Пожар на камазе в г. набережные челны — горький урок!

Завод двигателей: как отразились последствия пожара 22 летней давности на челнинцах

В начале декабря ПАО «КАМАЗ» и город и будут отмечать очередную юбилейную дату. Ровно 40 лет назад был собран и выпущен первый двигатель для камского грузовика. В ворохе предстоящих праздничных событий в очередной раз остались незаслуженно забыты участники еще одного важного для завода события – ликвидаторы пожара.

Подвиг ликвидатора

В эти дни вместе с ветеранами и передовиками производства внимания и почета достойны те, кто в апреле 1993 года принял на себя последствия того страшного события.

Один из них – Геннадий Щепочкин, работавший в то время начальником отдела подготовки производства.

– Лично я пожар не тушил, а просто указывал пожарным, куда лить, – вспоминает дизелист. – На втором этаже у меня находилось бюро подготовки производства, архив технической документации, внизу был участок копировально-множительной техники.

Обратите внимание

Там же хранился аммиак и спирт, я все переживал, лишь бы это дело не взорвалось. За себя страха тогда не было. Надо было все потушить. Осознание трагедии пришло позже. Даже сейчас не по себе и каждый раз наворачиваются слезы от воспоминаний.

Душевную травму, которую пережил ликвидатор, передать словами сложно. Что касается показателей физического здоровья, то в этом плане все хорошо. В свои 76 лет он чувствует себя превосходно и, по его собственному выражению, даст фору любому молодому мужчине.

Жертвы были позже

А вот коллеге Геннадия Щепочкина – начальнику инструментального цеха….. не повезло. После ЧП специалист плавал на резиновой лодке по тоннелям завода, вдыхая копоть и гарь пожарища. Это сыграло роковую роль. Вскоре ликвидатор скончался.

Были и другие жертвы. Как сообщили «Вечерке» представители руководства завода Двигателей, многие из тех, кто принимал участие в тушении и последующем разборе сгоревших конструкций, умирали один за другим от болезней.

Можно ли считать пострадавшими от пожара всех челнинцев и жителей близлежащих населенных пунктов? До сих пор об этом говорят лишь на уровне слухов. Один из самых устойчивых о том, что в Челнах после ЧП произошла вспышка онкологических заболеваний.

Официально эту информацию не подтверждали ни 22 года назад, ни сейчас. Вообще, складывается ощущение, что тема последствий «пожара на движках» находиться под грифом «секретно». Управление здравоохранения города, бывший онколог Марат Мухамадеев, Минздрав РТ — это не полный перечень источников, куда мы посылали запрос, но отовсюду пришел отказ в комментировании «болезненного» вопроса.

– Дело в том, что никто конкретно этим вопросом не занимался. Никаких поручений не было. Все это слухи.

Рядом находится Нижнекамск, у них такая же ситуация, причем без пожара, — пояснил «Вечерке» бывший начальник управления здравоохранения Челнов Ринат Хабибулаев, который ныне руководит частной клиникой в Казани. — Поэтому, как таковой статистики нет и вы ее не найдете. Никто ее не делал.

Вообще все зависит от того, что горело и какие выбросы были. А также месторасположение того или иного человека. Для этого нужно проводить огромную работу, поднимать целые архивы истории болезней.

Экологи оставили без ответа

В главном экологическом ведомстве Татарстана запрос «Вечерки» также оставили без внимания. Сотрудники министерства сослались на то, что в 90-х годах они еще не работали.

«Информацией не владеют» и в национальном парке «Нижняя кама». Сложилась довольно странная ситуация: громкое чрезвычайное происшествие, множество вопросов и ни одного внятного ответа.

В этом случае осталось только строить догадки, опираясь на научный опыт.

Важно

Огромное подспорье нам в этом оказала директор Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права, кандидат географических наук Татьяна Чернышева:

– Природный или не природный пожар антропогенного происхождения может оказать воздействие. В результате химических реакций в атмосферу будут выделяться самые разнообразные вещества.

Поэтому мы вправе предполагать, что при пожарах антропогенной направленности, когда горят пластмассы, разного рода нефтепродукты в атмосферу будут выбрасываться в огромном количестве вещества , которые чаще всего имеют канцерогенную направленность. Поэтому мы можем предположить, что воздействие было.

Для того, чтобы отследить, насколько эти канцерогены оказали влияние, привели ли к росту онкологических заболеваний на территории Челнов, и прилегающих территорий, нужно проводить скрининг.

Стоит отметить, что процедура эта не из дешевых и вряд ли кто-то будет этим заниматься и уж тем более вкладываться. Дела давно минувших дней никого не заботят.

Что касается онкологии, то факторов, которые могут к ней привести, сегодня и без того предостаточно. Завод, вспыхнувший в начале 90-х, принес городу и без того кучу проблем: упадок экономики, потерю налогов, безработицу.

Кризис, тогда сковал город по всем направлениям на несколько лет вперед.

Справка: Огонь вспыхнул ровно в 19.05 – во время обеденного перерыва второй смены. Началось все с возгорания на электрической подстанции. Затем в трансформаторном блоке произошел взрыв. Столб огня через вентиляционные каналы попал на покрытую гудроном крышу, которая тут же вспыхнула. Языки пламени достигали 100 метров в высоту.

Пожарные, которые по разным сведениям прибыли то ли из Мензелинска, то ли из Нижнекамска попасть на территорию не смогли: когда начался пожар, электричество отключилось, а ворота в корпус были с электроподъемником. Поднимать и держать ворота пришлось вручную и с помощью электрокаров.

По иронии судьбы, в тот же день на заводе прошли учения по пожарной безопасности, и их результаты признали успешными.

Цифра: 350 миллиардов рублей составил ущерб от пожара на «движках»

Источник: http://v-chelny.ru/news/zavod-dvigatelej-kak-otrazilis-posledstviya-pozhara-17-letnej-davnosti-na-c/

Пожар на КамАЗе 14 апреля 1993 года: факты и комментарии

Пожар на заводе КАМАЗ

Читайте также:  Обморок и его виды. оказание доврачебной помощи при обмороке

Основные конструктивные и объемно планировочные решения здания

Завод двигателей АО «КамАЗ», на котором работало 19 тыс. чел., производил сборку и испытание двигателей и коробок передач автомобилей КамАЗ. В сутки выпускал около 600 двигателей. Основное оборудование, установленное в цехах завода, — металлообрабатывающие станки, автоматические линии, сборочный конвейер, стенды для испытаний двигателей и коробок передач.

Главный корпус завода, введенный в эксплуатацию в 1976 г., представлял собой одноэтажное здание с двухэтажной вставкой и имел размеры в плане 1152×363 м, высоту 14,4 м. Для выхода на кровлю здания по периметру главного корпуса (через 200 м) были смонтированы 16 наружных маршевых пожарных лестниц.

Основные конструкции здания:

  • колонны стальные незащищенные сечениями 680×680 и 680×600 мм;
  • фермы стальные незащищенные;
  • наружные стены из навесных керамзитобетонных панелей толщиной 250 мм;
  • внутренние перегородки кирпичные, керамзитобетонные, асбоцементные и металлические с остеклением;
  • покрытие из стального профилированного листа с плитным утеплителем (пенополистирол ПСБ-С толщиной 50 мм). По утеплителю положены четыре слоя рубероида на битумной мастике и защитный слой гравия толщиной 20 мм.

Пенополистирол ПБС-С — горючий материал, в состав которого входят (в % веса): полистирол 90-92 %, изопентан 4-5%, тетрабром-н-ксилол 4-5 %, кажущаяся плотность — 20 кг/х3. Теплота сгорания — 41170 кДж/кг. Основной недостаток пенополистирола — малая термостабильость и повышенная горючесть.

Загорается oт пламени газовой горелки, при воздействии огня расплавляется. В расплавленном состоянии горит с обильным выделением дыма. Продукты сгорания токсичны. В научной работе Е.В. Прайса «Теория воспламенения твердых топлив» полистирол характеризуется как основной компонент твердого ракетного топлива.

Горение пенополистерола близко к горению напалма (скорость горения около 10,5 м/мин).

Начальник отдела нормирования требований безопасности СПАСР МВД России Ю.М. Кондрашин:

Совет

При строительстве завода двигателей АО «КамАЗ» в качестве утеплигеля в покрытии использован полистирольный пенопласт, производство которого освоено промышленностью в начале 60-х годов Этот вид утеплителя получил широкое применение в строительстве благодаря малой обьемной массе (20.

40 кг/м3), низкой теплопроводности  (0,33 ккал/м*ч*град), достаточной прочности и удобству работы с ним.

Совмещенные покрытия зданий с применением стального профилированного настила и легких утеплителей имеют меньшую по сравнению с покрытиями из железобетона массу, что позволяет сократить расход стали на несущие конструкции (колонны, фермы, балки) и, следовательно, снизить стоимость строительства.

Использование пенололистирола в ограждающих конструкциях зданий и сооружений было разрешено в 1962 г. нормами проектирования теплоизоляционных и акустических материалов и изделий (СНиП 1-В.

26—62), утвержденными Госстроем СССР В соответствии с этим документом применение пористых пластмасс в строительстве допускалось только по согласованию с органами государственного пожарного надзора, однако это положение практически не выполнялось. С 1969 г.

Госстрой СССР без учета мнения пожарной охраны разрешил использование полистирола в трехслойных металлических панелях ограждающих конструкций.

Испытания утеплителя, проведенные ВНИИПО МВД СССР, показали, что он является легковоспламеняющимся материалом, имеющим теплоту сгорания большую, чем у керосина.

Горение утеплителя характеризуется образованием горючего плава, быстрым распространением огня внутри конструкций по образующимся пустотам, выделением значительного количества взрывопожарных и токсичных веществ (оксида и диоксида углерода, стирола, толуола, метанола и т.д.) и тепловой энергии. Эти процессы вызывают быструю потерю устойчивости и обрушение несущих металлических конструкций (колонн, ферм, балок).

Обратите внимание

Неоднократные огневые эксперименты с конструктивными элементами и фрагментами сооружений позволили сделать вывод о повышенной пожарной опасности стеновых и кровельных панелей с пенополистиролом и зданий, построенных с их применением. Несмотря на это. Госстрой СССР классифицировал пенополистирольный утеплитель как трудносгораемый.

С 1971 г. в нормативных документах практически были сняты какие-либо ограничения на применение в строительстве пенопопистирольного утеплителя и с 1973 г.

введена в действие разработанная и утвержденная Госстроем СССР «Инструкция по проектированию зданий из легких металлических конструкций (ЛМК)» (СН 454-73, позднее СН 454-76).

В результате ЛМК использовались при строительстве КамАЗа, ВАЗа, Атоммаша, атомных электростанций и других важнейших объектов народного хозяйства.

Решения о снижении уровня противопожарной защиты зданий и сооружений принимались Госстроем СССР без проведения необходимых обоснований и учета результатов научно-исследовательских работ, о чем МВД СССР доложило в Совет Министров СССР (письмо от 5.11.71 г.

N 1/531). Министерство и органы государственного пожарного надзора в различных инстанциях постоянно ставили вопрос о запрещении применения пенополистирола и организации производства пожаробезопасных материалов. Только в 1971-1972 гг.

таких обращений было более десяти.

Источник: http://fire-truck.ru/encyclopedia/pozhar-na-kamaze-14-aprelya-1993-goda-faktyi-i-kommentarii.html

Пожар на заводе Камаз-Дизель 14 апреля 1993 года

Главная → Статьи → История

В 1976 году был выпущенный первый автомобиль КамАЗ. С этого момента начинает свою официальную летопись крупнейшая российская компания, выпускающая дизельные грузовые автомобили и дизели. Через 18 лет на заводе двигателей произошло событие, которое разделило историю КамАЗа на «до» и «после».

Как это начиналось

14 апреля 1993 года на предприятии успешно прошли учения по противопожарной безопасности, а через несколько часов вспыхнул настоящий пожар. В 19 часов 05 минут, когда вторая смена рабочих находилась на обеденном перерыве, загорелась электрическая подстанция.

Вскоре произошел взрыв в трансформаторном блоке. Пожар охватывал все новые площади с бешеной скоростью. Через шахту вентиляции пламя попало на крышу, покрытую гудроном, который мгновенно вспыхнул. Огненный столб поднимался над зданием завода на высоту ста метров.

Бригады пожарных, прибывших на место, не смогли оперативно приступить к ликвидации возгорания: электроподъемник на воротах не работал в связи с отключением электричества, вызванного пожаром. Открывать их пришлось вручную, а держать при помощи электрокаров.

Драгоценное время было безнадежно упущено.

Масштаб разрушений на заводе Камаз-Дизель

Пожар продолжался около 5 часов. В бушующем огне погибло практически все оборудование. Обрушившаяся крыша, площадь которой была более 200 метров квадратных, превратила здание завода двигателей в груду искореженного металла. Даже придавленный кровлей пожар не прекратился.

Читайте также:  Действия в чс

Еще долгое время продолжали вспыхивать технические жидкости, оставшиеся в подземных каналах. Человеческих жертв чудом удалось избежать. В момент возгорания вторую смену завода (около 4000 человек) удалось благополучно эвакуировать из главного корпуса.

Позднее комиссия, специально созданная для расследования причины возгорания, сделала выводы, что причиной пожара стало короткое замыкание.

Потери

Ущерб был огромен: в денежном эквиваленте по примерным оценкам он составил более 350 миллиардов рублей. Последствия разрушительного пожара были катастрофические: производственная цепочка КамАЗа потеряла одно из главных звеньев.

Собранных двигателей для комплектации грузовиков оставалось всего на два дня. Восстановить сгоревшее оборудование было практически невозможно.

Важно

А для приобретения нового требовалось время: в 70-х годах прошлого столетия станки и производственные линии специально для КамАЗа создавались по всему миру (Германия, Италия, США, союзные республики).

Руководство предприятия приняло все возможные меры, чтобы производство КамАЗа не встало: на завод стали доставлять двигатели, произведенные на Ярославском мотором заводе (они немного отличались от камазовских и требовали доработки), стали использовать моторы американской компании Cummins, с которой в 1991 году КамАЗ создал совместное производство.

Восстановление завода

Остановка завода грозила потерей рабочих мест более чем для 100 тысяч сотрудников. Лишились бы заработка и более 500 тысяч рабочих, трудящихся на предприятиях-поставщиках. 7 лет завод КамАЗ, не остановивший производство, продавал грузовики ниже их себестоимости.

Жители Набережных Челнов, для большинства которых КамАЗ был источником основного дохода, жили в условиях жесточайшего кризиса.

Нерегулярные выплаты заработной платы, выдача талонов вместо денег (по которым мало, что можно было приобрести), постоянная угроза быть уволенным из-за сокращения штатной численности – проблемы, постоянно преследующие обычного работника КамАЗа в то, и без того нелегкое для страны, время. Разрушительный пожар на заводе КамАЗ-Дизель стал тяжелейшим испытанием не только для предприятия, но и для жителей целого города.

Статью прислал: Lowrider

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/history/istoriya_krupnogo_pozhara_na_zavode_kamaz-dizel_14_aprelya_1993_goda/

Из книги «Утро КамАЗа»

Оригинал взят у kamaz в Из книги «Утро КамАЗа»В 1974 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Утро КамАЗа», в которой рассказывалось о начальном этапе строительства камского автогиганта. Сегодня мы знакомим вас с фотографиями напечатанными в этой книге.

Это настоящий документ эпохи: архитектурные черты юного города, лица людей, строивших заводы «КАМАЗа» и возводивших Набережные Челны говорят красноречивее любых слов. Город и заводы строились с энтузиазмом, радостью и задором. Подписи под фотографиями — взяты из книги. Прочтите их — это говорит с нами незабываемое прошлое.

К тому времени, когда этот смешливый «камазёнок» вступит во взрослую жизнь, стройка в Набережных Челнах станет уже легендарной — о ней будут говорить так же, как ныне мы говорим о далёких героических Днепрогэсе, Комсомольске-на-Амуре, Магнитке…
Великая традиция всех великих строек в нашей стране — первыми на них едут воспитанники Ленинского комсомола.

Один из сотен рекордов Набережных Челнов — средний возраст строителей. Он равен 23 годам. Это значит, что «среднестатистический» строитель КамАЗа на два года моложе тех, кто осваивает богатства «Тюменской державы», на четыре года моложе строителей Братска.
Набережные Челны — стройка эпохи научно-технической революции.

Тысячи автомобилей, тракторов, бульдозеров, сотни мощнейших кранов, экскаваторов, электронно-счётные машины. Новейшие методы закладки фундаментов заводов, монтажа корпусов, организации труда… Всё это стало реальностью благодаря высокому уровню профессиональной подготовки тысяч молодых монтажников, строителей, механизаторов.


Комсорг «стройки № 1» девятой пятилетки Юрий Титов. Приехал в Набережные Челны, когда здесь все только начиналось. Создавал низовые комсомольские ячейки, сколачивал первые молодежные бригады, организовывал знаменитые здесь комсомольские воскресники. Заочно окончил институт. Стал партийным работником. «КамАЗ — моя судьба».

Теперь транспаранты с этими словами можно увидеть на многих улицах и стройплощадках Набережных Челнов. Первым их сказал Юрий Титов: так называлась его статья в газете «Комсомольская правда», после которой на стройку приехали сотни, а может быть, и тысячи юношей и девушек.
Один из руководителей стройки — Евгений Никанорович Батенчук.

В Набережных Челнах его называют «сам Батенчук». Строил, воевал, снова строил. За плечами Братск, алмазная промышленность Якутии, Усть-Илим. Его распоряжения приводят в движение десятки тысяч людей и ценности в миллионы рублей.

Но он умудряется найти время и для того, чтобы побывать у рабочего на новоселье, «пофилософствовать» в обеденный перерыв в молодежной бригаде или лично разобраться в неполадках в ее снабжении. Суровый вид и добродушие в отношении к людям, строгость в деле и умение быть подлинным товарищем молодого рабочего.
Братск начинался с палаток.

Набережные Челны — с современных домов со всеми удобствами.
Всё начинается с отдела кадров. Здесь приезжающие в Набережные Челны получают направления на работу, в общежитие, здесь становятся они строителями КамАЗа.
Строители по прошлому опыту знают: самые долговечные постройки — «времянки». В Набережных Челнах строят капитально и современно.

Совет

Широкие улицы, современные дороги с эстакадами-развязками, совершенные виды городского транспорта. Когда строительство города будет завершено, из любой точки до автозавода можно будет добраться максимум за полчаса. А пока по вечерам на улицах полноправно властвует пешеход: молодежь не домосед, ее тянет на улицу.

Больше всего здесь любят гулять по первой «настоящей улице» новых Челнов — проспекту Гидростроителей.
Последними с любого объекта уходят отделочники. Они завершают труд сотен людей множества других профессий. В Набережных Челнах около 70 процентов отделочников — молодёжь.
Строка в анкете «строил КамАЗ» — это характеристика, которая не требует эпитетов.

Читайте также:  Комплекс средств автоматизации (кса)

А быть первыми среди первых, победителями соревнования среди тех, кто находится на передней линии девятой пятилетки, — это уже не просто строка биографии, это этап жизни. Парни из бригады Раиса Салахова становились победителями многократно.
Виктор Филимонов прибыл в Набережные Челны «обыкновенным» строителем.

Здесь он стал бригадиром, первым в Челнах возводил высотный 12-этажный дом, поступил заочником в строительный институт, стал членом Татарского обкома партии.
Бригадир бетонщиков Виктор Шатунов приехал на строительство КамАЗа ничем не приметным парнем. Среди приятелей отличался разве что тем, что играл на трубе и снимал любительской кинокамерой.

Строительной специальности не имел. Но стройка раскрывает характеры. Воля, трудолюбие, доброжелательность в отношении к людям и неугомонная жизнерадостность сделали Шатунова на стройке звездой первой величины. О нем пишут в газетах, рассказывают по телевидению и в хроникальных фильмах. Он представлял стройку на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине.


Вазых Мавликов тоже приехал в Набережные Челны ничем не приметным парнем. Сейчас его знают по всей стране. Его бригаде каменщиков поручают наиболее ответственные дела, она признана в 1972 году лучшей по Министерству энергетики СССР.


Одну из известных на стройке бригад электромонтажников возглавляют два брата-близнеца: бригадир Геннадий Чесноков и комсорг бригады Александр Чесноков.
Бригадир каменщиков Александр Клюев — соперник Вазыха Мавликова. Борьба двух бригад на стройплощадках идет с переменным успехом. Похоже, что побежденного в этом состязании не будет.


Надя Клашникова — комсорг бригады Надежды Быковой — главного конкурента коллектива, возглавляемого братьями Чесноковыми.
У первого секретаря Набережночелнинского горкома партии Раиса Киямовича Беляева пристрастное отношение к молодежи и ее вожакам. Совсем недавно он возглавлял Татарскую областную комсомольскую организацию.

Огромный опыт комсомольской работы, кипучий темперамент, решительность характера и аналитический склад ума сделали его кумиром молодых строителей КамАЗа.


Секретарь комсомольской организации одного из трестов, секретарь комитета комсомола монтажников, начальник комсомольского штаба стройки, секретарь парткома домостроительного комбината — такова челнинская биография одного из самых популярных комсоргов КамАЗа, Юрия Петрушина.
Первый секретарь Набережночелнинского горкома комсомола Валерий Кузьмин.

Работал мастером, начальником участка, руководителем отдела НОТ на заводе. В Набережные Челны отправился на должность инженера. Но стал комсомольским работником. Теперь он работает в Казани секретарем обкома ВЛКСМ. Мечтает со временем вернуться: «Без Набережных Челнов я теперь уже не могу».
Лейла Валидова — секретарь горкома комсомола по пропаганде.

Комсомольские кружки политического просвещения, фестивали, молодежные клубы, азартные состязания клубов веселых и находчивых — ее детища.
Инженера-авиатора Юлию Пронину монтажники избрали своим комсомольским вожаком.
Набережные Челны стали Меккой писателей, художников, кинематографистов.


В центре Набережных Челнов вырастет громадный комплекс общественных зданий: три театра, Дворец культуры, музыкальная школа, цирк, институты. А пока молодежь занимается художественной самодеятельностью в красных уголках, в школьных классах, а то и в прорабских вагончиках.
Молодежная стройка — значит новые семьи, тысячи свадеб и тысячи новорожденных «камазят».


Пионеры отчитываются на городской линейке в том, как они участвуют в строительстве автогиганта.
Бульдозерист Василий Горев — обладатель приза журнала «Молодой коммунист» «Красная гвоздика».
У каждого класса набережночелнинских школ есть шеф — бригада строителей. Первого сентября занятия в школах начинаются со встречи с теми, кто строит КамАЗ. К ребятам приходят руководители стройки и города, специалисты, бригадиры, лучшие рабочие. Это стало одной из традиций «стройки № 1».
Набережные Челны растут на берегу одной из самых красивых рек России — Камы. В знаменитом шишкинском бору вырастут пансионаты и дома отдыха, через реку перешагнет мост, ее перережет, образовав искусственное море, плотина гидроэлектростанции. А пока на отдых челнинцы переправляются на пароме.
Первенец КамАЗа — РИЗ, ремонтно-инструментальный завод. Он первым из комплекса заводов вступил в строй. Строитель передал эстафету рабочему-станочнику.

Весной 1973 года в Набережных Челнах открылся музей строительства КамАЗа. Здесь собраны официальные документы, фотографии, дневники, вырезки из газет и журналов, «молнии» и стенгазеты…

Обратите внимание

Мы начали нашу книгу с первого дня строительства гигантского комплекса заводов на Каме. Его героем был экскаваторщик Михаил Носков, вынувший первый ковш грунта, — с этого началась стройка.

Мы завершаем наш рассказ о строителях КамАЗа строками из «Летописи», которая хранится в новорожденном музее:

«Первый токарный станок на первом из комплекса заводов по производству грузовиков — РИЗе запустил токарь Михаил Иванкевич».

Первая деталь будущего автомобиля была изготовлена через месяц здесь же, на РИЗе. Электросварщик Алексей Молодцов сварил опору задней рессоры и передал ее фрезеровщику Геннадию Афонину. Фрезеровка пазов была выполнена, по общему признанию, на «отлично».

Затем деталь передали в распоряжение токаря Николая Ягуткина: он растачивал отверстия «ушка». А от него эстафету принял слесарь-инструментальщик Александр Киреев. Наконец, первая деталь легла на стол для всеобщего обозрения. И, как рассказывают очевидцы, разглядывали ее с любопытством и почтением.

А ведь обычная опора, каких будет миллионы.

…В дни, когда мы заканчивали работу над этой книгой, на первенце КамАЗа уже работало две тысячи станков! В очередную смену выходили мастера, начальники участков, рабочие.

К концу 1973 года это уже было огромное предприятие: здесь трудилось около шести тысяч рабочих. На одном из участков громадного фронта сооружения промышленного комплекса на смену строителям пришли заводчане.

И на этом завершилось утро КамАЗа.

В жизни стройки начался новый этап.

Источник: https://foto-history.livejournal.com/8323384.html

Ссылка на основную публикацию