совершили немало терактов.
В этом ряду убийства царя Александра II, генерал-губернатора Петербурга, шефа Третьего отделения генерала Мезенцева. В рядах террористов были Вера Засулич, Степан Халтурин, Софья Перовская и другие.
Идеи народовольцев вдохновляли не одно поколение тер-рористов как в России, так и за рубежом.
В XX веке, до Первой мировой войны, терроризм рассматривался исключительно как признак левого движения, хотя ни ирландские, ни македонские борцы за независимость, ни армянские, ни бен-гальские террористы не имели никакого отношения к социализму.
После Первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, например хорватские усташи получали помощь от Ита-лии и Венгрии. Терроризм культивировался и на периферии многочисленных фашистских движений. Примером тому служила румынская «Железная гвардия».
В 30-40-е годы XX века терроризм взяли на вооружение экстремистские организации правого толка: «Мусульманское братство» и «Молодой Египет».
Даже в Индии с ее традиционным отрицанием насилия неожиданную популярность получила террористическая группировка «Бхагат Сингх».
После Второй мировой войны действия террористов ушли как бы на второй план. Их вытеснили так называемые конфликты малой интенсивности — война в Корее, во Вьетнаме.
Террористические группы стали теперь частью партизанского движения или армейских подразделений.
Так было с еврей-скими террористическими группами, которые с началом гражданской войны в Палестине и вторжением арабских войск вошли в состав израильской армии.
Однако уже в конце 60-х — начале 70-х гг. XX века произошла резкая активизация террористиче-ского движения. Эти годы — особый рубеж в истории терроризма.
Старт террористическому разгулу дал Мюнхен, в котором состоялись Олимпийские игры 1972 года. 5 сентября 1972 г. боевики террористиче-ской группировки «Черный сентябрь» захватили в заложники спортсменов Израиля.
При штурме по-гибли и спортсмены, и террористы, и немецкие полицейские.
Причины возникновения терроризма:
— социально-политическая и экономическая нестабильность в отдельных государствах и регио-нах;
— обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительного контин-гента граждан;
— слабая работа правоохранительных органов, государственных и общественных организаций по защите прав человека;
— утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;
— рост масштабов участия в социально-политической борьбе различных, часто не обладающих высокой политической культурой, слоёв и групп населения, подверженных в сильной степени влиянию политического экстремизма;
— обострение во многих странах мира межнациональных противоречий, резкая активизация на этой основе национализма и сепаратизма;
— распространение в различных регионах межконфессиональных противоречий, развитие религи-озного и религиозно- политического экстремизма (прежде всего исламистского характера), формирова-ние на этой основе устойчивых очагов международных и внутригосударственных конфликтов с участи-ем больших масс населения;
— продолжительная борьба экстремистских групп при поддержке значительной части населения национально-территориальных образований за выход из состава государства, обострение во многих ре-гионах мира борьбы за изменение межгосударственных границ;
Также появлению терроризма способствуют:
— крупномасштабные бесконтрольные миграционные процессы;
— наличие каналов нелегального поступления в страны и регионы оружия, взрывчатых веществ и других запрещенных для оборота вещей и предметов;
— наличие в странах и регионах значительного нелегального «рынка» оружия и относительная легкость приобретения этого оружия.
В качестве субъектов терроризма могут выступать:
— группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей (индивидуальный терроризм);
— политические течения и партии экстремистского толка (политический терроризм);
— национальные террористические центры и организации (внутригосударственный терроризм);
— государство, его специальные службы (террор как политика государства)
— международные террористические центры и организации (международный терро-ризм).
Характеристика современного терроризма.
История показывает, что все самые громкие террористические события современности прихо-дятся на конец XX начало XXI века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен.
Современный терроризм, согласно Федеральному закону Российской Федерации «О противодей-ствии терроризму» от 6 марта 2006 года — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насиль-ственных действий;
Современная террористическая деятельность — это деятельность, включающая в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации терро-ристического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необхо-димость осуществления такой деятельности;
Террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устраше-нием населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях про-тивоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Источник: http://yaneuch.ru/cat_01/sovremennyj-terrorizm-istoriya-vozniknoveniya-klassifikaciya/602732.3540026.page1.html