Системный подход к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности — важнейшая составляющая деятельности по профилактике пожаров
йл
0. И.Жилин
канд. техн. наук, доцент, заместитель директора по учебной и научной работе Автономной некоммерческой организации «Институт безопасности труда»
УДК 614.841.3
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЕ И ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОЖАРОВ
В основу статьи положен анализ нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих требования к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности, роли данных мероприятий в пожарной профилактике.
Внесены предложения по повышению мотивации и эффективности их проведения с учетом современного развития экономических отношений и изменений положений технического регулирования в области пожарной безопасности.
Приведены основные направления обучения мерам пожарной безопасности персонала организаций и некоторые рекомендации по их реализации.
Ключевые слова: профилактика пожаров, требования пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности, меры пожарной безопасности.
Обязательность противопожарной пропаганды*1 и обучения мерам пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» [1] и «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03) [2].
Данные мероприятия должны организовывать и проводить органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации. Например, Правительство г.
Москвы ежегодно издает распоряжения об усилении пожарной безопасности в столице, в которых органам исполнительной власти, департаментам, префектурам и т. д. ставятся конкретные задачи, в том числе:
• проведение конкурсов на противопожарную тематику;
• организация ежемесячного разъяснения в образовательных учреждениях, окружных и районных средствах массовой информации требований пожарной безопасности;
Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.
• осуществление регулярных встреч с населением по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
• размещение информации по пожарной безопасности на стендах префектур, управ, подъездах жилых домов;
• распространение листовок-памяток для населения о соблюдении мер пожарной безопасности в быту и правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и т. д.
Школьники, учащиеся и студенты должны приобретать знания, умения и навыки в области пожарной безопасности при изучении предметов и дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», проведении внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов, соревнований и т. п.), участии в добровольных дружинах юных пожарных и т. д.
С руководителями и ответственными за пожарную безопасность дошкольных учреждений в рамках пожарно-технического минимума изучаются рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения.
Требования к обучению персонала организаций установлены в «Нормах пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 [3].
Вместе с тем по данным МЧС РФ в 2008 г. только в результате неосторожного обращения с огнем произошло 44,8 % пожаров. Остальные причины пожаров также связаны в основном с «человеческим фактором»: нарушение правил устройства и эксплуатации электроустановок и печей, проведения огневых работ и т. д.
Количество погибших при пожарах в Российской Федерации в 2008 г. составило 15 165 чел., что с учетом численности населения страны существенно превышает среднестатистические мировые показатели.
Так, индивидуальный пожарный риск, т. е.
степень опасности, ведущей к гибели отдельного человека в результате воздействия опасных факторов пожара, в России в 3-5 раз выше, чем в большинстве других экономически развитых стран.
К сожалению, в реальности граждане часто не знают общих требований пожарной безопасности, причин возникновения пожаров, нарушают правила курения, пользования открытым огнем, оставляют под напряжением на длительное время без присмотра телевизоры, компьютеры и другие электроприемники, не принимают меры к поддержанию электрооборудования в пожаробезопасном состоянии. Доля пожаров в жилом секторе от общего числа по России в 2008 г. составила 71,3 %.
Практический опыт организации и проведения занятий на предприятиях показывает, что на многих из них имеют место грубые нарушения установленных нормативными документами требований.
Слабые знания руководителей и должностных лиц не позволяют им организовать эффективную деятельность по предупреждению пожаров, обеспечению при их возникновении возможности быстрой и безопасной эвакуации людей, являются причиной непонимания важности деятельности в области пожарной безопасности.
Таким образом, имеет место противоречие: с одной стороны, документально сформирована система противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности, с другой — основная часть пожаров происходит по вине людей вследствие незнания и (или) несоблюдения требований пожарной безопасности. Соответственно можно сделать вывод, что на практике мероприятия по противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности часто не выполняются либо проводятся формально и несистематически.
В целях формирования систематизированных знаний, умений и навыков граждан по соблюдению требований пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях представляется необходимым более активно проводить противопожарную пропаганду по телевидению, прежде всего по центральным каналам. Для этого можно ввести регулярную передачу, в которой рассматривать наи-
более актуальные темы по безопасности жизнедеятельности, в том числе по охране труда, пожарной и промышленной безопасности и т. д.
Необходимо повышать эффективность обучения мерам пожарной безопасности работников и мотивацию руководителей организаций по его проведению. В настоящее время в системе обучения имеются определенные недостатки, в частности:
• на занятиях не всегда раскрываются возможности положительного влияния работы в области пожарной безопасности на экономическую и социальную составляющие деятельности организации, что очень важно для руководителей;
• нерациональна продолжительность отрыва от работы некоторых категорий персонала при прохождении обучения в рамках пожарно-тех-нического минимума.
Например, до недавнего времени продолжительность обучения в г. Москве руководителей, главных специалистов и ответственных за пожарную безопасность организаций составляла 40 ч, руководителей структурных подразделений и ответственных за пожарную безопасность в них — 24 ч.
В условиях развития экономических отношений такой отрыв руководящего персонала от исполнения должностных обязанностей, как правило, не представлялся возможным. Это приводило к тому, что на практике часто приходилось «неофициально» оптимизировать за счет «методического мастерства» процесс обучения.
Еще худшей была ситуация, когда представители предприятий находили учебные учреждения, в которых обучение можно было пройти формально.
С принятием в конце 2007 г. норм пожарной безопасности [3] объем учебных программ стал составлять в основном от 8 до 14 ч, что в значительной мере повысило привлекательность и реализуемость прохождения пожарно-технического минимума.
Что касается экономической заинтересованности, то ведущий специалист в сфере экономики охраны труда Питер Дорман отмечает:»… компании с небезупречной репутацией в этой области*2 зачастую также отличаются вялыми, малоэффективными производственными процессами. .Здесь, как правило, сочетаются низкая производительность и безучастное отношение к работникам.».
Сказанное в полной мере можно отнести и к сфере пожарной безопасности. Знание и соблюдение персоналом требований пожарной безопасности в значительной степени положительно влияет на культуру поведения и дисциплину работников, а соответственно, возрастают производительность труда и качество оказываемых услуг.
При рациональном подходе финансовые затраты на противопожарную
*2 Охрана труда.
34
0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНаСТЬ 2009 ТОМ 18 №8
пропаганду и обучение мерам пожарной безопасности значительно меньше, чем на проведение большинства других противопожарных мероприятий.
Дополнительной мотивацией руководителей и должностных лиц организаций в отношении подготовки персонала является повышение их роли и ответственности в регулировании уровня пожарной безопасности в связи с вступлением в действие Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [4] и снижением административных управляющих воздействий со стороны надзорных органов. Следует знать, что за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности гибель людей, в Уголовном кодексе РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Основу системы обучения мерам пожарной безопасности работников организаций составляют:
• противопожарные инструктажи;
• пожарно-технический минимум;
• противопожарные тренировки.
Порядок проведения противопожарных инструктажей и пожарно-технического минимума устанавливается приказом по организации. В данном документе также указываются должностные лица, ответственные за обучение мерам пожарной безопасности. Вариант системы противопожарных инструктажей приведен в приложении.
При проведении противопожарных инструктажей до работников доводятся инструкции о мерах пожарной безопасности, с юридической точки зрения относящиеся к основным локальным нормативным документам в области пожарной безопасности.
Эти инструкции разрабатываются в соответствии с ППБ 01-03 [2] и должны содержать рациональный объем информации, характерной для деятельности и поведения работников.
Поверхностное отношение к их разработке может привести к тому, что ответственность за нарушения, повлекшие пожар, будут нести руководители и должностные лица, а не те работники, действия которых привели к происшествиям, так как соответствующая информация по их предупреждению не была доведена до персонала документально оформленным образом.
Категории работников организаций, подлежащие обучению пожарно-техническому минимуму, требования к его проведению определены в нормах пожарной безопасности [3]. Например, обучение должны проходить:
• руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;
• руководители структурных подразделений;
• работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;
• работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы, и т. д. Представляется целесообразным проводить работу по оптимизации учебных программ пожарно-технического минимума по продолжительности обучения, структуре и тематике материала, в том числе:
• установить квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам работников в сфере пожарной безопасности;
• разработать единую структуру курса пожарно-технического минимума, базирующуюся на логической последовательности организации и реализации мероприятий по предупреждению пожаров и минимизации в случае их возникновения тяжести последствий. Это позволит повысить восприимчивость и понимание слушателями материала занятий;
• в рамках пожарно-технического минимума давать представление об управлении рисками в сфере пожарной безопасности. Такой подход широко распространен в развитых зарубежных странах и основан на принципе непрерывного совершенствования деятельности в области производственной безопасности.
Особое внимание следует обратить на подготовку лиц, ответственных за пожарную безопасность организаций.
Именно от их компетентности, умения принимать аргументированные решения и объяснять их актуальность руководителям и должностным лицам зависит уровень обеспечения пожарной безопасности.
Поэтому лицам, ответственным за пожарную безопасность организаций, рационально проходить повышение квалификации*3 в области пожарной безопасности.
Отдельные вопросы обеспечения пожарной безопасности должны включаться и в другие направления подготовки персонала: охрана труда, нормы и правила работы с электроустановками и т. д.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-k-protivopozharnoy-propagande-i-obucheniyu-meram-pozharnoy-bezopasnosti-vazhneyshaya-sostavlyayuschaya-deyatelnosti
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Cтраница 1
Противопожарная пропаганда и агитация имеет важное значение в деятельности всех органов пожарной охраны в стране, так как свыше 50 % пожаров возникает в результате нарушений противопожарного режима. Поэтому разъяснительная работа среди работников предприятий и населения составляет основу профилактических мер в пожарной безопасности. [1]
Противопожарная пропаганда и агитация в деятельности всех органов пожарной охраны в стране имеет принципиальное значение, так как свыше 50 % пожаров возникает в результате нарушений противопожарного режима. Поэтому разъяснительная работа среди работников предприятий и населения составляет основу профилактического направления в пожарной безопасности. [2]
Противопожарная пропаганда и агитация имеет важное значение в деятельности всех органов пожарной охраны в стране, так как свыше 50 % пожаров возникает в результате нарушений противопожарного режима. Поэтому разъяснительная работа среди работников предприятий и населения составляет основу профилактических мер в пожарной безопасности. [3]
Противопожарная пропаганда — целенаправленное лнформи-рование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. [4]
Подпротивопожарной пропагандой следует понимать процесс распространения пожарно-технических знаний среди широких слоев населения, рабочих, служащих, колхозников и учащихся. Пропаганда пожарно-технических знаний должна быть доходчивой, понятной и воспитывать в каждом советском человеке бережное, сознательное отношение к сохранности социалистической собственности от огня. [5]
Все мероприятия попротивопожарной пропаганде должны быть конкретными. [6]
Важное место отводитсяпротивопожарной пропаганде через радиогазету Голос химика, многотиражную газету Гродненский химик, стенную печать цехов, а также посредством лекций, бесед, докладов на конференциях. [7]
Все мероприятия попротивопожарной пропаганде должны быть предметными и конкретными. [8]
Придавая важное значение вопросампротивопожарной пропаганды и агитации, на предприятии организуют секцию противопожарной проганды и агитационно-массовой работы.
Нередко эта секция объединяет функции пропаганды охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.
Возглавляет эту секцию, как правило, заместитель главного инженера по охране труда и технике безопасности или начальник отдела по охране труда. [9]
Важным разделом противопожарной профилактики являетсяхорошо организованная противопожарная пропаганда с помощью радио, печати, телевидения и других средств массовой информации. Активное участие принимают общественные организации и прежде всего члены общества охраны природы, комсомольские и пионерские зеленые патрули. [10]
Ответственность за организацию и проведениепротивопожарной пропаганды возлагается на начальника охраны предприятия. [11]
В системе профилактики важное место занимаетпротивопожарная пропаганда. Основы ее были заложены в Ленинском декрете от 17 апреля 1918 г., одна из статей которого предписывала принятие мер в государственном масштабе к самой широкой популяризации среди населения сведений о мерах борьбы с пожарами. [12]
Имеются и широко используются различные формыпротивопожарной пропаганды: кинофильмы, печатные издания, инструктивные и агитационные плакаты по противопожарной тематике, средства массовой информации, лекции, занятия. Большая роль в противопожарной пропаганде отводится тематическим выставкам, на которых трудящиеся, студенты, школьники могут наглядно убедиться в достижениях в области пожарной профилактики. [13]
Использование всех форм обучения и проведениедейственной противопожарной пропаганды и агитации способствуют обеспечению пожарной безопасности объектов. [14]
Использование всех форм обучения, проведениедейственной противопожарной пропаганды и агитации способствуют обеспечению пожарной безопасности объектов. [15]
Страницы: 1 2
Источник: http://www.ngpedia.ru/id337167p1.html
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)
Организация противопожарной пропаганды и обучения работников организаций мерам пожарной безопасности
3.1 Противопожарная пропаганда
В соответствии со ст.
25 закона «О пожарной безопасности» противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.
Проведение противопожарной пропаганды является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности (ст.3 закона «О пожарной безопасности»).
Противопожарная пропаганда основывается на следующих принципах:
- восполнять недостающий личный опыт граждан;
- опираться на теорию;
- воздействовать на людей дифференцированно (с учётом пола, возраста, образования, профессии, места проживания, и т.п.) и непрерывно;
- при формулировании задания на разработку пропагандистской продукции и при её реализации применять алгоритм: «кто, для чего, на кого, где и когда, как и с помощью чего осуществляет воздействие»;
- вместо запретов использовать методы, ориентированные на потребности людей.
При осуществлении пропагандистской деятельности используются различные психологические приёмы, облегчающие восприятие нужной информации.
Целью пропагандистской деятельности является внедрение в сознание людей существования проблемы пожаров, формирование общественного мнения и психологических установок на личную и коллективную ответственность за пожарную безопасность окружающей среды, за сохранение и преумножение народных богатств, способствовать готовности людей правильно действовать в случае опасности пожара.
Таким образом, цель пропаганды рассматривается как будущее желаемое состояние сознания и поступков масс, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. (Пожарная безопасность. Энциклопедия.- 2-е изд.; испр. и доп. – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2010.- 476 с.: ил.).
В соответствии со ст.
37 закона «О пожарной безопасности» обязанность по проведению противопожарной пропаганды в организациях возложена на их руководителей.
Источники:Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст.3, 25, 37); нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты, регламентирующие вопросы организации и проведения противопожарной пропаганды.
3.2 Обучение мерам пожарной безопасности (противопожарные инструктажи и пожарно-технический минимум)
Обучение мерам пожарной безопасности – формирование знаний, умений и навыков в системе общего, профессионального, специального, высшего образования, повышения квалификации, в ходе специального обучения правилам пожарной безопасности.
В п.
3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации указано, что все работники организаций допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Порядок и сроки проведения обучения определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст.
25 закона «О пожарной безопасности», обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно приказу МЧС России от 12. 12. 2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее приказ № 645), «основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее – пожано-технический минимум)».
«Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора.Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Противопожарный инструктаж – это доведение до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучение технологических процессов производства, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара.
Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее-специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее – руководитель организации).
При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации и включать к ознакомлению работников следующие вопросы:
- правила содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
- требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
- правила применения открытого огня и проведения огневых работ;
- обязанности и действия работников при пожаре, правила вызова пожарной охраны, правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на:
- вводный;
- первичный на рабочем месте;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
О проведении любого вида инструктажа делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками вновь принимаемыми на работу, независимо от:
- их образования,
- стажа работы в профессии (должности);
- с сезонными работниками;
- с командированными в организацию работниками;
- с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;
- с иными категориями работников (граждан) по решению руководителя.
Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.
Примерный перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа
- Общие сведения о специфике и особенностях организации (производства) по условиям пожаро – и взрывоопасности.
- Обязанности и ответственность работников за соблюдение требований пожарной безопасности.
- Ознакомление с противопожарным режимом в организации.
- Ознакомление с приказами по соблюдению противопожарного режима; с объектовыми и цеховыми инструкциями по пожарной безопасности; основными причинами пожаров, которые могут быть или были в цехе, на участке, рабочем месте, в жилых помещениях.
- Общие меры по пожарной профилактике и тушению пожара:
а) для руководителей структурных подразделений, цехов, участков (сроки проверки и испытания гидрантов, зарядки огнетушителей, автоматических средств пожаротушения и сигнализации, ознакомление с программой первичного инструктажа персонала данного цеха, участка, обеспечение личной и коллективной безопасности и др.);б) для рабочих (действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть, непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности).Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.
Первичный противопожарный инструктажпроводится непосредственно на рабочем месте:
- со всеми вновь принятыми на работу;
- с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;
- с работниками, выполняющими новую для них работу;
- с командированными в организацию работниками;
- с сезонными работниками;
- со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации;
- с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику.
Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением), руководителя организации.Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.
Примерный перечень вопросов для проведения первичного противопожарного инстркутажа.
- Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений и территорий).
- Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации).
- Пожароопасные свойства применяемого сырья, материалов и изготавливаемой продукции.
- Пожароопасность технологического процесса.
- Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
- Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования).
- Требования при тушении электроустановок и производственного оборудования.
- Поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации.
- Способы сообщения о пожаре.
- Меры личной безопасности при возникновении пожара.
- Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим.
Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим. Все работники организации, имеющей пожароопасное производство, а также работающие в зданиях (сооружениях) с массовым пребыванием людей (свыше 50 человек) должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.Первичный противопожарный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже оного раза в полугодие.
Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.
Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.
В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.
Внеплановый противопожарный инструктажпроводится:
- при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
- при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении других факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;
- при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
- для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;
- при перерывах в работе, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ – 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);
- при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;
- при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером), имеющим необходимую подготовку индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой противопожарный инструктаж проводится:
- при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);
- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
- при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;
- при проведении экскурсий в организации;
- при организации массовых мероприятий с обучающимися;
- при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей (заседания коллегии, собрания, конференции, совещания и т.п.), с числом участников более 50 человек.
Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственно руководителем работ (мастером, инженером) и в установленных правилами пожарной безопасности случаях – в наряде-допуске на выполнение работ.Целевой противопожарный инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.
Источник: http://rykovodstvo.ru/exspl/17665/index.html?page=11
План пропаганды пожарной безопасности 2016-2017
Главная Мероприятия План пропаганды ПБ 2016-17
ПЛАН
пропаганды пожарно – технических знаний, поддержки Всероссийского детско-юношеского движения
«Школа безопасности» среди обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2016 -2017 учебный год.
№п/п | Мероприятия | Срокисполнения | Ответственный | Примечание |
Организация деятельности объединений обучающихся «Школа безопасности», «Юный пожарный» | ||||
1. | Обеспечение функционирования в образовательных учреждениях объединений обучающихся «Школа безопасности», «Юный пожарный». | В течение учебного года | ОУО АР, ГУ МЧС по СПб, СПб ГО ВДПО, КО, КВЗПБ | |
2. | Подготовка и проведение восьмого городского слета дружин юных пожарных Санкт-Петербурга. | Сентябрь 2016 г. | СПб ГО ВДПО, КО, КВЗПБ, ГУ МЧС по СПб | |
3. | Подготовка и направление команды ДЮП для участия во Всероссийском лагере «Юный пожарный» | По положению | ГУ МЧС по СПб, СПб ГО ВДПО, КО, КВЗПБ | |
4. | Подготовка и направление команд обучающихся ГБОУ СПБ, для участия в соревнованиях «Школа безопасности» Северо-Запада России. | По положению | ГУ МЧС по СПб, СПб ГО ВДПО, КО, КВЗПБ | |
Организация и проведение творческих мероприятий на противопожарную тематику | ||||
6. | Организация и проведениегородской познавательно-развлекательной игры «Клуб весёлых и находчивых» на знание правил пожарной безопасности | |||
6.1. | районный этап | Ноябрь-декабрь 2016г. | ОО АР, местные отделения ВДПО, ОНД, ПСО, отряды ФПС | |
6.2. | городской отборочный этап | Январь-февраль 2017 г. | ГУ МЧС по СПб, КО, СПб ГО ВДПО, КВЗПБ | |
6.3. | городской финальный этап | Март 2017 г. | ГУ МЧС по СПб, КО, СПб ГО ВДПО, КВЗПБ | |
7. | Организация и проведениегородского конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» (направление: «Пожарная безопасность») | |||
7.1. | районный этап | Январь-март2017 г. | ОО АР, местные отделения ВДПО, ОНД, ПСО, отряды ФПС | |
7.2. | городской (региональный) этап | Апрель 2017 г. | КО, СПб ГО ВДПО, КВЗПБ, ГУ МЧС по СПб | |
7.3. | межрегиональный этап Всероссийского этапа Фестиваля детско-юношеского творчества «Таланты и поклонники» | Апрель-май 2017 г. | СПб ГО ВДПО, ГУ МЧС по СПб | |
7.4. | Всероссийский этап Фестиваля детско-юношеского творчества «Таланты и поклонники» | По вызову | СПб ГО ВДПО, ЦС ВДПО | |
8. | Всероссийский конкурс авторского творчества «Человек доброй воли» | По положению | СПб ГО ВДПО,ГУ МЧС по СПб, КО | |
9. | Всероссийские акции гражданско-патриотической и социальной направленности:- «Дети — детям!»- «Дети – ветеранам!»- «Дети – родной Планете!» | В течение года | ОО АР, ОНД, местные отделения ВДПО, ПСО, отряды ФПС, | |
Организация работы с детьми по изучению основ пожаробезопасного поведения | ||||
10. | Организация и проведение«Дня безопасности»в образовательных учреждениях. | Март-май2016 г. | Местные отделения ВДПО, отделы ОНД, отряды ФПС, ПСО, ОО АР | |
11. | Организация и проведение«Месячника пожарнойбезопасности» в образовательных учреждениях. | Сентябрь 2015г. | Местные отделения ВДПО, ОНД, отряды ФПС, ПСО, ОО АР | |
12. | Организация и проведениепрактического этапа по теме«Пожарная безопасность» регионального этапа Всероссийской олимпиады по предмету ОБЖ. | Январь – февраль 2016 г. | ГУ МЧС по СПб, СПб ГО ВДПО, КО, КВЗПБ | |
13. | Участие в подведении итогов и награждении победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады по предмету ОБЖ на соответствующих этапах. | Май 2016 г. | СПб ГО ВДПО, КО, КВЗПБ, ГУ МЧС по СПб | |
14. | Организовать и провести теоретические занятия и практическую отработку упражнений по программе «Пожарная безопасность» с победителями городского этапа олимпиады по ОБЖ для участия во Всероссийском этапе. | Ноябрь 2015 г.- март 2016 г. | СПб ГО ВДПО, СПб АППО, КВЗПБ | |
15. | Оказание помощи руководителям образовательных учреждений в проведении практических тренировок по эвакуации людей из зданий при возникновении пожара. | Один разв полугодие(по графику) | ОНД, местные отделения ВДПО, отряды ФПС, ПСО, ОО АР | |
16. | В рамках проведения Всероссийской акции «День открытых дверей» для обучающихся в образовательных организациях, организовать посещение детьми: | |||
16.1. | Пожарно-технической выставки имени Б.И. Кончаева. | В течение учебного года | ОО АР, местные отделения ВДПО, ОНД, отряды ФПС, ПСО | |
16.2. | Пожарных частей. | В течение учебного года | ОО АР, местные отделения ВДПО, ОНД, отряды ФПС, ПСО | |
17. | Выпуск и распространение наглядно-изобразительных материалов на противопожарную тематику и оформление уголков пожарной безопасности в ГБОУ СПБ. | В течение учебного года | Местные отделения ВДПО, ПСО, ОНД, отряды ФПС | |
Организация и проведение соревнований по пожарно – прикладному и иным видам спорта | ||||
18. | Организация и проведение: | |||
18.1. | Летних лично-командных соревнований по пожарно-прикладному спорту среди подразделений пожарной охраны ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и Комитета по вопросам законности правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга, с участием дружин юных пожарных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. | |||
18.1.1. | районный этап | Сентябрь 2016 г. | Местные отделения ВДПО, ОО АР, ПСО, ОНД,отряды ФПС | |
18.1.2. | городской этап | Октябрь 2016 г. | ГУ МЧС по СПб, КО, КВЗПБ, СПб ГО ВДПО | |
18.2. | Детско-юношеских соревнований «Пожарный дозор» | |||
18.2.1. | отборочный этап | Октябрь 2016 г. | ОО АР, местные отделения ВДПО, ОНД, отряды ФПС, ПСО, УИОД | |
18.2.2. | финальный этап | Ноябрь 2016 г. | КО, КВЗПБ, ГУ МЧС по СПб, СПб ГО ВДПО | |
18.3. | Международных соревнований по ППС среди юношей «Рождественские старты»; | Декабрь 2016г. | СПб ГО ВДПО, КВЗПБ, ГУ МЧС по СПб | |
18.4. | Зимних лично-командных соревнований по пожарно-прикладному спорту среди подразделений пожарной охраны ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу и Комитета по вопросам законности правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга, с участием дружин юных пожарных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. | |||
18.4.1. | районный этап | Декабрь 2016 г.-февраль 2017 г. | Местные отделения ВДПО, ПСО, ОНД, отряды ФПС, ОО АР | |
18.4.2. | городской этап | Март 2017 г. | ГУ МЧС по СПб, КО, КВЗПБ, СПб ГО ВДПО | |
18.5. | Городских соревнований по Европейской программе СTIF среди дружин юных пожарных: | |||
18.5.1. | районный этап | Январь-март2017 г. | Местные отделения ВДПО, ОНД, отряды ФПС, ПСО, ОО АР | |
18.5.2. | городской этап | Апрель 2017 г. | СПб ГО ВДПО, ГУ МЧС по СПб, КО, КВЗПБ | |
18.6. | Юношеского Чемпионата Санкт-Петербурга по пожарно-прикладному спорту. | Май 2017г. | ГУ МЧС по СПб, КО, КВЗПБ, СПб ГО ВДПО | |
18.7. | Пожарных этапов детско-юношеских оборонно-спортивных и туристских игр «Зарница»: | |||
18.7.1. | районный этап | Февраль-апрель 2017 г. | ОО АР, местные отделения ВДПО, ОНД, отряды ФПС, ПСО | |
18.7.2. | финальный этап | Май 2017 г. | КО, КВЗПБ, ГУ МЧС по СПб, СПб ГО ВДПО | |
Организация и проведение творческих мероприятий и соревнований по программе «Школа безопасности». | ||||
19. | Организация и проведение творческогоконкурса «Безопасность глазами детей» в рамках Всероссийского движения «Школа безопасности» (по направлениям) | |||
19.1. | районный этап (отборочный);I — на уровне административных районов Санкт-Петербурга; | До 1 февраля2017 г. | ОО АР, местные отделения ВДПО, ОНД, отряды ФПС, ПСО | |
19.2. | городской этап КонкурсаII -на уровне Санкт-Петербурга; | До 15 февраля2017 г. | ГУ МЧС по СПб, КО, КВЗПБ, СПб ГО ВДПО | |
19.3. | Всероссийский этап Конкурса | Июнь-сентябрь 2017 г. | СПб ГО ВДПО, ЦС ВДПО, ГУ МЧС по СПб, РОССПАС, ЦС РОССПАС, КО | |
20. | Городские лично-командные соревнования «Туристское многоборье» | Октябрь-декабрь 2016 г. | КО, КВЗПБ,ГУ МЧС по СПб | |
20. | Городские лично-командные соревнования «Ориентирование» | Октябрь 2016 г. | КО, КВЗПБ,ГУ МЧС по СПб | |
21. | Городские командные соревнования санитарных постов гражданской обороны. | Январь-февраль 2017 г. | КО, КВЗПБ,ГУ МЧС по СПб | |
22. | Финал соревнований «Школа безопасности» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. | Май 2017 г. | КО, КВЗПБ, ГУ МЧС по СПб, СПб ГО ВДПО |
План разработан СПб ГО ВДПО совместно с Городским центром гражданского и патриотического воспитания «Балтийский берег» Комитета по образованию, Управлением информационного обеспечения деятельности МЧС России ГУ МЧС по СПб и Отделом развития и координации многоуровневой системы профилактики пожарной безопасности в Санкт-Петербурге, а также в организациях, находящихся в его собственности Управления организации мероприятий ГЗ и ПБ Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга.
Перечень используемых сокращений:
ГУ МЧС по СПб — Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу;
УИОД — Управление информационного обеспечения деятельности МЧС России ГУ МЧС по СПб;
ОНД районов — Отделы надзорной деятельности управления надзорной деятельности ГУ МЧС по СПб;
Отряд ФПС — Территориальные (районные) подразделения ГУ МЧС по СПб;
КО — Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
СПб АППО — Санкт-Петербургская Академия постдипломного образования, Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека
ОО АР — Отделы образования администраций районов г. Санкт-Петербурга
КВЗПБ — Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга
ПСО — СПб ГКУ «Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга»
СПб ГО ВДПО — Санкт-Петербургское городское отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество»
Местные отделения — Территориальные (районные) подразделения Санкт-Петербургского городского отделения ВДПО.
Источник: https://kalin-vdpo.ru/page_plan_propagandi_pb_2016-17.html
Тема 4.1 Противопожарная пропаганда
Организация и проведение противопожарной пропаганды на территории муниципального образования.
Цели пропаганды, объекты (группы населения) пропагандистского воздействия, современные формы, методы и средства пропаганды.
Должностные лица, осуществляющие методическое сопровождение данного вида деятельности, а также ответственные за организацию и проведение пропаганды. Вопросы финансирования мероприятий по противопожарной пропаганде.
Тема 4.2 Обучение населения мерам пожарной безопасности
Организация и проведение обучения граждан мерам пожарной безопасности. Группы населения, проходящие обучение мерам пожарной безопасности. Формы, методы и средства обучения. Особенности обучения мерам пожарной безопасности инвалидов, граждан пожилого возраста. Обучение детей дошкольного возраста основам пожаробезопасного поведения. Психофизические особенности поведения человека при пожаре.
Разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обучения населения мерам пожарной безопасности.
Модуль 5
Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты
Тема 5.1 Организационные основы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты
Комплекс мероприятий, обеспечивающих противопожарный режим на объекте.
Организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции).
Приказ, устанавливающий общие требования по обеспечению противопожарного режима в организации. Пожарно-технические комиссии. Утверждение инструкций о мерах пожарной безопасности.
Тема 5.2 Классификация пожаров
Общие сведения о горении. Возникновение и развитие пожара. Классификация пожаров. Опасные факторы пожара. Основные причины пожаров.
Тема 5.3 Пожарная опасность веществ и материалов
Общие показатели пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к информации о пожарной опасности веществ и материалов. Пожарная опасность строительных материалов. Требования к применению строительных материалов.
Тема 5.4 Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков
Цель классификации. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, по степени огнестойкости и по конструктивной пожарной опасности.
Тема 5.5 Требования пожарной безопасности к электроснабжению и электрооборудованию зданий, сооружений
Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности. Требования к информации о пожарной опасности электротехнической продукции. Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции. Требования пожарной безопасности к электрооборудованию. Нормы, правила пожарной безопасности электроустановок зданий и сооружений, порядок их аварийного отключения.
Тема 5.6 Молниезащита зданий и сооружений
Категории молниезащиты. Защита зданий и сооружений от прямых ударов молнии и от её вторичных проявлений. Требования к внутренней системе молниезащиты. Защита от статического электричества. Средства коллективной и индивидуальной защиты.
Тема 5.7 Пожарно-техническая классификация строительных конструкций и противопожарных преград
Цель классификации. Классификация строительных конструкций по огнестойкости, по пожарной опасности. Типы противопожарных преград. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям.
Тема 5.8 Требования пожарной безопасности к инженерному оборудованию зданий и сооружений
Общие требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты.
Требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, СП 7.13130.2013к системам вентиляции и противодымной защиты.
Порядок аварийного отключения систем отопления и вентиляции.
Требования пожарной безопасности к лифтам. Требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Требования безопасности к лифтам, эскалаторам, платформам подъемным для инвалидов и другим устройствам вертикального транспортирования в общественных зданиях. Работа лифтов в режиме «пожарная опасность».
Приемосдаточные и периодические испытания лифтовых установок, содержащих лифты с режимом работы «пожарная опасность».
Источник: https://cyberpedia.su/8x100ab.html