Психология человека в чрезвычайных ситуациях. русаев э.с.

Психология экстремальных ситуаций – важнейший элемент подготовки врача к оказанию медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях

А.М. Талыбов, В.В. Редненко

Республика Беларусь, Витебск, УО «Витебский государственный медицинский университет»

Природные, техногенные, экологические катастрофы влекут за собой огромный комплекс сложнейших проблем: социальных, медицинских, психологических. Устранение последствий катастроф приходится оказывать в условиях высокой психологической напряженности среди населения и спасателей в зоне чрезвычайной ситуации [1].

Подготовка врача по психологии чрезвычайных ситуаций должна включать два аспекта подготовки:

  • собственная стрессоустойчивость, позволяющая сохранить высокий уровень работоспособности и предотвратить негативное воздействие стресса на состояние здоровья, как в короткой, так и отдаленной перспективе;
  • способность психологического воздействия на пострадавших в зоне катастрофы с применением вербальных и невербальных элементов с целью стабилизации психологического состояния пациента, включения его в систему само- и взаимопомощи.

В зоне чрезвычайной ситуации состояние врачей подчиняется общим законам адаптации к стрессовой ситуации.

Восприимчивость медицинского работника к стрессогенным факторам определяется индивидуальными психофизиологическими характеристиками, уровнем стрессоустойчивости, опытом работы.

Знание закономерностей психического реагирования пострадавших на стрессовую ситуацию, повышает психологическую готовность врача к воздействию стресса [3].

Обратите внимание

Во время оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях медицинские работники сталкиваются с ситуациями, когда ее оказание затрудняется тем, что в условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения у пострадавших проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов [2].

С целью психологической подготовки врачей к работе в зоне аварий и катастроф студентам предложен курс по выбору «Психологическая устойчивость врача в экстремальной ситуации и медицинская виктимология». В рамках этого электива моделируется психологическая ситуация катастрофы, с чем врач может столкнуться и отрабатываются практические навыки психологической адаптации к ней.

Нами отрабатываются действия врача при оказании медицинской помощи, если у пациента или группы лиц возникают реактивные психозы, сопровождающиеся нарушениями психики и поведения. Нами рассматриваются алгоритмы действий и приемы при наличии:

  • бреда и галлюцинации – ложных представлений или умозаключений, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить;
  • ступора – отсутствия или ограничения контакта с окружающим миром;
  • двигательного возбуждения – бесцельных и бессмысленных действий;
  • агрессии – раздражения, недовольство, гнева, агрессивного поведения включая словесное оскорбление, брань, насильственные действия в отношении других лица или себя.

В процессе элективных занятий мы вырабатываем психологическую готовность и алгоритм психологической помощи в экстремальной ситуации:

  • обеспечение личной безопасности;
  • обеспечение безопасности пострадавшего и окружающих его лиц;
  • вербальные и невербальные элементы взаимодействия и воздействия на пострадавших – постановка фраз, отсутствие частицы «не», тон и тембр голоса, жесты, расстояние контакта и др.;
  • организация безопасных и комфортных условий для пострадавших;
  • организация «зрителей» в «помощников»;
  • Знание этих методик помогут медицинскому работнику оказывающему помощь непосредственно в очаге экстремальной ситуации пострадавшим, получившим комбинированные поражения, включая психологическую травму не растеряться, чувствовать себя уверенно при действиях на догоспитальном этапе медицинской эвакуации.

Использованные источники:

  1. Русаев, Э.С. Психология человека в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / Э.С.Русаев; Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан – Уфа, 2003. — 3 стр.
  2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях/ Малкина-Пых И.Г. – Новейший справочник психолога. Москва: Эксмо, 2009. –18-20 с.
  3. Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / Ю.С.Шойгу; М.: Смысл, 2007.с3

Источник: https://www.vsmu.by/fpig/fpigpo/98-materialy-konferentsij/materialy-internet-konferentsii-2015-g/2159-psikhologiya-ekstremalnykh-situatsij-vazhnejshij-element-podgotovki-vracha-k-okazaniyu-meditsinskoj-pomoshchi-v-chrezvychajnykh-situatsiyakh.html

Изучение психологии людей в чрезвычайных ситуациях

На основе разработанной модели возможно проведение анализа динамики показателей качества обучения от таких параметров, как «структура курса и его содержание», «простота учебных заданий», «форма представления учебной информации», «способность обучаемых» и др. Результаты анализа ситуации «обучение персонала» позволяют сформировать набор управленческих решений по рациональному достижению заданных целей.

Не составляет труда и разработка сценариев анализа ситуаций типа: зависимость продолжительности обучения от фактора мотивации; качество обучения от общего числа обучаемых и др. Выбор тех или иных управляющих воздействий (методов мотивации и др.) производится из базы знаний интеллектуальной советующей системы.

Таким образом, простота и наглядность динамического когнитивного моделирования сложных ситуаций, связанных с управлением процессом обучения персонала предприятия, позволяют получить исчерпывающую информацию о самом процессе обучения, проанализировать различные сценарии управления обучением и выработать набор управляющих воздействий.

Список использованной лиетратуры

1. Квашнина Г. А., Федянин В. И. Динамическое моделирование процесса переобучения персонала организации // Информационные технологии в экономике. Тр. Всерос. конф. Воронеж, 2003 С. 218-219.

2. Кугаенко А. А. Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирования их развития. М.: Вузовская книга, 1998. 392 с.

3. Автоматизация управления предприятием / Баронов В. В. и др. М.: ИН-ФРА-М, 2000. 312 с.

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЛЮДЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Е. Р. Филимонов

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Н. А. Бережная

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Чрезвычайные ситуации к сожалению занимают в современной жизни все больше и больше места. Попадание человека в чрезвычайную ситуацию (ЧС), где он подвергается экстремальным воздействиям, могут иметь серьезные последствия.

Следствиями травматического стресса, которому человек подвергается во время ЧС могут в дальнейшем приступы тревоги, различными страхи, панические атаки.

Важно

Эти явления оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в ЧС.1

Чрезвычайная ситуация (ЧС) понимается, как «внезапно возникающие исключительные события в жизни общества (природные бедствия, эпидемии, технологические аварии, катастрофы, войны, социальные потрясения), в результате которых внезапно погибает или травмируется большое количество людей». Источник угрозы здесь обезличен.1

Экстремальные условия или ситуации (от лат. ех1хетш — крайний) — резко отличающиеся от обычных. В жизни человека случаются психотравмирующие ситуации, воздействие которых не может измеряться обычными мерками. Для характеристики этих ситуаций используются два основных определения — экстремальная и чрезвычайная ситуации.

Под экстремальной ситуацией антропогенного или социального характера (для краткости — экстремальная ситуация) подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального человеческого опыта», а источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексуальное насилие, локальные войны, террористические акты).1

Психология экстремальных ситуаций — это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха.

В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е.

кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим.

Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т. п. во многом предопределяются особенностями предкатастрофного развития.

Совет

А с другой, только в посткатастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия.

Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения.

Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни.

Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.2

Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок.

В этом случае может наступить «шоковая заторможенность», когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем «шоковой заторможенности» является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей.

Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх).

Обратите внимание

Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.2

Негативные случаи поведения людей в чс различаются различной динамикой их развития в режиме реального времени.

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в опасных ситуациях. Ему посвящено достаточно много специальных исследований. В частности работы Национального института психического здоровья (США), позволили выявить что психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и восстановления.

1. Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.1

2. Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.1

3. Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения надежд.1

4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.1

Другая классификация последовательных фаз или стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций. В этой классификации рассмотрена более подробно динамика изменения психического состояния человека непосредственно в момент ЧС и после него.

1. «Острый эмоциональный шок».

Важно

Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30 % обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5-2 раза и более.2

Читайте также:  Мобильные средства пожаротушения: виды и классификация

2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»).

Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций (нередко — иррациональной направленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинство опрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.2

3. «Стадия разрешения» — 3—12 суток после стихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие.

Однако по результатам наблюдений у абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений.

К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией.2

Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариан-

тах отражающие впечатления трагических событий. На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типу гиперактивации). Прогрессивно нарастают явления переутомления.

Совет

Средние показатели физической силы и работоспособности (в сравнении с нормативными данными для исследованной возрастной группы) снижаются на 30 %, а по показателю кистевой динамометрии на 50 % (в ряде случаев до 10 20 кг).

В среднем на 30 % уменьшается умственная работоспособность, появляются признаки синдрома пирамидной межполушарной асимметрии.2

4. «Стадия восстановления».

Начинается приблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинает нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливаются нормальные сновидения. Учитывая зарубежный опыт, можно также предполагать у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия, развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем.2

Психика человека впервые попавшего в чрезвычайную ситуацию подвергается большой нагрузке и следовательно одной из приоритетных задач работы МЧС в зоне ЧС становится оказание психологической помощи пострадавшим.

Неоказание данного вида помощи, может привести к формированию посттравматического расстройства личности, что уже гораздо хуже поддается лечению. Для этого и существует психологическая служба МЧС России.

Психологи, которые выберут это непростое направление в прикладной психологии должны осознавать, что это очень тяжелая, физически и психически выматывающая работа. Общение с людьми побывавшими в ЧС, своими глазами видевшие разрушения, гибель людей накладывает неизгладимый след на психологов.

Очень часто психологи, получившие недостаточно серьезные навыки для работы «перегорают» и попросту не могут больше работать на ЧС. по моему мнению приоритетная задача в данной области это поиск кадров и развитие профессиональных навыков у психологов экстренной службы.

Список использованной литературы

1. Психология экстремальных ситуаций. Редактор: Рубцова В. В., Малых С. Б. Издательство: Генезис, 2008 г.

Обратите внимание

2. Психология экстремальных ситуаций. статья Юрия Александровского психогении в экстремальных ситуациях. Научно-популярное издание. Мн.: Харвест, 1999.

3. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. Н. Г. Осухова. Издательский центр «Академия» 2007.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-psihologii-lyudey-v-chrezvychaynyh-situatsiyah

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной.

  У одного мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности  предпринимать какие – либо действия.

  Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности моральной закалкой  и психическим  состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при авариях и катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помощи пострадавшим.

У тех кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая  реакция  человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и  неспособность противостоять ей из–за неопытности и отсутствия  соответствующей морально – психологической подготовки.

Для  того чтобы свети к минимуму отрицательное воздействие, человека  необходимо заранее готовить к чрезвычайным ситуациям закалять психику и тренировать волю. Чаще всего первая реакция человека  на  приближающуюся опасность -страх.

Важно

  Чувство страха вызывает негативные ощущения, вместе с тем страх сигнализирует о том, что  нужно защищаться, потому главная задача, которая  стоит перед человеком  спасти свою жизнь.

Надо  учитывать, что в любой  чрезвычайной  ситуации самым  главным фактором является  уровень психологической подготовки людей. Если, попадая в особую  ситуацию,   человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий.

Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в экстремальных ситуациях. В повседневной жизни, в экстремальных условиях  человеку постоянно приходится преодолевать опасности,  угрожающие  его существованию, что вызывает  (порождает) страх, т.е.

кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью.  Особые условия, в которых может оказаться человек, как  правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность.

Как следствие, у одних это сопровождается, мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других — снижение  или даже срывом работоспособности,  ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями.

Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда  и воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности. Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические  последствия вызывают у людей большую эмоциональную, возбужденность, требуют высокой морально–психологической стойкости,  выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.

У неподготовленных психологически, не  закаленных людей появляется чувство страха и  стремление убежать из опасного места, у других – психологический шок, сопровождаемый оцепенением  мышц.

  В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по–разному.

Совет

Например, у некоторых расширяются зрачки – говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается сердцебиение «сердце готово вырваться из груди» спазмы периферических кровеносных сосудов —  «побелел как мел»,  появляется холодный пот, слабеют мышцы-«опустились руки», меняются тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения  работа сердечно – сосудистой системы.

Наше поколение постоянно живет в окружение опасностей и угроз; глобальных и частных реальных и вымышленных, устойчевых и проходяших, на сену одним приходят другие.

А каждый человек в своей   повседневной жизни к деятельности ежедневно подвергается определенной опасности на улице, на работе транспорте и дате в собственном доме.

Каждая из множества опасностей является, источником ЧС и при определенных обстоятельствах и условиях может перерасти в ЧС.

Исходя из вышесказанного, каждый гражданин Республики  Узбекистан должен знать, что такое ЧС, каковы причины их возникновения и как предупредить смягчить и ликвидировать эти ситуации, те как от них защитится.

20 августа 1999 года вышло  постановление Олий Мажлис Республики Узбекистан о введении в действие закона Республики  Узбекистан «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера».  Подписанного президентом республики Узбекистан И.А.Каримовым.

Объектом угроз опасностей является личность, общество и государство. Это триада составляет собой целостную систему. Личность  в системе является высшей целые  общественно  политического и социально – экономического развития стремы. Благодаря политике нашего государством нашего  президента И.А.

Каримова наш народ живет и спит спокойно, зная что на защите наших рубежей стоят огромные силы. Но как говорят «На бога надейся сам не плошай». И чтоб   не на кого не надеяться мы должны сами всегда быть морально и психически  готовыми к любым ситуациям.

Необходимо помнить что ни одно стихийное бедствие не возникает неожиданно, и оно каким то обрезам предупреждает о своем приближении.

И здесь уместно сказать о правилах поведения и действиях населения при ЧС.

— проявить полное самообладание и уверенность в себе;

— личным примером и словами воздействовать на окружающих в целях пресечения возникновения паники оказывать помощь детям, больным и престарелым;

Обратите внимание

В случае землетрясения, как можно быстрее покинуть здание, при невозможности сделать это встать в дверном или оконном проеме;

— если находитесь на улице, отбежать от зданий и сооружений.

— в любой обстановке сохранять самообладание; каждый должен сделать все возможное для снижения губительных последствий.

Помните! Организованность, строгое соблюдение правил поведения, умелые  и решительные действия – залог вашего спасения.

Патриотический долг, всех граждан – готовить себя морально и психологически к действиям в сложных условиях.

Использованная литература

  1. Учебная рекомендация по вопросам защиты населения и территории от ЧС. Ташкент. 2000. стр.
  2. Куколевский З.Природные катастрофы. Москва. М.1995.
  3. А.Т.Алтонин. Учебное пособие. Гражданское оборона. Москва. 2005.Психология поведения человека в чрезвычайных ситуацияхВ данной статье дан анализ психологической подготовки людей при чрезвычайной ситуации.Written by: Шарафутдинова Румия ИнфаровнаPublished by: Басаранович ЕкатеринаDate Published: 12/10/2016Edition: euroasia-science.ru_#29_25.08.2016

Источник: http://euroasia-science.ru/psixologicheskie-nauki/psixologiya-povedeniya-cheloveka-v-chrezvychajnyx-situaciyax/

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях (1)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях

2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям

3. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях

3.1 Паника

3.2 Профилактика панических реакций

4. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях

Заключение

Список литературы

Введение

Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды.

С развитием цивилизации, с применением всё более новых технологий, прогрессом научных исследований постоянно возрастает угроза техногенных катастроф. На территории страны имеется большое количество складов с запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ.

Кроме того, имеется огромное количество химического и бактериологического оружия. Все эти запасы долгое время хранятся без надлежащей ревизии и утилизации, хранилища нередко находятся в аварийном состоянии. Износ оборудования часто превышает допустимые нормативы: так, например, отслужили свой срок 40% трубопроводов для перекачки газа и нефти.

Зоной повышенной опасности являются транспортные коммуникации, объекты электроэнергетики. Считается, что в опасных зонах проживает 30% населения, в чрезвычайно опасных – 10%.

В частности, город Дубна относится к такого рода опасным зонам: здесь имеются определённые запасы радиоактивных веществ, обеспечивающих работу ядерного реактора Объединённого Института Ядерных Исследований; имеется плотина, которая удерживает огромные запасы воды Московского моря (Иваньковского водохранилища).

Читайте также:  Общие вопросы электротехники

В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания основных фондов в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Все чрезвычайные ситуации можно подразделить на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Важно

Критериями подобной классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего населения, размер материального ущерба, а так же границы зон распространения поражающих факторов.

Однако социальный резонанс зависит очень часто не от числа пострадавших, а от условий, при которых произошла катастрофа. В качестве примера можно привести атомную подводную лодку «Курск», затонувшую в августе 2000 года, в результате аварии, на которой погибло 118 человек.

В результате многочисленных терактов, совершаемых на территории нашей страны, техногенных аварий и природных катаклизмов гибнет больше людей, однако эти события не получают столь широкого освещения в средствах массовой информации.

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха.

В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е.

кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Совет

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Наибольшую опасность для человека представляют факторы, которые могут вызвать его гибель в результате различных агрессивных воздействий — это различные физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т.

 е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.

Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость.

Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других — снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями.

Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.

Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях

Психология состояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой психологии неравновесных состояний.

Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том числе, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в чрезвычайных ситуациях, исследовал А.О.

Обратите внимание

Прохоров, А Кемпински и др.
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В то же время, несмотря на интенсивное изучение проблемы психических состояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А.

Немчина, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что психические состояния существенно определяют характер деятельности человека».

И.П. Павлов считал, что психология является наукой о наших состояниях, и что благодаря ей можно представить всю сложность субъективного.

На фоне разногласий и большого разнообразия мнений по поводу определения, состава, структур, функций, механизмов, классификаций и других проблем, связанных с психическим состоянием, многие авторы остаются, едины во мнении о большом, если не решающем, значении исследований данного психического явления для психологии. Так, Н.Д.

Левитов, впервые поставивший понятие «психическое состояние» в статус психологической категории, считал, что решение данной проблемы восполняет имеющуюся брешь в психологии – разрыв между учением о психических процессах и психических свойствах личности. По этому поводу Ю.Е.

Сосновикова пишет: «Нельзя понять психику в целом, не исследуя ее конкретных интегральных проявлений в форме психических состояний».
Итак, пролистаем работы разных авторов. Встречается термин «напряженные ситуации» — М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко, «крайние условия» — Л.Г. Дикая, «сложные ситуации» — А.В.

Либин, «стрессовые ситуации» — Г. Селье, Китаев-Смык, «острособытийные ситуации — В.В. Авдеев, «чрезвычайные ситуации» — А.Ф. Майдыков, «нештатные условия» — В.Д.Туманов, «особые условия» — С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая. Термином «экстремальные ситуации» оперируют следующие авторы: Т.А. Немчин, В.Г. Анд-росюк, В.И.Лебедев, Г.В.

Суворов, М.П. Мингалиева, Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко и другие.

Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко также указывают на важность субъективного восприятия чрезвычайной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость.

Важно

Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта.

Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного.

Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, — это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».

В.Г. Андросюк в своей книге «Педагогика и психология» приходит к такому выводу: «чрезвычайная ситуация – это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».
Исходя из всего вышесказанного, перечислим основные характеристики чрезвычайной ситуации:

1. Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.

2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.

3. Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.

4. Чрезвычайная ситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

Совет

5. Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.

6. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.

Чрезвычайная ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека.

Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие.

Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций.

По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:

снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;

понижение утомляемости,  исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;

 повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;

 активизация деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;

 активизация познавательной деятельности. Человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.

проявление интереса, энтузиазма. В решении задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности).

Источник: https://works.doklad.ru/view/tQMZenvaI8E.html

Психологическая устойчивость к действиям в чрезвычайных ситуациях

Психологические аспекты поведения человека в чрезвычайной ситуации.

Вопросы психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях рассматриваются в целях подготовки населения спасателей руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. Задачи работы: представить психологию поведения человека в чрезвычайной ситуации.

2015-09-21

18.98 KB

39 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

[1] Содержание

[2] Введение

[2.1] 1.   Психологические аспекты поведения человека в чрезвычайной ситуации.

[2.1.1] 2. Психологическая устойчивость к действиям в чрезвычайных ситуациях.

[2.1.1.1] Заключение

Заключение………………………………………………………………………..11

Список использованных источников……………………………………………12

Введение

В течение последних десятилетий отмечается значительный рост числа чрезвычайных ситуаций. Многочисленные исследования показывают, что в различных чрезвычайных ситуациях большинство людей не обладают психологической устойчивостью: они не знают правил поведения в данной ситуации, теряют контроль над своими действиями, а так же  легко поддаются воздействию различных негативных факторов.

Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате природного явления, аварии или иного происшествия, которые приводят к многочисленным человеческим жертвам, материальным потерям или ущербу для природной среды.

Вопросы психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях рассматриваются в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях. При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха.

Обратите внимание

В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, которые несут угрозу его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью.

Для защиты от страха и паники необходимо развивать психологическую устойчивость.

Задачи работы:  представить психологию поведения человека в чрезвычайной ситуации.

Цели работы:  

1. Выявить психологические аспекты поведения человека в чрезвычайной ситуации.

2. Рассмотреть особенности психологической устойчивости к действиям в чрезвычайных ситуациях.

1.   Психологические аспекты поведения человека в чрезвычайной ситуации

Хотя чрезвычайные ситуации различаются по своему характеру, а каждый индивидуум по-своему реагирует на создавшуюся ситуацию, можно сделать определенные обобщения относительно типичных реакций людей.

Читайте также:  Пожарная безопасность родителям

Обычно эти реакции группируют в соответствии со стадиями чрезвычайной ситуации, которые следует разделить на период предостережения, период самой чрезвычайной ситуации и период восстановления и возобновления устойчивого жизненного порядка. 

Чрезвычайная ситуация представляет опасность для жизни и здоровья человека, неблагоприятна для функционирования его психики. Факторы, порождающие психическую напряженность, могут в одних случаях оказывать положительное активизирующее влияние на человека, а в других – отрицательное воздействие, вызывающее панику, стресс.

Выделим основные черты чрезвычайной ситуации: 

1. Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния.

2. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как опасные, трудные и т.д.

3. Это ситуация крайняя, с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека.

4. Чрезвычайная ситуация ведет к появлению состояния динамического рассогласования и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.

Важно

5. Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, интересов, стремлений, ценностей.

6. Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психологической регуляции деятельности, и, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности.

Во время чрезвычайной ситуации в организме человека происходит ряд изменений. Например, может наблюдаться снижение порогов ощущений, различные чувствительные и двигательные реакций будут происходить быстрее.

Человек проявляет способность к более точной оценке раздражителей, повышается скорость реакции на любые изменения условий окружающей обстановки; одновременно наблюдается снижение утомляемости, – чувство усталости  вовсе исчезает или притупляется.

Очень часто во время чрезвычайной ситуации у человека наблюдается повышение выносливости и работоспособности, проявляется неприхотливость в сложных дискомфортных условиях [1].

В непривычной опасной ситуации человек готов к решительным и смелым действиям.

Выходят на первый план сильные волевые качества, увеличивается скорость принятия решения, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском, наблюдается активизация деловых мотивов, чувств долга.

У человека появляется деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно. Человек проявляет остроту восприятия, активизируются резервы кратковременной и долговременной памяти. Также значительно активизируется познавательная деятельность.

Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Во время решения задач у человека мобилизуются его психологические возможности и специальные способности. Широко применяется интуиция, интерес, энтузиазм.

Совет

Каждый человек характеризуется определенными особенностями реакций организма в определенных ситуациях. Поэтому не всегда чрезвычайная ситуация активизирует различные поведенческие реакции.

В чрезвычайной ситуации у неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из места опасности, другими овладевает психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц.

В такие моменты происходит нарушение процесса нормального мышления, контроль сознания над чувствами и волей ослабевает или полностью теряется. Нервные процессы (возбуждение или торможение) у всех проявляются по-разному.

Например, у некоторых расширяются зрачки – говорят, «у страха глаза велики», ослабевают мышцы – «опустились руки или колени подогнулись», нарушается дыхание, учащается сердцебиение,  «сердце готово выскочить из груди», спазмы периферических кровеносных сосудов – «побелел, как мел», появляется холодный пот, изменяется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.

Такое состояние бывает довольно длительным – начиная от нескольких часов и продолжаясь до нескольких суток. При устранении последствий землетрясений и катастроф приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам [2].

Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и вероятных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка – все это причины такого поведения людей.

Несмотря на различные варианты активизации организма человека в чрезвычайной ситуации, нередко люди попадают под влияние состояния окружающих. Иногда неадекватное поведение целой группы людей может привести к непредсказуемым последствиям.

 Под групповым поведением людей в чрезвычайной ситуации понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.

Обратите внимание

Групповое поведение людей связано с одним и тем же внешним событием и зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом свидетельствует статистика катастроф, действия спасателей, судьбы пострадавших и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций [3].

Групповое поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

К первой категории относятся случаи адаптивного, рационального поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения.

Во многих экстремальных ситуациях патологического поведения людей не наблюдалось, отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись определенные меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни.

Такое поведение является следствием строгого выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях чрезвычайных ситуаций. Необходимо помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение паники и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Ко второй категории относят случаи, носящие патологический, негативный характер. Эти случаи отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают количество жертв и нарушают общественный порядок.

В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда толпа людей становится растерянной и безынициативной, в худшем случае – обезумевшей и как следствие – неконтролируемой. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда целая группа людей подвержена страхом перед опасностью.

В большинстве случаев паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда люди руководствуются сознанием, низведенным до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх).

Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Важно

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни.

Многие в этих случаях полагают, что спастись почти нельзя, и их мгновенно одолевает чувство массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таковых может быть не более 2 % от общего количества всей группы. В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”.

Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут снизить ее распространение, поэтому принятие таких мер обязательно.

2. Психологическая устойчивость к действиям в чрезвычайных ситуациях

Уровень психологической подготовки людей – это один из главнейших факторов, которые влияют на поведение людей в чрезвычайной ситуации.

Проявление страха и малейшая растерянность, особенно в начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а иногда и к непоправимым последствиям.

В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку [4].  Именно неверие в свои силы, в силы и возможности коллектива парализует волю и сознание в трудный момент.

Психологическая устойчивость личности интерпретируется как «подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия, нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой» [3].

Уравновешенность можно считать одной из составных частей устойчивости. Она проявляется в способности уменьшать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска, стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний.

Существует комплексное понятие «сопротивляемость к стрессу»: так называют способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом.

Совет

Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидуальная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности [2].

Психологическая устойчивость является системным свойством, обуславливающим успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных влияний и факторов окружающей среды, позволяет личности противостоять различным жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранить своё здоровье и работоспособность в различных испытаниях.

Она является сложным и емким качеством личности, которая заключает в себе целый комплекс способностей: стойкость (способность противостоять), уравновешенность (способность соизмерять уровень напряжения с рвозможностями своей психики и организма), сопротивляемость (способность противостоять внешним влияниям) – определяются при помощи методики определения нервно –психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «прогноз». Стойкость, сопротивляемость и уравновешенность человека напрямую зависит от его целевых приоритетов (ценностей), знаний об объектах и явлениях, практических умений в разнообразных жизненных ситуациях, что позволяет говорить о психологической устойчивости человека к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера, как интегральную характеристику личности, включающую:

  •  ценностные ориентации на здоровье и безопасность;
  •  знания о ЧС природного характера и способах действий при их возникновении;
  •  умения действовать в ЧС, сообразно создавшимся условиям.

Заключение

Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокого уровня морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности. Страшная картина разрушений и опустошений, прямая угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.

Чрезвычайная ситуация может являться как чрезвычайным катализатором различных психических, психологических процессов организма, так и наоборот, замедлять ход ряда реакций человека. В ходе контрольной работы были проанализированы различные варианты реакции организма на факторы чрезвычайной ситуации.

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.

Психологическая устойчивость личности является интегральным показателем, в котором отражается опыт взаимодействия с окружающей средой, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации – определенный уровень развития устойчивости человека может спасти жизни многим, ведь взвешенное принятие решений, координация своих действий и действий окружающих может быть неоспоримой возможностью избежать жертв.

Список использованных источников

1. Бахарев В. Г. Аутотреннинг. М., «Знание», 2005.

2. Гуренкова Т. Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М., 1997.

3. Дружинин В.Ф., Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М., 2006.

4. Стреляков Я. Роль темпераментов в психологическом развитии. М.,2008.

5. Практическая психология в местах, или как научиться понимать себя и других. М., АСТ-ПРЕСС., 2007.

Источник: http://refleader.ru/jgeyfsjgejgemer.html

Ссылка на основную публикацию