Разведка в зоне чрезвычайной ситуации (чс)

Разведка места ЧС

   Разведка места чрезвычайной ситуации является важнейшим этапом боевых действий подразделений МЧС. От того, насколько четко она выполнена, зависит успех тушения пожара.

На некоторых объектах уже в ходе разведки удается не только обеспечить безопасность людей, но и локализовать распространение опасных факторов или полностью ликвидировать чрезвычайную ситуацию, особенно когда личный состав проявляет активность, смелость и находчивость. Разведка ведется непрерывно с момента выезда и до ликвидации чрезвычайной ситуации.

Цель разведки – сбор сведений о чрезвычайной ситуации для оценки обстановки и принятия решения по организации боевых действий.

   Успех разведки зависит от выполнения ряда требований, основные из которых:
своевременность – получение необходимых данных об обстановке как можно быстрее, чтобы командиры подразделений имели возможность предвидеть характер развития чрезвычайной ситуации, своевременно (пока он не приняла больших размеров) принять решение на проведение аварийно-спасательных работ;
непрерывность заключается в том, что разведка должна проводиться с момента выезда подразделения на пожар и на протяжении всего процесса тушения пожара до полной его ликвидации;
активность – это широкое использование смекалки личного состава и его находчивости; активность разведки заключается в проявлении инициативы, решительные и смелых действиях лиц, ее проводящих;
достоверность – сбор подлинных, не вызывающих сомнений данных, так как лишь на полных и достоверных данных, полученных разведкой из различных источников, может быть основано правильное решение, приводящее к успеху в локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации;
целеустремленность – направленность к определенной цели, усилия разведки должны сосредоточиваться на выявлении данных, от которых зависит успех боевых действий аварийно-спасательных подразделений.
   Разведка в интересах государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ведется постоянно в мирное и военное время на всей территории.
По специфике выполняемых задач, составу привлекаемых сил и способам их действий разведка подразделяется на общую и специальную.

   В зависимости от характера выполняемых задач специальная разведка подразделяется на радиационную, химическую, пожарную, инженерную, медицинскую, биологическую, ветеринарную и фитопатологическую.

   Специальная разведка ведется в целях:- уточнения радиационной и химической, пожарной, инженерной, медицинской, эпидемиологической, ветеринарной и фитопатологической обстановки;- выявления характера разрушения зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей, а также состояния водных преград и районов затоплений;- определения способов наиболее эффективного использования сил и средств при проведении аварийно-спасательных работ и др.

   Специальная разведка может проводиться одновременно с общей разведкой, дополняя и детализирую добываемые ею сведения по специальным вопросам, или самостоятельно.

   Основными способами получения разведывательных данных являются наблюдение (осмотр), опрос лиц. изучение документации и уточнение обстановки в ходе тушения пожара.

   Наблюдение – один из важных и наиболее распространенных способов ведения разведки места чрезвычайной ситуации. Оно начинается еще в пути следования подразделения, когда некоторое представление о масштабах и последствиях чрезвычайной ситуации можно получить по внешним признакам.

   По внешнему признаку здания можно определить назначение (жилой дом, административное или производственное здание, магазин, склад), степень угрозы соседним объектам, места возможного подхода к пожару (двери, окна, стационарные пожарные лестницы и т.п.). Иногда по внешним признакам принимают решение о боевых действиях (установка лестниц, предварительное или полное боевое развертывание, спасание людей).

Обратите внимание

   Более полные данные об обстановке получают в ходе разведки внимательным осмотром помещений.

В частности, определяют подступы к очагам горения; границы зон горения, теплового воздействия и задымления; преграды, способные задержать распространение огня; направление и пути распространения огня; места введения сил и средств на тушение, степень разрушения строительных конструкций и т.д.

   Опрос лиц, имеющих сведения о чрезвычайной ситуации и знающих объект, занимает особое место в сборе информации. Консультации по планировке помещений, степени огнестойкости конструкций, имеющимся пожароопасным материалам, особенностям систем вентиляции и энергоснабжения, а также по технологическому процессу производства являются нередко не только ценными, но и основными данными. Работники объекта, на котором произошла чрезвычайная ситуация, как правило, включаются в состав оперативного штаба, а в отдельных случаях могут принимать непосредственное участие в разведке места чрезвычайной ситуации совместно с руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации. Однако полностью полагаться на достоверность сведений, полученных при опросе лиц, нельзя. Их необходимо уточнять, а в ряде случаев и тщательно проверять.
   Изучение документации, как способ разведки применяют для уточнения отдельных данных об объекте, на котором произошла чрезвычайная ситуация. В первую очередь используют оперативные документы, вывозимые дежурной сменой (планшеты и справочники водоисточников, планы и карточки пожаротушения). На объектах со сложной планировкой используются строительные чертежи, которые позволяют быстрее разобраться в планировке помещений и наметить пути проведения разведки. В некоторых случаях для проведения разведки в условиях сложного технологического процесса целесообразно использовать его схемы и технологические карты.

Источник: http://sajt-spasatel.ru/protivopozharnaya-podgotovka/boevye-dejstviya-na-pozhare/razvedka-mesta-chs.html

Оценка обстановки в зоне чрезвычайной ситуации

ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ В ЗОНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Д.Н. Горлов,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Под оценкой обстановки понимают изучение и анализ факторов и условий, влияющих на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Включает изучение и анализ данных о характере чрезвычайной ситуации, спасательных силах и средствах, районе действий, метеорологических и климатических условий, времени и др.

Оценка обстановки в зоне чрезвычайной ситуации является важным этапом проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обеспечения безопасности спасателей, пострадавших, населения.

Задачами оценки обстановки являются:

— установление зоны и характера чрезвычайной ситуации;

— определение мест нахождения пострадавших и их состояния;

— установление степени радиоактивного, химического, биологического

заражения;

— оценка состояния объектов в зоне чрезвычайной ситуации (строений,

инженерных коммуникаций, линий связи, источников воды);

— выявление очагов пожаров;

— определение подъездных путей к месту работы и путей эвакуации

пострадавших и населения;

— определение плана проведения поисково-спасательных работ.

Основным способом оценки обстановки а зоне чрезвычайной ситуации

является разведка.

Разведка в зоне чрезвычайной ситуации это вид обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающийся в сборе и передаче органам повседневного управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения. Выделяют следующие виды разведки: биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая и пожарная [1].

Биологическая разведка проводится для выявления зараженности местности, воздуха, воды, продовольствия, определения границ заражения, обнаружения людей, подвергшихся воздействию заражения, объема и характера предстоящих работ.

Она осуществляется путем забора проб воздуха, почвы, растительности, смывов с поверхности различных предметов и образцов, отбора для исследования насекомых и грызунов.

Токсины и болезнетворные микробы распознаются только путем анализа в лаборатории.

Инженерная разведка проводится для установления степени и характера разрушений, состояния коммунально-энергетических систем, дорог, мостов, переправ, местонахождения пострадавших, определения объемов и способов проведения поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Инженерная разведка может быть или наземной.

При осмотре поврежденных и разрушенных зданий и сооружений производится их наружный обход, во время которого выявляется состояние стен и

Важно

свисающих частей здания: определяется, нет ли опасности их дальнейшего обрушения. Кроме того, устанавливается характер завалов от разрушенных сооружений, возможность их объезда, устройства проходов и объем работ по их уборке.

При инженерной разведке разрушенных объектов осмотру подлежат все открытые сооружения дренажно-водосточных систем, а также поверхность земли над трассами скрытых инженерных сетей; для этого вскрываются все смотровые колодцы, в том числе и с крышками, скрытыми под землей.

Медицинская разведка организуется для определения санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне чрезвычайной ситуации.

Она определяет: территории очага поражения, проводит индикацию биологических средств, уточняет количество и состояние пораженных, определяет места сосредоточения пораженных перед их эвакуацией в лечебные учреждения и места развертывания медицинских формирований, определяет объем работ и необходимое количество привлекаемых сил и средств для их проведения.

Радиационная разведка. Для проведения радиационной разведки спасатели используют специальные приборы. Местность считается радиоактивно зараженной при уровне радиации от 0,5 Р/ч и выше. При пешем проведении работ разведку необходимо вести до уровня радиации не более 30 Р/ч.

На машинах — до уровня не более 100 Р/ч, на специальной технике (танк, бронетранспортер) — до 200 Р/ч, свыше 200 Р/ч — с самолетов или вертолетов. Замеры производятся через каждые 50-100 м пути, при этом датчик прибора необходимо располагать на одном расстоянии от уровня земли (10-15 см).

В населенных пунктах радиологическая разведка проводится вдоль улиц, переулков, в ряде случаев организуется разведка отдельных строений, помещений, подвалов.

Санитарно-эпидемиологическая разведка — мероприятие медицинской службы, основной целью которого является выявление условий, влияющих на санитарно-эпидемическое состояние войск, предупреждение вероятного заноса инфекции в войска и установление путей и условий такого заноса.

Читайте также:  Противопожарные витражи и перегородки из огнестойкого стекла

Основными задачами санитарно-эпидемиологической разведки являются: выявление инфекционных заболеваний среди различных контингентов в районах расположения войск; выявление эпизоотий среди диких и домашних животных, а также наличия и активности природных очагов инфекций; определение санитарно-гигиенического состояния территории, населенных пунктов, водоисточников и т. д.

Химическая разведка устанавливает наличие и степень химического заражения местности, воздуха, источников воды, народнохозяйственных объектов. Она осуществляется с использованием войсковых приборов химической разведки и приборов, применяемых для индикации на народнохозяйственных объектах.

При проведении химической разведки в очаге поражения наличие сильнодействующих ядовитых веществ определяется через 20-30 м пути, в помещениях — через 10-15 м. При проведении химической разведки особое внимание уделяется местам возможного скопления сильнодействующих ядовитых веществ (колодцы, шахты, подвальные помещения, котлованы и др.

). Химическая разведка в населенных пунктах

141

особенно тщательно производится вдоль улиц и переулков. На основании разведданных составляются картограммы заражения, в том числе на каждое здание постройку и приусадебный участок в населенном пункте.

5.1.9.

Пожарная разведка должна определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров, оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров, определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС, выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров, определить состояние систем противопожарного водоснабжения [2].

Совет

Разведка проводится наземным, воздушным, водным, подземным, подводным способами при участии опытных спасателей. Разведывательные данные передаются руководителю работ, наносятся на карты или план объекта, заносятся в журнал наблюдений.

Разведчики организуют приборный дозиметрический контроль уровня радиации, химической и биологической обстановки, устанавливают и отмечают зоны загрязнения, определяют степень разрушений, затоплений, повреждений объектов зоны чрезвычайной ситуации.

Наземная разведка является основным видом разведки. Она проводится группой спасателей в количестве 3-5 человек пешком, а также с использованием наземных транспортных средств и специальных приборов. Разведчики путем визуального наблюдения и приборного контроля определяют состояние объектов и окружающей природной среды.

В задачу наземной разведки входит обнаружение убежищ, подвалов, подземных сооружений, в которых могут находиться люди, установление с ними связи, в некоторых случаях — расчистка отверстий для доступа воздуха, передачи информации, продуктов питания, медикаментов, проведение замеров уровня радиации, химического заражения, биологического состояния зоны чрезвычайной ситуации, уточнение пожарной обстановки.

Воздушная разведка, осуществляющая визуальный и дозиметрический контроль фотографирование и телевизионную трансляцию, проводится с помощью самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов.

В ее задачу входят определение границ и характера чрезвычайной ситуации, выявление состояния строений, дорог, мостов, обнаружение пострадавших, завалов, пожаров, выбор маршрутов передвижения техники.

Полученные данные наносятся на карту или передаются по радио руководителю работ.

Водная разведка организуется с целью получения и уточнения данных о ЧС на воде или под водой. Для этих целей используются лодки, корабли, подводные аппараты, водолазы.

К основным задачам водной разведки относятся: исследование и оценка характера ЧС, поиск пострадавших и оказание им помощи, поиск потерявшихся или затонувших объектов, оценка их состояния, разработка вариантов оказания помощи, проведение радиологического и биологического контроля воды, изучение ситуации и разработка прогноза ее развития, определение фарватеров и установка сигнальных знаков, определение состояния гидротехнических сооружений (дамб, плотин, шлюзов, подводных фундаментов).

Обратите внимание

Подземная разведка проводится с целью изучения и получения данных о ЧС под землей (в шахте, метро, пещере, подземном сооружении). Основное внимание при ее проведении необходимо уделять безопасности спасателей, которые должны: проникнуть под землю, оценить ситуацию и доложить о ней руководителю, найти пострадавших и оказать им помощь, вернуться на поверхность.

Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения разведчиками используются несколько способов:

— установка специального щита со съемными карточками, на которых наносится информация;

— установка стационарных щитов;

— нанесение информации на стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки.

Информацию необходимо наносить красками яркого цвета, в доступных, хорошо видимых местах. Знаки устанавливаются в обязательном порядке при обнаружении опасных и вредных веществ, дозы которых превышают допустимые нормы. В ночное время знаки и указатели должны быть освещены любым способом (электроподсветка, установка керосиновой лампы).

Поисково-спасательные работы могут проводиться как одновременно с разведкой, так и после ее завершения. Пока чрезвычайная ситуация не локализована, для поддержания контроля над ее развитием разведку необходимо не прекращать.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на [3]:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта

143

Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Список использованной литературы

Важно

1. ГОСТ Р 22.0.02-94: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий, 1999. — 7 с.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-obstanovki-v-zone-chrezvychaynoy-situatsii

Действия сил НАСФ при проведении разведки

Организация проведения разведки состоит из комплекса мероприятий направленных на добывание полных и достоверных сведений в очагах поражения, районах стихийных бедствий, аварий и катастроф. Основными из этих мероприятий являются:

— определение целей, задач и объектов РХР;

— распределение в соответствии с этим имеющихся сил и средств;

— определение задач силам РХР;

— подготовка сил РХР к действиям и доведение до них задач;

— организация обеспечения действий сил РХР;

— организация взаимодействия;

— организация управления силами РХР;

— контроль за выполнением силами РХР поставленных задач;

— организация сбора и обработки данных;

— своевременное доведение полученных сведений до соответствующих начальников и других заинтересованных лиц.

Разведка при этом ведется, как правило, путем объезда (обхода) зараженного района по маршрутам (направлениям), заранее намеченным (изученным) по схеме (плану) объекта.

В первую очередь определяется зараженность воздуха и местности, а также мощность дозы измерения в местах укрытия (расположения) людей, а также на дорогах, ведущих к очагу поражения.

После разведки мест расположения людей, водоисточников и складов готовой продукции производится разведка всего очага комбинированного поражения и осуществляется, контроль за снижением степени зараженности местности и воздуха до значений, позволяющих снимать СИЗ и выводить людей из ЗС ГО.

Разведка группы (звена) осуществляется определением:

— границ зон заражения с уровнем радиации 0,5 р/ч;

— уровня радиации указанные старшим начальником;

— направления обхода сильно зараженных участков РХР (ведется пешком — до значения мощности дозы излучения 30-50 р/ч, на автомобилях — до значения мощности дозы излучения — 200- 300 р/ч).

При достижении участков маршрута с мощностью дозы 0,5 р/ч делается короткая остановка и один из разведчиков обозначает переднюю границу зоны заражения.

Знаки ограждения устанавливаются на правой стороне обочины дороги в хорошо просматриваемом месте.

Затем замеры повторяются через каждые 1-1,5 км пути вблизи ясно видимых топографических ориентиров (перекресток или развилка дорог, мост, начало и конец населенного пункта и т.д.) или при резком изменении уровней радиации с нанесением обстановки на карты, осуществлением записи в журнале и передачей данных об РХО вышестоящему начальнику (командиру).

Читайте также:  Транспортировка пострадавших: способы и правила - конспект

После прохождения участка местности с высокими уровнями радиации последующие измерения необходимо проводить во время остановок на расстоянии 20-25 м от автомобиля.

После выхода на тыльную границы, зоны заражения выставляется знак ограждения, и личный состав убывает на пункт сбора с обязательным проведением специальной обработки. Кроме этого командир группы (звена) РХР готовит схему — донесения РХР маршрута и представляет ее старшему начальнику (командиру).

Результаты разведки заносятся в журналы наблюдения и разведки, а также отражаются на рабочих картах соответствующих начальников. Данные о результатах разведки докладываются по радио или телефону в виде коротких радиограмм (донесений) с использованием средств кодировки.

По окончании выполнения задачи и выхода из зон заражения обязательно проводится частичная специальная обработка.

разведка чрезвычайный спасательный нештатный

Источник: http://trud.bobrodobro.ru/5768

Ведение разведки зоны ЧС

Разведывательные данные об обстановке добываются различными способами: наблюдение,

  • непосредственный осмотр местности и объектов,
  • поиск,
  • лабораторные исследования,
  • фотографирование, кино- и видеодокументирование,
  • изучение планов застройки городов (населенных пунктов) и технической документации сетей коммунально- технических служб,
  • изучение проектной документации зданий и сооружений,
  • опрос местных жителей и производственного персонала,
  • наличие и техническое состояние средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Наблюдение заключается в слежении за состоянием объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительного покрова) и развитием обстановки в очагах поражения и районах бедствий, а также за действиями сил РСЧС при проведении работ. Основными видами наблюдений являются:

  • визуальное наблюдение (ведется невооруженным взглядом или с использованием оптических приборов)
  • техническое наблюдение (ведется с помощью технических средств, выдающих экспресс- информацию об обстановке в очагах поражения и районах бедствий).

Непосредственный осмотр заключается в детальном изучении состояния определенных участков местности, зданий, сооружений, коммунальных сетей и других объектов с целью определения объемов работ и способов действий сил РСЧС при выдвижении в очаги поражения и районы бедствий, проведении спасательных и других неотложных работ. Осмотр проводится в сочетании с поиском.

Поиск — это основной способ действий разведывательных подразделений и формирований по обнаружению мест нахождения людей, нуждающихся в помощи, определению их состояния и порядка действий спасателей по оказанию им помощи, при этом ведущие поиск разведывательные подразделения и формирования должны оснащаться специальными приборами.

Фотографирование (воздушное и наземное) районов и объектов в очагах поражения и зонах бедствий осуществляется с целью быстрого получения документальных данных (фотоснимков, фотопанорам, фотосхем) для наглядного представления о сложившейся обстановке. С этой же целью применяется кинодокументирование обстановки.

Совет

Недостатком фотографирования и кинодокументирования является потеря времени на обработку полученных материалов. Для ведения разведки без потери времени на обработку материалов используется телевизионная аппаратура. Аппаратура может устанавливаться на самолетах, вертолетах, катерах, автомобилях и других средствах передвижения.

Выбор способа разведки зависит от условий обстановки и характера выполняемых задач.

Используемые средства при проведении разведки.

Проведение разведывательных работ в первые часы после катастрофы затрудняется потерей управления, повреждением техники и оборудования, сложным морально- психологическим состоянием населения и рядом других факторов. Это вызывает многочисленные сложности при решении задач разведки.

Обстановка в зоне ЧС подчас не позволяет в кратчайшие сроки обеспечить проведение разведывательных работ. Это связано с большими разрушениями дорожного покрытия, подъездных путей на ж.-д. станциях, кабельных трасс энергоснабжения и т.п.

В связи с этим важную роль отводят системе воздушной разведки, которая позволяет при необходимости быстрого предварительного обследования, определить маршруты эвакуации, масштабы зон поражения, радиационно-химичекую обстановку.

Одним из наиболее распространенных приборов, используемых при проведении воздушной разведки является аэрофотоаппарат (АФА).

АФА представляет собой оптико- электромеханическое устройство, предназначенное для фотографирования земной поверхности с воздушного судна в целях фотограмметрических измерений или для дешифрирования объектов съемки.

Источник: http://ifreestore.net/5383/89/

Организация разведки зоны чрезвычайной ситуации силами нештатных аварийно-спасательных формирований

Федеральное агентство образования Российской Федерации Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ им. Куйбышева В.В.)

Институт инженерной и социальной экологии Факультет инженерной экологии Кафедра ЗЧС Реферат По дисциплине: Безопасность спасательных работ Тема: «Организация разведки зоны ЧС силами НАСФ»

Владивосток 2010

Введение Понятие разведки и ее виды Действия сил НАСФ при проведении разведки Заключение

Библиографический список

В данной работе по теме «Организация разведки зоны ЧС силами НАСФ» будут рассмотрены вопросы, касающиеся непосредственно разведки, ее организации проведения в зоне ЧС силами НАСФ.

Тема является актуальной имея ввиду того, что чрезвычайная ситуация является непредсказуемым событием, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, потерю материальных и культурных ценностей. Для того, что бы эти потери были минимальны, как и самих спасательных групп ликвидирующие угрозу организуется разведка сложившейся обстановки.

Успех в ликвидации ЧС во многом будет зависеть от того, насколько быстро и правильно дана оценка сложившейся обстановки. Для правильной оценки обстановки, определения характера и объема работ организуется разведка района поражения, которая предшествует остальным видам работ, связанных с ликвидацией последствий ЧС.

Обратите внимание

Разведка организуется соответствующими штабами и осуществляется главным образом силами и средствами гражданской обороны.

По мере получения этих данных в очаг вводятся соответствующие формирования гражданской обороны, которым ставятся определенные и четкие задачи.

Что бы чрезвычайная ситуация была быстро и эффективно ликвидирована для этого проводят учения имитирующие аварии (ТСУ, КШУ). На этих учениях отрабатывают действия формирования, одним из таких действий является разведка

Понятие разведки и ее виды

Согласно ГОСТ Р 22.0.02−94 разведка в зоне ЧС является комплексом мероприятий, проводимый органами управления и Службой Ч С по сбору, обобщению, изучению данных о состоянии природной среды и обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также на участках и объектах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основными видами разведки являются:

— биологическая;

— инженерная;

— медицинская;

— радиационная;

— санитарно-эпидемиологическая;

— химическая;

— пожарная.

Общие требования к разведке:

— непрерывность;

— своевременность;

— полнота и достоверность данных.

Биологическая разведка должна:

— определить масштабы и границы зон заражения;

— выявить источники, определить вид и характер заражения;

— вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

Инженерная разведка должна:

— определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

— определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;

— определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;

— установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;

— установить нахождение пострадавших.

Медицинская разведка должна:

— выявить пораженных, их численность и состояние;

— наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;

— определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

Радиационная разведка должна:

— выявить источники радиоактивного загрязнения;

— определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

— определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;

— вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;

— предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:

— определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;

— предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);

— вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

Химическая разведка должна:

— выявить источники химического загрязнения;

— определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

— определить обходы участков химического заражения;

— предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;

— вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

Пожарная разведка должна:

— определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;

— оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;

— определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

— выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;

— определить состояние систем противопожарного водоснабжения |14, www.westud.ru|.

Действия сил НАСФ при проведении разведки

Организация проведения разведки состоит из комплекса мероприятий направленных на добывание полных и достоверных сведений в очагах поражения, районах стихийных бедствий, аварий и катастроф. Основными из этих мероприятий являются:

— определение целей, задач и объектов РХР;

— распределение в соответствии с этим имеющихся сил и средств;

— определение задач силам РХР;

— подготовка сил РХР к действиям и доведение до них задач;

— организация обеспечения действий сил РХР;

— организация взаимодействия;

— организация управления силами РХР;

— контроль за выполнением силами РХР поставленных задач;

— организация сбора и обработки данных;

— своевременное доведение полученных сведений до соответствующих начальников и других заинтересованных лиц.

Разведка при этом ведется, как правило, путем объезда (обхода) зараженного района по маршрутам (направлениям), заранее намеченным (изученным) по схеме (плану) объекта.

В первую очередь определяется зараженность воздуха и местности, а также мощность дозы измерения в местах укрытия (расположения) людей, а также на дорогах, ведущих к очагу поражения.

После разведки мест расположения людей, водоисточников и складов готовой продукции производится разведка всего очага комбинированного поражения и осуществляется, контроль за снижением степени зараженности местности и воздуха до значений, позволяющих снимать СИЗ и выводить людей из ЗС ГО.

Разведка группы (звена) осуществляется определением:

— границ зон заражения с уровнем радиации 0,5 р/ч;

— уровня радиации указанные старшим начальником;

— направления обхода сильно зараженных участков РХР (ведется пешком — до значения мощности дозы излучения 30−50 р/ч, на автомобилях — до значения мощности дозы излучения — 200- 300 р/ч).

При достижении участков маршрута с мощностью дозы 0,5 р/ч делается короткая остановка и один из разведчиков обозначает переднюю границу зоны заражения.

Затем замеры повторяются через каждые 1−1,5 км пути вблизи ясно видимых топографических ориентиров (перекресток или развилка дорог, мост, начало и конец населенного пункта и т. д.) или при резком изменении уровней радиации с нанесением обстановки на карты, осуществлением записи в журнале и передачей данных об РХО вышестоящему начальнику (командиру).

После прохождения участка местности с высокими уровнями радиации последующие измерения необходимо проводить во время остановок на расстоянии 20−25 м от автомобиля.

После выхода на тыльную границы, зоны заражения выставляется знак ограждения, и личный состав убывает на пункт сбора с обязательным проведением специальной обработки. Кроме этого командир группы (звена) РХР готовит схему — донесения РХР маршрута и представляет ее старшему начальнику (командиру).

Результаты разведки заносятся в журналы наблюдения и разведки, а также отражаются на рабочих картах соответствующих начальников. Данные о результатах разведки докладываются по радио или телефону в виде коротких радиограмм (донесений) с использованием средств кодировки.

По окончании выполнения задачи и выхода из зон заражения обязательно проводится частичная специальная обработка.

разведка чрезвычайный спасательный нештатный

Заключение

В проделанной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся организации проведения разведки силами НАСФ.

Разведка и прогнозирование обстановки в зоне чрезвычайных ситуаций (районе аварии), разработка предложений по защите персонала, населения и территорий предприятия является одной из выполняемых задач силами НАСФ.

Организация разведки отрабатывается в мирное время звеньями, которые обучаются использованию приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля в чрезвычайных ситуациях.

Библиографический список

1. ГОСТ Р 22.0.02−94 «Безопасность в ЧС. Термины и определения».

2. Положение о нештатных аварийно — спасательных формированиях

Совет

3. «Наставление по организации и ведению гражданской обороны на объектах народного хозяйства». Воениздат, 1990 г.

Источник: https://westud.ru/work/279907/organizacia-razvedki-zony-crezvycajnoj-situacii

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА В ЗОНЕ ЧС,

сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (СЭС), органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленных гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В РСЧСсовокупность органов управления, специализированных и территориальных учреждений санитарно-эпидемиологической службы, входящих в РСЧС, методов управления службой и технологии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в зонах ЧС.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЗОНЕ ЧС, поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотии.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, деятельность специально уполномоченных государственных органов, санитарно-эпидемиологических учреждений и специализированных формирований санитарно-эпидемиологической службы по обнаружению, пресечению и предупреждению нарушений санитарного законодательства РФ; осуществлению контроля за состоянием потенциально опасных объектов, санитарно-эпидемиологической обстановкой; прогнозированию эпидемий и других массовых заболеваний и отравлений.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ, состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует их вредное влияние на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕдокумент;

удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙСК (СИЛ) степень поражения военнослужащих и местного населения инфекционными болезнями, санитарное состояние территории, объектов водоснабжения и степень коммунального благоустройства. Может быть благополучным, неустойчивым, неблагополучным и чрезвычайным.

САНИТАРНЫЕ ПОТЕРИ, пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие в результате ЧС.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, НОРМЫ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ, нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и/или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению, благоприятных условий его жизнедеятельности.

САНПРОПУСКНИК, помещение, предназначенное для смены одежды, санитарной обработки персонала и контроля радиоактивного загрязнения кожных покровов и спецодежды.

САНШЛЮЗ, помещение между зонами радиационного объекта, предназначенное для предварительной дезактивации и смены дополнительных средств индивидуальной защиты.

СБРОС, удаление из водохранилища неиспользуемой части стока.

СВЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА, электромагнитное излучение оптического диапазона, включающего ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную области спектра; один из основных поражающих факторов ядерного оружия. Источником С.и.

является светящаяся область взрыва, представляющая собой плазменное образование из нагретых до высоких температур (ок.

10'К) газов и паров окружающей среды, а также образовавшихся вследствие химических реакций и испарения материалов самого ядерного боеприпаса.

СВЕТОВОЙ ИМПУЛЬС, количество энергии прямого светового излучения ядерного взрыва, приходящееся на единицу площади облучаемой поверхности, без учета отраженного излучения. Измеряется в Дж/м2 или кал/см2 (1 кал/см2 »4,2Ч 104 Дж/м2).

СВЕТОМАСКИРОВКА, скрытие световых демаскирующих признаков объектов от визуальной, оптической и других систем наблюдения (наведения) противника в военное время.

СЕЙСМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей, возникающих в результате землетрясения.

СЕЙСМИЧЕСКАЯ ВОЛНА, упругое колебание, распространяющееся в грунтовой среде от очагов землетрясений, взрывов или иных источников импульсных нагрузок.

СЕЙСМИЧЕСКИЙ УДАР, сейсмическое воздействие, вызванное искусственными взрывами.

СЕЙСМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, воздействие, вызываемое подземными ударами и колебаниями Земли.

СЕЙСМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ, выделение областей, районов или отдельных участков местности на поверхности Земли по степени потенциальной сейсмической опасности, осуществляемое на базе комплексного анализа геологических и геофизических данных

СЕЙСМООПАСНАЯ ОБЛАСТЬ, горно-складчатая область или активная платформа, в пределах которой могут произойти землетрясения, степень потенциальной сейсмической опасности которых характеризуется макросейсмической интенсивностью и максимально возможным ускорением колебания почвы при землетрясении.

СЕЙШИ, стоячие волны большого периода на водоемах.

СЕЛЕОПАСНАЯ ТЕРРИТОРИЯ, территория, характеризуемая интенсивностью развития селевых процессов, представляющих опасность для людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

СЕЛЬ, стремительный поток большой разрушительной силы, состоящий из смеси воды и рыхлообломочных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек в результате интенсивных дождей или бурного таяния снега, а также прорыва завалов и морен.

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (СЕРТИФИКАТ БЕЗОПАСНОСТИ), документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

СЕРТИФИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ, система подготовки, переподготовки и аттестации (выдачи сертификата на право управления) руководителей и специалистов в области управления рисками и безопасностью с учетом решаемых ими задач на этапах предотвращения, развития, ликвидации ЧС и их последствий.

СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ, товары или услуги, обладающие сертификатами, т.е. документами, в которых удостоверено их соответствие определенным нормам и требованиям к готовой продукции, технологии их производства и жизненного цикла в целом.

СЕТЬ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, система санитарно-эпидемиологических учреждений министерств и ведомств, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля РСЧС и осуществляющих обнаружение и индикацию радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) загрязнения (заражения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и объектов окружающей среды.

СИГНАЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, сигнал, передаваемый в системе управления ГО и являющийся командой для проведения мероприятий силами ГО, а также для применения населением средств и способов защиты.

СИГНАЛ ОПОВЕЩЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, сообщение, передаваемое в системе оповещения РСЧС на определенной территории или на объекте народного хозяйства, являющееся предупреждением о возникновении ЧС и командой для проведения мероприятий или действий органов повседневного управления РСЧС, сил и средств ликвидации ЧС, а также для использования населением средств и способов защиты от поражающих факторов и воздействий источника ЧС или для немедленного включения населением радиотехнических средств массовой информации.

СИГНАЛИЗАЦИЯ, система сигналов, а также устройства и приспособления (в том числе защитные) для их подачи.

СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, средства зрительной и звуковой сигнальной связи для передачи коротких команд, донесений и т.п. Зрительные С.с.

могут быть предметными (сигнальные флаги, фигуры, флажковый семафор), световыми (сигнальные фонари, прожекторы, клотиковые и сигнальные огни) и пиротехническими (сигнальные и осветительные — сигнальные патроны, морские сигнальные факелы). Звуковые С.с.

— сирены, мегафоны, гудки и др. Передача сигналов может осуществляться также по радио и по проводной связи.

СИЛЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, подразделения, базы, военизированные части и специализированные формирования органа исполнительной власти РФ или ее субъекта, предназначенные для выполнения задач функциональных и ведомственных подсистем или звеньев РСЧС в пределах своей компетенции.

СИЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ, медицинские формирования различного назначения, создаваемые в учреждениях здравоохранения для действия в зонах ЧС.

СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО.

Для решения задач в области ГО могут также привлекаться аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, подразделения ВС, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

СИЛЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах ЧС.



Источник: https://infopedia.su/14x170da.html

Ссылка на основную публикацию